На делать на успение пресвятой богородицы: что можно и нельзя делать в этот день

Успение Пресвятой Богородицы 2022 — что нельзя делать, приметы

         

Какой сегодня праздник (Getty Images)

Автор: Styler

Успение Пресвятой Богородицы отмечается каждый год в конце лета в один и тот же день – 28 августа.

Что можно делать, а что нет в этот праздник, у кого именины — читайте в материале Styler.

Согласно святому Писанию, о скорой кончине Деву Марию, которая вернулась в Иерусалим из Эфеса, чтобы быть ближе к месту, где нашел покой Иисус Христос, оповестил архангел Гавриил. Она успела сделать лишь некоторые приготовления и умерла.

На похороны собралось много народу, были здесь и все апостолы, кроме Фомы. Поскольку он не успел попрощаться с Богоматерью, то ему разрешили открыть гроб и поклониться святым мощам. Но Фома увидел там лишь плащаницу, а тело исчезло. Это событие говорило само за себя: Матерь Божия вознесена на небо в теле и воссоединилась с Богом. В подтверждение догадок апостолов Пресвятая Богородица явилась им со словами: «Радуйтесь! Я с вами во все дни!».

Суть праздника Успения заключается в том, чтобы почтить память Божией Матери Иисуса Христа, вспомнив о ее мирной смерти и вознесении на небо спустя три дня после своей кончины.

Что нужно сделать в этот день

К этой дате обычно подходит к финишу жатва, поэтому в церкви освящали колоски и зерно нового урожая, а также хлеб. Окропить святой водой в этот день можно и другие продукты: мед, орехи, фрукты, баранину. Также следует поставить свечку и помолиться о здравии родных.

Накануне Успения завершалось двухнедельное говение, поэтому после Успенского поста уже можно было побаловать домочадцев разносолами и накрывать щедрый стол.

На Успение было принято браться за квашение и засолку. Заготовку на зиму делали из разных овощей: капусты, огурцов, томатов, кабачков. Также занимались сбором грибов и орехов.

Народные приметы этого дня

  • Какая будет погода на Первую Пречистую, такой жди и осени.
  • Если на Успение небо разукрасила радуга, то осень порадует теплом.
  • Много паутины на Первую Пречистую предвещает морозную и малоснежную зиму.
  • Если на Успение увидеть иней, это сулит холодную осень и ранние морозы.
  • Туман на Успение Пресвятой Богородицы обещает, что впереди еще будет много теплых деньков, а грибы порадуют хорошим урожаем.

Что нельзя делать в праздник

В этот праздник запрещено сквернословить, кричать, ссориться с близкими или друзьями, желать людям зла.

Запрещено употреблять алкоголь, можно только половину бокала церковного вина.

Нельзя в праздник Успения Богородицы отказывать в помощи –надо приложить усилия, чтобы исполнить просьбу.

В этот день не стоит ходить босяком – особенно по росе, верили, что она символизирует слезы Матери Божьей.

Не пользовались в этот день ножами и другими колющими и режущими вещами, поэтому хлеб, к примеру, просто ломали руками.

         

Читайте РБК-Україна в Google News

Свята в Україні

Успение Пресвятой Богородицы 2022 — значение праздника

Значимый для всех христиан праздник — Успение Пресвятой Богородицы приходится ежегодно на 28 августа и знаменует собой окончание Успенского поста.

В русской православной традиции этот праздник — один из 12 важнейших и, пожалуй, один из самых популярных и любимых. В честь этого события названы множество храмов. Например, кафедральным собором РПЦ многие столетия был именно Успенский в Кремле.

Всего в честь Богородицы отмечают три праздника, которые носят названия Пречистая.

  • 28 августа — первая Пречистая — Успение Богородицы;
  • 21 сентября — вторая Пречистая — Рождество Богородицы;
  • 4 декабря — третья Пречистая — Введение Богородицы во Храм.

Успение Пресвятой Богородицы

Успение — это тихий и светлый праздник. Успением Пресвятой Богородицы завершается годовой круг двунадесятых праздников.

В конце своей земной жизни Дева Мария жила жила в Иерусалиме и часто посещала Голгофу, где был распят ее сын Иисус Христос. Однажды во время молитвы ей явился архангел Гавриил с вестью о ее скорой кончине — успении. Он наставил ее не бояться идти по этому пути, так как впереди ее ждет вечная жизнь на Небесах, сказав: «Сын Твой и Бог Наш приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время».

Слово «успение» несет в себе особое отношение к событию — Пресвятая Богородица не умерла в привычном понимании этого слова. Она уснула, то есть, говоря на церковнославянском, — «успела».

В ознаменование своих слов Гавриил вручил Марии ветвь от райского дерева. Ее архангел повелел нести перед гробом при погребении.

Перед смертью в Иерусалим чудесным образом были доставлены все апостолы, кроме Фомы. Они несли тело Богородицы в Гефсиманский сад. Пресвятая Богородица завещала что, бы ее тело было погребено между гробами Ее праведных родителей и супруга Иосифа Обручника.

Во время погребения апостолам явился Господь Иисус Христос, который сам забрал ее душу в Царство Небесное. Спустя три дня в Иерусалим прибыл апостол Фома. Другие ученики ему рассказали об увиденном, и тот попросил отвалить камень от гробницы, чтобы он мог попрощаться с Божьей Матерью. Когда они это сделали, то обнаружили, что тела там нет. Господь воскресил Богородицу и вознес ее тело в Рай.

Смысл и значение праздника Успения Богородицы

В чем смысл праздника? Согласно церковному учению, Бог показал всем людям, что со смертью человеческое существование не прекращается. Это лишь переход из жизни земной в жизнь вечную.

С богословской точки зрения, праздник Успения Пресвятой Богородицы наиболее тесно связан с праздником Преображения Господня. Господь преобразился, показав Свою славу, и явил свое тело нетленным — указав, что так может быть и со всеми людьми. Это говорит нам о том, что у Бога нет времени, и все возможно, ведь на беседу с Христом пришли из Царствия Божия Моисей и Илия.

В Царствие Божие была взята Богородица не только душой, но и телом. Это понимание дает человеку веру и надежду на то, что он может пребывать в Царствии Небесном, не боясь смерти. Бояться человеку нужно только греха, который может отлучить его от Бога, от прекрасного мира праведников.

В праздник Успения верующие получают свидетельство того, что мир Божий созидается здесь, на Земле. Пресвятая Богородица, будучи праведной и чистой Девой, молилась за весь мир, молила Господа простить всех тех, кто его распял и убил, мирно почила и была взята на Небо. И сегодня Царица Небесная является предстательницей за весь род человеческий, который продолжает распинать Ее сына своими грехами.

Богородичная Пасха

Второе название праздника Успения Пресвятой Богородицы — богородичная Пасха. Это связано, в том числе, с одним обрядом, характерным для праздника Воскресения Христова.

Как известно, в Страстную пятницу в церквях выносится плащаница — большая икона умершего Спасителя. И перед ней совершаются особые службы. В том числе чин погребения Иисуса Христа, в конце которого плащаницу обносят вокруг храма.

На Успение в центр храма выносится плащаница Богоматери. А на второй или третий день совершается чин погребения Богородицы. И с ее плащаницей верующие также обходят вокруг храма.

В отличие от Пасхи Христовой, дата «богородичной Пасхи» из года в год не меняется.

Народные традиции на Успение

Успение — один из любимейших на Руси народно-христианских праздников. Это и праздник урожая, и чествование матушки-земли, с которой после прихода христианства стали отождествлять Богородицу, всеобщую заступницу, особенно добросердечную по отношению к женщинам. В народе считалось, что на Успение прощаются все бабьи грехи за год.

На Руси на Успение существовала древняя традиция дожинок — в поле до праздника оставляли несжатый сноп, который был посвящен Богородице. На Успение его срезали и торжественно несли в село, сопровождая этот процесс специальными обрядами. Хлеб, испеченный из муки от дожиночного зерна, считался ритуальным и целебным, его ели всем селом, отламывая по кусочку. Часть каравая из дожинок оставляли в укромном месте как оберег, чтобы защитил урожай, отвел от людей голод и болезни.

Время с Успения до 11 сентября на Руси считается молодым бабьим летом. По погоде на Успение судили о зрелом бабьем лете — если в праздник по-летнему тепло, с 11 сентября жди дождей. И наоборот: дождик на Успение обещает теплой бабье лето.

Что нужно делать 28 августа

Прочесть молитву в честь Пресвятой Богородицы,  сходить в храм на службу и поставить свечку. Самое главное для духовного очищения любого человека в этот день — не держать ни на кого зла.

По традиции на Успение освящали в храмах зерно нового урожая, а также свежий хлеб, испеченный из муки свежего помола. Впрочем, крестьянский быт вносил изменения в древние традиции и суеверия. Например, на Успение на Руси традиционно начинали солить огурцы и сеять озимые.

Считалось, что Успение — это последний летний день, и после начинается Бабье лето.

Примерно с 28 августа после Успенского поста начиналась пора свадеб и вечерних посиделок. Девушки начинали присматривать себе женихов, а парни — невест. Существовало поверье, что выбрать спутника жизни надо до праздника, чтобы вскоре обязательно выйти замуж, пишет utro.ru.

До сих пор в некоторых местностях жива старая русская традиция на Успение щедро одаривать нищих. На Руси бедняков, а также заключенных в тюрьмах угощали свежим хлебом и помогали деньгами, скупердяев строго осуждали и даже наказывали за жадность.

Что нельзя делать 28 августа

Категорически не рекомендуется сквернословить, ругаться, выяснять отношения на повышенных тонах. Нельзя стричь волосы, так как можно «отрезать свою судьбу», считали предки. Не рекомендуется жечь костры, веселиться, ходить босиком, выполнять любые работы, связанные с колюще-режущими предметами.

На Успение запрещалось работать, особенно строгий запрет был на женскую работу, считалось, что мирское мешает вознесению Богородицы на небо. Чтобы не беспокоить почившую Богоматерь, женщинам запрещалось убираться в доме, стирать, готовить пищу, особенно строгие запреты касались рукоделия — игла или спица могли «уколоть» Пречистую, и тогда жди беды.

Согласно древнему суеверию, незамужним девушкам на Успение нельзя заплетать косы и стричься, иначе век куковать в одиночестве.

Также есть старинный запрет ходить на Успение по земле босиком. Считается, что пролитые по Богородице слезы делают землю в этот день такой горькой, что от этой горечи можно заболеть и даже умереть.

На Успение, помимо общих праздничных ограничений, был строжайший запрет на сквернословие. Считалось, что невоздержанных на язык Богоматерь может наказать заиканием, немотой или потерей памяти.

Народные приметы 28 августа

По народным приметам на Успение Богородицы определяли, какая предстоит осень и зима.

  • 28 августа солнечно и тепло — бабье лето будет нежарким.
  • В небе стоит радуга — осень выдастся теплой и солнечной.
  • Видно много паутины — зимой будет мало снега.
  • Дождь пошел — ненастная погода сохранится до конца сентября.
  • Гром и гроза — осень наступит рано и принесет много дождей.
  • Стоит туман на дворе — грибы хорошо уродятся.
  • Отчетливо ощущается запах полевых цветов — к непогоде.

Успение Пресвятой Богородицы

Сегодня католики и многие другие христиане отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы. Этот знаменательный праздник напоминает о духовном и телесном исходе матери Иисуса Христа с земли, когда и ее душа, и ее тело были взяты в присутствие Божие.

Почтенный Папа Пий XII подтвердил эту веру в Деву Марию как вечное учение Церкви, когда он формально определил ее как догмат католической веры в 19 г. 50, ссылаясь на непогрешимость папы, чтобы провозгласить, «что Непорочная Богородица, Приснодева Мария, завершив течение Своей земной жизни, была вознесена телом и душой в небесную славу».

Его Апостольская конституция «Munificentissimus Deus» (Всемилостивый Бог), которая определила догму,

содержала отчеты понтифика о многих давних традициях, согласно которым Церковь праздновала Успение на протяжении всей своей истории.

Конституция также цитирует свидетельства ранних отцов Церкви по этому вопросу и описывает историю богословских размышлений над многими библейскими отрывками, которые рассматриваются как указывающие на то, что Мария была вознесена на небеса после ее смерти.

Хотя телесное воплощение Марии прямо не записано в Писании, католическая традиция отождествляет ее с «женщиной, облеченной в солнце», описанной в 12-й главе Книги Откровения.

Этот отрывок называет появление этой женщины «великим знамением», которое «явилось на небе», указывая на то, что она мать еврейского Мессии и что «под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». Соответственно, католическая иконография западной традиции часто таким образом изображает вознесение Девы Марии на небеса.

Восточные христиане также традиционно считали вознесение Марии на небеса важным компонентом своей веры. Пий XII процитировал несколько ранневизантийских литургических текстов, а также арабского христианского богослова восьмого века святого Иоанна Дамаскина в своем собственном авторитетном определении ее предположения.

«Подобно было, — писал св. Иоанн Дамаскин в проповеди о допущении, — чтобы она, сохранившая девственность свою нетронутой при родах, и после смерти сохранила свое тело от всякой тленности» и « чтобы та, которая в детстве носила на груди Творца, должна была обитать в божественных обителях».

В восточно-христианской традиции один и тот же праздник отмечается в один и тот же календарный день, хотя обычно он известен как Успение (засыпание) Марии. Восточно-католическому празднованию Успения Пресвятой Богородицы предшествует двухнедельный период поста, аналогичный Великому посту. Пий XII в «Munificentissimus Deus» упомянул тот же период поста как принадлежащий к традиционному наследию западных христиан.

Праздник Успения всегда является Святым Обязательным Днем как для римлян, так и для католиков восточного обряда, когда они обязаны посещать Мессу или Божественную Литургию.

Успение Пресвятой Богородицы

Assumption of the Blessed Virgin Mary
First Century

August 15—Solemnity
Liturgical Color: White
Patron Saint of France and Lebanon

The end of a story illuminates all that предшествует ему; Бог хочет Марию для Себя

Сегодняшнее Торжество Вознесения тела и души Марии на небеса литургически знаменует догму. Католицизм празднует свои догмы, как страна празднует день своей независимости или свои военные победы. Церковь обрабатывает городские улицы вверх и вниз для Тела и Крови Христовых; она строит ясли и сочиняет рождественские гимны для догмы о воплощении на Рождество; она называет города, такие как Асунсьон, столица Парагвая, в честь таких догм, как сегодняшний праздник. Мы бросаем цветы, поем песни, совершаем паломничества, строим святыни и преклоняем колени в молитве о наших самых дорогих истинах. Предание в Церкви – это не запертый сундук. Это жизненная сила, подобная стремительному ветру, очищающая и очищающаяся, вечно древняя и вечно молодая, наполняющая все, чему учит и что делает Церковь. Сакраментальная семья Церкви прекрасным образом прославляет ее наиболее глубоко укоренившиеся, конкретно определенные верования или догмы.

Вознесение Марии на небо является логическим следствием догмата Непорочного Зачатия. Поскольку Мария родилась без первородного греха, она не понесла его последствий, среди которых смерть. Поскольку она была своего рода Ковчегом Нового Завета, несущим Церковь в лице Христа, Бог сохранил ее от греха и хотел, чтобы она была в Его присутствии, когда ее время на земле закончилось. Ни один святой никогда не пользовался такой привилегией, потому что ни у одного святого никогда не было таких отношений со Христом, как у Марии. Благочестивая традиция гласит, что хоры ангелов на небесах шептали друг другу в благоговейном трепете, когда Мария предстала перед Богом: «Кто эта женщина, к которой относятся с таким исключительным уважением и почетом?»

Иногда трудно оценить красоту и величие массивного ландшафта без человека, который придает ему масштаб. Какой высоты этот водопад? Как высока эта горная вершина? Как далеко этот берег? Поместите человека в поле зрения, и внезапно изображение обретет смысл. Бог наполняет каждую сцену своим величием. Его почти невозможно принять. Но Мария дает Богу масштаб и перспективу. Она очеловечивает взгляд. Мария всегда находится на переднем плане, показывая верным, как приблизиться к Богу и воздать Ему должное.

Поклонение Деве Марии — это не просто более интенсивная версия почитания святого. Это намного больше, чем это. Истинная преданность Марии находится на более высоком плане духовности, что «колыбельные католики» знают инстинктивно, даже если они не могут этого объяснить.

С Марией как нашей матерью Церковь и ее учения оживляются. Кажется, они важнее. Церковь ближе к нам, а мы к ней благодаря Марии. Марианская духовность – это больше, чем религиозная мудрость в восточной традиции. Это больше, чем признание того, что Иисус Христос произошел от конкретной женщины и определенного города. Быть «Марианской» — значит знать, почему Бог хотел, чтобы она была вознесена на небеса в целости и сохранности тела. Быть «марианкой» — значит понимать, что никто не спрашивает о ребенке, не спросив при этом о его матери. Мария была не просто первой христианкой. В течение многих лет она была единственной христианкой. В течение многих лет она была всей Церковью.

Догмат Успения, как и все догмы, освобождает. Границы заставляют идти глубже, как оросительные каналы направляют воду туда, где она нужна, чтобы был урожай. «Нет» может привести к новым открытиям не меньше, чем «Да». Хорошая теология иногда говорит «нет» плохой теологии. Это обычно ведет к более глубокой духовности.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *