На вопрос кто отвечает: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые – Слова, отвечающие на вопрос кто? что? 1 класс

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

На уроке мы узнаем, что существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые, научимся ставить вопросы кто? или что?, выполним много интересных заданий.

Имя существительное – часть речи

Вспомним, что мы называем именем существительным.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

На этом уроке мы узнаем о том, какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?

 

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

Рассмотрим первый пример. Назовём предметы. К живой или неживой природе они относятся?

Медведь, девочка, роза, дерево, воробей, подорожник – всё это объекты живой природы.

Разделим предметы на 2 группы – животные и растения.

В первую группу мы относим медведя, девочку, воробья.

Во вторую группу относим розу, дерево, подорожник.

Поставим вопросы кто? или что? к словам в каждой группе.

Кто? медведь, кто? девочка, кто? воробей.

Что? Роза, что? Дерево, что? Подорожник.

Хотя растения и относятся к живой природе, но слова, называющие растения, отвечают на вопрос Что?

Дело в том, что наши предки считали живым только то, что ходит, бегает, плавает, летает.

Эти предметы считаются одушевлёнными. И отвечают на вопрос кто?

Растения стоят на месте, не передвигаются. Вот поэтому предметы растительного мира в русском языке считаются неодушевленными, к ним ставится вопрос что?

Запомните!

Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?

К одушевлённым существительным относятся: названия людей и животных.

Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что?

К неодушевлённым существительным относят названия предметов и растений.

 

Задания для закрепления

Рассмотрим картину. Назовём существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?

Лес 

Рис. 7. Лес

Проверим. Одушевлённые предметы, отвечающие на вопрос кто?

Лиса, ёжик, черепаха, белка, стрекоза.

Неодушевлённые предметы, отвечающие на вопрос что?

Мост, трава, ромашка, яблоня, куст, грибы, земляника, дорога.

Распределим слова в два столбика: 1 – слова, отвечающие на вопрос кто?, 2 – слова, отвечающие на вопрос что?

Автобус, врач, пенал, дуб, заяц, пассажир, стол, весна, песня, учитель, сорока.

Проверим.

Кто?                          Что?

врач                          автобус

заяц                          пенал

пассажир                   дуб

сорока                       стол

                                  весна

                                  песня

А теперь давайте потренируемся в подборе однокоренных слов, заменяя существительное, отвечающее на вопрос кто? на существительное, отвечающее на вопрос что?

Кто?

Машинист

Строитель

Борец

Пограничник

Ученик

 

Примерные варианты слов:

Кто? Машинист. Что? Машина.

Кто? Строитель. Что? Стройка.

Кто? Борец. Что? Борьба.

Кто? Пограничник. Что? Граница.

Кто? Ученик. Что? Учение.

 

Прочтём стихотворение. Определим, одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

 

Проверим.

Кто? Медведь – одушевлённое существительное

Что? Валежник – неодушевлённое

Кто? Птицы – одушевлённое

Что? Песни – неодушевлённое

Что? Подснежник – неодушевлённое

На этом уроке мы узнали, что имена существительные делятся на одушевлённые и неодушевленные. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевлённые существительные – на вопрос что?

 

Это интересно

Иногда для правильной постановки вопроса, нужно обязательно уточнить значение слова. Рассмотрим пример.

В нашем зоопарке живут лисички. Кто?

В нашем парке растут лисички.Что?

В первом предложении речь идёт о животных, значит, ставим вопрос кто?

Во втором предложении – лисички – это грибы, значит, ставим вопрос

что?

На следующем уроке мы узнаем, какие имена существительные называются нарицательными, а какие – собственными.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Mysait1.ucoz.ru (Источник).
  2. Nsportal.ru (Источник).
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 100, 101 С. 77.
  • Разделите слова из стихотворения на две колонки: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Каждый вечер под окошком
Караулит мышку кошка.
Мышка в норке не шуршит –
Кошку мышка сторожит. (М. Скидан)

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай 5 предложений, описывающих картинку. Аккуратно карандашом подпиши над всеми существительными: одуш. (одушевлённое) или неодуш. (неодушевлённое).

Репка

Рис. 10. Репка (Источник)

Какие слова отвечают на вопрос «кто?», а какие – на вопрос «что?»

Цели и задачи урока:

1) Познакомить детей с понятием имя существительное.

2) Развить умения задавать вопросы кто? и что? к словам, умение находить имена существительные в тексте.

3) Развивать речь детей, умение думать, анализировать, высказывать свои мысли и доказывать их примерами.

3) Совершенствовать навык каллиграфии, письма элементов букв.

4) Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, республику.

5) Воспитать умение работать в паре: советоваться с товарищем, уметь выслушать его мнение.

Оборудование: картинки с изображением предметов, слова с названием этих предметов; фотографии с изображением городов Москва и Сыктывкар, слова с названием этих городов; карточки для самостоятельной работы; карточки со словами коса, сон, мак, капля; со словами – имя существительное, кто?, что?, одушевлённые, неодушевлённые, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Оргмомент.

У.: — Сегодня у нас очень интересный урок. Но как мы будем работать, чтобы урок прошёл с пользой для каждого из вас?

Д.: — Надо чтобы внимательно слушали не только учителя, но и своих товарищей: советовались друг с другом, выслушивали мнение каждого, помогали друг другу; работали старательно и прилежно.

У.: — Посмотрите на тему нашего урока (Слайд 1. Презентация), как вы думаете,а что мы будем изучать? Что означают эти таинственные слова?

— Какие задачи поставим перед собой?

Д.: — Узнать, что такое имя существительное. Какими признаками оно обладает.

У.: — Посмотрим, кто из вас оказался прав. А теперь познакомимся с планом нашего урока.

(Слайд 2, кроме того на партах у каждого ребенка напечатан план урока)

2. Введение в новую тему. Актуализация темы.

На доске перепутаны картинки (девочка, собака, заяц, стол, книга, машина). На каждом столе слова с названием предметов на картинке (работа в паре).

У.: — Распределите картинки по группам. Объясните свой выбор, почему вы так распределили.

Д.: — Живые и неживые предметы, одни слова отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что?.

Какой вывод вы сделаете?

Д.: Слова, которые обозначают живые предметы, отвечают на вопрос кто?, а неживые предметы – на вопрос что?

3. Открытие новых знаний:

а) Беседа по новому материалу.

У.: — Сегодня мы начинаем новый раздел, который так и называется “ Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?”. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 35. Самостоятельно прочитайте ещё раз тему раздела. Найдите упражнение 48, кто прочитает задание к этому упражнению?

У.: — Рита, прочитай слова, которые отвечают на вопрос кто?

— Ребята, а что означают эти слова?

Д.: — Живые предметы, людей и животных.

У.: — Саша, а теперь ты прочитай слова, которые отвечают на вопрос что?

— Что означают эти слова?

Д.: — Неживые предметы.

б) Самостоятельное выведение учащимися правила.

У.: — Какой вывод вы сделаете по упражнению?

Д.: — О людях и животных спрашивают кто?, а о других предметах — на вопрос что?

У.: — А вы знаете, как называются слова, которые отвечают на вопросы кто и что?

Вывод: Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?, называются именами существительными. А как вы думаете, почему их так назвали?

в) Работа со словарными словами.

— Посмотрите, а внизу написаны еще слова? Что это за слова?

Д.: — Это слова, которые надо запомнить. Словарные слова.

У.: — Прочитайте первое слово (на доску). На что надо обратить внимание в этом слове?

Известный писатель Максим Горький говорил: “Человек – это звучит гордо”.

— А как вы понимаете эти слова? Что значит быть человеком? Настоящим человеком? А в наше время надо ли накапливать знания? Для чего?

— А какой группе нужно отнести слово Москва? (На доску). Почему?

Что обозначает это слово? Почему оно написано с большой буквы? На что ещё надо обратить внимание при записи этого слова?

Д.: — На безударную гласную о.

У.: — Запишите это слово. Да, Москва — это главный город, столица России (показать на карте, обозначить флажком). Какие пословицы вы знаете о Москве? Есть даже такая пословица: Москва – мать всех городов. (Слайд 3). Может быть кто-то бывал из вас в этом городе? В этом замечательном городе очень много красивых исторических мест (Слайд 4).

— А кто из вас знает, как называется главный город нашей Республики? (Сыктывкар). Что в переводе означает это слово?

Д.: — Город на реке Сысола.

У.: — С какой буквы вы напишете это слово? (Сыктывкар — столица Республики Коми— показ на карте, флажок). В Сыктывкаре тоже есть много очень красивых мест (показ иллюстраций на слайде).

— А к какой группе слов отнесёте слово Сыктывкар? Почему?

— Какие имена существительные ещё вы бы добавили в каждый столбик?

Физминутка.

г) Первичное закрепление.

У.: — А теперь я предлагаю вам продолжить работу.. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа (обратить внимание на посадку при письме).

— У вас на партах лежат листочки. Предлагаю поиграть в игру, которая называется “Четвёртый лишний”. Работая в паре, вы должны прочитать слова-предметы, посоветовавшись со своей парой, найти лишнее слово-предмет и выписать его в тетрадь.

(Слайд 6)

Проверка:

У.: — Сейчас я ещё раз прочитаю слова. Услышав то слово-предмет, которое вы посчитали лишним, вы хлопните в ладошки.

— Объясните, почему вы выделили это слово?

— Какой вывод можно сделать по этому заданию?

Д.: — Слова, которые отвечают на вопрос кто? – обозначают живые предметы, а слова, которые отвечают на вопрос что? – неживые.

У.: -Как по-другому можно назвать слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?

Д.: — Имена существительные.

4. Практическая часть урока.

а) Задание по выбору.

У.: — А теперь предлагаю задания ещё интереснее. Возьмите листочки на партах.

— Скажите, что вы там увидели?

Д.: — Разные задания.

У.: — Прочитай те первое задание. Встаньте те, кто считает, что справится с этим заданием. А теперь прочитай те второе задание. Кто справится с этим заданием? А теперь встанут те, кто справится с последним заданием. Предлагаю вам прочитать ещё раз все задания, хорошо подумать, выбрать и выполнить то задание, с которым вы считаете что справитесь без труда.

1 группа заданий – поставить вопросы к именам существительным (слова распределены по группам)

Задание 1: Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?

художник

конь

папа

доктор

свечка

лыжи

чашка

учебник

2 группа заданий – выбрать слова и записать по столбикам:

1 столбик_кто?

2 столбик — что?

Задание 2: Спиши слова. В один столбик запиши слова, которые отвечают на вопрос кто?, в другой - на вопрос что?

Повар, стрекоза, дуб. обруч, муравей, конфета, газета, Света.

3 группа заданий – подчеркнуть и выписать из текста имена существительные.

Задание 3: Прочитай текст. Найди в тексте слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? Выпиши эти слова.

Помощница.

Таня пришла на кухню. Там стоял тазик с водой. Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть чашки. Мама похвалила дочку.

Проверка:

У.: — Поднимите руки те, кто выполнил задание 1. Прочитайте слова с вопросами.

— Поднимите руки те, кто справился со 2 заданием.

— А теперь те, кто не испугался 3-го задания? Прочитаем слова с вопросами.

Вывод:

У.: — Что обозначают слова, которые вы выписали?

Д.: — Предметы: живые и неживые.

У.: — На какие вопросы они отвечают?

Д.: — Кто? и Что?

Игра “ Волшебные превращения”. (Слайд 7)

У.: — Как вы спросите про эти слова?

Что это? — коса, мак, капля, сон. А сейчас на несколько минут мы с вами превратимся в волшебников и сделаем волшебные превращения. Итак, сейчас мы закроем наши глазки и внимательно послушаем задание.

Замените в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос – кто? (Коза, рак, цапля, сын)

— Запишите эти слова с вопросом.

Вывод: Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? что?, (имена существительные).

5. Подведение итогов урока.

У.: — Понравился ли вам урок?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие слова мы будем называть именами существительными? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Оказывается, имена существительные, которые отвечают на вопрос кто называют одушевлёнными, а имена существительные, которые отвечают на вопрос что? – неодушевлёнными. (Слайд 8). А как вы думаете, почему? Ответ на этот вопрос мы узнаем на следующем уроке.

— Какие упражнения вам понравились? Кому было трудно на уроке?

— Довольны ли вы своей работой на уроке? Вспомните начало нашего урока. Какие задачи вы поставили перед началом вашей работы? Добились ли этого? Оцените свою работу на листочках.

6. Домашнее задание.

— Упр.34 с.18 или составить задание для товарища “Четвертый лишний”.

Приложение

План урока.

1. Игра “ Разложи картинки в 2 группы”.

2. Работа по учебнику. Упражнение 48, стр. 35.

3. Работа со словарными словами.

4. Просмотр иллюстраций.

5. Физминутка.

6. Игра “ Четвертый лишний”. Работа в парах.

7. Самостоятельная работа.

8. Игра “ Волшебное превращение”.

9. Подведение итогов. Домашнее задание.

Карточка.

Маша, огонь, лошадь, корова.

Москвич, воркутинец, город, сыктывкарец.

Добрый, заботливый, отзывчивый, человек.

1 группа заданий:

Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?

художник

конь

папа

доктор

свечка

лыжи

чашка

учебник

2 группа заданий:

Спиши слова. В один столбик запиши слова, которые отвечают на вопрос кто?, в другой – на вопрос что?

Повар, стрекоза, дуб, обруч, муравей, конфета, газета, Света.

3 группа заданий:

Подчеркнуть и выписать из текста имена существительные.

Помощница

Таня пришла на кухню. Там стоял тазик с водой. Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть чашки. Мама похвалила дочку.

Слова, отвечающие на вопрос «Кто?» «Что?»

Задачи:

  • Закрепить знания об имени существительном (словах, отвечающих на вопросы кто? что?).
  • Формировать умение распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
  • Развивать умение находить в словах орфограммы.
  • Развивать навыки каллиграфического письма.
  • Развивать мышление, память, внимание, речь учащихся.
  • Воспитывать интерес к родному языку.
  • Развивать навыки оценивания своей работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Чистописание. (работа по тетради по чистописанию).

БУКВЫ И БУКВОСОЧЕТАНИЯ: Е, Ек, Ем.

— Из каких элементов состоит заглавная буква Е?

— Какие соединения используются в буквосочетаниях?

— Пропишите. (повторяются правила посадки, положения тетради, рук).

СЛОВА: Елена, Евгений, Егор, Ева, Елец.

Прочитайте слова. Что общего?

Почему все слова написаны с заглавной буквы?

Вспомним правило: Имена, фамилии, клички, города-

Все с заглавной буквы пишутся всегда!

— На какие группы можем разделить? (Имена и название города).

— На какие группы можем разделить имена? (Женские и мужские).

— Назовите женские имена. (Елена, Ева).

— Назовите мужские имена. (Егор, Евгений).

— Девочки записывают женские имена, а мальчики — мужские.

3. Сообщение темы урока.

— На какие вопросы отвечают слова в тетради? (кто? что?).

— Сегодня мы продолжим работу над словами, отвечающими на вопросы кто? что? Искать такие слова будем везде. А для этого отправимся на отдых к бабушке в деревню.

4. Словарная работа.

— Послушайте и выпишите слова с непроверяемой орфограммой (один ученик работает у доски).

Папа за рулем сидит.
Машина за город бежит.

У бабушки славный огород.
Вот морковь в углу растет.

Яблок полные корзины
Собирает тетя Зина.

За рекою луг широкий:
Сколько ягод соберем!

Проверка на доске: машина, огород, корзина, яблоко, ягода, морковь, город.

— На какие вопросы отвечают? (что?).

— Что можем добавить? (неодушевленные).

— Почему неодушевленные?

Закрепление изученного материала.

Задание 1.

— Представьте, что мы на широком лугу, солнце светит. Что можем увидеть, кого встретить? (ответы детей).

На доске разбросаны листки со словами:

— Прочитайте слова. Есть ли среди них незнакомые?

— Уберите слова, которые не отвечают на вопросы кто? что? (дети выходят по одному, задают вопросы и убирают «лишние» слова).

— Как одним словом назвать? (животные).

— На какой вопрос отвечают? (кто?)

— Подставим к ним вопрос и запишем в тетрадях их столбиком.

Задание 2.

— Побудем волшебниками и превратим эти слова в слова, отвечающие на вопрос что?, изменив одну лишь букву!

Работа в парах.

Проверка на доске:

Кто? Что?
бык бок, бак, бук.
лайка майка, гайка, шайка, лапка
корова корона
жук лук, бук, сук.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Задание 3.

-Обычно вокруг деревень есть не только поля, луга, но и водоемы. Поищем здесь слова, отвечающие на вопросы кто? что?

— Вставьте подходящие слова в предложения.

Парная работа на листочках.

1. Наша (что?) :. находится на берегу реки.

2. В реке живут (кто?) ::.. .

3. На берегу сидят громкоголосые (кто?) ::.. .

4. (кто?) ::.. любят ловить здесь рыбу.

Проверка. Дети зачитывают по одному предложению. Если допущена ошибка - хлопок.

Учитель выбирает группу, у которой получился текст.

— Можно ли назвать эти предложения текстом? Докажите!

(Текст — группа слов, связанных по смыслу).

Задание 4.

— За городом можно встретить еще одно громкоголосое животное! Отгадайте его.

Не царь, а в короне.
Не всадник, а со шпорами.
Не часы, а всех будит. (петух).

Слайд 1.

— Найдите «опасные» места. ( по одному ученику выходит к компьютеру, называют и обозначают орфограмму графически).

Запись загадки и отгадки под диктовку.

— Найдите слова, отвечающие на вопросы кто? что? и подпишите над ними вопросы.

Слайд 2.

Взаимопроверка. Сверка с текстом на экране.

— У кого нет ошибок? У кого одна ошибка?

6. Итог урока.

Наш отдых за городом подошел к концу. Вернемся в класс и подумаем:

— что было интересным на уроке?

— с каким заданием было трудно справиться?

— что узнали о словах, отвечающих на вопросы кто? что?

7. Оцените свою работу на уроке сегодня:

  • Если все получалось нарисуйте на полях веселое лицо.
  • Если было сложно, но вы справились — грустное, а затем веселое лица.
  • Если работали и ничего не получилось — грустное лицо.

8. Домашнее задание: Д/М упр.41.

Презентация.

Урок русского языка по теме «Слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?»

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:

  • Познакомить детей с понятием слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?”.

Задачи урока:

  • познакомить детей и помочь им усвоить новые понятия: “слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?”;
  • формировать умение задавать правильно вопросы к существительным;
  • закрепить навыки оформления предложения на письме;
  • развивать устную речь учащихся;
  • развивать образное мышление;
  • развивать умение анализировать, обобщать;
  • воспитание аккуратности;
  • воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.

Оборудование урока:

  • Учебник “Русский язык” 2 класс авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, по программе “Школа 2100”;
  • письменные принадлежности к уроку;
  • Карточки с набором букв;
  • Дидактический материал по русскому языку автор Л.Ю. Комиссарова;
  • АРМ учителя, проекционный аппарат (более подробно описание необходимого оборудования и программного обеспечения приведено выше в разделе “Пояснительная записка”).

Пояснительная записка

Урок русского языка во 2 классе (программа “Школа 2100”) по теме “Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?” рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Оборудование:

  • АРМ учителя
  • Проекционный аппарат
  • Экран

Программное обеспечение:

  • Операционная система – Windows XP,
  • Microsoft Office XP
  • Презентация PowerPoint

I. Организационный момент

Начинаем урок русского языка.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой! (слайд №1)

А теперь, я хочу посмотреть, какой ряд сегодня сядет тише остальных? Молодцы. Сели ровно. Посмотрели на меня.

II. Чистописание

Я тетрадь свою открою
И как надо положу
Я отвас друзья не скрою,
Ручку я вот так держу
Сяду ровно, не согнусь
За письмо сечас возьмусь.

Отступили от домашней работы 2 строчки вниз, на третьей записали число, на четвертой – классная работа.(слайд №2)

III. Словарная работа.

Ребята, посмотрите на доску (слайд №3)

Вы можете назвать записи на доске словами? Почему?

А можно ли сделать так, чтобы эти наборы букв стали словами? Что надо для этого сделать?

Составьте из этих букв слова.

Запишите их. (записываю под диктовку детей) Один ребенок выходит и подчеркивает орфограмму и ставит ударение.

Давайте проверим написанное.(слайд №4)

Поднимите руку у кого так же?

IV. Введение в новую тему

Сели ровно, ручки положили. ( Послушайте стихотворение, а потом ответите мне на несколько вопросов. (Слайд № 5)

Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.

1. Актуализация знаний

Что же такое слово? (Часть речи, которая имеет смысл и значение )

2. Формулирование темы.

Действительно все слова имеют значение. Одни из них отвечают на вопрос КТО?, а другие на вопрос ЧТО? (Слайд №6)

3. Открытие нового знания

Попробуем разгадать кроссворд и определить какие вопросы можно задавать к словам. К примеру я показываю вам картинку, а вы задаете вопрос к ней и говорите, что на ней нарисовано: КТО? – оса, ЧТО — утюг. Кому не понятно поднимите руку. Продолжим. (Слайд № 7, 8)

  • Кто? — оса
  • Что? — утюг
  • Кто? – щука
  • Что? — Лента
  • Что? — коса
  • Что? – торт
  • Кто? – сова
  • Что? – лист
  • Кто? – кот
  • Что? – ель
  • Что? — Балет
  • Кто? — Конь
  • Что? — Веник
  • Кто? — корова
  • Кто? — лев

Итак, мы разгадали кроссворд. Прочитайте ключевое слово в нем (Существительное)

Правильно! Именно так называются все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?

Кто уже догадался какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? Что объединяет слова, которые отвечают на вопрос КТО? А на вопрос ЧТО?

V. Физ.минутка

Теперь немного поиграем (слайд № 9)

Я называю вам слова, и если они отвечают на вопрос ЧТО? вы садитесь, а если на вопрос КТО? подпрыгиваете.

Будьте внимательны, я буду вас сбивать.

Учеба, ученик, машина, кошка, рыба, гриб, самолет, ворона, птица, сказка, писатель.

А теперь посмотрим, какой ряд сядет тише и красивее.

IV. Первичное закрепление.

Открыли учебники на стр.34. задание № 48. Прочитайте задание. Прочитайте слова и приведите свои примеры слов, в каждую группу. (Слайд №10)

Кто? Что?
Человек Дом
Мама Город
Щенок Машина
Кит Дерево
Кузнечик Космос

V. Самостоятельная работа

А теперь посмотрим, насколько хорошо вы все поняли. Найдите упражнение № 49. Прочитайте задание. Кому не понятно, поднимите руку. (Два ученика по очереди выполняют у доски)

Проверьте. Кто считает иначе?

VI. Повторение.

А теперь давайте вспомним, что еще мы можем делать со словами? (Разбирать, делить на слоги, ставить ударение, составлять предложения)

Совершенно верно составлять предложения. А что такое предложение и чем оно отличается от набора слов.

Посмотрите на доску. (Слайд № 11) Что у меня записано предложение или набор слов? Как из этих слов сделать предложение?

Запишите получившиеся предложения.

Скажите есть ли в этих предложениях слова, которые отвечают на вопрос КТО? или ЧТО? (есть)

Назовите эти слова вместе с вопросом (КТО? – мама, Оля, птенец; ЧТО? – кукла, тропинка)

Поставьте сверху, над этими словами карандашом вопросы.

Молодцы!

VII. Подведение итога урока.

Подведем итог. (Слайд №12)

  • Какие слова отвечают на вопрос КТО?
  • Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?
  • Кто запомнил как они называются?

VIII. Домашнее задание

Домашнее задание. Дидактический материал № 34 (карточки с домашним заданием)

№ 34 Спиши слова. Поставь к ним вопросы КТО? или ЧТО?

Света, конфета, газета, мама, щенок, вода, шкаф, планета, мальчик, читатель.

Образец: (кто?) Света, (что?) конфета, …

Приложение.