Медитация «Наблюдение за мыслями» — Центр Передовых Психотехнологий Дмитрия Петухова
С вами бывает такое, что ваши собственные мысли достают вас? Какая-то проблема, будущее событие или прошлая обида не дают вам покоя. Вы все уже решили, приняли возможные меры, смирились с неизбежными потерями и т.д., но мысли о беспокоящем событии никак не оставляют вас. Они снова и снова приходят в голову и вам никак не удается отделаться от них.
Думаю, вам это знакомо. И также, наверняка знакомо и то раздражение, которое испытываешь, когда отвлекающие мысли мешают сосредоточится на важном деле.
Ну, а раз так, то идея заниматься практиками ментального самоконтроля должна показаться вам весьма разумной и полезной.
И сегодня я расскажу вам об одной из таких практик – медитации наблюдения за мыслями.
Суть этой техники в том, что вы стараетесь просто наблюдать за процессом появления и ухода возникающих у вас мыслей, не вовлекаясь в процесс обдумывания. Т.е., вы наблюдаете за этим процессом как бы со стороны.
Методика эта используется уже не одну тысячу лет в йоге и буддизме, а в последние десятилетия попала и в круг интересов современной науки.
В чем польза от этой практики
Развивает центрированную позицию восприятия
Большинство проблем в поведении и общении связаны с тем, что нас «захватывают» какие-то мысли, чувства или желания. Т.е., включаются какие-то негативные подсознательные программы и в результате, мы можем, например, наговорить что-то близкому человеку или начальнику такого, о чем потом будем сильно жалеть, или провести пол-дня в пустых блужданиях по интернету, вместо того, чтобы заниматься важным проектом и т.п.
Когда мы находимся в центрированной, осознающей позиции, нам проще замечать включение подобных негативных программ и не поддаваться им.
Снижает влияние негативных мыслей
Если чувство тревоги ваш постоянный спутник, то вы знаете, что именно навязчивые тревожные мысли поддерживают это неприятное состояние. Умение отстраниться от потока мыслей помогает значительно снизить их влияние на наше эмоциональное состояние.
Начинаете замечать, что и как влияет на вас
Фильмы, книги, общение – все это не проходит бесследно. Мозг, наш внутренний компьютер, находится в постоянной работе. Вся информация, которая в него поступает обрабатывается и так или иначе влияет на то, какие мысли будут приходить вам в голову. А от этого будет, в свою очередь, зависеть и ваше общее состояние
***
Если вы еще не занимались подобными практиками, то идея наблюдения за своими собственными мыслями может показаться вам парадоксальной. Как я могу наблюдать за тем, что порождаю сам?
Это вопрос о том, с чем мы себя отождествляем. Вот в этой статье я давал практику разотождествления, которая помогает осознать, почувствовать, что мы можем не отождествлять себя, свое истинное я ни с телом, ни с чувствами, ни с разумом. Но, это отдельная история. Нам же сейчас просто важно понять, что мы вовсе не обязаны отождествлять себя со своими мыслями.
Мы говорим «мне пришла в голову мысль». Мы не говорим, что мы сделали, создали эту мысль. Она сама пришла. Большинство наших мыслей – это как бы фоновая работа нашего мозга, нашего разума, нашего бессознательного, нашего внутреннего компьютера, если хотите.
Мы, конечно, можем сознательно включиться в процесс мышления. Но, это как раз то, чего мы стараемся избегать в данной медитации. Мы наблюдаем за процессом спонтанного мышления, за теми мыслями, которые сами «приходят нам в голову»
Наблюдение за мыслями можно отнести к практике развития внимательности, осознанности. И как я уже ранее писал, эту практику можно условно разделить на формальную и не формальную.
Формальная – когда вы специально выделяете на это время, принимаете медитативную позу и полностью фокусируетесь на этой задаче.
Неформальная, когда вы решаете понаблюдать за своими мыслями в любой подходящей для этого обстановке: дома, во время прогулки, в очереди, в общественном транспорте, на бестолковом совещании 🙂 и т.д.
В любом варианте, задача остается одна и та же – наблюдать за процессом возникновения и рассеивания мыслей, не вовлекаясь в их обдумывание. Если вы замечаете, что какая-то мысль увлекла вас – просто скажите себе мысленно «Стоп» и вернитесь в позицию наблюдателя.
Я рекомендую начинать осваивать эту медитацию буквально с нескольких минут.
Я так же рекомендую заниматься как формальной, так и неформальной медитацией наблюдения за мыслями.
Формальная практика имеет более четкую структуру и несколько вариантов выполнения.
Здесь я описываю один базовый вариант, который сам применяю.
Рекомендую использовать таймер, чтобы в процессе занятия не отвлекали размышления о том, не пора ли заканчивать или еще позаниматься.
Техника выполнения медитации
Вот краткий перечень всех этапов этой медитации
Сформулировать намерение
Принять позу
Расслабиться, успокоится
Приступить к практике наблюдения за мыслями
Выход
А теперь, подробнее по каждому этапу.
Сформулировать намерение
Хорошая идея – напоминать себе в начале занятия, ради чего, собственно, вы это делаете. Это поможет сохранять мотивацию. Кроме того, важно определиться с временем занятия, поставить таймер и напомнить себе, что сейчас вы собираетесь заняться медитативной практикой в течение всего… минут и на это время вы вполне можете отложить свое беспокойство относительно насущных дел
Поза
Традиционно, главная рекомендация – прямая спина. Не обязательно в позе лотоса или со скрещенными ногами. Можно и на стуле и на диване или в кресле. В этом случае, хорошая идея – использовать одну-две небольшие подушки, распределив их так, чтобы было удобно сидеть прямо
Глаза открыты или закрыты. Если открыты, можно расфокусировать или направить взгляд вниз, примерно под 45 градусов. Постепенно расфокусированность сама может возникнуть, по крайней мере на периферии зрения. Все это не особо существенно, важно не блуждать взглядом, не отвлекаться на визуальные стимулы.
Расслабиться, успокоиться
Начинаем с контроля позы, ощущений соприкосновения тела, ног с поверхностью сидения, пола. Последовательно расслабляем мышцы, не участвующие в поддержании позы
Перейти в осознанное состояние
Начинаем наблюдать за дыханием в течение нескольких минут или до счета 21. Это помогает перейти в более осознанное, центрированное состояние.
Можно выбрать любые ощущения проявления дыхания (движения живота, груди, ощущения в области носа) или можно последовательно, сначала одну-две минуты наблюдать за движением живота – груди, потом перейти к наблюдению за ощущениями в области носа.
На этом этапе, если появляются отвлечения (мысли, звуки и т.п.) – осознаете что отвлеклись и спокойно возвращаете внимание к наблюдению за дыханием.
Приступить к практике наблюдения за мыслями
Переходим к наблюдению за мыслями. Задача – осознать появление мысли, но не вовлекаться в ее обдумывание. Мысли будут приходить и уходить, вы просто наблюдаете за их приходом и уходом. Если вовлеклись – осознаете это и опять как бы отступаете в сторону (или как бы мысленно делаете шаг назад), становитесь наблюдателем.
Если устали – можно вернуться к наблюдению за дыханием.
Мне нравится идея переключения скоростей, которую я узнал от Алана Уоллеса – известного учителя медитации.
Проще наблюдать за дыханием, чем за мыслями. При этом проще наблюдать за движением живота, груди, чем за движением воздуха в области ноздрей.
Поэтому, вы как бы переключаете скорости, как на машине. Чтобы начать, тронуться с места, вы включаете первую скорость и наблюдаете за дыханием в области живота и груди. Войдя в осознанную позицию вам проще переключиться на вторую скорость и наблюдать уже за менее грубыми ощущениями дыхания в области ноздрей. Это еще больше успокаивает и концентрирует вас и вы можете перейти на третью скорость и начать наблюдать за мыслями.
Но, потом, вы можете немного устать, это похоже на то, что дорога пошла в гору и надо понизить передачу – вы возвращаетесь за наблюдением за дыханием в области ноздрей. Если и это кажется трудным – опускаетесь на еще более простой уровень – наблюдение за движением живота и груди. Стабилизировавшись на этом уровне, вы сможете двинуться опять в сторону более сложных задач.
И таким образом вы можете как бы переключаться с одного уровня сложности к другому в течение всего отведенного времени на занятие.
Выход
В буддийской традиции, принято заканчивать медитацию «посвящением заслуг», т.е. как бы посвящением того труда, который вы вложили и тех результатов саморазвития, которых достигли на благо освобождения, просветления всех живых существ (это, конечно, весьма упрощенное определение). Но, я не специалист и не учитель по буддизму и обучаю только светскому варианту медитаций, т.е. рассматривая их только как психотехники. Поэтому, будем говорить о привычном для трансовых техник термине «выход»
В данной практике вы вряд ли будете погружаться в глубокий транс, поэтому, особой технической необходимость в специальном выходе нет, но я считаю, что просто вскочить с первым звонком таймера не лучшая идея. Мне кажется важным то, как мы завершаем любую практику. С какими мыслями, с какими эмоциями и намерениями.
Если вам сложно заниматься регулярно, то важно похвалить, поздравить себя с успешной реализацией своего плана. Вы запланировали, вы позанимались, и теперь, даже собственная похвала и чувство удовлетворения послужат позитивным подкреплением, что поможет вам быстрее сформировать привычку регулярно медитировать.
Если вы часто отвлекаетесь в течение дня – завершите свой медитативный сеанс пожеланием себе сохранять осознанность и сфокусированность на важном
***
Надеюсь, что у вас возник интерес к этой технике и желание ее практиковать и я буду рад получить ваши комментарии и ответить вопросы.
Еще статьи о техниках медитации
Простые техники медитации для развития осознанности
Медитация доброжелательности
Практика внимательности
Медитация “Маркировка переживаний”
Медитация во время еды
Медитация в движении
Практика наблюдения мыслей. | ЛЮБОДАР
Попробуй сделать такое упражнение. Выбери какую-нибудь мысль попроще (не страшную), попробуй увидеть эту мысль как объект на расстоянии от себя в пространстве (где она окажется, пусть так и будет, не надо ее насильно помещать в какое-то конкретное место). Осознай, что ты и мысль – разные объекты, и вы не связаны, вы отделены друг от друга. Позволь мысли (всем мыслям) проходить сквозь тебя и не задевать тебя, будь безразличной к проходящим мыслям, не давай ни одной из них внимания, не надо начинать думать эти мысли и думать о мыслях. Не концентрируйся ни на одной из мыслей. Просто дай быть себе и дай быть мыслям отдельно от тебя. Пусть они приходят и уходят, не останавливай их, не взаимодействуй с ними, пусть они движутся, как им хочется. Проблемы и страхи возникают только после того, как ты начинаешь думать мысль. Приходит мысль, ты начинаешь ее думать, предполагать какие-то последствия ситуации и проявляется страх или другие эмоции. Если сразу, на первом этапе изменить эту схему и просто не думать приходящие мысли, не вовлекаться в думание, то не появится и страх или другие эмоции. Можно также смотреть на пространство тишины, которая находится между тем (перед тем), как появляются мысли, на пространство «Я есть». Этому можно научиться, это можно натренировать. Этим занимаются йоги и медитирующие. То есть суть в том, ты не думаешь мысли, а просто наблюдаешь их со стороны. Это делает жизнь спокойной, дает внутренний покой. Оказывается, мысли не обязательно думать, нет такой обязанности. Людей просто приучили думать мысли, просто так принято и это и создает проблемы. Поэтому для решения твоих вопросов и выздоровления очень важно научиться этому упражнению, научиться концентрации и медитации. Этому также очень способствуют занятия йогой.
Любые психологические методы – это всего лишь костыли, которые, конечно, могут дать освобождение от каких-то отдельных программ и страхов, но решить коренным образом вопрос можно только через управление умом, чему человек должен научиться и натренироваться самостоятельно практикуясь. Любые психологические методы (даже если они чистые) – это игры ума и с умом, причем, по его правилам. Объем ума, мыслей и программ настолько велик (если еще и все жизни посчитать), что на это можно всю жизнь (и не одну) потратить, можно вообще в этом погрязнуть и полностью закопаться. А стоит сделать вообще не стандартный ход – перестать играться с умом и мыслями, перестать в них вовлекаться, перестать их думать (это непросто, но возможно).
Есть мнение (которое, кстати, очень хорошо соотносится с теорией о нашем мире как компьютерной симуляции реальности, подробнее ЗДЕСЬ), что мысли нам не принадлежат (не являются нашими), они приходят и уходят вне зависимости от нашей воли из какого-то источника (а не рождаются у нас в голове). А люди думают, что это их мысли, начинают их думать, после чего появляются эмоции (страх, гнев и т.д.), чувство вины на свои «плохие» эмоции и реакции и т.д. пошло поехало. В итоге масса страданий из ничего. А оказывается, можно было даже не начинать этот цикл, а люди просто об этом не знают, их этому не учили.
Техника наблюдения за умом (для начала можно вот так практиковать):
Старайся делать это упражнение постоянно сначала с простыми мыслями, а потом с пугающими и любыми, в том числе и в стрессовой ситуации.
Посмотри также эти видео:
Как не вовлекаться в игры ума? ~ Муджи:
Про наблюдение мыслей и наблюдателя (с 7мин 50 сек о том, что мысли появляются из ниоткуда):
Часть 1.
Часть 2.
Про Мысли и практику наблюдения за ними:
1:25 место нахождения мыслей, что такое СУП
4:00 взаимодействие с мыслями для качественной жизни
4:59 банальный пример работы мысли
7:52 практика ленивой випассаны как способ наблюдения за мыслями
11:46 про выбор мыслей
12:33 мысли как процессинг и наполнение пространства игры
14:29 мысли как материал для материализации, без которого не было бы ни-че-го
17:00 как выбрать какую мысль думать
19:00 что дает наблюдение за мыслями
В дополнение могут быть полезны эти видео:
Экхарт Толле: Болевое Тело (глава из книги):
Экхарт Толле: Практика наблюдения за эмоциями:
Измени свою жизнь на 180°, используя силу момента сейчас. Экхарт Толле:
Рекомендуем также изучить эти статьи:
* КНИГА МАРКА БАКНЕРА «ТРЕНИНГ ПО СИСТЕМЕ ЭКХАРТА ТОЛЛЕ. ПРОБУДИ СИЛУ НАСТОЯЩЕГО! Выход из страданий в Мир Гармонии и Счастья»: https://lubodar.info/probudi-silu-nastoyashhego/
* ВИПАССАНА — МЕДИТАЦИЯ ДЛЯ КАЖДОГО, ПУТЬ К ВНУТРЕННЕМУ СПОКОЙСТВИЮ И СЧАСТЬЮ: https://lubodar.info/vipassana-meditatsiya-dlya-kazhdogo/
* ВАЖНОЕ О МЕДИТАЦИИ (подборка коротких полезных видео): https://lubodar.info/o-meditatsii/
Другие полезные практики на все случаи жизни: https://lubodar.info/category/prostye-i-effektivnye-praktiki/
Что дает практика наблюдения – мысль и энергия — Истина времени
В отделе «Тренинги» я много пишу о практике наблюдения за своими мыслями. В этой статье я объясню механизм реализации этой практики, к чему это приводит, что эта практика дает человеку.
О практике «Наблюдателя» или «Тишина Сознания» я писал в отделе «Тренинги», смотрите предыдущие статьи.
В этой статье я опишу технику тех процессов, что происходит в организме человека и в его психической сфере при наблюдении за своими мыслями.
Наблюдение за своими мыслями
Я писал: Наблюдение за своими мыслями, а далее за переживаниями, состояниями, чувствами. Так же писал и утверждаю эффективность этой практики. Более того, скажу, что в результате этой практики, углубляя ее и расширяя, можно достигнуть в своем развитии всего, что возможно и что невозможно. Отмечу, что такая практика эффективна, именно, на земле в проявленном состоянии.
Я писал о том, что необходимо наблюдать за своими мыслями, непредвзято, как бы со стороны. Что происходит?
При сосредоточенном внимании на движении мысли происходит центростремительное движение поступающей энергии из внешнего уровня сознания. Энергия нагнетается к центру зарождения мысли, которым и является «Центр, который везде», он же – центр тяжести человеческого тела. Именно по этой причине практика бывает эффективна в физическом теле.
Энергия в это место нагнетается вращательным моментом поступательного движения символического образа мысли. В центре нагнетания энергии пространство (материя) уплотняется, время разряжается, что создает условия более качественного обмена веществ организма. Информационный образ, введенный в движении мысли при центростремительном движении энергии мгновенно переходит в разряд реализации, «идея сотворения, грядущего свершений», например.
Восприятие состояний и переживаний
Следующий этап. При постоянном и непредвзятом наблюдении за своими мыслями, достигается состояние «Тишина Сознания», и наблюдение переходит в режим восприятия движения мысли в виде этих состояний и переживаний в психической сфере человека.
Понаблюдайте, этот момент прекрасно чувствуется, когда внимание переходит в восприятие. Что происходит в центре нагнетания энергии?
Начинается обратный процесс, центростремительное движение энергии переходит в центробежное движение энергии, которое не имеет пространственных границ, ибо образ центробежных энергий есть время, а время не имеет пространственных измерений.
Пространство в «Центре, который везде» разряжается, время уплотняется и в конечном итоге соединяется с Пространственным огнём, который есть Былое в памяти Духа Истины. Сказать иначе, человеку открывается вся информация, существующая в архивах пространственного огня. Ученые это пространство называют – темная материя. Но смею заверить, что информация – это не только и не столько темная материя, а материя, вообще.
Отмечу один момент. При наблюдении за своими мыслями в конечном итоге происходит прокол мысли в «Центре, который везде», что дает возможность открытия Источника энергии Абсолютной реальности. Отныне, поступающая энергия через Источник охватывает все мыслимое и немыслимое, ибо это уже Духовная энергия. Вот так просто и незаметно мы можем достигнуть Высшего Источника, минуя все промежуточные этапы развития.
Но и это еще не все. Человек начинает сознательно управлять движением этих потоков энергии и информации по принципу закона «Золотого Сечения», человек становится Творцом-Творением. Он свободно черпает информацию и энергию из Былого в памяти Духа Истины, формирует её на свое усмотрение и реализует через «Центр, который везде». Это, поистине, беспредельность возможностей и способностей человеческих, превышающих способности и возможности Творца Изначального, что и есть Абсолют.
Превышающий силою Отца
Абсолют может в одностороннем порядке или внимать, или воспринимать. Если это не так, Абсолют перестает быть Абсолютом, так как он не может делиться и прерываться, он может быть только Один и есть, и будет.
Человек, достигший уровня Творец-Творение, обладает обоими качествами одновременно, и Вниманием, и Восприятием, при этом не теряет своей индивидуальности (целостности).
Еще раз. Абсолют (Отец) при явлении внимания идеей «Познать себя», например, порождает двойственность разделения самого себя, что есть жертва Творца во имя Творения. Внимание переходит в восприятие, и восприятие во внимание, вечная битва двух потоков энергии, Света и Тьмы.
Человек, достигший уровня Творец-Творение, двойственность переводит в Бином и, таким образом начинается процесс вечного единения на основе идеи – «Познать себя, как Бога и Бога, как себя».
Напомню – двойственность – это разделение одного, Бином – это единение двух.
Разумеется, идею – «Познать себя, как Бога и Бога, как себя» человек должен явить во всех трех мирах Творения – в Мире Огненном (мысли), в Мире Тонком (чувства) и Мире Плотном (источник мыслей и чувств). Разумеется, Бином создается на Земле, но достигает Абсолюта в его Изначальном состоянии. Разумеется, Бином на Земле – это Па-Ра, которая образуется в сочетании Мужского и Женского Начал, что и есть та самая «Вселенская Свадьба» мужчины и женщины, которая происходит хоть и на Земле, но прежде на Небесах.
Но об этом я много пишу в своих сказаниях. Напомню о методе фрагментов. Открываем любую тему, любой текст, это ответ на то, что звучит в сознании в конкретным момент времени.
Обязательно необходимо отметить, что идея «Познать себя, как Бога и Бога, как себя» приходит необратимо, ибо человек становится Богом во плоти и не только Богом, он может быть кем угодно и где угодно, ибо он, отныне, бросает вызов самому Творцу Изначальному.
Практика наблюдателя, как принцип быстрой самореализации
Повторюсь.
- Я начинаю практику наблюдением за своими мыслями. Что мы видим? Хаос блуждающих мыслей, вечный внутренний диалог. При постоянном наблюдении постепенно хаос исчезает, блуждающие мысли будто тают в сознании под воздействием Луча Внимания.
- Наблюдение за своими мыслями автоматически переходит в восприятие энергии, то есть непроизвольно процесс наблюдения переходит в восприятие состояний, переживаний и других духовных качеств.
В первом случаи при достижении Тишины Сознания (прекращение внутреннего диалога) создаются условия реализации влекущего желания и сотворения образа грядущих событий.
Во втором случаи человеку открывается возможность все знать, что есть и было во всех трех Мирах Творения. Сказать иначе, ему открывается все, «Вселенский Интернет», он открывает доступ к Былому в Памяти Духа Истины.
Как это выражается в жизни? Идет быстрое развитие способностей и возможностей человеческих, и это, прежде всего – Ясновидение. Нет, нет, не магические проявления, а именно раскрытие пространственно-временных чувств и мыслей. Человек усматривает не образы тонкого или огненного миров, а Чистую Реальность и потоки чистой энергии и мысли в Первичной субстанции Творения.
Небольшой фильм в тему
Замечу, что при практике «Тишина Сознания» все происходит легко, просто и безболезненно, как бы спонтанно, а при выявлении «Наблюдателя», без каких-либо видимых усилий. Потоки чистой энергии и мысли постепенно охватывают сознание человека, делая его Абсолютным существом, равным и даже превышающим по силе Отца Небесного (Абсолют). Вот такая стезя уготована Человеку Эволюту, тому, кто прошел и проходит все круги ада и рая.
В добрый путь, друзья.
Еще от автора Появление Наблюдателя — Тренинги
До скорых встреч.
наблюдение за мыслями и дистанцирование от них. Как полюбить собственное тело
Альтернатива: наблюдение за мыслями и дистанцирование от них
Представление о том, что мысли могут получить контроль над вашим миром и сузить круг ваших действий, не является недавним изобретением. Если вы скажете: «Каждый раз, когда я двигаю рукой, мне больно», то в ответ можете услышать: «Тогда не двигай». Точно так же раньше считалось, что, если мысли о теле мешают вам жить, нужно просто выкинуть их из головы. Но посоветовать гораздо проще, чем сделать. Вы когда-нибудь пытались не думать о чем-либо?
Попробуйте это прямо сейчас. Возьмите секундомер и поставьте его на одну минуту. На протяжении этой минуты у вас будет только одна задача – не думать о красном мяче. Каждый раз, когда в вашем уме будет возникать образ красного мяча, просто ставьте галочку в блокноте.
Сосчитайте количество галочек. Сколько раз вы видели красный мяч: два, шесть, десять, двадцать? Наиболее распространенный ответ – от шести до десяти раз. Возможно, чтобы отвлечься, вы стали мысленно напевать любимую песню или решать какую-то задачку. Ваш образ мыслей мог быть таким: «А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З… Неплохо! Я ни разу не подумал о красном мяче». Но тут-то вы и прокололись. Обычно когда мы пытаемся о чем-то не думать, то очень часто (примерно раз в десять секунд) проверяем, не думаем ли мы об этом. А эта проверка, как вы понимаете, сама по себе является мыслью о запретном объекте. Шесть раз в минуту – это 360 раз в час, или более пяти тысяч раз в день. Не думать о чем-либо – далеко не самая простая задача. На самом деле, когда мы стараемся о чем-то не думать, то думаем об этом еще больше!
Более того, в этом случае мысли становятся еще сильнее и коварнее. События, происходившие за секунду до того, как мы в очередной раз нарушили табу, например что-то увидели, почувствовали, о чем-то подумали или вспомнили, теперь будут служить напоминанием о постылой мысли. Если вы пели свою любимую песню, чтобы только не думать о красном мяче, то, случайно услышав ее по радио, наверняка вспомните об этом назойливом предмете.
И это всего-навсего мяч. Скорее всего, вы не испытываете к нему сильных чувств и не связываете с ним никаких надежд. Но что, если вы пытаетесь не думать о вещи, которая кажется вам крайне важной? Что, если мысль, которой вы стараетесь ограничить доступ в свое сознание, касается вашей собственной внешности? Подумайте о той части тела, которую вы хотели бы изменить. А теперь попробуйте не думать о ней. На этот раз поставьте секундомер на тридцать секунд и делайте в блокноте пометки каждый раз, когда будете нарушать запрет.
Ненамного лучше, правда? На самом деле большинству людей это упражнение дается гораздо труднее, чем предыдущее.
Более сложный способ избавиться от мысли – думать о чем-то противоположном ей или о доказательствах ее ложности. Вспомните, как в начале главы мы попросили вас записать мысли, с которыми вы часто сливаетесь, и их противоположности. Подумайте об аспекте своей внешности, который вам не нравится. Какие мысли приходят вам в голову? Например, «Мой __________ такой _________». Можете пометить их в блокноте. Теперь сконцентрируйте внимание на первой мысли о собственном теле и, когда будете ее читать, просто думайте о ее противоположности. Если вы написали: «У меня обвисший живот», подумайте: «У меня плоский живот». Запишите то, что придет вам в голову. Затем возьмите ту же мысль, но вместо противоположности подумайте о небольшой коррективе, более реалистичной. К примеру, мысль «У меня обвисший живот» можно скорректировать следующим образом: «Я мог бы почаще качать пресс» или «Зато руки у меня в прекрасном тонусе». Затем переходите ко второй мысли и проделайте то же самое.
Что вы заметили? Что происходило, когда вы уверяли себя, что отлично выглядите, что у вас плоский живот, а морщины микроскопические? Для большинства из нас не составляет труда думать о чем-то противоположном или изобретать доказательства ложности наших мыслей. Самое сложное здесь – вовсе не придумать противоположную мысль, а справиться с тем, что будет дальше. Тот факт, что вы думаете о противоположном, совсем не означает, что ваш разум не комментирует каждую новую мысль.
Ваш внутренний диалог может протекать следующим образом:
Вы: У меня стройные ноги.
Ваш разум: Скорее, дряблые.
Вы: Многие лысые мужчины кажутся привлекательными.
Ваш разум: Да уж, когда у тебя были волосы, ты не был таким красавчиком.
Вы: Просто я должна лучше заботиться о своей коже.
Ваш разум: Неплохо бы пройтись по ней наждачкой.
Вы: Зато я добрая и трудолюбивая.
Ваш разум: Конечно, с такой внешностью тебе не остается ничего другого.
Вы: Надо только правильно подобрать одежду, и никто этого не заметит.
Ваш разум: Зато ты всегда будешь об этом знать. Тебе всегда будет неловко.
Вы: Я высокий и стройный.
Ваш разум: Поэтому все принимают тебя за подростка.
Хотя это кажется оправданным, но попытки заменить существующие мысли противоположными не самый удачный способ избавиться от слияния. Во-первых, даже если вам удается надеть линзы обратной стороной, вы все равно смотрите на происходящее сквозь них. Это значит, что ваше восприятие мира продолжает оставаться ограниченным независимо от того, довольны вы собой или нет. Более того, вы показываете свою неспособность отказаться от старых мыслей: все, что вы делаете, – это лишь добавление новых. И хотя благодаря этому в вашей голове действительно становится больше места для новых мыслей, слияние никуда не исчезает и может даже усиливаться, особенно если назначение у мыслей одно – помочь вам избавиться от отрицательных представлений о своей внешности. В данном случае происходит то же самое, что и в упражнении с красным мячом: вы постоянно возвращаетесь назад, чтобы посмотреть, где находится первоначальная мысль.
Что, если каждый раз, когда мы думаем о чем-то новом и затем проверяем, где старая мысль, между этими двумя мыслями образуется связь? Допустим, вы говорите себе, как отлично выглядите, и вместе с тем искренне считаете себя некрасивым. Что, если в следующий раз, когда вы почувствуете себя привлекательным, мысль о вашей невзрачности возникнет сама собой? И с каждым разом она будет становиться все сильнее. Такие умственные упражнения не только подкрепляют ваше слияние с негативной мыслью; из-за них вы продолжаете отсутствовать в своем мире и упускать важные моменты.
Так что же нам делать? Как избавиться от линз раз и навсегда? Должны честно ответить: никак. Попытки остановить мысли и свести их на нет кажутся вполне разумными. Поэтому неудивительно, что именно так мы обычно и поступаем с мыслями, которые мешают нам жить. Но разумные и логичные вещи не всегда оказываются эффективными.
Большинство людей никогда не задавались вопросом: а что, если нам не нужно ни от чего избавляться? Что, если нам необязательно снимать линзы, чтобы начать жить полноценной жизнью? Что, если единственное, в чем мы нуждаемся, – это немного пространства?
Представьте, что наши мысли похожи скорее не на линзы, а на послания или сообщения – электронные письма, СМС или записки на листе бумаги. Допустим, кто-то оставил вам сообщение. Вы уверены, что оно содержит важную информацию. Поэтому, когда вы услышали сигнал о пришедшем сообщении или увидели записку на двери, они сразу же привлекли ваше внимание. Но каждый раз, когда вы хотите прочитать сообщение, вы подносите телефон или лист бумаги вплотную к своим глазам и пытаетесь смотреть сквозь них вместо того, чтобы просто прочитать текст. Попробуйте сделать это. Возьмите телефон или планшет, откройте СМС или электронное письмо и поднесите устройство вплотную к лицу. Или возьмите стикер либо блокнот и держите их прямо перед собой, на расстоянии всего нескольких сантиметров от глаз. Что вы видите?
Во-первых, видите ли вы окружающий мир? Скорее всего, в настоящий момент ваш мир ограничен словами сообщения, которое находится у вас перед глазами. Представьте, что вам нужно написать электронное письмо, покормить кошку, починить стул или поговорить о чем-то с любимым человеком. Сможете ли вы эффективно справиться со своей задачей, несмотря на болтающееся у вас перед носом сообщение? Скорее всего, нет.
Но проблема не только в этом.
Хорошо ли вы видите сам текст? Еще раз возьмите телефон или блокнот и поднесите их к глазам на расстояние в несколько сантиметров. Вам повезет, если вы прочитаете хотя бы два-три слова. А теперь представьте, что в этом сообщении говорится о чем-то важном. Например, о том, в чем будет заключаться следующий этап работы над проектом или каким должен быть следующий шаг в отношениях с любимым человеком. Даже если вы разглядите пару слов, все остальное вам придется додумывать самостоятельно, что способно свести с ума кого угодно. Представьте, как вы пытаетесь прочитать послание на листе бумаги, болтающемся у вас перед носом.
Неприятная ситуация: вы получили важное сообщение, но не можете разобрать ни слова, потому что неправильно держите телефон или планшет. Что же вам делать? Если вы хотите знать, о чем в нем говорится, если вы хотите вернуться в свой мир, что вам следует предпринять?
Что, если со слиянием дело обстоит точно так же? Проблема не в словах, а в том, как мы их воспринимаем. Что, если единственно верным решением в ситуации, когда что-то находится у нас на лице, будет взять этот предмет и отодвинуть подальше, чтобы его можно было рассмотреть? Возможно, нам нужно лишь немного расстояния, чтобы сообщение существовало в нашем мире наряду со всем остальным? В модели психологической гибкости это называется «отделением». Этим термином мы называем способность смотреть на свои мысли так, чтобы понимать, что они говорят, действительно ли они важны и насколько, а также видеть окружающий мир и свободно решать, как нам действовать.
Это умение требует практики. Мы привыкли считать мысли линзами, а не просто одним из аспектов нашего опыта. Большинство из нас не понимает, что все может быть иначе. Сейчас мы поупражняемся в отделении от мыслей о своем теле, когда они будут нам докучать.
Упражнение. Дистанцируемся от образа тела
Медленно закройте глаза и по мере того, как внешний мир будет исчезать, все больше входите внутрь себя. Когда ваши глаза полностью закроются, просто дышите: вдох-выдох, вдох-выдох. Почувствуйте, как воздух поступает внутрь вашего тела и выходит наружу. Дышите.
На следующем вдохе вспомните ситуацию, в которой слияние с мыслями о теле мешает вам нормально функционировать. Если вы окончательно осмелели, возьмите что-то более трудное, чем ситуации из последнего упражнения. Пусть это будут обстоятельства, в которых вы чувствуете себя еще более уязвимым или которые предполагают участие дорогого вам человека. Сосредоточьтесь на важном аспекте своей жизни, в котором мысли о теле доставляют вам немало хлопот. Дышите.
На следующем вдохе представьте, что открываете глаза и оказываетесь перед зеркалом. При этом вы понимаете, что находитесь в непростой ситуации. Быть может, вы собираетесь пойти на мероприятие и критически осматриваете свою внешность. Или прячетесь в ванной, не желая общаться с гостями, и случайно замечаете свое отражение в зеркале, когда направляетесь к выходу. Или вы стоите перед зеркалом и пытаетесь уговорить себя поступить определенным образом. Глядя на свое отражение, отметьте, не слишком ли вы напряжены, готовясь к чему-то важному. Дышите.
Позвольте дыханию перенести вас в ваше тело в той сложной ситуации. Каково это – быть вами сейчас? Продолжайте дышать и понаблюдайте в зеркале за тем, как поднимается и опускается ваша грудь. Почувствуйте, как касаются земли ваши ноги, и рассмотрите их отражение. Ощутите прикосновение одежды к телу и изучите в зеркале, как она на вас сидит. Дышите.
А сейчас снова вспомните о той непростой, но важной вещи, которую вам предстоит сделать. Подумайте о том, что стоит на кону. Дышите. Продолжая дышать, понаблюдайте, какие мысли проносятся у вас в голове, когда вы рассматриваете себя в зеркале. Отметьте, когда ваше внимание начнет рассеиваться или на чем-то застрянет, и с помощью дыхания вернитесь обратно в тело. Постарайтесь с каждым вдохом освобождать немного больше пространства для мыслей, которые скачут у вас в голове. Дышите.
Сейчас в пространстве, создаваемом вашим дыханием, постарайтесь разглядеть суждения, которые разум делает о теле. Переведите взгляд на самые проблемные участки тела, останавливаясь на каждом из них в течение некоторого времени. Послушайте, что нашептывает разум, когда вы рассматриваете очередной «изъян». Дышите.
Если вы захотите отвернуться от своего отражения и закончить упражнение, помните, что решимость, которую вы проявите, поможет вам справиться с трудностями в будущем, когда эта ситуация повторится в реальности. Дышите.
Сделав следующий вдох, представьте, что можете не только слышать свои мысли, но и видеть их. Когда в вашей голове рождается какое-то суждение, оно постепенно становится видимым и появляется в зеркале напротив соответствующей части тела. Возможно, ваши мысли принимают форму слов, ярлыков вроде «уродливый», «отвратительный», «безобразный», «толстый», или проявляются в виде предметов либо веществ определенного цвета и формы. Наблюдайте за тем, как ваши мысли обретают плоть: некоторые появляются и вскоре исчезают, тогда как другие остаются на месте и даже постепенно увеличиваются в размерах. Дышите.
Продолжая дышать, отметьте, как ваше отражение все больше и больше скрывается за мыслями о теле. Возможно, речь идет о множестве мыслей на одну тему. Или всего об одной, но такой большой, за которой вас почти не видно. Смотрите, как они скапливаются, растут и подавляют вас. Дышите.
Сделайте глубокий вдох, протяните руку к зеркалу и постарайтесь достать оттуда одну из мыслей о теле, поместив ее между собой и своим отражением. Возьмите ее в руки. Возможно, у нее есть определенная температура и рельеф. Оцените, насколько она легкая. Сделайте несколько вдохов, параллельно рассматривая свою мысль и ощущая ее в руке. Изучайте ее, как изучали бы необычную ракушку, найденную на пляже.
На следующем вдохе представьте, что отпускаете эту мысль обратно. Оказавшись в зеркале, она начинает угасать и вскоре исчезает, а ваше отражение постепенно проясняется. Дышите, продолжая смотреть на свое тело и чувствовать его.
Снова обратите внимание на мысли, появляющиеся в зеркале. Не торопясь, протяните руку к зеркалу и возьмите еще одну. Продолжайте дышать. Уделите несколько мгновений изучению этой мысли. Как она выглядит? Как ощущается в руке? Затем аккуратно поместите ее обратно в зеркало и понаблюдайте за тем, как она будет исчезать. Какие части вашего тела стали видны сейчас? Какие все еще скрыты? Дышите, чувствуя, как воздух поступает внутрь вашего тела и выходит наружу.
Проделайте то же самое еще с тремя неприятными мыслями. Медленно берите их в руки, тщательно изучайте и возвращайте обратно в зеркало, наблюдая, как они растворяются. Не переставайте дышать, с каждым вдохом проникая все глубже под собственную кожу и освобождая все больше места для мыслей.
Сделайте еще три вдоха и откройте глаза.
Теперь уделите немного времени записи полученного опыта. Сначала нарисуйте зеркало и напишите над ним свое имя. Затем схематически представьте свое отражение в зеркале. Силуэта будет вполне достаточно. Впрочем, число деталей зависит от вашего желания. Когда вы будете это делать, отметьте стремление нарисовать себя так, а не иначе. Возможно, вы захотите немного сузить талию и бедра, добавить больше волос или придать рельефность мускулатуре. Сделайте глубокий вдох и попытайтесь отпустить это желание, чтобы силуэт получился максимально достоверным. Затем нарисуйте некоторые из мыслей, которые вы видели в зеркале, прежде чем извлекли их оттуда. Нарисовав мысль, ненадолго закройте глаза и представьте, как она растворяется в зеркале, а ваше отражение проясняется. Дышите. Поступайте так с каждой мыслью.
Когда закончите, поместите рисунок туда, куда сможете потом возвращаться, чтобы добавлять определенные детали по мере чтения этой книги. Может быть, прежде, чем двигаться дальше, вам захочется повторить упражнение перед настоящим зеркалом. Каждый раз, когда какая-то мысль начнет брать над вами верх, закрывайте глаза и представляйте ее в зеркале. Потом мысленно протягивайте к ней руку и доставайте ее оттуда, чтобы рассмотреть, а потом отпустить обратно в зеркало, где она растворится. Затем возвращайтесь к изучению своего отражения.
В следующем разделе мы поговорим о практике отделения в реальном мире.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Наблюдение за мыслями | Станислав Милевич
У вас в голове постоянно возникают разные мысли…
Наблюдайте за мыслями. Давайте своим мыслям протекать свободно, наблюдая лишь за тем, о чём они, куда идут и откуда возникают. Делайте это постоянно, используя каждую свободную минуту. Наблюдайте за своими мыслями везде: дома, на работе, в транспорте, во время еды и даже во сне.
Помните о ненасилии. Не сопротивляйтесь тому, что происходит в вашем уме, не пытайтесь избавиться волевым усилием от навязчивых мыслей, так как это только сфокусирует на них ваше внимание и укрепит их.
Отделите мысли от эмоций. Не сопереживайте тому, что происходит в ваших мыслях, сознавайте то, что всё это — иллюзия, игра воображения или воспоминания, представления ума, которых в реальности здесь и сейчас не существует.
Измените фокус своего внимания. Направляйте своё внимание туда, откуда появляются ваши мысли, там возникают все вопросы и находятся все ответы. То, куда стремятся все ваши вопросы и мысли, не является реальностью. Ум лишь создаёт идеи, блуждая в прошлом или будущем.
Проводите всегда различение между истинным и иллюзорным. Истинное — только здесь и сейчас, иллюзорное же является конструкциями ослеплённого эмоциями, блуждающего во времени и пространстве ума.
Наблюдение за мыслями позволяет изменить фокус своего внимания, отвлечь ум от повседневной мысленной рутины, что является очень важной духовной практикой, необходимой для самопознания. Такая практика развивает самодисциплину и дисциплину ума, необходимых в саморазвитии.
Для того чтобы вам было легче вести наблюдение за своими мыслями, можно завести дневник и ежедневно записывать туда все мысли, которые приходят в вашу голову в течение дня. При этом необходимо выделять в дневнике те мысли, которые вызывали в вас наибольшие переживания. Разбейте их по уровню вызываемого эмоционального переживания:
1 – это незначительное переживание.
2 – переживание средней силы.
3 – сильное переживание.
Нумеруйте этими уровнями свои мысли, которые вы записываете в блокнот в течение дня. Так у вас появится возможность понять структуру своего мышления, определять те мысли, которые у вас вызывают конфликт. В конце дня проводите анализ мыслей, возникающих в вас за день.
Практикуйте запись мыслей каждый день до тех пор, пока не научитесь автоматически фиксировать все свои мысли, сознательно понимая, откуда у вас появляются проблемы. В среднем это умение приходит через несколько месяцев практики наблюдения за мыслями. Это очень серьёзная и полезная практика для самопознания. Постоянно ведя наблюдение за своими мыслями, вы сможете открыть в себе много новых полезных возможностей, которые помогут вам избавиться от беспокойств, переживаний и изменить свою жизнь к лучшему.
Если вы проявите прилежность и последовательность в своём обучении, то сможете заметить, как через некоторое время в вас начнут происходить изменения. Мир для вас начнёт изменяться. Вы сможете принимать его таким, какой он есть. Его наполнят любовь и свет, в нём исчезнут несправедливость и страдания. Продолжая практику наблюдения, сочетая её с умеренным питанием, упражнениями йоги, вы сможете достичь полного освобождения.
Станислав Милевич
СКАЧАТЬ
Автор: Станислав Милевич
Читает: Сергей Грицов
Размер: 6,24 МБ
Длительность: 06:49
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Наблюдение за мыслями :: Healarea.eu
Наверное, многие слышали о том, что все проблемы в нас самих. Что нужно изменить сознание и тогда изменится сама жизнь, а чтобы изменить сознание, нужно изменить мысли… Когда человек впервые слышит об этом, он спрашивает: «А что нужно делать, чтобы изменить своё сознание и свои мысли?».
Как можно изменить то, что вы не видите и не понимаете? Мысли так быстро проносятся в нашем уме, их так много и они такие разные…
В действительности мы не замечаем о чем мы думаем, мы не в состоянии увидеть все мысли возникающие в нашем уме. А те мысли, что мы замечаем, принимаем за свои собственные и неоспоримо важные. И на этой основе строим свою жизнь.
Для того чтобы изменить своё сознание, нужно научиться наблюдать за своими мыслями. Нужно перестать ассоциировать себя со своими мыслями и эмоциями. Вам просто нужно стать свидетелем, как будто вы просто наблюдаете со стороны. Наблюдайте за мыслями беспристрастно, не хваля, не осуждая и не переживая их, наблюдайте постоянно и везде. И не следует пытаться сразу их изменить, не боритесь с ними, а просто наблюдайте…
Таким же методом можно работать и с эмоциями.
В процессе наблюдения вы узнаете о себе много нового и интересного, точнее не о себе, а о мыслях, проходящих через ваш ум. Кому то покажется, что это не их собственные мысли и что кто-то их контролирует, и возможно это так и есть.
Когда вы наблюдаете за своими мыслями, они не закрепляются в вашем сознании, а протекают мимо, оставаясь просто объектом наблюдения. И тогда они не смогут влиять на ваше сознание, а значит на вашу жизнь. Практикую такое наблюдение, вы увидите, что ваши мысли утратили над вами власть. Когда вы можете контролировать свои мысли, вы берёте на себя ответственность за себя самого и за свою жизнь. Таким образом вы научитесь контролировать своё личное пространство…
«Если вы не управляете своим личным пространством, им управляют другие.»
«Единственное, чему нужно научиться, – это наблюдение. Наблюдай! Наблюдай каждое действие, которое совершаешь. Наблюдай каждую мысль, проходящую в уме. Наблюдай каждое желание, охватывающее тебя. Наблюдай даже незначительные жесты – как ты ходишь, говоришь, ешь, принимаешь ванну. Продолжай наблюдать, во всём, везде. Пусть всё становится возможностью наблюдать.
Не ешь механически, не продолжай просто набивать себя пищей – будь очень наблюдательным. Жуй тщательно и наблюдательно… и ты удивишься тому, сколько упускал до сих пор, потому что каждый кусок будет приносить огромное удовлетворение. Если ты ешь наблюдательно, еда станет вкуснее.
Вдыхай запах, ощущай прикосновение, чувствуй порыв ветра и солнечные лучи. Смотри на луну, и стань просто безмолвным водоёмом
наблюдательности, и луна будет отражаться в тебе в безмерной красоте. Двигайся по жизни, оставаясь полностью наблюдательным. Снова и снова ты забудешь. Не становись из-за этого несчастным; это естественно…
Помни одно: когда вспоминаешь, что забыл наблюдать, не сожалей, не раскаивайся; иначе ты потеряешь время даром. Не чувствуй себя несчастным: «Я снова упустил». Не начинай чувствовать: «Я грешник». Не начинай себя осуждать, потому что это сущая потеря времени. Никогда не раскаивайся в прошлом! Живи в этом мгновении.»
Ошо.
Достаточно просто начать наблюдать за тем, что тебя окружает, в полной тишине ума — смотреть на людей, вещи, голубей, лужи, облака… Не думая о том, что тебе из этого нравится или нет; не интересуясь, зачем это или то; почему оно так или этак. Единственное, пожалуй, о чем не стоит забывать, что все это, — каждый предмет, существо, явление, все это — Божественное Проявление. Все это Его Игра. И сейчас, здесь и сейчас, Он смотрит именно твоими глазами. В этой тишине твоего безмыслия. Ты понимаешь это, когда в твоей груди начинает разгораться настоящий огонь — Пламя Безусловной Любви ко всему сущему. Он возникает при чистоте, прозрачности разума и молчании ума, который до этого, не давал протечь реке Света к твоему Сердцу. Теперь ты открываешься, твоя Душа просыпается и становится проводником Благодатного Огня Свыше, излучая его во внешнюю среду, исцеляя всех тех, кто попадает в твое окружение и больше… Теперь ты понимаешь — зачем пришёл… Зачем пришли все.
Снатам Каур
Наблюдайте за миром вокруг вас… это и есть ваша жизнь!
Ирина Путинцева. ©
При копировании ссылка обязательна.
как достигать тишины ума в медитации
Когда надоест бороться со своим умом, прочитайте эту запись.
Свидетельствование мыслей, или отмечание мыслей, или осознавание мыслей и есть способ достижения состояния безмыслия. Я обнаружил этот метод в сутре Будды, убедился в его полезности и описал свой опыт в этой статье, чтобы практикующие узнали об этом методе и смогли применять его для себя.
Статья имеет немного комический характер, потому что, когда ты научился останавливать внутренний диалог, трудно смотреть на свои прошлые медитации без улыбки. 🙂
Вот, например, я начинаю делать медитативное упражнение: сажусь в полу-лотос и создаю в уме определенный образ.
Но в этот момент в голове возникает мысль про работу, которую надо сегодня сделать.
Вслед за ней возникает мысль, что не отвлекаться.
Вслед за ней — о том, что я неправильно медитирую.
Вслед за ней — о том, что мне некомфортно, что в моем уме возникла мысль о том, что я неправильно медитирую.
Вслед за ней — череда других мыслей.
Так проходит минут 7… а потом я вспоминаю, что надо пребывать в спокойствии.
Затем мне удается сохранить безмолвие минуты на 3 или 5, а потом — снова мысли. В итоге моя медитация больше напоминает течение горной реки, нежели гладь озера.
Написанное выше напоминает мне мой прежний опыт практики (до сентября 2013). Тогда я узнал из книги “Слова Будды”, как можно контролировать свои мысли.
Итак, дальше я описываю метод, который помогает останавливать мысли, внутренний диалог и сохранять эту тишину когда необходимо. В конце приводятся ссылки на параграф текста из “Слов Будды”, из которого я узнал об этом методе, а также на статью тибетского ламы, который тоже описывает этот метод.
Во время медитации есть два действия, которые помогают сделать ум тише: это созерцание мыслей и расслабление.
1. Созерцание мыслей или наблюдение за мыслями
Когда мы медитируем, возникают мысли. Чтобы мысли сначала затихли, а потом совсем исчезли, необходимо за ними наблюдать, спокойно осознавая их возникновение и суть. Например:
Вот я сел ровно, успокоился, закрыл глаза. Прошло 10 секунд. Возникает мысль: “А что если когда ты медитируешь возникает столб на энергетическом уровне?”. Тогда я спокойно осознаю: “Отвлеченная мысль”.
Далее возникает мысль: “А что если этот столб могут заметить духи?”. Спокойно осознаю: “Отвлеченная мысль”.
Далее ум начинает приукрашивать: “Кажется я вижу духа”. Здесь есть два варианта: если я начинаю испытывать эмоцию — страх, меня как-бы “выкидывает” из медитации. Если же я спокойно осознаю: “Возникновение эмоции — страх”, то медитация продолжается, замечаю, что ничего не произошло. Это пустой страх.
Продолжаю спокойно сидеть. Затем цепочка мыслей прерывается. Тогда я осознаю: “Прекращение мыслей”. Тишина в голове. Через некоторое время снова мысль… и т.д.
Таким же образом надо поступать по отношению к эмоциям. Можно заметить, что эмоции возникают вслед за мыслями или образами. Можно также заметить, за эмоцией иногда следует реакция тела. Полное описание находится в “Словах Будды”.
2. Расслабление
Когда мы медитируем, время от времени, может возникать такой момент, когда непрерывно идет поток мыслей. В такой момент можно заметить, что какие-то мышцы напряжены: на руках или на ногах, может, плечи, может лоб нахмурен. Тогда надо расслабить тело полностью. При этом подметить: “Расслабление тела”. Тогда можно заметить, что в результате расслабления ум становится тише.
Вот и все! Надеюсь, что вы так же откроете для себя, что медитировать правильно намного легче, чем многие думают! 🙂
Полезные ссылки
Глава 4.5: “Единственный путь — сатипаттхана-сутта” из книги “Слова Будды”, в которой Будда Шакьямуни рассказывает про созерцание.
Статья Ламы Тубтена Йеше, который тоже описывает этот метод.
Предупреждение
Тем, кто любит потроллить — священные тексты троллить нельзя, иначе могут возникнуть проблемы.
Заключение
Пусть эта статья приносит пользу практикующим!
С Новым Годом!
Выражаю благодарность Татьяне Магерко, которая помогла мне убедиться в том, что метод работает не только для меня, а также всем участникам обсуждения, которые поделились своим опытом!
Добавления
2.01.2014
“Чтобы остановить поток мыслей я говорю себе : ,, Стоп ! У меня есть всего час времени и нужно использовать его только для практики. Потом буду думать, сейчас это не важно. ” Еще помогает практика дыхательных упражнений. А если просто спокойно наблюдать за мыслями как-бы со стороны, через время ум сам успокоится . Важно найти равновесие , иначе можно много думать или уснуть :)”
— Татьяна Магерко
4.01.2014
“Почему-то не вспомнили метод для успокоения сознания и остановки внутреннего диалога, что давал Сюи Минтан: концентрировать внимание на задних участках мозга. Это приводит к оттоку энергии от речевых центров и внутренняя речь, мысли останавливаются.
Естественно, тихий вариант дыхания кожей на 2 ст. и дыхание пупком на 3 ст. быстрее помогают войти в состояние цигун.
Не так давно ученые нашли в головном мозге мужчин центр, который ответственен за внутреннюю тишину. У женщин пока такого же центра не нашли. )) может поэтому женщинам необходимо выговориться, а мужчины предпочитают много не говорить о своих проблемах, некоторые из них входят в состояние бездумия, постоянно переключая тв программы. Кстати, этот метод тоже рекомендовал Мастер.
А так же после хорошей физической нагрузки голова сама успокаивается. “
— Елена Вершинина
8.01.2014
“С позиции классического дзена делается так — сел,представил кр.шарик ,и вот как только ты его представил, больше о нем думать вообще не надо (есть он, нету ли, сознание запомнило образ). Дальше просто отстраненно наблюдается эта область. На счет мыслей, никто с ними не борется,ум рождает мысли, сознание наблюдает (оно не рождает мыслей,если они есть, твоё я не в плоскости сознания). Твоё я, может быть либо в плоскости ума, либо в плоскости сознания. С позиции дзен, вообще не важно, что наблюдать, скажем Дамо, наблюдал трещину в стене.”
— Дмитрий Йонин
11.01.2014
Ни о чем не думать — это не значит перестать существовать, как я раньше думал. 🙂
Это значит переключиться из привычного режима “осознавание — обдумывание — эмоция — реагирование” в режим “только осознавание происходящего”. Это полезно.
18.01.2014
“Вообще есть метод, который описывал Шри Ауробиндо. Можно представить как белый поток опускается вам на голову и нейтрализует все мысли, опускается ниже и нейтрализует все эмоции. А по сути представьте, что Вам все пофиг и все, мыслей и тревог нет.”
— Юрий
27.04.2014
Книга “Простыми словами о внимательности” или “Mindfullness in plain english”. Автор — досточтимый Хенепола Гунаратана. http://dhamma.ru/lib/authors/gunaratana/gunaratana.htm Мне эта книга помогла лучше понять процесс медитации, научила лучше его контролировать. Научила правильно относиться к боли и к феноменам.
Сейчас я чуствую, что названное, это только малая доля того, что я на самом деле получил от этой книги. У меня нет ни малейшего сомнения, что этой книгой стоит поделиться.
Книга в формате PDF и FB2
2.7.2014
В начале практики мы, в силу привычки, сомневаемся что это возмножно — постоянно осознавать происходящее, быть постоянно внимательными. Но, со временем, мы шаг за шагом начинаем обнаруживать у себе способность находиться в состоянии созерцания в обыденной жизни. Так происходит интеграция практики в жизнь. Этот навык можно тренировать.
8.8.2014
Пусть даже достигнуто понимание пустоты – при отсутствии сострадания оно превращается в нигилизм, поэтому уравновесь сострадание и пустоту!
Гуру Падмасамбхава
Источник: facebook.com/trdat.donikyan
Миларепа, также учит, что, для достижения Просветления, недостаточно одних искусных средств (т.е. медитации) — необходимо “соединять искусные средства и мудрость”.
Источник: “Свежесть горного потока”
9.8.2014
Метод, который я описал в этой статье, в книге “Свежесть горного потока” называется критическое осознавание. Метод, который мы используем в Чжун Юань Цигун в этой книге называется осознание памятования. Миларепа в своих песнях поет об объединении этих методов.
10.8.2014
Во время медитации возникла такая ассоциация:
Подобно тому, как певец или певица очищает свой голос от изъянов, доводя его звучание до ясности, так же и медитирующий очищает свой ум от лишних эмоций и отвлекающих мыслей, доводит его до ясности.
10.8.2014
Если вы женщина или девушка и сомневаетесь в своих возможностях в медитации, тогда эти слова Гуру Падмасамбхавы для вас:
Человеческое тело-основа для обретения мудрости
Тело женщины и мужчины одинаково годятся для этой цели
Но если женщина имеет непреклонную решимость
Ее возможности выше
Источник: facebook.com/trdat.donikyan.
13.9.2014
медитировать = полностью осознавать происходящее = быть внимательным = быть здесь и сейчас
Таким образом:
полностью интегрировать практику (медитацию) в жизнь = жить настоящим = быть счастливым
13.9.2014
Нет пути к счастью. Счастье — это путь.
Будда
Источник: Бу́дда (сериал Будда)
15.9.2014
Как только вы начнете наблюдать за собой и понимать себя, у вас будет расти мудрость. Не перекладывайте вину на других и следите за недостатками не других людей, а за своими. Тогда будет толк.
Шри Матаджи Нирмала Деви
Источник: ]]>]]>http://vk.com/yogatest]]>]]>
3.10.2014
Осознавание мыслей, эмоций, чувств и своего состояния в целом — кратчайший путь для возвращения внимания в настоящий момент.
Прежде чем применять методики, предоставленные в данной статье, ознакомьтесь с условиями использования.