Наша моральная проблема это безразличие человека к самому себе проблема: Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе: философия Эриха Фромма

Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе: философия Эриха Фромма

Эрих Фромм – американский психоаналитик с немецкими корнями, разработавший концепцию гуманистического психоанализа. Яркий представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. Многие книги теоретика психологии личности, написанные живым языком, стали бестселлерами: «Бегство от свободы», «Человек для самого себя», «Иметь или быть», «Искусство любить».

Главной темой творчества Эриха Фромма, почти всю жизнь посвятившего изучению подсознания, стали противоречия человеческого существования в мире.

Философия Эрика Фромма

В середине 1920-х Эрих Фромм стал психоаналитиком и открыл частную практику, которую не прекращал 35 лет. Общение с пациентами дало богатый материал для анализа биологических и социальных факторов формирования психики человека.

Во Франкфурте, работая в Институте социальных исследований с 1929 по 1932 годы, Фромм осмысливал и классифицировал свои наблюдения.

В эти годы он написал и издал первые труды о методах и задачах психологии. В 1933-м, когда к власти пришел Адольф Гитлер, ученый перебрался в Швейцарию, а через год в Америку. В Нью-Йорке Фромма взяли в Колумбийский университет, доверив преподавать психологию и социологию. В начале 1940-х немецкий ученый стоял у истоков формирования Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946-м стал основателем Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.

В 1950 году психоаналитик перебрался в столицу Мексики и 15 лет работал преподавателем в крупнейшем в Северной и Южной Америке Национальном автономном университете. Эрих Фромм исследовал социальные проекты разных эпох и опубликовал труд «Здоровое общество», в котором раскритиковал капиталистическую систему.

В 1960 ученый стал членом американской Социалистической партии и даже написал программные основы, которые партийцы после долгих споров отвергли. Эрих Фромм читал студентам лекции, сочинял научные труды и участвовал в митингах. Именитого психоаналитика и социолога приглашали в университеты Нью-Йорка и Мичигана.

руды Фромма пользовались огромной популярностью. Бестселлером стала книга «Бегство от свободы», изданная в начале 1940-х. Ученый исследовал изменения в психике и поведении человека в условиях западной культуры, рассматривал, как его стремление к индивидуальности приводит к одиночеству. Особое внимание в своем труде Фромм уделил периоду Реформации и учениям богословов Жана Кальвина и Мартина Лютера.

В 1947 году ученый написал продолжение популярного исследования о бегстве от свободы, назвав его «Человек для самого себя», в котором развил теорию человеческой самоизоляции в мире западных ценностей и культуры. Эрих Фромм увидел причину неврозов в моральном поражении человека в борьбе за свободу, а задачей психоанализа назвал раскрытие индивидуумом правды о себе.

В середине 1950-х основоположник гуманистического психоанализа опубликовал книгу «Здоровое общество», в которой поднял тему о взаимоотношениях общества и человека. В этом труде Эрих Фромм попытался «помирить» противоположные теории Зигмунда Фрейда и Карла Маркса. Первый считал, что человек по природе антисоциален, второй – что индивидуум есть «общественное животное». Книга стала бестселлером, который разобрали на цитаты. Одна из них:

«В XIX в. проблема состояла в том, что Бог мертв; в XX – что мертв человек».

Исследуя человеческую психологию и поведение в разных слоях обществ и стран, психоаналитик пришел к выводу, что меньше всего самоубийств совершается в самых бедных странах. А кино, радио, телевидение, массовые мероприятия Фромм назвал «путями спасения бегством» от нервных расстройств, и если на 4 недели отобрать у людей западной цивилизации эти «блага», то у многих тысяч диагностируют невроз.

В середине 1960-х Фромм подарил поклонникам новый труд, названный «Душа человека». В книге немецкий психолог сосредоточился на сущности зла. В определенном смысле эта работа стала продолжением другой, названной «Искусство любить». Рассуждая о природе зла, Эрих Фромм сделал вывод, что насилие – продукт стремления властвовать, и не столько опасны садисты и изверги, сколько обыкновенные люди, сосредоточившие в руках власть.

В 1970-х Эрих Фромм, продолжая анализировать острейшие проблемы эпохи, издал труд «Анатомия человеческой деструктивности», в котором развил тему природы саморазрушения человека.

В конце 1960-х у Эриха Фромма диагностировали первый инфаркт. В середине 1970-х ученый перебрался в швейцарскую коммуну Муральто, где закончил работу над книгой «Иметь и быть». В 1977 и 1978 годах у Фромма случились второй и третий инфаркты.

Сердце знаменитого психоаналитика остановилось 18 марта 1980 года До 80-летия Эрих Фромм не дожил 5 дней.

Эрих Фромм настаивал на моральной обязанности человека оптимально развивать свои способности и задатки, реализовать свою индивидуальность. Эта философия представлена в цитатах из его книг, и каждая из этих цитат достойна стать жизненным кредо современного человека.

Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная жизнь.

Мы не должны никому давать объяснения и отчитываться, пока наши действия не причиняют боль или не посягают на других.

Если я люблю, я забочусь, то есть я активно участвую в развитии и счастье другого человека, я не зритель.

Цель человека – быть самим собой, а условие достижения этой цели – быть человеком для себя. Не самоотречение, не себялюбие, а любовь к себе; не отказ от индивидуального, – а утверждение своего собственного человеческого я: вот истинные высшие ценности гуманистической этики.

В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек придаёт ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.

Если человек может жить не в принуждении, не автоматически, а спонтанно, то он осознаёт себя как активную творческую личность и понимает, что у жизни есть лишь один смысл – сама жизнь.

Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие.

Чем больше проявляется стремление к жизни, чем полнее жизнь реализуется, тем слабее разрушительные тенденции; чем больше стремление к жизни подавляется, тем сильнее тяга к разрушению.

Разрушительность – это результат непрожитой жизни.

Счастье – не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью.

Уважение к уникальности, культивирование уникальности каждого человека – это ценнейшее достижение человеческой культуры.

Для человека всё важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но только не для самого себя.

Тонко чувствующий человек не в силах удержаться от глубокой грусти по поводу неотвратимых трагедий жизни. И радость, и грусть – неизбежные переживания чувствительного, полного жизни человека.

Несчастная судьба многих людей – следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мёртвые. Жизнь оказывается бременем, бесценным занятием, а дела – лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней.

Сочувствие и переживание предполагает, что я переживаю в себе то, что пережито другим человеком, и, следовательно, в этом переживании он и я – одно. Все знания о другом человеке действительны настолько, насколько они опираются на моё переживание того, что переживает он.

Я уверен, что никто не может спасти своего ближнего, сделав за него выбор. Всё, чем может помочь один человек другому – это раскрыть перед ним и с любовью, но без сантиментов и иллюзий, существования альтернативы.

Жизнь ставит перед человеком парадоксальную задачу: с одной стороны реализовать свою индивидуальность, а с другой – превзойти её и прийти к переживанию универсальности. Только всесторонне развитая личность может подняться над своим Я.

Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремиться лишить объект своей «любви» свободы и удержать его под контролем. Такая любовь не дарует жизни, а подавляет, губит, душит, убивает её.

Характер ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ не их характер.

Большинство людей уверены, что любовь зависит от объекта, а не от собственной способности любить. Они даже уверены, что, раз они не любят никого, кроме «любимого» человека, это доказывает силу их любви. Здесь проявляется заблуждение – установка на объект. Это похоже на состояние человека, который хочет рисовать, но вместо того, чтобы учиться живописи, твердит, что он просто должен найти достойную натуру: когда это случиться, он будет рисовать великолепно, причём произойдёт это само собой. Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «я люблю тебя», я должен быть способен сказать «я люблю в тебе всё», «я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя».

Человек, который не может создавать, хочет разрушать.

Принято считать, что влюблённость – это уже вершина любви, в то время как на самом деле – это начало и только возможность обретения любви. Принято считать, что это результат таинственного и влечения двух людей друг к другу, некое событие, совершающееся само собой. Да, одиночество и сексуальные желания делают влюблённость лёгким делом, и здесь нет ничего таинственного, но это тот успех, который так же быстро уходит, как и пришёл. Случайно любимыми не становятся; твоя собственная способность любить вызывает любовь так же, как и заинтересованность делает человека интересным.

Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить.

Насколько важно избегать пустых разговоров, настолько важно избегать плохого общества. Под «плохим обществом» я понимаю не только порочных людей – их общества следует избегать потому, что их влияние гнетуще и пагубно. Я имею в виду также общество «зомби», чья душа мертва, хотя тело живо; людей с пустыми мыслями и словами, людей, которые не разговаривают, а болтают, не думают, а высказывают расхожие мнения.

Если другие люди не понимают нашего поведения – так что? Их желание, чтобы мы делали только так, как они понимают, это попытка диктовать нам. Если это означает быть «асоциальным» или «нерациональным» в их глазах, пусть. Больше всего их обижает наша свобода и смелость быть самим собой.

Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе.

Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен.

Вся жизнь индивида – это не что иное, как процесс рождения самого себя, мы наверное, рождаемся окончательно к моменту смерти, хотя трагическая участь большинства людей – умереть, не успев родиться.

Я никогда не достигну хороших результатов, если не буду исполнять своё дуло дисциплинированно; если я делаю что-то, только когда я «в настроении», это может быть приятным или забавным хобби, но я никогда не стану мастером в этом искусстве.

Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви.

Воспринимать трудности, неудачи и печали в жизни как вызов, принимая и парируя который ми становимся сильнее, а не как несправедливое наказание, которого мы не заслуживаем, – это требует веры и мужества.

Наше общество – это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить.

Человеческое счастье сегодня состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться это значит получать удовольствие от употребления и потребления товаров, зрелищ, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин – всё потребляется, поглощается. Мир это один большой предмет нашего аппетита, большое яблоко, большая бутылка, большая грудь; мы – сосунки, вечно чего-то ждущие, вечно на что-то надеющиеся – и вечно разочарованные.

Большинство людей даже не сознают своей потребности в приспособлении. Они живут с иллюзией, что они следуют своим собственным идеям и наклонностям, что они оригинальны, что они приходят к своим убеждениям в результате собственного раздумия – и что это просто так получается, что их идеи схожи с идеями большинства. Согласие всех служит доказательством правильности «их» идей.

Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-то системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполняют сомнения, которые в конечном счёте парализуют его способность действовать, а значит, и жить.

Человек свободен, только если он может выбирать. А выбирать он может, только если знает достаточно много, чтобы сравнить.

Наша моральная проблема — это безразличие человека к самому себе

Предлагаем вам цитаты, подносящие жизнь, цитаты, которые отвечают на самые тревожные вопросы человека. Выдающийся немецкий философ и психолог Эрих Фромм обнаруживает нам тайны нашей души и наших тревог и помогает найти свою свободу и свое счастье. Его мысли никого не покинут равнодушным. Они как бальзам на наши израненные сердца.

Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, сделаться тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность.

Мы не должны никому давать объяснения и отчитываться, пока наши поступки не причиняют боль или не посягают на других. Сколько жизней было разрушено этой необходимостью «объяснять», которая обычно подразумевает, чтобы вас «постигли», то есть оправдали. Пускай судят по вашим поступкам, и по ним — о ваших истинных намерениях, но знайте, что свободный человек должен объяснять что-либо лишь самому себе — своему уму и разуму — и тем немногим, у которых есть право требовать объяснения.

Если я люблю, я забочусь, то есть я активно участвую в развитии и счастье иного человека, я не зритель.

Цель человека – быть самим собой, а условие достижения этой цели – быть человеком для себя. Не самоотречение, не себялюбие, а влюбленность к себе; не отказ от индивидуального, – а утверждение своего собственного человеческого я: вот истинные высшие ценности гуманистической этики.

В жизни нет другого смысла, кроме того, какой человек придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.

Если человек может существовать не в принуждении, не автоматически, а спонтанно, то он осознает себя как активную творческую личность и понимает, что у жизни есть лишь один резон – сама жизнь.

Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие.

Счастье — не какой-то божий дар, а достижение, какого человек домогается своей внутренней плодотворностью.

Для человека все важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но лишь не для самого себя.

Тонко чувствующий человек не в силах удержаться от глубокой грусти по поводу неотвратимых трагедий жизни. И отрада, и грусть – неизбежные переживания чувствительного, полного жизни человека.

Несчастная судьба многих людей – следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Существование оказывается бременем, бесценным занятием, а дела – лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней.

Понятие «быть живым» – это понятие не статическое, а динамическое. Существование – это тоже, что и раскрытие специфических сил организма. Актуализация потенциальных сил – это врожденное свойство всех организмов. Потому раскрытие потенциалов человека согласно законам его природы следует рассматривать как цель человеческой жизни.

Сочувствие и переживание предполагает, что я переживаю в себе то, что пережито иным человеком, и, следовательно, в этом переживании он и я – одно. Все знания о другом человеке действительны настолько, насколько они опираются на мое переживание того, что переживает он.

Я уверен, что никто не может «избавить» своего ближнего, сделав за него выбор. Все, чем может помочь один человек другому – это раскрыть перед ним правдиво и с влюбленностью, но без сантиментов и иллюзий, существования альтернативы.

Жизнь ставит перед человеком парадоксальную задачу: с одной стороны реализовать свою индивидуальность, а с иной – превзойти ее и прийти к переживанию универсальности. Только всесторонне развития личность может подняться над своим Я.

Если детская влюбленность исходит из принципа: «Я люблю, потому что любим», то зрелая любовь исходит из принципа: «Я любим, потому что я люблю». Незрелая влюбленность вопит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе!». Зрелая любовь рассуждает: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я обожаю тебя».

Самозабвенное помешательство друг на друге — не доказательство силы любви, а лишь свидетельство безмерности предшествовавшего ей одиночества.

Если человек чувствует любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей «любви» свободы и держать его под контролем. Такая влюбленность не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее.

Большинство людей уверены, что любовь зависит от объекта, а не от собственной способности обожать. Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме «любимого» человека, это доказывает силу их любви. Здесь проявляется заблуждение — установка на объект. Это вылито на состояние человека, который хочет рисовать, но вместо того чтобы учиться живописи, твердит, что он просто должен отыскать достойную натуру: когда это случится, он будет рисовать великолепно, причем произойдет это само собой. Но если я действительно обожаю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «я люблю тебя», я должен быть способен произнести «я люблю в тебе все», «я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя».

Характер ребенка — это слепок с нрава родителей, он развивается в ответ на их характер.

Если человек способен полноценно любить, то он любит и себя; если он способен обожать только других, он не может любить вообще.

Принято считать, что влюбленность — это уже вершина любви, в то время как на самом деле — это начин и только возможность обретения любви. Принято считать, что это результат таинственного и влечения двух людей друг к другу, некое событие, происходящее само собой. Да, одиночество и сексуальные желания делают влюбленность легким дело, и здесь нет ничего таинственного, но это тот успех, какой так же быстро уходит, как и пришел. Случайно любимыми не становятся; твоя собственная способность любить вызывает любовь так же, как и заинтересованность мастерит человека интересным.

Человек, который не может создавать, хочет разрушать.

Как ни странно, но умение быть одному является условием способности обожать.

Насколько важно избегать пустых разговоров, настолько же важно избегать плохого общества. Под «плохим обществом» я понимаю не лишь порочных людей — их общества следует избегать потому, что их влияние гнетуще и пагубно. Я имею в виду также общество «зомби», чья давя мертва, хотя тело живо; людей с пустыми мыслями и словами, людей, которые не разговаривают, а болтают, не думают, а выливают расхожие мнения.

В любимом человек надо находить себя, а не терять себя в нём.

Если бы вещи могли разговаривать, то на проблема «Кто ты?» пишущая машинка ответила бы: «Я — пишущая машинка», автомобиль сказал бы: «Я — автомобиль» или более конкретно: Я — «форд» либо «бьюик», либо «кадиллак». Если же вы спрашиваете человека, кто он, он отвечает: «Я — фабрикант», «Я — служащий», «Я — доктор» или «Я — женатый человек» или «Я — папа двоих детей», и его ответ будет означать почти то же самое, что означал бы ответ говорящей вещи.

Если другие люд не понимают нашего поведения — так что? Их желание, чтобы мы делали только так, как они понимают, это попытка диктовать нам. Если это означает быть «асоциальным» или «нерациональным» в их глазах, пускай. Больше всего их обижает наша свобода и наша смелость быть самими собой.

Наша моральная проблема — это безразличие человека к самому себе.
Человек кушать центр и цель своей жизни. Развитие своей личности, реализация всего внутреннего потенциала есть наивысшая мишень, которая просто не может меняться или зависеть от других якобы высших целей.

Автор: Эрих Фромм

Цитаты Эриха Фромма (автор книги «Искусство любить»)

Показаны 1-30 из 1074

«Любовь — это решение, это суждение, это обещание. Если бы любовь была только чувством, не было бы оснований для обещания любить друг друга вечно. Чувство приходит и может уйти. Как я могу судить, что это останется навсегда, если мой поступок не включает суждения и решения».
― Эрих Фромм, Искусство любить

Нравится

«Человек, не полностью отчужденный, оставшийся чувствительным и способным чувствовать, не утративший чувства собственного достоинства, еще не «продаваемый», еще способный страдать за чужое страдание, не полностью усвоивший способ существования — короче говоря, человек, оставшийся личностью, а не ставший вещью, — не может не чувствовать себя одиноким, бессильным, изолированным в современном обществе. Он не может не сомневаться в себе и своих собственных убеждениях, если не в своем здравомыслии. Он не может не страдать, хотя и может переживать минуты радости и ясности, отсутствующие в жизни его «нормальных» современников. Нередко он будет страдать неврозом, являющимся результатом положения нормального человека, живущего в безумном обществе, а не более обычного невроза больного человека, пытающегося приспособиться к больному обществу. В процессе дальнейшего продвижения в его анализе, т. е. роста к большей независимости и продуктивности, его невротические симптомы излечатся сами собой».
― Эрих Фромм, Искусство быть

Нравится

«Любовь не является чем-то естественным. Скорее это требует дисциплины, концентрации, терпения, веры и преодоления нарциссизма. Это не чувство, это практика».
― Фромм, Эрик Искусство любить

Нравится

«Если другие люди не понимают нашего поведения — что с того? Их просьба о том, чтобы мы делали только то, что они понимают, является попыткой диктовать нам. Если это «асоциально» или «иррационально» в их глазах, пусть будет так. В основном они возмущаются нашей свободой и нашим мужеством быть собой. Мы никому не должны объяснений или отчета, пока наши действия не причиняют им вреда и не ущемляют их. Сколько жизней было загублено этой потребностью «объяснить», которая обычно подразумевает, что объяснение должно быть «понято», т. е. одобрено. Пусть судят о делах твоих, а по делам твоим — о твоих истинных намерениях, но знай, что свободный человек обязан объяснению только самому себе — своему разуму и своей совести — и тем немногим, кто может иметь правое право на объяснение».
― Эрих Фромм, Искусство быть

Нравится

«Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен». Зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я люблю тебя».
― Эрих Фромм

Нравится

«Парадоксально, но способность быть одной является условием способности любить».
― Эрих Фромм, Искусство любить

Как

«Творчество требует мужества, чтобы отказаться от уверенности».
― Эрих Фромм

Нравится

«Главное условие достижения любви — преодоление своего нарциссизма. Нарциссическая ориентация — это ориентация, при которой человек воспринимает как реальное только то, что существует внутри него самого, в то время как явления внешнего мира сами по себе не реальны, а переживаются только с точки зрения их полезности или опасности для себя. Противоположным полюсом нарциссизма является объективность; это способность видеть других людей и вещи такими, какие они есть , объективно, и уметь отделить эту объективную картину от картины, сформированной желаниями и страхами».
― Эрих Фромм, Искусство любить

Нравится

«То, что миллионы людей имеют одни и те же формы психической патологии, не делает этих людей здравомыслящими».
― Эрих Фромм, Здравомыслящее общество

Подобно

«Если человек любит только одного другого человека и безразличен ко всем остальным, его любовь — не любовь, а симбиотическая привязанность или расширенный эгоизм».
― Эрих Фромм

Нравится

«Любовь — это прежде всего не отношение к конкретному человеку; это установка, установка характера, определяющая отношение человека к миру в целом, а не к одному «объекту» любви. Если человек любит только одного другого человека и безразличен к остальным своим ближним, его любовь — не любовь, а симбиотическая привязанность, или расширенный эгоизм. Тем не менее, большинство людей верят, что любовь определяется объектом, а не способностью».
― Эрих Фромм, Искусство любить

Как

«Нельзя быть глубоко восприимчивым к миру, не будучи очень часто опечален».
― Эрих Фромм

Like

«Человек — единственное животное, для которого его собственное существование — проблема, которую он должен решить».
― Эрих Фромм

Нравится

«Детская любовь следует принципу: «Я люблю, потому что меня любят».
Зрелая любовь следует принципу: «Меня любят, потому что я люблю».
Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен».
Зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я люблю тебя».
― Эрих Фромм, Искусство любить

Нравится

«Возможно, нет явления, содержащего столько разрушительного чувства, как «моральное негодование», позволяющее разыгрывать зависть или ненависть под маской добродетели».
― Эрих Фромм, Человек для себя: исследование психологии этики

Нравится

«Любовь — единственный разумный и удовлетворительный ответ на проблему человеческого существования».
― Эрих Фромм

Like

«Национализм — это наша форма инцеста, это наше идолопоклонство, это наше безумие. «Патриотизм» — это его культ… Как любовь к одному человеку, исключающая любовь к другим, не есть любовь, так и любовь к своей стране, не являющаяся частью любви к человечеству, есть не любовь, а идолопоклонство».
― Эрих Фромм

Нравится

«Современный человек превратил себя в товар; он переживает свою жизненную энергию как вложение, с помощью которого он должен получить наибольшую прибыль, учитывая его положение и ситуацию на рынке личности. Он отчужден от самого себя, от своих ближних и от природы. Его главная цель — выгодный обмен своими навыками, знаниями и собой, своей «личностью» с другими, которые в равной степени настроены на честный и выгодный обмен. В жизни нет цели, кроме цели двигаться, нет принципа, кроме цели справедливого обмена, нет удовлетворения, кроме цели потребления.7».
― Эрих Фромм, Искусство любить

Нравится

«Любить — значит отдавать себя без гарантий, отдавать себя полностью в надежде, что наша любовь произведет любовь в любимом человеке. Любовь — это акт веры, а у кого мало веры, у того мало любви».
― Эрих Фромм

Like

«Наивно предполагается, что тот факт, что большинство людей разделяют определенные идеи и чувства, доказывает обоснованность этих идей и чувств. Нет ничего более далекого от правды. Консенсуальное одобрение как таковое не имеет никакого отношения к разуму или психическому здоровью».
― Эрих Фромм

Нравится

«Что один человек дает другому? Он отдает себя, самое дорогое, что у него есть, он отдает свою жизнь. Это не обязательно означает, что он жертвует своей жизнью ради другого, но что он отдает ему то, что живо в нем самом; он отдает ему свою радость, свой интерес, свое понимание, свое знание, свое настроение, свою грусть — все выражения и проявления того, что живет в нем. Отдавая таким образом свою жизнь, он обогащает другого человека, он усиливает чувство жизненности другого, усиливая свое собственное чувство жизненности. Он не дает, чтобы получить; даяние само по себе является изысканной радостью. Но, отдавая, он не может не оживлять что-то в другом человеке, и это оживляемое отражается в нем».
― Эрих Фромм, Искусство любить

Нравится

«Главная задача человека — родить самого себя. ”
― Эрих Фромм

Like

«Поиск уверенности блокирует поиск смысла. Неопределенность — это то самое условие, которое побуждает человека раскрывать свои силы. ”
― Эрих Фромм

Нравится

«Способность мыслить объективно — это причина ; эмоциональное отношение, стоящее за разумом, такое же, как у смирение . Быть объективным, пользоваться своим разумом можно только в том случае, если человек достиг состояния смирения, если он вышел из детских мечтаний о всеведении и всемогуществе. Любовь, зависящая от относительного отсутствия нарциссизма, требует развития смирения, объективности и разума.

Я должен попытаться увидеть разницу между моим представлением о человеке и его поведении, как оно нарциссически искажено, и реальностью человека, как она существует независимо от моих интересов, потребностей и страхов».
― Эрих Фромм, Искусство любить

Нравится

«Современный человек думает, что он что-то теряет — время, — если не делает что-то быстро. И все же он не знает, что делать с выигранным временем, кроме как убить его».
― Эрих Фромм, Искусство любить

Нравится

«Давать — это высшее выражение могущества. В самом акте даяния я ощущаю свою силу, свое богатство, свою власть. Этот опыт повышенной жизненной силы и силы наполняет меня радостью. Я ощущаю себя переполненным, растрачивающимся, живым и, следовательно, радостным. Отдавать приятнее, чем получать, не потому, что это лишение, а потому, что в акте даяния заключается выражение моей жизненности».
― Эрих Фромм, Искусство любить

Нравится

«Зрелый ответ на проблему существования — это любовь».
― Эрих Фромм, Искусство любить

Нравится

«Чтобы иметь веру, требуется мужество, способность идти на риск, готовность даже принять боль и разочарование. Тот, кто настаивает на безопасности и защищенности как на первичных условиях жизни, не может иметь веры; тот, кто замыкается в системе защиты, где расстояние и обладание являются его средствами безопасности, делает себя узником. Чтобы быть любимым и любить, нужно мужество, мужество, чтобы судить об определенных ценностях как о чем-то крайне важном — и прыгать и ставить все на эти ценности».
― Эрих Фромм, Искусство любить

Like

«Настоящая оппозиция — это оппозиция между эгоцентричным человеком, чье существование структурировано по принципу обладания, и свободным человеком, преодолевшим свой эгоцентризм».
― Эрих Фромм

Нравится

«Задача, которую мы должны поставить перед собой, состоит не в том, чтобы чувствовать себя в безопасности, а в том, чтобы быть в состоянии терпеть незащищенность».
― Эрих Фромм, Искусство любить

Нравится 9

Опасности безразличия «Опасности равнодушия».


Класс был уникален тем, что его вели три учителя: учитель истории, учитель рисования и учитель религии. Наличие этих трех точек зрения помогло мне понять то, чего я раньше не понимал: ненависть — не самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся, а равнодушие.


Безразличие к другим людям и отсутствие сострадания к тем, кто страдает от несправедливости, — это реальная проблема, с которой должно столкнуться наше мировое сообщество.

Мы рассмотрели исторические последствия случаев массового насилия в истории человечества, особенно Холокоста. Мы прочитали речи Гитлера, подробно изучили книгу пережившего Холокост Эли Визеля «Ночь , » и рассмотрели действия и исторические моменты, которые привели к гибели миллионов людей. Мы создавали иллюстрации и записывали цитаты в книги, которые мы делали из подержанных текстов и гипса Парижа. Мы также посмотрели на нашу собственную жизнь. Видели ли мы какие-либо политические и культурные условия, которые привели к Холокосту в наше время?

Класс помог мне понять, что история — это нечто большее, чем то, что произошло в прошлом. Это также мрачное напоминание о нашем потенциальном будущем.

Я начал спрашивать себя, Что я могу сделать? Чем могу помочь? Ответ, который помогли мне понять мои учителя, был четким и лаконичным: Act.

Моя школа основана на католических принципах, и религиозный смысл занятий был ясен: мы, как католики, обязаны не только изучать нашу религию, но и принимать ее. Я помню, как читал стихотворение отца Педро Аррупе, священника-иезуита 20-го века. В стихотворении «Влюбиться» Аррупе пишет: «Нет ничего практичнее, чем найти Бога, то есть влюбиться совершенно абсолютным, окончательным образом. То, во что вы влюблены, что захватывает ваше воображение, повлияет на все. Влюбитесь, оставайтесь в любви и это все решит».

На протяжении всего моего обучения мои учителя показывали мне, что любить абсолютным, окончательным образом означает помогать, посвящать себя ближним настолько, что вы не можете себе представить мир, в котором несправедливость по отношению к ним останется без ответа.

Лучший способ сохранить любовь — позволить этому призванию помочь вам найти свой жизненный путь.

«Опасности равнодушия» научили меня тому, что действия — это не выбор, это наша обязанность. Вместо этого выбор заключается в нашем понимании опасностей, которые идут рука об руку с безразличием, и это безразличие проявляется во многих формах. Мы можем быть безразличны к бедственному положению людей, но мы также можем быть безразличны к знаниям. Дистанцирование и снижение чувствительности к урокам прошлого — это тоже равнодушие.

Этот курс действительно изменил меня как личность.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *