Наши дедушки и бабушки не умирают. Просто становятся невидимыми…
Когда мы были маленькими, наши бабушки и дедушки были для нас настоящими героями. Именно к ним мы обращались за поддержкой и помощью, когда у нас случались какие-то недоразумения с родителями. Они всегда вставали на нашу сторону.
Они всегда находили время для того, чтобы рассказать нам какую-то историю или научить нас чему-то в случае, если нам была необходима помощь. Они были для нас своего рода родителями-друзьями. Нам казалось, что они всегда знали, что нужно сказать или сделать.
К сожалению, бабушки и дедушки не могут быть с нами вечно. Для многих их потеря является тем случаем, когда они впервые сталкиваются со смертью и впервые четко осознают тот факт, что никто не живет вечно. Потерять того, кого любишь – это тяжелое испытание.
Несмотря на то, что наши бабушки и дедушки когда-то нас покинут, есть то, что навсегда останется с нами. Это то время, которое мы с ними провели, и то, чему они нас научили.
Мы можем брать с них пример и использовать их жизни как источник знаний о том, как нам нужно жить.
Находите счастье в мелочах
Большинство людей постоянно ожидают чего-то, что произойдет в будущем. Будь то продвижение по службе или покупка телефона последней модели. Создается такое впечатление, что мы хотим получить то, чего у нас пока нет, одновременно с этим, совершенно забывая о том, что мы имеем.
Наши бабушки и дедушки, люди их поколения в целом, совсем не беспокоились об этом. Они радовались тому, что имели, и умели жить настоящим, а не только вспоминать о том, что было в прошлом.
Говорите людям о том, что они для вас значат
Мы не всегда говорим людям вокруг нас, насколько мы им благодарны и как много они для нас значат. Наши бабушки и дедушки стареют. То же самое происходит и с теми людьми, с которыми они выросли. К сожалению, нашим бабушкам и дедушкам приходится смотреть, как их друзья и те, кого они любили, уходят.
Они знают, насколько важно убедиться в том, что люди в нашей жизни знают, что мы их любим. Они знают, что нужно использовать каждый шанс, который нам выпадает для того, чтобы сказать этим людям о том, что мы их любим. Это необходимо для того, чтобы в будущем мы не сомневались в том, знали ли люди вокруг о том, насколько они для нас важны.
Всегда идите до конца и стойте на своем
В нашем постоянно меняющемся мире очень важно оставаться человеком, который верен себе, своим принципам. Не позволяйте неурядицам в жизни менять то, каким человеком вы являетесь.
Наши бабушки и дедушки прошли через множество трудностей и многое испытали в жизни. Тем не менее, они всегда помнили о том, что у них есть компас, который всегда подскажет верный курс в жизни. Это был их внутренний компас.
Никогда не принимайте что-то, как нечто само собой разумеющееся
Вы не осознаете, насколько быстро бежит время до тех пор, пока не наступит тот момент, когда все, что вам останется – это оглянуться назад и удивиться, куда убежали ваши годы.
В нашем мире очень много отвлекающих вещей. Из-за этого мы забываем обратить внимание на что-то действительно важное. Мы забываем обратить внимание на наших друзей, на нашу семью и на наше здоровье. Не позволяйте малозначительным вещам отнимать у вас больше времени, чем то, что действительно важно.
Не зацикливайтесь на мелочах
В нашей жизни происходит так много всего, что слишком беспокоиться об оценке, которую мы получили на тесте, неудачной стрижке или пятне на любимой футболке просто бессмысленно. Если произошло что-то такое, это не значит, что наступил конец света. Это все пройдет, и такие моменты вовсе не будут тем, о чем вы будете вспоминать, когда достигнете возраста своих бабушек и дедушек. Не зацикливайтесь на мелочах, сохраняйте в своей памяти исключительно хорошие моменты.
Наши бабушки и дедушки никогда не умрут, если мы будем о них помнить и будем каждый день поступать в соответствии с уроками, которые выучили благодаря им. Если случилось так, что из вашей жизни ушел ваш дедушка или же вас покинула ваша бабушка, вы бесспорно знаете, как больно терять. В то же время, вы должны радоваться возможности ощущать его (ее) присутствие рядом с вами каждый день. Это возможно, если вы каждый день будете стараться жить настолько хорошо, насколько у вас это получается.
На самом деле, это все, чего хотят бабушки и дедушки для своих внуков и внучек. Они хотят, чтобы их внуки и внучки были счастливы.
По материалам — healthy-holistic-living.com
Источник
Как жили наши бабушки и дедушки?
С просьбой поделиться историями из семейных архивов газета «Речь» обратилась к подписчикам своей страницы в соцсети «ВКонтакте» накануне 8 Марта. Сегодня в рубрике «Бабушка с дедушкой рядышком!» мы публикуем первую из историй, рассказанных нашими читателями.
Этот рассказ прислали «Речи» Александр Митрохин и его мама Евгения Сергеевна. Героиня рассказа — бабушка Александра, Вера Сергеевна Ложкова. Почти всю жизнь она прожила в Устюженском районе, в поселке им. Желябова. Сейчас живет в Череповце.
Про детство
Моя бабушка Ложкова Вера Сергеевна родилась 31 августа 1930 года под Ленинградом. Почти всю жизнь она прожила в Устюженском районе Вологодской области, в поселке им. Желябова, а сейчас почти постоянно живет в Череповце со своей дочкой и моей мамой. Я очень часто бываю у них и люблю слушать истории моей бабушки. А за такую долгую жизнь их у нее накопилось немало. Вот что рассказывает моя бабушка про свою жизнь.
— Я родилась в деревне Новая Саратовка под Ленинградом в 1930 году. Мои родители, мама Павлина и папа Сергей, оба из Устюженского района, из деревни Шуклино. В Ленинград они уехали работать. Там я ходила в детский сад, все время плакала и тосковала по маме. Все сидела под дверью, и кто входил — мне по лбу дверью. Я часто болела, чахла. Все думали, что умру скоро. Даже воспитатели, когда меня мама приводила, удивлялись — «Жива еще Верушка-то?» Доктор порекомендовал мне переехать в деревню. Так и сделали, я стала жить с бабушкой Марфой в деревне Шуклино Устюженского района. А родители остались в Ленинграде.
Про детский сад
— У нас в деревне был колхозный детский сад для детей до 7 лет, на лето, когда на полях много работы. Сад находился в старом барском доме. Рядом была липовая аллея, где играли в мяч, а девчонки скакали. Утром ходили на речку купаться. Кормили кашей, давали конфеты и самые вкусные желтые и рассыпчатые сухари. Никогда больше таких вкусных не ела. Рядом была пасека, и когда снимали мед, нам всегда давали целое блюдо, ешьте, сколько хотите. А меда-то много не съесть.
Про школу
— К школе нам в детском саду выдали портфели с пеналами и карандашами. В школу с подружкой ходили в соседнюю деревню Оснополье, за реку. Школа была семилетка. До 7-го класса учились. В школе училась хорошо, любила литературу, стихи хорошо запоминала. Еще учили русский язык, немецкий язык и математику. Но математика плохо шла, никак ее не понимала. Мама мне на стенку прикрепила таблицу умножения, учи, говорит. Так все утром и повторяла «дважды два — четыре, дважды три — пять» (смеется). Был в школе сад и огород. Нас учили за грядками ухаживать. Учительница показывала, как полоть надо. А зимой, когда морозы сильные, на школу вывешивали красный флаг — значит, уроков не будет. Выйдешь только за деревню, увидишь красный флаг, обрадуешься, домой бежишь.
Так как в деревне тогда еще электричества не было, иногда утром шли совсем в темноте. Как-то пошли с подругой утром зимой в школу. Дорога проходила рядом с прорубкой, огороженной ельником. Мы зашли туда погреться и решили покататься на льду. Подружка прокатилась, а когда поехала я, лед проломился. Я провалилась в ледяную воду, ноги стало затягивать под лед. Подружка вытянула меня за руку. По пояс мокрая и замерзшая, я побоялась вернуться домой. Мама бы заругала или даже побила. Мы пошли в школу. Учительница сразу отправила меня в столовую, где была большая русская печка. Вот на этой печке я тогда весь день и просидела, к концу уроков мои вещи высохли, и мы с подружкой пошли домой. Маме так и не сказали.
Про войну
— Когда началась война, мне было 10 лет. Так как в деревне не было радио, узнали все только когда на рынок пошли в Устюжну в воскресенье. Там уже все знали, многие плакали. Уже кого-то к нам эвакуировать начали. Отец и мама в это время все еще жили в Ленинграде. Отца сразу призвали на фронт: сел на лошадь и уехал. Мама осталась работать в Ленинграде, приехать к нам не могла, ее не выпускали. Только потом уже, незадолго до начала блокады, мой дядя Кузьма написал письмо, что у нее дочь маленькая на попечении старой бабушки, и маму отпустили к нам. Но и всю войну я маму почти не видела: то ее направляли лес валить в Бабаево, то окопы рыть.
В поселке Желябово на лесопилке изготовляли лыжи для армии. Мы с бабушкой Марфой работали на колхозных полях, как и другие жители деревни. Всех хороших лошадей из деревни забрали на фронт, остались совсем старые и худые. Мне дали лошаденку такую смешную, маленькую, коротенькую, Копчиком звали. Чтоб на него садились, не любил. Пока не спихнет с себя, так и будет головой мотать. Девчонки на своих усядутся и уж нет их. А я своего за поводья вела. Как до места дойдем, все уж наработались (смеется).
Днем работать очень жарко, да еще и слепни очень лошадей мучили. Решили, что детям нужно по ночам на лошадях пахать и боронить. Но дети есть дети, поработаем, да и уснем прямо в поле. Лошадей привяжем. За работу нам ставили трудодни, за каждый трудодень полагалось 200 — 300 г зерна на день. Нам с бабушкой ставили один трудодень на двоих. Сено-то гребем-гребем, стараемся, а трудодень на двоих. Еды не хватало. Мама, какие вещи из Ленинграда с собой привезла, все продала на рынке, покупала еду.
Как-то, когда мы в поле работали, над нами низко-низко пролетел немецкий самолет с крестами. Бабушка мне закричала: «Ложись, Веруха!». Так мы на землю обе упали. Я на немца смотрю, а он рот открыл — хохочет, запугивает нас. Это единственный раз, когда мы немцев в войну видели.
А еще в деревне у нас такой случай был. Утром в сумерках соседка пошла на колодец за водой. Ведро опустила, а оно не опускается. Вернулась позже, когда рассвело. Посмотрела в колодец, а там волк сидит, глазищами на нее сверкает. Как потом поняли, он за кошкой погнался. Она в колодец прыгнула, он за ней. Кошка утонула, а волк живой сидит. Как его вытаскивать? В деревне мужиков нет, все на войне. Вызвали охотника. Он волка застрелил, потом вытащили его. Колодец, конечно, пришлось заколотить и новый ставить.
Когда война закончилась, мне почти 15 лет было. Отец вернулся живой в 1946 году, был несколько раз ранен, лежал в госпитале, потом возвращался на фронт. В конце войны дошел до Германии. Из Германии прислал мне подарок: красивую голубую шерстяную кофточку (вязка тоненькая такая) и шелковое платье, а вот туфлей не прислал. А еще рулон бумаги. Рады были, ведь в школе-то у нас бумаги не было. Но не все родные вернулись с войны: кто погиб, кто пропал без вести. Дядя Кузьма, мамин брат, потерял на войне ногу.
Много пленных немцев пригнали в Устюжну, они там работали, построили мост. Мы ходили немцев посмотреть, а они нам карточки показывали — «мама» или «девчонка», тоже скучали по родным. А потом мало их осталось, все почти поумирали от работы.
Про сельскохозяйственный техникум
— Когда отец вернулся с фронта, они с матерью решили отправить меня учиться в сельскохозяйственный техникум в Устюжну на агронома на три года. Меня поселили в общежитии в проходную комнату: все поднимались по лестнице и проходили через мою комнату. Я рассказала маме, и она договорилась с теткой, которая жила в Устюжне за рекой Мологой, и та пустила меня жить у нее, а потом еще и мою подругу Вальку. Я училась хорошо, ездила на практику в колхоз. Дали лошадь возить навоз с колхозного двора на поля. Помню, директор ходил, фотографировал всех. Ко мне подошел, я работу бросила, встала, приосанилась, а он-то говорит: «Чего ты встала? Я не тебя фотографирую, а твою работу». На практике научили и как лошадь запрягать.
Про работу
— После окончания учебы меня направили работать в колхоз под Череповцом, в Ергу. Там я три года проработала агрономом, проверяла семена, сеялку, на полях что делается, читала лекции и отвечала на вопросы колхозников.
Потом было сокращение штатов. Меня спросили: «Домой-то хочешь?» И уволили. Я вернулась на родину. Пришлось устроиться работать официанткой в столовую, потом временно посадили на кассу. А я даже на счетах считать не умела. И меня обманули, обвинили в растрате. Как поняли потом, все долги и недостачи записали на меня, все рюмочки-стопочки. Сроду ни одной конфетки не принесла из буфета, а меня в растрате обвинили. Маме пришлось продать корову, чтобы все вернуть.
Потом разузнали, что я работала агрономом, и направили работать по специальности в колхоз в Понизовье. А потом устроилась на лесопромышленный комбинат в поселке им. Желябова. Так там и работала до пенсии на лесоскладе, укладывала доски в высокие штабеля. Иной раз до трехэтажного дома высотой. Как туда забирались, и сейчас удивляюсь, да еще и с досками на плече. Потом стала бригадиром.
Про семью
— С мужем Сашей я познакомилась в Ленинграде, когда в отпуск поехала. Его сестра Зоя нас познакомила. Оказалось, что он из наших мест, из соседней деревни Селище. Мы в одной школе учились. А в Ленинграде работал жестянщиком. Мы поженились, и он переехал ко мне в Желябово. Устроился в Желябове работать жестянщиком, потом бухгалтером. Сначала нам давали комнаты в квартирах, и только когда уже у нас было двое детей, сын и дочка, и старший Боря пошел в первый класс, нам дали двухкомнатную квартиру в новом 12-квартирном доме, где мы и прожили потом больше 40 лет.
Однажды я отправилась в город на рынок. Дорога шла через лес. Начиналась гроза, я спряталась под деревом в лесу. И тут через дорогу прямо передо мной с неба упал огненный шар размером с детский мяч. Это была шаровая молния. Сосна, в которую она упала, разлетелась в щепки. А у меня дети дома, мне умирать нельзя. Я забыла про рынок и бегом домой.
В 55 лет я вышла на пенсию, мне вручили медаль «Ветеран труда». И я стала нянчить двоих внучек. Старшую привезли ко мне, когда ей еще и года не было. И так они каждое лето на все три месяца ко мне приезжали. А потом стали и правнуки приезжать.
Александр Митрохин,внук Веры Сергеевны Ложковой
Подготовила Татьяна Ковачева
Эволюция бабушек и дедушек — Scientific American
Летом 1963 года, когда мне было шесть лет, моя семья отправилась из нашего дома в Филадельфии в Лос-Анджелес, чтобы навестить моих родственников по материнской линии. Я уже хорошо знал свою бабушку: она помогала маме ухаживать за моими братьями-близнецами, которые были всего на 18 месяцев моложе меня, и за мной. Когда ее не было с нами, моя бабушка жила с мамой, с которой я тем летом впервые познакомилась. Я из многодетной семьи. Моя бабушка родилась в 189 г.5 и ее мать в 1860-х годах; оба прожили почти 100 лет. Мы пробыли у двух матриархов несколько недель. Благодаря их рассказам я узнал о своих корнях и своем месте в социальной сети, охватывающей четыре поколения. Их воспоминания лично связали меня с жизнью в конце Гражданской войны и эпохи Реконструкции, с проблемами, с которыми столкнулись мои предки, и с тем, как они выстояли.
Моя история не уникальна. Пожилые люди играют решающую роль в человеческом обществе по всему миру, передавая мудрость и оказывая социальную и экономическую поддержку семьям своих детей и большим родственным группам. В нашу современную эпоху люди обычно живут достаточно долго, чтобы стать бабушками и дедушками. Но так было не всегда. Когда бабушки и дедушки стали преобладать и как их вездесущность повлияла на эволюцию человека?
Исследования, которые мы с коллегами проводим, показывают, что люди в возрасте бабушек и дедушек стали обычным явлением в предыстории человечества относительно недавно и что это изменение произошло примерно в то же время, что и культурные сдвиги в сторону отчетливо современного поведения, включая зависимость от сложной коммуникации, основанной на символах. из тех, что лежат в основе искусства и языка. Эти результаты показывают, что жизнь в более старшем возрасте оказала глубокое влияние на численность населения, социальные взаимодействия и генетику ранних современных человеческих групп и может объяснить, почему они были более успешными, чем архаичные люди, такие как неандертальцы.
Живи быстро, умри молодым
Первым шагом в выяснении того, когда бабушки и дедушки стали неотъемлемой частью общества, является оценка типичной возрастной разбивки населения прошлого — сколько процентов составляли дети, взрослые детородного возраста и родители этих более молодых взрослых? Однако реконструкция демографии древних популяций — дело непростое. Во-первых, целые популяции никогда не сохраняются в летописи окаменелостей. Скорее палеонтологи склонны восстанавливать фрагменты людей. С другой стороны, ранние люди не обязательно взрослели с той же скоростью, что и современные люди. Фактически, скорость созревания различается даже среди современных человеческих популяций. Но в нескольких местах было обнаружено достаточно большое количество человеческих окаменелостей в тех же слоях отложений, что ученые могут уверенно оценить возраст останков на момент смерти, что является ключом к пониманию состава доисторической группы.
Одним из таких объектов является убежище, расположенное в городе Крапина в Хорватии, примерно в 40 км к северо-западу от города Загреб. Более века назад хорватский палеонтолог Драгутин Горьянович-Крамбергер раскопал и описал фрагментарные останки около 70 неандертальцев, большинство из которых произошли из слоя, датируемого примерно 130 000 лет назад. Большое количество окаменелостей, найденных близко друг к другу, очевидно быстрое накопление отложений на этом месте и тот факт, что некоторые из останков имеют общие отличительные, генетически обусловленные черты, — все это указывает на то, что кости Крапины приближаются к останкам одной популяции неандертальцев. . Как это часто бывает в летописи окаменелостей, наиболее хорошо сохранившимися останками в Крапине являются зубы, потому что высокое содержание минералов в зубах защищает их от деградации. К счастью, зубы также являются одним из лучших элементов скелета для определения возраста на момент смерти, что достигается путем анализа поверхностного износа и возрастных изменений их внутренней структуры.
В 1979 году, до того, как я начал свое исследование эволюции бабушек и дедушек, Милфорд Х. Вулпофф из Мичиганского университета опубликовал статью, основанную на останках зубов, в которой оценивалось, сколько лет неандертальцам Крапины было на момент их смерти. Моляры прорезываются последовательно. Используя в качестве ориентира один из самых быстрых графиков прорезывания, наблюдаемых у современных людей, Вулпофф подсчитал, что первый, второй и третий коренные зубы у неандертальцев прорезывались в возрасте, округленном до шести, 12 и 15 лет соответственно. Износ от жевания накапливается с постоянной скоростью в течение всей жизни человека, поэтому, когда появляется второй моляр, у первого уже есть шесть лет износа, а когда появляется третий, у второго есть три года износа.
Работая в обратном направлении, можно сделать вывод, например, что первый коренной зуб с 15-летним износом принадлежал 21-летнему неандертальцу, а второй моляр с 15-летним износом принадлежал 27-летнему неандертальцу. старый, а третий моляр со стажем 15 лет принадлежал 30-летнему. (Эти оценки имеют неопределенность плюс-минус один год.) Этот основанный на износе метод определения возраста на момент смерти, адаптированный на основе метода, разработанного исследователем-стоматологом А.Е.В. Miles в 1963 г., лучше всего работает на пробах с большим количеством молоди, которых у Крапиной предостаточно. Метод теряет точность при применении к зубам пожилых людей, чьи зубные коронки могут быть слишком изношены для надежной оценки, а в некоторых случаях могут быть даже полностью разрушены.
Работа Вулпофф показала, что неандертальцы Крапины умерли молодыми. В 2005 году, через несколько лет после того, как я начал исследовать эволюцию долголетия, я решил еще раз взглянуть на этот образец, используя новый подход. Я хотел удостовериться, что мы не пропускаем пожилых людей из-за присущих ограничениям серийности на основе износа. Вместе с Яковом Радовичем из Хорватского музея естественной истории в Загребе, Стивеном А. Гольдштейном, Джеффри А. Меганком и Даной Л. Бегун, тогда все из Мичигана, а также со студентами бакалавриата Центрального Мичиганского университета я работал над созданием новой неразрушающей методики. метод — с использованием трехмерной микрокомпьютерной томографии высокого разрешения (μCT) — для переоценки того, сколько лет было людям Крапины, когда они умерли. В частности, мы смотрели на степень развития типа ткани внутри зуба, называемого вторичным дентином; объем вторичного дентина увеличивается с возрастом и дает возможность оценить, сколько лет было человеку на момент смерти, когда коронка зуба слишком изношена, чтобы быть хорошим индикатором.
Наши первоначальные результаты, дополненные сканами, предоставленными Институтом эволюционной антропологии им. Макса Планка в Лейпциге, подтвердили результаты Вулпоффа и подтвердили правильность метода сериализации на основе износа: у неандертальцев Крапины был удивительно высокий уровень смертности; никто не доживал до 30 лет. (Это не означает, что неандертальцы по всему миру никогда не доживали до 30 лет.
Нескольким людям из других мест, кроме Крапины, было около 40 лет, когда они умерли.)По сегодняшним стандартам схема смерти Крапины невообразимый. Ведь для большинства людей 30 лет — это расцвет жизни. А охотники-собиратели в недавнем прошлом жили за 30. Тем не менее неандертальцы Крапины не уникальны среди ранних людей. Несколько других местонахождений окаменелостей человека с большим количеством сохранившихся особей, такие как местонахождение Сима-де-лос-Уэсос возрастом около 600 000 лет в Атапуэрке, Испания, демонстрируют аналогичные закономерности. У народа Сима-де-лос-Уэсос был очень высокий уровень смертности среди несовершеннолетних и молодых взрослых: никто не доживал до 35 лет, и очень немногие дожили до этого времени. Возможно, что катастрофические события или особые условия, при которых останки окаменели, каким-то образом препятствовали сохранению пожилых людей в этих местах. Но обширные исследования человеческой летописи окаменелостей, включая материал из этих необычайно богатых местонахождений и других участков, содержащих меньше особей, которые мы с коллегами провели, показывают, что смерть молодым была правилом, а не исключением.
Восстание бабушек и дедушек
Этот новый мкт-подход может предоставить картину возраста пожилых людей в других ископаемых человеческих популяциях с высоким разрешением. Но несколько лет назад, еще до того, как мы придумали эту технику, мы с Санг-Хи Ли из Калифорнийского университета в Риверсайде были готовы начать поиск доказательств изменения продолжительности жизни в ходе эволюции человека. Мы обратились к наилучшему подходу, доступному в то время: серии на основе износа.
Однако мы столкнулись с серьезной проблемой. Большинство человеческих окаменелостей происходят не из таких мест, как Крапина, где сохранилось так много особей, что останки можно считать отражением их более крупных популяций. И чем меньше количество одновременных особей, обнаруженных на участке, тем труднее надежно оценить возраст членов на момент их смерти из-за статистических неопределенностей, связанных с небольшими выборками.
Но мы поняли, что можем подойти к вопросу о том, когда бабушки и дедушки стали обычными, по-другому. Вместо того, чтобы спрашивать, как долго люди живут, мы спросили, сколько из них дожило до старости. То есть вместо того, чтобы сосредоточиться на абсолютном возрасте, мы рассчитали относительный возраст и спросили, какая доля взрослых дожила до возраста, в котором можно было впервые стать дедушкой или бабушкой. Наша цель состояла в том, чтобы оценить изменения с течением времени в отношении пожилых людей к более молодым — так называемое соотношение OY. У приматов, включая человека до недавнего времени, третий коренной зуб прорезывается примерно в то же время, когда человек становится взрослым и достигает репродуктивного возраста. Основываясь на данных о неандертальцах и современных популяциях охотников-собирателей, мы пришли к выводу, что ископаемые люди получили третьи моляры и родили первого ребенка примерно в 15 лет. потенциально рожают в 15 лет, и эти женщины могут стать бабушками, когда их собственные дети достигнут 15 лет и размножатся.
Таким образом, для наших целей любой архаичный человек в возрасте 30 лет или старше считается пожилым человеком — достаточно взрослым, чтобы стать дедушкой или бабушкой. Но прелесть подхода, основанного на коэффициенте OY, заключается в том, что независимо от того, происходит ли созревание в 10, 15 или 20 лет, количество пожилых и молодых людей в выборке не изменится, потому что соответственно изменится начало взрослой жизни. И поскольку мы стремились поместить окаменелости только в эти две широкие категории, мы могли включить в наш анализ большое количество более мелких образцов окаменелостей, не беспокоясь о неопределенности в абсолютном возрасте.
Мы рассчитали коэффициенты OY для четырех больших совокупностей ископаемых образцов, включающих 768 особей за период в три миллиона лет. Одна совокупность включала более поздних австралопитеков — тех примитивных родственников «Люси», которые жили в Восточной Африке и Южной Африке от трех до 1,5 миллионов лет назад. Другая совокупность состояла из первых представителей нашего рода, Homo , со всего мира, живших от двух миллионов до 500 000 лет назад. Третьей группой были европейские неандертальцы от 130 000 до 30 000 лет назад. И последняя состояла из современных европейцев периода раннего верхнего палеолита, которые жили примерно между 30 000 и 20 000 лет назад и оставили после себя сложные культурные остатки.
Хотя мы ожидали увеличения продолжительности жизни с течением времени, мы не были готовы к тому, насколько поразительными окажутся наши результаты. Мы наблюдали небольшую тенденцию увеличения продолжительности жизни с течением времени среди всех образцов, но разница между более ранними людьми и современными людьми верхнего палеолита заключалась в резком пятикратном увеличении отношения OY. Таким образом, на каждых 10 молодых взрослых неандертальцев, умерших в возрасте от 15 до 30 лет, приходилось только четверо пожилых людей, доживших до 30 лет; напротив, на каждые 10 молодых людей в европейском распределении смертей верхнего палеолита приходилось 20 потенциальных бабушек и дедушек. Задаваясь вопросом, может ли большее количество захоронений в стоянках верхнего палеолита объяснить большое количество пожилых людей в этой выборке, мы повторно проанализировали нашу выборку верхнего палеолита, используя только те останки, которые не были захоронены. Но мы получили аналогичные результаты. Вывод был неизбежен: выживаемость взрослых особей резко возросла на очень позднем этапе человеческой эволюции.
Биология или культура?
Теперь, когда мы с Ли установили, что число потенциальных бабушек и дедушек резко возросло в какой-то момент эволюции анатомически современных людей, у нас возник еще один вопрос: что вызвало это изменение? Было две возможности. Либо долголетие было одним из наборов генетически контролируемых черт, которые биологически отличали анатомически современных людей от их предшественников, либо оно не пришло вместе с появлением современной анатомии, а вместо этого было результатом более позднего изменения в поведении. Анатомически современные люди не ворвались на эволюционную сцену, создав искусство и передовое оружие, которые определяют культуру верхнего палеолита. Они возникли задолго до тех верхнепалеолитических европейцев, более 100 000 лет назад, и большую часть этого времени они и их анатомически архаичные современники неандертальцы использовали одну и ту же, более простую среднепалеолитическую технологию. (Представители обеих групп, по-видимому, занимались созданием предметов искусства и сложного оружия еще до верхнего палеолита, но эти традиции были эфемерными по сравнению с вездесущими и устойчивыми традициями, характерными для более позднего периода.) Хотя наше исследование показало, что значительное увеличение количества прародителей было уникальный для анатомически современных людей, он сам по себе не мог отличить биологическое объяснение от культурного, потому что современные люди, на которых мы смотрели, были современны как анатомически, так и поведенчески. Можем ли мы проследить долголетие до более ранних анатомически современных людей, которые еще не были современными в поведенческом отношении?
Чтобы ответить на этот вопрос, Ли и я проанализировали людей среднего палеолита из местонахождений в Западной Азии, возраст которых составляет от 110 000 до 40 000 лет назад. В нашу выборку вошли как неандертальцы, так и современные люди, связанные с одними и теми же сравнительно простыми артефактами. Такой подход позволил сравнить коэффициенты OY двух биологически различных групп (многие ученые считают их отдельными видами), живших в одном регионе и имеющих одинаковую культурную сложность. Мы обнаружили, что у неандертальцев и современных людей из Западной Азии были статистически идентичные отношения OY, что исключает возможность того, что биологический сдвиг объясняет увеличение выживаемости взрослых, наблюдаемое у верхнепалеолитических европейцев. Обе западноазиатские группы имели примерно равные пропорции пожилых и молодых людей, в результате чего их соотношение OY было между неандертальцами и ранними современными людьми из Европы.
По сравнению с европейскими неандертальцами гораздо большая часть западноазиатских неандертальцев (и современных людей) дожила до бабушек и дедушек. В этом нет ничего неожиданного — в более умеренной среде Западной Азии было бы гораздо легче выжить, чем в суровых экологических условиях Европы ледникового периода. Тем не менее, если более умеренная среда Западной Азии объясняет повышенную выживаемость взрослых людей, наблюдаемую в популяциях среднего палеолита, то долголетие верхнепалеолитических европейцев впечатляет еще больше. Несмотря на то, что они жили в гораздо более суровых условиях, у европейцев верхнего палеолита коэффициент OY был более чем вдвое выше, чем у современных людей среднего палеолита.
Моменты пожилых людей
Мы точно не знаем, что эти верхнепалеолитические европейцы начали делать в культурном плане, что позволило многим из них дожить до преклонного возраста. Но не может быть никаких сомнений в том, что это увеличение выживаемости взрослых само по себе имело далеко идущие последствия. Как показали Кристен Хоукс из Университета Юты, Хиллард Каплан из Университета Нью-Мексико и другие в своих исследованиях нескольких современных групп охотников-собирателей, дедушки и бабушки обычно передают своим потомкам экономические и социальные ресурсы, увеличивая как количество потомство, которое могут иметь их дети, и выживание их внуков. Бабушки и дедушки также укрепляют сложные социальные связи — как это делала моя бабушка, рассказывая истории о предках, которые связывали меня с другими родственниками моего поколения.
Старейшины передают и другие виды культурных знаний — от экологических (например, какие растения ядовиты или где найти воду во время засухи) до технологических (например, как сплести корзину или выковать каменный нож). В семьях, состоящих из нескольких поколений, больше членов, которым нужно выучить важные уроки. Таким образом, долголетие, по-видимому, способствовало накоплению и передаче информации между поколениями, что способствовало формированию сложных систем родства и других социальных сетей.
Увеличение продолжительности жизни также привело бы к увеличению численности населения за счет добавления возрастной группы, которой не было в прошлом и которая все еще была плодовитой. А большие популяции являются основными движущими силами нового поведения. В 2009 году Адам Пауэлл из Университетского колледжа Лондона и его коллеги опубликовали в журнале Science статью, в которой показано, что плотность населения играет важную роль в поддержании культурной сложности. Они и многие другие исследователи утверждают, что увеличение численности населения способствовало развитию обширных торговых сетей, сложных систем сотрудничества и материального выражения индивидуальной и групповой идентичности (ювелирные изделия, краска для тела и т. д.). В этом свете отличительные черты верхнего палеолита выглядят так, как будто они вполне могли быть следствием увеличения численности населения.
Рост численности населения повлиял бы на наших предков и другим образом: ускорением темпов эволюции. Как подчеркивал Джон Хоукс из Университета Висконсин-Мэдисон, чем больше людей, тем больше мутаций и возможностей для выгодных мутаций в популяциях по мере размножения их членов. Эта тенденция могла иметь даже более поразительное влияние на недавних людей, чем на людей верхнего палеолита, усугубляя резкий рост населения, который сопровождал одомашнивание растений 10 000 лет назад.
Связь между выживанием взрослых и появлением сложных новых культурных традиций почти наверняка была процессом положительной обратной связи. Первоначально являясь побочным продуктом каких-то культурных изменений, долголетие стало предпосылкой для сложного поведения, которое сигнализирует о современности. Эти нововведения, в свою очередь, повысили важность и выживаемость пожилых людей, что привело к увеличению численности населения, которое оказало столь глубокое культурное и генетическое влияние на наших предшественников. Действительно старше и мудрее.
Эта статья изначально была опубликована под названием «Эволюция бабушек и дедушек» в специальных выпусках SA 22, 1s, 38-43 (декабрь 2012 г.)
Пожилой возраст становится обычным явлением в конце эволюции человека . Рэйчел Каспари и Санг-Хи Ли в Proceedings of the National Academy of Sciences USA , Vol. 101, № 30, стр. 10 895–10 900; 27 июля 2004 г.
Является ли долголетие человека следствием культурных изменений или современной биологии человека? Рэйчел Каспари и Санг-Хи Ли в American Journal of Physical Anthropology , Vol. 129, страницы 512–517; Апрель 2006 г.
Важные жизненные уроки, которым нас научили наши бабушка и дедушка
Бабушки и дедушки известны тем, что балуют своих внуков большим вниманием и секретными угощениями, но они также предлагают непревзойденное терпение и руководство. Они всегда дают лучший совет, благодаря накопленным десятилетиями знаниям из первых рук и пониманию мира.
Жизненные уроки, которые мы получаем от наших бабушек и дедушек, играют огромную роль в формировании нашего прошлого, настоящего и будущего. Наши бабушки и дедушки преподали нам слишком много уроков, чтобы их можно было сосчитать, но некоторые из наших любимых уроков…
Веди себя наилучшим образом
Бабушки и дедушки с раннего возраста прививают нам важность быть вежливыми и обходительными, и они не боятся указывать на любые ошибки! Хотя иногда это может показаться сложным, все это в наших интересах. Изучение того, как учитывать наши P и Q, дает нам инструменты для будущего успеха во многих ситуациях. Хорошие манеры демонстрируют внимание и уважение к окружающим и побуждают их отвечать взаимностью.
Истинная красота никогда не увядает
Истинная красота сияет изнутри и измеряется характером. Внешний вид мимолетный и непредсказуемый.
Помните, откуда вы пришли
Мы обязаны своим существованием тем, кто был до нас. Бабушки и дедушки связывают нас с нашими корнями и помогают нам лучше понять, кто мы и откуда пришли. Мы являемся скоплением прошлых поколений, и иногда, узнав о них больше, можно обнаружить сходство и прояснить некоторые вещи о нас самих.
Сделать много фотографий
Вашей бабушке может понадобиться 10 минут, чтобы понять, как включить камеру, но это никогда не помешает ей запечатлеть важный момент. Когда-нибудь вы будете благодарны за то, что поразмышляете над этими воспоминаниями и людьми в них!
У всех проблем есть решения
Неважно, какие трудности преподносит вам жизнь, всегда есть следующий шаг. Бабушки и дедушки живут достаточно долго, чтобы испытать всевозможные потери и боль. Столкнувшись с невообразимыми ситуациями, они находили в себе силы отряхнуться и идти дальше.
Стиль вне времени
Не тратьте время и деньги на то, чтобы беспокоиться о последних модных тенденциях. Тренды появляются и исчезают каждые пару месяцев. Инвестируйте в качественные классические вещи, которые вам нравятся и которые вы будете носить в течение следующих нескольких лет. Ваше будущее «я» поблагодарит вас за лишнее тесто — и за отсутствие, к сожалению, устаревших фотографий.
Правила можно нарушать
Правила имеют место быть, но иногда их нужно нарушать, чтобы испытать что-то действительно стоящее.
Жизнь слишком коротка
Бабушки и дедушки часто говорят вам, что жизнь проходит в мгновение ока. Конфликты и стрессоры, на которые они потратили годы, больше не имеют значения. Мы можем обнаружить, что измеряем успех большими достижениями и жестами, но, в конце концов, именно мелочи оказывают наибольшее влияние на нашу жизнь.
Чаще расслабляйтесь и наслаждайтесь моментом. Позвольте себе быть беззастенчиво благодарным за то, что у вас есть, без всяких «если», «и» или «но». Проводите много времени с семьей и следуйте своим увлечениям.
Всем бабушкам и дедушкам: спасибо за лучший совет, приятные праздничные открытки, позитивные ценности, домашнюю еду, горячую поддержку, чувство юмора и безусловную любовь. Вы мотивируете нас работать лучше и быть лучше, и мы всегда благодарны за это.
Связанные статьи
- Сезонные праздники
Физические и психологические изменения, которые происходят, когда вы влюбляетесь
Вы когда-нибудь смотрели на партнера и чувствовали, как ваше сердце трепещет, колени слабеют или настроение мгновенно улучшается? Благодаря нейрохимическим веществам в мозгу влюбиться… ПОДРОБНЕЕ
- Активное старение
8 Советы по организации дома, которые помогут снизить уровень стресса
Вы никогда не найдете то, что ищете? Испытываете ли вы смущение, когда сталкиваетесь с незапланированными гостями? Идея уборки заполняет все ваше… ПОДРОБНЕЕ
- Сезонные праздники
Рекомендации по праздничным фильмам
«Рождество — это не просто день, это настроение».