Виктимология — Психологос
01 октября 2022 г., 21:52
Статья в разработке
Виктимология (лат. victima — жертва, лат. logos — учение) — раздел криминологии, учение о жертве преступления, наука о потерпевших, обладающих индивидуальной или групповой способностью стать жертвами преступного деяния.
На кого чаще бросаются собаки и насильники? Этот вопрос многих, наверное, удивит. Разве можно сравнивать рефлекторное поведение животных, не ведающих добра и зла, и психологию преступника, который намеренно причиняет страдания другим людям? Конечно, различие очень велико. Хотя не следует переоценивать интеллектуальный потенциал преступника. Благородные, тонко чувствующие бандиты нередко встречаются в книгах и кинофильмах, в жизни — почти никогда. Подавляющее большинство насильников и убийц — люди довольно неразвитые, в чем-то обделенные, страдающие множеством комплексов, крайне неуравновешенные, злобные и безнравственные. А потому сравнение их с псами, сорвавшимися с цепи, — не слишком большое преувеличение. Впрочем, речь не о них, а об их жертвах.
Неправильное поведение при опасности
Замечено, что часто, даже слишком часто, как от злых собак, так и от недобрых людей страдают дети. Почему? Во многом — потому, что сами неправильно себя ведут. Привыкнув к родительской любви и довольно ровным отношениям со сверстниками (конфликты между малышами протекают «мягко» и в буквальном смысле почти безболезненно), маленький ребенок не способен правильно реагировать на потенциальную опасность. Обращаться с собаками многие дети не умеют: они допускают жесты, которые зверь считает провокационными, сами порой причиняют собаке боль и неудобство, а то и просто дразнят. Когда разозлившаяся собака бросается на ребенка, тот чаще всего пытается убежать, тем самым подстегивая у зверя древний инстинкт преследования. В общении с незнакомым «добрым дядей» ребенок тоже по наивности не усматривает никакой опасности и поэтому рискует попасться на какую-то приманку и стать жертвой извращенца. Воспитание, в частности, и состоит в привитии ребенку разумной осторожности, страхующей от бед. Отчего же эта страховка порой не срабатывает даже у взрослых и опытных людей? Ведь несчастья случаются не только с детьми. Многие из нас знают, что, обобщенно говоря, опасно дразнить собак, но тем не менее невольно продолжают это делать, тем самым обрекая себя на роль жертвы. Поэтому так важно разобраться в особенностях своего поведения и сорвать ярмо обреченности, если оно почему-то омрачает вашу жизнь.
Характер жертвы
Криминалисты и психологи давно обратили внимание на то, что многих людей, пострадавших от насилия, объединяют некоторые общие особенности характера и поведения. Изучение этих особенностей привело к созданию виктимологии — науки о психологии потенциальной жертвы. Было установлено, что существует категория людей, особенно уязвимых для насильственных посягательств. Вероятность пострадать от рук преступников для таких людей намного выше, чем для всех прочих. Рассуждения про злой рок здесь совершенно неуместны. Как правило, тяжкий приговор человек подписывает себе сам, и только он сам волен этот приговор обжаловать и отменить.
Внутри общей и довольно неоднородной категории потенциальных жертв можно выделить два основных типа.
Первый тип жертвы
К первому относятся люди душевно слабые, робкие, склонные к преувеличенным опасениям и тревоге. Недаром говорят: когда ждешь беду — она обязательно приходит. Столкнувшись с опасностью, эти люди воспринимают ее как роковую неизбежность. Их охватывает ужас от того, что сбываются их худшие предчувствия. Это своего рода психологическая готовность к насилию, которая, однако, порождает не отпор или попытки как-то выпутаться из ситуации, а панику или шок, что делает жертву абсолютно беззащитной. Основы такого мироощущения закладываются еще в детские годы, и главную роль тут играет семейная атмосфера. Потенциальные жертвы — это, как правило, дети властных и строгих родителей исповедующих принципы авторитарного воспитания. С малых лет человек привыкает к тому, что его судьба всецело зависит от кого-то более сильного, кто волен приласкать или, наоборот, причинить страдание. Свыкнувшись с мыслью о том, что от него самого ничего не зависит, человек всю жизнь продолжает ждать, как другие распорядятся егс судьбой. С радостным волнением он ждет благодеяний и ласки, с ужасом — унижений и боли.
Поэтому так важно с юных лет воспитывать у человека уверенность в себе, чувство собственного достоинства. Одно из главных педагогических правил: по мере взросления ребенка необходимо доверять ему самостоятельно нести такой груз, какой он способен поднять. Человек должен знать, что решение большинства его жизненных проблем в первую очередь зависит от него самого, а не от чьего-то произвола.
Второй тип жертвы
Провокационное поведение жертвы чаще всего является следствием незнания элементарных психологических закономерностей. Человек наивно полагает, что в его действия другие вкладывают тот же смысл, что и он сам. Например, известно, что женщины более, чем мужчины, склонны к контакту глаз. При этом их взгляд означает, как правило, лишь весьма умеренный интерес, однако извращенный ум насильника может оценить такой взгляд как сексуальный призыв.
Вообще, очень важно не встречаться взглядом с подозрительным, выказывающим агрессивные намерения субъектом. Эту нехитрую рекомендацию дал большой знаток психологии животных Конрад Лоренц. В своей книге «Кольцо царя Соломона» он писал, что при встрече с незнакомой собакой ни в коем случае нельзя пристально смотреть ей в глаза. Животное воспринимает такой взгляд как вызов и часто спешит отреагировать агрессивно. Преступник, обуреваемый примитивными инстинктами, в чем-то подобен животному. Так что ни четвероногого, ни двуногого зверя лучше таким способом не дразнить.
Наконец, самым провоцирующим шагом выступает появление жертвы в месте, подходящем для совершения преступления. Всякий преступник — по натуре трус и не станет творить насилие прилюдно. Он выбирает возможность напасть на свою жертву там и тогда, где никто не сможет ее защитить или даже засвидетельствовать преступление. Еще Зигмунд Фрейд обратил внимание на странную привычку одной своей пациентки гулять по пустырям. Выяснилось, что дама одновременно страшилась интимной близости и стремилась к ней. Поэтому ее бессознательно влекло туда, где эта близость могла принять форму совершенно не зависящего от нее события — изнасилования. Остается только пожелать всем милым дамам не уподобляться вздорной пациентке доктора Фрейда.
- Наука
- Криминальная психология
Комментарии (6):
Гость, 20 июня 2014 г., 19:40
Неплохо, хотелось бы поподробней изучить.
Гость, 04 марта 2018 г., 22:59
Здравствуйте! Если и в этом случае Бог-Создатель тоже с чувством юмора и дал человечеству свободу выбора — не желаю быть жертвой кого — либо и чего-либо и никогда не желала этого.
Гость, 31 июля 2018 г., 12:10
Благородные, тонко чувствующие бандиты нередко встречаются в книгах и кинофильмах, в жизни — почти никогда…. выхватила эту фразу и решила дальше не читать… потому как вспомнила случай, когда я явилась потенциальной жертвой карманника… это было в Центре города в многолюдном переходе. .. вдоль стен, которого обустроены всякие магазинчики со всякой миленькой мелочевкой, так сказать сувенирной продукцией… и вот я со всем своим неудержимым женским любопытством и умилением нырнула в одну из витрин такого магазинчика… и тут слышу аккуратное со спины… девушка, сумочку свою закройте… поворачиваюсь в сторону своей сумочки… она у меня настежь раскрыта — кошелек, ключи.. все сверху красуется… мои глаза в шоке взлетают вверх и я вижу доброжелательную улыбку одного из известных карманников нашего города… мы с ним примерно одногодки… жили в свое время в одном доме, в одном подъезде, росли в одном дворе… только я выросла в работника милиции, следователя, а он в карманника… 🙂
3
ответа
Гость, 07 октября 2018 г., 20:19
«Работник милиции, следователь» должен понимать, какое место занимает карманник в преступной иерархии, что он не является бандитом в прямом понимании слова, а также то, что речь идёт о жертвах психологического и физического насилия, к которым карманники и иные лица, совершающие хищение тайно от потерпевшего, изначально не прибегают.
Гость, 09 июля 2020 г., 12:34
Вот только поэтому он и не рискнул взять кошелёк))) а не из благородства))
Гость, 31 июля 2020 г., 12:03
В милиции/полиции про психологию жертв/преступников ничего не рассказывают (только на курсах поверхностно). И серьёзного значения этому не придают (иначе, Вас бы здесь не было)). Для сотрудника полиции не имеет значения преступник — карманник он, либо убийца. Цель сотрудника — поймать его. Не чтобы вокруг стало лучше, а для «палочки». Иначе сотрудников бы интересовало ПОЧЕМУ тот или иной человек стал жертвой/преступником. А если бы они этим интересовались — тогда бы пришли к причине и лечили бы её, а не боролись с последствиями. А искоренять причину смысла нет. «Палочек» не будет. Думаю, мои термины всем понятны, так как здесь психологов мало. Это читают либо сотрудники, которые хотят капнуть «глубже» (сотрудники-энтузиасты), либо преступники (которые хотят быть на шаг впереди сотрудников (однозначно не малолетки, которые коньяки по маркетам тырят)), либо преподаватели (которые вынуждены это читать по служебной необходимости). Всем спасибо, кто дочитал))
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Стокгольмский синдром
Стокгольмский синдром — психологическое состояние, возникающее при захвате заложников, когда заложники начинают симпатизировать и даже сочувствовать своим захватчикам или отождествлять себя с ними. Если террористов удаётся схватить, то бывшие заложники, подверженные стокгольмскому синдрому, могут активно интересоваться их дальнейшей судьбой, просить о смягчении приговора, посещать в местах заключения и т. д.
38Подробнее
01 окт. 2022 г.
Виктимность
Виктимность (от лат. victima — жертва) — достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения, своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими и воздействия этих других, которые в этом плане оказываются нейтральными, «не опасными» для других личностей.
1Подробнее
Психология жертвы правонарушения
Определение 1
Жертва правонарушения – это индивид, которому был причинен физический, моральный либо имущественный ущерб от преступления, вне зависимости от того, признан ли он потерпевшим в соответствии с законом либо оценивает себя таковым сам.
Сущность понятия «жертва»
В науке до сегодняшнего дня не принято единого подхода к определению понятия «жертва». Толкования, которые приводят в различных словарях, способны затрагивать те аспекты категории «жертва», которые отражают различные ритуалы жертвоприношений.
Понятие «жертва» используется достаточно широко — в быту, в виктимологии и юриспруденции. Тем не менее, до настоящего времени не было выработано единого толкования этого термина. В разных отраслях знаний и научных направлениях в эту категорию исследователи вкладывали не совсем одинаковый смысл.
Есть несколько определений этого понятия и в юриспруденции. Например, принято рассматривать следующие категории:
- Жертва автомобильной катастрофы,
- Жертва преступления, правонарушения,
- Эвентуальная жертва,
- Латентная жертва,
- Потенциальная жертва и др.
Существуют также понятия религиозной жертвы, жертвы политических репрессий, жертвы идеологической борьбы, экономической жертвы, жертвы обмана, шантажа и т.д. Это далеко не полный перечень конкретных и частных определений понятия.
Невозможно утверждать, что рассмотренные понятия жертвы неверны. Однако базовые понятия, на основе которых происходит построение содержания этого термина, различаются. Это понятие считается неоднозначным, многокомпонентным. В каждой конкретной ситуации за основные признаки берут соответствующий компонент. Как правило, при этом не производится учет всех признаков вместе. Именно это и составляет основные противоречия в толковании различных понятий жертвы.
В любом случае пострадавшие приобретают статус жертвы. В средние века, к примеру, по закону не преследовали убийство людей с уродствами. Люди считали, что уродства порождаются в результате отношений женщин с дьяволом. В этом случае человека рассматривали как нечто нечеловеческое, что автоматически выводило его из разряда жертв. За таким существом общество не признавало общих для всех людей прав, при этом уничтожение не карали законом.
Виктимология как наука о психологии жертвы
Виктимология – относительно новое для нашей науки направление. Она посвящена становлению подходов к исследованию поведения жертв преступлений и правонарушений, анализу и учету причин виктимности и ее учету в профилактике правонарушений.
На сегодняшней стадии развития этого направления предусмотрено 2 направления. Первое из них в качестве объекта исследований считает лишь жертв преступления. Второе направление определяет предмет виктимологии шире, добавляя к объекту исследований любые жертвы (например, жертв от несчастного случая, стихийного бедствия и т. п.).
В России, еще очень мало развито это направление. Мало кто знает о самой виктимологии, включая ее задачи и возможности. Ключевым понятием виктимологии является категория «жертва», включая ее соотношение с понятием потерпевшего от преступления, виктимизации, виктимности, виновного поведения жертвы, места и роли жертв в механизме преступного или противоправного поведения.
На практике сотрудники правоохранительных органов все чаще сталкиваются с тем, что поведение потерпевшей стороны выступило как провокация самого преступления, либо стало причиной его совершения. Таким образом, ответственность за осуществление правонарушения могут нести обе стороны (жертва и преступник). Такое положение вызывает потребность в исследовании поведения и психологии жертвы, что помогает совершенствовать законодательство.
В результате социального разделения общества принято выделять специализированные структуры, которые обеспечивают безопасность граждан определенной страны (в России это правоохранительные органы). От работы подобных структур в современном мире зависит защищенность каждого члена общества.
Если индивид стал жертвой совершенного правонарушения, то это расценивают часто в качестве недоработки в работе правоохранительных органов. Раз государство берет на себя обязательство по защите своих граждан, то в случае допущения правонарушения или преступления, оно должно проявить заботу и возместить ущерб пострадавшей стороне. Это вызывает потребность в появлении, а затем и усовершенствовании механизма установления и возмещения урона (ущерба) жертве правонарушения.
Особенности психологии жертвы правонарушения
Исследование закономерностей правонарушения обладает рядом трудностей, которые обусловлены наличием в большинстве случаев только двух участников, включая жертву и преступника. Это связано с субъективной оценкой происшедшего правонарушения. Психологию поведения жертв относят к классу таких исследуемых категорий, в которых постановка прямого эксперимента не представляется возможным. Это связано с тем, что может появиться угроза психическому здоровью исследуемых.
Существует необходимость расширить методы исследования жертв, включив методы математического моделирования. В соответствующих условиях это может явиться практически единственно возможным методом анализа и прогноза. Исследование аспектов поведения людей в различных условиях, включая попытки модельных построений форм поведения, стала представлять особый интерес для теоретического анализа.
Различные криминалистические исследования позволили сделать вывод о том, что анонимность среды и доступность достижения целей начинают выступать в качестве объективных условий существования виктимности в любой области деятельности человека. Так, формирование виктимо-топологических карт позволило обеспечивать прогнозирование психологии жертвы, различных видов и количества преступлений, которые присущи для каждого региона. Все это значительно облегчает деятельность органов внутренних дел.
10 вещей, которые нужно знать о психологии жертвы
Жертва определяется как состояние жертвы. Если кого-то ограбили на стоянке, когда он шел к своей машине, он становился жертвой преступления. Но что, если они подверглись словесным оскорблениям со стороны своего опекуна в молодом возрасте? Это сделало бы их жертвой эмоционального насилия. Есть много действий, как физических, так и психологических, которые могут стать жертвой. Жертвенность, хотя и создается действиями других, может оказывать на людей психологическое воздействие. У многих людей такое состояние ума развивается как реакция на то, что с ними произошло. Это форма преодоления, но она может иметь множество различных психологических и поведенческих результатов. Давайте узнаем больше. Вот 10 вещей, которые нужно знать о психологии жертвы.
Жизнь с жертвой может быть трудной.К сожалению, мы не можем контролировать чужое поведение. Это может привести к тому, что кто-то по-разному будет обращаться с нами неправильно, что сделает нас жертвами. Будь то физическое или психическое, это может повлиять на всех нас на психологическом уровне.
Когда кто-то становится жертвой из-за чьих-то плохих действий, он может страдать и иметь дело с менталитетом жертвы. Этот менталитет — просто чья-то реакция на то, чтобы быть жертвой. Они защищают себя и находят способ справиться со своей травмой или жестоким обращением. Когда кто-то сталкивается с многочисленными обстоятельствами, которые делают его жертвой, может быть очень трудно освободиться от менталитета жертвы.
Психологические симптомы жертвы.
Быть жертвой чего-то ужасного может иметь множество психологических последствий для человека. Может быть трудно увидеть что-то помимо боли и боли и снова почувствовать себя сильным и смелым. Также может быть трудно чувствовать себя уверенно в мире и видеть жизнь вне своей жертвы. Это может привести ко многим психологическим симптомам, некоторые из которых могут включать:
-Постоянное чувство беспомощности
— Пассивность
— Чувство потери контроля
— Пессимистическое поведение
— Наличие негативных мыслей
— Чувство вины, стыда, самообвинения и т. д.
— Различные степени депрессии
Некоторые люди думают и ведут себя с менталитетом жертвы. Однако они не рождаются такими. И не из воздуха. У людей развивается менталитет жертвы после того, как они стали жертвой чужих жестоких действий. Хотя кому-то со стороны это может показаться драматичным, человек, вероятно, действительно так чувствует и страдает. Эта боль может быть вызвана незнакомцем, членом семьи, другом, романтическим партнером, группой людей и т. д. Менталитет жертвы может возникнуть из-за:
-Прошлая травма
-Предательство
-Созависимость
-Манипуляция
Стать жертвой серьезного преступления может иметь много последствий.
Быть жертвой преступления может быть страшно. Эти преступления могут включать в себя столкновение с пьяным водителем, ограбление, мошенничество со стороны кого-либо или компании, похищение и т. д. Участие в таких ужасных преступлениях, как эти, влечет за собой множество длительных физических последствий — получение травм, финансовое истощение. и т. д. Однако с психическими эффектами часто труднее справиться и жить с ними. Эксперты считают, что эмоциональное воздействие жертвы преступления может включать шкалу эмоций в течение определенного периода времени. Хотя порядок может меняться в зависимости от человека, эксперты считают, что эмоциональное воздействие обычно выглядит следующим образом:
- shock, denial, disbelief
- anger
- Fear
- Frustration
- Confusion
- Guilt, self blame
- Shame
- Grief, sorrow
Жертвенность может вызвать менталитет жертвы. Это разрушительная черта личности, при которой люди считают себя жертвами из-за действий других. Часто такое мышление является неточным из-за доказательств, окружающих ситуацию. Эксперты могут назвать это «игрой в жертву». Это позволяет кому-то снять вину с себя. Это позволяет им постоянно жить так, как будто они не контролируют свою жизнь. Эта преувеличенная реакция на действия других может нанести вред их собственному психическому здоровью, а также окружающим людям.
Могут быть признаки того, что у кого-то есть менталитет жертвы.Как мы упоминали ранее, менталитет жертвы, иногда называемый «синдромом жертвы», является чертой личности. Но каковы признаки того, что у кого-то есть менталитет жертвы? Как они реагируют на других? Как они обрабатывают действия других? Признаки того, что у кого-то есть менталитет жертвы, могут включать:
— Постоянное обвинение других или внешних обстоятельств в том, почему они чувствуют себя такими несчастными
— Часто обвинять, нападать и обвинять людей, которых они любят
— Считают, что мир хочет их достать
— Чрезвычайно циничны и пессимистичны
— Верят, что другие намеренно пытаются причинить им боль
— Чрезмерно делятся своими травмирующими историями с другими
— Часто унижают себя
— Часто чувствуют себя одинокими и бессильный
-Не пытайтесь улучшить себя или глубже вникнуть в ситуацию
-Найдет что-то не так в любой ситуации
Синдром жертвы поддается лечению.
К счастью для людей с менталитетом жертвы, это не является неконтролируемым. Менталитет жертвы можно лечить. Эксперты считают, что для лечения менталитета жертвы человек, преследующий себя, должен сначала понять, что он делает. Они должны по-настоящему понять, почему они считают, что все хотят их заполучить. Как и в случае с большинством психологических методов лечения, существуют различные степени тяжести. Человек с менталитетом жертвы может обратиться за помощью к терапевту, консультанту или другому обученному специалисту. Они также могут решить помочь себе самостоятельно. Независимо от метода, есть шаги, которые необходимо предпринять для лечения менталитета жертвы. Среди них могут быть:
— Сострадание к себе
— Спросить себя, «почему» они так себя чувствуют
— Быть добрыми к другим
— Взять под контроль свои решения и действия
— Переосмыслить «плохие» ситуации в своем мозгу
— Прощение других
— Выход из зоны комфорта
— Книги по самопомощи, подкасты, семинары и т. д.
— Практика благодарности за свою жизнь
Как мы упоминали ранее, некоторые люди склонны к менталитету жертвы из-за того, как они пострадали в прошлом. В то время как их боль действительна, привнесение такого мышления в несвязанные отношения может вызвать трения. Если человек находится в романтических отношениях с кем-то, у кого есть менталитет жертвы, временами это может быть трудным и тяжелым. Разочарование может исходить от того, что один из партнеров постоянно чувствует себя несчастным, избегает обвинений, не берет на себя ответственность за свои действия и т. д. Хотя менталитет жертвы сложен, кому-то может быть неприятно чувствовать себя равным в отношениях с этим подтекстом.
Люди с плохими намерениями могут прикинуться жертвой.Жертва досадна и может принести много страданий и боли. Однако оно не всегда соответствует действительности. Люди с плохими намерениями могут притворяться жертвой. Человек, «играющий в жертву», — это нечестная игра, с которой пришлось столкнуться многим людям. Например, кто-то притворяется, что отчаянно нуждается в помощи на заправочной станции, чтобы завоевать ваше сочувствие, а затем совершить преступление. Другой пример может иметь место в романтических отношениях. Кто-то может заявить, что с ним часто плохо обращались другие, чтобы не брать на себя ответственность за то, что другие думают о нем. На самом деле они причиняли вред своим бывшим любовникам. Кто-то с плохими намерениями может притвориться жертвой, чтобы:
-Контролировать кого-то
-Получить сочувствие
-Избежать ответственности за ситуацию
-Выиграть спор
-Привлечь внимание к себе
Помощь тому, кто чувствует себя жертвой, может разочаровать. Тот, кто чувствует себя жертвой, может не брать на себя ответственность за свои действия. Иногда это может показаться тупиком, если они действительно несут ответственность за ситуацию. Однако, если кто-то живет с менталитетом жертвы, он, вероятно, часто чувствует себя одиноким. Поэтому, хотя помощь кому-то, кто чувствует себя жертвой, может показаться пугающей, ему тоже нужна любовь. В их сердцах и умах происходит многое. Эксперты считают, что есть советы, как помочь человеку с менталитетом жертвы. Среди них могут быть:
— Сопереживание
— Признание их боли
— Избегание навешивания на них ярлыка жертвы
— Признание их негативного поведения, такого как то, как они возлагают вину, жалуются и игнорируют свою ответственность в ситуации
— Предоставление безопасного пространства для разговора и делиться
— Устанавливать с ними границы
— Избегать извинений, чтобы заставить их чувствовать себя лучше, когда извинения неуместны
— Задавать вопросы, чтобы повысить их уверенность («в чем ты хорош?»)
– Поощряйте их обращаться за помощью к профессионалам
Статьи по теме:
10 вещей, которые нужно знать о психологии нарциссизма
10 вещей, которые нужно знать о психологии депрессии
30 лучших доступных онлайн-программ по психологии
50 лучших онлайн-программ Магистерские программы по психологии
Психология обвинения жертвы
Наука
Когда люди хотят верить, что мир справедлив и что с ними не случится ничего плохого, эмпатия может пострадать.
Кейли Робертс Dandy PickPockets Diving: Scene Near St. James Palace (Isaac Robert Cruikshank / Lewis Walpole Library / Wikimedia)
В августе комик и бывший 9 Inside Amy Schumer3 Писатель Курт Мецгер возродил общенациональную дискуссию об обвинении жертвы, когда опубликовал в социальных сетях серию разглагольствований, критикующих то, как женщины сообщают о том, что они стали жертвами преступления, и влияние этих сообщений на обвиняемых. После того, как театр Upright Citizens Brigade в Нью-Йорке запретил исполнителю из-за того, что несколько женщин обвинили его в сексуальных домогательствах и насилии, Мецгер обратился к Facebook.
«Я знаю, потому что это сказали женщины, и это все, что мне нужно! Неважно, кто они. Они женщины! ВСЕ женщины надежны, как моя библия! Книга, которая, как и женщина, не способна лгать!» Мецгер написал в уже удаленном посте на Facebook.
Бывшая начальница Мецгер и откровенная феминистка Эми Шумер неизбежно оказалась втянутой в бурю комментариев и последовавших дискуссий. Шумер публично осудил комментарии Мецгера, написав в Твиттере: «Я так опечален и разочарован Куртом Мецгером. Он мой друг и великий писатель, и я не могу быть более против его недавних действий».
Обвинение жертвы проявляется во многих формах и часто более тонко и бессознательно, чем тирада Мецгера. Это может относиться к случаям изнасилования и сексуальных посягательств, а также к более приземленным преступлениям, например, к человеку, которого ограбили, а затем упрекнули за его решение носить бумажник в заднем кармане. Каждый раз, когда кто-то не задается вопросом, что жертва могла бы сделать по-другому, чтобы предотвратить преступление, он или она в какой-то степени участвует в культуре обвинения жертвы.
Хотя обвинение жертвы не является абсолютно универсальным (опыт, происхождение и культура некоторых людей значительно снижают вероятность того, что они обвинят жертву), в некотором смысле это естественная психологическая реакция на преступление. Не каждый, кто обвиняет жертву, открыто обвиняет кого-то в неспособности предотвратить то, что с ними произошло. На самом деле, в более сдержанных формах люди могут не всегда осознавать, что они это делают. Такая простая вещь, как услышать о преступлении и подумать, что вы были бы осторожнее на месте жертвы, — это легкая форма обвинения жертвы.
«Я думаю, что самым большим фактором, способствующим обвинению жертвы, является так называемая гипотеза справедливого мира», — говорит Шерри Хэмби, профессор психологии Южного университета и главный редактор журнала APA
Хэмби объясняет, что это желание видеть мир справедливым и честным может быть даже сильнее среди американцев, которые выросли в культуре, продвигающей американскую мечту и идею о том, что мы все вершим свою судьбу.
«В других культурах, где иногда из-за войны или бедности, а иногда даже просто из-за сильной нити фатализма в культуре, гораздо лучше признается, что иногда с хорошими людьми случаются плохие вещи», — говорит она. «Но, как правило, американцам тяжело смириться с мыслью, что с хорошими людьми случаются плохие вещи».
Возложение на жертв ответственности за их несчастье отчасти является способом избежать признания того, что что-то столь же немыслимое может случиться с вы — даже если вы все делаете «правильно».
«По моему опыту, люди обвиняют жертв, чтобы они могли продолжать чувствовать себя в безопасности».Хотя обвинение жертвы часто напоминает о таких преступлениях, как сексуальное насилие и насилие в семье, оно встречается повсюду, объясняет Барбара Гилин, профессор социальной работы в Университете Уайденера. Убийства, кражи со взломом, похищения — каким бы ни было преступление, многие люди склонны по умолчанию использовать мысли и поведение, обвиняющие жертву, в качестве защитного механизма перед лицом плохих новостей. Гилин отмечает, что, хотя люди склонны воспринимать стихийные бедствия как неизбежные, многие считают, что у них немного больше контроля над тем, станут ли они жертвами преступлений, что они могут принять меры предосторожности, которые защитят их. Поэтому некоторым людям труднее признать, что жертвы этих преступлений не способствовали (и не несли какой-то ответственности) их собственной виктимизации.
«По моему опыту, работая со многими жертвами и окружающими их людьми, люди обвиняют жертв, чтобы они могли продолжать чувствовать себя в безопасности», — объясняет Гилин. «Я думаю, это помогает им чувствовать, что с ними никогда не случится ничего плохого. Они могут продолжать чувствовать себя в безопасности. Конечно, была какая-то причина, по которой соседский ребенок подвергся нападению, и этого никогда не произойдет с их ребенком, потому что другой родитель, должно быть, сделал что-то не так».
Хэмби добавляет, что даже самые благонамеренные люди иногда способствуют обвинению жертвы, например, терапевты, работающие в профилактических программах, где женщинам дают рекомендации о том, как быть осторожными и не стать жертвой преступления.
«Самое безопасное — никогда не выходить из дома, потому что тогда меньше шансов стать жертвой», — говорит она. «Я не думаю, что люди проделали очень хорошую работу, продумав это и попытавшись сказать, каковы пределы ответственности людей за предотвращение преступлений».
Лаура Ниеми, научный сотрудник Гарвардского университета с докторской степенью, и Лиана Янг, профессор психологии Бостонского колледжа, проводят исследование, которое, как они надеются, направлено на изучение феномена прямого обвинения жертвы. Этим летом они опубликовали свои выводы в Бюллетень личности и социальной психологии .
Их исследование, в котором приняли участие 994 участника и четыре отдельных исследования, привело к нескольким важным выводам.
Ниеми объясняет, что более высокая поддержка обязательных ценностей надежно предсказывала стигматизирующее отношение к жертвам — в контексте как сексуальных, так и несексуальных преступлений. Люди, которые выступали за обязательные ценности, с большей вероятностью считали жертв достойными порицания, в то время как люди, предпочитавшие индивидуализирующие ценности, с большей вероятностью сочувствовали жертвам.
В другом исследовании Ниеми и Янг представили участникам виньетки, описывающие гипотетические преступления, например: «Дэн подошел к Лизе на вечеринке. Дэн дал Лизе напиток с добавлением рогипнола. Позже той же ночью Дэн напал на Лизу». Затем участников спросили, что можно было изменить в событиях, чтобы добиться другого результата.
Неудивительно, что участники, которые демонстрировали более сильные обязательные ценности, с большей вероятностью возлагали ответственность за преступление на жертву или предлагали действия, которые жертва могла бы предпринять, чтобы изменить результат. Люди, которые демонстрировали более сильные индивидуализирующие ценности, как правило, поступали наоборот. Но когда исследователи манипулировали языком виньеток, они обнаружили кое-что интересное.
Ниеми и Янг манипулировали структурой предложений в виньетках, меняя, кто был субъектом большинства предложений, жертва или преступник. Некоторым группам давали виньетки с жертвой в позиции субъекта (например, «Дэн подошел к Лизе»), а другим — виньетки с преступником в позиции субъекта (например, «Дэн подошел к Лизе»).
Если освещение сосредоточено на опыте и истории жертвы — даже в сочувственной форме — исследование Ниеми и Янга предполагает, что это может увеличить вероятность обвинения жертвы.Когда приговор был вынесен преступнику, «оценки вины жертвы и ответственности жертвы значительно снизились», — говорит Ниеми. «И когда мы прямо спросили их, как этот результат мог быть другим, а затем просто дали им пустое текстовое поле, и они могли заполнить все, что хотели, их фактические ссылки на действия жертвы — такие вещи, как: «О, она могла позвонить извозчик» — их стало меньше. Таким образом, им на самом деле было труднее придумывать, что могли бы сделать жертвы, и они меньше сосредотачивались на поведении жертвы в целом. Это говорит о том, что то, как мы представляем эти случаи в тексте, может изменить то, как люди думают о жертвах».
Хотя Гилин отмечает, что люди с большей вероятностью будут сочувствовать жертвам, которых они хорошо знают, чтение сообщений о преступлениях в СМИ может иногда усилить склонность к обвинению жертвы. Жертвы, о которых люди читают в СМИ, обычно им незнакомы, и эти истории могут вызвать когнитивный диссонанс между укоренившейся верой в справедливый мир и очевидным доказательством того, что жизнь не всегда справедлива. Более того, если освещение сосредоточено на опыте и истории жертвы — даже в сочувственной форме — исследование Ниеми и Янга предполагает, что это может увеличить вероятность обвинения жертвы. Однако истории, посвященные виновнику преступления, с меньшей вероятностью вызовут такую реакцию.
«Это интересное открытие, потому что оно предполагает, что мы хотим проявлять сочувствие и сосредотачиваться на жертвах и выражать свое сочувствие, но, возможно, это на самом деле может привести к тому, что мы так сильно сосредоточимся на жертвах и на том, что они могли сделать, что мы на самом деле пренебрегаем сосредоточиться на деятельности преступников [и на том, что они] потенциально могли бы сделать по-другому», — говорит Ниеми.
По своей сути обвинение жертвы может происходить из комбинации неспособности сопереживать жертве и реакции страха, вызванной человеческим стремлением к самосохранению. Некоторым людям, в частности, может быть трудно контролировать эту реакцию страха. Переобучить этот инстинкт можно, но это непросто. Хэмби и Гилин подчеркивают важность обучения эмпатии и открытости для того, чтобы видеть (или, по крайней мере, пытаться видеть) мир с точки зрения, отличной от своей собственной, что помогает людям не попасть в ловушку размышлений о том, что жертва могла бы сделать по-другому. избежать преступления.
«Только потому, что, задним числом, вы можете вернуться назад и сказать: «Ну, вы знаете, этот человек был явно тем человеком, которого вам следовало избегать», это не то же самое, что иметь возможность сказать, что любой разумный человек должен был в состоянии предвидеть это в то время», — говорит Хэмби.
Ниеми предполагает, что для того, чтобы разобраться в корне проблемы, может потребоваться переосмысление того, как мы думаем о преступниках и жертвах, особенно в случаях изнасилования.
«Одна вещь, которая может быть проблематичной, — это мифологизация изнасилования и то, как это делается, чтобы ни один нормальный человек не воспринимался как насильник», — объясняет она.