Не делай человеку того чего не желаешь себе: «Откуда выражение «относись к людям так как хочешь чтобы они относились к тебе» и как его лучше трактовать?» – Яндекс.Кью – 403 — Доступ запрещён

Золотое правило нравственности

Золотое правило нравственности

_____________________________________________________________________________

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии и является основополагающим мировым этическим принципом.

Являясь выражением некоторого общефилософского и морального закона, золотое правило в различных культурах может иметь различные виды. Учеными и философами были предприняты попытки классифицировать формы золотого правила по этическим или социальным признакам.

Мыслитель Xристиан Томазий выделяет три формы «золотого правила», разграничивая сферы права, политики и морали, называя их соответственно принципами права (justum), приличия (decorum) и уважения (honestum):

  • принцип права требует, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему;

  • принцип приличия состоит в том, чтобы делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему;

  • принцип уважения предполагает, чтобы человек поступал так, как он желал бы, чтобы поступали другие.

Можно заметить два аспекта правила:

  • отрицательный (отрицающий зло) «не делай…»;

  • положительный (позитивный, утверждающий добро) «делай…».

Русский философ В. С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» — «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) — «правилом милосердия»

Античная философия

Хотя в произведениях Аристотеля в чистом виде золотое правило не встречается, в его этике есть много созвучных суждений, например на вопрос: «Как вести себя с друзьями?», Аристотель отвечает: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами»

В иудаизме

В Пятикнижии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»  (Лев. 19:18).

Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма.

Согласно известной притче иудеев, один язычник, решивший изучать Тору, пришел к Шаммаю (он и Ѓиллель (Вавилонский) были двумя ведущимираввинами своего времени) и сказал ему: «Я обращусь в иудаизм, если ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Шаммай прогнал его прутом. Когда этот человек пришел к рабби Ѓиллелю, Ѓиллель обратил его в иудаизм, изрекши свое золотое правило: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — пояснения; теперь иди и учись»

В христианстве

В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом.

  • В Евангелии от Матфея ( просто читать) «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12), «люби ближнего твоего, как самого себя»  (Мф. 19:18-20), «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»  (Мф. 22:38-40)

  • В Евангелии от Марка: ( просто читать)  «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв»  (Мк. 12:32-34).

  • В Евангелии от Луки:  ( просто читать)  «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»

      (Лук. 6:31).

Также это правило неоднократно повторяли Апостолы Иисуса Христа.

  • В Послании к Римлянам: ( просто читать)  «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя»  (Рим. 13:8-10).

  • В Послании к Галатам: ( просто читать)  «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя»  (Гал. 5:13-15).

  • В Послании Иакова: ( просто читать)   «закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого»  (Иак. 2:7-9).

  • В Деяниях Апостолов: ( просто читать)  «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы»

      (Деян. 15:28,29).

Блаженный Августин писал о золотом правиле в «Исповеди» в 1-ой книге (гл. 18) в негативной трактовке: «И, конечно, знание грамматики живёт не глубже в сердце, чем запечатленное в нём сознание, что ты делаешь другому то, чего сам терпеть не пожелаешь.».

( просто читать) 

Папа Григорий Девятый в 1233 году в письме к французскому епископу указывал: Est autem Judæis a Christianis exhibenda benignitas quam Christianis in Paganismo existentibus cupimus exhiberi («Христианам следует относиться к иудеям так же, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим в языческих землях»).

В исламе

В Коране золотое правило не встречается, но оно есть одновременно в положительной и негативной трактовке «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе»

Конфуций

У Конфуция золотое правило сформулировано в негативной трактовке в его «Беседах и суждениях». Конфуций учил «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Ученик «Цзы-гун спросил: „Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?“ Учитель ответил: „Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе“ Иначе этот вопрос-ответ звучит как: «Есть ли одно слово, по которому можно действовать всю жизнь? Мастер произнёс: Любовь к ближнему. Чего ты не желаешь себе, не делай другому».«

Критика золотого правила

Иммануил Кант формулирует близкий к своему знаменитому категорическому практический императив:

… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

( просто читать) 

Обсуждая выполнимость этого императива (принципа), в сноске ко второму своему замечанию он пишет:

Не следует однако, думать, что тривиальное quod tibi non vis fieri etc. может здесь служить путеводной нитью или принципом. Ведь это положение, хотя с разными ограничениями, только выводится из принципа; оно не может быть всеобщим законом, так как не содержит в себе ни основания долга по отношению к самому себе, ни основания долга любви к другим (ведь некоторые охотно согласились бы, чтобы другие не делали им добра, лишь бы не надо было оказывать другим благодеяний), ни, наконец, основания долга из обязательства по отношению друг к другу; ведь преступник, исходя из этого, стал бы приводить доводы против своих карающих судей и т. д.

Категорический императив Наблюдать за этой страницей Категори́ческий императи́в (от лат. imperativus – повелительный) – понятие в учении И. Канта о морали, представляющее собой высший принцип нравственности. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785) и подробно исследовано в «Критике практического разума» (1788). По Канту, благодаря наличию воли человек может совершать поступки, исходя из принципов. Если человек устанавливает для себя принцип, зависящий от какого-либо объекта желания, то такой принцип не может стать моральным законом, поскольку достижение такого объекта всегда зависит от эмпирических условий. Понятие счастья, личного или общего, всегда зависит от условий опыта. Только безусловный принцип, т.е. не зависящий от всякого объекта желания, может иметь силу подлинного морального закона.[1] Таким образом, моральный закон может состоять лишь в законодательной форме принципа: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом». Поскольку человек является субъектом возможной безусловно доброй воли, он есть высшая цель. Это позволяет представить высший принцип нравственности в другой формулировке [2]: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Нравственный закон, независящий от посторонних причин, единственно делает человека по-настоящему свободным. В то же время, для человека моральный закон есть императив, который повелевает категорически, поскольку человек имеет потребности и подвержен воздействию чувственных побуждений, а значит способен к максимам, противоречащим моральному закону. Императив означает отношение человеческой воли к этому закону как обязательность, т.е. внутреннее разумное принуждение к нравственным поступкам. В этом заключается понятие долга. Человек, таким образом, должен стремиться в бесконечном прогрессе своих максим к идее нравственно совершенного закона. В этом состоит добродетель – самое высшее, чего может достичь конечный практический разум. В своем сочинении «Религия в пределах только разума», касаясь вопроса об отношении религии и морали, Кант пишет: Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить. …ведь то, что возникает не из него самого и его свободы, не может заменить ему отсутствия моральности. Следовательно, для себя самой мораль отнюдь не нуждается в религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама себе.

О чем «золотое правило нравственности» гласит? Значение и смысл «золотого правила нравственности»

Оно было разработано известными мыслителями и учителями еще в древности, однако является и в настоящее время весьма актуальным. «Золотое правило поведения» фиксирует всеобъемлющий нравственный принцип в отношении другого человека в рамках любой практической ситуации. Оно распространяется на все, что касается человеческих отношений.

Что такое «золотое правило нравственности»?

Оно присутствует, без преувеличения, в каждой существующей религии в той либо иной форме. «Золотое правило нравственности» – это фундаментальный канон, отражающий призыв морали. Оно чаще всего воспринимается в качестве основополагающей, важнейшей ее истины. Рассматриваемое правило нравственности гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе» (Quod tibi fieri non vis alteri ne feceris).

Концентрация практической мудрости в нем выступает одним из аспектов нескончаемых этических размышлений.

quod tibi fieri non vis alteri ne feceris

Исторические факты касаемо рассматриваемого правила

Период его возникновения относят к середине 1 тыс. до н. э., когда протекал гуманистический переворот. Статус «золотого» оно приобрело в XVIII в.

Известно, что раньше в родоплеменных общинах существовал обычай касаемо кровной мести – талион (возмездие, эквивалентное совершенному преступлению). Он выступал своего рода ограничителем вражды родов, так как данный жестокий закон требовал равнозначного наказания.

Когда родоплеменные отношения стали исчезать, появилась трудность в четком разделении, так сказать, на чужих и своих. Экономические связи вне общины зачастую оказывались более существенными, чем родственные.

Так, уже община не стремилась отвечать за проступки отдельно взятых своих членов. В связи с этим талион теряет результативность, и возникает необходимость формирования совершенно нового принципа, позволяющего регулировать межличностные отношения, не зависящие от родовой принадлежности. Именно таким принципом явилось правило: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

относись к людям так

Расшифровка данного этического правила

В его различных формулировках присутствует одно общее звено – «другой». Под ним подразумевается любой человек (ближайший либо дальний родственник, знакомый либо незнакомый).

Значение «золотого правила нравственности» – эквивалентность всех людей касаемо их свободы и возможности совершенствоваться. Это своего рода равенство в отношении наилучших человеческих качеств и оптимальных норм поведения.

Если задаться вопросом «»Золотое правило нравственности» — что это такое?», ответ должен раскрывать не дословную его трактовку, а внутренний философский смысл, который вывел его в статус «золотого».

Таким образом, данное этическое правило предполагает заблаговременное осознание отдельно взятым человеком последствий совершаемых им поступков в будущем относительно другого человека посредством проекции себя на его место. Оно учит относиться к другому так, как к самому себе.

значение золотого правила нравственности

В каких культурах оно нашло свое отражение?

В одно и то же время (но независимо друг от друга) «золотое правило поведения» появилось и в индуизме, и в буддизме, и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе, а также в этико-философском учении (конфуцианстве). Одну из формулировок его можно увидеть в «Махабхарате» (изречениях Будды).

Известно, что Конфуций, отвечая на вопрос своего ученика по поводу того, существует ли такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, сказал: «Это слово – «взаимность». Не делай другим того, чего не желаешь себе».

В древнегреческих творениях оно встречается в классической поэме Гомера «Одиссея», в прозаическом произведении Геродота «История», а также в учениях Сократа, Аристотеля, Гесиода, Платона, Фалеса Милетского и Сенеки.

В Библии данное правило упоминается дважды: в Нагорной проповеди (Мф. 7:12; Лк. 3:31, Евангелие) и в беседах апостолов Иисуса Христа.

В «Сунне» (изречениях Мухаммеда) «золотое правило нравственности» гласит: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

золотое правило нравственности гласит

Формулировки «золотого правила морали»

В прошлом были предприняты попытки классифицирования его формы согласно эстетическим либо социальным критериям.

Так, немецкий философ Христиан Томазий выделил три основные формы рассматриваемого правила, разграничивая при этом сферы права, морали и политики, которые назвал принципами права, приличия и уважения.

Они имеют следующий вид.

  1. Принцип права философски раскрывается как своего рода требование, согласно которому человек не должен совершать в отношении другого того, что он не хотел бы, чтобы совершили по отношению к нему самому.
  2. Принцип приличия представлен в виде этического призыва о том, чтобы индивидуум делал другому субъекту то, что он сам желал бы, чтобы сделали ему.
  3. Принцип уважения раскрывается в том, чтобы человек всегда поступал касаемо других людей так, как бы он хотел, чтобы они поступали в отношении его самого.

Немецкий исследователь Г. Райнер также предложил три формулировки «золотого правила», которые перекликаются с вышерассмотренными его интерпретациями (Х. Томазий).

  • Первая формулировка — это правило чувствования, которое гласит: «(Не) делай другому то, что (не) желаешь себе».
  • Вторая — правило автономности звучит: «(Не) делай сам того, что ты находишь (не) похвальным в другом».
  • Третья — правило взаимности имеет вид: «Как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так и вы по отношению к ним».

«Золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках

золотое правило нравственности в пословицах и поговорках

Данный моральный канон прочно укрепился в массовом сознании людей преимущественно в виде народного фольклора.

Так, к примеру, смысл «золотого правила нравственности» отражен в ряде русских пословиц.

  1. «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
  2. «Не рой яму другому – сам в нее попадешь».
  3. «Как аукнется, так и откликнется».
  4. «Как крикнешь в лес, так и из леса отзовётся».
  5. «Что людям желаешь, то сам получаешь».
  6. «Не плюй в колодец – самому придется водицы напиться».
  7. «Делая людям зло, не жди от них добра» и др.

Итак, «золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках позволяло довольно часто применять его в повседневной жизни и передавать из поколения в поколение в виде легко запоминающегося народного фольклора.

«Алмазное правило морали»

Оно является дополнением к рассмотренному ранее «золотому». Именно алмазным правило назвали из-за многогранности, символизирующей человеческую индивидуальность, которая уникальна в своем роде.

Итак, как уже указывалось ранее, «золотое правило нравственности» гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе». «Алмазное» же дополняет: «Сделай то, чего никто не может, кроме тебя». Здесь упор делается на приносимую пользу (сугубо индивидуальную для конкретной личности) максимально возможному количеству людей.

Другими словами, «алмазно-золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы твои наибольшие способности служили наибольшим потребностям других». Именно уникальность данного индивидуума (субъекта этического действия) выступает универсальным критерием.

Так, если «золотое правило нравственности» – это трансформация субъекта в объект (мысленная проекция себя на место другого человека и осознанный отказ от тех действий, которые не понравились бы себе самому), «алмазный» канон, напротив, выделяет именно несводимость рассматриваемого субъекта нравственного действия к целевому объекту, а также его исключительность и индивидуальность.

золотое правило поведения

«Золотое правило нравственности» как объект пристального внимания философов

Английский философ-материалист Томас Гоббс преподносил его в качестве основы естественных законов, которые играют определяющую роль в жизни людей. Оно достаточно простое для понимания каждым человеком. Данное правило позволяет ограничить сугубо личные эгоистические притязания и тем самым создать базу для единения всех людей в рамках государства.

Английский философ Джон Локк не воспринимал «золотое правило морали» как что-то от рождения данное человеку, а, напротив, указывал на то, что в его основе заложено естественное равенство всех людей, и если они осознают это посредством данного канона, то придут к общественной добродетели.

Немецкий философ Иммануил Кант довольно критически оценивал традиционные формулировки рассматриваемого канона. По его мнению, «золотое правило нравственности» в своем явном виде не дает возможности оценить степень этической развитости индивида: человек может занизить моральные требования по отношению к самому себе либо занять эгоистическую позицию (я не буду мешать вам жить, не мешайте и вы мне). Оно включает желание человека в его нравственное поведение. Однако именно данные желания, страсти и мечты зачастую делают личность заложником своей природы и полностью отсекают его моральность – человеческую свободу.

Но все же категорический императив Иммануила Канта (центральное понятие этического учения) выступает исключительно философским уточнением существующего канона. Согласно Канту, «золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства». В данном определении немецкий философ пытается, так сказать, закрыть лазейку даже самому мелкому человеческому эгоизму. Он считал, что людские желания и страсти не должны заменять истинные этические мотивы поступка. Индивидуум ответственен за всевозможные последствия своих действий.

Две тенденции этического самоопределения человека с точки зрения новоевропейских философов

Первая преподносит человека в качестве общественного индивида, который подчиняется общепринятой морали.

Вторая тенденция ориентирована на понимание представителя людской расы как личности, устремленной к соответствующему идеалу (зрелость, целостность, саморазвитие, самоактуализация, индивидуализация, реализация внутренней сущности и т. д.), а морали в качестве пути, позволяющего достичь внутреннего самосовершенствования.

Если в современном обществе сказать философам: «Сформулируйте «золотое правило нравственности»», ответом будет не стандартная его формулировка, а более глубокий акцент на рассмотренную в нем личность, выступающую в роли субъекта этического действия.

смысл золотого правила нравственности

Падение нравственного уровня в современном обществе

Духовная сфера в жизни общества во всем мире с начала XX века существенно обнищала. Это связано с доминирующим положением на сегодняшний день экономических проблем и связанных с ними идеологических и политических вопросов (практически все действия людей нацелены на накопление преимущественно материальных благ).

В постоянной гонке за богатством человек пренебрёг духовностью, перестал задумываться о внутреннем самосовершенствовании, стал игнорировать этическую сторону своих поступков. Такая тенденция наметилась еще с конца XIX века. Даже Ф. М. Достоевский писал о безудержной жажде денег, которая обуяла людьми той эпохи (более века назад) до одурения («Идиот»).

Большинство людей забыли, а многие и вовсе не знали о том, что «золотое правило нравственности» гласит.

Итогом процессов, протекающих в настоящее время, может стать застой в развитии цивилизации или даже эволюция зайдет в тупик.

Существенную роль в угасающей моральности общества касаемо России и Германии сыграли соответствующие идеологии, возникшие во всех его слоях, во времена пришествия к власти большевиков и нацистов соответственно.

Низкий этический уровень человечества, как правило, отчетливо фиксируется в критических моментах истории (революции, гражданские и межгосударственные войны, нестабильность государственного порядка и т. д.). Примером могут служить вопиющие нарушения нравственных норм в России: в годы гражданской войны (1918-1921 гг.), в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.), в эпоху Сталинской индустриализации (20–30-е гг.) и в наши дни в виде «эпидемии» террористических актов. Все эти события привели к одному плачевному итогу — гибели большого числа ни в чем не повинных людей.

Нравственные аспекты чаще всего не берутся во внимание в процессе решения государственных вопросов: во время проведения экономических, социальных, сельскохозяйственных и промышленных реформ (как правило, результат – негативные экологические последствия).

Неблагоприятное текущее положение в нашей стране практически во всех областях жизни людей – это прямое следствие государственных просчетов в отношении существующего этического уровня общества на момент принятия очередного государственного решения.

Последние годы ознаменовались ухудшением криминальной обстановки в нашей стране: выросло число убийств, заказных и особо жестоких, издевательств, воровства, изнасилований, взяточничества, вандализма и т. п. Все это чаще всего остается безнаказанным, так как снизился процент раскрываемости преступлений.

Курьезным примером беспорядка и хаоса, которые царят в настоящее время в нашей стране, выступает нашумевшая история, произошедшая в 1996 году: два человека были задержаны за совершение акта воровства из Дома правительства России картонной коробки, в которой находилось полмиллиона долларов США. Вскоре поступило официальное заявление о том, что хозяин денег не объявился, в связи с чем данное уголовное дело было закрыто, а расследование прекращено. Преступники мгновенно стали «благодетелями государства», так как получается, они нашли «клад», а изъятые деньги были направлены в государственную казну.

Всем понятно, что хозяин денег приобрел их нечестным путем, в противном случае он бы незамедлительно предъявил свои права на них. В таком случае прокуратура должна была провести расследование по выяснению источника появления данной коробки с весьма значительной суммой денег. Почему этого не произошло – официальные уполномоченные лица тактично умалчивают. Остается предполагать, что МВД, суды и прокуратура не могут справиться со сложившейся криминальной обстановкой в стране. И причиной этому служит, по-видимому, коррумпированность большого числа государственных чиновников.

Классный час «Золотое правило нравственности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

г. Красноармейска Саратовской области»

Классный час на тему:

«Золотое правило нравственности».

Подготовила :

учитель начальных классов

Щукина Елена Николаевна

Красноармейск 2015

Тема: «Золотое правило нравственности».

Форма проведения: час общения с элементами тренинга

Цель:

Создать условия для формирования среди учащихся представлений о ценностях, существующих в среде окружающих их людей.

Задачи:

1. Учить детей выражать свою точку зрения и уметь выслушивать мнения других;

2. Учить детей находить главное, делать выводы, анализировать ситуации;

3. Способствовать процессу самовоспитания, саморазвития среди учащихся.

Ход классного часа.

  1. Введение в тему

Басня

Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, обозлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит:

— Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
(По книге «Классическая басня».)

Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

Дети

  • Я думаю, что речь идёт о том, что в жизни каждому нужно быть дружелюбным.

  • Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.

  • И зло обернётся к тебе тоже.

  • Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.

-Очень хорошая мысль. Но когда и где появилось это высказывание?

II. Сообщение нового материала.

— Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?

Золотая монета, золотая брошь, золотое правило

(Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении)

-Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?

Дети Я думаю, мы будем говорить о правилах поведения.

— Да, ребята. Темой нашего классного часа будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило нравственности».

-А что такое нравственность?

Это система правил поведения личности,
отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло.

-Как и когда появилось это правило?

Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.

Ученик 1 Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов. Он говорил: «Поставьте себя на место другого».
Ученик 2 Примерно в то же время в Китае жил великий философ Конфуций, который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он учил, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших. Только добро ведёт к счастью. Не делай другим того, чего не желаешь себе.»
Ученик 3 В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

Ученик 4 А в начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

-Чему учат эти правила?

Дети :

  • Быть добрым. Творить добро в жизни.

  • Думать о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.

  • Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.

  • Учат правильно жить.

-Вот так разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности. Оно вошло в жизнь людей и живёт уже тысячи лет. И сегодня остаётся главным правилом доброго человека.

-Прочитаем его ещё раз.

-В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.

1. Притча о двух волках.

 Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. 
   — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… 
   Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: 
   — А какой волк в конце побеждает? 
   Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: 
   — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. 

-О чём эта притча?

Дети : Я умаю, эта притча о том, что мы сами должны решить, какими нам быть: добрыми или злыми.

-А сейчас, ребята, послушайте ещё одну притчу. Возможно, она поможет вам понять, как сделать мир немножечко добрее.

2. Притча.

Маленький мальчик решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а мальчик такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей пятеро. Тогда мальчик добрался до того единственного, что он в силах изменить будучи таким маленьким — самого себя.

— О чём эта притча? Какой вывод вы сделали для себя?

(Если что – то хочешь изменить, нужно начинать с себя).

III. Тренинг.

-А что это значит, начать с себя?

Дети : Разобраться в себе: что у меня хорошее, а что плохое. Постараться исправить это плохое.

-Ребята, давайте проведём игру, которая позволит вам дать самооценку. Игра называется “Исповедальная свеча”. Послушайте внимательно ход и правила игры:

— Вот зажжённая свеча! Любой из вас может сейчас выйти и взять эту свечу в руки. Вы садитесь на стул, спиной к товарищам, чтобы никто не мешал вам своими взглядами сосредоточиться, вы будете смотреть только на свечу.

На этот стул может сесть любой, кто возьмёт на себя обязательство отвечать на вопросы откровенно. Остальные ребята будут задавать вопросы, интересующие вас, но вопросы следует задавать не случайные, а такие, которые раскрывали его качества.

  • Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты хотел изменить?

  • Как бы ты хотел ,чтобы к тебе относились?

  • Считаешь ли ты себя вежливым и воспитанным человеком?

  • Какие хорошие качества присущи тебе?

  • Какие плохие качества присуще тебе?

  • Был ли в твоей жизни поступок, за который тебе до сих пор стыдно?

  • Какие хорошие качества ты хотел бы видеть в людях (одноклассниках)?

— Ребята, я вам советую чаще играть в эту игру: со своими друзьями, с самим собой, со своей совестью. Это поможет вам правильнее жить, видеть свои ошибки, быть добрее.

2. «Какой Я?».

-Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? У вас на столах карточки, на которых записаны качества человека, положительные и отрицательные. Ваша задача отделить положительные от отрицательных.

Доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, доверчивость, честность.

— Постарайтесь взглянуть на себя со стороны. Какие из перечисленных качеств у тебя есть? Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

Заполните табличку :

Хочу избавиться

Хочу приобрести

IV.Решение проблемной ситуации. Работа с пословицами:

Соберите пословицы:

Добрые дела дороже денег.

Изменить мир не так уж сложно, начни с себя.

Добро не лихо — бродит тихо.

Доброе дело два века живёт.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

-Я расскажу вам о случае, который действительно произошёл в жизни. Прослушайте внимательно и скажите, какая из этих пословиц больше всего подходит к этому событию.

— Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке.

Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была сильно потрёпанной . Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

— Какое у вас ощущение, что вы чувствуете, услышав рассказ?

Мне стыдно за взрослых

— Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

То, что делала старушка – нужно и полезно для всех. Вот она это и делала. Я думаю, она была добрым и заботливым человеком

-Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?

-Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?

— Мой вам совет: никогда не судите о человеке по первой встрече с ним, постарайтесь узнать его получше, чтобы ваше отношение к нему было справедливым.

V. Обобщающая беседа.

— Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

— В нём нельзя было бы жить.

— Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

— Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей т.д.

— Будьте им благодарны и не стесняйтесь им это чаще показывать. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым

Сценка:

А что это у тебя в руке?

— Счастье…

— А почему такое маленькое?

— Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое…

— Да, восхитительно!

— Хочешь кусочек?

— Наверное…

— Давай ладошку, я поделюсь с тобой.

— Ой, оно такое тёплое!

— Нравится?

— Очень… Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке…

— Так всегда бывает.

— А если я с кем-то поделюсь?

— Тогда у тебя прибавится своего!

— Почему?

— Не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.

— А руки об него обжечь можно?

— Руки обжигает боль… Счастье не может обжечь…

Поделись своим кусочком счастья со всеми, кому ты его желаешь!

ДЕЛЮСЬ!!!

(ПОЖЕЛАНИЯ ДРУГ ДРУГУ)

VI. Итог занятия.

Жизнь дана на добрые дела.

Золотое правило нравственности — это… Что такое Золотое правило нравственности?

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь,чтобы относились к тебе.». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии[1] и является основополагающим мировым этическим принципом.

Виды золотого правила

Являясь выражением некоторого общефилософского и морального закона, золотое правило в различных культурах может иметь различные виды. Учеными и философами были предприняты попытки классифицировать формы золотого правила по этическим или социальным признакам.

Мыслитель Xристиан Томазий выделяет три формы «золотого правила», разграничивая сферы права, политики и морали, называя их соответственно принципами права (justum), приличия (decorum) и уважения (honestum):

  • принцип права требует, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему;
  • принцип приличия состоит в том, чтобы делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему;
  • принцип уважения предполагает, чтобы человек поступал так, как он желал бы, чтобы поступали другие.

Можно заметить два аспекта правила:

  • отрицательный (отрицающий зло) «не делай…»;
  • положительный (позитивный, утверждающий добро) «делай…».

Русский философ В. С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» — «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) — «правилом милосердия».[2]

Западногерманский профессор 20-го века Г. Райнер также выделяет три формулировки «золотого правила» (перекликающиеся с трактовками Христиана Томазия и В. С. Соловьева)[3]:

  • правило вчувствования (Ein-fuhlungsregel): «(не) делай другому то, что (не) желаешь себе»;
  • правило автономности (Autonomieregel): «(не) делай сам того, что ты находишь (не)похвальным в другом»;
  • правило взаимности (Gegenseitigkeitsregel): «как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так же и вы по отношению к ним».

Античная философия

Хотя в произведениях Аристотеля в чистом виде золотое правило не встречается, в его этике есть много созвучных суждений, например на вопрос: «Как вести себя с друзьями?», Аристотель отвечает: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами».[4]

В той или иной форме встречается у Гесиода[5],Сократа[источник не указан 357 дней], Платона[источник не указан 357 дней], Аристотеля и Сенеки[источник не указан 357 дней].

В иудаизме

В Пятикнижии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»  (Лев.19:18).

Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма.

Комментарий Сончино[источник не указан 378 дней]:

Достоинство твоего ближнего ты должен оберегать так же, как свое, и к его имуществу ты должен относиться не менее бережно, чем к своему собственному. Даже тот, кто осужден на смерть за тяжелое преступление, не должен вызывать чувства ненависти, и Тора обязывает относиться к нему с любовью: не бить его и не оскорблять, помня о том, что каждый человек в последнюю минуту своей жизни раскаивается во всех своих преступных делах. Ѓиллель, великий мудрец Торы, возглавлявший Верховный Суд (Санhедрин) в эпоху, предшествовавшую разрушению Второго Храма, выразил заповедь любви к ближнему в форме строго определенного запрета: «Не делай ближнему своему ничего из того, что ты не желаешь для себя». Ѓиллель придавал этой заповеди столь большое значение, что называл ее «всей Торой».

Согласно известной притче иудеев, один язычник, решивший изучать Тору, пришел к Шаммаю (он и Ѓиллель (Вавилонский) были двумя ведущими раввинами своего времени) и сказал ему: «Я обращусь в иудаизм, если ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Шаммай прогнал его прутом. Когда этот человек пришел к рабби Ѓиллелю, Ѓиллель обратил его в иудаизм, изрекши свое золотое правило: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — комментарии; теперь иди и учись».[6]

В христианстве

В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом.

  • В Евангелии от Матфея: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»  (Мф.7:12), «люби ближнего твоего, как самого себя»  (Мф.19:18-20), «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»  (Мф.22:38-40)
  • В Евангелии от Марка: «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв»  (Мк.12:32-34).
  • В Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»  (Лук.6:31).

Также это правило неоднократно повторяли Апостолы Иисуса Христа.

  • В Послании к Римлянам: «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя»  (Рим.13:8-10).
  • В Послании к Галатам: «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя»  (Гал.5:13-15).
  • В Послании Иакова: «закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого»  (Иак.2:7-9).
  • В Деяниях Апостолов: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы»  (Деян.15:28,29).

В исламе

В Коране золотое правило не встречается, но оно есть в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе»[7]

В индуизме

Перед Битвой на Курукшетре, о которой повествуется в «Махабхарате», и которая произошла не позднее 1000 гг. до н. э, Видура поучает своего брата царя Дхритараштру:

Пусть [человек] не причиняет другому того, что неприятно ему самому. Такова вкратце дхарма — прочее проистекает от желания.[8][уточнить]

Оригинальный текст  (санскрит)  

na tat parasya samdadhayat pratikulam yad atmanah

samgrahenaisa dharmah syat kamad anyah pravartat

В буддизме

Золотое правило неоднократно повторяется в изречениях Будды, в частности в Дхаммападе:

129. Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти — поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству.

— Дхаммапада, гл. X. Глава о наказании[9]

159. Как он поучает другого, так пусть поступает и сам. Полностью смирив себя, он может смирить и других. Поистине, смирение самого себя — трудно.

— Дхаммапада, гл. XII. Глава о своем Я.[9]

У Конфуция золотое правило сформулировано в его «Беседах и суждениях».[10]Конфуций учил «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Ученик «Цзы-гун спросил: „Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?“ Учитель ответил: „Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе“ (子貢問曰:»有一言而可以終身行之者乎?»子曰:»其恕乎!己所不欲,勿施於人。»Вэй Лин Гун, 24).

Распространение золотого правила на мир природы

Принцип взаимности золотого правила распространяется и на мир природы:

Человеку не следует причинять боль, подчинять себе, порабощать, мучить и убивать ни одно животное, живое существо, организм или чувствующее существо. Это учение о не-насилии непреложно, неизменно и вечно. Точно так же, как страдание болезненно для тебя, оно столь же болезненно, тревожно и пугающе для всех животных, живущих существ, организмов и чувствующих существ.

— Джайнизм. Акарангасутра 4.25—26

Тот, кто собирается взять заостренную палочку и (про)ткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно.

— Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)

Если сказать, что птицы, лошади, собаки, обезьяны совсем чужие нам, то почему же не сказать, что и дикие, черные и желтые люди чужие нам? А если признать таких людей чужими, то с таким же правом могут черные и желтые люди признать чужими белых. Кто же ближний? На это есть только один ответ: не спрашивай, кто ближний, а делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебе делали.

— Л. Н. Толстой

Критика золотого правила

Иммануил Кант формулирует близкий к своему знаменитому категорическому практический императив:

… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.[11]

Обсуждая выполнимость этого императива (принципа), в сноске ко второму своему замечанию он пишет:

Не следует однако, думать, что тривиальное quod tibi non vis fieri etc. может здесь служить путеводной нитью или принципом. Ведь это положение, хотя с разными ограничениями, только выводится из принципа; оно не может быть всеобщим законом, так как не содержит в себе ни основания долга по отношению к самому себе, ни основания долга любви к другим (ведь некоторые охотно согласились бы, чтобы другие не делали им добра, лишь бы не надо было оказывать другим благодеяний), ни, наконец, основания долга из обязательства по отношению друг к другу; ведь преступник, исходя из этого, стал бы приводить доводы против своих карающих судей и т. д.[12]

См. также

Примечания

  1. От Талиона к Золотому Правилу. Специфика нравственного требования. 2. «Золотое правило» в истории этики // Гусейнов А. А. [Социальная природа нравственности — М.: МГУ, 1974.
  2. Апресян Р. Г. Золотое правило // Этика: новые старые проблемы. К шестидесятилетию Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова / Отв. ред. Р. Г. Апресян. — М.: Гардарики, 1999. — С. 25.
    • Reiner H. Die «Goldene Regel»: Die Bedeutung einer sittlichen Grundformel der Menschheit // Zeitschrift fur philosophische Forschung. Bd. 3. 1948. — S. 74;
    • Lexicon fur Theologie und Kirche. Bd. 4. 1960. — S. 1040
  3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [V, 21] / Общ. ред. и вступит ст. А. Ф. Лосева. — М., 1979. — С. 211.
  4. Философия./ под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. — М.:Академический проект, 2009. — С. 71
  5. Вавилонский Талмуд, Мишна, Шаббат 31а
    • «Изречения Магомета, не вошедшие в Коран» // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. — М., 1956. — Т. 40. — С. 344;
    • Al-Suhrawardy A. The sayings of Muhammad. — New York, 1990. — P. 72.
    • Vidura-niti — Mhb. V. 33-41, V. 39.57;
    • Махабхарата. Книга пятая. Удьйога-парва (книга о старании) / Пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова. — Л.: Наука, 1976. — С. 97
  6. 1 2 Памятники литературы народов Востока. Bibliotheca Buddhica XXXI. «Дхаммапада» = Дхаммапада / Перевод с пали, введение и комментарии В. Н. Топорова.. — М.: Издательство восточной литературы., 1960.
  7. Конфуций, Конфуций, «Беседы и суждения», 15:24, 12:2
  8. Иммануил Кант Основы метафизики нравственности / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. — М.: Изд-во «Мысль», 1999. — 207 с.
  9. Иммануил Кант I. Основы метафизики нравственности. 1785. Раздел второй. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности // Основы метафизики нравственности / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. — М.: Изд-во «Мысль», 1999. — 207 с.

Мультимедийная презентация «Золотое правило нравственности»

 Тема: «Золотое правило нравственности»

Тема: «Золотое правило нравственности»

 Цель урока: дать понятие о «золотом правиле нравственности», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о морали.

Цель урока:

  • дать понятие о «золотом правиле нравственности»,
  • активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о морали.
Осмысление текста Пометки на полях страниц  + «знаю»  = «знал, но забыл»  V «совершенно новая информация»  ? «не понял»

Осмысление текста

  • Пометки на полях страниц

+ «знаю»

= «знал, но забыл»

V «совершенно новая информация»

? «не понял»

Ты знаешь? Конфуций и его ученики «Только добро ведёт к счастью». «… относись к людям так, словно принимаешь дорогих гостей». «Не делай людям того, чего не желаешь себе…».

Ты знаешь?

Конфуций и его ученики

  • «Только добро ведёт к счастью».
  • «… относись к людям так, словно принимаешь дорогих гостей».
  • «Не делай людям того, чего не желаешь себе…».
Будда:  «..не делай другим того, что сам считаешь злом».  Прародитель Ману:  «…не делай другим того, что причинило бы боль тебе».  (Из книги «Законы Ману»)

Будда:

«..не делай другим того, что сам считаешь злом».

Прародитель Ману:

«…не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

(Из книги «Законы Ману»)

Обсуждаем Конфуций:   Будда:  Прародитель Ману: «Не делай людям того, чего не желаешь себе…».  «..не делай другим того, что сам считаешь злом».  «…не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

Обсуждаем

  • Прародитель Ману:

«Не делай людям того, чего не желаешь себе…».

«..не делай другим того, что сам считаешь злом».

«…не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

 Дай себе помочь…  (групповая работа) 1.  Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие. 2. Каково будет мне, если со мной так поступят? 3. Хочу ли я, чтобы со мной так поступили? Нет. Лучше так не поступать.

Дай себе помочь… (групповая работа)

1. Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие.

2. Каково будет мне, если со мной так поступят?

3. Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?

Нет.

Лучше так не поступать.

«Какой Я?» Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши. Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести? Хочу избавиться  Хочу приобрести

«Какой Я?»

  • Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.
  • Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

Хочу избавиться

Хочу приобрести

Кто они и откуда?  Оцените слова и поступки героев известных детских произведений с точки зрения «золотого правила» нравственности.

Кто они и откуда? Оцените слова и поступки героев известных детских произведений с точки зрения «золотого правила» нравственности.

Подумай!  «Тот, кто делает добро другу,  делает добро себе»?   Э.Роттердамский .

Подумай!

«Тот, кто делает добро другу,

делает добро себе»?

Э.Роттердамский .

Не делай своему брату ничего того, чего ты не желаешь себе

Не делай своему брату ничего того, чего ты не желаешь себе

Не делай своему брату ничего того, чего ты не желаешь себе


Когда я был маленьким, покойный отец всегда нам советовал следующее:

«Сын мой, если ты считаешь, что что-то неприлично по отношению к тебе, не делай этого другим. Если ты уважаешь себя, относись почтительно и к другим. Если ты кому-то сказал плохие слова, то знай, Всевышний Аллах вложит в сердце этого человека, либо в сердце другого человека желание сказать   подобные слова по отношению к тебе, и эти слова вернутся к тебе».

Действительно, жизнь как бумеранг. Совершенные ошибки, грехи и злодеяния, безусловно, вернутся к нам в определенном виде.

Конечно, основным местом расчета сынов Адама за содеянные деяния будет Судный день. Ни у кого нет сомнения в этом. Но мудрость Всевышнего Аллаха и милость Его по отношению к своим рабам позволяет им вкусить часть расплаты за свои ошибки в этом мире. В аяте Священного Корана говорится так:

«Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь». (Рум: 41)

Значит Всевышний и Всемогущий Аллах хочет предупредить нас теми несчастьями, которые выпали на нашу долю, что нужно задуматься «Почему это случилось со мной». Поскольку человеческое существо может призадуматься только тогда, когда с ним случается несчастье.

Этой мудростью Всевышний Аллах позволяет нам вкусить в мирской жизни эквивалент того, что мы совершили. Таким образом, от нас требуется не совершение того по отношению к кому-то, чего мы не хотим, чтобы произошло с нами.

Имеется хадис посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), в котором сказано: «عفوا تعفوا نسائكم», то есть «Вы будьте высоконравственными (не смотрите в сторону чужих женщин), пусть ваши жены тоже будут высоконравственными и пусть никто не смотрит на них со злым умыслом».

Имам Шафии написал стихотворение, включающий смысл этого хадиса:

«Будьте целомудренными по отношению к чужим женщинам, и пусть ваши жены будут целомудренными по отношению к вам. Держитесь подальше от неблаговидных поступков, несвойственных мусульманам».

Поскольку измена (прелюбодеяние) – это долг. Если вы наделали долгов, то вполне возможно, кто-то из членов вашей семьи покажет «преданность» и оплатит ваш долг.

Это противодействие или «возврат» — расплата не только за супружескую измену (прелюбодеяние), но охватывает все сферы жизни. Поэтому люди должны обратить внимание на все непристойные слова либо поступки, совершенные ими.

Если вы «перемываете косточки» других, то знайте, они тоже будут злословить о вас. Не важно на каком основании, но если вы будете разглашать недостатки других, наверняка есть недостатки, которые будут на языке людей. Если вы нарушите чью то неприкосновенность, то и ваша неприкосновенность частной жизни будет нарушена. Это является «суннатуллах», то есть законом, установленным Аллахом.

Всевышний Аллах сделает так, что злодеяния, которые мы совершили по отношению к кому-то, непременно постигнут и нас, чтобы это было уроком для других. Таким образом, пусть никто не делает по отношению к другому то, что он не хочет, чтобы сделали по отношению к нему.

В современном языке это понятие называется эмпатия (сопереживание). То есть умение поставить себя на место кого-то. Это хорошее слово. Я думаю, если мы сможем поставить себя на место кого-то, то не совершим большинства ошибок, которые совершаем.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Один человек пришел к пророку Исе (мир ему) и сказал: “О учитель блага и добра! Как раб Аллаха может быть обладателем благочестия по отношения к Господу?”

Пророк Иса (мир ему) ответил:

— Это нетрудно: нужно душой и сердцем любить Всевышнего Аллаха; тогда ты будешь совершать по мере своих сил благие поступки ради Его довольства; будешь проявлять сострадание и милосердие по отношению к сынам Адама, подобно жалости к себе!

Затем он сказал:

— Не делай другому того, чего ты не желаешь себе! Тогда ты будешь по праву обладателем благочестия к Аллаху!» (Ахмад ибн Ханбал, аз-Зухд, стр. 59)

Никто из нас не захочет, чтобы его дочь, сестра либо родственница была обесчещена. Может быть, мы не прибегая к судебным инстанциям, сами накажем виновника, взяв у него плату за попадание в тюрьму.

Так как мы можем совершить харам по отношению к чужой дочери, сестре либо родственнице? Презренные женщины, которые сбились с пути, тоже чьи-то дочери, сестры и родственницы, не так ли?

Не думают ли хозяева и клиенты публичных домов, что такая ситуация может произойти с их дочерьми и женами?

Не надо забывать, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не спрашивал юношу, который пришел к нему просить разрешение на зина, «с кем ты будешь это делать». Он спросил юношу, которого звали Джулейбиб, только одно: «Хотел бы ты, чтобы кто-то совершил прелюбодеяние с твоей матерью (или другой родственницей)?», на что юноша ответил категорическим отказом…

В конце этой речи юноша уже не мог настаивать на своей просьбе. Поскольку его бурные плотские чувства отступили перед убеждениями разума и чувством эмпатии. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) положил свою руку на грудь этого юноши и произнес дуа:

«О Аллах! Прости его грех, очисти его сердце и сохрани его честь».

После этого юноша не вернулся к прежней жизни. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправил посла к сахабе, который не отдавал свою дочь этому юноше и попросил её руки для него. Джулейбиб женился. В одной из битв юноша пал смертью шахида, благодаря своему искреннему покаянию, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произнес у его изголовья: «Джулейбиб от меня, а я от Джулейбиба». (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 5/256-257)

Вот это человеческое воспитание посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и прекрасный результат искреннего покаяния, совершенного в его присутствии. Пусть Всевышний и Всемогущий Аллах каждого из нас наделит такой искренностью.

Мухаммад Захид

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Нравственность — основа гармоничной жизни

В современном обществе всерьёз говорить о нравственности — это, мягко говоря, моветон. Современная культура и СМИ различными способами стараются создать ироничное и пренебрежительное отношение к нравственным дисциплинам — дескать, это рудимент прошлого, несовременно и, вообще, удел религиозных фанатиков. Когда кто-либо заводит разговор о нравственности, люди чаще всего реагируют так, как их научили: либо воспринимают с язвительной иронией, либо настойчиво пытаются выяснить, в какую «секту» попал тот, кто поднимает тему нравственности. Однако даже те, кто считают себя нравственными людьми и придерживаются каких-то правил, могут проявлять весьма своеобразные формы якобы нравственного поведения.

Всё дело в том, что нравственность — понятие очень и очень растяжимое. Взять хотя бы различные религиозные течения, в которых сегодня много рассуждают о вопросах нравственности. К примеру, в некоторых религиях безнравственным считается лишь причинение вреда людям, а, скажем, поедание животных и жестокое обращение с ними в ряде религий не только не осуждается, но даже порой культивируется и превозносится как достойное и угодное Богу поведение. С жестоким обращением в отношении животных порой даже связаны общепринятые религиозные ритуалы. При этом адепты таких религий пребывают в полной иллюзии, что они высоконравственные люди. А если пойти ещё дальше, то вспомним времена «Святой» Инквизиции и Крестовых походов, когда людям навязывалась весьма, мягко говоря, специфическая нравственная парадигма и безнравственным не считалось не только убийство животных, но даже убийство людей. Более того, это считалось «богоугодным» делом. Поэтому понятие нравственности у той или иной группы людей может быть своё и различаться в зависимости от религии, страны, культуры, традиций и так далее.

Нравственность — это то, что отличает нас от животных

Как живут животные? Их поведение полностью диктуется инстинктами. Поэтому понятие нравственности для них попросту неактуально. Глупо говорить, что поедание овечки волком — это безнравственно. Волк должен есть овец. Такова его Дхарма. Таково его предназначение. И он должен в силу причин его исполнять. Другой вопрос — почему он воплотился волком? Но это уже, как говорится, совсем другая история. Итак, у животных, в общем-то, нет выбора. Они вынуждены следовать своей природе — своим инстинктам. Другое дело — человек. У человека есть выбор: пойти по демоническому пути развития или по божественному. Таким образом, мы каждый день делаем выбор, в какую сторону мы движемся. У животных же этого выбора нет. И именно по этой причине говорится, что из мира животных душе очень сложно вырваться в миры повыше: животное не может сделать выбор в пользу какой-либо нравственности, потому что этой самой нравственности для него попросту не существует.

радость

Случаются, конечно, периодически примеры, когда животные поступают порой даже лучше, чем люди. Когда, к примеру, собака спасает жизнь человеку. Но это, скорее, исключение, которое говорит нам о том, что данная душа, скорее всего, имеет богатый опыт воплощений, а может быть, и вовсе является бодхисаттвой, который сознательно воплотился в животном мире с целью помощи другим живым существам. Дело в том, что иногда такие существа, как бодхисаттвы, сознательно выбирают воплощение в животном мире, чаще всего хищниками, и, поедая живых существ, завязывают с ними кармическую связь, чтобы потом «вытащить» их в мир повыше. Но это частный случай. Для большинства животных всё предопределено их инстинктами.

Итак, возможность нравственного выбора — это то, что отличает нас от животных. Но, к сожалению, далеко не все пользуются данным преимуществом. Говорится, что невероятно трудно обрести это драгоценное человеческое рождение, и потому, воплотившись в мире людей, вести себя повинуясь своим инстинктам, а не зову сердца — есть крайнее невежество. К сожалению, современная культура всячески способствует этому. Почему? Причин может быть много. Основная из них — безнравственным и духовно слабым народом проще управлять. Его проще ориентировать на потребление и можно, в принципе, вынудить совершить любую подлость. Именно поэтому сегодня в фильмах часто демонстрируется безнравственное поведение, и люди подсознательно просто перенимают шаблоны такого мышления и модели безнравственного поведения.

радость

Золотое правило нравственности

Как же среди множества различных концепций и понятий о нравственности найти истину и не попасть на удочку различных философских и религиозных учений, которые предлагают нам, мягко говоря, странные идеи? Есть простой принцип, который был сформирован ещё философами древности, и этот принцип так или иначе отражён во многих мировых религиях. Звучит принцип примерно следующим образом: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Такая концепция, пожалуй, может быть некоторым ориентиром, путеводной звездой в бескрайнем океане жизни, полной уловок и опасностей. Данный принцип отражён в ряде мировых религий, что свидетельствует в какой-то мере о его объективности и истинности:

  • В иудаизме принцип звучит следующим образом: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Немного отвлечённая трактовка золотого правила нравственности, но посыл примерно тот же.
  • В христианстве: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Этот принцип изложен в Евангелии от Матвея. Тоже самое сказано и в Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Этому принципу неоднократно учил Иисус, его апостолы также часто повторяли в своих проповедях этот принцип.
  • В исламе: пророк Мухаммед также учил своих учеников: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
  • В индуизме: в древнем писании «Махабхарата» также присутствует упоминание золотого правила нравственности: «Пусть человек не причиняет другому того, что неприятно ему самому».
  • В конфуцианстве: китайский философ Конфуций учил своих учеников: «Чего не желаешь себе, не делай другому».

Примечательно, что золотое правило нравственности присутствует во всех мировых религиях, а также многих философских учениях, что указывает на то, что многие Учителя человечества и философы в своих размышлениях и духовных поисках пришли к одному и тому же выводу: нужно транслировать в мир только то, что хотел бы получить сам. Это понимание приходит из осознания и принятия закона о причинно-следственной связи — «Что посеешь — то и пожнёшь». Когда к человеку приходит осознание того, что каждый поступок имеет причину и будет иметь последствия, тогда приходит понимание того, что, совершая вред другому, совершаешь вред самому себе. Однако, несмотря на то что большинство религий и философских учений сходятся во мнении, что не стоит делать другому то, что не хочешь получить сам, тем не менее адепты этих религий продолжают совершать неадекватные поступки, да и сами некоторые религии порой предлагают весьма странные концепции, которые явно не соответствуют этому правилу. Взять хотя бы мясоедение, которое рядом религий не считается безнравственным поступком.

добро и зло

В чём же проблема? Осознавая, что человек получает всё то, что проявляет другим, тем не менее существуют религии и учения, которые имеют весьма странную нравственную основу. Проблема в том, что в современном обществе понятие добра искажено до неузнаваемости. Происходит это само собой или по чьему-то злому умыслу — сказать сложно, но факт остаётся фактом. Очень распространено в нашем обществе убеждение, что всё, что приносит удовольствие, является благом. Таким образом, приносить людям удовольствия — значит совершать благо. Но, к сожалению, получение удовольствия и развлечения ещё никого не привели к развитию. Примеров просто не существует.

Всё развитие и вся эволюция происходит только тогда, когда живое существо вынуждено выйти из зоны комфорта. Комфортная среда не способствует развитию. Когда родители пытаются доставить своему ребёнку удовольствие, развлекают его, забрасывают подарками и вкусностями, они просто «снимают» с него благую карму, тратят его потенциал, который он в будущем мог бы использовать более разумно. Но в обществе такое поведение считается чуть ли ни исполнением родительского долга. Но самое интересное, что такие родители, скорее всего, сами зависимы от удовольствий и развлечений, и получается, что золотое правило нравственности здесь не нарушается: доставляя ребёнку удовольствия и развлекая его, они готовы и хотят получить тоже самое для себя. В этом и есть опасная подоплёка золотого правила нравственности. Большинство людей сегодня, на самом деле, стремятся совсем не к тому, к чему следует стремиться нравственному человеку, и именно поэтому «причиняют добро» окружающим, исходя из тех ценностей, которые им внушила та система потребления, которая сегодня существует в нашем мире.

Синонимы нравственности

Стоит обратить внимание на синонимы слова «нравственность», которые дают нам понять, насколько это важная составляющая нашей жизни. К примеру: мораль, честность, благородство. Целомудрие также синоним слова «нравственность». Цело-мудрие — то есть целостность мудрости, её гармоничность. И действительно, нравственность проистекает из мудрости. Хотя известны случаи, когда некоторые религии применяют просто запугивание, чтобы заставить своих адептов жить нравственно. Но такая нравственность из страха, как показывает исторический опыт, ни к чему не приводит. Как только желание совершить безнравственный поступок станет сильнее страха — этот поступок будет совершён. Из менее распространённых синонимов можно отметить такие, как справедливость, бескорыстность, чистота, добродетель. Добро-детель — то есть «делание добра». В этом и есть суть нравственности. Важно лишь понимать, что такое добро и когда и как его нужно совершать.

свобода

Понятие нравственности с объективной точки зрения

Каково же объективное понятие нравственности? Как уже сказано выше, понятие добра и зла в современном мире искажено практически до неузнаваемости, и человек может творить зло, пребывая в полной иллюзии, что он высоконравственный человек и поступает правильно. Более того, порой люди причиняют вред самым своим близким людям и пребывают в иллюзии, что делают благо. Именно об этом сказано в цитате: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Порой люди, желающие совершить добро, причиняют больше зла, чем все злодеи мира, вместе взятые. Не будем вдаваться в подробности, лучше рассмотрим, как же поступать, так чтобы добро было объективным, а не субъективным. Вся Вселенная, все живые существа так или иначе стремятся к эволюции — сознательно или неосознанно. Поэтому добром с объективной точки зрения является то, что ведёт к эволюции. И если ребёнка нужно наказать и преподать ему урок, или даже дать ему подзатыльник, так сказать простимулировать Сахасрара-чакру для «микро-просветления», значит, нужно это сделать. Важно действовать не из чувства гнева, а из чувства сострадания, с полным пониманием того, что ваш поступок приведёт к эволюции и к тому, что ребёнок на всю жизнь усвоит полезный урок. И это будет благом. А то, что ведёт к деградации, является злом, даже если это выглядит красиво и благородно. Когда родители щедро одаривают ребёнка бесполезными подарками, балуют его и закармливают сладостями — всё это, конечно, весьма трогательно выглядит, только к какому результату это приведёт ребёнка? Вопрос риторический.

Таким образом, золотое правило нравственности «Делай другим то, что хотел бы получить сам» работает только в том случае, если у человека более-менее адекватное понимание о добре и зле, а также адекватные мотивации и стремления в жизни. И если человек стремится к самосовершенствованию, то очевидно, что он не стремится к развлечениям и наслаждениям, а значит, не будет это проявлять для других, чтобы не получить тоже самое для себя. Поэтому прежде чем применять в жизни золотое правило нравственности, следует основательно поразмыслить о понятии добра и зла и о том, что является полезным, а что вредным. Как следует поразмыслить.

Основы нравственности

Каковы же основы объективной нравственности? Одна из наиболее нравственных парадигм изложена мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах». Практикам йоги предписывается утвердиться в нравственной дисциплине, прежде чем приступать к практикам. Что же предлагает нам мудрец Патанджали? Основных предписаний для гармоничной жизни существует всего пять. Но идеально исполнять хотя бы одно из них — задача непростая. Пять предписаний нравственности изложены в первой ступени «восьмиступенчатой системы Патанджали», так называемой Яме:

единение, гармония
  • Ахимса — ненасилие. Ненасилие предписывается соблюдать на трёх уровнях: тела, речи и ума. И если на уровне тела соблюдать ахимсу более-мене несложно, то на уровне речи, а тем более на уровне ума — задача весьма непростая. Но именно на уровне ума и зарождается то зло, которое мы транслируем в мир.
  • Сатья — благожелательная правдивость. Человек, который говорит неправду, в первую очередь причиняет вред самому себе. Потому как ложь создаёт некую пелену иллюзии вокруг того, кто эту ложь произносит. И человек начинает жить неадекватно.
  • Астея — неприсвоение чужого. По закону сохранения энергии всё, что мы несправедливо себе присвоили, мы всё равно потеряем. Так есть ли смысл брать чужое, причиняя человеку страдание, если мы всё равно это потеряем?
  • Брахмачарья — воздержание от чувственных наслаждений. Любое чувственное наслаждение — это потеря энергии. И чем ниже и грубее удовольствие, тем больше энергии мы теряем. И если у человека есть в жизни какая-то цель или предназначение, которое он призван исполнить (а оно есть у каждого), то недопустимо тратить свою энергию на страсти и удовольствия, так как количество энергии у каждого человека ограничено.
  • Апариграха — нестяжательство. Помимо удовольствий и развлечений, нашу энергию также тратят и материальные блага. Поэтому накопление материальных благ ради самого накопления — просто глупость, которая будет тратить нашу энергию. Хорошо говорил Шантидэва в своём гениальном труде «Бодхичарья-аватара»: «Словно ограбленный, я уйду из этого мира». Так и есть. Всё материальное, что мы накапливаем, мы оставим здесь. И даже собственное тело нам не принадлежит, что уж говорить о материальных накоплениях. Поэтому тратить энергию на их накопление неразумно. Гораздо разумнее тратить её на совершение благих дел и изменение мира вокруг к лучшему. Так как в свою будущую жизнь мы сможем забрать опыт в практике, благодарности и благую карму. Следовательно, только это и следует накапливать.

Это пять базовых предписаний Патанждали для практиков йоги. Существуют также пять дополнительных. В отличие от первых пяти, которые предписывают воздерживаться от безнравственных поступков, вторые пять предписывают то, что следует в себе взращивать. Однако тот, кто сможет освоить хотя бы пять базовых нравственных предписаний, уже будет достойным и благородным человеком, и ему не грозит накопление негативной кармы. Но для этого овладеть этими принципами следует в совершенстве. В современном обществе это сделать далеко не просто, однако дорогу осилит идущий.

единение, гармония