Не пытайтесь: «В чем смысл эпитафии «Не пытайтесь» на надгробной плите Чарльза Буковски?» — Яндекс Кью

Не пытайся / Don’t try. К 25-летию со дня смерти Чарльза Буковски — Textura

Об авторе статьи:

Павел Матвеевлитературовед, эссеист, публицист, редактор. Сфера его интересов деятельность советской цензуры эпохи СССР, история преследования тайной политической полицией коммунистического режима советских писателей, литература Русского Зарубежья периода 1920–1980-х годов. Эссеистика и литературоведческие статьи публиковались в журналах «Время и место» (Нью-Йорк), «Новая Польша» (Варшава), «Русское слово» (Прага) и др., в России только в интернет-изданиях. Как редактор сотрудничает со многими литераторами, проживающими как в России, так и за её пределами в странах Западной Европы, Соединённых Штатах Америки и в Израиле.


 

 

Исполнилось 25 лет со дня смерти писателя Чарльза Буковски, получившего известность в качестве enfant terrible американской литературы второй половины XX века и обладающего статусом культового литератора в странах Европы и в России.

 

Генри Чарльз Буковски-младший – таково полное имя этого человека – скончался 9 марта 1994 года в Сан-Педро, одном из городов-спутников Большого Лос-Анджелеса. Умер он, как принято писать в подобных случаях в некрологах, в возрасте семидесяти трёх лет после тяжёлой и продолжительной болезни. Под «тяжёлой и продолжительной» авторы поминальных статей чаще всего подразумевают рак, который, однако, далеко не всегда тянется долго, – это уж кому как повезёт. Но в случае Буковски это было именно так.

Лейкемия – болезнь очень коварная. Начинается чаще всего незаметно, развивается медленно, симптоматика на начальной стадии бывает смазанной, нечёткой. Так произошло и в случае с Чарльзом Буковски. Первые признаки болезни проявились у него в 1990 году, когда писателю исполнилось семьдесят. Когда диагноз стал очевиден, последовали две госпитализации, две серии мучительной химиотерапии, не только уничтожающей у человека волосяной покров, но и стирающей оперативную память, два периода ремиссии – и, наконец, ещё одна госпитализация, ставшая не только третьей, но и последней.

Чарльз и Линда

Чарльз Буковски был похоронен на кладбище Грин Хилл-с Мемориал Парк в южной части Лос-Анджелеса. На надгробной плите, по решению его вдовы Линды Ли, помимо полного имени, клички – Хэнк – и дат жизни и смерти были выгравированы также фигура боксёра в боевой стойке и фраза «Don’t try» – «Не пытайся». В значении «И не мечтай повторить его жизнь». Или, если угодно, «Не надейся превзойти».

 

 * * *

Чарльз Буковски родился 16 августа 1920 года в Андернахе, небольшой германской деревушке на берегу Рейна. Его отец – Генри Чарльз Буковски-старший, американец немецкого происхождения, был солдатом армии США и после завершения Первой мировой войны служил в поверженной Германии в составе оккупационных войск стран Антанты. Выполнение воинского долга не помешало Генри обзавестись на исторической родине женой. Жена, по имени Кэтрин Фетт, родила от него сына. Сыну, получившему то же имя, что и его отец, было суждено стать всемирно известным писателем, о чём ни его родители, ни тем более он сам в ту пору, само собой, ни малейшего понятия не имели.

Генри Буковски-младшему не было и трёх лет, когда весной 1923 года он вместе с родителями оказался в Америке. После недолгих скитаний по стране семейство Буковски осело в Калифорнии, в Лос-Анджелесе. Глава семьи, Генри-старший, решил стать бизнесменом и открыл собственное торговое дело. Торговал он молоком. Это занятие позволило семье приобрести собственный дом и автомобиль «Форд Т». Материально молочник Буковски свою семью обеспечивал вполне, однако отношения его с сыном складывались плохо. Причиной тому были неправильные представления Генри-старшего о том, как надо правильно воспитывать Генри-младшего. Будучи по крови немцем, он, следуя генетически усвоенным традициям прусской дисциплины, избивал сына за малейшую провинность. А характер у маленького Генри был таков, что редкая неделя обходилась без того, чтобы папаша не отодрал его своим кожаным ремнём как ту самую сидорову козу. Мать, целиком находившаяся под психологическим диктатом мужа, за сына не заступалась, считая, что тот воспитывает ребёнка правильно.

К постоянному унижению детских лет прибавился кошмар лет подростковых. В школьные годы Генри-младший заболел тяжелейшей формой воспаления лицевых сальных желёз, против которого оказалась бессильна тогдашняя американская медицина. (Впоследствии болезнь прошла, однако последствия её навсегда запечатлелись у Буковски на лице. Описывая внешность 65-летнего Буковски, журналист Пол Киотти в статье, в марте 1987 года опубликованной в литературном приложении к газете «Лос-Анджелес Таймс», высказал остроумное предположение – что, глядя на массивный нос писателя, «можно предположить, что он собран на автомобильном кладбище из капота “Студебеккера” и крыльев “Бьюика”»[1].) Из-за покрытого фурункулами лица и неказистой внешности Генри начал сторониться сверстников и приучился скрывать свои истинные чувства под маской «крутого парня», готового в любой момент пустить в ход кулаки. Одновременно в характере Буковски стала всё чаще проявляться склонность к эпатированию окружающих образом «калифорнийского Квазимодо», для которого нет не только ничего святого, но также и вообще ничего такого, что нельзя было бы подвернуть самому циничному осмеянию и глумлению. Он не верил в любовь, отрицал существование Бога и утверждал, что работают только дураки. Тогда же, впервые попробовав алкоголь, Буковски приобрёл зависимость от этилового спирта на всю оставшуюся жизнь.

В 1939 году он был зачислен в городской колледж Лос-Анджелеса на факультет журналистики и английского языка. Там, вместо того чтобы прилежно учиться, студент Буковски – как он утверждал впоследствии, исключительно из желания подразнить преподавателей, – объявил себя нацистом, приверженцем Адольфа Гитлера. О том, что представляет собой немецкий национал-социализм, он ни малейшего понятия не имел, да это ему было и не интересно.

Начавшаяся в том же году Вторая Мировая война не вызвала у Буковски прилива патриотических чувств; правда, с нацистским эпатажем он скоро покончил. Однако и из колледжа его вскоре выгнали – за прогулы занятий и неуспеваемость.

После того, как в декабре 1941 года Япония напала на Соединённые Штаты, вынудив их к ответным действиям, в стране началась мобилизация. Буковски, всегда считавший войну одним из самых идиотских человеческих занятий, выражать готовность умереть за родину не спешил. В 1942 году агенты ФБР арестовали его в Филадельфии. Продержав Буковски три недели в тюрьме, власти всё же решили, что в уклонении от призыва он невиновен и отправили на сборный пункт. Там ему неимоверно повезло – будущий писатель обрёл свободу после заключения психиатра, что по особенностям своей личности он не может быть признан годным к несению воинской службы. Как утверждал Буковски много лет спустя[2], к такому решению психиатр пришёл после того, как он заявил доктору, что не верит, будто с помощью войны можно решать какие-либо проблемы, однако готов принять в ней участие, чтобы фактом своей гибели доказать справедливость данного утверждения. По словам Буковски, психиатр был настолько поражён, что выписал ему «белый билет». Можно ли верить этому рассказу – вопрос, который каждый читатель должен решать самостоятельно.

Избежав армейской лямки, Буковски в течение нескольких последующих лет скитался по стране. Переезжая из города в город, из штата в штат, нигде подолгу не задерживаясь, он зарабатывал на жизнь чем придётся, не гнушаясь и мелким воровством. Попадавшие к нему в руки деньги уходили на скудное пропитание и алкоголь, без которого он уже не мог существовать. Приблизительное – очень и очень приблизительное – представление о том, как Буковски жил в середине 1940-х, можно получить, ознакомившись с его рассказом «Жизнь алкаша»[3].

Всё это время Буковски много писал. Не имея пишущей машинки – она давным-давно была заложена в ломбард, а деньги тут же пропиты, – он писал рассказы от руки, печатными буквами, и рассылал их в редакции всех ему известных журналов. Из редакций или не отвечали вовсе, или присылали стандартные отказы с пожеланиями удачи в будущем. Однако в 1944 году удача всё же улыбнулась начинающему писателю, причём сразу дважды: один из его рассказов был опубликован в журнале Уилла Барнетта «История», второй – в журнале Кэресса Кросби «Портфолио». Тем не менее вместо того чтобы использовать полученный шанс и попытаться пролезть в так манившую его «большую литературу», Буковски ушёл в очередной загул, продолжившийся ни много ни мало целых одиннадцать лет.

Завершился этот алкогольно-бродяжнический марафон самым печальным образом – в 1955 году 35-летний Буковски попал в Окружную клиническую больницу Лос-Анджелеса с прободением язвы желудка. У него не было медицинской страховки, поэтому максимум, на что он мог рассчитывать, – это на милосердие своих уже к тому времени очень пожилых родителей. Ненавидимый им отец сжалился над блудным сыном и оплатил дорогостоящее лечение, включавшее многократное переливание крови. (Сын отплатил отцу самой чёрной неблагодарностью: после смерти Генри Буковски-старшего он раздал имущество родителей соседям и продал семейный дом за 16 000 долларов, которые незамедлительно прокутил и проиграл на скачках). Вспоминая эти страшные дни, Буковски писал:

«После того как, посчитав за труп, меня сначала засунули в подземное хранилище трупов, а потом подняли обратно, они влили в меня двенадцать пинт крови и столько же пинт глюкозы. Я отказался от операции, которая, как они утверждали, была необходима, иначе я не выживу. Также они сказали, что если я выпью ещё хотя бы один раз, то обязательно помру. Они соврали мне дважды»[4].

Побывав одной ногой на том свете, Буковски сумел сделать из этого опыта кое-какие правильные выводы. Он понял, что с прежним образом жизни – бомжа и алкоголика, скитающегося по стране в поисках приключений на собственную задницу, – пора завязывать, и решил подыскать себе какую-нибудь не особо пыльную работёнку, позволяющую сводить концы с концами. А заодно попробовать вернуться к занятию литературой.

Работа нашлась довольно быстро – Буковски поступил в Лос-Анджелесский департамент государственной почтовой службы США и, получив форменную одежду почтальона, принялся разносить письма и печатную прессу жителям закреплённого за ним микрорайона. Со временем из письмоносцев его перевели в клерки – работать на сортировке корреспонденции в здании почтового управления.

С литературой же он поступил следующим образом – вместо того чтобы вернуться к сочинению рассказов, начал писать стихи. Однако уже не рассылал свои сочинения по редакциям «веером от пуза», как в прежние времена, а заводил полезные знакомства в литературной среде родной Калифорнии. И довольно быстро превратился в ещё одного в скопище иных, столь же непризнанных, сколь и многочисленных, гениев. Разница между ними состояла, однако, в том, что, в отличие от абсолютного большинства своих коллег по перу и клавиатуре, чья литературная известность ограничивалась, как правило, чрезвычайно узким кругом, состоявшим из ближайших родственников и приятелей-собутыльников, Буковски сумел добиться подлинного признания и сопутствующего ему коммерческого успеха. Хотя на это ему потребовалось много лет.

 

* * *

Буковски в 1962 году

В 1960 году, когда Чарльзу (имя он сменил, чтобы более не ассоциировать себя с отцом) Буковски было не то ещё тридцать девять, не то уже исполнилось сорок, маргинальное калифорнийское издательство «Hearse Press» выпустило его первую книгу – поэтический сборник с вызывающим названием «Flower, Fist And Bestial Wail» («Цветок, кулак и бестиальный вопль»). Вслед за первым сборником последовали ещё два – «Longshot Poems For Broken Players» («Долгоиграющие стихи для продувшихся игроков», 1962) и «Run With The Hunted» («Беги с добычей», 1962). Ныне эти книжечки, изданные тиражом в 200–300 копий каждая, являются абсолютными библиофильскими раритетами, за счастье обладания которыми отдельные представители многомиллионной армии фанатов Буковски готовы выложить многие тысячи долларов.

В середине 1960-х годов ещё две поэтические книги Буковски вышли мизерными тиражами в Новом Орлеане, где жили его друзья – супружеская пара Джон и Луиза Вебб, также известная под кличкой Джипси Лу (Цыганка Лу). Будучи не только друзьями Буковски, но и страстными поклонниками его поэзии, супруги Вебб сделали собственное карманное издательство, получившее название по их именам – «Loujon Press», и выпустили два сборника его стихов – «It Catches My Heart In Its Hands» («Это держит моё сердце в своих лапах», 1963) и «Crusifix In A Deathhand» («Распятый в Рукесмерти», 1965).

В дальнейшем, во второй половине и в конце 1960-х, до тех пор, пока Чарльз Буковски не стал известен в основном не как эстетствующий поэт, но как зловредный беллетрист, различные микроскопические калифорнийские и иные издательства выпустили ещё не менее десятка его поэтических сборников – с названиями вроде «The Genius Of The Crowd» («Гений толпы», 1966), «At Terror Street And Agony Way» («На улице Террора и проезде Агонии»,1968) или «The Days Run Away Like Wild Horses Over The Hills» («Дни бегут, словно дикие лошади по холмам», 1969). Но самым запоминающимся оказался изданный в 1968 году сборник «Poems Written Before Jumping Out Of An 8-Storey Window» («Стишки, написанные перед прыжком из окна восьмого этажа») – не в последнюю очередь именно из-за его названия.

 

* * *

Возвращение Буковски к прозе произошло при обстоятельствах довольно любопытных.

В 1967 году в Соединённых Штатах Америки началась так называемая «Цветочная революция» – под таким романтическим названием в их историю вошло движение хиппи. Оплотом хиппарей стала райская по климату Калифорния, в которой почти круглогодично можно было валяться на свежей травке, покуривая травку высушенную и круглосуточно разглагольствуя о свободе творчества, свободной любви и прочих завлекательных для юного возраста вещах. Попутно, пользуясь Первой поправкой к Конституции США, можно было сколько угодно поносить правительство, президента Линдона Джонсона, министерство обороны и Вьетнамскую войну, идти на которую цветочные революционеры считали для себя западло.

На волне хипповского протеста во многих городах Калифорнии стали возникать альтернативные средства информации – газеты и журналы, финансируемые исключительно из карманов их владельцев и отказывающиеся следовать в фарватере «буржуазной пропаганды». Несколько таких газет и газетёнок появились и в Лос-Анджелесе: «L. A. Free Press», «Nola Express» и «Open City» («Открытый город»). Владелец и издатель последней, предприимчивый прохиндей Джон Брайан, считал себя самым выдающимся редактором в Соединённых Штатах, а свою газету – самой свободной из выходящих в этой стране газет. Естественным образом «подпольный писатель» Чарльз Буковски оказался в числе сотрудников «Открытого города». Брайан предложил ему вести в газете постоянную авторскую колонку и предоставил полный карт-бланш – включая не только тематику и стиль изложения, но также и орфографию и пунктуацию.

Буковски почувствовал, что – вот, наконец, настало то благословенное время, когда он сможет писать именно то, что ему всю жизнь хотелось, и никто не будет его в этом ограничивать. То же касается гонораров – а платили в газете у Брайана не более чем по 15–20 долларов за колонку, частенько норовя не заплатить вовсе, – то это Буковски не напрягало, поскольку на жизнь и на выпивку он по-прежнему зарабатывал на почте.

О том, про что писал Буковски в своих опусах, публиковавшихся в «Открытом городе», подробно распространяться смысла не имеет – достаточно упомянуть название книги, под обложкой которой значительная их часть впервые была собрана. Книга называлась «Notes Of A Dirty Old Man», что в буквальном переводе означает «Записки грязного старикашки», а в идиоматическом – «Записки старого козла». Впервые она вышла в 1969 году в издательстве «Essex House», специализировавшемся на выпуске книг откровенно порнографического содержания. Буковски впоследствии неоднократно утверждал, что жулики-порнографы его нагло обманули, перед подписанием контракта напоив до невменяемого состояния, поэтому что он в этом состоянии подмахнул, он совершенно не помнил – и, соответственно, ни единого цента от этой сделки не получил. Денонсировав кабальный контракт, Буковски передал рукопись знаменитому битническому издательству «City Lights Books», базирующемуся в Сан-Франциско, и в том же 1969 году книга ««Notes Of A Dirty Old Man» вышла вторым изданием.

Именно с этой книги началась всемирная слава Чарльза Буковски как ведущего представителя так называемого «грязного реализма» – направления в современной западной беллетристике, в котором все вещи называются их подлинными именами, а слово «б…дь» никогда не пишется с четырьмя звёздочками после первой буквы.

История примерно трёхлетнего сотрудничества Чарльза Буковски с газетой «Открытый город» изобиловала неимоверным количеством ссор, скандалов, предъявлением взаимных претензий морального характера и пьяных драк. Впоследствии Буковски описал её в рассказе «Рождение, жизнь и смерть одной левацкой газетёнки»[5], в котором в крайне издевательских тонах поведал о беззастенчивой эксплуатации своего таланта жуликом-издателем. При этом саму газету он обозначил циничным псевдонимом «Open Cunt» («Открытая п…да»), а её владельца вывел под именем Джо Хайнс. Страшно обозлившийся Джон Брайан в отместку переиначил фамилию своего бывшего колумниста и с тех пор до самой смерти Буковски именовал его не иначе как Факовски.

 

* * *

Определённый коммерческий успех «Записок старого козла» дал Буковски основания предположить, что у него появился шанс реализовать свою главную мечту – стать профессиональным литератором. Взвесив все «за» и «против», в декабре 1969 года он подал заявление об увольнении по собственному желанию.

С точки зрения обывательского восприятия этот поступок 49-летнего мужчины был натуральным безумием. Покидающие государственную службу в таком возрасте автоматически теряли возможность устроиться на подобную работу, а государственная пенсия им не полагалась. Поэтому при неблагоприятном развитии событий бывший почтовый клерк Буковски имел все шансы пополнить своей персоной число калифорнийских бомжей.

Это был страшный риск, но этот риск себя оправдал. Десять лет спустя Буковски вспоминал:

«Принять это решение мне помог мой издатель Джон Мартин. Он пришёл ко мне и сказал: “Слушай, Хэнк, я предлагаю тебе стать профессиональным писателем. Я буду платить тебе по сто долларов в месяц, если ты уйдёшь со своей поганой службы и станешь только писать. Сто долларов в месяц. Пожизненно”. – “А что, если я уйду со службы, но ничего не стану писать, а буду только пить?” – спросил я. Джон подумал и сказал: “Всё равно буду платить”. Напугать издателя не удалось. Пришлось согласиться».

Покинув сортировочный цех, Буковски за три недели написал свой первый роман – про то, как он десять лет проработал в системе государственной почты. Роман под бесхитростным названием «Post Office» («Почтовое отделение») был опубликован в 1971 году издательством Джона Мартина «Black Sparrow Press» («Чёрный воробей») и разошёлся тиражом 75 000 копий в США и ещё не менее 500 000 копий в переводах на иностранные языки – немецкий, французский, испанский и другие.

Вслед за первым последовали ещё четыре романа из «автобиографической саги» Чарльза Буковски: «Factotum» («Фактотум», 1975), «Women» («Женщины», 1978), «Ham on Rye» («Хлеб с ветчиной», 1982) и «Hollywood» («Голливуд», 1989). Все эти произведения объединяет то, что они написаны, во-первых, от первого лица – Генри Чинаски, являющегося alter ego Чарльза Буковски, а во-вторых, рассказывают о различных обстоятельствах жизни этого персонажа, в очень существенной части являющейся также и жизнью придумавшего его автора.

Сталкиваясь, как это всегда бывает в подобных случаях, с попрёками недоброжелателей в том, что все эти романы – суть одна книга, которую он пишет о самом себе, поскольку ему больше не о чем писать, Буковски неизменно отвечал, что о себе он может писать правдивее, чем о других, поскольку основным источником для его сочинительства является он сам. А на вопросы вроде того, для кого он пишет и кто составляет его читательскую аудиторию, отвечал:

«Многие люди, которые оказались на дне, говорили мне, что чтение моих книжек помогает им жить. Один парень написал мне из тюрьмы, что только мои книги кочуют по камерам. Для мен это лучшая похвала. Кому нужно блеяние университетских критиков? Однажды я навещал своего приятеля в психбольнице. Один шизик узнал меня. “Вы – Чарльз Буковски?” – стал допытываться он. Видать, начитался моей писанины. Возможно, поэтому и загремел в психушку»[6].

Неимоверное, фантастическое чувство чёрного юмора и самоирония – пожалуй, две самые главные особенности Чарльза Буковски как писателя.

 

* * *

Несмотря на то, что Чарльз Буковски терпеть не мог кинематограф и при всяком удобном случае норовил его чем-нибудь уязвить, его собственное творчество без внимания киношников не оставалось. В 1981 году итальянский режиссёр Марко Феррери снял по мотивам нескольких ранних рассказов Буковски фильм «Tales Of Ordinary Madness» («Истории обыкновенного безумия»), с Беном Газзара и Орнеллой Мути в главных ролях. А в 1987 году интернациональный режиссёр Барбет Шрёдер сделал в Голливуде фильм «Barfly» («Завсегдатай бара») по оригинальному сценарию Буковски; главные роли в нём исполнили Микки Рурк и Фэй Данавэй. Экранизацию Феррери Буковски посчитал чудовищно пошлой и насквозь фальшивой и от души облил помоями в рассказе под названием «Безрассуден до предела»[7]. А фильм Шрёдера счёл вполне приличным, тем более что принимал участие в работе над ним не только в качестве сценариста, но и присутствуя на съёмочной площадке в виде статиста из массовки; правда, эти кадры в окончательный монтаж не вошли.

После смерти Буковски экранизации его книг продолжились. Так, в 2005 году норвежский режиссёр Бент Хамер осуществил экранизацию романа «Factotum»; роль Генри Чинаски в ней исполнил американский актёр Мэтт Диллон, а его подруги – актриса Лили Тэйлор. Фильм получился неимоверно плохой, в нём всё, как принято говорить в киношном мире, пребывает «вне фокуса», и единственное, ради чего его всё же стоит посмотреть, – это ради того, чтобы услышать прекрасный саундтрэк, то есть музыку и песни в исполнении изумительной норвежской блюзовой певицы Кристин Асбьорнсен, написанные ею в том числе и на стихи Буковски.

Чарльз Буковски и сам неоднократно становился объектом внимания киношников. Ещё в начале 1970-х годов его многолетний приятель, прогрессивно мыслящий голливудский режиссёр Тэйлор Хэкфорд снял о нём документальный фильм. Посмотрев то, что сделал Хэкфорд, Буковски оценил фильм как честный и достойный уважения. Однако вслед за тем написал рассказ под названием «Вот что погубило Дилана Томаса»[8], в котором изобразил себя тонким эстетом, осаждаемым голливудскими жуликами, стремящимися заработать на его литературной славе. Прочитав рассказ, Хэкфорд возмутился и обвинил Буковски во лжи: «Этого не было! Я всё помню. Фильм – свидетель». Буковски парировал: «Не имеет значения, что и как было. Как я напишу, так и будет. И знаешь, как? Я всегда буду героем»[9].

Эта данная им самому себе ещё в юности установка – при любом раскладе держать удар и выдавать себя за победителя – была для Чарльза Буковски главной заповедью при жизни. Она же сопутствует ему и после смерти. Иначе для чего тогда на его надгробной плите нарисована фигура боксёра, готового к отражению удара ротивника, и выгравирована надпись «DON’T TRY» – «НЕ ПЫТАЙСЯ».

 

Об истории последнего романа Чарльза Буковски «The Pulp» («Макулатура»), а также о том, как его сочинения стали доступны в России в русскоязычных переводах, – в следующий раз.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Цит. по: Киотти П. Буковски // Буковски Ч. Хлеб с ветчиной. СПб.: Новкультпрос, 2000. С. 244. Перевод с англ. Ю. Чуваевой.

2 См..: Буковски Ч. За решёткой вместе с главным врагом общества // Буковски Ч. Истории обыкновенного безумия. М.: Глагол, 1997. С. 19. Перевод с англ. В. Когана.

3 См.: Буковски Ч. Жизнь алкаша // Буковски Ч., Фанте Д. Возмездие обречённых. СПб.: Новкультпрос, 2002. С. 173–187. Перевод с англ. Ю. Медведько.

4 Цит. по: Wakeman John, ed. World Authors 1950–1970’s. New York, 1975. Перевод с англ. автора.

5 См.: Буковски Ч. Рождение, жизнь и смерть левой газетки [sic!] // Буковски Ч. Макулатура. М.: Глагол, 2001. С. 150–169. Перевод с англ. В. Голышева.

6 Перевод с англ. Ю. Медведько.

7  См.: Буковски Ч. Безрассуден до предела // Буковски Ч., Фанте Д. Возмездие обречённых. СПб.: Новкультпрос, 2002. С. 304–313. Перевод с англ. Ю. Медведько.

8 См.: Буковски Ч. Вот что погубило Дилана Томаса // Стрелец (Москва). 1992. № 1 (68). С. 218–221. Перевод с англ. С. Юрьенена.

9  Цит. по: Киотти П. Буковски // Буковски Ч. Хлеб с ветчиной. СПб.: Новкультпрос, 2000. С. 260. Перевод с англ. Ю. Чуваевой.

Читать онлайн «Не пытайтесь сделать все идеально. Стратегии борьбы с перфекционизмом», Мартин М. Энтони – ЛитРес

Посвящается Синтии М. М. А.

Посвящается Кэролин Р. П. С.


Дорогой Читатель!

Искренне признателен, что Вы взяли в руки книгу нашего издательства.

Наш замечательный коллектив с большим вниманием выбирает и готовит рукописи. Они вдохновляют человека на заботливое отношение к своей жизни, жизни близких и нашей любимой Родины. Наша духовная культура берёт начало в глубине тысячелетий. Её основа – свобода, любовь и сострадание. Суровые климатические условия и большие пространства России рождают смелых людей с чуткой душой – это идеал русского человека. Будем рады, если наши книги помогут Вам стать таким человеком и укрепят Ваши добродетели.

Мы верим, что духовное стремление является прочным основанием для полноценной жизни и способно проявиться в любой области человеческой деятельности. Это может быть семья и воспитание детей, наука и культура, искусство и религиозная деятельность, предпринимательство и государственное управление. Возрождайте свет души в себе, поддерживайте его в других. Именно это усилие создаёт новые возможности, вдохновляет нас на заботу о ближних, способствуют росту как личного, так и общественного благополучия.

Приглашаю Вас принять участие в деятельности Центра сознательного развития «Автор Жизни»: www.av-z.ru

Искренне Ваш,

Владелец Издательской группы «Весь»


Пётр Лисовский

Martin M. Antony PhD,

Richard P. Swinson MD

When Perfect Isn’t Good Enough

Перевод с английского Елены Сибуль

© 2009 by Martin M. Antony, Ph.D. and Richard P. Swinson. MD

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО Издательская группа «Весь», 2018

От авторов

Мы благодарим наших редакторов в New Harbinger Publications, Inc за предложение пересмотреть первое издание этой книги, за их поддержку и помощь на протяжении всего проекта. Также мы благодарим Валери Ворстенбош и Хизер Худ за помощь в поиске материала, который был использован в новом издании. И спасибо Лизабет Роемер и Джошу Бартоку за полезные комментарии к первому варианту девятой главы.

Введение

Цель данной книги

Начиная работу над первым изданием этой книги, мы старались определить, что именно должно в нее войти. Было трудно решить, на каких аспектах исследуемой проблемы стоит сфокусироваться, поскольку термин «перфекционизм» применим к разным типам поведения.

Давайте рассмотрим примеры.

В интервью с Опрой Уинфри Марта Стюарт назвала себя «маниакальной перфекционисткой» (Winfrey, 2000). И это действительно так: мисс Стюарт когда-то угрожала уволить своего биржевого брокера, потому что ей не нравилась музыка в его телефоне во время ожидания ответа (Forbes, Ackmann, 2004).

Люди, работавшие с режиссером Джеймсом Кэмероном над блокбастером «Титаник», нередко описывали его как перфекциониста. Они рассказывали, как часто он терял терпение, если на съемочной площадке что-то не соответствовало его высоким стандартам. Действительно, вспыльчивость Кэмерона широко обсуждалась в СМИ после выхода фильма на экраны.

В 2003 году французский шеф-повар Бернар Луазо покончил жизнь самоубийством после того, как рейтинг его ресторана в «Красном гиде Мишлена» упал с 19/20 до 17/20. Эту историю рассказал Рудольф Челмински в своей книге «Perfectionist: Life and Death in Haute Cuisine» (Перфекционист: Жизнь и Смерть в мире высокой кулинарии, 2005).

В автобиографии 1995 года «Movement never lies: an Autobiography» канадская балерина Карен Кейн назвала себя перфекционисткой. Несмотря на репутацию одного из самых уважаемых танцоров в мире, иногда у нее случались приступы депрессии из-за несоответствия созданному ею эталону.

Персонаж Найлса Крейна в фильме «Frasier» (Фрэсир) также можно отнести к данному типу личности. Окружающие люди кажутся ему в каком-то смысле второсортными, и он прикладывает чрезмерные усилия, чтобы все было правильно, – даже граффити в кафе Nervosa исправил красной ручкой.

Среди других примеров – Моника Геллер («Друзья»), Бри Ван де Камп («Отчаянные домохозяйки»), Феликс Унгер («Странная парочка»).

Хотя все эти люди заражены перфекционизмом, способы его проявления сильно отличаются. Иногда это выражается в гневе, в других случаях – в депрессии или тревожности, непоколебимости или неумении быть спонтанным. Несмотря на эти отличия, у них всех есть одна общая важная черта: строгие стандарты или ожидания по отношению к себе самим или другим. Таким стандартам либо невозможно, либо очень сложно соответствовать.

Перфекционизм связан с определенными психологическими проблемами, включающими гнев, депрессию, тревожность, проблемы с нелюбовью к собственному телу, а также обсессивно-компульсивное поведение. Трудно представить всеобъемлющее исследование о данном предмете, которое не касалось бы этих тем, поэтому в процессе работы над книгой мы сосредоточились на методах борьбы с перфекционистскими идеями и поведением в целом, а также с сопутствующими психологическими проблемами.

В части I этой книги мы обсуждаем общие аспекты перфекционизма, включающие его природу и влияние, а также роль мысли и поведения в его поддержании.

В части II представлены инструкции для анализа перфекционизма и особые стратегии для преодоления перфекционистского мышления и связанного с ним поведения. В этой части добавлены новые главы, посвященные стратегиям, основанным на признании проблемы.

В части III говорится о связи перфекционизма и особенных психологических проблем (таких как депрессия, тревожность и т.  д.). Эти главы будут полезны, если вы подвержены некоторым из этих проблем.

Часть IV включает главу, посвященную предотвращению возвращения перфекционизма.

Работают ли стратегии этой книги?

Когда мы писали первый вариант этой книги (опубликованный в 1998 году), материалов по лечению перфекционизма практически не было. Предлагалась терапия для сопутствующих ему типов проблем (тревожность, депрессия, нелюбовь к собственному телу, обсессивно-компульсивное поведение и т. д.), но не для перфекционизма.

Все изменилось за последние годы. В 2007 году мы опубликовали исследование, показывающее, что использование описанных в книге стратегий при лечении социофобий приводило также и к уменьшению перфекционизма (Ashbaugh et al., 2007). Участники нашего исследования заявили, что они меньше стали беспокоиться об ошибках и реже задумываться о правильности своих действий. Тем не менее это исследование не включало лечение, направленное именно на перфекционизм. Оно, скорее, было сосредоточено на тревожности.

В другом исследовании Райли и его коллеги (Riley et al., 2007) использовали похожие стратегии. В работе предлагалось десять сеансов терапии. В этом исследовании симптомы 75 процентов участников изменились в лучшую сторону. Уровень перфекционизма уменьшился на 46 процентов у прошедших лечение, по сравнению с 7,6 процента у тех, кто не проходил его.

В третьем исследовании австралийские ученые (Pleva и Wale, 2007) сравнили результаты самолечения по первому изданию этой книги с аналогичным лечением, совмещенным с посещением терапевта (сеанс длился 86 минут). В обоих случаях у участников было выявлено уменьшение показателей перфекционизма, хотя результаты были лучше у тех, кто ходил к терапевту. Например, 40 процентов людей, занимающихся самолечением, и 46 процентов, обратившихся к специалисту, заметили существенное понижение беспокойства по поводу совершения ошибок.

Подводя итог, можно утверждать, что описанные в этой книге стратегии полезны сами по себе, а также в сочетании с лечением у опытного терапевта.

Как пользоваться этой книгой

Мы советуем прочитать все главы в частях I, II и IV. Из части III можно выбрать наиболее актуальные для вас главы. Возможно, будет полезно прочитать и другие главы, чтобы вы могли распознать проблемы, которые не замечали у себя раньше.

Во многих главах предлагаются упражнения, которые должны помочь изменить убеждения и поведение ли приведет к решению существующей проблемы. Чтобы увидеть настоящие изменения, важно использовать предложенные стратегии. Эта книга не заменит квалифицированного профессионала в области ментальных расстройств, и, возможно, в ходе работы над собой вы захотите обратиться к профессиональной помощи.

В части III описывается лечение, которое было эффективно в определенных случаях, связанных с перфекционизмом. Также глава 6 включает в себя идеи насчет того, как при необходимости получить дополнительную помощь.

Дневник

Упражнения в этой книге требуют от вас ответов на конкретные вопросы. Придется записывать важную информацию, поэтому советуем завести блокнот или дневник, которым вы могли бы пользоваться во время чтения этой книги. Блокнот должен быть у вас под рукой уже с первой главы. Как вариант, предлагаем работать с упражнениями на компьютере.

Как не нужно использовать эту книгу

Предупреждение: не пытайтесь сделать все идеально. Мы описываем большое количество техник, стратегий и идей, которые могут быть эффективными для вас. Лучше применять несколько техник и практиковаться, пока не станет получаться правильно. Если вы будете стараться выполнить все предложенное в книге, скорее всего, ни одна из стратегий не принесет вам пользы. Вместо этого выберите технику, которая, по вашему мнению, наиболее подходит к вашей проблеме.

 

Некоторые стратегии, описанные в этой книге, требуют постоянной практики для достижения успеха. Если определенный метод у вас не работает, придется решить, продолжать его использовать или перейти к другой стратегии. Если вам не помогает предложенное решение, не реагируйте на это как перфекционист. Понадобится время, чтобы заметить изменения. Разрешая себе не сразу достичь вершин в борьбе с перфекционизмом, вы делаете хороший первый шаг в сторону более гибких и реалистичных ожиданий.

Часть I


Понятие перфекционизма

Глава 1


Что такое перфекционизм?

От нас все время требуют быть лучше. С самого рождения нас постоянно оценивают и исправляют другие люди. Когда мы только учимся говорить, родители корректируют наше произношение. Когда мы становимся старше, другие учат нас, как ходить, одеваться, правильно держать вилку, не класть локти на стол, мыть за ушами, заправлять кровать и т. д.

Мы растем – и нас продолжают оценивать, критиковать, исправлять или поощрять. В школе и дома мы понимаем: чтобы завоевывать одобрение окружающих, нужно соответствовать определенным нормам поведения. Наши ошибки часто имеют негативные последствия. Например, за низкие школьные оценки нас критикуют учителя, родители и друзья. Иногда нас могут лишать привилегий (говорить по телефону, гулять с друзьями или получать карманные деньги), пока уровень успеваемости не станет подходящим.

Постоянные требования соответствовать и превосходить установленные стандарты продолжаются и во взрослой жизни. На многих предприятиях ожидают, что сотрудники будут выполнять больший объем работы за меньшее время. Ожидается, что продавцы должны побить рекорды предыдущих лет. Компании стараются быть лучше, чем их конкуренты.

В дополнение к давлению снаружи многие люди ощущают внутреннее давление, требующее от них преуспевать и выполнять работу на определенном уровне. Вам будет приятно, если друзьям понравится приготовленная для них еда. Поддерживая свою физическую форму, вы чувствуете личное удовлетворение от достижения новой цели, например, пробежав милю за меньшее время.

Желание хорошо делать свою работу или соответствовать идеалу – не то же самое, что быть перфекционистом. Именно желание достичь определенных целей помогает эффективно функционировать в своем окружении. Например, успеваемость учащихся, которых не заботят их оценки в школе, намного хуже, чем у учеников с высокими личными стандартами. Превращаясь в привычку, такое поведение нередко вызывает негативные последствия. Оценки становятся ниже, и таких учеников могут не принять в колледж или университет, в который они хотят поступить.

Люди, первые в своей сфере деятельности – например, знаменитые спортсмены, – также должны ставить перед собой высокие цели, чтобы достичь желаемого. Не имея таких стандартов, они чаще всего достигают меньшего.

Определение перфекционизма

Так что же такое перфекционизм, и в чем его отличие от здорового желания достичь высоких стандартов? Для начала обратимся к словарю. В интернет-версии Merriam Webster Dictionary говорится, что это – «склонность смотреть на все, что не идеально, как на неприемлемое».

Специалисты, изучающие перфекционизм, дают более подробное определение. Например, в часто цитируемой статье в Psychology Today психиатр Дэвид Бернс (1980) рассматривал перфекционистов как людей, «чьи стандарты недостижимы или превышают грани разумного» и «которые стараются бесконтрольно и безустанно достичь невозможных целей и измеряют свою собственную значимость только в плане продуктивности и достижений». Бернс подчеркивал, что у таких людей желание хорошо что-то сделать может навредить исполнению.

Многоплановые определения перфекционизма

С недавнего времени психологи определяют перфекционизм как многоплановый концепт (Flett and Hewitt, 2002), то есть нечто, состоящее из нескольких компонентов или аспектов. Например, канадские исследователи Гордон Флетт и Пол Хьюитт выделили три типа перфекционизма: ориентированный на себя, ориентированный на других и социально предписанный.

Ориентированный на себя перфекционизм – это тенденция устанавливать для самого себя недостижимые стандарты. Они ассоциируются с самокритичностью и неспособностью принять свои собственные ошибки или вину. В совокупности с негативными жизненными событиями или неудачами, он может привести к проблемам депрессии.

Перфекционизм, ориентированный на других, – это тенденция требовать от окружающих соответствия идеальным параметрам. Такие люди неспособны передать кому-то задание, опасаясь, что будут расстроены несовершенным выполнением работы, они часто подвержены чрезмерному гневу, стрессу и другим проблемам в отношениях, связанным с высокими ожиданиями от окружающих.

Социально предписанный перфекционизм – тенденция думать, что люди ожидают от тебя невозможного, и чтобы получить их одобрение, нужно соответствовать высочайшим требованиям. В отличие от ориентированного на себя перфекционизма, в данном случае считается, что высокие рамки устанавливаются другими. Этот тип перфекционизма вызывает гнев (на тех, у кого якобы слишком высокие стандарты), депрессии (если человек не достигает намеченного) или социофобии (страху подвергнуться осуждению).

В дополнение к трем типам, предложенным Хьюиттом и Флеттом, психолог Рэнди Фрост и его коллеги предложили шесть разных планов перфекционизма (Frost et al., 1990). Они включили тенденцию излишне беспокоиться по поводу ошибок, сомневаться в правильности сделанного, иметь завышенные личные стандарты, высокую потребность в организованности, родителей с преувеличенными ожиданиями или которые слишком критично настроены.

Подводя итог, можно сказать, что есть несколько способов определения перфекционизма. Некоторые исследователи рассматривают его как единый концепт или план. Другие – как сумму нескольких связанных понятий. Вне зависимости от точки зрения, в большинстве определений есть несколько общих черт:

✓ перфекционисты имеют стандарты и ожидания, которые трудно или невозможно достичь;

✓ хотя высокие стандарты бывают полезными, их недостижимость только мешает выполнению какой-либо работы;

✓ перфекционизм связан с другими проблемами – такими как тревожность и депрессия.

Нормальные высокие стандарты vs убеждения перфекционистов

Многие люди имеют четкое представление о том, как они должны работать и как что-то необходимо делать. Но не про все стандарты можно сказать, что они полезны. Например, человек перед публичным выступлением думает: «Нужно отлично справиться с работой». Это перфекционистский или продуктивный взгляд? К несчастью, не всегда можно верно оценить свое восприятие стандартов, так как большинство из нас считает собственное мнение истинным.

Правильность восприятия стандартов для работы зависит от нескольких факторов: чрезмерность требований (можно ли достичь этой цели?), точность идеи (действительно ли надо этому соответствовать?), цена и выгода (помогает ли мне это?) и гибкость стандарта или мнения (могу ли я при необходимости адаптировать свои принципы и изменять свои убеждения?).

Рассмотрим пример. В цивилизованном обществе принято регулярно мыться и оставаться чистым. Это перфекционистский взгляд или реалистичный высокий стандарт? Большинство людей имеют легкодостижимые нормы чистоты, и ее поддержание дает больше плюсов, чем минусов. Чистоплотность позволяет быть уверенным, что другие захотят проводить с тобой время. В конце концов, у многих достаточно гибкие понятия о чистоте. Хирурги поднимают эти параметры перед операцией и тщательнее моют руки, а во время отдыха на природе спокойно относятся к более низкому уровню чистоты.

В отличие от них, у убежденного перфекциониста по поводу чистоты формируются не совсем адекватные жесткие взгляды, которые приносят больше вреда, чем пользы. Например, в нашей клинике встречаются пациенты с обсессивно-компульсивными расстройствами. Они моют руки сотни раз за день, отчего кожа краснеет и повреждается. Неоправданно частое мытье рук вызывается перфекционистскими убеждениями о том, что необходимо избегать заражения микробами, токсинами и другими веществами. Тем не менее достигнутый уровень чистоты не уменьшает риска заболевания (по сравнению с нормальным уровнем), наоборот, вероятность инфицирования возрастает (из-за трещин на коже рук и т. д.). У таких людей чрезмерное мытье занимает многие часы каждый день, мешая всем аспектам их существования, включая работу и социальные отношения.

Это клинический пример перфекционистского поведения. Рассматривая более адекватные убеждения и поведение перфекционистов, сложно определить, насколько правомерна такая реакция, однако здесь действуют те же принципы. Сначала необходимо выяснить, являются ли стандарты и убеждения завышенными, точными, полезными или гибкими.

К вопросу определения, являются ли ваши убеждения чересчур перфекционистскими, мы вернемся в следующих главах.

Главное, что надо понять: чем строже взгляды и чем больше существует ситуаций, в которых вы не способны изменить свое мнение, тем вероятнее столкновение с проблемами. Это особенно верно в тех ситуациях, когда убеждения необоснованны и субъективны, не основываются на фактах или доказательствах. Например, правило, что человек не должен водить машину в нетрезвом виде, соответствует статистике, которая показывает, что более половины автомобильных аварий связаны с алкоголем. С другой стороны, твердая уверенность, что можно слушать только классическую музыку, а все другие жанры считать второсортными, может поставить вас в трудное положение среди тех, кто не любит классическую музыку.

Перфекционизм как черта характера

Черты характера – это стабильные параметры, которые делают людей теми, кем они являются. «Стабильные» означает, что они всегда влияют на поведение человека в различных ситуациях. Раньше исследователи рассматривали личность как нечто, состоящее из разных черт характера. Точное количество черт разнилось от теории к теории, хотя в некоторых случаях их число достигало сотен. Они включали такие явления, как перфекционизм, счастье, честность, агрессивность, тревожность, креативность, амбиции и т. д.

С недавних пор многие психологи придерживаются мнения, что существует относительно небольшое количество черт характера, по которым можно судить о личности. Робертом МакКраем и Полом Костой (2003) предложена следующая модель. Это так называемая «Теория Большой Пятерки» (Big Five Theory), согласно которой личность оценивается по пяти основным факторам: невротизм (незащищенность и тревожность против спокойствия и сдержанности), экстраверсия (социальность и разговорчивость против сдержанности и молчаливости), открытость (любопытство и воображение против отсутствия воображения и заурядности), доброжелательность (доброта и доверие против грубости, подозрения и раздражительности), сознательность (организованность, надежность и совестливость против импульсивности и беспечности).

Согласно исследователям, изучающим теории личности (такие как модель «Большой Пятерки»), описание человеческого поведения с помощью пяти основных характеристик личности определяет точный состав личностных черт, которые делают каждого человека уникальным. Это похоже на то, как три основных цвета спектра (красный, синий и желтый) при смешивании создают другие цвета.

Характеристики «Большой Пятерки» могут влиять на перфекционизм и связанное с ним поведение. Например, высокий уровень сознательности соответствует высокому уровню ориентированного на себя перфекционизма (Hill, Mclntire и Bacharach, 1977). Тем не менее необходимы дальнейшие исследования связи между перфекционизмом и пятью чертами личности. Возможно, высокий уровень сознательности приводит к чрезмерной озабоченности порядком, чистотой, исполнением правил. Невротизм усугубляет тревожность и низкую самооценку, что иногда можно заметить в перфекционистах. Замкнутость мешает рассмотреть ситуацию под другим углом. В конце концов, не очень доброжелательные перфекционисты будут строже относиться к тем, кто не соответствует их высоким стандартам.

Конечно, черты личности не определяют наше поведение. Поведение – это результат сложного взаимодействия между чертами личности и ситуациями, в которые мы попадаем. Вы можете быть перфекционистами в одной ситуации, а в другой – нет.

40 Мощные цитаты Йоды — Цитаты Йоды на 4 мая

Каждый редакционный продукт выбирается независимо, хотя мы можем получить компенсацию или партнерскую комиссию, если вы купите что-то по нашим ссылкам. Рейтинги и цены точны, а товары есть в наличии на момент публикации.

Кто бы мог подумать, что маленький зеленый персонаж из серии фильмов, стартовавшей 40 лет назад, станет одним из самых любимых учителей кино всех времен? Йода впервые был представлен публике в Империя наносит ответный удар и быстро стала моральным компасом популярной франшизы. Этот легендарный мастер обучал джедаев более 800 лет и обладает одной из самых прочных связей с Силой среди всех джедаев, которых мы видели. Его учения превосходят все поколения и показывают нам, как быть терпеливыми, искать свет и верить, что все возможно. Йода — одна из многих причин, по которой франшиза « Звездных войн » стала настолько популярной, что теперь у нее есть собственный официальный праздник — 4 мая, День Звездных войн. Этот созданный фэндомом день стал одним из праздников вуки, и в этом году его даже будут отмечать в Walt Disney World’s Galaxy’s Edge. Вы можете ознакомиться с некоторыми из лучших цитат Йоды здесь и во время просмотра фильмов. Не уверен, где начать? Это лучший способ посмотреть Звездные войны фильмов по порядку.

Цитаты Йоды из

Империя наносит ответный удар

rd.com

1. «Всегда с тобой, это невозможно».

2. «Нет! Стараюсь не. Делать. Или нет. Нет никакой попытки».

3. «Размер не имеет значения. Посмотри на меня. Судите меня по моему размеру, не так ли?

4. «Вот почему ты терпишь неудачу».

5. «Джедай использует Силу для получения знаний и защиты, а не для нападения».

6. «Сила джедая исходит из Силы».

7. «Вы должны разучиться тому, чему научились».

8. «Войны не делают человека великим».

9. «Я не могу его учить. У мальчика нет терпения».

10. «Светящиеся существа мы… не эта грубая материя».

СВЯЗАННЫЕ : Лучшие Звездные войны Фильмы с рейтингом

Цитаты Йоды о страхе

rd. com

11. «Приучите себя отпускать все, что вы боитесь потерять».

12. «Страх — это путь на темную сторону. Страх приводит к гневу. Гнев приводит к ненависти. Ненависть ведет к страданию».

13. «Гнев, страх, агрессия. Темная сторона — это они».

14. «Твой страх должен быть назван, прежде чем ты сможешь изгнать его».

15. «Привязанность ведет к ревности. Тень жадности, то есть.

Связанный : лучшие Star Wars Цитаты

через Amazon.com

A New Hope

Watch Now

Via Amazon.com

The Empire Strikes обратно

Watch Now

По-Amaste Amazon Back Back

Watch

по-видимому AMASASAS AMASASAS. .com

Возвращение джедая

Смотреть сейчас

rd.com

Цитаты Йоды о преодолении неудач

16. «Величайшая ошибка учителя — это».

17. «В темном месте мы оказываемся, и еще немного знаний освещает наш путь».

18. «Смерть — естественная часть жизни. Радуйтесь за тех, кто вокруг вас преображается в Силу. Не оплакивайте их. Не скучайте по ним».

19. «Сильный ты стал. Темную сторону я чувствую в тебе.

20. «Почувствуй Силу!»

21. «Поистине чудесен ум ребенка».

22. «Темная сторона все затуманивает. Невозможно увидеть, будущее есть».

СВЯЗАННЫЕ : 30 Смешные  Звездные войны Шутки

23. «Вы найдете только то, что принесете».

24. «Быть ​​джедаем — значит смотреть правде в глаза и выбирать. Излучай свет или тьму, падаван. Будь свечой или ночью».

25. «Контролировать, контролировать, ты должен научиться контролировать!»

26. «Во многих дальних путешествиях я прошел. И ждали также, когда другие вернутся из собственных путешествий. Некоторые возвращаются; некоторые сломаны; некоторые возвращаются такими разными, что остаются только их имена».

27. «Передавайте то, что вы узнали».

СВЯЗАННЫЕ Звездные войны Факты, которые знают только настоящие фанаты

Цитаты Йоды о темной стороне

rd.com

28. «В конце концов, трусы — это те, кто следует темной стороне».

29. «Плохо видно. Будущее всегда в движении».

30. «Чтобы ответить на силу силой, путь джедая это не так. В этой войне есть опасность потерять то, что мы есть».

31. «Ваш разум должен быть ясным, если вы хотите обнаружить настоящих злодеев, стоящих за этим заговором».

32. «Трудно увидеть темную сторону».

33. «Передавайте то, что вы узнали».

34. «Когда вы смотрите на темную сторону, вы должны быть осторожны. Потому что темная сторона оглядывается назад».

35. «Мы меньше числом, но больше разумом».

36. «Всегда двое, ни больше, ни меньше. Мастер и ученик».

37. «Свой путь ты должен выбрать».

38. «Если вы не ошиблись, вы проиграли. Другая игра, в которую вы должны играть».

39. «Как только вы вступите на темный путь, он навсегда будет доминировать в вашей судьбе».

Самый классический Йода — и

Звездные войны — цитата из всех

rd.com

40. «Да пребудет с тобой Сила».

СВЯЗАННЫЕ : 75 вопросов по «Звёздным войнам» (с ответами) для проверки поклонников

Делать или не делать. Нет попытки.

Майкл Рилли

Майкл Рилли

𝙷𝚒𝚐𝚑𝚕𝚢 💡 𝚝𝚎𝚌𝚑𝚗𝚒𝚌𝚊𝚕 𝚖𝚊𝚛𝚔𝚎𝚝𝚎𝚛 𝚊𝚗𝚍 🎤 𝚜𝚙𝚎𝚊𝚔𝚎𝚛 𝚠𝚒𝚝𝚑 𝚎𝚡𝚙𝚎𝚛𝚝𝚒𝚜𝚎 𝚒𝚗 𝚑𝚎𝚛𝚍𝚒𝚗𝚐…

Опубликовано 16 мая 2015 г.

+ Подписаться

Делать или не делать. Нет попытки. Эта строка из «Звездных войн. Эпизод V: Империя наносит ответный удар » — еще одна любимая цитата, которую я часто использую в своих подписях. Сначала вы можете сказать: «этот парень просто гик, который думает, что это круто использовать цитаты из «Звездных войн» в своих электронных письмах». Да, я гик, но не только поэтому мне так нравится эта цитата. В этой линии много мудрости, и я стараюсь жить в соответствии с этим.

В этой сцене мастер-джедай Йода приказывает Люку Скайуокеру поднять свой X-wing Starfighter из глубин болота с помощью Силы. «Хорошо. Я попробую» — нерешительный ответ Люка на задание. Немедленный ответ Йоды:

«Нет! Стараюсь не! Делать или не делать. Нет попытки».

Мастер Йода пытался научить юного Люка тому, что, используя слово «попытаться», Люк обрекает себя на неудачу. Когда вы «пытаетесь» что-то сделать, это становится самоуничижительным, поскольку вы уже признаете, что не верите в свои цели.

Убирая слово «попытаться», вы заявляете, что обладаете уверенностью в себе и способны преодолевать любые препятствия на пути к выполнению поставленной задачи. Используйте слово «делать», и у вас не будет другого выхода, кроме как добиться успеха.

Люк, конечно же, не смог поднять крестокрыл. Его оправдание в том, что он слишком большой. Затем Йода поднимает корабль из болота и ставит его на сушу. Пораженный, Люк говорит Йоде, : «Я не верю!» , на что Йода отвечает: «Вот почему ты терпишь неудачу».

Я твердо верю в то, что то, что происходит в жизни, сильно зависит от того, что, по вашему мнению, произойдет. Я не говорю, что все, что вам нужно делать, это желать, чтобы что-то произошло. Вам всегда нужно планировать и работать над достижением своих целей; но без глубокой веры в себя и постоянной визуализации этих целей вам почти наверняка суждено потерпеть неудачу.

Да пребудет с тобой Сила. 😀

  • Приведение в стадо

    17 июля 2017 г.

  • Три урока, которым научил меня мой папа

    26 апр. 2017 г.

  • Доктор Сьюз о лидерстве: 10 уроков плюс 2

    24 ноября 2016 г.

  • Лидерство означает риск

    23 февраля 2016 г.

  • Сделайте свой собственный путь

    23 апр.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *