Не создавай себе кумира: Десять заповедей — Википедия – «Не сотвори себе кумира…» О второй заповеди

Десять заповедей — Википедия

Phi Tal Aug Исх. 20:1—17 Втор. 5:4—21
1 1 И изрек Бог все слова сии, говоря: 4—5 Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня … Он [тогда] сказал:
Pre 1 2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. 6 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
1 2 1 3 Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 7 Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.
2 2 1 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. 8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли.
2
2
1 5 Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня. 9 Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня.
2 2 1 6 И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 10 И творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3 3 2 7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 11 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
4 4 3 8 Помни день субботний, чтобы святить его.
12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой.
4 4 3 9 Шесть дней работай и делай всякие дела твои. 13 Шесть дней работай и делай всякие дела твои.
4 4 3 10 А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. 14 А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты.
4 4 3 11 Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 15 И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
5 5 4 12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 16 Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6 6 5 13 Не убивай. 17 Не убивай.
7 7 6 14 Не прелюбодействуй. 18 Не прелюбодействуй.
8 8 7 15 Не кради. 19 Не кради.
9 9 8 16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 20 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10 10 9 17 Не желай дома ближнего твоего. 21 Не желай жены ближнего твоего.
10 10 10 Не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. И не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

«Не сотвори себе кумира…» О второй заповеди

Кумир – это рок-музыкант или чемпион мира по боям без правил? Кто считал православные иконы идолами? И зачем израильтяне выковали золотого тельца? Ответим на эти вопросы и поговорим о второй Синайской заповеди.

Золотой телец

Моисей со скрижалями

На Синайской горе Господь вручил Моисею каменные скрижали с 10 заповедью. Вернувшись в стан израильтян, пророк, только что получивший от Бога «правила жизни», с ужасом обнаружил, как его народ бодро нарушает первую и вторую заповедь. Не надеясь уже на возвращение Моисея, евреи попросили его старшего брата Аарона, так же участвовавшего в выводе иудеев из Египта, сделать… им нового бога.

«И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:2-4)

Моисей, конечно же, пришел в гнев. Его можно понять. Он чувствовал свою ответственность за будущее своего народ и, быть может, всего человечества. Вдобавок, еще на Синае, узнав от Бога без подробностей, что происходит внизу, Моисей упросил Создателя помиловать иудеев от Божьего гнева. Но спустившись, пророк своими глазами увидел, в чем дело. Пророку не удавалось сопоставить в уме только что состоявшийся акт договора Самого Бога с людьми и беспечную, безумную мольбу с плясками перед золотым идолом. В ярости Моисей разбил скрижали завета, уничтожил тельца, отчитал Аарона, а верным Богу израильтянам приказал устроить зачистку народа от идолопоклонников.

Прививка от язычества

«Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»

(Исх. 20:4-6)

Первая половина заповеди ясна, особенно в исторической ретроспективе: Бог предостерегает людей от языческого идолопоклонства и язычества, а также попыток обожествлять материальные формы или стихии. А что со второй частью?

Не сотвори себе кумираНе сотвори себе кумираНикола Пуссен “Поклонение Золотому тельцу”

Мы видим предупреждение о том, что за прегрешения родителей могут пострадать дети, внуки и даже правнуки. Грех, как привычка, может передаваться по наследству, будучи посеян в одном поколении, а взойдя – гораздо позже. Блаженный Иероним Стридонский так пишет об этом:

«Наши помыслы и решения… Бог карает не сразу, но взыскивает в потомстве, то есть в дурных делах и коснении в греховном».

Сколько народов в истории человечества свернули со спасительного пути поклонения Истинному Богу? Стали язычниками или заблудились в религиозном поиске, уверенно предпочтя собственное понимание Творца богоданной вере? Господь предупреждал об этом еще на Синае.

Икона или идол?

Не сотвори себе кумираНе сотвори себе кумираИконоборцы (картина Доменико Морелли, XIX век)

Христианство во все времена вело борьбу с идолопоклонством. Из житий мучеников первых веков в Римской империи мы в изобилии черпаем информацию о том, насколько жители самого крупного государства своего времени были заражены служением каменным изваяниям. Перед «божествами» приносились жертва, совершались ритуалы, попытки принуждения христиан к участию в идолопоклонстве.

Нередко соприкосновение христианских святых с языческими «культовыми объектами» наглядно демонстрировало их природу. Например, когда великомученицу Татьяну привели в храм Аполлона с целью заставить девушку принести истукану жертву, кровля здания вместе с изваянием рухнули, а из идола с громким воплем вырвалось нечто. Понятно, что свято место пусто не бывает: там, где нет Бога, обязательно появятся темные силы. Потому, что человек сознательно сделал выбор в их пользу.

Вот заговорив об идолах, мы невольно можем задаться вопросом: а как же быть, например, с православными иконами? Вопрос хороший, но он был снят в IX веке на Константинопольском соборе. Патриарх Мефодий при поддержке царицы Феодоры защитили православные иконы от возможных гонений. За 100 лет до этого события императора Лев III решил, что икона – это идол, а ее присутствие в храмах и домах прямо нарушает вторую Синайскую заповедь. Тысячи икон, фресок и мозаик было уничтожено в период иконоборчества. Кто же был прав?

VII Вселенским собором было объяснено просто:

«Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».

Не сотвори себе кумираНе сотвори себе кумираСинайская икона Христа Пантократора

Отметим, что на иконах изображаются люди и события. Иисус Христос – был и Человеком. Тем более – его святые. Ангелы и бесплотные силы также имели видимую глазу форму, когда являлись перед людьми. Православная икона изображает как бы невидимый мир, несет в себе глубокий символизм в образах, формирует нужный настрой на молитву и несет в себе напоминание о Боге.

Поклоняясь иконам, православные христиане поклоняются Богу и Его подобию, просиявшему в тех или иных святых.

Не сотвори себе кумира

В нашем языке нашего времени слово «кумир» приобрело примерно следующее определение: как правило, это эстрадный исполнитель или актер большого кино, деятель другой сферы искусства или выдающийся спортсмен. Реже политик, ученый, профессионал своего дела. Кумиром становится обычный человек, в выдающихся способностях которого убеждены его обожатели. Они видят в нем своего рода мессию, несущего свет, мотивирующего, дающего надежду.

Обычного человека, пусть и одаренного, сами люди преувеличенно наделяют сверхкачествами и даже ставят в центр своей жизни. Он становится богом для отдельных людей. После смерти Курта Кобейна из «Нирваны» по всем странам мира прокатилась волна самоубийств. Для людей Курт был всем, человеком, на которого равнялись. Очевидно, что самоубийство – это шаг, который верные фаны повторили за своим кумиром.

Еще жестче «почитание» своих гуру в сектах и даже приближающимся к ним православным общинам. Если светские кумиры, как правило, не претендуют на роль воплотившейся истины (скорее, сами люди наделяют талантливых любимцев образами божественности), то лидеры религиозных групп с большей уверенность встают на место Бога. Последствия – печальны для всех. А ведь мы забываем, что каждый из нас, какими бы выдающимися способностями он не обладал, да будь хоть святым при жизни – всего лишь челове

"Не сотвори себе кумира"?» – Яндекс.Знатоки

Описание значения заповедей Моисея долгое время носило теоцентрический смысл. Однако сейчас принято вкладывать в расшифровку антропоцентрический смысл. То есть если всё озвучивалось от лица Создателя, то теперь от лица человека. Лишь на том основании, что человек высшее творение Бога, "созданный по его образу и подобию". Другими словами каждый человек есть Бог. И каждый человек уникален. На свете нет "ненужных" людей. Каждый человек создан с определенной функцией. Другой вопрос в реализации своей функции. Не всем удаётся найти своё место и проявить свои способности. А почему?

Важно понять, что антропоцентрическое представление Божьих законов не имеет религиозного оттенка. А несёт философские догмы новейшей парадигмы сознания.

Коротко о заповеди "не сотвори себе кумира": так как каждый человек высшее создание мироздания, наделенный главной божественной способностью ТВОРИТЬ (СОЗИДАТЬ), то следовательно каждый человек должен идти своим путём, а не следовать чужим. Потому что, идя за кем-то, человек утрачивает свой индивидуальный дар создавать.

По сути речь идёт о слепом (лишенном критики) веровании в чужие мысли, идеи, образы, формы. Это люди-адепты. Кумир - это человек, которому доверяют вести тебя по жизни. При чем сила порабощения разума адепта столь велика, что он строго соблюдает наказы своего идола. Подражает ему на все 100%. При этом у адепта нет возможности быть лучше кумира. Лишь хорошей копией. Не более того. А чаще и вовсе прислужником воли чужого человека.

И здесь важно понимать, что есть другая форма взаимодействия между людьми, которая не противоречит данной заповеди. Она заключается в том, что при сохранении определенной иерархии в отношениях (субординации) вместе с тем Вы сохраняете париетет. А человек, который Вас ведёт и направляет это не кумир, а учитель. А вы не его раб, а всего лишь ученик. И тогда мысли, идеи, образы, формы Вашего учителя - это лишь камертон, по которому Вы равняетесь и создаёте своё собственное представление. И если Вы сможете превзойти учителя, то просто сможете проявить свои способности Творца.

Заповедь "Не создай себе кумира": значение, толкование и объяснение

Православный человек отличается от светского тем, что его мышление всегда находится в рамках библейских законов. Не всем верующим до конца понятна суть некоторых правил описанных в Библии.

Заповедь «не сотвори себе кумира» в наше потребительское время актуальна, но не все могут вникнуть и понять значение этого установления. Христианство наставляет любить «ближнего своего», а не слепо обожать, возлагая всю свою жизнь к ногам другого человека.

Зачем нужно соблюдать заповеди

Закон Божий для верующего человека должен стать путеводной звездой в жизни. Соблюдать заповеди в современной жизни сложно, но нужно стремиться к гармонии и покою в душе.

Десять заповедей (скрижали)

Главный закон христианской веры — это любовь к человеку и Богу, при этом любовь к людям не должна перерастать в обожание.

Важно! Игнорируя духовные законы можно нанести огромный ущерб окружающим и самому себе. Человек, который смог достигнуть совершенной любви к ближнему и Богу, не имеет поводов нарушить законы Божии.

Суть и значение заповеди

Вторая заповедь, из тех, что были завещаны Моисею Богом, гласит о том, что не подобает человеку терять разум перед кем-то земным или чем-то материальным. На первом месте в жизни должен быть всегда Бог, потому что он единственный творец мира и податель жизни.

Об этом сказано в первой заповеди, и подражание Господу не является нарушением, это подтверждает первая заповедь.

Как только на передний план выходит что-то другое и заветное, то это уже можно назвать идолом. Поклонение кумиру вытесняет веру из души, тем самым отдаляя человека от Бога.

Кто такой кумир

Изначально, заповедь «Не сотвори себе кумира» содержит в себе информацию об идолах, созданных в древности язычниками, то есть кумир в те времена — это любое иное ложное божество, которому слепо и опрометчиво поклонялись люди. В древние времена люди верили в святость животных, растений и звезд.

Поклонение золотому тельцу

В Ветхом Завете слово «кумир» означает — изображение, статую другого бога.

В современности, в роли кумиров могут выступать многие другие вещи и люди:

  • популярные актеры, светские «львицы», блогеры и другие общественные деятели. Искаженное интернетом и телевидением людское сознание ищет пример в идеальных телах, накрашенных лицах, красивых одеждах популярных людей, забывая о том, что все они такие же люди, равные перед Богом;
  • социальные сети — целая проблема зависимостей от гаджетов и интернета, люди не могут расстаться со своим телефоном ни на минуту, следят за фотографиями и ложной жизнью других людей, вызывая в своих сердцах зависть, злобу и другие порочные чувства;
  • материальные ценности — машины, уютные квартиры, брендовая одежда и деньги застилают глаза и душу современным людям, им кажется, имея богатство на руках, они обретают могущество, становятся выше других смертных;
  • наука — многие ученые и атеисты уверены в величественности и возможностях научных открытий, они считают, что научными силами можно спасти мир и разгадать все тайны;
  • родители или дети — многие мамы и папы готовы в прямом смысле » продать душу» ради своего чада, только бы он был здоров, жив и счастлив, бывает и наоборот, когда дети поклоняются своим предкам и не могут оторваться от них в самостоятельную жизнь;
  • гордыня — свое собственное «Я» в роли кумира, когда человек превозносит себя над ближними и чтит свой покой и свое эго. Чаще всего, в семье такого человека происходят постоянные скандалы и ругань, так как гордость не дает ему где-то уступить, где-то принять свою вину и извиниться;
  • искусство — в данном случае под идолопоклонничеством понимается не все искусство, а то которое чтит и возвышает низменные страсти людские;
  • алкогольная зависимость, которая надевает на глаза человека «шоры», превращая его жизнь в поклонение темным силам. Пьянство забирает у людей их свободу и счастье, затягивая в водоворот грехов, где один тянет за собой другой. Из-за алкоголя многие люди теряют семьи, работу, благополучную и счастливую жизнь.

Что еще может быть грехом:

Кумир — это все, что может захватывать разум и вынуждать совершать нечестные поступки по отношению к законам Божиим и людям.

Идолопоклонничество — это признак душевной пустоты, замена вере в сердце. Человек, находящийся в состоянии поклонения какому-либо своему творению — открыт для демонических сил.

Важно! Вторая заповедь предупреждает о вытеснении Бога из души, проверяет сердце человеческое на нахождение в нем чрезмерной привязанности к определенному человеку или другим вещам.

Современное время — век потребителей, какие только искушения не поджидают людей за углом, которые могут отдалить душу от Господа и принести в жизнь много зла. Среди этого множества ложного нужно учиться отделять важное и помнить, что Бог превыше всего.

Богатство — кумир в современном мире

Зачем создают кумиров

Часто сложно объяснить, почему человеческая душа все время требует то, что ей вредно, но очень нравится. Люди считают библейские законы чем-то странным, что создано для сковывания их жизней и желаний. Многие психологи сейчас через социальные сети пропагандируют жизнь «по своим правилам» и советуют своим клиентам поступать так «как хочется», потакать своим желаниям и своему «Я».

На самом деле заповеди — это не способ бичевания людей Богом, это подсказки и правила безопасности для человека. Соблюдая их легко жить здоровым и чистым душой человеком.

Современные люди инфантильны, им сложно взять свою жизнь в свои руки, работать над собой, развиваться духовно. Намного проще лениться, потакать своим низменным желаниям, тем более что вокруг все для этого устроено. Все знают, что жизнь — это не бесконечное явление. Но все равно тратят большую ее часть впустую, занимаясь самообманом, стараясь получать только удовольствия.

Такое поведение губительно и тянет за собой огромный шлейф бед и катастроф для самого грешника и его близких людей. Заповеди предупреждают об этом человека и помогают избежать страданий.

Духовный мир, так же как и природный и физический имеет свои законы и запреты. Почему-то слушаться запреты физики или медицины человек привык и четко и выполняет многие законы науки. Заповеди духовного мира многие игнорируют из-за отсрочки наказания.

О мире духовном:

Господь всегда дает шанс на исправление, на улучшение своей жизни. В Библии все законы жизни изложены очень понятно, спасение человечества прозрачно и доступно на страницах этой книги. У человека есть свобода выбора, которую ему дал Господь, и он способен выбрать, что для него полезно — потакать своему «Я» или начинать идти за Богом.

Важно! Вторая заповедь не только в древнеязыческом идолопоклонстве. Многие люди время от времени начинают зависеть от близких, от своих привычек и желаний, тем самым поселяют в своей душе кумира.

Для того чтобы привести свою жизнь и душу к лучшему, необходимо перечитывать библейские законы и работать над собой.

Видео с участием протоиерея Андрея Турова: Не сотвори себе кумира

Объяснение заповеди - не сотвори себе кумира

не сотвори себе кумираВторая заповедь гласит: «Не сотвори себе кумира». Мы постоянно создаем кумиры. Прежде всего, кумир для нас – мы сами. Обычная цель нашей жизни – это приготовить место на земле, достойное такого кумира, как мы. В этом проходят годы наших трудов и забот.
В душевном плане кумиры – те увлечения, из-за которых мы забываем Бога и теряем благодать. Все наши мечты и грезы – это беспрерывное созидание кумиров. Наша фантазия, как художник, рисует обольстительные картины кумиров для наших страстей. Кумиром может стать человек, и страстная влюбленность –это как раз создание кумира. Влюбленный похож на изготовителя идолов из обрубков дерева и осколков камней. Этих идолов, созданных его собственным воображением, он украшает, им поклоняется и служит.

Человек – образ и подобие Божие. Нам дана заповедь любить человека; но обожать человека – порой до состояния какого-то безумия – значит делать себе кумир из сгустка плоти и костей, который когда-нибудь обратится в тлен.

Кумиром могут быть деньги, которым человек в своем обольщении приписывает непобедимое могущество. Кумиром может быть наука: большинство ученых, полагающих, что силами науки можно спасти человечество, делают из нее для себя кумир, который противопоставляют Богу Живому, причем сами выступают в роли жрецов этого «божества интеллекта». Кумиром может быть искусство, которое служит не к славе Божией, а обожествлению этого мира и человеческих страстей.

Кумиром для родителей могут стать их собственные дети, ради которых они порой бывают готовы в буквальном смысле продать душу диаволу.

В одном месте Священного Писания написано: «Идолы – ничто», а в другом: «Идолы – бесы» . Сам по себе идол – духовный обман, пустота, но эту пустоту, этот духовный вакуум заполняют темные силы. Поэтому человек, привязанный больше к творению, чем к Творцу, находится под влиянием демонических сил.

Если сказать кратко, душевный план второй заповеди – проверка своего сердца: нет ли в нем чрезмерной привязанности или ненависти, которые отнимают место в человеческой душе у Самого Бога, когда, образно говоря, престол души добровольно отдается другому и на него взбирается невидимый зверь.

Интересно, как примитивные народы изображали своих богов. Их идолы имеют вид чудовищ, каких-то фантастических животных, с выступающими вперед клыками и загнутыми, как у хищных птиц, когтями. Если они имеют человеческий облик, то похожи на изображения демонов с выпученными глазами, оскаленными зубами; кажется, что эти идолы готовы броситься на свою жертву и растерзать ее на части. Идолы наших страстей так же отвратительны, страшны и безобразны, как божества африканских племен и жителей тихоокеанских островов. Как бы мы ни украшали их, но истинное лицо этих идолов беспощадно и жестоко, как у духов подземелья. Они мучают свою жертву, вонзают в нее свои когти, но ослепленной жертве все равно кажется, что они дороже всего на свете. Когда время испытания разбивает этих глиняных богов, то душа впадает в такую тоску, что ей уже представляется, что лучше умереть, чем видеть нищету и позор своих кумиров.

Христа нельзя ввести в пантеон. Благодать не может войти в душу, в которой царствуют страсти. Поэтому заповедь учит отрывать от сердца то, что ему дороже, чем Бог; отрывать с болью, как режут и прижигают пораженное гангреной тело.

В духовном плане вторая заповедь говорит о том, что дух человека должен быть храмом. В алтарь нельзя вносить ничего не священного, оно должно быть оставлено за его пределами. Когда во время сердечной молитвы возникают помыслы и образы, то чаще всего это прежние кумиры снова поднимают голову, снова зовут к себе. И в этом отношении заповедь не сотвори себе кумира говорит о необходимости в молитве отрешаться и отделяться от всего земного.

архм. Рафаил Карелин

Похожее

Не сотвори себе кумира значение — Радио ВЕРА

*Поделиться Соломон покланяется кумиру. Себастьяно Риччи.

Соломон покланяется кумиру. Себастьяно Риччи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Не сотвори себе кумира» - такой совет даем мы человеку, который  слишком сильно увлекся какой-то личностью. Идеализирует ее, стремится подражать или готов служить ей. Таким кумиром может стать кто-то из знакомых, или историческая личность. А еще чаще кумирами мы называем современных «звезд» – актеров и музыкантов.

Но что же значит слово кумир?

Происходит оно от семитского kumra, что значит «жрец». В славянских языках  так называли скульптурные изображения языческих богов.

Что же касается фразы «Не сотвори себе кумира», то на самом деле она является одной из десяти заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай. Полностью заповедь звучит так: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой…».

Эта заповедь — вторая по счету и предостерегает человека от следования языческим культам, поклонения идолам и ложным богам. Она является логическим продолжением первой заповеди, которая гласит: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».

На первый взгляд она актуальная для древнего человека и потеряла свою значимость в наше время. Но стоит все же задуматься: ведь речь в ней идет не только о статуях. Как знать, возможно сейчас, увлекаясь благами современной цивилизации мы точно также творим себе кумиров из дорогих вещей, карьеры и прочих не слишком возвышенных понятий, которым служим и уделяем внимания гораздо больше чем Богу и Его заповедям.

Не сотвори себе кумира / Православие.Ru

В 2010 году выдающийся математик Григорий Перельман отказался от премии в $1 млн за решение одной из математических задач тысячелетия. Свой отказ он объяснил просто: «У меня есть все, чего я хочу». Четырьмя годами ранее он отказался от премии Филдса, которую в сфере математики принято приравнивать к Нобелевской. «Меня не интересуют деньги или слава. Я не хочу быть выставленным перед людьми, как животное в зоопарке, – заявил тогда Перельман. – Я не герой математики. Я даже не так и успешен, вот почему я не хочу, чтобы все на меня смотрели».

Каких только версий не строили тогда журналисты, пытаясь дать правдоподобное объяснение «странному» поступку гения! А ведь он всего-навсего верно исполнил вторую заповедь известного всем Декалога.

Слава, для которой создан человек, зачастую оказывается недостижимой именно потому, что мы в большинстве случаев ищем популярности, а не чести. Известность и признание, поклонники и премии оказываются самым серьезным врагом всякого рода таланта. Так что гению лучше было бы и совсем не знать их.

Существует философская притча о пользе подобной наивности. Однажды муравей повстречал на лесной тропинке сороконожку и заговорил с ней:

– Ах! Как легка и грациозна твоя походка! Открой секрет, мне, колченогому рабочему муравью. Как ты успеваешь уследить сразу за всеми своими ногами? Должна же быть какая-то схема?

Сороконожка задумалась, посмотрела на свои ноги и... не смогла сдвинуться с места. Сначала это ее напугало, затем рассердило:

– Отстань, невежа, со своими расспросами!

И, не обращая более внимания на поклонника, продолжила путь, перебирая лапами с ловкостью виртуоза, что вызвало у муравья новый приступ восторга.

Можно поставить маленький эксперимент и подшутить над приятелем, который умеет делать что-то мастерски, например, виртуозно играет на гитаре. Для этого достаточно попросить его объяснить, как он это делает. Пусть исполнит сложный пассаж медленно и осознанно. Забавно будет наблюдать его смущение, ведь сделать это практически невозможно – не проще, чем сохранить естественное выражение лица, глядя на себя в зеркало.

Попросить человека: «Скажи что-нибудь» – это верный способ заставить его замолчать. Высшие творческие акты относятся к числу тех действий, которые могут осуществляться во всей полноте лишь бессознательно. Их сложность и скорость слишком высоки для понимания. Так пушкинский импровизатор из неоконченного романа «Египетские ночи», способный в одну минуту сочинить великолепный экспромт на заданную тему, признается: «Всякий талант неизъясним... Никто, кроме самого импровизатора не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждою внешнею волею – тщетно я сам хотел бы это изъяснить».

Начинающий музыкант снова и снова проигрывает заданное упражнение с одной целью – заставить сознание заскучать от монотонности происходящего и отвлечь его от выполняемого действия. Как только «правая рука» перестанет «знать, что делает левая», появляется мастерство. В этом суть любого упражнения – будь то тренировка по боевым искусствам или обучение вождению автомобиля.

Практика психоанализа тоже исходит из этой особенности сознания и бессознательного. Врач, используя метод толкования сновидений или свободные ассоциации, выясняет содержание комплекса, который сформировался в бессознательном пациента и вызвал невроз. После того, как эта задача выполнена, психоаналитик приступает к лечению. Пациенту просто-напросто объясняют суть и происхождение работающего в нем болезненного механизма. Сознание человека обращается на этот механизм и блокирует его, точно так же, как вопрос муравья парализует сороконожку.

Однако любой метод может быть использован не только в благих целях. Так похвала, обращенная к таланту, и в особенности тонкая и предметная лесть, обращают сознание художника к тем механизмам в его душе, которые и привели к появлению шедевра. В результате наиболее яркие способности, составляющие творческую самобытность личности, оказываются заблокированы. Приступая к созданию нового произведения, такой человек сознательно пытается воспроизвести то, что вызвало наибольший восторг публики и начинает плохо подражать самому себе. Так наступает смерть мастера. «Премии только мешают, – говорил Хемингуэй. – Ни один сукин сын, получивший Нобеля, не написал после этого ничего путного, что стоило бы читать». Единственным средством, способным реанимировать талант, является «рецепт сороконожки». Нужно презреть популярность, забыть слова похвалы и вспомнить «первую любовь свою», как это делал пушкинский Сальери:

Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался – слезы
Невольные и сладкие текли.

Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыки, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался

Одной музыке...

Премии и награды, популярность и всенародное поклонение, помимо прочего, разрушают плодотворную наивность и блаженное неведение таланта относительно его судьбы, лишая гений важного качества – дерзновения. Так, рассуждая о пользе и вреде истории для жизни, Фридрих Ницше замечал, что великие герои прошлого могут вдохновлять человека «деятельного и мощного», который «нуждается в образцах, учителях, утешителях и не может найти таковых между своими современниками». Но те же самые герои могут быть использованы и против души с яркой художественной индивидуальностью. «Бессильные и малохудожественные натуры», «кружась с необыкновенным усердием в какой-то идолопоклоннической пляске вокруг плохо понятого монумента», говорят: «Смотрите! Великое уже существует... Не обращайте внимания на тех, кто чего-то ищет, к чему-то стремится!»

Поэтому каждый художник должен помнить: кумир, сотворенный для тебя или из тебя, противодействует твоему таланту. И важнейшим жизненным принципом для тебя должна стать известная заповедь народа Израилева.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *