Что такое гештальт и почему надо его закрыть: разбираемся с психотерапевтом
Когда несколько направлений моей жизни дали трещину, задушевные разговоры с подругой стали более частыми и длинными. Мы часами перетирали всех и вся. Опомнились, когда возникло стойкое ощущение дня сурка. Кости были перемыты всем «виновным» в моих бедах, но от этого почему-то тех самых бед меньше не становилось. Наоборот, они начинали превращаться в снежный ком.
Я даже не помню, как пришла идея сходить к психотерапевту и вообще откуда возникла Олеся Кирсанова. Память сей факт начисто стерла. Зато благодаря походу к этому специалисту у меня состоялись разборки со своим снежным комом. Не сразу и не за раз, но как-то постепенно удалось из всего вырулить.
Сейчас с этим психотерапевтом общаемся как партнеры: Олеся Юрьевна выступает на страницах «Краснодарских известий» в качестве эксперта. Сегодня мы решили поговорить о том, что же это за такая важная штука — «гештальт», и почему она обязательно должна быть завершена.
«Не реви — ты не девчонка!», «Не дерись — ты не мальчишка!»
— Олеся Юрьевна, честно говоря, даже страшно спрашивать, что такое гештальт, потому что боюсь услышать в ответ научную лекцию об этом направлении психотерапии…
— Ну да, терминологией можно запутать даже самое простое понятие. Попробую объяснить. Гештальт — это прожитый опыт, единство поведения человека и его осознание того, что он делает и как к этому относится.
Мы часто слышим про некий «незавершенный гештальт». По сути, это прерванный цикл контакта человека с миром, не доведенный до естественного завершения человеческий опыт взаимодействия со средой, например, неудовлетворенную потребность в чем-либо можно считать незавершенным гештальтом или непрожитые чувства по поводу какого-либо важного обстоятельства или события. Это может быть что угодно: человек съел вкусное пирожное, но вместо того, чтобы испытать удовлетворение и удовольствие, стал ругать себя за то, что нарушил диету. Потребность в удовольствии была не реализована, несмотря на то, что пирожное съедено, но удовольствия не удалось прожить. По каким-то причинам человек не смог проявить свои чувства, прожить тот момент, прочувствовать — он как бы закрылся от проживания своих эмоций. Но проходит время, и неразрешенная ситуация начинает работать против человека. Он, запирая чувства на замок глубоко внутри себя, постепенно привыкает не чувствовать, а значит, и не жить. И здесь задача психотерапевта — помочь ему выйти из этого тупика.
— А вы можете привести конкретные примеры из практики, чтобы было понятно, чем грозит незавершенный гештальт и как вообще он возникает?
— Все мы знаем такое устойчивое выражение «Мужчины не плачут». Вот представьте: растет мальчик, непосредственный, эмоциональный, ему бывает и больно, и обидно, и радостно до слез, но ему постоянно твердят: «Не реви! Что за слезы? Ты что — девчонка?! Мужчины не плачут!» Авторитет взрослых порой бывает таким непререкаемым, что дети беспрекословно слушаются. Но ведь ребенок сдерживает не просто слезы — он запрещает себе чувствовать злость, раздражение, счастье, любовь, — все то, от чего можно заплакать. И, как правило, этому непроявлению своих чувств дети учатся у своих родителей. А что происходит с человеком, который не распознает своих эмоций, чувств? Он не может ориентироваться в самом себе, в своих предпочтениях и желаниях. А раз он ничего не чувствует, значит, впоследствии перестает вообще чего-либо хотеть. Это касается личных отношений, работы, у него пропадает интерес к жизни, не определяются цели, одолевает апатия, безразличие к себе и окружающему миру. Человек замыкается в себе, теряет энергию, винит во всем всех и вся. Так и получаем во всем разочаровавшегося, задавленного обстоятельствами мужчину, не способного развиваться и двигаться вперед.
Если мальчикам нельзя плакать, то девочкам — быть агрессивными, драться. Ей транслируют: ты должна терпеть, соглашаться, быть послушной. Подавляя агрессию, мы лишаем ее возможности не только постоять за себя, но и заявить о себе, присвоить себе необходимое! Она ждет от кого-то, что за нее примут решение, защитят, возьмут ответственность. Так возникает зависимая и подавленная личность, у которой во взрослой жизни будет плохо получаться строить гармоничные отношения, ее все время все будут обижать, притеснять, использовать. И вот мы опять получаем жертву обстоятельств, которая терпит обиды, боится сделать что-то не так.
Слушайте свое тело и душу
— Очень грустную картину вы нарисовали. Неужели наша взрослая жизнь так сильно зависит от того, как нас воспитывали в детстве?
— Конечно! Детство — очень важный период в созревании и развитии человека! Так важно, чтобы малыш рос в благоприятных условиях любви и принятия. И еще хорошо бы, чтобы родители обладали осознанностью в отношении себя и того, что и зачем они делают по отношению к ребенку.
— Получается, что детей нельзя поправлять, диктовать им правила поведения? Тогда как же их воспитывать?
— Правила — это хорошо! Здоровая родительская власть может распространяться относительно поступков и поведения, но не чувств детей. Родителям важно самим не запрещать себе чувствовать, это самое лучшее, что они могут показать ребенку. Вовсе не значит, что если он разозлился, то должен ругаться и драться. Главное — осознать, что происходит в душе, и выбрать способ донести это оппоненту. Например, тебя обидел коллега. Можно ведь просто ответить, что тебе какие-то высказывания слышать неприятно и что так с тобой (или про тебя) говорить нельзя. А то мы не обозначаем своих границ и каких-то предпочтений, но ждем от других людей определенного к себе отношения. А они порой и не знают, как с нами можно общаться, а как — нет.
— Вот мы и пришли к выводу, что человек — сам кузнец своего счастья…
— Это называется брать ответственность за свою жизнь. А еще — осознавать происходящее и отслеживать свои чувства. Можно просто спросить себя: «Что я сейчас чувствую? Что со мной происходит?» С этого и начинается психотерапия. Наше тело и душа — прекрасные индикаторы, и если к ним прислушиваться, то можно многое понять про себя. Когда ко мне приходит клиент, в первую очередь я расспрашиваю, как он живет в этот момент, что чувствует.
— И с чем приходят к вам люди? С какими запросами? Можно выделить основные пять проблем?
— Первая, и самая распространенная: когда люди не знают, как им жить дальше, в каком направлении двигаться, чем заниматься. Они ощущают некий жизненный тупик, безысходность. Вторая проблема — как наладить отношения, найти свое место рядом с другими, в семье, коллективе, как сделать свои отношения гармоничными и приносящими удовлетворение. Третья — обращаются с симптомами: паническими атаками, повышенной тревожностью, различными фобиями, когда не могут обрести внутреннего покоя, равновесия, находясь в состоянии хронического стресса. Как правило, тревогу начинает бить уже организм: о том, что в жизни пора что-то менять, подсказывают различные заболевания, такие как гипертоническая болезнь, нарушение работы сердца, органов ЖКТ, кожа. Четвертая проблема — когда люди приходят в каком-то творческом кризисе, с трудностями самореализации, поиском новых смыслов, с финансовыми вопросами. И пятая — если что-то кардинально меняется в их жизни, когда нужно вновь сориентироваться, переосмыслить свои приоритеты и ценности. Спектр достаточно широкий — от переезда и смены работы до развода и утраты близких.
Почему друг не заменит психотерапевта
— Раньше это обсуждали на кухне с подружкой или в гараже с мужиками, а теперь идут к психологу…
— Разница между советами друзей и работой с психотерапевтом в том, что друзья — они, как правило, всегда «за нас», всегда на нашей стороне, даже тогда, когда мы действуем саморазрушительным образом. Психотерапевт будет нацелен на то, чтобы помочь исследовать собственные чувства, осознать что же происходит, и затем поддержать ваш выбор. Друзья обычно разделяют с вами переживания несчастного или жертвы, а терапевт помогает вам осознать эту роль и выбраться из нее.
— А может ли психотерапия настолько открыть глаза, что результатом окажется разрушенный брак или уход с работы?
— Сначала надо разобраться в своих чувствах: что человеку дает этот брак или работа, а уже потом он сам примет решение. Как-то обратилась молодая женщина. Муж пьет, поднимает руку, она не работает, сидит дома с детьми. Забитая, уставшая, потерянная. Шаг за шагом стали искать ее внутренние опоры, душевные ресурсы. В ходе арт-терапевтического упражнения с метафорой она изображала разные предметы, символы, которые приходили в ее голову в качестве чего-то, что должно ей помочь продвинуться в желанном направлении, и вдруг на бумаге появляется нарисованный ею рыбный остов — этакий обглоданный скелетик карася. Я удивилась! «Как же это может ей помочь?» — подумала я. А клиентка оживилась, выпрямилась и сказала: «Я знаю, что это! Как говорила моя бабушка, были бы кости, а мясо нарастет!» Так и получилось. Рыбный скелетик символизировал ее внутренний стержень, ее внутреннюю точку сборки, ее силу духа. В ходе терапии она нашла силы оставить мужа-тирана, переехала в другой город, сначала нашла поддержку у близкой подруги, а вскоре устроилась на хорошую работу и сняла достойное жилье.
Другой пример: мужчина пришел с запросом изменить отношения на работе и к работе. Он совсем там вымотался, выполняя нудный и скучный функционал. Его не продвигали по службе, хотя и образование, и опыт, с его слов, позволяли ему занимать более высокую должность. Стали исследовать его чувства, которые он испытывал рядом с коллегами. Оказалось так много удержанного и нереализованного в силу различных внутренних установок из детства. Ему пришлось на многое взглянуть иначе, многое прожить на терапии, позволить себе ошибаться, быть таким, какой он есть, отказаться от нереальных ожиданий и от себя, и других. В результате терапии мужчина смог изменить свою жизнь так, как ему этого хотелось. Удивительным образом его стали звать в интересные проекты, личная жизнь заиграла новыми красками. «Я стал живым!» — эта его фраза, сказанная на одной из терапевтических сессий, может служить прекрасной метафорой его достижений в ходе психотерапии.
— «Быть живым!» — похоже, это действительно является лучшим, что может сделать человек для самого себя…
— Да. Это точно самое важное! Быть живым — это значит слышать самого себя и быть в контакте с самим собой, своими чувствами и потребностями. Это значит иметь представление, кем ты являешься и куда движешься, чего желаешь и чего хочешь от других и что можешь дать взамен. А что может быть приятнее и увлекательнее, чем возможность быть самим собой, проживать свою, а не чужую жизнь!
Текст подготовила Юлия Осипова
Что значит «закрыть гештальт» простыми словами?
Стоит только непосвященному человеку прикоснуться к психологии, как на него сразу же обрушивается целый ряд незнакомых и малопонятных терминов. Например, часто говорят о некоем гештальте, который непременно надо закрыть. Есть даже гештальт-терапия, которая в этом помогает. Но что это слово вообще означает и о чем ведется речь? Где в обыденной жизни находятся все эти гештальты, и что с ними надо делать?
♥ ПО ТЕМЕ: У кого больше всех подписчиков в Инстаграм в 2022 году – 40 самых популярных аккаунтов.
Что такое гештальт?
Сам термин gestalt явно немецкого происхождения, дословно он переводится, как «фигура». Но применительно к психологии более корректно говорить о «целостности».
Таким образом гештальт – это нечто целое, состоящее из нескольких частей или компонентов, но при этом представляющее собой большее, чем просто составная сумма.
Гештальт-психологию сделали популярной немецкие психологи Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Кёллер еще более ста лет назад. Они задумались над тем, как мозг может адекватно обрабатывать поток хаотичных данных. Сперва речь шла просто о восприятии звуковых и световых сигналов. Но со временем гештальт стал касаться и более широких понятий. С помощью этого подхода можно объяснить принятие человеком решений, процесс мышления и учебы. Гештальт-психологи полагают, что наш мозг на основе мотивации и ожиданий формирует некие целостные картины, те самые гештальты.
Сперва это направление психологии улавливало некоторые особенности работы мозга, не объясняя их природу. Но со временем нейрофизиология помогла сформировать фундамент под гештальт-терапией. В нашем мозге обнаружились нейроны, который реагируют на сложные стимулы, например, на лицо в целом, а не на его отдельные признаки. Дальнейшие исследования показали, что зачастую человек улавливает картину целиком раньше, чем ее отдельные компоненты. Взглянув на картинку леса, мы увидим в нем деревья, но сразу не поймем, какие именно. А в начале 2000-х обнаружилась еще одна удивительная особенность мозга – предсказательное кодирование. Наш разум умеет предвидеть развитие событий, опираясь на свой опыт, на сохраненные в нем целостные образы, гештальты.
♥ ПО ТЕМЕ: Правило 1 процента: почему одним достается все, а другим – ничего?
Что такое незавершенный или незакрытый гештальт?
Стремление к завершенности – одно из базовых свойств гештальта. Незавершенный гештальт – это то, с чем мы не до конца разобрались, незаконченное дело. Например, незавершенный гештальт в отношениях – незакрытый вопрос в личной жизни будет постоянно отвлекать, порождать все новые мысли и мешать поставить окончательную точку. Окончательно ли разорваны отношения или есть еще шанс на их восстановление? Такие мысли не позволят двигаться дальше.
Простой поход в магазин за покупками не может считаться закрытием сложного гештальта, ведь это событие не требует упорядочивания жизни и осознания своих проблем. А вот если потребность похода в магазин сформировалась, но это действие не случилось, то человек получает незавершенный цикл контакта с окружающей его жизнью. В ней появляется незавершенный гештальт. Жить с ним – все равно, что жить в незаконченном ремонте. Это возможно, но постоянно будет нервировать некая неудовлетворенность.
Незавершенный гештальт легко определить с помощью психологических паттернов, выявляемых в поведении и переживаниях. Это может быть некое «застревание», когда психика зацикливается на незавершенных событиях или отношениях. Тому примером – расставание в котором так и невыясненной осталась причина разрыва. Или же неприятный разговор на работе, в котором вы не смогли полностью донести свои мысли. Другой вариант поведения – некие «грабли», на которые человек постоянно хочет вставать снова и снова. Но в данном аспекте речь идет о ситуации, которая будет постоянно повторяться, если с ней в свое время не удалось справиться. Психика будет подбирать такие ситуации, чтобы решать их уже привычных способом. Например, если в детстве был опыт унижения или обид, то во взрослой жизни человек будет бессознательно искать себе такое окружение, в котором будет испытывать аналогичное к себе отношение.
♥ ПО ТЕМЕ: Лина Медина – самая молодая мать в истории медицины, родившая в 5 лет.
Почему надо закрывать гештальт?
Тут мы сразу сталкиваемся с заблуждением. Дело в том, что гештальт желательно закрывать, но вовсе не обязательно. Иногда задача просто не имеет решения, нет смысла биться над этим. От вопроса надо просто отказаться и поменять свои жизненные ориентиры с учетом сложившейся ситуации. Важно осознать, что прежние задачи просто перестали быть актуальными на данном этапе, уйти от них куда лучше, чем мучиться незавершенностью уже и неважного дела.
Закрывать же гештальт важно по нескольким причинам:
- Сохранение психического здоровья. Гештальт-психологи полагают, что потребности человека могут последовательно сменять друг друга в случае удовлетворенности. Касается это как естественных нужд (голод, жажда), так и каких-то планов на жизнь, устремлений. Если гештальт не был закрыт, то на него тратятся ресурсы организма и мозга. Это отражается на психическом здоровье чувством беспокойства, неразрешенного гнева, болью и другими эмоциями.
- Организованность и завершение дел. Советский психолог Блюма Зейгарник более стал лет назад открыла эффект особой запоминаемости незавершенных действий. Суть этого феномена является в желании нашего мозга доводить начатое до конца, концентрируясь именно на этом. Незакрытый гештальт забирает максимум внимания, но это может мешать другим, актуальным задачам. Пример эффекта Зейгарник – официанты, которые помнят о текущих заказах, но тут же забывают о закрытых. Именно поэтому важно не оттягивать завершение важных для вас дел. Они не только вредят психике, но и будут мешать выполнять другие дела.
- Успокоение и чувство контроля над ситуацией. Теория предсказательного кодирования учит, что мозг хочет научиться как можно лучше прогнозировать ситуации. И если попытка оказалась удачной, то в награду за это организм вырабатывает порцию гормона удовольствия, дофамина. Разве не приятно, когда все случается в точности, как вы и предполагали? Решенная вовремя задача тоже приносит удовлетворение и ощущение правильности действия, ведь предсказания мозга сбылись.
♥ ПО ТЕМЕ: Интересные факты о теле человека, о которых вы могли не знать.
Как закрывать гештальт?
Как раз для решения этих вопросов и была придумана гештальт-терапия. Она помогает пациенту лучше понимать самого себя. Эта терапия использует некоторые приемы гештальт-психологии, хотя напрямую с ней и не связана. Особая роль отводится техникам и установкам.
Терапевт вместе с пациентом выясняют, какое же незавершенное дело беспокоит человека. А дальше продумываются варианты закрытия гештальта. Это можно сделать, к примеру, за счет моделирования ситуаций. Одной из техник является разговор пациента самого с собой. Терапия поможет стать увереннее, повысить свою продуктивность, осознать ответственность за свою жизнь, избавиться от давних симптомов депрессии и беспокойства. Но при этом выбирать врача стоит осторожно, у него должен быть сертификат, он должен быть максимально тактичным и общение с ним проистекать в комфорте.
Но можно попытаться закрывать свои гештальты и самостоятельно. Особенно это важно в отношениях, куда не хочется пускать постороннего человека, пусть и психолога. Тут можно выделить три этапа решения проблемы:
- Проработать ситуацию, честно выписав все преимущества и недостатки отношений, не забыв выделить все то, что вызывает возмущение и раздражение.
- Написать свой сценарий отношений, какими и почему они должны быть по вашему мнению. Попытайтесь пережить эту новую картину, прочувствовать ее эмоциями, сказать в ней правильные вещи и совершить правильные поступки. Такая проработка и осознание могут и не случиться с первого раза.
- Пересмотрите свою жизнь с точки зрения нового опыта. Вы избавитесь от ощущения никчемности и беспомощности, повысите свою самооценку. Работа с гештальтом поменяет мышление и поведение, разрушая автоматические запрограммированные действия.
♥ ПО ТЕМЕ: Не ищите идеального партнера, или 7 признаков крепких отношений, которые не нужно разрывать.
Заключение
Психика человека – тонкая материя. Тут мало универсальных действующих инструментов, которые решают все задачи. Так и с гештальтом. Чтобы натренировать осознанность человека, надо окунаться в бессознательное и даже глубже с помощью специальных приемов. Работа с гештальтом помогает человеку принимать себя таким, какой он есть и призывает удовлетворять истинные потребности, но при этом не останавливаться на этом, а учиться развиваться и меняться.
Смотрите также:
- Какая разница между психологом, психотерапевтом и психиатром?
- Проклятие Текумсе: предсказанная смерть семи президентов США или совпадение?
- Правило 5 / 25 от Уоррена Баффета — выделяем самые важные дела в жизни.
Пожалуйста, оцените статью
Средняя оценка / 5. Количество оценок:
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Метки: Удивительный мир.
Что такое гештальт и как его закрыть?
Что значит «закрыть гештальт»? О психотерапии, где переплелись философия, психоанализ и экзистенциализм, рассказывает Анна Солунина, гештальт-терапевт.
Помните трилогию Роберта Земекиса «Назад в будущее», где подросток Марти Макфлай лихо гоняет на скейтборде, то и дело отправляясь в прошлое, чтобы улучшить будущее? «Косяки» настоящего постоянно беспокоят паренька, и он мчит сквозь время налаживать ход событий. Мы даже можем пошутить, что Марти «закрывал» свои гештальты (обычно так говорят о ситуациях, которые не вполне разрешились и «зудят» до сих пор). На самом деле этот феномен незавершенных действий и лег в основу гештальт-подхода.
Тут и впрямь не помешает поворошить прошлое. В начале 1920-х годов прошлого века никому еще не известная студентка Берлинского университета Блюма Зейгарник, сидя в кафе, наблюдала за поведением официантов: работники с легкостью «держали в уме» длинные списки заказов новоприбывших и помнили всех нерасплатившихся, но едва припоминали перечень блюд тех, кто уже оплатил обед. Зейгарник предположила, что люди по-разному запоминают оконченные и неоконченные дела ввиду их значимости. И не ошиблась. Так, в учебники психологии вошло понятие «эффект Зейгарник»: незавершенные действия вызывают в организме напряжение, провоцирующее человека возвращаться к ним снова и снова.
Примерно в то же время родилась гештальт-психология, утверждающая, что мы мыслим целостными психическими образами: картина художника не есть просто сумма мазков на холсте, для смотрящего она содержательна.
Что такое гештальт?
Гештальт – это актуальная в данный момент мысль, намерение, желание или чувство. Дословно с немецкого означает «фигура».
Благодаря саморегуляции наш организм способен вычленять важную в данный момент «фигуру», а остальные отодвигать на задний план. Предположим, на новогоднем столе вы с ходу замечаете бутылку виски и совершенно безразличны к оливье и курице в кленовом сиропе. Похоже, ваша «фигура» – выпивка, а праздничный стол – лишь фон. Как только насущная потребность удовлетворится (вы таки пропустите стаканчик), гештальт завершится, потеряет свою актуальность и уступит место новому собрату. В идеале. Но этот тривиальный цикл жизнедеятельности может быть нарушен – и тогда вы испытаете сложности активного присутствия в настоящем, незакрытый гештальт начнет «оттягивать» силы, не давая возможности выйти на сцену новой потребности. Как можно завершить гештальт?
Что означает “закрыть гештальт?
«Незавершенный гештальт» — это внутреннее ощущение, что проблема и ситуация, которая произошла с вами ранее, влияет на вас и сегодня. К примеру, вы периодически вспоминаете и думаете о людях, с которыми были неприятные отношения. Или же вы осознаете в какой-то момент, что в новых обстоятельствах ведете себя по привычному старому сценарию и повторяете одни и те же ошибки.
Когда у нас есть незакрытый гештальт, мы часть энергии отдаем им. Также мы переносим этот опыт в новые отношения, чем можем их разрушить. Мы часто мечтаем о том, что не сбылось, истощая силы и множа сожаление. Продолжаем притягивать людей, с которыми можно прожить именно ту боль из прошлого и идентичную ситуацию.
Закрыть гештальт можно:
- Письменными практиками. Возьмите одну из ситуаций, которая самая явная и понятна вам. Пропишите, почему она вам не нравится. Дальше напишите, что она вам дает, чему учит, какой опыт вы получаете. Попробуйте наедине с собой прожить эту ситуацию снова. Сказать то, что не сказати, проявить желаемые эмоции. Вы должны расстаться со злостью, обидой, сожалением.
- Проанализируйте свои желания и цели. Возможно, в них много неактуальных.
- Выполните те, о которых мечтаете слишком давно. Сходить на танцы с тренером, поужинать именно в этом ресторане, поехать на море с подружками. Важно выбрать истинные свои желания.
- Попробуйте вести себя в старых ситуациях по-новому. Выбирайте другие слова, реакции.
- Обратитесь к психологу. Гештальт-терапия поможет разобраться с незавершенными гештальтами.
Зачем нужна гештальт терапия?
О потребностях без умолку толкуют гештальтисты. Во-первых, потому, что они всегда присутствуют – от самых «низменных» вроде перекуса в фастфуде поздним вечером до более «возвышенных» стремлений духовно обогащаться. А во-вторых – способность удовлетворять потребности и поддерживать жизненное равновесие отличает здорового гармоничного человека. Но удовлетворение нужд требует выхода в окружающую среду. Согласно гештальт-подходу, здоровый организм постоянно пользуется благами среды и отдает в нее что-то свое.
Задача же гештальт-терапевта – помочь осознать актуальную потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конце концов найти подходящий безопасный способ удовлетворить (завершить гештальт). Для этого он помогает буквально включиться в текущий момент времени, быть «здесь и сейчас»: настоящий двигатель ваших изменений не в знании и интеллектуальных разговорах о случившемся, а в теперешних переживаниях и ощущениях.
Это не слишком вяжется с киношными сценами о психоаналитиках, когда, сидя в удобном кресле, пожилой мужчина в пенсне молча слушает того, кто жалуется на свою мать, лежа на кушетке. И хотя гештальт-терапия – дочка классического психоанализа (была разработана психоаналитиком Фрицем Перлзом еще в 1950-х годах прошлого столетия), она ориентирована отнюдь не на поиск причин в прошлом. Мало проку отыскать сто причин холодности вашей маменьки, важнее – осознать, как сейчас полученный опыт «удерживает» вас: какие внутренние механизмы продолжают приводить в действие застарелое, не приносящее плоды поведение. Цель – не столько разъяснить природу ваших трудностей, сколько подтолкнуть к эксперименту в собственной жизни, помочь наиболее творчески приспособиться к миру. И это по-настоящему поэтическая часть гештальта! Когда-то подхватив идеи психоанализа, гештальт пошел своей дорогой, отлично вписался в контекст времени и по сей день продолжает манифестировать ценность субъективных переживаний и права отличаться от остальных (при этом уважая аналогичные стремления других).
В мире, где идея стать «улучшенной версией себя» распространяется как вирус, есть хорошая новость: вам не нужно насильно менять и ломать себя в угоду какому-то идеалу – социальному или внутреннему. Нередко люди приходят в кабинет к терапевту, чтобы тот «починил» их. И это звучит как требование. Многие удивляются, когда я отказываюсь быть «палкой-погонялкой», так, словно эта уютная комнатка – колония по исправлению их преступных намерений! Прежде чем попытаться стать кем-то другим, нужно быть тем, кто вы есть уже сейчас. В этом «фишка» «парадоксальной теории изменений» психиатра Арнольда Бейссера. Переболев полиомиелитом в 25 лет, бедняга так отчаянно сражался с последствиями недуга, что в конце концов вынужден был принять горестный факт: он человек с ограниченными возможностями, однако все еще врач. Сказав себе неудобную правду, Бейссер перестал терзаться, продолжил успешную практику, женился и написал то, чем гештальтисты теперь пользуются в работе: «Изменение не происходит через намеренную попытку изменить себя самого или кого-либо, но происходит тогда, когда человек старается быть тем, кто он есть на самом деле – быть полностью вовлеченным в настоящее». Короче, гештальт-терапевт не награждает конфетой за «старания» улучшиться, но поддерживает вашу экспрессию и самобытность.
Кстати, обычно в кабинете психотерапевта стоят два кресла напротив друг друга. Никаких кушеток. Гештальт подталкивает занимать активную позицию, а не мимикрировать под незнающего пациента. Вы, конечно, можете видеть в психологе спасительного доктора, но я разочарую: он скорее ваш проводник по сложному лабиринту внутреннего мира. Этот «доктор» помогает оставаться в контакте со своими чувствами каждый раз, когда вам хочется соскользнуть от субъективных переживаний в рассуждения о человечестве.
«Новички» часто раздраженно жалуются на то, что терапевт слишком много внимания уделяет чувствам, буквально провоцируя реакцию. Как будто больше не о чем говорить! Это неспроста. С тех пор как Чарльз Дарвин описал выражение эмоций у приматов и человека, накопилось так много трудов на эту тему, что игнорировать эмоциональную сферу невозможно. Очевидно, что эмоции влияют на физиологию организма и идут в связке с мышлением, восприятием и поведением. Разные эмоции вызывают в организме мышечное напряжение, спазмы, сужение или расширение сосудов, дрожь или сухость во рту. Когда вы гневаетесь, пульс подскакивает, если боитесь – нарушается ритм дыхания и меняется голос. Более того, эмоции – настоящее топливо наших действий. Они способны буквально заряжать энергией и побуждать к конкретной активности. Возьмем отвращение. Эмоцию, которую мы хорошо научились скрывать во взрослой жизни, легко считать на лице младенца. Благодаря отвращению человечество научилось отвергать опасные источники пищи. Подавляя отвращение, легко получить интоксикацию, и это касается не только еды и обильной выпивки в ночном баре – с таким же успехом вы можете травить себя токсичными отношениями. Поэтому мнение о том, что чем меньше эмоций, тем проще якобы жизнь, скорее неверно.
Эмоциональная сфера и ощущения – отличная навигация, позволяющая лучше ориентироваться в потребностях (снова они), но мы приучены не пользоваться этим ценным прибором. Терапевт же внимателен даже к едва уловимым изменениям: ритму дыхания, затухающему голосу, слегка покрасневшей коже или «влажному» взгляду. Он поощряет усиление самых незначительных проявлений тела — жестов, наклонов, поз. Вам, конечно, захочется «заткнуть» эту речь тела, но смысл именно в том, чтобы дать возможность говорить ему. И это может быть красноречивее многих слов в вашей жизни. Мне нравится, что способность вести диалог и слышать собеседника важна так же, как ощущения и эмоции. Эти всеобъемлющие переживания – интеллектуальные, эмоциональные, тактильные и духовные – словно восстанавливают нас в правах быть теми, кем мы заслуживаем: целостными личностями, способными вести насыщенную, концентрированную жизнь.
И если когда-нибудь вы решитесь переступить порог кабинета, где стоят два уютных кресла, весь ваш прошлый опыт развернется в режиме реального времени. На его основе вы будете конструировать ваше «сейчас». И однажды вам станут неважны все эти миллион «почему это произошло со мной?», но вам станет искренне любопытно «как я делаю это происходящим теперь». Тогда вы развернетесь лицом к вашему настоящему и захотите познакомиться с самым важным человеком в своей жизни – самим собой, таким, какой вы есть. В текущий момент. На основе того, что когда уже произошло.
Читайте также: Как сделать свою жизнь более осознанной: 12 советов от Дарьи Марусик
Читайте также: Психология: Как отследить и контролировать триггеры
Серия из 4 частей: Распознавание незавершенных дел клиента и работа с ними: использование гештальт-концепций — Марк Хартсхорн
стрелка влево Назад ко всему ОБУЧЕНИЕМгновенный доступ!
Купите всю серию или просто выберите час, предварительно записанный модуль, который соответствует вашим требованиям!
NBCC Часы работы: 1 на каждый модуль
28,93 € – 104,13 €
По требованию – скоро
Купите всю серию или выберите часовой предварительно записанный модуль, который соответствует вашим требованиям!
Кредиты CPD/CE
Вы уже купили этот продукт?
Войдите под номером , чтобы посмотреть.евро
Фунт стерлингов
доллар США
австралийский доллар
швейцарских франках
шведских крон
САПР
ZAR
новозеландский доллар
Мгновенный доступ!
Купите всю серию или просто выберите час, предварительно записанный модуль, который соответствует вашим требованиям!
NBCC Количество часов: 1 на каждый модуль
Как человеческие существа, у нас есть естественная тенденция завершать опыт таким образом, который нас удовлетворяет. Когда это невозможно, мы остаемся с незавершенным делом. Путешествуя по жизни, мы переходим от опыта к опыту и редко получаем возможность завершить их все так, чтобы мы чувствовали себя удовлетворенными. Незавершенные дела могут принимать форму неудовлетворенных потребностей, невысказанных слов и невыраженных эмоций, и они остаются с нами, почти преследуя нас, способствуя проблемам психического здоровья, зависимости и отчуждению от себя и других.
В нашей практике весьма вероятно, что у наших клиентов будет много незавершенных дел и мало осведомленности о их существовании, происхождении или влиянии на них, их отношения и их жизнь в целом.
Учитывая, что может быть так мало осведомленности о незавершенных делах, неудивительно, что работа, которую мы выполняем как терапевты, может включать в себя помощь клиентам в понимании этого и работу, чтобы помочь им решить его здесь и сейчас терапевтического отношение. Терапевт может сделать это, используя ряд мощных и часто творческих техник.
Теория гештальта дает нам способ понять, как наши клиенты могут проходить через опыт таким образом, который приводит к удовлетворению, в дополнение к ряду способов, которыми их опыт прерывается или не завершается. Осознание того, как они прерывают свой опыт, вполне может стать ключом к освобождению от влияния незавершенного дела.
В этой серии учебных модулей будут рассмотрены различные концепции гештальта, которые практикующие специалисты могут использовать на практике, чтобы помочь клиентам получить представление о незавершенном деле, его происхождении, его влиянии и о том, как они могут двигаться к завершению опыта, который способствует этому.
Информация о ОБУЧЕНИИ
- Описание
- Модуль 1
- Модуль 2
- Модуль 3
- Модуль 4
- О Марке
- ППК/CE
Как человеческие существа, у нас есть естественная тенденция завершать опыт таким образом, который нас удовлетворяет. Когда это невозможно, мы остаемся с незавершенным делом. Путешествуя по жизни, мы переходим от опыта к опыту и редко получаем возможность завершить их все так, чтобы мы чувствовали себя удовлетворенными. Незавершенные дела могут принимать форму неудовлетворенных потребностей, невысказанных слов и невыраженных эмоций, и они остаются с нами, почти преследуя нас, способствуя проблемам психического здоровья, зависимости и отчуждению от себя и других.
В нашей практике весьма вероятно, что у наших клиентов будет много незавершенных дел и мало осведомленности о их существовании, происхождении или влиянии на них, их отношения и их жизнь в целом.
Учитывая, что может быть так мало осведомленности о незавершенных делах, неудивительно, что работа, которую мы выполняем как терапевты, может включать в себя помощь клиентам в понимании этого и работу, чтобы помочь им решить его здесь и сейчас терапевтического отношение. Терапевт может сделать это, используя ряд мощных и часто творческих техник.
Теория гештальта дает нам способ понять, как наши клиенты могут проходить через опыт таким образом, который приводит к удовлетворению, в дополнение к ряду способов, которыми их опыт прерывается или не завершается. Осознание того, как они прерывают свой опыт, вполне может стать ключом к освобождению от влияния незавершенного дела.
В этой серии учебных модулей будут рассмотрены различные концепции гештальта, которые практикующие специалисты могут использовать на практике, чтобы помочь клиентам получить представление о незавершенном деле, его происхождении, его влиянии и о том, как они могут двигаться к завершению опыта, который способствует этому.
Модуль 1
Модуль 1: Обзор гештальта
Принцип теории гештальта состоит в том, что сумма частей больше, чем целое. В этом модуле Марк представит некоторые ключевые концепции гештальта, которые помогут лучше понять более полную теорию гештальта.
Цели обучения
В конце этого модуля участники смогут:
- Объяснить слово Гештальт
- Определите и опишите ряд концепций гештальта
- Опишите важность осознания в работе с гештальт-теорией
- Практика применения гештальт-концепций для развития собственного осознания
Модуль 2
Модуль 2: Гештальт-цикл опыта
Опираясь на работу из модуля 1, Марк объяснит важность человеческой склонности к необходимости завершать опыт таким образом, чтобы это приводило к удовлетворению. Марк расскажет о гештальт-цикле опыта и объяснит, как можно удовлетворительно завершить опыт, а также как его прервать.
Цели обучения
По окончании этого модуля участники смогут:
- Определять и описывать этапы гештальт-цикла опыта
- Объясните необходимость удовлетворительного завершения в отношении психического здоровья
Модуль 3
Модуль 3: Работа с незавершенными делами
Продолжая работу из модуля 2, Марк объяснит, как незавершенные дела проявляются в работе клиента, и расскажет о некоторых творческих способах, иногда называемых гештальт-экспериментами, которые практикующие специалисты могут работать привлечь на работу с ним.
Цели обучения
По окончании этого модуля участники смогут:
- Определить и описать некоторые творческие способы работы с гештальт-экспериментами
- Подготовить гештальт-эксперимент для использования в работе с клиентом
Модуль 4
Модуль 4: Незавершенное дело и детская травма
Марк расширит работу, представленную в предыдущих трех модулях, и объяснит, как неблагоприятный детский опыт приводит к незавершенному делу, которое затем проецируется на мир и отношения в взрослая жизнь. Будет введение в способы, которыми это можно решить в рамках терапевтических отношений.
Цели обучения
По окончании этого модуля участники смогут:
- Выявлять и объяснять, каким образом неблагоприятный детский опыт приводит к незавершенным делам
- Осознайте, как незавершенные дела проецируются на терапевта и более широкий мир клиента
- Используйте понимание в работе с клиентами
О Марке
Марк занимается терапией с двадцати с небольшим лет, когда он стал волонтером в организации поддержки молодежи. Большую часть последних тридцати лет он помогал клиентам и супервизируемым, работая с гештальт-подходом в сочетании с психо-духовным методом работы, который рассматривает себя как состоящее как минимум из четырех частей; разум, тело, душа и эмоции. Включение души как части себя является ценным аспектом моей работы, который помогает клиентам найти смысл или цель и источник направления, который часто недоступен разуму. Марк разработал модель, помогающую концептуализировать эту идею, которую он назвал моделью связей. Марк преподавал консультирование, терапию и супервизию в течение пятнадцати лет и создал свою собственную учебную организацию в 2006 году. Сегодня он преподает и принимает клиентов и супервизируемых в частной практике.
CPD/CE
В ожидании аккредитации CPE/CE
NBCC Кредиты: 1 Для каждого модуля
Готовы забронировать?
Серия из 4 частей: Распознавание незавершенного дела клиента и работа с ним: Использование гештальт-концепций — Марк Хартсхорн евро
Фунт стерлингов
доллар США
австралийский доллар
швейцарских франках
шведских крон
САПР
ZAR
новозеландский доллар
соответствующее обучение
Гештальт-терапия | Psychology Today
Гештальт-терапия — это подход к психотерапии, который помогает клиентам сосредоточиться на настоящем, чтобы понять, что на самом деле происходит в их жизни в данный момент, и как это заставляет их чувствовать себя в данный момент, а не то, что, по их мнению, происходит. на основе прошлого опыта. Наряду с личностно-центрированной и экзистенциальной терапией это одна из основных форм гуманистической терапии.
Термин «гештальт» происходит от немецкого слова, означающего «целое» или «собранное вместе». Гештальт-терапия была разработана в 1940-х и 1950-х годах Фрицем Перлзом, психиатром и психоаналитиком, и его тогдашней женой, психотерапевтом Лаурой Перлз, как альтернатива традиционному вербально-ориентированному психоанализу. Их основополагающая предпосылка заключается в том, что людей лучше всего рассматривать как единое целое, состоящее из тела, разума и эмоций, и лучше всего их можно понять, если смотреть их собственными глазами.
Философия гештальта отвергает представление о том, что какая-то одна конкретная черта, эпизод или даже диагноз могут определять человека. Вместо этого необходимо исследовать, открывать и противостоять их полной самости. Когда они сталкиваются и осознают другие части себя, люди могут взять на себя большую ответственность и, надеюсь, лучше понять, что они могут сделать для себя и других.
Вместо того, чтобы просто говорить, клиентов в гештальт-терапии часто поощряют участвовать в интеллектуальных и физических переживаниях, которые могут включать ролевые игры, реконструкцию или художественные упражнения, такие как рисование и рисование. Таким образом, клиенты могут научиться лучше осознавать свои мысли и действия, то, как негативные модели мышления и поведения могут блокировать их самосознание и делать их несчастными, и как они могут измениться.
Когда это используется
Гештальт-терапия может помочь клиентам с такими проблемами, как беспокойство, депрессия, низкая самооценка, трудности в отношениях и даже с некоторыми физическими проблемами, такими как мигрень, язвенный колит и спазмы спины. Люди, которые заинтересованы в работе над своим самосознанием, но могут не понимать, какую роль они играют в собственном несчастье и дискомфорте, могут быть хорошими кандидатами на гештальт-терапию. Гештальт-техники иногда используются в сочетании с танцами, искусством, драмой, работой с телом и другими видами терапии.
Что ожидать
Гештальт-терапевт фокусируется на том, что происходит в данный момент, и на поиске решений в настоящем. Например, вместо того, чтобы обсуждать, почему что-то случилось с вами в прошлом, терапевт может предложить вам воспроизвести этот момент и обсудить, как вы себя чувствуете прямо сейчас — другими словами, на самом деле испытать эти чувства, а не просто говорить о них. Терапевт может задавать такие вопросы, как «Что происходит в данный момент?» или «Что ты чувствуешь сейчас?»
Гештальт-терапевт может порекомендовать вам попробовать работу со сновидениями, управляемое воображение, ролевые игры и другие техники, которые помогут оживить прошлые и текущие трудности в терапевтических условиях. По мере того, как клиент лучше осознает себя и свои чувства, он может начать преодолевать обвинения и брать на себя больше ответственности, принимать последствия своего поведения и учиться удовлетворять свои собственные потребности, при этом уважая потребности других.
Какова роль терапевта в гештальт-терапии?
Как гуманистический терапевт, гештальт-терапевт стремится оставаться чутким и непредвзятым и быть доступным для клиентов, не излучая при этом своего превосходства. Хотя терапевт может не навязывать свои собственные интерпретации опыта своих клиентов, он будет внимательно слушать их слова, внимательно следить за языком их тела и направлять сеансы на основе того, что они слышат и видят.
Например, терапевт, скорее всего, будет поощрять клиентов использовать утверждения «Я», которые фокусируются на их собственных действиях и чувствах, а не на действиях и чувствах других («Я злюсь, когда она игнорирует меня» вместо «Она сводит меня с ума, игнорируя меня») как способ продвижения к личной ответственности. И если клиент начинает останавливаться на своем прошлом или зацикливаться на беспокойстве о будущем, терапевт может призвать его вернуться в настоящее и исследовать свои эмоции в данный момент.
Какие упражнения вы можете ожидать от гештальт-терапии?
Гештальт-терапия не имеет установленных правил для сеансов; терапевты должны быть творческими и находить подходы, которые подходят каждому клиенту. Но некоторые гештальт-упражнения довольно часто используются, в том числе и другими типами терапевтов:
Пустой стул. В этом упражнении клиент садится напротив пустого стула, изображая партнера, родственника, начальника или другого человека — или, в некоторых случаях, часть себя — и при поддержке терапевта импровизирует диалог с ним. (Иногда клиент будет ходить туда-сюда, импровизируя роли обеих сторон.) Цель состоит в том, чтобы заняться «незавершенными делами», разрешить прошлые конфликты или столкновения внутри себя, перенося возникшие эмоции в настоящее и прорабатывая их в настоящем. момент. Люди могут обнаружить, что с помощью этого упражнения они могут получить доступ к чувствам и восприятиям таким образом, который они не могли бы получить, просто говоря о человеке, эпизоде или проблеме.
Преувеличение. Гештальт-терапевт внимательно наблюдает за жестами и физическими реакциями клиента, когда он говорит, например, сутулится, хмурится или подпрыгивает ногой. В упражнении, известном как преувеличение, они могут попросить клиента повторить и преувеличить данное движение, чтобы исследовать эмоции, связанные с ним в данный момент, и помочь им лучше понять связь между их эмоциями и их телом.
С помощью этих упражнений и других гештальт-методов люди могут восстановить связь с чувствами, которые в противном случае они могли бы игнорировать или отрицать, и воссоединить эти части себя со всем своим «я».
Как это работает
Гештальт-терапия основана на том принципе, что для облегчения неразрешенных негативных чувств, таких как гнев, боль, тревога и негодование, эти эмоции нельзя просто обсуждать, их нужно активно выражать в настоящем. Без этого могут возникнуть психологические и физические симптомы.
Перлзы считали, что мы не обязаны соответствовать ожиданиям других, и мы не должны ожидать, что другие будут соответствовать нашим ожиданиям. Развивая самосознание, гештальт-терапия направлена на то, чтобы помочь клиентам лучше понять себя и то, как выбор, который они делают, влияет на их здоровье и отношения. Благодаря этому самопознанию клиенты могут начать понимать, как связаны их эмоциональное и физическое «я», и развить уверенность в себе, чтобы жить более полной жизнью, не сдерживая себя, и более эффективно справляться с проблемами, когда они возникают.
Каковы потенциальные ограничения гештальт-терапии?
Некоторым людям трудно приспособиться к отсутствию формальной структуры, типичной для сеансов гештальт-терапии; клиенты также могут найти бесполезным акцент на настоящем, если они твердо убеждены, что им необходимо изучить и решить проблемы из своего прошлого. Некоторым людям могут быть неудобны наблюдения гештальт-терапевта за их языком тела и эмоциями, в то время как другие могут быть не в состоянии использовать методы, которые кажутся неестественными, такие как упражнение на пустом стуле.
Если профессионал убежден, что клиент не может добиться дальнейшего прогресса в гештальт-терапии, он может порекомендовать человеку принять направление к терапевту с другим образованием или опытом.
Что искать у гештальт-терапевта
Ищите лицензированного, опытного психотерапевта с заявленным гештальт-подходом к терапии. Для практики гештальт-терапии не требуется официальной сертификации, но специалисты в области психического здоровья могут пройти курсы повышения квалификации и пройти обучение методам гештальт-терапии. В дополнение к тому, чтобы найти кого-то с гештальт-опытом, поищите терапевта или консультанта, который особенно чуток и с которым вы можете чувствовать себя комфортно, обсуждая личные проблемы.
Решение «незавершенных дел»: эффективность эмпирической терапии с использованием диалога на пустом стуле
Клинические испытания
. 1995 г., июнь; 63 (3): 419-25.
doi: 10. 1037//0022-006x.63.3.419.
S C Пайвио 1 , Л. С. Гринберг
принадлежность
- 1 Факультет психологии Университета Саскачевана, Саскатун, Канада.
- PMID: 7608354
- DOI: 10.1037//0022-006х.63.3.419
Клинические испытания
S C Paivio et al. J Consult Clin Psychol. 1995 июнь
. 1995 г., июнь; 63 (3): 419-25.
doi: 10.1037//0022-006x.63.3.419.
Авторы
S C Пайвио 1 , Л. С. Гринберг
принадлежность
- 1 Факультет психологии Университета Саскачевана, Саскатун, Канада.
- PMID: 7608354
- DOI: 10.1037//0022-006х.63.3.419
Абстрактный
В этом исследовании 34 клиента с неразрешенными чувствами, связанными со значимым другим, были случайным образом распределены либо на эмпирическую терапию с использованием гештальт-интервенции «диалог на пустом стуле», либо на условие «внимание-плацебо». Последняя представляла собой психообразовательную группу, предлагающую информацию о «незавершенных делах». Результаты лечения оценивались до и после периода лечения в каждом состоянии, а также через 4 месяца и 1 год после эмпирической терапии. Инструменты результатов нацелены на общую симптоматологию, межличностный дистресс, целевые жалобы, незавершенное деловое решение и восприятие себя и других в незавершенных деловых отношениях. Результаты показали, что эмпирическая терапия достигла клинически значимых результатов для большинства клиентов и значительно большего улучшения, чем психообразовательная группа, по всем показателям результатов. Успехи лечения в группе эмпирической терапии сохранялись при последующем наблюдении.
Похожие статьи
Решение незавершенных дел: связь процесса с результатом.
Гринберг Л.С., Малкольм В. Гринберг Л.С. и соавт. J Consult Clin Psychol. 2002 г., апрель; 70 (2): 406-16. J Consult Clin Psychol. 2002. PMID: 11952199 Клиническое испытание.
Пример анализа задач: процесс решения незавершенных дел.
Гринберг Л.С., Ферстер Ф.С. Гринберг Л.С. и соавт. J Consult Clin Psychol. 1996 г., июнь; 64 (3): 439-46. doi: 10.1037//0022-006x.64.3.439. J Consult Clin Psychol. 1996. PMID: 8698935
Диалогическое общение с боснийскими женщинами, пережившими тяжелую утрату: результаты контролируемого судебного разбирательства.
Хагл М., Пауэлл С., Рознер Р., Бутолло В. Хагл М. и др. Клин Psychol Psychother. 2015 ноябрь-декабрь; 22(6):604-18. дои: 10.1002/cpp.1921. Epub 2014, 24 сентября. Клин Psychol Psychother. 2015. PMID: 25256361 Клиническое испытание.
Интенсификация и разрешение заблокированного аффекта в эмпирической психотерапии.
Далдруп Р.Дж., Энгл Д., Холиман М., Бейтлер Л. Е. Далдруп Р.Дж. и соавт. Br J Clin Psychol. 1994 г., май; 33(2):129–41. doi: 10.1111/j.2044-8260.1994.tb01104.x. Br J Clin Psychol. 1994. PMID: 8038729Обзор.
[Схемотерапия: интегративный подход к расстройствам личности].
Редигер Э., Дикманн Э. Редигер Э. и др. Psychother Psychosom Med Psychol. 2012 март-апрель;62(3-4):142-8. doi: 10.1055/s-0032-1304615. Epub 2012 2 апр. Psychother Psychosom Med Psychol. 2012. PMID: 22473431 Обзор. Немецкий.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Перспективы мотивации и изменений в вмешательстве для мужчин, которые употребляют психоактивные вещества и совершают насилие со стороны интимного партнера: результаты качественной оценки предварительного вмешательства.
Динса С., Холливелл Г., Джонсон А., Хендерсон Дж., Лав Б., Рэдклифф П., Гилкрист Л., Гилкрист Г. Динса С. и др. J Interpers Насилие. 2022 авг; 37 (15-16): NP13342-NP13372. дои: 10.1177/0886260521997436. Epub 2021, 9 марта. J Interpers Насилие. 2022. PMID: 33715489 Бесплатная статья ЧВК.
Эффективность психодрамы, сфокусированной на травме, в лечении посттравматического стрессового расстройства при стационарном лечении наркомании.
Джакомуччи С., Маркит Дж. Джакомуччи С. и др. Фронт Псих. 2020 19 мая; 11:896. doi: 10.3389/fpsyg.2020.00896. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2020. PMID: 32508717 Бесплатная статья ЧВК.
Незавершенное дело по шкале тяжелой утраты (UBBS): развитие и психометрическая оценка.