Заглавная страница
КАТЕГОРИИ: Археология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Техника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Влияние общества на человека Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 31Следующая ⇒
Известно, что в различные исторические эпохи эта проблема “высвечивалась” неодинаково: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления. Философская мысль в определенные периоды то растворяла человека в природе (космоцентризм — натурализм) или в обществе (социоцентризм), то относилась к нему как существу самодовлеющему, противопоставляя его природному и социальному миру (антропоцентризм) или ставила его в полную зависимость от божественного провидения (теоцентризм-провиденциализм). В каждую эпоху человек исторически своеобразен — он таков, какова эпоха, которую люди сознательно или бессознательно создают. Вместе с тем от эпохи к эпохе человек сохраняет свои общие черты: способность к труду и мышлению, общественный характер своей жизнедеятельности, взаимодействие с природой, способность к художественному освоению мира, нравственную жизнь и др. Проблема человека в истории философии, пишет академик И.Т.Фролов, решалась, как правило, с помощью методов, образующих некоторую «дополнительность»: идеалистических, абсолютизирующих духовное начало в человеке, и натуралистических, придающих первостепенное значение природно-биологическим его особенностям. Этот дуализм души и тела — извечная тема философских трактатов о человеке. Вместе с тем, проблема человека ставилась еще и как вопрос о внутренних и внешних (природа, социальная среда, воспитание…) факторах, определяющих самое существо человека.Но нельзя сводить философские поиски к однолинейному противопоставлению материализма и идеализма, иначе мы ничего не поймем в антропологической проблематике древнеегипетской, древнеиндийской, древнекитайской и др. философии. Уже в Древнем Египте обнаруживается эта «антропологическая направленность» философской мысли. Традиционные представления о «вечной жизни» в потустороннем царстве контрастируют с представлениями, ориентирующимися на земные деяния. В «Песне арфиста» и «Беседе разочарованного со своим духом», особенно ярко выражено стремление отразить внутренний мир человека, его мысли и настроения в их противоречиях. На антропологические знания Древнего Египта, конечно, оказали влияние естественнонаучные знания эпохи об анатомии человека, кровообращении и др., но все это облекалось в основном в религиозно-мифологические формы, отражающие примат духовного, божественного начала. Неповторимый пласт философско-антропологической мысли дала человечеству индийская философия. С ведической литературы, где философские идеи тесно переплетены с религией и мифологией ведет свое начало вопрос о высшем назначении человека, о путях его духовного развития в вечном круговороте различных воплощений. Сущность первоосновы человеческого бытия в Упанишадах (философской части Вед) составляет единство духовного и телесного начала, чтобы достичь своего предназначения в мире, человек должен проявить активность и жить согласно законам, предусмотренным свыше. Впоследствии в философских учениях индуизма и буддизма наряду с другими вопросами стали рассматриваться различные состояния человеческой психики, специфика чувств, первопричина человеческой деятельности, нравственные нормы поведения людей и т.д. Эта традиция — обращенность к человеку, социально-этическим проблемам — была заметно выражена и в древнекитайской философии. В ней человек и мир рассматриваются как нечто целое, как единая система живой организации, где все взаимосвязано и взаимообусловлено. Вместе с тем, по Конфуцию, назначение человека в эволюции мира — привести все существа к совершенству, гармонии. К высотам своего развития, считал он, мир идет через человека. В социально-этическом плане конфуцианство явилось учением о том, как подчинить человека государству-обществу и господству аристократии. Этому соответствовало и конфуцианское представление о гуманизме. Человек в древнекитайских учениях выступал не как индивид, а как часть некоей социальной общности, лишь постепенно «человек вообще» обретал свою индивидуальность. Конфуцианство получило развитие в представлениях Мо-цзы о врожденных качествах (в частности, добра) у человека. У Мо-цзы, Сюнь-цзы и представителей школы легистов содержались идеи о преобразующей активной роли деятельности человека, о значении воспитания. Специфическое понимание уникальной природы человека содержалось в даосизме, где она объявлялась непознаваемой, т. Таким образом, даже фрагментарное изложение развития антропологической проблематики на Древнем Востоке свидетельствует об известной традиции, получившей органичное продолжение на Западе. И на Востоке, и на Западе в общих мировоззренческих учениях о бытии отчетливо прослеживается главное в философии — ее обращенность к человеку, хотя это по-разному проявлялось в различных философских школах. В античной философии человек рассматривался, с одной стороны, как органическая часть природы, космоса (с позиций космоцентризма), а с другой — либо как существо, производное от объективного бытия вечных идей и идеальных сущностей, либо как нечто самоценное и первоосновное. Уже представители Милетской школы (6 — 5 вв. до н. э.) высказывали догадки об естественном эволюционном характере возникновения и развития человека. Так, согласно Анаксимандру, первый человек произошел от “животных другого вида”. Демокрит полагал, что членораздельная речь возникла в ходе общения живых существ между собой и их деятельного отношения к миру. Принципы познания человека, выдвинутые софистами и Сократом, были использованы с противоположных позиций Демокритом и Платоном. У материалиста Демокрита природа человека определяется объективными процессами космоса, но она оказывается и результатом воспитания, обучения. Натуралистическая концепция человека была развита в дальнейшем в философии Эпикура и Лукреция, которые утверждали земное видение человека.В философии объективного идеализма Платона природа человека определяется объективным миром идей, который относится к материальной действительности (миру вещей) как абсолютное бытие к возникновению. Дуализм души и тела, их вражда составляют, по Платону, то, что определяет сущность и существование человека. Платоновские идеи о человеке исходят из представления о бессмертии души, гармония которой не нарушается благодаря господству в ней разумного нравственного начала. Поэтому в своей социальной утопии Платон придавал большое значение воспитанию аскетических нравственных принципов. Дальнейшее осмысление проблемы человека в древнегреческой философии мы находим у ученика Платона Аристотеля, который стре-мился преодолеть дуализм души и тела и соединить космологически-натуралистический и религиозно-этический подходы. Человек пред-ставляется Аристотелем как вершина мировой иерархии: он, с одной стороны, внутренне связан с природой, а с другой — противостоит ей, поскольку обладает душой, которая хотя и является «формой тела», но определяется как разумная, «высшая форма». Человек как «социальное животное» обнаруживает это свое качество, по Аристотелю, лишь в государстве. Образ человека, который сложился у античных мыслителей космоцентричен.Античные философы рассматривают человека как часть Космоса, своеобразную Вселенную – “малый космос” — микрокосмос, как аналог и воспроизведение законов макрокосмоса – всей Вселенной. Человек и его душа – это “эхо и символ Вселенной”. Этим подчеркивалось что человеческая душа может быть столь же богатой и неисчерпаемо разнообразной как и Вселенная, которую мы наблюдаем. “Душа, — отмечал Аристотель,- есть в известном смысле все”. Античные греки открывают “душу”, но понимают под ней нечто квазителесное, скрытое внутри тела и приводящее его в движение. Поэтому душой обладает не только человек, но и животное, и растение. Не случайно Аристотель относит науку о душе — психологию, к биологии. Человеческий разум понимался как отражение и воплощение Вселенского разума-закона – Логоса. Логос как космическая Мысль мыслит через человека. Для грека человек мыслит всем телом, а следовательно, для того, чтобы хорошо мыслить, надо уметь хорошо бежать, хорошо метать диск, хорошо стрелять из лука, хорошо бороться. Поэтому для него естественно то, что достаточно дико для нас: величайший философ мог, одновременно, быть олимпийским чемпионом. Тот, кто живет в согласии с самим собой, со своим внутренним “демоном” (совестью), состоит в гармонии с Вселенной-универсумом, ибо и строй Вселенной, и строй человека есть не что иное, как различные проявления одного и того же общего фундаментального принципа мироздания. Исходя из принципа космоцентризма греко-античный человек чувствовал себя в полном равновесии с мирозданием и знал, что никакая внешняя сила не может нарушить его. Древнеримский философ стоик Марк Аврелий показал, что сущность человека не зависит от внешних обстоятельств. Главное в нём – внутренняя установка души. Заслуга стоической концепции человека в том, что она дала индивиду одновременно и глубокое чувство гармонии с природой и чувство моральной независимости от неё. Стремясь постичь природу и специфику человека, мыслители античности связывали ее с обществом, указывая на разумность, социальность, человечность как характерные черты людей. Они впервые высказали и обосновали идею о природном равенстве всех людей, вывод о счастье и благе как цели человеческой жизни, сформировали рационалистический подход в трактовке и исследовании человека. Высказанный софистом Протагором тезис “человек есть мера всех вещей” наиболее ярко представляет гуманистическую позицию античной философии в понимании человека. С тех пор идея гуманизма сопровождает человечество на всем пути его общественного, социокультурного развития. Если античный образ человека космоцентричен, то средневековый — теоцентричен. В средние века в христианской философии человек провозглашался составной частью миропорядка, исходящего от Бога, творением Божьим (идея креационизма).Понять этот образ, значит, прежде всего, погрузиться в ритмы исходных представлений ранних христиан, воплощенных в образе святого. Человек Средневековья не верит в себя, он верит в Бога. Его глаза обращены к потустороннему миру – это для него подлинный, духовный мир. Посюсторонний, земной мир, как и сам человек, рассматриваются не как самостоятельная реальность, а лишь как момент движения человека к Богу. Сам же по себе этот мир — юдоль греха и печали. Человек был создан Богом по образу и подобию Божию, и в своем первоначальном состоянии был равен своему прототипу. Но все это утрачено им после грехопадения, когда он вкусил плод с древа познания добра и зла. С этого момента первозданная мощь и чистота его разума померкла и вернуться к ней своими силами человек не может для этого нужна Божественная благодать. Разум человека слаб, он не может указать нам путь к ясности, истине и мудрости, пока он не просвещен особым Божественным откровением. Поэтому человек не может доверять себе. Огромное значение придается промыслу Божьему, проявлению “божественной воли” во всех событиях в мире. Считается, что человек не может самостоятельно добыть знание, оно открывается ему в откровении. Не может он и преодолеть свою греховную природу без Божьей благодати, способной, по выражению Л. Шестова, бывшее сделать не-бывшим, сжечь грех. Подобным образом противопоставлены друг другу бессмертная душа и смертная плоть человека. Заботиться нужно только о спасении души, в том числе и при помощи ущемления тела. Двигателем человеческого существа является душа, устремленная к Богу. Но природа человека двойственна, противоречива, он есть полузверь-полуангел. И потому душа человека — арена постоянной борьбы между низменными страстями и возвышенными помыслами, ибо человек наделен от Бога и свободой воли. Подобная трактовка имеет и сегодня немало приверженцев среди неотомистов. Проблемы соотношения души и тела, веры и разума, разума и воли – в центре внимания религиозно-философской антропологии Средневековья. В этих идеях средневековых философов (Августина Блаженного, Фомы Аквинского и др.) заложено отличное от античности понимание человека как личности (несущей в себе лик Божий), заключающей в своем внутреннем мире напряженную духовную жизнь, переживания души и идеи духа. Средневековая культура сформировала в человеке потребность и способность самоанализа, самоотчета в форме религиозных духовных практик – молитвы и исповеди, чем, несомненно, обогатила внутренний мир человеческого бытия. Эпоха Возрождения (Х1У-ХУ1 вв) с ее глубоким интересом к культурному наследию античности явилась подлинным “открытием человека”, когда стала утверждаться идея о том, что человека можно понять, не вторгаясь в области трансцендентного, а лишь анализируя условия его реальной земной жизни, от которых зависят его свобода и достоинство личности. Ренесансный гуманизм проникнут пафосом автономии человека, его уникальности и безграничных творческих возможностей. Возрождаются идеалы античной культуры, учение о целостности индивидуального духовно-телесного существования человека и его органической связи с природой. У истоков европейского гуманизма стоят Ф.Петрарка, А.Данте, Леонардо да Винчи, Э.Роттердамский, М.Монтень, Пико делла Мирандола, Т.Кампанелла и ряд других выдающихся мыслителей и ученых, поэтов и художников. Они выступали против духовного засилья церкви, призывали к свободомыслию и исследованию реального человека средствами науки, философии и искусства. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения оказала заметное влияние на формирование прогрессивных философских представлений Нового времени о человеке, его месте в мире и воспитании людей в духе свободного развития всех человеческих качеств, сил и дарований. Дальнейшее осмысление проблема человека получила в философии Нового времени в учениях английских и французских материалистов Французские материалисты 18 века рассматривали человека как величайшее творение природы, подчиненное ее законам. Проблематика «человек — природа», «человеческой природы» проходит через все произведения Ламетри, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, хотя она получает у них неоднозначную интерпретацию. Из «естественной организации» человека следует, по их мнению, и принцип полезности и интереса, являющийся основой морали человека и находящий свое выражение в его стремлении к счастью как удовлетворению основных физических потребностей. Однако эти потребности, а также нравственные, добродетельные задатки человека могут быть деформированы или не реализованы в условиях общества, которое не соответствует «человеческой природе». Отсюда вытекает ответственность общества за человека и зависимость социальных законов от естественной организации человека. Однако представление о «человеке вообще», абстрактном человеке, и с другой стороны, сведение общества к сумме индивидов, а социальных законов – к природным, механическим приводили французских материалистов к утопическим футурологическим построениям в духе «общественного договора», когда возможна, по их мнению, полная гармония личных и общественных интересов. Для философов эпохи Просвещения главной сферой человеческой деятельности становится познание и просвещение как условие пере-устройства мира и общества на разумных началах в соответствии с естест-венной природой человека. Способ реализации социальных проектов — воспитание и просвещение. Правильно воспитанный и просвещенный человек займет позицию “разумного эгоизма”, принцип которого – живи сам и давай жить другим. Следуя этому принципу человек будет стремится к установлению строя, обеспечивающего юридическое равенство всех граждан вне зависимости от сословных, национальных, конфессиональных различий между ними. Такой строй даст возможность каждому получать выгоду (минимум страданий, максимум удовольствий), не ущемляя личные интересы всех других. Признавая движущими силами действий и поступков людей их ощущения удовольствия и страдания, принцип “разумного эгоизма”, французские материалисты 18 века (А.Ламетри, Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах) пришли к пониманию решающей роли интересов как осознанных потребностей, мотивирующих поведение человека. По иному анализируется человек с философских позиций немецкой классической философии 19 в. В рамках классической немецкой философии сложилась кантовская ригористическая этика —этика долга, которая поставила под сомнение принцип наслаждения и счастья, и подчинила его принципу человеческого долга, как требования быть человеком несмотря ни на что. По Канту, человек – двойственное по своей природе существо, принадлежащее и к миру природной необходимости, и к сфере нравственной свободы. Нравственные поступки, соответствующие высоким нормам морали, может совершать только свободный человек как мыслящее существо, своим разумом сам определяющий свои цели. Внутренняя свобода человека – мера его самоуважения и достоинства в борьбе с естественными эгоистическими стремлениями, толкающими его к нарушению долга. Человек как сознательно-моральное существо должен относится с уважением не только к себе, но и к другим людям. “Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла стать нравственным законом для всех”, чтобы человек для тебя всегда был только целью, но никогда не средством. В этом категорическом императиве Канта суть его гуманистической позиции. Последующее развитие немецкой классической философии привело, как известно, к субъективно-идеалистической трактовке человеческого Я в учении Фихте, в котором подчеркивалось преобладающее значение этико-волевых элементов сознания, и к объективно-идеалистическим концепциям, в которых утверждалось преобладание эстетико-эмоционального (Шеллинг) и логико-рационального (Гегель). Фихте акцентирует внимание на деятельной природе человека, утверждая, что истинная цель человеческого существования не разумное бытие, а разумное становление через свободу. Цель становления — в объ-единении, сплочении человечества, отсюда предназначение человека — жить в обществе, только тогда он становится настоящим, законченным человеком. Назначение же человека в обществе — общее совершенствование самого себя и общества. У Шеллинга человек является итогом развития природы, которая представляется им в виде одухотворенного, всеобщего организма, который одухотворяется не какими-то внешними причинами, а единой «мировой душой». Своего высшего развития одухотворенная природа достигает в человеке, разум которого делает возможным осознание цели и целенаправленность сознательной деятельности. Человек обладает изначально присущей ему свободой духа, которая реализуется через определенные самоограничения в правовом строе общества. В философии Гегеля проводится идея о первенстве мирового духа, который подчиняет и использует индивидов для достижения всеобщей цели, человек же в конечном счете есть не что иное, как самоотчуждение мирового духа. Учение Гегеля об индивидуальной и общественной жизнедеятельности людей нашло свое выражение в «Философии духа», пронизаной идеей развития, историзма, свободы. Гегель попытался показать диалектику становления человека в индивидуальном и историческом развитии, а также вскрыть феномен отчуждения человека. Эта диалектика предстает у Гегеля как процесс самоотчуждения и снятия отчуждения в сфере духа, т.к. без этого невозможно прогрессивное развитие. Уже в 30-40-е гг. 19 столетия осуществляется поворот философской мысли от анализа абстрактной сущности человека к проблеме конкретного человеческого существования. В нем можно выделить несколько направлений. Одно из них связано с датским философом С. Кьеркегором, который создал своеобразную религиозно-философскую пессимис-тическую концепцию человека, положившую начало экзистенциализму. Кьеркегор, которого современники не случайно называли Анти-Гегелем, исходит из того, что для каждого человека самое главное не абстрактные идеи, а конкретные проблемы его жизни, его реального существования. Настоящее бытие человека есть отношение к самому себе. Именно через познание самого себя, которое осуществляется в полной изоляции от других людей, сконцентрировав внимание на собственном «Я», человек понимает свою зависимость от Бога. Это понимание, считал Кьеркегор, присоединяет человека к вечному и бесконечному, приводит к уяснению временности своего существования (экзистенции) в мире абсурда. Человек, по мысли философа, изначально грешное и конечное существо, замкнутая духовная монада и всякие естественные формы человеческой общности (род, семья, государство), как и другие люди, находятся с ним только во внешних отношениях. Эти отношения не носят глубинного, сущностного характера и поэтому не затрагивают личное и субъективное. Благодаря этому человек способен на неповторимо индивидуальное понимание «действительного смысла» своего существования, отчуждения от общества, реальных жизненных отношений, в которые заброшен он не по своей воле. Таким образом, Кьеркегор создает своеобразную религиозную антропологию. Однако призыв к безоглядной верности Богу, утверждение абсолютной независимости человеческой субъективности от объективного мира не может разрешить проблему, что такое человек. В этот период формируется и совсем иной подход ‑ антропологический материализм Л.Фейербаха, который утверждал, что центральной проблемой философии должен быть человек как телесное, природное, земное психофизическое существо, у которого душа и тело не могут быть отделены другот друга. Они ‑ две стороны той реальности, которая называется человеческим организмом и является звеном в развитии человеческого рода. Поэтому сущность человека рассматривается как «род», внутренняя всеобщность, связывающая множество индивидуумов природными связями. Родовая сущность человека неизменна, поскольку дана ему природой, а самым сущностным свойством человека является любовь и потому человек ее обожествляет. Вот почему Бог, согласно христианскому вероучению, есть Любовь. Следовательно, нет никакого Бога, ибо идея Бога – это результат отчуждения сущностных сил человека. Поэтому христианскую религию, основанную на вере в Бога Л.Фейербах предлагает заменить религией любви человека к человеку, где “человек человеку Бог”. Антропологический материализм Фейербаха, утверждая природную сущность человека, не объясняет, однако, специфику социального бытия человека, его истории, связи с прошлым и настоящим. Вопрос о человеке, его сущности и природе является одним из центральных и в диалектико-материалистичекой философии марксизма. Гуманистические идеи особенно зримо просматриваются в ранних произведениях Маркса. Уже во «Введении» к критике гегелевской философии права», написанном в к. 1843 — нач. 1844 г., он приходит к важному выводу о том, что единственно достойный человека общественный строй — демократия, создающий предпосылки для расцвета свободной человеческой личности, а высшая цель общества — гармоническое и всестороннее развитие человека, так как только в этом случае достигается дальнейшее поступательное развитие самого общества. Марксистская концепция человека исходит из единства человека и природы, что было свойственно Фейербаху и другим философам- материалистам. Но Маркс рассматривал человека не просто как высший продукт развития природы, наделенный сознанием, а как деятельное природное существо, воздействующее на природу, в результате чего видоизменяется как внешняя, так и собственная природа человека. Кроме этого, согласно Марксу, человек не существует вне общества, которое является продуктом взаимодействия людей, представляет систему связей и отношений между ними, и которое воздействует на человека. Поэтому сущность человека понимается Марксом с позиций социоцентризма как совокупность его общественных отношений. Философия Нового времени положила начало “деятельностной парадигмы”, в рамках которой человек этой эпохи осознавал себя. В наибольшей степени она была выражена в концепциях Гегеля, Фихте, Фейербаха, раннего Маркса, сложных синтезах английской политической экономии А. Смита и Д. Рикардо. В философии объективного идеализма Гегеля акцент был сделан на мышлении, мыслительной деятельности, но в философии Фейербаха и раннего Маркса—на предметности и на понимании деятельности, прежде всего, как предметной, материальной деятельности. Человек есть предметное существо, он всегда имеет дело с предметами и действует предметным способом. Будучи предметным существом, он не сводится к мышлению и сознанию. Это лишь одна из способностей целостного человека. Элементарной клеточкой предметной деятельности является противоречивое единство опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание есть превращение деятельностных способностей человека (его идей, замыслов) в свойства предмета. Распредмечивание — превращение характеристик предмета в деятельностные способности человека. Опредмечивание есть в то же время и распредмечивание, ибо опредмечивая предмет, человек, в то же время, распредмечивает себя. И наоборот. В рамках деятельностной парадигмы, возведенной на уровень практики, сформулированы следующие критерии, отличающие человека от его животных предков: Животное не производит, а приспосабливается, человек ‑ производит. Животное действует только сообразно мерке и потребности своего вида, человек — по мерке любого вида, умеет приложить к предмету его мерку. Он строит также по законам красоты. Животное действует в соответствии с физической потребностью. Человек же действует подлинно по-человечески, когда свободен от такой потребности. Животное действует узко утилитарно, человек способен действовать универсально. Животное непосредственно тождественно своей жизнедеятельности. Человек же делает свою жизнедеятельность предметом своего анализа Поскольку его собственная жизнь является для него предметом, его деятельность является свободной деятельностью. Он достигает высшей формы деятельности: самодеятельности. В силу всего этого сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной инстинктивной жизнедеятельности. Сознательная деятельность ‑ это способ существования челове-ка– таков основной вывод деятельностного подхода к человеку, сложившегося в новоевропейской рационалистической философии. Все названные характеристики резюмируются понятием “субъект”, которое соотносится с понятием “объект”. Суть этого понятия в том, что человек не вещь среди вещей, лишь включенных в систему природных и социальных детерминаций, он есть существо, способное, по Канту, начинать причинный ряд, осуществлять то, что получило название детерминации из свободы. В качестве субъекта человек есть творец мира и самого себя, но не произвольно, а в определенных, заранее данных, наработанных историей и природой объективных обстоятельствах и условиях. Взлеты и трагедии 20 века во многом по-новому заставили задуматься философов над тем, что же такое человек в мире и каков мир человека? Эти вопросы стали центральными в «экзистенциальной философии», хорошо прослеживаются они и в других философских направлениях: герменевтике, структурной антропологии, социобиологии, фрейдизме и др. Главной проблемой философии с этих позиций должно стать существование человека, на первый план выдвигается личность, индивидуальность, конфликт личности и общества, жизни и смерти и т. д. Именно в конкретной индивидуальности, реальном гуманизме, заботе и внимании к каждой личности заключается сильная сторона этой философии. Проблемы жизни и смерти, «пограничной ситуации», нравственной ответственности личности близки каждому думающему человеку, что и делает эти философские концепции особенно привлекательными. Попытку найти ответы на все вопросы человеческого бытия, начиная с его сущности, природно-биологических, психических и духовных качеств и кончая личностными, социальными, по словам М. Шелеpa, предприняла «новая философская антропология«, возникшая в 20-х годах ХХ в. в работах М. Шелера, А. Гелена, О.Ф. Больнова и др. Для неё характерно стремление объединить философские, естественнонаучные (в основном биологические) и религиозные подходы, порывающие с традиционными воззрениями. Культурно-философская антропология выступает против одностороннего биологизма. Э. Ротхакер, М Линдман представляют человека в его целостности, в единстве его природно-биологического существования и духовной деятельности как творца культуры и ее творения, но вместе с тем, они недооценивают эволюционно-биологические факторы для понимания природы человека. Взаимодействие природно-биологических факторов и социальных в становлении человека прослеживается и в филоссфско-антропологических взглядах Тейяра де Шардена. Согласно его учению человек воплощает и резюмирует в себе все развитие мира, он — вершина эволюции. Эволюция же ‑ это сущность космоса, и она пронизывает всю историю человечества от его возникновения до полного развертывания ноосферы (сферы коллективного разума), на высшей стадии возвышаясь до бога, где преодолевается конфликт науки и религии, достигается их синтез, а соединение разума и мистики позволяет человеческому духу найти высшую степень своей жизненной силы. Тейяр де Шарден отвергает грубые, вульгарные формы материализма, по его мнению, человек возвышается к «сверхжизни» и «сверхличности» с помощью любви, по законам социальной наследственности, которую он отождествляет с психической, устной или письменной передачей человеческого опыта. Есть в философии и попытки соединить психоаналитические идеи Фрейда с некоторыми марксистскими взглядами на личность, как это делает, например, Э. Фромм. Он признает роль социальных условий, но сущность человека определяется в конечном итоге не ими, а скрытыми конфликтами и стремлениями в области бессознательного. Отсюда он выводит и одно из главных понятий своей теории — понятие социального характера, которое может быть раскрыто как взаимосвязь индивидуальной психической сферы и социоэкономической структуры. Многие подходы Фромма разделяет также Г. Маркузе, вводя эрос, «биологическое измерение» для понимания сущности человека. Особую роль в многообразных формах современного биологизма играет такое научное направление как социобиология, которое заслуживает и пристального внимания и объективной оценки. Но даже этот беглый и поверхностный обзор философских направлений показывает, что ни одно из них не в состоянии охватить всю совокупность проблем, связанных с постижением человека. Это подтвердили и дискуссии на 18 Всемирном философском конгрессе в Брайтоне, специально посвященном проблеме человека. Уже в ходе первых рассуждений обнаружились различные подходы к постижению феномена человека. Одни философы пытались осмыслить проблему, опираясь на историко-философский материал; другие стремились к сопиологизации философского знания, анализируя различные социальные и культурные структуры, в которых человек обнаруживает себя через присущие ему функции, третьи искали пути синтеза различных традиций. Интенсивный интерес к проблеме человека в современной философской литературе обусловлен потребностями конкретного индивида решать жизненные проблемы повседневного существования. Катастрофическое разрушение природной среды, интенсивное ее заражение ядерными отходами, оскудение ландшафта, распространение новейших пандемий, — все это ставит человека в предельно критическую ситуацию, порождает ощущение незащищенности, гибели всего человечества. К философскому размышлению о человеке в еще большей степени побуждают мировоззренческие и социальные проблемы. Современная биология, этнография, психология, культурология, история и другие науки накопили множество разноречивых сведений, требующих обобщения, философского анализа «Для более глубокого проникновения в проблему человека, — отмечал на конгрессе К. Ф. Вессель, — философия должна активнее осваивать новые достижения специальных наук… Одной из важнейших задач современности, стоящей перед философами, является интенсивная разработка проблем бытия и становления человека на основе результатов, полученных специальными науками». Таким образом, мы по-прежнему далеки от разрешения загадки человека, как и века назад проблема человека остается основным вопросом философии, но сегодня ясно, что разрешать ее нужно объединив усилия конкретных наук, искусства, различных философских концепций.
⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒ Читайте также: Организация работы процедурного кабинета Статус республик в составе РФ Понятие финансов, их функции и особенности Сущность демографической политии |
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.019 с.) |
Образы человека в науке и культуре.
- Главная страница 🏠
- 📚 Библиотека
- 👉 Психология личности 👈
- Шпаргалки по психологии личности
- Образы человека в науке и культуре.
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
Асмолов:
Сложно очертить сферу фактов, относящихся к предмету психологии личности, из-за:
— Многогранности феноменологии личности (проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни)
— Междисциплинарного статуса проблемы личности (в общественных и естественных науках, в практике и духовной культуре), что связано с…
— Возросшим влиянием личности на судьбы исторического процесса.
В связи с этим необходимо изучать проблему личности в системе координат, задаваемой различными уровнями методологии науки.
Общая схема уровней методологии:
— Уровень философской методологии
— Уровень методологии общенаучных принципов
— Уровень методики и техники исследования.
При изучении личности вне контекста уровней методологии есть опасность замыкания науки в себе: коллекционирование фактов, например. Любое из проявлений личности, взятое само по себе, и отнесённое к изолированному человеку, не может быть рассмотрено как явление, относящееся к области изучения психологии личности. Поэтому психология личности оказалась расчленённой на психологию эмоций, воли, индивидуальных различий. От позиции исследователя зависит, на какие факты обращать внимание (никто, кроме психоаналитиков, не говорит об эдиповом комплексе) и какие факты считать основой психологии личности. Поэтому разнообразие теорий личности говорит не только о многообразии феноменологии личности, но и ставит вопрос о том, как изучать личность в психологии.
В ДСЛ выделены следующие подходы на основе соотношения в личности биологического и социального:
— Конфронтация этих факторов (теория Фрейда)
— Система личности как индивидуализированная система культуры (культурно-антропологические концепции, ведёт к антипсихологизму)
Олпорт выделяет психологический и литературный аспекты изучения личности. Художники творят, психологи собирают. Метод литературы – это метод искусства, метод психологии – это метод науки.
Преимущества психологии перед литературой:
1. Строгий характер, компенсирующий субъективный догматизм
2. Психологу не разрешается развлекать читателя
3. Писатель отбрасывает неприятные себе факты и исходит из своих случайных наблюдений.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Образы человека в науке и культуре.
От 250 руб
Контрольная работа
Образы человека в науке и культуре.
От 250 руб
Курсовая работа
Образы человека в науке и культуре.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Поделись с друзьями
- Содержание
- Материалы 1
- Меню
Образы человека в науке и культуре.
Проблема личности и уровни методологии науки.
Системный подход к изучению личности.
Человек и его место в различных системах.Принципы историко-эволюционного подхода в психологии личности.
Движущие силы и условия развития личности.
Человек как личность в системе социогенеза.
Человек как индивидуальность в системе персоногенеза. Представление о жизненном пути.
Критика концепций двойной детерминации развития личности.
Социально-ролевой подход к изучению личности.
Материалы по теме:
Образ человека в культуре XIX Шпаргалка
Добавить в избранное (необходима авторизация)
Революция в культурном измерении: новые образы человека
Cultural dimension of revolution: new images of man
[journal article]
Zagorulko, Maksim M.
Petrova, Irina A.
Cheremushnikova, Irina K.
Abstract
The turning points of the history are characterized by people’s active participation in one of the most natural for the man social activity — the creation of new self-images. Being incorporated in these images, people are able to realize their involvement in social events. The new ideas and meanings… view more
The turning points of the history are characterized by people’s active participation in one of the most natural for the man social activity — the creation of new self-images. Being incorporated in these images, people are able to realize their involvement in social events. The new ideas and meanings acquire «corporality» in the new images of man and get accumulated in them becoming the reality accessible for the majority of people. Being revealed in the images of people, new ideas obtain real bodies, penetrate to the living tissue of culture, transform into reality, which can be perceived. Man uses their body as a tool for coding significant cultural meanings. The rules of behavior, public manners, the elements of appearance and clothing become the material signs of nonmaterial ideas. They transform into the complex distinguishing system, which allows for the consolidation of people with similar viewpoints. The creation of new visual images comes in hand with the experiments in the field of creating a new language. The authors demonstrate the appearance and creation of such images using the examples of Great French revolution, the revolutionary transformations of Post-reform Russia, Great Russian revolution, cultural revolution of the Chinese People’s Republic. M.M. Zagorulko and I.A. Petrova represent common theoretical approaches to the analysis of cultural revolutions of the New Time and Modern period, to understanding the principles of interaction between the «old» and the «new» in culture. I.A. Petrova carries out analysis of theoretical disputes of A.V. Lunacharsky and A.A. Bogdanov about the possibility of constructing «pure proletarian culture». I.K. Cheremushnikova proves the significance of emblematic images in the culture, the connection between body self-representation and the privileged meanings, adopted during the revolution; she represents numerous examples of man becoming the carrier of new cultural meanings in the process of self-representation…. view less
В переломные моменты истории люди активно включаются в одну из самых естественных для человека социальных практик — создание новых образов самого себя, встраиваясь в которые, они способны ощутить свою сопричастность происходящему. Идеи-смыслы обретают свою «телесность» в новых образах человека, акку. .. view more
В переломные моменты истории люди активно включаются в одну из самых естественных для человека социальных практик — создание новых образов самого себя, встраиваясь в которые, они способны ощутить свою сопричастность происходящему. Идеи-смыслы обретают свою «телесность» в новых образах человека, аккумулируются в них, становятся данностью, доступной для большинства. Проявляя себя в обликах людей, новые идеи наполняются телесностью, проникают в живую ткань культуры, превращаются в реальность, доступную для чувственного восприятия. Человек использует свое тело как инструмент для кодировки значимых смыслов. Правила общения, манеры, элементы внешности и одежды становятся материальными выразителями нематериальных идей. Они превращаются в сложную опознавательную систему, позволяющую консолидироваться людям похожих взглядов. Параллельно с созданием новых визуальных образов идут эксперименты в области создания нового языка. Авторы приводят примеры возникновения и создания таких образов на примере Великой французской революции, революционных преобразований пореформенной России, Великой российской революции, культурной революции Китайской Народной Республике. М.М. Загорулько и И.А. Петрова сформулировали общие теоретические подходы к анализу культурных революций Нового и Новейшего времени, к пониманию принципов взаимодействия «старого» и «нового» в культуре. И.А. Петрова проанализировала теоретические споры А.В. Луначарского и А.А. Богданова о возможности создания «чистой пролетарской культуры». И.К. Черемушникова обосновала значение символического образа в культуре, показала связь телесного образа с привилегированными смыслами, которые санкционирует революция, привела многочисленные примеры того, как через «образы самого себя» присваивает новые культурные смыслы и становится их носителем…. view less
Keywords
culture; revolution; cultural revolution; cultural change; social change
Classification
Macrosociology, Analysis of Whole Societies
Free Keywords
cultural practices; image; cultural-historical invariant of image; traditional culture; mass consciousness; collective mental ideas
Document language
Russian
Publication Year
2017
Page/Pages
p. 22-29
Journal
Science Journal of Volgograd State University: History — Area Studies — International Relations, 22 (2017) 6
Issue topic
К 100-летию Великой российской революции
ISSN
1998-9938
Status
Published Version; peer reviewed
Licence
Creative Commons — Attribution 4.0
500+ изображений человеческого тела | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
500+ изображений человеческого тела | Download Free Images on Unsplash- A framed photoPhotos 10k
- A stack of photosCollections 10k
- A group of peopleUsers 3
anatomy
human anatomy
person
female
manipulation of the back
human physiology
коррекция спины
медицинская
человеческий скелет
Медицинская диаграмма
Анатомия
Биология
Здоровье изображения
Волнение
Challenge
Сидя
Dance Images & Pictures
Рисунок
Женские изображения и картинки
Skin
Back Back
People Изображения и картин
Skin
Back
People Images & Pictures
Back
Люди.
человек
музей людей — первый музей миров тела
анатомический
спортивные образы
тренировки
лос-анджелес
ПВХ
производство
восточноевропейское происхождение
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– –– –––– – – –– –– – –– –––– – –.
Body
Анатомия человека
Германия
HD Серые обои
Нервная система
Человечество
People Изображения и картин обои
Man
Рука
Руки
Finger
Поста
Растяжение
Азиатские и индийские этнические группы
Фитнес
Упражнения
Active
Italy Picture и Image
Lield
Active
Italy Picture и Image
Lield
Active
Italy Pictuer BODY POSES 115 фото · Куратор Холли Бэйли
человек: тело
39 фото · Куратор Лу Фрейретело — человек
25 photos · Curated by Alina HückelkampHd water wallpapers
sea
waves
spine
chiropractic
chiropractor
manipulation of the back
human physiology
back correction
Hd grey wallpapers
nervous система
человечество
анатомия
биология
образы здоровья
скелет
выставка
пластинация
Skin
Back
People Images & Pictures
Human
Музей людей — Первый музей тела Worlds
Anatomical
Итальянские картинки и изображения
печень
PVC
Производство
Easteman Eustempection DESCONE DESCONE DESCONE
PVC
Easteman Eustempection DESCONTER DESCONE DESCONE DESCONE DESCONE
PVC
.
тело
анатомия человека
Германия
волнение
вызов
сидя
Танцевальные изображения и картинки
Рисунок
Женские изображения и картинки
Рука
Руки
Finger
Спортивные изображения
Тренировка
Лос -Анджелес
позвоночник
Хиропрактик
Хиропрактик
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– – – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
медицинский
скелет человека
медицинская схема
изображения и фотографии людей
силуэт
таиланд
portrait
Hd black wallpapers
man
posture
stretching
asian and indian ethnicities
Related collections
HUMAN BODY POSES
115 photos · Curated by Holly Baileyhuman: body
39 photos · Куратор Лу Фрейретело — человек
25 фото · Куратор Алина Хюкелькампфитнес
упражнения
активный
Hd обои с водой
sea
waves
Unsplash logoUnsplash+In collaboration with Getty Images
Unsplash+
Unlock
manipulation of the back
human physiology
back correction
Kira auf der Heide
body
human anatomy
Германия
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Annie Spratt
медицинский
человеческий скелет
Медицинская схема
Camilo Jimenez
HD Серые обои
Нервная система
Человечество
NHIA MOUA
Анатомия
Биология
Изображения
ZAC DURANT
. Логотип Unsplash
Unsplash+В сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Разблокировать
волнение
вызов
sitting
Joel Ambass
skeleton
exhibition
plastination
Olenka Kotyk
Dance images & pictures
figure
Women images & pictures
Sam Burriss
portrait
Hd black wallpapers
man
Emiliano Vittoriosi
кожа
спина
Люди изображения и картинки
I.am_nah
рука
руки
Finger
Unsplash LogoUNSPLASH+ в сотрудничестве с Getty Images
UNSPLASH+
Разблокировка
позы
растяжение
Азиатская и индийская этничестью
Музея Arthur Lambillte
Human
Музей -музейный музей
— The Firstems Worlds
.
анатомический
Клем Оножегуо
фитнес
упражнения
активный
MARK ADRIANE
спортивные изображения
workout
los angeles
Italy pictures & images
liver
Elia Pellegrini
Hd water wallpapers
sea
waves
Unsplash logoUnsplash+In collaboration with Getty Images
Unsplash+
Unlock
pvc
производство
восточноевропейское происхождение
Джойс Маккаун
позвоночник
хиропрактик
хиропрактик
Просматривайте премиум-изображения на iStock | Скидка 20% на iStock
Unsplash logoMake something awesome
Human Body — Bilder und Stockfotos
2.400.949Bilder
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- Videos
Durchstöbern Sie 2.
400.949 human body Stock -Фотография и фотографии. Odersuchen Sie nach анатомия или анатомия, um noch mehr faszinierende Stock-Bilder zu entdecken. rückansicht der weiblichen hüften und beine isoliert auf grauem studiohintergrund. natürliche schönheit, spa, антицеллюлитная концепция ухода за руками. — фото и изображения человеческого телаRückansicht der weiblichen Hüften und Beine isoliert auf grauem…
sitzende leute top-ansicht. Die Bürger sitzen auf verschiedenen stühlen oder sesseln mit ноутбуки, büchern und phonen. Männer und Frauen entspannen sich auf диваны oder bänken. векторный набор изображений и изображений — человеческое тело, графика, клипарт, мультфильмы и символыSitzende Leute Top-Ansicht. Die Bürger sitzen auf verschiedenen…
gesunde und glückliche frau trägt kleidung — человеческое тело стоковые фотографии и изображенияGesunde und glückliche Frau trägt nackte Kleidung
Porträt einer schönen jungen Frau mit geflochtenen Haaren, die ein Nude-Farbtrikot vor weißem Hintergrund trägt
mann kommt durch sterntor — human body stock-fotos und bilderMann kommt durch Sterntor
abtreibung demonstration — фото и изображения человеческого телаAbtreibung Demonstration
Menschliches system der inneren organe. menschen körper innere organe иллюстрация. анатомия органвектор. — графика человеческого тела, -клипарт, -мультфильмы и -символMenschliches System der Inneren Organe. Menschen Körper innere…
привлекательная девушка с красивым телом, фото и фотографиипривлекательная девушка с привлекательным телом с изображением их тела Fell
muskelsystem eines mannes, der auf weißemhintergrund springt. gesunder lebensstil und bewegungskonzept. — фото и изображения человеческого телаMuskelsystem eines Mannes, der auf weißem Hintergrund springt….
Muskulatur eines Mannes, der auf weißem Hintergrund springt. Gesunder Lebensstil und Bewegungskonzept. Умирает ist eine 3D-Render-Illustration
человеческое силуэт (контур) на белом фоне, вектор. — графика человеческого тела, -клипарт, -мультфильмы и -символMännliche Silhouette (Kontur) auf weißem Hintergrund, Vektor.
Männliche Silhouette (Kontur) mit einer Sportfigur in vollem Wuchs, isoliert auf weißem Hintergrund. Векториллюстрация.
Жена, женщина, лосьон Studiohintergrund, лосьон для тела, фото и фотографииЖена, женщина, лосьон Studiohintergrund, лосьон для…
Glatte, geschmeidige Haut ist alles, was ich will
menschlicher körper — фото и изображения человеческого телаMenschlicher Körper
das menschliche neuronsystem. — графика человеческого тела, -клипарт, -мультфильмы и -символDas menschliche Nervensystem.
силуэт einer frau, die auf ihrem unterwäschefoto auf dem boden liegt. heiße frau in flammen — konzept. — человеческое тело стоковые фотографии и изображенияСилуэт женщины, умирают на их месте Unterwäschefoto на дем…
profilansicht des perfect schlanken körpers. junge frau mit ihrer natürlichen gesunden haut. — фото и фотографии человеческого телаProfilansicht des perfect schlanken Körpers. Junge Frau mit…
Profilansicht des perfect schlanken Körpers. Junge Frau mit ihrer natürlichen gesunden Haut. Schönes weibliches Модель в пастельных тонах Unterwäsche vor weißem Studiohintergrund. Schlanke Schönheitsfigur. Lifestyle-Konzept
eine natürliche frau, die es genießt, auf sich selbst aufzupassen — стоковые фотографии и изображения человеческого телаEine natürliche Frau, die es genießt, auf sich selbst aufzupassen
Eine schöne Blonde Frau, die etwas Körpercreme auf ihre Haut aufträgt.
weibliche figur — человеческое тело, графика, клипарт, мультфильмы и символы schönheit und mode — человеческое тело стоковые фотографии и фотографииПортреты с изображением женского тела, синего…
Verspielte Stimmung. Porträt einer glücklichen, entzückenden Frau, die einen blue Jeanspullover anzieht, der über einem grauen Studiohintergrund isoliert ist. Gewichtsverlust, Fitness, Diätkonzept. Natürliche Schönheit des weiblichen Körpers
mädchen eine zeile — изображение человеческого тела, картинки, мультфильмы и символыMädchen eine Zeile
Continuierliche Strichzeichnung der hübschen sitzenden Frau. Нактер Кёрпер Кунст. Vektor-Illustration
eine junge блондинка kaukasische frau streckt sich — человеческое тело стоковые фотографии и изображенияМолодая блондинка кауказская женщина
Ярко выраженный симптом диабета. векторная иллюстрация воодушевляющего символа — сексуальное возбуждение, падение, дезориентация, депрессия и пиктограмма для эндокринологической проблемы. 64×64 пикселя совершенный, отредактированный штрих — изображение человеческого тела, -клипарт, -мультфильмы и -символСимптом диабета Zeilensymbole. Vektor-Illustration enthalten…
Девушка, крем для тела, beine aufwendet — человеческое тело стоковые фотографии и изображенияЖенщина, крем для тела, Beine aufwendet
Молоденькая женщина, нарисованная вручную, в душе, в доме, в доме. die vor grauemhintergrund feuchtigkeitscreme auf ihre schulter aufträcht — человеческое тело стоковые фотографии и изображения
Abgeschnittene Aufnahme einer nicht wiederzuerkennenden Frau,. ..
body положительный weibliche afroAmericanische frau mit einer authentischen figur — human body stock-fotos0010 Body Positive Weibliche AfroAmericanische Frau mit einer… selbstliebe. frau macht herzzeichen geste auf dem gesäß — фото и фотографии человеческого телаSelbstliebe. Фрау Махт Герцзехен Гесте демом Геса
Фрау Трэгт Эйн Нактес Трикот Ауф Дем Холцхокер Ситценд — Торс -тел. Trikot trägt, das auf dem Holzhocker im Studio sitzt junge schöne frau mit perfekter körperform in innerer kleidung isoliert über rosahintergrund. konzept der gesunden ernährung — человеческое тело стоковые фотографии и изображенияJunge schöne Frau mit perfect Körperform in innerer Kleidung…
vergleich von guter körperhaltung und schlechter körperhaltung — человеческое тело стоковые изображения, -клипарты, -мультфильмы и -символыVergleich von guter körperhaltung und schlechter körperhaltung von guter Körperhaltung und schlechter Körperhaltung
schöne frau mit sandbraun im badeanzug am strand — стоковые фотографии и изображения человеческого телаSchöne Frau mit Sandbraun im Badeanzug am Strand
Красивые молодые блондинки Frau sitzt dem balkony tür — человеческое тело стоковые фото и фотографии Dessous und weißes Hemd trägt. Sie ist sehr sinnlich und attraktiv. drei frauen in unterwäsche mit unterschiedlichen hautfarben stehen seitlich da. körperpositives und diversitätskonzept. Вайблихер Кёрпер. флеш-мультфильм-векторная иллюстрация. isolierter хинтергрунд. — графика человеческого тела, -клипарт, -мультфильмы и -символDrei Frauen в Unterwäsche mit unterschiedlichen hautfarben …
Porträt einer glücklichen jungen frau im badeanzug — человеческое тело склады über weißem Hintergrund Liegt. — человеческое тело стоковые фотографии и изображенияПортрет молодой женщины, изображенной на изображении, в Weißer Unterwäsche
3d-иллюстрация, изображение женщины, умирает на фоне бесцветных фотографий и изображений — человеческое тело стоковые фотографии и изображения3D-Illustration einer Frau, die auf der Wasseroberfläche sitzt…
aufnahme einer frau, die einen sarong trägt, der vor einem studiohintergrund posiert — стоковые фотографии и изображения человеческого тела einem…Ich mag es, eine leichte Vertuschung zu halten
rippenkäfig skelett dünne linie symbol. menschliche thorax-röntgen-umriss-stil piktogramm auf weißemhintergrund. анатомия и орган для мобильных устройств, концепции и веб-дизайна. векторграфикен. — графика человеческого тела, -клипарт, -мультфильмы и -символRippenkäfig Skelett dünne Linie Symbol. Menschliche Thorax-Röntgen
ein fitter junger kaukasischer mann, der halbmond-ausfallschritt-körpergewichtsübungen mit ausgestreckten armen macht, während er zu hause mit online-tutorial auf digitalem table trainiert. fokussierter type, der während des yoga-trainings muskeln, aus — человеческое тело стоковые фото и фотографииEin fitter junger kaukasischer Mann, der Halbmond-Ausfallschritt-K
девушка в стильном бикини портрет posiert am sandstrand на бали, индонезия. Frontansicht фон сексуальная модель с совершенным körper в modischen badeanzug stehend им schatten де Baumes. — фото и изображения человеческого телаДевушка Mädchen In stilvollen Bikini Portrait posiert am…
Behandlung der Gesichtsästhetik — человеческое тело, фото и фотографииBehandlung der Gesichtsästhetik
mannlicher moderner arzt operiert menschlichen magenkrebs. лазерная помощь виртуальной реальности. 3d гарнитура vr с дополненной реальностью brille medizin online digitale banner vektor illustration — человеческое тело сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символMännlicher moderner Arzt operiert menschlichen Magenkrebs….
Die schönen Frauenkörper auf grauemhintergrund — фото и фотографии человеческого телаDie schönen Frauenkörper auf grauem Hintergrund
schöner Frauenkörper auf grauem Hintergrund. Die nackte Frau zurück
sommerurlaubsmodekonzept — bräunende Frau am Strau auf weißem sandschuss von oben — body stock-fotos und bilderSommerurlaubsmodekonzept — Bräunende Frau am Strand auf weißem…
hande-massage bilder10än — body stock-fotos -массажBeenden Sie die Massage mit Heilender Hand auf den Chakra-PunktenKlicken Sie auf das Miniaturbild für weitere Bilder dieses Modells:
frau trägt kaffee natürliches körperpeeling auf die hand auf — человеческое тело stock-fotos und bilderFrau trägt Kaffee natürliches Hands Körperliches auf
фрау Кёрпер низкополигональная модель векторной иллюстрации. medizin-, wissenschafts- и technologiekonzept. — графика человеческого тела, -клипарт, -мультфильмы и -символFrau Körper low Poly Drahtmodell Vektor-Illustration. Медицинская,…
fragmente, die den menschen laufen lassen — человеческое тело, графика, -клипарт, -мультфильмы и символы einem schönheitssalon eine zuckerpastenenthaarung unter der weiblichen achselhöhle auf. — человеческое тело фото и изображенияКосметика, представленная в одном из салонов красоты, где…
человек сидит в позе йоги, позе лотоса, наперстянки, каркасные точки. — графика человеческого тела, -клипарт, -мультфильмы и -символMensch sitzt in Yoga-Pose, Lotus-Pose digitales Wireframe aus…
Menschliche körper innere organe anatomie set vektor flach muskulös, kreislaufnervös und skelettaartig — человеческое тело стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символыMenschliche Körper innere Organe Anatomie Set Vektor flach muskulö
Innere Organe des menschlichen Körpers Anatomie Set Vektor flache Illustration. Sammlung von Muskel-, Kreislauf-Nerven- und Skelettsystemen, die auf Weiß isoliert sind. Анатомические и физиологические функции организма
женщина с лосьоном для рук, nahaufnahme — фото и фотографии человеческого телаженщина с лосьоном для рук, Nahaufnahme
силуэт мужчины. вектор-иллюстрация. — человеческое тело сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символСилуэт мужчины. Вектор-иллюстрация.
Menschlicher Arm und Oberkörper ein Anatomisches Modell — фото и изображения человеческого тела антикер копф дер фрау унд все sehende Augen. векторные символы — человеческое тело, графика, клипарт, мультфильмы и символыMystische Taube mit Boho-Halbmond abnehmen. Antiker Kopf der…
tänzer tanzen vor undhinter dem weißen vorhang — человеческое тело стоковые фотографии и изображения fotos und bilderRückansicht von vier Frauen unterschiedlichen Alters, die ihre…
Rückansicht von vier Frauen unterschiedlichen Alters, die ihren natürlichen und alternden Körper umarmen.