Обязанности мужчины и женщины: Строим отношения: список его и ее обязанностей

Распределение домашних обязанностей — Афиша Daily

Препринт

Афиша Daily

19 января 2021 14:24

В издательстве «Олимп-бизнес» вышла книга «Как жить, когда все на тебе. Делим груз ответственности между мужчиной и женщиной». Мы публикуем фрагмент книги о том, должны ли женщины продолжать загружать себя работой по дому и была ли их роль в древнем обществе гораздо выше, чем у мужчин.

Историю человечества пишут мужчины, и в ней они излагают свою точку зрения. Мы, женщины, всегда воспринимались как нечто вроде домашнего животного, необходимого мужчинам для их самореализации. Мы — слабый пол, от которого главным образом требуется заниматься второстепенными делами, такими как воспитание детей или забота о домашнем очаге. Неважно, что собой представляет этот очаг — пещеру или благоустроенный коттедж. Горе тем, кто осмелится заявить, что мы, женщины, когда‑то были более значимыми! Да, мир принадлежит мужчинам, но мы — половина населения Земли.

Чтобы лучше осознать нашу роль, от которой мы постепенно отказываемся, необходимо вспомнить, что именно мужчина раньше брал на себя заботу о финансовом благополучии семьи. Он работал, в то время как женщина заботилась о доме. Разумеется, такое положение вещей вынуждало мужчину нести на своих плечах тяжелейший груз. Вот почему, возвращаясь домой, мужчины нуждались в заслуженном отдыхе. Их грузом ответственности испокон веков была забота о том, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Им полагалось быть сильными людьми, которые не плачут.

Когда мы смотрим сексистскую рекламу пятидесятых, шестидесятых, семидесятых годов, нам кажется немыслимым, что еще совсем недавно подобная картина воспринималась как нечто обыденное — женщины, похожие на идеально одетые и накрашенные манекены на каблуках и с метелками в руках, счастливые оттого, что целый день сидят дома, ожидая своего мужчину, чтобы о нем позаботиться. А как иначе? Он же царь и бог!

Ситуация меняется, но еще многое предстоит сделать для того, чтобы обязанности по дому справедливо распределялись между партнерами и мы, женщины, не были бесплатными домработницами.

Много лет назад, когда не существовало ни интернета, ни социальных сетей, ни смартфонов с камерами, один мой приятель отправился в Кению. Когда он вернулся, мы встретились, чтобы поболтать за чашечкой кофе. Он пообещал рассказать мне о своем путешествии и показать фотографии (тогда еще их печатали на бумаге!). Особенно мне запомнился один из снимков. На нем была запечатлена женщина, несущая на спине бревна длиной полтора метра. Огромная вязанка заставляла ее горбиться и шагать с трудом. На груди у женщины висел привязанный цветастым платком годовалый ребенок.

Фигура женщины и сама по себе производила тяжелое впечатление, но его усугубляла вторая часть композиции, изображавшая мужчину, ее мужа, который шествовал впереди жены, нагруженной ребенком и дровами. Мужчина шел налегке, а в руке у него была палка.

— Как это может быть? — спросила я своего приятеля. — Почему он не возьмет у нее хотя бы дрова?

— Потому что задача мужчины — защитить семью от нападения львов, которые в любой момент могут выпрыгнуть на дорогу, а чтобы сразиться с ними, он должен идти налегке.

Однако проблема в том, что львы уже давно не разгуливают по всей Кении. Чтобы их увидеть, надо заказать сафари. Но традиция есть традиция, особенно если речь идет о сельской местности, — и женщина продолжает тащить на себе свой груз, пока ее супруг шагает, посвистывая, причем ему даже в голову не приходит хоть как‑то ей помочь.

Существовал ли груз ответственности в эпоху палеолита?

Мария Хосе Ноаин — археолог и антрополог, чью лекцию я слушала в подкасте «Утраченной библиотеки», презентованной Микелем Карраминьяной. Лекция озаглавлена «Роль женщины в эпоху палеолита». В ней Мария Хосе предложила нам следующее задание: «Подумайте об эволюционной линии, типичном рисунке, который мы сотни раз видели в учебниках истории, интернете или музеях. Начиная с первых австралопитеков эволюционная линия, как мы ее себе представляем, неуклонно движется вперед, и мы воспринимаем эту теорию как нечто само собой разумеющееся».

Мария Хосе предложила слушателям мысленно попытаться воспроизвести сцены палеолита, причем важно было именно первое изображение, которое всплывает в памяти, из того, что мы видели в учебниках или музеях.

Первое, что приходит в голову, — перед нами всегда эволюционная линия существ мужского пола. Что же касается остальных изображений, то это, как правило, произвольное распределение экономических функций или домашних обязанностей в соответствии с полом. Мужчина-охотник всегда изображается с убитым зверем на плечах, с копьем наперевес или во время боевой схватки. А женщина в первую очередь ассоциируется с двумя обязанностями: во-первых, уходом за детьми; во-вторых, всем, что связано с пошивом одежды, выделкой кожи, а также изготовлением игл для шитья.

Разумеется, мужчины и женщины занимают на таких картинах разное положение. Это легко заметить даже по пространственному распределению: мужчины- охотники, мужчины — резчики по кости; они стоят на переднем плане, вне пещеры, и ассоциируются с общественным пространством, дикой природой, столкновением с враждебными силами. Женщины держатся в глубине, поближе к очагу; они, как правило, сидят или занимаются детьми, шьют одежду. По замечанию археолога, их почти не видно.

Почему же дела обстоят так, а не иначе, если, согласно утверждениям Марии Хосе Ноаин, нет ни археологических, ни антропологических доказательств необходимости подобного распределения обязанностей и тем более превосходства одного пола над другим? Ответ очевиден: потому что перед нами реконструкции, сделанные в XIX–XX веках, когда наука о доисторических временах еще только формировалась. Пытаясь восстановить картину палеолита, ученые главным образом проецировали предрассудки, существующие в тот период. С одной стороны, женщины оставались невидимыми, с другой — экономические роли распределялись без каких‑либо объективных причин, поясняет исследовательница.

Данный подход не изменился; археолог отмечает, что на сегодняшний день многим привычна такая картина: пока женщины готовят ужин, мужчины травят байки.

Или же смотрят футбольный матч, попивая пиво и поджидая, пока жена все подаст на стол. Возможно, так оно и было когда‑то, однако доказательств этого у нас нет.

Мария Хосе подчеркивает, что существуют всего два источника, на которые мы можем ссылаться, рассуждая о том, каким образом распределялись домашние обязанности в доисторических семьях: археологический и этнографический. Археологический, как утверждает ученая, мало чем способен нам помочь. Максимум — рассказать о том, что зубы в те времена были еще одним рабочим инструментом и, согласно исследованиям ротовой полости, женщины раздирали зубами шкуры, а мужчины — мясо. Далее она продолжает:

«Что касается этнографии, нам известно, что в малочисленных этнических группах, которые в наше время переживают подобную стадию развития, собирательство является источником добычи пищи, превосходящим охоту. В таких группах (и это в достаточной степени отвечает существующему стереотипу) мужчина — охотник, а женщина — собиратель. Но если этот опыт мы перенесем в доисторические времена, учитывая важную экономическую функцию женщины, а также факт, что такая форма хозяйственной деятельности была приоритетной, то увидим: роль женщины в обществе могла быть гораздо выше, нежели роль мужчины.

Если собирательством занимались женщины, именно они имели возможность наблюдать смену природных циклов, сеять и снимать урожай в соответствии с ними. Все это означало, что благодаря женщинам люди больше не были вынуждены вести кочевой образ жизни и перемещаться с одного места на другое в поисках пропитания. Они могли наконец осесть, ибо у них появилась возможность собирать урожай, а затем сохранять его, чтобы выживать в тот период, когда другой еды не было. Люди научились контролировать природу и создавать базу для того, что впоследствии стало основой для любой цивилизации, — сельского хозяйства. Благодаря сельскому хозяйству человек научился не только питаться круглый год, но и со временем получать излишки этих продуктов и заниматься торговлей».

Женщины имели дело не только с зерновыми, но также и с различными другими видами растений, применяли естественные средства для лечения свирепствовавших в ту пору заболеваний, а потому именно они — и мне приятно думать об этом — были первыми врачами.

Издательство

«Олимп-бизнес», перевод Н. Беленькая

расскажите друзьям

люди

Мария Хосе

Вторая смена: почему большую часть бесплатного труда по дому все еще делают женщины

К выходу книги Дарси Локман «Право на гнев. Почему в XXI веке воспитание детей и домашние обязанности до сих пор лежат на женщинах» разбираемся, почему неравенство между мужчинами и женщинами в распределении домашней работы все еще существует, как оно вредит представителям обоих полов — и что мешает решить эту проблему в России.

По данным проекта «Если быть точным», в России женщины тратят на быт и заботу о детях, пожилых и больных родственниках в среднем в два раза больше часов, чем мужчины. 

Исследователи «Если быть точным» также подсчитали: если бы потраченное россиянками на быт и заботу о близких время за прошлый год оплачивалось в соответствии с средней зарплатой в стране, сумма составила бы 17% ВВП. 

Неравенство в распределении домашних обязанностей во всем мире сохраняется несмотря на то, что в современном обществе женщины получают больше прав и возможностей, а мужчины чаще придерживаются профеминистских взглядов. По данным опроса исследовательского центра Пью, в США мужчины уверены, что выполняют не меньше работы по дому, чем женщины

но их девушкам и женам так не кажется. 41% отцов считает, что домашние обязанности в семье делятся поровну — и 31% матерей. 

Дарси Локман упоминает опрос Newsweek, в котором участвовали 200 пар из штата Огайо. Согласно результатам, в парах с двумя работающими партнерами до рождения детей каждый уделял домашним обязанностям по 15 часов в неделю. После появления первого малыша женщины добавляли к этому времени по 22 часа, а мужчины на 8 часов меньше при этом мужчины урезали время на домашние дела на 5 часов, а женщины нет.  

Читайте также Отрывок книги «Право на гнев. Почему в XXI веке воспитание детей и домашние обязанности до сих пор лежат на женщинах»

Как подчеркивает эксперт ООН по гендерным вопросам Зоя Хоткина, многим женщинам приходится брать на себя обязанности не только по дому и воспитанию детей, но и по уходу за пожилыми родителями. С этой проблемой сталкиваются в основном люди 45-60 лет — их называют «поколением сэндвича», так как они зажаты обязанностями с двух сторон.  

Из-за неравного распределения домашнего труда женщины меньше времени уделяют отдыху и карьере. Иногда им приходится выбирать место работы ближе к дому или график, который проще сочетать с уходом за детьми. Но равенство в домашних обязанностях принесло бы пользу не только женщинам, но и мужчинам. В исследовании института Готтмана отцы, которые прошли программу обучения по уходу за ребенком, имели более крепкие отношения с детьми, а также реже проявляли признаки тревожности и депрессии. 

Дарси Локман также пишет, что распределение домашнего труда основной источник супружеских конфликтов после рождения детей. А по статистике, пары, в которых мужчина выполняет больше трети домашних дел, чаще занимаются сексом, чем остальные. 

По словам Дарси Локман, женщина обычно остается «родителем по умолчанию» — даже если мужчина готов брать часть бытовых и родительских обязанностей на себя, его нужно об этом просить. Женщинам также приходится планировать домашние дела, напоминать о них мужчинам, проверять, все ли сделано — и это тоже отнимает время и силы, пишет Локман.  

Автор книги перечисляет защитные стратегии, которые мужчины используют, чтобы перекладывать обязанности на женщин: приверженность к низким стандартам, пассивное сопротивление, стратегическую некомпетентность, стратегическую похвалу и полное отрицание. 

Это значит, что мужчины могут считать ответственными за домашнюю работу человека, который хочет, чтобы она была выполнена («Тебе кажется, что в доме должно быть чище — вот ты и убирайся»). А еще делать все так медленно или плохо, чтобы женщина потеряла терпение и разобралась со всем сама. Или каждый раз спрашивать, все ли получается правильно, и ждать одобрения — чтобы женщина все равно постоянно отвлекалась и ей было проще взять работу на себя. Наконец, некоторые мужчины не меняют свое поведение, сколько ни проси («Такая уж у меня жена. Она всегда должна чем-то заниматься. В любой день недели она просто не может сидеть без дела!»)

Как объясняет Дарси Локман, многие женщины предпочитают терпеть сложившуюся ситуацию — например, потому что боятся расстроить партнера или разрушить отношения. Иногда женщины сами убеждены, что брать на себя все домашние и родительские обязанности — их моральный долг; а иногда считают, что все равно ничего не изменится. 

Психолог Мария Триерс советует поговорить о распределении обязанностей с партнером прямо — без намеков и невысказанных ожиданий. 

Нужно обращать внимание на то, что и как вы говорите: важно не предъявлять претензии, а просить. Хороший прием здесь доносить то, что вас не устраивает, через «я»-выражения. Переход с «ты» на «я» в описании своих потребностей обычно смягчает ситуацию.

Эксперт также советует обсудить распределение обязанностей с партнером в начале отношений — это может предотвратить конфликты впоследствии. 

В книге Дарси Локман перечисляет причины, по которым женщины во всем мире занимаются бытом и родительскими обязанностями больше, чем мужчины. Главная из них — убежденность многих людей в том, что женщины от природы имеют больше способностей к заботе о детях, чем мужчины. 

Как объясняет Локман, это неправда: пресловутого материнского инстинкта не существует.

Инстинкт в биологии — это неизменная последовательность действий в ответ на определенный стимул, одинаковая для всех представителей вида. Женщины же ведут себя во время родов в соответствии с культурными нормами, пишет Дарси. Например, в обществе бушменов на юге Африки они сидят в одиночестве в выложенной листьями ямке, стараются терпеть боль молча из-за страха разгневать богов, а потом обрезают пуповину палкой и кладут плаценту возле малыша. 

Привязанность к детям также возникает со временем: антропологи выяснили, что матери бросают детей обычно в первые 72 часа после родов. 

По словам Локман, многие люди пытаются доказать предрасположенность женщин к материнству тем, что во время беременности из-за гормональных изменений женщины переживают особый нейробиологический опыт. Но на самом деле, комментирует автор книги, будущие отцы тоже испытывают рост пролактина, кортизола и эстрогена, пока малыш находится в утробе — а уровень тестостерона у них снижается. 

Как объясняет Дарси, тезис, что женщины предназначены воспитывать детей, часто аргументируют особенностями женского мозга — но в реальности сходств в работе мужского и женского мозга больше, чем различий. Кроме того, мозг человека пластичен — в поведении людей не так много врожденного, пишет Локман, мы способны учиться новому вне зависимости от пола. Никто не появляется на свет с нейросетью, отвечающей за покупку детского питания или посещение родительских собраний. Подробнее о частых заблуждениях по поводу работы человеческого мозга  можно почитать в книге. 

По мнению Дарси Локман, различия в мужском и женском поведении объясняются не особенностями мозга, а тем, что ребенка поощряют проявлять «мужские» или «женские» черты, а за противоположное поведение критикуют.

Например, в ходе исследования ученые наблюдали за детьми, которые выбирали игрушки. Оказалось, что мальчики трех-четырех лет тратят 21% своего времени на «девчачьи игрушки», когда они играют одни — и 10%, если рядом играет другой ребенок. Девочки выбирают «мальчишечьи игрушки» в одиночестве 34% времени, а вместе с кем-то еще — 24%. 

С детства девочкам внушают, что их предназначение — брак и материнство. Поэтому впоследствии девушки и женщины готовы брать на себя все хлопоты по дому и воспитанию детей, мириться с нежеланием партнера помогать — иными словами, делать все, что угодно, чтобы создать и удержать семью. Они также стараются быть «женственными», чтобы соответствовать ожиданиям общества — и тем самым поддерживают существование этих ожиданий.

В то же время мальчиков с детства осуждают за эмоциональность или интерес к игре в куклы вместо машинок — поэтому они приучаются избегать проявлений «немужественного» поведения. 

Все это значит, что на самом деле мужчины и женщины одинаково способны убираться дома, заботиться о детях или ухаживать за пожилыми родственниками — если потратили достаточно времени, чтобы этому научиться. 

По словам гендерной исследовательницы и ведущей телеграм-канала «Бессмертный пол» Александры Талавер, на бумаге женщины в СССР были равноправны с мужчинами. Беременные и женщины с детьми даже обладали специальными правами, в основном трудовыми. 

Законодательство в разные годы менялось, но, например, беременных было запрещено выводить в ночные смены или отправлять в командировки. Или увольнять — точнее, «освобождать от работы» — увольнения в Советском Союзе толком и не было. Женщины могли взять отпуск по уходу за ребенком. Им разрешали работать из дома или по гибкому графику, пока ребенку не исполнится 14 лет. На практике эти законы являлись реакцией на то, что советская утопия по обобществлению воспитания детей никогда не была реализована. 

Согласно идеальному социалистическому проекту, женщина рожает ребенка, ухаживает за ним первые 56 или 117 дней после рождения, все остальное делает государство. Это значит, что на предприятиях есть ясли, а женщина во время рабочих смен получает перерывы для кормления ребенка грудью, после яслей ребенок отправляется в детский сад, школу или интернат, летом есть лагеря и санатории…  

Но весь проект был невероятно дорогим, поэтому женщинам приходилось постоянно бороться за выделение средств на инфраструктуру. В итоге женщины перераспределения средств так и не добились, поэтому большая часть ухода за ребенком оказывалась на плечах матери. Больше того, в 1944 году появился закон о введении статуса «мать-героиня» и увеличении поддержки многодетным матерям — он снимал с мужчин любую ответственность за детей, рожденных вне брака.

Одиноким матерям алименты выплачивало государство, но денежная сумма была значительно меньше. 

Садиков и яслей не хватало все время, подчеркивает Александра. Даже когда инфраструктура строилась, она часто была низкого качества. Вопрос плохого распределения средств и невыполнения планов — лейтмотив, который звучит с 50-х по 80-е годы, продолжает эксперт. Например, в 1975 году женщины обсуждали изменение нормативов питания в яслях и детских садах, которые сохранились еще с 40-х: тридцать лет детей кормили по нормам военного времени.  

Александра объясняет, что в Советском Союзе были проблемы с бытовой техникой:  пылесосами, стиральными машинками, посудомойками — всем, что могло облегчить жизнь домохозяйки. Дефицит также заставлял женщин проводить много времени в очередях и тратить усилия на покупку товаров. 

По словам эксперта, какие бы законы не писали, их регулярно нарушали. Об этом сообщали в ВЦСПС, это могли обсуждать на собраниях ЦК КПСС, на предприятиях были рейды — но не всегда.

В СССР постоянно проводили опросы бюджета времени, комментирует Александра. Живущим вместе женщинам и мужчинам задавали вопросы: сколько времени у них уходит на ребенка, сколько на готовку и уборку, сколько на досуг. На протяжении всего советского времени и во всех республиках в среднем женщины тратили на уход за детьми и домашнюю работу больше времени. 

При этом важно, что в официальном советском дискурсе этот дисбаланс обсуждался как проблема, считает Александра. В меньшей мере в сталинские времена, в большей — в хрущевские и брежневские. 

Сейчас мы как норму воспринимаем многие вещи — ясли и детские сады, охранное законодательство для беременных женщин, декретный отпуск. Все это в той или иной мере наследует советскому проекту. Можно сказать, что в современной России есть инфраструктура, не получившая полного развития и в значительной степени разрушенная, но тем не менее худо-бедно существующая — в отличие от США или, например, Эквадора, где нет общественного транспорта.  

Но все эти услуги значительно подорожали. Понятно, что в Советском Союзе выплаты были устроены сложнее, многое вычиталось из зарплаты, но тем не менее продвигалась идея, что все должно быть бесплатным и доступным. В современной России у нас есть представление о том, что ребенок — это дорогой проект. Право на материнство надо заслужить, потому что это недешево. 

И никто не обещает, что этот труд однажды снимут с плеч женщины. Есть идея, что женщина должна выполнять традиционную роль, а государство за это будет иногда давать ей подачки.

Во времена перестройки Горбачев поднимал проблему двойной нагрузки женщин, но какое решение он предлагал — и вслед за ним 90-е и нулевые? Нам не говорят: «Давайте направим весь наш военный бюджет на постройку детских садов и школ продленного дня». Нам говорят: «Если женщина устала от двойной нагрузки, она может быть домохозяйкой».

По словам Зои Хоткиной, чем богаче страна и чем выше в ней доходы семей, тем меньше времени у женщин отнимает домашний труд. Например, более обеспеченные семьи могут нанять уборщицу, няню или сиделку.

Женщины с высокой зарплатой и статусом у нас в стране также тратят на домашнюю работу меньше времени, но только в будние дни. В выходные они как бы «наверстывают упущенное», объясняет Зоя Хоткина. Так женщины стараются доказать: они остаются хорошими женами и матерями, несмотря на карьеру.  

Меняется и отношение мужчин к домашнему труду. 

В докладе 2020 года Международная организация труда определила, что за последние 30 лет вклад мужчин в домашний труд увеличился вдвое. А дальше очень смешно: вдвое — это как? Они дают цифры, что за последние 15 лет мужчины стали работать больше на восемь минут каждый день. Получается примерно по полминуты за год. 

А время женщин на домашний труд сократилось на 15 минут — по минуте в год. В результате, если мы такими темпами будем двигаться навстречу друг другу, через 209 лет у нас будет равенство в домашнем труде.

По словам Зои Хоткиной, большая часть социальной политики в России направлена на помощь семьям с детьми. Но разрабатывают эту политику мужчины, подчеркивает эксперт, так как на уровне принятия решений их большинство.

В России среди 21 министра в стране одна женщина — это Ольга Любимова, министр культуры. Женщины занимают всего 9% должностей в федеральном правительстве и 16% мест в Госдуме. В регионах ситуация немногим, но лучше: женщинам досталось 25,8% постов в органах исполнительной власти и 16,8% депутатских мандатов. 

Как комментирует эксперт, в современной России гендерные стереотипы не только существуют, но и поощряются на уровне государственной политики.

В новой Конституции 2020 года появилась статья о том, что государство поддерживает традиционные семейные ценности, а это и есть четко прописанные мужские и женские роли «добытчика» и «хранительницы очага». То есть не личность человека, а пол определяют его роль в семье и, соответственно, нагрузку. 

Родительское неравенство в России выделяется на фоне мирового идеологичностью — если цивилизованный мир признает проблему и пытается с ней бороться (насколько успешно — это уже другой вопрос), то у нас она в принципе не постулируется как таковая на официальном уровне.  

Глава совета отцов прямым текстом говорит, что уход мужчины в отпуск по уходу за ребенком — это ненормально. Понимаете, у нас женщина — родитель по умолчанию, и это поддерживается на всех уровнях. 

В России сильны патриархальные установки, которые низводят женщину до материнской функции. 71% россиян считают, что быть матерью и хозяйкой — женское предназначение. И если раньше это положение дел хоть как-то обусловливалось объективными причинами, то теперь это просто удобная и соответствующая ультраконсервативным целям государства ситуация. 

Прежде всего нужно признать проблему, обозначить ее, назвать. По-честному сказать: да, у нас в родительстве заметный невооруженным глазом гендерный перекос — все на женщинах. Долг по алиментам, домашнее насилие, количество неполных семей за чертой бедности — все это говорит о том, что женщины находятся в по-настоящему катастрофическом положении — и система не делает ровным счетом ничего, чтобы это исправить. Все усилия, которые предпринимаются в этой сфере, исходят от некоммерческих организаций, фондов, независимых проектов, медиа — того, что «мешает» системе осуществлять свою женоненавистническую политику — уж простите мне это радикальное заявление, но если мы посмотрим на скорость принятия законов о чем угодно и сравним ее со скоростью принятия закона о профилактике насилия в семье, мы увидим, что до женщин и детей тут подчеркнуто никому нет никакого дела.  

Сам социум, который транслирует нам идею о святости материнства, костерит реальных женщин с детьми на чем свет стоит. Вышла из дома с коляской — уже виновата. В государственных речах дети тоже называются национальным приоритетом, при этом вся риторика кричит о том, что дети — никто, их можно бить, унижать — и им не помогут. 

Лена Аверьянова отмечает, что важно отказаться от гендерных стереотипов в воспитании детей: не говорить детям, что «мама знает лучше папы», подключать детей к домашним делам вне зависимости от их пола, проговаривать и обсуждать позитивные примеры равноправного родительства.

Знаете, есть такая уже ставшая притчей история о том, как одной женщине сделали замечание за то, что ее сын играет в куклы, на что она ответила: «А что в этом такого? Что может случиться? Он может стать хорошим отцом, например?». Кажется, что это все мелочи и ерунда и нужно думать о более глобальных вещах. Но именно мелочи и лежат в основе тех ценностей, которые приводят к неравенству, насилию и дискриминации.

Спасибо, что дочитали до конца! Книга Дарси Локман «Право на гнев. Почему в XXI веке воспитание детей и домашние обязанности до сих пор лежат на женщинах» выйдет на следующей неделе, а пока вы можете оформить предзаказ на сайте.

Помочь

  • Теги:
  • Гендерное неравенство
  • Книги
  • Насилие

Мужчины, женщины и брак — легкие обязанности

В предыдущей статье мы остановились на Титу 2, где Павел говорит, что старейшины поместной церкви должны учить пожилых женщин учить молодых женщин любить своих мужей, любить своих детей и быть занятым дома — при этом оставаться чистым, сдержанным и добрым. Звучит мелко, мелочно и несерьезно. Это запускает нашу нынешнюю патриархальную чувствительность.

Когда мы соединяем точки с другими вещами, которые Библия говорит о мужчинах, женщинах, браке, воспитании детей и доме, мы обнаруживаем, что слова Павла наполнены здравым смыслом. Мы можем получить или потерять больше, чем мы себе представляем. О таких вещах написаны тома, и я не собираюсь утопать в написании еще одного. Но чтобы понять обязанности, за которые мы несем ответственность, нам нужно уделить внимание браку, мужественности и женственности. Для этого потребуется пара статей.

Почему мужчины и женщины получают разные указания в текстах, подобных Титу 2? Давайте подумаем об архитектуре, которая приводит к этим различиям.

Мужчина/женщина — это не единственный способ, которым Бог рисует линии, но они имеют большое значение, когда их рисуют. Иисус не растворяет пол. Мужчины и женщины одинаково, но по-разному несут образ своего Творца. Мужчины и женщины одинаково, хотя и по-разному, искажают этот божественный образ. Иисус дает мужчинам и женщинам равное примирение с Отцом через Его смерть. Но, спасая людей, Иисус не нейтрализует женственность женщины или мужественность мужчины. Он восстанавливает, взращивает и прославляет обоих. Мужчины и женщины остаются разными. Иисус спасает людей, чтобы они были более человечными, и тем самым он делает мужчин лучше мужчин, а женщин лучше женщин. Иисус взращивает мужчин и женщин, чтобы они делали добро, которым они обязаны, перед тем, кому они обязаны. Перед престолом Иисуса мы дадим отчет за себя не только как люди, но и как мужчины и женщины, на которых возложена определенная ответственность. Пока мы ждем возвращения Иисуса, мы должны посвятить себя тому, что хорошо, как мужчинам и женщинам, а не бесполым существам.

Все мы — мужчины и женщины — призваны пребывать в Иисусе, Его Слове и Его народе (Иоанна 14-15). Христианин — это тот, кто говорит «да» этому стволу дерева. Мы все — мужчины и женщины — призваны к святости во всем, что делаем. Святость в каждой клетке дерева. Но дальше по ветвям послушание сужается до более сфокусированных приложений, таких как мужчины и женщины, которым дана ответственность и власть в определенных задачах и отношениях.

Не все мужчины несут ответственность за то же самое, что и все остальные мужчины. Не все женщины несут ответственность за те же вещи, что и все остальные женщины. Наши обязанности не копируются и не вставляются. Женам с детьми даны определенные инструкции, потому что у них есть определенные обязанности, которые не взаимозаменяемы с обязанностями их мужа или даже с обязанностями незамужней женщины или вдовы. Мы особым образом ответственны за создание таких домов, в которых материализуется много любви; в первую очередь мужу и детям. Что бы мы ни делали, это не может быть за счет этих хороших обязанностей.

Жить под щедрой властью Иисуса будет означать замечать (и откликаться) сферы ответственности и власти, которые Он нам доверил. Мой муж несет ответственность за некоторые вещи, за которые я не отвечаю: он отвечает за жену, он отец, работодатель, работник, сын, крепкий здоровый мужчина, который использует свое тело для служения так, как мое не может. Он несет ответственность за некоторые вещи, которые не несут многие другие люди (например, он является добросовестным владельцем бизнеса, поэтому его сотрудники и его клиенты получают то, что им положено). Другие люди несут ответственность за некоторые вещи, за которые он не отвечает (например, законодатели, церковные старейшины/пасторы, правоохранительные органы, врачи). Через несколько недель будет статья об отцах.

Бог различает обязанности и власть выполнять эти обязанности во всех сферах человеческого общества. Когда мы игнорируем, пренебрегаем и злоупотребляем полномочиями и обязанностями, которые у нас есть, дела идут плохо. В последний день все люди будут нести ответственность за возложенные на них обязанности. Моего мужа не будут судить по тому, насколько он был хорошим фельдшером, потому что он им не является. Он будет призван к ответу за то, каким мужем, отцом, работником и начальником он был (перечислить несколько). Благодаря Иисусу его не осудят и не оправдают за его действия в любой из этих областей, но он все равно будет нести за них ответственность.

Иисус дал мне обязанности и способ их выполнения, которые отличаются от обязанностей моего мужа. Есть вещи, за которые я отвечаю как жена и мать, и никто другой не может сделать их вместо меня. Если я оставлю эти акты любви к моему мужу и детям незаконченными, я ставлю камень преткновения на их пути. Их зрелость во всем, что хорошо, труднее, когда я не делаю то, что должен делать.

Многие конкретные наставления Писания женам касаются не столько того, чтобы быть просто женщиной, сколько того, что нужно быть женщиной, которая вступила в завет с определенным мужчиной (брак). Поэтому Павел говорит: «Жены, повинуйтесь своим иметь мужа, как Господу», , а не , «повиноваться всем мужьям повсюду» (Еф. 5). Согласиться на брак — значит сказать «да» целому ряду обязанностей, связанных с браком. Это выбор жить жизнью единства с конкретным человеком, который взял на себя особую ответственность за вас перед Богом. Это означает жить в одном доме и наслаждаться сексом только друг с другом, учиться хорошо помогать ему, поскольку в единстве вы служите Богу (подробнее об этом на следующей неделе). Есть обязанности друг перед другом, которые больше и лучше, чем просто сожительство. Мы не просто соседи по квартире.

Как я упоминала в прошлой статье, любить мужа и детей нельзя дистанционно; вы не сможете надежно жениться, если ваша жизнь не сосредоточена в одном и том же физическом пространстве. Почему Павел поставил « любить своих мужей » в одном предложении с « занят дома »? Потому что вам нужно дышать одним воздухом, есть за одним столом, спать в одной постели, служить Иисусу бок о бок, если вы хотите полностью выразить намерения Бога в браке. Почему детей бросают в одно и то же предложение? Потому что они являются обычным результатом этого единства. Бог естественным образом рождает детей в этом пространстве, потому что это лучшее место для их ухода. Это важная часть того, для чего нужен брак. Если бы он не собирался, чтобы отец и мать брали на себя ответственность за своих детей, он бы устроил для их прибытия другие средства. Аисты, наверное. Одна из обязанностей брака — приветствовать детей такими, какими их приносит Господь. Мы уже взяли на себя обязанности воспитывать этих детей для Господа — знали мы это или нет — когда поженились*.

Никто из нас не заменим. Мы можем воспользоваться помощью других людей для выполнения некоторых из этих обязанностей (например, получить помощь в уборке дома), но есть несколько привилегированных обязанностей, которые не должны выполняться кем-то другим. Например, муж и жена не могут «отдавать на аутсорсинг» какую-либо часть своей сексуальной близости. Родители также не могут передать воспитание и воспитание своих детей кому-то другому. Эти вещи встроены в исключительный брачный завет, и дом является основным местом, где выполняются эти обязанности. Занятость по дому означает, что мы всецело, изо всех сил и времени уделяем внимание тому, чтобы любить людей, которые зависят от нашего дома.

Если мы не уделяем должного внимания обязанностям брака и материнства, если у нас нет обдуманного взгляда на наш дом, тогда наш брак, материнство и дом будут чахлыми. Это будет стоить нам, нашим мужьям, нашим детям, церкви Иисуса. Мы будем утаивать от мира многое из того хорошего, что могли бы дать.

Что, если мы любим Иисуса, но понимаем, что Он говорит нам, что мы несем ответственность за то, чего не хотим делать? То, как мы относимся к нашему браку, материнству и дому, в конечном счете зависит от господства Иисуса. Если мы принадлежим Иисусу, то мы будем готовы ко всему, что Он дает и о чем просит. Освящение заключается в том, чтобы научиться любить (и делать) новые вещи, потому что Иисус делает нас новыми людьми. Я молюсь за себя и за вас, чтобы Господь дал нам сердца, готовые рассмотреть и сделать все, что Он говорит хорошо. Я также оптимистичен в том, что он великолепно обеспечивает: новые склонности, новую мудрость, новые возможности, новую силу и новую радость от этого.

« Женат ради Бога » Кристофера Эша — моя любимая книга о браке.

Мужчины, женщины и гендерные роли в браке

Когда два человека объединяют свои жизни, как они выбирают направление? Что, если у одного есть привычки или вкусы, которые раздражают другого? А если у них другие приоритеты? Светские браки не имеют четкого ответа на эти вопросы. Как правило, консультанты предлагают парам идти на компромисс или принимать решения по очереди. Но эти решения не всегда работают. Супруги заканчивают тем, что говорят: «В прошлый раз мы решили по-вашему», и мы открываем новый источник конфликта. А вот еще: «Я думаю, это был бы хороший компромисс». «Нет, этот  был бы компромиссом!» Аналогичным образом подумайте, как бы вы себя чувствовали в таком сценарии: «Мы решили, какой фильм посмотреть прошлой ночью, а теперь мы должны решить, какой дом купить по-твоему!»

И уступки, и компромиссы могут быть полезны в некоторых ситуациях, но часто приводят к проблемам. Некоторые решения не допускают компромисса. Предположим, пара не договорилась о том, в каком районе города им жить. в области, которую они оба ненавидят. Вот почему в реальной жизни мы обнаруживаем, что более сильный партнер обычно заставляет более слабого подчиняться его или ее планам. Бессильные партнеры должны решить, сколько они готовы взять на себя. Выбор, кажется, быть либо рабством, либо вечной борьбой за власть, либо бегством. У других пар нет явно более могущественного супруга, и они могут вступать в постоянные споры даже по мелочам.

На этой иллюстрации мы видим двух разных людей, у каждого из которых своя собственная система взглядов, определяющая их взгляды, их ценности, их аппетиты и т. д. Поскольку система взглядов или жизненный опыт полностью отличаются друг от друга, у них нет основы для разрешения разногласий.

Когда действия других людей причиняют нам боль или раздражают нас, что мы можем сделать? Когда мы просто не можем заставить близкого человека вести себя разумно, куда нам обратиться? Мы либо пытаемся заставить другого человека измениться с помощью силы или манипуляций, либо учимся держать дистанцию. Неудивительно, что современные люди испытывают трудности с достижением близости в отношениях!

Со Христом у нас есть альтернативный образ жизни. Мы больше не два человека, пытающихся добиться своего. В христианских отношениях оба партнера заинтересованы в том, чтобы открыть Божий путь и следовать ему.

Вот основа близости.

С одной стороны, у нас есть причина призывать другого человека измениться по воле Бога. С другой стороны, у нас есть обязательство быть готовыми изменить себя в соответствии с волей Бога. Хотя иногда мы все еще можем расходиться во мнениях относительно того, чего хочет Бог, по крайней мере, у нас есть основания  для соглашения, кроме того, кто имеет наибольшую власть. Наконец, во Христе у нас также есть основание для благодати в отношениях, что означает, что мы можем прощать недостатки в нашем супруге, что мы можем делать в мирских отношениях, если сочтем это целесообразным, но без какой-либо другой причины.

Парадигма христианских пар, живущих под властью Бога, включает в себя преимущества и жертвы для обоих партнеров. Большинство жертв приходится на область эгоизма и эгоизма. Преимущества заключаются в близости, удовлетворении от того, что Бог использует вас, и радости от глубокой любви.

Роли и пол в браке

В дополнение к общей идее основывать брак на воле Бога, Писание учит, что муж должен быть духовным «главой» в браке. Что это значит? Главенство — это тревожное понятие в наши дни, и нам нужно понимать его в контексте.

Быть «главой» в библейском смысле означает, что муж несет ответственность за начало любви и самопожертвование ради благополучия своей жены. 1 Это не означает, что муж должен быть духовно старше своей жены, и не дает мужу права настаивать на своем. Он только призывает Божий путь. Однако точная экзегеза соответствующих отрывков покажет, что Бог утверждает мужское лидерство в семье.

Помните, лидерство в библейском контексте — это лидерство слуги . Павел сказал, что мужья должны «любить своих жен, как Христос возлюбил церковь и предал себя за нее». (Ефесянам 5:25). Именно такое лидерство продемонстрировал Христос, когда позволил распять Себя за нас на кресте. Иисус мог быть очень авторитетным, но он пришел не для того, чтобы эгоистично командовать окружающими. Он сказал: «Даже Сын Человеческий пришел не для того, чтобы ему служили, но чтобы служить и отдать душу свою как выкуп за многих». (Марка 10:45). Когда Иисус дает нам указания, это происходит не потому, что Ему нравится контролировать нас, а потому, что он заботится о нашем благополучии. Он также предоставляет удивительный уровень свободы своим последователям, позволяя нам игнорировать его волю и продолжать наши отношения без отказа. Он накажет нас для нашего же блага, но никогда не отвергнет нас. (Евреям 13:5)

Попасть под такое самоотверженное руководство не представляет угрозы для нашего счастья. Женщина, подчиняющаяся руководству зрелого христианина-слуги, должна позволить себе жизнь, в которой ее муж посвящает себя удовлетворению ее потребностей, защите ее и (да) временами направляет ее. Лидер-слуга не будет настаивать на своем в тех областях, где невозможно объективно узнать, чего хочет Бог. Он будет призывать свою жену следовать за Христом вместе с ним, но милостиво позволит ей часто отказываться от его предложений. Подобно Иисусу, он не будет принуждать к послушанию, но будет стремиться завоевать его убеждением и любовью. Господь не заставляет нас следовать за Ним; он хочет, чтобы мы добровольно последовали за ним.

Любой человек, стремящийся взять на себя такую ​​руководящую роль, вероятно, не понял, что Господь говорит в этом отрывке. Быть ответственным за инициирование любви — за инициирование самоотдачи — пугающая роль. При правильном понимании ни один муж не стал бы возражать, если бы его жена предложила на какое-то время проложить путь в самопожертвовании. Роль главы в браке — это не роль привилегии, а роль ответственности и самопожертвования.

Наше постмодернистское отвращение к власти несовместимо с христианством не только потому, что оно бросает вызов библейскому учению, но и потому, что оно основано на нашем страхе перед коррумпированными и корыстными авторитетами.

Слуга Лидерство в действии

Мужчины-христиане должны быть достаточно духовно зрелыми, чтобы заручиться уважением своих жен и элементарной готовностью следовать их лидерству, при условии, конечно, высшей власти Бога. 2 Когда в Библии говорится о подчинении жен своим мужьям, это, по сути, означает, что жены должны воспитывать в себе уважение к своим мужьям. 3 «Уважение» в этом контексте включает в себя признание ее мужа законным лидером — склонность следовать указаниям мужа, когда это возможно. Жена, которая подчиняется своему мужу, может давать указания или задавать вопросы и оспаривать его указания. Она обязана указывать, когда считает, что он нарушает волю Бога. Но она отвернется от своевольного сопротивления или манипуляции.

Главенство , а не означает, что только жены должны быть готовы подчиняться своим супругам. На самом деле готовность подчиняться другим ради Христа является основой всех отношений в Теле Христовом. Глагол «покоряться» в Ефесянам 5:22 на самом деле заимствован из стиха 21: «подчиняться друг другу в страхе (из уважения) Христа…» Таким образом, подчинение жены мужу в христианском браке заземлен на оба готовность супругов подчиняться друг другу в любви, а также другим друзьям-христианам в их церкви. 4 Мы все должны подчиняться моральному руководству Христа, когда бы оно ни выражалось через других.

Все это означает, что мы должны категорически отвергнуть мнение, что покорные жены позволяют своим мужьям думать в браке. Это также не означает, что мужья-христиане могут быть властными и контролирующими. Библейское главенство не означает, что муж должен решать все или даже большинство вопросов, касающихся домашнего хозяйства. Мужья и жены должны обсудить и договориться о том, кто возьмет на себя ответственность за оплату счетов, покупку продуктов, обслуживание автомобиля и другие подобные вопросы. Креативное и критическое обсуждение важных решений между супругами —  , а также полностью совместимы с идеей главенства. Такое обсуждение необходимо для здорового брака. Если оба супруга преданы Богу и благу другого, большинство решений могут и должны быть обоюдными, и только самый слабый муж будет опасаться таких дискуссий.

В тех редких случаях, когда муж и жена не могут прийти к соглашению относительно важного решения, муж, зарекомендовавший себя как лидер-слуга, обычно способен принять зрелое решение — либо придерживаться своей точки зрения, если это необходимо, либо жертвенно позволил своей жене добиться своего.

Подобно Христу, муж-христианин должен прокладывать путь, демонстрируя смиренную приверженность воле Бога, а не настаивая на своей собственной воле.

Власть Иисуса была действительной, потому что он «искал не своей воли, но воли пославшего» его. (Иоанна 5:30). Он также объяснил, что готов «положить свою жизнь за овец». (Иоанна 10:15). Точно так же и муж-христианин должен первым показать смиренную приверженность воле Бога, а не настаивать на своей собственной воле. Он должен взять на себя инициативу практиковать жертвенное служение для удовлетворения потребностей своей жены, даже за свой личный счет. Такие мужья обычно способны завоевать доверие и уважение своих жен.

Оба партнера в браке должны понять и согласиться со своей концепцией главенства до вступления в брак. Христиане по-разному интерпретируют эти отрывки, но как бы ни понимала их пара, им нужно согласие. Тем, кто уже состоит в браке, возможно, также придется переосмыслить эту область. Если вы замужняя женщина, комфортно ли вам откликаться на духовное руководство вашего мужа? Или идея следовать за своим мужем нереалистична или неприятна? Признание лидерства в семье может быть особенно трудным для женщин, которые сталкивались со злыми авторитетными мужчинами или приняли идеологию, противостоящую концепции гендерных ролей. 5 В других случаях образ жизни мужа мешает жене серьезно относиться к его лидерству.

Какими бы ни были причины, решение этих вопросов важно для христианского брака. Дополнительная литература по теме главенства может помочь. 6

Вернуться к началу


Сноски

1. См. Ефесянам 5:22-29.

2. Жена-христианка никогда не должна следовать аморальным указаниям мужа. Принцип условного или обусловленного подчинения хорошо понятен, когда речь идет о светских авторитетах, как в Даниила 2:1-18; Деяния 4:19,20; 5:29. Как ни странно, некоторые комментаторы утверждают, что жены должны подчиняться своим мужьям безоговорочно и безоговорочно! Текст, часто используемый для оправдания этой позиции, — это 1 Петра 3: 5, 6, в котором говорится о послушании Сарры Аврааму с одобрением. Основываясь на этом отрывке, утверждается, что даже когда Сара солгала фараону, сказав, что она сестра Авраама (и в результате чуть не была вынуждена совершить прелюбодеяние), она поступала правильно. Однако отрывок не оправдывает этот инцидент, а только одобряет ее отношение. На самом деле, Бог возложит на людей ответственность за совершаемые ими злодеяния, даже если им было приказано это сделать, как это произошло в Деяниях 4:19.,20 демонстрирует. Заметьте также, что случай, о котором говорится в 1 Петра 3, касается греха бездействия, а не совершения. Утверждение в ст. 1, что жены должны повиноваться мужьям, даже если они непослушны вере, означает, что сам муж непослушен, а не то, что его указания морально неверны.

3. Обратите внимание, что, суммируя соответствующие роли супругов в Ефесянам 5:33, Павел использует слово «уважение» для описания роли жены.

4. Новая американская стандартная Библия решила указать не только новое предложение в стихе 22, но и новый абзац. И это несмотря на то, что стих 22 является зависимым предложением, разделяющим причастие «подчинение» стиха 21.  Новая американская стандартная Библия , версия для ссылок (Lockman Foundation, 1963) с.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *