Оценка и самооценка личности.
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т.е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими, нарушается гармоничность развития его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности).
Адекватная самооценка, адекватное отношение к себе являются высшей стадией развития самооценки и характерны для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития.
Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас в стране, так и за рубежом.
Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т.е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку. Такой подход характерен как для З. Фрейда, так и для его последователей-неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В работах этих психологов самооценка выступает как функция личности и рассматривается в связи с аффективно-потребност-ной сферой личности.С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности.
Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения.
В результате этих и других исследований ученые пришли к выводу о соотношении самооценки и уровня притязаний. Интересной с этой точки зрения является теория К. Роджерса.
Личность, по К. Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью являются знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие прежде всего согласуются с его самооценкой.
В индивидуальном развитии, как говорит К. Роджерс, между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других – расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. К. Роджерс считает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека. Некоторые люди не желают перестраивать свою самооценку и искаженно интерпретируют свой реальный опыт.
Другие оказываются способными перестраивать самооценку, приводя ее в соответствие со своим реальным опытом. Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условием безболезненной адаптации к условиям жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой, т. е. правильное, адекватное отношение и к себе, и к своим возможностям. Психологи отмечают значение для развития личности потребности в положительной оценке: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.В советской психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением проблемы развития и самосознания, с именами Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Л.С. Славиной, Е.А. Серебряковой и др. Эти исследования посвящены изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки.
Самооценка, закрепившаяся и ставшая чертой характера, не ограничивается рамками какой-либо одной деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности. Важным фактором развития личности ребенка являются оценки его окружающими. Эмоциональное самочувствие ребенка зависит от того, какие взаимоотношения сложились у него с окружающими людьми, отвечает ли он тем требованиям, которые к нему предъявляются, насколько удовлетворяется его потребность в положительной оценке. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием и более значимой, чем потребность в оценке окружающих.
Генетическая потребность в оценке – более раннее образование, чем потребность в самооценке. С возрастом самооценка в известной мере эмансипируется от мнения окружающих и начинает выполнять самостоятельную функцию в формировании личности, опосредуя отношение субъекта к действительности, в том числе к оценкам окружающих. Сущность этой функции заключается в том, что человек на основе оценки своих возможностей предъявляет к себе определенные требования и поступает в соответствии с этими требованиями.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Оценка и самооценка личности.
От 250 руб
Контрольная работа
Оценка и самооценка личности.
От 250 руб
Курсовая работа
Оценка и самооценка личности.От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Оценки и самооценки
Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. Каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения.
Нельзя обойти молчанием роль психологических факторов, общую и специальную подготовку учителя, его личные качества. Все это, так или иначе, влияет на результат проверки и оценки знаний.
Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать их у разных детей.
Нередко в психологической и особенно педагогической литературе понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания аспектов оценочной деятельности педагогов.
В первую очередь, оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.
Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка — одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.
Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая — наказанием.
Функции и виды оценки
Наиболее проблемной является психологическое оценивание ребенка-школьника, чья формирующаяся личность более сензитивна к любым формам оценки.
Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими знания и умения. Знания, умения и навыки должны быть оценены, прежде всего, для того, чтобы наметить как для педагога, так и для школьника пути их совершенствования, углубления, уточнения.
Исследователи установили, что оценка учителя приводит к благоприятному воспитательному эффекту только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. У хорошо успевающих школьников совпадение между собственной оценкой и оценкой, которую поставил им учитель, бывает в 46 % случаев. А у слабо успевающих — в 11% случаев. По данным других исследователей, совпадение между учительской и собственной ученической оценкой происходит в 50% случаев. Ясно, что воспитательный эффект оценки будет значительно выше, если учащимся станут понятны требования, предъявляемые к ним учителями.
Причины необъективности педагогической оценки
Проведенное специальное изучение показывает, что знания одних и тех же учащихся оцениваются по-разному различными преподавателями и расхождение в значении отметок для одной и той же группы учащихся оказывается весьма значительным. Не случайно отмечалось, что все известные в мире попытки улучшения качества образования, не подкрепленные действенной реформой системы проверки знаний, не приносили, как правило, желаемых результатов. Устранить субъективный элемент чрезвычайно трудно в силу различных обстоятельств.
Широко известен ряд типичных субъективных тенденций или ошибок оценивания, к наиболее распространенным из которых относят:
— ошибки великодушия,
— ореола,
— центральной тенденции,
— контраста,
— близости,
— логические ошибки.
Ошибки «великодушия» или «снисходительности», проявляются в выставлении педагогом завышенных оценок.
Ошибки «ореола» связана с известной предвзятостью педагогов и проявляется в тенденции оценивать положительно тех школьников, к которым они лично относятся положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное.
Ошибки «центральной тенденции» проявляются у педагогов в стремлении избежать крайних оценок. Например, не ставить двоек и пятерок.
Ошибки «контраста» при оценивании других людей состоят в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога. Например, менее собранный и организованный преподаватель будет выше оценивать обучающихся, отличающихся высокой организованностью, аккуратностью и исполнительностью.
Ошибка «близости» находит свое выражение в том, что педагогу трудно сразу после двойки ставить пятерку, при неудовлетворительном ответе «отличника» учитель склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения.
«Логические» ошибки проявляются в вынесении сходных оценок разным психологическим свойствам и характеристикам, которые кажутся им логически связанными. Типичной является ситуация, когда за одинаковые ответы по учебному предмету нарушителю дисциплины и примерному в поведении школьнику выставляют разные оценки.
Перечисленные субъективные тенденции оценивания обучающихся в социальной психологии часто называют ошибками, бессознательно допускаемые всеми людьми.
Педагог, вынося оценку, должен каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями.
Опытные учителя знают об этом и постоянно обращаются к такому обоснованию, что и предохраняет их от конфликтов с обучаемыми.
Интересно и то, что учителя, как оказалось, непроизвольно обращаются к тем обучаемым, которые сидят за первыми партами, и склонны выставлять им более высокие баллы. Много зависит от субъективных склонностей педагога. Оказалось, например, что учителя с хорошим почерком отдают предпочтение «каллиграфистам», т.е. учащимся с красивым почерком. Педагоги, чувствительные к правильному произношению, часто несправедливо наказывают обучаемых с дефектами речи.
Именно педагогический субъективизм является главной причиной, по которой сейчас отдают предпочтение компьютерным и тестовым формам контроля с минимальным участием педагогов.
Поощрение и наказание как методы стимулирования
Какие бы мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и в воспитании детей, мы ни рассматривали, все они в конечном счете сводятся к системе поощрений и наказаний.
Поощрения стимулируют развитие положительных свойств и особенностей психологии, а наказания предотвращают возникновение отрицательных.
Умелое сочетание поощрений и наказаний обеспечивает оптимальную мотивацию, которая, с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой стороны, препятствует возникновению отрицательных.
Для психологического развития ребенка одинаково важна стимулирующая роль и поощрений, и наказаний: поощрения служат развитию положительных качеств, а наказания — исправлению, или коррекции, отрицательных.
Учебная деятельность является полимотивированной, что предполагает поиск и варьирование стимулов деятельности каждого ребенка, включение в их число органических, материальных, моральных, индивидуальных, социально-психологических и других возможных стимулов, положительно влияющих на усвоение знаний, на формирование умений и навыков, на приобретение определенных личностных свойств. Действие различных стимулов на поведение человека ситуационно и личностно опосредствовано. Говоря о ситуационной опосредованности, мы имеем в виду то, что восприятие и оценка человеком тех или иных стимулов как значимых обусловлены тем, в какой ситуации это происходит. Один и тот же стимул, например высокая или низкая оценка, может по-разному влиять на стремление к успехам тогда, когда он значим для человека или не значим.
Одна и та же оценка может восприниматься по-разному в условиях, когда ей предшествовали неудача или успех или когда она повторяет ранее уже много раз полученную оценку.
Повторяющиеся от ситуации к ситуации оценки содержат в себе слабые побуждения к деятельности.
Успех, следующий после неудачи, а также неудача, наступающая вслед за успехом, заставляют индивида что-то менять в своем поведении.
В эмоционально-возбужденном состоянии значимость стимулов может восприниматься человеком иначе, чем в спокойном.
КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ОЦЕНКИ?
Некоторые взрослые сами воспринимают отметку как сверхценность и внушают это трепетное отношение своим детям. Сын или дочь живут с чувством, что от их школьных оценок зависит все: одобрение взрослых, успех у сверстников, будущая карьера, жизненный успех в целом. Как следствие — постоянная тревога, опасение не справиться с ответственностью, плохо выглядеть в глазах одноклассников, лишиться расположения родителей.
Если единственная цель — получение высоких оценок, это приводит к перегрузкам, лишает ребенка многих радостей жизни: общения со сверстниками, свободного выбора увлечений (и развлечений). Отсюда недалеко до невроза, апатии, даже депрессии.
Если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками, попробуйте два варианта помощи:
1. Объясните ему, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли настроение, состояние и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их учебных успехов.
2. Помогите овладеть недостающими школьными умениями и навыками, организовать домашние занятия, развить внимание и память. Расширяйте круг его (ее) интересов и возможностей.
Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка.
Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причем вовсе не обязательно это должны быть пятерки. Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой. У одного это четверка, а у другого — тройка. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним.
Не все школьники хотели бы, чтобы отметки вовсе исчезли из их жизни. Для некоторых физически и психически здоровых детей, нацеленных на лидерство, это и стимул к успеху, и награда за успехи. У таких школьников стремление к наилучшему результату, конечно, стоит поощрять.
Встречается у детей и противоположное отношение к отметке. Кажется, что они вовсе не придают значения своим учебным успехам. Это может выглядеть как отсутствие целеустремленности, желания преодолевать трудности. Но они же способны глубоко переживать из-за неудач в спорте, какой-то области искусства или в общении со сверстниками. Им нужно помочь раскрыться в любимых занятиях, научиться именно здесь ставить цели и добиваться успеха.
ЧТО ОЦЕНИВАЕТСЯ: ЗНАНИЕ ИЛИ РЕЗУЛЬТАТ?
Мы уже говорили, что об относительности оценок задумываются теперь и в самой школе — источнике тревог. Многие учителя понимают: важно оценить не только результат, но и затраченные ребенком усилия. Возможно, со временем вместо оценок по пятибалльной системе ученик увидит в тетради или в дневнике определения: «Очень старался!» или «Необыкновенно трудолюбив!». Возможно, для проверки знаний будут использовать стандартные тесты по предметам с оценками по стобалльной системе, как в канадских и американских школах. Или вообще отменят оценки, как в шведских школах. Конечно, до этого еще далеко. Но вы можете помочь своему ребенку уже сейчас.
Дайте ребенку понять: школьная оценка — это инструмент для измерения уровня знаний или навыков в определенной области конкретного предмета.
Она показывает, насколько ученик уже продвинулся в изучении и сколько еще можно сделать. Она не оценивает учащегося как личность, и родительская любовь не зависит от школьной отметки.
Не отметка определяет будущие жизненные успехи и неудачи, а способность человека ставить перед собой цели и учиться на ошибках.
Может случиться так, что вам или вашему ребенку оценка, поставленная учителем, кажется несправедливой. Постарайтесь найти конструктивный выход из ситуации. Не исключено, что в конкретном случае стоит «качать права». Но это не должно становиться для вас и вашего школьника самоцелью. Желательно, чтобы он сам учился «по-взрослому» решать эти вопросы со своим педагогом.
ОТЛИЧНИКИ И ОТЛИЧНИЦЫ
И у отличников есть проблемы. Их отношения с другими детьми, а затем и взрослая личная жизнь складываются, как правило, далеко не безоблачно. Особенно это касается девочек-отличниц. Их ведь вообще больше, чем отличников-мальчиков. Конечно, проблемы в общении периодически возникают у любого ребенка. Но у отличниц все же несколько чаще, чем у остальных детей.
Дело в том, что такие девочки, несмотря на объективные успехи и постоянное одобрение взрослых, довольно часто имеют низкую самооценку и не уверены в себе. Возможно, они и прилагают столько усилий в учебе, чтобы утвердиться в собственных глазах и в глазах окружающих.
До поры до времени, благодаря трудолюбию и прилежанию, им это удается. У родителей и учителей тревоги они, естественно, не вызывают. Но оказывается, во взрослой жизни послушание и исполнительность далеко не всегда приносят успех и счастье. Привычное в детстве поощрение за послушание не дает развиваться инициативе ребенка. Ему трудно будет освоить умение руководить — хотя бы собой. Не исключено, что кто-то менее способный и трудолюбивый, но более инициативный скорее преуспеет в жизни.
Нередки у бывших отличниц и трудности в отношениях с противоположным полом. С одной стороны, они надеются с помощью этих отношений повысить свою самооценку. С другой, — привыкнув встречать одобрение окружающих из-за успехов в учебе, полагают, что это одобрение автоматически обеспечит им успехи и в других сферах жизни.
Конечно, низкая самооценка свойственна далеко не всем отличницам. Но в таком случае они и не стремятся к идеальным результатам во всем. Позволяют себе иногда получать четверки, не слишком огорчаясь, что это может повредить их имиджу. Их жизнь складывается лучше, чем у круглых отличниц. Ведь уверенность в себе, устойчивая положительная самооценка, активность и инициативность имеют большее значение для счастья, чем природные способности и прилежание.
НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ К РЕБЕНКУ
Реакция детей на наказание обнаруживает черты характера ребенка, особенности его поведения, что помогает родителям в выборе средств для взаимодействия с ним. Каковы же основные условия действенности метода наказания?
Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым). Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.
Сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.
Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызений совести. В таком случае – зачем оно?
Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.
Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.
Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.
КАК ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
— Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку.
— Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
— Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
— Используйте чаще выражение: “ты прав”, “мы согласны с твоим мнением”- это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
— Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
— Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.
Конечно, воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нелегко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Разумное воспитание (Хинг Ши)
Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал Хинг Ши. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод.
Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
Самооценка Против. Оценка | Европейская сеть развития сельских районов (ENRD)
Поиск
Внутренний рефлексивный процесс или внешняя точка зрения?
Когда LAG сталкиваются с выбором: провести самооценку или провести оценку в рамках своих обязательных обязанностей по мониторингу и оценке, связанных со стратегией CLLD, они часто спрашивают:
«В чем разница?» или «это одно и то же?» Итак, есть ли разница? И если да, то что нам нужно знать о каждом из этих упражнений?
Самооценка — это непрерывный рефлексивный процесс, который разрабатывается и проводится теми, кто реализует вмешательство или является его частью (например, руководители программ, бенефициары, члены сети).
Оценка, напротив, обеспечивает независимую внешнюю точку зрения на вмешательства (например, программы, проекты и сети) и оценивает, в какой степени были достигнуты цели и какие результаты (результаты и воздействия) были достигнуты с помощью выделенных ресурсов . Объем оценки часто заранее определяется законодательством или заказчиком оценки. Оценка помогает улучшить отчетность о потраченных деньгах и гарантирует, что вмешательства осуществляются в соответствии с целями политики и учитываются при разработке политики. С практической точки зрения, окончательное суждение вырабатывается на основе строгих методов с помощью заранее определенных оценочных вопросов, критериев суждения и индикаторов.
Рекомендуется выполнять оба упражнения и соединять их. Самооценка может использовать результаты оценки для дальнейшего стимулирования самоанализа и обучения всех участников.
/file/savsevaljpg_ensa_vs_eval.jpg
Каковы последствия для самооценки/оценки, если LEADER является частью многофинансируемой стратегии CLLD?
Мультифондовый характер CLLD имеет значение для самооценки/оценки на уровне LAG, в частности потому, что все операции, поддерживаемые за счет различных фондов, способствуют реализации одной и той же стратегии и должны обеспечивать синергию для достижения целей /Результаты. В этом контексте будет сложно отделить эффекты от различных операций/фондов, если все они вносят свой вклад в одну и ту же стратегию.
При оценке многофондовых стратегий CLLD можно оценить несколько аспектов: артикуляция/взаимодополняемость применения нескольких фондов на одной территории (в сумме согласованность), эффективность процесса управления и координации при управлении несколькими фондами . Для оценки этих аспектов целесообразно разработать соответствующие элементы оценки.
Кроме того, можно дополнительно изучить степень, в которой соответствующие фонды ESI позволили LAG удовлетворить потребности и возможности. Это предполагает, что интегрированный и многосекторальный аспект стратегии будет подкреплен многофондовым подходом, и что сотрудничеству будут способствовать новые партнеры из других фондов.
/file/leaderlagnl6jpg_enleader_lag_nl6.jpg
Для получения дополнительной информации см. Руководство службы поддержки по оценке: Оценка LEADER/CLLD.
Найдите другие публикации по оценке LEADER/CLLD в электронной библиотеке службы поддержки!
Как написать самооценку для оценки производительности
Оценка производительности является важным инструментом для поддержания обмена информацией между командами. Периодическая оценка дает менеджерам и сотрудникам возможность проанализировать недавнее прошлое и обсудить будущие ожидания. Оценка также служит возможностью установить цели как для отдельных лиц, так и для команды.
Важность самооценки
Самооценка может быть одинаково полезна как для сотрудников, так и для менеджеров. Оценки, как правило, короткие, занимают менее 15 минут и имеют долгосрочные преимущества для всех вовлеченных сторон.
Для сотрудников
Наряду с оценкой эффективности часто проводится самооценка. Возможность для сотрудников задуматься и рассмотреть свои сильные и слабые стороны, самооценка важна не только для роста как работника, но и как личность. Критикуя свою работу и поведение, сотрудники могут получить информацию, которая поможет им стать лучше.
Для менеджеров
Самооценка сотрудников дает менеджерам несколько преимуществ. Они показывают, как сотрудники видят себя в контексте команды и организации в целом. Они подчеркивают любые разногласия или недопонимание между руководителем и сотрудником. Кроме того, самооценка, конечно же, дает менеджерам возможность обратной связи о том, что мотивирует и побуждает сотрудника выполнять свою работу наилучшим образом.
«Современные сотрудники внутренне мотивированы работать автономно и иметь возможность учиться и расти. Таким образом, с точки зрения управления, самооценка, которая способствует автономии и развитию, невероятно ценна», — сказал Дэвид Хасселл, основатель и генеральный директор 15Five. «Рабочий продукт внутренне мотивированных сотрудников имеет тенденцию быть более эффективным и устойчивым, чем работа, полученная с помощью внешних мотиваторов, таких как бонусы или тактика страха».
Несмотря на важность, написание самооценки — непростая задача. Анализировать себя может быть чрезвычайно сложно, особенно когда этот анализ представляется на проверку руководителю. Если у вас возникли проблемы с началом работы, эти пять советов помогут вам научиться писать самооценку. [Подробнее об управлении эффективностью.]
Основные выводы: Самооценка важна как для сотрудников, так и для менеджеров как рычаг профессионального роста.
Передовой опыт написания самооценки
1.
Гордитесь.Одна из основных целей самооценки — выделить свои достижения и вспомнить вехи своего профессионального развития. Хорошая самооценка должна указывать на конкретные задачи и проекты, которые выдвигают на первый план вашу лучшую работу. Описывая эти достижения, сотрудники должны подчеркивать влияние этих достижений на весь бизнес, чтобы подчеркнуть их ценность для компании.
Джули Рикен, генеральный директор Applied Training Systems Inc., сказала, что вы должны стремиться связать свои действия с целями менеджера. Такое выравнивание поощряет любого менеджера и показывает, что вы понимаете свою роль в более широком контексте компании.
«Если вашему руководителю нужно набрать определенное число, расскажите, как вы сыграли свою роль в достижении этого числа», — сказал Рикен. «Достижения, которые вы перечисляете, должны быть связаны с бизнес-целями».
2. Будьте честны и критичны.
Самооценка — это не только подчеркивание побед. Вы также должны критически оценить время, в которое вы не справились. Быть честным означает указывать на недостатки, которые можно исправить, или на прошлые неудачи, которые преподали вам ценный урок. Признание собственных недостатков важно для демонстрации вашей способности учиться и расти.
Тем не менее, важно не быть самоуничижительным в своих оценках. Тимоти Батлер, старший научный сотрудник и директор программ развития карьеры в Гарвардской школе бизнеса, посоветовал сотрудникам использовать язык развития при критике областей, в которых им нужно улучшиться.
«Нельзя говорить: «Вот здесь я действительно падаю», — сказал Батлер в интервью Harvard Business Review. Вместо этого скажите: «Вот область, над которой я хочу поработать. Вот чему я научился. Это то, что мы должны делать в будущем».
3. Постоянно стремитесь к росту.
Во время самооценки важно никогда не останавливаться на достигнутом; люди постоянно адаптируются, учатся и меняются. Был ли у вас отличный год или вы не оправдали собственных ожиданий, важно оставаться приверженным самосовершенствованию и обучению. Если во время самооценки вы на минутку перечислите свои цели и задачи на предстоящий год, это продемонстрирует, что вы не хотите останавливаться на достигнутом.
«Первый шаг — принять установку на рост и понять, что потенциал взрослого человека не фиксирован», — сказал Хасселл. «Мы всегда находимся в состоянии становления, и наш потенциал увеличивается или уменьшается в зависимости от многих факторов, включая среду, в которой мы живем и работаем. Принятие этой схемы не позволяет людям слишком зацикливаться на своих предполагаемых неудачах и слишком привязываться к своим победам».
Руководители также увидят готовность совершенствоваться и браться за что-то новое как своего рода обучаемость. Если сотрудник испытывает трудности, создание пространства для роста может улучшить его производительность. С другой стороны, сотруднику, преуспевающему на своей должности, нужны возможности для роста, чтобы предотвратить скуку или застой.
Подсказка: Найдите минутку, чтобы составить список своих целей и задач на предстоящий год во время самооценки, чтобы продемонстрировать, что вы не согласны урегулировать ситуацию.
4. Отслеживайте свои достижения.
Когда приходит время обсудить ваши достижения в самооценке, очень полезно предоставить точные данные, чтобы показать, что вы сделали в течение года. Сотрудники и менеджеры обычно знают, как вы справились с работой, но наличие конкретных цифр, подтверждающих любое утверждение, укрепляет обоснованность вашей самооценки.
«Если бы сотрудники… тратили 10 секунд в день на запись своего самого большого достижения, успеха, попадания в метрику, отзывов, полученных за этот день, у них было бы в 10 раз больше данных, чем им когда-либо требовалось для самооценки», — сказал он. Майк Маннон, президент WD Communications.
Хэнк Юлофф, владелец Yuloff Creative Marketing Solutions, согласился. «Мы учим наших клиентов вести список ежедневных и еженедельных достижений, чтобы, когда придет время для самооценки, было очень мало предположений о том, насколько они ценны для компании».
5. Будьте профессиональны.
Было бы полезно, если бы вы всегда были профессиональны при написании самооценки. Это означает, что вы не должны ругать начальника за плохое руководство или критиковать коллег за то, что они усложняют вам жизнь. Это также означает, что вы не должны расхваливать коллегу или менеджера, который вам нравится. Независимо от того, даете ли вы критические или положительные отзывы, важен профессионализм.
Быть профессионалом означает уделять оценке должное внимание, как и любому другому важному проекту, который пересекает ваш стол. Доминик Джонс, главный операционный директор BetterU Education Corporation, рекомендует относиться к своей самооценке как к произведению искусства, которое со временем строится. Она сказала, что вы будете намного более довольны результатом, если дадите себе время подумать и тщательно поддержите свою самооценку.
«Используйте примеры для подтверждения своих утверждений и… убедитесь, что вы проверяете орфографию и грамматику в своих документах», — написал Джонс в своем блоге. «Все это признаки того, насколько серьезно вы относитесь к процессу и его важности для вас».
Образец: Как написать самооценку
Хотя приведенные выше советы могут помочь вам написать самооценку, несколько вещей улучшают этот процесс, например, просмотр примера из первых рук. С этой целью мы создали образец самооценки, который поможет вам при создании собственной самооценки.
Сильные стороны
- Я преданный своему делу сотрудник, который понимает не только свою роль и обязанности, но и большую миссию нашего бизнеса. Я стремлюсь не просто выполнять свою работу, но и способствовать успеху этой компании.
- Я хорошо общаюсь, не отвлекаюсь от задачи и помогаю сплотить команду, когда необходимо сотрудничество, чтобы уложиться в срок или решить проблему.
- Я творчески мыслящий человек, способный разрабатывать новые решения и улучшать традиционные способы ведения дел.
Слабые стороны
- Я несколько дезорганизован, что часто влияет на мою продуктивность. Я научился лучше управлять своим временем и целенаправленно направлять свои усилия. Хотя это остается проблемой, я заметил некоторый прогресс и с нетерпением жду постоянного улучшения.
- Иногда я не обращаюсь за помощью, когда мне нужна помощь. Я всегда готов помочь своим товарищам по команде, и я знаю, что они чувствуют то же самое, поэтому я постараюсь более громко говорить о том, когда мне понадобится рука помощи, чтобы двигаться вперед.
Основные ценности
- Я верю в командную работу и сотрудничество для преодоления любых препятствий.
- Я ценю уважение и прозрачность между сотрудниками и руководителями.
- Ценю дружбу и построение теплых отношений на рабочем месте.
- Я стараюсь быть приветливым и полезным для своих коллег.
Достижения
- В прошлом году я ни разу не пропустил сроки и, по сути, часто сдавал свою работу раньше срока.
- Я сделал все возможное, чтобы наша команда работала оптимально, задерживаясь допоздна и помогая другим, когда это может способствовать достижению нашей общей цели.
- Я создал и провел презентацию, выйдя за пределы своей зоны комфорта. Он был хорошо принят и укрепил мою уверенность в отношении публичных выступлений.
Цели
- Я хочу продолжать развивать свои навыки презентации и публичных выступлений. В качестве слабости, которую я указал в предыдущих самооценках, приятно видеть, что я добился некоторого прогресса в этом наборе навыков, и я хотел бы удвоить этот рост.
- С точки зрения профессионального роста, я стремлюсь занять руководящую должность. Мне нравится тесно сотрудничать с моими товарищами по команде и рассматривать общую картину, и я часто эффективно помогаю направлять ресурсы. Я мог видеть себя менеджером, который помогает облегчить командную работу и поощряет сотрудников делать все возможное.
Обратная связь
- Мой менеджер приятный и открытый. Мне никогда не приходится угадывать, где я стою. Я ценю открытость и прямое общение, чтобы знать, чего от меня ждут и насколько хорошо я соответствую этим ожиданиям.
- Я хочу больше участвовать в принятии решений на командном уровне. Я считаю, что у каждого члена команды есть уникальные идеи, которые руководители не могут полностью понять, поскольку их точка зрения отличается. Я считаю, что привлечение сотрудников к стратегическому планированию может значительно улучшить результаты.
Простота и использование кратких декларативных пунктов являются ключом к написанию эффективной самооценки. Хотя точный характер вашей самооценки может зависеть от вашей отрасли или описания вашей работы, эта базовая модель может помочь вам в написании самооценки.
Знаете ли вы? Делайте самооценку краткой и простой, используя маркеры.
Дополнительные примеры фраз для самооценки
Наряду с элементами из предыдущего примера формы самооценки могут потребовать от вас решения некоторых более конкретных областей. Ваши ответы дадут вашему работодателю более глубокое представление о том, как вы оцениваете свои сильные и слабые стороны. Вот несколько проверенных фраз, которые менеджеры любят видеть в самооценке.
Общение
Вот несколько общих фраз, которые помогут вам в общении на работе:
- Я эффективно общаюсь с руководителями проектов и членами команды.
- Я умею уважительно вести трудные беседы с коллегами и руководителями.
- Я даю конструктивную обратную связь и знаю, как принять ее от членов команды и руководства.
Производительность
Эффективность обычно является наиболее обобщенной областью самооценки. Вот несколько эффективных фраз, которые можно использовать в форме:
- Я работал над X проектами и выполнял сроки и цели для каждого из них.
- Я беру на себя инициативу по каждому проекту и перед запуском подтверждаю, что понимаю параметры.
- Я неизменно являюсь лучшим исполнителем в своей проектной группе.
- Я всегда ищу способы улучшить свою работу.
Надежность
В разделе «Надежность» будет обсуждаться, насколько надежным вы себя считаете, поэтому вы можете включить следующие утверждения:
- Я хорошо известен своей надежностью и тем, как я выкладываюсь по полной в каждом проекте.
- Моя работа всегда выполняется вовремя с высокой точностью.
- Я всегда вовремя прихожу на работу и рано прихожу на встречи, не забывая о времени других людей.
Лидерство
Для лидерства вам следует использовать фразы, демонстрирующие вашу инициативу на рабочем месте. Вот несколько примеров:
- Я всегда стараюсь помочь коллегам.
- Я слежу за тем, чтобы каждый в моей команде чувствовал себя комфортно при обмене идеями.
- Я ищу способы, чтобы моя команда не сбивалась с пути и достигала важных результатов.
- Я провожу мозговые штурмы, чтобы мотивировать других и свободно хвалю, когда цели достигнуты.
Инновация
Для новаторства самооценка ищет способы, которыми вы творчески решали проблемы. Вот несколько примеров утверждений:
- Я всегда ищу лучшие способы управления проектами и обеспечения бесперебойной работы.
- Я не боюсь искать нестандартные решения.
- Я не позволяю изменениям прерывать рабочий процесс, но стараюсь вносить коррективы, чтобы проекты не отставали.
Работа в команде
Для совместной работы вам необходимо продемонстрировать, насколько хорошо вы работаете с другими, используя фразы, подобные этим:
- Я сохраняю позитивный настрой, чтобы приносить пользу своим коллегам и руководителям.
- Я призываю членов команды работать вместе, чтобы все мы могли достичь общей цели.
- Я всегда внимателен к чувствам своих коллег и уважаю их мнение.
Навыки решения проблем
В этом разделе вы должны рассказать о способах решения распространенных проблем на рабочем месте. Вот несколько примеров фраз:
- Я могу посмотреть на проблему со всех сторон, чтобы найти творческое решение.
- Я готов обратиться за помощью, когда мне трудно провести мозговой штурм для решения проблемы на рабочем месте.
Регулярное проведение оценок эффективности
Оценка эффективности помогает всем узнать, где они находятся и как они работают, в том числе и в связи с целями бизнеса.
«Самооценка не может быть просто ежегодным мероприятием. Они являются частью постоянной и регулярной практики размышлений», — сказал Хасселл. «Если вы посмотрите на снимок производительности, вы никогда не увидите правды. Слишком легко сосредоточиться на конкретном опыте или событии, а затем создать всеобъемлющую историю о производительности».
Это предотвратит «предубеждение относительно новизны», тип туннельного видения, который сосредотачивается на недавних событиях, а не на общей картине. Это также создает инклюзивную культуру взаимопомощи, когда сотрудникам предлагается давать обратную связь своим руководителям в той же мере, в какой их менеджеры дают обратную связь им. В целом, инклюзивное и коммуникативное рабочее место имеет больше шансов на успех.
«Менеджеры, которые берут на себя роль коуча или наставника, могут обеспечить внешнее размышление и столь необходимую перспективу, чтобы сотрудники могли рассматривать неудачи как возможность для обучения», — сказал Хасселл.