Одинокая старость аргументы из литературы: Проблемы и аргументы для сочинения на ЕГЭ по русскому на тему: Старость (таблица)

Проблемы и аргументы для сочинения на ЕГЭ по русскому на тему: Старость (таблица)

Автор: Guru · Опубликовано · Обновлено

Прочитав множество текстов, мы выудили наиболее популярные проблемы, касающиеся старости. Все они пригодятся в написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, подобранные нами с учетом специфики критериев, составляют основу данной работы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы в конце статьи.

Содержание:

  • 1 Одинокая старость
  • 2 Роль старости в жизни человека
  • 3 Проблема восприятия старости
  • 4 Неуважение к старшим поколениям
  • 5 Несоответствие возрасту

Одинокая старость

  1. А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» пишет о Самсоне Вырине, которого бросила дочь Дуня, уехав с молодым офицером. Старик очень скучал по ней и хотел заботиться, но похититель его дочери просто вытолкнул приехавшего родителя за дверь. Через какое-то время после смерти смотрителя какая-то барыня приезжала на место могилы с тремя детьми и долго там лежала. После этого она дала пятак сыну пивовара, который её туда проводил, и уехала. Это была та самая Дуня, которая так и не смогла сжиться с мыслью, что своим равнодушием сгубила деда своих детей
  2. К. Г. Паустовский в рассказе «Телеграмма» пишет о пожилой женщине Катерине Петровне из далёкого села Заборье. У неё была только одна дочь, проживавшая в Ленинграде, и они три года не виделись. Старушка не хотела мешать, поэтому почти не выходила на связь. Дочь лишь иногда переводила ей деньги. Однажды Катерина Петровна попросила Настю приехать, но та не успела: оказалась в селе лишь на второй день после похорон. Дочь почувствовала свою вину перед мамой за её одинокую старость, и крадучись покинула село, чтобы никто не увидел.

Роль старости в жизни человека

  1. Немецкий писатель Герман Гессе в тексте «О старости» писал, что преклонный возраст — это новая ступень в жизни человека.
    По мнению автора, люди должны принимать и признавать свою старость. На этом этапе нужно выполнить большое количество задач, не меньше, чем и в юном возрасте. Если человек будет от них увиливать и презирать свою старость, то окажется недостойным представителем этой ступени жизни.
  2. В романе-эпопее Л. Н. Толстого « Война и мир» присутствует старый князь Николай Андреевич Болконский. Несмотря на преклонный возраст, герой произведения полон жизненной энергии. Он постоянно работает: пишет мемуары, делает выкладки из высшей математики, занимается садом, следит за постройками. Помимо этого, князь интересуется происходящим в сфере политики и военной обстановки в России. Старость совершенно не мешает Николаю Болконскому вести насыщенный образ жизни.

Проблема восприятия старости

  1. В рассказе К. Г. Паустовского «Старый повар» описывается человек преклонного возраста, который серьезно болен, и полностью осознаёт и принимает скорую смерть. Он хочет исповедаться перед кончиной, но не имеет возможности пригласить священника.
    Поэтому вместо богослужителя приходит простой прохожий. Он отпускает грехи старого повара и даже исполняет желание. С помощью музыки помогает умирающему увидеть прошлое. Старик узнаёт его имя и спокойно отходит в мир иной.
  2. М .М. Пришвин в рассказе «Старый гриб» описывает человека преклонного возраста, который рассуждал о старости. Однажды его товарища назвали старым грибом, и он вспомнил о том, как ходил в лес. Там была сыроежка, из которой после дождя пили птицы и сам рассказчик. То есть этот гриб приносил пользу, а позднее должен был дать семена, чтобы произвести на свет потомство. Товарищ рассказчика тоже приносил пользу, несмотря на старость.

Неуважение к старшим поколениям

  1. А. П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» рассказывает о старом слуге по имени Фирс, который любил, уважал своих господ и служил им всю свою долгую жизнь. Однажды жителям дома пришлось переехать. Они собирались отправить пожилого человека в больницу, но это было для них далеко не первостепенной задачей.
    В итоге господа уехали, забыв Фирса одного в заколоченном доме. Там он и умер.
  2. В романе в стихах А .С. Пушкина «Евгений Онегин» упоминается дядя главного героя, который серьёзно заболел и лежал при смерти. Евгений ухаживал за ним, но это было ему в тягость, и про себя он думал о том, как такое времяпрепровождение утомительно. Онегин мечтал о скорейшей кончине больного, чтобы поскорее сбросить с себя груз ответственности и получить наследство. Автор передаёт такую мысль молодого человека: «Какое низкое коварство полуживого забавлять». Однако такие мысли отдают цинизмом и обнажают мелкую и эгоистичную натуру говорящего. Этим «полуживым» людям мы, молодые и здоровые, обязаны жизнью и всем, что имеем.

Несоответствие возрасту

  1. В рассказе И. А. Бунина «Молодость и старость» речь идёт о курде, который рассказывал притчу красавцу-греку. Основная мысль заключалась в том, что человек должен выполнять только свои функции, не растрачивая жизнь на заработок богатств и их охрану. Тогда душевно он останется молодым, и будет стар лишь телом. Курд утверждает, что нужно сохранять в себе человечность и достоинство, тогда с возрастом не станешь ворчливым.
  2. В повести Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» одноимённый персонаж сохраняет в себе молодость, несмотря на солидный возраст. Он по-прежнему весёлый, жизнерадостный и всегда готов совершать безумные поступки. Старик Хоттабыч быстро учится и, после длительного пребывания в заточении, старается влиться в ритм жизни современного общества. Мужчина стремится во всём помогать своему юному хозяину и вершить правосудие там, где это требуется.

Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ

Автор: Екатерина Степанова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

Сочинение Проблема одинокой старости. По тексту Екимова. В Москве осень, а в Коктебеле бархатный сезон. Хотя времена иные…


Аргументы ЕГЭ. Проблема одинокой старости, бедности.

По тексту Екимова. В Москве осень, а в Коктебеле бархатный сезон. Хотя времена иные, но и нынче хорошо в Крыму…

Одиночество. Как тяжело быть одиноким в старости? Как трудно доживать век одному? Как не хватает не только средств, но и простого душевного тепла и участия? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Б.П.Екимова.

В своём тексте автор поднимает проблему отношения к одиноким старикам. Чтобы привлечь внимание к проблеме, он использует художественный приём – антитезу. Крым, море, бархатный сезон и одинокая пожилая женщина с букетами полыни в потёртом пальто, тёмном платке. «Она была лишней на этом осеннем, но всё же празднике жизни». Писатель понимает, что не от хорошей жизни сидит на набережной женщина с копеечными букетиками полыни. Каждый вечер он встречает старую женщину. «Так тревожно было видеть её одиночество, словно заноза вонзалась в сердце». Писатель испытывает к ней сочувствие, представляя её одинокую старость. Обрадовался он за неё, когда появились у старушки знакомые, которые посидели возле неё, поговорили, отогрели на время её одинокое сердце. Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о тяжёлом бремени одиночества в старости.

Позиция автора мне понятна: одиночество в старости у всех вызывает сочувствие и жалость. Но не многие люди, занятые своими заботами, находят в себе душевные силы проявить сочувствие к одиноким старикам, оказать действенную помощь. Автор с огромной жалостью рассказывает нам об одинокой пожилой женщине и искренне радуется, когда у неё появляются знакомые.

Я полностью разделяю позицию автора. Одиноким быть всегда плохо, а в старости особенно. Когда ты слаб и нуждаешься в помощи, а нет рядом людей, которые бы помогли. Печальная участь одиноких стариков. Нужно стараться проявлять к ним сочувствие и по возможности оказывать посильную помощь. Попробую это доказать, обратившись к художественной литературе.

В рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» старая женщина переживает одиночество. Три года не приезжает к ней её единственная дочь Настя. Катерина Ивановна больна. Она нуждается в заботе и участии близкого человека. Конечно, нашлись люди, которые за ней ухаживают, но это не то. Женщина чувствует себя брошенной, «одной на белом свете». Нам трудно понять дочь Настю. Каждый человек становится старым. Его спокойствие в старости – забота детей. Они должны помочь ему. Почему Настя не выполнила свой долг? Совсем не понятно. Это останется на её совести.

В повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» мы также встречаем героя, который остался один и очень из-за этого переживал. Дочь Дуня, которую он вырастил, сбежала с дворянином. Самсон Вырин не смог пережить предательство дочери, он быстро состарился и умер. Дочь, устроив свою судьбу, не попыталась наладить отношения с отцом, она вычеркнула его из своей жизни на целые годы. Конечно, это предательство. Как и Настя, Дуня приедет к отцу. Но застанет могилку, на которой будет безутешно рыдать. Но изменить уже ничего нельзя. О родителях нельзя забывать. Нельзя бросать их в старости одних. Они этого не заслужили.

Таким образом, не проходите мимо одиноких стариков. Найдите в себе силы и подарите им немного вашего тепла, проявите о них заботу. Каждый из нас может оказаться на их месте, и уже нам будет нужна чья-то помощь. Делитесь душевным теплом.

Проблема одинокой старости. По тексту Екимова. В Москве осень, а в Коктебеле бархатный сезон. Хотя времена иные…

Одинокая старость. Что может быть печальнее? В чём нуждается одинокий старый человек? Кто может ему помочь? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Б.П.Екимова.

Автор ставит в своём тексте проблему одинокой старости. Он рассказывает о пожилой женщине, которая продавала на набережной каждый вечер букетики полыни. В старом потрепанном пальто, в тёмном платке. «Она была лишней на этом осеннем, но всё же празднике жизни». Писатель понимает, что женщина торгует копеечными букетами, потому что ей не хватает денег, а помочь некому. Он сочувствует героине. «Так тревожно было видеть её одиночество, словно заноза вонзалась в сердце». Эта старая женщина напомнила писателю его мать, заставив его задуматься о тяжёлой участи одиноких пожилых людей.

Позиция автора мне понятна: одинокая старость – это проблема общества. Не должны старики доживать свой век в одиночестве, не должны нуждаться в деньгах. Старый человек нуждается в заботе, в общении, в действенной помощи.

Я полностью разделяю позицию автора. Духовное здоровье общества определяется заботой о стариках и детях. У нас, к сожалению, полно сирот при живых родителях и стариков при живых детях. Старики оказываются брошенными по разным причинам. Но, как бы ни сложилась жизнь, нельзя оставлять старых людей. Надо проявлять к ним участие. Попробую это доказать, обратившись к художественной литературе.

В рассказе А.П.Чехова «Тоска» отец потерял единственного сына. Все его надежды на спокойную безбедную старость были связаны с сыном. Иона работает извозчиком, он хочет выговориться, поделиться своим горем с теми, кого возит. Но они глухи к чужой беде. Свою тоску и печаль по сыну, своё горе он смог поведать только лошади. Не трудно представить, какая старость ожидает Иону. Он не нашёл даже кому выговориться. О каком участии тут идёт речь? Почему так часто побеждают в людях равнодушие и чёрствость? Почему не понимают они, что сами могут стать одинокими стариками?

В пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» мы встречаем старика Фирса, который больше полувека служит Раневским, он помнит их ещё детьми. Когда Раневская приезжает из-за границы, она постоянно замечает, как постарел Фирс. Но ведь время никого не красит? Вишнёвый сад вместе с домом уходит за долги на аукционе Лопахину. Раневская вновь уезжает за границу. Все покидают дом. А Фирса забыли. Как будет жить старик один? Можно ли забыть человека, который всю жизнь верой и правдой служил их семье. Остаться одному в пустом доме – печальная участь многих стариков. Остаться тогда, когда они особенно нуждаются в душевном тепле и участии.

Таким образом, не должно быть одиноких стариков. Рядом с ними должны быть люди, которые будут о них заботиться, дарить им своё тепло. В старости человек нуждается в заботе и сочувствии. Если по каким-то причинам человек остался один, о нём должно позаботиться государство, социальные службы. Не оставляйте своих стариков. Любите их и заботьтесь о них.

Проблема бедности. По тексту Екимова. В Москве осень, а в Коктебеле бархатный сезон. Хотя времена иные…

Старость. Осень жизни. Непростой жизненный период. Не каждому дано пройти его с достоинством, в любви и достатке, в окружении родных людей. В нашей стране, к сожалению, для многих старость – это настоящее испытание. Если ты одинок, если маленькая пенсия, если родные люди, погрязшие в своих проблемах, про тебя забыли, или ты сам виноват, что остался один… В общем, причин много. Как много в нашем обществе безрадостных стариков с потухшими глазами, бедных и обездоленных. Разве о такой старости мечталось им? Эти и другие мысли возникли у меня после прочтения текста Б.П.Екимова.

В своём тексте автор затрагивает проблему бедности одиноких пожилых людей. Чтобы привлечь внимание к проблеме, он рассказывает об одинокой старой женщине, которая продавала копеечные букетики полыни. Старое пальто, тёмный платок, да и сами эти никому не нужные букетики – всё говорило о том, что женщина нуждается в деньгах. Продавала она их туристам в Крыму, поэтому ещё отчётливее казалась «лишней на этом осеннем, но всё же празднике жизни». Писатель рассуждает о том, что лучше бы женщина просила милостыню — дали бы больше. «Но просить не хочет». Сочувствуя героине, он задаёт вопрос «Сколько их ныне с протянутой рукой!». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о том, как тяжела одинокая бедная старость.

Позиция автора мне ясна: одинокие пожилые люди очень часто могут нуждаться в средствах для жизни. Кто-то пытается заработать, а кто-то встаёт с протянутой рукой. По-разному складывается жизнь.

Я согласна с мнением автора. В нашей стране у большинства стариков небольшие пенсии, которых с трудом хватает на жизнь. Много средств уходит на лекарства, хочется помочь детям и внукам, если они не совсем устроены. Поэтому привыкли старики на всём экономить и обделять себя. Отношение к старости начинает помаленьку меняться и у нас. Мы видим, как, например, в Германии на пенсии человек живёт счастливо и достойно, он много путешествует, имеет возможность заниматься тем, что нравится. У него нет проблем со средствами, потому что государство правильно позаботилось о его пенсии. Надеюсь, что когда-нибудь это поймут и у нас. Не может быть благополучной страны с нищими стариками. Нищими они были и в 19-ом веке. Попробую это доказать, обратившись к художественной литературе.

Когда-то я была потрясена ужасом существования героя рассказа А.П.Чехова «Нахлебники». Семидесятилетнему, дряхлому, одинокому старику Зотову нечего есть. Покосившееся крыльцо, холодная печь, облезлая, полудохлая собака Лыска и дряхлая лошадь. Старику самому есть нечего, а тут ещё скотина голодает, думай, чем накормить. Вынужден он ходить к куму, лавочнику, и выпрашивать осьмушку овса, щепотку чая. Скверная жизнь. Отчего так плохо живёт бывший мещанин? Оказалось, не платили пенсии старикам. Дети должны были содержать родителей. А если остался один на всём белом свете? Ложись и помирай.

Таким образом, не всем старикам удаётся дожить свой век в достатке. Многим приходится еле-еле сводить концы с концами. Чаще всего это одинокие старики, которые не в силах работать, а помочь им некому. Задача общества, государства, социальных служб не бросать их наедине со своей бедой, а помогать. Старики должны жить достойно.

Ребенок и одиночество

С существованием проблемы легче согласиться в том случае, когда у человека нет семьи, друзей и близких людей. Однако ситуации бывают разные. Иногда чувство одиночества посещает человека, находящегося в окружении родственников. К сожалению, такой феномен существует, хотя и кажется просто невероятным.

Так, существует проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей. Аргументы, приводимые психологами, свидетельствуют об опасности данного явления. Ведь страхи и эмоции, пережитые в раннем возрасте, оказывают сильное влияние на формирование личности, а, следовательно, и на всю жизнь человека. Именно поэтому взрослые должны обратить внимание на проблему своего малыша.

Каковы же причины того, что ребенку становится одиноко? Самая очевидная из них – отсутствие внимания со стороны близких ему людей. Нередко взрослые настолько поглощены своими заботами и проблемами, что на свое чадо у них просто не хватает свободного времени. Задумайтесь, может, в вашей семье сложилась такая ситуация? Если да, то она требует немедленного исправления. И в пользу такого шага говорит весомый аргумент. Проблема одиночества, по мнению психологов, приводит к тому, что дети становятся замкнутыми, угнетенными и отчужденными. Ребенок, предоставленный долгое время самому себе, уходит в созданный им мир мыслей и фантазий.

Причиной одиночества в раннем возрасте может быть и неверный подход родителей к вопросам воспитания. Некоторые папы и мамы ошибочно полагают, что лучше самого ребенка знают, что ему нужно. При этом происходит игнорирование интересов еще не сформировавшейся личности. Оказывать такое давление на маленького человека нельзя. И по этому поводу у психологов есть весомый аргумент. Проблема одиночества, возникшая в процессе такого воспитания, способна отдалить ребенка от родителей, так как постепенно переродится в непонимание.

Реалии таковы

Доля людей пожилого и старческого возраста сегодня составляет в России примерно 23%. Социологические опросы показывают, что жалобы на одиночество у старых людей выходят на первое место.

Средняя продолжительность жизни у мужчин составляет около 60 лет, у женщин – 72 года. Следовательно, в старости женщины чаще остаются одни.

Одиночество пожилых людей усиливается отчужденностью от молодых поколений. Раньше престарелые, включенные в многогранные родственные связи, были востребованными в семье. А сейчас, как показывают исследования, фактов одиночества среди пожилых людей, которые проживают с родственниками, гораздо больше, чем среди пожилых, которые живут одни. Оказалось, что контакты с друзьями и соседями оказывают большее влияние на душевное благополучие пожилых людей, чем контакты с родственниками.

Хотя так не везде. Стоит посмотреть на Кавказ, как мы увидим другую «систему координат», в соответствии с которой стариков почитают и никогда не бросают… От этого они чувствуют себя по-другому.

Типы старения


Адаптивная старость
Психологи различают шесть вариантов старости.
  1. Здоровая. Люди начинают думать о своем здоровье, берегут его, могут обращаться в больницу даже по малому недугу, потому как боятся приближения смерти.
  2. Ворчливая. Относится к людям, которые в молодости были недовольны всеми вокруг, считали, что у всех много недостатков, только они идеальны. В пожилом возрасте основными темами для разговора становятся недовольство политикой, медициной, соседями, молодежью. Они всех обсуждают, порой могут быть агрессивными.
  3. Адаптивная. Остается много увлечений. Они активно проводят время. Об одиночестве и речи быть не может.
  4. Семейная. Больше характерна для женщин. Они посвящают себя семье, занимаются хлопотами по дому, воспитанием внуков.
  5. Творческая. У людей сохраняется активная позиция в жизни, несмотря на выход на пенсию. Они ведут активный образ жизни, часто путешествуют, у них большой круг общения, продолжают чувствовать себя частью мира, самореализовываться.
  6. Неудачливая. Старики постоянно жалуются на плохую жизнь, вспоминают из прошлого только все плохое. Часто характеризуются сгорбленной спиной, грустным лицом.

Для Ханны Арендт тоталитаризм коренится в одиночестве

Что готовит мужчин к тоталитарному господству в нетоталитарном мире, так это тот факт, что одиночество, когда-то пограничное переживание, обычно переживаемое в определенных маргинальных социальных условиях, таких как старость, стало повседневным переживанием. …
– Из «Истоки тоталитаризма» (1951) Ханны Арендт

«Пожалуйста, пишите регулярно, иначе я здесь умру». весна 1955 она оказалась одна в «пустыне». После публикации книги «Истоки тоталитаризма » ее пригласили в качестве приглашенного лектора в Калифорнийский университет в Беркли. Ей не нравилась интеллектуальная атмосфера. Ее коллегам не хватало чувства юмора, и над светской жизнью нависло облако маккартизма. Ей сказали, что в ее классах бакалавриата будет 30 студентов: по 120 в каждом. Она ненавидела каждый день выступать на сцене с лекциями: «Я просто не могу выставляться напоказ публике пять раз в неделю — другими словами, никогда не уходить из поля зрения публики. Я чувствую, что должна ходить в поисках себя.» Единственный оазис, который она нашла, был в докере, ставшим философом из Сан-Франциско, Эрике Хоффере, но она не была уверена и в нем: она сказала своему другу Карлу Ясперсу. что Хоффер был «лучшим, что может предложить эта страна»; она сказала своему мужу Генриху Блюхеру, что Хоффер был «очень обаятельным, но не умным».

Арендт не привыкать к приступам одиночества. С ранних лет у нее было острое чувство, что она другая, чужая, изгой, и часто предпочитала оставаться одна. Ее отец умер от сифилиса, когда ей было семь лет; она симулировала всевозможные болезни, чтобы в детстве не ходить в школу, чтобы остаться дома; ее первый муж оставил ее в Берлине после поджога Рейхстага; она была лицом без гражданства почти 20 лет. Но, как знала Арендт, одиночество является частью человеческого состояния. Все время от времени чувствуют себя одинокими.

Письма об одиночестве часто относятся к одному из двух лагерей: чрезмерно снисходительные мемуары или рациональная медикализация, рассматривающая одиночество как нечто, что нужно вылечить. Оба подхода оставляют читателя немного равнодушным. Один утопает в одиночестве, а другой пытается вообще с ним покончить. И это отчасти потому, что с одиночеством так трудно общаться. Как только мы начинаем говорить об одиночестве, мы превращаем одно из наиболее глубоко переживаемых человеческих переживаний в объект созерцания и предмет разума. Язык не может передать одиночество, потому что одиночество — универсальный термин, применимый к конкретному опыту. Все переживают одиночество, но переживают его по-разному.

Слово «одиночество» относительно новое для английского языка. Одно из первых применений было в трагедии Уильяма Шекспира « Гамлет », которая была написана около 1600 г. Полоний умоляет Офелию: «Читай эту книгу, это зрелище такого упражнения может окрасить твое одиночество» (он советует ей читать из молитвенник, чтобы никто не заподозрил, что она одна — здесь подразумевается не быть с другими, а не какое-то желание, чтобы она была.)

На протяжении XVI века одиночество часто упоминалось в проповедях, чтобы отпугнуть прихожан от греха – людей просили представить себя в уединенных местах, таких как ад или могила. Но даже в 17 веке это слово все еще использовалось редко. В 1674 году английский натуралист Джон Рэй включил «одиночество» в список редко употребляемых слов и определил его как термин для описания мест и людей «вдали от соседей». Столетие спустя это слово не сильно изменилось. В книге Сэмюэля Джонсона A Dictionary of the English Language (1755), он описал прилагательное «одинокий» исключительно с точки зрения состояния одиночества («одинокая лиса») или безлюдного места («одинокие скалы») — во многом как у Шекспира. использовал этот термин в примере из Hamlet выше.

До 19 века одиночество относилось к действию — пересечению порога или путешествию за пределы города — и не имело ничего общего с чувством. Описания одиночества и покинутости использовались для того, чтобы возбудить в людях ужас перед небытием, заставить их представить себе абсолютную одиночество, отрезанность от мира и любви Божией. И в определенном смысле это имеет смысл. Первое негативное слово, произнесенное Богом о своем творении в Библии, встречается в Бытие после того, как он создал Адама: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; Я сделаю его помощником напротив него».

Тоталитаризм нашел способ кристаллизовать случайное одиночество в постоянное состояние бытия

В XIX веке, в условиях современности, одиночество утратило связь с религией и стало ассоциироваться с чувства отчуждения. Использование этого термина начало резко возрастать после 1800 года с приходом промышленной революции и продолжало расти до 19 века.90-х годов, пока не выровнялся, снова поднявшись в течение первых десятилетий 21-го века. Одиночество приобрело характер и причину в книге Германа Мелвилла «Бартлби, писец: История Уолл-Стрит» (1853), реалистических картинах Эдварда Хоппера и стихотворении Т. С. Элиота «: Пустошь » (1922). Он был укоренен в социальном и политическом ландшафте, романтизирован, поэтизирован, оплакиваем.

Но в середине 20 века Арендт по-другому относилась к одиночеству. Для нее это было и то, что можно было сделать, и то, что можно было испытать. В 19В 50-е годы, когда она пыталась написать книгу о Карле Марксе в разгар маккартизма, она пришла к мысли об одиночестве по отношению к идеологии и террору. Арендт считала, что само переживание одиночества изменилось в условиях тоталитаризма:

Людей к тоталитарному господству в нетоталитарном мире готовит тот факт, что одиночество, когда-то пограничное переживание, обычно страдавшее в определенных маргинальных социальных условиях, таких как старость, стать повседневным опытом постоянно растущих масс нашего века.

Тоталитаризм у власти нашел способ кристаллизовать случайный опыт одиночества в постоянное состояние бытия. Через изоляцию и террор тоталитарные режимы создавали условия для одиночества, а затем апеллировали к одиночеству людей идеологической пропагандой.

Прежде чем Арендт уехала преподавать в Беркли, она опубликовала эссе «Идеология и террор» (1953), посвященное изоляции, одиночеству и одиночеству, в Festschrift к 70-летию Ясперса. Это эссе вместе с ее книгой Истоки тоталитаризма , стал основой для ее курса в Беркли «Тоталитаризм». Класс был разделен на четыре части: упадок политических институтов, рост масс, империализм и появление политических партий как идеологий групп интересов. В своей вступительной лекции она сформулировала курс, размышляя о том, как отношения между политической теорией и политикой стали сомнительными в современную эпоху. Она утверждала, что росла общая готовность покончить с теорией в пользу простых мнений и идеологий. «Многие, — сказала она, — думают, что могут вообще обойтись без теории, что, конечно, означает лишь то, что они хотят, чтобы их собственная теория, лежащая в основе их собственных утверждений, была принята как евангельская истина». 0010

Арендт имела в виду то, как «идеология» использовалась как желание отделить мышление от действия — «идеология» происходит от французского idéologie и впервые использовалась во время Французской революции, но не стала популяризировалась до публикации книги Маркса и Фридриха Энгельса « Немецкая идеология » (написанной в 1846 г.), а затем книги Карла Мангейма « Идеология и утопия » (1929 г.), которую она рецензировала для Die Gesellschaft в 19 г.30.

В 1958 г. переработанная версия «Идеологии и террора» была добавлена ​​в качестве нового заключения ко второму изданию «Истоки тоталитаризма» .

Origins — это 600-страничная работа, разделенная на три раздела об антисемитизме, империализме и тоталитаризме. По мере того как Арендт работала над ним, текст со временем менялся, чтобы включить новую информацию о Гитлере и Сталине, поступавшую из Европы. Первоначальный вывод, опубликованный в 1951 г., отражал тот факт, что, даже если в мире исчезнут тоталитарные режимы, элементы тоталитаризма останутся. «Тоталитарные решения, — писала она, — вполне могут пережить падение тоталитарных режимов в форме сильных искушений, которые будут возникать всякий раз, когда кажется невозможным облегчить политические, социальные или экономические страдания достойным человека образом». добавлено «Идеология и террор» на Origins в 1958 году изменился тон произведения. Элементов тоталитаризма было много, но в одиночестве она нашла сущность тоталитарного правления и общую основу террора.

Почему одиночество не очевидно.

Ответ Арендт был таков: потому что одиночество радикально отрезает людей от человеческих связей. Она определила одиночество как своего рода пустыню, где человек чувствует себя покинутым всем мирским и человеческим обществом, даже когда он окружен другими. Слово, которое она использовала на своем родном языке для обозначения одиночества, было 9.0004 Verlassenheit – состояние покинутости или покинутости. Она утверждала, что одиночество является «одним из самых радикальных и безнадежных переживаний человека», потому что в одиночестве мы не можем полностью реализовать свою способность действовать как человеческие существа. Когда мы испытываем одиночество, мы теряем способность испытывать что-либо еще; а в одиночестве мы не можем начать что-то новое.

Тоталитаризм уничтожает способность человека мыслить, обращая при этом каждого в его одинокой изоляции против всех остальных

Чтобы проиллюстрировать, почему одиночество является сущностью тоталитаризма и общей основой террора, Арендт различала изоляцию от одиночества и одиночество от одиночества. Изоляция, утверждала она, иногда необходима для творческой деятельности. По ее словам, даже простое чтение книги требует определенной степени изоляции. Нужно намеренно отвернуться от мира, чтобы освободить место для переживания одиночества, но, оказавшись в одиночестве, всегда можно повернуть назад:

Изоляция и одиночество — не одно и то же. Я могу быть изолированным — то есть в ситуации, в которой я не могу действовать, потому что никто не будет действовать со мной — не будучи одиноким; и я могу быть одиноким — то есть в ситуации, в которой я как личность чувствую себя покинутым всем человеческим обществом — не будучи изолированным.

Тоталитаризм использует изоляцию, чтобы лишить людей человеческого общения, делая невозможным действие в мире и разрушая пространство одиночества. Железная цепь тоталитаризма, как называет ее Арендт, уничтожает способность человека двигаться, действовать и мыслить, обращая каждого человека в его одинокой изоляции против всех остальных и самого себя. Мир становится пустыней, где невозможны ни опыт, ни мышление.

Тоталитарные движения используют идеологию для изоляции людей. Изолировать означает «заставить человека быть или оставаться в одиночестве или отдельно от других». Арендт проводит первую часть «Идеологии и террора», разбивая «рецепты идеологий» на их основные ингредиенты, чтобы показать, как это делается:

  • идеологии оторваны от мира жизненного опыта и исключают возможность нового опыта;
  • идеологии озабочены контролем и предсказанием хода истории;
  • идеологии не объясняют, что есть, они объясняют, что становится;
  • идеологии опираются на логические процедуры мышления, оторванные от реальности;
  • идеологическое мышление настаивает на «более истинной реальности», скрытой за миром чувственных вещей.

То, как мы думаем о мире, влияет на наши отношения с другими людьми и с самими собой. Привнося тайный смысл в каждое событие и опыт, идеологические движения вынуждены менять реальность в соответствии со своими притязаниями, приходя к власти. А это значит, что человек больше не может доверять реальности собственного пережитого опыта в мире. Вместо этого человека учат не доверять себе и другим и всегда полагаться на идеологию движения, которая должна быть правильной.

Но для того, чтобы сделать людей восприимчивыми к идеологии, вы должны сначала разрушить их отношение к себе и другим, сделав их скептичными и циничными, чтобы они больше не могли полагаться на свои собственные суждения:

Так же, как террор, даже в его дототальная, чисто тираническая форма разрушает всякое отношение между людьми, так и самопринуждение идеологического мышления разрушает всякое отношение к действительности. Подготовка увенчалась успехом, когда люди потеряли связь со своими ближними, а также с окружающей их реальностью; ибо вместе с этими контактами люди теряют способность как к опыту, так и к мысли. Идеальным субъектом тоталитарного правления являются не убежденные нацисты или убежденные коммунисты, а люди, для которых различие между фактом и вымыслом ( т. е. реальность опыта) и различие между истинным и ложным ( т. е. стандарты мысли) больше не существуют.

Организованное одиночество, порожденное идеологией, приводит к тираническому мышлению, разрушает способность человека различать правду и вымысел – выносить суждения. В одиночестве человек не может вести разговор с самим собой, потому что его способность мыслить нарушена. Идеологическое мышление отвращает нас от мира жизненного опыта, истощает воображение, отрицает множественность и разрушает пространство между людьми, которое позволяет им осмысленно относиться друг к другу. И как только идеологическое мышление укоренилось, опыт и реальность уже не имеют отношения к мышлению. Вместо этого опыт соответствует идеологии в мышлении. Вот почему, когда Арендт говорит об одиночестве, она говорит не просто об эмоциональном переживании одиночества: она говорит о способе мышления. Одиночество возникает, когда мысль отрывается от реальности, когда обычный мир заменяется тиранией принудительных логических требований.

Мы думаем исходя из опыта, и когда у нас больше нет нового опыта в мире, на который мы могли бы думать, мы теряем стандарты мышления, которыми мы руководствуемся в своих размышлениях о мире. И когда человек подчиняется самопринуждению идеологического мышления, он отказывается от своей внутренней свободы мыслить. Именно это подчинение силе логической дедукции «готовит каждого человека в его одинокой изоляции против всех остальных» к тирании. Свободное движение мышления сменяется стремительным, своеобразным течением идейной мысли.

В одном из своих журналов для размышлений Арендт спрашивает: « Gibt es ein Denken das nicht Tyrannisches ist? ’ (Есть ли способ мышления, который не был бы тираническим?) Она следует за вопросом утверждением, что смысл состоит в том, чтобы вообще сопротивляться тому, чтобы вас не унесло течением. Что позволяет мужчинам увлекаться? Арендт утверждает, что основной страх, который привлекает человека к идеологии, — это страх внутреннего противоречия. Этот страх внутреннего противоречия является причиной того, что мышление само по себе опасно — потому что мышление способно искоренить все наши убеждения и мнения о мире. Мышление может расшатать нашу веру, наши убеждения, наше чувство самопознания. Мышление может лишить нас всего, что нам дорого, на что мы полагаемся, что принимаем как должное изо дня в день. Мышление имеет силу заставить нас разрушиться.

Но жизнь беспорядочна. Среди хаоса и неопределенности человеческого существования нам необходимо ощущение места и смысла. Нам нужны корни. И идеологии, как Сирены в Одиссее Гомера , обращаются к нам. Но тот, кто поддается песне сирен идеологического мышления, должен отвернуться от мира жизненного опыта. При этом они не могут конфронтировать себя в мышлении, потому что, если они это сделают, они рискуют подорвать идеологические убеждения, которые дали им ощущение цели и места. Проще говоря: у людей, разделяющих идеологию, есть мысли, но они не способны думать самостоятельно. И именно эта неспособность думать, держать себя в компании, находить смысл в своем опыте в мире, делает их одинокими.

Она не смогла найти личное, саморефлексивное пространство, необходимое для размышлений

Арендт об одиночестве и тоталитаризме нелегко проглотить, потому что он предполагает своего рода обыденность в отношении тоталитарных тенденций, которые апеллируют к одиночеству: если вы не удовлетворены действительностью, если вы отказываетесь от хорошего и всегда требуете лучшего, если вы не желаете встретиться лицом к лицу с миром, каков он есть, то вы будете восприимчивы к идеологической мысли. Вы будете восприимчивы к организованному одиночеству.

Когда Арендт написала мужу: «Я просто не могу появляться на публике пять раз в неделю — другими словами, никогда не уходить из виду. Я чувствую, что должна ходить и искать себя», — она не напрасно жаловалась на внимание к себе. Постоянное присутствие публики не позволяло ей оставаться в компании самой с собой. Она была не в состоянии найти уединенное, саморефлексивное пространство, необходимое для размышлений. Она не могла смириться со своим одиночеством.

Это один из парадоксов одиночества. Уединение требует одиночества, тогда как одиночество наиболее остро ощущается в обществе других. Точно так же, как мы полагаемся на публичный мир видимости для признания, мы нуждаемся в личном царстве уединения, чтобы побыть наедине с собой и подумать. И это то, чего лишилась Арендт, когда потеряла возможность побыть наедине с собой. «Что делает одиночество таким невыносимым, — говорила она, — так это потеря самого себя, которую можно осознать в одиночестве…»

В одиночестве можно составить себе компанию, завязать разговор с самим собой. В одиночестве человек не теряет контакта с миром, потому что мир переживаний постоянно присутствует в нашем мышлении. Цитируя Арендт, цитируя Цицерона: «Никогда человек не бывает более активным, чем когда он ничего не делает, никогда он не бывает менее одиноким, чем когда он сам по себе». себя. Это корень организованного одиночества.

10 лучших книг о старении | Книги

Мы все видели старость в действии, и часто это не очень приятное зрелище. Скорее всего, он ударит внезапно. «Это, — сказал Джеймс Тербер, — одна из самых неожиданных вещей, которые могут случиться с человеком». В фильме Паоло Соррентино «Молодость» пожилой композитор, которого играет Майкл Кейн, резюмирует: «Я состарился и не знаю, как сюда попал».

Но мы никогда не должны позволять катастрофе мешать хорошему настроению и практическому здравому смыслу. «Одна из самых раздражающих вещей в старости, — сказал однажды мой друг за ланчем, — это отсутствие представления о том, сколько еще осталось. Возьмите смокинг Джорджа. Ему почти 80. Его старая практически разваливается, но какой смысл покупать новую, если он не собирается извлекать из нее приличную пользу?»

Я уверен, что мой смокинг выручит меня. Мне всего 78 лет, и я все еще наслаждаюсь поздним средним возрастом. Тем не менее, я слишком хорошо знаю, что сенектность таится за углом, и мне пришло в голову, что, прежде чем она нанесет удар, я мог бы сделать хуже, чем заполнить неумолимую минуту несколькими беззаботными наблюдениями об опасностях и удовольствиях, которые она может принести. Большинство нижеприведенных писателей позитивно и часто криво смотрят на старость, никогда не забывая при этом, что за эксцентричностью, сопровождающей преклонный возраст, скрываются неуверенность, горе и мысли о смертности.

1. Лето в общежитии se by John Mortimer

Мортимер слишком хорошо понимал, что цена, которую приходится платить за старость, — это выставлять себя смешным. Начальная фраза говорит сама за себя: «Наступит день в вашей жизни, он почти наверняка наступит, когда глас Божий прогремит на вас из облака: «Отныне ты не сможешь надевать свои собственные одежды». носки». Чтение этого сборника театральных анекдотов, сплетен, приятных воспоминаний друзей и остроумных наблюдений, сделанных во время старения, позорно напоминает человеку, что, возможно, самое большое удовольствие в старости — это воспоминания.

2. Положительно окончательный внешний вид b y Алек Гиннесс
Гиннесс в равной степени обнадеживает тех из нас, кто задается вопросом, какое удовольствие можно найти в старости. Этот дневник, переполненный мнениями о прочитанных книгах, увиденных пьесах и фильмах, историями о счастливых временах, проведенных со старыми друзьями, такими как Алан Беннетт, Ирэн Уорт и Джон Уэллс, и радостями жизни дома в Хэмпшире, перемежается острые рассказы о смерти друзей и похоронах.

Нора Эфрон. Фотография: Линда Нилинд/The Guardian

3. Я ничего не помню. Нора Эфрон
Нора Эфрон так и не дожила до старости: она умерла в возрасте 71 года от пневмонии, вызванной острым миелоидным лейкозом. Тем не менее, сценарист и автор знали, как хорошо стареть, и — как гласит ее название — некоторые досадные и часто абсурдные недостатки, которые приносят с собой наступающие годы. Неспособность вспомнить проклятую вещь — это только одно; она весело перечисляет почти дюжину встреченных ею людей, о которых ничего не может вспомнить (Граучо Маркс, Кэри Грант, Жаклин Кеннеди Онассис и Питер Устинов).

4. Эти глупости s Деборы Моггач

Роман Моггач, по которому снят фильм «Лучший экзотический отель ноготков», имеет не только другое название, но и более целенаправленную предпосылку. Убежденный, что Британия плохо ухаживает за пожилыми людьми и что никто не умеет в этом лучше, чем индийцы («Знаете, как называется наша пенсионная программа? Она называется семьей!»). превращение дома в его родном Бангалоре в дом престарелых оказалось гениальным ходом. История Моггача также содержит серьезное послание для тех, кто изо всех сил пытается справиться с заботой в обществе.

5. Кода Саймона Грея
Грей был замечательным компаньоном для многих старичков, включая меня, благодаря четырем томам крайне захватывающих дневников, которые он начал писать в 65 лет и продолжал писать до своей смерти в 2008 году в возрасте 71 года. Когда он не описывает ужин на каникулах в Греции со своей возлюбленной Викторией, попытки бросить курить или светиться на Бродвее, он задается вопросом — и часто беспокоится — почти о любой теме, какой бы тривиальной она ни была, которая приходит ему в голову. Помимо того, что он является одним из самых забавных писателей, которых я когда-либо читал, он ужасно трогателен, особенно в этом последнем томе, поскольку он борется с раком в том, что он описывает как «начало моей смерти».

6. Somewhere Towar ds the End by Diana Athill
21 декабря Атиллу исполнится 100 лет, и он более квалифицирован, чем большинство, чтобы размышлять о потерях и, что более важно, о приобретениях, которые приносит старость. Никогда не питающая сожалений, ее настроение как никогда высоко в этой замечательной книге размышлений о любви, дружбе и событиях в ее долгой жизни. Она весело предлагает читателям прекрасные, мудрые и часто утешительные мысли, когда размышляет о смерти.

«Я не верю в Бога, но скучаю по Нему»… Джулиан Барнс. Фотография: Роберто Риччиути/Getty Images

7. Нечего бояться от Джулиана Барнса
Чтение этой книги похоже на долгую прогулку с другом, столь же эрудированным и серьезным, сколь и интересным. Барнс наиболее созерцателен, когда он ведет нас через свою семью и детство, к спорам о существовании Бога («Я не верю в Бога, но скучаю по Нему») и поразительным перепалкам со своим братом-философом. Но больше всего его волнует смерть и страх смерти, в основном его. Что будет, когда оно придет? Хороший или наполненный болью и сожалением?

8. Быть смертным Атул Гаванде
«Смертность может быть коварной темой», — пишет хирург Атул Гаванде в этой необычной книге о старении и смерти в 21 веке. Для многих людей лекарства превратили конец жизни в совершенно мрачное дело. Но так быть не должно, говорит Гаванде. Смерть не должна быть бессмысленной и вызывать страх. Полагаться на лекарства, которые затуманивают наш мозг, значит лишать нас полезных и последовательных последних дней на Земле. Не на хорошую смерть надо надеяться, а на хорошую жизнь — до самого конца.

9. Старик и море Эрнеста Хемингуэя
После того, как я назвал его название, самое меньшее, что я могу сделать, это кивнуть в восхищении легендарной истории Хемингуэя о мальчике, старике и огромной рыбе. Сказанное самым скупым языком, уважение, которое существует между рыбаком и мальчиком, совершенно и трогательно, как и уважение, которое старик проявляет к рыбе, с которой он разговаривает, когда та увлекает его далеко в море.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *