Описание времена года осень вивальди: А. Вивальди «Времена года» Осень / описание произведения – Музыкальное занятие 5. Осень Вивальди. — запись пользователя Анечка (AnnaVis) в сообществе Раннее развитие в категории Музыкальное развитие

А. Вивальди «Времена года» Осень / описание произведения

Четыре концерта, объедененные в цикл «Four Seasons» были написаны в 1723 году итальянским композитором Вивальди, которые спустя время стали одним из часто исполняемых музыкантами произведений на скрипичных концертах. Осень это третий концерт цикла «Времена года».

Сопровождающий «осень» сонет Вивальди рассказывает о том, что пока одни крестьяне спят, устав от веселья и крепкого вина, остальные завершают свою радость от праздника охотой. Они находят в бору след зверя, спускают на беглеца свору гончих, трубят и настигают слабеющее животное. Это символизирует в какой-то степени и саму осень, когда яркие краски природы увядают, начинается листопад и природа затихает, готовится к зимней спячке.

Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293

Осень во «Временах года» Вивальди созвучна с таким городом Италии как Рим – гордым и торжественным, он изображает пышный закат, когда природа многогранна в своих явлениях и приносит радость людям щедрым урожаем.

Сонет:

Шумит крестьянский праздник урожая.

Веселье, смех, задорных песен звон!

И Бахуса сок, кровь воспламеняя,

Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,

Но петь и танцевать уже невмочь.

И, завершая радость наслажденья,

В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утром на рассвете скачут к бору

Охотники, а с ними егеря.

И, след найдя, спускают гончих свору,

Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,

Израненный, слабеющий беглец

От псов терзающих бежит упрямо,

Но чаще погибает, наконец.

Принцип построения музыкальной мелодии в первой части, в которой преобладает темп Allegro, напоминает часть «весенних» концертов, где пассажи скрипки соединяются с басами, повторяются, звуки летят весело, легко и восторженно и постепенно стихают.

Вторая часть этого концерта – тихие и безмятежные напевы темпа Adagio, в котором главным организующим фактором становится гармония. Изворотливая и нежная мелодия усиливается басом, мелодичное движение идет вверх, как в оркестре у чембало, так и в голосах скрипок и солиста. Спокойствие и некоторое оцепенение вызывает унисон виолончели, органа и контрабаса, аккорды отделены друг от друга, амплитуда звучания медленно раскачивается, уходит вниз и замирает.

Третья часть концерта – поздняя осень с трублением охотничьих рожков и гоном зверя. Быстрый ритм Allegro выражен танцевальным жанром и обогащен звукоизбирательными элементами, рисующими четкую картину – скачка на конях, погоня и логическое завершение охоты, когда басовые голоса продолжают звучание скрипок, скандируют ритм и выдерживают паузу, создавая впечатление остановки мелодии.

Музыкальное занятие 5. Осень Вивальди. — запись пользователя Анечка (AnnaVis) в сообществе Раннее развитие в категории Музыкальное развитие

(произведение целиком и по частям).

Времена года (итал. Le quattro stagioni «Четыре времени года») венецианского композитора Антонио Вивальди — одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Написано в 1723 году, впервые опубликовано два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу.

Сонет (предполагается, что автором стихов является сам композитор):

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.

Осенняя часть начинается танцем и песней крестьян. После грозы приходит осенний праздник урожая. Ритмом мелодий передается жизнерадостное настроение. «Разливается» вино, захмелевшие крестьяне танцуют нетвердой походкой, они поют, хоть и трудно различить слова. В конце песни скрипка замирает, все погружаются в хмельной безмятежный сон. Тихо спускается ночь, делая звуки таинственными и обманчивыми. Начинается осенняя охота. Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя.

Слушаем произведение, иллюстрируя и комментируя разные части.

После опустошающей бурной грозы приходит осенний праздник сбора урожая.


Крестьяне веселятся, танцуют и поют. Нисходящие, быстрые, но отчасти нерешительные пассажи намекают, что было выпито много хорошего вина, и настроение у всех превосходное.


Питер Брейгель старший. Свадебный танец на свежем воздухе.

В средней части, в таинственном, сказочном адажио, краткий спокойный сон, похоже, снизошёл на некоторые из этих веселых пьяных компаний, и (вторая часть) вся деревня как будто оказалась во власти Вакха, бога вина. Pianissimo (очень тихо) у струнных звучит на фоне ломанных аккордов клавесина, и создается ощущение покоя и отдыха.


Но вдруг мирный сон крестьян прерывается, и все просыпаются от звуков охотничьих рожков (третья часть). Оркестр и солист перекликаются друг с другом охотничьими позывными, и вот уже начинается погоня.


Теперь прослушаем произведение ещё раз, но уже акцентируясь на различных музыкальных аспектах. Стараемся прочувствовать музыку, её характер.

Концерт №3 фа мажор «Осень»

1. Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней;

Принцип построения музыкальной мелодии в первой части, в которой преобладает темп Allegro, напоминает часть «весенних» концертов, где пассажи скрипки соединяются с басами, повторяются, звуки летят весело, легко и восторженно и постепенно стихают.

2. Adagio molto, Ubriachi dormienti. Спящие пьяные;

Вторая часть этого концерта — тихие и безмятежные напевы темпа Adagio, в котором главным организующим фактором становится гармония. Изворотливая и нежная мелодия усиливается басом, мелодичное движение идет вверх, как в оркестре у чембало, так и в голосах скрипок и солиста. Спокойствие и некоторое оцепенение вызывает унисон виолончели, органа и контрабаса, аккорды отделены друг от друга, амплитуда звучания медленно раскачивается, уходит вниз и замирает.

3. Allegro, la Caccia. Охота.

Третья часть концерта — поздняя осень с трублением охотничьих рожков и гоном зверя. Быстрый ритм Allegro выражен танцевальным жанром и обогащен звукоизбирательными элементами, рисующими четкую картину — скачка на конях, погоня и логическое завершение охоты, когда басовые голоса продолжают звучание скрипок, скандируют ритм и выдерживают паузу, создавая впечатление остановки мелодии.

Скачала недлинное (чуть больше 10 минут — по времени звучания произведения) видео с этого сайта.

Видео-путешествие, сопровождаемое музыкой великого композитора, проведет нас по различным местам жизни и становления таланта Вивальди, через всю Италию в Вену — город его славы и признания величия. Прекрасная музыка, прекрасные виды — вы не заметите, как пробежит время!


После занятия мы с Варей с удовольствием его посмотрели.

Игровые моменты:

Во время слушания первой части мы танцевали. Катюшка тоже с удовольствием двигалась под музыку.

Под вторую — засыпали, укачивали куколок, укладывали спать.

Во время третьей — скакали на лошадках. Варя на лошади на палочке, а Катюшка — на качалке первый раз. Очень ей понравилось, была в восторге. Теперь пытается сама залезать🙈

Варюшка с удовольствием познакомилась с венецианским композитором (в частности, узнала, что у него были рыжие волосы), легко различает три части произведения «Осень» и запомнила ассоциации с этими частями: праздник, веселье, танцы, сон, тишина, пробуждение, звук рожка, скачки на лошадях, охота.

Буду рада, если поделитесь своими идеями для занятия по произведению Вивальди Осень. Какие бы иллюстрации подобрали? Может, есть идеи, какой танец можно станцевать под первую часть?

Классическое наследие: Вивальди. Времена года — Осень

Времена года (итал. Le quattro stagioni «Четыре времени года») венецианского композитора Антонио Вивальди — одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Написано в 1723 году, впервые опубликовано два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293

1. Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней;
2. Adagio molto, Ubriachi dormienti. Спящие пьяные;
3. Allegro, la Caccia. Охота.

Сонет:

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,

Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.   

А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.   

А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.   

Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.

После опустошающей бурной грозы приходит осенний праздник сбора урожая. Крестьяне веселятся, танцуют и поют. Нисходящие, быстрые, но отчасти нерешительные пассажи намекают, что было выпито много хорошего вина, и настроение у всех превосходное.

В средней части, в таинственном, сказочном адажио, краткий спокойный сон, похоже, снизошёл на некоторые из  этих веселых пьяных компаний, и (вторая часть) вся деревня как будто оказалась во власти Вакха, бога вина. Pianissimo (очень тихо) у струнных звучит на фоне ломанных аккордов клавесина, и создается ощущение покоя и отдыха. Но вдруг мирный сон крестьян прерывается, и все просыпаются от звуков охотничьих рожков (третья часть). Оркестр и солист перекликаются друг с другом охотничьими позывными, и вот уже начинается погоня.


Классическое наследие: Вивальди. Времена года. «Осень»

Видео-путешествие, сопровождаемое музыкой великого композитора, проведет нас по различным местам жизни и становления таланта Вивальди, через всю Италию в Вену – город его славы и признания величия. Прекрасная музыка, прекрасные виды – вы не заметите, как пробежит время!

история, интересные факты, содержание, видео, слушать

Антонио Вивальди «Осень»

 

Антонио Вивальди. Этого выдающегося композитора эпохи барокко не зря величают итальянским Бахом, а его сочинения восхитительным праздником инструментальной музыки или скрипичной феерией. Произведения гениального маэстро уникальны. В них чудесным образом слились чарующая кантилена и блестящая виртуозность, изысканная роскошь и причудливая эстетика. Вивальди был весьма плодотворным композитором, оставившим потомкам богатое наследие, однако, пожалуй, самым известным творением композитора сегодня признаются скрипичные концерты под общим заголовком «Времена года». Это четыре обворожительных произведения, в которых музыкальными звуками весьма колоритно воссозданы природные красоты каждого времени года, как, например, в обвораживающем слушателей сочинении с названием «Осень».

Историю создания скрипичного концерта Вивальди «Осень», а также множество интересных фактов и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

История

Сегодня ни один исследователь творчества Антонио Вивальди не может дать точного ответа на вопрос, когда великий композитор сочинил концерт «Осень», входящий в популярный цикл «Времена года». Существует предположение, что временной промежуток создания данного творения составляет семь лет и начинается он с 1716 года. Некоторые биографы маэстро утверждают, что задумка написать свои знаменитые программные концерты пришла Антонио во время поездки в город Виченца, связанной с постановкой в 1713 году его первой оперы. Путешествие в дилижансе и наблюдение за красотами природы вдохновили Вивальди на создание этих гениальных произведений, которые по первой версии были написаны в течение 1716-го — 1717-го годов.

В ту пору, после принятия сана священника, Антонио уже тринадцать лет служил в одной из венецианских консерваторий — благотворительном приюте сирот «Оспедале делла Пиета». В его обязанности входило преподавание теории музыки, занятия с хористами, репетиции и концертные выступления с оркестром. Композитор лично оттачивал мастерство своих подопечных в игре на инструментах и вокальном исполнительстве. Помимо этого, Вивальди, получив должность главного композитора «Пиеты», обязан был регулярно к каждому церковному празднику создавать новые произведения самых различных жанров, включающие в себя кантаты и оратории, а также инструментальные сочинения: сонаты и концерты. Благодаря интенсивной и усердной работе маэстро, к тому времени ставшему концертмейстером оркестра «Pieta», публичные службы — концерты воспитанников школы – приюта, устраиваемые по субботам и воскресеньям и отличающиеся совершенством исполнения, стали пользоваться большой популярностью не только среди жителей Венеции, но и гостей города.

В результате слава композитора, виртуозного скрипача и музыкального преподавателя Вивальди распространилась далеко за пределы Италии. Он даже имел честь быть представленным французскому и датскому королям. Поучиться исполнительскому мастерству у талантливого маэстро считалось большой удачей. Также важно отметить, что в то время Антонио начал отдавать предпочтение сочинению опер, однако и к созданию инструментальной музыки относился с прежним вниманием.

Следующим творческим периодом, которому биографы композитора приписывают создание цикла «Времена года» и входящего в него концерта «Осень», была служба Антонио у принца Гессен-Дармштадтского — губернатора Мантуи. Приглашение от высокопоставленного вельможи занять престижное место капельмейстера при его дворе Вивальди получил в 1717 году, но покинуть Венецию маэстро смог лишь на следующий год. В Мантуе он сочинял не только инструментальные произведения для оркестра герцогского двора, но также писал оперы, предназначавшиеся для карнавальных сезонов. Такой вид творчества поспособствовал знакомству Антонио с Анной Жиро – молодой певицей, которой впоследствии он явно благоволил. Именно для неё композитор писал все свои оперы, а Анна соответственно своей популярностью оперной дивы была обязана Вивальди. По поводу взаимоотношений Жиро и Антонио ходили разного рода кривотолки, вредившие его репутации священника, но маэстро всем объяснял, что их связывает только дружба и профессиональная совместная деятельность. Тем не менее некоторые искусствоведы полагают, что Анна всё же была музой композитора и собственно после знакомства с ней Вивальди сочинил волшебные программные концерты, в том числе и вышеупомянутую «Осень».

Около 1720-го года Антонио отправил обессмертившие его имя сочинение в амстердамское нотное издательство, а в 1725 году в числе двенадцати концертов для скрипки оно было опубликовано в сборнике произведений, который композитор именовал «Спор гармонии и фантазии». Первые композиции имели названия «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Сам Вивальди изначально не объединял их в четырёхчастный цикл и название «Времена года» концерты получили только в двадцатом веке, когда вновь возник большой интерес к творчеству великого маэстро.

 

 

Интересные факты

  • Сегодня известно двадцать восемь произведений Антонио Вивальди, которые имеют программные названия, однако только четыре из них: скрипичные концерты «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», то есть те, что входят в цикл «Времена года», являются подлинно программными.
  • Точно никто не может сказать, кто является автором сонетов, которые определяют характер развития музыкального материала концертов, входящих в цикл «Времена года» и соответственно произведения «Осень». Есть предположения, что поэтические тексты были написаны под сочинённую музыку, и их автором является сам Вивальди.
  • Автором русского перевода сонетов, раскрывающих программную сущность концертов цикла «Времена года», является Владимир Григорьев. Чтобы точнее передать смысл поэтических текстов он отступил от сонетной формы и заменил её четверостишьями.
  • Как было указано выше, Антонио Вивальди оставил потомкам богатое творческое наследие, однако при жизни композитора было напечатано весьма незначительное количество его сочинений. Возможно, не допуская издательства наиболее технически выигрышных произведений, композитор стремился сохранить секреты своего исполнительского мастерства. Так впоследствии поступал и Никколо Паганини.
  • Вивальди слыл необычайно виртуозным скрипачом. Современники отмечали необычайную подвижность его левой руки, которая не имела ограничений и к тому же без труда достигала любой позиции на грифе.

 

 

Содержание «Осени» Вивальди

«Осень» (L’Autunno) является третьим произведением в знаменитом цикле Антонио Вивальди «Времена года». Как и предыдущие концерты, данная композиция сопровождается поэтическим текстом – сонетом, в содержании которого описывается то, что автор хочет рассказать слушателю посредством музыкальных звуков. Крестьяне после успешного сбора урожая устроили праздник, который начинается весёлой песней и танцем. После изрядного количества выпитого вина, захмелевшие селяне, валятся с ног и погружаются в сладкий сон. Однако ночь проходит. На рассвете спящих людей будит лай собак, топот лошадиных копыт, звук охотничьих рогов и выстрелы. Это егеря загоняют раненого зверя. Из всего вышесказанного следует, что поскольку в произведении рисуются жанровые картинки, то оно изобилует звукоизобразительными деталями.

В «Осени», как и в других концертах цикла, Вивальди использует контрастную трёхчастную форму, в которой первая часть энергичная, вторая – спокойная и третья – вновь подвижная.

Первая часть композиции (Allegro), в пояснении озаглавленная автором «Песни и танцы», написана в тональности Фа мажор и в форме старинного концерта. То есть её тематический материал основан на чередовании главной темы, имеющей название ритурнель, и связующих построений – интермедий.

Произведение открывается жизнерадостной ритмичной темой, которую оркестр и солирующая скрипка играют вместе. Особую выразительность музыке придаёт эффект эха, столь излюбленный композиторами стиля Барокко. Следующий раздел композиции иллюстрирует весёлую сценку. Солист своими лёгкими струящимися пассажами изящно демонстрирует, как по кружкам разливается ароматное вино, а нерешительные мелодические линии оркестровых партий живо изображают опьяневших крестьян, чьё настроение поднимается, однако походка становится нетвёрдой и речь весьма невнятной.

Вторая часть концерта. Adagio molto. Данную композицию, в которой Вивальди воплотил картину безмятежного сна крестьян после большого количества выпитого на празднике вина, композитор озаглавил «Спящие пьяные». Она написана в параллельной ре-минорной тональности и трёхдольном размере. В отличие от других концертов цикла «Времена года» в среднем разделе этого произведения фактура не делится на три пласта. Здесь в тихой мистической музыке, создающей ощущения покоя, главной становится не мелодия, а гармония. Безмятежный напев, исполняемый засурдиненными скрипками, нежно звучит на фоне прозрачного арпеджированного аккомпанемента.

Третья часть. Allegro. «Охота». В этом разделе произведения форма старинного концерта проявляется наиболее ярко, то есть периодично повторяющаяся ритмичная главная тема, весьма напоминающая весёлый танец, постоянно прослаивается интермедиями. Музыка композиции щедро наполнена звукоизобразительными  деталями. Здесь колоритно рисуется картина охоты: звук рога, скачки и погоня. Связующие построения, сопровождаемые ремарками композитора изображают выстрелы и лай собак, а также травлю и преследование зверя.

 

 

«Осень». Это произведение можно назвать настоящим живописным полотном, в котором Вивальди посредством музыкальных звуков настолько колоритно проиллюстрировал жанровые сценки, что слушателю как наяву удаётся побывать и на весёлом крестьянском празднике, и поучаствовать в азартной охоте. Фантазия и звукоизобразительное мастерство композитора в данном творении настолько велико, что оно безоговорочно было признано уникальным шедевром.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Антонио Вивальди «Осень»

 

Осенние краски. А. Вивальди Цикл «Времена года «Осень»», Р. Шуман «Веселый крестьянин».

Урок 2

Тема: Осенние краски. А. Вивальди Цикл «Времена года «Осень»», Р. Шуман «Веселый крестьянин».

Цель: познакомить с понятием программная музыка, углубить понимание художественного образа осени как времени года (музыкального и живописного), восприятие родной природы, формировать нравственно-эстетические переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки, живописи и литературы о природе, развивать вокально-хоровые навыки необходимые для выразительного исполнения песен, ритмического чувства и творческих способностей школьников, развивать навыки сравнительного восприятия музыкального произведения и художественных картин.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, распечатанные слова песни «Осень» Ведмедери.

Музыкальный материал: Антонио Вивальди Цикл «времена года « Осень, Роберт Шуман «Веселый крестьянин», Ведмедери «Осень»

Ход урока

  1. Организационный момент

    1. Проверка готовности к уроку

    2. Музыкальное приветствие

— Вот и прозвенел звонок

Начинается урок

Мы за парты тихо сядем

И урок мы начинаем

1.3 Артикуляционная гимнастика

— Покусайте кончик языка, пожуйте язык с двух сторон, губы трубочкой и рисуем круги, губы открыты — произнести р-р-р, а-а-а, о-о-о, руки в стороны, и произносим звуки, сводя руки Ш-Ш-Ш, С-С-С, Ф-Ф-Ф)

  1. Актуализация опорных знаний

    1. Разгадывание загадки

Дни стали короче, 
Длинней стали ночи, 
Кто скажет, кто знает, 
Когда это бывает? 
 (Осенью) 

  1. Сообщение темы урока

— Сегодня мы с вами поговорим про осенние краски, узнаем, что такое программная музыка, прослушаем музыку Антонио Вивальди Цикл «Времена года « осень и музыку Роберта Шумана «Веселый крестьянин», и споем мы с вами музыку Ведмедери «Осень»

4. Работа над новым материалом

4.1 Беседа

— Прошло лето, и началось мое любимое время года – осень. К сожалению, не всем эта пора по душе. Некоторые считают ее скучным, промозглым, серым временем. А других осень завораживает, притягивает своими неповторимыми красками. Это самая красивая и живописная пора года. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, и еще осень любит осыпать и застилать ковры золотом. Сначала она пышная, золотая и солнечная, а затем грустная, дождливая, холодная. Вместе с этими переменами меняется и наше настроение и осенняя переменчивая погода не только вынуждает нас одеваться теплее, но и вдохновляет меняться, быть разной. Может быть такой же переменчивой, а иногда и капризной и непредсказуемой, или просто гармоничной и теплой, какой очень часто бывает осень.

Осень приносит особенные, несравнимые ощущения. Осенний мягкий свет, укутывающая тишина туманов, свежесть проливного дождя, особенное состояние земли, которая отдыхает от жаркого лета и готовящаяся к своему покою.

Также терпкий, запах опавшей листвы и, конечно же, изумительные, яркие осенние краски

— К сожалению, мы не всегда понимаем голоса природы: не слышим шепота травы, тихой и неспешной беседы листочков на дереве, мелодии ветра – то нежной то ласковой, то бурной то порывистой. Все это мы можем услышать в музыке.

О голосах природы нам поможет рассказать программная музыка – это инструментальные произведения, имеющие названия или словесную программу.

4.2 Рассказ про композитора
Антонио Вивальди — гениальный композитор, являлся признанным в Италии исполнителем на скрипке. Родился 4 марта 1678 года в Венецианской Республике. Так же известен как композитор, преподаватель, дирижёр. Имел духовный сан. Пик известности Антонио пришелся на период с 1713 по 1718 год, когда было написано не менее восьми опер.
Его отец служил скрипачом в самом известном храме Венеции, и мальчику с детства была предуготовлена судьба, связанная с музыкой. Мальчик обучался у отца с десятилетнего возраста и даже иногда заменял его в соборе св. Марка. Мнения о других преподавателях игры на скрипке в настоящее время расходятся. 
Пребывание в окружении духовенства и музыкантов привело к тому, что подросток решил стать священником. Он служил мессы, но занятие музыкой не прекращал. Успехи были столь значительны, что Антонио даже преподавал в одной из лучших музыкальных школ. Впоследствии стал руководителем, а так же дирижером оркестров.
Совмещать музыку и служение Антонио долго не смог. Это произошло по разным причинам – кто-то считает, что из-за слабого с детства здоровья, кто-то – что Антонио не мог всецело себя посвящать службе в храме.
С 1704 года Антонио поглощен сочинительством. Его сонаты для скрипки становятся все более известными. Венеция в те времена была известна своими международными связями – и известность молодого композитора разносится по всей Европе.
В Мантуе происходит судьбоносное знакомство композитора с исполнительницей оперных партий А. Жиро и её сестрой. Позже сестры постоянно проживали в доме Вивальди и часто были при нём во время длительных путешествий. Антонио всегда чрезвычайно почтительно отзывался о сестрах. Был благодарен Паолине, которая помогала ему в борьбе с астмой. Но духовенство не могло одобрить такое знакомство и всячески порицало дружбу композитора. Высшее духовенство запретило въезд творца в некоторые итальянские города.
После Мантуи, по свидетельству современников, Антонио отправился в столицу Италии, где с неизменным успехом представлял свои новые творения. Посетителям оперы так понравился своебразный стиль композитора, что его постановки пользовались неизменным аншлагом. Там же впервые были представлены «Четыре времени года». Именно это произведение чаще всего ассоциируется с именем композитора. 
В 1740 г. Антонио отправляется в Вену. К сожалению, это было последнее путешествие из Италии. В Вене скончался Карл IV и разгорелась борьба за наследство. Заболев, композитор остается без средств к существованию и в конце концов умирает 28 июля 1741 г.
Достижения Антонио Вивальди:
• Обогатил скрипичную музыку новым жанром одиночного инструментального концерта.
• Написал девяносто четыре оперы.
• Автор 500 концертов для разных видов инструментов. Впервые ввел духовые инструменты в состав оркестра. Еще при жизни его заслуги как композитора были признаны в Европе.

hello_html_m2de6619f.jpg

4.3 Слушание музыки А.Вивальди Цикл «Времена года» Осень

— Ребята, давайте с вами вспомним, как нужно слушать музыку? (тихо, внимательно, вдумчиво)

— Ручки положили на парту, сели ровно.

4.2.1 Беседа

— А сейчас ответьте мне, пожалуйста, на следующие вопросы:

— Если бы вы были художниками, то какими бы красками нарисовали музыку? 

— У какого времени года есть такие краски? 

 Что вы почувствовали, слушая музыку?

— Какой характер музыки?

— Что выражает музыка? 

— Что изображает музыка? 

— Громко или тихо звучит музыка? Почему?

— Вы представляете радостно-золотую или позднюю мрачно-серую осень?

4.2.2 Описание музыки

— Четыре концерта, объединенные в цикл «Four Seasons» были написаны в 1723 году итальянским композитором Вивальди, которые спустя время стали одним из часто исполняемых музыкантами произведений на скрипичных концертах. Осень это третий концерт цикла «Времена года».

Сопровождающий «осень» сонет Вивальди рассказывает о том, что пока одни крестьяне спят, устав от веселья и крепкого вина, остальные завершают свою радость от праздника охотой. Они находят в бору след зверя, спускают на беглеца свору гончих, трубят и настигают слабеющее животное. Это символизирует в какой-то степени и саму осень, когда яркие краски природы увядают, начинается листопад и природа затихает, готовится к зимней спячке.

4.3 Рассказ про композитора

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 г. в городе Цвиккау в семье книгоиздателя. Занятия музыкой начал с семи лет.

В 1828 г. поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. В Лейпциге Шуман познакомился с Ф. Виком, одним из лучших преподавателей фортепианной игры, и стал брать у него уроки. В 1829 г. перешёл в Гейдельбергский университет, но понял, что юристом не станет. Вернувшись в 1830 г. в Лейпциг, продолжил занятия с Виком. Однако в 1831 г. из-за травмы правой руки должен был отказаться от карьеры пианиста. После этого начал писать музыку и выступать в печати как музыкальный критик.

В 1834 г. он основал в Лейпциге «Новый музыкальный журнал» и до 1844 г. был его главным редактором, издателем и основным автором.

В своём творчестве композитор уделял большое внимание фортепианной музыке. Один за другим были написаны знаменитые циклы «Вариации» (1830 г.), «Бабочки» (1831 г.), «Карнавал» (1835 г.).

В 1840 г. Шуман женился на дочери своего учителя, Кларе Вик, талантливой пианистке. Этот год стал для композитора поистине годом песен: тогда появились вокальные циклы «Любовь поэта» (на стихи Г. Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на стихи А. Шамиссо), «Мирты» (свадебный подарок Кларе).

hello_html_m4499ef1d.jpg

4.4 Слушание музыки Р. Шумана «Веселый крестьянин»

4.4.1 Беседа

— Вам понравилась музыка?

— Какая она?

— Какую картину вы себе представили, слушая музыку?

— Подберите, какой характер музыки?

4.4 Работа с учебником с. 9

— Посмотрите, что происходит на картине Н. Пиколе «Сбор яблок»?

— Какие краски использовал художник?

— Что изображено на переднем плане картины? На заднем плане?

— Какая осень изображена на картине?

Ритмическая игра «Эхо»

— О какой осени рассказала тебе музыка?

4.5 Слушание и исполнение песни Ведмедери «Осень»

— Я предлагаю вам разучить небольшую песенку про осень.

Осінь, осінь, осінь, медом пахнуть роси,
Журавлі курличуть в небі та вітри голосять.
Не дзвенять в садочку птахів голосочки,
Сняться зораному полю квіти й колосочки.
Не дзвенять в садочку пташині голосочки,
Сняться зораному полю квіти й колосочки.
****
В лузі при долині плаче тополина,
Загорiлась при долині червона калина.
Тьмяно сонце світить, а на голих вітах
В’яже осінь рукавички з бабиного літа.
Тьмяно сонце світить, а на голих вітах
В’яже осінь рукавички з бабиного літа.
*******************************
Не дзвенять в садочку пташині голосочки,
Сняться зораному полю квіти й колосочки.
Тьмяно сонце світить, а на голих вітах
В’яже осінь рукавички з бабиного літа.

  1. Итог урока

— Что такое программная музыка?

— Какую музыку мы сегодня прослушали?

— Какая музыка вам больше всего понравилась?

— Какую песню мы с вами сегодня выучили и спели?

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года».

    Конспект занятия по музыкальному развитию детей в средней группе.

      Тема: « Осень» А. Вивальди из цикла

                          «Времена года».

  Цели: Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

               Развивать музыкальную культуру, воображение, фантазию детей.

               Формировать экологическую культуру детей.

Оборудование: Музыкальный центр, фотографии композитора ,стихи про осень, бумага для рисования, карандаши.

Методические приемы: Прослушивание произведения «Осень» А.Вивальди.

Рисование на тему: « Золотая осень».

                              Ход занятия:

  1. Часть.

Восп. : Дети, мы сегодня поговорим об одном из чудеснейших времен года – об осени. Поэт рисует осень словами, художник изображает ее на бумаге, на холсте, а композиторы отображают всю красоту осени в музыке, которая несет в себе множество чувств, образов и эмоций. На занятии мы познакомимся с творчеством композитора А.Вивальди.

Музыка композитора Антонио Вивальди – описательного характера, образная. Слушая ее , можно очень ярко представить все, что происходит с природой осенью.

Давайте прослушаем музыкальное произведение А. Вивальди «Осень».

Дети: Слушают внимательно музыку.

  1. Часть.

Восп.: Дети, прослушав музыку, какое впечатление она на вас произвела?

Дети: Грустное ,печальное,жалобное.

Восп.: Почему?

Дети: Потому что, эта музыка очень грустная ,плавная, нежная.

Восп.: Какие картины вы представляли перед собой, слушая эту музыку?

Дети: Картина поздней, хмурой осени. Ветер дует, пасмурно ,скоро наступят холода. От этой музыки настроение становится грустным.

Восп: Да дети. Вы молодцы ,правильно услышали и почувствовали это музыкальное произведение .В этой музыке можно услышать и порывы ветра , и как красиво падают листочки . Мелодия звучит неторопливо, печально и уныло.

А сейчас , давайте ,выразим свои чувства на бумаге: возьмем карандаши и нарисуем, что мы «увидели» и услышали в этом музыкальном произведении. В работе вам помогут ваше воображение и творчество.

Дети рисуют ,а воспитатель читает стихотворения про осень.

                  Стоят леса полупустые,

                  Грустя по птичьим голосам,

                  Слова роняя золотые,

                  Проходит осень по лесам.

                  Уже позванивают льдинки,

                  Уже прохладна синева.

                  Уже висят на паутинке

                  Ее прощальные слова.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая,

С замираньем летит на звезду.      (С.Есенин)

      Красавица Осень спешила на бал,

      Меняла наряды ,цвета, украшенья.

      И что же , последний цветочек опал,

      Расстроилась Осень, ей нет утешенья.

      И хлынули слезы дождем проливным,

      И холодно ей, и пропали надежды.

      Ты, Осень, не плачь ,не грусти, подожди,  

      И новые мы нарисуем одежды.   (Г. Исаева)