Оптинские старцы наставления: Поучения Оптинских Старцев

Поучения Оптинских Старцев

Предстоятель
Биография Патриарха Кирилла Патриархия
Наместник
История монастыря
Благословенная Оптина Предтеченский Скит Некрополь
Оптинские старцы
Общая страница Наследие Обретение мощей
Новомученики и исповедники
Жития Статьи, документы
Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
3D-экскурсия
Храмы
Паломникам
Автобус в Оптину Проживание паломников Экскурсии по монастырю План монастыря и скита
Проповеди
Молитвослов
Библиотека
Книги, статьи Ноты Исповедный листок
Публикации
Аудиогалерея
Аудио-трансляция Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы
Видеогалерея
Фотогалерея
Пожертвования
Сделать пожертвование Реквизиты монастыря
Поиск по сайту

Сайт синодального отдела по монастырям и монашеству

Приглашаем всех желающих поучаствовать в проекте

Официальный сайт Шамординского монастыря

Что нуж­но че­ло­ве­ку, что­бы на­у­чить­ся пу­тям Гос­под­ним? Нуж­но, что­бы че­ло­век был крот­ким, сми­рен­ным, и тог­да Гос­подь Сам на­у­чит, как ид­ти пу­тем Гос­под­ним.

преп. Никон

Сми­рись при по­мо­щи Бо­жи­ей, будь крот­ким, не имей зло­бы на ближ­них, уго­товь крот­кою, доб­рою жизнью свою ду­шу для восп­ри­я­тия Бо­же­ст­вен­но­го на­у­че­ния, и Гос­подь Сам на­у­чит пу­тям Сво­им.

преп. Никон

Зем­ной удел че­ло­ве­чес­кий – скорбь, труд, бо­лез­ни, под­виг, пе­ча­ли, не­до­у­ме­ния, тес­но­та, ли­ше­ние то­го или дру­го­го, ос­ко­рб­ле­ния, сму­ще­ния, восс­та­ние страс­тей, борь­ба с ни­ми, одо­ле­ние, или из­не­мо­же­ние, или без­на­де­жие и по­доб­ное сим. Не вот­ще ска­зал про­рок Да­вид: несть ми­ра в кос­тех мо­их от ли­ца грех мо­их (Пс. 37, 4).

преп. Амвросий

Поучения Оптинских Старцев

Предстоятель
Биография Патриарха Кирилла Патриархия
Наместник
История монастыря
Благословенная Оптина Предтеченский Скит Некрополь
Оптинские старцы
Общая страница Наследие Обретение мощей
Новомученики и исповедники
Жития Статьи, документы
Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
3D-экскурсия
Храмы
Паломникам
Автобус в Оптину Проживание паломников Экскурсии по монастырю План монастыря и скита
Проповеди
Молитвослов
Библиотека
Книги, статьи Ноты Исповедный листок
Публикации
Аудиогалерея
Аудио-трансляция Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы
Видеогалерея
Фотогалерея
Пожертвования
Сделать пожертвование Реквизиты монастыря
Поиск по сайту

Сайт синодального отдела по монастырям и монашеству

Приглашаем всех желающих поучаствовать в проекте

Официальный сайт Шамординского монастыря

Мы с детс­кою по­кор­нос­тию все долж­ны пе­ре­но­сить, и при­ят­ное, и неп­ри­ят­ное, и за все прос­лав­лять бла­го­го Бо­га, т. е. приш­ла на нас ка­кая скорбь или бо­лезнь, бу­дем го­во­рить: сла­ва Те­бе, Гос­по­ди! Ум­но­жи­лись ли скор­би и бо­лез­ни, опять: сла­ва Те­бе, Гос­по­ди! Бе­зот­рад­ные скор­би и бо­лез­ни уси­ли­лись и ве­дут ко гро­бу, опять: сла­ва Те­бе, Гос­по­ди!

преп. Антоний

Бо­гом так оп­ре­де­ле­но, что­бы каж­дый че­ло­век имел в жиз­ни сей ка­кой-ли­бо крест, т.е. прис­кор­бие ду­шев­ное, ко­то­рый дол­жен он бла­го­душ­но несть, ибо от ма­ло­ду­шия и не­тер­пе­ния ни­ка­кой поль­зы нет. И ког­да мно­ги скор­би и пра­вед­ным лю­дям в жиз­ни сей слу­ча­лись, то мы, лю­ди не­­без­г­реш­ные, коль­ми па­че все долж­ны тер­петь.

преп. Антоний

Ка­кое бы ни пос­тиг­ло те­бя огор­че­ние, ка­кая бы ни слу­чи­лась те­бе неп­ри­ят­ность, ты ска­жи: стерп­лю это я для Ии­су­са Хрис­та! Толь­ко ска­жи это, и те­бе бу­дет лег­че. Ибо имя Ии­су­са Хрис­та силь­но – при нем все неп­ри­ят­нос­ти ути­ха­ют, бе­сы ис­че­за­ют; утих­нет и твоя до­са­да, ус­по­ко­ит­ся и твое ма­ло­ду­шие, ког­да бу­дешь пов­то­рять слад­чай­шее имя Его. Гос­по­ди! Даждь ми тер­пе­ние, ве­ли­ко­ду­шие и кро­тость! Гос­по­ди! Даждь мне зре­ти моя сог­ре­ше­ния и ни­ко­го не осуж­да­ти!

преп. Антоний

История Оптиной пустыни

«Ты свет миру. Город, построенный на холме, не может быть скрыт. Никто, зажегши светильник, не ставит его под сосуд, но на подсвечник, и он освещает всех в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Мф. 5:14-16)

История монастыря

Оптинский монастырь – известная ставропигиия Русской Православной Церкви, расположенная в Калужской области. Ставропигией называется церковь или монастырь, освобожденный от юрисдикции местного архиерея и подчиняющийся непосредственно высшей власти земской церкви.

К сожалению, достоверных сведений об основании этой древней святыни не сохранилось. Наши знания о его ранней истории основаны на нескольких сохранившихся легендах. Согласно одному источнику, монастырь когда-то населяли как монахи, так и монахини. В Древней Руси такие монастыри назывались Оптиными.

Этот вариант упоминается как наиболее реальный и в документе «Записка об основании Оптиной пустыни».

Самое раннее письменное упоминание об Оптиной относится к концу XVI века. В монастыре тогда была одна деревянная церковь, 6 келий и всего 12 монахов, в том числе первый известный игумен Сергий. В 1689 г.был построен Введенский собор. В царствование Петра I (1672-1725) Оптина была настолько мала и бедна, что монастырь потерял свой статус из-за малочисленности братии.

Оптина была окончательно восстановлена ​​в 1726 году.

В конце 18 века монастырь привлек внимание Московского митрополита Платона. С его благословения началось строительство Оптиной. Отец Авраам, которому было поручено это дело, не оставлял своего служения, пока его слабость не заставила его просить об освобождении от этой работы. Расцвет Оптиной Пустыни, а число его обитателей превысило 150 человек в середине XIX в.век.

В 1923 году, во время антирелигиозных гонений, Оптина была закрыта, многие ее храмы разрушены. Святое место осквернили и превратили его в ряд светских учреждений. Уцелевшие храмы использовались как лесопилка, а скит превратился в базу отдыха. 3 июня 1988 года здесь прошла первая служба после 65-летнего перерыва.

Сегодня Оптина принимает паломников. Сюда продолжают приходить за помощью отцам, а также почтить новомучеников и поклониться живому Христу. Величие и спокойствие этого места впечатляют и заставляют забыть, что 40 лет назад он был в руинах и здесь не было слышно звона церковных колоколов.

Старцы Оптиной

Суть Оптиной — ее старцы. Понять Оптину — значит понять старчество.

Старчество есть особый дар Святого Духа, талант, который апостол Павел называет даром проницательности (ср. 1 Кор. 12:10) и который ценится святыми отцами выше всех других даров.

Сущность старчества представлена ​​практикой избрания из братии монаха, опытного в духовно-подвижнической жизни и наделенного даром проницательности. Этот монах становится духовником, т.е. е. старейшина всей монашеской общины. Его ученики приходят к нему в любое время дня и ночи, чтобы открыть ему свои мысли, желания и дела и испросить у него совета и благословения. Полностью отказываются от своей воли ради исполнения всеблагой воли Божией, беспрекословно подчиняются старцу и выполняют все его указания.

За это они получают великую награду от Святого Духа.

Старцы становятся учителями духовной жизни не только монахов, но и мирян. Их учение о важности чистого сердца, борьбе со страстями, а также о молитве. Оптинские старцы учили искусству стяжания благодати Святого Духа и приготовления к Царствию Божию.

Старцы Оптиной пустыни

Преподобного Льва можно считать первым старцем Оптиной пустыни. После светлой эпохи преподобного Сергия Радонежского традиции старчества прервались. Во время (и после) царствования Петра I монашество подвергалось гонениям. Преподобный Лев Оптинский (1768 — 1841) жил в то время, когда монашеская жизнь большей частью сводилась к постам, подвигам, поклонам, а иногда и кандалам. Непрестанная молитва, чистота сердца, откровение своих помыслов, все, чему Лев научился у своего учителя, отца Феодора (ученика великого старца Паисия Величковского), было непонятно для многих монашествующих.

Отца Феодора всю жизнь сопровождали страшная клевета и зависть. Та же участь постигла и старца Льва. Путешествуя по разным монастырям, отец Лев познакомился с о. Макария, ставшего впоследствии его помощником во время оптинского старчества (1829 — 1841). Макарий также стал следующим старцем обители. Вместе они воспитали великого оптинского старца Амвросия.

Св. Амвросий Оптинский. Вы можете заказать эту и другие иконы в нашей Иконописной Студии

В XIX веке старец Амвросий оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России. У мощей старца до сих пор происходят чудеса с исцелением людей от многих (часто неизлечимых) болезней.

Будущий старец приехал в Оптину в 1839 году. В 1840 году принял монашеский облачение, а в 1842 году принял монашеский постриг с именем Амвросий. В 1843 г. Амвросий стал иеродиаконом, в 1845 г. — иеромонахом. За этими короткими строками пять лет подвижнической жизни и тяжелого физического труда.

Во время поездки в Калугу для рукоположения во иеромонаха (1845 г.) отец Амвросий, изнуренный постом, сильно простудился и тяжело заболел. С тех пор он так и не смог полностью выздороветь, а состояние его здоровья было настолько плохим, что в 1846 году он был поставлен в отставку по болезни. Всю оставшуюся жизнь он почти не мог двигаться. Он не переносил ни холода, ни сквозняков, ел только жидкую пищу в количествах, которых едва хватило бы трехлетнему ребенку.

Несмотря на эти тяжелые испытания, отец Амвросий всегда принимал людей. Никто из старцев никогда не открывал двери своих келий женщине. Святитель Амвросий не только принимал женщин и был для многих из них духовником, но и основал женский монастырь близ Оптиной (Шамординский монастырь), где и скончался 10 октября 189 г.1. В июне 1988 года преподобный Амвросий первым из Оптинских старцев был канонизирован Поместным Собором Русской Православной Церкви. Именно через своих старцев просияла Оптина в России и во всем мире. Сюда всегда приходили за поддержкой, духовным советом и решением сложных жизненных ситуаций.

Четырнадцать оптинских старцев канонизированы Русской Церковью. По сей день православные христиане всего мира прибегают к помощи святых старцев. Как и в земной жизни, они продолжают молиться у Престола Божия за всех, кто приходит к ним со своими скорбями.

Оптина И Федор Достоевский

Достоевский писал об Оптиной в своем произведении «Братья Карамазовы». Как отмечено в Книге посещений монастыря, поездка писателя в монастырь состоялась в июне 1878 г. и была связана с горем писателя, вызванным смертью младшего сына Алеши.

Этот факт подтверждают и Воспоминания жены Достоевского Анны. Она пишет следующее:

«Федор Михайлович вернулся из Оптиной утешенный и значительно более спокойный. Он много рассказывал мне об обычаях монастыря, где ему пришлось остаться на два дня. У Федора Михайловича было три встречи с отцом Амвросием, известным старцем того времени. Первый был в толпе на глазах у многих людей, а еще два были наедине и произвели на него глубокое и проникновенное впечатление. Когда Федор Михайлович рассказал старцу о постигшей нас беде и моем горе, проявившемся слишком бурно, старец спросил его, верующий ли я, и когда Федор Михайлович ответил утвердительно, то попросил передать мне его благословение, а также слова, которые старец Зосима сказал впоследствии опечаленной матери в романе <...> Из рассказов Федора Михайловича было видно, как глубоко этот почтенный и прозорливый старец знал сердца людей» 9 .0006

Вторая книга романа «Братья Карамазовы» завершена через 3 месяца после возвращения писателя из Оптиной. В главе «Верующие женщины» рассказывается о приеме старцем Зосимой посетителей. Утешая женщину, плачущую о сыне, умершем в трехлетнем возрасте, старец говорит, что младенец «ныне пред престолом Господним, радуясь и молясь Богу о тебе. Поэтому не плачь, а радуйся».

Кроме Федора Достоевского, Оптину посещали и другие известные деятели, например, Лев Толстой, Николай Гоголь, князь Константин Романов, Федор Тютчев, Иван Тургенев и другие.

Изречения Оптинских старцев

  1. «Живи в простоте и следуй совести. Всегда помни, что Господь все видит, а об остальном не беспокойся.» преподобный Анатолий Оптинский
  2. «Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний — все это посещения Божии и служат тебе на пользу. На смертном одре ты будешь благодарить Господа не за радость и счастье, а от горя и страдание; чем больше его увидишь в жизни, тем легче тебе будет умереть и душе твоей вознестись к Богу». Преподобный Анатолий Оптинский
  3. «Это вопрос нашей воли, чтобы молиться с самопринуждением, но сердечная молитва может исходить только от Бога. Мы должны возносить нашу молитву Богу в соответствии с нашими способностями, и Он вознаградит наше самолюбие нежностью в свое время».
    Преподобный Иосиф Оптинский
  4. О печалях и утешениях. «И то, и другое назидательно и необходимо в духовной жизни. Господь использует скорби как наказание, чтобы мы могли быть вразумлены и исправлены. Он также посылает нам утешение, чтобы утешить и ободрить нас, чтобы мы не унывали. Слава Богу за всё!» Преподобный Иосиф Оптинский
  5. «Выходите за пределы внешнего благочестия, хотя оно тоже необходимо. Прежде всего стремись искоренить из сердца страсти, особенно гнев». Преподобный Варсонофий Оптинский
  6. «Мы должны бороться со своими страстями, и если они победят, мы покаемся и исповедуем все наши грехи. На Страшном Суде не будет покаяния, а будет только Истина Божия». Преподобный Варсонофий Оптинский
  7. «Жить простой жизнью лучше всего. Не думайте слишком много ни о чем.
    Молитесь Богу. Господь все устроит. Не мучайте себя мыслями о том, что делать и как справиться. Пусть будет так, как есть — вот что значит жить простой жизнью». преподобный Амвросий Оптинский
  8. «Где простота, там сто Ангелов, а где хитрость, там нет ни одного». Преподобный Амвросий Оптинский
  9. «Когда мы гневаем Бога своими грехами, наша повседневная жизнь также становится неудачной». Преподобный Макарий Оптинский
  10. «Чтение духовных книг просвещает наш разум и указывает нам путь к спасению , питая наши души так же, как физическая пища питает тело». Преподобный Макарий Оптинский

Оптинские Старцы

Жития святых Последнее обновление: 8 февраля 2011 г. — 05:50:02


 
Старцы Оптинские
Старцами Оптиной пустыни являются святые отцы Моисей, Антоний, Леонид (Лев), Макарий, Иларион, Амвросий, Анатолий I, Исаак I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий Младший, Нектарий, Никон Исповедник и священномученик Исаак Младший. Священномученик Исаак был расстрелян большевиками 26 декабря 1937 г.

Святые отцы сделали Оптину Пустынь центром мощного движения обновления, которое распространилось по Церкви в России с начала XIX века и продолжалось до (и даже до) атеистических гонений ХХ века. Святитель Паисий Величковский (память 15 ноября) оказал сильное влияние на принесение в Россию в XVIII веке почти утраченной исихастской традиции православной духовности, а его труды нашли в Оптиной пустыни «штаб», откуда они распространились по всей русской земле.

Сам монастырь существовал как минимум с шестнадцатого века, но пришел в упадок из-за антимонашеской политики Екатерины II и других правителей-модернизаторов. Около 1790 года митрополит Московский Платон предпринял миссию по восстановлению и возрождению монастыря в традиции, заложенной святителем Паисием. К началу 1800-х годов монастырь (расположенный примерно в 80 милях от Москвы) стал маяком православной духовности, отчасти благодаря публикации православных духовных текстов, но, что более важно, благодаря линии богопросвещенных духовных отцов (старцев, множественное число старцев). которые служили проводниками дворянам и крестьянам, стекавшимся в монастырь за святым советом.

Отцы в свое время вызывали споры; некоторые критики (некоторые из них из других монастырей) не одобряли того, что они позволили Иисусовой молитве стать широко известной в народе, опасаясь, что это повлечет за собой духовное прельщение (прелесть). Чтобы увидеть прекрасное изображение глубокого влияния Иисусовой молитвы на русскую жизнь того периода, прочитайте анонимно написанную книгу «Путь пилигрима».

С приходом революции в России в 1917 году монастырь, конечно, был официально закрыт, но некоторые отцы смогли какое-то время поддерживать его существование в качестве «земледельческого легиона». С годами большинство отцов были рассеяны, чтобы умереть в ссылке, в лагерях для военнопленных или на расстреле. Известно, что многие из них продолжали действовать как старши для своих духовных детей, несмотря на большие опасности и лишения, до конца своего времени на земле.

Память Оптиных старцев утверждена Синодом Русской Зарубежной Церкви в 1990 году и Московской Патриархией в 1996 году. Сам Оптинский монастырь был официально восстановлен в 1987 году.

Схиархимандрит Моисей

В юности старец Моисей получил благословение преподобного Серафима на монашество. В 16 лет он примкнул к рославским лесным подвижникам, среди которых были ученики старца Паисия Величковского, и 14 лет упражнялся в духовной брани и внутреннем сосредоточении под их опекой.

Вынужденный переехать войной 1812 года, некоторое время жил с подвижниками в Брянских лесах, где завязал связь со старцем Леонидом. В 1821 году он посетил Оптину, незадолго до того возрожденную паисианскими учениками, и уговорил его остаться и основать поблизости скит. Вместе со своим младшим братом Антонием и двумя другими монахами он начал строительство, и через год скитский храм был освящен.
В 1825 г. Моисей был назначен настоятелем Эрмитажа, а его брат сменил его на посту настоятеля скита. Старец Моисей значительно расширил физический корпус Эрмитажа: построил трапезный храм преподобной Марии Египетской, дополнительные кельи для братии; он добавил конюшни, печь, большую библиотеку и пасеку.

Что еще более важно, он укрепил ее духовную основу, пригласив старца Леонида в Оптину и сам показав пример предельного послушания и кротости. После того, как приехал старец Леонид, он ничего не делал без его благословения. Его любовь и кротость привлекали многих паломников с их финансовой поддержкой, но его истинный духовный рост оставался в значительной степени сокрытым, как и его жизнь была сокрыта в Боге.

Схи-игумен Антоний

Старец Антоний был учеником своего брата в Рославльской пуще, прежде чем последовать за ним в Оптину. Ему было всего 30 лет, когда его назначили настоятелем скита, и даже на этой руководящей должности он ничего не делал без благословения брата. Посетители скита поражались порядку и чистоте, которые отражались во внутреннем спокойствии братии под опекой этого духоносного старца.

Однако епархиальный епископ воспринял возрождение старческого служения как нововведение и усложнил жизнь старейшинам. В 1839 году он перевел старца Антония в заброшенный Малоярославский монастырь. Уход из Оптиной был для старца большим испытанием, но, тем не менее, он занялся возрождением монастыря и вытерпел 14 лет, прежде чем вернуться в любимую Оптину на уединение.

Старец 30 лет страдал от язв на ногах, которые со временем проникли до костей. Даже в таком состоянии он не щадил себя ради брата. Один монах часто поддавался слабости, просыпался и пропускал утреню, которая служилась в 1 или 2 часа ночи; наконец, он совсем сдался, несмотря на неоднократные уговоры начальства. Однажды утром после службы в храме старец Антоний пришел в келью брата. — Я должен дать за тебя отчет. Пожалей меня и «собственную» душу, — умолял Старец. Он распростерся перед братом, после чего из сапог старшего хлынула кровь, образовав лужу под его мантией. Брат исцелился от своей слабости.

иеросхимонах Леонид

Старчество в Оптиной правильно начинается со старца Леонида (в схиме Льва), который прибыл, когда уже созрел в этом служении. Внешне его монашеский путь был неустроен. Она началась в Оптиной на заре ее возрождения, инициирована в 1795 году митрополитом Платеном, затем привела в Белобережный монастырь, где он принял постриг, в Чолнск, Рославовы леса, Валаам, Александро-Свирский монастырь, Площанск и Брянские леса, прежде «возвращался» в Оптину в 1829 г. по приглашению старца Моисея.

Эта быстротечность была результатом не нестабильности, а обстоятельств. Традиция старчества и исихазма настолько отдалилась от русского монашеского опыта XVIII века, что ее подозревали в нововведении и нередко вызывали недоразумения, приводившие к злословию, ревности и откровенным гонениям, что в той или иной степени переживал старец Леонид на протяжении всей своей жизни. монашеской карьеры, особенно в последние годы жизни в Оптиной. Однако непроизвольная подвижность Леонида не помешала ему выработать прочный духовный фундамент. В своих странствованиях он постоянно находился с паисийскими учениками и провел около двадцати лет в обществе старца Клеопы и старца Феодора (Свирского), живших со старцем Паисием.

У них Леонид научился искусству непрестанной молитвы.
В Оптиной братия ежедневно приходила к старцу Леониду для раскрытия практики своих мыслей, воспитывавших духовную бдительность и контроль. Обладая даром ясновидения, старец умело владел духовным скальпелем, проникая прямо в суть проблемы человека и вызывая исцеляющие слезы покаяния. Он творил бесчисленные чудеса и среди мирян. В миру он занимался торговлей, и этот опыт помог ему установить контакт с паломниками из разных слоев общества. При первом знакомстве многих вводила в заблуждение довольно веселая внешность, часто скрывавшая его аскетический темперамент.

Испытания должны были последовать за этой спасительной деятельностью. Та же власть, которая послала старца Антония из Оптиной, запретила старцу Леониду принимать посетителей. Но люди продолжали стекаться к нему со своими бедами и, обладая великой любовью и состраданием, он не мог им отказать. К счастью, он получил моральную поддержку от старца Моисея, а также митрополитов Московского и Киевского Филарета. Но напряжение утомляло. Старец Леонид скончался после тяжелой болезни, длившейся пять недель.

иеросхимонах Макарий

Лицо старца Макария было в шрамах от оспы, он заикался и всегда был плохо одет, но отличался очень утонченным характером. Он родился в помещичьей дворянской семье, любил музыку и был талантливым скрипачом. Побыв несколько лет в миру счетоводом, в 1818 г. он вступил на иноческий путь в Площанской пустыни. Там он связался со старцем Леонидом и последовал за ним в Оптину.
С кончиной старца Леонида бремя духовного руководства скитом легло на старца Макария. Он говорил тихо и излучал тихую радость в Господе. Подобно старцу Леониду, он использовал свой дар духовной проницательности для многочисленных исцелений, особенно бесноватых. также вел огромную переписку: его письма с рекомендациями занимают два тома, каждый из которых насчитывает тысячу страниц.

Старец Макарий не терпел праздности среди братии. Он ввел различные ремесла: переплетное дело и деревообработку. Он также украсил скит массовой высадкой цветов. Однако наибольший его вклад в Оптину в том, что она начала свою работу по изданию святоотеческих текстов. Это имело историческое значение, поскольку петровские реформы сильно ограничили ту деятельность, которую последующие законы ограничили церковными типографиями. В результате многие сочинения святых отцов существовали только в рукописном виде или очень ограниченными тиражами. Тем временем светская пресса штамповала переводы мистико-философских произведений с Запада, некоторые из которых были откровенно враждебны православию.

По благословению и усердной поддержке митрополита Московского Филарета, при активном содействии православного писателя и философа Ивана Киреевского, старец Макарий приступил к тщательному редактированию рукописей, переведенных с греческого Паисием Величковским, которые он приобрел на Площанске, и др. святоотеческих рукописей, подаренных разными людьми, положив начало делу, которое за 50 лет выпустило более 125 книг тиражом 225 090 экземпляров. Они рассылались в библиотеки и семинарии по всей России, вводя в обращение творения преподобных Исаака Сирина, преподобного Симеона Нового Богослова, преподобного Нила Серанского, старца Паисия и других и вдохновляя растущий круг религиозно настроенной интеллигенции. .

иеросхимонах Иларион

Старец Иларион родился в пасхальную ночь и крестил Родиона. В миру он был портным и держал магазин одежды, а свободное время посвящал миссионерской работе среди раскольников-Скопцев. Он провел год, посещая различные монастыри, прежде чем поселиться в Оптиной в 1839 году, привлеченный присутствием старцев Леонида и Макария. Когда последний был назначен скитским игуменом, он избрал Родиона своим келейником, послушание которое нес 20 лет, до преставления старца Макария. Кроме того, он работал в саду, варил квас, пек хлеб и ухаживал за пасекой. Отличался простотой, доброжелательностью и готовностью помочь. Имея миссионерское прошлое, он проявлял особую заботу о тех, кто не принадлежал к Церкви. Хотя он оставался для потомков в тени своих более известных собратьев-старцев, о его духовном величии можно судить по тому, что старец Макарий вверил ему, как и старцу Амвросию, своих духовных чад.

Назначенный в 1863 году игуменом скита и духовником, старец Иларион старался насаждать любовь и единомыслие в сердцах братии и продолжал установленный старцем Макарием порядок, следуя образцу мудрых наставлений своего игумена, как будто он был еще его послушный келейник. Во время мучительной болезни в последние два года своей жизни он просил не исцеления, а терпения и до конца исполнил свое келейное правило.

иеросхимонах Амвросий

Шестой из восьми детей, будущий старец обладал живым юмором и общительным характером, что противоречило его духовным устремлениям. Тяжелая болезнь помогла ему разрешить внутреннюю борьбу.
Он прибыл в Оптину в 1839 году, когда монастырь был в полном духовном расцвете. Руководствуясь сначала старцем Леонидом, а затем старцем Макарием, избравшим его своим келейником, он быстро духовно преуспевал. Всего через три года он был пострижен, а еще через три года рукоположен в сан иеромонаха.

Болезнь принудила его к полузатворничеству на несколько лет, позволив ему с большой пользой сосредоточиться на Иисусовой молитве и испытать значение исихии, безмолвия души перед Богом. Измученный слабой конституцией на всю оставшуюся жизнь, он тем не менее продолжал прилагать все усилия сначала к помощи старцу Макарию в переводе святых отцов, в его переписке и в донесении его советов до паломников, а затем в качестве старца в свое собственное право ради той любви, которая несет все.

В течение 30 лет после смерти старца Макария старец Амвросий находился в должности главного старца Оптиной. К его келье стекались бесчисленные богомольцы, и даже когда он был совершенно измотан и должен был принимать их лежа в постели, он никогда не отказывал никому, нуждающемуся в душеполезном совете. У человеческих душ не было от него секретов; существуют многочисленные свидетельства его ясновидения. Он всегда адаптировал свои советы к каждому человеку, и ни одна проблема не считалась слишком незначительной.
Достоевский находил в старце Амвросии живой образец христианского идеала, а старец Нектарий называл его «земным ангелом и небесным человеком». Действительно, его не раз видели в окружении нетварного света, знака преображения и гражданства в раю.

иеросхимонах Анатолий (Зерцалов)

Родители старца Анатолия призывали своих детей к монашеству. После посещения семинарии чудесное исцеление от чахотки привело его в Оптину. Учеником его был старец Макарий, который, предвидя его будущее величие, в шутку называл его «Высоким».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *