Особенности личности креативных людей: Креативная личность и ее особенности — журнал «Рутвет» – 10 качеств креативной личности — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Креативная личность и ее особенности — журнал «Рутвет»

Содержание:

  1. Природа креативной личности
  2. Как распознать креативную личность?
  3. Творческие качества креативной личности: как воспитывать?
  4. Методы повышения эффективности творческого воспитания

Креативность способна проявляться в различных сферах жизнедеятельности человека, например, в мышлении, чувствах, социальных контактах, определенных сферах деятельности. Такая способность определяется не уровнем интеллекта, а восприимчивостью к новейшим идеям. Так, Э. Фромм считал креативностью способность индивидуума к удивлению и познанию, обнаружению нестандартных решений, нацеленности к новым открытиям. Более узкое определение креативного мышления – творческая способность. 

Для воспитания креативности, исходя из психологических исследований, оптимальным возрастом считается 3-5 лет. Именно в этом возрасте ярко выражено повышенное стремление к творчеству.

Существует несколько фаз развития креативности. Воспитание первичных творческих способностей, неспециализированных к определенному виду деятельности. В возрасте 3-5 лет дети активно подражают взрослым, ставя его перед собой образцом, например, пытаясь понять как быстро убраться дома, а это и есть основной механизм креативного формирования. 

Втора фаза – период юношества, длящийся с 13 до 20 лет. В это время из общих способностей выделяются специализированные. В период этой фазы особое значение уделяется профессиональному образцу семьи, а также сверстников. 

Природа креативной личности

Природа креативной личности

Креативность – особенная характеристика личности. Так как личность невозможно сформировать, ее нужно воспитывать. А воспитание – создание оптимальных условий для личностного самовоспитания. Поэтому прямое обучение творческим способностям невозможно, однако человеку по силам создавать среду, способствующую творческой деятельности. 

При создании таких условий для творческого саморазвития, необходимо учитывать, что существуют факторы, которые тормозят этот процесс. Их принято разделять на 2 группы. Первую образуют ситуативные факторы, например, отсутствие свободного времени, стрессовые состояния, страх, стремление к обнаружению быстрого решения, неуверенность, низкая или завышенная мотивация, самоцензура. Вторая группа основывается на объединении личностных факторов, например, стремление к конформизму, неуверенность в собственных силах, эмоциональная подавленность, отказ от рисков, черта характера тревожность, механизмы личной защиты. 

Как распознать креативную личность?

Как распознать креативную личность?

Интересно, что с точки зрения психологии, творческие личности (креативный человек) не имеют четких характеристик. Однако существует ряд особенностей, дающие возможность распознать личность, главной чертой которой является креативность:

  1. мечтательность. С точки зрения нейробиологии, мечтательность – основа для активизации мозговых процессов, связанных с творчеством;
  2. повышенное внимание к деталям;
  3. избегание стандартного распорядка дня. Люди, связывающие свою жизнь с творчеством, работают по вдохновению;
  4. нужда в свободном времени для уединения со своими мыслями;
  5. превращение житейских проблем в основу для творчества;
  6. извлечение личного опыта из неудач;
  7. регулярный поиск неизведанных ранее впечатлений;
  8. повышенная наблюдательность;
  9. стремление к поиску ответов на множество вопросов, как в детском, так и во взрослом возрасте;
  10. тяга к риску;
  11. поиск новых возможностей, с помощью которых реально выразить свои чувства и наблюдения;
  12. руководство внутренней мотивацией;
  13. исследование иных способов мышления, что позволяет человеку покидать привычные для него границы жизнедеятельности;
  14. утрата временного чувства;
  15. регулярный поиск эмоциональных встрясок, исследование новых вещей.

В этом видео зритель узнает о 4-х основных типах личности.

Самой важной характеристикой считается способность узреть возможности, где остальные люди их не замечают. 

Творческие качества креативной личности: как воспитывать?

По мнению многих ученых, особая роль при формировании креативных способностей отводится микросреде, к которой привязан ребенок в тот или иной период его жизни. За активизацию таких возможностей отвечает среда, характеризующаяся следующими особенностями.

  1. Повышенной степенью неопределенности, что стимулирует желание найти место расположения (ориентиры) самостоятельно.
  2. Предоставление большого количества вариантов, необходимых для обнаружения собственных решений.

Творческие качества креативной личности: как воспитывать?

Также в этой среде необходимо наличие:

  1. пониженной степени поведенческой регламентации;
  2. предметной информационной обогащенности;
  3. позитивных образцов творческого поведения;
  4. условий для подражания креативному поведению;
  5. условий, позволяющих блокировать агрессивность, деструктивность;
  6. социального поощрения творческого поведения. 

Мотивационная система формируется на основе общей одаренности, созданной микросреды.

Методы повышения эффективности творческого воспитания

Для уменьшения эффекта, подавляющего порывы творчества, разработано несколько педагогических требований:

  1. ни в коем случае нельзя подавлять интуитивную деятельность обучающихся;
  2. необходимо формировать у учеников веру в собственные силы при решении той или иной задачи;
  3. образовательный процесс должен строиться исключительно на положительных эмоциях;
  4. у учеников необходимо стимулировать желание самостоятельной постановки перед собой цели;
  5. требуется регулярно поощрять склонности к рискам;
  6. ни в коем случае нельзя допускать появлении в характере конформных черт;
  7. нельзя подавлять желание фантазировать;
  8. необходимо постоянно формировать чувствительность к противоречиям;
  9. требуется регулярно использовать проблемные методики обучения.

Методы повышения эффективности творческого воспитания

Также развитию креативного поведения будет способствовать применение в обучении задач открытого типа, которые основываются на возможности нескольких правильных решений. В процессе обучения необходимо чаще использовать эвристические приемы, которые дают возможность личности прочувствовать предмет изучения, составить о нем собственное впечатление. 

Как манипулировать человеком: описание методов. 

Кризис среднего возроста у мужчин: во сколько начинается и как с ним бороться?

В этом видео представлен интересный материал о типах личности и как это выражается в почерке. Не забывайте оставлять свои вопросы, пожелания и комментарии к статье.

10 качеств креативной личности — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор kwon в . Опубликовано Вдохновение и творчество, Когнитивная психология Последнее обновление: 30/11/2017

В своей книге 1996 года «Креативность: работа и жизнь 91 известного человека» психолог Михай Чиксентмихайи предположил, что «из всей человеческой деятельности творчество ближе всего к обеспечению целостности, которую мы все надеемся получить в нашей жизни».

Творчество позволяет нам расширять мировоззрение, заниматься новыми и увлекательными вещами и тем, что делает нас на один шаг ближе к раскрытию нашего полного потенциала.

Так что же это делает человека креативным? Люди рождаются такими, или это что-то, что можно развивать так же, как мышцы?
Чиксентмихайи предполагает, что некоторые люди обладают тем, что он называет творческими чертами. Хотя некоторые люди обладают ними от рождения, всё же включение некоторых из практик в вашу повседневную жизнь, может помочь раскрыть ваш потенциал креативности.

Продолжив читать, вы узнаете больше о исследованиях Чиксентмихайи и о десяти навыках, которые, по его мнению, присущи творческим людям.

1 Творческие люди энергичны, но сосредоточены

Творческие люди обладают большой энергией, как физической, так и умственной. Они могут часами работать над одной вещью, которая привлекает их внимание, но при это всё время сохранять энтузиазм. Это не означает, что творческие люди гиперактивны или маниакальны. Они проводят много времени в покое, спокойно размышляя и обдумывая то, что их интересует.

2 Творческие люди умны, но и наивны

Творческие люди умны, но исследования показали, что наличие очень высокого IQ не обязательно взаимосвязано с более высокими уровнями творческих достижений. В знаменитом исследовании одаренных детей Льюисом Терманом, было показано, что дети с высоким IQ лучше работают в жизни в общем, но те, у кого был очень высокий уровень IQ, небыли творческими гениями. Очень немногие из тех, кто участвовал в исследовании, позже продемонстрировали высокие уровни артистических достижений в жизни.

Чиксентмихайи отметил, что исследования указали на существующий порог IQ, это примерно 120. Показатель интеллекта выше среднего может увеличивать креативность, но IQ выше 120 не обязательно приведет к большей креативности.

Вместо этого, Чиксентмихайи предполагает, что креативность включает в себя определенное количество и мудрости, и ребячества. Креативные люди умны, но они способны сохранять свое чувство любопытства, удивления и способность смотреть на мир свежим взглядом.

3 Креативные люди игривы, но дисциплинированны

Чиксентмихайи отмечает, что игривое поведение является одним из отличительных признаков креативности, но эта легкомысленность и возбуждение также отражается в главном парадоксальном качестве – настойчивости.

При работе над проектом креативные люди склонны проявлять решительность и упорство. Они будут работать часами на чем-то, часто не спать до поздней ночи, пока не будут удовлетворены своей работой.

Поразмыслите над тем, что вы думаете, когда встретите кого-то, кто является артистом. На первый взгляд это что-то волнующее, романтическое и чарующее. И для многих быть артистом – значит испытывать чувство волнения. Но быть успешным артистом требует также много труда, чего многие люди не видят. Однако творческий человек понимает, что реальное творчество включает в себя сочетание удовольствия и тяжкого труда.

4 Креативные люди – реалисты-мечтатели

Творческие люди любят мечтать и воображать возможности и чудеса мира. Они могут погрузиться в мечты и фантазии, но все же остаются в реальности. Их часто называют мечтателями, но это не значит, что они постоянно витают в облаках. Творческие типы от ученых, художников до музыкантов, могут придумать творческое решение для реальных проблем.

«Великое искусство и великая наука включают в себя прыжок воображения в мир, который отличается от настоящего», – объясняет Чиксентмихайи. «Остальное общество часто рассматривает эти новые идеи как фантазии, не имеющие отношения к текущей реальности. И они правы. Но весь смысл искусства и науки заключается в том, чтобы выйти за рамки того, что мы сейчас считаем реальным, и создать новую реальность».

5 Креативные люди экстравертированы и интровертированы

В то время как мы часто попадаем в ловушку категоризации людей как исключительно экстравертированных или интровертированных, Чиксентмихайи предполагает, что творчество требует объединения обоих этих типов личности.

Креативные люди, по его мнению, являются экстравертированными и интровертированными. Исследования показали, что люди, как правило, либо более экстравертированы, либо интровертированы, и эти черты на удивление стабильны.

С другой стороны, творческие люди склонны демонстрировать признаки обоих типов одновременно. Они общительные, и в то же время тихие; социальные и скрытные. Взаимодействие с другими людьми может порождать идеи и вдохновение, а уединение в спокойном месте позволяет творческим людям обдумать эти источники вдохновения.

6 Креативные люди горды, но скромны

Высоко креативные люди склонны гордиться своими достижениями и успехами, но всё же не забывают о своем месте. Они имеют огромное уважение к тем, кто работает в их области и к тому влиянию, которое оказали достижения предшественников в этой работе. Они могут видеть, что их работа часто отличается по сравнению с другими, но это не то, на чем они сосредоточены. Чиксентмихайи отмечает, что они часто настолько сосредоточены на своей следующей идее или проекте, что они не фиксируют свои прошлые достижения.

7 Креативные люди не отягощены жесткими гендерными ролями

Чиксентмихайи считает, что творческие люди сопротивляются, по крайней мере в некоторой степени, часто слишком жестким гендерным стереотипам и ролям, которые общество пытается навязать. Он говорит, что креативные девочки и женщины более доминантны, чем другие женщины, хотя творческие мальчики и мужчины менее агрессивны и более чувствительны, чем другие мужчины.

«Психологически обоеполый человек фактически удваивает свой репертуар ответов», – объясняет он. «Творческие люди с большей вероятностью будут иметь не только сильные стороны своего пола, но также и черты другого пола».

8 Креативные люди консервативны, но мятежны

Творческие люди по определению являются мыслителями “вне рамках”, и мы часто считаем их неконформистами и даже немного мятежными. Но Чиксентмихайи считает, что невозможно быть по-настоящему творческим, не принимая культурные нормы и традиции.

Он предполагает, что креативность требует, как традиционного подхода, так и взгляда без предрассудков. Быть способным оценить и даже принять устои прошлого, но при этом находится в поиске нового и улучшенного способа делать уже известное. Креативные люди могут быть консервативными во многом, но они знают, что инновации иногда подразумевают риск.

9 Креативные люди страстные, но целеустремленные

Творческие люди не просто наслаждаются своей работой – они горячо и страстно любят то, что они делают. Но простое увлечение чем-то не обязательно приводит к большому труду. Представьте себе, что писатель так влюблен в свою работу, что не хочет редактировать одно предложение. Представьте себе, что музыкант не хочет в своем произведении менять место, требующее улучшения.

Креативные люди любят свою работу, но они также объективны и готовы критиковать ее. Они могут отделиться от своей работы и видеть места, которые нуждаются в доработке и улучшении.

10 Креативные люди чувствительны и открыты для нового опыта, но счастливы и радостны

Чиксентмихайи также предполагает, что креативные люди, как правило, более открыты и чувствительны. Это качества, которые могут принести как награду, так и боль. Процесс создания чего-либо, появление новых идей и принятия рисков часто приводит к критике и презрению. Это может быть болезненным, даже разрушительным, посвятить чему-то годы только чтобы это потом отвергли, проигнорировали или высмеяли.

Но открытость новому творческому опыту также является источником большой радости. Это может принести огромное счастье, и многие творческие люди считают, что такие чувства стоят любой возможной боли.


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Креативная личность – ум и креативность

Философия/2 Социальная философия

к.филос.н.Александрова Л.А.

Креативная личность,

как элемент успеха в современном мире

Институт технологий (филиал) ДГТУ в г.Волгодонске, Россия

В современных условиях креативная личность становится особенно востребованной обществом, поскольку изменения, произошедшие в экономике и социальной жизни в последние десятилетия, требуют от человека качеств, позволяющих инновационно подходить к любым жизненным изменениям и адекватно реагировать на них.Уверенность в своем решении, вопреки возникающим трудностям, умение брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнения, содействующие решению проблемы – необходимые качества, которыми должен обладать будущий специалист, способный к конкуренции в современном быстроменяющемся мире. Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, однако проявить себя, выразить свою эксклюзивность является проблемой для большинства людей. Креативность личности позволяет не только эффективно реализовать жизненный потенциал человека, но и найти свое место в жизни.

Понятие «креативность» в настоящее время представляется как воплощение творческой человеческой мысли в традиционных сферах жизнедеятельности, но нетрадиционными способами и в необычной форме. Секрет данного мышления заключается в самой методологии создания ценностей, которая и является инновационной, находится за пределами существующих технологий, общепринятых норм и правил. Результат креативного подхода понятен, традиционен, оценивается легко и быстро. Нетрадиционен способ достижения этого результата, и именно в этом и заключается его эффективность [1, 5].

Спрос на креативные решения в силу ужесточения конкуренции растет, наданном этапе развития общества складывается социальный заказ на креативную личность. Многие предприниматели видят успех своей компании именно в креативности, которая позволит их продукту сразу выделиться из среды рыночных предложений. Для этого мало создать конкурентоспособный бизнес — нужно эффектно его преподнести: создать обычное необычным способом, прийти к традиционному нетрадиционным путем.

Авторами креативных решений могут быть: отдельные достаточно целостные и самостоятельные по своей сути и натуре личности; группы лиц, работающих и творящих коллективно; отдельные индивидуумы в группах, использующие их как среду для формирования собственной креативности или ищущие в ней выход из испытываемой ими социальной несправедливости.

Личность, обладающая креативными характеристиками, на протяжении десятилетий является предметом изучения как зарубежных, так и отечественных ученых. Большинство исследователей в области креативности склонно выделять определенные черты характера, присущие людям с креативным потенциалом. Например, известный исследователь креативности как свойства личности, проявляющейся в мыслительной деятельности и творчестве, М. Чикжентмихалий отмечает, что креативные личности содержат в себе одновременно на первый взгляд взаимоисключающие особенности: они обладают большой физической энергией, но в то же время часто находятся в состоянии покоя и отдыха; они суровы и наивны; в их личности сочетаются игривость и дисциплина, ответственность и безответственность. Он утверждал, что у индивидуума, имеющего данную характеристику мышления, перемежаются представления, фантазии и чувство реальности; проявляются особенности как экстравертов, так и интровертов. Креативные люди скромны и горды одновременно; они избегают стереотипов в области половых ролей; проявляют одновременно бунтарский дух и консерватизм. Многие из креативных личностей демонстрируют страсть к своей работе и могут в высшей степени объективно оценивать свой труд. Открытость и чувствительность креативных людей часто приводит к переживанию ими страдания и боли, также они очень любят удовольствия [2]. Обострение конкуренции, рост финансового и интеллектуального потенциала заставляют бизнесменов и руководителей компаний с целью увеличения эффективности бизнеса обращаться к методам и источникам создания нетрадиционных решений, поиску авторов и инновационных идей.

Западные психологи, исследователи в области психологии личности Т.Амабайл и М.Коллинз приводят несколько иной перечень черт креативных личностей. В набор их характеристик включены: самодисциплина в части работы, способность отсрочить удовольствие, персеверативность в ситуациях фрустрации, независимость суждений, терпимость к неопределенности, высокая степень автономности, отсутствие половых стереотипов, интернальный локус контроля (вера индивида в то, что его поведение детерминируется им самим), склонность к риску, высокий уровень самоинициации и стремление выполнять задания наилучшим образом [2].

Своеобразие мотивации креативных личностей, как считает известный психолог, сторонник теории внутренней мотивации креативности К.Мартиндэйл, определяется широким кругом их интересов. Они открыты новому опыту и предпочитают новизну. Внутренняя мотивация преобладает над внешней. Кроме того, креативные люди демонстрируют способность к широкой категоризации, свойственна им и идиосинкразия, т.е. врождённая повышенная чувствительность вегетативной нервной системы к определённым раздражителям [2].

Некоторые авторы стремятся построить типологии креативных личностей. Например, западный психолог Ф. Фарли выделяет особый тип Т – личность. Она определяется как искатель возбуждения. Люди с таким типом личности могут либо достигать высокого уровня креативности, либо демонстрировать деструктивное, даже криминальное поведение [2].

Хатчингс П. из колледжа Алверно выделяет три характерные черты креативной личности: во-первых, склонность к риску, или «право на ошибку».Всю жизнь, особенно в школе, человека предостерегают от связанных с риском поступков. Креативная же личность всегда привносит в свою деятельность определенный риск, зная, что рано или поздно он обязательно окупится. Человеку с креативным складом ума, даже если он зайдет слишком далеко, будет легче повернуть назад, чем согласиться продвигать стандартную идею. Как говорил О.Уайльд: «Не сопряженную с опасностями идею едва ли можно назвать идеей вообще» [3, 15].

Во-вторых, дивергентность мышления,являющаяся сутью креативногомышления, использование ассоциаций и изысканий для описания всех возможных вариантов. Дивергентные мыслители ищут неоднозначные, открытые способы решения проблем. Они не останавливаются на одном решении, а стремятся найти как можно больше вариантов.

Третья черта креативной личности, по мнению П. Хатчингс, чувство юмора, которое может создать атмосферу, благоприятную для рискованных действий, что является необходимым условием креативной деятельности, так как оно требует иных углов зрения, новых перспектив, неожиданных изменений направления, что является важным для решения возникающих проблем [3, 15].

Проанализировав ряд характеристик, свойственных креативным личностям, можно выделить общие, характерные для всех: во-первых, это дивергентное мышление, которое отличается от рационального, конвергентного (линейного) мышления, применяемого для получения «правильного», или логически обоснованного, решения. Дивиргентное мышление, являющееся сутью творческого и креативного мышлений, использует ассоциации и изыскание (игра ума) для описания всех возможных вариантов.

Во-вторых, правостороннее мышление – интуитивное, невербальное и эмоциональное мышление (в противоположность левостороннему – логическому, управляющему речью и письмом). Считается, что люди с доминированием левостороннего мышления логически методичны и чётко выражают свои мысли. При доминировании правостороннего мышления человек при решении задач склонен оперировать выразительными образами, эмоциями, интуитивными догадками, результатом чего являются сложные взаимосвязанные идеи, которые следует воспринимать в целом, а не отдельными частями.

В-третьих, креативные личности обладают способностью создавать свободные ассоциации, то естьсопоставлять две кажущиеся совершенно несвязными мысли.

В середине ХХ века произошли коренные изменения в мире, совершившиеся за относительно короткий срок, и каждый человек вынужден реагировать на них. Но зачастую он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям, и чтобы соответствовать происходящим трансформациям, каждая личность должна активизировать свой творческий потенциал и развивать креативные характеристики. Быть постоянно меняющимся в изменяющемся мире – это, собственно, и есть проявление креативности.

Спрос на креативные решения в силу ужесточения конкуренции растет. В настоящее время мало создать конкурентоспособный бизнес — нужно эффектно его преподнести: создать обычное необычным способом, прийти к традиционному нетрадиционным путем. Поэтому многие предприниматели видят успех своей компании в наличии креативных сотрудников, которые позволят их продукту сразу выделиться из среды рыночных предложений.

Литература:

1. Шишова Н.В.Креативные технологии в рекламе и связях с общественностью: монография / Н.В.Шишова, Л.А.Александрова. – Ростов н/Д.: Издательский центр ДГТУ, 2010. – 128

2. Дорфман Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве.[Электронный ресурс] / Л.Я.Дорфман, Г.В. Ковалева. – Режим доступа: file:///C:/Documents%20and%20Settings/-User-/Desktop/osnovnye-napravleniya-issledovanii-kreativnosti-v-nauke-i-iskusstve.htm

3. Джулер А.Креативные стратегии в рекламе/А.Джулер, Б.Дрюниани; пер.с англ. – СПБ.: Питер, 2003. – 384 с.

Теперь все полученные слова из «творчества» очень популярны.

Для творчества это тоже мода. При описании вакансий, ищущих работу, работодатели все чаще требуют креативности как обязательного качества. И не только в дизайнерских и рекламных компаниях, но и в крупных, серьезных корпорациях.

Несмотря на эту популярность, не так много людей правильно воспринимают и понимают, что значит быть творческим.

Творческие люди в умах городов часто бывают двух типов. Первое — это эксцентричность, как Альберт Эйнштейн.

Такой разбросанный гений. Они приходят с разными идеями, отвергают сознание людей, но полностью отрезаны от социального мира. Последние — различные люди творческих профессий: художники, дизайнеры, фотографы, модельеры и т. Д. Это означает, что их часто называют создателями тех, кто кажется особенным, необычным. Как будто креативность означает какой-то избранный, недоступный для всех.

Действительно, творчество — это не уникальная особенность или фантастический талант.

Известный психолог Авраам Маслоу полагал, что это Творчество — это творческое направление, которое характерно для всех, но большинство из них потеряло влияние окружающей среды.

 

Слово «творчество» само по себе является новообразованным словом.

Она пришла к нашей речи на английском языке и буквально является аналоговым словом творчества. Если вы посмотрите на перевод слова творчества, он имеет два основных значения:

креативность, как процесс,

креативность, как характеристика личности

Если мы продолжим и посмотрим на интерпретацию этих переводов, мы получим следующее.

креативность Это процесс человеческой деятельности, который создает качественно новые материальные и духовные ценности или результат создания субъективно нового. креативность — творческую способность человека, а именно готовность создавать принципиально новые идеи, которые отклоняются от традиционных или принятых моделей мышления.

Если вы говорите легче, тогда Творчество — это способность создавать новую.

И как новый, нет необходимости создавать шедевры искусства, изобретения для патентов, необычные продукты или идеи. Это новое может быть что угодно. Вы пришли с новой семейной трапезой — вы соскоблили их.

Вы поняли, как приятно украшать стол — вы его очистили. Вы написали хорошего друга для друга — вы набросали. Это область, в которой каждый из нас может создавать и создавать большое количество.

И способность изобретать и создавать — это тот же навык, что и написание или чтение.

Единственное различиетворческие люди из не-творческих — вот чтотворческие люди думают, что они есть. Но почему некоторые думают, что они креативны, другие — нет? Для этого есть много причин, но почти все они происходят с детства.

Короче говоря, они выглядят так:

— Ребенок склонен к одному виду творчества, и родители вынуждены делать что-то еще. И, например, средний пианист растет вместо талантливого художника.

Такой ребенок страдает, что он не сможет его поглотить, и в то же время он никогда не будет играть по своей воле. Он не прекращает создавать вообще.

— В жизни многих «не-творческих» людей в детстве он был человеком, который очень сильно критиковал и ограничивал все попытки свободного творчества.

Или по сравнению с другими детьми и получайте удовольствие. Для ребенка — это очень сильный шок. потому что Творчество для детей — настоятельная необходимость. Они всегда работают над процессом и никогда не ценят свою работу. Но если их работа начинает критиковать, они приходят к выводу, что средний и всегда отвергает дальнейшие творческие проявления.

— Часто бывает так, что родители хотят, чтобы их ребенок был превосходным, и из-за этого они требуют от него невозможного.

Незримые для самых маленьких ошибок, и они просто ждут отличной работы. И если ребенок делает что-то не очень хорошее, то наказывайте его, или они говорят, что он не понравится ему, если он потерпит неудачу. Ребенок, который теряет свою любовь к своим родителям, равен смерти, поэтому он пытается сделать все, чтобы его предотвратить. Ей просто нужна отличная работа. Но так как настоящая работа не может быть выполнена без ошибок и сбоев, ребенок решает полностью удалить работу, но не допускает даже малейшей ошибки.

Такой ребенок будет постоянно инвалидом только через творческую судьбу, но также и с жизнью.

Развитие творческого мышления

Потому что его всегда будут судить по его достижениям и многого наказывают за его ошибки.

— Когда они маленькие дети, все они очень любопытные, креативные, спрашивающие о многих необычных вопросах, о которых думают многие взрослые. и если вы имеете дело с детьми, развиваете и поддерживаете любопытство, вы можете легко развить гения любого. Но просто любопытные и активные дети, которые являются проблемой для мирных родителей, учителей в садах и учителей в школе.

Такие дети требуют большого внимания и, кроме того, часто задают свои вопросы взрослым в тупике. И те, кто не сильно нагружается и не похож на дураков, начинают всевозможными способами ограничивать инициативы и проявления детей. Но не потому, что они «плохие», а потому, что они были воспитаны в такой ситуации и не знают, что делать. Таким образом, Вместо того, чтобы развивать эти творческие способности, детей учат быть послушными, хорошими и думать «как должны, как и все остальные»,. И когда такие дети растут и становятся взрослыми, они не нужны и больше не хотят создавать.

Они используются для «не-творческих».

О том, что произойдет, если вы не будете развивать свое творчество и что вам нужно сделать, чтобы снова потерять творчество, я напишу позже.

Мария ЖИГАН, бизнес-тренер, гештальт-терапевт.

www.becreative.com.ua, www.createyourlife.com.ua

Связанные новости
  • Не оставляй жизнь без творчества
  • Самый опасный враг творческих людей
  • Тренинг «Искусство создания идей»
  • Творческий тренажерный зал.

    Развивайте свое творчество

  • Вы должны развивать свои таланты!
  • Комментарии
    информация

    Посетители группы гости, не могу комментировать эту новость.

    Какая она креативная личность?

    Что означает слово «креативность»

    Сейчас многие граждане слышат с голубых экранов и частенько замечают в интернете такое слово,как «креативность». Понять,какую смысловую нагрузку несет это слов не представляет никакого труда.Гораздо сложнее определить,когда оно впервые стало применяться и что обозначать.

    История возникновения слова «креативность»

    Впервые это слово стал использовать профессор Джо Гилфорд. Он заимствовал слово «creatio» из латинского языка,которое в переводе означало «творение» или «создание» чего либо.
    В своих исследованиях интеллекта этот профессор обнаружил два типа мышления:

    • Дивергентное мышление, которое используется для нахождения нестандартных путей решения проблем,постоянно находя все новые и новые возможности.
    • Конвергентное мышление, которое применяется при решении различных проблем используя уже известные знания.

    Вы можете спросить,неужели до возникновения термина «креативность» не существовало творческого подхода в работе?
    Если смотреть на историю России,то мы можем увидеть множество доказательств «креативности» всего русского народа.
    Например Простой посадский человек Иван Кулибин увидел у своего соседа купца прекрасные часы с кукушкой.
    Этот механизм настолько поразил восемнадцатилетнего юношу,что он выпросил у купца эти чудо-часы,принес домой и полностью разобрал.
    Сообразив,как работает механизм,он попытался скопировать и создать собственные часики с кукушкой.Он был очень упорным человеком и вырезал ножом все детали.Когда он собрал свою копию — она к его огорчению не заработала.Тогда он понял,что без подходящих инструментов ему не обойтись.Тогда он отправляется в Москву и привозит оттуда все необходимое.
    Наконец он смог собрать работающую копию часов с кукушкой.
    Это и есть «креативность», человек не имея не малейшего понятия о механике, собирает сложнейшие устройство на коленке.

    В наше время способность человека мыслить не шаблонно весьма востребована во многих профессиях.Что бы стать более заметным для руководства нужно стать более заметным,проявить себя.

    Можно ли научиться «креативности»?

    По большому счету,каждый человек наделен от рождения известной долей пытливого ума.Главное правильно развивать это свойство.
    Как правило неординарные мысли посещают человека не тогда,когда он в поте лица трудится,а в момент полного довольства и расслабления,лежа на диване.Потягивая душистый чай и смотря позитивный фильм в голову может придти интересная идея.
    Однако это не означает,что не нужно получать образование,долго и терпеливо «грызть гранит науки».

    Гражданин,который с кажущейся небрежностью генерирует интересные идеи на самом деле проделал огромную подготовительную работу над собой.

    Известный психолог Абрахам Маслоу, который создал диаграмму человеческих потребностей, считал что способность «креативно» мыслить свойственна каждому человеку.

    Однако из за неправильного образования и воспитания многими впоследствии теряется

    Как же научиться генерировать у себя вдохновение?

    Многие исследователи утверждают,что для того,что бы создать действительно нечто новое,необходимо особенное состояние психики.Они предлагают научиться нескольким упражнениям,тренируя образное мышление.Таким образом можно действительно «вернуться в прошлое», «стать ребенком», который придумывает необычные вещи.
    Если постоянно тренировать вдохновение и озарение, то в нужный момент они помогут решить стоящую перед тобой серьезную проблему.
    Более того, теперь пресность и рутина уже не для вас, вы вырвались на новый уровень, как в работе так и в личной жизни.
    Можно перефразировать поговорку — «умный человек,станет умным во всем,а креативный человек,станет креативным во всем«
    Читайте еще:значение слова — сонар

    Креативный макияж видео

    Метки:древний рим, наука

    Похожие новости

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Что такое творчество?

    креативность (Latin creatio -. «Creation») — это способность человека создавать необычные идеи и оригинальные решения, которые отличаются от традиционных моделей мышления.

    Творчество является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции.

    Люди с высоким уровнем творчества называются творцами.

    По мнению некоторых ученых, в проявлении творчества — или лучше, расходящегося мышления, которое является основой для творчества, роль генетических факторов, в отличие от окружающей среды, мала (R.

    Николь [Р. Nichols, 1978]; Е. Л. Григоренко, Б. И. Кочубей, 1989). Согласно последним, высокий уровень творчества наблюдался у детей с широким кругом контактов и демократического стиля отношений с матерью.

    В исследовании В.И.

    Творческий

    Тютюнник (1994) показал, что потребности и творчество развиваются с пяти лет. Ученый считает, что основным фактором такого развития является содержание отношений ребенка со взрослым. Требование успеха в послушании не способствует независимости и в результате творчества.

    Среди многих фактов, подтверждающих решающую роль семейных и родительских отношений, есть также:

    первый

    Самая большая возможность показать креативность — это обычно старший или единственный ребенок в семье.

    2. У детей, которые идентифицируют себя со своими родителями (отцом), существует меньше возможностей проявить творчество.

    Напротив, если ребенок отождествляется с «идеальным героем», у него больше возможностей стать креативными. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители являются «средними», недостаточными людьми, идентификация с ними приводит к созданию не-творческого поведения ребенка.

    третий

    Чаще всего креативные дети появляются в семьях, где отец намного старше матери.

    4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию модели поведения, ограничивая поведение в детстве, что способствует развитию творчества.

    5. Это полезно для развития творчества, большего внимания к способностям ребенка, ситуации, когда талант становится организацией, которая начинается в семье.

    Таким образом, семейная среда, где, с одной стороны, забота о ребенке, а с другой стороны, ввела ряд несоответствующих требований, где небольшой внешний контроль поведения, когда творческая семья продвигается, а не стереотипное поведение, приводит к развитию творчества у детей V.

    Н. Дружинин, 1999, с. 214-215).

    Т. С. Суслова (1991) показала основные характеристики, характерные для творческих личностей. Это осознание, ответственность, настойчивость, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, инициативность, терпимость к риску, социальная смелость, локус внутреннего контроля, интеллектуальная лабильность.

    В.Н. Дружинин (1999) считает, что творчество — это развитие следующих механизмов: на основе общих грантов под влиянием микро-среды и конкуренции система мотивов и личностных качеств (нонконформизм, независимость, мотивация, самореализация) и общая поддержка преобразуется в реальное творчество, т.

    е. Творчество — это синтез таланта и определенной структуры личности.

    Избегайте проявления творчества с низким интеллектом, невротизмом и беспокойством.

    Личностные особенности творческого человека

    Введение

    Слово «творческий» часто употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой».

    Творческое мышление и творческая деятельность являются особенностью человека. Без этого качества нашего поведения развитие человечества и человеческого общества было бы немыслимо. Все, что нас окружает, связано с творческим мышлением и деятельностью людей: орудия труда и машины, дома; предметы быта; телевидение и радио, часы и телефон, холодильник и автомобиль. Но и общественная и даже частная жизнь людей исторически основываются на творческих достижениях. Это совершенно справедливо и для сегодняшнего, и для будущего развития общественной жизни.

    На любой ступени развития общества и в любой области перед людьми встают проблемы, которые требуют творческих усилий.

    Что же характеризует творческое? В основе своей творческий процесс — это процесс, в результате которого возникает нечто, не содержащееся в исходных условиях. На наиболее значительных проявлениях развития человеческого интеллекта можно проследить, что в основе творческого процесса лежат определенные закономерности

    Личность, как социализированный индивид

    Всем известно, что предметом изучения психологии является внутренний мир человека. Сама же психология делит человека на три «ипостаси»: индивид, индивидуальность и личность. Каждое из этих понятий раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемом в социально-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью , преобразующей мир, может быть передан формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».В свете вышесказанного, на мой взгляд, словосочетание «психология личности» звучит несколько надуманно. Так как «индивид» имеет лишь низшие (или натуральные) психические функции, то об изучении «психологии индивида» говорить достаточно сложно, а индивидуальность — это понятие настолько зависящие от «личности», что рассматривать «психологию индивидуальности» просто неэффективно. Это примерно тоже самое, что верить в Бога-сына, при этом отрицая существование Бога-Отца и Бога-Духа святого. Категория личности в психологической науке относится к числу базовых. Наверное, поэтому изучением личности занимаются педагогическая, возрастная, этническая, организационная психология, психология труда и ряд других как психологических, так и пограничным с ними дисциплин: педагогика, социология и т.д. Каждая из этих наук предоставляет ценные данные для разработки психологической общей теории личности, но несмотря на все это многообразие, на мой взгляд, наиболее эффективно будет рассматривать личность с трех позиций: личность, как социализированный индивид, личность, как активная жизненная позиция и личность в свете временной протяженности.

    «Социализацией называется процесс усвоения индивидом социального опыта , системы социальных связей и отношений», — такое определение дает психологический словарь и добавляет: «В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе».

    Л.С.Выготский выдвинул тезис о социальном происхождении психических функций человека.. Выдвигая этот тезис, Выгодский был вынужден примирить его с неоспоримым фактом существования психических функций у новорожденных. Ответом на это противоречие и явилось различение между низшими (натуральными) психическими функциями и высшими психическими функциями.

    Выготский видел развитие психических функций в контексте гегелевской схемы развития, согласно которой любая развивающая познавательная функция существует первоначально «в себе», затем «для других» и, наконец, «для себя». Эта схема хорошо поясняется примером оразвитии указательного жеста у младенцев: первоначально этот жест существует уже в форме неудавшегося хватательного движения, направленного на желаемый объект. Этот жест способен перейти во вторую стадию если будет соответствующим образоминтерпретирован взрослыми. Тогда это движение приобретает значение «помоги мне взять это» и ребенок начинает использовать его как для целей коммуникации с близкими взрослыми, так и для практических целей овладения желаемым объектом. Ребенок еще не осознает, что использует этот жест как социальный сигнал. И в третьей стадии ребенок уже пользуется этим жестом для контроля над своим собственным поведением, например для выделения определенного фрагмента картины и концентрации внимания на нем.

    В более общем плане развитие познавательных функций рассматривается как их переход от низших к высшим психическим формам, при этом различие между этими формами проводится по четырем критериям: происхождению, структуре, способу функционирования и отношению к другим психическим функциям. По происхождению большинство низших психических функций генетически врожденны, по структуре они не опосредованы, по способу функционирования они не произвольны, и в отношении к другим функциям они существуют как отдельные изолированные психические образования, (таким образом, можно сказать , что низшие психические функции никоим образом не зависят от социализации, от общества).В отличие от них высшие психические функции являются социально приобретенными: они опосредованны социальными значениями, они произвольно контролируются субъектом и существуют как звенья в целостной системе психических функции, т.е. высшие психические функции возникают под влиянием общества, под влиянием вовлечения индивида в активную общественную жизнь. Второй и третий критерии составляют особое качество высших психических функций, обозначаемые как осознанность.

    Таким образом мы подошли к проблеме «личность-индивид». В связи с различием понятий «индивид» и»личность» по содержанию, иногда возникают дискуссии: всякий ли индивид является личностью. Например, иногда утверждается, что личностями являются только творческие люди; из числа личностей пытаются выбросить лиц, ведущих себя антиобщественно (например, преступников), психически больных и т.д. Заявляется, что некоторые люди — это просто индивиды, но не личности. Конечно, личность может быть творческой, а может быть серой (впрочем, каждый человек обладает в той или иной степени «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы и элементарного, человек не может решать жизненные задачи, т.е. попросту прожить), может быть активно-преобразующей или пассивно-приспосабливающейся и т.д. Но каждый общественный индивид, человек является личностью, спорным может быть только вопрос о том, когда в процессе индивидуального развития начинает формироваться личность. Давайте подытожим, в чем же разница между индивидом и личностью: индивид — единичный представитель вида «Homo sapiens», в то время как понятие «личность» фиксирует те признаки, которые определяются принадлежностью индивида к обществу (социальное качество).

    Личность характеризуется многообразием свойств, и это многообразие закономерно. Психические свойства личности не могут быть раскрыты ни как функциональные, ни тем более как материально-структурные. Они принадлежат к той категории свойств, которые определяются как системные, и этой системой является общество. Под влиянием бихевиористической парадигмы родился такой подход: любой данный индивид развивается в некой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как элементы среды. Связь «индивид-общество», по существу, ничем не отличается от связи «организм-среда». Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации, уравновешивания, подкрепления и т.д. Правда, воздействия социальной среды более сложны (чем физической), также как и более сложны ответы индивида. Таким образом, можно прийти к выводу, что социализация индивида, его становление личностью — это ни что иное, как попытка «выживания». Но можно попробовать пойти еще немного дальше. Для этого давайте попробуем взглянуть на рефлексы с точки зрения органической и социальной сфер личности. В.М.Бехтерева разделяет несколько типов личных рефлексов. Изначально идут рефлексы появляющиеся в результате внутренних раздражений крайне необходимых для организма (эти рефлексы относятся скорее к инстинктам). Далее идут внешние раздражители, которые также возбуждают личную сферу, но не в смысле ближайшего удовлетворения потребностей организма, а в смысле дальнейшего обеспечения необходимых для него жизненных условий (например, человеку для выживания необходимо выкопать 12 корешков. После того, как он их выкопал, он, преодолевая усталость, старается выкопать еще 10 про запас.) Такие раздражители имеют связь с прошлым и с будущим .Таким образом, личная сфера, концентрируя в себе запас важнейшего для жизни организма прошлого опыта, образует собой главный центр нервно-психической деятельности, лежащей в основе активно-самостоятельного отношения организма к живому миру. С развитием общественной жизни личная сфера человека приобретает, помимо органического, социальный характер, в основе которого лежат нравственные и социальные отношения между людьми. Таким образом личная сфера социального характера является ступенькой для развития личности как «самобытной психической особи в социальной жизни народов». То есть личность будет зависеть от двух типов реакций на раздражители: органических (воздействие окружающей среды) и социальных (воздействие общества), и в зависимости от преобладания того или иного типа раздражителей, в ней будут превалировать черты эгоиста или альтруиста.

    При более высоком развитии невропсихики социальная сфера личности является важнейшим руководителем всех реакций, имеющих связь с общественными отношениями между людьми. Необходимо учитывать то, что сложный процесс развития социальной сферы личности не устраняет органическую сферу личности, но дополняет ее и частьюподавляет. Но человек, как существо не только социальное, но и культурное может развить социальную сферу в такой мере, что она не только будет преобладать над органической сферой, но и выражаясь поступками и действиями альтруистического характера, будет действовать подчас в явный ущерб или вопреки органическим потребностям индивида.

    Несмотря на то, что работу Бехтерева нужно рассматривать в первую очередь с точки зрения физиологии, мы можем вывести и кое-какие психологические закономерности и свести их с ранее сказанным: резюмируя эту главу, можно разделить личность как социализированный индивид по уровню развития на три группы: индивид как организм подстраивающийся под среду обитания; индивид, как личность, развивающаяся, подстраиваясь под общество и, наконец, личность как высокоорганизованное и высоко моральное существо, которое уже не старается «выжить», но наоборот, может действовать во вред себе, но на пользу обществу, то есть живет уже не ради себя, а ради каких-либо высших ценностей, будь то общество, Бог или личные идеалы.

    Личность, как активная жизненная позиция

    Включаясь в социальные процессы, личность тем самым изменяет и обстоятельства своей собственной жизни. Иначе говоря, основным условием самоопределения личности и сознательного регулирования своей жизнедеятельности является ее общественная активность. То, как именно конкретная личность участвует в тех или иных социальных процессах (содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется от участия в них), зависит от ее направленности, которая формируется в процессе развития личности в системе общественных отношений. Направленность же можно разделить на четыре составляющих: мотивационная сфера личности, ее потребности, жизненные цели способности. Вопрос о том, откуда берутся мотивы, как они возникают, является в психологии личности одним из основных и рождает многообразие теорий. Например, по концепции Маслоу, основой мотивов являются потребности, которые по мере развития индивида образуют своего рода пирамиду. В основании пирамиды лежат физиологические потребности (голод, жажда, секс и т.д.). Следующий уровень — это потребность в безопасности, но не как проявление инстинкта самосохранения, а как нужда в порядке, устойчивости. Третий уровень — это необходимость в принадлежности к какой-либо группе людей, в общении и т.д.. И, наконец, четвертый уровень - потребность в уважении, престиже. Несмотря на кажущуюся логическую завершенность, на мой взгляд, в этой концепции есть ряд недостатков, в частности то, что она рассматривает индивид вне связи с обществом, выхватывая абстрактное лицо из системы общественных отношений.

    Более интересно, по моему мнению, в этом отношении разделение мотивации на внешнюю и внутреннюю, исследуемое В.И.Чирковым и разработанное Эдвардом Л.Диси и Ричардом М.Руяном.

    Внешняя мотивация, по их теории это мотивация, при которой факторы воздействующие на поведение личности находятся вне Я личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней.

    Ученик стал более добросовестно выполнять все домашние задания после того, как родители пообещали купить ему велосипед. Работа над домашними заданиями в этом случае — внешне мотивированное поведение, так как направленность на уроки и интенсивность (в данном случае добросовестность) задаются внешним по отношению к самой учебе фактором: ожиданием получения велосипеда.

    Все приятели пошли в спортивную секцию, и наш ученик пошел. Поход в секцию для него - внешне-мотивационный акт, так как его инициация и направленность находятся полностью под контролем приятелей, т.е. вне собственного Я ученика. Общепризнанным является положение, что внешняя мотивация прежде всего основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции.

    Теории внешней мотивации наиболее ярко отражены в работах бихевиористов, которые в свою очередь, берут начало в исследованиях Э.Л.Торндайка. Закон Торндайка гласит, что привлекательные и непривлекательные последствия поведения влияют на частоту инициации поведенческих актов, приводящих к этим последствиям. Поведение, которое приводит к положительным последствиям, закрепляется и имеет тенденцию к повторению, тогда как поведение, приводящее к отрицательным последствиям, имеют тенденцию к прекращению.

    Сущность прикладного применения данной модели на практике заключается в систематическом подкреплении желательного поведения. Такая система существует в магазинах, когда покупателю сделавшему определенное количество покупок, выдается премия, подкрепляющая поведение,направленное на покупки именно в этом магазине. Важно отметить, что системы такого типа рассчитаны на подкрепление изначально неинтересного и непривлекательного поведения, которое по своей воле человек выполнять не станет. Человек в этом случае становитсямарионеткой подкреплений.

    Можно однозначно сказать, что внешняя мотивация направлена в первую очередь на людей, занимающих пассивную жизненную позицию с достаточно низкой социальной вовлеченностью.

    Внутренней мотивацией — называют такой тип мотивации при котором инициирующие и регулирующие факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. «Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели.»

    Если ученик приходит домой и с восторгом говорит, что в школе был интереснейший урок и он хочет почитать энциклопедию, чтобы завтра участвовать в обсуждении, то он демонстрирует пример внутренне-мотивированного поведения. В данном случае направленность на выполнение урок

    что это такое, параметры креативности, как развить креативность.

    Одна и та же задача имеет вариативное множество решений. Если найден неординарный выход из ситуации, человеку дается характеристика «креативный». Что означает это понятие и в чем его отличие от творчества рассмотрим подробно.

    Креативность

    Что такое креативность

    Понятие креативности происходит от английского слова «creativity», что в переводе означает «создание, созидание».

    В психологии креативность это:

    • умение создания интересных идей;
    • предложение неожиданных решений проблем;
    • отклонение от привычных алгоритмов мышления.

    Креативность близка по сути такому понятию как творчество, но не идентична ему. Творчество подразумевает процесс создания: предметов искусства, живописи, музыки, литературы. Креативность представляет собой особое свойство человека, которое позволяет заниматься творчеством. Таким образом, творческая личность всегда креативна, это обязательная ее характеристика.

    А. Маслоу, создатель пирамиды потребностей считал, что на самом высшем уровне среди нужд и желаний человека является самоактуализация – выражение во вне индивидуальных черт индивида. У каждого из нас есть что-то отличное от других людей и только через творческое начало мы можем предъявить это миру.

    Действовать креативно, значит поступать вопреки установленным шаблонам и рамкам. Авторы всех великих и не очень открытий и изобретений являются креативными людьми. Первым креативщиком была человекообразная обезьяна, которая использовала палку вместо руки для того, что сбить банан с куста.

    Изначально креативность рассматривалась как составляющая часть интеллекта, причем, в прямо пропорциональной зависимости: чем выше творческий потенциал, тем выше интеллект. Однако, в дальнейших исследованиях эта теория не подтвердилась. Высокий интеллект, т.е. умение мыслить логически, стройно, масштабно иногда даже мешает креативности. Человек настолько уверен в своих базовых знаниях, так логично выстроил картину мироздания, что выход за рамки установленных шаблонов не представляется возможным.

    Случается и так, что у человека в научной среде, обладающего обширными познаниями и опытом, рождаются креативные мысли, но воплотить в реалии он их не может в связи с низкой самооценкой, страхом и т.д.

    Развитие креативных способностей базируется на двух вещах:

    1. Понимание индивидом существующей проблемы и недостаточности или противоречивости имеющихся у него ресурсов (знаний и навыков) для ее решения. Особая чувствительность по отношению к возникшей ситуации, наличие фрустрации.

    2. Желание решить вопрос, найти выход, подтвердить или опровергнуть существующие решения и гипотезы.

    Таким образом, креативность — это явление, близкое по смыслу к творчеству и интеллекту, но являющееся обособленным понятием в психологии. Креативными считаются дети, которые еще не обладают установками и знаниями, мешающими творчески подходить к вопросу.

    Особенности креативного человека

    Креативность заложена в каждом человеке с самого рождения. Вспомните, как нестандартно пытаются поступать маленькие дети пока не услышат слово «нельзя» от родителей. Под влиянием социума у некоторых людей креативность с возрастом исчезает совсем или минимизируется.

    Характерные признаки у креативных личностей:

    • Эмоциональная оценка окружающей среды. Человек чувствителен к происходящим вокруг процессам, пропускает их через эмоции, не является бездушным свидетелем. Вместе с тем, его реакция на события не только живая, но и адекватная.
    • Нестандартное мышление. Индивид отключен от существующих стереотипов и шаблонов: он знает об их существовании, но не принимает слепо на веру. Восприятие материального мира у такого человека свежее и непосредственное как у ребенка. Думать креативно, часто означает думать неправильно и нетипично.
    • Способность к оправданному риску. Креативный человек должен иметь смелость не только на собственное мнение, но и на то, чтобы высказать его вслух, сказать, что не солнце вертится вокруг земли, а наоборот. Высказывая революционную идею, индивид понимает, что она может не подтвердиться, либо не будет принята в обществе.
    • Многогранность. «Талантливый человек талантлив во всем». Нестандартное мышление, поиск новых форм создания вещей и явлений проявляется во всех сферах жизни человека. Выход за рамки привычного происходит и на работе, и дома, и в реализации потребностей. В любой сфере индивид думает креативно.
    • Независимость. Креативность предполагает уверенность в себе и независимость от мнения окружающих и господствующих в обществе суждений. Человеку, самооценка которого зависит от одобрения других людей, сложно выдвигать необычные идеи, поскольку он боится подвергнуться критике. Самоуверенной личности осуждение со стороны общественности вреда не принесет.
    • Любопытство, широта интересов. Если человек не интересуется природой происхождения вещей и явлений, он не способен на альтернативные решения, принимая на веру то, что принято в социуме. Творческие личности отличаются любопытством, их часто сравнивают с детьми, которые только начали познавать мир.
    • Умение сосредоточиться, упорство. Несмотря на игривость и живость ума, такие люди способны на концентрацию внимания и обладают упорством. Внедрение креативных идей требует усидчивости, умения доводить дело до конца. Человек является первопроходцем, готовых путей у него не имеется.
    • Высокая степень автономности. Перечисленные свойства креативной личности (независимость, высокая самооценка) обуславливают возможность ее автономности от других людей и обстоятельств. Это люди целостные внутри, хотя могут быть и экстравертами, и интровертами.
    • Здоровая психика. Высокий уровень эмоциональности у креативной личности прекрасно уживается со здоровой психикой. Это еще одно отличие от известных творческих людей, многие из которых страдали от проявлений нестабильной психики.

    Во внешних проявлениях такие личности обычно очень яркие, с хорошим чувством юмора, что называется, «на виду». Креативный человек притягивает к себе других людей, с ним интересно, он умеет абстрагироваться от неприятностей и помочь найти нестандартный выход из тупиковых ситуаций. Как правило, среди таких людей нет нытиков и жалобщиков, отличительной их чертой является оптимизм.

    Особенность

    Параметры креативности

    На сегодняшний день в психологии используются параметры креативности, предложенные Д. Гилфордом, американским ученым, который активно занимался проблемами темперамента, мышления, исследованием интеллекта.

    Гилфорд выявил два типа человеческой мыслительной деятельности:

    • Конвергентное, при котором индивид при решении стоящей перед ним задачи находит один вариант решения из множества имеющихся. Альтернатив может быть несколько, но их число всегда ограничено.
    • Дивергентное, отличающееся тем, что оно идет по различным направлениям, а не выбирает из заданного множества. Такой тип мышления обуславливает неожиданность, не типичность принятого решения.

    Личности с дивергентным мышлением и есть креативные люди, они не решают задачу известными и традиционными методами, а прибегают к их поиску в различных направлениях.

    Гилфорд выделяет следующие параметры креативности:

    1. Индивид способен найти и правильно сформулировать (поставить) проблему. Креативный человек видит возможность постановки задачи там, где другие люди не видят, ведь они уверены, в том, что все уже известно и решено.

    2. Возможность человека выдавать большое количество новых, свежих идей.

    3. Продуцированные идеи отличаются разноплановостью.

    4. Наличие оригинальности мышления. Человек апеллирует к отдаленным ассоциациям, имеет необычные ответы на вопросы, отходит от общепринятых стандартов.

    5. Способность личности добавлять детали к вещи или явлению, тем самым совершенствуя их, придавая новое качество, делая пригодным для нетрадиционного использования.

    6. Способности к анализу и синтезу, логическим построениям.

    Другой известный психолог Е. Торенс, развивая теорию Гилфорда, представил процесс креативности в виде цепочки из пяти шагов:

    • Человек становится восприимчивым, чувствительным к появлению проблемы.
    • Он фиксируется на найденной задаче, начинает искать решение, выдвигает гипотезы.
    • Различные варианты решения, гипотезы проверяются, при необходимости – видоизменяются.
    • На заключительном этапе находится правильное в заданных условиях решение.

    Торренс добавил к определению понятия креативности тот факт, что это явление возникает из-за чувства дисгармонии человека, вызванной неопределенностью (незавершенностью) его деятельности.

    Как развить креативность

    Мы уже обозначили, что креативность сопряжена, но идентична таким понятиям как интеллект и талант, а значит ее можно в себе культивировать, развивать. Ниже приведены рекомендации.

    Развитие

    Как можно сделать это по-другому

    Для развития креативности этот вопрос следует задавать себе в любой ситуации. К примеру, вы ходите на работу от пункта А до пункта В через точки С и D. Попробуйте проложить свой путь через координаты F и E. По дороге анализируйте изменения, которые видите и свои эмоции, которые проживаете. Что нового вы обнаружили в пути?

    Старайтесь применять к своей задаче подходы из других сфер знаний и деятельности

    Например, при строительстве дома можно вспомнить кулинарные рецепты многослойных блюд и выкрасить каждый этаж своим цветом.

    Подумайте, что может улучшить качество и ценность работы или вещи

    Результатом деятельности человека на рабочем месте является определенный товар, явление или услуга. Какие дополнения могут сделать его более конкурентным? В свое время портные изобрели карман, как деталь одежды, желая не только украсить платье, но и добавить ему функционал. Благодаря этому мы сегодня имеем возможность носить разные мелочи в брюках и пиджаках.

    Изменение структуры или процесса деятельности

    Проанализируйте технологию деятельности, ее последовательность и содержание каждого этапа. Если рабочий процесс осуществляется поэтапно – подумайте, возможна ли перемена мест, например, В.C.А.D вместо привычных А.В.C.D.

    Не игнорировать случайные мысли и

    Иногда человек тщательно обдумывает проблему, но не находит ее решения. В таких ситуациях случаются спонтанные вспышки нестандартных мыслей и идей. Не следует пренебрегать такими вещами. Если они случаются ночью, то следует их записывать. Иногда в таких приходящих из вне вещах содержатся ценные прикладные мысли.

    Старайтесь абстрагироваться от знаний и полагаться на интуицию

    С развитием интернет-технологий информация преследует человека, сегодня на любой вопрос можно найти ответ у себя в телефоне. Если хотите развивать креативное мышление, следует ограничить себя в получении информации из вне.

    Оглядывайтесь по сторонам

    Для креативного человека важно умение мыслить абстрактно и ассоциативно. Прогуливаясь по улицам и паркам, приглядывайтесь и прислушивайтесь к окружающим звукам и явлениям. Возможно они наведут на мысли, которые можно применить к решению проблем или улучшению состояния рабочего процесса.

    Упражнения на развитие креативности

    Разработано большое количество упражнения для формирования креативного мышления. Мы расскажем о наиболее эффективных. Все они представлены в легкой игровой форме.

    Упражнения

    Сочинить историю из ограниченного количества слов

    Выпишите на лист бумаги несколько слов, которые следует определить в произвольном порядке. Составляйте короткий рассказ, стихотворение, используя только эти слова. Ограничение ресурса позволит подсознанию искать нестандартные пути для применения слов. Если история получится мало похожей на реальную действительность, то это нормально и даже приветствуется.

    Придумать нетипичное применение обычному предмету

    Возьмите любую вещь. Представьте, как можно ее использовать помимо прямого назначения. К примеру, чайная чашка. Она может стать поварешкой для супа, подставкой под карандаши, кашпо для небольшого цветка. Открытой стороной чашки можно вырезать круги на тесте для лепки мантов, обвести ее для рисования ровного круга и т.д. Так мы учимся смотреть на предметы и явления с необычного ракурса.

    Игра в слова-перевертыши

    Находясь на открытом пространстве по ходу движения произносите название предметов, которые видите «задом-наперед». Так, «дерево» превратиться в «оверед», а «бабочка» в «акчобаб». Далее также можно произносить не отдельные слова, а целые фразы. Подсознание закрепит возможность оценки предметов с противоположной стороны.

    Надевать выдуманные шляпы

    Представьте, что у вас есть несколько шляп разных цветов. Сначала подумайте о какой-то проблеме или задаче. Представьте, что на вас белая шляпа – четко анализируйте проблему, включив логику и интеллект. Поменяйте головной убор на красный – можно дать волю эмоциям, которые связаны с рассматриваемым вопросом. В зеленой – продуцируйте новые идеи, в желтой – ищите только позитив, в черной – негатив. Таким образом, мы учимся исследовать вопрос с помощью различных методов.

    Придумайте связь между словами

    Определите два слова, которые не имеют прямой связи между собой. Например, кровать и лангуст. Подумайте, как связать их в одно предложение, что может быть общего. Учимся соединять вещи, которые на поверхностный взгляд, не соединимы. В данном примере можно предположить, что лангуст – это товарный знак мебельной фабрики, изготовившей кровать, а ее логотип размещен на боковой поверхности изделия для отдыха.

    Ментальные карты

    Суть метода заключается в том, что в центре листа бумаги помещается ключевое слово. Все ассоциации, которые с ним связаны, размещаются в виде отходящих от центра веточек. Это могут быть как слова, так и любые графические изображения: таблицы, схемы. От вторичных понятий также проводятся ассоциативные связи. Картинка надолго остается в памяти.

    Мозговой штурм

    Широко распространенный метод развития коллективной креативности. Его суть заключается в том, чтобы развести генерирование идей и процесс их анализа. Одни участники высказывают любые, самые смелые идеи по решению проблемы. Другие люди проводят анализ предложений, критикуют, предлагают изменения.

    Разделение с последующим объединением

    Исследуемая вещь или явление раскладываются на составляющие единицы. Каждому их этих компонентов даются отдельные характеристики, затем из них складывается новый объект. К примеру, из квадрата с двумя синими и двумя красными сторонами можно сложить разноцветный треугольник.

    Вымышленный персонаж

    Выбирая решение, мы действуем с учетом своих знаний и опыта, судим «со своей колокольни». Можно временно стать одним из любимых героев сказок или кинофильмов- Красной Шапочкой, или Д. Бондом и подумать, в каком направлении стали бы мыслить эти персонажи. Таким образом можно избавиться от имеющихся стереотипов мышления.

    Перечисленные техники можно использовать без ограничений в любое свободное время. При регулярных тренировках уровень креативности значительно возрастает и человек сможет добиться серьезных успехов в своей деятельности.

    Психологические особенности творческой личности

    А. Маслоу связывает творческую одаренность с потребностью в «самоактуализации», т. е. с реализацией всех генетически обусловленных возможностей индивида. Он перечисляет черты личности, способной к самоактуализации:

    • аффективное (эмоциональное) восприятие действительности; живая и вместе с тем адекватная реакция на окружение, на происходящие события;
    • непосредственность в откликах на внешние воздействия, отсутствие стереотипов, заданное™, низкий самоконтроль;
    • свежесть, непосредственность восприятия;
    • умение сосредоточиться на проблеме;
    • независимость в суждениях;
    • чувство общности с другими людьми;
    • принятие себя и других такими, какие они есть, без предъявления высоких требований и без представления о себе как о достигшем всех возможных совершенств;
    • чувство юмора;
    • «творческое начало», выражающееся в отсутствии консерватизма, стремлении искать новые пути, способности видеть новые проблемы.

    Побуждение к самоактуализации Маслоу определяет так:

    «Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией».

    Самореализация личности, по Маслоу, означает «полное использование и разработку своих способностей и возможностей». Автор подчеркивает побуждающее действие способности и потенциальных возможностей человека:

    «Я полагаю, — пишет Маслоу, — что любой талант, любая способность являются также мотивацией, потребностью, импульсом».

    Способность к самоактуализации он рассматривает как некое врожденное свойство людей, независимое от окружающих их условий, носящее бессознательный характер.

    Понятие самоактуализации у Э. Шострема предполагает активность, инициативность индивида в процессе его развития, свойственный ему момент самодвижения.

    Выделение потребности в самоактуализации закономерным образом привело к попыткам исследовать психологические характеристики подобного рода людей. Было выделено 27 свойств, среди которых ведущее место занимает сосредоточенность не на собственной личности, не на узко индивидуальных интересах, но на более широких общественных целях. Такие люди, по мнению Шострема, испытывают, как и все остальные, чувство стыда, вины, тревоги, но их беспокоит не собственная судьба. Они стыдятся недостатков рода, культуры или группы, с которыми себя отождествляют.

    Самоактуализирующейся личности не свойственно стремление к безопасности, защите себя от окружающего мира. Она не нуждается в системе защитных механизмов, постулируемых фрейдистами как необходимое условие существования. Функцию защиты и устранения тревожности выполняет у такой личности адекватное восприятие реальности. Собственно, индивидуальные желания, страхи, эмоции не искажают понимания действительного хода вещей.

    Адекватно воспринимая окружающий мир, других людей, такая личность хорошо осознает себя, свои желания и цели. Страх знания себя, по мнению Шострема, подобен страху перед внешним миром и препятствует развитию лучших сторон личности. В отличие от здоровых, реализующих себя индивидов невротическая личность искажает реальность, предъявляет к ней неадекватные требования, рассматривает ее сквозь призму своих убеждений, боится неизвестного и нового. Проистекающая от искаженного восприятия действительности неуверенность обуславливает такую черту невротической личности, как стремление искать одобрение со стороны других людей. Напротив, самоактуализирующиеся личности опираются на собственное мнение и оценку событий, живут по своим законам и ищут самоодобрения, а не одобрения извне.

    Наряду с ориентацией на собственную самооценку для таких личностей характерно чувство общности с другими людьми, симпатия к ним. Эти люди демократичны, учатся у каждого, не думая о собственном престиже. Их эмоциональная жизнь необычайно богата. Они способны к глубоким и полным переживаниям близости, любви, дружбы, тонко чувствуют природу, искусство. Они способны проницательно судить о других, быстро распознавать притворство, обман, нечестность. В искусстве, науке, политике самоактуализирующиеся люди быстро ориентируются, усматривают скрытые возможности, легче, чем Другие, разбираются в трудных вопросах. Порою удивляет свежесть и нешаблонность их восприятия.

    В области науки такие люди являются новаторами, в отличие от многочисленных ученых, обладающих высоким интеллектом, но из-за робости, тревожности, приверженности установившимся мнениям разрабатывающих уже высказанные другими идеи.

    Творческая направленность и творческие способности являются, согласно Шострему, универсальной характеристикой личности, пронизывающей все ее стороны. Этим креативность отличается от высших способностей талантливого человека, часто не затрагивающих всей его личности и не сочетающихся с психическим здоровьем.

    Многие психотерапевты разделяют эти теоретические представления гуманистической психологии. Самоактуализирующаяся личность является, по их мнению, психологически здоровой и рассматривается как конечная цель и желаемый результат психотерапии. Следовательно, об успешности процесса психотерапии можно судить по тому уровню самоактуализации, которого достигает пациент.

    Было бы очень удобно, если бы можно было выделить один какой-то тип творческой личности, изучить его, придумать тесты для диагностики этого типа при приеме в школы и высшие художественные заведения. Однако в природе существует огромное разнобразие вариантов различных черт личности и возможности компенсаций одних недостающих черт другими. Если обратиться к темпераменту как к биологической основе личности, ее врожденному свойству, мы увидим, что нет «выгодных» и «невыгодных» темпераментов. Ясно, однако, что есть черты темперамента, способствующие развитию творческого потенциала личности.

    Как известно, темперамент имеет две составляющие: активность и эмоциональность. Очевидно, обе эти составляющие очень существенны для характеристики творческих способностей. Третьей важной составляющей является подвижность нервных процессов.

    К. Леонгард (Leongard, 1974) создал типологию личностей на основе показателей темперамента и некоторых черт характера. Пользуясь вопросником, составленным на основе этой типологии, можно экспериментально выделить некоторые качества, присущие творческим людям. Одним из них является гипертимностъ (высокая энергетичность деятельности и общения). Однако гипертимность присуща актерски одаренным людям, но не обязательна для развития музыкальных или литературных способностей. Другим качеством творческой одаренности является, как уже было сказано, эмотивность, т. е. способность к сопереживанию, тонкость чувств, эстетическая направленность личности.

    Черту, называемую Леонгардом циклотимией, можно трактовать как психологическую подвижность. Она выражается в перепадах настроения от повышенной активности, бодрости, жизнерадостности до подавленного мрачного настроения. Светлые и темные периоды тянутся достаточно долго — два-три месяца. Эксперименты показали, что художественно одаренным людям свойственна циклотимия и, в свою очередь, она обусловлена психологической подвижностью.

    Еще одним качеством, в большей степени присущим многим творческим людям, оказалась экзальтированность. Можно трактовать это свойство как силу чувств, т. е. размах переживания, способность очень эмоционально переживать как большую радость, так и большое горе.

    Теоретически творческому человеку, направленному на то, чтобы его произведения были восприняты другими людьми, должна быть свойственна экстраверсия. Но, с другой стороны, художник живет богатой творческой жизнью: идеями, образами, настроениями. Сочетание общительности с ориентацией на мир чувств, идей, образов швейцарский психолог Г. Роршах (Н. Rorshach, 1923) назвал интротензией.

    Р. Кеттелл (R. Kettell, 1972, 1976) создал личностный вопросник, позволяющий определять 16 качеств личности. Некоторые из этих качеств оказались присущими творческой личности. Доброжелательность, раскованность, социальная смелость, независимость, импульсивность, низкий самоконтроль характерны для большинства художественно одаренных людей. Среди этих черт особенно интересен комплекс «детскости». Он включает непосредственность восприятия, яркость впечатлений, доверчивость, открытость миру. Однако в личности профессионала эти черты соседствуют с чувством социальной ответственности, способностью управлять собой и своим вдохновением.

    Детскость имеет и отрицательные черты: творчески одаренные люди часто непредсказуемы, нетерпеливы, внешне капризны, легкомысленны, доверчивы. Высокая чувствительность проявляется как ранимость, тревожность; потребность в самоутверждении — как болезненное самолюбие.

    Художественная одаренность делает человека незащищенным; тревожность приводит к тому, что многие творческие люди страдают неврозами, психической неустойчивостью, отклонениями в поведении. Однако в напряженной и продуктивной работе такая личность находит спасение. Если человек продуктивен, нельзя сказать, что он не адаптирован к условиям жизни. Американский психолог Ф. Бэррон (F. Barron,1969) утверждает, что творческий человек, как и всякий другой, встречает на своем пути препятствия, переживает конфликты. Но несмотря на хрупкую психическую организацию, он обладает запасом прочности. Именно творческие способности и конструктивная деятельность позволяют ему справляться с конфликтами, возникающими при столкновении с косной средой. Экспериментальные данные подтверждают, что творческие люди обладают достаточным запасом душевных сил, чтобы сопротивляться давлению среды и преодолевать его.

    кто это такой и как его распознать?

    Если верить вакансиям, творческих людей везде ждут с распростертыми объятиями. Им «открыты двери» для работы или сотрудничества. Но, как ни странно, к этому критерию в резюме наибольшее недоверие со стороны работодателей. Выходит так, что они сами не знают, что значит креативный? Зачем требовать от претендентов то, в чем сомневаешься? Как распознать творческие задатки? Как понять, что перед нами креативный человек?

    Содержание [показать]

    1. Кто такой креативный человек?
    2. Его особенности.

    Кто такой креативный человек?

    Креативный человек — это личность, способная принимать креативные идеи, благодаря развитому творческому мышлению. Не стоит думать, что такой человек «с другой планеты». Не обязательно он будет выглядеть вызывающе. Не всегда разукрашенный панк, от которого с воплями разбегаются дети и крестятся старушки, оказывается креативным человеком. Совершенно нет. Креативность выражается в поступках и умении генерировать креативные идеи – нестандартные решения.

    Благодаря такому навыку совершаются научные открытия, появляются технологические новшества, создаются произведения искусства. Но изобретатели ценны не только в планетарном масштабе. Творческий подход важен и на бытовом уровне, при решении нестандартных ситуаций в обычной жизни. Актуально это для выходцев из постсоветских республик, среди которых, в связи со сложными социально-экономическими условиями, каждый второй – практически Кулибин. Но, все-таки, как распознать, что перед нами творческая личность?

    Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру и реализовать ваш потенциал по максимуму? Узнайте бесплатно, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы Дизайн Человека.

    Что означает слово креативный, вроде бы, разобрались. Как выявить это качество в собеседнике или потенциальном работнике? Существуют признаки, которые характерны творческим личностям:

    По этим критериям достаточно легко удостовериться, что собеседник имеет творческий потенциал.

    Пройти тест на полушария мозга

    Креативные люди — кто они?

    1. Пренебрежение стереотипами и правилами.

    Что такое креативный? Прежде всего, креативный – это свободомыслящий. Такой человек будет в душе бунтарем или революционером. Не обязательно он будет верхом на танке агитировать против власти. Нет, революции бывают менее кровавые. Например, в определенной сфере знаний, направлении творчества и т.д. Креативный человек всегда будет идти против системы, догм, распорядков. Если собеседник лояльно относится к бюрократии или многотомным правилам, то, скорее всего, он способен к творчеству не в полной мере.

    2. Способность фантазировать.

    Важная черта всех творческих личностей – умение придумывать свои миры, закрытые для окружающих. Это не означает, что их фантазии оторваны от реальности. Просто, из-за умения абстрагироваться, они могут находить неожиданные решения, либо черпать вдохновение, как бы подзаряжая свой творческий потенциал. В этом креативный человек очень похож на ребенка. Умение фантазировать – тот элемент детства, который полезно сохранить во взрослые годы.

    3. Наблюдательность.

    Нестандартные идеи очень часто посещают наблюдательных людей, склонных уделять внимание мелочам. Благодаря этой особенности, творческие личности способны обратить внимание на любой пустяк, который в итоге станет ключом к решению задания. Но их внимательность избирательна. Это означает, что они порой не замечают очевидных вещей, при этом акцентируя внимание на том, чего не видят все остальные.

    4. Невосприятие рутины.

    Креативный человек, в силу своей творческой природы, очень плохо переносит обыденность и серость. Поэтому рутина – главнейший враг нестандартных идей. Если речь идет о творческой личности, то такой человек не уйдет «по уши» в выполнение монотонных и однообразных заданий. Скорее он возьмет отгул, уволится, либо попросит о помощи кого-то другого.

    5. Умение видеть возможности в неожиданных направлениях.

    Это умение можно считать производным от наблюдательности и способности фантазировать. Креативный человек в любой ситуации умеет действовать нестандартно. Там, где другие столкнутся с непреодолимым препятствием, творческий человек обязательно придумает, как его преодолеть. Поэтому наличие подобного сотрудника в коллективе практически всегда гарантирует обилие оригинальных идей и решений.

    6. Ранимость перед критикой.

    У каждой медали есть своя обратная сторона. Так и у творчества имеются свои недостатки. Например, излишняя ранимость творческих людей. Мало кто из них способен спокойно переносить критику своих идей или творений. Творческая личность может обидеться даже на конструктивные замечания. Данную особенность необходимо учитывать при общении с такими людьми, ведь одно неосторожное слово может вызвать настоящий шквал эмоций, временно перекрыть поток креативных идей.

    7. Поиск новых эмоций и впечатлений.

    Творческие люди ищут новые эмоции. Это одна из основных причин, из-за которой они так нетерпимы к обыденности. Ведь рутина не дает им возможности вдохновиться на создание очередного шедевра. Поэтому, если человек креативный, то он, скорее всего, склонен к путешествиям, оригинальным хобби. Также, творческие личности отличаются повышенной любознательностью. Они хотят все узнать и попробовать. Склонны они и к различным видам зависимости, например от алкоголя или азартных игр. Безусловно, далеко не каждый креативный человек отличается вредной привычкой, но в любом случае, у него имеется источник вдохновения.

    Можно сделать вывод, что креативный человек – это реформатор в лучшем смысле данного слова. Всегда идет против стандартов и правил. В связи с этим он и генерирует время от времени креативные идеи. Универсальной формулы творчества не существует. Каждый черпает вдохновение по своему. Важен итог – абсолютно новое решение, которое позволяет выполнить определенное задание в необычный способ.

    Пройти тест на тип личности