значение, в чем помогает реликвия
- История и чудотворения образа Божией Матери
- Остробрамская Богородица: значение иконы
- Как и о чём молятся перед реликвией Остробрамская?
- Молитва Пресвятой Богородице Остробрамская
В православной и католической традиции существуют разные обычаи написания и почитания образов. Однако есть святыни, к которым взывают христиане любых конфессий – об одной из них и расскажет Вам наша статья. Здесь описано, что символизирует эта реликвия, как она была обретена и даже где хранить дома такую икону.
История и чудотворения образа Божией Матери
Уже много лет в столице Литвы Вильнюсе находится удивительная реликвия – лик Небесной Царицы. До сих пор неизвестно, как именно он появился в городе – одни источники утверждают, будто 14 апреля 1431 г. святыня возникла в храме по Господнему соизволению, другие же считают, что икону подарил владыке Великого княжества Литовского Ольгерду византийский император Иоанн V Палеолог. Есть и третья версия, согласно которой образ, именованный Корсунским Благовещенским, был привезён из Херсонеса как трофей в походе против крымских татар и пожертвован в Троицкий собор.
Но, откуда бы ни взялась реликвия, в середине XVI ст. она уже стояла в небольшой часовне над Острыми вратами (лат. «Aštria broma») в оборонительной стене Вильнюса – отсюда и название святыни. Сначала лик Девы Марии был обращён к ведущей в столицу дороге, но после пожара в 1711 г. её повернули так, чтобы взор Богородицы осенял город и возведённый неподалёку костёл кармелитов.
Остробрамская икона Божией Матери из янтаря |
Остробрамская икона Божией Матери славится многочисленными чудесами. Так, в 1671 г. она спасла двухлетнего ребёнка, который выпал из окошка каплицы, расположенного более чем в 2 м над каменной мостовой – малыш приземлился целым и невредимым, не получив ни единой царапины. В период Великой Северной войны (1700-1721 гг.), когда враги заняли Вильнюс и уничтожили множество древних христианских ценностей, реликвия осталась невредимой – как только противники попытались ворваться в часовню, на них упали ворота, которые в мирное время сдвигали лишь объединёнными усилиями 10 взрослых мужчин. А в 1708 г., когда в городе зимовал Пётр I со своей армией и один солдат попытался сорвать со святыни драгоценный оклад, его отбросило к стене.
В восточнохристианской церкви память образа празднуется 8 января (26 декабря по старому стилю), а в католической – 14 апреля и 16 ноября.
Остробрамская Богородица: значение иконы
Этот образ принадлежит к категории Агиосорити́сса – так называют святыни, где Пречистая Дева показана без Божьего Сына. Скрещённые на груди руки взывающей к Господу Мадонны, Её опущенные глаза и смиренное выражение лица являют верующим образец терпения, кротости, невинности, готовности положиться на волю Творца. А некоторые исследователи убеждены, что изначально реликвия демонстрировала сцену Благовещения, но фрагмент с Гавриилом был утрачен.
Икона Остробрамская без оклада |
Лик Небесной Царицы запечатлён на двух дубовых досках размером 200*165 см с помощью темперы (порошковые краски, которые разбавляют водой). Его авторство приписывали краковскому мастеру Лукашу Поренбскому, голландскому живописцу Мартину де Вос или же итальянскому художнику, пожелавшему остаться безымянным.
Сейчас реликвия закрыта позолоченным самоцветами киотом и герметичным металлическим контейнером, к которому подведена сигнализация. От чего защищает подобное вместилище? Оно предотвращает разрушение пигментов из-за перепадов температуры, прикосновений, яркого солнечного света, а также вандализм и воровство.
Ризы Богородицы украшены замысловатым орнаментом, характерным для эпохи барокко. В таком же духе выполнены и венчающие Её короны, от которых расходятся звёзды и солнечные лучи. Подобный рисунок символизирует власть над небом и землёй, духовным и материальным мирами. А под фигурой Пресвятой Девы виден серебряный полумесяц, прикреплённый туда в 1849 г. Это вотум (от лат. «votivus» – принесённый богам обет) – подношение, посредством которого люди выражают свою признательность за Господне благодеяние. Впрочем, этот дар не единственный – при пересчёте в 1927 г. их количество превышало 14 тыс.!
Где вешать икону? Её можно поместить в красном углу (части комнаты, обращённой на юго-восток) или же над входной дверью, подражая изначальному расположению реликвии. Считается, что тогда образ будет оберегать Ваше жилище от непрошенных гостей, воров, грабителей, пожаров и других бедствий. Но где бы не находилась святыня, не забывайте поддерживать её в чистом и опрятном виде – регулярно смахивайте пыль, устилайте подставку белой тканью либо вышитыми рушниками, убирайте посторонние предметы и зажигайте у лика лампадку или свечу.
Как и о чём молятся перед реликвией Остробрамская?
К лику Остробрамской Богородицы обращаются при любой нужде: он подсказывает решения проблем, способы преодоления преград и выхода из затруднительных ситуаций, направляет на истинный путь, избавляет от заблуждений, сомнений, искушений и соблазнов. Святыня предупреждает неурядицы, опасности, наветы и козни недоброжелателей, облегчает лишения, хранит от зависти, сплетен, проклятий, дурного глаза и злых сил. Также она позволяет найти пропавших либо похищенных людей, неоднократно приходя на помощь даже тогда, когда родные и близкие уже утратили всякую надежду.
Этот образ издавна покровительствует семье и браку – он укрепляет родственные узы, учит пониманию, прощению и любви, вразумляет детей и взрослых, дарует гармонию, процветание, достаток. Поэтому Вы можете купить икону в подарок молодожёнам или тем, кто празднует годовщину свадьбы. Пригодится она и молодым родителям – созерцание лика Девы Марии будет оберегать младенца от болезней и недомоганий, успокаивать, способствовать хорошему самочувствию матери и ребёнка.
Популярные товары |
Реликвия излечивает самые разные заболевания – от мигреней до бесплодия, паралича, эпилепсии, лейкемии. Влияет она и на психическое состояние человека, утешая тех, кто пребывает в тоске, отчаянии, унынии, апатии, депрессии либо нервном расстройстве. Прибегая к святыне, очистите сознание от посторонних мыслей и забот, полностью отдайтесь беседе с Творцом – и Господь вознаградит Вас умиротворением, безмятежностью и тихой радостью.
Теперь Вы знаете, как явилась людям икона «Остробрамская», значение, в чём помогает образ. А наш интернет-магазин «Янтарь Полесья» с радостью предоставит Вам возможность приобрести великолепную реликвию, вручную изготовленную из натурального полесского янтаря. Мастер любовно воспроизвёл все нюансы одухотворённого лика Небесной Царицы, украсил Её одеяние цельными драгоценными камнями и усыпал фон произведения массивными кабошонами. Так пусть же эта уникальная самоцветная святыня станет Вашей опорой, надеждой и поддержкой!
Молитва Пресвятой Богородице Остробрамская
А чтобы ощутить благодать образа, произносите перед ним молитву: «О пресвятая Госпоже, Владычица моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй нас, грешных рабов твоих ( имена) от напрасной клеветы, от всякие беды и напасти, злых и лукавых человек и наглые смерти. Защити нас, Владычице Богородице, от всех враг наших видимых и невидимых, от лютого навета вражия и от всякого злаго обстояния. Аминь» или же кондак «Возбранной Воеводе и предивной Заступнице рода христианскаго, благоизволившей от святыя Своея иконы изливати нам струи благодатных исцелений, похвальная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Ты же, яко благая Заступница чтущих Тя, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая».
Икона Божией Матери Остробрамская Виленская
Кондак 1
Возбранной Воеводе и предивной Заступнице рода христианскаго, благоизволившей от святыя Своея иконы изливати нам струи благодатных исцелений, похвальная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Ты же, яко благая Заступница чтущих Тя, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.
Икос 1
Ангел с небесе послан бысть рещи Богородице: Радуйся! Мы же, земнороднии, дивящеся воплощению от Тебе Сына Твоего и Бога нашего, дерзаем воспевати Тебе сице:
Радуйся, благодатная Богородице Дево;
Радуйся, преблагословенная в женах.
Радуйся, яко Спаса родила еси душ наших;
Радуйся, яко Свободителя явила еси нам.
Радуйся, небесе и земли Царице;
Радуйся, яко превышши еси всякаго создания.
Радуйся, ангелы на небеси чтимая;
Радуйся, человеки на земли прославляемая.
Радуйся, яко пришедши ко Елисавете, Сама прорекла еси: «Отныне ублажат Мя вси роди»;
Радуйся, яко воистинну вси роди до ныне Тя непрестанно ублажают.
Радуйся, верно Тя величающим помощь скорую дарующая;
Радуйся, чудотворными Своими иконами, яко солнцем, светящая.
Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.
Кондак 2
Видящи, всеблагая Владычице, с высоты святаго жилища Своего скорбь и тесноту жития в державе нашей, восхотела еси явити зде славу Твою, чудотворным образом Твоим подающи скорбящим утешение, болящим исцеление, бедствующим помощь, да видяще таковую милость Твою к нам, благодарными усты воспеваем вси Богу: Аллилуия.
Икос 2
Разум благопросвещен имуще, святии праотцы и пророцы в образех, видениих и сониих чудное Рождество Твое и тайну Приснодевства Твоего изобразиша. Апостоли же Христови, проразумевше духом, коль вожделенно будет для верующих изображение святейшего лика Пречистыя Девы Богоматере, избраша из среды себе божественного Луку, яко живописца предивна. И той, испросив Матернее от Тебе благословение, подкрепляемый постом и молитвою, написа первую икону Твою, Владычице, к нейже Сама рекла еси: с образом сим будут благодать Моя и сила. Сего ради со умилением и любовию воспеваем Тебе:
Радуйся, Лествице высокая, Иаковом древле виденная;
Радуйся, землю с Небом совокупльшая;
Радуйся, Бога, на земле явльшагося, во чреве Твоем понесшая;
Радуйся, яко Неопалимая Купина нетленною пребывшая.
Радуйся, светоносный Облаче, из негоже всех Владыка, яко дождь на руно, на землю сниде.
Радуйся, чудный Жезле, цветами добродетелей верных украшающая.
Радуйся, Живоносный Источниче;
Радуйся, алчущими жаждущим вечныя правды Насыщение рождшая.
Радуйся, Христа, манну жизни, во чрево Свое вместившая;
Радуйся, души наша хлебом безсмертия насыщающая.
Радуйся, яко молящиеся Тебе от всякаго зла сохраняются;
Радуйся, яко Твоя честныя иконы чудесами прославляются.
Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.
Кондак 3
Сила Вышняго осеняет всякаго человека, с верою притекающаго к Твоей цельбоносней иконе, юже даровала еси людем на утешение. Сего ради и мы, со умилением взирающе на святый Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, из глубины сердца вопием: осени и нас сирых и безпомощных, да воспоем прославляющему Тя Господу: Аллилуия.
Икос 3
Имый благое попечение о людех благосердый Господь, попусти иконе Твоей святей оставити на время некое храм Православныя Церкве, егда монаси латинстии, вземше образ Твой святый, поставиша его во храме своем. Ты же и тамо явила еси токи благодатных чудес Твоих, да познают вси христиане, коль сильна есть помощь Богоматере, и да с радостию воспевают Ти сице:
Радуйся, всех христиан помощнице;
Радуйся, Православныя Церкве славо и утешение.
Радуйся, яко отроковицею вошла еси в храм Господень;
Радуйся, яко во храме воспиталася еси.
Радуйся, святых храмов первейшее украшение;
Радуйся, яко и Сама соделалася еси храмом Сына Божия.
Радуйся, в четыредесятый день отрока Иисуса в храм Божий принесшая;
Радуйся, яко сбысться предреченное Тебе во храме Симеоном Богоприимцем.
Радуйся, любящая всех чтущих храмы Божия;
Радуйся, святых храмов твердое ограждение.
Радуйся, яко во Храме Небеснем вечно царствуеши;
Радуйся, яко вся верныя в храм сей ввести тщишися.
Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.
Кондак 4
Бурю земнаго скорбнаго жития нашего в немощех и болезнех видящи, Премилосердная Мати Божия благоизволи быти чуду явления образа своего во граде Киеве, темже мы с радостию неизреченною припадаем к Тебе, Владычице, и из глубины души благодарим Тя, дивную Заступницу, воспевающе Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше ближнии и дальнии о дивном чудеси святыя иконы Твоея, Пречистая Владычице, со усердием многим притекаху к цельбоносному Твоему образу, приемля от него дары неисчетных Твоих благодеяний. Темже и мы, аще и недостойни суще, со благоговением и радостию покланяемся Тебе пред сим чудным образом и достодолжно Тя песньми ублажаем:
Радуйся, обет девства Господеви давшая;
Радуйся, до конца той соблюдшая.
Радуйся, девство и рождество сочетавшая;
Радуйся, яко по рождестве пребыла еси Дева непорочная.
Радуйся, добрыя обеты приемлющая;
Радуйся, не соблюдающих обеты наказующая.
Радуйся, покровительнице притекающих к Тебе по обету паломников;
Радуйся, милости дарующая Тебе молящимся.
Радуйся, благим намерением способствующая;
Радуйся, злая начинания разрушающая.
Радуйся, во дни земнаго странствия нашего добрая Путеводительнице;
Радуйся, к тихому пристанищу нас приводящая.
Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.
Кондак 5
Яко лучезарная звезда возсия в стране нашей святая Твоя чудотворная икона, Богородице Дево. Мы же, озаряемии сиянием пресветлых чудес Твоих, преклоняюще колена сердца, вопием Подателю чудес Богу: Аллилуия.
Икос 5
Видящи, яко тщетна есть помощь врачев земных, уврачевати болящего сына не могущих, боголюбивая мати его начат возносити усердныя молитвы ко Врачу небесному. Вразумление получив призвати в помощь Тя, Богородице, поспеши в храм Твой, ко святому образу Твоему и, совершив пред ним усердное молебное пение, испроси чудеснаго исцеления сына. Сего ради и мы немощнии, надеющиися на Твою всесильную помощь, дерзаем воспевати Ти:
Радуйся, немощным здравие дарующая;
Радуйся, всякия болезни исцеляющая.
Радуйся, оставленных врачами под Свой покров приемлющая;
Радуйся, исцеление им подающая.
Радуйся, огнь лютыя болезни утоляющая;
Радуйся, от одра смертнаго возставляющая.
Радуйся, безнадежным надеяние;
Радуйся, упование наше непостыдное.
Радуйся, немощи душевныя врачующая;
Радуйся, грешников на путь правый наставляющая.
Радуйся, греховную отъемлющая скверну;
Радуйся, бане, омывающая совесть.
Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.
Кондак 6
Предстояще пред Твоим образом, архиреев сословие, священницы, монаси и вси людие проповедуют неисчетная Твоя благодеяния, яже обильно изливаеши от святыя Твоея иконы. Сего ради и мы, грешнии, предстояще ныне пред чудотворным Твоим образом, веруем и уповаем, яко испросиши вся благая и полезная нам у Сына Твоего и Бога нашего, Ему же дерзновенно вопием: Аллилуия.
Икос 6
Возсия благодать от святыя Твоея иконы, юже иногда яве узреша разбойницы; тии же честно исповедавше грехи своя вся и избавльшеся Тобою от верныя смерти духовныя, научиша ны воспевати Ти похвалы сия:
Радуйся, от напрасныя смерти спасающая;
Радуйся, от греха смертнаго избавляющая.
Радуйся, Начальника живота и смерти рождшая;
Радуйся, Мати Живота, смерть умертвившаго.
Радуйся, яко в час смерти Своея тихо возлегла еси на одре Своем;
Радуйся, яко Сын Твой и Бог наш кротко душу Твою от тела отдели.
Радуйся, яко с телом взята была еси на небо:
Радуйся, яко и по смерти жива еси.
Радуйся, непостыдную кончину нам дарующая;
Радуйся, в час кончины нашея нас заступающая.
Радуйся, и по смерти нас не оставляющая;
Радуйся, от воздушных мытарств спасающая.
Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.
Кондак 7
Хотяй явити велию любовь Свою к людям, Человеколюбец Господь Тебе, Матерь Свою Пренепорочную, покров и защиту роду христианскому дарова, да будеши печальным утешение, скорбящим радование, отчаянным надеяние, вечныя муки Своим ходатайством избавляющи и к небесному веселию всех приводящи, вопиющих непрестанно гласом хваления Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.
Икос 7
Новое чудо даровала еси, Дево Богородице, от боголепныя иконы Своея, егда возвращала чада похищенныя родителем их, усердно к лику Твоему святому с молитвою притекающим. Мы же, с любовию прославляюще Тя, Помощницу нашу Всеизрядную, немолчными гласы вопием:
Радуйся, Своим пришествием нас обогащающая;
Радуйся, всех прибегающих под кров Твой приемлющая.
Радуйся, раны греховныя благоутробно врачующая;
Радуйся, праведный гнев Божий на нас, грешных, Твоим молением скоро утоляющая.
Радуйся, терпеливых страдальцев дарами благодатными ущедряющая;
Радуйся, к покаянию нас призывающая.
Радуйся, грешников молений не отвергающая;
Радуйся, желания богоугодная исполняющая.
Радуйся, радость скорую подающая;
Радуйся, на смиренныя призирающая.
Радуйся, врагов наших видимых и невидимых побеждающая;
Радуйся, любящия и чтущия Тя от всяких бед избавляющая.
Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.
Кондак 8
Странно и сумнительно неверующим слышати, како от с
Икона остробрамская богородица значение в чем помогает, островская божья матерь
История божественного образа и его чудотворные свойства
Всего известно две, но разные версии того как явилось это святое изображение. Как было описано в одном из сказаний, лик Девы Марии появился в 1431 г. 27 апреля в городе Вильно на «острых воротах». Именно отсюда и произошло название образа. Этот Божественный лик отличается не только богатым одеянием, но и невероятной красотой.
Однако основываясь на другом сказании, Остробрамская икона Божией Матери была получена как дарование, в честь принятия христианства от императора Греции князю. Существует также и другая легенда, согласно которой икона чудесным образом явилась над воротами.
Сам образ Богородицы считается очень редким, потому что на нем изображена только Богоматерь без младенца. Сама Святая — со скрещенными руками и с наклоненной вниз головой. Верующие христиане считают, что этот запечатленный жест говорит о принятии Святой вести. А вот на голове у Богоматери находится нимб с длинными лучами и звездами, корона, а внизу изображения размещен серебряный полумесяц.
Когда празднуется день божественного изображения
- Католики устраивают торжественную процессию ежегодно 14 апреля;
- А православный народ устраивают празднование из года в год 26 декабря.
Как молиться перед Богоматерью
Конечно, лучше всего проводить молебень в храме, но если возможности такой нет, то можно выполнить обряд и в домашних условиях:
- Перед молитвой нельзя грешить, лгать и за несколько часов до начала употреблять пищу. А помыслы при обращении к Святому лику должны быть искренними и чистыми;
- Женщинам следует повязать на голову легкий платок (можно шелковый), а также лучше воздержаться от открытой одежды;
- Прежде чем начать обряда нужно умыться святой водой и зажечь от свечи лампадку перед иконой. В помещение при этом необходимо соблюдать полную тишину;
- Очистите свой разум от плохих намерений, ведь такая молитва являет собой призыв о помощи;
- А после того как молебень завершиться обязательно нужно сказать Аминь, перекреститься и поклониться образу.
А вот и сама молитва Остробрамской иконе Божьей Матери
«О пресвятая Госпоже, Владычица моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй нас, грешных рабов твоих ( имена) от напрасной клеветы, от всякие беды и напасти, злых и лукавых человек и наглые смерти. Защити нас, Владычице Богородице, от всех враг наших видимых и невидимых, от лютого навета вражия и от всякого злаго обстояния. Аминь».
Значение иконы
«Остробрамская» икона Божьей Матери – это величественный образ, который, тем не менее, полон сдержанности, покорности и любви. На иконе Богородица изображается по пояс, без младенца. Ее голова немного наклонена в сторону, глаза опущены вниз и выражают смирение. Руки сложены крестообразно, в молитвенном жесте. Расположение очень похоже на другой образ Богородицы «Умиление», только здесь существует большое количество других деталей и пышность одежд, которая присуща только этому образу.
На голове Девы Марии находиться корона и нимб, от которого исходит сияние в виде звезд. Образ выражает покой и смирение, но вместе с тем, полную уверенность в защите и заступничестве.
Как говорит история, икона является византийским произведением искусства, который был привезен в Вильню одним из правящих земель, после битв и войн в Византии. Потому она еще носит название Корсунской Благовещенской иконы. По второй версии, эта икона была подарена в честь крещения, правящего в тот момент, князя.
Также существует версия, что данное изображение является всего лишь частью полной картины, на которой изображен архангел Гавриил, который принес Деве Марии благую весть о том, что она скоро породит на свет Сына Божьего. Склонив голову в умилении и полной покорности воле Божьей, как раз и изображена Богородица в этот момент. Хотя, по сегодняшний день, так и не было найдено каких-либо доказательств данному предположению.
Хотя между католиками и христианами до сих пор ведется спор о происхождении иконы, они достаточно миролюбиво делят ее между религиями. Потому поклониться Святому образу Богородицы в городе Вильнюс могут все желающие православные христиане, плечом к плечу вместе с католиками.
Значение иконы «Остробрамская» у православных христиан
Практически все православные христиане едины в мысли, что икона является только частью Благовещенского образа. Потому данная святыня глубоко почитается среди тех, кто ищет защиты и покровительства и Небесных сил бесплотных. Перед этим образом также молятся от внезапной смерти без святого причастия, и сохранения от всякой беды и напасти на жизненном пути. Также этой иконе необходимо молиться тем, кто имеет:
- Тоску и уныние, а также постоянные сомнения в христианской вере;
- Молитвы перед этой иконой снимают проклятия до седьмого поколения со всего рода. Потому этот образ считается особо сильным и должен находиться в доме каждого христианина;
- Такую икону необходимо приобрести тем, кто имеет дома неспокойную обстановку, постоянные ссоры и конфликты. После того, как икона появляется в доме, отмечается улучшение общей атмосферы, покой и радость всех жителей его;
- Те, кто страдают душевными расстройствами и депрессиями, также должны молиться перед святым образом, для дарования исцеления и защиты от демонских козней;
- Икона «Остробрамская» защищает дом от воров и пожара, а также любого другого бедствия.
Как молиться перед иконой «Остробрамская»
Начнем с того, что правильных и неправильных слов, которые идут от души и с верой попросту не бывает. Потому, перед образом, необходимо отбросить все свои суетливые мысли о мирских делах и остаться один на один с иконой. Молиться можно как своими словами, так и специальной молитвой:
О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снебди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Прийим недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас! Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой. Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная. Пресвятая Богородице, Спаси нас!
Бывают такие случаи, когда человек начал читать молитву, но у него прямо вырываются свои слова и просьбы Богородице. Тогда следует оставить молитву и сказать все то, что хочет ваша душа. Почувствовав успокоение и радость, необходимо вернутся к молитве и закончить ее. Так нужно делать каждый раз, когда возникает потребность помолиться своими словами и возблагодарить Богородицу за ее защиту или попросить о чем-то.
- Иверская икона Божьей Матери
- Икона Божьей Матери «Умиление» —
- Икона Божией Матери Знамение — https://bogolub.info/ikona-bozhiej-materi-znamenie-znachenie-v-chem-pomogaet/
Каждый, кто воочию увидел Остробрамскую икону Божьей Матери, непосредственно в Вильнюсе отмечает, что от нее исходит мощная святая энергия. В таком состоянии человек чувствует рассудительность, покой и радость. В его сердце вселяется вера и унимаются всякие распри и разногласия, а его путь, который казался непонятным и сложным, приобретает совершенно другой вид и становится простым и понятным. Поэтому важно «выключать» свои мысли и ежедневно посвящать себя молитве, которая успокоит нервы и прояснит все сложные моменты в жизни.
Радости на сердце и покоя в голове. Да храни вас Господь!
История и молитва иконе Остробрамская онлайн
Отличная статья 0
- Главная
- /
- Описание икон
- /
- Икона Божьей Матери «Остробрамская»:…
Остробрамская икона: история и значение
Христианская святыня передавалась из рук в руки. В настоящее время Остробрамскую икону можно увидеть в историческом музее Вильнюса над Острыми воротами. Эти ворота являются в наше время важной достопримечательностью Литвы и любимым местом паломников в этой стране. Перед Остробрамской иконой молятся католики и православные христиане всего христианского мира.
В Вильнюсе перед иконой постоянно горят свечи, паломники со всего мира стекаются сюда ежедневно.
Как и у любой другой иконы, у Остробрамской есть свой день. Православные отмечают его 26 декабря, а католические христиане — 14 апреля.
На Остробрамской иконе изображена Богоматерь без ребёнка, поэтому святыня считается довольно редкой. Первый лик был изображён на восьми дубовых досках, ширина каждой доски 2 сантиметра. Святыня получилась довольно большая — 2 метра на 1,65 м. На иконе изображена Богоматерь по пояс, голова её наклонена, руки скрещены. В такой позе Богородица получила благую весть о рождении сына Божьего.
Сейчас на голове у Божьей Матери сияет корона и нимб со множеством сияющих звёзд. Фигура скрыта за серебряной ризой. В самом низу иконы изображён серебряный полумесяц.
История иконы
История появления этой святыни охватывает несколько версий. Первая версия предполагает, что образ Пресвятой Богородицы впервые увидели жители города Вильна на главных воротах весной 1431 года. Главные ворота города имели остроконечный вид, считается, что название Остробрамской иконы связано с этими воротами.
По другой версии святыня появилась в Вильне. Греческий император подарил икону в знак принятия христианства.
В католическом мире считается, что эта святыня имеет европейские корни и появилась она в XVII столетии.
Православные христиане считают, что святыня — наследие Византии. В девятнадцатом веке, когда снимали ризу с иконы, то обнаружили древнюю славянскую надпись. Это была хвалебная песнь Божьей Матери. По некоторым историческим данным, Остробрамская святыня раньше была частью композиции Благовещения. В настоящее время древняя надпись с иконы хранится в деревне Кяна.
В чём помогает Остробрамский образ Божьей Матери
Остробрамская святыня — один из главных защитников христиан от тёмных сил и недугов. Она защищает от злого языка недоброжелателя. Чтобы защититься от незваных гостей и дурных вестей, икону вешают над входной дверью жилища.
Остробрамская икона Божьей матери: от чего защищает она? Многие магические влияния, проклятия, сглазы можно нейтрализовать, молясь святому образу. Защититься от дурного глаза, злого слова и клеветы можно с помощью этого святого образа.
Пресвятой образ Остробрамской Богородицы может защитить от внезапной смерти. Лик Остробрамской Богоматери помогает наладить в доме атмосферу, успокоить невзгоды и достичь гармонии.
При психических расстройствах, депрессии и других душевных заболеваниях поможет молитва Святой Остробрамской Богородице.
Молодожёнам следует повесить эту святыню в своём доме, чтобы уберечь семейный союз от постороннего дурного влияния.
Образ Остробрамской Святой Божьей Матери помогает в решении многих проблем, она поможет:
- Уберечься от злого слова, дурного глаза.
- Достичь гармонии и благоприятной атмосферы в семье и доме.
- Защитить семейный союз от постороннего влияния.
- Уберечь дом от незваных гостей, дурных вестей.
- Защититься или избавиться от магического вмешательства.
- Вылечить психические расстройства.
- Выносить и родить здорового ребёнка.
Мощную силу оказывает святой образ для благополучного родоразрешения. Будущим родителям нужно молиться Остробрамской иконе Святой Богородицы, чтобы защитить себя и будущего ребёнка. Святой образ помогает парам, которые долго не могли иметь детей. Чтобы Бог послал ребёнка, женщина должна молиться лику с чистой и открытой душой, чистыми помыслами. Молитва для защиты матери и ребёнка в период беременности начинается со слов «Пресвятая Богородице, не отврати лица Твоего от меня, грешной рабы Божьей…»
Есть молитвы к этой иконе для защиты дома.
Многие православные христиане, которые бывали в Вильнюсе, заметили сильную положительную энергетику Остробрамской иконы Богородицы. Перед иконой люди молятся, не замечая, как сами становятся на колени. Мощная энергетика иконы заряжает страждущих своей силой, дарит покой, гармонию и умиротворение.
Этот святой лик имеет большую актуальность в наше время. Современному человеку очень важно сохранять в душе спокойствие и любовь, несмотря на активный окружающий мир. Быть рассудительным и уверенным важно в современном мире. В этом помогает Остробрамский образ Божьей Матери.
Святыня не зря висит над воротами Вильнюса, она защищает город от злых напастей и дарит радость и покой всем жителям и гостям города.
Молиться перед святым остробрамским образом нужно без суеты, отбросив все посторонние мысли и дела.
Где расположить Остробрамскую икону в доме
Остробрамский образ защищает жильё от недоброжелателей, незваных гостей, дурных вестей, поэтому икону нужно повесить над входной дверью вашего жилища. Несколько правил перед размещением иконы:
- выбрать место для размещения;
- прочесть молитву Пресвятой Богородице;
- святыня должна смотреть в дом.
После того как вы разместите Остробрамскую святыню в своём доме, вы можете заметить, что некоторые люди перестанут или станут реже к вам ходить. Божья Матерь отводит от вас всех людей, которые могут принести зло или угрозу вам или вашим близким.
Чудеса Остробрамского образа Пресвятой Богородицы
Очень много чудес, совершённых Остробрамской иконой, наблюдали и продолжают наблюдать христиане по всему миру. Святой образ исцелил много людей от болезней, вернул речь, помог в поиске пропавших детей.
Отчаявшаяся мать ребёнка, который болел лейкемией, молилась остробрамскому лику Богоматери и вскоре ребёнок чудесным образом исцелился. Другая история рассказывает о мальчике, который с рождения имел проблемы с речевым аппаратом и не мог говорить. После долгих молитв его матери Остробрамскому образу Богоматери мальчик начал говорить без проблем и дефектов речи.
Москва стала свидетелем ещё одного великого чуда, когда несколько детей были похищены. Благодаря молитвам дети вернулись домой живыми и невредимыми. Остробрамская святыня помогает найти пропавших людей.
Остробрамская Божья Матерь — защитница всех христиан, она помогает всем, кто к ней обратится с глубокой верой и чистыми помыслами.
Значение иконы с каждым годом всё больше подтверждается примерами чудесной помощи страждущим.
История Остробрамского образа Пресвятой Богородицы знает много примеров, когда пары, отчаявшиеся иметь детей, вскоре становились счастливыми родителями.
Святой Остробрамский образ Богородицы — непросто святыня, это настоящее чудо, дар христианскому миру. Святой образ помогает избавиться и защититься от многих проблем: настроить атмосферу в доме, достичь гармонии и спокойствия, уберечь жилье от плохих людей и дурных вестей, найти пропавших или похищенных людей, исцелить от душевных и физических недугов, снять проклятия, сглазы и другие магические влияния. Святой образ помогает забеременеть и благополучно родить ребёнка даже самым отчаявшимся парам, защищает семейный союз от постороннего вмешательства.
Остробрамский образ Святой Богородицы почитается во всём христианском мире: в Республике Беларусь, Украине, Литве, Польше, Российской Федерации.
Богослужения этой иконе проходят по всему миру, с каждым годом всё больше паломников приходят в Вильнюс, чтобы посмотреть на Остробрамскую святыню над главными воротами столицы Литвы.
Молитесь с чистыми помыслами, открытой душой. Остробрамская Божья Матерь помогает каждому, человеку, который найдёт время и обратиться к ней, пробудет наедине с этим святым образом и помолиться.
Икона Остробрамской Богородицы
На территории бывшего Советского Союза известна Остробрамская икона, уникальная тем, что не только православные обращаются к ней с молитвами, но и католики просят наставления и помощи в собственных мольбах.
История появления иконы
Лик Остробрамской Божьей Матери почитают, как православные христиане, так и католики. Католическая церковь утверждает, что икона данной святой написана в западноевропейских традициях. У них принято считать, что ее изображение – это копия, списанная с иконы написанной нидерландским художником-иконописцем в 17 веке.
Существует две официальные версии появления этой иконы. Согласно одному из древних преданий, изображение Святой Марии появилось 27 апреля 1431 года. В городке под названием Вильно на городских воротах, которые в народе называли «острыми». От сюда впоследствии и пошло одноименное название иконы. Все верующие люди отмечают красоту образа и богатые изысканные одеяния Матери Божьей.
Существует и другое древнее придание, по нему Остробрамская икона Богородицы была подарена местному князю, греческим императором в день принятия им христианской веры. Говорят, что в этот день лик чудотворной святой сам возник над городскими воротами.
Этот образ во всем мире считается одним из самых редких, поскольку на нем отображена одна святая Мария без младенца на руках. Руки ее скрещены на груди, а голова наклонена. Верующие предполагают, что этот жест говорит о принятии ей святой вести от Ангела. На голове у Божьей матери изображен нимб в форме солнца с длинными остроконечными лучами, а в самом низу иконы отображен полумесяц из серебра.
В ходе войны с армией Наполеона в 1812 году икону сильно повредили вражеские захватчики. Однако уже в 1829 г. ее отреставрировали до изначального состояния. В начале 1832 года был закрыт кармелитский монастырь, в котором находился лик святой Марии. Он был переименован в католический костел в честь Остробрамской Божьей Матери. В наши дни, подлинник этой святыни находится в Остробрасмком костеле римской католической церкви.
В чем помогает Остробрамская икона Божией Матери
Когда приезжающие сюда приверженцы католической и православной веры, когда подходят к воротам, то из уважения снимают головные уборы, чтобы отдать почтение святому образу, увековеченному и сохраненному на протяжении веков. Там ставят свечи, горящие на протяжении года, а толпы людей надеются посмотреть на чудо, прикоснуться к нему и почувствовать влияние Всевышнего через икону Пресвятой Богородицы Остробрамской на их жизнь. От чудотворной святыни идет неисчерпаемая энергия, которой невозможно противостоять.
Данная икона – это редкий экземпляр, на котором Дева предстает без младенца. Изображенная по пояс, она склонила голову и скрестила руки на груди. На ее голове надета корона, состоящая из двух ярусов, острые лучи которой становятся основанием нимба, расположенного над головой. Одетая в ризу серебряного цвета она задумалась о мире.
Редкость образа придает ему особую силу и могущество, несравнимое с другими святыми образами и иконами
Многие используют реплики и списки с этого образа, ведь Остробрамская икона помогает обеспечить дому защиту от внешнего воздействия и духов, которые настроены враждебно по отношению к членам дома. У иконы просят защиты, возможности сохранить семью и оградить ее от вмешательства внешних обстоятельств. Также Остробрамскую икону вешают или хранят дома для наличия крепкой любви между супругами. Принято считать, что она может помочь избавиться от тоски и уныния. Другие, молившиеся у иконы, отмечали, что быстро находится решение мучающих проблем, а порой они решались самостоятельно без постороннего вмешательства, как по решению могущественной силы.
Молитвы иконе
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Остробрамская Виленская»
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних си́л, Небесе́ и земли́ Цари́це и гра́да на́шего Ки́ева всемо́щная Засту́пнице!
Приими́ хвале́бное пе́ние сие́ от на́с недосто́йных ра́б Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко престо́лу Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да ми́лостив бу́дет на́м, гре́шным, и да проба́вит бла́гость Свою́ чту́щим Тя́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́.
К кому́ бо возопии́м Влады́чице? К кому́ прибе́гнем в го́рестех на́ших, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч на́ш и воздыха́ния на́ша прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и прибе́жище на́м гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Те́м же мо́лим Тя́ усе́рдно: покры́й Твои́м хода́тайством на́ша прегреше́ния, защити́ на́с от вра́г ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на на́с.
О, Ма́ти Го́спода на́шего Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. Приими́ недосто́йную моли́тву на́шу и соблюди́ на́с в чистоте́ душе́вней, сохрани́ на́с от наве́та злы́х челове́к и от внеза́пныя сме́рти, и да́руй на́м пре́жде конца́ покая́ние. Поми́луй на́с в дневны́х часе́х и у́тренних и вече́рних, и во вся́кое вре́мя сохрани́ на́с: стоя́щих, седя́щих соблюди́, и на вся́ком пути́ ходя́щих, и в нощны́х часе́х спя́щих снабди́, покры́й и заступи́. На вся́ком ме́сте и на вся́кое вре́мя бу́ди на́м, Ма́ти Преблага́я, стена́ необори́мая и заступле́ние кре́пкое. Ты́ храни́тельница жи́зни всея́ на́м яви́ся, Пречи́стая; Ты́ на́с изба́ви от бесо́в в ча́с сме́рти; Ты́ и по сме́рти упокое́ние обрести́ испроси́ у Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего.
Мы́ же, гре́шнии, со упова́нием моле́ния Тебе́ возно́сим и уми́льно вопие́м: ра́дуйся, Благода́тная; ра́дуйся, Обра́дованная; ра́дуйся, Преблагослове́нная; Госпо́дь с Тобо́ю, с Тобо́ю с на́ми. К Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей, и Тебе́, я́ко всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и дру́г дру́га и ве́сь живо́т на́ш по Христе́ Бо́зе предае́м, Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние со безнача́льным Его́ Отце́м, со Пресвяты́м и благи́м и животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
О, Всеми́лостивая Госпоже́, Цари́це Богоро́дице, от все́х родо́в избра́нная и все́ми ро́ды небе́сными ублажа́емая! Воззри́ ми́лостиво на предстоя́щия пред свято́ю ико́ною Твое́ю лю́ди сия́, усе́рдно моля́щияся Тебе́, и сотвори́ предста́тельством Твои́м и заступле́нием у Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да никто́ же оты́дет от ме́ста сего́ то́щ упова́ния своего́ и посра́млен в наде́жде свое́й, но да прии́мет ки́йждо от Тебе́ вся́ по благо́му изволе́нию се́рдца своего́, по ну́жде и потре́бе свое́й, во спасе́ние души́ и во здра́вие те́лу.
Наипа́че же осени́ и огради́ покро́вом Твои́м, Милосе́рдная Ма́ти, Це́рковь Твою́ Святу́ю, вы́шним Твои́м благослове́нием архиере́и на́ши правосла́вныя укрепи́, ми́ром огради́, и Святе́й Твое́й Це́ркви це́лых, здра́вых, че́стных, долгоде́нствующих пра́во пра́вящих сло́во Своея́ и́стины да́руй, от все́х же ви́димых и неви́димых вра́г, со все́ми правосла́вными христиа́ны, ми́лостиво изба́ви, и во правосла́вии и тве́рдей ве́ре до конца́ веко́в непосту́пно и неизме́нно сохрани́. Призира́й благосе́рдием, Всепе́тая, и призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния на всю́ страну́ на́шу, гра́ды на́ша и гра́д се́й , и на сия́ бога́тыя Твоя́ ми́лости неоску́дно излива́й. Ты́ бо еси́ всеси́льная Помо́щница и Засту́пница все́х на́с. Приклони́ся к моли́твам и все́х ра́б Твои́х, ко святе́й ико́не Твое́й зде́ притека́ющих, услы́ши воздыха́ния и гла́сы, и́миже раби́ Твои́ мо́лятся во святе́м ме́сте се́м.
А́ще же и инове́рный, и иноплеме́нник, зде́ преходя́, помо́лится, услы́ши, чадолюби́вая Госпоже́, и сего́ человеколю́бне и ми́лостивно соде́лай, я́же к по́мощи ему́ и ко спасе́нию. Ожесточе́нныя же и разсе́янныя сердцы́ свои́ми во страна́х на́ших на пу́ть и́стины наста́ви: отпа́дшия от благочести́выя ве́ры обрати́ и па́ки святе́й Правосла́вней Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви сопричти́. В доме́х люде́й Твои́х и во бра́тии святы́я оби́тели сея́ ми́р огради́ и соблюди́, в ю́ных бра́тство и смиренному́дрие утверди́, ста́рость поддержи́, о́троки наста́ви, в во́зрасте соверше́ннем су́щия умудри́, си́рыя и вдови́цы заступи́, утесне́нныя и в ско́рбех су́щия уте́ши и охрани́, младе́нцы воспита́й, боля́щия уврачу́й, плене́нныя свободи́, огражда́ющи ны́ при́сно от вся́каго зла́ бла́гостию Твое́ю, и уте́ши ми́лостивным Твои́м посеще́нием и вся́ благоде́ющия на́м. Да́руй же, Блага́я, земли́ плодоно́сие, возду́ху благорастворе́ние и вся́, я́же на по́льзу на́шу, да́ры благовре́менныя и благопотре́бныя, всемо́щным Твои́м предста́тельством пред Всесвято́ю Живонача́льною Тро́ицею.
Пре́жде отше́дшия отцы́ и ма́тери, бра́тию и сестры́ на́ша, и вся́ от ле́т дре́вних ко святе́й ико́не Твое́й се́й припа́давшия, упоко́й в селе́ниих святы́х, в ме́сте зла́чне, в ме́сте поко́йне, иде́же не́сть печа́ль и воздыха́ние. Егда́ же приспе́ет и на́ше от жития́ сего́ отше́ствие и к ве́чной жи́зни преселе́ние, предста́ни на́м, Преблагослове́нная Де́во, и да́руй христиа́нскую кончи́ну жития́ на́шего, безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну и Святы́х Та́ин прича́стну, да и в бу́дущем ве́це сподо́бимся вси́, ку́пно со все́ми святы́ми, безконе́чныя блаже́нныя жи́зни во Ца́рствии возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Го́спода и Бо́га на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет сла́ва, че́сть и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В чем помогает икона Божией Матери Остробрамская
Примечательно, что образу Божией Матери Остробрамская поклоняются как православные, так и католики чтут ее. Такое случается довольно редко. К тому же это редкая икона, так как на ней Пресвятая Богородица изображена без младенца Иисуса Христа. На Ее главе мы видим царственную корону и сияние.
Купить икону Остробрамская можно здесь https://pravzhizn.ru/catalog/ikony/bogoroditsy/ikona-ostrobramskaya-bozhya-mater/.
История появления Остробрамской иконы Божией Матери
Святыня считается попавшей на территорию современной Прибалтики еще в 14 веке. Некоторые специалисты древней иконописи считают икону Пресвятой Девы Остробрамской написанной в византийской манере, другие находят в ней более поздние следы голландских живописцев. Известно, что икона была привезена из Корсуни (нынешний Херсон) князем Ольгердом в дар своей первой жене Марии, затем, уже вторая жена передала образ в Троицкий церковь местной обители.
После закладки новых укрепленных стен вокруг города, защищающих от возможных неприятелей икону перенесли на врата этих стен, откуда и пошло такое название образа Богородицы. Православное предание гласит, что «Остробрамская» икона сама переместилась на врата, дабы явить свое чудо перед маловерными людьми.
От чего защищает и в чем помогает Остробрамская икона Божией Матери
- Незаменима для те православных, кто страдает от напрасной клеветы и наветов.
- Помогает уберечь дом от беды, а живущих в нем от внезапной смерти.
- Святой образ по усердным молитвам просящих снимает любое проклятие, вплоть до седьмого колена.
- Помогает и тем, в чьих семьях есть душевно-больные родственники, склонные к депрессии, унынию и суициду.
- Налаживает мир в семье, утихомиривает буянов.
- Часто маленькую икону вешают на входными дверьми, чтобы оградить свой дом от непрошенных гостей.
- Поскольку Сама Матерь Божия никогда не остается равнодушной, когда ей молятся о детях, то образ «Остробрамской» всегда помогает матерям, потерявшим всякую надежду на выздоровление или возвращение ребенка.
Значение иконы Остробрамская Пресвятой Богородицы
Этот образ нечасто встречается в православных храмах. Чаще он присутствует в домах верующих. И это объясняется тем , что именно образ Божией Матери «Остробрамская» имеет большую «заградительную» силу. Часто нас беспокоят соседи, ведущие аморальный образ жизни, или бывшие друзья, протоптавшие дорожку в ваш дом одолжить денег, зная, что отказать вы им не сможете, даже если средства вам самим необходимы. В таких случаях, по вашей искренней молитве, люди, мешающие вашему покою просто забудут дорогу в ваш дом и перестанут докучать.
Если вы носите маленькую иконочку «Остробрамской» с собой – ни один клеветник не посмеет сказать о вас неправду, а похабник вообще не раскроет рта. С ней вы можете смело идти к любому начальнику требовать свои права и правда всегда будет на вашей стороне. Такова сила защиты этой иконы. Сам образ «Остробрамской» иконы Царицы Небесной запечатлил момент принятия Пресвятой Девы Благой вести – значит и вы можете молить Ее о благоденствии в вашей семье и в доме. Богородица никого не оставляет без ответа , кто искренно молится и верит в Ее милосердие.
Где сейчас находится подлинник иконы Божией Матери Остробрамская
Сейчас икона находится а ближнем зарубежье, в городе Вильнюсе, в надвратной часовне. Многие верующие испытали на себе то позитивное влияние, который оказывает образ «Остробрамской» Божией матери. К великому сожалению, сейчас непросто попасть в Литву, чтобы самому лично поклониться святому образу. Но в этом нет нашей вины или нерадения. Будем довольны тем, что можем иметь эту чудную икону у себя дома.
Остробрамская икона Божьей Матери: значение образа
Остробрамская икона Божией Матери – уникальный образ, одинаково почитаемый католиками и православными. Всеобщая святыня – редкий случай, ведь для каждой традиции существуют свои лики. Но хотя католики и православные по-разному трактуют значение иконы, почитают они ее одинаково сильно. Возле лика в Вильнюсе вместе молятся представители обоих направлений христианства.
Православные верующие отмечают праздник Остробрамской Богородицы 26 декабря, а католики –14 апреля.
История образа
Православные верующие придерживаются трех версий обретения чудотворного лика. Одни верят, что образ был привезен в Вильно из Херсонеса князем Ольгердом и после его смерти передан Троицкой обители. Другие предания говорят, что Остробрамская икона была подарена императором Греции князю, который принял христианство. Еще одно мнение – святой образ появился сам собой в 1431 году над Острыми Воротами часовни города Вильно.
Католики верят, что лик написан намного позже, в XVII веке. Такая версия подкрепляется мнением искусствоведов, ведь по стилю образ напоминает западные образцы иконографии. По этой версии, Богородица была списана с иконы голландского художника и уже после этого попала в Вильнюс.
За несколько столетий икону часто передавали из рук в руки, она хранилась в разных обителях, но сегодня возвращена на первоначальное место. Лик Богоматери установлен на Острых Воротах Вильнюсской часовни.
Иконография образа
Композиция иконы Остробрамской Богородицы действительно нехарактерна для православия, ведь Дева Мария изображена без младенца. Однако православные верующие придерживаются мнения, что необычность объясняется просто. Образ – часть большой композиции, на которой запечатлен момент Благовещения. Поза Богородицы, ее склоненная голова, умиротворенное выражение лица и скрещенные руки подтверждают такую теорию. Кажется, она наблюдает за явлением Гавриила, принесшего Благую Весть. Часть композиции с изображением архангела сейчас утеряна, а оставшийся фрагмент доски размером 165х200 см стал отдельной иконой Остробрамской Божьей Матери.
В 1829 году предположение об утраченной части доски было отчасти подтверждено. Когда с образа священнослужители сняли серебряную ризу, под ней нашли надпись хвалебной песни Богоматери «Честнейшую Херувим».
На оригинале иконы, находящейся в Вильнюсе, множество регалий. Роскошный серебряный оклад украшен двумя коронами – барочной Королевы Небес и рокайльной Королевы Польши. Внизу расположен большой полумесяц – дар за чудеса, которые творит Божия Матерь.
Остробрамская Богородица – популярный образ, который часто копировался. Православные списки отличаются от оригинала, хранящегося в Острых Воротах. Так, часто внизу иконы изображается гора Голгофа и распятие с Христом, а глаза Девы Марии закрыты. На доски переносится и изображение корон, которых нет на вильнюсской иконе – в оригинале это элементы ризы.
О чем молиться
Остробрамская икона принадлежит к числу чудотворных. Она способна исцелять и оберегать верующих от бед. Образу молятся те, кто ищет защиты, поддержки, кто хочет обрести спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.
Божья Мать способна принести в дом благополучие, отвернуть от него злых людей. Верующие замечают, что после того как икона освящает жилище, некоторые люди начинают все реже приходить в гости, а после вообще перестают навещать. Люди верят, что так Божья Матерь отваживает недоброжелателей от домашнего очага, защищает дом. Ее образ способен оберегать супругов от дурного вмешательства, ссор и раздора, сохранять семью.
Икона славится как защитница детей. К ней приходят пары, у которых долго нет первенца – Богородица способна излечивать от бесплодия. Также за помощью обращаются люди, чьи дети пропали или похищены. Молитва к Деве Марии способна вернуть ребенка родителям.
К Остробрамской Богоматери обращаются за помощью родственникам и близким. Известны случаи, когда чудотворный образ спасал от зависимостей, решал душевные проблемы, избавлял от уныния.
Икона дома
Остробрамская икона Божьей Матери имеет большое значение для защиты жилья. Поэтому православные люди держат небольшие лики в доме, молятся им. Место чудотворного образа – над воротами города, поэтому и дома лучше всего поставить икону прямо над входной дверью. Лик при этом должен быть развернут в сторону жилья, а не улицы. Образу нужно часто молиться, ухаживать за ним, протирать пыль, поддерживать чистоту и порядок. Только так он станет частью дома, в котором хранится.
Еще один вариант расположения – правый угол, напротив входной двери. Так образ будет встречать каждого входящего и не пускать злых, завистливых людей. Кроме иконы в углу не стоит ставить никаких других предметов.
Остробрамская икона Божией Матери — Википедия
Икона без окладаОстробрамская икона Божией Матери (лит. Aušros Vartų Dievo Motina, польск. Matka Boska Ostrobramska, белор. Маці Божая Вастрабрамская) находится на городских воротах Вильнюса (Острой браме) и почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильнюса и Литвы. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.
Написана темперой на двух соединённых дубовых досках толщиной 2 см, покрытых тонким слоем грунта. Размер 200 × 165 см. Относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца на руках. Детальное исследование и консервация образа были проведены Яном Рутковским в 1927 году. По технике, грунтовке и составу красок установлено, что образ создан во второй половине XVI века, вероятно, итальянским художником.
Фигура Богоматери полностью закрыта позолоченным серебряным окладом; открыты только склонённый набок лик и скрещённые руки. Серебряным окладом фигура закрыта около 1671 года. Серебряный полумесяц в нижней части образа — вотивный дар (1849). На голове две короны: барочная корона Царицы неба, рокайльная корона королевы Польши.
Существует много версий о появлении иконы в Вильне — столице княжества Литовского. Одна из них говорит, что икона чудесным образом появилась на Острых вратах 14 апреля 1431 года. Другая — что икона была прислана великому князю литовскому Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом в знак принятия князем христианства.
Особенно широкое распространение в среде православных верующих получила версия о восточном происхождении иконы, опубликованная в 1839 году историком Теодором Нарбуттом в книге «Древняя история литовского народа». Нарбутт, для доказательства своих гипотез зачастую прибегавший к фальсификациям исторических документов и домыслам, основывал свою версию на имеющейся у него рукописи венденского каноника Даниэля Лодзяты, бескритично собиравшего любую информацию (подлинник рукописи отыскать не удалось). В 1653 году Лодзята писал, что икона была привезена князем Ольгердом из Херсонеса (Корсуни). Известно, что Ольгерд совершил в 1341―1373 годах ряд удачных походов против крымских татар. Т. Нарбутт полагал, что Ольгерд получил икону в числе военных трофеев во время похода на Корсунь в 1363 году. А супруга Ольгерда — тверская княжна Иулиания Александровна подарила икону во вновь построенную церковь Живоначальной Троицы[1]. Но уже в 1431 году икона находилась над Острыми Вратами.
Версия Нарбутта не находит подтверждения в ряде крупных работ, посвященных истории чудотворных икон Богоматери. Так, в одной из самых ранних книг, посвященных чудотворным иконам в Польше и Великом княжестве Литовском Войцеха Кояловича среди перечисленных икон, находящихся в ВКЛ, в том числе и Вильно, нет упоминания об Остробрамской иконе[2]. Нет сведений об иконе ни в первом издании 1659 года, ни во втором — 1672 года книги Вильгельма Гумппенберга «Atlas Marianus…» Среди названных в книге виленских икон есть икона в костёле Святого Михаила, две иконы в костёле Святого Яна (Иоанна) и икона в униатской церкви Св. Троицы. Русский исследователь-искусствовед Никодим Кондаков в своих книгах, посвященных иконографии Богоматери, также не упоминает об Остробрамской иконе Богородицы.
Польский исследователь Мечислав Скрудлик поддержал гипотезу о том, что Остробрамская икона была написана в 1619 году в Кракове в мастерской Лукаша Поренбского. Теория была основана на сходстве Виленской Остробрамской иконы с иконой Девы Марии из Краковского костёла Тела Христова, написанной Поренбским[3].
В 1920-е годы получило распространение мнение, что изображение Остробрамской Девы Марии имеет сходство с королевой Речи Посполитой Барбарой Радзивилл (1520—1551).
Ряд исследователей, в том числе Юозас Юргинис, склонны считать, что икона была написана в Вильно неизвестным итальянским художником XVI века[4].
Ирина Языкова отмечает еще одну важную вещь. Икона, перед которой молился в своей келье преподобный Серафим Саровский, является не образом типа «Умиление» (Элеуса — это наиболее нежное и трогательное изображение Матери Божией и Младенца Иисуса, на котором обычно Матерь прижимается к Сыну, а Он Её ручкой обнимает за шею), а иконой Остробрамской Божьей Матери.
В 1990 году в Варшаве была издана монография известной польской исследовательницы Марии Каламайской-Саид «Острая Брама в Вильно», в которой автор на основании письменных и печатных источников, иконографическом анализе выдвинула новую гипотезу, суть которой заключалось в том, что Остробрамская и Краковская иконы Девы Марии имели один первообраз, принадлежащий нидерландскому художнику Мартину де Вос. Рисунок Воса имел две графические — братьев Иеронима и Антония Верикс и Томаса де Лю. Автор сделала предположение, что художник, написавший икону Остробрамской Богоматери, пользовался гравюрой Томас де Лю. По стилевым характеристикам икона могла быть написана в 1620—1630 годах в Вильне. Каламайская-Саид считает образ Остробрамской Богоматери изображением Непорочной Девы Марии (Immaculaty), введенным в западноевропейское искусство во второй половине XVI в.[5]
Первое достоверное письменное упоминание об Остробрамской иконе содержится в «Хронике монастыря кармелитов босых в Вильно». Хроника говорит о торжественном переносе иконы в построенную в 1671 г. каплицу (часовню). Фундаторами каплицы были Михаил Казимир Пац — великий гетман Литовский, Христофор Пац — великий канцлер Литовский и Гилярий Полубинский — маршалок Великого княжества Литовского. Именно к этому году относится первое чудо, совершенное посредством иконы — спасение жизни ребенка. Второе чудо датируется 1702 годом.
Во время городского пожара 1711 года деревянная каплица сгорела. Спасенная икона была помещена в кармелитский костёл Св. Терезы. В 1713—1715 годах была построена новая каменная каплица, куда с торжественной процессией и была перенесена икона. Культ Остробрамской иконы Девы Марии получил более широкое развитие после того, как в конце первой половины XVIII века главным торжеством в Острой Браме стал праздник Опеки Пресвятой Девы Марии. В каплице регулярно, кроме католических месс, проводились богослужения по восточному обряду греко-католической церкви.
Первым печатным источником, в котором упоминался культ Остробрамской иконы, была книга ксендза иезуита Корсака, изданная в 1748 года.[6]
В 1799—1805 года оборонительные стены Вильно, построенные в XVI веке, были разобраны, однако культ Остробрамской иконы позволил сохранить Острую Браму, которая приобрела современный вид в 1828—1830 годы.
Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».
Разрешение на коронацию иконы было получено в 1927 году во время визита архиепископа виленского Ромуальда Ялбжиковского в Рим. Торжественный акт коронации по декрету папы римского Пия XI (который в 1920 году в качестве апостольского нунция служил святую мессу перед алтарём Остробрамской Божией Матери) был осуществлён 2 июля 1927 года митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого перед кафедральным собором под проливным дождём. После коронации в 1928 году образ был помещён в часовне в специальном металлическом контейнере, предохраняющем его от пожаров и воров.
День памяти иконы в Католической церкви — 16 ноября[7], в Православной церкви — 26 декабря (8 января н.ст)[8].
Остробрамская икона в искусстве и литературе[править | править код]
Культ иконы Богоматери в Острой Браме в Вильно, кроме живописи, нашел отражение в поэзии. К ней обращались известные поэты — Адам Мицкевич, Владислав Сырокомля, Максим Богданович.
Очевидно, в середине XVIII в. были сложены специальные песни, которые пели верующие в каплице перед чудотворной иконой. Одной из первых песен, как считают исследователи Остробрамской поэзии, была песня «Obrona wielka miasta Gedymina», («Защитница всесильная града Гедимина»), впервые опубликованная в 1756 г. в «Złoty altarik» («Золотой алтарик»).
Расскажите про Остробрамскую икону Божией Матери. Какие ее особенности и когда праздник этой иконы? / Православие.Ru
Вопрос:
Уважаемый батюшка! Расскажите про Остробрамскую икону Божией Матери. Какие ее особенности и когда праздник этой иконы?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Остробрамская – Виленская икона представляет собой часть композиции Благовещения. Поэтому Пресвятая Дева изображена без Младенца. Написана маслом на дубовой доске размером 1,63 х 2 м. Фигура Богоматери закрыта позолоченным серебряным окладом, изготовленным виленскими мастерами в конце XVII века. Название икона получила от городских ворот, называемых «Острыми воротами» (польск. «Остра брама»; лит. Aštria broma): икона находится в часовне близ них.
Об истории этой святыни рассказывает Е. Поселянин: «Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию – Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом Православия в этом крае. Она – древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках. Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно – из Херсонеса, или Корсуни, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345–1377), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда – Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого, или Русского, конца. В 1431 году икона находилась уже в часовне над Острыми воротами (по-польски «Остра Брама»), и ей праздновали 14 апреля – день памяти мучеников литовских <…> В 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона, поневоле перешел в унию. Икона с часовней сначала перешла во владение униатов, а потом досталась латинским монахам кармелитам, у которых находится и доныне.
В 1829 году лик Пречистой Девы был подновлен в католическом духе. Говорят, что в ту пору на иконе можно было еще различить церковнославянскую надпись: “Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим” <….> Богоматерь изображена без Младенца Христа, по пояс, с выражением глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Так как икона покрыта золоченой ризой, то видны только лик и сложенные крестообразно на груди руки Богоматери. Над головой Ее к ризе прикреплена двухъярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи. Икона вся покрыта бесчисленным множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые служат безмолвными, но яркими свидетельствами оказанных когда-то благодеяний Богоматери человеческому роду <…> Остробрамская икона вообще является одним из прекраснейших изображений Богоматери. По установившемуся в Вильне обычаю, не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажают головы. Вы всегда можете увидеть вокруг часовни народ, среди которого многие стоят тут же, на улице, на коленях» (Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М., 2002. Кн. 2. С. 648–651).
Празднование этой чудотворной иконы: 26 декабря/8 января, а также 14/27 апреля.
19 февраля 2008 г.