Отчего вы не хотите попробовать: Почему вы не знаете, чего хотите, и как это исправить – Как я пыталась отказаться от «гормона радости». Эту диету практикуют топ-менеджеры Кремниевой долины

Почему вы не знаете, чего хотите, и как это исправить

Чтобы ставить цели, достигать их, быть успешным и гармоничным, нужно чётко понимать, чего вам хочется. Но это только звучит легко и естественно. А на деле множество людей не знают, что им нужно, не могут разобраться в себе и не понимают, к чему стремиться. Разбираемся, почему так происходит и как можно с этим справиться.

1. Вы не слышите себя

Многие выросли с авторитарными родителями, которые привыкли принимать все важные решения самостоятельно, не считаясь с мнением ребёнка. В какие кружки ходить, с кем дружить, где учиться, на ком жениться и так далее. Если тебе ни шагу не дают ступить самостоятельно, а смелости и бунтарского духа для сопротивления не хватает, немудрено, что во взрослом возрасте возникнут проблемы.

С этим согласны и учёные: они считают , что детям, выросшим с гиперопекающими, авторитарными, контролирующими родителями, трудно принимать решения и разбираться в себе. Они не понимают, чего хотят, боятся ответственности и не умеют отделять собственные желания от навязанных извне.

Как быть

Это довольно непростая история, и здесь не может быть быстрых техник и универсальных решений. Возможно, эта ситуация даже потребует участия психотерапевта. Но всё же и вы тоже многое можете сделать, чтобы помочь себе.

Попробуйте вести дневник. Психиатр Джереми Нобель считает , что эта практика помогает установить связь с самим собой и лучше понимать свои желания. Делать записи желательно регулярно, в удобной для вас форме.

Самый простой вариант — купить блокнот и просто выплёскивать на его страницы свои чувства и переживания, рассказывать, что с вами произошло, жаловаться и мечтать.

Ещё можно устроить себе путешествие в прошлое. Такую технику предлагает писательница, сценаристка и специалист по развитию творческих способностей Джулия Кэмерон.

Представьте, что вам снова 7–8 лет, и выпишите все свои мечты и любимые занятия.

А потом попробуйте заняться чем‑то из этого списка или воплотить в жизнь какую‑то из своих детских фантазий. Есть вероятность, что таким образом вы подберёте к себе ключик и найдёте цель, к которой вам захочется идти, или дело, которое будет вас радовать.

2. Вам мешает страх

Иногда в глубине души мы прекрасно знаем, что нам нужно. Но не решаемся признаться в этом даже самим себе, потому что тогда придётся что‑то менять. А это очень страшно. Нас пугает неизвестность, и неудивительно: эту боязнь считают базовым страхом, который присущ каждому и лежит в основе всех остальных наших опасений. Мы не знаем, куда заведут нас желания и стремления, а поэтому притворяемся, что не замечаем их — да, это делает нас несчастными, но зато не приходится рисковать.

Ещё один страх, который заставляет нас спрятать свои мечты подальше и не думать о них — страх провала. И, как ни парадоксально, боязнь успеха: если мы преуспеем в чём‑то, придётся повысить планку и забираться на новые вершины, а это пугает.

Страхов, которые заставляют нас прятаться в раковину и обеими руками отталкивать от себя свои желания, очень много.

Как быть

Для начала — признать, что вы боитесь и это нормально. И что неудачи неизбежно случаются с каждым, а мир постоянно меняется, лишая нас чувства стабильности.

Потом попробуйте поймать свои страхи и поработать с ними. Психиатр Девид Бернс в книге «Терапия настроения» советует внимательно прислушиваться к себе и каждый раз, как вам в голову придёт негативная мысль, записывать её. А потом придумывать ответы для всех своих страхов и отрицательных установок. Тоже в письменной форме. Это выглядит примерно так.

  • Мысль: «Какая разница, чего я хочу, если у меня всё равно ничего не получится?».
  • Ответ: «Да, я могу облажаться. Но, если я не разберусь в себе, не пойму, чего хочу и не начну действовать, ничего хорошего меня точно не ждёт».

Дэвид Бернс считает эту технику очень эффективной: он говорит, что, если прорабатывать свои страхи и негативные установки каждый день, уже через пару недель человек приободрится и почувствует себя увереннее.

3. Вы слишком на себя давите

Вполне возможно, вам кажется, что вы непременно должны понимать, чего хотите. Что вы обязаны разобраться в себе к определённому сроку (например, к окончанию школы или вуза, к 30 годам, к следующему новому году). Что не понимать своих желаний и не иметь чётких целей — стыдно и несерьёзно.

Если так, то вы наверняка давите на себя, настойчиво копаетесь в собственных мыслях, снова и снова спрашиваете себя, что же вам нужно. И немудрено, что в таких условиях в голову ничего не приходит.

А ещё бывает, что вы ждёте от себя каких‑то очень масштабных желаний и целей, а более скромные считаете глупыми или попросту не замечаете.

Скажем, в глубине души вам хочется делать деревянные игрушки ручной работы или печь торты на заказ, но вы блокируете это желание, потому что оно представляется вам несерьёзным, и пытаетесь раскопать в себе амбиции побольше.

Как быть

Дайте себе время. Не торопите события. Не стыдите себя. Не требуйте принять решение к определённой дате, не сравнивайте себя с ровесниками, которые уже давно определились со своими желаниями и планами.

Задавайте себе вопросы. Но не прямые и набившие оскомину (вроде «Чего я хочу?», «Что мне интересно?»), а более креативные: такие, на которые интересно отвечать.

  • Что бы я делал, если бы мне не нужно было зарабатывать деньги?
  • Какие пять занятий доставляют мне больше всего радости? А какие, наоборот, вгоняют в тоску?
  • Чем бы я занимался, если бы у меня было пять жизней?

Барбара Шер в книге «О чём мечтать» советует вообразить самый отвратительный сценарий жизни.

Например: «Мне приходится вставать в 5 утра и два часа ехать в офис, где я весь день звоню разным людям и пытаюсь продать им продукты или услуги. Эта работа отнимает у меня много сил (мне тяжело общаться, я люблю что‑то более спокойное) и домой я возвращаюсь совершенно опустошённым. Я прихожу в пустую неуютную квартиру и засыпаю под телевизор».

Потом этот образ нужно отзеркалить — и у вас появится примерная картина того, как должна выглядеть ваша идеальная жизнь. Если перевернуть приведённый выше пример, станет понятно, что этому воображаемому человеку нужна тихая работа, не связанная с коммуникациями и продажами, что‑то поближе к дому или вообще фриланс. Что он хочет завести семью и обустроить уютный дом. Из этого уже вполне можно сформулировать и желания, и цели.

Читайте также 🧐

Как я пыталась отказаться от «гормона радости». Эту диету практикуют топ-менеджеры Кремниевой долины

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,

что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В августе психолог Кэмерон Сепах опубликовал статью о дофаминовой диете и призвал людей сокращать выработку этого гормона в организме. Сначала идея кажется малопривлекательной, ведь дофамин — это гормон удовольствия. Однако, если разобраться, можно понять, что у этого метода есть свои плюсы. Он помогает качественнее выполнять работу, освободить некоторое время для увлечений и даже стать здоровее. Именно поэтому им пользуются топ-менеджеры Кремниевой долины.

Автор AdMe.ru ознакомилась с теорией доктора Сепаха, опробовала ее на себе и уже готова поделиться первыми результатами со своими читателями. Только для начала давайте более углубленно разберемся, что такое дофамин и каким образом мы его получаем.

Что такое дофамин?

Дофамин — это гормон, который, помимо прочего, отвечает за работу системы вознаграждения в мозгу. Это те процессы, которые помогают нам подсознательно закреплять за собой какое-то поведение, приносящее удовольствие.

В больших объемах дофамин вырабатывается, когда человек занимается субъективно приятными вещами: ест любимое блюдо, смотрит интересный сериал, подпевает понравившейся песне и т. д. Абсолютно естественно, что людям нравится процесс выброса дофамина, и поэтому постепенно у них появляются определенные привязанности и даже зависимости.

Вскоре без вещей, которые стимулировали выработку этого вещества в нашем организме, мы начинаем чувствовать себя встревоженными и подавленными. Но казалось бы, что плохого в том, чтобы постоянно чувствовать себя удовлетворенным? А то, что некоторые наши привязанности убивают огромное количество времени, отнимают возможность развиваться и не лучшим образом сказываются на здоровье (это касается, например, тяжелой пищи или вредных привычек).

Как говорит доктор Сепах, если вы не можете вписать все свои дела в 12–15 часов, значит, вы неэффективно распоряжаетесь своим временем. И отнимают его у вас именно те зависимости, к которым вы так прикипели в жажде получить новую порцию дофамина, хоть и не осознаете этого.

Поэтому психолог советует постепенно снижать дозы получаемого гормона, чтобы выйти из власти зависимости.

В чем заключается дофаминовая диета?

В первую очередь это отказ от некоторых видов удовольствий. Кэмерон Сепах предлагает научиться разделять 12-часовой день так, чтобы как минимум 4 часа заниматься работой или другими полезными вещами без перерыва, не отвлекаясь на следующие занятия:

  • Интернет. А если работа связана с интернетом, доктор рекомендует следить за тем, чтобы внимание не переключалось: нужно постараться не пользоваться в это время личными аккаунтами в соцсетях, почтой, видеохостингами и другими его «отраслями», не связанными с вашей трудовой деятельностью.
  • Видеоигры. В том числе и те, что установлены на вашем телефоне.
  • Покупки в онлайн-магазинах.
  • Любые азартные игры — как офлайн, так и онлайн.
  • Некоторые виды пищи: сладости, снеки и блюда, комбинирующие жиры и углеводы.
  • Просмотр эротических видео.
  • Никотин, алкоголь, кофеин и психоактивные вещества.

График

Психолог не просит нас полностью отказаться от перечисленных видов удовольствий, но советует регулярно практиковать диету по следующему графику:

  • 4 часа каждый день в вечернее время.
  • Полный выходной еженедельно. А раз в квартал — 2 выходных подряд.
  • Целую неделю 1 раз в год (лучше всего подходит для отпуска).

Что дает такая диета?

Теоретически со временем мозг должен отвыкнуть постоянно получать удовольствие, и ему будет проще концентрироваться на более важных вещах. Сэкономленное на развлечениях время дает возможность больше успевать на работе, заниматься полезными увлечениями или просто отдыхать.

12 фраз, которые родители не должны говорить своим детям (Если желают им счастья)

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Без сомнения, любящие и сознательные родители желают своим детям всего самого лучшего. Для этого они контролируют каждый шаг ребенка, неустанно поучают, наставляют и мотивируют его. Однако определенные фразы взрослых, которые на первый взгляд кажутся совершенно безобидными, могут нанести серьезный вред не сформировавшейся детской психике. Подобные слова мы зачастую произносим на автомате, даже не задумываясь, ведь большинство из нас слышало их от своих родителей.

Оперевшись на мнение психологов, мы в AdMe.ru разобрались, какие фразы, сказанные в адрес детей сегодня, могут повлиять на принципы восприятия ими жизни на долгие годы вперед.

«Ты сможешь стать, кем захочешь»

12 фраз, которые родители не должны говорить своим детям (Если желают им счастья)

Всячески поддерживать детей в их увлечениях и целях на будущее — это замечательно. Однако чрезмерная амбициозность детей, как показали исследования, может оказывать негативное действие. Важно донести до своих детей, что у них должен быть запасной план на случай, если им не удастся реализовать свои мечты касательно карьеры. Не каждый ребенок может стать талантливым хирургом, космонавтом или звездой футбола, даже если будет усердно трудиться для достижения своей цели. И это совершенно нормально.

Задача родителя — вырастить ребенка реалистом, научить ставить достижимые цели и подготовить к тому, что в жизни его могут ждать разочарования.

«Делай через не могу»

В случае с физическими нагрузками такие наставления могут причинить ребенку вред. Чаще всего это касается родителей, которые пытаются через детей реализовать свои несбывшиеся мечты, например быть балериной или звездой спорта. Чересчур интенсивные тренировки грозят травмами, которые могут перечеркнуть будущее вашего ребенка. Научите его прислушиваться к собственному телу и вовремя реагировать на боль и дискомфорт.

«Ты весь в отца / мать»

12 фраз, которые родители не должны говорить своим детям (Если желают им счастья)

Нет ничего плохого в том, чтобы сравнивать детей с кем-либо из его родных в положительном ключе. Но чаще всего подобные фразы носят отрицательный характер. Причем критике подвергается поведение не только ребенка, но и родителя. Это сбивает детей с толку и вынуждает выбирать сторону мамы или папы, стремиться угодить кому-то одному из них.

«Ты лучше всех / Тебе нет равных»

Даже если вы говорите такие фразы из самых лучших побуждений, идеализирование ребенка может иметь негативные последствия для его самооценки. Это приводит к тому, что дети не решаются пробовать себя в чем-то новом, боясь, что потерпят неудачу и не оправдают ожидания родителей.

«Съешь брокк

Почему иногда стоит бросать дела на полпути и не стыдиться этого

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Никогда не сдавайся», «ты можешь все», «сдаются только слабаки» — вот неполный список вредных убеждений, из-за которых мы продолжаем вкладываться в пустые мечты и отношения, год за годом пашем на нелюбимой работе и пытаемся достичь недостижимого. Но так ли стыдно сдаваться? Может, именно умение вовремя остановиться отличает успешных людей?

Мы в AdMe.ru решили разобраться, почему людям свойственно тащить на себе мертвые проекты, отчего нужно перестать это делать и, главное, как проверить, что дело себя изжило.

Эффект невозвратных издержек

Почему иногда стоит бросать дела на полпути и не стыдиться этого

Мы часто не можем отказаться от провального проекта только потому, что нам становится жалко первоначальных вложений. И неважно, о чем идет речь: о деньгах, времени или усилиях. Мы продолжаем вкладываться в дело, надеясь «отбить» свои вложения, но в итоге тратим только больше. И чем больше тратим, тем сложнее нам отказаться от затеи.

Это явление называется «эффект невозвратных издержек». Отличным его примером является самолет «Конкорд»: самый быстрый пассажирский самолет в мире был одновременно и самым убыточным. Невозвратные издержки на его разработку составили около $ 1 млрд, так что Британия и Франция продолжали вкладываться в проект. 40 лет «Конкорд» приносил только убытки.

  • Чем грозит? Вы — это исчерпаемый ресурс. Ваши деньги, время, энергия, здоровье, вдохновение — все может закончиться. Так не лучше ли вложить свои усилия во что-то более перспективное и стоящее? Количество возможностей тоже ограниченно. Пока вы тащите на себе убыточный проект, вам могут поступить куда более интересные предложения, от которых придется отказаться.
  • Как избавиться? Признайте ошибку. Да, вы вложились не в тот проект. Но в тот момент, когда вы признаете свою ошибку, она становится вашим прошлым — опытом, который способствует росту. Теперь посчитайте убытки. Сколько ресурсов вы уже потратили на проект? А сколько еще потратите за год, два, 10 лет работы?

20 цитат, которые помогут исполнить любое желание

Правила осуществления заветной мечты в очередной подборке от великих

«Каждая девушка должна всегда знать две вещи: чего и кого она хочет». Коко Шанель

«Как только перестаешь чего-то хотеть, оно само идет в руки. Мой опыт доказывает — это абсолютная аксиома». Энди Уорхол

«Многие люди боятся сказать, чего они хотят. И именно поэтому этого не получают». Мадонна

«Я всегда верила, что если ты желаешь чего-то всем сердцем и всей душой, то обязательно это получишь». Вивьен Ли

«Правила — правилами, но я всегда следую душевным порывам». Кэрри Брэдшоу


20 цитат, которые помогут исполнить любое желание

«Иногда мы не получаем то, что хотим, тогда мы получаем то, что нам нужно». Мик Джаггер

«Чтобы получить от жизни то, чего хочешь, необходимо в первую очередь определить, а чего же ты хочешь». Киану Ривз

«Если что-то очень хочется — это или аморально, или запрещено, или вредно для фигуры». Артур Блох

«У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознается даже себе самому». Зигмунд Фрейд

«Если не знаешь, чего хочешь, умрешь в куче того, чего не хотел». Чак Паланик

«Все сбудется, стоит только расхотеть…» Фаина Раневская

«Если я чего-то хочу, я это беру, так что мне не приходится бороться ни с ангелами, ни с демонами». Маргарет Митчелл

20 цитат, которые помогут исполнить любое желание

«Пожелайте, чтобы кому-то повезло встретить вас, и вам повезет встретить кого-то». Эрик Берн

«Делай сегодня то, что другие не хотят, завтра будешь жить так, как другие не могут». Джаред Лето

«Не старайся избегать искушений: со временем они сами начнут избегать тебя». Бертран Рассел

«Легче подавить в себе первое желание, чем удовлетворить все последующие». Бенджамин Франклин

«Хотеть недостаточно. Надо мочь». Виктор Гюго


20 цитат, которые помогут исполнить любое желание

«Для счастья надо либо уменьшить желания, либо увеличить средства» Бенджамин Франклин

«Кто сильно желает подняться наверх, тот придумает лестницу». Японская поговорка

«Если уж женщина чего захочет, так самому Господу не под силу ей помешать». Анн и Серж Голон

Почему вы до сих пор не пробуждены? Потому что вы этого не хотите! — Духовность — Медитация — Статьи — Эрос и Космос

Вы практикуете уже десять-пятнадцать-двадцать лет и все еще не пробуждены. Я не имею в виду «посидеть десять минут» перед завтраком или медитацию как форму снятия стресса или проведения досуга в светском формате (что тоже хорошо и имеет полное право на существование). Вы ездите на ретриты, вы посвящаете практике много времени, вы понимаете, что действительно изменились, возможно, у вас даже были пиковые опыты пробуждения, но отождествление с отдельным «Я» остается. Почему?

Года два назад, когда я переводила вот это интервью Мукти, жены Адьяшанти, меня зацепили ее слова о том, что в какой-то миг в ней вдруг родилось страстное желание узнать себя как пробуждение. Примерно тогда же я несколько раз разговаривала по телефону с мастером, который все время спрашивал меня: почему ты до сих пор не прошла весь путь целиком? Почему ты медлишь и не пользуешься тем, что я пока здесь, в физическом теле и могу тебе помочь? Почему ты до сих пор не стала пробужденной?

Я была растеряна. Его вопросы загоняли меня в тупик: разве не он твердил мне все эти годы, что Делатель никогда не может достичь пробуждения? Что пробуждение случается, это дар и милость, и мы не можем «достичь его»? Что желает пробуждения и стремится к нему Эго, и лишь когда все его желания и стремления истощаются, пробуждение случается само собой?

До знакомства с мастером я как раз очень хотела стать хотя бы пробужденной, не говоря уже об окончательной реализации, но он с первых же минут начал показывать мне, что это желание ума. В результате спустя четыре года я и думать забыла о пробуждении. Осталась просто практика. Без цели. Без стремления. Иногда в ней присутствовало блаженство. Часто — просто тишина и ясность, и мне казалось, что я деградирую — мой ум не обнаруживал никакого «развития». Я ни на что особо не рассчитывала и ничего не ждала.

Мир стал живым. Все вокруг меня было живым — стул, на котором я сидела, пол, ковер, сам зал. Каждый сантиметр пространства жил, сиял и пульсировал любовью

А потом первое пробуждение случилось. Я сидела в зале в ашраме у мастера, все было совершенно как обычно и вдруг, за секунду, преобразилось. Мир стал живым. Все вокруг меня было живым — стул, на котором я сидела, пол, ковер, сам зал. Каждый сантиметр пространства жил, сиял и пульсировал любовью, по сравнению с которой все, что мы обычно называем любовью, выглядело только намеком на эту изначальную любовь. Каждая пылинка в столбе света передо мной была исполнена ликования.

И зал тоже был живым и у него была очень важная роль — заботиться о нас во время практики. «А кто же заботится о тебе?» — спросила я зал. И он ответил: «Мастер». Но и зал был мастером, вся реальность была мастером — и я в том числе была им и неотделима от него. Мастер был не человеком, но проявлением изначальной природы реальности.

Не было вообще никаких границ. Технически я понимала — вот оно, моё вроде бы тело, сидит тут на стуле, и при этом для меня не было никакой разницы между моим телом, этим стулом и кустом смородины за окном. Я была всем, я была ничем, и при этом я всё ещё оставалась кем-то — тонкий принцип «Я», намек на отдельность. Все вопросы имели ответы — знание, льющееся ниоткуда прямо в сердце. Ритуалы вдруг обрели смысл — потому что были видны причины, по которым возник тот или иной ритуал. Если это яблоко столь же живое, что и я, то естественно поздороваться с ним перед встречей, благословить его перед тем, как его плоть сольется с моей. Если этот зал столь же живой, как и я, то понятно, почему все мои знакомые мастера боевых искусств кланяются залу при входе и выходе — мы ведь здороваемся при встрече, верно?

Это было невероятно просто и очевидно. Это было так естественно, что по сравнению с этим состоянием вся моя привычная жизнь действительно выглядела каким-то натужным сном. И одновременно, было также ясно, что нет никакой разницы между этим состоянием и обычной жизнью.

И также незаметно к вечеру я соскользнула из этой сияющей сознающей пустотности в свое обычное состояние — вдруг снова появилось «Я». Правда, это было не совсем прежнее состояние — отождествление с этим «Я» стало слабее и одновременно вдруг стали проявляться все теневые аспекты этого «Я», накопленные за много жизней.

Это было мощно, порой страшно, и было ясно, почему в нормальном состоянии психика блокирует подобные воспоминания: если отождествление с «Я» сильно, оно может просто не выдержать свидетельствования этих теневых частей.

Потом прошло время, случилось новое пробуждение, уже совсем иначе, на этот раз вообще никого «Я» не осталось и в помине — точнее всего будет сказать «ничего случилось ни с кем». Но и оно длилось лишь два дня.

Каждый раз время пробуждения чуть увеличивалось, но «Я» все равно возвращалось.

И вот теперь мастер требовал и настаивал, чтобы я дала ответ — почему я до сих пор не пробуждена окончательно?

Моя растерянность длилась неделю. Пока вдруг не пришло понимание — мастер не ждет от меня ответа! Он хочет, чтобы я САМА задалась этим вопросом. ПОЧЕМУ?!

Этот вопрос полностью изменил мое восприятие себя и практики. Если раньше я по умолчанию считала свою непробужденность чем-то само собой разумеющимся, то теперь все перевернулось — она была неестественной, и у этого должны были быть какие-то причины. Это было не интеллектуальное понимание, а какой-то внутренний переворот. Полное смещение основ на 180 градусов.

Я вдруг обнаружила, что внутри меня есть части, которые совершенно не хотят никакого пробуждения!

И тут началось самое интересное. Потому что я вдруг обнаружила, что внутри меня есть части, которые совершенно не хотят никакого пробуждения! Они вцепились в свое страдание мертвой хваткой и не готовы его отпускать. Они хотели мучаться, быть несчастными, болеть, предъявлять претензии, разочаровываться, жить в страхе, напряжении и борьбе — и это был их единственный формат взаимодействия с миром. Они могли жить только так!

Я заметила, что когда я приезжаю к мастеру и каждый вечер он приходит в зал для беседы, эти части слушают его, как подросток доставшего нотациями родителя: «Ну ладно, говори-говори о своем просветлении, я полчаса потерплю и пойду дальше жить своей жизнью».

И тогда в каждый момент времени внутри меня происходит раскол и присутствует ложь — я вроде бы сижу и что-то практикую, но в глубине души делаю это словно для галочки. Внутри меня был заключен негласный договор: пока часть меня медитирует, другие части терпеливо ждут — час или месяц — чтобы уж потом оторваться на славу в сансаре.

И не то чтобы они отрывалась как-то явно — пили, гуляли, стремились к развлечениям. Нет, они были хитры и не высовывались. Они так хорошо затаились, что за многие годы практик, за семь лет с мастером я так ни разу их и не увидела.

А тут я смотрела на них как в кино, и не могла поверить, что была до такой степени слепа.

Я рассказала об этом мастеру. «Говори-говори, значит — усмехнулся он. — Ну хоть заметила это наконец. Поздравляю». «И что же мне делать с этими частями?» — спросила я. «Да ничего не делать, — отмахнулся мастер. — Сколько можно делать?» И пошел по дорожке к дому.

А на следующий день начался ад. За оставшиеся три недели у мастера я переболела, кажется, всеми моими детскими болезнями. А кроме физической боли наружу лезли гнев, бешенство, страх, обида, животный ужас…

Почему вы до сих пор не пробуждены? Потому что вы этого не хотите! В глубине души, там, куда вы предпочитаете не заглядывать, вас устраивает ваша непробужденность. В глубине души вы дали согласие на нее. Привыкли к ней. Вы согласились страдать — и вам ХОРОШО в этом страдании. И тогда медитация превращается в еще один способ выносить такое положение дел.

Ну ладно, скажете вы. Допустим. Но как мне увидеть те части меня, которые на это согласились?

Мой опыт говорит о том, что во многом это тайна. От нас мало зависит момент, когда это видение становится возможным. Я пробовала во время занятий подтолкнуть учеников к видению этих частей (что тоже было, как я вижу сейчас, тонким проявлением эго и невнимательностью), но такой прямолинейный метод не срабатывает.

И вместе с тем, если нет намерения смотреть, этот момент не наступит, возможно, никогда. Это похоже на появление солнца из-за облаков: от нас не зависит, когда оно выглянет, но если мы все время смотрим лишь в землю, то можем пропустить момент его появления.

Вот несколько моих наблюдений, которые, возможно, помогут вам начать видеть эти части — в подходящий момент.

Я уверена, что великие мастера прошлого и настоящего говорили и говорят об этом гораздо лучше, чем могу сказать я. Но так как этот текст пришел через это тело и этот ум, я доверяю Существованию — возможно, он окажется кому-то полезен.

 

  1. Вам нужно не пробуждение, а мама и папа

Духовная практика — прекрасный механизм компенсации. Новорожденному ребенку нужно одно — чувство тотального принятия, базовой безопасности и любви. Все его внимание неосознанно направлено наружу — в поисках контакта с теми, кто эту любовь и принятие может обеспечить. Это дорациональные стадии развития нашего «Я» — симбиотическая и импульсивная — и по моим наблюдениям у многих русских практиков медитации именно к этим стадиям относится очень много травм.

Львиная доля проблем в практике, которые я вижу у моих учеников, касается именно этих ранних неинтегрированных частей. Которым нужна не медитация, а психотерапия. Или медитация, но не в формате «час в неделю на занятии», а ретрит на несколько месяцев с опытным наставником — на которого, скорее всего, поначалу будут спроецированы образы мамы и папы (как это и происходит в психотерапии, и как это происходило и происходит в традициях медитации, где ученик годами практикует под личным наставничеством мастера). Подробно об этом механизме пишет Джон Уэлвуд, говоря о духовном избегании.

Причем часто это люди вполне социально успешные и скомпенсированные, некоторые из них сами психологи. Когда компенсаторные механизмы и защиты психики хорошо развиты, этого вполне достаточно для жизни в социуме, но становится помехой для пробуждения.

Все несут свои детские травмы — и проецируют их на мастера. И ждут, что он заменит им родителей. И вместо медитации годами и десятилетиями неосознанно выясняют с ним отношения

Мастер часто говорит, что у него нет учеников, есть дети. Я всегда думала, что это метафора. Пока не увидела, что это просто констатация факта — никто из его учеников не приходит к нему как полностью взрослый человек. Все несут свои детские травмы — и проецируют их на мастера. И ждут, что он заменит им родителей. И вместо медитации годами и десятилетиями неосознанно выясняют с ним отношения, которые не выяснили с мамой и папой.

Да, медитация помогает нам узнать себя как нечто большее, чем эго — всегда присутствующую сияющую и пустую пробужденность. Но для этого мы сначала должны сформировать здоровое и сильное эго. Принять его. Узнать. Полюбить. Невозможно превзойти то, с чем не знаком и чем не управляешь. Мастер как-то сказал мне: «Трехлетних детей не пускают в просветление — потому что они этого не переживут. Вырасти наконец».

Если вы практикуете много лет и до сих пор не пробуждены, есть вероятность, что некоторые отщепленные, детские части вашего я превратили практику в механизм компенсации. И если у вас нет мастера, с которым вы находитесь в постоянном личном контакте, который может вам это показать, это вероятность крайне высока. Как и очень высока вероятность того, что когда он начнет вам их показывать, вы возненавидите его и уйдете.

Подсказка:

Что может указывать на существование этих частей? Телесное напряжение или телесные импульсы, которые вы за собой замечаете с раннего детства. Ощущение, что вам чего-то не хватает. Что вы беспомощны. Тонкая неудовлетворенность текущим моментом — все вроде бы прекрасно, но могло бы быть и получше. Беспомощность. Неважно, касается это ситуаций в жизни или в практике. Или, наоборот, у вас всегда все прекрасно — прекрасная духовная жизнь, прекрасный учитель, прекрасные друзья, прекрасная семья. Восторг. Полет. Праздник, который всегда с тобой.

У ребенка мало ресурсов, поэтому он не может выдержать всю тотальность бытия как она есть — весь безграничный спектр реальности, включающий в себя и огромную боль и тьму, и непривычный поначалу свет. И тогда он начинает создавать механизмы ограничения этого опыта до посильного и одобренного в его близком окружении. Пробуждение для этих частей — это боль. И они будут избегать этой боли любой ценой.

Кто-то ограничивает контакт со страданием, кто-то, наоборот, с радостью — но именно исследование того, какие части реальности вы исключаете, может намекнуть на эти детские части.

Что делать с этими частями? Принять. Стать ими. Согласиться со всем, что они собой представляют. Это тоже вы — капризные, тревожные, агрессивные, эгоистичные, требовательные. И принятие этого приносит огромное облегчение и расслабление, без которого пробуждение невозможно.

 

  1. Вы ждете, что вас разбудят

Во время семинаров по практике внимательности, я спрашиваю участников: «Почему вы просыпаетесь утром?» Первый ответ всегда один: «Потому что звонит будильник». Хорошо, а если это выходные, и он не звонит? Тогда всегда находится кто-то или что-то — ребенок, кот, собака, сосед, шум на улице — кто будит. «Ладно, — настаиваю я — а если вас никто и ничто не разбудило, почему вы просыпаетесь?» «Потому что набрался сил и выспался». Обычно этот ответ звучит не слишком уверенно — похоже, среди тех, кого я вижу на семинарах, высыпаются немногие.

Это символично. Для очень многих людей источник изменения их утреннего состояния всегда — вовне. И тогда, начиная медитировать, они по привычке — и невнимательности — переносят эту модель на практику и ждут, что кто-то или что-то извне поможет им пробудиться. Мастер, гуру, сатсанг, удивительный метод, правильно выбранное место силы, психоактивные вещества, стечение обстоятельств или майское полнолуние и правильное расположение звезд.

Да, конечно, они слышат всех этих учителей, которые не устают повторять, что природа Будды уже в нас и чтобы обнаружить ее, нужно развернуть внимание внутрь, но привычка — вторая натура. Мы выходим с ретрита, сатсанга или семинара и прислушиваемся к себе — есть ли изменения? Удалось ли очередному учителю как-то на меня повлиять? Рассмешить, растормошить, заставить приоткрыть один глаз. Если да, то это хороший учитель. Если нет, то мы идем искать других.

Вместо того, чтобы вернуть себя как внимание к себе же, и прекратить разделение — на «Я» и «других», на Наблюдателя и Наблюдаемое — мы по привычке устремляем его вовне в поисках «будильника».

Но что вы обычно делаете, когда слышите будильник? Вы рады ему или какая-то часть вас предпочла бы поспать? Не знаю как вы, но я нередко просто перевожу его на пять-десять минут вперед, и продолжаю спать. И так по несколько раз. Не напоминает ли вам это ваши отношения с практикой? С учителем?

Если вы практикуете уже 10 – 15 лет и до сих пор не пробуждены, то, возможно, причина в том, что вы по-прежнему ждете, что в вашей жизни появится новый уникальный супербудильник. Или тот, что есть, вдруг сделает что-то невероятное и все-таки сумеет вас разбудить. То есть, по сути, ваше внимание все еще направлено ВОВНЕ!

Но это не работает. Вот почему Будде принадлежит парадоксальное высказывание о том, что он «никогда не учил, не учит и не будет учить дхарме». Это невозможно. Пока мы спим, нас невозможно научить. Если мы проснулись — нас уже не нужно учить.

Точно также, как мы просыпаемся естественно, когда мы выспались, мы пробуждаемся естественно, когда набрались сил, перестали терять себя как внимание вовне.

Если это ваш случай, ничего не ждите. Вас никто и никогда не разбудит. Только вы можете вернуть ваше внимание внутрь, тотально внутрь, двинуться в глубину себя, к истоку. К своей изначальной природе. Сформируйте несокрушимое намерение все время возвращать свое внимание внутрь, к себе.

Вас никто и никогда не разбудит. Только вы можете вернуть ваше внимание внутрь, тотально внутрь, двинуться в глубину себя, к истоку

Это не значит, что нам не нужны мастера — присутствие подлинного мастера «заражает» нас состоянием пробуждения. Но только в том случае, если мы готовы заразиться.

Подсказка:

Каждый раз, когда вам кажется, что что-то происходит снаружи — не важно, приятное или неприятное — напомните себе, что это просто феномены, возникающие в вашем восприятии. Это тотально ваша реальность, созданная вашим умом. Никакого «снаружи» нет. Есть ваш выбор воспринимать сейчас реальность таким образом.

Часто в этот момент возникает сопротивление — например, я не хочу соглашаться с тем, что это моя реальность, если этот человек снаружи причиняет мне боль. Однажды я оказалась в зале, где было довольно холодно из-за открытых окон. Я знаю, как согреться изнутри, активировав внутреннее тепло. Но как только я стала это делать, я тут же заметила в себе тонкое сопротивление: я не хочу, пусть они закроют окна и обо мне позаботятся. И это сразу возвращает к пункту 1 — маленький ребенок очень требователен, потому что кроме «них» о нем действительно некому позаботиться.

В России тема всемогущих «они» очень сильна: это они не дают нашей стране развиваться и процветать, это они принимают дурацкие законы, это они не следят за газоном и отключают горячую воду, это они слишком громко сопят во время практики или слишком сильно вздрагивают — можно продолжать до бесконечности. И эта неосознанная программа сильна во многих практикующих.

В те моменты, когда вы замечаете и чувствуете в себе сопротивление к направлению вниманию внутрь, вы можете увидеть ту чуть себя, которая сопротивляется — и принять ее.

Я знаю поразительные примеры того, как люди начинали следовать этому на практике и у них менялись казалось бы неразрешимые ситуации.

 

  1. Вы не готовы сдаться

Я часто бываю в Калифорнии, где на каждом углу какие-нибудь духовные практики и учат такие пробужденные учителя, как Адьяшанти и Рам Цзы. Много общаясь с людьми, которые занимаются человеческим развитием во всех его проявлениях, я все время замечаю, что меня отнюдь не окружают пробужденные люди. Американские практики часто (но не обязательно) психологически более зрелые личности, чем российские практикующие, в них меньше психологического надлома, боли, отчаяния, стресса. Но, как говорит мастер, это просто более комфортный сон. Кому-то снится отпуск на Бали, а кому-то кошмары. Это не меняет природу сна.

И, наблюдая за американцами, я увидела еще один механизм, препятствующий нашему пробуждению — мы не готовы сдаться. После того, как вы сформировали сильное эго, вы должны быть готовы к тому, чтобы оставить его, увидеть, что оно по сути не обладает собственной природой. Не важно и не значительно. Это похоже на построение и разрушение мандалы или написание иероглифов водой на асфальте.

Кому-то снится отпуск на Бали, а кому-то кошмары. Это не меняет природу сна

Но мы все время оставляем чуть-чуть себе. Как мне видится сейчас, эго — не столько некая сущность, сколько непрерывный процесс выявления и выделения собственной отдельности и значимости. И пока он активен, а мы с ним отождествлены, мы на автомате продолжаем порождать и поддерживать собственную отдельность и значимость в любых обстоятельствах. И это не вопрос того, чтобы надеть на себя оранжевую или белую тунику, побриться наголо и прикрыть лицо веером — если мы недостаточно внимательны, эго превратит и эту попытку стирания «Я» в тонкий и незаметный процесс поддержания уникального «Я» без «Я».

Я вижу, как эго людей, которые приходят на мои семинары или занятия, также при любой возможности кричат: «Обрати на меня внимание, я особенный: я приехал из другого города или другой страны и мне нужен особый подход; я вижу ауры, я продвинутая; я так много страдала; я опытный практик, я отличаюсь от всех этих новичков; я вдумчивый и серьезный — я не задаю идиотских вопросов, как некоторые; я такая милая — я все-все поняла, и это лучший семинар в моей жизни; докажи мне! убеди меня! удиви меня!»…

Точно также кричало мое эго мастеру: «Смотри, я такая особенная — я тебе не докучаю и не претендую на твое внимание, в отличие от всех этих прилипал. Смотри, я так старательно работаю. Смотри — я очень умная. Они еще только соображают, что ты сказал, а я уже все это поняла, но при этом не выпендриваюсь и сижу тихонько».

И единственный механизм, который разные традиции мудрости выработали для работы с этой ситуацией — это практика тотальной сдачи себя мастеру. Мастеру не как живому человеку, не как другому эго, а как тотальности Бытия, проявленной в человеческом теле.

Были периоды, когда мастер буквально сводил меня с ума. «Выкинь все книги, сколько можно сидеть в голове. Все твои вопросы из ума», — говорил он утром. «Почему ты молчишь? Ты что, не работала, если тебе нечего спросить?», — спрашивал он вечером. «На твои вопросы бесполезно отвечать, перестань донимать меня», — возмущался он на следующий день, когда я все-таки собиралась с духом и открывала рот. Он доводил меня до слез, и я металась по ашраму, как ошпаренная мышь, мечтая об одном — чтобы кто-нибудь отрубил мне голову. А потом вдруг обнаруживала себя глубоко в сердце — словно мне действительно отрубили голову.

Или он мог сказать мне: «Ты же стерва. Все женщины стервы, всем вам надо только одно: заполучить мужчину и вцепиться в него, чтобы размножаться. Это зоология». И я сидела, онемев — потому что это точно не про меня, с моим красным дипломом физфака МГУ и осознанным подходом к отношениям. Но проходило три дня, и я вдруг начинала видеть в себе эту стерву, которая всегда была там — и которую я полностью вытеснила и не была готова принять.

А спустя три месяца мастер говорил: «Почему ты до сих пор не нашла себе мужа?! Сколько можно сидеть и медитировать в 33 года? Напечатай визитки. Пойди в кафе. Предложи понравившемуся мужчине выпить кофе». И я вновь впадала к ступор, чтобы спустя несколько дней заметить, как что-то внутри меня незаметно перестроилось — как будто появилось больше свободы, пространства. Словно из меня убрали какую-то лишнюю деталь. Хотя я отнюдь не бежала печатать визитки.

Настоящий мастер сделает все возможное, чтобы помочь вам стать вами, а не его последователем

И точно также он поступал и продолжает поступать с остальными учениками — потому что только так занозы эго можно подцепить и вытащить наружу.

Но большинство тех, кто начинает медитировать, не готовы к этому. И вот уже мои ученики возвращаются от мастера и говорят: «Что-то мне пока не хочется к нему в ближайшее время, после всего, что он мне сказал».

Справедливости ради, сегодня хватает необразованных и самопровозглашенных учителей, которым лучше не только не сдаваться, а держаться от них подальше. Один из возможных критериев — пытается ли учитель вас удержать. Настоящий мастер сделает все возможное, чтобы помочь вам стать вами, а не его последователем. Но, конечно, это проверяется временем.

Подсказка:

Используйте любого учителя, который вам сейчас достался — не учителя как человека, а учителя как форму, через которую с вами говорит Бытие. Когда мой муж начинал практику, до его первых поездок к мастеру и до того, как он сам начал учить, он учился у меня. И на протяжении нескольких месяцев мы выходили с занятий и он мне говорил: «Господи, ну как же ты меня бесишь. Говоришь ерунду, голос писклявый, шутки идиотские, прямо сижу — и хочется тебя придушить. Еле выдерживаю два часа».

Ему хватило ума и внимательности, чтобы использовать эту ситуацию как зеркало. Он допустил, что именно я, такая невыносимая и противная, могу быть идеальным учителем — потому что показываю ему отражения его собственного ума. И он начал наблюдать эти отражения. И развернул внимание на воспринимающего эти отражения, пошел вглубь. В этот момент он впервые начал видеть, как его собственный ум порождает реальность, в которой он живет. А когда он приехал к мастеру, с ним впервые случился опыт пробуждения.

 

  1. Ваша непробужденность дает вам бонусы

Это сильно связано с пунктом 3. Часто мы не готовы сдаться, потому что боимся потерять свое текущее положение.

Недавно я вела бизнес-программу в крупной компании. Ее владелец регулярно ездит на ретриты, потому что после практики у него случаются озарения и он принимает бизнес-решения, которые далеко опережают видение конкурентов. «Но вот понимаешь, когда я возвращаюсь, спустя какое-то время это заканчивается. Как бы мне это сделать постоянным состоянием?» — спросил он меня. «Для этого тебе нужны другие практики, — ответила я. — Но, возможно, их побочным эффектом станет то, что ты постепенно начнешь терять отождествление с собой как с владельцем этой компании. Начнешь терять интерес к деньгам и бизнесу. Не сразу, не резко, но это возможно». «Тогда пока я не готов», — ответил он.

Вы много лет медитируете. Вы, несомненно, стали внимательнее. Возможно, благодаря этому вы стали здоровее, успешнее, счастливее. Или даже сделали преподавание медитации своей работой. И тогда, возможно, это еще один крючок.

Когда-то, попросив меня начать учить его методу в Москве, мастер сказал: «Запомни, ты не должна быть хорошим учителем. Ты не должна стараться. Ты не должна заботиться о том, какое впечатление производишь и насколько умной ты выглядишь. Много ли человек пришло. Вернулись они снова или больше никогда не пришли. Ты должна быть никакой. Пустой. Не вступать ни с кем в отношения. И если из этой пустоты будет рождаться импульс что-то сказать — говори. А иначе молчи и не открывай рта. Пробуждение заразно, и тебе не нужно беспокоиться о том, как это происходит. Такой подход, возможно, не принесет популярности. Но только так ты действительно сможешь кому-то помочь. Только тогда ты сможешь чему-то научить, передавая свое состояние, и двигаться сама, не застревая в учительстве».

Такой подход и правда вызывает много вопросов. «Тебя как будто нет, я не могу вступить с тобой в контакт», — недавно сказал мне один из учеников. — «Я бы хотел больше тепла и внимания». Как вы уже догадались, в этот момент мы возвращаемся к пункту 1 — и идем восстанавливать отношения с мамой и папой, которые недодали нам тепла и внимания.

И да, я регулярно ловлю себя на том, что «застряла». Повелась на вопрос и желание ответить. Зацепилась вниманием за идею и села писать текст. С годами это происходит все меньше и меньше, но одновременно я вижу, как буквально каждая мысль потенциально вытягивает нас обратно в «Эго».

Подсказка:

Самый простой совет, который я постоянно даю себе: закрой рот и будь бдительна к тому, чтобы ни одна мысль, ни одна эмоция не увлекли тебя обратно в «Я». А если это произошло, верни внимание в естественное состояние без отождествления. Мысли возникают, эмоции возникают и растворяются — но не уходи за ними вниманием. Пиши только если текст сам рождается из глубокой тишины, а ты при этом пуста.

 

  1. Ваше сердце закрыто

«Звучит абсурдно, — скажете вы. — Сначала мне советуют выработать несокрушимое намерение, а затем — тотально сдаться». Этот парадокс разрешается только в нашем духовном сердце (которое не тождественно физическому). В сердце растворяется наше «Я» и рождается несокрушимая неэгоическая тяга узнать себя как изначальную пробужденность. Это тяга духа к самому себе. Она начинает действовать помимо нас — и именно об этой тяге говорила в своем интервью Мукти.

О важности снисхождения из головы в духовное сердце говорится во многих духовных традициях. Исихасты называют его «глубоким сердцем» и посвящают многие месяцы и годы практике укоренения и пребывания в нем.

Буддийские мастера часто цитирую слова Шантидевы из «Бодхичарья-аватары» о том, что как птице нужно два крыла, чтобы пересечь океан сансары, так и человеку нужны мудрость и метод, чтобы реализовать свою пробужденную природу. Под методом понимается бодхичитта, а под мудростью — знание своей пустотной пробужденной природы. Абсолютная бодхичитта начинает зарождаться именно в нашем духовном сердце.

Сердце — это мост между человеком и духом. В сердце человек встречается с существованием и рождается пробужденное Человеческое Существо

По сути, только в сердце действительно начинается подлинная практика трансформации — только сердце может преобразовать пять ядов в пять мудростей, только в сердце мы можем действительно принять всю тотальность бытия. Только снисходя в сердце мы впервые получаем возможность увидеть свой ум снаружи — как не обладающий собственным существованием механизм порождения отдельных переживаний и мыслей, пустотных в свой основе.

Невозможно укорениться в состоянии пробуждения, минуя сердце. По сути, все предыдущие четыре пункта упраздняются сами собой, если мы приобретаем хоть какой-то опыт пребывания в сердце — из сердца мы можем увидеть и принять все наши непробужденные, неживые части, вернуть внимание внутрь, сдаться на милость существования и действительно быть готовыми к тому, что все наши бонусы и заслуги перестанут иметь значение.

В подходе практики внимательности мы используем специальные методы такого укоренения, и мастер уделяет этому огромное внимание.

Если вы практикуете много лет, но ни одна из ваших практик не направлена на раскрытие духовного сердца, вы можете оказываться в пробужденном состоянии на время — а затем опять падать в состояние обусловленности, как птица, которая чуть приподнимается над землей на одном крыле, но снова падает.

Подсказка:

Я не знаю, как прочно обосноваться в духовном сердце, не используя поначалу специальных методов. Я встречала людей, чаще всего женщин (и это связно с различиями в структуре тонких тел у мужчин и женщин), которые оказываются в сердце спонтанно. Но даже им требовались методы, чтобы научиться пребывать в сердце стабильно.

Вместо послесловия

Когда я начинала практиковать двадцать лет назад, пробуждение казалось чем-то вроде выпускного — пункт назначения, за которым непонятно что, но практика заканчивается. (Мне было 18 лет, не судите строго.) Сейчас я понимаю, почему пробуждение называют «вторым рождением» — после него практика только начинается. В ней нет усилий, но есть методы и есть наставления по тому, куда и как направлять внимание в течение дня и ночи. И для меня совершенно очевидно, что по сравнению с тем, где находится мастер, я — в пеленках. И не факт, что вырасту полностью в этой жизни. И когда я смотрю видео многих современных пробужденных учителей (это касается в основном неоадвайты или американцев, которые учат випассане) я вижу, что да — пробуждение есть, но они не пришли к окончательной реализации. И им еще расти и расти. О чем они сами часто даже не подозревают и не рассказывают своим ученикам. Пробуждение, просветление и окончательная реализация — это разные стадии. И совсем не все проходят их в течение одной жизни.

волшебная таблетка внутри — Magic Force — Жизнь в гармонии

Как часто мы произносим эту фразу! Не хочу мыть посуду — а надо, не хочу идти к стоматологу — а надо, не хочу делать уроки — а надо… А сколько надо сделать сегодня? А завтра? А сколько таких «надо» не сделано или отложено на завтра, а часто на неопределенное время — на потом?

Потом — это то же самое, что завтра. Вы когда нибудь видели «завтра»? Вроде бы завтра должно наступить следующим утром, просыпаемся, и где мы находимся? Опять в «сегодня»! 

Как в известной шутке: «Я же вам говорю: «Приходите завтра!», а вы всё время сегодня приходите!» В итоге эти дела делаются уже тогда, когда «жареный петух клюнет». Дела, отложенные на потОм, выходят пОтом,

Представьте такую картину: дома полный беспорядок, холодильник пустой, обед не приготовлен, одежда разбросана, окна после дождя в разводах…ну и еще сами что-то придумайте или посмотрите вокруг) И вот вы ходите-бродите по дому, посуду надо помыть, а не хочется, и находите себе дело по приятнее — передачу посмотреть, в интернете посидеть или подруге позвонить… Но кушать хочется, и вот все таки через «не хочу» начинаете мыть посуду, готовить обед, убирать вещи по местам…

В итоге полная потеря сил, приготовленная еда не доставляет радости, чистота уже не вдохновляет… А почему? Да все потому, что делалось все через НАДО. Вспомните, сколько чудесных намерений было «похоронено» после отождествления их со словом НАДО.  Надо пойти в спортзал — может быть один раз осилили и всё, на этом занятия закончились. Надо заняться и выучить язык — не выучили. Надо сесть на диету — ну ладно, завтра начну, а сегодня еще пирожков поем…

Осознайте то, что когда вы говорите «Так, надо сделать это!», все желание что-либо делать тут же умирает. Осознайте, когда вы говорите «Надо», вы сами убиваете свое желание действовать.

Одним словом слова «Надо» и «Должен» останавливают вас от движения вперед, так как вы не хотите делать что-либо по принуждению, даже по собственному. И от таких дел нет в жизни ни радости, ни удовольствия. Конечно, существуют дела, которые нужно делать, которые вы должны делать. Но помните, что слова имеют огромную силу. Ваши мысли и слова создают мир вокруг вас. А «надо» и «должен» тормозят вас на пути к целям.

Что же нам делать с теми делами, которые делать надо, но не хочется? Выход есть, причем он не простой выход, а волшебный! Проверила на себе)  Обещаю, как только начнете выполнять эту технику — жизнь станет ярче, насыщеннее, веселее.

И сейчас мы поступим, как настоящие волшебники! Будем заменять слово НАДО на слово ХОЧУ! Прямо сейчас подумайте: когда вы говорите «Мне надо сделать….» какие чувства возникают? Как реагирует тело? Есть чувство неприятия, отвержения, телу становиться лень даже пошевелиться? А теперь подумайте «Я хочу это сделать!»  Что чувствуете? Энтузиазм, подъем, тело хочет попрыгать от радости)) Хочу — это задорно и весело! Это предвкушение чего-то хорошего, радостного, как ожидание подарка в детстве… Сразу включается творческий потенциал и приходят идеи, как это дело можно сделать еще интереснее. Вот с этим словом мы и будем творить волшебство.

Когда вы будете планировать то, что предстоит сделать, говорите себе «Я хочу это сделать? Когда я это сделаю, я еще на шаг приближусь к моменту своего раскрытия. Я ХОЧУ!!!»

Вначале будет очень непривычно так мыслить и мы будем часто скатываться к слову НАДО. Это обычная привычка, от которой легко избавиться, если быть осознанным, а именно контролировать то, что мы делаем, а не пребывать в состоянии биоробота большую часть жизни. Если вы посвятите этому немного своего времени, новая привычка достаточно быстро войдет в вашу жизнь.

Если готовы начать прямо сейчас (а это на самом деле лучше начать прямо сейчас), то возьмите бумагу и ручку сделайте простое упражнение, которое поможет увидеть  те области своей жизни, где вы заставляете себя что-то делать через слово НАДО.

На чистом листке от руки напишите все, что вы должны и что вам надо делать. Не торопитесь, пишите все, что вспомните.

А теперь второй этап упражнения: возьмите ручку другого цвета, например зеленую или красную, и зачеркните все слова ДОЛЖЕН и НАДО и прямо над ними красиво напишите волшебное ХОЧУ! Выполняйте это упражнение с радостью и задором, как это делают дети! Ведь это же радость — теперь вы сделаете эти дела с удовольствием! И вам уже не терпится их сделать)

С этого момента, как только отследите у себя мысль «Мне надо это сделать», или «Я должен это сделать» — тут же меняйте ее на «Я хочу это сделать»!

Вот в этом и состоит волшебство. Никаких волшебных палочек, хотя… Можете сделать себе волшебную палочку. Она будет помогать Вам — напоминать о том, что вы волшебник и вовремя менять НАДО на ХОЧУ.

Преобразите свою жизнь сами и самое лучшее время для начала — ПРЯМО СЕЙЧАС!

Удачи!

Я буду очень рада вашим комментариям! И обязательно поделитесь с друзьями!

Похожее