Ситников в романе «Отцы и дети»: образ, характеристика, описание
Ситников в исполнении Геннадия Смирнова в фильме «Отцы и дети» (2008 г.) |
Господин Виктор Ситников — один из второстепенных героев романа «Отцы и дети» Тургенева.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика Виктора Ситникова в романе «Отцы и дети»: описание внешности и характера героя.
Смотрите:
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Отцы и дети»
Краткая характеристика Ситникова
Виктор Ситников является приятелем Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. Ситников — сын богатого купца, но при этом он стесняется своего происхождения. Он называет себя нигилистом, либералом и славянофилом. Глуповатый Ситников дружит с эксцентричной дамой — Евдоксией Кукшиной и разделяет ее «прогрессивные взгляды». Ситников ругает женщин за их ограниченность, но вскоре сам женится и становится подкаблучником.
Имя героя — Виктор Ситников:
«…«Здравствуйте, Victor», – и пожала Ситникову руку…»
«…Victor, вы шалун…»
О внешности Ситникова известно следующее:
«…человек небольшого роста, в славянофильской венгерке…»
«…поспешно стаскивая свои уже чересчур элегантные перчатки…»
«…Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким то коротким, деревянным смехом…»
У него писклявый, визгливый голос:
«…Прелесть! прелесть! – запищал Ситников. – Я вас представлю…»
«…проговорил Ситников и визгливо засмеялся…»
«…Ситников опять засмеялся с визгом…»
Ситников является щеголем. Он одевается элегантно:
«. ..Он только что сошел к завтраку в новом щегольском, на этот раз не славянофильском, наряде; накануне он удивил приставленного к нему человека множеством навезенного им белья…»
Господин Ситников следует моде:
«…нашли там карточку с загнутыми углами и с именем Ситникова, на одной стороне по-французски, на другой – славянскою вязью…» (визитки вошли в моду в это время)
Он является глупым человеком:
«…С прибытием Ситникова все стало как-то тупее – и проще…»
«…На какого черта этот глупец Ситников пожаловал?..»
«…пойми ты это, мне нужны подобные олухи…»
«…а жена считает его дурачком… и литератором…»
Ситников делает вид, что является нигилистом:
«…когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг… словно прозрел!..»
«…толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. ..»
Он называет себя учеником своего приятеля-нигилиста Базарова:
«…Я старинный знакомый Евгения Васильича и могу сказать – его ученик. Я ему обязан моим перерождением…»
«…Аркадий посмотрел на базаровского ученика…»
Ситников рабски восхищается Базаровым:
«…Долой авторитеты! – закричал Ситников, обрадовавшись случаю резко выразиться в присутствии человека, перед которым раболепствовал…»
«…Ну что, ну что? – спрашивал он, подобострастно забегая то справа, то слева…»
Господину Ситникову нравится что-нибудь презирать и выражать свое презрение:
«…Возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова; он в особенности нападал на женщин…»
Он мечтает стать великим человеком:
«…Ситников, тоже готовящийся быть великим…»
«…Говорят, его кто-то недавно побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его – трус. Он называет это иронией.
Он называет себя прогрессистом, либералом:
«…молодой прогрессист…»
«…Это не мешает мне быть либералом…»
Господин Ситников ругает женщин, но вскоре женится и становится подкаблучником:
«…он в особенности нападал на женщин, не подозревая того, что ему предстояло несколько месяцев спустя пресмыкаться перед своей женой потому только, что она была урожденная княжна Дурдолеосова…»
Ситников является сибаритом, практичным человеком. Он любит комфорт:
«…Я люблю комфорт жизни, – произнес с важностию Ситников…»
«…Сибарит, – промолвила Евдоксия и засмеялась <…> Не правда ли, Базаров, он сибарит?..»
«…Ситников, который успел развалиться в креслах и задрать ногу кверху…»
«…Сейчас виден практический человек…»
Господин Ситников вечно хандрит, как и его знакомая Кукшина:
«…И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. ..»
Он является робким человеком:
«…он все таки робел до мозга костей и, вместо того чтобы произнести заранее затверженные извинения и приветствия, пробормотал какую-то дрянь…»
«…На этом слове он запнулся и потерялся до того, что сел на собственную шляпу…»
Ситников — слабохарактерный мужчина:
«…Отец им помыкает по прежнему…»
«…пресмыкаться перед своей женой…» (Ситников женится и начинает пресмыкаться перед женой)
При этом он является назойливым человеком:
«…с свойственною ему назойливостью…»
Ситников — болтливый мужчина:
«…он скоро оправился и затрещал на славу…»
«…Трудно передать словами, какою перепелкой влетел в комнату молодой прогрессист…»
Он — смешливый человек, его легко рассмешить:
«…против обыкновения, даже не засмеялся…»
Отец Ситникова занимается винными откупами и, судя по всему, содержит местный кабак:
«. ..– … Кстати, ваш батюшка все по откупам?
– По откупам, – торопливо проговорил Ситников и визгливо засмеялся…»
«…А это заведение твоего отца тоже нравственное явление? – промолвил Базаров, ткнув пальцем на кабак…»
Ситников стыдится, что по происхождению является купцом:
«…Он очень стыдился своего происхождения…»
Образ и характеристика Аркадия Кирсанова, описание внешности и характера в цитатах
Аркадий Кирсанов является одним из центральных персонажей романа «Отцы и дети» Тургенева.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети»: описание внешности, характера героя, а также его отношений с Базаровым.
Смотрите:
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Отцы и дети»
Краткая характеристика Аркадия Кирсанова
Аркадий Николаевич Кирсанов – это молодой образованный дворянин, сын помещика Николая Петровича Кирсанова. Аркадию 23 года. Он только что окончил университет.
Молодой и неопытный Аркадий попадает под влияние хладнокровного нигилиста Евгения Базарова. Аркадий тоже «старается» быть нигилистом, следуя моде, но на самом деле в душе он является мягким, сентиментальным и великодушным человеком.
Аркадий и Базаров оба влюбляются в Анну Сергеевну Одинцову, но та не отвечает им взаимностью. Со временем Аркадий влюбляется в младшую сестру Одинцовой – Катю. Встретив любовь, Аркадий отказывается от глупых идей нигилизма и становится самим собой. Он и его наставник-нигилист Базаров отдаляются, их дружба постепенно сходит на нет.
Аркадий Кирсанов является другом главного героя романа, нигилиста Евгения Базарова. В романе «Отцы и дети» описывается, как Аркадий, закончив университет в Петербурге, привозит своего друга Евгения на каникулы к себе в гости в имение, где живут его отец и дядя:
«Это некто Базаров, мой приятель.» (Аркадий о Базарове, глава XIV)
«. ..дружба, которую я замечаю между вами и моим сыном, меня искренно радует.» (отец Базарова о дружбе Аркадия и Евгения Базарова, глава XXI)
Аркадий Кирсанов является потомственным дворянином, сыном помещика Николая Петровича Кирсанова:
«Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может…» (Базаров об Аркадии, глава XXVI)
Возраст Аркадия Кирсанова – 23 года:
«…недаром же мне и минул двадцать третий год…» (глава XXVI)
О внешности Аркадия известно следующее:
«Несколько мгновений спустя его губы уже прильнули к безбородой, запыленной и загорелой щеке молодого кандидата.» (встреча отца и сына, глава I)
«– Ничего, ничего, – твердил, умиленно улыбаясь, Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто.» (о шинели Аркадия, глава II)
«Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца...» (глава III)
У него звонкий юношеский голос:
«…говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий…» (глава II)
Аркадий является молодым человеком, «молоденьким мальчиком», «птенцом»:
«А главное, он молод, молод… не то, что мы с вами, Евгений Васильич…» (Одинцова об Аркадии, глава XXV)
«…так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца…» (глава III)
«Ах да! птенец этот!..» (Базаров об Аркадии, глава XXVII)
Стесняясь своего возраста, Аркадий старается казаться более взрослым мужчиной:
«…он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком… <…> Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы. ..» (глава IV)
Аркадий – образованный человек, он окончил университет в Петербурге:
«В 55-м году он повез сына в университет; прожил с ним три зимы в Петербурге…» (об отце Аркадия, глава I)
«…сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата*…» (глава I)
(*кандидат – лицо, сдавшее специальный «кандидатский экзамен», первая ученая степень)
Аркадий не очень богат, но все же у его семьи есть некоторое состояние. По словам Базарова, Аркадий является хорошей партией для брака:
«…я и не богат…» (Аркадий о себе, глава XXVI)
«Партия во всех отношениях хорошая; состояние у Кирсанова изрядное…» (глава XXVI)
Судя по всему, Аркадий является веселым, жизнерадостным человеком:
«…весело отвечая на отцовские ласки. ..» (глава II)
«Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца…» (глава III)
Аркадий является умным молодым человеком, по мнению Одинцовой:
«Но теперь я его лучше узнала и убедилась, что он умен…» (глава XXV)
Судя по всему, Аркадий является ленивым человеком. Закончив университет, он не находит себе особых занятий или целей в жизни и ничем не занимается (сибаритствует) в отличие от своего трудолюбивого друга Базарова:
«Меня зовут Аркадий Николаич Кирсанов, – проговорил Аркадий, – и я ничем не занимаюсь…» (глава XIII)
«…Аркадий сибаритствовал, Базаров работал…» (глава X)
Он является робким молодым человеком:
«Ты робеешь, мало на себя надеешься…»(глава XXI)
«…Аркадий ощущал на сердце некоторую робость. ..» (глава XIV)
«…он робел и терялся, когда оставался с ней наедине; и она не знала, что ему сказать: он был слишком для нее молод…» (глава XVII)
«…он почувствовал невольную робость…» (глава XXI)
«…робость овладевала им…» (глава XXII)
Аркадий – невинный, целомудренный молодой человек, по мнению Базарова. Целомудренному Аркадию не нравится, когда Базаров прямо обсуждает женское тело, в частности красивое тело Анны Одинцовой:
«Вот еще! Какой невинный!..» (Базаров о нем, глава XIV)
«– Этакое богатое тело! – продолжал Базаров. – Хоть сейчас в анатомический театр.
– Перестань, ради бога, Евгений! это ни на что не похоже.
– Ну, не сердись, неженка. Сказано – первый сорт.» (глава XV)
Аркадий является славным, но мягким человеком, по мнению Базарова:
«Ты славный малый; но ты все-таки мякенький. ..»(глава XXVI)
Аркадий – человек с нежной душой, «неженка» и «размазня», по мнению Базарова:
«Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..» (глава XXI)
«Ну, не сердись, неженка…» (глава XV)
Аркадий является «ручным» существом в отличие от его «хищного» друга Базарова, по мнению Кати Локтевой:
«– Как вам сказать… Он хищный, а мы с вами ручные.
– И я ручной?
Катя кивнула головой.» (глава XXV)
Аркадий является эмоциональным человеком, но, объявив себя нигилистом, он пытается казаться хладнокровным и старается скрывать свои чувства:
«Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!..» (глава XI)
Он способен плакать, когда его переполняют чувства:
«Он чувствовал, что слезы приступали к его глазам...» (глава XVII)
«..«Жаль и Кати!» – шепнул Аркадий в подушку, на которую уже капнула слеза…» (глава XIX)
«…Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз…» (глава XXVI)
Он является великодушным человеком:
«…я сам пойду к ней, – воскликнул Аркадий с новым приливом великодушных чувств…» (глава V)
«Эге-ге! – спокойно проговорил Базаров. – Вот мы какие великодушные!..» (глава IX)
Он старается быть справедливым человеком:
«Надо быть справедливым, Евгений…» (глава VI)
«Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, – возразил запальчиво Аркадий…» (глава XXI)
Аркадий Кирсанов считает себя развитым молодым человеком со свободными взглядами:
«Перестань, пожалуйста, – повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы. » (глава III)
Он придерживается модных, либеральных взглядов на крепостное право. За это Базаров называет его «мякеньким, либеральным баричем»:
«…но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» (Базаров о нем, глава XXVI)
Аркадий Кирсанов любит природу, но, вступив в ряды нигилистов, он скрывает любовь к природе как что-то неприличное нигилисту:
«Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет!..» (глава III)
«…Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом…» (глава XVII)
Также он любит музыку. В частности он любит классическую музыку, Моцарта:
«А ты, Катя, – прибавила она, – сыграй что-нибудь Аркадию Николаевичу;он любит музыку…» (Одинцова об Аркадии, глава XVI)
«…Аркадий, хотя точно любил музыку, неохотно пошел за ней…» (глава XVI)
«– Вы какую музыку больше любите? – повторила Катя, не переменяя положения.
– Классическую, – тем же голосом ответил Аркадий.
– Моцарта любите?
– Моцарта люблю.» (глава XVI)
При этом Аркадий плохо танцует:
«Танцую, только плохо…» (Аркадий о себе, глава XII)
«…Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал…»
Аркадий любит красиво говорить, что не очень нравится его другу Базарову:
«О друг мой, Аркадий Николаич! – воскликнул Базаров, – об одном прошу тебя: не говори красиво…» (глава XXI)
«Вот эта не упрекает меня за то, что я красиво выражаюсь…» (Аркадию нравится, что Катя не упрекает его за его красивые выражения, глава XXV)
Аркадий уважает и любит своего отца Николая Петровича Кирсанова. Молодой человек не осуждает своего отца-дворянина за то, что тот состоит в отношениях с крестьянкой Фенечкой (дворяне старались не афишировать такие межклассовые отношения). Напротив, молодой человек поддерживает выбор отца. По мнению Аркадия, отец должен жениться на Фенечке, так как у них есть общий ребенок:
«Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор…» (Аркадий – отцу, глава V)
«…Аркадий живо повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щеку…» (глава V)
«– Я не с этой точки зрения почитаю отца неправым; я нахожу, что он должен бы жениться на ней.
– Эге-ге! – спокойно проговорил Базаров. – Вот мы какие великодушные! Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал.» (глава IX)
Аркадий очень дорожит дружбой своего старшего товарища Евгения Базарова (в начале романа):
«– Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой.
– Ты недавно с ним познакомился?
– Недавно.» (Аркадий и отец, глава III)
Молодой и неопытный «мальчишка» Аркадий Кирсанов попадает под влияние своего старшего друга Базарова и перенимает от него идеи нигилизма, которые на самом деле ему чужды. Павел Петрович Кирсанов считает, что Базаров просто вбил неопытному Аркадию свои идеи, в которые тот слепо верит:
«– Сестра находилась тогда под его влиянием, так же, как и вы.
– Как и я! Разве вы замечаете, что я уже освободился из-под его влияния? (Катя и Аркадий о влиянии Базарова на самого Аркадия и на Анну Одинцову, XXV)
«Так, так. Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление. Вот, вот чем увлекается молодежь, вот чему покоряются неопытные сердца мальчишек!» (Павел Петрович о влиянии Базарова на Аркадия, глава X)
«Это все ему в голову синьор этот вбил, нигилист этот. Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан…» (Павел Петрович о Базарове, глава X)
Аркадий называет себя нигилистом, как и его друг Базаров, но на самом деле он далек от нигилизма и по сути просто подражает Базарову:
«Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаём авторитетов, – вмешался Аркадий. ..» (глава X)
Он восхищается, благоговеет перед своим «учителем» Базаровым (в начале романа):
«…Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся…» (глава IX)
«Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. (Аркадий отворотился и нахмурился.)…» (глава X)
Он старается вести себя так же развязно, как и Базаров:
«Я нахожу, что Аркадий s’est degourdi*…» (Павел Петрович о нем, глава IV) (*стал развязнее (франц.))
«…с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось, и выпил все вино…» (глава IV)
Вскоре Аркадий и Базаров оба влюбляются в Анну Одинцову, но та не отвечает им обоим взаимностью. При этом Одинцова предпочитает общаться с более взрослым Базаровым, а не с молодым Аркадием:
«…а Аркадий, который окончательно сам с собой решил, что влюблен в Одинцову, начал предаваться тихому унынию. Впрочем, это уныние не мешало ему сблизиться с Катей; оно даже помогло ему войти с нею в ласковые, приятельские отношения.» (глава XVII)
«– Вы говорите, он избегал вас, – произнес он с холодною усмешкой, – но, вероятно, для вас не осталось тайной, что он был в вас влюблен?
– Как? и он? – сорвалось у Анны Сергеевны.
– И он, – повторил Базаров с смиренным поклоном.» (Базаров и Одинцова, глава XXV)
Влюбленный Аркадий робеет и теряется в присутствии Анны Одинцовой. Та, в свою очередь, тоже не знает, о чем с ним говорить. В то же время Аркадий чувствует себя хорошо только в компании с ее младшей сестрой Катей:
«В присутствии Анны Сергеевны они не разговаривали между собою: Катя всегда сжималась под зорким взглядом сестры, а Аркадий, как оно и следует влюбленному человеку, вблизи своего предмета уже не мог обращать внимание ни на что другое; но хорошо ему было с одной Катей. Он чувствовал, что не в силах занять Одинцову; он робел и терялся, когда оставался с ней наедине; и она не знала, что ему сказать: он был слишком для нее молод.» (глава XVII)
Со временем Аркадий влюбляется в Катю. Базаров тем временем тяжело переживает свою безответную любовь к Одинцовой. Погрузившись в свои любовные переживания, Аркадий и Базаров отдаляются друг от друга, в итоге их дружба прекращается сама собой:
«Почти постоянное разъединение наших приятелей не осталось без последствий: отношения между ними стали меняться. Базаров перестал говорить с Аркадием об Одинцовой, перестал даже бранить ее «аристократические замашки»; правда, Катю он хвалил по прежнему и только советовал умерять в ней сентиментальные наклонности, но похвалы его были торопливы, советы сухи, и вообще он с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего… он как будто избегал, как будто стыдился его…» (глава XVII)
Любовь к Кате помогает Аркадию «раскрыть глаза» и лучше понять себя. Он отказывается от глупых идей нигилизма и становится самим собой. Аркадий признается, что, играя в нигилиста, он выглядел заносчивым мальчишкой, но теперь его жизненные идеалы куда ближе к реальной жизни, чем странные идеалы нигилизма:
«– Я теперь уже не тот заносчивый мальчик, каким я сюда приехал, – продолжал Аркадий, – недаром же мне и минул двадцать третий год; я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам… Глаза мои недавно раскрылись благодаря одному чувству…» (глава XXVI)
Вскоре Аркадий делает Кате предложение, влюбленные женятся:
«Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой…» (глава XXVIII)
Женившись, Аркадий начинает интересоваться делами своего имения, его привлекает сельскохозяйственная, агрономическая деятельность:
«. ..небогатый край этот… нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы…» (глава III)
«Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности…» (глава XXII)
Это был цитатный образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева: описание внешности, личности и характера героя в цитатах.
Смотрите: Все материалы по роману «Отцы и дети»
Анализ характера Отцов и Сыновей
Анализ Характера Отцов и Сыновей | ЛитЧартсАркадий Николаевич Кирсанов
Аркадий — идеалистичный 22-летний выпускник Петербургского университета, недавно вернувшийся в свое родное имение Марьино, в сельской российской провинции. Он сын Николая и Маши. Аркадий приносит домой свою новую… прочитать анализ Аркадия Николаевича Кирсанова
Евгений Васильич Базаров
Базаров — самоуверенный молодой нигилист, с которым Аркадий дружит в Петербургском университете. Он сын Василия и Арины. Базаров изучает естествознание, надеясь стать врачом, и отвергает авторитетные принципы… читать анализ Евгения Васильича Базарова
Николай Петрович Кирсанов
Николай, 44 года, русский дворянин. Раньше он был женат на Маше, с которой у него был Аркадий, и состоит в отношениях с Фенечкой, когда книга начинается; Oни… читать анализ Николая Петровича Кирсанова
Павел Петрович Кирсанов
Павел — брат Николая, которому за 40, живет в имении Марьино с Николаем. В свои 20 лет Павел влюбился в эксцентричную женщину из аристократии, княгиню Р.… читать анализ Павла Петровича Кирсанова
Катя Одинцова
Катя — младшая сестра Анны Одинцовой, 18 лет. Под влиянием своей сестры и опекуна Катя очень застенчивая и сдержанная. Она проводит большую часть своего времени, играя на пианино или играя со своей собакой… читать анализ Кати Одинцовой
Федося Николаевна (Феничка)
Фенечка — любовница Николая и мать его сына Мити. Ей 23 года, хрупкая молодая женщина. Она присоединилась к дому, когда Николай нанял ее мать в качестве домработницы. После… читать анализ Федосьи Николаевны (Фенички)
Василий Иваныч Базаров
Василий — муж Арины и отец Базарова. Он эмоциональный, начитанный, разговорчивый и гостеприимный сельский господин. Василий — военный врач на пенсии, сейчас ведет хозяйство и лечит крестьян на… прочитать анализ Василия Иваныча Базарова
Арина Власьевна Базаров
Арина — преданная жена Василия и любящая мать Базарова. Она русская дворянка «старой школы», набожная, суеверная, верящая в твердое различие между дворянином и крестьянином. А еще она добрая… читать анализ Арины Власьевны Базаровой
Виктор Ситников
Ситников — элегантный, довольно пронзительный, самопровозглашенный «ученик» Базарова. Ему нравится вращаться в самых модных кругах общества. Он знакомит Аркадия и Базарова с мадам Кукшиной и мадам Одинцовой. Когда… читать анализ Виктора Ситникова
Маша Преполовенская
Маша была первой женой Николая и матерью Аркадия, в рассказе не фигурирует. Она была дочерью помещика Николая, и они полюбили друг друга, наслаждаясь блаженной жизнью… читать анализ Маши Преполовенской
Принцесса Р. (Нелли)
Принцесса Р. была эксцентричной, непостижимой русской аристократкой, в которую Павел беззащитно влюбился в юности. Она была одновременно легкомысленной тусовщицей в обществе и слезливо набожной наедине. Павел последовал за княжной Р… читать анализ принцессы Р. (Нелли)
Второстепенные персонажи
Петр
Петр — молодой слуга Николая. Его «единственная бирюзовая серьга», крашеные волосы и «семеющая походка» характеризуют его как человека «передового современного поколения». Он также отказывается целовать руку своего работодателя, в отличие от старших слуг. Петр — единственный свидетель дуэли Базарова и Павла.
Матвей Ильич Колязин
Колязин, 40 лет, тайный советник правительства, родственник Кирсановых. Он перспективный и прогрессивный политик, тщеславный и хитрый, но добродушный. Аркадий и Базаров знакомятся с Анной Сергеевной Одинцовой на балу в честь Колязина.
Мадам Евдокия Кукшина
Мадам Кукшина — «продвинутая» девушка, которую Ситников знакомит с Базаровым и Аркадием. Она разлучена со своим мужем, довольно невзрачная и взлохмаченная, и всегда на взводе. В качестве хобби она изучает химию и изобрела небьющиеся кукольные головы. Позже она уезжает в Германию изучать архитектуру.
Прокофьич
Прокофьич — старый слуга в доме Кирсановых. Он не любит Базарова.
Митя
Митя — малолетний сын Николая и Фенечки, сводный брат Аркадия гораздо младший.
Отец Алексей
Отец Алексей — добродушный приходской священник Василия и Арины. Он пьет вино и играет в карты с Базаровым и Аркадием.
Отцы и дети в эпосе и лирике
Какую роль играют отцы и дети в древнегреческом эпосе и лирике? Являются ли отцы хорошим примером для подражания? Показывают ли они или учат своих детей, как вести себя или действовать? Какие отношения мы наблюдаем в текстах? Одинаково ли изображены бессмертные и смертные отцы?
Похоже, что крепкая связь связывает отцов и сыновей.
Конечно, отношения между богами и их сыновьями очень своеобразны.
Как показано в « Теогонии» Гесиода , среди богов отцы и сыновья жестоко обращались друг с другом. Кронос кастрировал своего отца Урана, а после этого, так как сам боялся всех своих детей — мальчиков и девочек, — не позволял им жить во внешнем мире, поэтому ел их. Зевс, младший сын, смог изменить ситуацию, и его братья и сестры родились заново, и он взял под контроль своего отца.
Быстро расцвели тогда дух и прекрасные члены царя, и с годами, обольщенный мудрыми советами Земли 495 огромный Кронос, коварный советник, снова выпустил на волю свое потомство, покоренное искусствами и силы своего сына.
Теогония 492–496, Справочник[1]
Значит, эти боги не являются лучшим образцом для здоровой связи между отцом и сыном.
Один из эпитетов Зевса — «отец Зевс». Он породил множество других богов и очень многих смертных.
Он был тронут смертью своего смертного сына Сарпедона и помог защитить его тело:
Сын интригана Кроноса посмотрел на них с жалостью и сказал Гере, которая была его женой и сестрой: «Увы, что это будет удел Сарпедона, которого я так сильно люблю, погибнуть от руки Патрокла. [435] Я в раздумьях, то ли догнать его из боя и усадить в целости и сохранности в плодородной местности [ dēmos ] Ликии, то ли отдать его теперь от руки сына Меноития. ».
…
[665] Тогда Зевс, владыка грозовой тучи, сказал Аполлону: «Дорогой Феб, иди, умоляю тебя, и возьми Сарпедона вне досягаемости оружия; Смойте с него черную кровь, а затем отнесите его далеко, где вы сможете омыть его в реке, помазать его амброзией, [670] И облечь его в бессмертное одеяние; Сделав это, отдайте его в руки двух вестников флота, Смерти и Сна, которые немедленно перенесут его в плодородный район [ dēmos ] Ликии, 674 и там его родственники и товарищи будут ритуально готовиться [ tarkhuein ] его, [675] с могилой и стелой — ибо это привилегия мертвых».
Илиада 16.431–437, 16.665–675, Справочник
Однако он жестоко отругал Ареса, одного из своих бессмертных сыновей.
Зевс сердито посмотрел на него [= Арес] и сказал: «Не приходи сюда скулить, ты, кто смотрит в обе стороны. 890 Я ненавижу тебя больше всех богов Олимпа за то, что ты всегда сражаешься и творишь зло. У тебя невыносимый и упрямый дух твоей матери Геры: это все, что я могу сделать, чтобы справиться с ней, и это она делает, что ты сейчас в таком тяжелом положении: [895] тем не менее, я не могу позволить вам дольше оставаться в такой сильной боли; ты мой собственный потомок, и твоя мать зачала тебя от меня; если бы, однако, ты был сыном какого-либо другого бога, ты был бы настолько разрушительным, что к этому времени ты должен был бы лежать ниже титанов».
Затем он попросил Пейон исцелить его.
Илиада 5.889–900, Справочник
Что касается смертных отцов в гомеровской поэзии, то у нас есть примеры, когда они дают советы своим сыновьям.
Мы видим одну и ту же строку в «Илиаде » 6.207–208 и в «Илиаде » 11.784, формулировке героического кодекса. Вот рассказ Главкоса о том, что сказал ему отец:
Ἱππόλοχος δέ μ᾽ ἔτικτε, καὶ ἐκ τοῦ φημι γενέσθαι:
πέμπε δέ μ᾽ ἐς Τροίην, καί μοι μάλα πόλλ᾽ ἐπέτελλεν
αἰὲν ἀριστεύειν καὶ ὑπείροχον ἔμμεναι ἄλλων ,
μηδὲ γένος πατέρων αἰσχυνέμεν, οἳ μέγ᾽ ἄριστοι
210 ἔν τ᾽ Ἐφύρῃ ἐγένοντο καὶ ἐν Λυκίῃ εὐρείῃ.
ταύτης τοι γενεῆς τε καὶ αἵματος εὔχομαι εἶναι.Гипполох был мне отцом, и когда он послал меня в Трою, он призывал меня снова и снова сражаться всегда среди передовых и превзойти моих равных , чтобы не посрамить кровь моих отцов [210], которые были самый благородный в Эфире и во всей Ликии. Таково происхождение, о котором я утверждаю.
Илиада 6.206–211, Справочник
Пелей дает такой же совет своему сыну Ахиллесу:
…τὼ δ᾽ ἄμφω πόλλ᾽ ἐπέτελλον
πηλεὺς μὲν π παιδὶ γέρων ἐπέτελ᾽ ἀχιλῆϊ
αἰὲν ἀρι файлы
αἰὲνῆϊ мозд.Я высказал свое мнение и призвал вас обоих присоединиться к нам. Вы были достаточно готовы сделать это, и два старика поручили вам сильно и сильно. Старый Пелей велел своему сыну Ахиллесу сражаться среди лучших и превосходить своих сверстников
Илиада 11. 781–784, Справочник
С другой стороны, совет, данный Патроклу его отцом, возможно, больше подходит для его роли терапевта : Ахиллеса
…в то время как Менойтиос, сын Актора, так говорил тебе: [785] «Сын мой, — сказал он, — Ахиллес знатнее тебя по происхождению. 787=Вы старше; но он намного лучше по силе [ bíē ]. Дай ему мудрый совет, направь его на правильный путь, и он последует за тобой к своей выгоде».
Илиада 11.785–789, Справочник
Возможно, самый известный пример совета отца сыну из HeroesX — это когда Нестор разговаривает со своим сыном перед гонкой на колесницах:
Четвертым по порядку Антилох, сын знатного Нестора, сына великодушного Нелея, приготовил коней. Они были выведены в Пилосе, и его отец подошел к нему 305 , чтобы дать ему хороший совет, в котором, однако, он почти не нуждался. — Антилох, — сказал Нестор, — ты молод, но Зевс и Посейдон хорошо полюбили тебя и сделали из тебя превосходного возничего. Поэтому мне не нужно много говорить в качестве наставления. Вы умеете водить своих лошадей вокруг столба, [310] Но сами лошади очень медлительны, и это-то, я боюсь, испортит ваши шансы. Другие возницы знают меньше, чем вы, но их лошади быстрее; 313 Приходите, мой philos , вложите в свой thūmos всевозможные навыки [ mētis ], 314 чтобы призы не ускользнули от вас. [315] Дровосек лучше с mētis , чем с силой [ biē ]. 316 С mētis кормчий над винно-темным морем [ pontos ] 317 ведет свой стремительный корабль, трепещущий от ветров. 318 Именно с метисом возничий лучше возничего. (320) Если человек широко ходит в разные стороны, тогда как искусный человек [ kerdos ] может иметь лошадей похуже, но он будет держать их в узде, когда увидит поворотный столб [ терма ]; он знает точный момент [325], когда нужно натянуть повод, и внимательно следит за человеком впереди него. 326 Я [= Нестор] скажу тебе [= Антилохос] знак [ sēma ], очень ясный, который не запутается в твоих размышлениях. 327 Вон там стоит пень сухостоя, на высоте над землей. 328 Это был то ли дуб, то ли сосна. И не сгнил от дождей. 329 По обе стороны от него стоят два белых камня. 330 Вот оно, стоит на месте, где сходятся две дороги, и по обеим сторонам от него гладкие колеи, по которым ездят колесницы. 331 Это либо могила [ sēma ] какого-то смертного, умершего давным-давно 332 , либо это был поворотный момент [ nussa ] во времена прежних людей. 333 Ныне быстроногий лучезарный Ахиллес поставил его как поворотный пункт [ терма во множественном числе]. 334 Подойдите к нему как можно ближе, когда вы подгоните к нему лошадей своей колесницы, [335] и продолжайте наклоняться в одну сторону, когда вы стоите на платформе своей хорошо сложенной колесницы, 336 наклоняясь влево, как ты гонишь своих лошадей. Ваша правосторонняя лошадь 337 вы должны подгонять, окликать ее и давать этой лошади некоторую слабину, пока вы держите поводья, 338 в то время как вы заставляете свою левостороннюю лошадь приближаться как можно ближе [к точке поворота ], 339 так, чтобы ступица почти касалась столба [340] — ступицы вашего добротного колеса колесницы. Но будьте осторожны, не прикасайтесь к камню [поворотной точки], 341 , иначе ваши лошади сильно пострадают, а колесница разобьется на куски. 342 Это сделало бы других людей счастливыми, но для вас было бы стыдно, 343 да, было бы. Итак, близкий и дорогой [ philos ] , как вы для меня, вы должны быть здравы в своих мыслях и быть осторожными, потому что, если вы сможете первым обогнуть столб [ 345 ], нет никаких шансов, что кто-то даст вам Прощайте позже, даже если у него был Арион, конь Адрастоса, конь божественной расы, или кони Лаомедонта, самые благородные в этой стране».
Илиада 23.301–349, Справочник
Эта любовная речь дает хорошее руководство не только для предстоящей гонки, но и для жизни в целом.
Мы видим в эпосе пример отца, совершающего самый экстремальный поступок от имени своего сына, когда Приам рискует всем, чтобы встретиться лицом к лицу с Ахиллесом, убившим и осквернившим тело своего сына Гектора. в Илиаде 24 и «Вошел высокий царь Приам… и, подойдя прямо к Ахиллесу, обхватил его колени и поцеловал ужасные человекоубийственные руки, которые убили так много его сыновей».
Когда Одиссей открывается Лаэрту, часть доказательства включает в себя то, как его отец дал указания по поводу сада:
Я укажу тебе деревья в винограднике, которые ты мне дал, и я расспрашивал тебя обо всех них, когда ходил за тобой по саду. Мы просмотрели их всех, и ты назвал мне их имена и всех [340]. Ты дал мне тринадцать грушевых деревьев, десять яблонь и сорок смоковниц; ты также сказал, что дашь мне пятьдесят рядов виноградной лозы; между каждым рядом была посажена пшеница, и они дают виноград всех сортов, когда наступает время года [ hōrai ] Зевса тяжким грузом легли на них
Одиссея 24. 336–344, Справочник
Родословная важна, как мы видим, когда герои хвастаются своими отцами или более ранними предками.
Возвращение в прошлое показывает силу семьи
Тогда сказал Диомед: [110] «Такой под рукой; он не далеко искать, если вы будете слушать меня и не возмущаться, что я говорю, хотя я моложе, чем любой из вас. Я по происхождению сын благородного отца Тидея, который похоронен в Фивах. (115) Ибо у Портея было трое знатных сыновей, двое из которых, Агриос и Мелас, жили в Плевроне и скалистом Калидоне. Третьим был всадник Ойней, отец моего отца, и он был самым доблестным из всех. Эней остался в своей стране, а мой отец (как Зевс и другие боги предопределили) [120] переселился в Аргос. Он женился на семье Адрастоса, и его дом был одним из самых богатых, потому что у него были большие поместья с плодородной землей, где выращивали зерно, с большим количеством садов, а также у него было много овец; кроме того, он превосходил всех аргивян в обращении с копьем.
Илиада 14.109–125, Справочник
В этой Оде Пиндара умерший отец Амфиарай общается со своим живым сыном, героем Алкмеоном. Амфиар — один из воинов в Войне семи против Фив, а его сын Алкмеон — один из эпигонов. Семеро против Фив потерпели поражение, но их сыновья Эпигоны добились успеха. Итак, говорит Пиндар, сыновья воплощают в жизнь то, о чем мечтали их отцы.
По наследству благородная цель [ lēma ] сияет от отцов [ pateres ] к сыновьям.
Пиндара Пифийский 8
Перевод и примечания Григория Надя, по состоянию на 07.02.2018
Какие отрывки из эпоса или лирики об отцах и детях — смертных или бессмертных — демонстрируют положительные или отрицательные образцы для подражания или отношения? Как отцы и сыновья разговаривают друг с другом или друг о друге?
Пожалуйста, присоединяйтесь к нам на форуме, чтобы поделиться и обсудить дальнейшие прохождения.
Ссылки
[1] Справочник: Древнегреческий герой за 24 часа Справочник оригинальных греческих текстов, переведенных на английский язык , Грегори Надь, главный редактор.
[2] Илиада Греческий текст из: Гомера. Гомери Опера в пяти томах. Оксфорд, издательство Оксфордского университета. 1920. Онлайн на Perseus
Тексты доступны в июне 2018.
Авторы изображений
Медуза (фото) Статуя Кроноса Геспериденгартен, Нюрнберг (художник не указан), Creative Commons CC BY-SA 3.0
Sailko (фото) Анри Леви Sarpedon , 1874, Музей Орсе. Creative Commons CC BY 3.0 через Wikimedia Commons
Мари-Лан Нгуен (фото) Манера из Принстона Художник: Отъезд воина Аттическая чернофигурная амфора, около 550–540 гг. до н. э. Музей Лувр. Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Леди Эрин (фото) Улисс, обнимающий Лаэрта , Фрагмент саркофага, середина 2 века н.э., Museo Barracco, Creative Commons CC BY-NC-ND 2.0, через flickriver
Ястров (фото) Мертвец, оставляющий сына , погребальная стела, пентелийский мрамор, около 410–400 гг. до н. э., Лувр. Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Примечание.