Отцы и дети и критики: Критика о романе «Отцы и дети» Тургенева, отзывы современников

Критики о романе Отцы и дети. Роман И. С. Тургенева Отцы и дети в отзывах критиков

«Отцы и дети», история создания которого обычно связывается с произведением «Рудин», опубликованным в 1855 году, — роман, в котором Иван Сергеевич Тургенев возвратился к структуре этого первого своего творения.

Как и в нем, в «Отцах и детях» все сюжетные нити сошлись к одному центру, который образовала фигура Базарова — разночинца-демократа. Она растревожила всех критиков и читателей. Много написали различные критики о романе «Отцы и дети», поскольку произведение вызвало неподдельный интерес и споры. Основные позиции в отношении этого романа мы представим вам в данной статье.

Значимость образа Базарова в понимании произведения

Базаров стал не только сюжетным центром произведения, но и проблемным. От понимания его судьбы и личности зависела во многом оценка всех остальных сторон романа Тургенева: авторской позиции, системы персонажей, различных художественных приемов, использованных в произведении «Отцы и дети». По главам рассмотрели критики этот роман и увидели в нем новый поворот в творчестве Ивана Сергеевича, хотя совершенно разным было понимание ими этапного смысла данного произведения.

За что бранили Тургенева?

Двойственное отношение самого автора к своему герою повлекло за собой порицания и упреки современников. Тургенева жестоко бранили со всех сторон. Критики о романе «Отцы и дети» отзывались в основном негативно. Многие читатели не могли понять мысль автора. Из воспоминаний Анненкова, а также самого Ивана Сергеевича мы узнаем о том, что М.Н. Катков пришел в негодование, ознакомившись с рукописью «Отцы и дети» по главам. Его возмущало то, что главный герой произведения безраздельно господствует и не встречает нигде дельного отпора. Читатели и критики противоположного лагеря также жестоко порицали Ивана Сергеевича за внутренний спор, который он вел с Базаровым в своем романе «Отцы и дети». Содержание его показалось им не вполне демократичным.

Наиболее заметными среди многих других интерпретаций являются статья М. А. Антоновича, опубликованная в «Современнике» («Асмодей нашего времени»), а также ряд статей, появившихся в журнале «Русское слово» (демократическом), принадлежащих перу Д.И. Писарева: «Мыслящий пролетариат», «Реалисты», «Базаров». Эти критики о романе «Отцы и дети» представили два противоположных мнения.

Мнение Писарева о главном герое

В отличие от Антоновича, который оценивал Базарова резко отрицательно, Писарев в нем увидел настоящего «героя времени». Этот критик сопоставил данный образ с «новыми людьми», изображенными в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевским.

Тема «отцы и дети» (взаимоотношение поколений) в его статьях вышла на первый план. Высказанные представителями демократического направления разноречивые мнения о произведении Тургенева восприняты были как «раскол в нигилистах» — факт внутренней полемики, существовавшей в демократическом движении.

Антонович о Базарове

И читателей, и критиков «Отцов и детей» волновали не случайно два вопроса: об авторской позиции и о прототипах образов данного романа. Именно они составляют два полюса, по которым истолковывается и воспринимается любое произведение. По убеждению Антоновича, Тургенев был злонамерен. В толковании Базарова, представленном этим критиком, этот образ является вовсе не списанным «с натуры» лицом, а «злым духом», «асмодеем», который выпущен озлобленным на новое поколение писателем.

В фельетонной манере выдержана статья Антоновича. Критик этот вместо того, чтобы представить объективный разбор произведения, создал на главного героя шарж, подставив Ситникова, «ученика» Базарова, на место своего учителя. Базаров, по мнению Антоновича, является вовсе не художественным обобщением, не зеркалом, в котором отражается молодое поколение. Критик считал, что автор романа создал хлесткий фельетон, возражать которому следует в такой же манере. Цель Антоновича — «поссорить» с молодым поколением Тургенева — была достигнута.

Чего не могли простить Тургеневу демократы?

Антонович в подтексте своей несправедливой и грубой статьи упрекал автора в том, что у него получилась фигура, которая является слишком «узнаваемой», так как одним из прототипов ее считается Добролюбов. Журналисты «Современника», кроме того, не могли автору простить разрыва с этим журналом. Роман «Отцы и дети» был опубликован в «Русском вестнике», консервативном издании, что было для них признаком окончательного разрыва Ивана Сергеевича с демократией.

Базаров в «реальной критике»

Писаревым была высказана другая точка зрения по поводу главного героя произведения. Он рассмотрел его не как карикатуру на некоторых лиц, а как представителя складывавшегося в то время нового общественно-идеологического типа. Этого критика меньше всего интересовало отношение самого автора к своему герою, а также различные особенности художественного воплощения данного образа. Писарев истолковал Базарова в духе так называемой реальной критики. Он указал на то, что автор в его изображении был предвзятым, однако сам тип был оценен Писаревым высоко — как «герой времени». В статье под названием «Базаров» говорилось о том, что изображенный в романе главный герой, представленный как «лицо трагическое», — это новый тип, которого не хватало литературе. В дальнейших интерпретациях данного критика Базаров отрывался все больше от самого романа. Например, в статьях «Мыслящий пролетариат» и «Реалисты» именем «Базаров» был назван тип эпохи, разночинец-культуртрегер, по мировоззрению являвшийся близким самому Писареву.

Обвинения в тенденциозности

Объективному, спокойному тону Тургенева в изображении главного героя противоречили обвинения в тенденциозности. «Отцы и дети» — это своеобразная тургеневская «дуэль» с нигилистами и нигилизмом, однако автором были соблюдены все требования «кодекса чести»: он с уважением отнесся к противнику, в честном бою «убив» его. Базаров как символ опасных заблуждений, по мнению Ивана Сергеевича, является достойным противником. Глумление и карикатурность изображения, в которых обвиняли автора некоторые критики, им не использовались, поскольку могли дать совершенно противоположный результат, а именно недооценку силы нигилизма, являющейся разрушительной. Нигилисты стремились поставить своих лжекумиров на место «вечных». Тургенев, вспоминая о своей работе над образом Евгения Базарова, писал М.Е. Салтыкову-Щедрину в 1876 году о романе «Отцы и дети», история создания которого интересовала многих, что его не удивляет то, почему для основной части читателей этот герой остался загадкой, ведь сам автор не может вполне представить себе, как написал его. Тургенев говорил, что знает лишь одно: не было в нем тогда никакой тенденции, никакой предвзятости мысли.

Позиция самого Тургенева

Критики о романе «Отцы и дети» отзывались в основном односторонне, давали резкие оценки. Между тем Тургенев, как и в предшествующих своих романах, избегает комментариев, не делает выводов, скрывает намеренно внутренний мир своего героя для того, чтобы не давить на читателей. Конфликт романа «Отцы и дети» отнюдь не находится на поверхности. Столь прямолинейно истолкованная критиком Антоновичем и полностью проигнорированная Писаревым авторская позиция проявляется в композиции сюжета, в характере конфликтов. Именно в них реализована концепция судьбы Базарова, представленная автором произведения «Отцы и дети», образы которого до сих пор вызывают споры различных исследователей.

Евгений в спорах с Павлом Петровичем непоколебим, однако после непростого «испытания любовью» внутренне сломлен. Автор подчеркивает «жестокость», продуманность убеждений этого героя, а также взаимосвязь между собой всех компонентов, составляющих его мировоззрение. Базаров — это максималист, по мнению которого имеет цену любое убеждение, если оно не находится в противоречии с другими. Стоило этому персонажу утратить одно «звено» в «цепочке» мировоззрения — подверглись переоценке и сомнению все другие. В финале это уже «новый» Базаров, являющийся «Гамлетом» среди нигилистов.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в оценке русской критики 60-х годов 19 века

Похожие презентации:

Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”

Роман Тургенева « Отцы и дети»

Замысел и проблематика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Художественное своеобразие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман «Отцы и дети» в русской критике

Споры вокруг романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Споры в критике вокруг романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман «Отцы и дети» в русской критике. 10 класс

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Тургенев быстро угадывал
новые потребности ,
новые идеи, вносимые в
общественное сознание, и
в своих произведениях
обращал внимание на
вопрос, только стоявший
на очереди, смутно
начинавший волновать
общество.
Н.А.Добролюбов
Роман
И.С.Тургенева
«Отцы и дети»

М.Н.Катков
«Роман
Тургенева и
его критики»
Д.И.Писарев
«Базаров»
М.А.Антонович
«Асмодей
нашего
времени»
ЛИНИИ
сравнения
Базаров и
нигилизм: реалии
жизни или
карикатура?
«Отцы» в романе:
панегирик или
пасквиль?
Отношение
народа: «братское
расположение» или
«переряженные
господа»?
УченикиБазарова:
прогрессисты или
«пошлые люди»?
М.Н. Катков
«Роман
Тургенева и его
критики»
М.А.Антонович
«Асмодей нашего
времени»
Д.И.Писарев
«Базаров»
Катков Михаил Никифорович
М.Н. Катков — известный русский
публицист; родился в Москве в 1818 г.
Учился в первой Московской гимназии, в
пансионе известного профессора Павлова и
в Московском университете на словесном
отделении. Университетский курс он
окончил в 1838 г. кандидатом, с отличием. В
1856 г. Каткову удалось благодаря
поддержке товарища министра народного
просвещения, князя П.А.Вяземского,
получить разрешение на издание «Русского
вестника». Катков много раз менял свои
взгляды. Постепенно, на протяжении 30летней публицистической деятельности, он
из умеренного либерала превратился в
крайнего консерватора.
Антонович Михаил Алексеевич
М.А. Антонович – русский публицист,
литературный критик, философ –
материалист. Родился 27 апреля (9 мая)
1835 в г. Белополье Харьковской
губернии. Окончил духовное училище, а
затем Харьковскую семинарию (1855). В
1859 Антонович заканчивает
Петербургскую духовную академию и
становится кандидатом богословия. Но
уже в годы учебы его взгляды принимают
материалистический и атеистический
характер. В 1862-1864 гг., ведя борьбу с
«антинигилистической» литературой,
исключительно резко оценивал роман
Тургенева «Отцы и дети».
Писарев Дмитрий Иванович
Д.И. Писарев – русский критик,
публицист. Родился 2 (14) октября 1840 г. в
с. Знаменское Елецкого уезда Орловской
губернии. В 1851-1856 обучался в 3-й
Петербургской гимназии (окончил с
серебряной медалью), где в старших
классах примкнул (до 1859) к «Обществу
мыслящих людей». В 1856-1861 учился на
историко-филологическом факультете
Петербургского университета. Отмечена
его статья «Базаров» (1862), в которой
коллизия романа «Отцы и дети»
Тургенева рассматривается прежде всего
как конфликт поколений,
свидетельствующий о глубоком «разладе»,
проникшем во все «клеточки»
российского общества.
Основные положения дискуссии:
— Базаров и нигилизм: реалии жизни или карикатура?
— «Отцы» в романе И.С. Тургенева: панегирик или
пасквиль?
— Отношение народа к Базарову: «братское
расположение» или «переряженные господа»?
-Ученики Базарова: прогрессисты или «пошлые
люди»?
Асмодей — один из самых могущественных и знатных
демонов. Дьявол мести, ненависти и разрушения.
Карикатура — сатирическое или
юмористическое изображение, в котором комический
эффект создаётся преувеличением и заострением
характерных черт, неожиданными сопоставлениями и
уподоблениями.
Панегирик — похвальная публичная речь.
Па́сквиль — сочинение, содержащее карикатурные
искажения, клевету и злобные нападки, цель которых
оскорбить и скомпрометировать какое-либо лицо, группу,
партию, общественное движение.
Базаров и нигилизм: реалии жизни или
карикатура?
М.Н.Катков
:
«Отрицательное
направление
(нигилизм) есть своего рода религия — религия,
опрокинутая, исполненная внутреннего противоречия
и бессмыслицы».

М.А.Антонович: «Нигилизм – философский термин,
имеющий различные значения. Тургенев определяет
его следующим образом:«…нигилистом называется
тот, который ничего не признает, который не
склоняется ни перед какими авторитетами».
Нигилисты не признают искусства, не верят в науку.
«Теперь всё отрицают, а строить не хотят…» Вот
коллекция современных воззрений, вложенных в уста
Базарову; что они такое? — карикатура».
Д.И.Писарев: «Ну, хорошо, Базаров – злодей, урод;
браните больше….
Болезнь века раньше всего
пристает к людям, стоящим по своим умственным
силам выше общего уровня. Базаров отличается
замечательным умом…»
«Отцы» в романе И.С. Тургенева:
панегирик или пасквиль?
М.Н.Катков: «… в романе «Отцы и дети»
никакого панегирика «отцам» нет».
М.А.Антонович: «Итак, каковы же «отцы»,
старое поколение? «Отцы» представлены в
самом лучшем виде».
Д.И.Писарев: «На чьей стороне лежат симпатии
художника? Кому он сочувствует? Базаров –
единственный человек, которого автор уважает
в самой ненависти своей».
Отношение народа к Базарову: «братское
расположение» или «переряженные
господа»?
М.Н.Катков: «Базаров не просветитель и борец
за народные интересы, а хулитель просвещения
и враг прогресса».
М.А.Антонович: «…поборники нигилизма своей
материальной грубостью оттолкнули от себя
народ…».
Д.И.Писарев: «Заметив в одном месте, что
Базарова любят простые люди, Тургенев
говорит в другом месте, что мужики смотрят на
него как на шута горохового .»
Ученики Базарова: прогрессисты или
«пошлые люди»?
М.Н.Катков: «В самом деле, что дурного в этом
Аркадии? Он не хищный, — но это и слава Богу.
В этом его достоинство».
М.А.Антонович: «…другие «дети» романа
глуповатые и пустые, слушают его [Базарова] и
только бессмысленно повторяют его слова…»
Д.И.Писарев: «Аркадий хочет быть сыном
своего века и напяливает на себя идеи Базарова,
которые решительно не могут с ним срастись.»
Базаров и нигилизм
«Хотел ли я обругать Базарова или
его превознести?
Я этого сам не знаю!»
«Отцы» в романе
«Меня уверяют, что я на стороне «отцов»… я,
который сделал смешным Павла Кирсанова!»
Отношение Базарова к народу
«У Базарова трезвое отношение к народу. Он
видит необразованность и суеверие народа.
Однако Базаров видит и недовольство народа ».
Ученики Базарова
«Одни обвиняют меня в оскорблении молодого
поколения, другие упрекают в низкопоклонстве
перед ними».
Домашнее задание:
творческая работа
1.«Отцы и дети» И.С.Тургенева
«живой» роман?
2.Евгений Базаров: «за» и «против».

English     Русский Правила

Отцов и детей рецензия на фильм (2018)

Рецензии

Брайан Таллерико

Сейчас в эфире:

Powered by Просто смотри

Мучительный фильм «Об отцах и детях» начинается с того, что дети делают то же, что и дети во всем мире: играют в футбол. Чуть меньше середины фильма будет еще одна последовательность «мальчики есть мальчики», когда группа молодых людей дерутся, призывая двоих из них к драке. В конце концов, один из этих мальчиков станет частью уникального ритуала для детей в разных частях мира, обучаясь тому, чтобы быть частью ополчения. Наблюдение за тем, как молодые люди становятся милитаристами, — одна из тех волнующих документальных тем. И все же главный герой «Об отцах и детях» будет утверждать, что это единственный путь к свободе и счастью. Лучшие части отмеченного наградами фильма Талала Дерки не только пытаются понять это, но и рассуждают об этом.

Рекламное объявление

Дерки родился в Сирии и сейчас живет в Берлине, но вернулся на родину, изображая из себя военного фотографа, сочувствующего делу джихадистов. Два с половиной года Дери жил с человеком по имени Абу Усама, лидером Аль-Нусры, сирийского подразделения Аль-Каиды. Дерки стал частью их семьи и познакомился с их детьми, сосредоточив внимание на двух своих старших сыновьях, Усаме (13 лет) и Аймане (12 лет). Да, Усама был назван в честь Усамы бен Ладена, а Айман — в честь Аймана аль-Завахири. Представлен Абу Усама, объясняющий это Терки и то, как он был так счастлив 9 числа./11 что он молился о ребенке, чтобы продолжить усилившуюся в тот день борьбу.

Усама родился шесть лет спустя. У него также есть ребенок, названный в честь Мохамеда Атты.

И вот где «Об отцах и детях» могла пойти не так. Я был обеспокоен тем, что это будет слишком резкая нормализация Абу Усамы и ему подобных. Бренд документального кино, который пытается сказать: «Смотрите, они тоже надевают штаны по одной ноге за раз», часто говорит немного больше, чем эта довольно очевидная вещь. Но Терки избегает слишком много морализаторства или даже авторства, позволяя своей камере и своему присутствию отходить на задний план большинства сцен. Этот мир циклического насилия кажется подлинным и, что хуже всего, обычным. Нам нравится Усама, потому что он забавный и немного причудливый, но это больше похоже не на призыв к сочувствию, а на аргумент в пользу общности. Там много Усам; вот один.

И смотреть этого Усаму непросто. Он отправляется в лагерь, в котором детей военизируют, обучая их быть солдатами, но мы все еще можем видеть, как ребенок решает математические задачи для своих братьев.

Жизнь Абу Усамы принимает неожиданный оборот, который заставляет его быть меньшим солдатом, чем когда-то, и вы почти чувствуете, что какая-то мантия передается его старшему. Теперь его очередь. И Усама передаст это своему сыну. И так далее. В какой-то момент Абу Усама говорит: «Это война на истощение, но она не будет продолжаться вечно». Я не поверил ему.

Рекламное объявление

Брайан Таллерико

Брайан Таллерико является редактором RogerEbert.com, а также занимается телевидением, фильмами, Blu-ray и видеоиграми. Он также пишет для Vulture, The Playlist, The New York Times и Rolling Stone, а также является президентом Чикагской ассоциации кинокритиков.

Сейчас играет

Фильмы

Отцов и детей (2018)

99 минут

Литье

Абу Усама как он сам

Директор
  • org/Person»> Талал Дерки

Последние сообщения в блоге

Десять рождественских фильмов, которые нужно добавить в список просмотра в праздничные дни

1 день назад

Альфред Молина основал сериал Smart Mystery на Prime Video

4 дня назад

Нелюбимый, Часть 108: Последний боевик

5 дней назад

Руководство по домашним развлечениям: ноябрь 2022 г.

6 дней назад

Рекламное объявление

Комментарии

Включите JavaScript для просмотра комментариев на платформе Disqus.comments на базе Disqus

Рекламное объявление

Рекламное объявление

Critics At Large : Отрывки: Отцы и дети

Связь между отцами и сыновьями всегда полна взлетов и падений. По мере того, как его сыновья растут, отец пытается понять этих независимых существ, которые живут под его крышей. Сыновья пытаются понять архаичное отношение «старика». Это многовековая борьба, которая продолжает сбивать с толку все отношения отца и сына. Это не отличалось от моих собственных отношений с моим отцом, Кеном Черчиллем. В прошлое воскресенье утром он скончался в возрасте 87 лет, и это заставило меня задуматься о моей связи с отцом.

На протяжении многих лет я убежден, что он часто понятия не имел, что делать со своим вычурным сыном. Это был человек, который поднимался на гидростолбы в начале своей карьеры и продолжал работать в Ontario Hydro на различных должностях почти 40 лет. Для его детей — меня и моих старших братьев и сестер, Нила и Терезы — мой папа был хорошим отцом. В отличие от большинства отцов в Парри-Саунд, он играл с нами и остальными соседскими детьми (в футбол, уличный хоккей и т. д.). качать младшего сына), ловить рыбу, водить лодку, водить машину, кататься на велосипеде, кататься на коньках, кататься на лыжах (скоростные и беговые лыжи — я хреново катался на горных лыжах, но я был довольно хорошим лыжником по пересеченной местности) и завязывать узлы (он был на флоте во время Второй мировой войны). Тем не менее, когда дело дошло до искусства, моей одержимости, я думаю, он был в растерянности.

Мой папа вырос в семье, где музыка не была важна, поэтому он никогда особо не любил музыку (тем не менее, он женился на моей маме, Эйлин, чей отец и старший брат любили петь и делали это очень хорошо; все трое из Папины дети всегда были помешаны на музыке, и не один внук учился пению в высших учебных заведениях). Когда мы росли, единственной радиостанцией, которую он слушал, была CFRB, ток-радиостанция. Если бы это не была игра КФЛ или НХЛ, папа мог взять или уйти с телевидения. Если это не был фильм о Джеймсе Бонде, мой отец тоже мог сниматься в кино или уходить из него. Если только это не книга Джека Хиггинса (автора книги, 9 лет).0092 «Орел приземлился », который стал фильмом Майкла Кейна), он не был самым большим читателем (в более позднем возрасте он читал больше, но обычно, но не всегда, книги Хиггинса). Театр, картинные галереи, музеи? Очень редко. Мой папа был активным человеком, любил бегать по делам и всегда ходил туда-сюда и везде.

Так что же делать с его сыном, любящим музыку, кино и книги, который сделал карьеру писателя? Я так и не узнал, потому что мы никогда не говорили об этом (типичная динамика отца и сына). Но как раз перед тем, как я поступил в университет, он дал мне совет из шести слов, который с тех пор всегда со мной. За несколько дней до отъезда в Университет Торонто я спросил: «А что, если я потерплю неудачу?» Без промедления сказал он. «Неважно, потерпите ли вы поражение». Это было все, что мне нужно было услышать. Он был человеком очень немногословным, но иногда эти слова были полны смысла. Что подводит меня к моменту, который я до сих пор дорожу и могу вспомнить с полной ясностью.

В начале 2004 года я был в гостях у родителей в Келоуне, Британская Колумбия, куда они ушли на пенсию в 1985 году. Однажды в пятницу или субботу ближе к вечеру я предложил родителям пойти посмотреть фильм Питера Вейра « Master and Commander: The Far». Side of World , который все еще шел в кинотеатрах Келоуны. Мама была в игре, но я думаю, что папа пошел просто для того, чтобы чем-то заняться. Для меня этот фильм — один из лучших американских фильмов первого десятилетия 21 века. Фильм длинный (2 часа 20 минут), поэтому я понятия не имел, как долго продержится он или его мочевой пузырь. Он оставался на своем месте все время бега. Когда на этой неотразимой картине появились огни, папа повернулся ко мне, его глаза немного сияли (по иронии судьбы, он всегда был эмоциональным парнем) и сказал: «Это было фантастически». Мой папа НИКОГДА не говорил так ни о чем, связанном с искусством. Но его любовь к этому фильму имела смысл для него и его жизни. Речь шла о флоте (хоть и начала 19I век), имел дело с esprit de corps и все время своего существования проводил в основном в океане. Я считаю, что для моего отца лучшим временем в его молодости были годы, которые он провел на флоте. На самом деле он никогда не отправлялся за границу, так как война закончилась до этого, но она оставила отпечаток на всю его жизнь.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *