Критика о романе Тургенева Отцы и дети
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Критика о романе Тургенева Отцы и дети
Первая публикация произведения вызывает неоднозначные и бурные мнения в кругу литературного сообщества, выражающиеся в отсутствии единогласия в оценке романа, доходящего до полярно противоположных суждений и полемик. В качестве ключевого объекта критических статей выступает главный действующий персонаж романа в образе Евгения Базарова, вызывающий разногласия среди литературоведов долгий период времени, доказывая его своевременно появление и злободневность.
С точки зрения некоторых рецензентов, в том числе и Писарева Д.И., базаровский образ представляет собой сочетание центральных мировоззренческих принципов демократов-разночинцев, в котором писатель рассматривает не только его положительные достоинства, но и выделяет недостатки. В статье Писарева Д.И. утверждается мысль об отсутствии в настоящий момент условий для проявления способностей Базарова, что является для героя жизненной трагедией.
Одним из критиков, оценивающих работу писателя в положительном ключе, является публицист и философ Страхов Н.Н., считающий произведение вершиной тургеневского творчества, выразившим в первую очередь чистую поэзию, лишенную посторонних размышлений, и представившим книгу, читающуюся жадно на одном дыхании, отражающую смысловое значение вне времени. Критик воспринимает основного персонажа в качестве яблока раздора, являющегося живым воплощением истинного русского характера, отличаясь простой и меткой речью, а также насмешливым русским складом ума.
Кроме того, позитивно к роману относится и рецензент Катков Н.М., опубликовавший собственное мнение в журнале «Русский вестник», заключающееся в тонком описании автором, талантливо уловившим характерные черты текущего момента, необходимость усиления консервативных принципов общественной жизни, поскольку нигилистические взгляды, с его точки зрения, должны быть признаны проявлением общественной болезни.
В числе критиков, анализирующих роман, числится и Герцен А.И., рассматривающий образ Базарова в сравнении с представителями декабристов, в которых он видит великих отцов, а главного героя произведения считает блудным ребенком, выражающим неструктурированную логику и научные знания, лишенные тезисов. Собственное мнение высказывает и рецензент из разряда либералов Анненков П.В., сравнивающий героя романа с Обломовым и считающий данных персонажей, имеющих внешние отличия, одинаковыми по натуре.
Среди негативных отзывов полемиков о произведении особое место занимает позиция литературоведа Антоновича М. А., отказывающего роману в признании в нем художественного достоинства, обвиняя автора в клеветнических наветах на молодое поколение, возведенных в ранг карикатур, и нежелании принятия прогрессивного мировоззрения. С точки зрения критика, писатель изображает Базарова в виде обжоры, пьяницы и картежника, тем самым, укоряя представителей молодого поколения в безнравственности и распущенности. При этом литературовед придерживается мнения о неприятии писателем собственного героя, который ему явно несимпатичен, поскольку автор принадлежит к когорте представителей отцовского поколения.
Также журналисты журнала «Современник» рассматривают роман в качестве пасквиля на существующее общество того периода времени, придерживаясь мнения о недостаточно полном раскрытии автором образа главного персонажа.
Своеобразной позицией отличается мнение Достоевского Ф.М. в отношении произведения, высказавшего мнение об авторе как теоретике, сильно оторвавшемся от реальной действительности, описавшем главного героя несчастным человеком. При этом литератор не стремится провести детальный анализ характерных черт Базарова, сравнивая его с Раскольниковым, сводя свою точку зрения к этико-психологическому рассмотрению содержания романа.
Демократическая интеллигенция девятнадцатого века принимает произведение с восторженной реакцией, делая из него образ кумира современного поколения, выделяя его разумный эгоизм, презрение к традиционному авторитету и сложившимся общественным порядкам. Разночинская молодежь воспринимает описанный писателем образ Базарова как раскрепощенную, рациональную, практическую личность, выражающуюся во внешнем аскетизме, бескомпромиссности и умении манипуляции над окружающими, выбирая его в качестве примера для подражания.
При этом многие литературоведы отмечают эстетическое значение произведения, отличающегося авторской художественной чуткостью.
Авторское мнение в отношении собственного персонажа также является неоднозначным, поскольку, по признанию писателя, он не может определиться с симпатиями или антипатиями к Базарову. При этом автор разделяет выражающие героем взгляды, не считая, что искажает художественную правду и пересаливает. В одной из статей писатель признается, что написание романа повлияло на отношение к нему русской молодежи, при этом не стремясь возвышать некую идею, а имея целью создание живого образа.
Несмотря на разнообразие мнений и суждений в отношении произведения, роман в настоящее время не теряет современной актуальности в качестве рассмотрения проблематики взаимоотношений людей разных поколений и остается популярным среди большого количества читателей.
Отзывы современников
Другие сочинения:← Образ и характеристика Дикого-Барина в рассказе Певцы↑ ТургеневАнализ произведения Ася →
Критика о романе Тургенева Отцы и дети
Несколько интересных сочинений
Критика о романе «Отцы и дети» Тургенева: отзывы современников | Методическая разработка (10 класс):
Слайд 1
Критика о романе И. С.Тургенева «Отцы и дети»
Слайд 2
После выхода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» на него обрушились, как шквал похвалы, так и не мало критики. Критик журнала «Современник» М.А. Антонович, из-за ухода Ивана Сергеевича из журнала, отрицательно отреагировал на роман. Антонович увидел в нем панегирик “отцам” и клевету на молодое поколение. Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении, что Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем. АнтонОвич пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что Кукшина далеко не так пуста и ограничена. По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это — чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только “чистое искусство”, к представителям которого, правда, причислил заодно Пушкина и самого Тургенева.
Слайд 3
М.А.Антонович о романе Одну из самых критичных точек зрений выдвинул М. А. Антонович, опубликовав свою статью » Асмодей нашего времени» в мартовской книжке «Современника». В ней критик отказывал «Отцам и детям» в каких бы то ни было художественных достоинствах. Он был весьма недоволен романом Тургенева. Критик обвинял автора в клевете на молодое поколение, говорил, что роман написан в укор и поучение молодому поколению, а также радовался, что писатель, наконец, открыл свое истинное лицо — лицо противника прогресса. Как написал Н. Н. Страхов, «вся статья обнаруживает только одно — что критик сильно недоволен Тургеневым и считает священным долгом своим и всякого гражданина не находить как в новом его произведении, так и во всех прежних ничего хорошего».
Слайд 4
Н.С.Страхов о романе Сам же Н. Н. Страхов относится к роману «Отцы и дети» с положительной стороны. Он говорит о том, что «роман читается с жадностью и возбуждает такой интерес, какого, смело можно сказать, не возбуждало еще ни одно произведение Тургенева». Также критик отмечает, что «роман так хорош, что на первый план победоносно выступает чистая поэзия, а не посторонние мысли и именно потому, что она остается поэзиею, может деятельно служить обществу». В оценку самого автора Страхов замечает: «И. С. Тургенев представляет образец писателя, одаренного совершенной подвижностью и вместе глубокою чуткостью, глубокою любовью к современной ему жизни Тургенев остался верен своему художническому дару: он не выдумывает, а создает, не искажает, а только освещает свои фигуры он дал плоть и кровь тому, что явно уже существовало в виде мысли и убеждения. Он придал наружное проявление тому, что уже существовало как внутреннее основание». Наружной же сменой романа критик видит смену поколений. Он говорит, «если Тургенев изобразил не всех отцов и детей или не тех отцов и детей, каких хотелось бы другим, то вообще отцов и вообще детей и отношение между этими двумя поколениями он изобразил превосходно».
Слайд 5
Н.М.Катков о романе Еще одним из критиков, давших свою оценку роману Тургенева, был М.Н. Катков. Свое мнение он опубликовал в майском номере журнала «Русский вестник» в статье под названием «Роман Тургенева и его критики». Отметив «созревшую силу первоклассного таланта» Ивана Сергеевича, он видит особенное достоинство романа в том, что автору удалось «уловить текущий момент», современную фазу русского образованного общества.
Слайд 6
Д.И.Писарев о романе Самую же положительную оценку роману дал Д. И. Писарев. Его статья была одним из первых критических отзывов на роман «Отцы и дети» и появилась вслед за его публикацией в журнале «Русский вестник». Критик писал: «Читая роман Тургенева, мы видим в нем типы настоящей минуты и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя чрез сознание художника». Писарев отмечает: «Кроме своей художественной красоты, роман замечателен еще тем, что он шевелит ум, наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает ярким светом не столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям»Также он говорит, что все произведение насквозь проникнуто самою полною, самою трогательною искренностью.
Слайд 7
И.С.Тургенев о своем романе В свою очередь, сам автор романа «Отцы и дети», Иван Сергеевич Тургенев, в статье «По поводу отцов и детей» отмечает: «По милости этой повести прекратилось — и, кажется, навсегда — благосклонное расположение ко мне русского молодого поколения». Прочитав в критических статьях о том, что он в своих произведениях «отправляется от идеи» или «проводит идею», со своей стороны, Тургенев сознается, «что никогда не покушался «создавать образ», если не имел исходною точкою не идею, а живое лицо, к которому постепенно примешивались и прикладывались подходящие элементы». На протяжении всей статьи Иван Сергеевич общается только лишь со своим читателем — своим слушателем. И в конце повествования он дает им очень дельный совет: «Друзья мои, не оправдывайтесь никогда, какую бы ни взводили на вас клевету; не старайтесь разъяснить недоразумения, не желайте — ни сами сказать, ни услышать «последнее слово». Делайте свое дело — а то все перемелется».
Слайд 8
Критики о Базарове Д. И. Писарев характеризовал его, как человека сильного по уму и по характеру, который составляет центр всего романа. «Базаров — представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах; и образ этого человека ярко и отчетливо вырисовывается перед воображением читателя», — писал критик. Писарев считает, что Базаров, как эмпирик , признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Критик утверждает, что «Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и, вследствие этого, никого не щадит». Дмитрий Иванович Писарев говорит о Евгении Базарове, как о человеке, беспощадно и с полным убеждением отрицающем все, что другие признают высоким и прекрасным .
Слайд 9
Критики о Базарове Николай Николаевич Страхов называет главного героя «яблоком раздора». «Он не есть ходячий тип, всем знакомый и только схваченный художником и выставленный им «на всенародные очи», — замечает критик. «Базаров есть тип, идеал, явление, «возведенное в перл создания», он стоит выше действительных явлений базаровщины». А базаровщина в свою очередь есть, как сказал Писарев, болезнь, болезнь нашего времени, и ее приходится выстрадать, несмотря ни на какие паллиативы и ампутации . «Относитесь к базаровщине как угодно — это ваше дело; а остановить — не остановите; это та же холера».Продолжая мысль Страхова, можно сказать, что «Базаров реалист, не созерцатель, а деятель, признающий одни действительные явления и отрицающий идеалы».Он вовсе не желает мириться с жизнью. Как написал Николай Николаевич Страхов, «Базаров представляет живое воплощение одной из сторон русского духа, он «более русский, чем все остальные лица романа». «Его речь отличается простотою, меткостью; насмешливостью и совершенно русским складом», — говорил критик.Также Страхов заметил, что «Базаров есть первое сильное лицо, первый цельный характер, явившийся в русской литературе из среды так называемого образованного общества» .В конце романа «Базаров умирает совершенным героем, и его смерть производит потрясающее впечатление. До самого конца, до последней вспышки сознания, он не изменяет себе ни единым словом, ни единым признаком малодушия . Он сломлен, но не побежден», — утверждает критик
Слайд 10
И. С.Тургенев о Базарове Тургенев же выражает свое отношение к главному герою такими словами : «Я разделяю почти все его убеждения. А меня уверяют, что я на стороне «Отцов». я, который в фигуре Павла Кирсанова даже погрешил против художественной правды и пересолил, довел до карикатуры его недостатки, сделал его смешным!». «В самый момент появления нового человека – Базарова — автор отнесся к нему критически. объективно». «Автор сам не знает, любит ли он или нет выставленный характер (как это случилось со мною в отношении к Базарову)», — говорит о себе Тургенев в третьем лице.
Слайд 11
М нения всех критиков очень отличаются друг от друга . У каждого есть своя точка зрения. Но, несмотря на многие отрицательные высказывания в адрес И. С. Тургенева и его произведения, роман «Отцы и дети» и по сей день остается актуальным для нас, ведь проблема разных поколений была и будет. Как уже говорил Дмитрий Иванович Писарев, «это болезнь», и она неизлечима
Отцы и дети. Сосновые хроники
Загадки русских идеалов Путешествие по лабиринтам русской литературы — это приключение, не имеющее себе равных. Основополагающие произведения Толстого, Булгакова, Достоевского, Пастернака, Солженицына и многих других дают возможность заглянуть в стоическое и загадочное русское общество и культуру. По их произведениям легко понять, как русское общество и культура в целом изобилуют шквалом различных идеалов и философий, которые повлияли на течение приливов и отливов в этой исторической нации. Иван Сергеевич Тургенев ничем не отличался от своих соотечественников, что можно почерпнуть из его
В Отцы и дети, Тургенев знакомит читателей с Евгением Базаровым, молодым революционером-выскочкой, учившимся в крупных городских центрах России. Базаров охвачен новоявленной философией под названием нигилизм. Его пропаганда заставила его ненавидеть все социальные институты и нормы. В том же духе он пытался проповедовать своему другу Аркадию Кирсанову.
После окончания университета Евгений и Аркадий отправились в родовое поместье Аркадия в русской деревне. Их тепло принял отец Аркадия Николай, но его дядя Павел не слишком увлекся пропагандой Евгения.
Напряжение почти не беспокоит обыденную поверхность далекой сельской России, но с прибытием двух циничных молодых людей, которые решили изменить Россию, это должно измениться. Вдали от очагов революционного энтузиазма политическим убеждениям Евгения противостояла грубая сельская местность, которая показала этим двум мужчинам, что им еще многое предстоит узнать о древней земле.«Как мы все знаем, время иногда летит, как птица, а иногда ползает, как червь, но люди могут быть необыкновенно счастливы, когда даже не замечают, быстро или медленно пролетело время». ~ Иван Тургенев, Отцы и дети
Проще говоря, само название книги резюмирует суть повествования – исследование отношений между отцами и их сыновьями в быстро меняющейся России. Тургенев написал Отцов и детей как ответ на растущий культурный разрыв между либерально настроенной Россией, представленной отцами, и быстро растущим нигилистическим движением, представленным сыновьями.
Стоит отметить, что оба движения стремились к социальным изменениям в России на основе Запада. Более того, Тургенев сравнивал эти две школы мысли с традиционалистскими славянофилами; они считали, что рост страны зависит от ее традиционной духовности. Отцы и дети популяризировали использование термина «нигилизм»; он стал популярным после публикации романа.
Твердо веря в школу нигилизма, Евгений хотел разрушить все институты, которые в настоящее время управляют делами нации. Однако у его плана есть один недостаток: у него нет конкретного проекта, как восстановить после того, как все сравняли с землей. Как он сокрушенно выражается, «сначала все разрушим, сровняем с землей, а о восстановлении позаботимся потом. Читатели не могут не чувствовать, что Евгений не что иное, как полусырой нигилист.
«Увядший кленовый лист сорвался с ветки и падает на землю; его движения напоминают движения бабочки в полете. Разве это не странно? Самое грустное и самое мертвое из существ так похоже на самое веселое и самое живое из существ?» ~ Иван Тургенев, Отцы и дети
Грубые очертания русской деревни неизбежно расшатывали глубокие убеждения Евгения. Он и Аркадий встречают сокрушительные разочарования и унижения, когда начинают понимать, что не все, что есть, есть более глубокая мудрость, выходящая за рамки того, что им внушали в городских районах. Удаленность от источников революционного энтузиазма неизбежно показывала им, что у древней земли есть что рассказать.
Пока в повествовании изображен раскол между отцами и сыновьями, Тургенев нашел время, чтобы провести различие между Аркадием и Евгением. История, основанная на характере, Тургенев преуспел в противопоставлении двух персонажей. Во многих случаях он демонстрировал двойное исследование характера. Хотя они были большими друзьями, у них разные мнения и взгляды; в то время как Евгений был суров в своих убеждениях, Аркадий был более послушным и раболепным.
На перекрестке истории двое друзей застряли в любовном четырехугольнике. Этот любовный четырехугольник, возможно, является величайшим проявлением изучения двойственного характера. Об этом можно судить по постепенному крушению нигилистической оппозиции Аркадия и Евгения эмоциональному проявлению. Это просто показывает, насколько им обоим не хватает умения справляться с трудностями мира, и что их романтизированные идеалы возникли из этого закулисного понимания реалий жизни.
Несмотря на двойное изучение основных персонажей, история пошла по очень прямолинейному пути. Были небольшие отступления, но текло прозрачно. Проза, как и следовало ожидать от русского произведения, попахивает сильными идеалами, но когда роман был опубликован в 1860-х годах, он вызвал настоящий резонанс, особенно среди восходящего идеалиста-нигилиста. По иронии судьбы роман не так перегружен скандалами, как можно было бы предположить.
«Каждый человек висит на волоске, в любую минуту бездна может разверзнуться под его ногами, а ведь он должен идти и придумывать себе всякие беды и портить себе жизнь». ~ Иван Тургенев, Отцы и дети
Широко разрекламированный как величайший из литературных арсеналов Тургенева, « Отцы и дети » также считается одним из классических русских произведений, и на все есть веские причины. Он считается первым полностью современным русским романом и одним из русских романов, получивших известность в западном мире. Возможно, он не такой объемный, как произведения Толстого и Достоевского, но столь же исторически значим, как и их эпические шедевры. Просто показывает, что многословие не нужно для того, чтобы произвести впечатление.
Переходы между разными школами мысли преобладали в основном в романе, главная тема которого едва не превратилась в противоречие. К счастью, Тургенев компенсировал это подходящим, хотя и угрюмым заключением. Это напоминание о сильных отношениях между отцом и сыновьями, которые никогда не сломаются никакими революционными идеалами, никакими разногласиями. Более того, несмотря на размолвки и конфликты, родители всегда простят и примут своих детей. с распростертыми руками.
Рейтинг:
85%
Очень рекомендую эту книгу, как всегда делаю с русскими произведениями; они занимают особое место во мне. Ха-ха. Это мощное повествование, основанное как на местных особенностях, так и на национальных склонностях. Это идеальное исследование для обоих, будучи архетипом русской прозы.
Книги Спецификации Автор: Иван Тургенев
Издательство: Wordsworth Classics
Дата издания: 1996
Количество страниц: 200 страниц
Жанр: Политический, романтик, философский
Отцы и сыновья являются одним из величайших российских нович. лучшая работа. Это политический роман, действие которого разворачивается в домашнем контексте с универсальной темой — разделением поколений между отцами и сыновьями. Действие романа происходит в 1859 году, когда российское самодержавное государство начало неуверенно продвигаться к социальным и политическим реформам. Роман исследует конфликт между либерально настроенными отцами русских реформистских симпатий и их свободомыслящими интеллектуальными сыновьями, чья революционная идеология угрожает стабильности России. штат. В ее центре — Евгений Базаров, волевой антагонист всех форм социальной ортодоксии, провозглашающий себя нигилистом и верящий в необходимость ниспровержения всех институтов государства. По мере развития романа политические амбиции Базарова фатально переплетаются с эмоциональными и личными заботами, и его конец оказывается трагическим провалом. Роман произвел горький фурор после публикации в 1862 году, что год спустя выгнало Тургенева из России.
Об авторе(Тургенев, Илья Репин, 1874 г. , из Википедии) Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 г. в г. Орле Орловской губернии (современная Орловская область) Российской империи.
Иван получил стандартное образование для сына дворянина (его отец, Сергей Николаевич Тургенев, принадлежал к тульской аристократии). Тургенев сначала учился в Московском университете, а затем перешел в Санкт-Петербургский университет, где учился с 1834 по 1837 год. Его исследования были сосредоточены на классике, русской литературе и филологии. Он также изучал философию, особенно Гегеля, и историю в Берлинском университете с 1838 по 1841 год.0009
Как писатель Тургенев впервые сделал себе имя благодаря сборнику рассказов « Очерки охотника» (также известный как « Очерки из альбома охотника » или « Записки охотника »), сборнику рассказов, основанному на его проницательных наблюдениях за крестьянский быт и природа во время охоты. Большинство, в том числе и сам Тургенев, считают его самым важным вкладом в русскую литературу. Среди его известных романов: « Рудин » (1857 г.), « Дворянское гнездо» 9.0008 (1859), Накануне (1860) и Дым (1867). Его самая известная работа — « Отцы и дети (1862) ».
3 сентября 1883 года Тургенев в возрасте 64 лет умер от абсцесса позвоночника, осложнения метастатической липосаркомы, поразившей его ранее в том же году.
Нравится:
Нравится Загрузка…
После того, как вы решили провести чистку, включите
земля, на которой ты стоишь, тоже! Иван Тургенев, наверное, самый западный и демократичный из всех российские авторы; возможно, именно поэтому «Отцы и дети» всегда казались для меня самый доступный из великих русских романов. На самом деле Тургенев подвергался нападкам со стороны других ведущих литературных деятелей, таких как Толстой и Достоевский. за то, что он слишком прогрессивный либерал в западном стиле. Его также критиковали за неспособность создать сильную и целеустремленную радикальный герой. «Отцы и дети» решительно отвечают на первую критику а центральный персонаж Базаров хотя бы отчасти отвечает второму. Роман начинается с возвращения юного Аркадия и его друга Базарова домой. из школы в гости к отцу Аркадия Николаю Петровичу Кирсанову, живущему в пришедшем в упадок поместье со своей молодой любовницей и братом Николая Павлом. Николай — либеральный аристократ с разумными благими намерениями. Действие происходит в 1860 году, во время освобождения крепостных крестьян, и он пытался поступать правильно с ними. Но Базаров нигилист, Аркадий. его добровольный помощник, а добрый либерализм и полушаги не достаточны для них. Базаров хочет разрушить все устройство общества. и начать сначала. Его тирады предлагают пугающее предзнаменование Кровавое будущее России: «Аристократия,
либерализм, прогресс, принципы, — сказал Базаров. «Что, по-вашему, хорошо для русских? Если мы послушаем вас, мы
находить «Какая польза нам от этой логики? Мы можем обойтись и без нее». «Что ты имеешь в виду?» — А вот это. Вам, наверное, не нужна логика, чтобы положить кусок хлеба в
твой Павел Петрович поднял руки. «Я просто не понимаю тебя после
все это. — Я уже говорил вам, дядя милый, что мы не признаем никаких авторитетов, — — Мы действуем в силу того, что признаем полезным, — продолжал Базаров. «В
подарок «Все?» «Все.» — Что? Не только искусство, поэзия… но… мысль ужасна… . .» — Все, — повторил Базаров с невыразимым спокойствием. Павел Петрович уставился на него. Он не ожидал этого, и Аркадий даже
покраснел — Но позвольте, — начал Николай Петрович. «Ты все отрицаешь, или поставить
это больше «Это не наше дело… мы должны сначала расчистить землю». … — Мы уничтожим, потому что мы сила, — заметил Аркадий. Павел Петрович посмотрел на племянника и засмеялся. — Да, сила не может взять на себя ответственность, — сказал Аркадий, рисуя
сам — Несчастный мальчик, — простонал Павел Петрович, не в силах больше
показывать — Если нас раздавят, то это нас ждет, — сказал Базаров. «Но это
открытый вопрос. — Что? Вы серьезно полагаете, что можете противопоставить себя целому народу? — Всю Москву сожгли, знаете ли, от грошовой свечи, — ответил Позже двое молодых людей оказываются несоответствующими непоколебимому политическому стандарту. что они себе ставят, когда оба влюбляются. Они стараются мужественно поддерживать свой фасад: Базаров улыбнулся: Катя, неторопливо раскладывавшая цветы один за другим, подняла
ее — Деревья в лесу, — повторила она. «Тогда, по-вашему, есть
нет разницы «Нет, есть разница, как между больным и здоровым.
Легкие Базаров говорил все это с таким видом, как будто все время думал
к — А вы полагаете, — сказала Анна Сергеевна, — что когда общество реформируется
там «Во всяком случае, в правильно организованном обществе это не будет иметь никакого значения.
будь то «Да, я понимаю. У них у всех будет одинаковая селезенка». — Совершенно верно, мадам. Госпожа Одинцова повернулась к Аркадию. «А каково ваше мнение, Аркадий — Я согласен с Евгением, — ответил он. Но в конце концов Базаров предлагает себя г-же Одинцовой, только чтобы быть отвергнут, и Аркадий становится в пару с Катей. Это стечение событий приводит Базарова к изгнанию своего последователя, избравшего любовь к женщине над приверженностью к борьбе: — Так вы предлагаете свить себе гнездо? сказал он в тот же день Аркадию,
приседание — Этого я, конечно, не ожидал, когда уходил от вас, — отвечал Аркадий, — этого я и не ожидал. «но
почему ты — Ах, милый друг, — сказал Базаров, — как вы выражаетесь. что я Однако судьба уготовила Базарову жестокий поворот. Возвращение в дом своих родителей, он начинает серию медицинских экспериментов и помогает местные крестьяне заболели сыпным тифом. Как ни странно, научный рационализм и крестьяне, которых он якобы защищает, приводят к его смерти после того, как он тоже заражен. Его родители хоронят его рядом и независимо от его собственное мировоззрение, на него молятся: В одном из отдаленных уголков России есть небольшое деревенское кладбище. |