Кто из героев романа Тургенева «Отцы и дети» кажется вам наиболее привлекательным и почему? :: ЕГЭ по литературе
В написанном И.С. Тургеневым романе «Отцы и дети» много ярких и неповторимых образов. Лично мое внимание привлекают два персонажа: Кирсанов Николай Петрович и Базаров Евгений Васильевич.
Николай Петрович – добрый человек, любящий отец и семьянин. Когда Аркадий причисляет себя к нигилистам и восторгается Базаровым, отец не осуждает его, он пытается понять своего сына, для чего наблюдает над Базаровым.
В отличие от своего брата Павла Петровича, Николай Петрович не вступает с Базаровым в полемику, не пытается доказать, что его точка зрения – единственно верная. Вспоминается пушкинская реплика: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными». Если Павла Петровича и Базарова можно осудить за то, что они даже не пытались понять друг друга, вступая в бессмысленные споры, где каждый оставался при своем мнении, то Николай Петрович, жизненную позицию которого читатель понимает и без вступления в споры с представителем «детей» Базаровым, поступал разумно, отказываясь от конфликтов.
И.С. Тургенев, описывая конфликт между Павлом Петровичем и Базаровым, не находится ни на чьей стороне. Можно предположить, что авторская позиция близка к отношению Николая Петровича: он не поддерживает нигилистические идеи представителя «детей» Базарова, но понимает, что конфликт между поколениями неизбежен. Николай Петрович не пытается бороться с базаровским нигилизмом, в его образе видно спокойное отношение к вечному конфликту «отцов» и «детей».
Не может не привлекать внимание центральный персонаж Евгений Васильевич Базаров. В романе особое место занимает внутренний конфликт. Автор показывает четкую позицию главного героя: он называет и считает себя нигилистом, отрицающим «все».
В беседе-споре с Павлом Петровичем он отмечает: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем». Со слов Базарова понятно, что он против искусства, природы и любви. Однако действия Базарова порой противоречат его жизненной позиции. Разве отрицающий «все» нигилист принимал бы участие в дуэли с Павлом Петровичем, разве стал бы выполнять эту общепринятую норму?
Еще больше несоответствия теории Базарова и его жизни наблюдается при описании возникновения и развития его любовных чувств к Анне Одинцовой. Автор демонстрирует внутренние противоречия Базарова, который сначала не понимал, что с ним происходит, потом удивлялся и «с негодованием сознавал романтика в самом себе», затем пытался отрицать любовные чувства, которые в итоге подавить в себе так и не смог.
В романе показано, что во многом Базаров противоречит самому себе. Образ Евгения Базарова привлекает отсутствием статичности, с его помощью можно задуматься над тем, что убеждения человека могут сталкиваться с реальной жизнью и терпеть поражение. Базарова нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным персонажем, но именно неоднозначностью он и привлекает читательское внимание.
Понравилось сочинение? А вот еще:
«Отцы и дети»: герои бессмертного произведения Тургенева
Меню статьи:
- Особенности конструкции и сюжета романа
- Родители и дети – классическая «вечная» тема
- Образ интеллигенции в романе Тургенева
- Анализ особенностей центральных персонажей «Отцов и детей»
- Основные фигуры произведения Тургенева
- Базаров
- Роль нигилизма в жизни Базарова
- Кирсановы
- Николай
- Аркадий
- Павел
- «Отцы и дети»: фигуры второго плана
- Базаров-старший
- Мать Евгения Базарова
- Анна Одинцова
- Катя
- Виктор
- Авдотья
- Фенечка
- Дуня
- Петр
- Нелли
Проблема поколений – одна из вечных тем, которые затрагиваются литературой, философией, психологией и другими областями. Произведение «Отцы и дети», герои в котором призваны продемонстрировать этот конфликт, является бессмертным, ведь идеи романа Тургенева актуальны и по сей день.
Особенности конструкции и сюжета романа
Специфика произведения Тургенева – в насыщенности деталями быта. Читатель погружается в атмосферу естественного течения жизни, простых событий, непритязательности и обыденности. Обстановка романа такова: двое товарищей приезжают на отдых в деревню. Отдых, забота родителей окружает молодых людей. Аркадий занимается «сибаритствованием», с отличием защитив диплом. Его друг – Базаров – студент медицинского университета – уделяет время опытам и экспериментам. Сюжет романа воплощается в кратковременных, но частых путешествиях героев: то товарищи гостят у родителей Аркадия, то уезжают в отцовский дом Базарова, то заезжают к Анне Сергеевне – женщине, встреченной на балу.
Иван Тургенев следует советам Антона Чехова, который говорил, что художественный вымысел должен повторять жизнь в соединении сложности и «святой простоты». Читателю кажется, что писатель изображает обычный обед или ужин, но в это время люди обретают счастье или напротив – теряют радость жизни. Самые существенные события начинаются здесь – за кухонным столом.
Родители и дети – классическая «вечная» тема»
В литературной критике бытует мнение, что одной из центральных проблем Тургеневского романа является вечный конфликт отцов и детей. Но в «Отцах и детях» (не зря ведь писатель дал произведению такое название) на примере разницы между поколениями продемонстрирована также разница между нравственными нормами и глубиной чувств.
Сайт Реальный Книги вам рад! Предлагаем вашему вниманию познакомиться с кратким содержанием повести”Бирюк, которую написал Иван Тургенев.
Родители – это выражение наиболее искренней, трогательной, беззаветной и жертвенной любви. Такими изображены родители Базарова – ничего не требующие взамен. Отец и мать – старички, которые скучают по сыну, ведь уже три года, как их чадо не навещало отчий дом. Однако психология сына отличается от родительской: несмотря на то, что Базаров тоже любит родителей, привязанность герой выказывает иначе. Чувства Базарова к отцу и матери не требуют постоянной коммуникации и контакта. Юноша спокойно наслаждается гостеприимством Кирсановых, выезжает вместе с товарищем в город, потом посещает дом новой знакомой в Никольском, возвращается в поместье товарища – Аркадия, и лишь после этого решается, наконец, навестить родителей.
Образ интеллигенции в романе Тургенева
Постмодерная литература сосредотачивает внимание на том, что произведения – это многоплановые, многоуровневые конструкции, учитывающие потребности и интересы представителей разных читательских аудиторий. Однако тенденция к многоплановости появилась раньше. Роман Ивана Тургенева тому пример, ведь читать этот текст можно по-разному. Кто-то обращает внимание на сюжетную канву, кто-то – на политические конфликты между «левыми» и «правыми», между либерально-демократическими силами и консерваторами и т. д.
Интеллигенция – молодое поколение, это «дети». Консерваторы, монархисты – это поколение старое, «отцы». Некоторые литературные критики считают, что автор уничижительно отозвался о старом поколении в романе. Вспомним образ отца Базарова. Это мужчина старой закалки, который, однако, исключительно из любви к сыну, из желания быть ближе к Евгению, читает новомодные книги, газеты и рассуждает в контексте новой, либеральной риторики. Между тем, это лишь маска, потому что герой остается на уровне консервативных идей.
1850-е годы вошли в историю России как время, отличившееся консолидацией разрозненной интеллигенции. События романа происходят за некоторое время до отмены крепостного права, в конце 1850-х годов. На носу – 1861-й год и революция. Биография автора тоже повлияла на общую атмосферу романа.
В этот период писатель работает в штате «Современника» – известного в те годы журнала. В творчестве у Тургенева также намечается трансформация: от поэтических текстов к прозе, от романтизма к реалистическим тенденциям.
В социальном устройстве Российской империи в это время также появляются изменения: например, родился новый строй так называемых разночинцев. Это были люди, которых нельзя было классифицировать как дворян, купцов, мещан, ремесленников и т. д. Происхождение человека, таким образом, перестает играть какую-либо роль.
Дорогие вы наши! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести Ивана Тургенева “Ася”, которая вышла из-под его пера в 1857 году и, опубликованная в журнале «Современник», вызвала восторг у многих писателей, а также не оставила равнодушной читательскую аудиторию.
Разрыв с «Современником» вынуждает Тургенева напечатать роман в журнале консервативной направленности. «Отцы и дети» выходят в «Русском вестнике». Вокруг произведения сразу же после публикации возникает острая полемика. Однако споры ведутся касательно не литературной стороны романа, а политической: это полемика между революционно-демократическим крылом и консерваторами. В итоге, роман не удовлетворил никого – ни одну из сторон. Между тем, нельзя отрицать актуальность произведения Тургенева, ведь писатель показал причины разлада между поколениями, мотивы недоразумений, возникающих между родителями и детьми, а также губительные последствия, к которым приводит этот конфликт поколений.
Таким образом, роман Тургенева опубликовали в 1862-м году, а реакция литературных критиков и читателей на произведения была неоднозначной. Палитра отзывов на «Отцов и детей» отличалась разнообразием: от бурного восхищения романом до крайнего его отторжения и даже осуждения.
Анализ особенностей центральных персонажей «Отцов и детей»
Иван Тургенев использует классический метод: с помощью характеристики героев, поведения и решений персонажей писатель доносит до читателя главные идеи романа «Отцы и дети». Поэтому следует обратиться к анализу специфики действующих лиц произведения.
Основные фигуры произведения Тургенева
Базаров
Евгению Васильевичу Базарову уже стукнуло тридцать. Это взрослый мужчина, который имеет сложившуюся систему взглядов на мир. Базаров – скептик и даже нигилист. Евгений отвергает устоявшиеся ценности, подвергает сомнению консервативные идеалы. Тургенев описывает Базарова как героя, отличающегося холодностью, жесткостью, саркастичным и циничным характером. Евгений отбрасывает всяческие принципы – как и подобает нигилисту. Герой производит впечатление человека заносчивого, уверенного в себе, гордого и высокомерного. Часто эти черты определяются уверенностью в интеллектуальном превосходстве над большей частью окружения.
Роль нигилизма в жизни Базарова
Сам Тургенев признавал, что отказался от всего «художественного», когда работал над образом Базарова. Фигура Евгения отличается резкостью и даже некоторой бесцеремонностью. Базаров демонстрирует образ одного из политических течений, которые в том числе вдохновили Тургенева на создание романа. Революционно-демократические идеи писатель вложил в уста именно Базарова. Революционные и реформаторские идеалы – это то, что отличало «нового человека» середины XIX века. На второй стороне доски – либерально настроенное дворянство.
Базаров обладает независимым характером, скептическим отношением к действительности, самостоятельностью суждений и действий, незаурядным, оригинальным умом.
Биография, происхождение героя тоже повлияли на мировоззренческую систему Базарова. Евгений родился в семье полкового врача, поэтому Базаров гордился, что его дедушка работал на земле вместе с крестьянами. Базаров также презирает аристократов, не скрывая этой позиции. Нигилизм чувствуется в речи героя, в особенностях внешнего вида, в манерах и социальной позиции.
Поведение Базарова – это откровенный вызов. Герой нарочито небрежен, демонстративно ленив, а в речи часто пользуется простонародными словами. Весь вид Базарова выказывает отрицание и протест против авторитетов.
Кирсановы
Николай
Отец Аркадия Кирсанова. Тургенев описывает Николая как, пожалуй, наиболее положительного героя романа. Мужчине 44 года, он чист – помыслами и в бытовых привычках. Николаю свойственна романтичность, спокойствие, уравновешенность. Кирсанов испытывает искреннюю любовь к сыну. Жена Николая умерла, с тех пор он вдовствовал, находясь в подавленном состоянии после кончины возлюбленной супруги. Однако потом Николаю посчастливилось встретить Фенечку – простую крестьянку, которая в итоге стала его женой.
Аркадий
Юноша происходит из благополучной, состоятельной дворянской семьи. Аркадий значительно младше Базарова: молодому Кирсанову недавно исполнилось 23 года. Молодость, наивность и сентиментальность – черты, присущие образу Аркадия. Юноша подвержен влиянию товарища и друга – Евгения Базарова. Аркадий окончил учебу в университете, успешно защитив диплом. После этого оба друга решили погостить у родителей Кирсанова. Аркадий старается во всем наследовать Базарову, но нигилизм плохо сочетается с мягкостью, великодушием, добротой и романтичностью натуры Аркадия. Юноша – справедливый, робкий и целомудренный мальчик. Несмотря на то, что Аркадий считает Базарова примером, юноша все же верит в настоящую любовь.
Однажды Аркадия встречается Катю – красивую девушку, с которой у Кирсанова развиваются романтические отношения. Влюбленность окончательно доказывает Аркадию, что нигилизм – это не его философия. Так дружба молодого Кирсанова и Базарова постепенно идет на спад.
Павел
Герою исполнилось 45 лет. Павел приходится братом Николаю Кирсанову и, соответственно, дядей Аркадию. Когда-то мужчина служил гвардейским офицером. Потомственный аристократ, Павел исповедует систему взглядов и убеждений, характерных для аристократии того времени. Это значит, что Кирсанов – сторонник либеральной идеологии. Типичный дворянин, выказывающий своими поступками и поведением гордыню и самолюбие. Однажды Павел настрадался из-за несчастливой любви. После того случая Кирсанов не верит в любовь. Он также приобрел черты мизантропа, скептика и циника. С родственниками Павел практически разорвал общение, уехав за границу.
«Отцы и дети»: фигуры второго плана
Базаров-старший
Василий Базаров – старичок, который отличается добродушием, простотой. Базаров-старший выказывает любовь и уважение к сыну, гордясь тем, насколько Евгений умен и образован. Старается наследовать сыну. Раньше Василий Иванович служил военным лекарем, однако теперь Базаров продолжает медицинскую практику на безвозмездной основе: он лечит крестьян, которые работают у Базаровых в имении. Василий Иванович любит поговорить, ему свойственно вести «философские» беседы. Герой читает новомодные книги и журналы, впрочем, очень мало понимая оттуда.
Убежденный консерватор, Базаров демонстрирует приверженность революционно-демократическим идеалам, чтобы быть ближе к сыну. Быт Базарова-старшего – скромный и простой.
Мать Евгения Базарова
Арина Власьевна – женщина из дворянского сословия, вышедшая замуж за простого полкового лекаря Василия Базарова. Имение, в котором обитают Базаровы, – это приданое Арины. Женщина добра и отзывчива, однако Арина Власьевна отличается излишней набожностью и мнительностью. Базарова содержит дом в идеальной чистоте и опрятности, сама же героиня – образец аккуратности, заботы и ласки.
Женщина нежно любит сына, стараясь во всем угодить Евгению. Зная, что Базаров не сторонник демонстративного и открытого выражения эмоций, избегает сына, пытаясь поменьше контактировать с ним. В отличие от мужа, Василия Ивановича, не может понять Евгения и его мировоззрения.
Анна Одинцова
Анне Сергеевне только 28 лет, но женщина уже успела овдоветь. Анна – высокомерна и жестока. Писатель описывает героиню как женщину несчастную, потому что Одинцова не знает любви и никогда не питала ни к кому искренних чувств. Привыкшая к роскошной жизни, горделивая и высокомерная красавица строит отношения, основываясь на расчете. Принимает у себя в гостях Базарова и Аркадия Кирсанова.
Катя
Катерина – возлюбленная Аркадия Кирсанова. Девушку воспитывала старшая сестра. Молодую героиню отличает кроткий и спокойный характер. Катя умна, добра, девушке свойственная привязанность к природе, любовь к музыке. Между тем, сестра Катерины – строгая и принципиальная, характер старшей сестры куда более сильный, чем у Кати. Поэтому героиня страшится сестры.
Виктор
Виктора Сотникова Тургенев описывает как выходца из дворянской семьи, который, между тем, скрывает свое происхождение из-за стыда. Сотников не отличается большим умом, он скорее подражает авторитетам, наследует моде, чем является законодателем новаций. Характер у героя слабый, слишком мягкий и трусливый. В поведении Сотникову свойственна пошлость и глупость, назойливость и бездумное перенимание всего нового. Виктор хочет славы любой ценой: в этом герой напоминает Герострата – персонажа античных легенд, который прославился тем, что сжег храм Артемиды.
Базаров для Сотникова предстает в роли наставника и учителя. Однако после женитьбы Виктор попадает под каблук жены и оставляет былые увлечения.
Авдотья
Авдотью Кукшину автор изобразил помещицей, выказывающей интерес к новым веяниям. Кукшина дружит с Базаровым, Кирсановым и Сотниковым. Авдотья принимает дома маргинальную интеллигенцию и позиционирует себя как эмансипированную женщину. Внешность героиня поддерживает нарочито небрежную, а поведение женщины отличается развязностью – это Кукшина считает признаком прогрессивных взглядов.
Фенечка
Фенечка – некий женский идеал. Простая, чистая, кроткая и нежная девушка, о которой читатель не получает слишком много информации. Естественность, уютность, склонность проводить время дома и с семьей – вот некоторые черты Фенечки. В итоге девушка-крестьянка становится супругой Николая Кирсанова.
Дуня
Служанка Фенечки, помогающая девушке в уходе за младенцем. Простая, наивная и непритязательная крестьянская женщина, Дуня любит веселье и смех. Хотя дома, во время исполнения обязанностей по хозяйству героиня выказывает строгость и дисциплинированность.
Петр
Петя служит у Павла Ивановича Кирсанова. Петр позиционирует себя как человека умного и просвещенного, хотя герой – глуповатый, невежественный и темный юноша. Однако это не мешает Петру быть гордым и самовлюбленным.
Нелли
Княгиня Р., или же Нелли, – это та сама несчастная любовь Павла Кирсанова. О Нелли автор говорит мало, что делает героиню загадочной и таинственной. В глазах читателя княгиня предстает женщиной эксцентричной, под влияние которой легко подпадают юные умы. Но однажды Павел Иванович узнает, что Нелли умерла: с того момента жизнь теряет для Кирсанова былой смысл и окрас.
Автор: Виктория Давыдова
Отцы и дети (литература) — TV Tropes
http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/literature/fathersandsons
Следующий«Каждый человек висит на волоске, бездонная яма может разверзнуться под ним в любую минуту, а он все придумывает себе неприятности и портит себе жизнь».
Отцы и дети — книга Ивана Тургенева 1862 года. Это последнее в ряду его нескольких важных произведений и считается его самым значительным полнометражным романом.
Его главный герой, Евгений Базаров, соломенный нигилист и, возможно, первый пример этого тропа. Главная отличительная черта Базарова в том, что он все отрицает. Он провозглашает, что никакие вещи не имеют значения вообще.
Это общее отношение вступает в противоречие с его работой врача и исследователя. Кроме того, хотя Базаров и подразумевается революционером, он только отрицает вещи, отвергая любые положительные ценности. Быть революционером, по логике вещей, означает осуждать только текущие условия (в 1862 году те, которые были установлены репрессивным царским режимом), однако тот же самый революционер должен быть очень увлечен идеями свободы и бунта и возлагать большие надежды на общество. Всего этого Базарову не хватает, он всегда все отрицает, никогда не предлагая конструктивной (или даже деструктивной) программы. Вероятнее всего, Тургенев не мог изобразить открытого революционера, так как царская цензура не пропустила бы тогда его книгу. Поэтому автор замаскировал его под простого «нигилиста». Тем не менее это запутало смысл книги и ее героя.
Другие персонажи романа — члены семьи Кирсановых, в имении которых гостит Базаров. Появляются также некоторые товарищи Базарова по нигилистам, которые представляют собой определенно комические карикатуры.
Книга не снискала расположения с наступающим прогрессивным флангом. Тургенева обвиняли в том, что он нарисовал карикатуру на революционера в образе Базарова (не говоря уже о других нигилистах). Молодые активисты выступили против автора, после чего он бежал из России и поселился во Франции.
- Отчужденный Большой Брат: Павел Кирсанов (за сорок) для Николая Кирсанова (немного за сорок). Павел обладает сильным характером и несколько резковатым человеком консервативных взглядов. Николай – добросердечный либерал.
- Бета Пара: Аркадий и Катя. Аркадий — относительно кроткий (хотя и добросердечный) друг огромного Базарова. Катя — намного младшая девичья сестра зрелой и самостоятельной Одинцовой. В конце концов они женятся и живут счастливо.
- Инстинкт Большого Брата: Пока Николай Кирсанов затягивает майско-декабрьский роман с Фенечкой, Павел Кирсанов тоже втайне любит девушку, но никогда не предпринимает никаких попыток. Однажды Павел Кирсанов замечает, как Базаров бьет Фенечку. Он в ярости (так как его уже раздражали взгляды Базарова) и вызывает нигилиста на дуэль. Базаров стреляет ему в ногу и покидает имение.
- Нести большую палку: Исполняет Павел Кирсанов. Когда он, наконец, решается на дуэль с Базаровым, тот подходит к нему с большой палкой. Поскольку Базаров — нигилист, заявляющий, что ему на все наплевать, от него ждут и дуэлей, как никчемного архаичного аристократического обряда. Тогда Кирсанов прибегал к этой палке, чтобы физически оскорбить Базарова. Однако нигилист Базаров прямо уверяет Павла Кирсанова, что вполне готов дать ему полное удовлетворение. Палка никогда не используется, и они просто сражаются на дуэли. Павел Кирсанов легко ранен.
- Смерть героя: Базаров умирает от заражения крови.
- Просто рана во плоть: Так закончилась для Павла Кирсанова дуэль с Базаровым. Он ранен в ногу, но ему ничего не угрожает.
- МайДекабрь Романтика: Николаю Кирсанову чуть за сорок и Фенечке 23 года.
- Outliving One’s Offspring: Сыграл для слезливой драмы в конце, когда Базаров умирает, и его родители теперь должны жить без него.
- Пародия:
- Сцена дуэли трактована очень иронично, это пародия на знаменитые дуэли в предыдущих нашумевших литературных произведениях.
- Также Кукшина и Стников — пародии на Базарова.
- Роман с вдовой: Базаров ухаживает за Одинцовой, независимой и богатой 29-летней женщиной, потерявшей мужа. Она любит его, но не может полностью ответить взаимностью на его чувства.
- Сексуальная карма: Николай Кирсанов счастлив в браке с Фенечкой, а Аркадий счастлив в браке с Катей. Оба этих персонажа добрые, добросердечные люди. Базаров и Павел Кирсанов — дела посложнее, поэтому в итоге девушка им не достается.
- Соломенный нигилист: Базаров на самом деле является самым ранним примером этого тропа.
Отцы и дети Резюме
Роман «Отцы и дети», написанный в середине XIX века Иваном Тургеневым, с тех пор получил широкое признание критиков. Роман начинается с того, что Николай Кирсанов, один из главных героев повести, терпеливо ждет своего сына. Автор описывает некоторые физические особенности Николая и дает некоторый контекст его персонажу. Читатели узнают о его трагическом прошлом, о том, как он сломал ногу и потерпел неудачу в своей мечте пойти в армию, а вскоре после этого потерял родителей. Николай женился и имел ребенка, но несчастье привело его к смерти жены десять лет спустя, в результате чего он стал родителем-одиночкой. Он сам воспитал сына и принял его в Петербургский университет.
Повествование возвращается в настоящее, где Николай наконец замечает сына, идущего по дороге, и в волнении бежит к нему. Он находит своего сына Аркадия с его другом Базаровым, и они продолжают путь к обители Николая. Аркадий спрашивает дядю, который должен был присутствовать, но Николай сообщает ему, что не может прийти. Будучи сыном русского генерала, семья Николая принадлежит к высшему классу. Николай сообщает сыну о нынешних условиях его жизни и его имения.
На следующее утро Николай и Аркадий просыпаются, чтобы позавтракать. Аркадий хочет встретиться с Фенечкой, служанкой, с которой у Николая сложились отношения, но удивлен, обнаружив у нее маленького брата. Павел присоединяется к завтраку, и они втроем обсуждают Базарова, который в данный момент снаружи изучает лягушек у пруда. Начинают говорить о нигилизме, благодаря вере Базарова. Они зовут Фенечку обслужить их, но Павел, кажется, очень взволнован ее видом.
Базаров возвращается из путешествия и вступает в разговор с Павлом. Понятно, что Павел хочет подорвать его, но терпит неудачу и уходит разочарованный. Теперь автор дает предысторию Павла через речь Аркадия к Базарову. Читатели узнают, что в прошлом Павел был влюблен в женщину, но бесчисленное количество раз не получал взаимности. Безвременная смерть женщины сильно повлияла на него, и с тех пор он остается здесь, помогая Николаю. Аркадий и Базаров оба согласны, что его страдания вызваны его собственными действиями. Николая, кажется, устраивает тот факт, что его семья одобрила его отношения с Фенечкой. Однако Аркадий после общения с ней объясняет своему другу, как он хочет, чтобы они поженились.
Проходит пара недель, и Базаров, кажется, неплохо ладит с домочадцами, кроме Павла. Это кажется яснее, когда он сомневается в своем совете Николаю заняться более значимыми книгами. Компания обнаруживает, что Матвей Ильич, родственник Николая и Павла, хочет их принять, но они отказываются, зная, что он хочет только выставить напоказ свое богатство.
В течение дня Павел и Базаров оказываются втянутыми в жаркие споры об общественных и религиозных идеологиях. Николай замечает разницу во взглядах между ним и сыном и восхищается тем, что сын теперь взрослый мужчина. Визит Аркадия и Базарова заканчивается тем, что они решают навестить дальнего родственника по поручению Николая. Слуги, в отличие от Николая и Павла, встревожены их отъездом.
Аркадия и Базарова тепло приветствует их хозяин Колязин, который, кажется, немного расстроен тем, что Николай и Павел не могут приехать. Они продолжают визит, отправляясь на встречу с губернатором по предложению Колязина. На обратном пути они пересекаются с господином Ситниковым, который сообщает Базарову, что его отец разыскивает его и желает, чтобы он встретился с недавно разведенной женщиной по имени госпожа Кукшина. Они втроем навещают ее, и она начинает допрашивать Аркадия и Базарова в форме допроса. После этого они спорят о феминизме. Ситников побеждает в споре и испытывает огромную гордость за то, что развенчал взгляды мадам Кукшиной. Наконец они напиваются, и Аркадий с Базаровым прощаются.
Аркадий и Базаров попадают на бал и знакомятся со всеми известными личностями. Именно тогда они пересекаются с мадам Одинцовой, женщиной, о которой ранее сообщил им Ситкинов. Два джентльмена поражены ее красотой и величием, и Аркадий даже предлагает ей танец, на что она соглашается. По мере того, как они больше общаются, мадам Одинцова убеждает их обоих нанести ей визит. В этом месте автор ясно дает понять, что оба мужчины проявляют интерес к мадам Одинцовой.
Аркадий и Базаров решают не упускать возможности и решают встретиться с ней. По мере того, как они разговаривают в течение довольно продолжительного периода, Базаров кажется все более напуганным, но становится ясно, что мадам Одинцова не испытывает романтического интереса к Аркадию, поскольку она обращается с ним скорее как с младшим братом. Она пользуется этим моментом, чтобы пригласить обоих мужчин навестить ее в ее собственном доме в Никольском. Аркадий грациозно соглашается, но с удивлением замечает, что его друг краснеет.
Проходит три дня, и двое мужчин едут в Никольское, чтобы еще раз встретиться с мадам Одинцовой. Когда они прибывают, их приветствует она и остальные члены дома, в том числе ее младшая сестра и ее тетя. Базаров и мадам Одинцова ведут беседу об искусстве и индивидуальности нашей расы, а Аркадий замечает, что теткой Одинцова пренебрегают в большинстве случаев. Соседка Порфирий Платоныч решает представиться и еще развлекает гостей. Аркадий вскоре обнаруживает, что его привлекает Катя, сестра мадам Одинцовой, в то время как Базаров показывает, что он тоже проявляет к ней интерес. К концу дня становится очевидным, что Базаров возбудил некоторое любопытство и в уме Анны Сергеевны.
На следующий день читатели замечают, что Аркадий завидует крепнущим отношениям между мадам Одинцовой и его другом. Но Базаров через две недели понимает, что победить Одинцова может быть непростой задачей. Он отпрашивается на свидание с родителями, на что Одинцов опечален. В свой последний день он решает признаться ей в любви, но, к сожалению, разочарован. Во время их последнего совместного ужина Аркадий объясняет своему другу, что тоже хочет уйти с ним.
Двое мужчин уходят в дом Базарова. Его родители, кажется, очень довольны приездом сына, но вскоре разочаровываются, узнав, что уедут только через три дня. Мужчины заканчивают свой визит и возвращаются к Николаю и Павлу.
Вернувшись в Марьино, Аркадий не дает покоя мысли о мадам Одинцовой, и он отчаянно ищет причины, чтобы навестить ее. Базаров, однако, уединяется от светских практик и предпочитает говорить только с Фенечкой и постепенно увлекается ею. Он даже пытается ее поцеловать, но попадается на глаза Павлу. Павел кажется крайне обезумевшим от такого исхода и требует дуэли с Базаровым. Поединок заканчивается тем, что Павел получает удар в бедро. Базаров заявляет, что уйдет, но сначала он должен обработать раны Павла. Как и было обещано, он уезжает на следующий день без каких-либо формальных взаимодействий.
Павел медленно выздоравливает и становится видно, что он питает чувства к Фенечке. Однако такое развитие событий ее беспокоит, и она выбирает Николая. Вскоре Павел отказывается от своих чувств и предлагает брату жениться на ней.
Тем временем, вернувшись в имение мадам Одинцовой, Аркадий наконец признается Кате и просит ее руки и сердца. Анна в восторге от предложения и дает свое благословение. Базаров, немного обескураженный исходом, решает вернуться в имение своих родителей, несмотря на то, что все пытаются убедить его в обратном. Однако он передает привет своему другу по поводу помолвки.
Базаров остается в родовом поместье полтора месяца. Затем он, к сожалению, заболевает заразной болезнью и посылает известие за мадам Одинцовой. Она немедленно отвечает, приводя с собой немецкого врача. Но, несмотря на все ее усилия, Базаров встречает смерть после последнего разговора с мадам Одинцовой.
Повествование продвигается вперед, после свадьбы Николая и Аркадия. Павел решил, что должен ехать в Москву, и вся семья приехала его проститься.
Затем автор завершает повествование описанием судеб других персонажей. Мадам Одинцова снова находит любовь, но вскоре после этого умирает ее тетка. Николай и Аркадий решают вместе вести семейный бизнес, а Катя даже рожает сына. У нее завязываются близкие отношения с Фенечкой, и Павел находит все, к чему стремился, в Москве.