Падали листья я родилась цветаева: Красною кистью… — Цветаева. Полный текст стихотворения — Красною кистью…

«Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась»

Культура

29 Августа 2012, 16:36

Музей Марины Цветаевой.

Рябиновая аллея в честь Марины Цветаевой появится этой осенью в селе Усень-Ивановское Белебеевского района. С идеей высадить 120 деревьев к 120-летию со дня рождения знаменитой поэтессы в дни Международного Аксаковского праздника выступили наши коллеги — сотрудники газеты «Белебеевские известия». Инициатива журналистов нашла горячую поддержку в администрации района, в лесничестве.

8 июля 1911 года вместе со своим другом Сергеем Эфроном Марина Ивановна приехала в башкирское старообрядческое село Усень-Ивановское, где были две кумысолечебницы братьев Баязита и Шингарея Китаевых. После трагической смерти матери Сергей Эфрон заболел туберкулезом. Марина, с первой встречи влюбившаяся в этого семнадцатилетнего юношу с грустными глазами, загорелась желанием помочь ему, «спасти от болезни, вдохнуть в него энергию». По сохранившимся воспоминаниям местных старожилов, «макушка» лета в тот год выдалась весьма прохладной.


Тем не менее «лучшим из своих взрослых лет» называла Марина Цветаева лето, проведенное в Башкирии. Прошло более века с той поры, но ее трепетный дух словно остался здесь навечно. Журчит Девичий ключ, родник с чистейшей водой, берущий начало в том месте, где издавна собиралась на гуляние молодежь и где, по воспоминаниям старожилов, любила бывать и читать свои стихи Марина Цветаева. Шумят и переговариваются с ветром в вышине сосны Пушкинского посада, живописного бора, посаженного в 1899 году к 100-летию со дня рождения Александра Пушкина. А к 100-летию со дня рождения самой поэтессы в 1992 году здесь появилась Цветаевская аллея.


Цветаевский музейный комплекс, открывшийся в октябре 1992 года, собирает любителей поэзии из всех уголков России. И уже в сентябре 1993 года в здании Усень-Ивановского лесничества начал работать литературно-художественный музей Марины Цветаевой с историко-краеведческим и этнографическим отделами. Здесь все напоминает о смутных временах минувших: барский пруд на территории бывшего осокинского медеплавильного завода, старообрядческая церковь, кирпичное здание середины ХIX века, стела-указатель (шестиметровая сосна), памятный знак у дома, где жила поэтесса.

И письмо, написанное Мариной Ивановной, словно переносит читателя в начало века, еще не испытавшего смуту и хаос революций и войн. В июле 1911 года из Усень-Ивановского завода Цветаева писала сестре Эфрона: «Дорогая Лиленька, Сереженька здоров, пьет две бутылки кумыса в день, ест яйца во всех видах. Много сидит, но пока еще не потолстел. У нас настоящая русская осень. Здесь много берез и сосен, небольшое озеро, мельница, речка. Утром Сережа занимается геометрией, потом мы читаем с ним французскую книгу для гимназии, в 12 завтрак, после завтрака гуляем, читаем. Когда начинается тоска по Коктебелю, роемся в узле с камешками. На днях мы с Сережей были в Белебее. Это крошечный уездный городок совершенно гоголевского типа. Каторжники таскают воду, в будке сидит часовой…».


Что было, то было. В ту пору город еще только-только выбирался из вековой нищеты и темноты. Население его составляло лишь около 7 тысяч человек. Основная часть работала на железнодорожной станции, элеваторе, казенном винном складе, в кузницах, на кирпичных, кожевенных, мыловаренных заводах. Главной достопримечательностью города в те годы были, конечно же, пересыльная тюрьма, православная церковь, магометанская мечеть, несколько общественных зданий из красного кирпича. Неудивительно, что после Феодосии и Москвы для Марины и Сергея Белебей показался «городком гоголевского типа». И таких городков в России были сотни, тысячи… В августе они покинули село. Прислали письмо, что скучают об Усени, о природе, о рыбалке.


Ежегодно в Усень-Ивановском проводятся Цветаевские чтения — праздники поэзии, на которые приезжают поэты, прозаики, художники, фольклорные группы и ансамбли, просто любители поэзии из крупных городов России, соседних республик и областей, многих городов и районов Башкортостана.

Две сестры — Анастасия и Марина

  • Памятник Марине Цветаевой в селе Усень-Ивановское — первый в России, посвященный поэтессе (второй появился позднее в Елабуге). Скульптура уфимского художника Юрия Солдатова изображает юную Цветаеву с веткой рябины в волосах.
  • За годы работы литературно-художественный музей Марины Цветаевой посетило свыше 30 тысяч человек из Москвы, Челябинска, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Набережных Челнов, Перми, Ульяновска, Иваново, Владимира, Симферополя.

Читайте нас в

Красною кистью рябина зажглась. Падали листья, я родилась…

В минувшую пятницу в Центре культурного развития состоялся посвящённый 130-летию со дня рождения поэтессы литературный вечер, подаривший зрителям возможность вспомнить о её творчестве и тяжёлой судьбе, а также послушать прекрасные музыкальные произведения на стихи Цветаевой.

Родилась Марина в октябре 1892 года в Москве. Её отец был известным искусствоведом и филологом, профессором в Московском университете, в будущем — создателем Музея изящных искусств (нынешнего Пушкинского музея). Мама – профессиональная пианистка. Марина росла в атмосфере семейной идиллии, где праздники отмечались с непременными маскарадами, приёмами, подарками, с четырёх лет прекрасно рифмовала, могла свободно говорить на трёх языках, обожала поэмы Пушкина и с удовольствием декламировала их восторженным слушателям.

Ясное утро не жарко,

Лугом бежишь налегке.

Медленно тянется барка

Вниз по Оке.

Синяя даль между сосен,

Говор и гул на гумне…

И улыбается осень

Нашей весне.

Жизнь распахнулась, но всё же.

Ах, золотые деньки!

Как далеки они. Боже!

Господи, как далеки!

— с грустью вспоминала Цветаева счастливые времена детства на семейной даче в Тарусе — живописном уголке Калужской губернии.

Первая трагедия в жизни Марины произошла, когда ей было 14 – умерла, заболев чахоткой, мама. Возможно, поэтому в творчестве Цветаева часто обращалась к теме смерти, словно бы пытаясь заглянуть в мир, который ей ещё недоступен.

В 1911 году она познакомилась с Сергеем Эфроном – будущим мужем. С ним, юным романтиком с рыцарским кодексом чести, она больше не расставалась. Их союз был странным, почти спонтанным, и всё-таки до самого конца они держались друг за друга, даже разделённые страшным непреодолимым пространством войн, эмиграций и репрессий. Среди всех Марининых романов, многочисленных горьких и отчаянных «любовий» Сергей всегда оставался для неё «точкой опоры».

Я с вызовом ношу его кольцо!

— Да, в вечности — жена, не на бумаге! –

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза — прекрасно-бесполезны! –

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

— Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие — в роковые времена –

Слагают стансы — и идут на плаху.

1914 год стал для них предвестником беды. Эфрон искал своё призвание в литературе, журналистике, актёрстве, стремился уехать на фронт. Его дальнейшая жизнь — вынужденное бегство, эмиграция, а жизнь Марины – ожидание и неопределённость новых встреч.

Она была страстной, увлекающейся натурой. Муж с пониманием относился к её многочисленным романам: состояние влюблённости давало импульс творчеству. Предчувствие любви, её расцвет, разочарование, ревность, боль разлуки — всё это звучит в лирике Цветаевой.

Стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» — одно из наиболее ярких выражений женской любви в поэзии. Немногим поэтессам удавалось в такой же степени выразить свои чувства и поколебать нерушимое господство мужской любовной лирики.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,

Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей,

У всех золотых знамён, у всех мечей,

Я ключи закину и псов прогоню с крыльца –

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя — замолчи!-

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Несколько стихотворений огромной народной популярностью обязано культовому фильму «Ирония судьбы…», в котором они прозвучали в виде романсов на музыку Микаэла Таривердиева. К примеру «Благословляю Вас на все четыре стороны» или:

Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжёлый шар земной

Не уплывёт под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной –

Распущенной — и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится ещё, что Вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не Вас целую.

Спасибо Вам и сердцем, и рукой

За то, что Вы меня — не зная сами! –

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши негулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами…

Долгое время литературоведы спорили о том, кому было посвящено это произведение. Тайну открыла сестра поэтессы: оно посвящено её второму мужу – М. Минцу. Молодой человек познакомился сначала с младшей сестрой и сделал ей предложение. Появление Марины поразило его. Будучи благородным человеком, он уже не мог нарушить данное обещание, но оказывал ей знаки внимания. Это породило слухи о любовном треугольнике. Стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной» было направлено на пресечение этих слухов.

После революции всё, что было когда-то для Марины родным, вдруг раскололось на две половины – стало красным и белым, и она так и не смогла смириться с этим расколом. К тому же она, принадлежавшая когда-то к элите общества, была вынуждена вести нищенский образ жизни. Муж-белогвардеец на тот момент скрылся за границей, и она не знала, жив он или нет. «Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля, остаток от пуда, одолженного соседями – весь запас!» — писала Цветаева. В ноябре 1919 г. она отдала дочерей в Кунцевский детский приют, понимая, что не сможет их прокормить. Однако там было ещё хуже. Марина забрала старшую дочь Ариадну домой в тяжёлом состоянии и бросила все силы на её спасение. Младшая трёхлетняя Ирина умерла в приюте от голода.

Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую –

Две головки мне дарованы.

Но обеими – зажатыми –

Яростными – как могла! –

Старшую у тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

Светлая – на шейке тоненькой –

Одуванчик на стебле!

Мной ещё совсем непонято,

Что дитя моё в земле.

После долгого неведения Марина получила весть от мужа: он жив! В 1922 году им с дочерью удалось уехать к нему за границу. Оказалось, на долгие 17 лет. Первое время она печаталась, давала литературные вечера. Потом русская эмиграция потеряла к ней интерес. У поэтессы началась страшная депрессия: она оказалась лишней в родной стране, но и эмиграция не стала выходом и не спасла от одиночества и ненужности. В 1934 г. она написала стихотворение «Тоска по родине», в котором вылилась вся боль главной героини: тоска по родине — совершенно ненужное чувство. Она полностью утратила ощущение родного очага, который способен согреть душу. Любой дом представляется ей только временным пристанищем, «госпиталем» или «казармой». Очень трагично звучит признание, что даже русский язык стал для неё чужим и не вызывает тёплых чувств: какая разница, на каком языке быть постоянно непонятой.

Тоска по родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно –

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошёлкою базарной

В дом, и не знающий, что — мой,

Как госпиталь или казарма.

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично — на каком

Непонимаемой быть встречным!

Так край меня не уберёг

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей — поперёк!

Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё — равно, и всё — едино.

Но если по дороге – куст

Встаёт, особенно — рябина…

Все воспоминания стёрлись и стали больше не нужны. «Край меня не уберёг» — в этой фразе чувствуется боль: революция искалечила её жизнь и превратила в вечную скиталицу. Но в финале стихотворения сквозь равнодушие поэтессы всё же прорывается отчаянная тоска по родине. Неожиданная встреча с кустом рябины наполняет душу потоком дорогих воспоминаний, которые она уже не в силах передать.

На обрыве перед пропастью-отчаянием Цветаеву удержал сын, родившийся в 1925 году, — Георгий Эфрон, для домашних просто Мур.

В 1937 году в Россию решила вернуться повзрослевшая дочь Ариадна, поверившая в светлые идеалы коммунизма. За ней уехал Сергей – уже сотрудник НКВД. Замешанный в политическом убийстве, он вынужден был бежать под чужим именем из Франции в Москву.

Цветаева медлила. Пророческий поэтический дар подсказывал: на Родину, несмотря на тоску по ней, нельзя! Тем не менее, в 1939 году вместе с Муром Цветаева поехала за Эфроном. На пару месяцев семья воссоединилась, но в августе была арестована Ариадна, в октябре — Сергей Эфрон.

Дальнейшая жизнь Марины и Мура в Москве – это мытарства по съёмным квартирам, поиск возможности заработка, стояние в тюремных очередях, письма к партийным руководителям. Попытка издать сборник стихов – и разгромная рецензия, обвинявшая Цветаеву в отрыве от советской действительности, поставившая крест на возможности публиковаться на родине. И – в довершение всего – общая беда: война. Решение эвакуироваться из столицы было спонтанным. В Бутырской тюрьме оставался муж (Ариадна была осуждена на 8 лет и этапирована в Коми). Но Цветаева надеялась спасти сына.

10 дней в пути на пароме в Елабугу были сложными, спать приходилось сидя, в темноте и зловонии. Только через 4 дня после прибытия им выделили жильё – угол, часть горницы за перегородкой.

На что жить? Как заработать? Эти мысли не давали ей покоя. Цветаева каждый день уходила из дома на поиски работы, но ей отказывали даже в месте посудомойки. Есть версия, что сразу по приезду в Елабугу Цветаевой предложили сотрудничать с НКВД. Но принять предложение, доносить она не могла, а что бывает в случаях отказа – прекрасно знала.

Не выдержав многочисленных ударов судьбы, Цветаева повесилась в том доме, куда её поселили с сыном-подростком. Ей было 48 лет.

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

Застынет всё, что пело и боролось,

Сияло и рвалось.

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.

И будет жизнь с её насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет всё — как будто бы под небом

И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,

И колокол в селе…

— Меня, такой живой и настоящей

На ласковой земле!

К вам всем — что мне, ни в чём не знавшей меры,

Чужие и свои?! –

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:

За правду да и нет,

За то, что мне так часто — слишком грустно

И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность –

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность

И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру…

— Послушайте!- Ещё меня любите

За то, что я умру.

В КОНЦЕ

Сергея Эфрона расстреляли через полтора месяца после смерти Цветаевой. Георгий, любимый мальчик Мур, ушёл на войну и погиб в июле 1944 года. Ему было 19. Стойкая Ариадна выдержала 15 лет лагерей и была реабилитирована в 1955 году «по отсутствию состава преступления». Она сыграла большую роль в признании творчества матери. У Ариадны и Георгия не было детей, поэтому у поэтессы с мировой славой не осталось прямых потомков.

работ Марины Цветаевой.

Биография Цветаевой

Марина Цветаева вписала свою новаторскую, полную высокого драматизма страницу в историю русской поэзии. Ее наследие огромно: более 800 лирических стихотворений, 17 поэм, 8 пьес, около 50 прозаических произведений, более 1000 писем. Сегодня все это доходит до широкого круга читателей. И в то же время читателю открывается трагический путь великой поэтессы.

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве. Ее отец, Иван Владимирович Цветаев, был человеком во многих отношениях замечательным: ученым, профессором, педагогом, директором московского Публичного музея Румянцева, создателем Музея изобразительных искусств на Волхонке, знатоком языков и литературы. Отец связывал Марину Цветаеву с мировым искусством, с историей, филологией, философией. Знание языков и любовь к ним Марины Цветаевой воспитала ее семья.

Мать — Мария Александровна — урожденная Мейн, происходила из обрусевшей немецко-польской семьи. Она была блестящей пианисткой, знала иностранные языки, занималась живописью. От мамы к Марине перешла музыкальность, и не просто умение блестяще выступать, а особый дар воспринимать мир через звук.

В 1902 году, когда Марине едва исполнилось 10 лет, Мария Александровна заболела чахоткой, и благополучие навсегда покинуло семью Цветаевых. Маме нужен был мягкий климат, и осенью 1902 семья Цветаевых уехала за границу: в Италию, Швейцарию, Германию. Марина и ее сестра Ася жили и учились в зарубежных частных школах-интернатах.

В Германии осенью 1904 года мать Цветаевой сильно простудилась, и они переехали в Крым. Год, проведенный в Ялте, сильно повлиял на Марину, она увлеклась революционным героизмом. Вскоре умерла Мария Александровна, которую летом 1908 года перевели в Тарусу. Она скончалась 5 июля. Марине тогда было всего 14 лет.

Осенью 1908 года Марина пошла в пансион при московской частной гимназии. В это время она много читает. Среди любимых книг — «Нибелунги», «Илиада», «Слово о полку Игореве», а среди поэм — «К морю» Пушкина, «Свидание» Лермонтова, «Лесной царь» Гёте. Свободная романтическая стихия своеволия и упрямства близка Цветаевой с юных лет.

В возрасте 16 лет она уехала одна в Париж, чтобы пройти курс старой французской литературы в Сорбонне, в то же время начала публиковаться. Вообще стихи она начала писать рано: с 6 лет, и не только на русском языке, но и на немецком, и на французском.

В 1910 году Марина Цветаева на собственные средства издала свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». Весной 1911 года, не окончив гимназии, уехала в Крым. В Коктебеле, в гостях у М. Волошина, она познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Он был сыном революционера, сиротой. В сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна, верная спутница и подруга всей ее жизни, адресат многих стихов, к которым она будет обращаться через годы. 19 августа13 августа умер отец Иван Владимирович Цветаев.

Марина Цветаева соберет произведения 1913-1916 годов в книгу «Юношеские стихи», куда вошли стихотворения «Бабушка» (1913), «Генералам 12-го года» (1913), «Вы поленились платье» (1914), «Мне нравится, что ты со мной не болеешь» (1915) и многие другие. Эта книга никогда не была напечатана. Между тем дело было накануне Революции, и, скорее всего, повинуясь голосу интуиции, Цветаева начала писать стихи о России. В 1916 был составлен новый сборник вех, который выйдет только в 1922 году.

С весны 1917 года для Цветаевой начался тяжелый период. Она равнодушно отнеслась к Февральской революции. Происшедшие события не затронули душу, как человека она в них отсутствует. В апреле 1917 года Марина Цветаева родила вторую дочь Ирину. В разгар октябрьских событий Марина Ивановна в Москве, а затем с мужем уезжает в Коктебель к Волошину. Когда через какое-то время она вернулась в Москву за детьми, обратно в Крым дороги не было. Так, с поздней осени 1917 лет Марина Цветаева начала расставаться с мужем.

Осенью 1919 года, чтобы хоть как-то прокормить детей, она отдала их в Кунцевский детский дом, но Алю, заболевшую, пришлось взять домой и выкормить, а Ирина в это время умерла от голода. Но как много она написала в то время! С 1917 по 1920 год ей удалось создать более трехсот стихотворений, большую поэму — сказку «Царь-девица», шесть романтических пьес. А кроме того, делать много конспектов, сочинений. Цветаева находилась в удивительном расцвете своих творческих сил.

14 июля 1921 года Цветаева получила известие от мужа. Он писал, что находится в Чехословакии. 11 мая 1922 года Цветаева навсегда покидает родной дом в Москве и уезжает к мужу с дочерью. Начинается длительная эмиграция. Сначала два с половиной месяца в Берлине, где она успела написать около двадцати стихотворений, затем три с половиной года в Чехии, а с 1 ноября 1925 года во Франции, где прожила тринадцать лет. 1 февраля 1925 года у Цветаевой родился сын Георгий. Жизнь за границей была бедной, неустроенной, тяжелой. Ей многое не нравилось во Франции, она чувствовала себя никому не нужной, Эфрора потянуло в Советский Союз и в начале тридцатых годов стало сотрудничать в Союзе Возвращения на родину.

В 1930 году Цветаева написала поэтический реквием на шокирующую смерть Владимира Маяковского, цикл стихов «К Пушкину» (1931). В 1930-е годы основное место в творчестве Марины Цветаевой стала занимать проза. В прозе она отошла от воспоминаний, так родились «Отец и его музей», «Мать и музыка», «Жених».

Вся проза Цветаева носила автобиографический характер. Печальные события — смерть современников, которых она любила и чтила, послужили еще одним поводом для создания сочинений-реквиемов; «Живое о живом» (о М. Волошине), «Плененный дух» (об Андрее
Белый), «Потусторонний вечер» (о М. Кузьмине). Все это было написано между 1932 и 1937 годами. А ведь Цветаева писала в это время статьи о проблеме поэта, его дара, призвания; «Поэт и время», «Искусство в свете совести». «Эпос и лирика современной России», «Поэты с историей и поэты без истории». Но это еще не все. За границей она успела напечатать несколько отрывков из своих дневников разных лет: «0 любви», «0 благодарности». Стихи также появляются в это время. Так она создает оду своему неразлучному верному другу — письменному столу — цикл «Стол».

В «Стихах к сыну» Цветаева увещевает будущего мужчину, которому всего семь лет, в августе 1937 года Ариадна, а вслед за ней и Сергей Яковлевич уезжают в Москву. 12 июня 1939 года Марина Ивановна Цветаева возвращается в Советский Союз с сыном Георгием. Ей 46 лет.

Семья наконец-то воссоединилась. Вместе они поселились в подмосковном Волшево, но это последнее счастье было недолгим: 27 августа их дочь Ариадна была арестована, затем несправедливо осуждена и почти 18 лет провела в лагерях и ссылках. (только в

Я считаю, что Цветаева — первая
поэтесса ХХ века. Конечно, Цветаева.
И. Бродский

Красный цвет, праздничный, веселый и в то же время драматически насыщенный, выбирает Цветаев как знак своего рождения:

Красной кистью Рябина засветилась. Падали листья. Я был рожден.

Эта «красная кисть рябины» содержит в себе полноту проявления жизненных и творческих сил поэтессы, эмоционально-поэтический взрыв, максимализм ее поэзии, и — надлом, грядущую трагическую смерть.

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в московской профессорской семье: отец И. В. Цветаева — основательница Музея изобразительных искусств в Москве, мать М. А. Майна — пианистки, ученицы А. Г. Рубинштейна (умерла в 1906). Из-за болезни матери Цветаева в детстве подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии.

Первыми сборниками стихов были «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912).

В 1918-1922 годах Цветаева вместе с детьми находилась в революционной Москве, муж С. Эфрон воевал в белой армии (стихи 1917-1921, полные сочувствия к белому движению, составили цикл «Лебединый лагерь»). С 1922 по 1939 год Цветаева находилась в ссылке, куда отправилась вслед за мужем. Эти годы отмечены бытовой неустроенностью, трудными отношениями с русской эмиграцией, враждебным отношением критиков.

Летом 1939 года вслед за мужем и дочерью Ариадной Цветаева и ее сын Георгий вернулись на родину. В том же году арестованы муж и дочь (С. Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна реабилитирована в 1955 г.). Стихи М. Цветаевой не издавались, не было ни работы, ни жилья. В начале войны (31 августа 1941 г.), находясь в эвакуации в Елабуге (ныне Татарстан), в состоянии депрессии М. Цветаева покончила жизнь самоубийством.

Основные произведения Цветаевой: поэтические сборники «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Вехи», «Разлука», «Стихи Блоку», «Ремесло», «Психея», «После России», «Лебединый стан». «; поэмы «Царь-девица», «Молодец», «Поэма о горе», «Поэма о конце», «Лестница», «Поэма о воздухе», сатирическая поэма «Крысолов» , «Перекоп»; трагедии «Ариадна», «Федра»; прозаические произведения «Мой Пушкин», воспоминания А. Белого, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Б.Л. Пастернака, «Сказка о Сонечке» и др.

Известная поэтесса Марина Цветаева известна практически во всех странах мира благодаря своим искренним стихам о таком вечном чувстве, как любовь. В лирике писателя присутствует безудержная стихия мятежной души, полная самоотдача и самозабвение, а также раскрепощение абсолютно всех страстей. Несмотря на трагическую судьбу Цветаевой, ушедшей из жизни 31 августа, ровно 75 лет назад, ее стихи полны веры в светлое будущее, оригинальны по своему стилю и воздушны.

Известная русская поэтесса, переводчица и прозаик родилась в Москве 8 октября 1892 года в интеллигентной и творческой семье. Мать Марины Цветаевой была пианисткой, а отец искусствоведом и филологом. Талант к поэзии проявился у будущей поэтессы уже в шестилетнем возрасте. При этом она стала писать не только по-русски, но и по-немецки, и по-французски. Детство Марины прошло в столице и в Тарусе, а из-за болезни матери долгое время жила за границей.

В 1906 году мать поэтессы умерла от чахотки, поэтому дети остались только на попечении отца, который привил им любовь к классической литературе. Первая публикация Марины Цветаевой состоялась на собственные средства в 1910 году. В сборник «Вечерний альбом» вошли ее школьные работы, а творчество писательницы привлекло внимание более опытных единомышленников.

В 1911 году Марина познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном, с которым связала свою жизнь на следующий год. У пары родилась дочь Ариадна. В 1913 вышел сборник «Из двух книг», а через три года цикл стихов, который получил название «Александровское лето Марины Цветаевой». В 1914 году известная поэтесса познакомилась с переводчицей Софьей Парнок, с которой на протяжении двух лет состояла в романтических отношениях. В 1916 году Марина решила вернуться к мужу.

Во время гражданской войны Цветаева родила дочь Ирину, но девочка умерла в трехлетнем возрасте от голода в Кунцевском приюте. Ее муж Сергей Эфрон ушел служить в Белую армию, а Марина жила в это время в Москве. В те годы она написала цикл стихов «Лебединый стан» и ряд романтических пьес. Весной 19 г.22 года поэтесса с дочерью Ариадной эмигрировала к мужу за границу, а в 1925 году в Париже у них родился сын Георгий. За время, проведенное за пределами родной страны, Марина Цветаева активно переписывалась с Борисом Пастернаком, и многие ее произведения, созданные в этот период, остались неопубликованными.

В 1928 году вышел сборник «После России», ставший последним при жизни поэтессы. В 1930 году успехом стала пользоваться проза Цветаевой, о которой она говорила: «Эмиграция делает меня прозаиком…». Марина вернулась в СССР в 1939, вслед за мужем и дочерью, которые вскоре были арестованы. Сергей Эфрон был расстрелян по подозрению в политическом убийстве, а Ариадна провела в тюрьме 15 лет, после чего была реабилитирована в 1955 году. С началом войны Цветаева с сыном уехала в эвакуацию, после чего их определили на пребывание в Дом Бродельщиковых. 31 августа 1941 года поэт покончил с собой, оставив три предсмертные записки. Марина Цветаева была похоронена 2 сентября в Елабуге на Петропавловском кладбище, но точное местонахождение ее последнего упокоения неизвестно.

Многие любители творчества Марины Цветаевой уверяют, что ее стихи созданы для того, чтобы слиться с музыкой. Ниже представлен ТОП-5 лучших произведений поэтессы, увековеченных в фильмах разных времен и отличающихся особой музыкальностью. Такие известные композиторы, как Андрей Петров и Микаэл Таривердиев, пытались сделать так, чтобы стихи Цветаевой, ставшие романсами, были известны даже людям, никогда не державшим в руках ее сборников.

1. В фильме «Жестокий романс», который вышел в 1984 прозвучал романс «Под лаской плюшевого одеяла», созданный по мотивам стихотворения Цветаевой из цикла «Подружка». Это произведение поэтесса посвятила Софье Парнок, хотя в обществе связь двух женщин считалась лишь прихотью избалованных писателей. Романтические отношения давались всем тяжело: Марина страдала из-за того, что не могла уйти из семьи, Сергей не знал, что делать в этой ситуации, а Софья постоянно мучилась паранойей, что ее бросят. Стихотворение, ставшее романсом в исполнении Валентины Пономаревой, рассказывает, как «было», и расставляет все по своим местам.

2. Другой Сонечке Марина посвятила стихотворение «Белоснежный ландыш», а композитор Микаэл Таривердиев превратил это произведение в романс, прозвучавший в фильме «Долгое прощание» (2004). Актриса Соня Холлидей была популярна в послереволюционной столице. Поэтесса была очарована миниатюрной актрисой, между ними завязалась дружба. Цветаева писала для Холлидея пьесы и посвящала трогательные стихи, хотя романтической связи между ними не было. Кроме того, подружки даже увлеклись одним и тем же мужчиной, но смогли из-за этого не поссориться.

3. В список лучших стихов Марины Цветаевой не может не войти «Мне нравится, что ты от меня не тошнишь». Романс на это произведение в исполнении Аллы Пугачевой в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» имеет свой парадоксальный шарм, отражающий внутреннюю свободу героини. На написание этого стихотворения поэтессу вдохновил ее близкий, но недоступный друг Маврикий Минц. По профессии он был инженером-химиком и встречался с сестрой Марины Анастасией, на которой вскоре женился. Но есть и другое предположение, согласно которому Маврикий познакомил Марину с другом, который ею заинтересовался. И именно благодаря поэтическим строкам она передала посыл, показывающий, что существует более объемная плоскость отношений, чем мужчина и женщина.

4. В фильме «Петербургские тайны» был романс, написанный на стихотворение «Всюду бегут дороги». В нем Марина Цветаева поднимает тему, которая пронизывает все ее творчество, а именно бесконечные дороги и вечный путь. Стих замечательно положен на музыку, повествующий о судьбе двух семей.

5. Романс Настеньки из к/ф «Замолвите слово о бедном гусаре» (1980) намного короче первоисточника стихотворения. История появления произведения «Генералам двенадцатого года» исключительно женская. В 21 год Марина Цветаева купила на барахолке в столице баночку из папье-маше с портретом Тучкова Четвертого. Поэтесса, будучи человеком очень романтичным, не смогла устоять перед красотой солдата, поэтому написала пронзительный и трогательный стих.

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) — известная русская поэтесса, прозаик, переводчица, оставившая своим творчеством яркий след в литературе ХХ века.

Ранние годы

Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года. Ее отец был университетским профессором, а мать — пианисткой. Стоит вкратце отметить, что биография Цветаевой пополнилась первыми стихами в шестилетнем возрасте.

Первое образование получила в Москве в частной женской гимназии, затем училась в интернатах Швейцарии, Германии, Франции.

После смерти матери Марину с братом и двумя сестрами воспитывал отец, который старался дать детям хорошее образование.

Начало творческого пути

Первый сборник стихов Цветаевой вышел в свет в 1910 году («Вечерний альбом»). Уже тогда на творчество Цветаевой обратили внимание известные люди — Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай Гумилев. Их творчество и творчество Николая Некрасова существенно повлияли на раннее творчество поэтессы.

В 1912 году она опубликовала свой второй сборник стихов «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли и стихи для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году вышел третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг».

В годы Гражданской войны (1917-1922) для Цветаевой поэзия была средством выражения сочувствия. Помимо стихов, она пишет пьесы.

Личная жизнь

В 1912 году выходит замуж за Сергея Эфрона, у них рождается дочь Ариадна.

В 1914 году Цветаева познакомилась с поэтессой Софьей Парнок. Их роман продлился до 1916 года. Цветаева посвятила ей цикл своих стихов под названием «Подружка». Потом Марина вернулась к мужу.

Вторая дочь Марины, Ирина, умерла в возрасте трех лет. В 1925 году у них родился сын Джордж.

Жизнь в ссылке

В 1922 году Цветаева переехала в Берлин, затем в Чехию и в Париж. К творчеству Цветаевой тех лет относятся произведения «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма воздуха». стихи Цветаевой от 1922-1925 были опубликованы в сборнике «После России» (1928). Однако популярности за границей стихи ей не принесли. Именно в период эмиграции большое признание в биографии Марины Цветаевой получила проза.

Цветаева пишет для нее цикл произведений, посвященных известным и значимым людям:

в 1930 году в честь известного Владимира Маяковского, самоубийство которого потрясло поэтессу, был написан поэтический цикл «Маяковский»;
в 1933 году — «Живое о живом», воспоминания Максимилиана Волошина
в 1934 г. — «Плененный дух» памяти Андрея Белого
в 1936 г. — «Неземной вечер» о Михаиле Кузьмине
в 1937 г. — «Мой Пушкин», посвященный Александру Сергеевичу Пушкину
Возвращение домой и смерть 1930-е, в 1939 году Цветаева вернулась в СССР. Ее дочь и муж арестованы. Сергея расстреляли в 1941 году, а дочь реабилитировали через 15 лет.

В этот период жизни Цветаева почти не пишет стихов, а только переводит.

31 августа 1941 года Цветаева покончила жизнь самоубийством. Похоронена великая поэтесса в городе Елабуге на Петропавловском кладбище.

Музей Цветаевой находится на Сретенке в Москве, а также в Болшево, Александрове, Владимирской области, Феодосии, Башкортостане. Памятник поэтессе установлен на берегу Оки в городе Тарусе, а также в Одессе.

Первая посмертная книга стихов Марины Цветаевой «Избранное» вышла в СССР в 1961, через 20 лет после смерти автора и почти 40 лет после предыдущего издания на ее родине. К моменту выхода «Избранного» мало кто помнил юную Цветаеву и почти никто не представлял себе масштаба фигуры, в которую она превратилась, пройдя свой трагический путь.

Первые книги Марины Цветаевой

Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве. Ее отец Иван Цветаев — доктор римской словесности, искусствовед, почетный член многих университетов и научных обществ, директор Румянцевского музея, основатель Музея изобразительных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Мать Мария Майн была талантливой пианисткой. Лишенная возможности заниматься сольной карьерой, она все силы отдавала воспитанию музыкантов из своих детей — Марины и Анастасии.

Иван Цветаев. Фото: Scientificrussia.ru

Анастасия и Марина Цветаевы. Фото: 1abzac.ru

Мария Майн. Фото: alexandrtrofimov.ru

Марина позже писала о матери: «Весь дух воспитания германский. Опьянение музыкой, огромный талант (я никогда не услышу такой игры на фортепиано и гитаре!), способности к языкам, блестящая память, великолепный стиль, поэзия на русском и немецком языках, занятия живописью» .

После смерти матери — Марине Цветаевой на тот момент было 14 лет — занятия музыкой сошли на нет. Но мелодия осталась в стихах, которые Цветаева начала писать в шесть лет — сразу на русском, немецком и французском языках.

Когда потом, вынужденный необходимостью своего ритма, я стал ломать, рвать слова на слоги посредством необычного тире в стихах, и все ругали меня за это годами, я вдруг увидел своими глазами те, мое младенчество, романтические тексты сплошными юридическими тире — и я почувствовал себя омытым, поддержанным, утвержденным и узаконенным — как ребенок, тайным знаком семьи, оказался — родным, в праве на жизнь, наконец!

Марина Цветаева. «Мать и музыка»

В 1910 году Цветаева издала за свой счет первый сборник стихов «Вечерний альбом». Отправил на проверку мастеру — Валерию Брюсову. Поэт-символист упомянул о юном даровании в своей статье для журнала «Русская мысль»:

«Когда читаешь ее книгу, на минуты становится неловко, как будто нескромно заглянул через полузакрытое окно в чужую квартиру и подсмотрел сцену что посторонние не должны видеть» .

Максимилиан Волошин и Николай Гумилев также откликнулись на «Вечерний альбом» в печати. В Коктебеле, в гостях у Волошина, Марина познакомилась с Сергеем Эфроном, сыном революционеров-народников Якова Эфрона и Елизаветы Дурново. В январе 1912 года они поженились, и вскоре вышли в свет две книги с «говорящими» названиями: «Волшебный фонарь» Цветаевой и «Детство» Эфрона. Очередной сборник Цветаевой «Из двух книг» составлен из ранее опубликованных стихотворений. Он стал своеобразным водоразделом между мирной юностью и трагической зрелостью поэта.

«Безумный великий поэт»

Первую мировую войну встретила небольшая семья — в 1912 году родилась дочь Ариадна — познакомились в доме в Борисоглебском переулке. Сергей Эфрон готовился к поступлению в университет, Марина Цветаева писала стихи. С 1915 года Эфрон работал в санитарном поезде, в 1917 году был мобилизован. Позднее он оказался в рядах белогвардейцев, из Крыма с остатками разгромленной Белой армии перебрался в Турцию, затем в Европу. Марина Цветаева, не получавшая известий от мужа во время Гражданской войны, осталась в Москве — теперь уже с двумя детьми.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Фото: diwis.ru

Дочери Марины Цветаевой — Ариадна и Ирина Эфрон. Фото: alexandrtrofimov.ru

Сергей Эфрон, Марина Цветаева с Джорджем (Мур) и Ариадной Эфрон. Фото: alexandrtrofimov.ru

В это время она сблизилась с мастерскими Вахтангова (будущей Третьей студией МХТ), «прописанной» в Мансуровском переулке. Среди ближайших друзей Цветаевой были поэт Павел Антокольский, режиссер Юрий Завадский, актриса Софья Голлидей. Для них и под влиянием обожаемого «поэтического божества» — Александра Блока — Цветаева писала «романтические драмы». Их легкий, изящный стиль уносил юную поэтессу в прекрасные дали, подальше от студеной военной Москвы.

В феврале 1920 года от голода умерла младшая дочь Марины Цветаевой. Через год из-за границы пришли известия от Эфрона, и Цветаева решила отправиться к нему. В мае 1922 года пара познакомилась в Берлине. Берлин в начале 1920-х годов был издательской Меккой русской эмиграции. В 1922-1923 годах Марина Цветаева издала здесь 5 книг. Чуть раньше в Москве вышли сборник «Вехи», драматический очерк «Конец Казановы» и поэма-сказка «Царь-девица» — это было прощание с Россией.

Сергей Эфрон учился в Пражском университете, который предоставил бесплатные места беженцам из России, Марина с дочерью последовали за ним в Чехию. Снять квартиру в Праге было не по карману, поэтому несколько лет они ютились в окрестных деревнях. Цветаева была напечатана. В Чехии родились «Поэма Горы» и «Поэма Конца», «русские» поэмы-сказки «Молодец», «Переулки», драма «Ариадна», запущен Крысолов. — переосмысление немецкой легенды о крысолове из города Хаммельн. В чешской эмиграции завязался эпистолярный роман Цветаевой и Бориса Пастернака, продлившийся почти 14 лет.

«Она была одна страдающая»

В 1925 году семья Цветаевых-Эфронов, уже с сыном Георгием, переехала в Париж. Столица русского зарубежья встретила их, на первый взгляд, радушно. Вечер поэзии Цветаевой прошел с успехом, ее стихи были опубликованы. В 1928 году в Париже вышла книга «После России» — последний сборник поэта, изданный при жизни.

Но различия между независимой Мариной Цветаевой и русской интеллигенцией старой закалки становились все более очевидными. Ее нравы слишком отличались от привычек царивших здесь мэтров: Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, Владислава Ходасевича и Ивана Бунина. Цветаева перебивалась случайными заработками: читала лекции, писала статьи, делала переводы. Положение усугублялось тем, что эмигранты, в большинстве своем не принявшие революцию, косо смотрели на Сергея Эфрона. Он стал открытым сторонником большевизма, вступил в ряды «Союза возвращения на родину». Эфрон уверял, что попал в стан белых практически случайно. В 1932 года он подал заявление на получение советского паспорта и был завербован НКВД.

Марина Цветаева. 1930 г. Фото: alexandrtrofimov. ru

Марина Цветаева с дочерью Ариадной. 1924 год. Фото: alexandrtrofimov.ru

Джордж Эфрон. Париж. 1930-е Фото: alexandrtrofimov.ru

Ариадна Эфрон первой уехала в Москву в марте 1937 года. Выпускница Высшей школы Лувра, искусствовед и книжный график, она устроилась на работу в советский журнал, выходивший в Французский. Она много писала и переводила. Осенью 1937-го, после участия в ликвидации советского агента-перебежчика, Эфрон бежал в Москву. Его поселили на даче в Болшево, и жизнь вроде бы наладилась.

Марина Цветаева не разделяла энтузиазма и надежд своей семьи на счастливое будущее в Советском Союзе. И все же в июне 1939 года она прибыла в СССР. Через 2 месяца арестовали Ариадну, а еще через полтора — Сергея Эфрона. Для Марины и четырнадцатилетнего Джорджа — дома Мура — начались мытарства. Жили то ли у родственников в Москве, то ли на даче Дома творчества писателей в Голицыне. Они пытались назначить свидание родственникам или хотя бы что-то узнать о них.

С большим трудом и не сразу удалось снять комнату, где Цветаева продолжала работать. Она зарабатывала переводами. В 1940 году критик Зелинский опубликовал рецензию, заклеймив книгу Цветаевой, которую предполагалось издать, страшным словом «формализм». Для поэта это означало закрытие всех дверей. 8 августа 1941 года, в разгар наступления фашистов на Москву, Цветаева с сыном отправилась с группой писателей в эвакуацию в поволжский город Елабугу. Провожать их на вокзал пришли Борис Пастернак и молодой поэт Виктор Боков.

«Она совсем потеряла голову, совсем потеряла волю; она была одним страданием» , — рассказывал позже Мур в письме о последних днях своей матери. 31 августа Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством. В предсмертных записках она просила позаботиться о сыне. Георгий Эфрон скончался в больнице. фронт в 1944 г. Отец был расстрелян в октябре 1941 г., а в 1956 г. реабилитирован посмертно.Ариадна Эфрон реабилитирована в 1955 г. После возвращения из ссылки занималась переводами, готовила к печати произведения Марины Цветаевой, писала мемуары о ней

«Елахбуга», «О падении тиранов» и «Новолуние»

Елахбуга

Завтра умирает Пастернак
в Переделкино, где на его могиле
мы провели нашу юность
декламируя в окружении тихих мужчин в темных костюмах —
линии им почти понравились.

Завтра день, 30-е. А через три месяца
Цветаева повесится
в татарском городке на черной Кахме.
Кахма — дань уважения более полной, торжественной
Волга, которая катит свои воды на юг дальше от ярма.
Город с крючкообразным названием: Елахбуга.

Приток еще неведомой,
Если бы я мог отдать ей всю свою кровь
, чтобы наполнить эти кобальтовые бутовые жилы рабочего!
Если бы только — весь сосновый воздух, чтобы наполнить его измученные легкие —
Я, внебрачный отпрыск,
ищу вас двоих

на каждом берегу
каждой большой замерзшей реки
где лодки застряли в торосах.

 


 

Падение тиранов

 

            Этой ночью я встал и вышел из трейлера.
Разбудил меня странный звук:
будто статуи
падали снова и снова.

            Лес стоял торжественный, настороженный. Светлое небо было на расстоянии дубового ствола.
           Это были листья, листья, листья, громко падавшие,
—  диктаторы, начальники тайной полиции, фельдмаршалы —
все они падали наконец один за другим рокочущим колоссом,

                                                                                                                                           
Только птицы нарисовали
их своими жирными синими,
белыми, зелеными мазками дерьма

                          (как на рассвете небрежный турист роняет зубную пасту
на идеальную траву у ручья),
пытались оживить своим теплым пометом
унылую квартиру блеск — птицы летели на статуи,

            столкновение с безжалостной бронзой.
Падали листья, как в августе 1991 года, когда
мы стояли, загипнотизированные моментом, о котором никто не смел мечтать,
падали, рухнули, каждое из которых было небольшим сухим землетрясением.

О, пусть они, пусть идут вниз, пусть они
скатятся с этого скользкого холма, по глине, по брекчии, и никогда не вернутся,
пусть они минуют все ловушки почвы и руд,
прямо в сердцевину Нет

 


 

Новолуние  

Воскресший ныне,
отлитый из матового золота, согнутый и вытащенный
из ножен,
, как и было обещано, слева,
выложенный на черном коленкоре.

Поглощено ныне,
по завещанию,
каждой звенящей альфой и бетой,
ныне обнажённых,
имен разбросанных по куполу.

«Никто не нужен» теперь
неактуален.
Вот они движутся – волны за
упругой стеной, пенятся, смутно знакомые,
слева, у волнолома,
но как это условно звучит: «сердце»!

 

Согнулась теперь,
жизнь влилась в узкое узкое горлышко –
но ничего не заполнено,
или сдвинулось хотя бы наполовину-
путь, или изменился

с нашим приходом-уходом –
как небесное существо,
легко-тяжелое , с коричневой или алой или
тусклой подкладкой,
с такой-то судьбой или привычкой.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *