Паустовский телеграмма проблема одиночества – Равнодушие в рассказе телеграмма паустовского аргументы. Сочинение по рассказу телеграмма паустовского. из рассказа Паустовского «Телеграмма»

Паустовский телеграмма анализ | Психология отношений

Проблема одиночества (одинокой старости)

Почему люди чувствуют себя одинокими? Кто виноват в том, что не с кем поделиться своими мыслями, чувствами, воспоминаниями? Что делать, чтобы избежать одиночества?

В рассказе Паустовского «Телеграмма» Катерина Петровна тяжело переживает своё одиночество. У неё есть родная дочь Настя, но их разделяет расстояние. Катерина Петровна проживает в селе Заборье в мемориальном доме своего отца – известного художника, а Настя работает секретарём в Союзе художников в Ленинграде (события происходят в 1946 году). Девушка, похожая на Сольвейг, слишком увлечена своей работой, организацией выставок. Её пугает утомительная дорога, скучная деревенская жизнь, поэтому вот уже три года она не приезжает к матери, не пишет писем, а только посылает денежные переводы раз в два-три месяца. Причиной одиночества Катерины Петровны становятся эгоизм, равнодушие и чёрствость души её дочери. В Заборье Катерину Петровну посещают три человека.

Это молодой и весёлый почтарь Василий, который приносит денежные переводы, старик – сторож при пожарном сарае Тихон и соседская девочка Манюшка, которые помогают одинокой старой женщине по хозяйству. Но Катерина Петровна не может поговорить с ними на темы, которые ей близки. Она образованная, культурная женщина, в молодости была в Париже, её отец был знаком с Крамским, а деревенские жители простые, душевные, но не такие образованные, да и неинтересны им личные воспоминания. Несомненно, Катерине Петровне не хватает общения с родным и близким человеком, чужие люди не могут заменить ей дочь.

Одинокая старость печальна, как холодная ненастная осень. Нужно быть внимательным к одиноким людям, пытаться помочь скрасить им одинокую старость. Но самое главное – близкие люди не должны забывать о своих родных, навещать их, дарить душевное тепло.

3. Проблема равнодушия, безразличия, душевной чёрствости

Почему люди равнодушны к судьбе окружающих? Почему им безразличны чужие страдания и переживания? Что является причиной душевной чёрствости? Почему чаще всего мы забываем о близких и родных?

В рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» молодая женщина Настя, работающая секретарём в Союзе художников в Ленинграде, проявляет равнодушие по отношению к своей матери, одиноко доживающей своё век в селе Заборье.


три года она ни разу не приехала к матери, не написала ей письмо, лишь раз в два-три месяца высылала денежные переводы. Как объяснить такое безразличие к судьбе собственной матери? Даже когда Катерина Петровна впервые попросила Настю в письме приехать повидаться с ней, так как она чувствует, что зиму не переживёт, Настя не откликнулась на эту просьбу. Она испугалась долгой дороги, сельской скуки, оправдывая себя неотложными делами на работе. Голос совести вызывал в её душе глухое беспокойство, но она проигнорировала внутренний упрёк в равнодушии к матери. Только получив телеграмму о том, что мать умирает, девушка поняла, что мама – это единственный родной человек, который любит её искренне. Это позднее раскаяние не сняло с души Насти чувства непоправимой вины.

4. Проблема чуткости, доброты, милосердия, сострадания.

Какого человека можно назвать чутким? В чём сущность милосердия? Должны ли мы проявлять сострадание к тем, кто нуждается в нашей помощи?

Чуткий человек не будет равнодушным по отношению к чужому горю. Доброта такого человека проявляется не только в молчаливом сочувствии, в словах ободрения, но и в делах, поступках. Таким добрым, отзывчивым человеком является герой рассказа К.Паустовского «Телеграмма» старик Тихон, сторож при пожарном сарае. Он жалеет одинокую немощную женщину Катерину Петровну, дочь которой живёт в Ленинграде и совсем забыла о своей матери, не навещает, не пишет писем, ссылаясь на занятость. Тихон срубает сухие деревья в саду, пилит их и колол на дрова, ежедневно навещает Катерину Петровну, интересуясь, нет ли известий от дочери. Не дождавшись ответа, неловко потоптавшись, он уходит, скрывая слёзы сожаления. Помогает «бабке» и дочь колхозного сапожника, соседская девчонка Манюшка. Она носит воду, топит печь, ставит самовар, метёт пол. Эти простые люди не говорят, но делают, сочувствуя «горю её горькому», «страданию неписаному».

5. Проблема внимания к человеку, заботы о нём

В чём заключается забота о человеке, внимание к нему? В рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» секретаря Союза художников в Ленинграде Анастасию Семёновну на обсуждении выставки молодого скульптора Тимофеева благодарят за заботу и чуткость. Две недели она потратила на то, чтобы организовать эту выставку, «вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности». Седой вспыльчивый художник отметил, что есть много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, но это только на словах, а как дойдёт до дела, то натыкаешься на пустые глаза. Известный художник Першин тоже в своей речи отметил, что забота о человеке становится прекрасной реальностью, которая помогает расти и работать. Но мы знаем, что, заботясь о чужом, в сущности, для неё человеке. Настя забывает о собственной матери, которая одиноко доживает свой век в селе Заборье. Прикрываясь заботой о человечестве, она оставляет без нравственной поддержки собственную мать, которая больше нуждается в заботе и внимании, потому что Настя для Катерины Петровны – единственный родной человек, и никто другой ей не нужен. Рассказ заканчивается печально. Катерина Петровна умирает, так и не повидавшись со своей дочерью. А опоздавшая на два дня на похороны матери Настя навсегда останется с чувством непоправимой вины.

6. Проблема нравственной ответственности человека за свои поступки

Всегда ли мы осознаём, что когда-нибудь нам придётся отвечать за свои поступки? Всегда ли можем исправить свои нравственные ошибки? Героиня рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма» Настя не задумывалась о том, что она несёт нравственную ответственность за свою старенькую немощную мать, доживающую свой одинокий век в селе Заборье. Живя в Ленинграде и работая в Союзе художников секретарём, девушка полностью погрузилась в свою работу, много сил отдала организации выставки молодого талантливого скульптора Тимофеева, твёрдо решив вывести его из безвестности, причём делала она это и помимо своего рабочего времени. А кто же позаботится о её матери? Кто срубит в саду засохшие деревья, распилит их, наколет на дрова? Кто принесёт воды из колодца, подметёт полы, поставит самовар? Всё это делали совершенно бескорыстно из жалости и сочувствия совсем, казалось бы. чужие люди: сторож при пожарном сарае Тихон и соседская девчонка, дочь колхозного сапожника Манюшка. Катерине Петровне нужно было только одно: повидаться перед смертью с дочерью. Получая письма от матери, Настя испытывала смешанные, противоречивые чувства. С одной стороны вздох облегчения: раз пишет – значит, жива. С другой стороны, в душе пробуждалось какое-то глухое беспокойство. Как жаль, что Настя не прислушалась к голосу своей совести. Она опоздала на похороны матери, упустила то время, когда бы ещё смогла оправдаться перед матерью, попросить у неё прощения. Настало время отвечать за своё равнодушие и безразличие к матери. Никто бы, кроме матери, не смог с неё снять невыносимой тяжести, чувства непоправимой вины.

7. Проблема совести.

Что такое совесть? Всегда ли мы прислушиваемся к голосу совести и поступаем так, как велит совесть? Что с нами происходит, если мы игнорируем «Божий глас»?

Героиня рассказа К.Паустовского «Телеграмма» Настя, секретарь в Союзе художников в Ленинграде, увлеченная своей работой, организацией выставки молодого скульптора Тимофеева, не прислушивалась к голосу своей совести. У неё в селе Заборье доживала свой век старенькая мама Катерина Петровна, но Настя вот уже три года не навещает своей матери, ссылаясь занятостью. Она получила письмо от матери на службе, но положила его в сумочку, не распечатав, решив, что прочитает дома. После работы она пошла в мастерскую к Тимофееву, чтобы познакомиться с условиями его жизни и работы. Несмотря на то, что каждое письмо матери вызывало в ней глухое беспокойство, служило немым укором, Настя прочитала письмо только поздно вечером дома, протаскав его целый день в сумочке. Неслучайно когда она смотрит на бюст Гоголя в мастерской Тимофеева, ей кажется, что писатель бросает на неё насмешливый взгляд, зная её насквозь. Ей кажется, что сверлящие гоголевские глаза говорят ей: «А письмо-то в сумочке нераспечатанное…»

Вместо того, чтобы откликнуться на просьбу матери и приехать к ней повидаться, Настя две недели возилась с выставкой. На собрании все хвалили Настю за внимание к человеку и заботу о нём, а она краснела, вероятно, от стыда. Ей передали телеграмму с сообщением о том, что мать умирает. Она скрывает это от старого художника, боится, что кто-нибудь узнает о содержании телеграммы. Кроме того, она испытывает на себе чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный. Когда она с усилием подняла глаза, то тотчас же их отвела: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь.

Проигнорировав голос совести, Настя осталась с чувством непоправимой вины перед матерью. Никто, кроме матери, не мог снять к неё тягостного чувства, но мама умерла, так и не дождавшись дочери.

8. Проблема вины и раскаяния

Чувство вины невыносимой тяжестью лежит на совести. Испытывая раскаяние, человек

стремится исправить свою нравственную ошибку. Готов попросить прощения у того, кому он причинил боль, кого заставил страдать. Чаще всего мы причиняем боль своим близким и родным. Но бывает так, что ошибку исправить невозможно. Не у кого просить прощения. Так было с главной героиней рассказа «Телеграмма» К.Паустовского Настей. Работая в Ленинграде, она три года не приезжала к матери в Заборье, не откликнулась на её просьбу повидаться. Только когда получила телеграмму о том, что мать при смерти, поняла, насколько дорога ей мать. Но она не успела попрощаться с матерью, попросить у неё прощение. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести.

9. Проблема благодарности и отзывчивости

Каждый ли человек способен на чувство благодарности? Нужно ли на добро платить добром? Ответы на эти вопросы можно найти в рассказе К. Паустовского «Телеграмма».

Герой этого рассказа Тихон, сторож при пожарном сарае, старый человек, по-доброму относящийся к одинокой пожилой хозяйке мемориального дома, верен памяти отца Катерины Петровны. Тихон был ещё мальчишкой, когда известный художник приехал в Заборье из Петербурга на постоянное проживание и построил этот дом. Тихон сохранил почтение к старому художнику на всю жизнь и бескорыстно помогал его дочери. Катерина Петровна стала слабой и немощной, не выходила из дома, часами сидела на стареньком продавленном диване, а Тихон, как мог, помогал ей по хозяйству: наводил порядок в саду, распиливал сухие деревья. колол дрова. Он был очень отзывчивым человеком, переживал за Катерину Петровну из-за того, что её родная дочь Настя, живя в Ленинграде, совсем не навещала свою старую мать. А когда Катерина Петровна умерла, Тихон сказал Манюшке, соседской девочке: «За добро плати добром, не будь пустельгой». «Пустельга» в переносном значении легкомысленный, пустой человек.

А Настя не проявила отзывчивости по отношению к собственной матери, забыла о ней, увлёкшись работой. Мать растила её, воспитывала, а она не проявила благодарности по отношению к маме. За добро не заплатила добром.

10. Проблема нравственного долга («Мы в ответе за тех, кого приручили»)

Нравственный долг повзрослевших детей – заботиться о своих постаревших родителях. Это простая истина, которую не следует забывать никому. Героиня рассказа К.Паустовского «Телеграмма» Настя пренебрегла этой истиной, забыла о своём нравственном долге и была за это наказана судьбой. Настя три года не приезжала к матери в село Заборье из Ленинграда, ссылаясь на дела. Катерина Петровна очень нуждалась в общении с дочерью, чувствовала себя одинокой, часто плакала из-за того, что дочь не подаёт никаких вестей, даже писем не пишет, а лишь присылает денежные переводы. Но не деньги нужны были Катерине Петровне, а теплота, любовь, внимание и забота дочери. Так и умерла бедная женщина, не повидав дочери. А Настя даже на похороны собственной матери опоздала. Раскаяние к девушке пришло слишком поздно. За пренебрежение нравственным долгом судьба наказала её чувством неизбывной вины.

11. Проблема нравственной глухоты.

Почему мы бываем так нравственно глухи по отношению к своим близким? Почему не чувствуем, как тяжело и одиноко бывает нашим родным? Настя проявила нравственную глухоту, не проявив заботы о своей старой одинокой матери. Тщеславие, забота о других заслонили от неё маму. Нравственное прозрение пришло слишком поздно.

12. Проблема взаимоотношения человека и природы

Человек – часть природы, поэтому часто его внутренне состояние отражает состояние природы. Описывая в начале рассказа «Телеграмма» холодный, ненастный декабрь, К.Г.Паустовский стремится передать переживания своей героини Катерины Петровны, старой одинокой женщины, совершенно забытой своей дочерью. Одинокий маленький подсолнечник у забора всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться, как и одинокая Катерина Петровна доживала свой век в селе Заборье, и смерть забыла к ней дорогу. Она всё ждала, когда приедет дочь, но так и не дождалась. Добрая, ласковая старушка тонко чувствует природу. Выйдя к одинокому клёну, который она посадила ещё девушкой – хохотушкой, Катерина Петровна жалеет этот облетевший, озябший клён, в котором увидела олицетворение своей судьбы: ему тоже некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Способность чувствовать природу, вести с ней диалог, учиться у неё, извлекать какие-то нравственные уроки даётся не каждому, а только доброму, отзывчивому, чуткому человеку. Именно такие люди живут в селе рядом с Катериной Петровной – сторож Тихон, соседская девчонка Манюшка.

А вот в городе человек отдалён от природы, поэтому горожанам не хватает доброты, чуткости, отзывчивости. Постоянно раздражён маленький, решительный и злой скульптор Тимофеев. Лицемерно повторяет слова о внимании к человеку художник Першин, а сам перекрывает дорогу молодому скульптору Тимофееву. Да и Настя с её холодными глазами забывает о своей матери.

Человеку необходимо общение с природой. Это общение делает его добрее, благороднее, мягче, отзывчивее.

13. Проблема разрушительного воздействия времени

Время не щадит никого и ничего. Разрушаются материальные предметы, старится человек, теряет силы. Но самое страшное, когда человек забывает прошлое. Только память способна противостоять разрушительному воздействию времени.

В рассказе К.Паустовского «Телеграмма» в описании комнаты старой одинокой Катерины Петровны многие детали говорят о разрушительной силе времени. Это старый пыльный журнал «Вестник Европы», который выпускался в России в 1866 – 1918 годах (события происходят в 1946 году), пожелтевшие от времени чашки, картины, потускневшие от времени. Подчёркивается, что только по памяти знала ослабевшая глазами пожилая женщина, что нарисовано на этих картинах. Хранила Катерина Петровна и воспоминания о своём отце – известном художнике. Она помнила, как жила с отцом в Париже, видела похороны Виктора Гюго в 1888 году. Многие предметы, постаревшие от времени, утратившие свою ценность: сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусная чёрная шляпа – представляли для неё ценность как память о прошлом, о юности. Дом, построенный отцом, Катерина Петровна называла «мемориальным». Он находился под охраной областного музея. Но что будет с этим домом, когда умрёт она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала.

Верен памяти и старик сторож Тихон. Он был мальчишкой, когда отец Катерины Петровны поселился в Заборье, но почтение к старому художнику сберёг на всю жизнь.

А Настя, дочь Катерины Петровны, внучка знаменитого художника, жила только настоящим, не приезжала в Заборье из Ленинграда. А ведь Настя занималась искусством, работала в Союзе художников, устраивала выставки, помогла молодому скульптору Тимофееву с организацией выставки. Почему же она совершенно равнодушна к мемориальному дому своего деда – художника? «Распалась связь времён». И если дочь хранит память об отце, то Настя забывает и о своей матери, и о своём деде. Но время не пощадило Настю, наказало её чувством непоправимой вины, потому что она опоздала на похороны своей матери.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

«Невозможно вернуться назад» (идейно-образный анализ рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Афонин

«Телеграмма». К.Г.Паустовский. » Рустьюторс

Короткий рассказ-аргумент для сочинения ЕГЭ / итогового сочинения по литературе.

Проблемы:  

— отношение к близким, родителям
— равнодушие
— одиночество
— вина
— отчаяние

ТЕЛЕГРАММА

Время чтения рассказа — 26 минут.

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.
Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.
Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта – портрет ее отца, а вот эта – маленькая, в золотой раме – подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной». Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником. 
В старости художник вернулся из Петербурга в свое родное село, жил на покое и занимался садом. Писать он уже не мог: дрожала рука, да и зрение ослабло, часто болели глаза.
Дом был, как говорила Катерина Петровна, «мемориальный». Он находился под охраной областного музея. Но что будет с этим домом, когда умрет она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала. А в селе – называлось оно Заборье – никого не было, с кем бы можно было поговорить о картинах, о петербургской жизни, о том лете, когда Катерина Петровна жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго.

Равнодушие и отзывчивость телеграмма к паустовский. Аргумент из рассказа Паустовского «Телеграмма»

История создания

Рассказ «Телеграмма» был написан Паустовским в 1946 году, вскоре после того, как к нему пришла большая, советская и зарубежная слава. Истоки рассказа можно найти в произведениях 1937 года — цикл рассказов «Летние дни», повести «Мещёрская сторона». Здесь есть упоминание о судьбе дочери известного художника, которое впоследствии трансформируется в самостоятельный рассказ «Телеграмма». Рассказ не изучался в советской школе вплоть до конца 90-х, так как приоритет имели более крупные произведения жанра соцреализма.

Анализ рассказа

Описание рассказа

Сюжет рассказа можно изложить в нескольких предложениях: одинокая женщина преклонного возраста живет в отдаленной глухой деревне, в «мемориальном» доме, построенном еще её отцом, выдающимся художником. Речь даже не о физической помощи, — женщина абсолютно чужая жителям деревни, с которыми у неё нет никаких точек соприкосновения. Удивительно, но у неё есть дочь, которая временами присылает матери денег да пишет ей короткие письма о том, как она занята. Настает время, когда пожилая мать понимает — ей не пережить надвигающуюся зиму, и она пишет дочери призывное письмо. Настя выезжает больше чем через две недели и то — после тревожной уже телеграммы о приближающейся смерти матери. Дочь не успевает ни к постели умирающей, ни к похоронам, а когда приезжает, испытывает самое страшное на свете раскаяние.

Композиционно рассказ поделен на три части: в первой происходит знакомство с Катериной Петровной, упоминается необычность её существования, отмечается, что это необычный человек. Во второй части рассказывается о дочери Насте, о её важной работе и характере.Третья часть связана с историей о телеграмме, вернее, о двух телеграммах. Первая известила Настю о том, что мать серьезно больна. Вторую из глубочайшего сочувствия пишет Тихон, сторож в доме Катерины Петровны. Мужчина из народа, невежественный, но чистый человек, он помнит еще отца Катерины Петровны и к обоим испытывает уважение как к умным, интеллигентным людям. Невежество Тихона не мешает ему иметь доброе, отзывчивое сердце и нерушимые нравственные принципы в нём. Тихон сочиняет для умирающей Катерины Петровны телеграмму, якобы от дочери, в которой пишет от её лица, что скоро приедет. Однако допускает в телеграмме такое нелепое построение фразы, что Катерина Петровна сразу понимает — это писала не Настя. Катерина Петровна обо всем догадывается и благодарит Тихона за ласку и добрые слова. Эта вторая телеграмма — символ чистого порыва, святой лжи во спасение и её озвучивание Тихоном — кульминационный пик рассказа.

Главные герои

Происхождение Катерины Петровны, вероятно, дворянское, ведь автор упоминает о том, что она была воспитана в семье, имеющей отношение к искусству. Катерина Петровна получила хорошее образование, она была знакома со многими людьми из мира искусства, даже упоминается, что будучи в Париже, видела похороны Виктора Гюго. Но эта информация, разговоры об искусстве никому в богом забытой деревне не будут интересны, как и старинные вещи из гардероба женщины, — страусовые перья, сморщенные перчатки, одежда в бисере. Люди в дерене живут неравнодушные — ходит к пожилой женщине девочка-соседка, почтальон и сторож Тихон, но им просто не под силу скрасить ее одиночества, слишком разные люди. Катерина Петровна ждет писем от дочери, а сама не пишет, чтобы не докучать девушке. Не выдерживает только раз, посылая девушке трогательные строки, так как предчувствует скорую смерть.

(Кадр из к/ф «Телеграмма» 1957 год )

Жизнь второй героини, Насти, напротив, полна энергии и забот. И если бы читатель не узнал в предыдущей части рассказа, что происходит с её матерью, он бы считал Настю тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Ведь её душа так порывисто отзывается на искусство, н

Одинокая старость (сочинение в формате части С ЕГЭ) Телеграмма Паустовский К.Г. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Паустовский К.Г. / Телеграмма / Одинокая старость (сочинение в формате части С ЕГЭ)

    Наверное, мало кто задумывался о своей будущей старости. Какая она? Старость в кругу близких и родных людей – детей, внуков, друзей? Или такая одинокая старость как в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма»?
     Главная героиня – Катерина Иванова, старая, одинокая женщина, живущая в деревне. В городе живет ее дочь Настя, которая уже четыре года не приезжает к ней. Автор показывает образ женщины с глубоким состраданием: она на старости лет осталась «одна на белом свете». Катерина Ивановна доживала свои последние дни в одиночестве.
     На мой взгляд, дочь Настя ошибалась, оставив свою мать в одиночестве. Человеку тяжело жить, когда он осознает, что он никому не нужен. Катерине Ивановне не нужно было многого. Она лишь хотела, чтобы дочка навестила ее.
     Чтобы показать отчаяние и тоску женщины автор использует повторы: «не дай вам бог, родной мой! Не дай вам бог!». С помощь фразеологизма «одна на белом свете» автор наиболее ярко показывает положение, в котором оказалась героиня.
     Каждый человек, рано или поздно, становится пожилым и старым. Ответственность за его спокойную старость ложится на плечи его детей. Они должны помочь ему. Помощь эта должна выражаться не только в денежном эквиваленте, но и в общении, внимании.
     Одинокая старость бывает по разным причинам. У Александра Сергеевича Пушкина в повести «Станционный смотритель» тоже показана страшная картина одиночества пожилого человека. Герой повести, Самсон Вырин, покинутый дочерью Дуней из-за её любимого, переживает расставание с дочерью так же, как и Катерина Ивановна. В романе Николая Васильевича Гоголя Плюшкин остался в одиночестве на старости лет по своей вине. Он из-за боязни, что дети его разорят, объедят, отстраняет их от себя и превращается в полное ничтожество. Потеря родственных чувств и связей приводит его к деградации.
     Каждый из нас когда-нибудь состарится и может оказаться на месте этих героев. Мы должны любить и помнить наших родителей и близких. Ведь своим появлением на свет мы обязаны родителям. Именно они заложили в нас такие качества характера и воспитали в нас такие чувства, которые позволили нам достойно жить в обществе.


Добавил: 777ks777

117720 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Паустовский К.Г. / Телеграмма / Одинокая старость (сочинение в формате части С ЕГЭ)


Смотрите также по произведению «Телеграмма»:


Проблема истинной человечности в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Проблема истинной человечности в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»

«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, — это мать».

М.Горький

Цель: выяснить, какой смысл вкладывает автор в понятие «истинная человечность»,  проанализировав ключевые эпизоды рассказа.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы говорили о К.Г.Паустовском как о мастере художественной детали. Давайте вспомним, что такое художественная деталь? (Выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Помогает острее и глубже представить читателю время, место действия, обстановку, черты внешности, одежды, речи, поведения, авторскую позицию, прояснять замысел писателя.)

В рассказе «Телеграмма» детали «рассыпаны» по всему тексту. Дома вы их нашли, в течение урока мы определим смысл этих деталей.

3. Подготовка к усвоению нового материала

Музыка П.И.Чайковского «Октябрь».

Какое настроение передает мелодия?

Сегодня у нас непростой урок, немного грустный, назовем его уроком нравственности и доброты. Что такое нравственность? (Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.)

Запишите тему урока и эпиграф, к которому мы вернемся с вами немного позже.

Что такое человечность? (челове́чный, -ая, -ое; -чен, -чна. Достойный человека, отзывчивый, гуманный. Гуманность — гуманный, направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый)

Подберите синонимы к слову истинный. (Верный, правдивый, настоящий, подлинный, точный; бесспорный, неоспоримый, непреложный, непререкаемый, несомненный)

На уроке мы должны будем поразмышлять над вопросом, что такое «истинная человечность», выясним, какой смысл вкладывает автор в это понятие, проанализировав ключевые эпизоды рассказа.

4. Усвоение новой темы

Кого из героев Паустовский проводит через испытание на истинную человечность? (Настя, Тихон, Манюшка)

О ком из героев рассказа можно сказать, что он не проходит это испытание? О Насте.

Рассмотрим образ Насти, расскажите о ней, что это за девушка, где живет, чем занимается. Можно приводить цитаты из текста.

Какие элементы портрета героини вы отметили? Русые волосы, большие холодные глаза, художники звали ее Сольвейг (в перев. — солнечный путь), как героиню норвежского писателя.

Что мы можем сказать о Насте, зная о ее жизни в Ленинграде, об участии в судьбе скульптора Тимофеева? Как относится к своей работе? К окружающим?

Можно ли назвать Настю бесчеловечной, черствой? Какое впечатление оставляет образ Насти, исходя из вышесказанного?

Жизнь Насти в Ленинграде полна забот, Настя увлечена работой, отдает ей все свои силы, заботится о судьбе скульптора Тимофеева. В суете ленинградских дней Настя чувствует себя интересной и нужной людям.

А всегда ли Настя жила в городе? Что можно сказать о личной жизни нашей героини? Есть ли у нее семья?

Рассмотрим образ Катерины Петровны. Что предшествует в рассказе описанию ее жизни? Пейзаж. Определение пейзажа. Какие детали подчёркивает автор? Какие художественные средства использует? Почему трава спутанная? (высокая, некошеная, мокрая от дождя), тучи тащились, а не плыли, назойливо сыпался дождь, а не лил, мелкий, надоедливый. Одинокий подсолнух, озябший клён, позабытые звёзды — вот приметы этой холодной осени. Через какой приём они показаны? Зачем автор обращается к олицетворению? (Клён — это не просто осенняя картина, это память Катерины Петровны, видя его, она вспоминает себя.) Так какое же ощущение создаёт пейзаж? Что вбирает в себя холод осени? (Страшное одиночество, пустоту вокруг старой женщины.) Какова роль пейзажа? (понять внутренний мир)

За счёт каких ещё деталей автор усиливает ощущение абсолютного одиночества старой женщины? (интерьерные описания, отмечаем слепоту и почти полное отсутствие голоса.)

Но разве рядом со старушкой совсем никого нет? Рядом люди, заботящиеся о ней, — Тихон и Манюшка. Расскажите о них. Почему не спасает их помощь героиню? Понимают ли они её? (Тихон уважает её и память об её отце, а для девочки она просто бабка.) Можно ли им рассказать о том, что в душе? Она и не пытается, они только жалеют её, но близкими их назвать нельзя.

Когда тоска героини прорывается? Какой фрагмент рассказа не поддаётся пересказу? (Письмо Насте.) Зачем и здесь нужно упоминание о саде? (Ещё раз подчёркивается одиночество, только в нём её жизнь, только здесь она видит себя — и это никому не понятно.)

Так почему дочери нет рядом? Почему не откликается она на письмо? (суета большого города, работа, занятость)

— Как реагирует Настя на письмо матери? (спрятала в сумочку, решила прочесть после работы)

О чем говорят эти художественные детали: письмо от матери в сумочке, ящик письменного стола? Настя не хочет слышать о поездке к матери, душа Насти глуха к переживаниям самого близкого человека.

— Почему Настя не едет к матери?

Какое чувство проявляется в этот момент? Эгоистическое.

В чем еще это проявляется? Эпизод с зеркалом, хлопоты о выставке Тимофеева.

Что говорят о Насте на выставке? Зачитайте.

В то время, когда Першин произносит эти слова, Настя получает телеграмму. Зачитайте.

Как она отреагировала на этот раз? (растерялась, нахмурилась, соврала, что это от старой знакомой)

— Почему Настя не открыла старому художнику правду?

( Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать.)

Прочитаем и проанализируем эпизод « Настя под « хмурым небом», с. 103

Какой вывод можно сделать из прочитанного?

Можно ли назвать этот момент кульминационным? Что такое кульминация? Назовите элементы композиции. Завязка – письмо Катерины Петровны, развязка – чувство непоправимой вины и невыносимой тяжести после смерти матери.

Этот внутренний монолог героини – кульминация центральной части рассказа. Вместе с просветлением души пришло и твердое понимание: « Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение « ненаглядная моя!» и по – детски милое « мама», впервые произнесенное ею за последние годы.

-Успела ли Настя приехать к живой Матери?

(Поняв, что дочь опять осталась глуха, мать перестает ждать и — умирает.)

Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний путь по – человечески.

Сопоставление Насти и молоденькой учительницы.

Есть в рассказе еще одна девушка – молоденькая учительница, недавно приехавшая в деревню.

-Как вы думаете, для чего нужно было Паустовскому вводить в рассказ этот образ? Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит для нее уроком: ведь в областном городе у нее осталась мать – « вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая». Недаром учительница провожает гроб с телом до могилы, кланяется и целует Катерину Петровну в руку…

С чем осталась Настя? (Холодная комната, чувство вины — её одинокая история ещё впереди.)

Как бы там ни было, гармонии между заботами о « дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери, и, которое поселится в ее душе навсегда.

5. Закрепление нового материала

Как же могло случиться, что заботящаяся о других, Настя проявляет невнимание к родной матери? В чем заключалось для Насти испытание на истинную человечность, которое ей не удалось выдержать? Одно дело – увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое вспомнить о своих близких, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками.

Соответствует ли рассказ современности? Актуальна ли сейчас проблема истинной человечности? В доказательство этому посмотрим эпизода из фильма «Мамы», снятого в 2012 году.

6. Рефлексия

Какова идея рассказа? Что же такое «истинная человечность»? Что же для человека в жизни самое главное? Его семья, родители. Вернемся к эпиграфу. О чем говорит М.Горький? О чем и о ком должен думать человек?

Человек ВСЕГДА должен приезжать к родителям. Нет ничего важнее благодарного чувства к отчему дому, близким, своей семье.

Существует грань в отношениях с близкими, которую нельзя переступать никогда и никому, независимо от мотивов, целей и прочего.

7. Итог урока, домашнее задание

Подумаем над смыслом названия рассказа. Сколько телеграмм отправлено в рассказе? Кем они отправлены? А выполнили они своё предназначение? (Одна — опоздала, другой — не поверили.) Так стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести? Так к кому обращена телеграмма? О чём она?

Поразмышляйте об этом дома, написав небольшую творческую работу на тему: «К.Г.Паустовский посылает нам телеграмму для того, чтобы…»

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо.

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же — минет час: ты старцем будешь сам,

Смотри ж, не нарушай священного уклада.

(из книги «В мире мудрых мыслей» Н.Хиероу.)

Стихотворение «Заболела мать»

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко,

И тогда, не замечая нас,

Все ходила и шептала:

«Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз».

Ваша мать согнулась, поседела,

Что поделать? Старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у нашего стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

В праздник песни пели до зари,

А теперь разъехались, уплыли

Вот попробуй всех вас собери!

Заболела мать! И той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!

Приезжайте – заболела мать»

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь ….

Почему же дали вы разлуке

Между вами так надолго встать?

Мать ждала вас в бури, снегопады

В тягостной бессоннице ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! Пока у вас есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

Сочинение по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» — 8-й класс

 В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» поднимается проблема отношений между родителями и взрослыми детьми, а именно между матерью и дочерью.

 В рассказе описана история Катерины Петровны, которая живет в деревне. У не молодой уже женщины есть единственная дочь Настя, которая давно уже живет в городе. Катерина Петровна очень скучает по дочери, но общаются они редко, потому что у Насти своя жизнь, она очень редко пишет матери и еще реже приезжает.

 Катерина Петровна очень одинока, она чувствует, что скоро ее жизнь закончится. Все ее мысли и воспоминания связанны с дочкой, с единственным родным ей человеком. Конечно, она в душе очень огорчена невниманием дочери, но, не смотря на это, она не винит Настю ни в чем. Она понимает, что дочка выросла, и теперь у нее своя взрослая жизнь со своими заботами и переживаниями, со своими радостями и горестями. Такое поведение матери говорит о ее безграничной любви к своему ребенку. Ведь не каждый родитель может отпустить своего выросшего ребенка во взрослую жизнь. Катерина Петровна смогла. Но от этого ее тоска не стала меньше.

 Чувствуя, что умирает, мать пишет дочери письмо. Но Настя не читает его, откладывает на потом, ей некогда, ее жизнь бьет ключом. Через некоторое время она получает телеграмму о том, что Катерина Петровна умирает. Теперь уже Настя собирается и едет в деревню к умирающей матери, она очень боится опоздать, ее мучают угрызения совести. Настя хочет просить прощения у мамы за свое невнимание, за то, что оставила ее в одиночестве. Но она не успевает, к моменту ее приезда Катерину Петровну уже похоронили. Настя плачет всю ночь в опустевшем доме, но понимает, что уже ничего нельзя исправить. Она понимает, что не успела сказать маме самые важные слова о том, как любит ее, не успела рассказать о своей жизни и попросить прощения.

 Я думаю, что эта история очень поучительна. С одной стороны в поведении Насти нет ничего плохого, она просто живет своей жизнью. Она любит свою мать, но просто не успевает уделить ей внимания, ведь в жизни столько всего происходит и не хочется ничего пропустить. С другой стороны она оставляет в одиночестве самого близкого ей человека, свою маму, ту, которая вырастила ее, ту, которая дала ей саму жизнь. Конечно, Катерина Петровна не заслуживает такого отношения к себе, и Настя это понимает, но слишком поздно.

 Я думаю, что это произведение написано именно для таких молодых людей, как Настя. В нем показано то, что в жизни есть очень важные вещи, которые нельзя откладывать на потом. Потом может и наступить….


План-конспект урока по литературе (8 класс) по теме: Нравственная проблематика рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»

       Урок 2.   Нравственная проблематика и глубокий гуманистический смысл рассказа  «Телеграмма». Образы Катерины Петровны и Насти. Художественные способы  создания образов: прием контраста, пейзаж, интерьер, художественная деталь, эпитеты; выразительность и лаконизм языка.

            Цели  урока:

                        — побудить школьников задуматься над вечными проблемами добра и зла, любви к ближнему и равнодушия;

                        — раскрыть глубокий драматизм и тонкий психологизм рассказа;

            — на основе стабильного и вдумчивого внимания к художественному тексту         раскрыть образы главных героев произведения, художественное       своеобразие,  проследить  за  авторской  позицией

         Оборудование:   репродукции портретов   К. Г. Паустовского, репродукция  картины И.Н. Крамского «Неизвестная».

                                                Ход урока.

         

 I.   Словарная  работа.         Комментарий.

              Ветхий — разрушающийся или пришедший в негодность.

              «Вестник Европы» — ежемесячный литературно-политический журнал (1866-1918).

              Крамской Иван Николаевич (1837-1887) — русский живописец,
один из создателей Артели художников и Товарищества передвижников, автор известных полотен «Неутешное горе», «Христос в пустыне»,  «Неизвестная»,  портретов Л Н. Толстого, Н.А. Некрасова и др.

              Гюго Виктор Мари (1802-1885) — французский писатель, автор
романов «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется», «Труженики моря» и др.

              Стеклярус — разноцветные короткие трубочки из стекла, нанизываемые на нить для украшения, род бисера.

              Утиль — отходы, вещи, негодные к употреблению, но пригодные для переработки, утилизации в качестве сырья.

              Ридикюль (устар.) — женская сумочка.

              Салоп — старинная верхняя женская теплая одежда в виде широкой длинной накидки с прорезями для рук или небольшими рукавами, часто на подкладке, вате (вышла из употребления в конце XIX в)

             Керосинка — керосиновый прибор с фитилями, служащий для приготовления пищи.

             Сольвейг — героиня оперы Э. Грига «Пер Гюнт» («Сольвейг» в переводе — означает   «Солнечный путь»).

             Пустельга — 1. хищная  птица  из  семейства  соколиных;

                               2. легкомысленный, пустой человек (разг., неодобрит.).

              Ветла  —  вид  ивы.        

             Интерьер  —  внутреннее  помещение  в  здании.

             Деталь  художественная  —  изобразительная  или  выразительная  подробность  изображенного  мира  художественного  произведения,  с  помощью  которой  автор  выделяет  характерную  черту  героя,  а  также  выражает  свою  позицию

             

.

 

        II. Реализация  домашнего  задания. Беседа.

       

                 Учитель. Что в рассказе о Паустовском вам показалось самым
интересным, запоминающимся? ( Ученики высказывают свои мысли).

   

              Учитель. А что вам показалось самым волнующим, пронзитель-
ным?   Какой отклик нашел (и нашел ли?) он в вашей душе?  

      (Учитель с согласия учеников зачитывает отдельные эссе, написанные ими дома).

 

          Ш.  Слово  учителя.   Произведения  искусства,  как  говорил  сам  Паустовский,  «прозрачный,  сверкающий  всеми  цветами  спектра и  крепкий,  как  сталь,  кристалл».

   Создатель  этого  кристалла  —  автор.  Как  писатель  Паустовский  очень  своеобразен  и  самобытен.  Рассказ « Телеграмма»  дает  замечательную  возможность  проследить  за  емкостью  слова  писателя,  сосредоточиться  на  авторском  «Я»,  выявляющем  себя  во  всем  многообразии  взаимосвязей  основных  компонентов  текста: в  композиции,  в  отборе  и  внутреннем  сцеплении  эпизодов,  в  сопоставлении  характеров,  в  речи  персонажей,  в  специфике  деталей,  интерьера  и  других  художественных  средств.  Постижение  авторской  позиции – дело  нелегкое,  особенно  если  голос  автора,  как  в «Телеграмме»,  почти  не  слышен.  Наша  задача  на  уроке  —  проникнуть, говоря  словами  Белинского, «в  тайну  личности»  писателя,  понять  своеобразие  его  таланта – то,  что  принято называть  творческой  индивидуальностью.

        IY.  Анализ  рассказа  в  форме  беседы.

               

                 1. Углубление  восприятия  произведения.

                 Учитель. Какие нравственные проблемы ставит писатель в своем рассказе?  Согласны ли вы с одним из критиков, который считает, что основная проблема рассказа — это взаимоотношения детей  и родителей?

     (Ученики говорят об основных нравственных проблемах: о добре, истинной
и ложной человечности, совести, равнодушии, об убежденности в святости матери в жизни человека, о взаимоотношениях между близкими).

               

                 2.  Самостоятельная  работа  учащихся.

                           Задание:  композиционно рассказ четко делится на несколько частей (сам писатель выделяет их).  Какие это части?  Озаглавьте  их  и  подберите   эпиграфы. Определите кульминацию рассказа.

                   Три части.  1 часть,     Мать. « Эх,  горе  ее горькое,  страданье неписаное!»;

                                          2 часть.    Дочь.  « Эх,  ты,  сорока!»;

                                          3 часть.    Телеграмма. «За  добро  плати  добром,  не  будь  

                                                            Пустельгой».                                                                                                  

                    Кульминация рассказа — получение Катериной Петровной телеграммы,            отправленной Тихоном от лица Насти.

     

              Учитель.  Кратко  перескажите  содержание  каждой  из  частей.        

         (  Ученики  кратко  пересказывают  каждую  часть,  а  также  эпилог  рассказа).

                     

                     3.  Постижение  авторской  позиции.

                               

               Учитель. Что для писателя является главным: описание действия
или описание  внутреннего мира своих героев?

       (Описание внутреннего мира, душевного состояния героев.)

     

              Учитель.     Назовите персонажей произведения.

   (Катерина Петровна, Настя, Тихон, Манюшка, молодая учительница, скульптор Тимофеев).

            Учитель. Бесспорно, что главными героями рассказа являются  Катерина Петровна и Настя, мать и дочь. Давайте поговорим об образе матери, вчитываясь в текст: посмотрим, как рассказывает  о  ней  писатель  — от внешнего облика до внутреннего состояния; обратим внимание на художественные средства создания трогательного
образа Катерины Петровны.

                      4.  Характеристика  Катерины  Петровны. Роль  художественных  деталей,   интерьера  в  характеристике  главной  героини.

             Учитель.    Какие художественные детали, продуманно используемые писателем, показывают, насколько немолода эта женщина?

      (Она  совсем старушка; помнит похороны Гюго (а это было в 1885г.),
у нее сохранились различные предметы старины, которые она дарит
приглядывающей за ней соседской девочке Манюшке: «сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную черную шляпу». Это предметы туалета светской женщины начала XX века. У  нее сохранились и предметы старинной одежды и аксессуаров, например салоп, ридикюль; на столе в комнате лежит старый журнал, издававшийся с середины XIX в.  до 1918 г, —   «Вестник Европы»).

         

            Учитель. Из чего складывается жизнь Катерины Петровны? Чем
она живет?  Как проходят ее дни?

      (Она вся в воспоминаниях о прошлом и о дочери, живущей в Ленинграде и лишь изредка навещающей ее.  У нее уже нет ни сил, ни желания что-либо делать, она сидит одна в пустом доме, «перебирая какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле», сидит так тихо, что — еще одна художественная деталь — «мышь, обманутая тишиной, выбегала из-под печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух» ).

     

            Учитель. Обратите внимание, как посредством описания дома,
где живет Катерина Петровна, деталей интерьера Паустовский передает основную мысль о   забытой старости и одиночестве?  Какие  эпитеты  подбирает?

      (Старый, ветхий дом, ветхие вещи,  горький  запах нетопленых печей, «пыльный»
«Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный
самовар, немытые окна, «где между рам лежали истлевшие и черные листья», продавленный диван,  потускневшие  от  времени  картины – вот  приметы  уходящей  жизни,  неухоженности,  неуюта).  

     

                              Анализ  пейзажа,  обращение  внимания  на  философский  подтекст  описания  природы.

              Учитель. Один из исследователей творчества  писателя говорил, что «у Паустовского-пейзажиста нет мертвой природы. Ее живые картины всегда согреты любовью, теплым участием»; «пейзаж является действующим лицом рассказа», — считает
другой критик. Какую роль,  по-вашему, играет в рассказе  «Телеграмма» пейзаж? В какое время года происходит действие? Обратите внимание на художественные детали, создающие пейзаж, на то, какие цвета  преобладают?  Почему?

         ( Пейзаж в рассказе подчеркивает внутреннее состояние Катерины Петровны. Действие происходит поздней осенью, но это не та осень, которую любили многие поэты — «Любимая пора! Очей очарованье!..» — а осень, символизирующая умирание природы. Параллелизм:  увядающая природа — увядающая, уходящая жизнь Катерины Петровны. В рассказе — осень жизни героини.   Не случайно преобладающие  цвета — желтый, серый, черный; все размыто, расплывчато,  как и на душе у Катерины Петровны.  В  настоящем  у  неё  нет  никакой  радости,  только боль  одиночества – и  потому  равнодушное  ожидание  смерти.  Художественные детали подчеркивают мысль об угасании жизни
Катерины Петровны, как и об угасании жизни в природе:  образ клена —
«старого», «облетевшего, озябшего» (его когда-то, юной девушкой-
хохотушкой, посадила Катерина Петровна), метафора «Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю»; образ маленького подсолнечника у забора, «который все доцветал и не мог доцвести и осыпаться», — все это символически передает ощущение старо-
сти и одиночества Катерины Петровны.

      Эпитеты, глаголы также содействуют созданию ощущения пронзительной безысходности, безрадостности: «октябрь был на редкость холодный, ненастный», «спутанная трава» в саду (некому ухаживать за садом), тучи «тащились»; дождь «назойливо сыпался», «ветер  сбивал последние листья», «бесприютная ночь», «позабытые звезды»).

         

            Учитель. А как она выглядит, главная героиня рассказа? Как не-
сколькими штрихами, через портрет писатель также подчеркивает мотив одинокой старости?

    ( Сгорбленная, маленькая, плохо видит — «в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода» — так в народе говорят о плохо видящем человеке).

             

             Учитель.   Подберите  синоним  к  слову  «маленькая».

                                (Беззащитная).

            Учитель.  Катерина  Петровна  так  и не  получила  ответа  от  дочери  на  своё  письмо.  Она   сразу поняла, что и  телеграмма, которую принес ей Тихон, написана не Настей.  Как она отреагировала на нее?

       (Искренне благодарна Тихону «за доброе слово, за ласку»).

         

              Учитель. Теперь уже ничего не связывает старую женщину с жиз-
нью. Она жила только надеждой на встречу с Настей. Поняв, что
дочери ей не дождаться, она «с трудом отвернулась к стене, потом
как будто уснула».   На этой пронзительной ноте заканчивает писатель рассказ о жизни Катерины Петровны.

  Учитель.        Что вы можете сказать об этой старой женщине  ее характере,
ее личности?

    (Деликатный, внимательный к окружающим, интеллигентный человек, старающийся никого не обременять своими заботами и трудностями, любящая и всепрощающая мать. Очень лаконично и точно передает это Паустовский через художественные детали, (пейзаж,  портрет,  интерьер,  через  композицию  и описание образа мыслей и действий Катерины Петровны: всю боль держала в себе;  когда Тихон уходил, «начинала тихонько плакать»; лишь «одна-единственная слезинка» скользила по виску и пряталась в седых волосах; все время молчала.  И дочери не хотела мешать: у молодых свои дела, поэтому очень редко писала ей,  хотя думала о ней  постоянно).

 

            Учитель. Почувствовали ли  Вы  отношение  автора?  Как  оно  передано?

               (  Повествователь  в  рассказе  находится  в  позиции  наблюдателя.  Однако незримое  его  присутствие  ощущается  в  каждом  слове.  За  простой,  внешне  бесстрастной  манерой  повествования  скрывается  глубокое  сострадание  автора к  одиноко  доживающей  свой  век  женщине).

 

                              5. Характеристика  Насти.

             Учитель  А Настя? Что мы узнаем о ней?  Что  в её  внешнем  облике  подчеркивает  автор?  Чем она  занимается?  

       («Художники  звали  ее  Сольвейг  за  русые  волосы  и  большие  холодные  глаза».  Сольвейг  —  в переводе  означает  «Солнечный   путь».  Но  авторское  определение  «холодные»   контрастно  этому  имени.  Солнце  не  может  быль  холодным.  Все  время  Настя  отдает  любимой  работе  в  союзе  художников.)

         

             Учитель. Давайте прочитаем последнее письмо матери далекой
Насте и посмотрим, как отреагировала на него дочь. Подумайте,
почему именно так? Как это выражает суть характера Насти?

      (Учитель  либо заранее подготовленный ученик читает предсмертное письмо Катерины Петровны. После этого ученики находят в тексте фрагмент, где говорится о том, как отреагировала Настя на письмо,  а  потом  и  на  полученную  телеграмму.

       Спрятала в сумочку, не читая; прочитала, только вернувшись с работы домой;  «скомкала  телеграмму  и  нахмурилась»).

 

           Учитель. В чем, по-вашему, причина невнимания, равнодушия, если не сказать более — жестокости Насти по отношению к матери,   самому близкому человеку?

    (На первый взгляд, чрезвычайно важные дела в Союзе художников,
занятость на работе; на самом деле — черствость,  нежелание утруждать себя
лишними заботами, хлопотами — ехать в переполненных электричках, томиться от скуки с больной матерью и пр.)

          Учитель.  Характеризуя  Настю,  писатель прибегает к приему контраста. Вспомните, когда это происходит. Прочитайте фрагмент текста, наиболее наглядно показывающий это. Что помогает подчеркнуть этот художественный прием?

       (Внимание к проблемам молодого скульптора — и жестокое равнодушие к проблемам матери. Действие достигает кульминации, когда Настя, под гром аплодисментов в ее честь, такой заботливой, чуткой и внимательной, вытащившей из забвения талантливого скульптора, читает телеграмму о том, что умирает ее мать, умирает, по существу,
от тоски и забвения такой «чуткой» дочери. Подчеркивается несоответствие поступков Насти и похвалы; открывается истинное под видимым,   ложным.)

       

          Учитель.   Как  вы  думаете,  почему  Настя  так  самоотверженно  («будем  драться»)  помогает  скульптору  Тимофееву?  Она,  по  вашему  мнению,  бескорыстна?  Как  это  сочетается  с  холодным  безразличием  к  матери?  Учитывая  наши  наблюдения,  попытаемся  создать  словесный  портрет  Насти.

          (Сравнение  с Сольвейг  оказалось  ошибочным  по  сути.  Сольвейг  могла  «взгядом  светлый  праздник  вызвать  в  чьей-нибудь  душе,  отличалась  добротой  и  верностью.  Настя  праздник  устраивает, а  «глаза  холодные».  Глаза – зеркало  души.  Выставка  предоставляла  самой  Насте  выдвинуться,  стать  значимой,  прославиться.)

            Учитель.   Многим  людям  свойственно  желание  сиать  значительным.  А  Насте ?   Она  к  таким  относится?..  « Эх ты,  сорока!» — что  вы  слышите  в  этих  словах?  Почему  «сорока»?

         (Трещотка,  легкомысленная  птица»)

             Учитель.    Кстати,  это и  подсознательная  самооценка  Насти.  «Не  будь пустельгой», — говорит  Тихон  Манюшке, но  ситуация  и  интонация  произнесения  этих  слов  позволяют  предположить,  что  Тихон  считает  таковой  именно  Настю.  Вспомним  значение  слова «пустельга».

             Вывод.  Итак,  Настя  казалась  «Сольвейг» (доброй,  верной,  нравственно  чистой),  а  на  самом  деле – сорока,  пустельга.  Испытания  на  истинную  человечность  Настя  не  выдерживает.  В  этом  ее  трагедия,  в  этом  причина  чувства  непоправимой  вины.  Невыносимой  тяжести,  которая  посещает  ее  после  смерти  матери  и  которая  поселится  в  ее  душе  навсегда.

       

                Y.    Домашнее задание.        

     

        1.  Подготовьте  рассказы  о  других  героях  ( о Тихоне,  Манюшке,  молодой  учительнице).

        2. Прочитайте главу «Зарубки на память» из повести Паустовского «Золотая роза». Сопоставьте (в плане сходства и различия)жизненный материал, легший в основу рассказа «Телеграмма», и сам рассказ. Основные моменты сопоставления кратко запишите в тетрадь. (Группа  учеников).

       3. Подберите стихи, посвященные матери. (Группа  учеников)

       4. Найдите в толковом словаре и выпишите в тетрадь значения слов «совесть», «чуткий», «внимание», «забота».