Анализ рассказа Телеграмма Паустовского
Лучшие сочинения и пересказы
- Сочинения
- По литературе
- Паустовский
- Анализ рассказа Телеграмма
История создания
Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» впервые был напечатан в 1946 году в журнале «Огонек». В основу рассказа положены реальные события, свидетелем которых был писатель. Он только изменил отчество героини, вместо Катерины Ивановны она стала Петровной.
Жанр
К.Паустовский продолжает в своем творчестве традиции, заложенные Иваном Буниным. Поэтому кроме общепринятого и закрепившегося за произведением жанра рассказ, исследователи называют его и психологической новеллой, автору удается проанализировать психологию героев.
Сюжет и тема
Рассказ посвящен последним годам жизни Катерины Петровны, она одна живет в огромном доме, когда-то построенном отцом – знаменитым художником.
В Ленинграде живет дочь Катерины Петровны, Настя. Последний раз она навещала мать три года назад, теперь — денежные переводы раз в месяц и несколько слов на обороте. В городе Настя занята, теперь она готовит выставку одного талантливого скульптора, проявляя к нему внимание и участие.
Тема, затронутая писателем, стара как мир: отцы и дети, их извечный конфликт. У Насти есть время и огромное желание помочь чужим людям, но его нет, чтобы навестить старую мать или написать ей письмо. Непростой вопрос, поразмышлять над которым приглашает автор.
Главные герои
Действующих лиц в рассказе несколько, они распределены писателем на две группы. Первая – это сама Катерина Петровна и ее сельское окружение, состоящее из Манюшки, дочери соседа, добровольно взявшейся помогать старушке, и Тихона, пожилого мужчины, до старости сохранившего почтение к ее семье и помогающего по хозяйству.
Катерина Петровна – дочь того знаменитого художника, который приехал в свое родное село, построил дом и развел сад. Теперь в нем живет одинокая и очень старая женщина. Она его последняя обитательница. На похоронах к процессии, состоящей из местных старушек и ребятишек, к ним присоединится молодая учительница.Вторая группа – Настя и ее городские знакомые: талантливый скульптор Тимофеев, выставку которого организует Настя, Першин – один из начальников по культуре, старый вспыльчивый художник. К числу героев рассказа относится и скульптура Гоголя, с которой Настя встречается дважды и которая, улыбаясь, задает, ей так кажется, неприятные вопросы.
Композиция
Рассказ начинается со вступления, в котором автор знакомит читателя с Катериной Петровной – главной героиней, ее помощниками и рассказывает о ее состоянии, сравнивая его с осенью, задержавшейся на дворе. Вторая сюжетная линия – это Настя и ее жизнь в городе. Обе линии писатель объединил одним словом — художник. Катерина Петровна – дочь художника, а ее дочь работает в Союзе художников. Интересны две детали, которые похожи на попытку восстановить утраченные близкими людьми связи – письмо, которое пишет Катерина Петровна дочери, и придуманная Тихоном телеграмма от имени Насти. Но, увы, развязка неминуема — старушка умирает, так и не дождавшись дочери, а через день приезжает Настя, чтобы проплакать всю ночь и, крадучись, чтобы никто не увидел и не расспросил, уехать с грузом непоправимой вины перед матерью.
2 вариант
Произведение создается писателем в послевоенный период времени, когда автор уже имеет мировую славу. Более ранние рассказы писателя уже содержат в себе замысел рассматриваемого произведения, поскольку они вскользь упоминают о судьбе дочери великого художника.
Жанровая направленность произведения представляет собой рассказ в стиле классического реализма.
Центральное место в сюжетном повествовании отводится одинокой престарелой женщине Катерине Петровне, проживающей в далекой деревне и не желающей ее покидать, несмотря на отсутствии цивилизации, поскольку деревушка представляет для нее память об отце, именитом художнике. Однако в деревне женщина живет в уединении, поскольку местное население не понимает утонченного характера Катерины Петровны. Женщина имеет дочь Настю, однако девушка проживает достаточно далеко от матери и общается с ней посредством редкой переписки. В один момент Катерина Петровна начинает осознавать, что скоро покинет земной мир и поэтому пишет дочери письмо, которое доходит до Насти слишком поздно. Девушка приезжает в деревню, когда женщина уже умерла.
Композиционная структура рассказа в условной форме разделяется на три части, первая из которых представляется описанием деревенской жизни Катерины Петровны, вторая часть рассказывает о дочери и ее работе, а в третьей части повествуется о двух телеграммах.
Отличительной особенностью композиции рассказа является применение писателем аддитивной повествовательной структуры, которая характеризуется следованием одного эпизода за другим и преобладанием повествовательной формы от первого лица. Кроме того, рассказ характеризуется предельно сжатым текстовым объемом, не мешающим развитию двух параллельных сюжетных линий (деревенской и городской), эффектно соединяющихся в финальной части произведения. Параллельные сюжеты представляются автором в рассказе в качестве контраста.
Основной тематикой произведения является изображение пропасти между поколениями отцов и детей, которое обуславливает нравственную проблематику.
Основной персонаж рассказа в лице Катерины Петровны представляется писателем в качестве мемориального образа, умирающей памяти прошедших столетий, ценивших творчество и художественные способности. Настя изображается писателем в противоположном матери образе, в качестве полной жизненной энергии девушки, вечно занятой работой и собственными проблемами. Однако девушка не лишена человеческих качеств, сострадания, тоски, уважения к старшим.
В рассказе также используются второстепенные персонажи в образе деревенских жителей (Тихон, Манюшка).
Анвлиз 3
История создания
Дата написания рассказа под названием «Телеграмма» – 1946 г. В трудный послевоенный год он впервые появился в журнале «Огонёк». В то время К.Паустовский был уже широко известен миру. Предпосылки к созданию короткого рассказа «Телеграмма» можно встретить в предыдущей повести «Золотая роза», в которой Паустовский говорит о жизни дочери известного художника-гравёра по фамилии Пожалостин. Дом, изображённый Паустовским в рассказе, существовал на самом деле и в конце 20 века был превращён в дом-музей.
Жанр
Данный рассказ написан в жанре «психологической новеллы», а именно – психологического реализма, которого старался придерживаться Паустовский в своих произведениях. В «Телеграмме» показаны и раскрыты как суровые стороны жизни, так и глубокие душевные переживания героев.
Сюжет и тема
В основе сюжета судьба Катерины Петровны, пожилой женщины, доживающей свой век в глухой деревне Заборье. Она дочь прославленного художника и ценит свой памятный дом. Тонкая душевная организация старушки чужда другим жителям деревни, и это непонимание обрекает Катерину Петровну на мучительное одиночество. Её дочь, Настя, занята делами в городе и вспоминает мать совсем редко. Получив от Катерины Петровны, предчувствующей смерть, телеграмму, она забывает даже ответить на неё. Катерина Петровна напрасно ждёт дочь, сторож Тихон жалеет её и пишет ей телеграмму от имени дочери. Позже приходит короткая записка от Тихона со словами «Катя помирает». Только после этого, бросив всё, Настя приезжает в деревню, но уже на второй день после похорон. Она плачет и горько раскрывается в своём бесчувствии.
В этом рассказе раскрывается тема «отцов и детей», тема их взаимоотношений и пропасти между ними.
Главные герои
Катерина Петровна – пожилая одинокая женщина, дочь прославленного художника, – главный образ в рассказе. Её тонко чувствующая душа с юности привыкла к творчеству и изысканности, но простым обывателям трудно понять душевные стремления старушки.
Настя – второй по значимости персонаж, взрослая дочь Катерины Петровны, живущая в кипящем жизнью городе. Она входит в Союз художников, организовывает различные выставки, помогает знакомому скульптору выставить работы и ведёт бурную деятельность, при этом совсем забывая о покинутой матери.
Тихон – бесхитростный деревенский сторож, по-доброму относящийся к Катерине Петровне и искренне ей сочувствующий. Его рукой для одинокой старушки была написана последняя телеграмма.
Тимофеев – талантливый, но безызвестный скульптор, стремящийся добиться известности, в чём ему помогает Настя.
Композиция
По смыслу «Телеграмма» делится на 3 части. Первая включает в себя непростое существование главной героини в деревне. Вторая – это описание насыщенной жизни Насти в городе. И третья часть – эпизод с двумя телеграммами: одна была написана Катериной Петровной Насте, другая была написана сторожем, как ответ. В то же время сюжет составляют две параллельные и противоположные линий, которые в финале сходятся: жизнь в городе и деревенская жизнь.
Также читают:
← Почему рассказ Паустовского назван Тёплый хлеб? ← Основная мысль рассказа Телеграмма↑ ПаустовскийОбраз Вани в рассказе Заячьи лапы → Образ Манюшки в рассказе Телеграмма →
Картинка к сочинению Анализ рассказа Телеграмма
Популярные сегодня темы
- Анализ сказки Снежная королева Андерсена
Эта сказка образовалась из жизненной истории самого Христиан Андерсена, когда он полюбил оперную певицу Йенни, которая относилась к нему как брату. Однако, он пытался её добиться,
- Сочинение на тему Взаимоотношения людей
Коммуникации в современном обществе существуют в самых разных формах, но самая главная из них – это социальные общение. Иметь возможность обмениваться информацией, делиться опытом, давать советы или же просто
- Отношение Лизы к героям повести Бедная Лиза сочинение
Произведение «Бедная Лиза» — это творение известного человека Николая Карамзина. Своим произведением о несчастной любви бедной девушки и богатого дворянина он открыл новое направление в русской культуре, названное сентиментализмом
- План рассказа Томка испугался Чарушина
В повествовании Про Томку мы разузнаем, как автор явился к егерю и весьма внимательно подбирал для себя щеночка. Ведь для охоты ему надобна была собачонка, которая была б разумной
- Светское общество в романе Война и мир Льва Толстого
Автор использует приём противопоставления. Роман-эпопея имеет говорящее название «Война и мир». Война включает в себе сражения, бои, жизнь и быт военнослужащих, описание героев и амбициозных деятелей
Сочинения
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
Анализ рассказа К.
Паустовского «Телеграмма» | План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему:Урок литературы в 9 классе «Пока не стало поздно»
- Актуализация.
Слайд 1.Литературу не случайно называют учебником жизни. Книга учит ненавидеть зло и предательство, человеческую несправедливость. Именно таким мастером слова был Константин Георгиевич Паустовский.
Слайд 2.- Какие произведения Константина Паустовского мы изучали на уроках литературы? Какие проблемы затрагивают?
Сегодня мы откроем еще несколько страниц великого мастера слова и проанализируем умолчания в рассказе «Телеграмма». В советские времена нельзя было изучать этот рассказ в школе. А почему? Мы ответим на этот вопрос, анализируя текст произведения.
— А что такое телеграмма? Вам приходилось получать её?
— Как вы думаете, почему рассказ Паустовского называется «Телеграмма»? Именно телеграмма перевернула всю жизнь Насти.
— Итак, тема сегодняшнего урока «Пока не стало поздно» (по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»).
— Мы встречались с Паустовским — мастером пейзажной прозы. А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? (Это рассказ о сложных человеческих взаимоотношениях.)
Слайд 3.- Какова тема рассказа? На сколько частей можно композиционно разделить рассказ? Но пейзажные зарисовки в нём есть, хотя очевидна их иная роль.
2. Работа с пейзажными фрагментами
Слайд 4, 5 — С чего начинается рассказ? Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. «Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за обветевшие ветлы, рыхлые тучи» (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). «Из них назойливо сыпался дождь» (не лил, а сыпался -‘ дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо). Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно. Образные оценочные эпитеты
— При описании пейзажа, какие фразы использует автор? Для чего? (Короткие, кроме фразы о подсолнечнике. Они тоже усиливают общий колорит серости).
— Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок? (Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).
— Что еще дополняет картину пейзажа и как? (Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный «Вестник Европы»; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность.
— Почему журнал «Вестник Европы»?Слайд 6 Это символ ушедшей далёкой жизни.
Немного о журнале » Вестник Европы». Отец Катерины Петровны и она сама читали номера этого русского журнала. Он издавался в Санкт-Петербурге с 1866-го года по 1918 год. В журнале печатались известные учёные и публицисты: И.И.Мечников, С.М.Соловьёв, А.Ф. Кони, А.Н.Пыпин и др. В литературном отделе » Вестника Европы» можно было прочесть новые произведения русских писателей — И.С.Тургенева, А.Н.Гончарова, А.Н. Островского, В.С.Соловьёва, М.Е.Салтыкова-Щедрина. На этой классической литературе выросла дочь художника.
— Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет? Слайд 7
— Попытаемся передать душевное состояние. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).
— Как представлена в рассказе история старой женщины? (Только прошлое — настоящего нет: и клён, и сад — это только память.)
— В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? Чтение со слов «Как-то в конце октября…» до «… побрела в дом». Метафора в предложении «Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю». Автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы «позабыли», и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.
- Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба).В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Страдает человек ,и природа у Паустовского «сочувствует» ему.
- Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери. (читаю письмо): «Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
- Какие чувства Катерины Петровны нашли в нем отражение? (отчаяние, боль, тоска, одиночество, желание ласки, дочернего понимания).
— Какое самое важное слово в письме? Ненаглядная. Работа по лексике: как понимаете прямой, переносный смысл этого слова?
— А что-то удивило в письме? Удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти («зиму эту я не переживу», «смерть забыла ко мне дорогу»). А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени. Она и окружающий ее мир — единое целое.
— Пейзаж — это действующее лицо рассказа. Может быть, именно природа и помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался еще ее отец, и замерзший клен, который она жалеет, так как его «посадила давно, еще девушкой-хохотушкой», — это все близкий ей мир, ее родная земля.
Делаем вывод: пейзаж передаёт состояние героев, он психологичен по своей сути.
— Была ли Катерина Петровна одинока? Как соседи относились к ней? То, что ей было дорого, для Мани было лишь хламом, рухлядью. Тихон поступал иначе. Возраст у него был другой, старше: «Тихон научился ценить и щадить больное сердце соседки». Мучило Тихона то, что Катерина Петровна страдает от одиночества, но помочь ей ничем, кроме слов сострадания, уже ничем не мог.
Хотя его дом «был, как говорила Катерина Петровна, «мемориальный». Он находился под охраной областного музея. Но что будет с этим домом, когда умрёт она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала».
Так показана духовная пропасть между Россией интеллигенции и Россией крестьянства уже в советские времена. Да и охраны дома со стороны областного музея в рассказе что-то не наблюдается. Тихон же «рубил в саду засохшие деревья, и пилил их, колол на дрова» — вот и вся охрана дома и сада.
Понятно, по какой причине нельзя было в советские времена изучать этот рассказ в школе — слишком уж велики были симпатии автора к «пережиткам» дворянского прошлого.
— А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде, почти нет описаний природы. Почему? Не в этом дело, и в Ленинграде есть сады, парки, скверы. Я думаю, просто Насте некогда было увидеть все это, так как она постоянно была занята работой.
-Слайд 8. Обращаемся к образу Насти.
— Что мы узнаем о ее жизни и работе в Ленинграде?
— Что Вас удивило в поведении Насти? Она не видела мать три года, а письмо сразу не стала читать. Письмо вызвало два чувства: облегчения, что мать жива, и в то же время проснулась совесть, которую она успокаивала тем, что у нее много работы.
— Когда она прочитала письмо, то вслух назвала одну причину, ненастоящую: «Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!» А на самом деле ей просто не хотелось ехать, потому что ее ждали переполненные поезда, пересадки, материнские слезы, скука.
Слайд 9. — Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева? Ребята отмечают настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника. («Ну что ж, будем драться вместе», — сказала Настя. )
— Как оценили деятельность Насти художники?
— А каково авторское отношение к Насте? Прямых авторских оценок в тексте нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. «…Настя нравилась сама себе. Слайд 10. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Глаза — зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет! Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце.
— Сольвейг — солнечный луч или путь. Но была ли она им для матери? Для чужих людей? Работа по лексике: двуличие. Как вы понимаете значение этого слова?
-Кто является судьей в поведении Насти?
— Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя? Гоголь — сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной, способностью сразу угадывать человека. И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри; доброта Насти показная, ненастоящая.
— — Почему автор ввел сцену вручения телеграммы, страшной по содержанию, именно во время праздника? (Её отсутствие на выставке в разгар веселья не заметили бы, но ей нравится быть у все на виду, нравится быть хорошей; а её отсутствие возле матери — смерть. А теперь разберем фразу и почувствуем глубокий смысл, вложенный Паустовским в каждое слово: «ВРУЧИЛА ЕЁ ДАША, УХМЫЛЯЯСЬ». Зачем введено это слово?
— Какова реакция дочери, почему боялась поднять голову? Настя совершила предательство. Оценку ее поступку опять дает Гоголь, он выступает в роли судьи: «…Чей-то взгляд, тяжелый, пронзительный, Настя все время чувствовала на себе и боялась поднять голову. Она с усилием подняла глаза и отвела их: Гоголь смотрел на нее, нахмурясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»» Восклицание сатирика горестно-укоризненное. Гоголь словно видит Настю насквозь: ее фальшь, предательство. Он, может, даже презирает ее за бессердечность, тщеславие и эгоизм.
— Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения. (Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила «ненаглядная моя» — заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию — лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала). Она теперь не думает о том, как сложно добираться до деревни, а сразу идет на вокзал, а потом ей кажется, что поезд едва тащится. Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что «никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».
С чем осталась Настя? (Холодная комната, чувство вины — её одинокая история ещё впереди.) Кто мог бы помочь и простить её, успей она вовремя? Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы её? (Работа с эпиграфом.) Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.
— А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы? Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.
Физкультминутка.
— На сколько частей можно композиционно разделить рассказ? (3жизнь Катерины Петровны, дочь Настя и история телеграммы)
— Сколько телеграмм упомянуто в рассказе? (2)
— На сколько групп можно можно поделить действующих лиц в рассказе? (2 жители Заборья и окружение главной героини Насти)
— Символика какого числа встречается в рассказе? (3)
4. Вывод.
Современники Паустовского не могли не воспринимать «Телеграмму» Паустовского как обращение к себе лично. Рассказ заставляет задуматься об отношении друг к другу, об отношении начальников к подчинённым, об отношении правительства к народу, о том, чтобы забота о человеке была бы не на словах, а на деле, и о том, что воспитательный призыв «раньше думать о Родине, а потом о себе и своих близких» — палка о двух концах, ведь разобщённость самых близких и дорогих людей не укрепляет государство, а подтачивает и ослабляет его. И этот посыл автора уже не отнесёшь к умолчаниям в силу его актуальности и по сей день.
Слайд Широко известна фотография, на которой Константин Паустовский, а перед ним на коленях стоит Марлен Дитрих! Этот снимок сделан во время гастролей Дитрих в России в начале 1960-х. Она не раз признавалась: «Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!»
Мировая звезда – и какой-то Паустовский?! И всё же Паустовского, уже полуживого, умирающего в дешевой больнице, разыскали. Объяснили суть нужной встречи. Но врачи запретили. Тогда компетентный товарищ попросил самого писателя. Но и он отказался. Потребовали! Не вышло. Пришлось – с непривычки неумело – умолять. Умолили…
И вот при громадном скоплении народу вечером на сцену ЦДЛ вышел, чуть пошатываясь, худой старик. А через секунду на сцену вышла легендарная звезда, подруга Ремарка и Хемингуэя, – и вдруг, не сказав ни единого слова, молча встала перед ним на колени. А потом, схватив его руку, начала ее целовать и долго потом прижимала эту руку к своему лицу, залитому абсолютно не киношными слезами. И весь большой зал беззвучно застонал и замер. И только потом вдруг – медленно, неуверенно, оглядываясь, как бы стыдясь чего-то! – начал вставать. И встали все
Как вы считаете, почему наш урок называется «Пока не стало поздно»
Какова основная мысль рассказа? (Помни о родителях, пиши, навещай — это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь. Спешите делать добрые дела! За добро надо платить добром.)
Чему учит этот рассказ?
«ЗА ДОБРО ПЛАТИ ДОБРОМ, НЕ БУДЬ ПУСТЕЛЬГОЙ» Как вы поняли смысл этой фразы? Кого называют пустельгой?
Международные отношения США, 1964–1968 гг., Том XIV, Советский Союз
- Дом
- Исторические документы
- Международные отношения США, 1964–1968, том XIV, Советский Союз
- Документ 152
152.
Телеграмма Посольства в Сов. Союз с Департаментом Состояние1Москва, 26 февраля 1966 г., 1345З.
2624. Синявский/Даниэль Триал.2
- 1.
- Ввиду иностранного фурора, особенно со стороны западных коммунистов, Дело Синявского/Даниэля, стоит порассуждать о факторах, побудивших Советы в своем подходе к делу и степень, в которой Советы достигнуто.
- 2.
- Советский источник сообщил нам, что решение о том, как вести дело, было достиг «на высшем уровне», и мы склонны этому верить. До суда и советской огласки, ходили слухи о Синявском и Данииле подвергнется снисходительному обращению, возможно, даже товарищескому суду суд; и после первой пресс-атаки у нас было сообщение, что Демичев заявил, что злоумышленник зашел слишком далеко. Логично предположить Демичева впоследствии отменено выше, следовательно, на уровне Президиума. Длина времени между арестом и судом, по-видимому, не было необходимо для возбуждения дела, поскольку обвинение полагалось в первую очередь на сочинениях подсудимых, отбраковка которых не потребовала четырех месяцы. Таким образом, задержка могла быть результатом разницы в мнение в рамках режима, разница в методе и степени наказание. Тот факт, что с ними нужно каким-то образом бороться, не имеет значения. кажется, допросили.
- 3.
- Сочинения Терца/Аржака3 явно попали слишком близко к основы системы. Как только они доказали свою истинную личность, режим пришлось действовать. Режим, несомненно, действительно верит их писаниям. представляют собой антисоветскую деятельность, и в этом смысле является честным в случай настаивания — это отдельный вопрос от литературной свободы. На самом деле сочинения Терца/Аржака выходят далеко за рамки современных внутренние литературные дебаты и проблемы для режима усугублялись на самом деле Синявский, по крайней мере, пользовался хорошей местной репутацией, особенно среди более либеральной интеллигенции и молодежи.
- 4.
- Проблема, что касается режима, была в основном внутренние — виновные должны были быть наказаны как ради них самих, так и для сдерживать других — и этот внутренний аспект преобладал над проблемами внешних последствий. Поскольку режим, видимо, тоже почувствовал это необходимо разрушить репутацию виновных, требовалась огласка и это лучше всего достигается испытанием, которое в то же время может отражают «советскую законность». [Страница 377] Кроме того, тогда как КГБ, вероятно, был не прочь увидеть интеллигенция в целом немного встряхнулась, партия, кажется, хотела избегайте этого и старались подчеркнуть разделение дела от вопроса литературной свободы. Таким образом, определенный аспект внутренней требования несколько увязывались с проблемой избегания иностранных протеста, хотя последний был лишь второстепенным фактором в советской соображения.
- 5.
- Вышеизложенные соображения привели к советской рекламной кампании, к полуоткрытое судебное разбирательство (родственники и некоторые уважаемые лица, такие как Твардовскому разрешили присутствовать), и к необычному зрелищу подсудимым разрешается заявлять о своей невиновности и сообщать об этом, и быть услышанным, по-видимому, в течение некоторого времени. Суд пошел на четыре дней.
- 6.
- В контексте советских юридических процедур все было вполне законно, и режим, несомненно, считает, что суд над ними был справедливым. Это, наверное, даже думал, что это соблюдение советских правовых норм приведет к уменьшению иностранные возгласы. Однако советские судебные процедуры в высшей степени гибкий, и для того, чтобы набрать свои внутренние очки, режим эксплуатировался эту гибкость в полной мере, что превращает судебный процесс в полное издевательство над правосудием: угрожали студентам, которые пытались учиться, отчислением, размещением Комсомольские бандиты у здания суда, исключая всех иностранцев (включая коммунистов), публикующих искаженные отчеты в прессе, содержащие полные предрешение дела, замалчивание доказательств (так напоминает Мотта делу), особенно заявление Паустовского в защиту Синявский/Даниил.
- 7.
- Влияние советского обращения с кейсом на основную цель, потенциальных отправителей за границу антисоветской писанины, очевидно, невозможно определить, но, по-видимому, будет полезно точки зрения режима, по крайней мере временно. В этом смысле, следовательно, они могут расценивать операцию как успех.
- 8.
- Однако другие внутренние эффекты кажутся менее благоприятными. Испытание имеет конечно, обеспокоил некоторые слои интеллектуалов. Пока КГБ и некоторые сторонники жесткой линии, вероятно, не обеспокоены этим, партийный аппарат возложена обязанность по надзору за интеллигенцией, по-видимому, поскольку она предпочитает интеллектуалов, которые ведут себя послушно по собственному выбору и убеждению, не потому, что они испугались. Отсюда попытка в статье «Правды» от 22 февраля успокоить интеллектуалов. судебный процесс не затрагивал литературной сцены, был направлен в первую очередь на криминальные активность. Между тем факты о том, что судебный процесс фактически закрылся, что пресса отчеты искажены, и что замалчиваемые доказательства, безусловно, не секрет здесь. Подавление заявления Паустовского докажет особенно вредным среди интеллектуальных кругов, так как он весьма уважаемая фигура.
- 9.
- Что касается иностранной реакции, в то время как Советы, вероятно, хотели из иностранного шума, они, кажется, грубо просчитались степени и особенно огорчены масштабами иностранного коммунистического атаки. Последнее, кроме того, будет иметь внутренние последствия, особенно в интеллигентских кругах, так как советская общественность уже не полностью отключился от посторонних новостей.
- 10.
- Таким образом, представляется, что Советы мало что выиграли от их усилия завоевать доверие, поставляя атрибуты, но не субстанции, справедливости. Благодаря этому половинчатому обращению с сопутствующим гласности, они вызвали больший интерес у писателей, чем, вероятно, могли бы было бы так, если бы они выбросили их, как они это сделали Тарсис,4 или провели тайный суд. Он был полуоткрыт ведение дела и попытки представить его как законную юридическую операцию, что сделало невозможным, например, для западных коммунистов не замечать искажения справедливости. Советы добились немедленного объективное наказание и сдерживание, но ценой как внутренней, так и международный, намного выше, чем у них, вероятно, было ожидал.
Колер
- Источник: Национальное управление архивов и документации, RG 59, Central Files 1964–66, POL 29 СССР. Ограниченное официальное использование. Повторный в Лондон, Париж, Рим и Мюнхен.↩
- советских писателей Андрей Синявский и ДаниЮри Даниил был приговорен к 7 и 5 годам, соответственно в исправительно-трудовом лагере 14 февраля за антисоветские сочинения.↩
- Это были Синявские и псевдонимы Даниэля.↩
- Валерия Тарсиса лишили о его советском гражданстве 21 февраля; в конце концов он поселился в Греции. ↩
Проблема отношения детей к пожилым родителям аргументы. Проблема отношения человека к матери по тексту А
I Введение
Спектакль и рассказ
II основная часть
1) Общая идея произведения
2) Мои впечатления.
3) Реальность и вымысел.
4) «Вечная» проблема.
5) Влияние воспитания в семье
6) Яблоко от яблони.
III Заключение.
Семейные отношения.
Отправной точкой для обсуждения на уроке проблемы взаимоотношений родителей и детей стал просмотр сцены из спектакля Московского театра «Современник» «Мать-папасындог» и чтение повести Н. Аксеновой.
Спектакль и рассказ объединяет мысль о том, что часто дети принимают родительскую любовь как должное, сожалеют о своем невнимании к родителям, непослушании и проступках, иногда слишком поздно.
Визжащие актеры в клоунских костюмах с поролоновыми ушами вызвали у меня резко негативную реакцию, а рассказ Н. Аксеновой вызвал теплые чувства и светлую грусть.
История девушки, которая стеснялась внешности отца, пока не узнала, что он готов отдать за нее все, очень трогательна и поучительна. Однако такие драматические ситуации не всегда случаются в реальной жизни, поэтому детям сложнее осознать силу любви и готовность родителей к самопожертвованию.
Тема взаимоотношений родителей и детей сложна и многогранна, это одна из «вечных» проблем поколений, которая находит отражение в произведениях искусства разных эпох. Мнения «отцов» и «детей» могут не совпадать в вопросах воспитания и образования, выбора профессии, спутника жизни и так далее. Но даже когда дети, как им кажется, сами планируют свою жизнь на самом деле, они все равно реализуют модель поведения своих родителей. Здесь есть как положительные, так и отрицательные примеры.
Родители Маши Мироновой — героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — погибла от рук пугачевцев, не запятнав чести предательством и трусостью. А сама Маша отважно отправилась в столицу, чтобы отстоять честь своего жениха Петра Гринева перед императрицей.
Госпожа Простакова из комедии Д.И. Фонвизин «Недоросль» неуважительно относится ко всем, перед кем не надо выслужиться. Она балует своего сына Митрофанушку без меры и превозносит сверх своих заслуг. Казалось бы, это тоже проявление родительской любви, но результат совсем другой. Обожаемый сын груб и невежественен к матери, и он прогоняет ее: «Да избавься от нее, матушка, как навязано…»
Я считаю, что проблемы взаимоотношений в семье можно решить, если есть взаимопонимание. Для родителей нет ничего важнее счастья их детей, и дети должны помнить, что никто не поддержит их так, как их родители.
Текст с экзамена
(1) В редакцию журнала пришло интересное письмо. (2) Автор, семидесятидвухлетний москвич, пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин — он не похож на своего мама, я, его бабушка. (З)Нет, он на самом деле хороший парень, грех жаловаться: учится прилично, маме — моей дочери — по хозяйству помогает, и даже в его грубом обращении ко мне «деду» я иногда чувствую умиление.. (4) А вот его одежда, этот свитер с болтающимися рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «нарядами» и «шутками», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него смех — все это делает его настоящим чужаком в нашей семье… (5) Глядя на своего внука и его друзей, проходящих мимо шумных групп подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юноши? (6) Кто сделал их такими? (7) Нет нужды спорить с автором письма. (8) То, о чем он пишет, вероятно, знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. (9) Единственное, с чем нельзя согласиться безоговорочно, так это с вопросом «Кто их такими сделал?». (10) Мы так привыкли во всем искать виноватых, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. (11)Конечно, гораздо проще сказать, что во всем виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем пытаться понять причину разрыва между отцами и детьми, не говоря уже о внуках, который так пугающе расширился. (12)И эта пропасть, кстати, была всегда. (13) Об этом сто сорок лет назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман «Отцы и дети». (14) Почему Тургенев! (15) В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и что мир действительно рушится. (16) Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем теперь. (17) Изучая влияние ускоренного хода истории во второй половине 20 века, психологи даже ввели термин «шок будущего». (18) Это чувство растерянности, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестает успевать за слишком быстрыми изменениями в обществе, в технике, в нравах и обычаях. (19) Что уж говорить о нас, когда за одно десятилетие — неуловимый по меркам истории момент — мы пережили ряд потрясений: поменялась экономическая формация, политический строй, исчезла знакомая страна. (20)Это не просто шок будущего, это супершок. (21)Тебе надо просто мысленно удивляться? устойчивость, которая позволила людям пережить такое историческое цунами. (22)Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не такие, как мы? (23)Они просто живут в другое время, в другую эпоху. (24)А кто лучше, мы или они, вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (25)Если для кого-то из нас они чужие, то мы в лучшем случае странные старики, ничего не понимающие в современной жизни и всего боящиеся. (26) Что делать, чтобы хоть как-то сузить разделяющую нас канаву. (27) Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и обычаи друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались. (28)А это, конечно, трудно, но необходимо.
(Со слов Е. Кореневской)
Введение
На протяжении многих веков творческих людей волнует проблема взаимоотношений поколений. Этой теме посвящено множество литературных произведений, фильмов и театральных постановок. Да и в реальной жизни сложно найти человека, который ни разу не сталкивался с непониманием или неодобрением старших.
Проблема
Э. Керенеевская поднимает проблему «отцов» и «детей», размышляя над письмом семидесятилетнего мужчины, возмущенного непохожестью своего внука-подростка.
Комментарий
В письме пожилого мужчины отчетливо звучит вопрос: почему молодое поколение так отличается от старшего? Он выражает озабоченность внешним видом четырнадцатилетнего внука, его речью, полной молодежного сленга. Других претензий у дедушки нет – мальчик хорошо показывает себя в школе и помогает маме по хозяйству.
В конце письма просьба найти ответ на вопрос: «Кто их такими сделал?». Возможно, виноваты телевидение, иностранные фильмы, современное образование, государственная политика. А ведь над этой проблемой задумывались и в старину, особенно в преддверии величайших перемен в обществе.
Авторская позиция
Е. Керенеевская убеждена, что для примирения «отцы» и «дети» должны быть терпимее друг к другу, проявлять уважение к интересам близких. Тогда можно будет наладить продуктивное общение.
собственная позиция
Нельзя не согласиться с автором. Если бы мы были более терпимы к консерватизму старших, а они не так поражались всякой «странности» молодежи, многим стало бы легче жить. Ведь мы не такие уж и разные.
Аргумент №1
И.С. пишет об этом. Тургенев, величайший русский классик XIX века, в своем романе «Отцы и дети». Автор рассматривает столкновение двух поколений, двух противоположных по своим взглядам миров — мира дворян-аристократов, либералов Кирсановых и мира революционеров-разночинцев Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова.
С самого начала романа конфликт «отцов» и «детей» постепенно нарастает, достигая апогея в сцене дуэли Павла Петровича с нигилистом Базаровым. Но уже во второй половине произведения мы видим, как Аркадию становятся близки правила родителей, как Евгений принимает многое из того, в чем раньше отрицал.
В результате Аркадий становится примерным семьянином, живет дружно и с отцом, и с дядей. И Базаров, чуждый простому человеческому счастью, умирает в одиночестве. Возможно, меньшая приверженность идеям нигилизма позволила бы Евгению лучше понять старых Кирсановых и своих родителей. Возможно, его жизнь была бы менее трагичной.
Аргумент #2
Вспоминается еще одно произведение, где проблема неприятия поколений друг другом привела к гибели главного героя. Это пьеса «Гроза» А.Н. Островский.
Кабанова, многодетная мать, очень властная и требовательная женщина, заставляла своих детей и их семьи жить по правилам, которые ей подсказал домостроитель. Она не допускала ни малейшего отклонения от сложившегося в ее голове сценария, унижала и оскорбляла всех своих домочадцев, чтобы держать их в постоянном страхе.
Не выдержав такой гнетущей атмосферы, Катерина, привыкшая к открытому проявлению чувств и всей душой мечтающая о свободе, сначала изменяет мужу, а затем и вовсе бросается в Волгу, совершая самоубийство. Тихон, узнав о ее смерти, винит в случившемся свою мать.
Разобщенность героев, приведшая к трагедии, вызвана неумением людей мириться с чужими слабостями, с особенностями своего мировоззрения. Будь купчиха Кабанова чуточку умнее, она бы не осталась одна на старости лет, а обрела бы большую и дружную семью.
Заключение
Недопонимание между родителями и детьми — закономерность, продиктованная течением времени. Чтобы избежать лишних неприятностей, нам нужно быть более чуткими друг к другу, стараться понимать и уважать интересы и ценности каждого, какими бы странными они нам ни казались.
Сочинение-рассуждение 15.3 на тему «Проблема взаимоотношений детей и родителей» по тексту Екимова. Аргументы из литературы: из романа Тургенева «Отцы и дети» и рассказа Паустовского «Телеграмма»
Тема взаимоотношений отцов и детей актуальна во все времена, так как непонимание между поколениями часто приводит к отчуждению или даже вражде в семье . Увы, это далеко не редкость, хотя на сегодняшний день существуют различные средства связи и новые технические возможности. Люди умеют общаться, но не знают что, потому что их разделяет время, а не расстояние.
Борис Екимов в своем тексте рассказывает нам об одном таком примере. Дочь и мать разделяют не километры, а эпохи, которые так быстро сменились и оставили старуху в дураках. Она чувствует, что безнадежно отстала от века и собственного ребенка, поэтому боится показаться навязчивой и глупой, боится потерять дочь. Автор воспроизводит их разговор по телефону: «Мама, здравствуй! Ты в порядке? Отличная работа. Любые вопросы? Это хорошо. Целовать. Бе-бе». Молодая женщина очень занята, у нее нет ни времени, ни денег на долгие разговоры, но самое главное, что ей не о чем говорить с мамой. Она автоматически выполняет долг дочери и переживает за маму. здоровья, но у них действительно нет общих тем. И никто не виноват, так устроена жизнь. Однако вся нравственная сила произведения Екимова в том, что героиня все-таки разрушает этот барьер и звонит матери в неподходящий момент. читателю определенный рецепт, чтобы он нашел в себе теплоту и заботу о своих близких, тогда между ним и его семьей не возникнет никаких проблем. 0017
Согласен с Борисом Петровичем Екимовым: проблему взаимоотношений отцов и детей можно и нужно решать через общение.
В качестве примера вспоминаются отношения детей и родителей в романе «Отцы и дети». Проблема Аркадия и Николая Кирсановых заключалась в том, что сын покинул отчий дом и научился на чужбине тому, что отец уже не мог освоить. Времена изменились, а Кирсанов-старший – нет. Поэтому их отчуждение было естественным. Но они с этим справлялись, так как снова и снова пытались общаться, находить общие темы и интересы. Потом они поняли, что забота о поместье – это та самая общая черта, которая объединяет отца и сына, несмотря ни на что.
Другой пример можно найти в рассказе «Телеграмма» Константина Георгиевича Паустовского. Отношения Катерины Петровны и ее дочери Настасьи складывались непросто: их разделяло не только расстояние, но и образ жизни. Дочь работала в шумном городе, мать осталась в тихой деревне. Насте категорически не хватало времени, как и тем для разговоров с мамой. К сожалению, героиням так и не удалось сблизиться, и Анастасия слишком поздно поняла, как важно найти время и тему для разговора.
Таким образом, хочу сделать вывод: любовь и забота преодолевают непонимание между отцами и детьми. Даже простое и искреннее общение о бытовых мелочах поможет близким сблизиться и не потерять друг друга.
Интересно? Сохраните себе на стену!
Проблема «отцов» и «детей» относится к нравственной категории. Проблема межпоколенческих отношений существовала всегда и не раз поднималась в русской классической литературе.
Ярким примером является работа И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором рассказывается о взаимоотношениях поколений и показывается проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Главный герой произведения Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшему Кирсанову, и его родителям. И хотя, по его собственному признанию, он их любит, его отношение приносит им огорчение.
Вот еще несколько примеров аргументов из читательского опыта к этой проблеме:
Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». В стремлении познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нем несовершенно, сталкивается с непониманием старших, иногда сам их обижает (главы «Занятия», «Наталья Савишна»)
К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, проживающая в Ленинграде, получает телеграмму о том, что ее мать больна, но дела, которые ей кажутся важными, не позволяют ей пойти к матери. Когда она, осознав масштаб возможной потери, приезжает в деревню, оказывается, что уже поздно: ее матери уже нет…
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (рассказ). Отношения между Тарасом и его сыновьями. Материнская любовь к Остапу и Андрею.
Телевизионный фильм по пьесе А. Вампилова «Старший сын», главные роли в котором исполняют Николай Караченцов, Евгений Леонов, Михаил Боярский
И сегодня проблема отцов и детей основана на противоречиях во взглядах в жизни.
Сегодня в нашем обществе идет процесс переосмысления многих ценностей, связанный с изменениями в стране. Это влияет на отношение поколений (Личный пример, молодежные субкультуры).
И есть то, что нас всех объединяет — это природа, вечность, нравственность. (Пример: Л. Н. Толстой «Война и мир», И. С. Тургенев «Отцы и дети»).
Притчи можно использовать в качестве аргумента. Вот один из них
Притча «Сердце матери»
Роми родился в хорошей семье и, окруженный любовью и заботой родителей, вырос умным и добрым юношей, к тому же хорошо сложенным и крепким. Пришло время ему шагнуть в соблазнительный мир любви. Ищущее сердце всегда находит объект желания. А на пути наш герой встретил красавицу Виолу – стройную голубоглазую блондинку с очаровательным лицом белее снега. Ее редкая красота, достойная кисти художника, мгновенно пленила сердце мальчика и воспламенила в нем жгучую страсть. Нельзя сказать, что чувства, переполнявшие Роми, остались неразделенными. Виоле понравилось внимание, и она благосклонно приняла любовную игру, еще больше распалив молодого человека.
И тем больше росло беспокойство матери, наблюдавшей за безрассудной любовью сына. Видимо, ее сердце почуяло неладное… Но она не смела встать на пути желаний родного создания. И можно ли обуздать искрящуюся энергию чистой любви?
Однажды Роми вернулась после свидания с Виолой печальнее смерти. Сердце его матери упало, когда она встретила его в дверях.
— Кто посмел оскорбить мою кровь? — спросила женщина, взяв сына за руку. — Какое облако затмило твою улыбку?
Искренний с матерью с детства, юноша не скрывал своих чувств и сейчас.
— Для меня нет никого на свете добрее и милее тебя, мама. Я так же представляю Виолу. Небо смотрит на меня ее глазами, ветры дуют ее дыханием, родники журчат ее голосом. Но Виола не верит в мои чувства. В доказательство моей любви она требует поставить сердце матери к ее ногам. Но нужны ли любви такие жертвы, мама?
Мать с минуту молчала, собираясь с мыслями. Ее сердце, полное любви к сыну, затрепетало и забилось быстрее. Но ни одна вена на ее лице не выдавала ее волнения. С нежной улыбкой она сказала сыну:
Любимый мой цыпленок, человек познает жизнь через любовь. Все живое в мире окутано и пропитано ею. Но дорога любви полна опасностей. Ты ошибся в своем выборе, сынок? Блестящая Виола ослепила твой разум? Как женщина и будущая мать, она не может не знать, что материнское сердце бьется в ее ребенке с самого рождения. Если Виола так же искренне благосклонна к вам, как и вы к ней, она поймет и ответит вам взаимностью. Вы не можете позволить неудаче разрушить вас. Мы должны верить и уметь ждать.
Но время не смягчило непреклонности Виолы, словно под красивой маской укрылась ядовитая змея и вскормила ее ненасытную злобу.
День за днем юноша высыхал на глазах у матери. Некогда веселый и общительный, он замкнулся в себе.
Матери было невыносимо больно видеть, как он увядает. И боль усиливалась от сознания бессилия помочь сыну, хоть как-то облегчить его страдания. Мать не могла смириться с безысходностью, отнявшей у нее ребенка. Однажды утром она сказала своему сыну:
— Мне грустно видеть, как тебя съедает горе. В моей жизни нет такого смысла. Возьми мое сердце и отнеси его любимой!
С этими словами она вырвала сердце из груди и отдала сыну. Горько рыдая, юноша держал в дрожащих руках материнское сердце. Его ноги подогнулись от безмерного волнения, и он упал.
Тебе больно, сын мой? Вы ранены? — с трепетным волнением спросило материнское сердце, потом вздрогнуло… и замерло. Холодная печаль сковывала душу осиротевшего юноши. И тут он понял, какую непоправимую ошибку совершил.
Прости меня, мама. Я споткнулся… Но не сейчас, а еще раньше…
Потренируемся!
Захаров В.А. Текст об отношениях между отцами и детьми
(1) О непростых отношениях великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева и его матери написано немало. (2) В большинстве публикаций мысль состоит в том, что деспотичная, властная феодальная женщина, привыкшая к безоговорочной покорности своих домочадцев, не могла смириться с тем, что ее сын самым невежливым образом проявлял свободолюбие и независимость. (3) И вообще, что взять с этой барыни-тирана, если она возила слугу-ходока за 7 верст в соседнюю деревню за… котелком гречневой каши: ведь в ее имении кухарка не умела приготовить это блюдо так, как нужно! (4)А был еще более чистый случай: даме не понравилось дерзкое поведение… индюка, и она приказала «примерно» наказать «нарушителя спокойствия». (5) Слуги схватили бедную птицу и живьем закопали!
(6) Действительно, нам представлен неприглядный образ жестокого тирана, не признающего никаких нравственных законов, а потому заслуживающего самого сурового осуждения своих потомков.
(7) Но, оценивая прошлое, изучая судьбы людей, мы должны научиться понимать. (8) Жизнь очень сложна, в ней часто то, что кажется нам причиной, на самом деле является следствием ряда событий, а незамеченные нами нюансы могут на самом деле оказаться важными обстоятельствами, коренным образом меняющими суть происходящего. иметь значение.
(9) Когда юный Тургенев уехал учиться за границу, его мать каждый день писала ему подробные письма, где подробно описывала свои домашние заботы, делилась своими горестями и радостями и просила прислать ей семена каких-нибудь местных цветов. (10)Сын отвечал скупо и редко. (11) Мать, измученная тщетным ожиданием известий от сына, однажды написала ему примерно следующее: «Как я писала тебе каждый день, так и буду продолжать писать, потому что не могу иначе, если ты не отвечай хотя бы раз в две недели на одно мое письмо, то приказываю дворового мальчишку наказать. (12) Пусть из-за твоего бесчувствия страдает невинный ребенок!
(13) Не могу точно сказать, заставил ли молодой Тургенев такую угрозу от матери сразу же хвататься за ручку. (14)Конечно, в самой возможности произвольного наказания невинного человека за чьи-то грехи мы видим безобразные последствия тогдашнего порядка, развратившего многие чистые и светлые души. (15) Не случайно главным объектом гневного обличения в нетленных «Записках охотника» стало крепостное право! (16)Но не в том ли «иезуитском» ультиматуме выражается отчаяние несчастной матери, которая, как милостыню, выпрашивает жалкую копейку внимания сына? (17)И, жалея униженных и обиженных, не должны ли и мы пожалеть эту женщину, униженную и обиженную беспечным равнодушием любимого «Ванечки»?!
(18) Пытаясь объяснить действия другого человека, мы очень часто мыслим абстрактно, как будто люди — это всего лишь физические тела, подчиняющиеся определенным закономерностям. (19)Но истинное понимание невозможно без сопереживания, без напряженных усилий занять место другого, посмотреть на ситуацию его глазами. (20)Да, конечно, нравственная природа Варвары Петровны была искажена общественным строем. (21)Но я твердо убежден, что ее жестокую натуру можно было бы смягчить сердечной заботой сына. (22)Мог бы… (23)Но, к сожалению, мы почему-то упорно верим, что мир может исправить только гневный донос или задиристая насмешка, а не чудодейственная теплота любящего сердца.
В.А. Захаров (1956 г.р.) — писатель и публицист, автор статей на социальные и нравственные темы.
Основные проблемы:
1. Проблема взаимоотношений отцов и детей (Что разрушает отношения родителей и детей?)
2. Проблема формирования характера человека (Какие факторы влияют на формирование характер человека?)
3. Проблема взаимопонимания (Как понять другого человека? Нужно ли стремиться к взаимопониманию?)
Позиция автора по избранным вопросам:
1. Отношения между родителями и их детьми разрушаются равнодушием и неуважением друг к другу, разницей взглядов на мир.
2. На человека глубокое влияние оказывают не только социальные условия, но и отношения с близкими людьми.
3. Понять другого человека можно только тогда, когда мы поставим себя на его место, попытаемся посмотреть на мир его глазами; нужно стремиться к взаимопониманию, так как это делает мир лучше.
Образец эссе по заданному тексту
Отношения между отцами и детьми – проблема, которую обсуждает автор.
В. Захаров, анализируя отношения между И.С. Тургенева и его матери, приходит к выводу, что отношения между родителями и их детьми разрушаются на почве разности мировоззрений, юношеского максимализма детей и старческого нетерпения отцов.
Автор считает, что отцы и дети — близкие люди, родственники по крови. И они обязаны в любой ситуации находить общий язык, взаимно искать пути примирения. И самое главное, они должны научиться прощать друг друга.
Разделяю точку зрения автора. Если ты с детства не научишься смотреть в мамины глаза и видеть в них тревогу или покой, умиротворение или смятение, ты на всю жизнь останешься моральным калекой. Не случайно великий французский писатель А. Мопассан писал: «Неблагодарный сын хуже чужого: он преступник, так как сын не имеет права быть безразличным к матери».
В рассказе современной писательницы Ирины Курамшиной «Сыновский долг» я нахожу яркий пример того, как мать не понимает сына, а он ее. Но это, как на примере отношений Ивана Тургенева и его матери, не означает, что герои не любят друг друга, не заботятся о своих близких. Нет! Не поговорив с матерью, смело отвечая ей, Дэн, случайно узнав о ее страшной болезни, тут же принимает решение: отдать матери почку, чтобы спасти ее. Ведь они семья! Им нечего делить…
Хочу предложить Вам работу моего коллеги
Алексина А.Г. — русского писателя и драматурга, автора книг для детей и юношества. В его творчестве нашли отражение многие проблемы человечества: добро и зло, совесть и честь, уважение к старшим.
В этом тексте Алексин поднимает проблему невнимательного отношения детей к родителям.
Он приводит в пример реальную историю своего знакомого, который был равнодушен к его матери.
Автор использует форму письма, в которой показывает, что сын не любит общаться с мамой: «…ты не только пишешь, тебе и разговаривать с ней не очень нравится… «. В некоторых случаях равнодушие сына граничит с жестокостью; во время сердечного приступа сын матери идет на концерт, бросая на ходу больную женщину: «Если станет совсем плохо, постучи в соседскую стену».
Алексин осуждает поведение своего друга, он считает такое отношение недопустимым.
Проблема взаимоотношений детей и родителей нашла отражение в творчестве многих писателей. Некоторые с горечью отмечали безразличное отношение молодого поколения к старшим. В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» описан случай, аналогичный истории, рассказанной Алексиным. Взрослая дочь Настя уезжает в город, оставив старую, больную мать в деревне. Она не навещает ее и не звонит, ссылаясь на сильную занятость. Несчастная Катерина Петровна ждет встречи с любимой дочерью. Годы идут, а Настя так и не находит времени увидеться с мамой. О смерти Катерины Петровны она узнает из телеграммы от соседей и понимает, но слишком поздно, что потеряла единственного близкого человека, который любил ее всю жизнь. Таким образом, мы видим, что Паустовский в повести осуждает равнодушие героини.
В А.С. В рассказе Пушкина «Станционный смотритель» читатель узнает о драматической судьбе главного героя Самсона. Ни бедность, ни трудности в работе не могли сломить этого удивительного человека, так как у него был смысл жизни — дочь Дуняша. Она была красивой, хозяйственной, милой девушкой. Но в душе она была эгоисткой, думала только о себе. Дуня ушла от отца, уехав с любимым, не простившись с теми, кто ее вырастил, воспитал. Она не помнила своего единственного любимого, пока он переживал за нее. Из-за постоянных душевных страданий Самсон начал пить, что впоследствии стало причиной его смерти.