Паустовский телеграмма рассказ или повесть: «Телеграмма» за 3 минуты. Краткое содержание рассказа Паустовского

Анализ рассказа Телеграмма Паустовского

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Паустовский
  • Анализ рассказа Телеграмма

История создания

Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» впервые был напечатан в 1946 году в журнале «Огонек». В основу рассказа положены реальные события, свидетелем которых был писатель. Он только изменил отчество героини, вместо Катерины Ивановны она стала Петровной.

Жанр

К.Паустовский продолжает в своем творчестве традиции, заложенные Иваном Буниным. Поэтому кроме общепринятого и закрепившегося за произведением жанра рассказ, исследователи называют его и психологической новеллой, автору удается проанализировать психологию героев.

Сюжет и тема

Рассказ посвящен последним годам жизни Катерины Петровны, она одна живет в огромном доме, когда-то построенном отцом – знаменитым художником.

Но дом, и село Заборье медленно умирают. Постарела и готовится к смерти и его хозяйка. Одиночество и немощная старость стали ее спутниками. Два совершенно чужих человека — Манюшка и Тихон – помогают ей в это время.

В Ленинграде живет дочь Катерины Петровны, Настя. Последний раз она навещала мать три года назад, теперь — денежные переводы раз в месяц и несколько слов на обороте. В городе Настя занята, теперь она готовит выставку одного талантливого скульптора, проявляя к нему внимание и участие.

Тема, затронутая писателем, стара как мир: отцы и дети, их извечный конфликт. У Насти есть время и огромное желание помочь чужим людям, но его нет, чтобы навестить старую мать или написать ей письмо. Непростой вопрос, поразмышлять над которым приглашает автор.

Главные герои

Действующих лиц в рассказе несколько, они распределены писателем на две группы. Первая – это сама Катерина Петровна и ее сельское окружение, состоящее из Манюшки, дочери соседа, добровольно взявшейся помогать старушке, и Тихона, пожилого мужчины, до старости сохранившего почтение к ее семье и помогающего по хозяйству.

Катерина Петровна – дочь того знаменитого художника, который приехал в свое родное село, построил дом и развел сад. Теперь в нем живет одинокая и очень старая женщина. Она его последняя обитательница. На похоронах к процессии, состоящей из местных старушек и ребятишек, к ним присоединится молодая учительница.

Вторая группа – Настя и ее городские знакомые: талантливый скульптор Тимофеев, выставку которого организует Настя, Першин – один из начальников по культуре, старый вспыльчивый художник. К числу героев рассказа относится и скульптура Гоголя, с которой Настя встречается дважды и которая, улыбаясь, задает, ей так кажется, неприятные вопросы.

Композиция

Рассказ начинается со вступления, в котором автор знакомит читателя с Катериной Петровной – главной героиней, ее помощниками и рассказывает о ее состоянии, сравнивая его с осенью, задержавшейся на дворе. Вторая сюжетная линия – это Настя и ее жизнь в городе. Обе линии писатель объединил одним словом — художник. Катерина Петровна – дочь художника, а ее дочь работает в Союзе художников. Интересны две детали, которые похожи на попытку восстановить утраченные близкими людьми связи – письмо, которое пишет Катерина Петровна дочери, и придуманная Тихоном телеграмма от имени Насти. Но, увы, развязка неминуема — старушка умирает, так и не дождавшись дочери, а через день приезжает Настя, чтобы проплакать всю ночь и, крадучись, чтобы никто не увидел и не расспросил, уехать с грузом непоправимой вины перед матерью.

2 вариант

Произведение создается писателем в послевоенный период времени, когда автор уже имеет мировую славу. Более ранние рассказы писателя уже содержат в себе замысел рассматриваемого произведения, поскольку они вскользь упоминают о судьбе дочери великого художника.

Жанровая направленность произведения представляет собой рассказ в стиле классического реализма.

Центральное место в сюжетном повествовании отводится одинокой престарелой женщине Катерине Петровне, проживающей  в далекой деревне и не желающей ее покидать, несмотря на отсутствии цивилизации, поскольку деревушка представляет для нее память об отце, именитом художнике. Однако в деревне женщина живет в уединении, поскольку местное население не понимает утонченного характера Катерины Петровны. Женщина имеет дочь Настю, однако девушка проживает достаточно далеко от матери и общается с ней посредством редкой переписки. В один момент Катерина Петровна начинает осознавать, что скоро покинет земной мир и поэтому пишет дочери письмо, которое доходит до Насти слишком поздно. Девушка приезжает в деревню, когда женщина уже умерла.

Композиционная структура рассказа в условной форме разделяется на три части, первая из которых представляется описанием деревенской жизни Катерины Петровны, вторая часть рассказывает о дочери и ее работе, а в третьей части повествуется о двух телеграммах.

Отличительной особенностью композиции рассказа является применение писателем аддитивной повествовательной структуры, которая характеризуется следованием одного эпизода за другим и преобладанием повествовательной формы от первого лица. Кроме того, рассказ характеризуется предельно сжатым текстовым объемом, не мешающим развитию двух параллельных сюжетных линий (деревенской и городской), эффектно соединяющихся в финальной части произведения. Параллельные сюжеты представляются автором в рассказе в качестве контраста.

Основной тематикой произведения является изображение пропасти между поколениями отцов и детей, которое обуславливает нравственную проблематику.

Основной персонаж рассказа в лице Катерины Петровны представляется писателем в качестве мемориального образа, умирающей памяти прошедших столетий, ценивших творчество и художественные способности. Настя изображается писателем в противоположном матери образе, в качестве полной жизненной энергии девушки, вечно занятой работой и собственными проблемами. Однако девушка не лишена человеческих качеств, сострадания, тоски, уважения к старшим.

В рассказе также используются второстепенные персонажи в образе деревенских жителей (Тихон, Манюшка).

Художественным своеобразием рассказа является  придание автором ключевого значения лирическому пейзажу, отличающемуся щемящими оттенками, а также использованием неслучайных сюжетных совпадений

Анвлиз 3

История создания

Дата написания рассказа под названием «Телеграмма» – 1946 г. В трудный послевоенный год он впервые появился в журнале «Огонёк». В то время К.Паустовский был уже широко известен миру. Предпосылки к созданию короткого рассказа «Телеграмма» можно встретить в предыдущей повести «Золотая роза», в которой Паустовский говорит о жизни дочери известного художника-гравёра по фамилии Пожалостин. Дом, изображённый Паустовским в рассказе, существовал на самом деле и в конце 20 века был превращён в дом-музей.

Жанр

Данный рассказ написан в жанре «психологической новеллы», а именно – психологического реализма, которого старался придерживаться Паустовский в своих произведениях. В «Телеграмме» показаны и раскрыты как суровые стороны жизни, так и глубокие душевные переживания героев.

Сюжет и тема

В основе сюжета судьба Катерины Петровны, пожилой женщины, доживающей свой век в глухой деревне Заборье. Она дочь прославленного художника и ценит свой памятный дом. Тонкая душевная организация старушки чужда другим жителям деревни, и это непонимание обрекает Катерину Петровну на мучительное одиночество. Её дочь, Настя, занята делами в городе и вспоминает мать совсем редко. Получив от Катерины Петровны, предчувствующей смерть, телеграмму, она забывает даже ответить на неё. Катерина Петровна напрасно ждёт дочь, сторож Тихон жалеет её и пишет ей телеграмму от имени дочери. Позже приходит короткая записка от Тихона со словами «Катя помирает». Только после этого, бросив всё, Настя приезжает в деревню, но уже на второй день после похорон. Она плачет и горько раскрывается в своём бесчувствии.

В этом рассказе раскрывается тема «отцов и детей», тема их взаимоотношений и пропасти между ними.

Главные герои

Катерина Петровна – пожилая одинокая женщина, дочь прославленного художника, – главный образ в рассказе. Её тонко чувствующая душа с юности привыкла к творчеству и изысканности, но простым обывателям трудно понять душевные стремления старушки.

Настя – второй по значимости персонаж, взрослая дочь Катерины Петровны, живущая в кипящем жизнью городе. Она входит в Союз художников, организовывает различные выставки, помогает знакомому скульптору выставить работы и ведёт бурную деятельность, при этом совсем забывая о покинутой матери.

Тихон – бесхитростный деревенский сторож, по-доброму относящийся к Катерине Петровне и искренне ей сочувствующий. Его рукой для одинокой старушки была написана последняя телеграмма.

Тимофеев – талантливый, но безызвестный скульптор, стремящийся добиться известности, в чём ему помогает Настя.

Композиция

По смыслу «Телеграмма» делится на 3 части. Первая включает в себя непростое существование главной героини в деревне. Вторая – это описание насыщенной жизни Насти в городе. И третья часть – эпизод с двумя телеграммами: одна была написана Катериной Петровной Насте, другая была написана сторожем, как ответ. В то же время сюжет составляют две параллельные и противоположные линий, которые в финале сходятся: жизнь в городе и деревенская жизнь.

Также читают:

← Почему рассказ Паустовского назван Тёплый хлеб? ← Основная мысль рассказа Телеграмма↑ ПаустовскийОбраз Вани в рассказе Заячьи лапы → Образ Манюшки в рассказе Телеграмма →

Картинка к сочинению Анализ рассказа Телеграмма

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Анализ рассказа Лисичкин хлеб Пришвина

    Пришвин является известным мастером в описании природы и животных, он отлично чувствует красоту природы и может подбирать великолепные эпитеты для того чтобы передать всю красоту существующей природы.

  • Характеристика и образ Анны Павловны Шерер в романе Толстого Война и мир сочинение

    В этом сочинении будет идти беседа, об второстепенной героине произведения – Анны Павловны Шерер.

  • Праздники

    У каждого человека есть свой самый любимый праздник. Для одних лучший день в году – День их Рождения, для других – Новый год, кто-то просто обожает масленицу с ее угощениями

  • Сочинение Война в романе Доктор Живаго Пастернака

    Многие поэты и писатели рассказывали в своих произведениях о войне, описывали ее жестокие события и поведение людей, битвы, говорили о человеческих жертвах. Б.Л.Пастернак также заострил свое внимание на этой вечной теме и посвятил часть романа

  • Сочинение Мой любимый писатель и поэт Лермонтов

    Мой любимый писатель Лермонтов Нет ни одного человека, у которого бы не было любимого поэта. В моем случае этим поэтом является – Михаил Юрьевич Лермонтов. Его произведения вошли в мою жизнь во время обучения в школе.

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

сочинение по литературе на Сочиняшка.

Ру


Константин Паустовский написал очень трогательный рассказ «Телеграмма». Он о том, как часто люди не замечают самого важного, не дорожат родными людьми. В центре событий – судьба одинокой пожилой женщины, которая живет в постоянном ожидании дочери. Ее лучшие дни позади, и сейчас ее окружают только чужие люди, а родная дочь уехала далеко в Ленинград.

Анализируя произведения, стоит в первую очередь понять смысл названия. В нем часто зашифрован важный посыл всего произведения. Так есть и в этом случае. Что такое телеграмма? Это срочное уведомление. В нем не пишут ничего лишнего, главная цель – быстрота сообщения. Телеграммы обычно дают тогда, когда время ограничено, когда надо сообщить что-то очень важное. Поэтому телеграммы получать всегда тревожно. Именно чувством тревоги переполнен и рассказ «Телеграмма». Читатель уже предчувствует, каким будет конец истории.

Если обратиться к сюжету, то здесь речь идет о двух телеграммах. Первую посылает сторож Тихон Насте с уведомлением того, что ее матери очень плохо, и поэтому она должна срочно приехать. Девушка была слишком занята работой и редко писала письма домой. Когда Катерина Петровна отправила ей последнее свое письмо, она даже не сразу его прочла. На работе она достигла определенных успехов, ей даже аплодировали на мероприятии, но девушка уже начала осознавать, что совершила непростительную ошибку по отношению к родному человеку.


Вторую телеграмму пишет тот же Тихон. Он увидел, что Катерине хуже и она не дождется телеграммы от дочери, и поэтому подделывает уведомление. Мужчина был малообразован и его подлог был очевиден, но Катерина Петровна поблагодарила его за доброту. И это было действительно проявлением нестоящего милосердия. Простой малообразованный мужик преподал многим урок человечности.

Рассказ «Телеграмма» — это рассказ одновременно о равнодушии и о человечности. Главная героиня живут одна в селе Заборье. Единственная дочь уехала в Ленинград и даже не хочет ей писать. А не хочет потому, что боится ее слез и укоров. Катерина тоже пишет не часто, чтобы не надоедать Насте.

Очень страшно, когда родные люди так отдаляются, когда родная дочь проявляет равнодушие к матери. Можно понять Настю, почему она уехала с глухого села – там не было для нее перспектив. Почему она не забрала с собой мать? Автор дает нам ответ. Катерина не могла бросить дом, который построил еще ее отец, ведь она хорошая дочь.

В этой ситуации сложно кого-то винить. Настя имела право уехать, но не имела права забывать о родном человеке. Ведь Катерина Петровна не ждала многого – хотя бы иногда ее видеть дома, читать от нее письма. Но Настя забывала даже об этом. Как ни странно, больше участия в жизни главной героини принимают чужие люди – соседская девчонка и сосед Тихон. Они показывают пример того, каким должен быть настоящий человек.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Паустовского «Телеграмма»
  • Взаимоотношения матери и дочери в рассказе Паустовского «Телеграмма»
  • Проблематика рассказа Паустовского «Телеграмма»
  • Мои мысли после прочтения рассказа Паустовского «Телеграмма»

  • Перевод с русского на английский романа Константина Паустовского «Белая радуга и другие романтические сказки»

    Author:   Scott, Mark
    Year: 2005
    Pages: 188
    ISBN: 0-7734-6044- 6
    978-0-7734-6044-7
    Цена: 159,95 $

    Это сборник рассказов одного из самых любимых в СССР писателей Константина Паустовского, который остается популярным в России даже после падения советского коммунизма. В сборник вошли не только некоторые из его самых известных произведений, но и множество второстепенных рассказов, ранее не переводившихся на английский язык. Многие из них должны быть интересны не только русскоязычным специалистам, но и широкой читающей публике. Русские литературоведы давно считают Паустовского мастером русского языка. Во введении к этому сборнику анализируются стилистические, тематические и исторические аспекты его творчества.

    Отзывы

    «После распада Советского Союза многие россияне были склонны осуждать всю литературу, написанную при этом репрессивном режиме, как бесполезную или, по крайней мере, скомпрометированную цензурой… популярные среди образованной читающей публики, на самом деле были одними из самых сильных противников коммунистических правителей. Константин Паустовский, один из выдающихся писателей этого периода… был человеком подлинной внутренней свободы… Это произведение, свежепереведенный сборник из семнадцати лучших рассказов Паустовского, по большей части ранее недоступных на английском языке, будет очень ценным. приветствуется всеми, кому нравится проза Чехова, как, впрочем, и меньшим числом англоязычных читателей, знакомых с творчеством другого великого стилиста, эмигранта Ивана Бунина … В этом тщательно подготовленном новом издании, с примечаниями и содержательным введением переводчиком работа крупного автора двадцатого века предназначена для того, чтобы охватить новую аудиторию в англоязычном мире». (из предисловия) – Арнольд Макмиллин, профессор русской литературы Университетского колледжа Лондона

    «Конечно, никто не будет оспаривать, что Пушкин и Чехов — два самых популярных русских автора. Однако многие ли из нас на Западе когда-либо слышали о Константине Паустовском? Конечно, немного … введение переводчика к этому сборнику показывает, что мы можем ожидать от писателя, который был в целом … аполитичным, и темы которого были весьма разнообразны — любовь, духовность, экология, война, старение и многое другое … это просто наслаждение, и переводы [Скотта] мастерски уловили нюансы, тонкости, темы и романтизм рассказов Паустовского . .. Английские читатели, безусловно, найдут здесь много удовольствия ». – Норман Гольдман, редактор Bookpleasures.com, Монреаль

    «… Возможно, [эта книга] сделает Паустовского немного более известным на Западе, чем это было раньше; он очень хороший писатель и заслуживает того, чтобы его знали больше. широко читается». — Профессор Барри Шерр, Дартмутский колледж

    Содержание

    Предисловие Арнольда МакМиллина
    Введение
    Этикетки для бакалейных товаров
    Прощание с летом
    Английская бритва
    Путешествие на старом верблюде
    Белые кролики
    Буй Хранитель
    Снег
    Бриз
    Мальчик-ковбой
    Феня Счастье
    Молитва мадам Бове
    Белая радуга
    Бабушкин сад
    Дождливый рассвет
    Телеграмма
    Старик в рваном пальто
    Вилла Боргезе
    Примечания


    Другие книги по славистике

    1995 г. — Портреты и профили Эдмонда Ю. Азадяна

    2002 — Историко-идеологические аспекты в прозаическом и драматическом творчестве советского писателя А. Н. Толстого, 1882-1945

    2008 — Польская поэзия времен советского ГУЛАГа: восстановление утраченной литературы

    >> Смотрите все наши книги по славистике


    Другие книги этого автора

    2006 — Рассказы очевидцев Второй мировой войны Мурманский забег, 1941-1945

     

    Карло Гоцци, Томас Манн, Николай Гоголь. Пять книг для домашнего чтения — KXAN36

    Каждый вечер после работы мы тянемся к пульту от телевизора, к ноутбуку, на котором снимались эпизоды сериала или к мобильному телефону — что вы пишете в соцсетях? Но можно развлечь себя и по старинке — достать книгу с полки. В материале mos.ru пять вариантов. Книги, проверенная временем классика.

    Почему бы сегодня не взглянуть на знакомые со школы работы, они могут открыть нам новые грани. Например, рассказ «Телеграмма» Константина Паустовского, написанный в 1946. ​​Главная героиня — молодая женщина, которая уехала из деревни и забыла о своей матери-старухе. Домой она возвращается после телеграммы, присланной незнакомцами, чтобы попрощаться с мамой.

    Эта история в духе психологического реализма была одной из моих любимых актрис и певиц Марлен Дитрих. Художница, она была чувствительным мозгом. На ее книжной полке Рильке соседствовал с Гёте, а в 1960-х к ним присоединился Паустовский. «Телеграмма», прочитанная в английском переводе в журнале, стала ее первым и пока заочным знакомством с советским писателем. Вскоре они встретились, и Дитрих некоторое время не могла произнести ни слова.

    В своей автобиографической книге «Рассуждение» она написала.

    сказка из двух фото. Как Марлен Дитрих упала на колени перед Константином Паустовским

    Путешествие в 1762 году, в Италию, где драматург Карло Гоцци устроил театральную революцию. Войну он пошел против буржуазных пьес своих коллег Карло Гольдони и Пьетро Киари. Гоцци сделал ставку на площадную комедию дель арте — с ее простотой и импровизацией. Вскоре после открытия «Турандот», шоу, в котором артисты сцены обращались к зрителям и комментировали текущие новости, не переставая играть, противники были повержены, — писал в своих мемуарах счастливый Гоцци. Гольдони уехал в Париж, а Киари перестал писать.

    что это за пьеса? Конечно, о любви. И о жестокости, и о власти. В далеком Китае живет полуволшебная принцесса Турандот. Отец-император мечтает выгодно на ней жениться. Турандот — настоящая красавица, и претендентов на ее руку — принцев всех мастей — нет отбоя. Каждый, кто хотя бы взглянет на ее портрет, не сможет жить спокойно. Но принцесса не хочет замуж. Она хочет обезглавить. Тот, кто хочет на ней жениться, должен правильно ответить на три непростых загадки. Не смог — голова с плеч. Так продолжается до тех пор, пока в царстве отца Турандот не появляется очень умный парень — тоже принц, но обедневший.

    Пьеса Гоцци произвела революцию не только на родине драматурга, но и в Советской России. В 1922 году режиссер Евгений Вахтангов в Третьей студии МХТ, кошачий рай, вскоре ставший театром его имени, поставил «Принцессу Турандот». Спектакль, ставший последним в жизни Вахтангова (во время репетиций обострилась чума, и до премьеры он не дожил), поразил не только простых зрителей, но и Константина Станиславского — вахтанговских педагогов. «Принцесса Турандот», поставленная в непривычном для России жанре комедии дель арте, была прогрессивной постановкой: актеры сцены обсуждали со зрителями последние события в стране.

    Тайны «Принцессы Турандот». Помните главную пьесу Евгения Вахтангова

    От классического итальянского театра к классическому отечественному театру. «Снегурочка» и «Гроза» — две совершенно разные пьесы, но их объединяет тема личности, оказавшейся во враждебном ей обществе.

    Перечитать Островского советует художественный руководитель Театра на Таганке Ирина Апексимова.

    Роман четырехтомника «Иосиф и его братья» немецкого писателя Томаса Манна считал лучшим своим произведением — лучшим дебютом «Будденброков», за который он получил Нобелевскую премию. Ветхозаветный рассказ о проданном Иаковом сыне Иосифе, который был ревнив и люто ненавидел собственных братьев, писатель перенес во времена древнеегипетских правителей Аменхотепа III и его сына Эхнатона.

    Манн написал тетралогию в возрасте 17 лет. Идея возникла в 1926 году, когда он читал Библию. Ему показалось, что Иосиф чрезвычайно интересный и загадочный персонаж, которому из простого слуги в доверенное лицо правителя уделяется слишком мало внимания. Он долго и упорно думал об этом, внимательно изучал быт и быт Древнего Египта и доделывал детали, прикидывая, что еще могло произойти с Иосифом в те дни.

    например, в 39-й главе Бытия очень кратко упоминается, что герой несправедливо обвиняется в изнасиловании жены хозяина. Манн показывает, как жестокая красавица Мут-Энем постепенно все больше влюблялась в Иосифа, безуспешно пыталась закрепить за собой его положение и, в конце концов, решилась на подлый поступок. Кроме того, автор придумал множество дополнительных персонажей.

    Теона Томаса Манна также интересовала основная тема произведения — тема предательства. Он был глубоко разочарован тем, что произошло в 1920-е годы в его стране. Писатель не разделял идей Гитлера и считал, что поднявшиеся под его знамена люди отказались от основных общечеловеческих ценностей.

    «Иосиф и братья его» — одна из моих любимых книг Елена Жук, директор Дома-музея Марины Цветаевой. Она рассказала, что этот роман стал ее спутником на долгие годы.

    Киплинг, Манн и Витгенштейн. Любимые книги директоров московских музеев

    Один из главных мистиков русской литературы Николай Гоголь начал писать жуткие «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 1829 году, когда ему было всего 20 лет. Тяга к страшилкам у него была всегда, с детства он слышал древние легенды о русалках, домовых и прочей нечисти. В отцовском имении Васильевке, где он вырос, были в почете суеверия и легенды.

    Для своей коллекции собрал народные поверья, малороссийскую историю, сведения об обрядах. А рассказу «Майская ночь, или Утопленница» предшествовало событие из его жизни. Однажды, когда маленький Коля был дома один, он увидел кота, который его ужасно напугал. Животное посмотрело на него и зашипело, выгибая спину и готовясь к атаке. Ребенок, услышав страшные истории, пришел в ужас. Он схватил кошку и бросил ее в пруд.

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *