Передача новым поколениям знаний и культурного опыта человечества – Творческий проект «Сохранение культурного наследия русского народа посредством приобщения подрастающего поколения к народной традиционной культуре» Автор: Борзенкова Виктория, Руководитель: Борзенкова С. В.

Передача опыта културы новым поколениям


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Передача опыта культуры новым поколениям. Презентация приготовлена Ученицами 10 «А» класса:Тимофеевой Маргаритой иТерлецкой Ксенией. Культуру называют функцией исторической преемственности. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом передачи всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Она сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах, формулах науки, своеобразных языках искусства, орудиях труда, обычаях и традициях. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Культура предстает формой передачи социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения, причем регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представления о прекрасном, видение природы во всех этнических особенностях и колорите этого опыта. В социальном смысле культура – это обработанная человеком природа. Культура соединяет человека с природой, объединяет в единый комплекс природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи и самого человека. В этом едином изначальном комплексе находится человек, здесь формируются его ценностные установки, способы ориентации, формируются его вкусы и жизненные идеалы. Окружающие нас предметы содержат в себе нечто привнесенное человеком и хранят определённую культурную традицию. Традиция один из способов сохранения культуры. Традиция конкретизирует социальный опыт и уровень развития, которого достигло общество во взаимоотношениях с природой, что может проявляться в наличии конкретных традиций: традиционных ремесленных промыслах, художественном творчестве. Общество в целом и объединяющую его культуру характеризует не только традиция, но и новация. Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям. В первобытном обществе передача социального опыта осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. Со временем человечество пришло к убеждению, что механи

наследуемое и новое в культуре. Теория культуры

8.2.1. Поколения: наследуемое и новое в культуре

Преемственность культуры является закономерностью исторического развития. Она реализуется в динамичной и последовательной смене поколений. Каждое поколение имеет свои особенности: ценности и духовный облик, жизненный опыт и отношение к событиям эпохи. Оно усваивает достигнутый уровень развития и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующих продвижению вперед.

Эти две стороны взаимосвязи поколений – освоение культурного наследия и новаторство – образуют основу исторического развития культуры. Трансляция культуры является всеобщим законом, определяющим единство человечества.

Проблеме роли поколений в истории культуры посвящали свои труды многие исследователи. В зарубежной социологии и культурологии проблемы поколений рассматривали С. Айзенштадт, К. Дэвис, М. Вебер, М. Мид, К. Маннгейм, К. Кенистон, Х. Ортега–и–Гассет, А. Тойнби, Л. Фойер, З. Фрейд, Ч. Рейч, Т. Роззак и др. Смена поколений создает непрерывность в истории культуры, способствует передаче культурного наследия и стимулирует дальнейшее изменение.

Однако в реальной жизни действие этого закона имеет очень широкий диапазон, проявляется в многочисленных вариациях, сопровождается драмами и конфликтами.

А. Тойнби, размышляя о судьбе поколений, отмечал:

Каждое поколение, подобно карме, влачит на себе все то, что было содеяно предшественниками. Ни одно из поколений не начинает жизнь в условиях полной свободы, но начинает как узник прошлого. К счастью, узник этот не беспомощен, он располагает силами сломить рутину наследуемых привычек.[251]

В разные исторические эпохи менялись объем и содержание культурного наследия, способы и механизмы его передачи последующим поколениям. В опыте прошлых поколений были не только достижения, но и заблуждения, ошибки, просчеты. Идеологическая ограниченность и социальная тенденциозность способствовали появлению «белых пятен», уничтожению текстов культуры и достижений известных деятелей. В сознании последующих поколений возникает сожаление об утратах, желание возродить забытые имена, вспомнить о новаторских идеях, пересмотреть отношение к культурному наследию. Но этот возврат происходит на ином витке истории, в других социальных и культурных условиях.

Проблема взаимоотношения поколений привлекала внимание российских ученых в различные периоды модернизации общества. Среди них можно назвать известных политиков, писателей: А. И. Герцена, П. А. Сорокина, И. С. Тургенева.

В 60–х гг. XX в. проблему поколений исследовали социологи И. Бестужев–Лада, И. Кон, И. Ильинский, В. Лисовский, С. Иконникова, Л. Коган, М. Титма, В. Шубкин, А. Шендрик, В. Чупров.

Эти исследования содержали научную информацию об изменениях в ценностных ориентациях молодого поколения и тем самым прогнозировали неизбежность глубоких социальных и культурных перемен в обществе. Эти прогнозы подтверждали идею немецкого социолога К. Маннгейма о том, что феномен поколений является одним из главных факторов, способствующих зарождению динамики исторического развития. Испанский философ и культуролог Х. Ортега–и–Гассет отмечал, что смена поколений создает «пульсацию» в истории общества, определяя границы соединения традиций и новаторства. Возрастные группы выполняют интегративную функцию, объединяя сверстников на основе общего отношения к ценностям. Каждое поколение «встает на плечи» предыдущего, формируется им, но затем вносит свой вклад в развитие общества и культуры.

Характер преемственности культуры отражается в духовном облике поколений. В истории известны поколение «бури и натиска», «потерянное поколение», «поколение надежд». Эти символические названия отражают их роль в истории культуры.

Преемственность и взаимодействие поколений необходимо рассматривать по крайней мере в двух аспектах.

Первый аспект – вертикальный, или диахронный, анализ, когда рассматривается последовательная смена поколений в истории культуры определенной эпохи. Этот подход позволяет представить общую картину передачи культурного наследия, его объем, судьбу открытий и утрат, продолжение реформ, начатых предшествующим поколением, или их критику, отказ продолжать.

Интересный расчет ускорения темпов исторического развития и увеличения объема информации в деятельности поколений предложил американский социолог А. Тоффлер. Если последние пятьдесят тысяч лет существования человека разделить на средний срок человеческой жизни (приблизительно 62 года), то всего в истории было около 800 таких сроков. Из них 650 человек провел в пещерах. Только во время последних 70 сроков благодаря письменности стало возможным эффективное общение поколений. За последние шесть сроков большинство людей узнало печатное слово. За четыре срока человек научился более или менее точно измерять время. За два последних срока человек начал использовать электричество. «И потрясающее количество материальных благ, которыми мы пользуемся сегодня, были созданы за последний, восьмисотый, срок жизни», – заключает А. Тоффлер.[252]

Возможно, приведенные расчеты условны, но они достаточно образно воспроизводят динамизм исторической преемственности культуры, колоссальный объем культурного наследия, накопленного человечеством, соотношение традиций и новаторства.

Второй аспект – горизонтальный или синхронный анализ, когда рассматриваются поколения, живущие одновременно. Отличительной особенностью современности является ускорение темпа перемен, когда прошлый опыт сохраняется как память, но утрачивает свое значение для реальной жизни молодого поколения. Молодые воспринимают мир иначе, живут иными ценностями и целями. Возникший «временной сдвиг» изменил роль и характер взаимодействия поколений.

Как правило, одновременно живут три–четыре поколения. Между ними на основе общих жизненных ценностей складываются различные отношения: сотрудничества и доверия, взаимопонимания и согласия, поддержки и помощи.

Но возможна и другая ситуация, когда отношения между поколениями становятся напряженными и возникают конфликты, разногласия, взаимная критика и открытая враждебность.

Эти отношения могут охватывать различные сферы жизни, цели и ценности, симпатии к политическим лидерам и деятелям культуры, оценки событий и технических достижений, подражание модным эталонам и вкусам. По одному вопросу поколения могут иметь общее мнение, по другому – разные (например, вопросы рождаемости, количества детей в семье). Постепенно уходят в прошлое большие семьи, в которых совместно проживали несколько поколений. Все чаще семья становится нуклеарной, состоящей из родителей и одного–двух детей. Появляются и иные типы семей: бездетные, однополые, временные союзы без оформления брака, неполные семьи без отца, традиционные формы многоженства, разрешенного обычным правом в мусульманском обществе. Число одновременно живущих поколений может увеличиваться или сокращаться в зависимости от многих условий, в том числе от снижения границы реального возраста родителей, от генетической предрасположенности к долгой жизни, от соблюдения норм здорового образа жизни и отсутствия «факторов риска».

В условиях земной цивилизации, к сожалению, одновременно могут жить не больше пяти поколений. Свыше ста лет живут очень немногие люди, и это большая редкость, хотя, возможно, границы биологического возраста могут быть отодвинуты к более поздним срокам. Но в настоящее время в ряде стран, в том числе в России, вызывают тревогу увеличение смертности, сокращение рождаемости, уменьшение средней продолжительности жизни.

Все эти особенности и тенденции влияют на характер преемственности поколений.

Генеалогическое поколение указывает на происхождение семьи от общего предка. Оно создает представление о династии и родственных связях, о преемственности поколений.

В недалеком прошлом в нашей стране к генеалогии относились пренебрежительно, считали ее сословным пережитком. Это привело к почти полному исчезновению семейных архивов, лишь редкие семьи знают историю своих предков дальше 3–4–го поколения, да и в этих пределах подробности их жизней мало известны.

Вместе с тем генеалогия – одна из важнейших отраслей исторического источниковедения. Она изучает родственные связи людей, последовательность поколений, их ценности и образ жизни, правовые и этические нормы в отношениях между поколениями.

Сейчас отношение к генеалогии значительно изменилось, возрос интерес к истории семьи и своего рода.

Выявились новые перспективные направления: изучение истории дворянства, купечества, духовенства, городских средних слоев, феодальной аристократии, интеллигенции, предпринимателей, ремесленников, рабочих, крестьян.

В последние годы публикуются важнейшие архивные документы: письма, дневники, мемуары, на основе которых можно воссоздать историю семейной династии. Издаются фундаментальные книжные серии, посвященные истории правящих династий, справочники о переселенцах и этнических диаспорах. Очень интересны художественные портреты, миниатюрные изображения, фотографии, благодаря которым можно представить особенности внешнего облика своих предков, особенности костюма и быта.

Знание истории семьи – духовная основа преемственности поколений и бережного отношения к культурному наследию. И наоборот, забвение предков неизбежно ведет к безнравственности, варварскому отношению к историческим культурным ценностям.

Историческое поколение – период времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение, становясь современником событий эпохи, оказавших влияние на его духовный облик. Иногда историческому поколению придают символическое значение, называя его, например, «поколением Великой Отечественной войны», «поколением шестидесятников», «поколением перестройки и рыночных реформ».

В условиях экономических реформ все чаще говорят о среднем классе, «бизнес–поколении», которое активно проявляет себя в предпринимательской и коммерческой деятельности. В эту деятельность вовлечено не все поколение, но оно тем не менее влияет на характер ценностей и формирующийся стиль жизни общества.

Как пишет социолог И. С. Кон, «поколение в этом смысле не столько количественная, сколько качественная определенность. Чем значительнее историческое событие, тем длительнее его историческое воздействие, тем шире хронологические рамки его влияния».[253]

Старшее поколение может влиять на несколько поколений, в том числе на молодежь, создавая устойчивое традиционное отношение к историческим событиям и духовным ценностям своего времени, вызывая эмоциональную сопричастность и взаимное понимание.

Такие отношения складываются между поколениями в условиях относительной стабильности общества. Но перемены вызывают, как правило, у нового поколения критическое отношение к предыдущему периоду, требуя отказаться от целей и ценностей старшего поколения, объявляя их ложными. Так было при противостоянии Красного и Белого движений во время революции;в период студенческих волнений «новых левых» на Западе в конце 60–х гг. XX в.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Сохранение культурно-исторического наследия как необходимое условие развития современного общества

Человек настоящего – это связующее звено между прошлым и будущим. Знание своих национальных и исторических корней порождает чувство собственного самосознания, идентификацию себя как личности, опирающейся на опыт предыдущих поколений, стимулирует возникновение потребности в передаче такого опыта  своим потомкам.

Утрата памяти отдельно взятым человеком  приводит к потере  представлений о самом себе, о своём месте в обществе, к отсутствию  стремлений и цели жизни. Человек «без памяти» обречён жить сегодняшним днём и искать указаний о том, как ему существовать, у окружающих. Народ, утративший  в силу пренебрежения к культурно-историческому наследию многовековой опыт предков, забывший  свою историю, свои традиции,  так же обречён заново определять своё место среди других народов, заменять собственные утраченные ценности заимствованными или навязанными извне.


Россия  —  многонациональное государство с многовековой историей. На протяжении сотен лет, поколение за поколением, люди создавали, сохраняли и передавали своим потомкам материальные и духовные плоды жизнедеятельности, которые и являются  культурным наследием и национальным  достоянием страны.

В культурном наследии народов России  заключён неоценимый  запас знаний об истории и развитии  государства и общества, о национальных, культурных, бытовых, социальных традициях, нормах морали и этики.

В утвержденных 24 декабря 2014 года  Указом Президента Российской Федерации  «Основах государственной культурной политики» говорится, что культура России — такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире.

Деятельность по сохранению культурно-исторического наследия должна включать в себя его охрану от разрушения и исчезновения (забвения), популяризацию среди самых широких слоёв населения, использование и воспроизводство (создание новых памятников архитектуры, обретение новых достойных традиций и т.д.).

Недооценивать какое-либо направление невозможно. Учитывая тот факт, что культуре не свойственно статическое состояние, она находится в постоянной динамике, особо актуальным можно назвать воспроизводство культурно-исторических ценностей. Опираясь на опыт и память предыдущих поколений, современное поколение творит собственную историю, обретает свой уникальный опыт, создаёт  материальные и духовные ценности, которые так же со временем станут  частью культурно-исторического наследия. Как мы в настоящее время судим о прошлом по  духовным и материальным ценностям, полученным нами в культурное наследие от наших предков, так и будущие поколения будут судить о нас по тем ценностям, которые  мы оставим после себя.

Ежедневно мы слышим множество крылатых фраз, устойчивых выражений и поговорок, которые несут в себе определённую идею, но редко задумываемся об их  первоначальном глубинном смысле и истории возникновения. О том, что народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего, древнегреческий Философ Платон сказал ещё в IV веке до н.э. В ХVIII веке это выражение было повторено великим русским учёным М. В. Ломоносовым,  остаётся оно актуальным и по сей день. Не зная своей истории, не сохраняя своего культурно-исторического наследия, мы рискуем потерять будущее своих детей.

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».


Культура и цивилизация. Механизм передачи культурного опыта — Мегаобучалка

Лекция 2.

Механизм передачи культурного опыта.

Культуру невозможно передать генетическим путем и человечество научилось пользоваться знаками. Знак – это заменитель реального объекта ,несущий информацию об объекте и являющийся основой коммуникаций. Благодаря знаку связывается прошлое, настоящее и будущее. Революционным оказалось появление письменности. Это позволило дифференцировать человеческую деятельность и следовательно усилить, ускорить темпы и объемы получения информации.

Со знаком тесно связаны такие понятия, как социализация и инкультурация.

Инкультурация— это процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов(образцов), свойственных данной культуре, которая в следствии становится для него родной. Термин введен в середине 20 века американской культурной антропологией ( Херцковиц и Клакхан).

Социализация – усвоение индивидом социокультурных норм, ценностей, принятие и усвоение различных ролей во взаимодействии с другими людьми.

Приобщиться к обществу легче, чем приобщиться к культуре.

Основные виды знаков

1) Естественные

2) Функциональные

3) Конвенциональные ( Знаковые объекты, о значимости которых люди договорились) Знаки, Индексы, Показания приборов, Знаки -символы и знаки –образы.

Кармин А. А. «Основы культурологии»

«Культурология под редакцией Юрия соломина и Кагана»

Культурология.20 Век. Энциклопедический словах в двух томах»

Функции системы знаков.

В современной научной литературе существует множество классификаций этих функций, каждый мыслитель ставит на первое место ту функцию, которую считает определяющей.

Примеры:

Й.Хёйзенга считал определяющей игровую функцию культуры.

Э. Кассирер подчеркивал ведущую роль символической функцией.

Э. Дюркгейм -социализации и коммуникации.

М. Вебер считал определяющей ценностно-нормативную функцию

П. Сорокин считал определяющей гносиологическую функцию и мирвозренческую функцию.Однако выделение приоритетной функции условно в каждый конкретный момент времени в рамках определенной культуры может доминировать любая функция.



Познавательная функция состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпохе. Культура есть самопознание.

Информативная функция состоит в том, что культура передает знания и опыт предшествующих поколений. В культуре проявляется социальная генетическая наследственность человека, то есть историческая память. Она опредмечена в знаковых системах.

Язык культуры — это важнейшее средство передачи информации и социализации в современном мире.

Символ — Знак культуры, которым люди издавно пользовались для сокращения информации.

Знак культуры- это шифр, с помощью которого возможна формализация информации.

Это своего рода условно-договорные обозначения, заменители культурно значимой информации.

Выделяю дописьменную, письменную и экранную цивилизации.

Коммуникативная функция состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть прямым, непосредственным или косвенным. Культура всегда предполагает общение, оно может быть различным: благоприятным, нейтральным, негативным.

Подлинная культура признанна развивать личность, способствовать её росту, духовному совершенствованию, очень важны знаковые системы, «языки», то есть это язык ритуалов, народа, жестов, танцев, музыки.

Функция адаптации– человек не приспосабливается к природе, а природу приспосабливает к себе. Накопленный опыт воплощается в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения.

Регулятивная функция– функция установления равновесия в обществе, обычаи ,мораль, право.

Функция социализации– это вхождение в общество. Процесс полной итеграции личности в социальную систему.

Противоречия социализации-:а) Феральные люди( люди, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных)придумал этот термин К.Линней

б)Фрейд считал, что культура лишает человека естественности, закобаляет его, и иногда психика человека не выдерживает.

В)ассоциальное поведение.

Культура и цивилизация.

Понятие культуры и цивилизации тесно связаны. Нельзя понять цивилизацию, не поняв его культуру. И культура и цивилизация- ценностные понятия. Любая цивилизация, как и культура есть определенная совокупность ценностей, присущих ей. Культура составляет базу для цивилизации. Цивилизация( перевод: «гражданский, государственный, городской»)

Смыслы понятия цивилизация.

1) Цивилизация –это уровень, ступень развития общества материальной и духовной культуры

3)Цивилизация-ступень развития, следующее за варворством. Это определение цивилизации было дано учеными 19 века Морганом и Тайлором. Цивилизация была определена как историческая эпоха, пришедшая на смену эпохе варварства и противостоящая ей. Дикость-Варворство-Цивилизация.

4) Просветительское определение цивилизации. Цивилизация – это такое состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека

 

. Цивилизация это временное понятие, а культура не временное.

Цивилизация включает:

1)Преобразованную человеком окультуренную природу.

2) Средства этого преобразования

3) Социальную культуру( общественные отношения, духовную культуру

4)Человека, усвоившего культуру духовную, материальную, политическую. Цивилизованный человек сегодня, это культурный человек, обладающий планетарным и глобальным мышлением. (в работе можно рассмотреть ….

 

Что такое образование как способ передачи опыта 🚩 Образование 🚩 Другое


Оно представляет собой особую разновидность знаний, которая была получена в результате прямых наблюдений, экспериментов, практических действий, переживаний. В своем роде опытное знание представляет собой гармоничное единство навыков и знаний о каком-либо предмете. Многие философы и исследователи (Аристотель, Иммануил Кант, Карл Маркс) склонны считать, что опыт трансформируется в знания, а знания переходят в науку.

Говоря о системе образования как способе передачи опыта надо понимать, что речь идет именно о том опыте, который был позднее трансформирован в знание и научное знание. Ведь сам опыт по себе бывает как позитивным, несущим новые открытия, так и негативным, который либо никак не отразился на багаже знаний человека и человечества, либо нёс промежуточный характер, подготавливая первооткрывателей к новому опыту.


Опыт в современном обществе передается с помощью системы образования, дошкольного, общего, профессионального и дополнительного. Общество возложило на себя обязанности по воспитанию детей и подростков с помощью системы образования, передавая им накопленный человечеством опыт. Опыт может быть нескольких видов: физический, эмоциональный, религиозный, ментальный и социальный. На последних двух видах опыта чаще всего и сконцентрирована современная система образования. Человек социализируется, приобретает определенное положение в обществе, а также обзаводится ментальным опытом. Он заключается в способности интеллекта выполнять те задачи, в решении которых человек имел ранее приобретенный опыт. К примеру, студент архитектурного ВУЗа, обучаясь на специальности проектирования строительства, в будущем сможет провести расчеты строительства, аналогичные тем, которым его обучали педагоги.

Чем большее количество знаний копится, тем больше потребность в его структурировании. Это касается и опытного знания. Поэтому оно может быть передано с помощью системы образования. Само по себе образование — это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений и навыков.

Умения и навыки — это результат полученного ранее опыта. А знания — это то, без чего невозможно их правильное применение. Кроме этого, только лишь благодаря усвоенным знаниям и накопленному опыту возможно возникновение новых знаний. Поэтому образование как способ передачи опыта — важнейшая его функция.

Традиция — передача элементов социального и культурного опыта от поколения к поколению, сохраняющаяся в определенных

Художники смогли ответить Сократу на вопрос: «Что такое искусство?»:
(*ответ*) нет, художники не смогли ответить Сократу на вопрос: «Что такое искусство?»;
 да, художники смогли ответить Сократу на вопрос: «Что такое искусство?».
Эстетика — не только удовольствие от искусства, но и его систематизация:
(*ответ*) нет, эстетика — это только удовольствие от искусства, но и его систематизация;
 да, эстетика — не только удовольствие от искусства, но и его систематизация.
Эстетика во главу угла ставит проблемы сущности искусства и его роли в деятельности человека:
(*ответ*) да, эстетика во главу угла ставит проблемы сущности искусства и его роли в деятельности человека;
 нет, эстетика во главу угла не ставит проблемы сущности искусства и его роли в деятельности человека.
Восприятие — отражение мира в виде целостного образа:
(*ответ*) верно, восприятие — отражение мира в виде целостного образа
 неверно, восприятие — отражение мира в виде отдельных образов
Композиция — построение художественного произведения:
(*ответ*) да, композиция — построение художественного произведения
 нет, композиция не является построением художественного произведения
Критика — анализ или обсуждение чего-либо с целью дать оценку:
(*ответ*) нет, критика не является анализом или обсуждением чего-либо с целью дать оценку
 да, критика — анализ или обсуждение чего-либо с целью дать оценку
Рецепционная установка — предварительная настроенность на восприятии:
(*ответ*) верно, рецепционная установка — предварительная настроенность на восприятии
 неверно, рецепционная установка не является предварительной настроенностью на восприятии
Реципиент — читатель, слушатель, зритель, потребитель художественного произведения:
(*ответ*) нет, реципиент не является отправителем информационного сообщения в виде художественного произведения
 да, реципиент — отправитель информационного сообщения в виде художественного произведения
Художественность — мера эстетической ценности произведения искусства, степень его красоты:
(*ответ*) нет, художественность не является мерой эстетической ценности произведения искусства, степенью его красоты
 да, художественность — мера эстетической ценности произведения искусства, степень его красоты
Шедевр — образцовое произведение:
(*ответ*) да, шедевр — образцовое произведение
 нет, шедевр не является образцовым произведением
Эстетическое сознание — оценка действительности с позиций эстетического идеала:
(*ответ*) да, эстетическое сознание — оценка действительности с позиций эстетического идеала
 нет, эстетическое сознание — оценка действительности с позиций научного идеала
Возрождение — эпоха в истории европейской культуры XIII-XVI веков, ознаменовавшая собой возрождение традиций античного искусства:
(*ответ*) нет, Возрождение — эпоха в истории европейской культуры XIII-XVI веков, не ознаменовавшая собой возрождение традиций античного искусства
 да, Возрождение — эпоха в истории европейской культуры XIII-XVI веков, ознаменовавшая собой возрождение традиций античного искусства
Замысел — исходное представление художника о своем будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс:
(*ответ*) да, замысел — исходное представление художника о своем будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс
 нет, замысел — не исходное представление художника о своем будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс
Метод — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи:
(*ответ*) да, метод — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи
 нет, метод — не способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи
Модерн — современное стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XVII — начала XVIII веков:
(*ответ*) нет, модерн — современное стилевое направление в европейском и американском искусстве не конца XVII — начала XVIII веков
 да, модерн — современное стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XVII — начала XVIII веков
Творчество — процесс отношений между творцами и объектами творчества как единство познания и преобразования; деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью:
(*ответ*) да, творчество — процесс отношений между творцами и объектами творчества как единство познания и преобразования; деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью
 нет, творчество — не процесс отношений между творцами и объектами творчества как единство познания и преобразования; деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью
Традиция — передача элементов социального и культурного опыта от поколения к поколению, сохраняющаяся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени:
(*ответ*) да, традиция — передача элементов социального и культурного опыта от поколения к поколению, сохраняющаяся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени
 нет, традиция — не передача элементов социального и культурного опыта от поколения к поколению, сохраняющаяся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени

Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры (стр. 1 из 6)

Содержание

Введение

1. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры

2. Система культурологической интеграции гуманитарных знаний

3. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы

4. Проблема развития личности старшеклассника, психологические основы методики преподавания мировой художественной культуры в школе

Заключение

Литература

Введение

Качественные изменения в современном российском обществе, обусловленные государственно-политическим переустройством и становлением рыночной экономики, сопровождаются, наряду с позитивными явлениями, обострением ряда противоречий, о чем свидетельствуют рост национальной нетерпимости, агрессивности, бездуховности, кризис взаимного доверия между людьми, излишний прагматизм, проблемы экологии и безопасности и др. В складывающихся условиях гуманитарное образование теряет свои исконные позиции. Многие исследователи отмечают в этой связи его кризисное состояние, указывая прежде на «дефицит культуры» в нем (Л.П. Буева, В.П. Зинченко, Ю.В. Рождественский, Ю.А. Сенько и др.). Вернуть гуманитарному образованию приоритетные позиции призвана прежде всего школа. Для решения этой задачи последняя нуждается в серьезной модернизации, которая должна затронуть все звенья школьного образования. В правительственной «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 — 2004 гг.)» подчеркивается, что основным направлением модернизации содержания общего среднего образования должно быть усиление его социальной и гуманитарной ориентированности, расширение и конкретизация его социального и культурного контекста. Современное общество ставит перед системой образования задачу подготовки выпускников, имеющих активную жизненную позицию, способных гибко адаптироваться в изменяющихся условиях, критически мыслить, находить пути рационального решения жизненных ситуаций и социокультурных задач, уметь строить коммуникации в различных социальных группах, самостоятельно работать над повышением собственной культуры, осуществлять адекватную саморегуляцию. Для эффективного решения поставленных задач необходима прежде всего общая корректировка взаимодействия гуманитарных знаний и построение такой интеграции, которая обеспечит сближение школьного гуманитарного образования с социокультурной практикой, будет способствовать активному и последовательному вхождению учащихся в социокультурную реальность, более осмысленному восприятию происходящих явлений, творческой самореализации в культуре. При таком подходе логико-содержательная основа интеграции гуманитарных знаний должна быть усилена за счет культурологической составляющей, понимаемой как специально организованный процесс подготовки школьников к социокультурной ориентации.

1. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа.

Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.

«Теперь «образование» теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей».

Х.-Г. Гадамер. «Истина и метод»

Процесс взаимодействия, как присвоение и создание человеком новых культурных ценностей, в рамках образовательной системы является созиданием. То есть связан с культурой в ее динамическом аспекте.

Процесс общения педагога с представителями разных наций и народностей, обучающимися в многонациональной России, выступает как опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В современном образовательном учреждении реализуется принцип диалога культур (русской, европейской, американской, западной и восточной). Данный принцип осуществляется в рамках новых учебных курсов: «Мировая художественная культура», «Этика и эстетика», «История науки».

Как известно, язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передается как от поколения к поколению, так и в условиях образовательных учреждений. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к языку как отдельной представляющей целостной культуры. Поэтому миссия образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей.Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.

Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Рассмотрим основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования.

1. Образование — это один из оптимальных и интенсивныхспособов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования)

Образование -это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Диалог — это форма субъект- субъектного познания окружающего мира. Он имеет особое значение на стадии распознавания сущностного, эвристического и креативного в предлагаемой учебной информации. Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развитых отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан.

Духовное в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культуру. Носителем культуры выступает семья, и первая осваивается в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, профессиональной деятельности и общения с окружающими людьми. Однако именно в процессе обучения воспитания человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества и человека. Поэтому при определении целей и задач образовательных систем уточняют социальный заказ. В свою очередь содержание образования может быть ограничено стандартами peгиона, страны, всего мира, которые учитывают характер взаимодействия человека с культурными ценностями, меру и степень их присвоения и созидания.

2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях, (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности, досуга).

В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

Жизнь человека — это звено в цепи поколений. То есть человек живет в пространстве социально-культурной традиции, которая оказывает существенное влияние на формирование его характера, стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим отношения между традицией и новациями в сфере образования и воспитания человека воплощают взаимосвязь между образованием и культурой народов в целом.