Плохо быть человеку одному библия: Бытие 2:18 — Быт 2:18

Толкования Священного Писания. Толкования на Быт. 2:18

Содержание

  • Толкования на Быт. 2:18

    • Свт. Иоанн Златоуст

    • Свт. Амвросий Медиоланский

    • Свт. Филарет (Дроздов)

    • Еп. Виссарион (Нечаев)

    • Тертуллиан

    • Лопухин А.П.

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Свт. Иоанн Златоуст

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

Вот опять Моисей сказал, также, как и прежде: «Господь Бог», чтобы мы, вкоренив эти слова в своем уме, не ставили человеческих соображений выше божественного Писания. «И рече, – говорит, – Господь Бог: не добро человеку быти единому». Смотри, как благий Бог не останавливается, но прилагает благодеяния к благодеяниям, и, богатый благостию, хочет облечь это разумное существо всякою честию, а вместе с честию даровать ему и удобство жизни.

«Рече, – сказано, – Господь Бог: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему». Вот опять и здесь слово: сотворим. Как вначале, при создании человека, Бог говорил: «сотворим человека по образу нашему и по подобию», так и теперь, намереваясь создать жену, употребляет то же слово, и говорит: «сотворим». Кому говорит? Не какой-либо сотворенной силе, но рожденному от Него, чудному Советнику, Властителю, Начальнику мира. Единородному Своему Сыну. Чтобы Адам знал, что созидаемое существо будет равно ему по достоинству, для этого Бог, как об нем самом сказал: «сотворим», так и теперь говорит: «сотворим ему помощника по нему». Два эти выражения: «помощника» и: «по нему», многозначительны. Не хочу, говорит, чтобы он был один, но – чтобы имел некоторое утешение от сообщества, и не это только, но нужно создать для него соответствующего ему помощника, то есть жену.
Вот для чего Бог, сказав: «сотворим ему помощника», прибавил еще: «по нему», чтобы ты, когда увидишь сейчас, как приводятся (к Адаму) все звери и птицы небесные, не подумал, что об них сказаны эти слова. Хотя многие из бессловесных помогают человеку в трудах его, однако ни одно из них не равняется разумной жене.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 14.


В то время Бог сказал: сотворим ему помощника; ныне же — ничего подобного. Ибо кто, по принятии благодати Духа, нуждается в каком-либо ином помощнике? Входящий в тело Христа [Церковь] нуждается ли в какой-то помощи? Тогда по образу Божию сотворен был человек, ныне соединяется он с Самим Богом.

Беседы на Евангелие от Иоанна.


Нужно сказать о том, какую еще честь отнял грех и какие виды рабства ввел он, связав нашу природу различными господствами, подобно тирану, налагающему разные оковы. Первый вид господства и рабства – тот, в котором мужья держат жен; он сделался нужным после греха.

До преслушания она (жена) равночестна была мужу. Когда Бог создавал жену, то при этом произнес те же слова, как и при создании мужа. Как о том сказал: «сотворим человека по образу и по подобию Нашему», а не сказал: «да будет человек», так и об этой не сказал: «да будет жена», но (говорит) и здесь: «сотворим ему помощника», и не просто – помощника, но: «по нему», показывая одинаковое достоинство. Так как бессловесные оказывают большую помощь в потребностях нашей жизни, то чтобы ты не отнес и жену к числу рабов, смотри, какое делается ясное различие. «Приведе, – сказано, – звери ко Адаму… и… не обретеся помощник подобный ему»
по нему. Как же это? Разве не помощник конь, участвующий в бою? Разве не помощник вол, влекущий плуг и трудящийся с нами в деле посева? Разве не помощники осел и мул, производящие вместе с нами перевозку тяжестей? Но чтобы ты не сказал этого, для этого делается (в Писании) строгое различие. Не просто сказано, что «не обретеся помощник ему», но – что «не обретеся помощник подобный ему». Так и здесь не просто сказал (Бог): «сотворим ему помощника», а изрек: «сотворим ему помощника по нему».

Восемь слов на книгу Бытия. Слово четвертое.

Свт. Амвросий Медиоланский

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

А что человек сотворен ради человека, это тоже мы находим в книгах Моисея, (именно в (следующих) словах Бога:

«Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, подобнаго ему». Итак, жена дана в помощь мужу, чтобы она рождала, чтобы (таким образом) человек помогал человеку. Почему пред сотворением жены и было сказано об Адаме: Не нашлось помощника, подобнаго ему, так как человеку может помочь только человек. Итак, между всеми животными не нашлось подобнаго существа (animal) или, лучше сказать, не нашлось помощника человеку; такой помощник виделся в женском поле.

Об обязанностях священнослужителей. Книга I.

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

Сотворению жены предшествует совет Божий, подобно как и сотворению мужа, но не столь торжественный. Ибо теперь Бог не говорит сотворим, но сделаю. Сия разность выражения следует различию двух советов, из которых один заключает всеобщее и существенное предопределение человека, а другой — частное только дополнение первого. Слова:

не хорошо быть человеку одному, нельзя поставлять в противоположность с божественным одобрением предшествовавших человеку тварей, ниже утверждать на них необходимость супружеского состояния для каждого человека. Сотворение жены не могло дать первому человеку высшего совершенства, нежели в каком он сотворен прежде ее, и есть обстоятельства, в которых хорошо человеку не прикасаться жене (1 Кор. 7:1; Мф. 19:12). Не хорошо было Адаму быть одному, вероятно потому, что при обозрении животных он уже почувствовал нужду в помощнике, подобном ему (Быт. 2:20). Когда жена в совете Божием называется помощником мужа, сим показывается ее назначение вспомоществовать ему в рождении и воспитании детей, во всех нуждах, относящихся до временной жизни. Помощником мужа
яко пред ним
כנגדו, в переводе семидесяти; по нему и подобным ему, называется жена в ознаменование одинакового с ним естества, в противоположность с другими родами животных, ближайшего ему служения (1 Кор. 11:9), всегдашнего с ним собеседования и неразлучного сожития.

…<Христос> в качестве Главы рода человеческого. Но первый Адам низринул с собою все члены, которых был главою; Второму Адаму предопределено возглавить в себе все, что есть на небесах и на земле (Еф. 1:10).

Толкование на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

И рече Господь Бог: не добро быти человеку единому: сотворим ему помощника по нему

Муж и жена сотворены, как мы видели (Быт. 1:21), в один и тот же день, т. е. шестый. Но слово Божие внушает нам видеть преимущество мужеского пола пред женским уже в том, что муж создан прежде жены. Апостол Павел говорит в послании к Тимофею:

«учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии, ибо преж­де создан Адам, а потом Ева» (2Тим. 2:12-13). Впрочем, пока не сотворена была жена, Бог видел, что «не хорошо быть человеку одному». Это не то значит, что для совер­шенства природы Адамовой не доставало жены, – жена, без сомнения, ничего не могла прибавить к тому совершен­ству, с каким он сотворен, и есть даже обстоятельства, в которых «хорошо человеку не прикасатися к жене» (1 Кор. 7:1; Мф. 18:12). Господь признал неудобною жизнь Адама в одиночестве, по предведению, что сам Адам при обозрении животных, как увидим после, почувствует это неудобство и потребность в сожитии с существом, подобным ему. И так как удовлетворение сей потребности совпадало с намерением Божиим распространить род человеческий, то Господь вознамерился сотворить для Адама помощника по нему, т.
е. подобное ему существо, которое должно вспо­моществовать ему в рождении и воспитании детей, а также и во всех нуждах.

Далее Моисей описывает наречение Адамом имен жи­вотных, как случай к созданию ему помощницы.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Тертуллиан

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

Благость рекла; Благость создала из праха субстанцию плоти, извлекла из единой материи столько свойств; Благость вдохнула душу — живую, не мертвую; Благость поставила человека пользоваться и править всеми вещами и дать им имена. Благость и большие наслаждения дала человеку: чтобы он, овладев всей землей, пребывал в приятнейшем месте и был перенесен в рай, то есть из мира в Церковь. Та же Благость сотворила и помощника человеку, чтобы не было ничего неблагого. Ибо

не хорошо быть человеку одному. Он знал, что пол Марии будет на благо человеку, а потом — и Церкви.

Против Маркиона.

Лопухин А.П.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

«И сказал Господь Бог… сотворим». Нетрудно видеть здесь довольно близкую аналогию с словами божественного совета перед сотворением первого человека (Быт 1.26) и точно также, следовательно, находить здесь доказательство важности того акта, о котором они говорят.

«не хорошо быть человеку одному…» Слова эти отнюдь не означают того, что Бог будто бы сознается в несовершенстве своего творения и как бы вносит в него поправку, — в планах божественного промышления, без сомнения, все это было уже заранее предусмотрено и преднамечено: но они указывают лишь на тот факт, что одиночество тяжело и нехорошо для человека, ибо лишает его самых близких и удобных средств к всестороннему развитию своей личности, успешнее всего происходящему, как известно, в общении с себе подобными.

«помощника, соответственного ему…» В этих словах, с одной стороны, указывается на высокое достоинство жены, ибо она подобна мужу, т. е. так же, как и он, носит в себе образ Божий, с другой — отмечается и ее, несколько как бы зависимое от мужа, положение, поскольку всякий помощник стоит в общественном смысле ступенью ниже своего непосредственного начальника.

Прежде чем перейти к подробному изложению самой истории творения первой жены, бытописатель кратко отмечает еще один факт, послуживший ближайшим поводом к этому творению.

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Толкования Священного Писания. Толкования на Быт. 2:18

Содержание

  • Толкования на Быт. 2:18

    • Свт. Иоанн Златоуст

    • Свт. Амвросий Медиоланский

    • Свт. Филарет (Дроздов)

    • Еп. Виссарион (Нечаев)

    • Тертуллиан

    • Лопухин А.П.

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Свт.

Иоанн Златоуст

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

Вот опять Моисей сказал, также, как и прежде: «Господь Бог», чтобы мы, вкоренив эти слова в своем уме, не ставили человеческих соображений выше божественного Писания. «И рече, – говорит, – Господь Бог: не добро человеку быти единому». Смотри, как благий Бог не останавливается, но прилагает благодеяния к благодеяниям, и, богатый благостию, хочет облечь это разумное существо всякою честию, а вместе с честию даровать ему и удобство жизни. «Рече, – сказано, – Господь Бог: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему». Вот опять и здесь слово: сотворим. Как вначале, при создании человека, Бог говорил: «сотворим человека по образу нашему и по подобию», так и теперь, намереваясь создать жену, употребляет то же слово, и говорит: «сотворим». Кому говорит? Не какой-либо сотворенной силе, но рожденному от Него, чудному Советнику, Властителю, Начальнику мира. Единородному Своему Сыну. Чтобы Адам знал, что созидаемое существо будет равно ему по достоинству, для этого Бог, как об нем самом сказал: «сотворим», так и теперь говорит: «сотворим ему помощника по нему». Два эти выражения: «помощника» и: «по нему», многозначительны. Не хочу, говорит, чтобы он был один, но – чтобы имел некоторое утешение от сообщества, и не это только, но нужно создать для него соответствующего ему помощника, то есть жену. Вот для чего Бог, сказав: «сотворим ему помощника», прибавил еще: «по нему», чтобы ты, когда увидишь сейчас, как приводятся (к Адаму) все звери и птицы небесные, не подумал, что об них сказаны эти слова. Хотя многие из бессловесных помогают человеку в трудах его, однако ни одно из них не равняется разумной жене.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 14.


В то время Бог сказал: сотворим ему помощника; ныне же — ничего подобного. Ибо кто, по принятии благодати Духа, нуждается в каком-либо ином помощнике? Входящий в тело Христа [Церковь] нуждается ли в какой-то помощи? Тогда по образу Божию сотворен был человек, ныне соединяется он с Самим Богом.

Беседы на Евангелие от Иоанна.


Нужно сказать о том, какую еще честь отнял грех и какие виды рабства ввел он, связав нашу природу различными господствами, подобно тирану, налагающему разные оковы. Первый вид господства и рабства – тот, в котором мужья держат жен; он сделался нужным после греха. До преслушания она (жена) равночестна была мужу. Когда Бог создавал жену, то при этом произнес те же слова, как и при создании мужа. Как о том сказал: «сотворим человека по образу и по подобию Нашему», а не сказал: «да будет человек», так и об этой не сказал: «да будет жена», но (говорит) и здесь: «сотворим ему помощника», и не просто – помощника, но: «по нему», показывая одинаковое достоинство. Так как бессловесные оказывают большую помощь в потребностях нашей жизни, то чтобы ты не отнес и жену к числу рабов, смотри, какое делается ясное различие. «Приведе, – сказано, – звери ко Адаму… и… не обретеся помощник подобный ему» по нему. Как же это? Разве не помощник конь, участвующий в бою? Разве не помощник вол, влекущий плуг и трудящийся с нами в деле посева? Разве не помощники осел и мул, производящие вместе с нами перевозку тяжестей? Но чтобы ты не сказал этого, для этого делается (в Писании) строгое различие. Не просто сказано, что «не обретеся помощник ему», но – что «не обретеся помощник подобный ему». Так и здесь не просто сказал (Бог): «сотворим ему помощника», а изрек: «сотворим ему помощника по нему».

Восемь слов на книгу Бытия. Слово четвертое.

Свт. Амвросий Медиоланский

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

А что человек сотворен ради человека, это тоже мы находим в книгах Моисея, (именно в (следующих) словах Бога: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, подобнаго ему». Итак, жена дана в помощь мужу, чтобы она рождала, чтобы (таким образом) человек помогал человеку. Почему пред сотворением жены и было сказано об Адаме: Не нашлось помощника, подобнаго ему, так как человеку может помочь только человек. Итак, между всеми животными не нашлось подобнаго существа (animal) или, лучше сказать, не нашлось помощника человеку; такой помощник виделся в женском поле.

Об обязанностях священнослужителей. Книга I.

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

Сотворению жены предшествует совет Божий, подобно как и сотворению мужа, но не столь торжественный. Ибо теперь Бог не говорит сотворим, но сделаю. Сия разность выражения следует различию двух советов, из которых один заключает всеобщее и существенное предопределение человека, а другой — частное только дополнение первого. Слова: не хорошо быть человеку одному, нельзя поставлять в противоположность с божественным одобрением предшествовавших человеку тварей, ниже утверждать на них необходимость супружеского состояния для каждого человека. Сотворение жены не могло дать первому человеку высшего совершенства, нежели в каком он сотворен прежде ее, и есть обстоятельства, в которых хорошо человеку не прикасаться жене (1 Кор. 7:1; Мф. 19:12). Не хорошо было Адаму быть одному, вероятно потому, что при обозрении животных он уже почувствовал нужду в помощнике, подобном ему (Быт. 2:20). Когда жена в совете Божием называется помощником мужа, сим показывается ее назначение вспомоществовать ему в рождении и воспитании детей, во всех нуждах, относящихся до временной жизни. Помощником мужа яко пред ним כנגדו, в переводе семидесяти; по нему и подобным ему, называется жена в ознаменование одинакового с ним естества, в противоположность с другими родами животных, ближайшего ему служения (1 Кор. 11:9), всегдашнего с ним собеседования и неразлучного сожития.

…<Христос> в качестве Главы рода человеческого. Но первый Адам низринул с собою все члены, которых был главою; Второму Адаму предопределено возглавить в себе все, что есть на небесах и на земле (Еф. 1:10).

Толкование на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

И рече Господь Бог: не добро быти человеку единому: сотворим ему помощника по нему

Муж и жена сотворены, как мы видели (Быт. 1:21), в один и тот же день, т. е. шестый. Но слово Божие внушает нам видеть преимущество мужеского пола пред женским уже в том, что муж создан прежде жены. Апостол Павел говорит в послании к Тимофею: «учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии, ибо преж­де создан Адам, а потом Ева» (2Тим. 2:12-13). Впрочем, пока не сотворена была жена, Бог видел, что «не хорошо быть человеку одному». Это не то значит, что для совер­шенства природы Адамовой не доставало жены, – жена, без сомнения, ничего не могла прибавить к тому совершен­ству, с каким он сотворен, и есть даже обстоятельства, в которых «хорошо человеку не прикасатися к жене» (1 Кор. 7:1; Мф. 18:12). Господь признал неудобною жизнь Адама в одиночестве, по предведению, что сам Адам при обозрении животных, как увидим после, почувствует это неудобство и потребность в сожитии с существом, подобным ему. И так как удовлетворение сей потребности совпадало с намерением Божиим распространить род человеческий, то Господь вознамерился сотворить для Адама помощника по нему, т. е. подобное ему существо, которое должно вспо­моществовать ему в рождении и воспитании детей, а также и во всех нуждах.

Далее Моисей описывает наречение Адамом имен жи­вотных, как случай к созданию ему помощницы.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Тертуллиан

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

Благость рекла; Благость создала из праха субстанцию плоти, извлекла из единой материи столько свойств; Благость вдохнула душу — живую, не мертвую; Благость поставила человека пользоваться и править всеми вещами и дать им имена. Благость и большие наслаждения дала человеку: чтобы он, овладев всей землей, пребывал в приятнейшем месте и был перенесен в рай, то есть из мира в Церковь. Та же Благость сотворила и помощника человеку, чтобы не было ничего неблагого. Ибо не хорошо быть человеку одному. Он знал, что пол Марии будет на благо человеку, а потом — и Церкви.

Против Маркиона.

Лопухин А.П.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

«И сказал Господь Бог… сотворим». Нетрудно видеть здесь довольно близкую аналогию с словами божественного совета перед сотворением первого человека (Быт 1.26) и точно также, следовательно, находить здесь доказательство важности того акта, о котором они говорят.

«не хорошо быть человеку одному…» Слова эти отнюдь не означают того, что Бог будто бы сознается в несовершенстве своего творения и как бы вносит в него поправку, — в планах божественного промышления, без сомнения, все это было уже заранее предусмотрено и преднамечено: но они указывают лишь на тот факт, что одиночество тяжело и нехорошо для человека, ибо лишает его самых близких и удобных средств к всестороннему развитию своей личности, успешнее всего происходящему, как известно, в общении с себе подобными.

«помощника, соответственного ему…» В этих словах, с одной стороны, указывается на высокое достоинство жены, ибо она подобна мужу, т. е. так же, как и он, носит в себе образ Божий, с другой — отмечается и ее, несколько как бы зависимое от мужа, положение, поскольку всякий помощник стоит в общественном смысле ступенью ниже своего непосредственного начальника.

Прежде чем перейти к подробному изложению самой истории творения первой жены, бытописатель кратко отмечает еще один факт, послуживший ближайшим поводом к этому творению.

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Толкования Священного Писания. Толкования на Быт. 2:18

Содержание

  • Толкования на Быт. 2:18

    • Свт. Иоанн Златоуст

    • Свт. Амвросий Медиоланский

    • Свт. Филарет (Дроздов)

    • Еп. Виссарион (Нечаев)

    • Тертуллиан

    • Лопухин А.П.

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Свт.

Иоанн Златоуст

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

Вот опять Моисей сказал, также, как и прежде: «Господь Бог», чтобы мы, вкоренив эти слова в своем уме, не ставили человеческих соображений выше божественного Писания. «И рече, – говорит, – Господь Бог: не добро человеку быти единому». Смотри, как благий Бог не останавливается, но прилагает благодеяния к благодеяниям, и, богатый благостию, хочет облечь это разумное существо всякою честию, а вместе с честию даровать ему и удобство жизни. «Рече, – сказано, – Господь Бог: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему». Вот опять и здесь слово: сотворим. Как вначале, при создании человека, Бог говорил: «сотворим человека по образу нашему и по подобию», так и теперь, намереваясь создать жену, употребляет то же слово, и говорит: «сотворим». Кому говорит? Не какой-либо сотворенной силе, но рожденному от Него, чудному Советнику, Властителю, Начальнику мира. Единородному Своему Сыну. Чтобы Адам знал, что созидаемое существо будет равно ему по достоинству, для этого Бог, как об нем самом сказал: «сотворим», так и теперь говорит: «сотворим ему помощника по нему». Два эти выражения: «помощника» и: «по нему», многозначительны. Не хочу, говорит, чтобы он был один, но – чтобы имел некоторое утешение от сообщества, и не это только, но нужно создать для него соответствующего ему помощника, то есть жену. Вот для чего Бог, сказав: «сотворим ему помощника», прибавил еще: «по нему», чтобы ты, когда увидишь сейчас, как приводятся (к Адаму) все звери и птицы небесные, не подумал, что об них сказаны эти слова. Хотя многие из бессловесных помогают человеку в трудах его, однако ни одно из них не равняется разумной жене.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 14.


В то время Бог сказал: сотворим ему помощника; ныне же — ничего подобного. Ибо кто, по принятии благодати Духа, нуждается в каком-либо ином помощнике? Входящий в тело Христа [Церковь] нуждается ли в какой-то помощи? Тогда по образу Божию сотворен был человек, ныне соединяется он с Самим Богом.

Беседы на Евангелие от Иоанна.


Нужно сказать о том, какую еще честь отнял грех и какие виды рабства ввел он, связав нашу природу различными господствами, подобно тирану, налагающему разные оковы. Первый вид господства и рабства – тот, в котором мужья держат жен; он сделался нужным после греха. До преслушания она (жена) равночестна была мужу. Когда Бог создавал жену, то при этом произнес те же слова, как и при создании мужа. Как о том сказал: «сотворим человека по образу и по подобию Нашему», а не сказал: «да будет человек», так и об этой не сказал: «да будет жена», но (говорит) и здесь: «сотворим ему помощника», и не просто – помощника, но: «по нему», показывая одинаковое достоинство. Так как бессловесные оказывают большую помощь в потребностях нашей жизни, то чтобы ты не отнес и жену к числу рабов, смотри, какое делается ясное различие. «Приведе, – сказано, – звери ко Адаму… и… не обретеся помощник подобный ему» по нему. Как же это? Разве не помощник конь, участвующий в бою? Разве не помощник вол, влекущий плуг и трудящийся с нами в деле посева? Разве не помощники осел и мул, производящие вместе с нами перевозку тяжестей? Но чтобы ты не сказал этого, для этого делается (в Писании) строгое различие. Не просто сказано, что «не обретеся помощник ему», но – что «не обретеся помощник подобный ему». Так и здесь не просто сказал (Бог): «сотворим ему помощника», а изрек: «сотворим ему помощника по нему».

Восемь слов на книгу Бытия. Слово четвертое.

Свт. Амвросий Медиоланский

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

А что человек сотворен ради человека, это тоже мы находим в книгах Моисея, (именно в (следующих) словах Бога: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, подобнаго ему». Итак, жена дана в помощь мужу, чтобы она рождала, чтобы (таким образом) человек помогал человеку. Почему пред сотворением жены и было сказано об Адаме: Не нашлось помощника, подобнаго ему, так как человеку может помочь только человек. Итак, между всеми животными не нашлось подобнаго существа (animal) или, лучше сказать, не нашлось помощника человеку; такой помощник виделся в женском поле.

Об обязанностях священнослужителей. Книга I.

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

Сотворению жены предшествует совет Божий, подобно как и сотворению мужа, но не столь торжественный. Ибо теперь Бог не говорит сотворим, но сделаю. Сия разность выражения следует различию двух советов, из которых один заключает всеобщее и существенное предопределение человека, а другой — частное только дополнение первого. Слова: не хорошо быть человеку одному, нельзя поставлять в противоположность с божественным одобрением предшествовавших человеку тварей, ниже утверждать на них необходимость супружеского состояния для каждого человека. Сотворение жены не могло дать первому человеку высшего совершенства, нежели в каком он сотворен прежде ее, и есть обстоятельства, в которых хорошо человеку не прикасаться жене (1 Кор. 7:1; Мф. 19:12). Не хорошо было Адаму быть одному, вероятно потому, что при обозрении животных он уже почувствовал нужду в помощнике, подобном ему (Быт. 2:20). Когда жена в совете Божием называется помощником мужа, сим показывается ее назначение вспомоществовать ему в рождении и воспитании детей, во всех нуждах, относящихся до временной жизни. Помощником мужа яко пред ним כנגדו, в переводе семидесяти; по нему и подобным ему, называется жена в ознаменование одинакового с ним естества, в противоположность с другими родами животных, ближайшего ему служения (1 Кор. 11:9), всегдашнего с ним собеседования и неразлучного сожития.

…<Христос> в качестве Главы рода человеческого. Но первый Адам низринул с собою все члены, которых был главою; Второму Адаму предопределено возглавить в себе все, что есть на небесах и на земле (Еф. 1:10).

Толкование на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

И рече Господь Бог: не добро быти человеку единому: сотворим ему помощника по нему

Муж и жена сотворены, как мы видели (Быт. 1:21), в один и тот же день, т. е. шестый. Но слово Божие внушает нам видеть преимущество мужеского пола пред женским уже в том, что муж создан прежде жены. Апостол Павел говорит в послании к Тимофею: «учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии, ибо преж­де создан Адам, а потом Ева» (2Тим. 2:12-13). Впрочем, пока не сотворена была жена, Бог видел, что «не хорошо быть человеку одному». Это не то значит, что для совер­шенства природы Адамовой не доставало жены, – жена, без сомнения, ничего не могла прибавить к тому совершен­ству, с каким он сотворен, и есть даже обстоятельства, в которых «хорошо человеку не прикасатися к жене» (1 Кор. 7:1; Мф. 18:12). Господь признал неудобною жизнь Адама в одиночестве, по предведению, что сам Адам при обозрении животных, как увидим после, почувствует это неудобство и потребность в сожитии с существом, подобным ему. И так как удовлетворение сей потребности совпадало с намерением Божиим распространить род человеческий, то Господь вознамерился сотворить для Адама помощника по нему, т. е. подобное ему существо, которое должно вспо­моществовать ему в рождении и воспитании детей, а также и во всех нуждах.

Далее Моисей описывает наречение Адамом имен жи­вотных, как случай к созданию ему помощницы.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Тертуллиан

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

Благость рекла; Благость создала из праха субстанцию плоти, извлекла из единой материи столько свойств; Благость вдохнула душу — живую, не мертвую; Благость поставила человека пользоваться и править всеми вещами и дать им имена. Благость и большие наслаждения дала человеку: чтобы он, овладев всей землей, пребывал в приятнейшем месте и был перенесен в рай, то есть из мира в Церковь. Та же Благость сотворила и помощника человеку, чтобы не было ничего неблагого. Ибо не хорошо быть человеку одному. Он знал, что пол Марии будет на благо человеку, а потом — и Церкви.

Против Маркиона.

Лопухин А.П.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

«И сказал Господь Бог… сотворим». Нетрудно видеть здесь довольно близкую аналогию с словами божественного совета перед сотворением первого человека (Быт 1.26) и точно также, следовательно, находить здесь доказательство важности того акта, о котором они говорят.

«не хорошо быть человеку одному…» Слова эти отнюдь не означают того, что Бог будто бы сознается в несовершенстве своего творения и как бы вносит в него поправку, — в планах божественного промышления, без сомнения, все это было уже заранее предусмотрено и преднамечено: но они указывают лишь на тот факт, что одиночество тяжело и нехорошо для человека, ибо лишает его самых близких и удобных средств к всестороннему развитию своей личности, успешнее всего происходящему, как известно, в общении с себе подобными.

«помощника, соответственного ему…» В этих словах, с одной стороны, указывается на высокое достоинство жены, ибо она подобна мужу, т. е. так же, как и он, носит в себе образ Божий, с другой — отмечается и ее, несколько как бы зависимое от мужа, положение, поскольку всякий помощник стоит в общественном смысле ступенью ниже своего непосредственного начальника.

Прежде чем перейти к подробному изложению самой истории творения первой жены, бытописатель кратко отмечает еще один факт, послуживший ближайшим поводом к этому творению.

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Человеку нехорошо быть одному

Библия рисует прекрасную картину творения, искусно и тщательно созданного Богом. В Книге Бытия нам рассказывается, как Бог сотворил небо и землю, сформировал человека из праха земного и поместил это драгоценное живое существо в Эдемский сад. Бог насадил этот сад на востоке и наполнил его великолепными деревьями и огромной рекой, поддерживающей жизнь, и предназначил человека, которого Он создал, чтобы он возделывал сад и заботился о нем.

Все это было хорошо — очень хорошо — все, кроме одного.

Мужчина был один.

Бытие 2:18 говорит нам: «Господь Бог сказал: „Не хорошо быть человеку одному. сотворим ему помощника, подходящего».

Почему Бог говорит, что человеку нехорошо быть одному в Бытие 2:18? Никто не может знать мысли Господа, но более глубокий взгляд на контекст, Божьи слова и Божьи действия указывают на несколько вещей, от нашей внутренней потребности в общении до совершенного баланса, достигнутого в различиях между двумя людьми, сближающимися в Господе. как одна плоть.

Фото: ©Getty Images/kieferpix

Почему Бог говорит, что человеку нехорошо быть одному?

В исходном иврите используются слова towb или tob , означающие «приятный» или «хороший», в сочетании с lo , означающие «нет» или «не», а также ивритское слово «само по себе», взятое из корень слова badad , который Конкорданс Стронга определяет как «быть отдельным, изолированным».

Оригинал на иврите указывает, что Богу не понравилось, что человек был изолирован и предоставлен самому себе.

Еврейское слово «добро» — это то же самое слово, которое используется на протяжении всей первой главы Книги Бытия. Бог сотворил огромное количество вещей — землю и моря, растительность и плодовитые деревья, день и ночь, птиц и рыб, животных и людей — затем осмотрел все и объявил «весьма хорошим» (Бытие 1:31). ).

Итак, здесь мы видим, что Богу решительно не нравится одно: разделение и изоляция одинокого человека.

Далее он говорит, что сделает ему подходящего помощника. Иврит, используемый здесь для помощника, равен 9.0017 эзер , от корня слова азар , что означает помощник или тот, кто оказывает помощь или помощь. А слово «подходящий» — это neged или kenegdo , что означает перед, на виду, напротив. Здесь «подходящий», по-видимому, указывает на полную противоположность.

Обратите внимание, что помощник никоим образом не означает подчиненный или низший — слово помощник используется здесь во многом как спасательная помощь, возможно, спасатель. Действительно, это слово также используется для описания божественной спасительной помощи, которую оказывает Сам Бог в Исход 18:4, Второзаконие 33:26 и в других местах.

Этот стих означает, что Богу не нравилось, когда человек был один, поэтому Он планировал создать совершенную противоположность или баланс человека, чтобы принести спасительное и утоляющее душу облегчение.

Фото: ©Getty Images/DGLimages

Когда Бог это говорит?

Важно понимать, что в этом стихе и во всей главе, окружающей его, речь идет о сотворении Богом мира и его обитателей. Он сотворил эти чудесные вещи, оценил их, а затем решил, что некоторые вещи — например, человеческое одиночество — нуждаются в излечении.

Бытие 1 рассказывает нам, как Бог сотворил небо и землю и завершил Свою работу за семь дней, а затем пребывал в очевидном удовлетворении тем, что Его хорошая работа была сделана. Бытие 2, похоже, представляет собой похожее повествование об этой же истории сотворения, но более пристальное внимание уделяется сотворению людей, где они должны были жить и что они должны были делать, правилам, которым они должны были следовать в своем новом доме, и прекрасный, созданный Богом симбиотический баланс в динамике мужчины и женщины.

После того, как Бог выразил Свое недовольство одиночеством человека и Свое намерение исправить это, Бытие 2 продолжает объяснять, как не было найдено подходящего помощника среди птиц и животных, уже бродивших по земле. Действительно, каждый скот, птица и дикое животное приводились к человеку, и человек называл каждого из них. Но никто не был «совершенной противоположностью» человека.

Итак, Бог создал из мужчины женщину — одну плоть в двух формах, идеально дополняющих друг друга.

В Бытие 2:21 рассказывается, как Бог погрузил мужчину в глубокий сон, взял одно из ребер мужчины и создал женщину из этого куска мужчины. Это два человека, сформированные из одного тела.

Когда Бог разбудил мужчину и привел к нему женщину, нам сказано: «Человек сказал: „Это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женщиной, потому что взята от мужчины. Поэтому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут они одна плоть» (Бытие 2:23-24).

Итак, мы видим, что совершенный Божий замысел для человечества – это мужчина и женщина, живущие вместе как одна плоть в двух отдельных телах, ухаживающие за Божьим садом и заботящиеся о нем, все в послушании и отношениях с Господом. Это комментарий о браке, отношениях и святой работе, которую мы все должны выполнять.

Фото: ©SparrowStock

Этот стих только о браке?

В каком-то смысле этот стих является яркой картиной брака. Бог создал мужчину и женщину так, чтобы они цеплялись друг за друга во имя их врожденного баланса. Мужчина уравновешивает женщину, а женщина, в свою очередь, уравновешивает мужчину.

Но это также картина человеческих взаимоотношений в целом. Бог сказал, что человеку «нехорошо» быть одному. Иногда у нас есть супруг, с которым мы делим жизнь, и в этих отношениях, сосредоточенных на Боге, мы видим Его идеальный план для мужчины и женщины.

Но иногда наш супруг скончался или мы еще не нашли мужа или жену, на которых Бог желает, чтобы мы поженились. Иногда мы выбираем безбрачие, чтобы сосредоточиться исключительно на Господе, а не на дополнительной динамике супружеских отношений.

Здесь полезно рассмотреть понятие «подходящий помощник» не только в контексте брака.

Например, у нас может быть близкий друг или коллега, чья уникальная личность и способности уравновешивают наши собственные. Этот баланс является активом.

В бейсбольной команде не каждый может быть питчером. Вам также нужен ловец, отбивающий и игрок с низов. В исследовательской группе не каждый может быть провидцем. Вам нужны люди, которые будут руководить, поощрять, исправлять, задавать вопросы и т. д.

Разница хорошая. Баланс хороший. Это делает нас лучше и делает жизнь более приятной.

Почему общество и отношения так важны для Бога?

Мы можем искать сбалансированное сообщество несколькими способами: на работе, в церкви, в районе или городе, в семье, в школе, в спортивной или рабочей команде и т. д. Важно помнить, что праздновать наши различия, зная, что мы не идеальны сами по себе. Идеал приходит в балансе между различиями, будь то в браке или в других отношениях.

Бог сотворил мир — небо и землю, солнце и звезды, сушу и море — но Он не остановился на этом. Когда место было завершено, Он заселил его всевозможными живыми существами. Он мог бы создать только одно животное и остановиться на этом, но Он этого не сделал. Тот факт, что Он создал так много разных существ, указывает на то, что Он любит разнообразие и изобилие. Он не просто создал птиц, рыб и наземных животных — Он создал множество видов птиц, рыб и наземных животных всех форм, размеров и цветов. Даже звуки и запахи у них разные.

То же самое он делал и с людьми. Он создал мужчину, затем женщину. Затем на протяжении всей Библии Он поручил нам плодиться и размножаться.

Быть окруженным жизнью приятно, важно и «хорошо» Богу. В наших усилиях по моделированию Бога мы должны помнить об этом.

Действительно, на вопрос о наибольшей заповеди Иисус ответил, что мы должны «возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39).

Сообщество ценно для Бога.

Фото предоставлено ©Getty Images/fizkes

Молитва о том, когда вы чувствуете себя одиноким

Если вы чувствуете себя одиноким, ободритесь. Бог с вами, и Он желает, чтобы вы были в отношениях с другими людьми. Работаете ли вы вместе, служите вместе, поклоняетесь вместе или разделяете жизнь в брачных отношениях, дружбе или других близких отношениях, знайте, что Бог желает, чтобы Его народ сближался в любви друг к другу.

Дорогой Господь,

Ты знаешь мое сердце и его желания. Помоги привести в мою жизнь других, которые помогут мне сбалансироваться и сделать меня лучше в моем пути, чтобы стать человеком по Твоему сердцу. Помоги мне понять, что с Тобой я никогда не одинок, и помоги мне открыть свое сердце для отношений с братьями и сестрами-христианами, когда мы поклоняемся и служим Тебе сейчас и во веки веков. Во имя Твое святое я молюсь,

Аминь.

Так что помните: иногда приятно побыть наедине со своими мыслями и медитациями, служа и любя Господа своими уникальными способностями и дарами. Но вместе с другими мы можем возвеличивать силу Божьей любви и делать больше для Его Царства.

Статьи по теме
10 стихов из Библии и Священных Писаний, которые следует читать, когда вам одиноко
Создано для сообщества
7 молитв об одиночестве, когда вы чувствуете себя невидимым

— отмеченная наградами христианская писательница, журналист, редактор, блогер и преподаватель писательского мастерства, а также обладательница премии «Генезис» американских христианских писателей-фантастов 2018 года за свой роман «Сад памяти». Она также является редактором Объединенного методистского адвоката Южной Каролины, старейшей методистской газеты. Узнайте больше о ее произведениях и прочитайте ее блог о вере на сайте jessicabrodie.com. У нее также есть еженедельная молитва на YouTube. Вы также можете связаться с ней на Facebook, Twitter и т. д. Она также выпустила бесплатную электронную книгу «Жизнь, сосредоточенная на Боге: 10 основанных на вере практик, когда вы чувствуете тревогу, раздражение или стресс».

Почему человеку нехорошо быть одному » Вещи над нами

Наша церковь медленно изучает Бытие 1–11 по утрам в воскресенье. Было так удивительно видеть, насколько важны эти главы для современных событий. Библия действительно живая и действенная!

В Бытии 2:18 Моисей пишет:

Тогда Господь Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; Я сотворю ему помощника, подходящего ему».

Вот первое напряжение в повествовании Книги Бытия. Что-то не годится . В качестве отступления позвольте мне еще раз повторить, что определение того, что является «хорошим» и «нехорошим», — это не коллективный договор общества, а Сам Бог. То, что Бог объявляет хорошим, действительно хорошо, а то, что Он объявляет нехорошим, действительно нехорошо.

Но для сегодняшнего поста, почему человеку нехорошо быть одному? Позвольте мне назвать вам четыре причины.

Во-первых, сам по себе Адам не полностью отражает образ Божий (см. Бытие 1:27). Богослов Герман Бавинк пошел еще дальше, написав:

«Не мужчина один, не мужчина и женщина вместе, а только все человечество есть вполне развитый образ Бога, его дети, его потомство. Образ Божий слишком богат, чтобы полностью реализоваться в одном человеке, каким бы богатым ни был этот человек. Она может лишь несколько раскрыться в своей глубине и богатстве в человечестве, насчитывающем миллиарды членов» ( «Реформатская догматика», , т. 2, 577).

Бог покажет Адаму, что у него есть нужда: ему нехорошо быть одному. И одна из причин, по которой ему нехорошо быть одному, заключается в том, что один-единственный человек на всей планете не точно отражает, кто такой Бог.

Библия очень высоко оценивает женщин. Феминистское движение, которое либо искажает Библию, либо отвергает Библию, потому что считает ее угнетающей, на самом деле не видит высокого библейского изображения женщины.

Адам не может плодиться и размножаться в одиночку (см. Бытие 1:28). Ему нехорошо быть одному, потому что человеческий род не возникает только с ним.

Интересно, не правда ли, что внутри Адама с самого начала была женская ДНК. Я имею в виду не только то, что Бог использует свое ребро, но и то, что Бог создал мужчин так, чтобы они снабдили Х-хромосому женщины Х (женской) или Y (мужской) хромосомой, чтобы получить либо (XY) мужского, либо (ХХ) женского пола. .

Я хочу сказать вот что: для продолжения рода нужны биологический мужчина и биологическая женщина. Во славу Божью и для нашего блага Он дал два пола, чтобы люди могли производить потомство. Мы могли бы сделать здесь огромное количество выводов об отвратительности абортов и коварстве гендерного бунта, но мы должны оставить их для другого поста.

Деторождение в брачных отношениях является неотъемлемой частью человеческого существования. Конечно, есть исключения для людей, вступающих в брак и супружеских пар, имеющих биологических детей, но нормой человеческой истории было то, что мужчина и женщина женились и рожали детей (одна из причин в том, что мужчине нехорошо быть одному).

В-третьих, Бог создал женщину, чтобы дополнить Адама. Это не комплимент вроде «Ну и дела, Адам, разве ты не такой сильный!» Это , дополняющее буквой «е», что означает завершение. Фраза «соответствует ему» в Бытие 2:18 буквально означает что-то вроде «напротив него». Бог собирался создать человека, подобного Адаму, но в то же время противоположного Адаму.

И вот одна из причин, почему: любовь прекрасно выражается, когда мы любим тех, кто «не такой, как мы». Возможно, современная иллюстрация поможет. Мантра ЛГБТК+ — «любовь есть любовь». Они хотят доказать, что вы можете любить того, кого хотите любить романтически, и это не имеет значения. Но позвольте мне привести следующую иллюстрацию: гомосексуальность — это вершина нарциссизма. По сути, это говорит: «Я так сильно люблю себя, что хочу, чтобы кто-то такой же, как я, любил».

Но в браке между мужчиной и женщиной у вас есть кто-то напротив вас по благому замыслу Бога. Вы любите кого-то, кто думает иначе. Вы любите не своего клона, а кого-то, у кого другая роль, кто дополняет вас . Ева должна была быть помощницей Адама, что не подразумевает ее неполноценности или превосходства Адама, но подчеркивает необходимость того, чтобы и мужчина, и женщина дополняли друг друга, чтобы осуществить Божий Божий замысел для человечества.

Итак, я думаю, важно подчеркнуть, что Бог дал Адаму жену не только для того, чтобы они могли населить землю (это, безусловно, важно!), но и для другого важного аспекта. И здесь, я бы сказал, мы видим, что моральный закон вступает в игру. Адам должен был любить Бога всем и любить своего ближнего. Но у него нет соседа! Но Бог сделал его одним.

Человечество — существо социальное. Поэтому в тюрьме «одиночное заключение» является наказанием. Тяжело быть одному. Вот почему церкви должны помнить об одиночках в своих прихожанах. Трудно быть одиноким, потому что по Божьему замыслу мы социальные существа.

Это не должно нас удивлять, когда мы понимаем триединую природу Бога. Лица троицы никогда не были одиноки! Бог вечно связан. Он не нуждается в человечестве, чтобы выразить Свою связь. Поэтому неудивительно, что Бог не просто создал «человека», но и человек .

И эта мысль подводит меня к моему последнему пункту о том, почему человеку нехорошо быть одному:

С самого начала Бог состоит из человек . Индивидуумы могут поклоняться Богу, но красота Божьего замысла в том, что Он преследует человек из для Себя.

Американское христианство очень ориентировано на «я». Но по своей сути Евангелие касается не только «меня», но и «нас». Христос пришел, чтобы искупить человек из (Титу 2:14). Любить Бога означает любить других. Я мог бы продолжить этот пункт о любви к другим, не таким, как мы. То есть церковь может стать нарциссической только тогда, когда она стремится любить людей, которые выглядят, действуют и говорят одинаково, имеют одинаковые интересы или одинаковый социально-экономический статус.

Из-за нашего эгоизма легко любить таких же людей, как мы. Труднее любить тех, кто думает и действует иначе, чем мы. Я имею в виду, что Бог прославляется в разных людях, которые отдались Ему в благоговейном послушании. Бог не клонировал Адама. Он создал женщину, которая была одновременно и похожа на Адама, и не похожа на Адама, чтобы иметь человек, , которые поклонялись Ему. С самого начала мы никогда не должны были поклоняться в одиночку.

Об этом пассаже можно было бы сказать гораздо больше! И, возможно, в ближайшие недели я напишу еще немного о Genesis 2. Но сегодня давайте прославим Бога, который является великим дизайнером. Как прекрасны два (и только два) рода человечества! Как прекрасно, что мы не были созданы, чтобы быть только . Как добр Бог к Своему творению. Как хорош Бог, призвав к себе человек из .

Если вы состоите в браке, напишите своему супругу/супруге и скажите, как вы ему благодарны. Если вы одиноки, напишите члену церкви и скажите, как вы ему благодарны. И пусть сегодня все мы прославим Творца неба, земли и людей.

 

Почему человеку нехорошо быть одному? (Бытие 2:18)

Господь Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному. сотворим ему помощника подходящего» (Бытие 2:18).

Вы когда-нибудь смотрели фильм Изгой? Том Хэнкс играет номинированного на «Оскар» роль Чака Ноланда, работника FedEx, который является пассажиром рейса компании, терпящего крушение над Тихим океаном.

Ноланд — единственный выживший после крушения, и в конце концов его выбрасывает на берег на небольшой отдаленный остров — в одиночестве. Затем Ноланд проводит следующие четыре года в режиме выживания, используя все, что может, чтобы выжить.

Две вещи в конечном счете помогают ему преодолеть то, что становится его самым большим препятствием: карманные часы, подаренные ему его невестой Келли незадолго до отлета, и волейбольный мяч марки Wilson, который был одним из пакетов FedEx. доставляется.

Уилсон, как Ноланд назвал волейбольный мяч, стал олицетворенным другом и единственным компаньоном за четыре года, которые Ноланд провел на острове в одиночестве. На часах была фотография Келли, и Ноланд постоянно использует ее как напоминание о том, что он, казалось бы, потерял.

Несмотря на то, что очевидно, что в основе лежит множество тем, самым большим врагом Ноланда на острове стало то, от чего страдают многие, — одиночество. Быть одиноким.

Одиночество — вот почему Ноланд принял неодушевленный предмет в качестве своего «друга». Он разговаривал с ним, спорил с ним и даже «слышал», как он разговаривает с ним. Он проводил время, глядя на фотографию Келли в часах, включая и выключая фонарик, пока батарейки не разрядились.

(И нет — если вы не смотрели фильм, не буду спойлерить концовку).

У него не было никого и ничего. Если бы он умер (а он пытался покончить жизнь самоубийством и потерпел неудачу), оплакивать было бы некого. У него не было компаньона, не было детей, чтобы продолжить его наследие. Он был один.

И это одиночество было его самым большим врагом.

Человеку нехорошо быть одному: в начале.

..

В течение шести дней Бог создал сушу, солнце, луну, звезды, морских существ, птиц и других животных. Затем, в конце каждого дня, «Бог увидел, что это хорошо» (Бытие 1:4, Бытие 1:10, Бытие 1:12, Бытие 1:18, Бытие 1:21, Бытие 1:25).

Затем, впервые за все творение, Бог увидел что-то нехорошее. Человек был один. «Господь Бог сказал: не хорошо быть человеку одному. сотворим ему помощника, подходящего» (Бытие 2:18).

Мы так часто думаем обо всем как о совершенном вплоть до падения Адама и Евы в Бытие 3. Адам еще не согрешил. Не было ничего плохого в том, что он сделал или не сделал.

Не сам Адам был нехорошим. Это было просто то, что Адам был один, и Бог сказал, что это нехорошо. Более того, Бог позволил Адаму увидеть — и испытать — что такое жизнь в одиночестве. Он назвал всех животных, но ни в ком не видел своего «помощника».

Конечно, Бог мог бы создать Еву самостоятельно и просто отдать ее Адаму. Вместо этого он «…создал жену из ребра, взятого у человека, и привел ее к человеку» (Бытие 2:22). Вместо нового творения Бог решил «сотворить помощника, подходящего ему» — другими словами, сравнимого с ним.

Компаньон — не конкурент. Партнер. Быть в союзе с, а не доминировать. Кто-то, кто не был таким же, как Адам, а наоборот, делал ему комплименты. Не наоборот, а другой, но в чем-то такой же. Кто-то, кого Адам мог чувствовать рядом: «…кость от костей моих и плоть от плоти моей…» (Бытие 2:23).

Затем, после того как Бог дал Адаму его вечного спутника; после того, как Бог сформировал Еву из собственного тела Адама — «Бог увидел все, что Он создал, и это было весьма хорошо» (Бытие 2:31, курсив мой).

Женщина, жена, изменила «нехорошо» и сделала «очень хорошо». Человек больше не был одинок.

«Адам и жена его были оба наги, и не стыдились» (Бытие 2:25). В этом контексте «голый» был не только физически. Адам и Ева были уязвимы. Они были полностью открыты друг с другом и с Богом.

Адам не мог плодиться и размножаться в одиночку. Ему нехорошо быть одному, потому что остальная человеческая раса не возникает только с ним.

Человеку нехорошо быть одиноким: благословение брака

У любящих отцов есть, среди прочего, одно очень сильное общее качество: они хотят самого лучшего для своих детей. Господь, безусловно, самый любящий Отец, и все Его дары, все Его заповеди, все Его благословения и благодать являются подтверждением этого.

Нет более убедительного доказательства, чем история сотворения. Бог знал, что «не хорошо быть человеку одному». Ясно, что он и раньше знал, что Адаму не суждено быть единственным человеком — «…сотворим человечество по образу Нашему, по подобию Нашему, чтобы они владычествовали над рыбами морскими и птицами в небо…» (Бытие 1:27).

«Бог благословил их и сказал им: „Плодитесь и размножайтесь; наполняй землю и обладай ею. владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:28).

Бог благословил их. Бог знал, что иметь друг друга, иметь семью и других людей было бы лучше всего для человечества. Это был его план с самого начала. Это то, чего он хотел для них, хотя знал, что так не будет.

Бог дал Адаму жену, а Еве мужа, чтобы они могли вместе заселить землю. Ева действительно была «помощницей» Адама, но это никоим образом не означает подчинения Адаму или превосходства Адама. Скорее, это подчеркивает необходимость того, чтобы двое дополняли друг друга, чтобы осуществить Божий замысел для всего человечества.

В Екклесиасте 4:12 Библия объясняет силу не быть одиноким: «…жалко всех, кто падает, и нет никого, кто бы помог ему подняться. Кроме того, если двое лягут вместе, они согреются. Но как согреться одному? Хотя один может быть побежден, двое могут защитить себя. Веревка из трех нитей быстро не порвется».

Шнур из трех нитей. Муж, жена, Бог. Три нити представляют соединение одного мужчины, одной женщины и Бога в браке. Затем, когда Бог остается в центре брака, его любовь будет продолжать связывать пару в единстве.

Вдвоем сильнее, чем в одиночку. Когда Бог — третья нить, неразрывная.

Человеку нехорошо быть одному: важность сообщества

Мы призваны любить Бога — и любить других.

Человечество должно быть в сообществе друг с другом. С самого начала Бог называл человечество ими. Сам термин относится к группе, народу. Отдельные люди могут поклоняться Богу, но Писание говорит нам, что красота Божьего замысла заключается в том, что Он ищет человек. По своей сути Евангелие не обо мне, а о нас.

Христос пришел искупить человек:  «…предавший Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого зла и очистить для Себя свой народ, желающий делать добро» (Титу 2:14).

Бог знал, что Адам в одиночку не мог достичь своих целей, таким образом сотворив женщину, которая была похожа на Адама, но настолько отличалась от него, чтобы он мог иметь человек  для поклонения ему. С самого начала мы не должны были быть одни; поклоняться одному.

Мы нужны друг другу. Мы здесь, чтобы помогать друг другу. Вместе мы отражаем образ Божий. Вместе мы отражаем, кто такой Бог, и Божью любовь ко всему Своему народу.

Приближаясь к своим последним мгновениям, Христос молился за нас: «Я уже не останусь в мире, но они еще в мире, и Я иду к вам. Святой Отец, защити их силой имени Твоего — имени, которое Ты дал мне, — да будут они едино, как мы одно» (Иоанна 17:11).

Трижды Иисус молился о том, чтобы мы были едины. Можно с уверенностью сказать, что это было важно для него.

В Послании к Евреям нас увещевают «…не оставлять собрания, как некоторые имеют обыкновение делать, но увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение того дня» (Евреям 10:25). ).

Как мы остаемся единым целым, не находясь в сообществе, если мы не встречаемся вместе?

Действительно, мы нужны друг другу. Чтобы дать нам силы выстоять. Поощрять друг друга отдавать свою жизнь, оставаясь сильными и живя по Божьим принципам.

Библия говорит нам: «Не сообразуйтесь с образом мира сего, но преобразуйтесь обновлением ума вашего.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *