Почему евреи богатые? Еврейский феномен
21.03.2015 19 438 6 Время на чтение: 9 мин.Решил рассмотреть такую вот интересную и необычную тему: почему евреи богатые? Изучением этого вопроса, кстати, занимались многие исследователи и аналитики, в частности, один из них — Стивен Сильбигер, посвятил ему целую книгу, которую назвал Еврейский феномен. В сегодняшней публикации я буду опираться преимущественно на нее, а также на некоторые другие общедоступные данные.
Многие люди относятся к представителям еврейской национальности, скажем так, не очень хорошо: евреев считают жадными, корыстными, хитрыми и т.д. Сразу скажу, что я не разделяю такого негативного отношения, и вообще не думаю, что стоит как-то делить свое мнение о людях по их национальному признаку. Наоборот, думаю, что конкретно у евреев, на самом деле, можно многому поучиться в плане достижения богатства, финансовой независимости и управления личными финансами. Давайте обратимся к фактам.
В мировом масштабе сейчас можно наблюдать явление, которое называют «еврейский феномен». Суть этого явления заключается в том, что, несмотря на достаточно небольшую численность представителей этой национальности, они уже на протяжении многих лет традиционно занимают т.н. «высшую прослойку» общества и относятся к числу самых богатых людей мира.
К примеру, в России численность евреев составляет всего около 0,1%, а в США — не более 2% всего населения. Одновременно в рейтинге Форбс присутствует почти 200 евреев, а среди самых богатых людей США на их представителей приходится почти 50%.
Численность евреев составляет всего около 0,002% от общего населения Земли, при этом количество евреев-миллиардеров — 25% от общего количества владельцев миллиардных капиталов. Среди всех лауреатов Нобелевской премии евреи составляют 20%. То есть, можно однозначно утверждать, что евреи очень умные и успешные.
Почему так происходит? Почему евреи богатые? Этот вопрос изучали многие, сегодня мы рассмотрим еврейский феномен с точки зрения Стивена Сильбегира, посвятившего ему одноименную книгу. В своей книге «Еврейский феномен» Сильбегир выделил 7 основных качеств, которые и считает главными секретами успеха евреев. Итак, что же это за качества?
1. Постоянная тяга к знаниям. Евреи отличаются очень сильной тягой к знаниям и постоянно живут в процессе обучения. Узнавать что-то новое у них в крови, причем, знания они считают основой для достижения богатства. Исходя из этого, процесс их обучения включает не только непосредственное получение знаний, но и дальнейшее применение их на практике в интересах собственного успеха и благополучия.
2. Сплоченность и поддержка близких. Еврейский феномен во многом объясняется тем, что евреи — очень сплоченный народ. Они всегда трепетно относятся к своим близким, особенно к родственникам, но не только к ним, а и вообще ко всем представителям своей национальности. Евреи всегда готовы прийти на помощь друг-другу, зная, что если сами будут нуждаться в помощи, то тоже ее получат. Фактически, каждый еврей ощущает за собой поддержку всего народа, что помогает ему добиться успеха в жизни и бизнесе.
3. Предприимчивость, предпринимательская хватка. Многие, отвечая на вопрос «Почему евреи богатые?» сразу отмечают наличие у них именно этих качеств. Действительно, в этом им можно только позавидовать. Евреи всегда уверенно идут к своей цели, будь то развитие собственного бизнеса или карьерный рост, и довольно быстро достигают вершин. Среди них очень много руководителей, топ-менеджеров и собственников крупнейших компаний.
4. Умение вести переговоры. Наверняка все слышали множество анекдотов о том, как евреи торгуются, которые, конечно же, возникли не на пустом месте. Еврейский феномен заключается частично и в том, что евреи очень хорошо умеют отстаивать свою позицию, владеют искусством убеждения и умеют добиваться заключения сделок на тех условиях, которые больше выгодны им.
5. Отсутствие демонстрации своего богатства на публику. Русские люди часто мечтают стать богатыми, чтобы иметь возможность швыряться деньгами и позволять себе престижный отдых, удовольствия, развлечения, всячески демонстрировать свое богатство. Евреи в этом плане — полная противоположность: по еврею никогда не увидишь, богат он или нет, он никогда не станет демонстрировать свое богатство на публику. Мало того, даже очень богатый еврей будет стараться сэкономить деньги в мелочах, что тоже породило множество баек и анекдотов. А ведь именно это качество во многом отвечает на вопрос «Почему евреи богатые?» — потому что они бережно относятся к личным финансам, не разбрасываются ими, а накапливают и инвестируют.
6. Гордость за свое происхождение. Стивен Сильбегер объясняет еврейский феномен еще и тем, что этот народ всегда очень гордится своим происхождением, несмотря на свою сложную и даже трагическую судьбу. Гордость за себя и свой народ помогает им идти вперед, служит источником вдохновения, силы и мотивации для достижения целей.
7. Уверенность в своей правоте. Попробуйте переубедить в чем-то еврея, и вы наверняка потерпите фиаско. Каждый еврей уверен в своей правоте, и готов бесконечно доказывать ее другим. У него всегда присутствует вера в себя — а это важнейшее качество для достижения успеха.
Вот почему евреи богатые. Наличие этих 7 качеств, некоторые из которых кто-то может счесть неприемлемыми для себя, помогли этому народу так выделиться, войти в списки самых богатых людей мира и постоянно обновлять в них своих представителей. Я думаю, что еврейский феномен может служить хорошим примером и уроком для каждого, кто мечтает стать успешным, достичь богатства и финансовой независимости. Поэтому возьмите на заметку.
До новых встреч на Финансовом гении — сайте, где вы всегда можете повысить свою финансовую грамотность, научиться грамотно управлять личными финансами, почерпнуть интересные идеи для заработка и инвестирования.
Почему евреи богатые? Источник богатства евреев для каждого
06.09.2016
Просмотры: 8 840
Весь мир издавна задается вопросом: почему евреи богатые? Ведь во всем мире именно евреи ассоциируются с деньгами и успехом. Нередко можно услышать анекдоты и притчи по поводу генетической хитрости этой нации. Это вполне естественное явление. Знаменитые хоть чем-то люди или группы людей всегда становятся мишенью «желтой прессы» во всех ее проявлениях. В действительности богатство и успех евреев не имеет никакого отношения к хитрости. И свидетельство этому – история.
Как становятся богатыми?
Доподлинно известно, что евреи, бежавшие во время Второй Мировой Войны в разные страны (о гонениях и геноциде еврейского народа во время ВОВ известно еще из школьных учебников), стали на сегодняшний день богатейшими семьями, например, в США. Прошло всего 70 лет, и они в чужой стране без всякой поддержки, трамплина или других вспомогательных ресурсов сумели чуть более чем за полвека создать династии с полноценным фамильным капиталом, который уже передается по наследству. Как им это удалось?
Вряд ли открою Америку, если скажу, что все гениальное просто. Свой капитал эти семьи создали, используя свое умное отношение к деньгам – универсальное страхование жизни с накопительным личным фондом и передачей по наследству. Да, из поколения в поколение этот источник богатства, эта успешная эстафета передается внутри семьи, сохраняя и приумножая миллионные и миллиардные капиталы еврейских династий. Вот почему евреи богатые.
Разумеется, евреи использовали и другие финансовые инструменты, а также свою философию и мудрость жизни, но при этом именно страхование стало фундаментальным инструментом решения задачи по достижению финансовой свободы и независимости, гарантом сохранности капитала. За 70 лет с одного человека с умным отношением к деньгам, они создают настоящие фамильные династии.
И это доступно не только евреям, это доступно каждому из вас. Как это работает?
Если открыть полис страхования жизни и вкладывать по 3000 $ в год, то Вы по умолчанию застрахованы на 300 000 $ (на случай, если Вы не успели накопить деньги, то страховая компания гарантированно выплатит семье 300 000 $). При этом постепенно Ваши накопления растут. За 20-30 лет Вы создадите капитал в 200-300 тысяч долларов, который сможете использовать при жизни. А те самые 300 000 $ передадите детям, внукам как наследство.
То есть, за 3000 $ в год Вы получаете 300 000 $ в случае наступления страхового случая. Или передаете деньги в наследство, а созданными накоплениями за период 20-30 лет Вы пользуетесь для своих нужд при жизни.
Богатства и успех евреев, фамильные династии и капитал – это не хитрости и фокусы, не удача или случайность, это поступательный разумный подход к деньгам. Это то, что доступно каждому из Вас. Вы можете себе позволить 9 долларов в день, чтобы обеспечить себе финансовую защиту и создать семейный капитал?
Более того, сейчас доступны пути, которые позволяют пройти путь к успеху и финансовой свободе еще быстрее! Создать капитал и пользоваться им Вы можете и при жизни, и оставить его в наследство.
Умное отношение к деньгам окупается сторицей. На современном финансовом рынке появились инструменты, которых не было в прошлом веке. Какие возможности открывают финансовые инструменты, доступные сегодня?
- Застраховать в одном контракте до 9 человек.
- Обеспечить накопление на образование детей в полисе СЖ.
- Безвозмездно пользоваться накоплениями из страхового контракта.
- Использовать сбережения из полиса СЖ для погашения ипотеки.
- Застраховать свое здоровье.
- Получать пожизненный доход в виде пенсии из полиса СЖ.
- Получить налоговые льготы на капитал внутри полиса СЖ.
- Позволить себе лечение в лучших клиниках мира.
И многое другое в зависимости от Ваших индивидуальных долгосрочных целей и задач. Страховой план можно подобрать лично под Ваши требования и запросы.
Использование страховых контрактов сегодня дает неограниченные возможности для граждан во всем мире. Разумеется, и для россиян. И это притом, что речь идет лишь об одном способе инвестирования! А их множество.
Используйте деньги правильно!
Так что создание династии и семейного капитала доступно не только евреям. Если умеете обращаться с деньгами, тогда даже 9 $ в день превращаются в 300 000 $.
Вы можете рассчитывать на выигрыш в лотерею или наследства от богатого дедушки из Америки. Будем реалистами, рассчитывать только на удачу, как минимум глупо. Мы говорим о становлении финансовой независимости и создании династии, а не внезапных богатств с неба.
Поэтому все решает умное отношение к капиталу. Деньги — не самоцель, а лишь инструмент для достижения глобальных целей с перспективой на всю жизнь, для себя и для потомков.
Секрет богатства евреев прост:
- Умное отношение к деньгам.
- Использование разных финансовых инструментов
Начните свой путь к финансовой свободе сегодня, не откладывайте! Узнайте о страховании жизни подробнее. Записывайтесь на мою консультацию
Или свяжитесь со мной другими способами
Звоните: +7 (499) 341-09-87
Пишите: [email protected]
С уважением,
Илья Пантелеймонов.
Навигация по записям
Навигация по записям
Еврейский феномен: Почему евреи такие богатые?
Еврейский феномен: Почему евреи такие богатые? Многих людей во всем мире волнует вопрос, какова причина того, что среди иудеев такой большой процент умных и богатых людей. В чем заключается еврейский феномен: в высоком интеллекте, данном природой, хитрости, дружеском отношении к своим собратьям по вере, в жажде наживы или в чем-то другом? Изучение этого вопроса интересовало многих специалистов, в частности, директора по маркетингу компании Plymouth Direct Стивена Спилберга, посвятившего данному явлению книгу, которую он так и назвал «Еврейский феномен».Не секрет, что у представителей еврейской нации можно многому поучиться, особенно накоплению богатства, достижению материальной независимости, управлению личными финансами. Явление, получившее название «еврейский феномен», заключается в том, что относительно немногочисленные представители данной национальности, живущие в мире, в течение длительного периода традиционно входят в «высшую прослойку» общества, относясь к наиболее богатым людям мира. Об этом свидетельствуют реальные факты.
В Российской Федерации живет 0,1% евреев, в Соединенных Штатах – не больше 2% от общего количества населения страны. В рейтинге Форбс-1000 находится две сотни лиц еврейской национальности. В США практически половина представителей богатейшей верхушки – евреи.
На планете проживает менее 0,2% евреев относительно общего количества населения. А вот число иудеев составляет более 20% среди состоятельных владельцев миллиардных капиталов. Если вспомнить лауреатов Нобелевской премии, то среди них 20% представителей еврейской национальности. Данные факты подтверждают высокий интеллект и финансовую успешность евреев.
Стивен Спилберг в своей книге о еврейском феномене назвал семь базовых качеств, которые он рассматривает в качестве главных секретов успехов представителей этой нации.
1. Тяга к знаниям – качество, которое присуще многим евреям. Представители этой нации постоянно желают узнавать что-то новое, живя в состоянии процесса обучения. Евреи отлично понимают, что знания, добытые ими, являются залогом богатства и успеха. Так что процесс обучения для них – это не только приобретение знаний, но и дальнейшее использование их для достижения успеха и материального благополучия.
2. Единение и поддержка близких людей – то, что способствует сплочению еврейской нации. Известно трепетное отношение иудеев к родственникам и вообще к своим собратьям по вере, готовность прийти к ним на помощь. Действительно каждый еврей чувствует поддержку, ни много ни мало, всего народа. Данный фактор во многом помогает представителям семитов достичь успеха.
3. Предприимчивость, деловитость, практичность, как говорится, в крови у евреев. Многие люди считают, что они богаты, потому что обладают именно такими качествами. Иудеи уверенно идут к поставленной цели, будь то продвижение личного бизнеса, карьерный рост и т. д. Нередко евреи достаточно быстро достигают вершины карьеры, становясь большими начальниками, топ-менеджерами, хозяевами крупных компаний.
4. Искусство вести переговоры – одно из базовых качеств для достижения успеха. Существует множество анекдотов о том, как торгуются евреи, которые появились не на пустом месте. Евреи действительно со знанием дела отстаивают свою точку зрения, умело убеждают, добиваются заключения сделок с максимальной выгодой для себя.
5. Отсутствие публичного показа своего материального благополучия отличает евреев, к примеру, от русских людей, многие из которых считают высшим шиком трату денег на всевозможные развлечения, удовольствия, демонстрируя при этом свою финансовую состоятельность. Евреи же так практически никогда не поступают. Внешне можно не увидеть, богат этот человек или нет. Демонстрация своих богатств на публику у евреев не в чести. Кроме того, даже состоятельный еврей старается экономить даже по мелочи. Существует масса анекдотов на сей счет. Бережное отношение к личным финансам, их накопление, инвестирование в прибыльные проекты позволяет иудеям стать богатыми.
6. Предметом гордости евреев является их происхождение. Они любят отечество, гордятся им, свято чтут свою историю, помня о сложной судьбе своего многострадального народа. Это помогает евреям развиваться, является источником их энтузиазма, мотивации в достижении поставленных задач.
7. Убежденность в своей правоте также является неотъемлемым качеством еврейской нации. Переубедить иудея при его полной уверенности в определенном вопросе практически невозможно. Кроме того, он часто проявляет готовность навязать собственное решение другим. Вера в свои силы у представителей еврейской нации является важнейшим качеством в достижении жизненных успехов.
Данные семь свойств, по мнению, объясняют пресловутый «еврейский феномен», порой не совсем понятный людям других национальностей. Кто-то может посчитать их неприемлемыми для себя. Однако их наличие во многом помогло еврейскому народу достичь успехов, позволили ему выделиться, а его представителям стать самыми богатыми и умными людьми планеты. Кстати, данные качества могут пригодиться в жизни любого человека, желающего стать успешным, финансово независимым и богатым.
5 причин богатства евреев, и чему можно поучиться у этой нации?
В списки богатейших людей планеты с завидной регулярностью попадают евреи. Наверняка, каждый задавался вопросом, почему среди них так много успешных предпринимателей. Зачастую в качестве объяснения звучат рассказы о хитрости и скупости, присущей еврейской нации. Это вполне естественное явление — приписывать успешным людям всевозможные пороки. Однако в действительности умение евреев зарабатывать большие деньги связано с непростой историей этого народа.
Привычка разумно обращаться с деньгами
На протяжении столетий евреи не могли работать на земле из-за запретов и постоянных гонений. Также они не могли освоить большинство рабочих профессий: их не принимали в ремесленные гильдии из-за происхождения и вероисповедания. Единственные занятия, которые оставались доступными — торговля и банковское дело. А страх быть изгнанным с места жительства, потерять все недвижимое имущество в один момент заставлял их считать каждую копейку и откладывать «на черный день». Теперь понятно, откуда у евреев великолепные навыки обращения с деньгами — это был чуть ли не единственный способ выжить в условиях глобального антисемитизма.
Профессионализм
В то время как большинство профессий людям еврейского происхождения оставалось недоступным, европейская наука открыла перед ними свои двери. В результате стремление к обучению всячески поощрялось среди евреев. Так, существовал обычай обеспечивать зятя в течение 10 лет, если тот выявлял желание посвятить себя учебе.
Еврейская культура до сих пор мотивирует к получению образования. А высококлассный специалист, конечно же, получает больше возможностей заработать капитал.
Страхование
Свой капитал еврейские семьи также создают, используя страхование жизни с накопительным личным фондом, который передается по наследству.
Сплоченность нации
Еврейский феномен также объясняется большой взаимовыручкой внутри общины. Так, еврейский торговец, приехав в незнакомый город или страну, отправлялся первым делом в синагогу. Единоверцы предоставляли приезжему всевозможную помощь: советовали, где лучше остановиться, где лучше продать свои товары, что закупить на вырученные деньги. И сейчас еврей, нуждающийся в помощи, может рассчитывать на поддержку представителей своей национальности.
Трудолюбие
Одно из правил золотых бизнеса «по-еврейски»: работай, пока горит свеча. Пока человек жив, у него всегда есть шанс изменить свою жизнь к лучшему. Нельзя довольствоваться малым. Единственный день недели, когда евреи позволяют себе расслабиться — суббота.
Как выясняется, еврейские секреты богатства известны всем. Но лишь немногие пользуются ими в жизни.
Почему все евреи богатые? В чем секрет?
Ранее я неоднократно приводил примеры из различных источников, доказывающих тот факт, что бедность и богатство являются личным выбором человека. Мы постоянно принимаем решения, в следствии которых совершаем действия, а те в свою очередь сказываются на состоянии нашего кошелька. К предвестникам богатства и бедности можно отнести мышление, отношение к деньгам, способность руководить своим потреблением, характер в целом.
По каким-то причинам практически все евреи обладают необходимым набором качеств, которые и делают их богатыми. Если мы возьмём процент евреев в мире и количество миллионеров среди них, то обнаружим, что абсолютное большинство представителей этой национальности богаты. Некоторые сверх богаты.
Задумайтесь. Председатель ФРС США еврей Бен Бернанке. Руководитель Белого дома США Рам Эмануэл. Основатель компании гугл Сергей Брин. Глава международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан. В целом если брать США, она полностью управляется евреями. Все ключевые должности заняты именно представителями этой нации. И такая ситуация практически во всём мире. Везде, где действует нынешняя финансовая модель.
Как мы помним она была создана богатейшими еврейскими семьями Рокфеллеров и Ротшильдов, которые навсегда изменили мир денег. Отныне по их правилам работает вся мировая экономика. Естественно знание этих правил даёт возможность добиваться успеха. Евреи не волшебники, просто они разобрались в правилах и принялись им следовать.
Знания – сила!
Евреи верующие и придерживаются заповедей, которые гласят – каждому человеку Бог дал талант и велел преумножать его. Отсюда появилось правило постоянно чему-то учиться. Рокфеллеры платили своим детям за занятия языками и музыкой. При этом наказывали за пропуски занятий. Дети в еврейских семьях с самых юных лет усваивают – невежество и лень стоят очень дорого. Именно знания являются основой финансового благополучия в будущем, это один из главных секретов успеха.
Вопрос только в том, чему ты учишься. Финансовая грамотность в школах не преподаётся, поэтому попадая во взрослый мир большинство людей начинают искать работу и брать кредиты. Так делают большинство, поэтому нам кажется, что так и должно быть.
Взаимовыгодная помощь
Евреи умеют правильно помогать. Например, Рокфеллеры несколько раз в год собирались всей своей роднёй, которая насчитывала свыше сотни человек. Они обменивались информацией о своих возможностях, учились налаживать связи, думали, чем могут быть полезны друг другу. В наши дни такие навыки называются нетворкингом. Это способность заводить полезные знакомства.
В моей жизни есть пример, который мне рассказали мои родственники. В середине 90-х годов завод, которым руководил еврей, столкнулся с отсутствием наличности, товар покупали, но платили чем угодно, только не деньгами. Тогда он обратился за помощью к знакомым евреям со всего мира, была организована длинная схема обмена полученных товаров на другие товары, пока в конечном итоге евреи в другой стране не расплачивались за них деньгами, которые шли в мой город на выплату зарплат рабочим.
Каждый в этой схеме получал то, в чем нуждался и платил тем, чем мог.
Эта сплоченность обусловлена тем, что многие годы евреи подвергались гонениям и притеснениям. Они научились помогать друг другу. Стоит отметить, что помощь всегда строится на взаимной выгоде, это очень важно.
Не работать за деньги, а создавать источник денег
Евреи стремятся создавать активы. Кто-то получает необходимые знания, чтобы занять престижную должность, кто-то строит бизнес, кто-то инвестирует. Хотя чаще всё это делается в совокупности. Цель всегда в создании источников дохода, а не выполнении работы ради денег. За это евреев часто называют алчными, жадными и корыстными. Но я бы так не сказал. В моей жизни много примеров, когда люди делали что-то за копейки или совсем бесплатно, чтобы угодить другому человеку и по итогу были сильно разочарованны.
Евреи сделали свои первые состояния на ростовщичестве, то есть выдавали деньги под проценты. Одни считали, что это нажива за счет попавших в беду. Однако давайте подумаем, можно ли так сказать о человеке, который потратил всю зарплату на пиво и колбасу, а потом вынужден идти в микрозаймы, чтобы занять до зарплаты?!
Люди сами создали спрос на деньги. Во все времена большинство людей испытывали нужду в деньгах, которые им любезно предоставляли ростовщики. Естественно не бесплатно. Не хочешь платить, не бери в долг, учись жить по средствам. Но эпохи менялись, а жить по средствам никто не хотел. Так сформировалась система, при которой люди постоянно жили в долг и были рады этому.
Со временем, как считается именно евреи, построили мировую финансовую систему, основой которой является кредит. Центральные банки выдают деньги правительству под проценты и платить эти проценты вынужден народ. Люди создали спрос, более умные люди подготовили предложение. В наши дни люди готовы брать деньги в долг под 2,5% в день!!!! Это дикость, но они сами это делают! Они не готовы отказаться от сигарет, пива, излишек в еде. И за это приходится платить.
Чтобы оставаться на плаву при такой схеме, человек обязан иметь активы и независимые от его усилий источники дохода, а кредиты и пассивы следует избегать. Евреи знают об этом, поэтому стремятся получать знания, а первые заработанные деньги инвестировать, чтобы они работали на них. Большинство людей на планете живут в кредит и не понимают, что являются тем самым источников богатства для образованных людей. Принцип богатства строится на том, что вам должны. Принцип бедности на том, что должны вы.
Если у вас имеется брокерский счет и вы владелец ценных бумаг, то получаете дивиденды и прибыль от роста курсовой стоимости. Деньги идут к вам. Если вы взяли кредит, то вам начисляются проценты, и вы должны вернуть долг, проценты по нему и ещё потерять на инфляции. Так деньги уходят от вас. Евреи стремятся увеличивать колонку дебет, остальные постоянно увеличивают кредит.
Отсутствие понтов
Вспомните хотя бы Марка Цукерберга и Уорена Баффета. Первый сторонник капсульного гардероба и не стремится удивлять окружающих дорогой брендовой одеждой. Второй являясь самым богатым инвестором в мире живет довольно скромно, имеет один автомобиль, который меняет не чаще одного раза в 6 лет. Отсутствие понтов вы можете встретить в жизни любого еврея. Мы о них почти ничего не знаем, богатство не выставляется на показ. Роскошь практически отсутствует. Богатые евреи тратят деньги на то, что им действительно необходимо и чего сильно хочется.
Зато посмотрите на бедных. При зарплате в 15 000 новенький айфон, при зарплате в 30 000 престижная иномарка. Ремонт в квартире на миллион, взятый в кредит. Кредитная карта под 40% годовых и брендовые шмотки, купленные по этой карте. Евреи так не делают, вот и весь секрет.
Подводя итоги
Евреи с детства воспитываются в условиях правильных ценностей. Во главе угла стоят знания, развитие своих талантов, детальный разбор финансовой грамотности, взаимовыручка и способность быть скромным в образе своей жизни.
Многие не любят евреев за их отношение к деньгам и постоянные поиски выгоды. Но другого пути нет. И те, кто говорит, будто лучше я буду жить бедно по уши в кредитах и постоянно соглашаться на работу, которая мне не нравится, чтобы заработать на кусок хлеба, чем так тщательно рассчитывать бюджет и уделять много времени курсам и вебинарам, конечно лукавят. Богатство и финансовая независимость — это выбор. И нет ничего странного в том, что любой список богатейших людей наполовину состоит из евреев. Просто пока одни берут кредит на смартфон, другие инвестируют и думают где заработать ещё.
почему евреи богаты и умны
Почему евреи богатые, и по какой причине среди представителей семитского народа так много умных людей? Данный вопрос волнует многих, причем, не только в России, но и во всем мире. Что это за еврейский феномен и чем он обуславливается: жаждой наживы, братством, хитростью, высоким интеллектом, данным от природы или чем-то другим? Об этом далее.
Тяга к знаниям
От природы любой еврей тянется к знаниям, эти люди постоянно живут в процессе обучения и жажды узнать что-то новое. Стоит отметить, что представители еврейского народа прекрасно понимают, что знания, полученные ими — это залог успеха и богатства. Исходя из этого, можно сделать простой вывод о том, то эти люди изучают что-либо не просто чтобы знать, а с целью дальнейшего применения полученного материала на практике, исключительно в собственных интересах, для своего же благополучия.
Сплоченность
Известно, что еврейский народ очень дружен, и каждый его представитель готов в любой ситуации поддержать своего брата по национальности. Они всегда с большим трепетом относятся к своим близким, родственникам. Фактически каждый еврей понимает, что за ним стоит целый народ. Стоит отметить, что этот фактор нередко способствует успешности представителей семитского народа.
Предприимчивость
Редкий еврей не может похвастаться предприимчивостью — это у них, что называется, в крови. Кстати, пытаясь ответить на вопрос, почему все-таки, евреи такие богатые, многие люди называют, в первую очередь, именно это качество.
Любой еврей уверенно идет к поставленной цели, причем неважно, что это: развитие личного бизнеса или, например, карьерный рост. Благодаря этому качеству представители данной национальности довольно быстро попадают на самую вершину карьерной лестницы. Вот почему среди них так много руководителей.
Умение вести переговоры
Данное качество, которым обладает каждый еврей, несомненно, приводит к успеху. Вы только послушайте, как они торгуются! Тут же становится понятным, что анекдоты об этом возникли не на пустом месте.
Еврейский феномен заключается в том, что любой представитель семитской нации умеет отстаивать собственную позицию, а также прекрасно владеет даром убеждения. Добиваясь заключения максимально выгодных для себя сделок, человек становится очень успешным и богатым.
Они не демонстрируют свою состоятельность на публику
Очень часто русские люди стремятся стать богатыми для того, чтобы разбрасывать деньги во все стороны, а вот среди евреев это не принято. Именно поэтому, глядя на представителя семитского народа, сразу и вовсе не поймешь: богат он или нет.
Практика показывает, что даже очень обеспеченный еврей старается сэкономить на мелочах — именно отсюда и пошла масса анекдотов на предмет жадности и мелочности этих людей. И, все-таки, почему евреи богатые? Может быть, их секрет заключается именно в том, что они не привыкли кричать о своем богатстве направо и налево, а, вместо этого стараются накопить средства и максимально выгодно инвестировать их?
Евреи гордятся своим происхождением
Каждое лицо рассматриваемой национальности высоко чтит свою родину и, более того, гордится ею, даже несмотря на сложность многолетней судьбы, которая постигла этот народ. Некоторые специалисты уверяют, что успешность семитов обуславливается именно этим — гордость за свои корни стимулирует движение вперед и служит прекрасным источником вдохновения. Отсюда же берется и мотивация для достижения поставленных целей.
Уверенность в собственной правоте
Переубедить еврея в том, в чем он уверен, попросту невозможно, ведь каждый представитель этой национальности на все 100 % уверен в правоте того, что он говорит и что делает. Более того, он готов навязывать свои идеи другим. У каждого из них присутствует вера в себя, что является важным качеством для достижения успеха.
Собственно, перечисленных факторов вполне достаточно для того, чтобы объяснить тот самый еврейский феномен, который порой непонятен русским. Именно наличие этих качеств помогает израильтянам и их потомкам добиваться успеха во всех делах, а также быть богатыми. Стоит отметить, что перечисленные качества способен взять на вооружение любой человек, который имеет желание достичь в этой жизни чего-то больше, чем у него есть на данный момент, в частности, успеха, финансовой независимости и даже настоящего богатства.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Почему успешны евреи?. Наблюдая за евреями. Скрытые законы успеха
Почему успешны евреи?
В купе поезда садятся коммерсант и еврей. Поезд трогается. Коммерсант выкладывает на стол кучу еды – курицу, картошку, что-то еще… Еврей скромно достает сухую рыбку и начинает тщательно обгладывать отломанный плавничок. Коммерсант смотрит на это и интересуется:
– Ты же вроде не бедный человек – а что ж так скудно питаешься?
– Ты не понимаешь, – отвечает еврей. – В рыбе масса фосфора, это очень полезно для мозга…
Коммерсант задумывается, а потом предлагает еврею поменяться – его рыбешку на всю остальную снедь. Поменялись. Еврей ест курицу – коммерсант обсасывает плавнички. Проходит время, и коммерсант не выдерживает:
– Слушай, мне кажется, что ты меня развел…
– Вот, видишь, фосфор уже начинает действовать!
Во многих сферах деятельности евреи зачастую занимают верхние ступеньки пьедестала. Наука, культура, финансовая деятельность, медицина и психология, строительство и IT-индустрия. В число богатейших людей планеты входят основатель корпорации Oracle Лоуренс Эллисон, чей капитал оценивается в $28 млрд., владелец Bloomberg News Майкл Блумберг ($18 млрд), основатель и разработчик Facebook Марк Цукерберг ($4 млрд), Исак Перлмутер из Marvel ($1,6 млрд), Джорджа Сороса и других. Россию в списке богатейших евреев представляют Роман Абрамович ($11,2 млрд) и Виктор Вексельберг ($6,4 млрд). Борис Абрамович Березовский в этом списке представляет уже не Россию…
Другими словами, есть достаточное количество живых и здравствующих доказательств еврейской успешности, которую общественное мнение и без того считает неотъемлемым признаком еврея. Если ты бедный еврей, значит, ты не совсем еврей.
Многие пытались подступиться к секретам еврейского успеха – но всегда смотрели с какой-то одной, более понятной им стороны, через свою «подзорную трубу». Одни слишком всерьез принимали на веру тезис об «избранном народе» и утверждали, что высокие деловые и интеллектуальные способности евреев заложены у них «в крови» – или в генах, если выражаться более научно. Другие считали, что евреи – прирожденные лжецы и воры, и весь их «секрет» в том, что они просто и без стеснения воруют и обманывают. Третьи искали объяснений еврейских успехов исключительно в кумовстве и взаимной поддержке. Не будем сейчас решать, что в сказанном правильно, а что нет. Давайте попробуем разобраться в этом самостоятельно.
В большинстве случаев понятие «успех» в современном обществе связывается с тем или иным уровнем финансового благополучия, или финансовой свободы. И хотя понятно, что деньги не могут принести счастья, но зато, сколько радости они в состоянии доставить! Трудно представить себе жизненную ситуацию, когда деньги оказались бы совершенно лишними или даже вредными.
Отрицать значение денег в современной жизни могут только люди, у которых либо нет денег – и при такой «внутренней позиции» никогда их не будет, либо те, у кого денег столько, что им уже хочется каких-нибудь других радостей, кроме тех, что можно купить за деньги. Обычно это желания из серии «хочу того, не знаю чего». Успешный человек – это человек, который знает, ЧЕГО он хочет, КАК этого достичь и РЕАЛИЗУЕТ свои желания.
Говорят, что для того, чтобы управлять или использовать в свою пользу любую сложившуюся ситуацию (то есть, когда уже есть ответ на вопрос «Что»), надо найти ответ на вопрос «Как?». Правильно заданный вопрос содержит в себе уже большую часть ответа. Для того чтобы задать вопрос о той или иной ситуации, ее надо осмыслить. Поэтому осмысление ситуации или явления – первый (но не единственный!) шаг к управлению ими. Осмысление предпосылок и своих возможностей к успеху – это, на самом деле, решительный шаг к собственной успешности!
Подлинная успешность опирается на «внутренний человеческий капитал» и только потом – на финансовые возможности. Современная психологическая наука помогла экономистам довольно точно определить параметры товара под названием «человеческий капитал». Чаще всего его определяют как врожденные и приобретенные способности, навыки, знания и склонности, которые приводят к экономическому успеху.
Каковы же эти способности? Для ясности разделим их на приобретенные (в результате усилий самого человека), врожденные – переданные с генами, и наследственные – унаследованные в результате передачи социального и общественного статуса. Но даже здесь не все так просто.
Приобретенные – как результат обучения — знания, навыки, профессиональные возможности.
Приобретенные – как результат упражнений, развития и тренировки — память, внимание, способность воспринимать новые знания, скорость получения информации (в простейшем случае – скорость чтения), широта мировоззрения и способность к осмысленному восприятию собственной жизни и мира.
Приобретенные – в процессе формирования характера и привычек, как результат воспитания — вера в собственные силы и способности, любознательность и желание узнавать новое, четко поставленные жизненные цели, соответствующие этапу жизненного пути[10], умение принимать чужое мнение – сохраняя при этом собственное, желание развиваться и совершенствоваться, позитивные жизненные приоритеты – здоровье, семья, творчество, деятельность, прочность характера, способность справляться с трудностями и неудачами, жизненная стойкость.
Врожденные – переданные при зачатии — зрение, слух, разум, здоровье физическое и психическое.
Наследственные – положение, социальный статус, связи и стартовые финансовые возможности.
Ученые, изучавшие роль «человеческого капитала» и пытавшиеся найти наиболее эффективные пути накопления такого капитала, довольно давно обратили внимание на культурный феномен еврейских общин Европы и Америки. Но этот объект изучения оказался очень непростым. Большинство привычных методов и критериев, которыми привыкли руководствоваться американские экономисты и психологи, «буксовали» или давали слишком необычные данные при изучении еврейских общин Америки. Так, к примеру, экономисты при исследовании «человеческого капитала» были свято уверены в объективности такого критерия, как «годы обучения». Но при изучении еврейских общин профессиональная успешность слишком часто не совпадала с количеством времени, затраченным выходцами из еврейских семей на получение формального образования.
Это был крайне неприятный для исследователей результат – ведь в этом случае при исследовании «человеческого капитала» возникала необходимость учитывать такие «неуловимые» показатели, как черты характера, различные поведенческие и психологические модели поведения, «национальный опыт», – все, что передается не в учебной аудитории, а в пределах семьи и национального сообщества. Неприятным этот результат стал еще и потому, что результаты исследований показали некое преимущество выходцев из еврейских общин, которые демонстрировали более высокий уровень профессиональной и финансовой успешности, причем не за счет более длительного или обширного систематического обучения и образования, а в результате неких национальных или семейных жизненных стратегий, опыта, передаваемого из поколения в поколение. Мало того, что такой опыт с трудом поддается учету. Здесь возникает так раздражающее американских «ревнителей равных прав» некое неуловимое преимущество (а это «больная мозоль» американских моралистов и уравнителей, которая не дает им покоя уже не один век!) – выходцы из еврейских общин, с невысоким (по европейским и американским меркам) образовательным цензом, становились успешными дельцами и финансистами, зачастую превосходя в своем финансовом успехе представителей Фамилий (именно так – с большой буквы), уже несколько поколений трудившихся в этой сфере. Примеры такой успешности можно найти в истории американской экономики первых лет XX столетия в избытке. А это значит, что «еврейский опыт» накопления «человеческого капитала» оказывается:
• Трудно управляемым со стороны государства (а ЛЮБОЕ государство ОЧЕНЬ хочет управлять ВСЕМИ сторонами жизни своих граждан).
• Недоступным для воспроизведения со стороны государственной системы образования и ВСЕОБЩЕГО равного использования.
• Возможным для использования только в ИНДИВИДУАЛЬНОМ (или семейном) порядке как «штучный», уникальный образец «человеческого капитала».
При этом взгляд на исторический опыт евреев показывает, что у этой точки зрения есть серьезные обоснования. Посудите сами, в то время как в начале XX века большинство евреев прозябало в бедности, то уже к середине столетия этот народ приобрел тенденцию непропорционально преуспевать в странах с демократическим государственным устройством, где им позволялось конкурировать на равных условиях и законной основе с представителями «титульных» наций. Это имело место сначала в Центральной и Западной Европе, а затем и в Соединенных Штатах.
Как мы уже разобрались, осмысление явления – первый шаг к управлению им. И действительно, «стратегия человеческого капитала» теперь в моде. Но попробуем на минуту предположить, что многие из способностей и рассматриваемых склонностей успешного еврейского народа являются продуктом исторического процесса, который может быть понят и объяснен только в исторической перспективе, но не может быть воспроизведен в массовом порядке? Что если эта история «вросла» в каждого еврея, закрепилась в нем на генетическом уровне?
На самом деле то, что не может быть объяснено и повторено чисто экономическими методами, может быть раскрыто методами психологии и истории. В этом отношении история еврейского народа, его жизненный уклад и окончательное становление капиталистической системы связаны тесно и неразрывно. Подобные культурные соображения просто не вписываются в категории, которыми, зацикленные на цифровых показателях, предпочитают думать экономисты и государственные чиновники.
Если смотреть на историю делового успеха евреев в Европе и Америке, то заметнее всего еврейские достижения в торговле. Экономически и рационально это как раз легко объяснимо.
Торговля – сфера наиболее быстрого накопления капитала. Торговая деятельность не требует больших вложений, быстро самоокупается и выходит на прибыль. Первые поколения еврейских состояний (как, впрочем, и британских, и американских) были созданы именно в торговле. Эмигранты, приезжавшие в США, беженцы от революций и погромов в странах Европы объективными причинами были вытеснены в те экономические ниши, которые были еще свободны. В поисках новых рынков товаров и услуг евреи создавали новые формы розничной торговли – от универмагов до мелкооптовых магазинов. И не надо думать, что это исключительно американская экономическая специфика, вовсе нет.
Еще в 1790 году московское купечество подало жалобу властям, в которой писалось о том, что еврейские торговцы в Москве пользуются запрещенными приемами торговли, чем наносят вред торговле традиционной, а дешевизна их товаров доказывает только одно – что товары эти контрабандные. Одновременно подали жалобу и еврейские купцы, что им чинятся препятствия в торговле. Проблему сочли настолько важной, что ею занимался Совет государыни (Екатерины II). Из всех еврейских «вин» подтвердилась только одна – еврейские торговцы стали разносить товары по домам, чем открыли для себя новую экономическую нишу, которую их московские конкуренты попросту просмотрели[11]. И хотя одним из результатов этой тяжбы стало введение «черты оседлости», пример достаточно показательный.
Кстати, единственным социальным противовесом успешности и оборотистости еврейских купцов и промышленников в России на рубеже и в начале XX века были купцы, происходившие из семей староверов. Интересно это тем, что именно у староверов существовал семейный уклад, своей глубинной сутью очень похожий на еврейский – ограниченный большим количеством бытовых и религиозных требований и установлений, достаточно суровый, с большим уважением к писаному слову. Чуть дальше мы будем подробно рассматривать особенности еврейского воспитания и семейного уклада, но сейчас хочется заметить, что есть еще один народ, чья жизнь ограничена многими правилами и ритуалами, и он тоже продемонстрировал в XIX и XX веках громадную капиталистическую успешность.
Это, как ни странно, японцы (а сейчас их «экономическое чудо» повторяют и другие страны Дальнего Востока). Кстати, есть еще одна общая черта, которая роднит евреев, староверов и японцев – практически 100-процентная грамотность на протяжении нескольких столетий.
Феномен связи «капиталистической предприимчивости» с суровым семейным и жизненным укладом, образом жизни, прочно стоящим «в рамке» ритуалов (религиозных и социальных), многими тщательно и повседневно соблюдаемыми традиционными обычаями и законами, еще ждет своих исследователей. Но и сейчас можно сделать один вывод – строгое воспитание и четкие обязанности в результате формируют стойкие характеры. В подтверждение этого тезиса легко привести и еще один пример: выходцы из британских закрытых школ, которые стали самыми успешными из колонизаторов, поставив чуть ли не полмира под власть британской короны. Именно они, с «жесткой верхней губой», были костяком великой Британской империи.
А теперь посмотрите, какие «свободные нравы» царят в американской или европейской общедоступной школе – и сколь жесткая дисциплина в закрытых учебных заведениях, где воспитывает своих детей финансовая и политическая мировая элита. И сколь разные результаты мы видим на выходе из этих учебных заведений… Поневоле вспоминаешь Роберта Кийосаке (американца японского происхождения!), который в каждой книге повторяет: наших детей не учат быть финансово независимыми и счастливыми, их учат быть наемными рабочими и поддерживать уровень доходов на той грани, когда человек может обеспечить себя самым необходимым и поддерживать здоровье на том уровне, чтобы доработать до пенсии.
Но вернемся к истории «капитализации евреев».
Кроме торговли, наиболее быстро растущим сектором экономики, начиная с конца XIX века, была так называемая «сфера услуг», в которую часто включают распространение информации и развлечения – от газет до водевиля, от фильмов до коммерческих спортивных состязаний – виды деятельности, в которых евреи были особенно заметными. Кому интересно искать подтверждения этим выкладкам – пусть почитает, например, историю становления Голливуда…
Кроме того – и этому есть подтверждения в конкретных цифрах – евреи имели и имеют тенденцию преуспевать в профессиях, требующих специальных знаний, таких как медицина, юриспруденция, финансы, которые занимают центральное место в современном капиталистическом обществе.
Факт, что евреи в течение долгого времени были меньшинством, подвергавшимся дискриминации, иногда подается как причина их тенденции посвящать себя торговле, финансам, и тому подобным профессиям. Но далеко не все национальные меньшинства, долго подвергающиеся дискриминации, преуспевают в условиях рыночной конкуренции.
Американские исследователи склонны объяснять «непропорциональность» еврейских достижений тем, что у евреев было больше опыта в торговле, чем у большинства других групп. Подразумевающееся знание искусства покупки, продажи, расчетов прибылей, которое передавалось внутри семей, связанных с бизнесом, помогает объяснить, почему евреи были более успешными в этой сфере. Кроме того, в Европе и России евреи долгое время исключались из хорошо развитой экономики землевладения и из многих других областей, которые сохранялись за христианами. Поэтому они научились постоянному поиску новых возможностей на неосвоенных рынках, например, зарабатывая мелкой торговлей вразнос, создавая новые продукты или новые формы маркетинга.
Кроме того, религиозная культура евреев поощряла взрослую грамотность, по крайней мере, для мужчин, и уважение к книжным знаниям. Такое отношение переносилось с религиозных текстов на светские формы образования. В результате евреи были чрезвычайно ориентированы на получение образования и готовы были отложить текущие удовольствия ради получения лучшего образования[12].
В действительности все и так и не совсем так.
Евреи являются одним из немногих народов, который был почти поголовно грамотным практически на всем протяжении своей истории. По сравнению с Европой или Россией, где всеобщая грамотность является завоеванием лишь XX века, – это громадное преимущество. Не углубляясь в дебри психологии, достаточно сказать, что чем раньше ребенок обучается грамоте, тем лучше и эффективнее его разум усваивает способность манипулировать символами и абстрактными понятиями. Это создает предпосылки для успешной деятельности, там, где важен именно этот компонент интеллекта – в медицине, юриспруденции, архитектуре, науке, философии.
Даже на уровне бытового общения человек, уверенно владеющий грамотой и счетом, обладает преимуществом перед своим неграмотным соседом.
– Изя, сколько будет дважды два?
– А мы должны – или нам должны?
Почему владеющий грамотой и счетом должен стесняться своих знаний? И почему он не должен этим преимуществом пользоваться? А если это преимущество над неграмотными соседями постоянно присутствует на протяжении трех тысяч лет? Как в такой ситуации может не сложиться в семье и в народе уважительное отношение к грамоте и книжному знанию, которые обеспечивают это зримое превосходство? Ответ очевиден. И мы видим первый из глобальных еврейских секретов – уважение к грамоте, книжному знанию, учебе.
Это положение очень хорошо подтверждает существовавший в еврейских общинах обычай – капнуть медом на страницу первой книги, с которой ребенок начинал учение.
Отец укутал меня в талит и на руках понес в хедер, который был почти в миле от дома. Меня встретил учитель и показал мне большую таблицу с буквами древнееврейского алфавита. Но до начала урока мне дали попробовать меду. «Сладок ли мед?» – спросили меня. «Да, сладок», – ответил я. И тогда мне сказали, что сейчас для меня начнется изучение Торы, а Тора слаще меда. А потом мне показали первую букву, алеф.[13]
Давид Блуштейн
Очень многое можно сказать о бессознательных чаяниях народа, рассматривая деяния его героев – тех героев, о которых сложены народные мифы. Помните, что было первым деянием Геракла? Он задушил змей, пробравшихся в его колыбель. А первым деянием Ильи Муромца? Он, всю жизнь лежавший на печи инвалид, слез, чтобы напоить странников, заглянувших в его избу. А знаете, что мы услышим о первом деянии Авраама – величайшего героя еврейской мифологии? Рассказ о том, как младенцем Авраам достиг понимания того, что у этого мира единственный Творец, пришел к идее единобожия, к осознанию цельности этого мира.
Боюсь, что далеко не всем понятно значение этого озарения Авраама. Кто-то может сказать, что это всего лишь мифы, а кому-то может стать обидно за того героя, которого он считает «своим». Но поверьте, это революция сознания, на фоне которой открытия Маркса, Эйнштейна, Фрейда кажутся карликовыми….
Евреи на протяжении практически всей своей истории в большей своей части были городскими жителями – а общая подвижность культурной жизни и прогресс в городах всегда были выше, чем в деревне.
Из-за этого же, преимущественного городского проживания, евреи были поставлены в положение постоянной вынужденной конкуренции с городскими ремесленными цехами. Причем либо оказывались в ситуации «запрета на профессию» и оттеснялись в финансовую деятельность (в первую очередь – в ростовщичество, запретное по религиозным соображением для христиан) и торговлю, либо были вынуждены конкурировать с организованными профессиональными сообществами, пытаясь выиграть в конкурентной борьбе за счет качества и дешевизны производимых товаров и услуг. Трудолюбие и тщательность работы еврейских ремесленников традиционно вызывали уважение, а в некоторых сферах даже почитались. Вот, например, что рисует ваше воображение при словах «еврейский портной»? Сморщенный чернявый человечек со шмыгающим носом, который шьет замечательные вещи? Вот вам и второй секрет – профессионализм и трудолюбие.
Один еврей говорит другому еврею:
– Если бы я был царь, я был бы богаче, чем царь!
– Это как же?
– А я бы днем был царь – а вечерами бы немного портняжничал…
Кроме того, из-за преимущественного проживания в городах евреи оказались устранены от земледелия – от почетного труда пахаря и хлебороба. Отстраненные от сельскохозяйственного труда, который многие народы традиционно считали и считают почетным, евреи на протяжении многих сотен поколений сформировали уважительное отношение к умственному труду – причем приоритетное отношение к умственному труду перед физическим. Вам может показаться, что подобное отношение для современного человека, не только еврея, должно быть совершенно естественно, но это вовсе не так.
Совсем недавно я беседовал с пожилым человеком, ветераном Великой Отечественной войны, уроженцем одного из донских хуторов. Рассказывая о своей судьбе, он всегда пренебрежительно отзывался о своем отце. Я спросил его, почему. И он мне ответил: «Мне всегда было стыдно, что мой отец был письмоводителем в колхозе, одним из двух-трех грамотных человек в хуторе. Мать работала в поле – а он в конторе писал бумажки. Вечером он приходил домой и читал матери вслух книги – но она так уставала в поле, что засыпала. Мне было жалко мать, и я считал отца лентяем». На мой вопрос – чьи заработки были больше, кто кормил семью, он ответил: «Понятно, что у отца заработок был больше. Но он же не работал в поле…». Этот человек, сам в последующем инженер и руководитель производства, так и не смог за всю жизнь принять того, что его отец занимался умственным трудом вместо того, чтобы в буквальном смысле слова «пахать в поле». И эту подсознательную приоритетную ценность физического труда мы можем видеть очень часто.
Для евреев совершенно естественным был бы другой взгляд – вполне нормально, что человек, чьих знаний и квалификации хватает на то, чтобы не заниматься физическим трудом, занимается трудом умственным – который к тому же еще и лучше оплачивается. Уважение к интеллектуальному труду — еще один «еврейский секрет». Оборотной стороной этой медали оказывается пренебрежительное отношение к труду физическому…
Еврей-новобранец в Советской армии получает от старшины лопату для работы на территории. Он долго и тщательно ее разглядывает, а потом спрашивает старшину: «Простите, а где здесь мотор?»
– А где ты видел лопату с мотором?
– А где вы видели еврея с лопатой?
Кстати, привычка отвечать вопросом на вопрос считается одной из наиболее заметных черт еврейского менталитета – и обязательным признаком еврейского анекдота.
Но вернемся к отношению к труду. В русских семьях зачастую можно встретить подсознательное убеждение в том, что человек, работающий головой (как один из вариантов – организующий собственный бизнес, а не работающий по найму), занимается «ненастоящим делом» и «ловчит», вместо того чтобы честно работать. Эта, казалось бы, мелочь, очень сильно может повлиять на судьбу человека. Предположим, ребенок выбирает будущую профессию. Он останавливает выбор (зачастую подсознательно) на «настоящей мужской работе» – и отказывается от образования. Или выбирает профессию интеллектуальную – но в глубине души стыдится того, что занимается «ненастоящим делом», и эта же «мелочь» может очень сильно повлиять на будущую успешность в избранной профессии. А когда такими установками руководствуется целый этнос, возникает серьезная причина для беспокойства.
– Сема, посмотрите на эти мозолистые руки! Этот человек совсем не хочет работать головой…
Кроме того, евреи на протяжении всей своей истории сталкивались с проявлениями недоброжелательности и враждебности со стороны «титульных наций» в местах проживания. Антисемитизм в Европе и России всегда был если не фактом государственной политики, то обязательной составляющей политики религиозной. А от религиозной политики до бытового антисемитизма – рукой подать. И если современные европейские страны сегодня демонстрируют «высокую степень толерантности» по отношению к евреям, то по одной только причине: все еврейские общины Европы практически полностью растворились в коренном населении (ассимилировались) и практически не выделяются. К тому же евреи на фоне все прибывающего количества негров и арабов выглядят очень прилично и автоматически переходят в «белый» лагерь.
И тысячу лет назад, и сегодня каждый еврейский ребенок очень рано узнает, что всегда найдутся те, кто будет плохо к нему относиться – совершенно без причин, просто потому что он еврей. И, как ни странно, эта готовность к тому, что в любом деле придется преодолевать препятствия, что всегда и вопреки всему будет существовать мнение людей, которое надо попросту игнорировать и делать свое дело, тоже послужила «закаливающим» фактором для еврейского народа. Потому что привычка ожидать «всеобщего одобрения своих поступков» очень часто подводит в деле многих хороших, культурных и добрых людей, а осознание истины «я не червонец, чтобы нравиться всем» занимает многие годы. Необходимость выживать вопреки желанию и мнению многих окружающих вырабатывает высокую степень психологической гибкости и верности своим целям – или приводит к гибели. Еврейский народ выжил. Это и результат, и еще один «секрет». Именно поэтому у евреев столь настороженное отношение к «нашим» и «не нашим» – в памяти еврейского народа слишком много трагических событий. Именно эта историческая память зачастую заставляет евреев слишком внимательно прислушиваться к окружающему миру и быть готовыми к самому худшему, при этом надеясь на лучшее.
– Хаим, ты слыхал, в зоопарке родился слоненок?
– А как это отразится на евреях?
Из этого же факта многовекового существования четкой границы между «нашими» и «не нашими» вытекает еще одна, так многих раздражающая черта евреев – групповая солидарность и поддержка соплеменников. Именно эта черта больше всего раздражает представителей «титульной нации», особенно когда речь идет о групповой солидарности этноса, который преуспевает экономически. Именно поэтому сейчас все чаще и чаще в России эти же обвинения в землячестве и взаимной поддержке звучат в сторону выходцев из республик Кавказа, которые в какой-то мере повторяют историю «еврейского успеха» – будучи вытеснены обстоятельствами в «непрестижную» экономическую нишу, они все чаще и чаще демонстрируют все внешние признаки финансового благополучия.
В этом отношении еврейская община хоть в городе, хоть в западноукраинском «местечке» всегда вызывала неудовольствие, а иногда и откровенную ненависть. Что может чувствовать обычный украинский или белорусский крестьянин, живущий в местечке, где содержатель кабачка – шинкарь – еврей, аптекарь – еврей, ростовщик – еврей, торговец в скобяной лавке и шорник – евреи, врач – еврей, и если он не должен каждому из них, то это только вопрос времени? В такой ситуации облик «еврея-кровопийцы» возникает в голове даже у самого благодушного человека. Возможно, именно поэтому как раз в этих губерниях Российской империи, в местах компактного проживания евреев в черте оседлости, чаще всего вспыхивали стихийные еврейские погромы.
Приходит мужик к еврею и просит:
– Займи мне рубль до осени. А я тебе в залог оставлю топор».
– Хорошо, – отвечает еврей, – осенью отдашь два.
Мужик отдает топор, забирает рубль и собирается уходить. Еврей его останавливает.
– Слушай, тебе же, наверное, будет трудно отдать осенью сразу два рубля?
– Трудно, – соглашается мужик.
– Тогда давай сделаем так – ты мне один рубль отдай сейчас, а другой – осенью.
Мужик соглашается, отдает рубль, выходит на улицу.
– Интересно получается! Топора нет, денег нет, рубль должен, и ведь все ПРАВИЛЬНО!!!
При этом надо сказать, что внутри еврейской общины деловые отношения основывались на талмудических установлениях, которые сейчас нам видятся более прогрессивными и этичными, чем существующая на тот момент деловая этика и неписаные «законы» ведения бизнеса в России и во всем мире. Но с точки зрения авторов XVIII и XIX веков, чьи воззрения еще находились под влиянием «феодального» взгляда на предпринимательство и деловую активность, многие талмудические установления, управляющие экономической жизнью еврейского сообщества, выглядели непонятными и что естественно, даже вызывали возмущение! Рассуждать об экономических реалиях с точки зрения справедливости тогда считалось вполне уместно. Это сейчас мы знаем, что экономика не знает справедливости – но подчиняется строгим экономическим и юридическим законам. И незнание этих законов справедливо и закономерно приводит к нищете. Но это мы знаем СЕЙЧАС. Человек XIX века оперировал СОВСЕМ другими категориями.
Например, в «Книге кагала» Якова Брафмана[14], издании, которое с конца XIX века неоднократно цитировалось многими людьми, мягко скажем, не всегда симпатизирующими еврейскому народу, его автор с возмущением описывает продажу кагалом (органом местного еврейского самоуправления) права на совершение сделки (хазака) с неевреем. Судите сами.
«Кагал продает на основании своих прав еврею N. дом, который по государственным законам составляет неотъемлемую собственность нееврея М., без ведома и согласия последнего. Какая, спрашивается, здесь польза для покупателя? Полученная им от кагала купчая ведь не может поставить покупателя к обозначенному в акте имуществу в те отношения, в которых каждый владелец находится в отношении к своей собственности! М. ведь не уступит свой дом потому, что он продан кагалом, и у кагала нет той власти, чтобы принудить его к уступке! Что же, спрашивается, приобрел покупатель N. на уплаченные им кагалу деньги? В ответ на этот вопрос вот что мы, к сожалению, скажем. С заключением купчей крепости с кагалом еврей N. получил хазака (власть) на имущество христианина М., в силу чего ему предоставлено исключительное право без малейшего препятствия или конкуренции со стороны других евреев стараться овладеть этим домом, как в купных актах сказано, «какими бы то ни было средствами».
Естественно, в рамках закона и права Российской империи. Так, действительно, что же приобретал еврей, заплатив кагалу за право хазака?
Давайте посмотрим на это с точки зрения сегодняшних «капиталистических» реалий, а не глазами преподавателя Минской духовной семинарии середины XIX века с соответствующим экономическим суждением.
Предположим, в местную Торгово-промышленную палату (или отделение Ротари-клуба, или другое неформальное объединение местных предпринимателей) приходит один из его членов и заявляет: «Я тут присмотрел себе свечной заводик и веду подготовку сделки по его приобретению. Поэтому я сделаю взнос в пользу клуба (палаты, общества), а уж вы, друзья и коллеги, не суйтесь в мою сделку…». Этично или не этично выглядит поведение подобного бизнесмена? И насколько этичным будет поведение того, кто вопреки решению той же Торгово-промышленной палаты все-таки попытается перекупить объект сделки (или просто взвинтить его стоимость на торгах назло реальному покупателю)? Так вот, тот взнос, что делает бизнесмен в сторону Торгово-промышленной палаты и есть полный аналог хазака, гарантирующего, что никто из местных евреев не будет подвергать риску деловые интересы своего соплеменника. Не хочу говорить о справедливости там, где она заменяется двумя другими показателями – законностью и эффективностью. О несправедливости в бизнесе обычно говорят те, кто упустил прибыль и не может возместить упущенное законными средствами. Здесь мы вынуждены признать, что хазака работала на экономическую эффективность еврейского сообщества – кагала. И именно своей экономической эффективностью вызывала нарекания со стороны представителей титульных наций…
Другой обычай кагала тоже вызывал большие возмущения со стороны Я. Брафмана – обычай меропие:
«Если человек (еврей) имеет в своем подчинении нееврея, то в определенных местах запрещается другим евреям входить в сношения с этим субъектом и делать подрывы первому; но в других местах вольно каждому еврею иметь дело с этим субъектом: давать ему деньги в заем, подкуп и обирать его…»
Трудно понять, о чем идет речь. Но явно чувствуется, что о чем-то нехорошем… Давайте снова взглянем на этот обычай с современной точки зрения.
Если у еврея есть работник, то запрещено переманивать этого работника, подрывая бизнес своего соплеменника (то есть об хед-хантерстве, гармонично вписавшимся в современную экономику, с точки зрения еврейской этики и речи быть не может). Но вне его работы с этим работником можно вести любые другие дела, продавая ему и покупая у него, давая ему в долг и т. д. Что в этом криминального? То, что нельзя переманивать работников друг у друга? Или что «вне профессиональных обязанностей» этот работник является таким же покупателем и потребителем услуг, как и любой другой? При всей своей простоте эти правила служили большей экономической успешности ВСЕГО еврейского сообщества, находящегося под управлением кагала.
Этой же экономической успешности еврейской общины служило и пристальное наблюдение кагала за «юридической (а точнее – талмудической) чистотой» сделок между «своими». И эта его функция также очевидна и понятна с позиций нынешнего «экономического» века.
Не из этой ли экономической успешности проистекает вся история навязчивых попыток властей Российской империи добиться ассимиляции евреев, их растворения, уничтожения их этнического и религиозного единства?
Ведь подобных усилий по «окультуриванию» и ассимиляции целого этноса не предпринималось в отношении татар, казахов, киргизов, армян, грузин и многих-многих других наций многонациональной Российской империи. Почему же именно у евреев надо было обязательно изменить их исконный, многовековой культурный уклад? Мы еще затронем этот вопрос в рассказе об истории российских евреев.
Но вернемся к сегодняшнему дню.
Современные психологические и экономические исследования безоговорочно утверждают: успех в современном капиталистическом обществе основан на культурных и исторических факторах, в результате воздействия которых появляются следующие качества:
• Способность находить новые способы и возможности, новые экономические сферы деятельности (инновационность).
• Готовность идти на профессиональный и деловой риск.
• Признание возможности неудачи и готовность к следующим попыткам.
• Готовность отложить удовольствия ради сбережения и образования.
Судите сами, как эти «новооткрытые» признаки успешности совпадают с культурным наследием еврейского народа. Давайте взглянем, как эти качества исторически формировались у евреев…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >