Письменность — Википедия
Пи́сьменность — знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и других элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.
Мельчайшие смыслоразличительные единицы письма — графемы.
Письменность отличается от других существующих или возможных систем символической коммуникации тем, что всегда ассоциируется с некоторым языком и устной речью на этом языке. В противоположность письменности, разного рода визуально-графические представления информации — такие, как рисунки, картины, невербальные картографические элементы и т. д. — не соотнесены с каким-либо конкретным языком. Символы на информационных знаках (изображения мужчины и женщины, например) также не относятся к языку, хотя могут стать его частью в том случае, если активно используются в сочетании с другими языковыми элементами. Некоторые другие символические обозначения — цифры, логограммы — не имеют прямой связи с определённым языком, но часто используются на письме и таким образом могут считаться частью письменности.
Язык свойственен каждому человеческому сообществу, и этот факт может рассматриваться как неотъемлемая и определяющая характеристика всего человечества в целом. Однако развитие письменности и процесс постепенного вытеснения ею традиционных устных форм общения были спорадическими, неравномерными и медленными. Единожды установившись, письменность в общем случае претерпевает изменения менее охотно, нежели устная речь, сохраняя тем самым черты и конкретные выражения, не характерные более для актуального состояния живого языка. Одно из наиболее существенных преимуществ использования письменности состоит в возможности создания постоянных записей информации, выраженной средствами языка.
Для возникновения и существования письменности требуются:
- по крайней мере один набор определённых базовых элементов или символов, которые по отдельности называются знаками, а в совокупности — системой письма;
- по крайней мере один набор правил и условий (то есть орфография), понятный сообществу и используемый всеми или большинством его участников, который определяет значение базовых элементов (графем), порядок их следования и взаимоотношения друг с другом;
- по крайней мере один язык, распространённый в сообществе, конструкции которого отражаются в этих элементах и правилах, а также могут быть из них восстановлены путём интерпретации написанного;
- какие-либо физические средства отчетливого представления символов на каком-либо постоянном или отчасти непостоянном носителе, так, чтобы их можно было считать оттуда тем или иным способом (визуально или на ощупь).
Для большинства систем письма характерно такое упорядочение символических элементов, которое позволяет объединять их в более масштабные и крупноразмерные кластеры — слова, акронимы и другие лексемы, — за счёт чего создается возможность передачи существенно большего количества значений, нежели то, которое может быть обеспечено самим символами. С целью достижения максимально полной передачи языкового содержания в системах письма используется также конкатенация малых групп символов. Во многих системах письма используется особый набор знаков — пунктуация, — посредством которого обеспечивается дополнительное структурирование и организация письменной речи, а также передача особенностей сообщения, которые передаются в речи посредством пауз, тона, ударения, интонирования и т. д. Кроме того, письменность обычно располагает определённым методом форматирования записанных сообщений, который следует правилам устной речи (грамматике, синтаксису и др.), дабы читающий имел возможность воспринять значение записанного сообщения как можно более точно.
Письменность появилась в середине IV тысячелетии до н. э. в Месопотамии. Сначала это были хозяйственные записи, а к концу тысячелетия стали распространёнными тексты жанра лексических списков и литературные (условно-литературные, то есть тексты нехозяйственного назначения) [1].
При рассмотрении конкретных систем письма изучение письменности в целом развивалось по нескольким, частично не связанным друг с другом направлениям. В силу этого используемая терминология может некоторым образом варьироваться в зависимости от той или иной области исследования.
Обобщённый термин «текст» относится к образцу письменного материала. Действие по порождению и записи текста, соответственно, определяется как письмо, а действие по просмотру и интерпретации текста — как чтение. Методология и правила, регулирующие соблюдение определённой структуры и последовательности письменных знаков, объединяются под наименованием орфографии, в рамках которой применительно к алфавитным системам письменности выделяется также и понятие правописания.
Специфическая базовая единица письменности, как уже говорилось выше, — графема. Графемы представляют собой минимальные значимые единицы, чья совокупность охватывает весь набор конструктивных элементов, из которых в соответствии с правилами их соотнесения и использования могут быть составлены записанные в одной или нескольких системах письма тексты. Данная концепция схожа с представлениями о фонеме, которые существуют в области изучения устной речи. Основными графемами для русского языка, к примеру, являются прописные и строчные буквы алфавита, соответствующие определённым фонемам, пунктуационные знаки, соответствующие ритмико-интонационному рисунку речи, и некоторые другие символы наподобие цифр.
Та или иная графема может быть представлена различными способами, причем каждая конкретная её запись может визуально отличаться от другой, но, тем не менее, все они будут интерпретироваться одинаково. Аналогично тому, как конкретный звук называется аллофоном фонемы, конкретная запись определяется как аллограф графемы. Тремя разными аллографами можно, к примеру, считать одну и ту же букву, набранную жирным шрифтом, подчеркнутым и курсивом. Выбор конкретного аллографа диктуется используемым носителем информации, средством записи, авторской стилистикой пишущего, особенностями предыдущих и последующих графем, временными ограничениями, предполагаемой аудиторией, преимущественно не осознаваемыми чертами индивидуального почерка и т. п.
Иногда для обозначения графемы используются термины «глиф», «знак», «символ» и им подобные. Конкретные значения этих терминов варьируются в зависимости от той или иной области знания; можно заметить, к примеру, что глифы в большинстве систем письма состоят из линий или черт и в силу этого называются линейными, однако в определённых разновидностях письменности они могут состоять из других конструктивных элементов (допустим, точек в шрифте Брайля) и, тем не менее, также именоваться глифами.
Письменность условна, как и язык, с которым она соотнесена. Степень её полноты определяется тем, насколько успешно она способна представлять в той или иной форме все то, что может быть выражено средствами устной речи.
Современная письменность прошла достаточно длительный период становления. Можно выделить следующие этапы её формирования:
Предметное письмо[править | править код]
Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников-скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царём. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец был прав.
Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на верёвку) и кипу (счётная система и письменность инков и предшествующих им андских культур, в которой информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.
Пиктографическое письмо[править | править код]
Древнекитайский иероглиф «солнце» (ri), 1200 до н. э.Иероглифическое письмо[править | править код]
Идеография («письмо понятиями») используется для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть — глаз. Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает «глаз» и как идеограмма — «зоркость». Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения. [2]
Современный китайский иероглиф «солнце»/«день» (ri)В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму. Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов.
Слоговое письмо[править | править код]
Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), некоторые западносемитские варианты клинописи (напр. угаритская клинопись) и японские слоговые системы (катакана и хирагана). Финикийское (консонантное) письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница, кириллица и соответственно большинство современных письменностей.
Алфавитное письмо[править | править код]
Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью консонантной финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл).
Типы письменности человеческих языков[править | править код]
- Пиктографический — письменный знак привязан к определённому объекту.
- Идеографический — письменный знак привязан к определённому смыслу.
- Фоноидеографический — письменный знак привязан и к смыслу, и к звучанию
- Фонетический — письменный знак привязан к определённому звучанию
Алфавитами называют фонетические письменности, имеющие стандартный, так называемый, алфавитный порядок знаков. Знаки алфавитов называются буквами.
Вышеприведённые системы в чистом виде встречаются редко, обычно к базовой системе примешиваются элементы других систем.
Выражение «иероглифическое письмо» не имеет чётко определённого смысла.
- Древнеегипетское иероглифическое письмо было слоговым с элементами других систем.
- Древнекитайское иероглифическое письмо было логографическим, современное китайское — морфемное.
1, синий цвет — слева-направо, сверху-вниз;
2, оранжевый — справа-налево, сверху-вниз;
3, тёмно-зелёный — сверху-вниз, справа-налево;
4, розовый — оба способа — 2 и 1;
5, светло-зелёный — оба способа — 3 и 1.
Ниже приводятся основные виды письменностей, сгруппированные по общему происхождению или региону.
Древние письменности Ближнего Востока и Средиземноморья[править | править код]
Семитское (звуковое) письмо и его производные (кроме греческого)[править | править код]
Системы, возникшие под влиянием семитоидных письменностей[править | править код]
Греческий и возникшие на его основе алфавиты[править | править код]
Письменности, возникшие под влиянием грекоидных[править | править код]
Индийское письмо (слоговое)[править | править код]
Китайское письмо и его производные[править | править код]
Другие древние и средневековые письменности[править | править код]
Письменности, возникшие в XVIII—XX веках[править | править код]
Как правило, эти письменности были созданы миссионерами или носителями языков, под влиянием самой идеи письма.
Азия[править | править код]
Африка[править | править код]
Америка[править | править код]
Письменности для искусственных языков[править | править код]
Нерасшифрованные письменности[править | править код]
и многие другие
Существуют письменности для жестовых языков. В начале XXI века используется система SignWriting, созданная в 1974 году.
- Дирингер Д. Алфавит. М., 1963.
- Добльхофер Э. Знаки и чудеса. М., 1963.
- Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.
- Реформатский А. А. Введение в языкознание. М., 2006
- Фридрих И. История письма. М., 2004.
- Брейар Ж. Болезнь письма // Семиотика безумия. Сб. статей. — Париж-Москва, 2005, с. 64-72
Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян. Обратите внимание Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита. Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском. Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские). В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры Гельб И.Э. Изучение систем письменности у древних славян. М., 2003.. Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ а слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА Важно Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их). И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. (В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл). Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи. |
Для чего нужна письменность 🚩 для чего была нужна письменность финикийским торговцам 🚩 Культура и общество 🚩 Другое
В самом начале развития цивилизации у человека всегда существовала потребность в передаче информации на большие расстояния, но современных возможностей передачи данных у него не было. Чтобы быть понятым другим человеком за сотни километров от него, он пользовался изображениями простейших предметов, окружавших его: птицы, горы, рыбы, всякая домашняя утварь и прочее. Это была одна из древнейших форм письменности — предметное письмо. Далее возникают пиктограммы, иероглифы, лишь потом возник алфавит.
Письменность выполняет множество ролей, одна из которых — выразительная. Какой бы развитой устная речь ни была, человек никогда не сможет пройти сотни километров до своего дальнего родственника ради лишь приветствия. Поэтому возникла почта — один из первых способов передачи вестей и данных на большие и малые расстояния. Почта бы никогда не возникла, не будь у человечества письменности. Но она (почта) сейчас находится в упадке, ведь с современными технологиями письменный язык может быть передан на неограниченное расстояние за доли секунды.
Письменность обладает еще одной, не менее важной функцией — образовательной. При помощи разнообразных письменных носителей человечество может передавать свои знания от человека к человеку, от поколения к поколению. Также при помощи письменности возможно сохранение различных данных на многие годы.
Все вышесказанное говорит о том, что письменность является необходимым атрибутом развитой цивилизации. Письмо позволяет не просто хранить и передавать данные, но и делает это точно, дословно. Информация при помощи письменности передается в неизменном виде, что позволяет применять одни и те же знания в различных уголках мира.
Письменность является неотъемлемым атрибутом любой развитой культуры. Знание о многих памятниках культуры, искусства, литературы не было бы известным, если бы не письменные источники. Чем выше уровень и сложность письменности, тем выше культурный уровень носителей данного языка.
Письменность является частью социальной сферы общества, ведь язык в любых его формах — это способ общения с окружающими людьми. С помощью любых форм языка можно быть понятым людьми именно в том ключе, в каком это надо данному человеку.
Как появилась письменность в Древнем Египте
Зарождение письма в Египте связано с такими явлениями, как появление религии, необходимости записывать накопленные знания. Древние люди еще любили увековечивать на стенах жизнь, как царской семьи, так и простых людей. Заупокойный культ египтян предписывал изображать загробную жизнь умершего человека, высекая рисунки на саркофагах, стенах гробниц и на сосудах с органами.
Согласно мифологическим представлениям древних египтян, письмо человечеству было даровано богом Тотом. Покровительством письменности занималась также богиня Сешат, которая была дочерью Тота.
Кроме того, потребовалось записывать религиозные обряды и заклинания. Древние египтяне считали себя обязанными фиксировать всю накопленную полезную информацию. И первые такие записи были сделаны пиктографическими знаками, позже иероглифами и иератическим письмом.
Первые следы древнеегипетской письменности были найдены в одной из гробниц Абидоса и выглядели как пиктографические знаки. Надписи принадлежали к нулевой династии, то есть относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Позже, уже в период раннего царства, система письменности египтян сложилась в более оформленную систему и стала представлять собой иероглифическое письмо.
Именно в Раннем царстве появились такие профессии, как летописцы и писцы. Велись работы по развитию сельского хозяйства. Все это требовало общей системы письменности. Главным же событием этой эпохи стало объединение Верхнего и Нижнего Египта, оно же и способствовало распространению общих правил письма и состава иероглифов по всей стране.
Однако, когда возникла потребность записывать тексты на пергаменте и папирусе, пришлось упростить символы. Также это обеспечивало более быструю запись. Таким образом, сформировалась новая письменность – иератическая. Время ее рождения — эпоха Древнего царства. В иератическом письме знаки уже мало походили на предметы или животных.
Древнее царство славилось расцветом ремесленничества, архитектуры, строительства. Дабы сохранить все имеющиеся техники приготовления тех или иных продуктов, египтянам приходилось это записывать. Поэтому в оборот вошли новые иероглифы и знаки иератического письма.
Но иероглифика не перестала употребляться, а параллельно существовала на протяжении всей истории Древнего Египта. Более того, каждый вид письменности нашел свои отдельные функции в обществе. Иератическое письмо употреблялось для повседневных нужд, использовалось писцами и вельможами. Иероглифы высекались в гробницах, дворцах и храмах.
Зарождение письменности
Считается, что письменность появилась в конце IV тысячелетия до н.э. в Шумере. Немногим позже письмо стали использовать египтяне, а к 2000 году до н.э. оно появилось в Китае. Развитие письменности происходило по следующей схеме: в начале смысл определенных понятий или процессов передавался с помощью рисунка, потом появились иероглифы и, наконец, в I тысячелетии до н.э. финикийцы придумали алфавит.Следует отметить, что представителям восточной культуры присуща способность мыслить символически. Это послужило причиной распространения и закрепления иероглифической письменности во многих странах Азии.
Ценность письма для человечества сложно переоценить. Именно письменность является основой развития любой культуры. Более того, она, как способ передачи информации, напрямую влияет на ментальность и самосознание представителей отдельных этносов. Без письма невозможным стало бы накопление знаний, не было бы литературы, экономики, математики и т.д.
Предметное письмо
Историки полагают, что издревле человек делился информацией со своими сородичами с помощью предметного письма. Самым простым его примером является палка, воткнутая в землю у дороги под определенным углом. По ней путник мог определить длину пути и узнать о наличии на нем различных препятствий или опасности. Вампумы – шнуры или пояса с нанизанными на них разноцветными раковинами – использовались североамериканскими индейскими племенами и некоторыми народами Африки.
Узелковое письмо
Узелковым письмом пользовались инки – таинственная цивилизация, являющаяся крупнейшей в доколумбовой Америке. Индейские «записки» выглядели как шерстяные или хлопчатобумажные веревочки, к которым привязывалось определенное количество разноцветных шнурков. На последние навязывались различные узлы, форма и количество которых являлись ключом к расшифровке послания.Буквица
Что касается традиционного для европейской культуры письма, оно развивалось своим путем. В середине XV века в Германии появились первые книги, которые печатались наборным способом. И уже в XVI столетии этот способ печати распространился по всему Старому Свету. С развитием торговли и коммерции грамота из привилегии знати превратилась в насущную необходимость. Алфавитное письмо продолжало развиваться двумя путями: в виде книгопечатания и в виде записей от руки, без которых невозможно было обойтись при переписке, составлении деловых документов и т.д.
«Возникновение письменности». Лекция (неделя науки)
МОУ Вихоревская СОШ №2
Возникновение письменности
Лекция (неделя науки)
Выполнила: Храмова И.Г.,
учитель русского языка и
литературы, 1 квалифика-
ционная категория
Вихоревка, 2008
Лекция по теме «Возникновение письменности».
Цель: 1. Познакомить учащихся с возникновением письменности у разных народов, причинами возникновения письменности. 2. Развивать умение слушать лекцию, делать выводы, обобщать. 2. Расширение кругозора учащихся, пополнение словарного запаса, воспитание любви и бережного отношения к слову, письменности.
1.Предыстория письма.
Человечество на заре своего развития училось говорить. Сначала жестами, отдельными звуками, криками. Такой язык доступен и животным. Особенно тем, что живут организованными сообществами.
Письмо имеет долгую и сложную историю своего развития, которая охватывает период в несколько тысяч лет. Письмо, которым мы пользуемся в настоящее время, уже давно потеряло свою первоначальную форму и прошло всевозможные ступени развития.
Возникновение и развитие письма неразделимо связано с историей народа, развитием языковой культуры. Чем выше уровень материальной и духовной культуры того или иного народа, тем совершеннее система его письма. Как отмечает Н.А. Павленко в своей книге «История письма»: «Письмо в отличие от звукового языка является продуктом сознательного творчества людей. Его реализация требует большой напряженности внимания и осознанных действий человека, что, естественно, предполагает высокий уровень развития мышления и, следовательно, языка.
Подлинная история письма начинается с того момента, когда появляется письмо при помощи графических изображений. Но до этого люди общались на расстоянии и во времени весьма разнообразными доступными им способами и средствами. Эти средства могли пищи? носить непреднамеренный и преднамеренный характер.
— Как вы думаете, что могли значить для первобытных людей следы человека на песке или мягкой земле, пепел от костра, остатки ( Здесь был человек).
Такие способы «оповещения» носили непреднамеренный характер. Подобные ситуации могли неоднократно повторяться. На основе этого со временем складывалось и преднамеренное использование указанных сигналов в качестве средств общения» . То есть появились попытки фиксации отдельных сообщений. Таким образом, начиная с конца каменного века, на этапе развитого первобытнообщинного строя у большинства племен уже имелись зачатки письменности.
Ранее не было необходимости в фиксации сообщения, так как люди жили небольшими и разрозненными семейно-родовыми группами и для удовлетворения потребности в общении было достаточно устной речи.
-Зачем , почему у людей возникла необходимость фиксировать письменно сообщения?
(Образовывались более крупные группы и устойчивые родовые и племенные общины, одной устной речи было уже недостаточно, возникла необходимость передавать мысль на расстояние и закреплять ее во времени. Но люди еще не научились записывать речь и потому для этой цели первоначально использовались разные предметы, которым придавались условное смысловое значение.)
2. Возникновение письменности у разных народов.
.Наибольшего развития получили так называемые вампумы – у североамериканских индейцев, а также кипу – у перуанцев.
«Письмо» вампум представляет собой нити с нанизанными на них кружочками из раковин разного цвета и размера. Раковины окрашивались в разные цвета, символизировавшие отдельные понятия. Используя нити с определенно расположенными раковинами разных цветов, можно было выразить относительно сложную мысль. Обычно отдельные нити с нанизанными на них ракушками соединялись вместе, образуя широкие пояса вампум. С помощью поясов вампум племена американских индейцев составляли договоры, заключали союзы и уполномочивали послов.
Перуанское письмо древних инков кипу представляло собой систему шнуров из шерсти различного цвета с завязанными на них простыми и сложными узлами, каждый из которых имел определенное значение. Нередко шнуры навязывали на палочку, которую посылали с гонцом.
Полагают, что «письмами» кипу, кроме этого, записывали собрания законов, историю жизни, правления инков, хроники важных событий и даже стихотворения.
Кроме кипу и вампум у народов первобытной культуры были распространены также бирки с зарубками, которые использовались, по мнению ученых, как для счета, так и для закрепления разного рода отношений (торговых, финансовых и т.п.).
«При торговых сделках и финансово-кредитных операциях бирки часто расщеплялись на две половины: одна вручалась должнику, а вторая оставалась у кредитора. По мере выплаты долга зарубки на каждой половинке бирки срезались. Такая система использования бирок была широко распространена у многих народов» [7, с.17].
Для передачи своих мыслей на расстояние люди пользовались даже животными. В этом отношении интересен пример из истории. «Когда древнеперсидский царь Дарий, стремившийся к мировому владычеству, потребовал от скифов, чтобы они немедленно ему подчинились, последние послали в виде ответа птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и к4ак можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…
— Ребята, а как вы расшифровали бы это послание?
Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живёт в земле, лягушка обитает в воде. Птица, быстрая, как конь — знак богатства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя, с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернётесь назад, поражённые этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.
Древние греки, скандинавы, славяне выражали свои мысли при помощи разных зарубок и нарезов, которые они делали на деревянных палочках, дощечках.
Рассказ Геродота доносит до нас сведения не только об одном из исторических событий, но и о древнейшем предке письменности. Дары скифов были своеобразным способом передачи информации, который учёные называют предметным письмом. Когда-то, по крайней мере, 10 тыс. лет назад, с него и началась история письменности.
Способы общения людей при помощи предметов, вещей появились задолго до возникновения письма. Они играли очень важную роль в коммуникации человека на расстоянии и во времени. Однако они еще не были письмом в подлинном смысле этого слова.
3. Основные этапы письма.
Собственно письмо, то есть начертательное письмо, — это письмо, связанное с использованием графических (от греч. graphikos – «письменный», «начертательный») знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка.
О письменности, в прямом смысле этого слова, принято говорить в тех случаях, если имеются два её признака: рисование и сообщение. С рисованием всё понятно, но рассматривается оно широко: тут и начертание знаков, выскабливание, вырубание, нанесение зарубок и т. п. Что касается сообщения, то оно могло быть адресовано как другим лицам, так и самому пишущему — для сохранения в памяти.
Первобытный человек в своей жизни пользовался изображением предметов. Иногда это была серия рисунков, отражающих важнейшие события в жизни племени: переселение с одного места на другое, война, победа, голод… Жизнь далёких предков была не менее полной, чем наша.
Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus — живописный и греч. Grapho — пишу).
Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке: если нарисованное изображение служит средством передачи мысли, то это, несомненно, письменность. Возможность выразить свои мысли, не прибегая к личному контакту с другими людьми, обозначить предметы и явления, поведать о них отвлечённо от конкретной ситуации — в этом есть что-то магическое. Сейчас подобные открытия доступны только маленьким детям, но и они очень быстро забывают о них. Пиктографическое письмо напоминает ребусы: каждый знак или рисунок передаёт не звук языка, не слоги, а обозначает определённое понятие, которое в устном языке соответствует слово.
Рисунок только обозначает понятия, даже не сохраняя их порядок в сообщениях, т.к. при любой расстановке сохраняется смысл записи. Поэтому пиктографическое письмо не отражает устной речи.
Вот, например, рисунок, предупреждающий случайного гостя, что в доме нет еды.
-Как вы, ребята, это изобразили бы? (Человек поднёс руку ко рту — еда. Человек развёл руки — знак отрицания «нет»)
— Угадайте, что обозначает рисунок — лодка с людьми? (хозяева уехали на рыбную ловлю).
Такое сообщение легко поймёт каждый, кто сможет угадать значение и смысл подобных рисунков, какой бы национальности он ни принадлежал.
Но легко расшифровываются только конкретные изображения. Как только дело доходит до абстрактных, отвлечённых понятий (добро, горе, радость, счастье), ситуация изменяется. Трактовок и толкований смысла может быть множество.
Пиктографическая письменность была общедоступна, благодаря своей наглядности. Но чем сложнее становилось послание, тем больше страдала точность передачи сведений, и пиктография превратилась в видеографию — письмо поДревнеегипетское письмо в науке принято называть иероглифическим (от греческих слов hieros — жрец и glyphe — резьба), так как впервые оно появилось у жрецов и у них достигло наибольшего развития.
Иероглифическое письмо возникло около IV тысячелетия до н.э. и просуществовало вплоть до III в н.э. За этот период египетские иероглифы подвергались разного рода изменениям.
Иероглифические знаки представляли собой изображения животных, птиц, людей и всевозможных предметов, тщательно выполненных искусными мастерами, скульпторами или резчиками на стенах храмов и гроб ниц, колоннах и обелисках.
Долгое время египетское письмо оставалось загадкой, так как язык был давно забыт, а ключ к чтению иероглифов утерян. Прошло всего лишь немногим более ста лет с тех пор, когда ученые смогли расшифровать иероглифы.
Египтяне — один из самых культурных народов древности. Письменность у них зародилась очень рано. Вначале для выражения своих мыслей они пользовались рисуночным письмом, но затем начали переходить к идеографическому.Чрезвычайно важным событием в истории письма было изобретение нового писчего материала — папируса, изготовлявшегося из болотного растения того же названия.
Папирус сделал настоящий переворот в существовавшем тогда письме. Наступившая новая эпоха ознаменовалась, с одной стороны, развитием скорописи, а с другой — быстрым распространением письменности… Дело в том, что по сравнению с камнем и деревом, на которых высекались и вырезались иероглифы, папирус был более совершенным материалом для письма. Там, где требовалась быстрая запись (военное донесение, литературное произведение), писцы начали упрощать иероглифы, заменяя их знаками, имевшими лишь отдаленное сходство с первоначальными фигурами.
В долине Нила, в его устье, вдоль берегов его многочисленных рукавов, в медленно текущей воде, растут обширные заросли папируса — травянистого растения, из которого уже в древности изготовляли писчий материал. В Древнем Египте, во времена Птолемеев, папирус считался царским растением, и его специально выращивали. Стебли папируса шли в пищу, из них изготавливали ткани, циновки, плоты. В начале третьего тысячелетия до нашей эры из папируса стали делать писчий материал. Для его изготовления стебли папируса разрезали на узкие продольные полосы, которые выкладывали в виде листа, и спрессовывали. Высушенные листы склеивали в свиток. Папирус имел почти белый цвет, но со временем темнел и терял прочность. Писали на нём деревянными палочками чёрными или красными чернилами.
Позже египтяне запретили вывозить папирус из своей страны. Тогда в Пармском государстве создали другой писчий материал – пергамент. Его изготавливали из обработанных телячьих шкур.Пергамент был прочнее папируса. Он распространился по всему миру.Сначала книги из пергамента делали в виде свитков, а затем стали сгибать большой лист пергамента вчетверо, в виде тетради.
— Как думаете, что обозначает слово тетрадь в переводе с греческого? ( «Тетрадион» — «сложенный вчетверо»).
Пергаментные книги были и в России. Кожу быка вымачивали, дубили, сушили и использовали в качестве писчего материала. Монахи на Руси писали на пергаменте гусиными перьями, переплёты для листов делали из досок, обтянутых кожей, обложку украшалидрагоценными камнями, золотыми и серебряными застёжками. На изготовление книги уходило 5-7 лет. Пергамент прочнее бумаги, но дороже. На изготовление одной книги в 700 страниц нужно было забить целое стадо животных.
4. Клинописное письмо.
Не менее древней, чем египетские иероглифы, и весьма любопытной разновидностью идеографического письма является клинопись. Это — система письма, употреблявшаяся в рабовладельческий период древними обитателями Месопотамии (дох между Тигром и Евфратом), а позднее распространившаяся по всей Передней Азии. Клинопись иногда называют письмена на глине, исходя из того, что материалом этого письма служили глиняные плитки размером 32 см.на 22 см. и 2,5 см. в ширину, на которых при помощи деревянного тростникового резцами (трёхгранными палочками) выдавливались нужные графические знаки. Письмо данного типа было первоначально письмом вертикальными столбцами, следовавшими один за другим справа налево, а иногда и слева на право. Затем направление строки изменилось.
Глиняные дощечки с нанесенными на них графическими знаками затем сушились, обжигались и сохранялись. Из таких глиняных плиток составлялись целые библиотеки, часть из которых была обнаружена при археологических раскопках на территории древней Вавилонии и Хеттского государства. Книги из глиняных страниц хранились в специальных ящиках.
Клинопись была широко распространена среди многих народов Передней Азии, оставаясь долгое время наиболее приемлемой формой их письменности. Не случайно клинописное письмо называют латиницей Древнего Востока.
5. Китайское иероглифическое письмо.
Китайская иероглифическая письменность, так же как египетская, является одной из древнейших в мире. Она существует уже более трех с половиной тысяч лет.
Это единственная древняя система письма идеографического типа, оказавшаяся жизнеспособной и сохранившаяся до наших дней.
«Становление китайских иероглифов относится примерно к III тысячелетию до нашей эры.
До появления графического изображения слов китайцы если хотели передать какое-нибудь слово, событие, рисовали его картинками. Но рисунками можно изобразить только конкретные предметы. Для отвлеченных или сложных понятий китайцы начали соединять простейшие иероглифы и таким образом получали необходимое начертание.
-Как думаете, что могло обозначать у китайцев 2 дерева (роща), 3 дерева (лес), собака и рот (лаять), рот и дитя (кричать).
Однако с развитием языка и письменности китайцев этих иероглифов стало недостаточно. Нужно было найти способ изображения новых слогов и понятий.
Такой способ был найден в виде системы дополнительных определителей – «ключей» и фонетиков. Первая часть сложного иероглифа (ключ) раскрывала смысл слова, а вторая – звуковая часть (фонетик) указывала, как надо произносить слово. Например, изображение слова «ругаться» состоит из двух иероглифов – «лошадь» и два «рта» (вверху).
В данном случае одна часть – «лошадь» объясняет слово — это ключ, а другая — звуковая указывает произношение слова — это фонетик. Слово «ругаться» по-китайски произносят «ма» и слово «лошадь» тоже «ма» — только с несколько иной интонацией. При чтении иероглиф, обозначающий «лошадь», указывает на то, что слово читается как «ма», но поскольку к нему добавлены еще два знака – «рта», то китайцы знают, что его надо произносить с другой интонацией и что он обозначает «лошадь», а «ругаться» (ругаться могут, по крайней мере, два человека).
Такая система ключей и фонетиков позволяет строить новые знаки в неограниченном количестве. В современном китайском письме имеется 214 ключей. Фонетиков насчитывается около 1000.
Особенность китайского языка в том, что в нем очень много слов одинаковых по своему звуковому составу, разных по тону и значению. Чтобы различать их, китайцы широко пользуются своеобразной интонацией, произнося слова то отрывисто, то нараспев, то низким, то высоким тоном.
Другая особенность китайского языка в том, что состоит из односложных слов, которые не склоняются и не спрягаются, причем на протяжении многовекового развития письма китайцы строго соблюдали правило: для каждого слова — особый знак. Однако практическое применение в современном китайском языке находят около 4-5 тысяч иероглифов. Их вполне достаточно для набора обычной газеты. Обилие иероглифов создает трудности в овладении китайским письмом. Чтобы быть грамотным человек необходимо знать не меньше 1500-2000 иероглифов.
6. На Руси широко пользовались берёстой в качестве писчего материала. Даже когда на Русь пришёл пергамент, берёстой ещё долго продолжали пользоваться как дешёвым и доступным материалом. С берёзы снимали берёсту очищали, обрабатывали и писали на ней заострёнными палочками.
Но ни один писчий материал не получил такого широкого признания, как бумага. Бумага была изобретена во 2 веке в Китае. Долгое время изготовление бумаги держалось в секрете. Но в 751 году арабы разбили китайское войско , и пленные китайцы рассказали победителям об этой тайне. Затем бумага стала доступна всем народам мира, и производилась в больших количествах. Из бумаги стали создавать сначала рукописные, а потом печатные книги.
7. Письменность Руси.
А когда у русских появилась письменность, письменные знаки, азбука? Сначала это были у русских – язычников «черты и ризы», при помощи которых считали, делали первые записи. В 1899 году на Украине нашли глиняный сосуд с такими записями.
А наша русская азбука берет начало из славянского алфавита, «составленного двумя учеными греками – Константином (в монашестве Кирилл) и Мефодием, которые были приглашены из Греции в Моравию для перевода религиозных книг на славянский язык».
Следует иметь ввиду, что в IX веке, то есть в период, к которому относится деятельность Кирилла и Мефодия, у славян имелись две азбуки: кириллица и глаголица. Обе они обнаруживают сходство между собой. Названия букв, их порядок в алфавите совершенно одинаков.
Вопрос о том, какую из названных азбук составил Кирилл и какая из них древнее, до сегодняшнего дня остается нерешенным. Многие ученые находят, что глаголица все же более древний алфавит, чем кириллица. Одновременное существование двух славянских алфавитов продолжалось недолго. Вскоре глаголица уступила место кириллице и в настоящее время она фактически не употребляется.
В X веке, после принятия христианства, славянский алфавит проник на Русь. В основу русского письма легла кириллица, которой мы в несколько реформированном виде пользуемся до сегодняшнего дня.
Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими – ж, ш, щ, ч – и ещё несколькими буквами. Некоторые из них сохранились и в современном алфавите: б, ь, ъ, ы. Другие давно вышли из употребления: ять, юс малый, юс большой, ижица, фита. Первоначально славянский алфавит состоял из 43 букв (таблица). Каждая буква имела своё название. Буквы имели не только звуковое, но и цифровое значение: А – 1, Б – 2,Р – 100. Только в 18 веке арабские цифры в России вытеснили буквенные.
— А почему, ребята, алфавит так называется?
Это слово пришло из Греции составлено из названий двух первых букв греческого алфавита: альфа и бета. Но почему же тогда алфавит? Так слово произносим мы, говорящие на русском языке, западные языки передают его как «альфабете».
— Как возникло слово «азбука»? (Из первых букв славянского алфавита: аз и буки).
Буквенно-звуковое письмо – наиболее удобное письмо для большинства народов мира. Оно обеспечивает при помощи ограниченного набора знаков (от 20 до 40) точную передачу звукового языка этих народов.
Особенностью буквенно-звукового письма по сравнению с другими письменными системами является его тесная связь с фонетикой данного языка и простота употребления, что сильно облегчает обучение грамоте и пользование этим письмом.
8.Итог.
Письмо имеет длительную историю своего развития. Оно прошло сложный путь от использования примитивных до применения самых совершенных графических форм общения, став одним из важнейших способов коммуникации, без которого трудно представить жизнь современного общества.
На протяжении веков менялись не только типы письма, но и внешний облик графических знаков в зависимости от совершенствования орудий письма.
Существенным этапом в истории письма явилось изобретение книгопечатания, которое положило начало массовому распространению письменных произведений среди различных слоев общества, сделав возможным повышение культурного уровня, и привело к созданию алфавитов для ранее бесписьменных народов.
Важно то, что в совершенствовании систем письма отразился восходящий путь развития человеческого общества в целом. Передача на письме звуковой стороны языка при помощи небольшого количества графем – выдающееся достижение человечества.
Ответ на вопрос Когда и почему возникло письмо?Чем древнейшее письмо отличалось от нашего письма?Какова происхождение нашей азбуки? помогитеее
Формы и характер письменности изменялись в течение многих веков, начиная с так называемой верхней палеолитической эпохи каменного века. Пытливый, изобретательный ум человека постепенно совершенствовал письмена, делая их более удобными для выражения мыслей и чувств.
Возникновение письмен связано с развитием человеческого общества, с ростом потребностей в общении между людьми. В более отдаленные времена, когда люди объединялись лишь в небольшие семейно-родовые группы, они общались при помощи звуковой речи. Когда же стали формироваться более крупные родовые и племенные общины, появилась необходимость в передаче своих мыслей, желаний и чувств па расстояние, посредством различных знаков.
Первоначально такими знаками служили разнообразные предметы. Это было предметное письмо. Так, у древних перуанцев для выражения мыслей применялось квипу, то есть завязывание узелков на разноцветных шнурках. При этом каждый цвет шнурка обозначал какое-нибудь понятие, а узелки — количество. Характерно, что такие «узелки» бытуют и в наше время: кое-кто и теперь завязывает узелки на носовых платках «для памяти».
Другие древние пароды для обозначения своих мыслей пользовались вампумами — связками раковин или камешков различной формы и цвета, а иногда даже и животными. Так, скифы в ответ па требование персидского царя Дария подчиниться, послали ему птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Этим скифы хотели сказать: «Персы, если вы не умеете летать подобно птицам, прятаться подобно мышам, прыгать по болотам подобно лягушкам, то будете поражены нашими стрелами, как только вступите на скифскую землю».
Однако предметное письмо не могло вполне удовлетворить даже первобытных людей. Со временем у них возникла потребность в настоящем письме, то есть в особой системе начертательных знаков, служащих средством общения между людьми для выражения их мыслей, чувств и желаний.
В многовековой истории человечества известны четыре основных вида письма: пиктографическое (от латинского слова «пик- то» — рисую и греческого «графо» — пишу, то есть рисуночное письмо), логографическое (от греческих слов «логос» — слово и «графо» — пишу, то есть письмо целыми словами), слоговое и буквешю-звуковое.
(П. Березов. Чудо из чудес. М., 1964).