Понятие самооценка: 1 Понятие самооценки в психологии

1 Понятие самооценки в психологии

В психологических исследованиях самооценка интерпретируется как личностное образование,  принимающее непосредственное участие  в регуляции поведения и деятельности,  как автономная характеристика личности,  ее центральный  компонент,  формирующийся при активном участии самой  личности  и отражающий  качественное  своеобразно  ее внутреннего мира  (Л. И. Божович,  А. Г. Ковалев,  К. К. Платонов и др.).  Ведущая роль  отводится самооценке  в рамках исследования проблем  самосознания:  она характеризуется как стержень  этого процесса,  показатель индивидуального уровня его развития,  интегрирующее  начало,  его личностный аспект,  органично включенный в процесс самосознания (К. Г. Ананьев,  И. О. Кон,  А. Г. Спиркин,  В. В. Столин и др.).

Рассмотрим для примера несколько определений понятия «самооценка».

Психологический словарь под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова утверждает, что самооценка (англ.

self-esteem)ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [1].

И. И. Чеснокова пишет, что под самооценкой принято понимать интериоризированный механизм социальных контактов, ориентаций и ценностей преобразуемый в оценку личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей [2].

По А. А. Реану, самооценка – это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков [3].

Определения, данные в Психологическом словаре, А. А. Реаном и И. И. Чесноковой, на наш взгляд, не раскрывают путей формирования самооценки, не дают её достаточную сущностную характеристику. Поэтому в данной курсовой работе мы будем использовать определение А. В. Захаровой: самооценка является формой отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующей принятые ценности,  личностные смыслы,  меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности [4].

Самооценка отражается в ситуации самооценивания. Она представляет собой интеллектуально-рефлексивное действие: личность рассматривает себя, свои поступки и качества как объект оценки и одновременно является носителем данных качеств, т.е. активным субъектом [5].

Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включённый в процесс самопознания. Кроме того, самооценка входит в структуру самосознания. Например, Р. Бернс понимает Я-концепцию как совокупности установок «на себя». В соответствии с этим он выделяет следующие её компоненты:

1) образ «Я» — представление индивида о самом себе;

2) самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;

3) потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкрет­ные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и само­оценкой [6].

С.Л.Рубинштейн, отмечает, что самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие [7].

Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Вместе с тем, сама самооценка также зависит от вышеописанных факторов

[8].

Таким образом, самооценка – это форма отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующая принятые ценности,  личностные смыслы,  меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности. Самооценка является компонентом Я-концепции. Она определяет характер социального поведения человека, его активность, потребность в достижениях, постановку целей и продуктивность деятельности. Поэтому многие учёные согласны с тем, что самооценка является если не ядром личности, то, по крайней мере, одним из важнейших личностных образований.

понятие, виды, уровни и функции

Мы часто слышим, как важна самооценка. Низкую самооценку принято винить во всех проблемах, а без высокой, кажется, ничего хорошего в жизни добиться нельзя. Разбираемся, почему так важно позитивно воспринимать себя, что это вообще значит, и как понять, нужно ли вам что-то делать с самооценкой.

  • Что такое самооценка в психологии
  • Что влияет на самооценку
    • Занятия и социальные роли
    • Возраст и опыт
    • Убеждения о себе
    • Оценка со стороны других
  • Для чего оценивать себя?
  • Почему самооценка — это так важно?
  • «Темная сторона» высокой самооценки
  • Чем опасна низкая самооценка
  • Проверь свою самооценку
  • Как начать думать о себе лучше
    • Совет 1. Практикуйте сочувствие к себе
    • Совет 2. Правильно используйте аффирмации
    • Совет 3. Помогайте себе и другим

Что такое самооценка в психологии

Самооценка — одна из самых часто изучаемых переменных в психологии. Несмотря на это, споры о ее психологической природе, значении и механизмах не прекращаются до сих пор. Большинство исследователей могли бы подписаться под определением: «Я не могу сказать, что это, но я измеряю это, и это работает».

Определять самооценку в психологии пытались по-разному. Впервые этот термин стал использовать в 1890 году Уильям Джеймс, которого часто называют отцом современной психологии. Он считал, что самооценка — это результат достижений личности, поделенных на ее ожидания от себя. Создатель гуманистической психологии Карл Роджерс считал: чем ближе то, каким себя хотел бы видеть человек (состояние идеального Я), тем выше самооценка. Абрахам Маслоу включил самооценку в свою «иерархию потребностей человека». По его мнению, она предшествует самоактуализации — реализации всех талантов в жизни.  

Сейчас самооценка воспринимается как важнейший психологический ресурс личности. В самом общем виде это субъективная оценка собственной ценности. В психологии есть множество классификаций. Чаще всего встречается деление по уровню — высокая и низкая самооценка. Также различают адекватную (здоровую) и неадекватную самооценку — в зависимости от того, насколько реалистично себя оценивает человек.

Что влияет на самооценку

В целом в психологии ученые сходятся в том, что это нестабильная величина, ее уровень меняется день от дня (а у некоторых — едва ли не каждый час). 

Исследования показывают, что примерно 50% нашей личности и чувства собственной значимости — результат наследственных факторов. Вторая половина — влияние среды. Сюда входят и стили воспитания в семье, и то, как складываются наши отношения с другими людьми, а также образование, доход, карьерный путь.

Сильнее всего влияют:

Занятия и социальные роли

Самооценка в психологии включает в себя как наше общее представление о себе, так и частное — то, как мы проявляемся в конкретной сфере или деятельности, например, в семье или на работе. Чем важнее для нас эта сфера, тем сильнее успехи или неудачи в ней влияют на общую оценку себя. Так, для отличника провалить экзамен будет более болезненно, чем для того, кто не придает учебе большого значения.  

Возраст и опыт

Также в психологии есть точка зрения, что изменения зависят от возраста. Она наименее стабильна у детей, но наибольшие колебания замечены в подростковом возрасте — когда личность переживает разнообразные драматические перемены, но еще не выработал психологическую устойчивость, чтобы успешно с ними справляться. Например, дети, которые быстрее развиваются, могут получить «буст» к самооценке, а те, кто входят в пубертат медленнее сверстников — наоборот. Во взрослом возрасте самооценка достигает стабильного состояния и устойчивого уровня, как и другие черты личности. 

Убеждения о себе

С точки зрения когнитивно-поведенческой терапии, низкая самооценка — результат негативных убеждений о себе, например, таких: «Я неудачник», «Я не заслуживаю ничего хорошего». В психологии считается, что с такими убеждениями не рождаются — они развиваются в зависимости от жизненного опыта. Как правило, такое психологическое состояние связано с тем, как другие люди с нами обращаются, особенно в период, когда мы взрослеем. На представление личности о себе влияют отношения в семье и со сверстниками.

Чаще всего к низкой самооценке приводит следующий опыт:

  • Физические наказания или пренебрежение в семье. Мы писали о том, как телесные наказания влияют на детей. Дети в результате такого опыта могут усвоить, что они «плохие» и заслуживают такого обращения. 
  • Недостаток похвалы, тепла и любви в семье. Негативное мнение о себе у детей может развиться и без какого-то конкретного травматичного опыта. Это становится результатом дефицита. Когда ребенку не хватает уверенности, что его любят, ценят и принимают в семье, несмотря ни на что, возникает чувство, что он недостаточно хорош.
  • Несоответствие ожиданиям других. Чувство, что он недостаточно хорош, также может возникнуть, если ребенок не «дотягивает» до стандартов родителей или других значимых людей. При этом не имеет значения, насколько эти требования реалистичны или справедливы — у детей «застревает» именно факт несоответствия.
  • Неспособность «вписаться». Принадлежность к какой-то группе очень важна — это заложено в нас эволюцией. Если ты «другой», особенно в подростковом возрасте, когда идентичность формируется и особенно уязвима, это способно мощно повлиять на чувство собственной ценности.

Оценка со стороны других

В психологии считается, что наше состояние в большой мере зависит от того, что о нас думают другие люди. Уровень самооценки растет, если нас ценят, и падает, когда нас отвергают. Ученые исследовали, как мозг воспринимает социальный фидбек, и выяснили что для нас важнее, какого отношения мы ожидаем, а не сама оценка со стороны других.

Для исследования 40 участников получали социальный фидбек, находясь в МРТ-сканере. Они могли видеть, как 184 незнакомца оценивают их онлайн-профиль с помощью лайков и дизлайков. Участники не знали, что на самом деле оценивает их алгоритм, разработанный учеными. «Незнакомцы» были разделены на группы, так что участники ожидали позитивной оценки от одних, и негативной — от других. После получения оценки участники сообщали об уровне своей самооценки.

Когда участник ожидал от «незнакомца» лайка, но вместо этого получал дизлайк, самооценка страдала сильнее всего. Такая ошибка прогнозирования — разница между ожидаемым и реальным фидбеком — влияла сильнее всего. 

Для чего оценивать себя?

До недавнего времени было не очень понятно, зачем эволюции понадобилось развить в людях фундаментальную потребность придерживаться позитивного взгляда на себя. 

С точки зрения эволюционной психологии, ответ лежит в базовой человеческой потребности — формировать устойчивые связи и быть частью группы, что увеличивает шансы на выживание. И самооценка здесь — критический индикатор социального принятия. Низкая самооценка — предупреждение о проблеме: есть риск социальной изоляции, и нужно восстановить отношения. Бездействие может увеличить отвержение со стороны других и привести к ухудшению отношений, а затем и самооценки. Активные действия, напротив, могут повысить шансы найти потенциального партнера или социальный статус, а следом и мнение о себе. Эта теория эволюционной психологии объясняет, почему социальный фидбек, который говорит о том, принимают нас или отвергают, так значительно влияет на наше состояние.

Еще одна теория возникновения самооценки — почти философская. Здесь она рассматривается как один из психологических защитных механизмов, противостоящих страху смерти. Мы выстраиваем картину мира, чтобы обеспечить себе стабильность и смысл. И самооценка человека на индивидуальном уровне защищает его от тревоги. Она зависит от ощущения того, что его мироощущение и ценности — правильные. Эта теория в психологии объясняет, почему люди с высоким мнением о себе, как правило, меньше страдают от тревожности.

Почему самооценка — это так важно?

Во многих исследований по психологии утверждается, что самооценка влияет на процесс принятия решений, отношения, эмоциональное состояние, общее качество жизни человека. А также на мотивацию: от мнения о своих способностях зависит желание развиваться и пробовать новое. Если с самооценкой проблемы, страх неудачи может проявляться сильнее.

Также есть версия, что самооценка защищает наше ментальное состояние от сбоев. От ее уровня зависит запас психологической прочности. Исследования подтверждают, что люди с более высокой самооценкой легче переживают ошибки или отвержение со стороны других, и быстрее приходят в себя. Низкая самооценка является фактором риска для развития депрессии, тревожности, расстройств пищевого поведения и суицидальных мыслей.

Многочисленные исследования в области психологии подтверждают, что высокая самооценка помогает преуспевать в самых разных сферах жизни. Люди, которые высоко оценивают себя, лучше проявляют себя, более удовлетворены своими отношениями. Кроме того, у них, как правило, ментальное и физическое здоровье в лучшем состоянии. Также высокая самооценка предупреждает антисоциальное поведение. Эти результаты подтверждаются для разных возрастных и этнических групп, а также для мужчин и женщин.

С чем еще ассоциируется высокая самооценка в психологии:

  • профессиональный успех
  • отсутствие проблем в социальных отношениях
  • позитивное восприятие со стороны сверстников
  • достижения в учебе у детей
  • настойчивость перед лицом неудач
  • улучшенные навыки саморегуляции и преодоления стресса

«Темная сторона» высокой самооценки

Некоторые исследователи отмечают, что в психологии высокую самооценку необходимо отличать от завышенной. Люди с завышенной самооценкой могут переоценивать свои способности и считать, что успех им обеспечен по определению. Их вера в себя иногда не подкреплена реальными навыками или возможностями. Также люди с завышенной самооценкой могут считать себя идеальными и отказываться менять свое поведение, признавать ошибки. Это часто вызывает проблемы в отношениях с людьми.

Ряд ученых считают нарциссизм крайним проявлением самооценки. Они описывают нарциссизм как «темную сторону» высокой самооценки. Однако в психологии существует другое мнение: ведь в таком случае нарциссов с низкой самооценкой не должно существовать в природе. Исследования показывают, что у таких людей встречается с одинаковой вероятностью как заниженная, так и завышенная самооценка. Неуверенный в себе нарцисс может справляться с этим через гиперкомпенсацию, демонстрируя собственное превосходство.

Согласно исследованиям, у людей с нарциссизмом и обладателей высокой самооценки есть различия в психологии: например, при восприятии себя и в отношениях с другими. То есть это разные психологические черты личности, которые практически не пересекаются.

Высокая самооценкаНарциссизм
принятие себя
самоуважение
чувство собственного достоинства
меньше опасных событий (серьезных болезней, аварий, потери работы)
чувство превосходства
претенциозность
эгоцентризм,
зацикленность на себе
высокомерие
проблемы в отношениях с людьми
больше стрессовых событий в жизни

Чем опасна низкая самооценка

Люди с низкой самооценкой склонны преуменьшать свои способности, сомневаться в своих решениях. Могут бояться пробовать новое в жизни, потому что не верят, что способны добиться своих целей. Также у них бывают проблемы в отношениях: им сложно говорить, в чем они нуждаются, и отстаивать свои границы. Такие люди не уверены в себе и чувствуют себя недостойными любви.

Чек-лист проблем с самооценкой:

  • недоверие к собственному мнению (другие всегда лучше разбираются)
  • боязнь озвучивать свое мнение или идеи, неуверенность в них
  • страх трудностей — кажется, что их ни за что не удастся преодолеть
  • ощущение провала из-за того, что не удается достичь желаемого (даже если это нереалистичная цель)
  • чрезмерная строгость к себе, часто — нездоровый перфекционизм 
  • эмоциональная истощенность
  • склонность к крайностям: либо работа на износ, либо едва прилагать усилия
  • избегание взаимодействия с людьми
  • болезненное отношение к критике

Проверь свою самооценку

Для определения уровня самооценки в психологии чаще всего используется шкала Розенберга (Rosenberg Self-Esteem Scale, RSES). Она была разработана в 1965 году американским социологом Моррисом Розенбергом. Несмотря на солидный возраст шкалы, она до сих пор является наиболее распространенным психологическим инструментом для определения самооценки. 

Ключевые элементы здоровой самооценки в психологии:

  • уверенность в себе, своих качествах и способностях. 
  • ощущение безопасности
  • идентичность
  • чувство сопричастности
  • ощущение своей компетентности
  • забота о себе и своих интересах
  • чувство собственного достоинства
  • самоуважение
  • понимание своих способностей и ограничений
  • способность строить отношения с собой и другими
  • реалистичность ожиданий
  • понимание своих потребностей и способность их выражать

Пройдите тест и узнайте, какой у вас уровень самооценки.

Как начать думать о себе лучше

Уверенности в себе нельзя достичь раз и навсегда. Нормально, что в какие-то дни мы лучше думаем о себе, а в другие испытываем трудности. Также временные колебания могут вызвать проблемы в отношениях с людьми или неприятности на работе. Одним людям достаточно быстро удается оправиться от ударов по самооценке, а другим для этого может понадобиться работа со специалистом в области психологии.

У изменчивости самооценки есть и светлая сторона — уверенность в себе способна не только падать, но и расти. В том числе, бережно «растить» ее можно самостоятельно, но универсального рецепта здесь нет. Для кого-то эффективнее всего будет возможность проявить себя в любимом деле или добиться каких-то значимых результатов. Например, если вы любите бегать, возможно, улучшить мнение о себе вам помогут регулярные тренировки или участие в соревнованиях. Других людей могут слишком сильно беспокоить негативные убеждения о себе — например, «Я никчемная личность» или «Я не заслуживаю ничего хорошего». Тогда начинать нужно с того, чтобы отслеживать их и учиться заменять на более реалистичные, например: «У меня в жизни было несколько неудач, но это не приговор».

Приведем еще несколько научных советов, как можно работать со своей самооценкой.

Совет 1. Практикуйте сочувствие к себе

К сожалению, когда самооценка занижена, мы часто вредим себе еще больше. Мы подключаем самокритику и «пинаем» себя за малейшие промахи. 

  • Когда что-то сломалось, думаем: «Ну конечно, у меня же руки не из того места растут». 
  • Не сложились отношения, вздыхаем: «Ну понятно, что все так кончилось, я же ужасно скучный». 
  • Допустили ошибку на работе и накручиваем себя: «Ну все, я точно худший сотрудник месяца, и вообще меня скоро уволят».

Критические мысли не только не помогают, но и заставляют чувствовать себя еще хуже. Необходимо отслеживать их и заменять самокритику на сострадание к себе — внимательное и заботливое отношение. В психологии это означает постараться отнестись к себе так же, как к самому близкому человеку. Как только удалось поймать себя на критических мыслях, подумайте, как бы вы поддержали близкого — и адресуйте слова поддержки самому себе.

Когда мы с собой на ты, то как будто получаем совет и одобрение от кого-то близкого — и похоже, это придает нам больше сил.

Имеет значение не только то, как мы думаем о себе, но и то, как мы говорим с собой. В исследовании 2014 года ученые попросили половину участников позитивно говорить с собой в первом лице (используя местоимение «я»), а вторую половину — быть с собой на ты. Последние сообщили о том, что чувствовали себя более уверенными и мотивированными. Исследователи предполагают, что это связано с тем, что когда мы с собой на ты, то как будто получаем совет и одобрение от кого-то близкого — и похоже, это придает нам больше сил. Так что если вы когда-нибудь перед серьезным собеседованием говорили себе: «У тебя получится» или «Ты сможешь!», вы на верном пути.

Совет 2. Правильно используйте аффирмации

Позитивные аффирмации вроде «Меня ждет огромный успех!» сейчас невероятно популярны. Но по иронии судьбы, они работают для тех, у кого самооценка и так на уровне. А тех, у кого с самооценкой не очень, это заставляет думать о себе еще хуже. В психологии это связывают с тем, что эти утверждения слишком сильно противоречат тому, что такие люди думают о себе. Чтобы аффирмации действительно мотивировали, нужно следить за формулировками. Главное, чтобы вам было легче в них поверить. Например, «Меня ждет огромный успех!» можно заменить на «Я не сдамся, пока не добьюсь успеха!».

Также полезны более «углубленные» аффирмации — размышления о ключевых ценностях, которые влияют на наше чувство собственной значимости. Так, в одном из исследований ученые предложили участникам поразмышлять о том, что для них первостепенно. Можно было выбрать из восьми ценностей — креативность, отношения с семьей и друзьями, чувство юмора, независимость, зарабатывание денег, политика, религиозные ценности и спонтанность. Участники размышляли о прошлом опыте, связанном с этими ценностями — и представляли себе будущее. Выяснилось, что размышления о ценностях в контексте будущего сильнее активирует систему вознаграждения в мозге. То есть представлять себе будущие посиделки с близкими может поддерживать сильнее, чем вспоминать о прошлых. 

Многие из нас рады помогать другим, но сами с трудом обращаются за помощью. Мы боимся, что нас отвергнут или сочтут слабыми, неспособными справляться с жизнью.

Совет 3. Помогайте себе и другим

Помогать другим полезно — это повышает уровень самооценки и даже укрепляет физическое здоровье. По крайней мере, так утверждает американский психолог Стивен Пост, который больше двадцати лет изучает связь между состраданием, альтруизмом и счастьем. «хорошо быть хорошим»: проявление милосердия, участие в жизни других дает человеку ощущение значимости, удовлетворенности. Этот эффект подтверждается, например, в исследованиях, посвященных лечению депрессии и алкоголизма, а также волонтерству.

Многие из нас рады помогать другим, но сами с трудом обращаются за помощью. Мы боимся, что нас отвергнут или сочтут слабыми, неспособными справляться с жизнью. Культ самодостаточности часто встает на пути наших отношений, несмотря на то, что взаимодействие с людьми, согласно психологии, — необходимая часть жизни. Чувство принадлежности, включенность в социальную систему фундаментальны для человека, а устойчивая уверенность в себе невозможна без положительной оценки со стороны окружающих.

При этом, согласно недавней серии исследований, люди склонны сильно недооценивать готовность других помочь им. Участники исследований должны были просить о помощи незнакомцев, и в среднем на 50% недооценивали количество людей, которые согласятся это сделать. Кроме того, они часто избегали прямой просьбы о помощи — что снижало вероятность ее получить.

Трудности с самооценкой — хороший запрос для терапии. Не бойтесь обращаться за помощью: в работе на терапии можно разобраться, что стоит за неуверенностью в себе и обрести внутреннюю опору.

Оцените статью

[Всего: 19 Рейтинг: 4.6]

Поделиться постом

Ссылка скопирована в буфер обмена!

Определение, типы, примеры и советы

Самоуважение — это то, что мы думаем о себе. Когда он положительный, у нас появляется уверенность и самоуважение. Мы довольны собой и своими способностями, тем, кто мы есть, и нашей компетентностью. Самооценка относительно стабильна и устойчива, хотя она может колебаться. Здоровая самооценка делает нас жизнерадостными и оптимистичными.

Самоуважение влияет на все

Самоуважение влияет не только на то, что мы думаем, но и на то, как мы себя чувствуем и ведем себя. Это имеет значительные последствия для нашего счастья и удовольствия от жизни. Это значительно влияет на события в нашей жизни, в том числе на наши отношения, нашу работу и цели, а также на то, как мы заботимся о себе и своих детях.

Хотя тяжелые события, такие как разрыв отношений, болезнь или потеря дохода, могут в краткосрочной перспективе снизить нашу самооценку, вскоре мы восстанавливаемся и начинаем думать о себе и своем будущем позитивно. Даже когда мы терпим неудачу, это не снижает нашу самооценку. Люди со здоровой самооценкой доверяют себе, когда что-то идет хорошо, а когда нет, учитывают внешние причины, а также честно оценивают свои ошибки и недостатки. Затем они улучшают их.

Здоровая и ослабленная самооценка

Я предпочитаю использовать термины «здоровая» и «сниженная самооценка», а не «высокая» и «низкая», потому что нарциссы и тщеславные личности, которые кажутся обладателями высокой самооценки, на самом деле ею не обладают. Их мнение завышено, компенсирует стыд и неуверенность и часто не имеет отношения к реальности. Примером может служить хвастовство, поскольку оно указывает на то, что человек зависит от мнения других о нем, и свидетельствует о сниженной, а не здоровой самооценке. Таким образом, здоровая самооценка требует, чтобы мы могли честно и реалистично оценивать свои сильные и слабые стороны. Нас не слишком беспокоит мнение других о нас. Когда мы принимаем свои недостатки без осуждения, наше самопринятие выходит за рамки самооценки.

Пониженная самооценка

Пониженная самооценка негативно влияет на нашу способность справляться с невзгодами и жизненными разочарованиями. Это влияет на все наши отношения, в том числе и на наши отношения с самим собой. Когда наша самооценка нарушена, мы чувствуем себя неуверенно, сравниваем себя с другими, сомневаемся и критикуем себя. Мы не признаем свою ценность, не чтим и не выражаем свои нужды и желания. Вместо этого мы можем жертвовать собой, уступать другим или пытаться контролировать их и/или их чувства по отношению к нам, чтобы чувствовать себя лучше. Например, мы можем угождать людям, манипулировать ими или обесценивать их, вызывать ревность или ограничивать их общение с другими. Сознательно или бессознательно мы обесцениваем себя, в том числе свои положительные качества и качества, что делает нас сверхчувствительными к критике. Мы также можем бояться пробовать что-то новое, потому что можем потерпеть неудачу.

Симптомы здоровой и сниженной самооценки

В следующей таблице перечислены симптомы, отражающие здоровую и сниженную самооценку. Помните, что самооценка зависит от континуума. Это не черное или белое. Вы можете относиться к некоторым, но не ко всем.

бояться начинать и делать что-то

Имейте самоуважение
Здоровая самооценка Пониженная самооценка
Знай, что ты в порядке всегда совершенствуй себя
Знайте, что у вас есть ценность и значение Недостаток самоуважения и ценности; Почувствуйте себя неважным
Почувствуйте себя компетентным и уверенным Сомнение самостоятельно, чувствуйте себя некомпетентными и боятся рисковать
, как и вы, Судья и неприязнь
. Упомянутые и интегрированные
. с другими
Доверять себе Нерешительный, спрашивать мнение других
Принимать похвалу Отклонять или не доверять похвале
Принимать внимание Избегать, не любить внимание
Ответственны за себя; уважать себя пренебрегать чувствами, желаниями или потребностями
обладать внутренним локусом контроля нуждаться в руководстве или одобрении других
самоэффективность для достижения целей
Разрешите злоупотребления; Поместите другие первые
.
Удовлетворенный в отношениях Недовольный в отношениях
Напористый Уступающий другим, непрямой и боящийся выразить себя
Оптимистично Почувствуйте себя тревожным и пессимистичным
Добро пожаловать отзывы защита от реальной или воспринимаемой критики

.

Семейство с энтузиазмом. взрослый. Это также ослабляет вашу самооценку. Часто у вас нет голоса. Ваши мнения и желания не воспринимаются всерьез. Родители обычно имеют низкую самооценку и недовольны друг другом. Сами они не обладают хорошими навыками взаимоотношений, включая сотрудничество, здоровые границы, напористость и разрешение конфликтов. Они могут быть оскорбительными, контролирующими, вмешивающимися, манипулятивными, безразличными, непоследовательными или просто озабоченными. Прямо или косвенно они могут стыдить своих детей за чувства и личные качества, чувства и потребности. Небезопасно быть, доверять и выражать себя.

Дети чувствуют себя неуверенно, беспокоятся и/или злятся. В результате они чувствуют себя эмоционально брошенными и приходят к выводу, что сами виноваты — недостаточно хороши, чтобы быть приемлемыми для обоих родителей. (Они могут по-прежнему верить, что их любят.) В конце концов, они перестают любить себя и чувствуют себя неполноценными или неполноценными. Они вырастают созависимыми с низкой самооценкой и учатся скрывать свои чувства, ходить на яичной скорлупе, замыкаться в себе, стараться угодить или стать агрессивными. Это отражает то, как ядовитый стыд становится интернализованным.

Стыд

Стыд глубже чувства собственного достоинства. Это глубоко болезненная эмоция, а не умственная оценка. Лежащий в основе токсический стыд может привести к нарушению или низкой самооценке и другим негативным мыслям и чувствам. Дело не только в том, что нам не хватает уверенности, но и в том, что мы можем считать себя плохими, бесполезными, неполноценными или непривлекательными. Иногда это создает чувство ложной вины, страха и безнадежности, а также чувство безнадежности. Стыд является основной причиной депрессии и может привести к саморазрушительному поведению, расстройствам пищевого поведения, зависимости и агрессии.

Стыд вызывает чувство стыда, связанное с ожиданием стыда в будущем, обычно в форме отвержения или осуждения со стороны других людей. Страх стыда мешает пробовать что-то новое, иметь интимные отношения, быть спонтанным или рисковать. Иногда мы не осознаем, что боимся не чужих суждений или неприятия, а своей неспособности соответствовать собственным нереалистичным стандартам. Мы судим себя за ошибки строже, чем другие. Эта модель очень саморазрушительна с перфекционистами. Наше самоосуждение может парализовать нас до такой степени, что мы станем нерешительными, потому что наш внутренний критик будет судить нас независимо от того, что мы решаем!

Отношения

Наши отношения с самими собой служат шаблоном для наших отношений с другими. Это влияет на наше счастье в отношениях. Самоуважение определяет наш стиль общения, границы и нашу способность быть близкими. Исследования показывают, что партнер со здоровой самооценкой может положительно влиять на самооценку своего партнера, но также показывают, что низкая самооценка предвещает негативный исход отношений. Это может стать самоусиливающимся циклом отказа, снижающим самооценку.

Пониженная самооценка мешает нам говорить о своих желаниях и потребностях и делиться уязвимыми чувствами. Это компрометирует честность и близость. В результате незащищенности, стыда и заниженной самооценки в детстве у нас может развиться стиль привязанности, который в той или иной степени тревожный или избегающий и затрудняет близость. Мы преследуем своего партнера или дистанцируемся от него, и обычно нас привлекает тот, у кого также ненадежный стиль привязанности.

Как правило, мы позволяем другим обращаться с нами так, как, по нашему мнению, мы этого заслуживаем. Когда мы не уважаем и не чтим себя, мы не ожидаем, что к нам будут относиться с уважением, и можем смириться с оскорблениями или воздержанием. Точно так же мы можем отдавать больше, чем получаем в отношениях, и переусердствовать на работе. Наш внутренний критик может осуждать и других. Когда мы критично относимся к нашему партнеру или занимаем оборонительную позицию, это затрудняет решение проблем. Неуверенная самооценка также может сделать нас подозрительными, нуждающимися или требовательными к нашему партнеру.

Повышение самооценки

Самоуважение обычно определяется подростками. Некоторые из нас всю жизнь борются с заниженной самооценкой и даже с вытекающей из этого депрессией. Но мы можем измениться и построить здоровую самооценку. Поднять самооценку означает узнать и полюбить себя — построить отношения, как с другом, — и стать лучшим другом самому себе. Это требует внимательного слушания, спокойного времени и приверженности. Альтернатива состоит в том, чтобы потеряться в море, постоянно пытаясь доказать или улучшить себя или завоевать чью-то любовь, никогда не чувствуя себя по-настоящему привлекательным или достаточным — как будто чего-то не хватает.

Трудно выйти за пределы собственных мыслей и убеждений, чтобы увидеть себя с другой точки зрения. Терапия может помочь нам изменить то, как мы думаем, действуем и во что верим. Было показано, что когнитивно-поведенческая терапия повышает самооценку. Это более эффективно в сочетании с медитацией, которая увеличивает самосознание. Вот что вы можете сделать:

  • Распознавать знаки. Уметь замечать признаки того, что ваша самооценка нуждается в повышении. Многие считают, что у них хорошая самооценка. Они могут быть талантливыми, красивыми или успешными, но им все равно не хватает чувства собственного достоинства.
  • Искорените ложные убеждения. Узнайте, как выявлять и депрограммировать ложные убеждения и модели поведения, которые вы хотите изменить, и те, которые вы хотите внедрить.
  • Выявление когнитивных искажений. Пониженная самооценка может заставить нас искажать и искажать реальность. Научитесь выявлять и бороться со своими когнитивными искажениями.
  • Журнал. Было доказано, что ведение дневника поднимает настроение и уменьшает депрессию. Ведение дневника также может помочь вам следить за своим взаимодействием с другими людьми и вашим негативным внутренним диалогом.
  • Исцеление от токсического стыда. Если вы считаете, что страдаете от созависимости и стыда, узнайте больше об этом и выполните упражнения из раздела Преодоление стыда и созависимости .

Я-концепция в психологии: определение, развитие, примеры

Я-концепция — это общий термин, обозначающий, как человек думает, оценивает или воспринимает себя. Осознавать себя — значит иметь представление о себе.

Baumeister (1999) дает следующее определение Я-концепции:

Представление человека о самом себе, включая атрибуты человека, а также то, кто и что такое я.

Содержание

Аспекты

Я-концепция является важным термином как для социальной, так и для гуманистической психологии. Льюис (1990) предполагает, что развитие концепции Я имеет два аспекта:

(1) Экзистенциальное Я

Это «самая основная часть Я-схемы или Я-концепции; чувство отделенности и отличия от других и осознание постоянства своего «я» (Bee, 19). 92).

Ребенок осознает, что он существует как отдельная сущность от других и что он продолжает существовать во времени и пространстве.

Согласно Льюису, осознание экзистенциального «я» начинается в возрасте двух-трех месяцев и возникает отчасти из-за отношений ребенка с миром. Например, ребенок улыбается, и кто-то улыбается в ответ, или ребенок касается мобильного телефона и видит, как он движется.

(2) Категориальное Я

Осознав, что он или она существует как отдельное переживающее существо, ребенок затем осознает, что он или она также является объектом в мире.

Подобно тому, как другие объекты, в том числе люди, обладают свойствами, которые можно испытать (большой, маленький, красный, гладкий и т. д.), так и ребенок начинает осознавать себя как объект, который можно испытать и который имеет характеристики.

Самость также может быть помещена в такие категории, как возраст, пол, размер или навыки. Двумя первыми категориями, которые следует применять, являются возраст («Мне 3 года») и пол («Я девочка»).

В раннем детстве категории, которые дети применяют к себе, очень конкретны (например, цвет волос, рост и любимые вещи). Позже самоописание также начинает включать ссылки на внутренние психологические черты, сравнительные оценки и на то, как их видят другие.

Карл Роджерс (1959) считает, что я-концепция состоит из трех различных компонентов:

  • Ваше представление о себе (самообраз)
  • Насколько вы цените себя (самоуважение или самооценка)
  • Кем бы вы хотели быть на самом деле (идеальное Я)

Образ себя

Это не обязательно должно отражать реальность. Действительно, у худого человека с анорексией может быть представление о себе, в котором он считает себя толстым.

На самооценку человека влияет множество факторов, таких как влияние родителей, друзей, средства массовой информации и т. д.

Kuhn (1960) исследовал самооценку с помощью Теста двадцати утверждений .

Он попросил людей ответить на вопрос «Кто я?» 20 различными способами.

Он обнаружил, что ответы можно разделить на две основные группы. Это были социальных ролей (внешние или объективные аспекты себя, такие как сын, учитель, друг) и черты личности (внутренние или аффективные аспекты личности, такие как общительность, нетерпеливость, чувство юмора).

Список ответов на вопрос «Кто я?» вероятно, включает примеры каждого из следующих четырех типов ответов:

  1. Физическое описание: Я высокий, у меня голубые глаза… и т. д.
  2. Социальные роли: все мы социальные существа, чье поведение в некоторой степени определяется ролями, которые мы играем. Такие роли, как студентка, домохозяйка или член футбольной команды, не только помогают другим узнавать нас, но и помогают нам узнать, чего от нас ожидают в различных ситуациях.
  3. Личные черты: это третье измерение нашего самоописания. «Я импульсивен… Я великодушен… Я склонен много волноваться»… и т. д.
  4. Экзистенциальные утверждения (абстрактные): они могут варьироваться от «я дитя вселенной» до «я человек» до «я духовное существо» и т. д.

Обычно молодые люди больше описывают себя с точки зрения личных качеств, тогда как пожилые люди в большей степени чувствуют себя определяемыми своими социальными ролями.

Самоуважение

Самоуважение (также известное как самооценка) относится к тому, насколько мы любим, принимаем или одобряем себя или насколько мы себя ценим.

Самоуважение всегда предполагает определенную степень оценки, и мы можем иметь как положительное, так и отрицательное мнение о себе.

Высокая самооценка (мы положительно оцениваем себя). Это ведет к

  • Уверенности в собственных силах
  • Самопринятие
  • Не беспокоясь о том, что думают другие
  • Оптимизм

Низкая самооценка (у нас негативное представление о себе). Обычно это приводит к

  • Недоверию
  • Хотите быть/выглядеть как кто-то другой
  • Всегда беспокоюсь о том, что могут подумать другие
  • Пессимизм

Существует несколько способов измерения самооценки. Например, Harrill Self-Esteem Inventory представляет собой анкету, содержащую 15 утверждений о ряде интересов.

Другим примером является Тематический апперцептивный тест (ТАТ), представляющий собой нейтральный мультфильм, который дается участнику, который затем должен придумать историю о том, что происходит.

Морс и Герген (1970) показали, что в неопределенных или вызывающих тревогу ситуациях наша самооценка может быстро меняться. Участники ждали собеседования в зале ожидания. Они сидели с другим кандидатом (сообщником экспериментатора) в одном из двух состояний:

А) Мистер Чистый – одетый в элегантный костюм, с открытым портфелем, в котором видны логарифмическая линейка и книги.

Б) Мистер Грязный – одетый в старую футболку и джинсы, сгорбленный над дешевым сексуальным романом.

Самооценка участников с Мистером Грязным повысилась, а участников с Мистером Чистым снизилась! Никакого упоминания о том, как это повлияло на поведение испытуемых в ходе интервью, не упоминалось.

Однако уровень самооценки влияет на выполнение многих задач (Coopersmith, 1967), поэтому можно ожидать, что испытуемые мистера Грязного будут работать лучше, чем мистер Чистый.

Несмотря на то, что самооценка может колебаться, бывают моменты, когда мы продолжаем верить в хорошее о себе, даже когда существуют доказательства обратного. Это известно как эффект настойчивости.

Миллер и Росс (Miller and Ross, 1975) показали, что люди, которые считали, что обладают социально желательными характеристиками, продолжали верить в это, даже когда экспериментаторы пытались заставить их поверить в обратное.

Происходит ли то же самое с плохими вещами, если у нас низкая самооценка? Возможно, нет. Возможно, при очень низкой самооценке все, во что мы верим о себе, может быть плохим.

Аргайл (2008) считает, что на самооценку влияют четыре основных фактора.

1. Реакция окружающих

Если люди восхищаются нами, льстят нам, ищут нашу компанию, внимательно слушают и соглашаются с нами, мы склонны формировать положительное представление о себе. Если они избегают нас, пренебрегают нами и говорят нам о нас то, что мы не хотим слышать, у нас формируется негативное представление о себе.

2. Сравнение с другими

Если люди, с которыми мы себя сравниваем (наша референтная группа), кажутся более успешными, счастливыми, богаче и лучше выглядят, чем мы сами, мы склонны формировать негативное представление о себе, НО если они менее успешны, чем мы, наш имидж будет положительным.

3. Социальные роли

Некоторые социальные роли связаны с престижем, например, врач, пилот, телеведущий и футболист, и это способствует повышению самооценки. Другие роли несут клеймо. Например, заключенный, пациент психиатрической больницы, сборщик мусора или безработный.

4. Идентификация

Роли не просто «там». Они также становятся частью нашей личности, т. е. мы отождествляем себя с занимаемыми нами позициями, ролями, которые играем, и группами, к которым принадлежим.

Но не менее важным, чем все эти факторы, является влияние наших родителей! (См. исследование Куперсмита.)

Идеальное Я

Если существует несоответствие между тем, как вы видите себя (например, ваше представление о себе) и тем, кем вы хотели бы быть (например, своим идеальным Я), то, скорее всего, это чтобы повлиять на то, насколько вы цените себя.

Таким образом, между представлением о себе, эго-идеалом и самооценкой существует тесная связь. Гуманистические психологи изучают это с помощью метода Q-сортировки.

Идеальное «я» человека может не соответствовать тому, что на самом деле происходит в жизни и опыте человека. Следовательно, может существовать разница между идеальным «я» человека и реальным опытом. Это называется неконгруэнтностью.

Там, где идеальное «я» человека и реальный опыт совпадают или очень похожи, существует состояние конгруэнтности. Редко, если вообще когда-либо, существует полное состояние конгруэнтности; все люди испытывают определенное несоответствие.

Развитие конгруэнтности зависит от безусловного положительного отношения. Роджерс считал, что для достижения самореализации человек должен находиться в состоянии конгруэнтности.

Майкл Аргайл (2008) говорит, что на его развитие влияют четыре основных фактора:

  1. То, как другие (особенно важные) реагируют на нас.
  2. Как мы думаем, что сравниваем себя с другими
  3. Наши социальные роли
  4. Степень, в которой мы идентифицируем себя с другими людьми

Ссылки

Аргайл, М. (2008). Социальные встречи: Вклад в социальное взаимодействие . Альдин Транзакция

Baumeister, RF (Ed.) (1999). Самость в социальной психологии . Филадельфия, Пенсильвания: Psychology Press (Тейлор и Фрэнсис).

Bee, HL (1992). Развивающийся ребенок . Лондон: ХарперКоллинз.

Куперсмит, С. (1967). Предпосылки самооценки . Сан-Франциско: Фримен.

Кун, М. Х. (1960). Самоотношение по возрасту, полу и профессиональной подготовке. Ежеквартальный социологический журнал , 1, 39-56.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *