Пословица добрый мир лучше худой ссоры: Смысл пословицы «Худой мир лучше доброй ссоры» |

Смысл пословицы «Худой мир лучше доброй ссоры» |


****

Многие из вас знакомы с пословицей «Худой мир лучше доброй ссоры», но вряд ли кто-нибудь задумывался над её значением настолько, чтобы решить, согласен он с ней или нет. Поэтому, рассуждение на тему её значения, может не только расширить ваш кругозор и пополнить багаж знаний полезной и интересной информацией, но и поможет определить свою жизненную позицию, разобраться в себе и своих приоритетах. Потому что данная пословица, на самом деле, таит в себе суть куда более глубокую, чем большинство подобных высказываний. И то, согласны вы с ней полностью, частично или категорически не согласны, может послужить оценочным критерием вашего характера и даже указать на некоторые качества. Давайте же разберёмся, какую мысль выражают вышесказанные слова.

Для того чтобы понять пословицу в целом, для начала разберём в отдельности каждое слово, использованное в ней, ведь такой выбор редко бывает случайным.

Старославянское слово «худой» обозначает непрочный, шаткий; а слово «добрый» так же в устаревшем варианте имеется ввиду хороший. То есть, как вы могли заметить, они используются как антонимы. Аналогично противопоставляются такие понятия как «мир» и «ссора». Следовательно, пословица построена на антитезе, и, подобно старой-доброй сказке, утверждает победу добра (в любых его проявлениях) над злом, хорошего над плохим.

Но каждый человек сам определяет вещи как плохие и хорошие. Мы сами проводим черту между добром и злом. Как же распределены роли в нашем случае и что выставлено в лучшем свете?

Не трудно догадаться, что главная идея пословицы в том, чтобы донести нам: любой мир, даже если он шаток и противоречит нашим устоям и не полностью нас удовлетворяет, лучше ссоры, в которой мы отстаивали бы свою позицию. Вопрос довольно спорный и неоднозначный. Это высказывание призвано нести миру спокойствие, и побуждает не нарушать природный баланс и гармонию. Но можем ли мы назвать этот способ достижения цели – терпение и игнорирование проблемы — единственно верным? Едва ли.

С одной стороны, разве не прекрасно было бы, если бы жизнь была устроена именно так? Уступи каждый в споре, придержи каждый язык за зубами, поступись каждый своей позицией – и наверняка мир стал бы куда спокойнее. А скольких войн, демонстраций и других бедствий, спровоцированных человеческим порывом бороться за свои убеждения, удалось бы избежать! Сколько жизней удалось бы спасти! Мы никак не можем отрицать правильность данных слов. А уж категорично заявлять, что они неверны, было бы просто отрицанием очевидного. Но это лишь одна сторона медали.

С другой же стороны, сложно не обратить внимания на недостатки такой позиции. Человеческая натура всегда отличалась стремлением двигаться вперёд, желанием прогрессировать, выражать своё мнение и не столько искать лучшей жизни, сколько создавать её. Да, это свойственно не всем людям. Но всегда, во все времена, при всех раскладах найдутся бунтари с пламенной речью и страстью во взгляде, готовые поднять вопросы, которые не могут оставить равнодушным никого, готовые взбаламутить души людей, разбудить их ото сна.

Такие люди полностью противоречат цели пословицы, но именно их мы считаем своими героями, их берём за пример для подражания. Почему же? Значит, они всё же привносят что-то хорошее в наш мир, хотя и рискуют его спокойствием, нарушают его устои?

Попробуем ответить на поставленный вопрос. Человек отличается от животного тем, что помимо инстинктов, он руководствуется зовом сердца; помимо материальных ценностей он имеет высокие, духовные. Поэтому оправдывать подавление своей нужды в самовыражении, в спорах, в противоречиях инстинктом самосохранением, желанием сохранить свою шкуру, можно считать предательством самого себя. Ведь жить в мире безопасном, но лицемерном и неидеальном, не лучшее из возможных вариантов развития событий. Отдавая себе отчёт в том, как категорично звучат эти слова, хочется отметить, что это мнение глубоко субъективное. Но если вы вчитаетесь в эти слова и посмотрите на эту проблему с этой точки зрения, несомненно, не сможете не согласиться.

Невозможно отрицать после всех вышеперечисленных доводов, что эту пословицу можно отнести в разряд спорных. Дискуссии на её тему будут продолжаться вечно, и никогда не удастся прийти к компромиссу или общему заключению, потому что любая точка зрения имеет свои плюсы и минусы и имеет право называться правильной.

Но важно лишь то, что мы однозначно понимаем, что пословица несёт в себе позитивную нагрузку и, хотя сформулирована таким образом, что не может удовлетворить абсолютно всех, призывает сохранить наш дом, Землю, в целости и сохранности для нас самих и наших детей. Стремление, воистину заслуживающее особого внимания и усилий.

Но, возможно, мы сможем достигнуть мира и согласия среди всего человечества не таким путём, какой утверждают слова «Худой мир лучше доброй ссоры», а с помощью открытых дискуссий, свободы слова и толерантного отношения к другим, уважения к чужому мнению. Для этого важно помнить: не суди о правильности чьих-то суждений, пока не посмотришь на ситуацию с его стороны.

.

****

На этой странице: смысл (значение) выражения «Худой мир лучше доброй ссоры».

.


Значение пословицы «Худой мир лучше доброй ссоры», как понять смысл фразы + похожие выражения

Главная » Крылатые выражения » Значение и происхождение фраз и крылатых выражений

Значение и происхождение фраз и крылатых выражений

Безусловный штамп конфликтологии, фраза «Худой мир лучше доброй ссоры» как нельзя более актуальна в нынешней мировой обстановке, и если бы все политические деятели пользовались ею, возможно, жить стало бы не то чтобы проще, но возможно в принципе.

О первоначальном значении пословицы «Худой мир лучше доброй ссоры»

Старая русская пословица первоначально имела более конкретный вариант «Худой мир лучше доброй драки» и впервые в печатном виде появилась в «Пословицах русского народа» В. И. Даля. Эта фраза построена на распространённом противопоставлении двух вечных начал, добра и зла. Устаревшее «худой», то есть непрочный, шаткий, и «добрый», соответственно, крепкий, хороший являются словами-антонимами, в этой же роли выступают здесь и слова «мир» и «ссора».

Стоит отметить, что в данном выражении сравнительные обороты не выделяются знаками препинания ввиду отсутствия союза «чем».

На современном языке эта фраза звучала бы как «Лучше хрупкое перемирие, чем открытая война».

В чём смысл выражения

Чем же так плоха ссора, ведь обычно она является способом вытащить на свет то, что накипело, с чем жить больше нельзя, а значит, освобождение от зла? Однако любая ссора – это агрессия, где сложно ответить чем-либо иным, а значит, порочный круг замыкается, вовсе не помогая решить существующие проблемы. Ударить кого-то является простым, а в исключительных случаях и действительно единственно возможным способом поставить на место зарвавшегося, только грань между «можно» и «надо» в данном случае очень уж тонка, а в масштабах государств это «ударить» слишком часто означает «развязать военные действия». Выражение «Худой мир лучше доброй ссоры» зачастую вызывает резкую неприязнь у пламенных борцов за что-либо, которые почитают конфликт основой развития, однако исторические примеры «добрых ссор» наглядно демонстрируют, что за ними стоят искалеченные человеческие судьбы, ответственность за которые этим борцам явно не по плечу.

Похожие фразы на разных языках мира

У данного крылатого выражения есть русские и иностранные аналоги. Вот подобные фразеологизмы:

  • Худое молчание лучше, чем доброе ворчание (рус.)
  • A bad corn promise is better than a good lawsuit (англ.) – Плохой компромисс лучше, чем хорошая тяжба.
  • Ein schlechter Friede ist besser als ein gerechter Krieg (нем.) – Плохой мир лучше, чем правильная война.
  • Parempi laiha sopu kuin lihava riita (фин.) – Лучше худой мир, чем жирный спор.

В повседневной жизни словами «Худой мир лучше доброй ссоры» обычно призывают к примирению людей, уже поссорившихся или готовых перейти к открытому конфликту.

пословицы и поговорки

Лучше сухой кусок в тишине…


Библейская мудрость

3 января 2017 г.

Притчи 17:1 – «Лучше сухой кусок в тишине, нежели дом, полный пиршества и ссоры».

Эксперименты происходят не только в лаборатории, но и в нашем сознании. Философы или ученые воображают ситуацию и продумывают, как она будет развиваться, подобно старшему брату на «Улице Сезам», который начинает со слов: «Если я лопну шарик, моя младшая сестра будет плакать», а затем доводит эксперимент до конца. вывод в сердитой матери. Притча Иисуса о глупом богаче — это мысленный эксперимент. Представьте себе богатого фермера, говорит он, чьи поля дают такой обильный урожай, что ему приходится строить амбары побольше, поздравляя себя с благополучной пенсией. Представьте, что он в конечном итоге владеет всем миром! Потом он внезапно умирает. Как все обернется, когда он предстанет перед Богом на суде?

Соломон в этой пословице проводит мысленный эксперимент. Представьте себе семью, в которой есть только черствый хлеб, а в другой семье каждый день празднуют День Благодарения. Чтобы усилить контраст, представьте себе досовременный мир Соломона, где всеобщей нехватки продовольствия можно было достичь всего за один неурожай. Далее представьте мирный дом, где все любят друг друга, и сравните его с семьей, полной интриганов, кричащих и ссорящихся. Теперь объедините эти семьи: сделайте голодную семью мирной, а сытую семью гневно ссорящей. Какой дом лучше? Где бы вы были счастливее? Что больше прославляет Бога? Ответ Соломона: бедная семья с миром лучше, чем богатая семья с раздорами.

Соломон вырос в сытой семье, богатой на раздоры. Когда он был совсем маленьким, его старший сводный брат Амнон изнасиловал его сводную сестру Фамарь. Два года спустя родной брат Фамари Авессалом убил Амнона и бежал в изгнание. Через три года двоюродный дед Авессалома Иоав убедил Давида позволить Авессалому вернуться. Два года спустя Авессалом послал слуг сжечь поле Иоава, чтобы Иоав помог ему полностью примириться с царем Давидом.

Иоав сделал это. Авессалом начал серьезно плести интриги и вскоре осуществил успешный государственный переворот против своего отца Давида. Теперь Давид бежал в изгнание. В последовавшей за этим гражданской войне Иоав убил Авессалома, Давид заменил военачальника Иоава военачальником Авессалома Амессаем, а дядя Иоав убил двоюродного брата Амессая. Незадолго до того, как Соломон стал царем, Адония, еще один сводный брат, попытался совершить государственный переворот, но потерпел неудачу, когда Давид внезапно сделал Соломона царем. Так что, возможно, эта пословица не только мысленный эксперимент! Соломон вырос в семье «полной пира с раздорами».

Если мирная бедная семья лучше, чем пирующая воюющая семья, как тогда нам жить? Английский пуританин Мэтью Генри пишет об этой пословице, что члены семьи должны «учиться, чтобы быть легкими и услужливыми друг к другу». Не обращайте внимания на ошибки, неловкость и недостатки, вместо того чтобы цепляться за них, чтобы превозносить свое превосходство.

Научитесь «прикусывать язык». Принимайте Промысел Божий с благодарением и верностью, чтобы и в болезни, и в здравии, в богатстве или в бедности семья пребывала в мире. Мудрый человек ценит мир своей семьи выше ее богатства.

— Д-р Билл Эдгар, член попечительского совета Женевского колледжа и бывший президент

Притчи 17:14-28 Начало ссоры подобно протечке в плотине, так что остановите его, прежде чем он лопнет. Обелить плохих людей и полить грязью хороших людей одинаково ненавистны БОГУ. Что это? Дураки ходить по магазинам для начала раздора, как выпускать воду, Так что откажитесь от ссоры, пока она не разгорелась. Тот, кто оправдывает нечестивого и осуждает праведника, И то, и другое одинаково отвратительно. Начинать ссору все равно, что открывать шлюз, так что остановитесь, прежде чем спор вспыхнет. Оправдать виновных и осудить невиновных — оба мерзки пред Господом. Бессмысленно платить еду. Начало ссоры, как когда выпускают воду: Поэтому оставьте спор, прежде чем в него вмешиваться.

Тот, кто оправдывает нечестивого, и тот, кто осуждает праведного, Даже они оба Начинать ссору все равно, что течь в плотине, так что остановись, пока не началась драка. И то, и другое ненавидит Господь: освободить виновных и наказать невиновных. Дураку не стоит пытаться. Начало ссоры подобно тому, когда выпускают воду: Поэтому оставь раздор, прежде чем возникнут ссоры. Оправдающий нечестивого и осуждающий праведного, Они оба Начать ссору все равно, что прорвать плотину; так что бросьте этот вопрос, пока не разгорелся спор. Оправдать виновных и осудить невиновных — Господь ненавидит их обоих. Зачем дуракам деньги? Начало раздора подобно высвобождению воды; Поэтому прекратите раздор до того, как начнется ссора. Тот, кто оправдывает нечестивого, и тот, кто осуждает праведного, И то, и другое одинаково мерзость для начала раздора, как для выпуска воды [как из небольшого прорыва в плотине; сначала капает, а потом хлещет]; Поэтому откажитесь от ссоры, прежде чем она вспыхнет и взорвется. Тот, кто Не будь тем, кто скор на ссору, ибо спор трудно остановить, И никогда не знаешь, чем это кончится, так что даже не начинайте с этого пути! Нет ничего, что Бог ненавидит больше Чем осудить одного ж Начало ссоры подобно пусканию воды, Так что уходите, пока не разгорелась ссора.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *