22 золотых правила бизнеса по-еврейски
Почему деньги так любят евреев? Какими секретами они обладают, чтобы привлекать такое огромное количество денег? И вообще, есть ли какие-то особенные секреты богатства, присущие именно этому народу?
Полезные советыАвтор Редакция На чтение 4 мин. Просмотров 11.6k. Опубликовано
В небольшой книге «Бизнес по-еврейски. 67 золотых правил»
приводятся уникальные правила ведения бизнеса, созданные
древними мудрецами много лет назад, которые удивительно
современны и как никогда актуальны для бизнеса XXI века.
Наверняка, каждый сталкивался в своей жизни с вопросом почему так много успешных предпринимателей евреев — что они такое делают и что у них такого есть чтобы добиваться подобных успехов.
Во всей этой еврейской шумихе очень много стереотипов и не так уж много фактов. Начнем с того, что самым богатым евреем считается основатель Oracle Лари Эллисон и он в списке самых богатых Форбс занимает только 6-е место. Но в любом случае нет дыма без огня. Отношение к деньгам и делам закреплено в еврейском священном писании, которому уже тысячи лет и именно поэтому культура сохранять и приумножать богатство культивируется у этого народа на всех уровнях.
Так может быть, именно эти правила, передающиеся на генном уровне от одного поколения евреев к другому, позволяют создавать огромные финансовые состояния? Об этом не пишут в учебниках по маркетингу, но подавляющее большинство мировой бизнес-элиты соблюдает те золотые правила, которые изложены в этой книге.
Клубер выбрал 22 самых интересных правил бизнеса по-еврейски
и те качества, которые должен культивировать в себе каждый предприниматель:- Пусть имущество собратьев ваших будет вам так же дорого, как собственное. Несмотря ни на что бизнес партнер еврей один из самых порядочных. По своему опыту и опыту своих близких могу сказать, что те евреи с которыми сталкивала нас жизнь с большим уважением относились к имуществу и относительным успехам моей семьи
- Не теряй понапрасну времени. Подумать только сколько времени мы тратим зря в ожидании, транспорте, бездумном просиживании онлайн — каждая минута это дар и эту минуту надо тратить с пользой. Я вчера весь день думал над этой фразой и прочел несколько хасидских притч на эту тему. Поэтому на следующей неделе начну один эксперимент со своим временем
- Держись подальше от плохого соседа. Почему такое дорого жилье в центре?! Да потому, что жилье стоит на 50% из-за того кто твой сосед. Как лучше начать день — встретить Виталия Кличка в лифте или же депрессивную старушку с 10-ю котами?!
- Не говори ничего, если тебе нечего сказать
- Работай пока горит свеча. Если наша свеча (жизнь, желание работать, желание создавать) еще горит нельзя останавливаться — нужно идти дальше
- Давайте деньги в трудные времена. Это инвестиция в будущее человека, причем инвестиция с самым большим возвратом на вложенный капитал
- Всегда приветствуйте другого человека
- Каждый человек заслуживает слова благодарности
- Они знают, что такое богатство. Этой теме я посвящу целый пост так как сам хочу определить для себя что такое богатство. В данный момент я считаю, что быть богатым это иметь 5 миллионов долларов, но мне понравилась другая вариация на эту тему — еврейская мудрость — «богат тот кто счастлив тому, что имеет»
- Крадущий время – вор, так же как и крадущий деньги. Я ограничил своё общение с такими людьми до минимума. Может быть это жестоко, может быть плохо, но управление временем сродни управлению миллиардами
- Платите работникам вовремя
- Не следует говорить все, что думаешь
- Иногда нужно дать больше, чем достаточно, если ты действительно хочешь дать достаточно
- Наниматель должен знать как живет его работник
- Если кто-то хочет убить тебя, убей его первым
- Умейте говорить – мне нужно, переступив через гордыню
- Пусть ваше слово, не клятва, обязывает вас
- Никогда не оскорбляйте другого человека
- Планируйте свою жизнь
- Поощряйте себя за хорошую работу
- Поручайте дела другим
- Ищите равновесие в жизни
Еврейское поведение | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Для обозначения правильного поведения
Оглавление
Еврейская этика и еврейское поведение [↑]
Мы знаем, что наше поведение определяет еврейская этика, «мусар». Но мусар и дэрех эрец — не одно и то же.
Слово мусар связано со словом лээсор — связать себя, запретить себе нечто, ограничить себя (и даже, если это доставит мучения — йисурим). То есть мусар — это работа над своими качествами, когда человек укрощает свои страсти, желания, влечения, направляя их в русло, соответствующее нормам морали. Это планомерная борьба с самим собой, строительство личности высокого уровня.
Дерех-эрец больше относится к внешнему поведению. Это комплекс норм общественного поведения, требующий от человека держать себя в определённых рамках. Правильному поведению воспитывают с младенчества, и, часто доведенное до автоматизма, оно как бы исподволь становится частью человека, и мы здороваемся, благодарим, уступаем место в автобусе, не задумываясь.
Теоретически может быть дэрех-эрец без мусара, как и мусар без дэрех-эрец. Но нужно стараться, чтобы оба эти «направления» гармонично уживались в каждом из нас.
Дерех Эрец — так называется один из малых трактатов Талмуда, содержащий правила приличия и благопристойного поведения. Как должно вести себя с родителями, с детьми — маленькими и подросшими, с подчиненными, с начальниками, с мудрецами Торы, с друзьями, с незнакомцами, с просителями цдаки, с мужьями и женами, с гостями, с попутчиками — и даже с самим собой (поддерживая собственное душевное и физическое здоровье) — этому учит нас дерех эрец.
Следует поступать так, как это считается в мире правильным, верным, адекватным, вести себя достойно. Нормальное поведение человека — зарабатывать самому себе пропитание и не надеяться на других людей или на чудо. Нормальным поведением является, когда слуга, выполнявший грязную работу, перед тем, как предстать перед господином, меняет одежду на чистую (Хулин 84а). И так объясняются все остальные случаи употребления этого выражения в Талмуде и, в том числе, в трактатах Дэрех Эрец Раба и Дэрех Эрец Зута.
Написано в Ялкут (на гл. Берешит, в конце гл. 3), что дерех эрец предшествовал Торе на 26 поколений, как написано: «…стеречь путь к Древу Жизни» (Берешит 3:24). Путь — это дерех эрец, а Древо Жизни — это Тора. Однако после дарования Торы еврей, который следует только требованиям дерех эрец
, не выполняет всех обязанностей, возложенных на него Вс-вышним. Тем не менее с того, у кого отсутствует также и дерех эрец, предшествовавший Торе, спрашивается еще строже.Дерех эрец, который мы учим из Торы [↑]
Но есть еще дерех эрец, который может быть выведен и выучен только из самой Торы, как говорили наши мудрецы, благословенной памяти: «Тора учит нас дерех эрец». Речь идет здесь о кодексе норм, достойных того, кто создан в «образе Б-жьем».
Так, к примеру, из того, что Вс-вышний сказал ангелам (Берешит 1:26): «Сделаем человека» (перед его сотворением), мы учим, что старший должен советоваться с младшим. А из того, что сказал учитель наш Моше (пророк Моисей), обращаясь к своему ученику Йеошуа: «Выбери нам людей (для войны)» (Шмот17:9), мы учим, что раби и учитель должен выказывать уважение к ученику. Ясно, что без четких указаний Торы, данных на конкретных примерах, мы не знали бы, как должны правильным образом строиться отношения между старшим и младшим, учителем и учеником.
«Встречай всякого человека приветливо» (Пиркей Авот 1:15). Рамбам разъясняет, что эта мишна учит нас вести дела с людьми, обращаясь к ним спокойно и приветливо, со словами, приятными и желанными для собеседника. Подобным образом поясняет ее и рабейну Йона: следует вести себя так, чтобы люди были довольны тобой и считали своим, а для этого следует подчинять свои желания их желаниям и нуждам; и так можно снискать любовь многих.
Единственный способ завоевать расположение людей — быть скромным. Об этом сказал царь Шломо (Соломон): «…смиренным дает милость» (в глазах людей) (Мишлей 3:34).
Основа гмилут хасадим (важнейшего правила праведности — делать добро ближнему) состоит в том, чтобы исполнять желания других людей и приносить им удовлетворение.
Сказали наши мудрецы: «Возлюби ближнего, как самого себя» (Ваикра 19:18) — это великое правило в Торе, ибо любовь удержит человека от причинения зла и обид, и, напротив, будет он трудиться лишь на пользу ближнему. Орхот цадиким дает несколько советов, как добиться этой любви, среди которых — учиться быть спокойным и терпеливым, оказывать людям уважение, судить ближнего к оправданию, быть верным своему слову, помогать людям всеми силами своими (то есть оказывать услуги) и всем имуществом своим (а именно — давать в долг), не говорить о людях дурное и т.д.
Одна из основ дерех эрец состоит в том, что никакие дела и поступки человека не должны причинять другим людям какой-либо обиды или огорчения, быть причиной зависти и конкуренции.
Примеры хорошего еврейского поведения [↑]
Хорошо, когда человек пребывает в радости. Ибо, если удрученного человека просят о помощи, у него нет сил помогать другим, и он отказывается, нередко к тому же с раздраженным и злым лицом. Но когда человек радуется, сердце его расположено к другим людям, и он с удовольствием поможет им, как сказано: «В минуту расположения сердечного откликнется тебе» (Орхот цадиким, Шаар асимха
Человек, на слово которого невозможно положиться, неприемлем среди людей, и об этом писал Рош: «Будь надежен по отношению к каждому человеку и, в том числе, по отношению к нееврею» (Орхот хаим, день 6 п.129).
Сказано: «Люби говорить: “Может быть…?” и ненавидь говорить: “Что в этом такого?”» (Дерех эрец зута гл. 1). Другими словами, не говори о вещах, в которых нет полной ясности, как об известных наверняка (оправдывая это словами «Что в этом такого?»).
И еще сказали: «Таково наказание лжеца и выдумщика: даже когда он говорит правду, ему не верят» (Санхедрин 89б и Авот дераби Натан гл. 34). Талмуд приводит в качестве доказательства случай с сыновьями Яакова, которые солгали отцу, сказав, что нашли окровавленную полосатую рубаху Йосефа. А когда потом братья сообщили отцу, что Йосеф жив, он им не поверил.
Умение хранить тайны других людей — неотъемлемая часть качества верности. Раскрывающий чужие тайны называется сплетником, как сказано: «Ходит сплетник, раскрывает тайну…» (Мишлей 11:13). Речь идет даже не обязательно о настоящей тайне; всякая вещь, о которой товарищ не сказал определенно, что можно рассказывать о ней другим, попадает в эту же категорию.
Следует очень остерегаться, чтобы не вмешиваться в дела других людей и не вторгаться в сферу их интересов. Это особенно касается общественных дел, где с легкостью можно задеть честь ответственных за них людей. Рассказывает нам Тора, что наш учитель Моше отказывался принять на себя миссию — вывести еврейский народ из Египта, опасаясь расстроить Аарона тем, что вторгнется в сферу его деятельности.
Особой мудрости и молитв о помощи с Небес требует встреча с человеком с тяжелым характером или со злодеем. Поэтому мудрецы наши, составляя ежедневный порядок молитв, предусмотрели в нем специальную просьбу «…и спаси нас от человека дурного и от плохого товарища», чтобы «дать лекарство прежде болезни».
Чтобы уберечь себя от греха, необходимо специально готовиться и к встрече с людьми, склонными к злоязычию. Бывает, что не остается другого средства, кроме прекращения контактов с ними.
Сказано в Талмуде (Бава меция 30б): «Лишь за то был разрушен Иерусалим, что решали судебные дела строго по закону Торы (взыскивая без снисхождения)». В этом мы видим предупреждение об обязанности уступать в суде друг другу; о том же мы учим из сказанного в Торе: «…и дела, которые им делать» (Шмот 18:20), — судить не по всей строгости закона.
Судить же по всей строгости следует только тогда, когда иначе невозможно, например, когда истец — бедняк. Но всякий, кто может, должен уступать ближнему в суде.
Человек, который не выполняет принятого на себя и, сказав сегодня одно, назавтра передумывает и говорит другое, ведет себя крайне недостойно. И даже тот, кто подобным образом проявляет какое-нибудь хорошее качество, не удостаивается за это уважения со стороны других людей. Они скажут, что то, что он делает, — не всерьез, ибо у него ни в чем нет постоянства и невозможно положиться на него (по Орхот цадиким, Шаар ахарата).
Нельзя насмехаться над товарищем даже в форме невинной шутки, говоря: «Он ведь друг мне и не обидится», ибо таким путем из любви произрастет ненависть (Тав Йеошуа гл. 10 п.73 по Мишлей).
Сказали наши мудрецы: «Можно отказать младшему (когда он желает почтить старшего, приглашая его в свой дом, и т. п.), но не отказывают в том же старшему (или важному)» (Псахим 86б и Бава меция 87а).
Писал Рош (Орхот хаим, день 4 п.65): «Не следует вмешиваться в чужие ссоры (пытаясь помочь одной из сторон), ибо ссорящиеся, в конце концов, помирятся между собой, а гнев на тебя (у одного из них) останется».
Дерех эрец учит не говорить товарищу обо всех его достоинствах, чтобы не создавалось впечатления, будто говорящий лицемерит и льстит.
Тот, кому оказывают почести, несоразмерные его заслугам, должен сказать, что не достоин этого.
Поскольку любовь ломает иногда привычные рамки поведения, следует остерегаться, чтобы не нарушать правил дерех эрец под действием этого сильного чувства. Когда Моше с Аароном встретились на горе Б-жьей после разлуки (Шмот 4:27), то Аарон поцеловал Моше, а не Моше Аарона, поскольку Аарон был старшим братом, и говорит мидраш, что именно так следует поступать в соответствии с дерех эрец. Подобно этому мы учили, что младший не должен приветствовать первым старшего (или более важного).
Следует остерегаться, чтобы не входить в дом товарища в то время, когда он ест, ибо он из стеснения прервет трапезу или, во всяком случае, получит от нее меньше удовольствия (Тав Йеошуа гл.3 п.82).
Следует остерегаться дурных приятелей, и тем более — нечестивых (Сота 7а), и стараться избегать соседства с подобными людьми. И об этом сказали наши мудрецы: «Горе злодею и горе его соседу».
Не должно входить в привычку собирать в своем доме многих приятелей для совместного проживания, ибо, в конце концов, хозяин перессорится с ними (Санхедрин 100б).
Раввин или учитель не должен вести себя легкомысленно перед своими учениками, отпускать шуточки, а также есть и пить с ними, чтобы они испытывали перед ним почтение и страх (Рамбам Законы изучения Торы).
Тот, кому Вс-вышний дал богатство, должен содержать свой дом так, как это принято у богатых, а не у бедных, иначе это будет выглядеть проявлением неблагодарности по отношению к Вс-вышнему (но только знать меру, чтобы не возбудить зависть у других людей). Мы учим это из сказанного в Торе: «Пищу покупайте у них за серебро и ешьте… Ибо Г-сподь, Б-г твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих…» (Дварим 2:6,7), и писал об этом Раши: «Выказывайте себя богатыми, а не бедными, чтобы не явить этим неблагодарности к Всевышнему».
Каждому еврею следует изучить принципы еврейского поведения и жить по ним. Для этого можно почитать избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры» об основах еврейского поведения или посмотреть цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского о том, как должен вести себя еврей.
10 еврейских советов на все случаи жизни
Знаете, чем еврей отличается от остальных? Практическим подходом к жизни. За годы лишений этот народ научился отделять зерна от плевел – главное от второстепенного, важное от ненужного. Вот почему, заболев или попав в щекотливую юридическую ситуацию, мы ищем врача или адвоката – еврея. И прислушиваемся к его советам. Вот и сейчас – прислушайтесь.1. Смотреть на проблемы с оптимизмом
Если проблему можно решить с помощью денег, утверждают евреи, это не проблема, а расходы. Действительно, если во что-то нужно вложиться деньгами, совсем не обязательно тратить на это нервы.
2. Слушать – больше, чем говорить
Не зря у человека уха – два, а рот – один. Потому что говорить нужно меньше, чем слушать. Люди, которые красиво говорят, интересны и даже могут вызывать восхищение. Но людям, которые умеют слушать, доверяют и ими дорожат. Кроме того, внимательно слушая, всегда можно намотать себе на ус что-то полезное.
3. Учиться, учиться и еще раз учиться
Каждый еврей знает – знания много места не занимают. Если завтра будете знать немного больше, чем вчера, ничего с вашей головой не случится. Передозировки – точно. А из знаний всегда можно извлечь много полезного.
4. Когда нечего делать – браться за дело
«Когда нечего делать – берись за дела», – рекомендуют евреи. Действительно, время – самый дорогой ресурс. И его стоит расходовать рационально. То есть получать от времяпрепровождения пользу – материальную или моральную.
5. Говорить о других – или хорошо, или никак
В принципе, высказывать свое мнение – неотъемлемое право любого человека. С другой стороны, зачем провоцировать агрессию и наживать себе врагов? Приучите себя говорить о людях или хорошо, или никак. И количество друзей (готовых помочь в любую минуту) увеличится.
6. Бесплатный сыр бывает в мышеловке
Предлагают бесплатный сыр? Узнайте, по чем килограмм. «Так он же бесплатный!» – скажете вы. Еврей на это ответит: «Бесплатный сыр бывает в мышеловке». Да, все имеет свою цену. Платить приходится всегда. И лучше всего это сделать деньгами.
7. От добра добра, разумеется, ищут
Живете с девизом «лучше синица в руках, чем журавль в небе»? Довольствуетесь тем, что есть (то и хорошо)? Еврей смотрит на вещи иначе. Во-первых, от добра добра ищут. Во-вторых, лучше больше, да лучше.
8. Глубже копать – больше грязи найти
Никогда глубоко не копайте, если только не знаете, что именно там, где копаете, точно зарыт клад. В любой другой ситуации потратите много сил и времени, а получите – кучу грязи и земляных червей. Это метафора, разумеется.
9. С большой душой на базар не ходят
Главное в человеке – душа. Если душа большая, то все у него сложится. Вы тоже так считаете? Большая душа – хорошо, но тугой кошелек – тоже неплохо. В любом случае, кусок хлеба за кусок большой души вам никто не продаст. Не стесняйтесь зарабатывать деньги.
10. Спасибо в карман не положишь
Наконец, хватит помогать другим за спасибо. Приличные люди за это деньги берут. Не можете брать деньги – научитесь говорить нет. Или так и потратите свою жизнь, делая жизнь других удобнее и проще. Исключение – члены семьи
Бизнес по-еврейски. 67 золотых правил
Существование евреев в средневековой Европе после ужасных погромов в Германии, произошедших в XIV веке, было ужасным. Их презирали, считая нацией ростовщиков и торгашей, хотя это было единственное, чем они могли заработать себе на хлеб: свободными профессиями и ремеслами заниматься им запрещалось. Их заставляли носить унизительную и нелепую одежду, запрещали брить бороду, ограничивали в покупке продуктов. Евреи не имели права жить за чертой гетто – загороженных участков, которые на ночь запирались. Вот как описывает условия жизни евреев того времени Л. Фейхтвангер в романе «Еврей Зюсс»: «Жили они в неимоверной скученности. Они размножались, но отведенное им пространство не расширялось. Не имея права раздаваться вширь, они громоздились вверх, надстраивая этаж на этаж. Улички их становились все уже, мрачней, извилистей. Нигде ни деревца, ни травки, ни цветочка; они прозябали, заслоняя друг другу свет, без солнца, без воздуха, в невылазной, распространяющей заразу грязи… Мужчины их ходили согбенные, их прекрасные женщины рано увядали, из десяти рожденных ими детей семеро умирали… Они жили в удушающей тесноте, в нездоровой близости, каждый знал тайну каждого, среди вечных сплетен и недоверия терлись они, вынужденные паралитики, друг о друга, до крови раздирали друг друга, один другому враг, один связанный с другим, ибо ничтожнейший промах и незадача одного могла стать несчастьем для всех».
В этих условиях евреи были бы обречены на вымирание, если бы не феноменальная жизненная сила, способность выдерживать, не сгибаясь, самые жестокие удары судьбы, присущие этому народу.
В средневековой Европе сила и власть доставались людям по праву рождения, по степени приобщенности к правящей части общества – аристократии. И в этой ситуации евреи смогли найти выход, который через много лет привел к тому, что сила аристократии вынуждена была уступить другой силе – силе денег. Вот как об этом пишет Л. Фейхтвангер: «Они познали одно, от ненадежности, от бесправия, от превратностей судьбы есть единственный щит, посреди колеблющейся, уплывающей из-под ног почвы единственная твердыня: деньги. Еврея с деньгами стража не задержит у ворот гетто, еврей с деньгами не воняет, никакой чиновник не напялит ему на голову смешной остроконечный колпак. Государи и власть имущие нуждались в нем, без него они не могли воевать и править».
Что же дало евреям силу и несгибаемую решимость в преодолении тягот и невзгод жизни? Почему, имея возможность принять другую веру (и тем самым прекратить свои страдания) ничтожно малая их часть пользовалась этой возможностью? Вот как Л. Фейхтвангер отвечает на этот вопрос в романе «Еврей Зюсс»: «…Вся толща угнетенных, бесправных, и могущественные единицы… все, все они были связаны одним твердым, затаенным в бессознательном опыте знанием. Многие не осмысливали его, немногие могли бы выразить его словами, некоторые, быть может, отреклись бы от него. Но у всех в крови, в тайниках души жило оно: глубокое, затаенное, твердое сознание бессмыслицы, непостоянства и тщеты власти. Сколько веков ютились они, убогие и жалкие, среди народов земли, раздробленные на мельчайшие, до смешного ничтожные атомы. Они познали, что сила и смысл не в том, чтобы властвовать и быть подвластными. Разве не крушат друг друга всесильные гиганты? Они же, бессильные, дали миру свой облик.
И учение это о суетности и ничтожестве власти знали великие и малые среди евреев, знали вольные и обремененные, дальние и ближние. Не в ясных словах, но всей кровью и духом… Именно оно, затаенное знание, сливало евреев воедино. Ибо в нем, в затаенном знании, была суть Книги…».
Тора, которая подразумевается Фейхтвангером в этом отрывке и другие тексты иудаизма не только определяли ориентиры, но и наставляли и учили, как относиться к деньгам, богатству, как с ними обращаться. За долгие века такое отношение к деньгам стало почти инстинктивным. Определенные социальные и морально-этические нормы стали одной из основ национального характера.
Но много ли еврейского осталось в миллионах евреев, живущих в разных странах мира? Многие из них потеряли свой язык, отошли от национальной культуры, не восприняли даже начальных уроков иудейского духовного воспитания. Насколько справедливо в отношении этих людей утверждение, что деньги любят евреев? Замечательный ответ на этот вопрос дает Арон Белкин в своей книге «Запах денег: психологические этюды»: «Среди тысяч людей, прошедших передо мною (без всяких преувеличений, профессия врача в этом отношении уникальна), действительно, лишь немногие обладали тем, что можно назвать развитым национальным самосознанием. Одних это явно тяготило, другие – большинство – не видели в случившемся никакой проблемы, но ни первые, ни тем более вторые не предпринимали никаких попыток что-либо изменить. Исключение составляли разве что люди, у которых этот вопрос поворачивался в практическую плоскость, связанную с выездом в Израиль, но это, как говорится, совсем другой коленкор. Ориентируясь на то, что может человек предъявить – знание языка, истории, традиций, соблюдение норм поведения, – следовало бы и в самом деле сказать, что это евреи только по паспорту. А у многих, кстати, и в паспорте была предусмотрительно проставлена совсем другая национальность.
Но стоит переключить внимание на более глубокие структуры личности, как становится очевидно – туда никакая ассимиляция не проникает. Особенности темперамента, склад мышления, строй бессознательных защитных реакций – все, что наследуется, что закладывается семьей на бессловесном, не контролируемом сознанием уровне, – все это, как правило, достовернее любых документов свидетельствует о наличии национальных корней. Человек может не придавать никакого значения своему еврейскому происхождению. Он даже может отвергать его, считая, что быть евреем – это плохо. Но что с того? Он не способен снять или изменить неповторимый национальный колорит, окрашивающий сами основы его психики. Я давно заметил, что эта национальная «изюминка» проявляется даже в том, в каких формах, с какими симптомами протекают душевные заболевания. И это совершенно не зависит от потребности отмечать еврейские праздники или изучать родной язык. А уж что касается психологии денег, то здесь эта таинственная перекличка сегодняшнего с давно минувшим, человека со своим родом, становится еще слышней».
В другом месте этого чрезвычайно интересного исследования Арон Белкин пишет: «Любой справочник, где перечислены крупнейшие банки, процветающие компании и фирмы, так и пестрит еврейскими фамилиями. Это самые удачливые, сумевшие прорваться к вершинам и утвердиться на них, что часто зависит не от таланта или усердия, а от множества внешних обстоятельств, совпадений, над которыми человек не властен. Но есть ведь и другие уровни в многосложном финансовом мире, и если даже личности не суждено подняться выше, все равно она и тут может проявить себя ярко, талантливо, нестандартно. И в этом случае вероятность того, что по крайней мере в генеалогическом древе этого человека есть прочные еврейские корни, достаточно высока.
Жажда продвинуться, чего-то достичь, не потонуть в безликой толпе – все это очевидно составляет характерный признак еврейской ментальности. Деньги бесспорно присутствуют в общей гамме целевых установок – да иначе просто не может быть: общественное положение, престиж, деловой или творческий успех выражаются в том числе и в материальном вознаграждении. Но я не думаю, чтобы этим еврейское начало в людях как-то заметно отличалось от нееврейского. Если уж говорить о своеобразии, то оно в другом: в изначальном представлении, что добиться максимума от жизни может только тот, кто добьется максимума от самого себя».
Общественная жизнь евреев, их нравы, обычаи и предрассудки
Часть 1. Общественная жизнь евреев и их отношение к христианам
Вместо предисловия
В настоящее время более, чем когда либо, стали появляться в разных журналах и газетах статейки о евреях, одни уж чересчур восхваляют израильтян, другие же напротив, уж слишком роняют их, так что иной из читателей, не ознакомленный с жизнью евреев, приходит в недоумение и не знает кому верить. Поэтому я, как природный еврей (ныне, по милости Божьей, христианин), желая представить иудеев в том виде, в каком они есть на самом деле, решился написать об общественной их жизни, чтобы дать возможность читателю самому судить беспристрастно о них. Меня особенно побудило в настоящее время написать о жизни евреев еще и то, что большинству из них, а именно ремесленникам и купцам, разрешено Высочайшим Указом, от 16 июля 1865 года жить не в одних тех городах, которые исключительно отведены для еврейского народонаселения, а во всей Русской империи. Поэтому не мудрено, что теперь русскому человеку, более чем когда либо, придется иметь какие- либо отношения с евреями; следовательно, ознакомиться с их жизнью, нравами и обычаями будет в настоящее время весьма небесполезно.
Общественная жизнь евреев
Так как жизнь каждого общества имеет в основании своем религию, то не лишним считаем взглянуть на жизнь евреев в религиозном их отношении, тем более, что жизнь иудея вполне подчинена религиозной обрядности. В изданной нами книге о еврейском богослужении за 1865 г., мы уже говорили, что евреи имеют большую привязанность к своей религии, что они в точности исполняют каждый обряд, утвержденный их раввинами и законом Моисея. Еврей в назначенный час утреннего и вечернего богослужения отправляется в синагогу на молитву, и если обстоятельства не позволят некоторым из них исполнить это, то они, хотя бы дома, а прочитают все молитвы, положенные уставом синагоги. А как они свои праздники сохраняют! Например, в субботу евреи не займутся никаким житейским делом, они и огня не разведут, не вытопят печку даже в самый холодный зимний субботний день; словом, ничего евреи не сделают в шабат; даже во время пожара не пойдут в этот день гасить огонь и спасать свои вещи. Конечно, все это может казаться странным, но удивляться этому не должно, если возьмем во внимание то, что законы Моисея со всей строгостью запрещали евреям заниматься в день субботний житейскими делами, и тем более не должно удивляться, если вспомним, что они клялись на Синае перед самим Богом исполнить все, что Он им повелит; «Вся елика рече Бог, говорили они, сотворишь и послушаешь» (Исход 19 глав. ст. 8). Правда, что израильтяне в скором времени, по получении закона, неоднократно нарушали его, но постоянные чудеса, являемые десницей Божьей в сем народе, заставляли его раскаиваться в своих поступках и благоговеть перед именем Иеговы. И древние израильтяне, вразумляемые чудесами и явлениями славы Божьей, несмотря на свое неоднократное падение, всегда искали утешения в Боге и в Нем находили оное. Но со времени отвержения ими Христа Мессии они лишились прежней любви Божьей и рассеяны, как мы видим, по всему лицу земли1. Но вот замечательно, что они и в рассеянии своем, находясь под влиянием чужеземных государств, везде сохраняют веру свою, нравы, обычаи и постановления; так, например, есть у них, как и у древних евреев, свой духовный начальник, под управлением которого живет, действует и управляется каждая община; есть и домашний свой суд Бездин, нечто похожее на древний синедрион. В каждом городе и даже местечке, где обитают евреи, имеется по нескольку училищ; везде есть синагоги и молитвенный дом; в больших же городах имеется их по нескольку, а во всей России, как видно из доклада министерства внутрених дел, находится 616 синагог, 2435 молитвенных школ с 5109 духовными. Так как все эти учреждения, как и сама жизнь евреев, находятся под влиянием духовных раввинов, то нужным считаем, прежде всего, поговорить о них.
Раввины
Раввин, значит учитель, и древние раввины соответствовали этому названию – они учили в храме, на стогнах и везде, где только имели к тому возможность. Это видно из того, что сам Господь наш Иисус Христос, посещая Иерусалимский храм, нередко находился там посреди учителей. Так учение распространялось не только в Иерусалиме, который был тогда центром иудейского просвещения, но и в самом плену вавилонском в деле учения не было застоя. История евреев сохранила память об этом: она повествует, что в тевериадских и яффских народных училищах находились сотни учеников, с которыми раввины часто день и ночь занимались изучением закона Моисеева. Один знаменитый учитель – Гилил, по свидетельству еврейских хроник имел около 1000 учеников, которые с горячей любовью слушали его учение. Но древние раввины, занимаясь делом обучения, занимались и разными работами и разными ремеслами, так, например, находим в Тадмуде, что раввин Иойханан Гасандлер был сапожником, раввин Ицхок был кузнецом, раввин Шейсас был цирюльником, а раввин Мойше Бенахмон, известный у евреев под громким названием Раммбам, был медиком; наконец, раввины и последнего плена занимались тоже ремеслами и медициной. Раввин Гамалиил, которого еврейская хроника называет патриархом, занимаясь врачебной наукой, прославился ею так, что император Феодосий и сыновья его, Гонорий и Аркадий, возвели его в почетное звание префекта. Иные же раввины занимались торговлей, так, например, учитель Ейхонан занимался 40 лет торговлей, а остальные 20 лет посвятил защите перед синедрионом вдов и сирот. Он сделался таким ревностным и достойнейшим учителем, что евреи уподобляют его Моисею, а учение его читается ими охотно и до ныне2. Но позднейшие, раввины3 совершенно изменили обычаи своих предшественников: они не только не занимаются ремеслами, но не исполняют и главной своей обязанности – не учат народ, а если кто из них учит, то обыкновенно набирает не более 2 или 3 мальчиков и обучает их не столько закону Моисея и пророков, сколько Талмуду. В общественных же собраниях и синагогах, в которых они бы- вают ежедневно, не поучают, а прийдя туда, обыкновенно усаживаются на первых, приготовленных для них местах и молятся как все миряне. На раввине не лежит прямой обязанности совершать богослужение, и уже много, если он 3 или 4 раза совершит оное в году. Что же делает раввин? – спросит нас читатель. – Какое его назначение, если он не учитель народа и не служитель алтаря? Он величается только именем раввин, а главная его обязанность совершенно другая: его скорее можно назвать начальником и судьей, чем учителем; он решает все общественные вопросы и наблюдает за точным исполнением всех талмудических обрядов. Так, например, многие раввины при наступалении шабата обходят все лавки и побуждают торгующих закрыть их и поспешить в синагогу, дабы встретить священную субботу (Мекабель Шабат).
Одна из главных церковных обязанностей раввина есть та, чтобы благословлять народ; благословение раввина так важно для евреев, что оно напутствует их при всех обрядах: при рождении, при обрезании дитяти мужского пола и при браке. Еврей, отправляющийся в путь или желающий предпринять какое-либо дело, идёт за благословением к раввину и, получив оное, благодарит его чем может. Вообще евреи весьма уважают раввинов и поддерживают их в материальном отношении.
Есть у евреев и казенные раввины; эти раввины, несмотря на то, что получают всестороннее образование в раввинских училищах, пользуются меньшим уважением в сравнении с духовными раввинами. И хотя исправляют некоторые церковные еврейские требы, но не пользуются в народе ни тем почетом, ни теми выгодами жизни, какими обыкновенно пользуются духовные раввины. Почему же это так? Во-первых, потому, что казенные раввины избираются не самими евреями, а поставляются русским правительством, а это, главным образом, и отталкивает евреев от казенных раввинов; они не любят их, несмотря на то, что правительство поставляет казенных раввинов с благой целью – направить израильтян к более правильной и истинно просвещенной жизни. Во-вторых, казенные раввины не нравятся евреям потому, что они не умеют так ловко подделываться к прихожанам, они не приспособились в равиинских училищах выставлять себя перед народом святошами, какими обыкновенно являются духовные раввины. В самом деле, много нужно иметь уменья лицемерить, чтобы расположить к себе еврейский фанатизм. Евреи желают в раввине видеть человека пожилого, такого человека, который бы коснел многие годы перед лицом их над книгами Талмуда и ярился бы в их приходе не с аттестатом раввинского училища, а с одобрением своих достопочтенных высших раввинов – цадиков, которые бы могли засвидетельствовать об их примерной и опытной жизни, а этого-то лишен юноша, вышедший из раввинского училища. Поэтому, повторяем, и трудно казенному раввину расположить к себе своих соотечественков, оттого и приходится жить почти бедно казенным раввинам, которых евреи считают лишними для себя.
Да! Незавидно положение казенного раввина. Но зато, как хорошо, богато и тщеславно живут высшие окружные раввины или, так называемые, цадики! Они имеют такое же высокое значение, какое у христиан имеет митрополит или архиерей. Но как же достигается звание цадика? Оно достигается следующим образом: какой-нибудь ловкий и хитрый фарисей, изучив бездну премудрости Талмуда и учение каболы4, старается приобретать как можно больше учеников, которыми он постоянно руководит в делах веры, рассказывает им о важных религиозных предметах и чудесах разных раввинов, не редко будто бы, открывших ему в сновидениях тайны Божьи. Ученики, не подозревая обмана в рассказах, охотно слушают учителя. Я сам во время детства своего имел случай, при содействии отца моего, подслушать рассказ одного цадика Сроля, которым он заинтересовал многих евреев. Он уверял, что Господь открыл ему в ночном видении о скором избавлении от плена, и что Бог желал бы ускорить это, но грехи Израиля препятствуют. Вот такими-то рассказами и привлекают к себе учеников люди, домогающиеся звания цадика, а ученики эти рассказы передают другим; и прежде, чем цадик явится куда-либо, о нем уже говорят как о святом и начинают благоговеть перед ним даже и те, которые не имеют понятия о нем. Поставив себя в такое положение, цадик начинает разъезжать со своей свитой по городам и везде начинает проповедовать, старается явить перед народом дела свои в лучшем виде и посетить какой-нибудь город, наполненный более евреями, непременно в субботний день и отправить там службу; и если его не попросят совершить оную, то он напросится сам. После службы цадик приглашается к хорошему обеду, за которым почетный гость опять красноречиво проповедует (цадики особенную страсть имеют рассыпаться в разговорах во время обеда, чем также немало привлекают народ). Цадики привлекают своей проповедью к себе народ до того, что их нередко носят на руках, целуют руки и полы одежд и жертвуют для них всем, чем только могут. Оттого-то и живут цадики богато, а что они живут богато и тщеславно, не лишним считаем в подтверждение привести статью, помещенную во многих журналах и газетах5. Так, например, в Домашней Беседе читаем следующее: Сада-Гора, ничего более, как небольшой еврейский грязный городок, находящийся в Буковине недалеком расстоянии от Черновиц. Несмотря на это, он имеет для евреев особенную притягательную силу, заключающуюся в семействе Изрольки, из племени которого, по убеждению евреев, должен родиться Мессия. Семейство Изрольки скопило несколько миллионов. Сада-Гора сделалась местом поклонения польских, русских, галицких, молдавских и валахских евреев. Они вменяют себе в непременную обязанность посетить, хоть раз в жизни, означенного цадика и одарить его, кто чем может; самый скаредный еврей ничего не жалеет для Изрольки. На эти приношения воздвигнут дворец для мнимого святого, окруженный небольшим числом изящных домов, в которых живут зятья и дочери Изрольки. В них собрано все, что роскошь и великолепие могли придумать лучшего. Во дворце находится серебряная комната, в которой расставлены всевозможные серебряные сосуды старых и новых фасонов. Жилые комнаты украшены великолепными турецкими коврами и тяжелыми шелковыми занавесями. В конце большого парка находится прекрасно устроенная оранжерея. Эти изобретения самой утонченной роскоши составляют посреди грязных домишек Сада-Гора что-то похожее на волшебный замок. А владетель этих богатств, в руках которого сосредоточено столько сокровищ, и одно лицезрение которого составляет для суеверных евреев великое счастье, покупаемое богатыми приношениями, есть не иное что, как олицетворенное тупоумие Ребехо Изролько (так называется этот человек, совершенный идиот). Под его седыми волосами не живет мыслящий разум, в груди его нет никакого чувства, ходить он не иначе, как операясь на проводника не из слабости, а из животной бессознательности. Разговор его состоит из несвязных звуков, понятных одному его семейству и секретарю. Когда он показывается на улице, что бывает обыкновенно известно за несколько часов, все окошки, дворы, улицы и площади наполняются людьми, которые поднимаются часто на деревья, крыши, чтобы только взглянуть на своего идола. У Ребехо Изролько есть жена, дочери и сыновья. Дочери его выходят замуж почти детьми. Каждому из его зятьев, которые выбираются обыкновенно между самыми богатыми людьми, вменяется в обязанность поселиться в Сада-Гора и построить себе дом поблизости отцовского двора. Дочери ходят дома в бархате и шелке. Ежедневные кафтаны его сыновей и зятьев шьются нз самых дорогих материй. У маленьких детей есть няньки: француженка, англичанка и немка, сверх того гувернантки и гувернеры, как у каких-нибудь принцев. Множество секретарей ведут дела дома, состоящие большей частью в приеме денежных приношений и других даров. Перед обедом Ребехо Изролько назначает аудиенции, т. е. принимает в присутствии своего секретаря некоторых поклонников. Не произнося сам ни одного звука, он дозволяет им посмотреть на себя и принимает обычное приношение, состоящее уж никак не менее, как из десяти австрийских гульденов. Иногда Ребехо Изролько катается. Прежде за его каретой следовала другая карета с музыкантами, которые во время катания играли лучшие пьесы, но в настоящее время это уже более не делается, вероятно, по настоянию правительства. Вот как живут еврейские святоши, пользуясь полной доверчивостью своих суеверных собратьев, они живут как нельзя лучше.
Еврейский суд Бездин
В каждой еврейской общине имеется свой домашний суд, Бездин, а в больших городах по нескольку. В этом суде даёны6 – судьи, а председатель суда раввин; устав, которыми руководствуется этот суд, есть Талмуд. Так как настоящий иудейский суд представляет некоторое подo6иe древнего иудейского суда, то поговорим несколько о нем, прежде чем будем говорить о настоящем еврейском суде. Иудеи, находясь в плену, получали дозволение императоров устраивать свое административное управление, известное под назвашем Синедрион. Все дела Синедриона вверялись главному иудейскому начальнику, или председателю, который в западном плене носил имя Рош-Абот или патриарх, а в восточном – князь пленения. Он определял все гражданские и церковные должности, назначал законоучителей и всех, начиная от раввина, преподававшего в школах, до самых низших учителей при отправлении обрядов. Так как власть патриарха и синедриона распространялась на весь рассеянный народ, то нужно было, чтобы она, так сказать, присутствовала везде, где в ней оказывалась надобность. Для этого назначались опытные люди, которые обязаны были в известные времена посещать синагоги, утешать благочестивых и наблюдать за исполнением обрядов. Они назывались посланниками по роду своих обязанностей. Другие, называвшиеся архисинагогами, составляли большое общество почетных раввинов, день и ночь погруженных в молитву и в изучение священных книг. В важные праздники в те дни, когда все израильтяне собирались для богослужения, архисинагоги с кафедры поучали народ истинам веры. Короче сказать, как синагоги, так и все члены её имели большое влияние на еврейские общества, как в поучительном, так и судебном отношениях. Но не таковы действия настоящего иудейского суда, он не принимает на себя труда входить в духовные нужды израильтян, а занимается исключительно судебным делом, да и этим занимается весьма плохо. Бездин не всегда защищает безза- щитных и гонимых: у него не ищи милости те, которые хотя бы в малом показали себя нарушителями талмуда или худыми исповедниками своей веры. Доноси, например, на таких кто-нибудь, их обвинят, хотя бы они и были правы, а виновных святош оправдают. Казалось бы, что означенный суд за такие проделки должен бы хоть когда-нибудь навлечь на себя неудовольствие со стороны некоторых благонамеренных евреев, но нет – он пользуется большим уважением у всех евреев, и каждое его предписание исполняется свято, и это потому, что евреи убеждены, что Бездин исполняет свое дело законно, поскольку он руководствуется правилами талмуда, следовательно, он уже не- погрешим, и противник суда считается противником Бога.
Как же действует этот суд? Для примера укажем хотя бы на следующее: положим, что два еврея не поладили между собой, обиженный идет, прежде всего, к духовному раввину и рассказывает ему про свою обиду. Раввин, выслу- шав его, немедленно посылает шамаса за виновным, и тот неприменно является. Выслушав обоих, раввин заставляет того, которого он нашел виновным, удовлетворить обиженного; если он соглашается, то тем дело и оканчивается. В противном же случае раввин предоставляет истцу право передать дело в суд, который обязан пригласить и раввина в качестве председателя. Судьи, выслушав судимых, объявляют виновному свой приговор и предлагают ему удовлетворить обиженного; если он соглашается, то берут с него подписку и отпускают с миром. Если же упорствует, то дело это вносится в книгу, а ему объявляется, что если он в течение трёх дней не удовлетворит обиженного и не раскается перед судом, то подвергнется наказанию; если и это предостережение не подействует, то суд немедленно принимает против виновника свои меры; а меры его такие, чтобы по совету раввина согнуть в дугу дерзкого отступника талмудического суда. Да с ним так и поступают. Прежде всего, Бездин публично налагает на преступника херем, т. е. предает его анафеме, а если и тогда не раскается, то херем усиливаемся и вот до какой бесчеловечной степени:
1) виновный лишается должностей, которые он исполнял в кагале или братствах (Хеврес),
2) он исключается из общества и братства,
3) он не допускается ни в какие собрания, и ни к каким церковным обрядам, совершающимся в синагог
4) его не принимают ни к общественному, ни к частному пиру;
5) у него никто не должен нанимать квартиры или лавки;
6) если ослушник ремесленник, то заказывать у него работы воспрещается;
7) если кто заключил с ослушнйком обручальный договор, то другая сторона освобождается от этого обязательства, не подвергаясь обыкновенному в подобных случаях взысканию штрафа и возвращения издержек;
8) позволяется (для раздражения против отступника общества и фанатизма) выставить свидетелей, что отступник ел трефное мясо, и что он, по смыслу Талмуда, величайший беззаконник и вредный член общества;
9) вменяется в обязанность всякому свидетельствовать против такого, если что-нибудь кому-либо известно.
Словом, с ним делают все, что только может придумать Бездин и кагал. Эти последние, которые сильно влияют на общественную жизнь евреев, подобрав в свои руки осужденного еврейским судом и раввином, причиняют ему разные неприятности, при удобном случае представляют их христианскому правительству как вредных членов общества; для исправления нередко требуют полицию, которая в этом случае делается слепым орудием наказания непокорных еврейскому Бездину.
Вот меры, принимаемые иудейским судом, побуждающие каждого израильтянина бояться Бездина и чтить его установления, а бездин повелевает слушаться и кагал.
О еврейском кагале и о других еврейских обществах
Кагальники суть лица, управляющие общественными делами евреев. В кагальники избираются преимущественно такие люди, которые успели обратить на себя внимание своих собратьев примерной жизнью в духе талмуда. Справедливость, однако, требует сказать, что кагальники, в сущности, ничем не отличаются от других евреев, разве только ханжеством и святошеством, без чего немыслимо быть кагальником. Кагальники занимаются тем, что собирают подати, ставят рекрутов и проч.
Воля кагала священна для евреев, и он делает что хочет. Кагальники не редко отдают в рекруты сирот и одиноких, а не из очередного богатого семейства или знающих Талмуд, которых они часто избавляют и от разных повинностей; словом, они во зло употребляют власть свою. В руках кагальников сосредоточены все денежные сборы, которыми они распоряжаются по своей воле и живут по большой части на мирской счет. А что кагальники действительно во зло употребляют и, в особенности, прежде употребляли доверие собратьев своих, то это видно из того, что Русское правительство, до которого доходили неоднократные жалобы на кагал многих невинно гонимых израилитян, нашло нужным уничтожить кагалы, которые официально и уничтожены Высочайшим указом в 1844 году. Однако, на самом деле они до днесь существуют, и хотя скрытно, но ведут дела свои так же, как велит им Талмуд, раввины и собственные их выгоды. Но мы не будем распространяться о таковых лицах, каковы есть кагальники, а поговорим лучше о других, более замечательных обществах еврейских.
Между евреями есть много благотворительных обществ. Первое и главное из них известно под именем хевре кедойше, т. е. общество святое. Членами сего общества избираются люди, отличающиеся нравственной жизнью и обладающие материальными средствами. Служат они год, два и без всякого возмездия. Это общество имеет влияние и на все другие благотворительные учреждения, и в руках его сосредоточены почти все приношения усердствующих.
Второе благотворительное общество носит название ахнусис орхем. Оно печется о странниках, печется о том, чтобы дать им приют и проч.
Третье общество называется талмуд торы. Его обязанность состоит в том, чтобы заботиться об образовании еврейскик сирот.
И наконец, четвертое общество, называемое бикерхойлем, обязано посещать болящих.
Укажем, для примера, как действуют упомянутые нами общества. Положим, что дошло до сведения главного общества о каком-нибудь несчастном семействе, что оно находится в бедности. Габе, старший член общества, тотчас проводит совещание с прочими членами, и тут же определяется известное nocoбиe нуждающимся. Дальнейшее же попечение об этом семействе, например, об образовании детей (если они есть) поручается другому обществу – хевре талмуд торы, которое отдает детей в школу и платит за них.
Общество странноприимства исполняет свое дело. Узнав, что появилось в городе несколько странников, оно поручает своему члену, чтоб он отвел им квартиры, в особенности, на время празднования шабата, где они имеют даром и пищу.
Точно также и члены других обществ исполняют свои дела и находят средства помочь нуждающимся. Но откуда, спросят нас, добываются эти средства? Вот откуда: каждое общество посылает раз в неделю члена своего с запечатанной кружкой собирать деньги по городу, и каждый еврей охотно приносит свою лепту в пользу неимущих братьев. Собранные деньги поступают по принадлежности. Благотворительность достигает своей цели, ибо вместо того, чтобы нищий криком и стоном вымаливал подаяние, получает оное без всякого попрошайничества. Одного жаль, что из означенных приношений употребляется много денег на обучение сирот Талмуду, который не доставляет им никакой существенной пользы, а только губит и время и здоровье детей, ибо многие из них остаются на всю жизнь праздными талмудистами, что увидим из нижеследующего.
Еврейские училища
В каждом еврейском местечке из юго-западных губерний имеется по нескольку еврейских училищ, известных под названием хейдеры. Они помещаются по большей части в конце города, в небольших грязных домишках, лишенных свежего воздуха, необходимого для здоровья человека. Училища эти делятся на высшие, средние и низшие. Кроме сих, есть еще и другие учебные заведения, именуемые талмуд торы и ешиботы. Учителей во все училища избирают сами евреи. В низшие поступают у
национальные особенности отношения к деньгам и полезные привычки
Обновлено: 01 апреля 2019
Шрифт A A
Нет времени читать?
Во все времена представители еврейской нации отличались способностью наживать и приумножать свое имущество, и об их подходе к зарабатыванию денег уже давно ходят легенды и анекдоты. Даже сейчас список Forbes возглавляют именно они: в первую десятку миллиардеров 2019 года входят Майкл Блумберг, Ларри Эллисон и Марк Цукерберг. Так как экономят и зарабатывают евреи по-особенному, мы решили выяснить, в чем секрет их финансового успела.
Что говорят о бережливости евреев
Исторически сформировался стереотип, что все евреи − хитрые и скупые люди с ярко выраженным стремлением к наживе. Во-первых, всплывает в памяти Иуда, продавший Иисуса Христа за 30 сребреников. Во-вторых, издавна евреи занимались банковскими делами, ростовщичеством, торговлей, в то время как среди христиан подобная деятельность не была так широко распространена. Рав Ашер Кушнир рассказывает об особенностях отношения евреев к деньгам на примере притчи:
На самом деле эти стереотипы сильно преувеличены, а Иуда Искариот к иудеям не имеет никакого отношения. А вот любви к деньгам у евреев действительно не отнять.
Особенности отношения к деньгам у евреев
Русские известны широтой своей души. Потратить огромную сумму, скажем, на спонтанные покупки на распродаже или накрыть роскошный стол на праздник – обычное дело. В отличие от русских, экономят евреи всегда, особенно в вопросах бизнеса, но накопленные финансы не хранят под матрасом, а инвестируют в стабильные проекты, предварительно просчитав будущую прибыль.
Рискованных проектов евреи также не боятся. Во-первых, у них всегда продуманы резервные варианты на случай провала. А во-вторых, они полностью уверены в том, что Бог не оставит их и поможет снова заработать деньги. Иудеи не живут под постоянным прессом переживаний о собственном богатстве, вера в Бога дает им уверенность в завтрашнем дне.
[raw]Действительно ли экономия может быть свойственна целой нации?
ДаНет
[/raw]Результаты исследования «Левада-центра»: 73% россиян считают, что большинство миллионеров заработали свои состояния нечестным путем. «Я бедный, но зато честный», – так зачастую люди оправдывают своё бездействие. Евреи, в свою очередь, уверены, что быть богатым не только не стыдно, но и приятно, при этом необходимо вести честный бизнес согласно Торе.
Стремление к зарабатыванию денег прививается им с самого детства и сопровождает их в течение всей жизни. Кроме этого, их отношение к деньгами напрямую связано с их менталитетом и мировоззрением. Видео о 10 самых интересных фактах о жизни и культуре евреев:
Деньги – это инструмент
Евреи умеют превращать деньги в источник заработка − это позволяет не просто экономить, копить и приумножать, а зарабатывать. Они не боятся что-то менять в своей жизни, выходить из зоны комфорта и искать новые варианты получить доход.
Наиболее известный способ заработать деньги с помощью денег − грамотное инвестирование, что в любом случае предполагает риск. Однако, как гласит известное еврейское высказывание: «Ты доволен тем, что ты имеешь? Нет? Жалко ли это потерять? Да? Значит, тебе жалко потерять свое недовольство».
Ларри Эллисон, один из богатейших людей мира, следует принципу «Не рисковать – значит не жить». Майкл Блумберг также считает, что если человек боится рисковать, он не поднимется выше среднего.
Поэтому именно евреи стали крупнейшими инвесторами в мире. Деньги должны приносить деньги – вот их главное убеждение. Особенность еврейского инвестирования – сосредоточенность на долгосрочных и важных проектах. Ларри Пейдж, миллиардер, выросший в еврейской семье, следует этому принципу.
Ларри Пейдж − высокооплачиваемый SEO-специалист компании Google
Правильно инвестировать – значит вкладывать на 10-15 лет вперед и не ждать сиюминутной выгоды. Но инвестируя в рискованный проект, грамотный бизнесмен продумает пути к отступлению. Евреи не бросаются в омут с головой, как обычно происходит у русских даже в фольклорных преданиях. Просадить все деньги в казино – ни в коем случае. Жители Земли Обетованной тщательно просчитывают каждый шаг: если проект убыточен, надо вложить деньги в другое дело, и как можно скорее.
Еврейский философ и богослов Моисей Маймонид рекомендует иудеям разделить все свои деньги на три равные части: одну – вложить в покупку недвижимости, еще треть потратить на развитие бизнеса, остальное оставить наличными.
Постоянный поиск пассивного дохода
Сэкономленные деньги евреи не хранят дома в чулке или копилке, а пускают в дело. Например, инвестируют в собственный бизнес. Они готовы выкладываться по максимуму для развития своего предприятия на любом этапе − как в самом начале, так и на пике успеха, о чем свидетельствует еврейская пословица «Кто деньги гребет, тот не устает». Если по каким-то причинам реализовать бизнес-идею не удалось, еврей не опустит руки, а будет искать способы исправить ситуацию или планировать работу над новым проектом.
Стойкость к маркетинговым уловкам
Современные стратегии маркетинга рассчитаны на необдуманные сиюминутные порывы потребителей. Многие уловки направлены на людей, желающих подчеркнуть свой статус в глазах окружающих: брендовые вещи и дорогостоящие гаджеты подаются как необходимые атрибуты каждого успешного человека.
Это никак не соответствует мировоззрению представителей еврейской нации. Стоять сутками в очереди за новой моделью смартфона они точно не станут. Евреи четко планируют расходы на месяц и даже на год, поэтому импульсивные покупки им не свойственны.
Доходы не афишируются
Успешные евреи не рассказывают знакомым и тем более посторонним людям о своем заработке и не демонстрируют даже намеки на него в социальных сетях. Кроме этого, независимо от размера собственного состояния, они не будут расходовать его на то, чтобы просто произвести впечатление: не покупают золотые часы, флагманские смартфоны, автомобили последних моделей или брендовую одежду без особой необходимости.
Владелец Facebook миллиардер Марк Цукерберг в повседневной жизни носит недорогие футболки и джинсы
Бедным быть глупо
Евреи верят, что деньги можно заработать всегда. Даже потеряв состояние, удастся нажить его снова, если не опускать руки. Президент компании Max Factor Линда Джой Вачнер начала свой путь с самых низов. В детстве, оказавшись на 2 года в гипсе, она не потеряла важнейшее качество – самоуважение. Линда не боялась никакой работы: была продавщицей в универмаге во время каникул в колледже, после окончания учебы стала закупщиком для торговой компании с зарплатой 90 долларов в неделю, занимала должность исследователя рынка. Всё это дало ей бесценный опыт в области маркетинга и помогло исполнить мечту – открыть собственную компанию.
Благодаря профессионализму Линды компания MaxFactor стала одной из наиболее популярных в бьюти-индустрии
Еврейские домохозяйки не ограничиваются семейными заботами и уходом за детьми. Лилиан Менаше Вернон основала бизнес по продаже подарков и сувениров по каталогам в 23 года, будучи беременной вторым ребенком.
За все нужно платить
Евреи уверены, что ничего в мире не достается бесплатно. В частности, любая работа должна быть оплачена. Святая обязанность каждого еврейского работодателя – вовремя выплатить зарплату своим сотрудникам, что позволяет сохранить доверие между начальником и подчиненным. Задержка зарплаты подрывает его, соответственно, работник начинает хуже исполнять свои обязанности, а это прямой путь к дополнительным расходам или возможным убыткам в бизнесе.
Кроме этого, евреи знают, что потеря времени равна потере денег. Промедление при запуске в продажу нового товара может также повлечь убытки. Лилиан Вернон убеждена, что выгоднее выпустить новое изделие, даже если это окажется ошибкой, чем предварительно проводить затянувшееся маркетинговое исследование: нельзя предугадать, как отреагируют потребители на то, чего еще не было на рынке.
Лилиан Менаше Вернон основала собственный бизнес, находясь в декретном отпуске
Полезные для экономии еврейские привычки
Знания о грамотном распоряжении финансами передается евреями из поколения в поколение. Многие ценные рекомендации содержатся непосредственно в Торе. Поэтому, независимо от места жительства, будь то Израиль, США, Россия или иное государство, образ мыслей и ключевые привычки представителя народа семитского происхождения будут схожими.
Самостоятельность
Умение принимать решения самостоятельно воспитывается в детях с малых лет. В частности, евреев с детства приучают к работе. Отличным примером служит история Эсте Лаудер, которая еще ребенком помогала отцу в его магазине. Когда девочке было 6 лет, к ним домой приехал ее дядя-химик, создававший кремы для ухода за кожей в своей маленькой лаборатории в старом сарае за домом. Эсте очень увлеклась этим занятием, и это стало началом ее будущей косметической империи.
Секрет успеха бренда заключается в грамотном маркетинге и стремлении к постоянному росту. Юная Эсте не боялась предлагать прохожим бесплатно попробовать свою продукцию и раздавать образцы, проводила демонстрации везде, где только можно: в салонах красоты, метро, гостиницах, торговых центрах.
Своеобразной рекламой стала ухоженная кожа Эсте Лаудер: клиенты верили, что достигнут такого же эффекта с помощью ее косметики
Миллиардер Майкл Блумберг в детстве сам оплачивал свое пребывание в летнем лагере бойскаутов, заработав денег на продаже рождественских украшений. Родители-евреи прививали сыну самостоятельность и навестили его всего два раза за всё лето.
Майкл Блумберг добился успеха не только в бизнесе, но и в политике: в 2001 году стал мэром Нью-Йорка, а в 2005 году его переизбрали на второй срок
Понимание важности образования
Образование – основное богатство, которое не обесценится ни при каких, даже самых кризисных условиях, поэтому на нем евреи не экономят. Родители могут существенно урезать расходы и отказывать себе во всем, оплачивая учебу своих детей в престижном университете. Детей начинают обучать грамоте в довольно раннем возрасте. При этом под словом «читать» подразумевается заучивание наизусть. Подробнее об этом и некоторых других традициях − в краткой лекции Ирины Шиховой, музеографа еврейского культурного центра «Кедем»:
Даже имея диплом, евреи продолжают учиться всю жизнь, считая накопленные знания наивысшей ценностью, которую никто не украдет. Востребованный грамотный специалист никогда не будет беден.
И даже в вопросах обучения евреи находят способы сэкономить: они предпочтут качественные бесплатные курсы платным. Это еще один еврейский принцип: зачем платить, если можно не платить, который успешно применим и в бизнесе.
Уверенность в себе
Каждому еврейскому ребенку прививают важную мысль «Я могу всё сам», что помогает идти по жизни с гордо поднятой головой и не бояться нестандартных решений, рисков, резких изменений в жизни. Еврейские каноны воспитания предписывают поощрять хорошее поведение детей и хвалить их не наедине, а перед всеми. Это мотивирует ребенка и дает ему возможность почувствовать, что его любят и ценят. Родители направляют действия ребенка в нужное русло, воспитывают терпеливо и с любовью.
Даже если в еврейской семье много детей, родители уделяют максимум времени и внимания каждому
Впоследствии уверенные в себе люди будут иметь больше шансов добиться успеха в жизни. Как пример, будучи уже известной в Америке бизнесвумен, Эсте Лаудер не постеснялась прийти в самый фешенебельный магазин Парижа и разбить об пол парфюмерного отдела баночку своих духов.
Чопорная местная публика была шокирована подобным поведением, и об этом даже писали газеты. Однако такой хитрый рекламный ход позволил продемонстрировать дивный аромат большому количеству людей и привлечь внимание к бреду. Вскоре после этого бизнес Эсте охватил и Европу.
Взаимопомощь
Помощь ближнему и благотворительность широко распространены в еврейском сообществе как на территории Израиля, так и в любой другой стране. Так, 10% дохода религиозные евреи отдают на «цдаку», что в переводе означает «справедливость». Материальная помощь нуждающемуся является способом восстановления справедливости. Отличие русского взгляда на благосостояние заключается в уверенности, что достаток человека – его заслуга и ответственность, в то время как согласно концепции иудаизма, материальное благополучие – это проявление воли Всевышнего.
Посылая человеку богатство, Бог проверяет, как он будет им пользоваться. Зная это, праведные евреи не экономят на помощи нуждающимся, потому что свыше им пошлют награду и в этом мире, и после смерти. В священных еврейских писаниях отмечено, что цдака отодвигает тяжелые приговоры, спасает от голода и даже помогает разбогатеть.
Отрывок из книги известного миллиардера Р. Абрамовича «Бизнес по-еврейски. 67 золотых правил»
Особенно важно то, что цдака – не только денежное подаяние. Тора предписывает еврею дать нуждающемуся человеку не деньги, а работу. Иными словами, нужно дать инструмент для заработка − предложить не рыбу, а удочки. Цдака – своего рода страхование на случай потери денежного состояния. Поэтому, оказавшись в чужой стране, иудей не останется без помощи местной еврейской общины. Бизнес также выгоднее вести со своими собратьями по религии.
Умеренный аскетизм
Заварить чайный пакетик 7 раз, а потом вытряхнуть заварку и сшить из пакетиков занавески – известная шутка о еврейской скупости. Экономят евреи любые ресурсы, будь то время, деньги, продукты питания, физические усилия или что-то другое, но делают это с умом. Иудейские хозяйки выстраивают быт оптимально, не допуская пустых трат на излишние продукты, которые потом придется выбросить по истечении срока годности.
Сергей Брин, миллиардер еврейского происхождения и сооснователь Google, говорит: «У моих родителей я научился быть скромным и довольствоваться малым. Я до сих пор не люблю оставлять еду на тарелке во время обеда и обращаю внимание на цены в магазинах…». И даже одеваться он предпочитает в магазинах низких цен Costco.
Загрузка …Евреи экономят в повседневной жизни, даже если нажили огромное состояние. Марк Цукерберг, не менее состоятельный еврей, предпочитает демократичные закусочные и часто бывает в McDonald’s. Подробнее об особенностях отношения к деньгам в еврейских семьях можно узнать из видео:
Шаббат
Как ни странно, еврейская суббота напрямую помогает евреям экономить деньги, так как в этот день их невозможно потратить. Помимо того что праведные иудеи в шаббат не должны работать, им просто запрещено прикасаться к деньгам. Да и большинство магазинов в субботу закрыто.
Можно существенно сэкономить, если один день в неделю не пользоваться деньгами вообще. Особенно если этот день – выходной.
Как правило, евреи проводят шаббат с близкими им людьми в семейном кругу, а не в магазинах и на рынках. А вот почему евреи не работают в субботу и чем занимаются в этот день:
Забота о семье
Семья – великая ценность, поскольку отношения между Богом и человеком считаются схожими с отношениями между мужем и женой. В Талмуде говорится: «Мужчина, не имеющий жены – не человек». Несколько поколений могут мирно уживаться под одной крышей, а к старшим относятся очень уважительно и проявляют заботу, поскольку так предписывается Торой.
Не только евреи умеют экономить. Прочитайте о 10 способах экономии от богатых людей.
Для евреев чужих детей не бывает. Родственники обязательно приютят и вырастят ребенка как своего собственного, если он остался без родителей, и его интересы ни в чем не будут ущемляться. Экономят евреи на многом, но не на детях.
Тесные семейные связи прослеживаются даже при построении семейного бюджета. При планировании расходов семьи следуют рекомендациям иудейских мудрецов: каждый еврей должен тратить на себя самого меньше своих финансовых возможностей, на нужды своих детей – сколько сможет себе позволить, причем в равных долях на каждого ребенка, а на жену – больше своих возможностей. Так советуют знатоки религии.
Получив дополнительные деньги, например, в случае удачной торговли, на часть этой суммы еврей купит своей супруге хороший подарок, лучше всего ювелирное изделие. Важно то, что эта дорогостоящая покупка остается в семье, а не уходит из бюджета. О семейных ценностях и еврейских принципах построения семьи:
Все описанные жизненные принципы были проверены веками. Грамотно выстраивают бюджет, соблюдают умеренность в расходах, вкладывают накопленные средства в дело, не жалеют денег на образование, воспитывают в детях самостоятельность, помогают нуждающимся – вот как экономят евреи. Многочисленные примеры успешных представителей этого народа подтверждают эффективность их подхода к экономии и заработку.
Напишите в комментариях, есть ли у вас знакомые евреи и можете ли вы их назвать экономными людьми.
Правила поведения евреев с гоями
Внимательно прочитав некоторые выдержки из кодекса жизни еврея, становится понятно, что наша власть, всего лишь следует предписаниям своих предков. Наивно полагать, что эти люди вдруг перестанут им следовать после выборов 2011 или 2012 года.
В наше время еврей, желающий практически исполнять то, что предписано Торой, должен следовать Шулхан Аруху.В этом труде излагаются авторитетные галахические предписания на все случаи жизни: молитвы, торговля, свадьба, воспитание детей и пр.
WikipediaОтрывок из предисловия написанного к данной книге Главным раввином России Адольфом Шаевичем«Еще совсем недавно, когда многие из нас ступили на путь возвращения к своим корням, стали интересоваться традицией, часто нам было неоткуда получить достоверные знания еврейских законов.
И я не могу передать словами, как я рад, что у вас есть возможность прочесть настоящий, профессионально сделанный, профессионально оформленный, переплетенный и изданный перевод одной из самых важных книг практического иудаизма – «Кицур Шульхан Арух».
Правила поведения евреев с гоями
О проливании крови и лишении жизни гоев:
«Наш плен дотоле продолжится, пока не будут стерты с лица земли владыки народов, поклоняющихся идолам». «Только тогда Бог примет молитву, когда сгинет владыка: о них ведь написано: умер царь египетский, и вскоре вздохнули сыны Израиля от рабства». (Зогар 1.219, 6 и пр.).«Народы земные — идолопоклонники. О них написано: стирай их с лица земли, а некоторые из них те, о которых сказано: изгладь всякую память об амалеке. Остатки их живут еще в четвертом пленении, это они — поистине амалекитяне». Зогар (1, 25а).«Bcякий, ктo проливает кровь нечестивых, столь же угоден Богу, как и приноcящий ему жертву». (Jalk. Schim( Ялкут Шимони) 246, с. 722 и Bomidb. r (Бамидбар раба), 229, с.).
«Позволительно убивать неверного. Если отщепенец и отступник впадут в яму (Талмуд, Abodas. f. 26, 2), то не освобождай их, а если бы внизу находилась лестница, прими оттуда ее и скажи заключенным: делаю это для того, чтобы мое животное туда не вошло, а если яму прикрывал камень, то положи его над ямой обратно, а заключенным в ней скажи, делаю это для того, чтобы по этому месту мог ходить мой скот и т. д.». (Талмуд, pes. f. 122, 2, Tos).
«Лишай жизни клифотов и убивай их, этим сделаешь угодное Богу, как тот, кто приносит жертву всесожжeния… Еврей обязан удалять терния из своего виноградника, т. е. искоренять, вырывать с корнем клифотов; ведь ничего угоднее Благословенному Господу и быть не может, как иcкopeнeниe нами людей нечестивых и клифотов». (Талмуд, Сефер Ор Израель 177, 180 в.).
«Нет у нас иной жертвы, кроме устранения нечистой стороны». (Зогар, 38, 6 и пр.).
«Если иноверец читает Талмуд, то он достоин смерти, потому что в Ветхом Завете сказано: „Моисей дал нам в достояние закон; т. е. дал нам, но не прочим народам“. (Талмуд, кн. Сенхедрин, разд. 7, лист 59).
„Когда у евреев силы больше, грешно оставить среди нас идолопоклонника“. (Гилькот акум, X, 7).
„Справедливо умерщвлять отступника своими собственными руками“. (Талмуд, pes. f. 4, 2, Tos.).
„Справедливейшего из безбожников лиши жизни“. (Талмуд, тракт. Aboda. s. (Абода Зара) 26, в, Tos (Тосефот), Soph (Соферим)).
„Человека идиота (земного народа) дозволительно душить в праздник Очищения, приходящийся на субботу… Во время заклания еще нужно произносить моления, во время душения оных не полагается. Вообще, идиотов следует душить как животных“. (Песахим, 49, слова Рабби Eлиaзapа). „Дави ему горло, как зверю, который околевает не пикнув“. (Зогар, 11, 110а).
„Если еврей, набегавшись в течение недели в разные места обманывать христиан, то в Шаббат они вместе сходятся и хвалясь друг пред другом, своими обманами, говорят: нужно гоям вынимать сердца из грудей и убивать даже лучших между ними’’. (Judenbalg, 5, 21; слова автора — раввина Брентца).
“Повелено собственными руками умерщвлять изменников Израиля и отщепенцев (Minim) как Иисуса Назаретскаго и его последователей и ввергать их на дно пропасти„. (Jad. ch. hilch. Ab. s. cp. 10; слова раввина Маймонида).
“Если еврей имеет власть, то он должен открыто убивать еретиков, в противном случай он это должен делать тайно„. (ArbaTur. Jore deach. 4, 158; f. 35, 5; — chosch. Ham. f. 138, 1, 2).
“Кто одну душу израильскую уничтожит, тот получит от Бога казнь, как бы за то, что уничтожил весь мир„. (Талмуд, Кн. Сенхедрин, f. 37, 1).
“Иноверец, убивший иноверца, равно и еврей, убивший еврея, – наказывается смертью; но еврей, убивший иноверца, не подлежит наказанию». (Талмуд, кн. Сенхедрин, разд. 7, лист 59).
Вопросы финансовой честности и честности вообще:
«В этом мире обман позволителен евреям в отношении к безбожникам». (Талмуд, Sota. F.41, 2).«Обмануть гоя дозволительно.» (Баба кама, 113, в).«Христиане — идолопоклонники; однако, позволительно еврею в их священный день, т. е. в первый день недели (воскресный) вести с ними торговлю». (Талмуд, Abodas. f. 2, 1).
«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что возможно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею». (Второзаконие, 23:19, 20.).
«Имущество гоя — это незаселенный уголок: кто первый им завладеет, тот и хозяин». ( Баба батра, 54, 16).
«Если гой, производя счет, сделает ошибку, то еврей, приметив это должен говорить, что он об этом ничего не знает». (Sebhmiz, g. f. 13, 3; слова раввина Моисея).
«Запрещено одалживать гоям без лихвы, а с лихвой можно». (Талмуд, Aboda s. f. 77, 1 psik. Tos.1).
«Дозволяется тебе обманывать гоя и брать с него лихву, но если что продаешь ближнему твоему (т. е. еврею) или что покупаешь у него, то не обманывай брата своего». (Талмуд, Baba m. f. 61, 1 Tos. Талмуд, Meggila 13, 2).
«Если виноградник сей принадлежит гою, то принеси мне из него винограду, а если он принадлежит еврею, то не приноси». (Талмуд, Baba k. f. 113,2).
«…Все это относится только к земле нееврея, поскольку мы считаем, что все нееврейские земли украдены». (Кицур Шульхан Арух, глава 136, прим.7).
«Если гой держит у себя залог еврея, залог, за который еврей одолжит ему деньги и гой потеряет этот залог, и еврей его найдет, то еврей не должен возвращать гою найденного залога, потому что обязанность возвратить потерянную вещь прекратилась с того момента, как еврей нашел этот залог. Если бы нашедший подумал, что надо найденную вещь возвратить гою для славы имени Божия, то ему нужно сказать: если хочешь прославлять имя Божие, имей дело с тем, что тебе принадлежит». (Sephmesch 51, 4; слова раввина Иерухета).
«Посему Талмуд разрешает всякую обиду, насилие и воровство еврея у иноверца: „От ближнего не отымай ничего, как гласит заповедь; но ближний твой еврей, а не прочие народы света“ (Талмуд, кн. Сенхедрин разд. 7, лист 59).
„Наши мудрецы постигли правду, когда дозволили еврею брать лихву с христианина — гоя“. (MaggonAbrahep.72).
»Запрещено отнимать у товарища что бы то ни было, как сказано: «…не отнимай у ближнего твоего». Что значит «отнимать»? Речь идет о ситуации, когда деньги товарища оказались в руках у человека по желанию товарища, например, если товарищ дал ему что-то на хранение или работал на него за плату, — а человек этот не хочет теперь платить товарищу или все время откладывает выплату, говоря ему: «Приходи потом! Приходи потом!» И поскольку здесь сказано: «…ближнего твоего», — по отношению к нееврею это разрешено, если при этом не происходит «осквернения Имени Бога». Например, если человек взял в долг у нееврея, а тот умер, он имеет право отказаться платить его сыну, который не знает точно, брал ли этот еврей в долг у его отца. Если же нееврей знает точно, что еврей лжет, — это запрещено делать из-за «осквернения Имени Бога»…… «Но тем не менее, если нееврей ошибся сам, разрешается воспользоваться его ошибкой, если это не приведет к «осквернению Имени Бога», то есть нееврею не станет известно о происшедшем; и правильно было бы, чтобы в этом случае еврей сказал нееврею: «Смотри, я полагаюсь на то, что ты посчитал правильно!». (Кицур Шульхан Арух, глава 182.4).
«Например, Реувен продает нееврею какой-либо товар, и приходит Шимон и говорит нееврею, что этот товар столько не стоит; даже несмотря на то, что это правда, это запрещено, поскольку обмануть нееврея, назначив неправильную цену, разрешается». (Кицур Шульхан Арух, глава 183.1).
«Кто гою возвращает потерянную вещь, того Господь Бог не простит; поэтому закону запрещено возвращать гою украденную вещь». (Талмуд, Jowa f. 88, 1, pisk. Tos 62).
«Евреи грешат, когда возвращают потерянные вещи отступникам, и язычникам, равно и всем которые Шаббата не почитают». (Талмуд, Jowa f. 132).
«Кто гою возвращает потерянные гоем вещи, тот гоя считает равным еврею». (Талмуд, Sanh 1 c.; слова Рашши).
Кулинария:
«Если человек покупает у нееврея посуду, предназначенную для трапезы, даже если это совсем новая посуда, то, если эта посуда сделана из металла или стекла, запрещено использовать ее каким бы то ни было образом, даже для холодных продуктов, пока ее не окунули в источник или в микву, кошерную для окунания женщины-ниды, чтобы эта посуда перешла из нечистоты идолопоклонников в святость Израиля». (Кицур Шульхан Арух, глава 37.1).«Запретили мудрецы есть хлеб, испеченный неевреем». (Кицур Шульхан Арух, глава 38.1).«Еврейский хлеб, испеченный неевреем, хуже простого гойского хлеба и запрещен как гойское варево». (Кицур Шульхан Арух, глава 38.5.
«Нужно съесть тот кусок, который он отрезал при благословении, до того, как он начнет есть другой хлеб, и это — из-за любви к заповеди; и хорошо было бы проследить, чтобы от этого хлеба не ел нееврей, скотина или птица». (Кицур Шульхан Арух, глава 41.4).
«Надо следить, чтобы еврей и нееврей не жарили и не варили, ставя свою посуду рядом». (Кицур Шульхан Арух, глава 46.20).
«Когда в давильне давят виноград, если из этой давильни отлили хотя бы немного сока или если этот сок зачерпнули каким-либо сосудом, — весь этот сок уже называется вином, и прикосновение нееврея делает его запрещенным для питья, даже если нееврей коснулся только косточек или кожицы». (Кицур Шульхан Арух, глава 47.7).
http://www.istok.ru/jews-n-world/Kitsur/
ссылка на первоисточник — которую можно использовать в качестве аргумента. На все другие
— вы увидите официальную отмазку — пересказ, в котором наши враги
переврали то, что написано.
ИСТОЧНИК
dymovskiy.name/blog/people/1806.html