Скачать DjVu файл (ок. 2,5 Мб.) | № 1 январь 1990
|
Скачать DjVu файл (ок. 2,5 Мб.) | № 2 февраль 1990
|
Скачать DjVu файл (ок. 2,5 Мб.) | № 3 март 1990
|
Скачать DjVu файл (ок. 2,5 Мб.) | № 4 апрель 1990
|
Скачать DjVu файл (ок. 2,5 Мб.) | № 5 май 1990
|
Скачать DjVu файл (ок. 2,5 Мб.) | № 6 июнь 1990
|
Скачать DjVu файл (ок. 2,5 Мб.) | № 7 июль 1990
|
Скачать DjVu файл (ок. 2,5 Мб.) | № 8 август 1990
|
Скачать DjVu файл (ок. 2,5 Мб.) | № 9 сентябрь 1990
|
Скачать DjVu файл (ок. 2,5 Мб.) | № 10 окттябрь 1990
|
Скачать DjVu файл (ок. 2 Мб.) | № 11 ноябрь 1990
|
Скачать DjVu файл (ок. 2,5 Мб.) | № 12 декабрь 1990
|
Книга Форда = важные разумные принципы жизни и бизнеса
Тема Лебедев посоветовал, поэтому я купил и прочел её. Да, она достойна, но я бы не советовал её читать всем подряд. Эта книга будет интересна всем, кто занимается производством, а таких людей почти не осталось в нашей стране, ыхыхыхы. Вообще я считаю такую книгу должны прочитать все сотрудники Ростеха, Минпромторга, Автоваза, ГАЗа, Соллерса и других.
Главная идея книги, которую, похоже, Форд пытается донести:
Работайте ради служения обществу, а не ради одной выгоды или прибыли.
Прибыль — не самоцель, прибыль — результат полезной деятельности.
Это очень близкая к моим ценностям и моей философии идея, я неоднократно писал посты на эту тему (теперь у моего блога есть оглавление и мне легко найти свои посты) Например: как стать богатым и счастливым или Как правильно думать/мечтать? Честно скажу, когда я делал смартлаб, я не думал о деньгах, я реально хотел быть полезным людям (и продолжаю этого желать!), поэтому Форда я прекрасно понимаю.
Вторая идея Форда тоже оригинальна:
Форд считал, что он должен сделать такое эффективное производство, чтобы опустить цену автомобиля до минимально возможной, чтобы сделать его максимально доступным людям. Но при этом он считал, что рабочие завода должны получать высокую зарплату, что противоречит первой задаче. Я думаю, такая тема десятилетиями работала, пока рынок был не насыщен автомобилями, пока спрос существенно превышал предложение.
Очень интересно читать историю форда именно как историю становления автопрома в США. Читая книгу, понимаешь, что судьба всего города Детройт была предопределена на 100+ лет вперед только одним лишь фактом того, что Форд работал именно в этом городе и начал строить там своё производство.
Классные идеи:
- Прочная основа бизнеса — служение людям
- Идея ничего не стоит. Воплощение идеи в продукт — вот это тема!
- Богатство и счастье приобретаются только тяжелым трудом
- Если законы людей противоречат законам природы, то природа накладывает на такие законы вето (например СССР:)
- Большевизм потерпит крах, потому что является системой противоестественной и безнравственной
- Спекуляция товаром — разновидность воровства
- Меньше правительства в бизнесе и больше бизнеса в правительстве
- Капиталисты, которые создают лучшие условия для производства — основа общества
- Счастье богатство и здоровье — есть неизбежный результат труда и только труда
- Цель денег — не праздность и беззаботность, а возможность приумножать благие деяния.
- Никто не имеет права на безделье!
- Не стоит стыдиться неудач. Неудача — возможность попытаться еще раз.
- Глупо мечтать о том, чтобы накопить достаточно денег, зарыть голову в песок и ничего не делать. Смысл жизни и состоит в деянии.
Форд 12 лет делал свой первый автомобиль
Форд стал первым владельцем авто в Детройте и первым человеком в США, кому выдали автомобильные права.
Форд добился успеха, заработал много и мог отойти от дел, но он никогда не останавливался, потому что им двигала мечта — сделать так, чтобы автомобиль был в каждой американской семье.
Почему 4 из 5?
Потому что 30% книги просто шикарны, 70% туговаты
Юный техник, стр. 7
Юный техник 11/1990 (редакция журнала) 26.06.20082.11М, РУС. Небо на замке — ИНФОРМАЦИЯ — Из жизнн композитов — Звезды светят и днем — ВНИМАНИЕ: КОНКУРС! «Вместе к Марсу» — Чуть-чуть другие… — …И съел стаканчик! — ИЗ ДОСЬЕ НИКИТЫ ИВАНОВА: Движимые силою пара… — ИГРОТЕКА «ЮТ-МАГИЯ» — Доктор Скора н его «люди» — КОЛЛЕКЦИЯ ЭРУДИТА — ВЕСТИ С ПЯТИ МАТЕРИКОВ — Какое бесстыдство! (фантастический рассказ) — МЕЖДУ НАМИ, ДЕВОЧКАМИ… — ПАТЕНТНОЕ БЮРО «ЮТ» — ПОЛИГОН: И насос, и двигатель — ПАТЕНТЫ ОТОВСЮДУ — ЗАОЧНАЯ ШКОЛА РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ — СОВЕТЫ РОБИНЗОНА: По тонкому льду — ВОПРОС — ОТВЕТ. Юный техник 10/1990 (редакция журнала) 26.06.2008
2.31М, РУС. Профессия — инкассатор! — ИНФОРМАЦИЯ — О ЧЕМ СПОРЯТ ВЗРОСЛЫЕ Измятый рубль в шикарном конверте — Костюм для гидронавта — ОСТРЫЙ РАКУРС — Школа под парусами — У СОРОКИ НА ХВОСТЕ — 12 лет спустя — СРОЧНО В НОМЕР! За спичками! — ВЕСТИ С ПЯТИ МАТЕРИКОВ — ИТОГИ КОНКУРСА: Вселенная на кончике пера — История о сумасшедшем открытии — КОЛЛЕКЦИЯ ЭРУДИТА — АКАДЕМИЯ БЕЗУСЫХ: Таланты встречаются в Омске — ИГРОТЕКА «ЮТ-МАГИЯ» — Год работы: каковы итоги? — Ай да «Ваньки»! — ПАТЕНТЫ ОТОВСЮДУ — ЗАОЧНАЯ ШКОЛА РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ — ВОПРОС — ОТВЕТ — ИЩУ ДРУГА — СОВЕТЫ РОБИНЗОНА: Гидрометцентр сообщает… Юный техник 9/1990 (редакция журнала) 26.06.2008
2.19М, РУС. Конкурс-фестиваль: Пестрое небо — Схватка с драконом — ИНФОРМАЦИЯ — ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ: «Аврора»: причал?.. Тупнк?. — И стало сверху видно все… — СПОР-КЛУБ «АЛЬТЕРНАТИВА»: …И вновь об НЛО — АКТОВЫЙ ЗАЛ — СОВРЕМЕННАЯ ЖЮЛЬВЕРНИАДА: Из пушки — на Луну? — КОЛЛЕКЦИЯ ЭРУДИТА — ВЕСТИ С ПЯТИ МАТЕРИКОВ — Казино Руаяль» (Повествование о Джеймсе Бонде, знаменитом секретном агенте «007») — Вторая жизнь головоломки — Когда поедем на «Тойоте»? — МЕЖДУ НАМИ, ДЕВОЧКАМИ — ПАТЕНТНОЕ БЮРО «ЮТ» — Неугомонный Матвеев — ИГРОТЕКА «ЮТ-МАГИЯ» — Игрушки и солнце — ИЩУ ДРУГА — ПАТЕНТЫ … Юный техник 8/1990 (редакция журнала) 26.06.2008
2.28М, РУС. Музей «невидимых» войн — О ЧЕМ СПОРЯТ ВЗРОСЛЫЕ: Нужны лн нам авианосцы? — ИНФОРМАЦИЯ — Новый маршрут путешествия во времени — У СОРОКИ НА ХВОСТЕ — А нам — гиппопотам! — Спор Королева и Глушко (К истории «лунной» ракеты HI) — Мое открытие Америки (окончание) — ВЕСТИ С ПЯТИ МАТЕРИКОВ — До следующего раза… (фантастический рассказ) — Приглашаем изобретать — СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК ПАТЕНТНОГО БЮРО «ЮТ» — ИГРОТЕКА «ЮТ-МАГИЯ» — На гребне волны — Игрушки, ие похожие ни на что — ПАТЕНТЫ ОТОВСЮДУ — ЗАОЧНАЯ ШКОЛА РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ — ИЩУ ДРУГА — На леере — «летающее крыло» — СОВЕТЫ … Юный техник 7/1990 (редакция журнала) 26.06.2008
2.2М, РУС. Куд-куда, перепелята? — ИНФОРМАЦИЯ — Взлетающие вертикально — Планеты заселены живыми существами — И фотографы, и подводники… — Мое открытие Америки (продолжение) — У СОРОКИ НА ХВОСТЕ — СТТ, Токио и дальше… — ВЕСТИ С ПЯТИ МАТЕРИКОВ — Пузыри Шолиса (фантастический рассказ) — На лодке под землю — реально ли такое? — МЕЖДУ НАМИ, ДЕВОЧКАМИ… — ИГРОТЕКА «ЮТ»-МАГИЯ» — ПАТЕНТНОЕ БЮРО «ЮТ» — Телескоп без единого стекла — Часы с шариковым маятником — ПАТЕНТЫ ОТОВСЮДУ — ЗАОЧНАЯ ШКОЛА РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ — ВОПРОС — ОТВЕТ — СОВЕТЫ РОБИНЗОНА: Тропа ведет к реке. Юный техник 6/1990 (редакция журнала) 26.06.2008
2.21М, РУС. За кадром — тайна! — ИНФОРМАЦИЯ — Письмо на хвосте метеора — Три танкиста и робот — «Вечный» двигатель на вечной мерзлоте — Нить Ариадны в лабиринте Мнемозины — ВЕРНИСАЖ: Вопросы, вопросы, вопросы… — Мое открытие Америки — ВЕСТИ С ПЯТИ МАТЕРИКОВ — Дар никчемного человека (фантастический рассказ) — КОЛЛЕКЦИЯ ЭРУДИТА — ИГРОТЕКА «ЮТ-МАГИЯ» — ПАТЕНТНОЕ БЮРО «ЮТ» — Ракеты без дыма и огня — ИЩУ ДРУГА — ВОПРОС — ОТВЕТ — ПАТЕНТЫ ОТОВСЮДУ — Летит… парус с мотором — ЗАОЧНАЯ ШКОЛА РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ — Слушаем полюс — СОВЕТЫ РОБИНЗОНА: Один, без воды и пищи. Юный техник 5/1990 (редакция журнала) 26.06.2008
2.22М, РУС. Все дороги ведут в Рим… — «Биг Мак» на Пушкинской — ИНФОРМАЦИЯ — Быль о первых подлодках — Электролеты смотрят в завтра — Звездный диалог — У СОРОКИ НА ХВОСТЕ — Третьяковка на компьютере — Подземелье XXI века — ВЕСТИ С ПЯТИ МАТЕРИКОВ — Дар никчемного человека (фантастический рассказ) — КОЛЛЕКЦИЯ ЭРУДИТА — ИГРОТЕКА «ЮТ-МАГИЯ» — МЕЖДУ НАМИ, ДЕВОЧКАМИ… — ПАТЕНТНОЕ БЮРО «ЮТ» — В небо на парашюте — ВОПРОС — ОТВЕТ — Что знал капитан Врунгель? — ПАТЕНТЫ ОТОВСЮДУ — Как увеличить дырку от бублика — ЗАОЧНАЯ ШКОЛА РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ — СОВЕТЫ РОБИНЗОНА. Лесная баня. Юный техник 4/1990 (редакция журнала) 26.06.2008
2.23М, РУС. Граница посреди страны — ИНФОРМАЦИЯ — Сам себе Кашпировский — НАШИ ПУБЛИКАЦИИ: На лыжах — к полюсу — У СОРОКИ НА ХВОСТЕ — В космосе. День за днем — ИЗ ДОСЬЕ НИКИТЫ ИВАНОВА: Движимые силой ветра — ПУТЕШЕСТВИЯ «ЮТ»: На дорогах Италии — ВЕСТИ С ПЯТИ МАТЕРИКОВ — Келем из созвездия Близнецов (фантастический рассказ) — ИГРОТЕКА «ЮТ-МАГИЯ» — Изобретатель… циркуля — Какими мы будем? — ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПБ — КОЛЛЕКЦИЯ ЭРУДИТА — Волшебство электростатики — Поразмышляем о велокарте — ПАТЕНТЫ ОТОВСЮДУ — ЗАОЧНАЯ ШКОЛА РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ — ИЩУ ДРУГА. Юный техник 3/1990 (редакция журнала) 26.06.2008
2.15М, РУС. За кулисами цирка — ИНФОРМАЦИЯ — Машина, которая изобретает — КЛУБ «XYZ»: А нужны ли нам АЭС? — Отец ТV — Новые вагоны из ГДР — Труботранс до… Бухары — МЕЖДУ НАМИ, ДЕВОЧКАМИ… — НАШИ ПУБЛИКАЦИИ: Принципы Форда — ВЕСТИ С ПЯТИ МАТЕРИКОВ — КОЛЛЕКЦИЯ ЭРУДИТА — ИГРОТЕКА «ЮТ-МАГИЯ» — ПАТЕНТНОЕ БЮРО «ЮТ» — ПОЛИГОН: Твой первый электролет — Без всякой электроники — ПАТЕНТЫ ОТОВСЮДУ — ЗАОЧНАЯ ШКОЛА РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ — Индивидуальный дозиметр — СОВЕТЫ РОБИНЗОНА: Горы и физика. Юный техник 2/1990 (редакция журнала) 26.06.2008
2.16М, РУС. Куда смотрит милиция? — ИНФОРМАЦИЯ — Огненные стрелы — СПОР-КЛУБ «АЛЬТЕРНАТИВА» — У СОРОКИ НА ХВОСТЕ… — МЕЖДУ НАМИ, ДЕВОЧКАМИ… — НАШИ ПУБЛИКАЦИИ: Принципы Форда — ВЕСТИ ИЗ ЛАБОРАТОРИИ: Мотор по «патенту» микроба — Размышления о лебедке — Ананасы на Марсе — ВЕСТИ С ПЯТИ МАТЕРИКОВ — Как рыбы в воде (фантастический рассказ) — КОЛЛЕКЦИЯ ЭРУДИТА — ИГРОТЕКА «ЮТ-МАГИЯ» — ПАТЕНТНОЕ БЮРО «ЮТ» — На колесах — по снегу — ИГРУШКИ НАШИХ ДЕДУШЕК: Прыгунцы — ПАТЕНТЫ ОТОВСЮДУ — Зоопарк в ванне — ЗАОЧНАЯ ШКОЛА РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ — Как выиграть приз номера — ВОПРОС — ОТВЕТ — СОВЕТЫ РОБИНЗОНА. Юный техник 1/1990 (редакция журнала) 26.06.2008
2.27М, РУС. Как спасти миллиард — НТТМ-89: Все на продажу? — ИНФОРМАЦИЯ — Пилоты и полеты — «Токмо правима будет инструментами…» — «Я передать энергию хочу по беспроводному лучу!..» — У СОРОКИ НА ХВОСТЕ… — «Яд шахмат уже вошел в меня…» — ВЕСТИ С ПЯТИ МАТЕРИКОВ — Два солнца (фантастический рассказ) — КОЛЛЕКЦИЯ ЭРУДИТА — ИГРОТЕКА «ЮТ-МАГИЯ» — ПАТЕНТНОЕ БЮРО «ЮТ» — Опять на «Бикерниеки» — Микромотоцикл на любой сезон — ПАТЕНТЫ ОТОВСЮДУ — ЗФТШ ОБЪЯВЛЯЕТ НАБОР — СОВЕТЫ РОБИНЗОНА: Ночлег зимой — ЗАОЧНАЯ ШКОЛА РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ. Юный техник 12/1989 (редакция журнала) 25.06.2008
3.58М, РУС. …Где хранится медленная смерть — У НАШИХ ДРУЗЕЙ: Смотр веломобилей — Нужен ли людям самолет-невидимка? — «Фобосы» — успех или провал? — У СОРОКИ НА ХВОСТЕ — Наука о «гвоздях» судьбы — ИНФОРМАЦИЯ — Международное метро — Ура, дизайн! — ВЕСТИ С ПЯТИ МАТЕРИКОВ — Приключение сыщика Грона (фантастический рассказ) — ПАТЕНТНОЕ БЮРО «ЮТ» — ИГРОТЕКА «ЮТ-МАГИЯ» — ИГРУШКИ ВИКТОРА КАЙЕ: Чудеса на море — ВРЕМЕНА ГОДА — ПАТЕНТЫ ОТОВСЮДУ — ЗАОЧНАЯ ШКОЛА РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ — ВОПРОС — ОТВЕТ. Юный техник 11/1989 (редакция журнала) 25.06.2008
3.5М, РУС. Длинные волны в экономике — Магнит, но… не железный — У СОРОКИ НА ХВОСТЕ… — Помощники господина Никто — Вам взлет! — «Воздухоплавательный велосипед» ложечника Митрейкина — ИНФОРМАЦИЯ — Последняя одиссея «Авроры» — Пенициллин доктора Кнеля — ВЕСТИ С ПЯТИ МАТЕРИКОВ — Советчик (фантастический рассказ) — КОЛЛЕКЦИЯ ЭРУДИТА — ИГРОТЕКА «ЮТ-МАГИЯ» — ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ! — «Кочки» — снежные горки — ВОПРОС — ОТВЕТ — ПАТЕНТЫ ОТОВСЮДУ — ЗАОЧНАЯ ШКОЛА РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ — Суп, каша и физика — ВРЕМЕНА ГОДА. Юный техник 10/1989 (редакция журнала) 25.06.2008
3.51М, РУС. Какая польза от «Бурана»? — ИНФОРМАЦИЯ — ФЕСТИВАЛЬНАЯ ОРБИТА — Последняя одиссея «Авроры» — Шары над Вильнюсом — У СОРОКИ НА ХВОСТЕ… — По следам НЛО — Человек… прозрачный! — Мальчик и самолет — ВЕСТИ С ПЯТИ МАТЕРИКОВ — Необыкновенные приключения трех друзей на земле и в космосе (фантастическая повесть) — ИГРОТЕКА «ЮТ-МАГИЯ» — Есть идея, дело за внедрением — ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ — КОЛЛЕКЦИЯ ЭРУДИТА — «Вечный двигатель» на кухне — ИГРУШКИ ВИКТОРА КАЙЕ — ПАТЕНТЫ ОТОВСЮДУ — ВРЕМЕНА ГОДА — ЗАОЧНАЯ ШКОЛА РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ — ВОПРОС — ОТВЕТ. Юный техник 9/1989 (редакция журнала) 25.06.2008
3.65М, РУС. Как зажигают звезды — ИНФОРМАЦИЯ — «Звездный путь человечества» — КОНКУРС «ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ-2000» — СПОР-КЛУБ «АЛЬТЕРНАТИВА»: Есть ли жизнь на Марсе? — Последняя одиссея «Авроры» — У СОРОКИ НА ХВОСТЕ… — Подземная лодка (фантастическая повесть) — ВЕСТИ С ПЯТИ МАТЕРИКОВ — ПАТЕНТНОЕ БЮРО «ЮТ» — ОТКРЫВАЕМ ЦДИ! — ИГРОТЕКА «ЮТ-МАГИЯ» — Вот так пуговица! — УРОКИ БЕЗ УРОКОВ: Почему убегает молоко? — ПАТЕНТЫ ОТОВСЮДУ — «Пятнашки» на колесах — ЗАОЧНАЯ ШКОЛА РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ — ВРЕМЕНА ГОДА.
7.3.4. Принципы организации производства Г. Форда
Генри Форд (1863–1947) – представитель школы научного менеджмента, последователь Ф. У. Тейлора в области организации производства, пионер автомобилестроения, основатель Ford Motor Company.
Г. Форд родился в пригороде Детройта. Изучив основы арифметики, чтения и письма, оставил занятия в школе. В 16 лет устроился учеником слесаря в механическую мастерскую в Детройте. Проработав некоторое время слесарем, вернулся на родительскую ферму, где основал небольшую производственную мастерскую. В 1891 г. он разработал конструкцию газолиновой тележки (скорость 20 миль в час). В 1893 г. стал главным инженером Эдисоновской компании Детройта, специализирующейся на освещении города. В этом же году он собрал свой первый двигатель внутреннего сгорания, на основе которого спустя три года появился автомобиль с четырехактным двигателем. С 1896 по 1903 гг. при поддержке спонсоров выпустил еще несколько моделей автомобилей.
В 1903 г. Г. Форд создал Ford Motor Company, однако только в 1919 г. весь пакет акций оказался в руках семьи Форда. В 1908 г. была создана «Модель Т», которая пользовалась огромной популярностью среди покупателей. За период 1908–1927 гг. было продано около 17 млн автомобилей этой модели, что соответствовало суммарному мировому производству автомобилей за это время. Таких объемов производства и сбыта удалось достичь во многом благодаря установке на производство надежных, простых в управлении и, главное, недорогих автомобилей. В результате компания Ford Motor Company стала лидером автомобилестроения. Однако уже в середине 1930-х гг. компания Форда утратила лидерство на автомобильном рынке. Для обеспечения семейного контроля над бизнесом в 1936 г. был создан Фонд Форда. В 1956 г. основная часть его акций была продана на открытом рынке, а компания превратилась в традиционную американскую корпорацию.
Основные работы: «Моя жизнь, мои достижения» (1922), «Сегодня и завтра» (1926)[234]. Первая книга была переведена на русский язык в 1924 г., вторая – в 1928 г.
Генри Форд не только на практике реализовал многие принципы теории Ф. У. Тейлора, но и значительно модернизировал исходные постулаты школы научного управления. Подход Г. Форда получил название «фордизм».
Развитие тейлоровской системы научного управления проходило по нескольким основным направлениям: разработка общих принципов организации производства, рационализация системы управления и труда работников, реализация концепции социальной ответственности бизнеса. Г. Форд, так же как и Ф. У. Тейлор, выступал за постоянное применение научных знаний в организации производства и управления.
У Ф. У. Тейлора управление является особой наукой. Развивая этот тезис, Г. Форд утверждал, что организация промышленности есть наука, а все остальные науки находятся у нее на службе.
Принципы организации производства. Г. Форд развил концепцию социальной ответственности бизнеса, предложенную Г. Ганттом. По мнению Г. Форда, предпринимательская деятельность должна служить обществу. Рассматривая особенности бизнеса начала ХХ в., Г. Форд выделил ряд его недостатков. Первый – чрезмерное внимание к финансам и практически полное пренебрежение к принципу служения. Он считал противоестественным, что деньги приходят до работы, а не в результате ее. Вторым недостатком является нежелание усовершенствовать методы производства, если оно приносит прибыль. Третьим – безразличие к тому, будет ли покупатель удовлетворен данным продуктом. Г. Форд подчеркивал, что «простая формула “работай ответственно и получишь вознаграждение ” в современном деловом мире с его стремительными темпами считается слишком медленно действующей»[235].
В начале ХХ в. хорошим бизнесом называли не тот бизнес, который подразумевал качественную работу и приносил честную прибыль, а тот, который давал возможность проводить операции с большим количеством ценных бумаг по высоким ценам. Г. Форд подчеркивал, что такая ориентация бизнеса стала главной причиной большинства банкротств и неудач, поскольку деньги ничего не стоят и сами ничего не создают.
Начиная свой бизнес, Г. Форд принял решение «не связываться с компаниями, где всем заправляют спекулянты и деньги стоят на первом месте». Он старался продемонстрировать, что основа любого бизнеса – служение людям.
По мнению Г. Форда, рациональное использование ресурсов, организация поточно-массового производства приводят к увеличению производительности труда и созданию новых рабочих мест, удешевляют товары, делают жизнь комфортнее и тем самым приводит к процветанию любую страну. Задача предприятия – производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. В работе «Моя жизнь, мои достижения» Г. Форд писал, что цель его производства состоит в том, чтобы «производить с минимальными затратами как материала, так и человеческой силы, реализовывать по минимальным ценам, стараясь выиграть за счет объема продаж»[236].
В своей производственной деятельности Г. Форд придерживался ряда принципов[237]:
1. «Отсутствие страха перед будущим и благоговения перед
прошлым. Кто боится будущего, неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи только дают повод более разумно попытаться еще раз. То, что ушло в прошлое, полезно хотя бы потому, что оно открывает новые пути и возможности для прогресса».
2. «Пренебрежение конкуренцией. Тот, кто работает лучше всех, тот и должен работать». При этом он считал, что нельзя наносить вред бизнесу и жизни конкурента, нельзя заменять «господство интеллекта господством силы».
3. «Служение превыше прибыли. Работу на общую пользу необходимо ставить выше выгоды. Без прибыли бизнес не существует. …Но прибыль не должна быть самоцелью, она должна быть результатом полезной деятельности».
4. «Производить – не значит дешево купить и дорого продать. Этот процесс включает обоюдовыгодное приобретение материалов и превращение его в качественный товар, необходимый покупателю, с минимальными издержками». Махинации будут только препятствовать этому процессу.
Промышленность, по мнению Г. Форда, должна не только снабжать потребителей, но и создавать их. Совершенствование модели автомобиля, технологии его производства, внедрение научной организации труда и конвейерной сборки, создание «фордовской» системы управления позволило за 10 лет сократить цену автомобиля в среднем с 950 до 335 долл. Поскольку среднемесячная заработная плата составляла около 120 долл., работник компании Форда мог купить автомобиль (без учета остальных расходов) примерно за 3 месяца[238].
Концепция рационализации труда. В отличие от Ф. У. Тейлора, который занимался рационализацией преимущественно ручного труда, Г. Форд заменил ручной труд машинами и сосредоточил свое внимание на рационализации механизированного труда. Одним из первых он стал применять поточные методы организации производства и использовать на своих предприятиях конвейерную сборку. В январе 1914 г. была запущена непрерывно движущаяся линия сборки ходовой части автомобиля. Конвейеризация производства позволила быстро повысить производительность труда без непосредственного участия мастера, постоянно подгоняющего рабочего. Подстраиваясь к скорости движения конвейера, рабочий сам автоматически начинал работать быстрее.
Г. Фордом были сформулированы основные принципы организации нового типа производства:
1) усиление специализации и разделения труда;
2) постоянное применение высокопроизводительного оборудования и инструментов;
3) размещение оборудования по ходу технологического процесса;
4) строгая регламентация ритма производства продукции;
5) механизация транспортных операций;
6) соблюдение параметров производственной среды (чистота, гигиеничность, уют).
Так же как и Ф. У. Тейлор, Г. Форд большое значение придавал вопросам стандартизации основного и вспомогательного производства. Он впервые отделил основную работу от обслуживания. Все необходимые материалы и инструменты должны были заранее подаваться на рабочее место, чтобы рабочий мог посвятить рабочее время выполнению того, что ему поручено, и не отвлекаться на вспомогательные операции. Распределительное бюро подробно разрабатывало все операции и детали производственного процесса, новшеством того времени была унификация деталей и типизация продукции. Во многом это связано с особенностями организации конвейерного производства, при котором скорость движения конвейера определяет интенсивность труда работника. Отсутствие у низкоквалифицированных работников специальной подготовки компенсировалось четкой регламентацией их труда.
Применение конвейера действительно позволило резко повысить темп и производительность труда, способствовало снижению себестоимости продукции, сделало ее более доступной, однако оно поставило рабочих в очень тяжелое положение, увеличило напряженность их труда. Против системы «фордизма» выступили и рабочие, и профсоюзы.
Совершенствование системы управления. Г. Форд значительно повысил роль внутрипроизводственного оперативного планирования. В обязанности тех, кто составлял и разрабатывал планы, входил также контроль за тем, чтобы все отделы работали слаженно и на общую цель. Подчеркивалось, что «бизнес – это не механизм. Это группа людей, собравшихся вместе, чтобы делать общее дело, а не писать друг другу ненужные письма. Одному отделу совсем не обязательно знать, чем занимается другой отдел. Если человек добросовестно выполняет свою работу, у него не остается времени заниматься другими, посторонними делами. …Для установления дружеской атмосферы вовсе не нужны собрания. Чтобы хорошо работать, людям не нужно любить друг друга»[239].
Г. Форд выступал категорически против бюрократизации производства. На всех предприятиях отсутствовала административная структура, жесткие обязанности применительно к должностям, титулы и звания. Для избавления от излишней бюрократизации нанимался необходимый минимум служащих, не велись дополнительные записи. Освобождение от жесткой субординации приводило к минимизации служебной волокиты и злоупотреблений служебным положением. Любой рабочий мог обратиться к любому вышестоящему начальнику. По мнению Г. Форда, бо́льшая часть беспорядков среди рабочих возникала именно потому, что руководство не понимало тех, кто находится в подчиненном положении. На первое место реформатор промышленного производства поставил личную ответственность. Он подчеркивал, что «работа, и только работа, контролирует нас»[240].
Кроме того, в производственной системе Г. Форда был усилен контроль за качеством продукции. Все бракованные детали нужно было немедленно изымать с конвейера, чтобы не допустить остановки или даже задержки производственного процесса.
Главной установкой его системы производства являлась также ориентация на модернизацию и совершенствование производства. По его мнению, «всё можно сделать лучше, чем мы делали до сих пор», стремление сделать всё эффективнее и качественнее может решить практически любую проблему, возникающую на предприятии[241].
Социально-экономическая программа. К числу наиболее интересных и крупных проектов Г. Форда можно отнести его социальную программу, реализованную в 1914–1920 гг. Г. Форд развил одно из ключевых утверждений Ф. У. Тейлора о необходимости гармонии интересов рабочего и предпринимателя. По его мнению, рабочие являются такими же участниками бизнеса, как менеджеры и владельцы капитала, поэтому они должны иметь свою долю в прибыли компании. Как и Ф. У. Тейлор, Г. Форд в качестве дополнительного фактора эффективности управления рассматривал заботу фабричной администрации о быте и досуге рабочих. Он писал: «Кто хорошо живет, тот хорошо и работает». Однако акцент делался не на благотворительности или бесплатных социальных услугах, а на более высокой заработной плате и личной ответственности рабочего за свое благополучие.
Основные положения социальной программы, введенной на предприятиях Г. Форда, можно свести к следующему:
1. Сокращение продолжительности рабочего дня с 9 до 8 часов. Рабочие должны были работать все 48 часов в неделю, но не больше. Переход на трехсменный режим работы.
2. Обучение работников непосредственно на рабочем месте.
3. «Революция в оплате труда», заключающаяся в выплате рабочим, занятым физическим трудом (включая уборщиков, грузчиков и подсобных рабочих), надбавки из прибыли компании. Надбавка повышала минимальный дневной заработок почти вдвое – до 5 долл. Такую заработную плату на других предприятиях получали только рабочие высшей квалификации или работающие сдельно, а на предприятиях Г. Форда существовала только повременная оплата труда и большинство работ не требовало особой квалификации.
4. Управление рабочими и за пределами предприятия. Новая система стимулов создавалась для того, чтобы рабочие отказались от вредных привычек и неустроенного быта, которые мешали трудиться с полной отдачей. Надбавка к заработной плате была поставлена в зависимость от «правильного» образа жизни. Она не только увеличивала доход, но и прививала навыки рационального потребления, соответствующие ценностям американского среднего класса и условиям жизни в индустриальном обществе.
В начале 1914 г. был создан социологический отдел, около 50 инспекторов изучали поведение и материальное положение рабочих и давали рекомендации в отношении выплаты надбавок. Сотрудники социологического отдела задавали стандартные вопросы: «Что это за человек? Как проводит свободное время? Пьет или нет? Имеет ли сбережения и как тратит деньги? На что употребит деньги при увеличении заработной платы?» Инспектор записывал свои впечатления от беседы с родственниками и соседями работника и сверял со сведениями, полученными от него самого. При несоответствии показаний рабочего лишали надбавки.
Надбавки лишались и те, кто тратил деньги не для своего блага или блага компании, а на азартные игры, спиртное, и даже те, кто проживал в убогом районе, в грязном, тесном жилище или же сдавал жилплощадь постояльцам, плохо питался, не имел счета в банке, имел сожительниц. Женам не полагалось работать, поскольку это снижало значение надбавки, ухудшало быт, оставляло детей без присмотра. За шесть месяцев «плохого поведения» работника увольняли, но «раскаявшегося», как правило, восстанавливали и предоставляли возможность начать всё сначала. Уже через два года после начала программы почти 90 % работников получали заработную плату с надбавкой.
К участию в прибылях не допускались временные рабочие, а для постоянных вводился 6-месячный испытательный срок, сокращенный до 30 дней в 1919 г., когда надбавку заменили минимальной ставкой 6 долл. в день[242]. Программа также не распространялась на менеджеров и служащих.
5. Предоставление иммигрантам равных с американцами возможностей устройства на работу и получения надбавки. Во многом это было связано с тем, что население города Детройта, в котором была сосредоточена автомобильная промышленность США, отличалось разнообразием этнического состава. Многие иммигранты не могли приспособиться к жизни в Америке: они плохо ассимилировались в обществе, мало зарабатывали, соглашаясь при этом на работу с плохими условиями труда, становились жертвами мошенников и сами ухудшали криминогенную обстановку в городе. Для иммигрантов Г. Форд вводил обязательное изучение английского языка на бесплатных курсах, а наиболее сознательные и трудолюбивые могли быстрее получить американское гражданство.
6. Отсутствие дискриминации при приеме на работу. В компании Г. Форда нанимали работников независимо от состояния здоровья (вплоть до людей с физическими недостатками), образования, знания английского языка, национальности и гражданства, вероисповедания, и даже при наличии судимости.
Классификация всех видов работ в компании показала, что из 7 882 различных операций 3 595 не требуют от работника физического напряжения, 670 могут выполняться людьми без обеих ног, 2 637 – с одной ногой, 715 – с одной рукой, 2 – без обеих рук, 10 – слепыми. В ноябре 1917 г. среди рабочих насчитывалось более 6 тыс. инвалидов (18 %), из которых 85 % хорошо справлялись с работой[243]. Трудоустройство инвалидов стало традицией компании. Был даже проведен добровольный эксперимент по «трудотерапии» – больные, находящиеся в фордовской хозрасчетной клинике, могли выполнять в палате несложную работу по сборке приборов и получать такую же заработную плату, как и здоровые работники на своем рабочем месте в цехе. Привлечение инвалидов, мигрантов и даже заключенных к работе на предприятиях можно рассматривать как реализацию идеи социальной ответственности бизнеса в обществе, пионером которой был Г. Форд.
7. Ограничение приема на работу женщин. По мнению Г. Форда, основное назначение женщин – семья, а заработка мужа должно хватать на содержание семьи. Однако, если это было невозможно, женщин, конечно, трудоустраивали. В оплате труда женщин уравняли с мужчинами в 1916 г.
8. Учреждение добровольных ссудно-сберегательных касс для работников предприятия. В день выплаты заработной платы желающие могли внести в кассу 1 долл., при этом даже не имеющие вклада могли получить ссуду в размере до 20 долл. под небольшой процент.
В начале ХХ в., в условиях мирового экономического кризиса первой половины 20-х гг., социальная программа подверглась сокращению. Со временем, по мере роста экономики и увеличения спроса на рабочую силу, произошло повышение постоянной части заработка, поэтому стимулирующая роль надбавки упала. На фоне послевоенной инфляции заработная плата в 6 долл. стала восприниматься как норма, а повышение ставки было уже нерентабельным для компании. Акценты в теории организации промышленности снова были смещены в сторону ужесточения дисциплины, как наиболее действенного способа повышения производительности труда. Даже за незначительные проступки рабочих стали увольнять.
Таким образом, для Г. Форда, как и для школы научного управления в целом, характерно механистическое понимание человека. На управление смотрели как на машину, что исключало все социальные функции человека, они относились к области отдаленной от трудовой сферы. Общество должно было начинаться за воротами завода.
Концепция «сельской промышленности». Значительное место в концепции Г. Форда занимала идея комплексного производства, обеспечивающего себя всем необходимым. Преимуществами замкнутой организации производства в рамках одной фирмы являлась независимость от положения дел в смежных отраслях, возможность решить проблему рационального размещения предприятий и транспортных путей, сохранение единого ритма работы как для основного, так и для вспомогательного производства. С этой целью в начале 20-х гг. ХХ в. Г. Форд стал расширять производство автомобилей и тракторов, интегрируя его с источниками сырья и энергии. Компания приобрела участки для строительства ГЭС, железные рудники, угольные шахты, песчаные карьеры, лесные массивы, железную дорогу с подвижным составом, транспортные суда и автобазы. Было налажено металлургическое производство и изготовление комплектующих изделий.
Г. Форд выступал за интеграцию промышленности и сельского хозяйства и превращение последнего в такую же развитую сферу экономики. В период с 1919 по 1945 г. Г. Форд был увлечен идеей строительства в сельской местности мини-заводов компании, использующих энергию малых рек и местную рабочую силу, что позволило бы снизить производственные издержки. В штате Мичиган было построено 20 небольших заводов по выпуску автомобильных деталей и приборов, на которых было занято от десяти до нескольких сот человек. Энергию вырабатывали небольшие электростанции, строившиеся на месте старых заброшенных плотин и водяных мельниц.
Достоинствами «сельской промышленности», по мнению Г. Форда, являлись: экономичность и простота управления, высокая производительность, экологическая чистота и труд на свежем воздухе, рост благосостояния фермеров. Ставки заработной платы были такие же, как и у остальных работников компании. На собственных автомобилях сельские жители успевали и на завод, и на ферму. Однако из-за небольшого объема производства, ограниченности трудовых и энергетических ресурсов, увеличения затрат на перевозку сырья и готовой продукции эти мини-заводы оказались убыточными и не нашли поддержки у других промышленников.
Фермеры, кроме того, должны были создавать не кооперативы по сбыту выращенной продукции, а предприятия по их переработке, повышать производительность сельскохозяйственного труда за счет использования тракторов, грузовиков и минеральных удобрений. В целях экономии времени предлагалось создать общинные коровники и свинарники, а лошадей заменить автомобилем и трактором.
Г. Форду принадлежит еще несколько интересных идей в области организации производства. Так, например, он создал экологически чистые, практически безотходные производства на лесных промыслах, созданная служба утилизации использовала старые автомобили почти полностью, металлический и деревянный лом, опилки, разнообразный мусор.
Несмотря на значительный прогресс в области организации производства, Г. Форд недостаточно серьезно относился к проблемам совершенствования техники, теории управления. Часто его компания управлялась достаточно бессистемно, недостаточно внимания на производстве уделялось рекламе. В одних ситуациях он проявлял себя как прогрессивный руководитель, в других – как автократ. По мнению зарубежных ученых, одним из серьезнейших упреков в адрес Г. Форда является несоответствие созданной им организации ее целям. Кроме того, на Западе Г. Форда часто воспринимают как «эксплуататора», который, хотя он и ставил интересы рабочих и покупателей выше интересов акционеров, всё же уделял недостаточное внимание эффективному управлению персоналом, совмещая применение передовых форм просвещенного патернализма и параноидальные формы принуждения[244].
В целом достижения Г. Форда способствовали росту промышленного производства, развитию сельского хозяйства и сферы обслуживания, активизации процесса урбанизации. Г. Форд разработал системы производства, сборки и транспортировки, ставшие непревзойденными для того времени по своей мобильности и размаху. Считается, что он предвосхитил ставшую популярной в конце ХХ в. концепцию «точно в срок».
Роль школы научного управления в развитии управленческой науки. Экономические преимущества и проблемы социально-экономического развития США конца ХIХ – начала ХХ в. инициировали активные исследования управленческих проблем, что привело к появлению теории менеджмента. Американские основатели научного менеджмента внесли значительный вклад в формирование теории управления. Являясь профессиональными инженерами, они перенесли свои знания о деятельности технических механизмов в сферу управления. Именно техническое образование основателей школы научного менеджмента определило ее специфику. Ф. У. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон, Г. Форд и др. считали, что, основываясь на наблюдениях и замерах, используя логику и анализ, можно значительно усовершенствовать многие рабочие операции и добиться более эффективного их выполнения.
Таким образом, в первые десятилетия ХХ в. менеджмент утвердился и в качестве самостоятельной науки, и в качестве формы профессиональной деятельности. На рубеже XIX–ХХ вв. в США появилась новая система управления работниками, основанная на инженерных расчетах и опытах. При некоторых различиях во взглядах, представители школы научного управления были убеждены в том, что производительность труда работника можно существенно повысить при помощи тщательного планирования производственного процесса, применения научно обоснованных организационных и управленческих методов и адекватного материального вознаграждения.
___________________________________________________________________________________________________________________
[234] Г. Форд высказывал идеи, а формулировал и записывал их соавтор его книг журналист Сэмюэл Краутер.
[235] Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Минск : Попурри, 2009. С. 51–53.
[236] Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Минск : Попурри, 2009. С. 27.
[237] Там же. С. 28–29.
[238] Егоршин А. П. Управление персоналом : учеб. для вузов. 4-е изд. Нижний Новгород : НИМБ, 2003. С. 213.
[239] Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Минск : Попурри, 2009. С. 119.
[240] Там же. С. 121.
[241] Там же. С. 127.
[242] Шпотов Б. Социально-экономические эксперименты Генри Форда // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 6. С. 109–113.
[243] Там же. С. 109–113.
[244] Классики менеджмента : пер. с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 880.
Выходные данные учебного пособия:
История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — 606 с.
Вернуться к оглавлению «История менеджмента: учебное пособие»
Правила жизни Генри Форда
Создателя Ford Motor Company, владельца патентов на 161 изобретений и одного из самых богатых людей мира отличали неукротимая жажда деятельности, нестандартное мышление и безоговорочная вера в себя. Свои мысли об организации производства он изложил в произведениях «Моя жизнь, мои достижения» (1922), «Сегодня и завтра» (1926), «Движение вперёд» (1930).
1. «Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолет взлетает против ветра», — восклицал Генри Форд, выходец из ирландской семьи, жившей в окрестностях Детройта. Родители будущего выдающегося промышленника были довольно патриархальных взглядов. Занимаясь сельским хозяйством, они требовали этого и от сына, у которого к труду такого рода душа не лежала в принципе. В итоге в 16 лет Генри сбежал из дома и уехал работать в Детройт.
У юного Форда была мечта – сконструировать машину для всех, которая воплотит принцип «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения».
«Я создам машину для всех – ее сделают из лучших материалов самые лучшие специалисты по самым доступным чертежам, — мечтал Форд. — У нее будет такая небольшая стоимость, что каждый человек, зарабатывающий деньги, сможет ее приобрести к радости домочадцев и с благословения Божьего».
Первые изобретения Форда оказались неудачными. «Фордмобиль» 1893 года бал похож на современный квадрацикл и вызывал у обывателей недоумение. Однако изобретатель не сдавался и продолжал усовершенствовать модель, одновременно трудясь еще и над созданием бензинового мотора. В то время автомобили оснащали только паровыми двигателями. В итоге уже в 1895 году он рассекал по Детройту на бензиновой «тележке». «…у меня неоднократно возникали проблемы с полицией. Почему, сказать сейчас затрудняюсь, насколько мне известно, тогда не существовало никаких законов относительно ограничений скорости. В любом случае, я вынужден был просить особого разрешения у мэра. Какое-то время являлся единственным человеком в Америке, имеющим водительские права», — писал Форд в биографической книге «Моя жизнь, мои достижения».
Первые образцы авто, созданные Фордом, походили на телегу без лошади и часто смешили людей
2. «Специалисты так умны и опытны, что в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то, они везде видят пределы и препятствия. Если бы я хотел уничтожить конкурентов, то предоставил бы им полчища специалистов», — заявлял Генри Форд, и хотя эти слова, безусловно, были во многом вызваны раздражением, мог игнорировать даже мнения самых опытных советчиков, если был уверен в том, что делает.
В чадности, он на своем предприятии впервые испробовал возможности конвейерной сборки. Это позволило повысить скорость выпуска авто в несколько раз, а следовательно и сделать их более дешевыми а значит, доступными. Именно благодаря удивительному соотношению цены и качества легендарный Ford T с ходу занял 50 процентов рынка.
Работа на конвейере хоть и была нудной, все-таки приносила рабочим хороший доход!
Организация поточного производства по примеру Форда, возникшая в США в первой четверти 20 века, получила название «Фордизм».
3. «Всего два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и страх ее потерять», — считал Форд и активно свое использовал убеждение на практике. Одно из его самых действенных стратегических решений было принято в 1914 году – на заводах «Форда» рабочим начали платить по пять долларов в день (больше ста долларов по нынешнему курсу). При этом рабочий день был сокращен до восьми часов, а рабочая неделя стала шестидневной – Форд стал человеком, который придумал выходной. Фантастические условия труда по тому времени! В результате вопрос текучки кадров был решен раз и навсегда. Претенденты на вакантные места на заводах Ford Motor Company выстраивались в длиннющие очереди, а те, кого приняли, держались за свое место изо всех сил. Проблема кадровой текучки была решена раз и навсегда.
Правда, была у этих райских условий и оборотная сторона. Если на заводе узнавали, что рабочий тратит деньги неразумно: на выпивку, азартные игры или утаивает их от жены – штрафов или увольнения было не избежать. Недоброжелатели даже рассказывали, что на заводах Форда существовала тайная полиция нравов, следившая за личной жизнью работников. Именно система труда в Ford Motor Company обыгрывалась в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932), где обезличенное общество ведет летоисчисление с момента выпуска автомобиля «Форд Т» и граждане осеняются себя Т-образными крестами.
Многие ретро-Форды и сейчас на ходу
Тем не менее, большая зарплата давала рабочим возможность накопить на собственное авто – Новый Ford T! Так что альтруизм Форда привел к небывалому скачкообразному росту продаж.
4. «Я не знаю, какой результат принесёт мне реклама, но даже если я заработаю доллар — я вложу его в рекламу», — такого нехитрого, но действенного правила придерживался Генри Форд. Однако не вся реклама требовала финансовых вложений. Однажды автомобильный магнат получил письмо от благодарного обладателя «Форда» V-8. Подобные послания приходили пачками, и промышленник мог бы его отбросить не глядя, но успел заметить подпись – Клайд Барроу. Тот самый Клайд, который вместе со своей спутницей Бонни Паркер уже более двух лет не давал покоя полицейским всех южных штатов. Помимо похвалы машине и ее создателю в письме содержалось обещание впредь угонять только «Форды». Владелец автоконцерна придал письмо огласке, и Бонни и Клайд сделали ему грандиозную рекламу. Гангстер действительно с завидным постоянством угонял «Форды», особенно модель «Песчаная пустыня» — из-за их обшитых сталью дверей было удобно вести огонь. А когда легендарная парочка была застрелена, всю страну облетело фото изрешеченного пулями коричневого «Форда».
То самое легендарное фото: в этой машине были убиты Бонни и Клайд
5. «Многим людям работа представляется битвой, которой надо как можно скорее положить конец. Жизнь — это не остановка, а путешествие, — гласит еще один из жизненных принципов Генри Форда. — Тот, кто думает, что он остановился, на самом деле катится вниз».
До самых преклонных лет Генри Форд был в отличной физической форме (этого же требовал и от своих сотрудников, к примеру, мог уволить с формулировкой «пока не сбросишь лишний вес») и словно бы и не собирался никогда отходить от дел. Сын Форда Эдсел всю жизнь пробыл наследником, так никогда и не ставшим королем. Даже после первого инсульта, когда здоровье пошатнулось, магнат не соглашался уступать бразды правления молодым. Второй инсульт нанес более весомый удар, лишив Генри Форда возможности четко мыслить, и он все-таки передал компанию Генри Форду II – одному из своих внуков (к тому времени сын уже умер от рака).
Однако даже утративший ясность мысли Генри Форд до конца жизни был в отличной физической форме, а кроме этого еще и сделался вегетарианцем. 7 апреля 1947 года он велел шоферу отвезти его на Ривер-Ружский завод, а после этого побывал на фамильном кладбище. Этой же ночью генри Форд скончался. В момент похорон заводы компании были остановлены.
Принципы успеха Генри Форда
Человек, который придумал автомобильный бизнес, один из самых честных миллионеров. Он ошибался, терял состояние и богател, судился за патенты, выигрывал и проигрывал. Он вытащил Америку из экономической депрессии и стал символом самой мощной экономики в истории человечества.
Принципы производства Генри Форда
Как сказал один американский журналист «книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» не понравится предпринимателям, но она поможет им обогатиться». В ней он раскрывает принципы своего успеха.
Принцип 1: не бойся будущего и не идеализируй прошлое. «Кто боится будущего, то есть неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна – позорен страх перед неудачей. Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам пути и средства к развитию».
Принцип 2: не обращай внимания на конкуренцию. «Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела – преступление, ибо она означает желание навредить в погоне за наживой другому человеку и установить взамен разума господство силы».
Принцип 3: работу на общую пользу ставь выше выгоды. «Без прибыли не может держаться ни одно дело. По существу, в прибыли нет ничего дурного. Хорошо организованное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход и будет приносить таковой. Но доходность должна быть результатом полезной работы, а не самоцелью».
Принцип 4: постоянно меняй методы производства. «Мы постоянно меняем методы нашего производства, вот причина его дешевизны. Это, конечно, не значит, что никогда не надо вносить изменения в сам продукт. Я только считаю более правильным лишь тогда браться за производство, когда бы абсолютно уверены в том, что назначение, внешний вид продукта и материал соответствуют желаемым».
Принцип 5: ставь качество своей продукции превыше всего. «Нужно добиваться, чтобы покупатель постоянно удивлялся, как можно за такую низкую цену давать столь высокое качество. Моя цель состояла в том, чтобы производить с минимальными затратами материалов и человеческой силы и продавать по минимальным ценам, стараясь выиграть за счет объема продаж».
Принцип 6: производить не значит дешево покупать и дорого продавать. «Этот процесс включает в себя обоюдовыгодное приобретение материалов и превращение их в качественный товар, необходимый покупателю, с минимальными издержками. Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно – это значит затруднять указанный процесс».
Философия бизнеса Генри Форда
Производство должно исходить из самого продукта. Фабрика, организация, сбыт и финансовые соображения подгоняются под него. Благодаря этому вы приобретете преимущество и сэкономите время.
≈≈
Если конструкция изделия разработана и изучена основательно, то менять ее потребуется очень редко. Между тем изменения в способах производства, наоборот, будут происходить очень часто и выявляться сами собой.
≈≈
Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать.
≈≈
Лучше направить все силы на усовершенствование уже имеющейся хорошей идеи, вместо того, чтобы гнаться за другими, новыми. Не стоит разбрасываться – одной идеи вполне достаточно для работы.
≈≈
Всякая монополия и всякая погоня за наживой – зло. Для любого человека неизменно вредно, если отпадает необходимость прилагать усилия. Предприятие станет лишь здоровее, если подобно курице, будет разыскивать пропитание.
≈≈
Алчность к деньгам – вернейшее средство не добиться денег.
≈≈
Расточительность и алчность тормозят истинную продуктивность.
≈≈
Моя финансовая политика только следствие моей торговой политики: я утверждаю, что лучше продать большое количество предметов производства с маленькой прибылью, чем малое количество с большой.
≈≈
Непомерно высокие цены всегда являются признаком нездорового дела, неизбежно возникают из ненормальных отношений. Здоровый пациент имеет нормальную температуру, здоровый рынок – нормальные цены.
≈≈
Любой труд, который нам интересен, не в тягость. Успех непременно придет, если работать как следует.
≈≈
Если наша цель – рост, то нужно каждое утро пробуждаться снова и говорить «нет» сну и лени. Бизнесмены гибнут вместе со своим делом потому, что привязываются к старым методам торговли и не могут решиться на нововведения.
≈≈
Если вы требуете от кого-то, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь о том, чтобы он не испытывал финансовых затруднений.
≈≈
Если вместо работы на первый план ставятся финансы, это наносит непоправимый вред и умаляет значение настойчивого труда.
≈≈
Преобладающая забота о деньгах, а не о работе, влечет за собою боязнь неудачи. Эта боязнь тормозит правильный подход к делу, вызывает страх перед конкуренцией, заставляет опасаться изменения методов производства, бежать от каждого шага, меняющего существующую ситуацию.
≈≈
Всякому, думающему прежде всего об упорном труде, о наилучшем исполнении своей работы, открыт путь к успеху.
Раздел 4. Принципы управления Генри Форда. — КиберПедия
Для организатора производства, да и для всякого делового человека интересна и поучительна жизнь одного из основоположников автомобильной промышленности США Генри Форда (1863-1947гг.). Неординарная мысль, творчество, целеустремленность, упорство в достижении цели, трудолюбие — главные качества, свойственные Форду. Будучи сыном фермера, он обратил внимание на то, что люди выполняют много тяжелой ручной работы. С ранней юности он начал думать о том, что многое можно делать иначе, с меньшими затратами труда, а позже критиковал рядовое крестьянское хозяйство за то, что в нем не используется механическая энергия и электричество, идет хищническая трата времени и сил, в чем кроется причина высоких цен и малого заработка. Поэтому Форд обратился к технике. В 17 лет окончил школу и поступил учеником в механическую мастерскую на 3 года. Одновременно ночью работал в починочной мастерской ювелира. Любил решать особенно трудные задачи.
Когда ученичество закончилось, стал работать экспертом по сборке и починке локомобилей. Построил телегу с паровым двигателем. Прочитав в английском журнале о бесшумном газовом двигателе, заинтересовался им и в 1887 г. сконструировал модель четырехтактного мотора, который работал на газолине. Этот мотор явился исходным пунктом для дальнейших работ с двигателем внутреннего сгорания.
Продвигаясь по службе до должности инженера и механика, а затем первого инженера, все свое свободное время он отдавал работе над новым мотором. Примечательна его мысль о том, что ничто, действительно нас интересующее, не тяжело для нас.
В 1892 г. Форд изготовил первый автомобиль. Несколько позже увидел немецкий автомобиль Бенца, решил, что ничего особенного в нем нет. В 1899 г. Г. Форд отказался от службы, чтобы полностью посвятить себя автомобильному делу. В результате в 20-е годы нашего столетия появилось общество автомобилей Форда. Основатель общества стал крупнейшим промышленником, миллиардером, одним из самых богатых людей на свете.
Г. Форд по сути прокладывал новый путь в развитии капиталистического общества. В своей книге «Моя жизнь, мои достижения» он заявляет, что цель его теории — создать из мира источник радостей. Однако современная ему система, по его мнению, мешала производству достичь высшей производительности, у множества людей она отнимала продукт их труда. Одной из причин недостатков системы Форд считал отсутствие плана. Он утверждал: все зависит от степени планомерности и целесообразности. Итак, Форд предлагает использовать планомерность.
Для Форда характерно мудрое общечеловеческое содержание суждений, стремление к справедливости. В свое время наблюдая алчную погоню американцев за деньгами, Г. Форд с огорчением отмечал, что акции и облигации для них важны, а не работа. Позиции Форда были иными. На первое место он ставил труд и принципы служения обществу. Он говорил: делай прилично работу и она даст доход. Деньги ничего не стоят, так как сами не могут создавать ценности. Капитал должен стать средством производства. Он стоит столько, сколько производит. Прибыль всегда должна идти за производством, а не предшествовать ему. Перевес финансовых интересов губит принцип служения.
Кратчайшая дорога к деньгам, подчеркивал Форд, лежит через труд. Кто обладает мыслительной силой и работоспособностью, неминуемо будет иметь успех. Праздность и труд дают различные результаты. Кто стремится к покою и создает себе досуг, не имеет основания жаловаться. Он не может одновременно и предаваться праздности и пожинать плоды работы.
Актуально для нашего времени поисков нового пути в развитии общества следующее высказывание Форда: «Дела — это ничто иное как работа. Наоборот, спекуляция с готовыми продуктами не имеет ничего общего с делами — она означает не больше и не меньше, как более пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путем законодательства… Работа и тоолько работа в состоянии созидать ценности.»
«Алчность к деньгам — вернейшее средство не добиться денег». Задача предприятия — производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. А условие такого производства — чтобы его продукты были доброкачественны и дешевы, чтобы продукты эти служили на пользу народу, а не только одному производителю.
Труд может служить, по мнению Форда, лекарством от депрессии.
Единственно, что важно, — это повышение работоспособности, увеличение выработки. С этой точки зрения, можно смотреть на всякую так называемую деловую депрессию, как на прямой призыв, обращенный к уму и мозгу делового мира данного общества, приглашающий его лучше работать. Одностороннее ориентирование на цены вместо работы безошибочно определяет тот тип людей, которые не имеют никакого права вести дела, быть собственниками средств производства… «Делячество» захватило с самого начала область честнейшей из всех человеческих деятельностей и заставило ее служить спекулятивной хитрости тех, кто искусственно вызывает недостаток продуктов питания и других предметов первой необходимости, с целью вызвать искусственно повышенный спрос. Так искусственная заминка сменяется искусственным вздутием цен.
Принцип трудового служения должен излечить и излечит болезнь так называемых «плохих дел», тем самым мы пришли к практическому осуществлению принципа служения.
Производство, для Форда, — предпосылка и условие прогрессивного развития всех сфер жизни человечества.
Г. Форд привлек внимание и к паразитическому характеру бюрократии, плодящей бумаги и отчеты с целью приобретения титулов и синекур.
В производстве для Форда главной является та же цель, что и в жизни в целом — простота. Он говорил: следует взять что-либо, доказавшее свою пригодность, и устранить в нем все лишнее. Устраняя излишние части и упрощая необходимые, мы одновременно устраняем и излишние расходы по производству. Мы должны исходить из фабриката: действительно ли он так хорош, как должен быть — выполняет ли он в максимальной степени свое назначение. Затем — применен ли материал лучший из возможных. И, наконец, — допускает ли он упрощение в конструкции и уменьшение веса. Универсальная машина должна отличаться, по Форду, следующими качествами:
1. Первоклассный материал для наиболее длительного и частого употребления.
2. Простота, так как публика не состоит из механиков.
3. Достаточная сила мотора.
4. Полная благонадежность.
5. Легкость.
6. Безопасность в езде. Следует быть всегда хозяином скорости езды, чтобы предупредить всякий сомнительный случай.
7. Незначительный вес автомобиля. Чем тяжелее двигатель, тем больше требуется бензина, масла. Чем легче вес, тем меньше расходы по движению.
Форд сумел убедить человечество, что автомобиль не забава и не роскошь, а средство передвижения и высвобождения времени. В 1922г. концерн «Форд» выпускал каждый второй автомобиль в мире и три из пяти в США.
Цель производства для Форда состояла в том, чтобы производить машины с минимальной затратой материала и человеческой силы, а продавать дешевле. Причем, Форд заботился о достаточном доходе для работника с тем, чтобы он мог удовлетворить свои насущные потребности, а также потребности жены, детей. Тогда труд станет добрым другом, и рабочий отдаст ему все свои силы. Плата должна избавить и от заботы от старости, когда рабочий не сможет, да и не должен работать. Плата, говорил Форд, не что иное как определенная доля прибыли. Часто в конце года оказывается, что может быть выплачена большая сумма прибыли. В таком случае она должна быть выплачена. Кто сотрудничает с предприятием, тот имеет право на долю прибыли в форме приличной платы или жалованья, или особого вознаграждения. Для справедливой оплаты труда Форд предлагал создать систему, основанную на тщательном исследовании, хронометраже, вычислении, учитывающую затраты энергии, изнашивание сил человека, семейное положение и т.п. «Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь о том, чтобы он не испытывал финансовых затруднений. Это окупается… Высокие ставки являются самым выгодным деловым принципом».
Форд выдвинул следующие общие принципы производства:
1. Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. Кто боится будущего, т.е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна; позорен страх перед неудачей. Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам пути и средства к развитию.
2. Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела — преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы.
3. Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. По существу в прибыли нет ничего дурного. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход и будет приносить таковой. Но доходность должна получаться в итоге полезной работы, а не лежать в ее основании.
4. Производить не значит дешево покупать и дорого продавать. Это, скорее, значит покупать сырые материалы по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт, распределяемый затем среди потребителей. Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно — это значит затруднять только указанный процесс.
5. Успех в производстве зависит исключительно от искусства производителя служить потребителю. Предлагать то, что ему нравится. Ему можно угодить качеством или ценой. Больше всего ему можно угодить высшим качеством и низкими ценами; и тот, кто сможет дать потребителю лучшее качество по низким ценам, непременно станет во главе индустрии — безразлично, какие бы товары он ни производил. Это непреложный закон.
Организационно-технические принципы управления Форда сводились к следующему:
во-первых, строгая, построенная по вертикали организация управления объединением ряда предприятий, конечная цель которых — изготовление автомобиля. Управление всеми частями и этапами производства, начиная от каучуковых плантаций, рудников, металлургических заводов и кончая сборочным конвейером, из одного центра;
во-вторых, массовое производство, обеспечивающее наименьшую стоимость изделия, удовлетворение массового спроса покупателей и наибольшую прибыль;
в-третьих, развитая стандартизация, которая давала возможность быстро и без лишних затрат переходить на новые модификации автомобиля при постоянстве базовой модели;
в-четвертых, конвейер с глубоким разделением труда, который членился на сотни и тысячи мелких операций. Это давало возможность сделать производство непрерывным, массовым и вместе с тем дешевым — труд на таком потоке требовал высокой квалификации;
в-пятых, постоянное совершенствование управления производством.
Кроме того, Форд ввел 8-ми часовой рабочий день на своих предприятиях и готовился к переходу на пяти дневку, организовал школы со стипендиями талантливым ученикам, создал своего рода лабораторию для изучения условий труда, быта и досуга работников.
Деятельность Форда связана с поточно-конвейерным производством, прогрессивным для того времени, но монотонным и изматывающим рабочего. Тем не менее разработка операционно-модульных технологических схем создавала предпосылки для будущей автоматизации, роботизации и компьютеризации производства. Взлет промышленной революции предопределил будущую научно-техническую революцию. Личность Г. Форда стоит как бы между Ф. Тейлором и Э. Мэйо. Именно Г. Форд заявил: «Чего нам не хватает — это внимания к человеческому элементу в нашей деловой жизни, и решение этой проблемы заключается в признании товарищеского отношения людей между собой».10 Работодатель, по мнению Форда, обязан выполнить еще больший труд, чем его подчиненные.
Литература к разделу 4:
1. Генри Форд. Моя жизнь, мои достижения. — М.: Финансы и статистика, 1989.
2. Форд Г. Из книг «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра» // Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. – М.: Республика, 1992. – С. 306-350.