Притча о справедливости — Притчи православные — православная социальная сеть «Елицы»
Притча о справедливости
Один старец ушёл в отшельники и на протяжении десяти лет молил Бога об одном: узнать, почему одни люди рождаются или становятся богатыми, а другие — бедными. И почему чаще всего творчески одарённые люди — бедняки, а богатые — это, как правило, самые заурядные личности, которые просто родились в удачной семье. Ну почему творится такая несправедливость???
И вот — Бог смилостивился и послал к нему Ангела. Ангел сказал: «Я не буду ничего объяснять. Для начала просто закрой глаза».
Старец закрыл глаза, а когда открыл их, очутился на дереве, в дупле. Ангел продолжил:
«Здесь ты пробудешь три дня. Наблюдай за происходящим».
И стал монах наблюдать…
На первый день проскакал всадник на вороном коне, в блестящих латах. Около дерева от седла случайно отвязался мешок и шлёпнулся на землю. На второй день подошёл к дереву фермер, развернул скатерть, уставил её едой и начал было есть, но вдруг заметил мешок. Он увидел, что в мешке золото, ужасно обрадовался и побежал с мешком дальше, оставив обед под деревом. На третий день проходил бедный странник, увидел еду и набросился на неё с жадностью. Не успел он докончить трапезу, как вернулся всадник на вороном коне и стал требовать вернуть свои деньги. Стал его мучить, а потом убил, поняв, что это бесполезно.
«Подожди, — ответил ему Ангел. Я сейчас тебе растолкую смысл увиденного:
Тот всадник — это богач. Он объезжал свои владенья и собирал подати. У него ещё полно таких же мешков, какой он потерял. Просто жадность не давала остановиться — других ценностей, кроме злата, у него нет.
Тот фермер обанкротился и заложил своё имущество. Вчера был последний день возврата денег, и если бы он не нашёл этот мешок, он бы остался без всего и попал бы в тюрьму. Но он откупился найденным золотом и спас себя и семью.
Тот бедный странник в молодости, будучи сильно пьяным, убил человека. После этого он страдал всю свою жизнь, раздал имущество бедным и молил Бога о мученической смерти, дабы искупить свой грех. Вчера его желание исполнилось, и теперь он не просто искупил свой грех, но стал ещё и святым мучеником.
Всадника же, убившего его, теперь будут преследовать кошмары. Он раскается и начнёт помогать бедным».
Сборник притч на тему «Справедливость»
Притчи о главном
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Составитель студент IV курса
“Ангарского педагогического колледжа”
Алексеева Яна
2017
Сборнику притч «Притчи о главном: Справедливость”
Справедливость – это ответ на поступки, когда человек получает то, что заслужил. Если человек совершает доброе дело – оно возвращается добром и хорошим отношением. Но если человек совершает плохой поступок, даже если о нём никто не узнает, то позже это все равно станет известно.
В сборник вошли пословицы, поговорки, стихи, притчи, сказки и рассказы классических и современных авторов для детей младшего школьного возраста о справедливости.
Содержание
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ………………5
Я ЛИШНИЙ (А. Барто)……………7
ДВА ПИРОЖНЫХ (Ю. Ермолаев)………8
МИТИНА ПАМЯТЬ (Э. Мошковская)…………………11
СПРАВЕДЛИВОСТЬ (притча)…………………………13
РАЗДЕЛИТЕ ТАК, КАК РАБОТУ ДЕЛИЛИ (В. Осеева)………14
ПЁРЫШКО (В. Осеева)……………………………………………17
ПРИТЧА О СПРАВЕДЛИВОСТИ………………………………..19
НЕТ НА СВЕТЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ (притча)……………….21
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О СПРАВЕДЛИВОСТИ
Без мудрости нет справедливости.
Бог даёт справедливому.
В правде Бог помогает, а в неправде карает.
Всяк про правду трубит, да не всяк правду любит.
Где нет справедливости, там нет счастья.
Горько терпеть не справедливость, а ещё горше – её творить.
Дело справедливости – искать правду.
За правого Бог и добрые дела.
За правое дело стой смело.
Как аукнется, так и откликнется.
Правда прямо идёт, а ни обойти её, ни объехать.
Поступай с людьми так, как хочешь чтобы они поступали с тобой.
Спокойствие страны – в справедливости.
Только правда может быть справедливой.
Что посеешь, то и пожмёшь.
Настоящий человек тот, у которого справедливость есть.
Справедливому нет наказания.
Г де справедливость, там и правда.
Справедливый победит.
Сила дружбы в справедливости.
В чужом деле каждый любит справедливость.
Справедливое слово камень раздробит.
Справедливость у человека нигде не пропадет.
У несправедливого человека нет настоящих друзей.
Человек становится сильным и смелых, когда его дело справедливо.
А. Барто
Я лишний
Окапывали вишни.
Сергей сказал: — Я лишний.
Пять деревьев, пять ребят —
Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни,
Сергей выходит в сад.
— Ну нет, теперь ты лишний!
Ребята говорят.
Ю. Ермолаев
Два пирожных
Мама вошла в комнату и сказала:
— Помогите-ка мне, дочки, вымыть посуду.
В это время старшая сестра Наташа читала книгу о путешествиях по Африке, а младшая, Оля, лепила из пластилина булочки и крендельки. Помогать маме им, конечно, не хотелось. Но Оля решила так: сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду. И пошла в кухню.
— Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю, — сказала ей вдогонку Наташа и добавила:
— Такая интересная книга, прямо не оторвёшься!
Немного погодя Оля вернулась в комнату за Наташей:
— Что же ты не идёшь, мы с мамой уже почти всю посуду перемыли.
А меня здесь нет, — не отрываясь от книги, проговорила Наташа. – Я путешествую сейчас в долине реки Конго. Вокруг меня пальмы, тропические лианы, попугаи. – И она перевернула страницу.
Постояла Оля около сестры, вздохнула и опять ушла на кухню одна. Минут через двадцать она принесла чистые тарелки, убрала в буфет и принялась за лепку.
— Ну вот я и дома, — закрывая книгу, проговорила Наташа и вдруг рассмеялась.
– Чем это ты губы вымазала?
— Кремом, — похвасталась Оля. – Я два пирожных съела. Одно за себя, а другое за тебя.
— Зачем же за меня? – нахмурилась Наташа.
— Мама велела. Она сказала, что ещё неизвестно, когда ты вернёшься из Африки: Африка – то далеко, а пирожное с кремом может испортиться.
О чем попросила мама дочек?
Что делали в это время девочки?
Что получила Оля от мамы после того, как она вымыла посуду?
Почему Наташа осталась без пирожного?
Как вы думаете, мама правильно поступила? Почему?
Э. Мошковская
Митина память
У Мити все было. Игрушки. Мама. Папа. Любимый дядя. Но не было у него памяти. Куда-то она делась. Он забывал почистить зубы. Он забывал помыть руки. Он все забывал! Это было так огорчительно, что Митина мама и Митин папа решили пойти и купить ему немного памяти. Но любимый Митин дядя сказал:
— Не надо. Не надо зря тратить деньги. Тем более, что память очень дорогая вещь. Я обещаю найти ее двадцать пятого числа.
— Но двадцать пятого числа у Мити день рождения! — сказала мама.
— Вот и прекрасно! — сказал дядя.
А потом пришли гости и принесли подарки. Дядя тоже пришел. Дядя сказал:
— Нашлась!
— Где она? — спросили сразу мама и папа.
— Погодите, — сказал дядя, — сначала я подарю трубу.
И он подарил очень хорошую трубу, которая так трубит, что все убегают из дому.
— Почему труба? — спросил Митя. — Ты забыл, что ты мне обещал? Ты еще в прошлом году обещал подарить мне велосипед! Да, да! Я помню, как ты мне обещал!
— Видите? — сказал дядя. — Вы видите?
— Видим! — закричали Митины мама и папа и все гости. Потому что они увидели Митину память.
Она стояла на паркете.
Она блестела.
У нее было целых три колеса и одно запасное!
Притча
Справедливость
Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.
Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!
И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать!
В. Осеева
Разделите так, как делили работу
Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.
Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:
— Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.
Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко, маленькое и легкое как перышко, из него в жаркие дни учитель пил воду.
Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем.
Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду в игрушечном ведерке.
Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стакан, также наполненный медом.
— Отнесите эти подарки своим матерям, — сказал учитель. — Пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил.
Но ни один из мальчиков не протянул руки.
— Мы не можем разделить это, — смущенно сказали они.
— Разделите это так, как делили работу, — спокойно сказал учитель.
В. Осеева
Пёрышко
У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошёл к доске, Федя обменял своё перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил:
– Зачем ты взял моё пёрышко?
– Подумаешь какая невидаль – пёрышко! – закричал Федя. – Нашёл чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать при несу.
– Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! – рассердился Миша.
Вокруг Миши и Феди собрались ребята.
– Жалко пёрышка! Для своего же товарища! – кричал Федя. – Эх ты!
Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:
– Да я не давал тебе… Ты сам взял… Ты обменял…
Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал руками и кричал на весь класс:
– Эх ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!
– Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом! – сказал кто-то из мальчиков.
– Конечно, отдай, раз он такой… – поддержали другие.
– Отдай! Не связывайся! Из-за одного пера крик подымает!
Миша вспыхнул. На глазах у него показались слёзы.
Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из неё Мишино перо и бросил его на парту.
– На, получай! Заплакал! Из-за одного пёрышка!
Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Миша всё сидел и плакал.
Притча о справедливости
Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо? Отец Паисий говорил:
— Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.
— А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его. Тогда старец приводил такой пример.
— Представь, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?
Нет, — дружно ответили все,- это несправедливо!
Отец Паисий продолжал:
— Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?
— Да, справедливо! — сказали все.
Но это — человеческая справедливость, — заметил отец Паисий. — Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал:
— Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! А я могу съесть только одну.
— Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость, — заключил свой рассказ старец.
Притча
Нет на свете справедливости
— Нет на свете справедливости! — жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
— Доколе же неправду терпеть! — возмущённо крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
— Житья нет от произвола! — промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
— Успокойтесь, друзья! — сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе. — В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пёс присел на задние лапы.
— Справедливость, — продолжала сова, — это высший канон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому канону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живёт и трудится пчелиный рой.
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчёл основная забота — сбор нектара с цветов, у других — работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчёлы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от неё ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчёлы бережно носят её на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, её ждёт неминуемая кара.
В природе всё мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.
Притча о справедливости, мудрости, добре и счастье — Альтернативный взгляд Salik.biz
Когда царю Давиду пришло время умирать, призвал он к себе сына, будущего царя Соломона.
— Ты уже побывал во многих странах и видел много людей, — сказал Давид. – Какое у тебя мнение о мире?
— Salik.biz— Везде где я был, — ответил Соломон, царят несправедливость, глупость, зло, несчастье. Я не знаю, почему так устроен наш мир, но я очень хочу его изменить.
— Хорошо. А ты знаешь как сделать это?
— Нет отец.
— Тогда послушай.
И царь Давид рассказал будущему царю Соломону такую историю.
Давным-давно, когда мир был юн, землю населял один-единственный народ. Правил этим народом Царь, имя которого время не донесло до нас. Было у него четверо детей – их имена тоже канули в Лету. Когда пришло его время умирать, он призвал к себе четырех наследников и завещал им нести людям Справедливость, Мудрость, Добро и Счастье.
Рекламное видео:Несправедливость – сказал он, возникает из-за того, что человек относится к миру очень пристрастно. Чтобы стать справедливым, человек должен избавиться от власти чувств. Он должен всегда поступать так, как будто мир существует независимо от него. «Мир существует, а я не существую» — только этот принцип может взять за основу справедливый человек.
Глупость – продолжал он, возникает потому, что человек зная ничтожно мало о огромном и многообразном мире только с позиции своего знания. Как невозможно вычерпать море, так и невозможно полностью познать мир. Расширяя свои знания, человек лишь переходит от большей глупости к меньшей. Поэтому мудр тот человек, который ищет истину не в мире, а в самом себе. «Я существую, а мир не существует» — этим принципов руководствуется мудрец.
Зло – сказал Царь, появляется тогда, когда человек противопоставляет себя миру. Когда он ради своих целей вмешивается в естественный ход событий и подчиняет все своей воле. Чем больше человек стремится господствовать над миром, тем больше мир сопротивляется ему, ибо зло порождает зло. «Мир существует и я существую. Я растворяюсь в мире.» — вот основа для тех, кто несет в мир Добро.
И наконец – Несчастье испытывает тот человек, которому чего-то не хватает. И чем больше ему этого не хватает, тем более он несчастен. А так как человеку всегда чего-нибудь не хватает, то утоляя свои желания, он лишь переходит от большего несчастья к меньшему. Счастлив тот человек, внутри которого весь мир, — ему не может чего-либо не хватать. «мир существует. И Я существую, весь мир растворен во вне.» – вот формула Счастья.
Царь передал эти формулы сыновьям, и вскоре умер. Наследники же, заметив что формулы Справедливости, Мудрости, Добра, Счастья противоречат друг-другу, решили поступить следующим образом. Они разделили весь народ на четыре равные части и каждый стал управлять своим. Один нес людям Справедливость, второй – Мудрость, третий – Добро, а четвертый – Счастье. В результате на Земле появились Справедливый народ, Мудрый народ, Добрый народ и Счастливый народ.
Прошло время и постепенно народы перемешались. Справедливые люди хорошо знали, что такое справедливость, но совсем не знали, что такое мудрость, добро и счастье. Поэтому справедливые люди несли в мир глупость, зло и несчастье. Мудрые люди несли в мир несправедливость, зло и несчастье. Добрые люди несли в мир несправедливость, глупость и несчастье. А Счастливые люди несли в мир несправедливость, глупость и зло — так закончил свой рассказ царь Давид.
— Поэтому тебе, Соломон, мир и кажется таким скверным.
— Я все понял, — ответил Соломон. – Надо научить всех людей всему сразу – и Справедливости, и Мудрости, и Добру и Счастью. Я исправлю ошибку наследников Царя
— Хорошо, — сказал Давид.но ты не учитываешь, что мир уже изменился. Несправедливость, зло и несчастье уже перемешаны среди людей. Они породили страх. Чтобы породить эти пороки нужно прежде всего справиться со страхом.
— Тогда объясни мне, как побороть страх.
Страх бывает разным. Но главная его форма такова: в радости люди боятся смерти, а в печали – бессмертия. И лишь тот, кто знает цену и радости, и печали не боится ни смерти, ни бессмертия.
… Давно жил Царь Соломон, но люди помнят его. Его называли справедливым, добрым, счастливым и бесстрашным.
Притча о справедливости. Притчи
Притча о справедливости
31 декабря, 2007
Давным-давно, но всё же во времена не столь отдалённые (ибо все времена похожи, просто не все об этом догадываются) в земле Уц, что в стране Нод, жил праведник. Во всякой земле временами появляются праведники, даже в стране Нод, совершенно не приспособленной для праведной и честной жизни.
Поэтому вряд ли кто удивится, узнав, что праведник земли Уц не был богат, силён и могуществен. Не пользовался он и уважением, или хотя бы жалостью ближних: откровенно говоря, все считали его идиотом, презирали и глумились — хотя и не часто, потому что у жителей земли Уц хватало других забот.
Нищий, ютился он в жалкой лачуге, мучаясь от голода и холода, а ещё от болезни, которой страдал с раннего детства и которую не могли вылечить никакие врачи. Временами, когда ему становилось лучше, он выходил оттуда и шёл в людные места, чтобы проповедовать добро и взывать к совести человеческой. Уходил оплёванный, иногда битый и всегда не понятный. Но, отлежавшись, он снова шёл проповедовать, ибо любил людей. Своих обидчиков он прощал, хотя это бывало и трудно. Но праведник понимал, что они, в сущности, не виноваты в своей грубости и жесткости, ибо жизнь в земле Уц тяжела и неказиста, а добру их никто не учил. И, несмотря на тщетность своих усилий, праведник верил, что его слова, как семена, прорастут в душах слышавших его — а как можно ненавидеть людей, в которых ты оставил (или думаешь, что оставил) своё семя? Поэтому праведник любил ближних, несмотря на полное отсутствие взаимности.
Не роптал праведник и на светлых Богов, ибо знал, что люди сами виноваты в своих грехах, Боги же добры и справедливы. К тому же, вздыхал он, дела на земле так запутаны, что и самый Свет не разобрался бы в них. Зато он крепко уповал на Суд Богов, который ждёт каждого после смерти. Ибо уж там каждый получит своё. Иногда праведник задумывался, как же всё-таки судят Боги — по тому, что человек хотел сделать, или по тому, что у него вышло. Но быстро оставлял такие мысли, уповая на то, что Бог Богов, Верховный Судия, чьи глаза всегда закрыты, лучше знает, кого и как судить.
Был лишь один человек, которого праведник ненавидел. То был правитель страны Нод.
Опять же, вряд ли кто удивится, узнав, что в стране Нод не бывало хороших правителей. Их и не будет, ибо правитель страны Нод не бывает хорошим, — или же он быстро перестанет быть правителем. Но тот правитель был худшим из всех. Жестокий, алчный и надменный, он разорял страну во имя своих прихотей, ввергал в войны и опустошения, а когда не было войн, бесчинствовал по-другому — например, вводил непосильные налоги или общественные работы. Законы и обычаи были для него меньше чем ничто — он даже не знал их, во всём утверждая лишь свою волю. Он мог убить человека, если ему нравилась застёжка на его плаще. Богов он презирал, мочился на алтари Света и почитал богом только себя. Жрецов и служителей Света он истребил почти всех, так как подозревал их в непочтительности.
Ненавидел он также людей родовитых и знатных, и истреблял их по всякому поводу, даже устраивал мерзкие зрелища, где благородных мужей бросал на съедение тиграм и гиенам, а их жён и дочерей отдавал нищим и прокажённым на потеху. Был он, кроме того, необузданно похотлив, так что мужчины прятали от него жён, а матери — детей, мальчиков и девочек, ибо в своей порочности правитель не различал полов. Творил он и иные непотребства, о которых невозможно говорить, не оскорбляя слуха.
Когда же долготерпеливый народ страны Нод поднял мятеж, правитель подавил сопротивление с такой жестокостью, что даже цари других царств содрогнулись от зависти и восхищения, а земля Уц обезлюдела почти полностью, ибо правитель казнил в той земле девять мужчин из десяти, а оставшихся в живых велел оскопить. Оскопили и праведника. И хотя ему не было нужно то, чего его лишили — но правителя страны Нод он возненавидел ещё сильнее.
Так что, если бы праведник был в силах, он бы сам, своими руками, умертвил правителя страны Нод. Но он, как и всякий праведник, был слаб, нищ и жалок, и ничего не мог против сильного и жестокого. Единственное, что он мог — молить светлых Богов, чтобы те избавили землю от этого чудовища. Но Боги молчали, а правитель продолжал бесчинствовать.
Праведник земли Уц прожил жизнь в нищете и унижении, презираемый людьми и забытый Богами. В конце концов он умер, как и все люди. И в тот же день умер правитель страны Нод.
После смерти праведник пошёл путём всех душ — на Суд Богов.
Поскольку божественные дела делаются неспешно, ждать пришлось тысячу лет. Впрочем, для душ, пребывающих по ту сторону жизни, время не имеет особенного значения. Но праведник всё же торопился. И не потому, что ему не терпелось вкусить райских блаженств, полагающихся ему в награду — не испытав в своей жизни ни единого земного блаженства, он не умел желать и блаженств небесных, ибо не знал, что это такое. Нет, ему хотелось лишь одного: увидеть душу жестокого правителя земли Нод, низверженную в ад. Это примирило бы его с миром.
Но всё проходит. Подошла и его очередь, и он узрел Престолы Богов. И предстал он перед силами Света, и пал на лицо, ожидая определения своей судьбы.
И тогда Бог Богов, Верховный Судия, чьи глаза всегда закрыты, спросил его:
— Как судить тебя, человек — по делам твоим или по намерениям?
— Суди по делам, — попросил праведник, ибо знал, что не делал зла.
Тогда Верховный открыл правый глаз, видящий дела.
— Что ж, — сказал он. — Я вижу, ты за всю свою жизнь не сделал ничего полезного и принёс ужасающее количество вреда. Такому грешнику, как ты, место — в самых глубинах ада. Взять его!
И адские служители схватили праведника и потащили его в ад.
— Подожди! — закричал праведник. — Это ошибка!
— Я не ошибаюсь, — сказал Верховный. — Но отпустите этого человека, чтобы он, перед тем, как познать адские муки, познал и свои грехи.
И адские служители отпустили праведника, и он вновь упал на лицо.
— Ты, — сказал Верховный, — не сделал в своей жизни ничего полезного. Ты не завёл семью, не вырастил детей, не скопил богатств. Ты лишь ленился и бездельничал. Но таких было много. Ты же совершил много худшее, ходя между людей и проповедуя им некое учение о так называемом «добре» и «совести». Тебя гнали, плевали вслед, но многим запали в душу твои слова, — и, как семена, прораслит в душах слышавших их. Некоторые даже записывали твои речи по памяти и пересказывали другим. После твоей смерти возникло учение твоего имени. Да, оно было далеко от того, что ты пытался проповедовать, но мы ведь судим по делам… Постепенно оно распространялось в народе, а потом дошло и до верхов. Учение это сплотило землю Уц, а потом покорило и страну Нод. В конце концов его приняли все. Во имя этого учения правители страны Нод установили порядки, препятствующие всякому развитию. Страна начала хиреть и загнивать. Тогда правители Нод ввязались в войны с соседями. Воодушевлённые своей верой, солдаты страны Нод захватили соседние страны и установили там свои порядки. Сейчас на главной площади столицы Нод воздвигнута твоя статуя — из золота, награбленного в соседних краях. Статуя та обмазана кровью жертв, принесённых тебе, как основателю великого учения. Твоё имя на устах убийц. Ты стал причиной величайших мерзостей и заслуживаешь худших наказаний, какие только может измыслить ад. Взять его!
И адские служители снова схватили праведника и потащили его в ад.
— Подожди! — закричал праведник. — Я невиновен! Я не хотел всего этого!
— Значит, — сказал Верховный, — ты просишь, чтобы тебя судили по намерениям?
— Да, да! — закричал праведник. — Суди по намерениям!
Тогда Верховный открыл левый глаз, видящий глубины души.
— Что ж, — сказал он. — Я вижу, ты всю свою жизнь был негодяем. Ты желал ближним, чтобы они бросили свою весёлую жизнь и предались унынию и самоистязанию. В глубине души ты страшно завидовал им и одновременно гнушался ими. Да, ты подавлял в себе эти порывы, но мы судим по намерениям… Так вот, в глубине души ты ненавидел всех, и ненависть эта была такой сильной, что сжигала тебя. Себя ты тоже ненавидел и бессознательно причинял себе всё то зло, которое только мог причинить. Ты — ходячий рессентимент, воплощение зловредного ничтожества. Оттого-то ты всю жизнь и промучился — а теперь за своё злонравие получишь ещё и воздаяние в аду. Взять его!
И адские служители снова схватили праведника и потащили его в ад.
— Подожди! — закричал праведник. — Да, во мне было зло, но я же смог его подавить и быть добрым! Да, моё учение извратили, но я не хотел этого! Открой оба глаза! О намерениях нужно судить по делам, а о делах — по намерениям!
Бог открыл оба глаза и улыбнулся.
— Ты неглуп, — сказал Верховный. — Поэтому, прежде чем ты отправишься в ад, я, пожалуй, дам тебе небольшое утешение. Сейчас ко мне поступила душа человека, которого ты ненавидел больше всех. Он был правителем твоей страны при твоей жизни. Я не дам тебе его судить, но ты сможешь выбрать, как я это сделаю.
И перед ними появилась душа правителя страны Нод и пала на лицо, ожидая приговора.
— Ну что, — снова улыбнулся Бог — судить мне его по делам или по намерениям?
— Я понял. Если ты будешь судить его по делам, — сказал праведник, — ты найдёшь, что они принесли много добра.
— Угадал, — осклабился Верховный. — Правление этого человека было чертовски прогрессивным. Он боролся с засилием аристократии и успешно истребил её под корень. Он же нанёс смертельный удар по идолопоклонничеству, разрушая храмы и расчищая дорогу прогрессивному монотеизму… ах, если бы не твоё мерзкое учение, которое всё извратило, но это уже твоя вина. Далее, его войны ослабили и уничтожили в зародыше две тоталитарные империи, четыре авторитарные диктатуры и одну религиозную сатрапию. Он же своим развратом уничтожил остатки патриархального сознания и почитания власти, открыв путь для республиканской идеи. Изнасилованные им женщины рождали здоровых детей, что оздоровило генофонд страны. Даже то, что он уничтожил население земли Уц, пошло на пользу, ибо в крови жителей этой земли жила редкая наследственная болезнь, от которой, кстати, страдал и ты. Так или иначе, по своим делам он достоин райского блаженства.
— Но и по намерениям его не нужно судить, так как ты сочтёшь, что они были благими, — медленно проговорил праведник.
— Да, и это чистая правда, — подтвердил бог. — Все глубинные помыслы этого человека были чисты. Он, в сущности, хотел всем добра. Искренне почитая себя моим избранником — в чём он не сильно ошибался, — он почитал нарушителей своей воли богохульниками, и карал их за богохульство. Он был несколько обидчив, но это оттого, что в раннем детстве он был лишён родительского тепла и внимания. К тому же…
— Я понял, — перебил его праведник, — если смотреть в душу достаточно глубоко, то в ней можно увидеть всё то, чего в ней нет на поверхности. Поэтому я прошу тебя — суди его не по тому, чего он хотел, и не по тому, что он сделал и что из этого вышло впоследствии. Суди его по тому, что он имел и что претерпел. Ибо в наше время праведные жили плохо, а неправедные — хорошо.
— Ты не столь умён, как мне показалось, — заметил бог, — но почему бы не исполнить твою просьбу? Что ж, давай посмотрим на его уровень жизни, и заодно на твой. Он ел нездоровую, слишком жирную пищу, от которой всю жизнь мучился желудком и печенью — что, кстати, было одной из причин его жестокости. Он жил в тесных и плохо проветриваемых помещениях, потому что боялся покушений на себя, а большие помещения трудно охранять. Простое счастье любить и быть любимым он не познал. Зато он имел множество женщин, в основном уродливых, — по современным критериям, конечно, — которые сопротивлялись его ласкам, и ни одна из них не любила его. С горя он обращался к мальчикам, не имея на то природной склонности, и лишь мучая себя, после чего возвращался к прежнему. Одна женщина заразила его дурной болезнью, от которой он и умер. Да, он заслуживает рая. Зато ты, живший на приволье, дышавший полной грудью, питавшийся экологически чистой пищей, — ты прожил не меньше его, несмотря на увечья и наследственную болезнь. Какая несправедливость!
— В таком случае, — сказал праведник, — суди его так, как судили его люди. Глас народа — глас Божий.
— Люди вообще склонны ненавидеть друг друга, — ухмыльнулся бог. — Разумеется, его ненавидели, но больше боялись, а страх убивает ненависть. Поэтому его боялись, как боятся стихийного бедствия: землетрясения, пожара или чумы. Вся ненависть обращалась на его слуг и исполнителей его приговоров. Более того, многие радовались его злодействам — когда они касались не их самих. Когда он истязал и казнил аристократов, толпа рукоплескала, ибо она ненавидела всех, кто выше их. Когда же правитель казнил и истязал мятежников, уцелевшие аристократы радовались, ибо народ они ненавидели больше, чем его. Кстати, многие люди, получив от правителя Нод те или иные благодеяния, даже мелкие, были ему благодарны — ибо получить благодеяние от того, кого все боятся, очень почётно. Таковая уж природа человеческой души, что она ценит лишь те блага, которые получает от злых, дары же добрых бесконечно презирает… А уж когда он осквернял храмы и казнил жрецов, втайне радовались все, ибо людям свойственно ненавидеть светлых богов. Между нами говоря, у них есть на то основания — ибо мы, хе-хе, сотворили мир и людей именно для того, чтобы издеваться над ними: ведь нет ничего приятнее, чем мучить тех, кто превосходит тебя по разуму и достоинствам души, но лишён твоей силы, и потому-то человек и создан Светлыми Богами по образу и подобию Истинного Божества, что нам, богам, любо топтать лик Единого, в которого мы веруем и которого ненавидим… Но я отвлёкся — давай-ка обратимся к тебе. Если его боялись, но многие и любили, то тебя презирали решительно все. Даже те, кто записывал твои изречения, не помогали тебе, более того — гнушались тобой. И если спросить твоих современников, чего ты заслужил…
— Я понял, — сказал праведник. — Нет правды на Земле, потому что нет её и выше.
— Ты меня понял, — широко ухмыльнулся Верховный, — Знай, что в шоколаде — правильные люди, всегда одни и те же, при всех властях и порядках, на земле и на небесах. Им всегда хорошо, а другим всегда будет плохо, ибо так устроен мой мир. А теперь, когда ты это понял, я скажу тебе приятное. Я пошутил. Я не отправлю тебя в ад, а награжу райским блаженством. Твоего же врага я отправлю в ад, где ему, честно говоря, самое место. Но не потому, что ты или он этого заслужили, а потому что так хочу я.
— Зачем же тогда была нужна эта комедия? — спросил праведник.
— Потому что издеваться над законом… нет, даже над самой идеей закона и справедливости — это ещё приятнее, чем издеваться над людьми, — рассмеялся Верховный. — Хотя, пожалуй, открою тебе один секрет богов. Мы стараемся так запутать все дела, чтобы, даже если Он — Тот, Которого мы боимся — всё-таки обратит Своё внимание на наш ничтожный мир, то и Сам не сможет распутать завязанные нами узлы и восстановить справедливость, которая ему так дорога. Посрамить Единого — вот наша цель. А теперь иди, вкушай райские кушанья, обнимай ангелов и вообще наслаждайся. И помни то, что здесь произошло, помни хорошенько.
— В таком случае, — сказал праведник, — я предпочту ад. К мучениям я как-нибудь притерплюсь, ведь у меня в запасе вечность. Но твой рай — после того, что я узнал — будет для меня гораздо худшим наказанием.
— Именно поэтому, — Бог Богов откинулся на своём троне, — я и отправляю тебя туда. Рай — это тоже наказание, и ты его заслужил. Взять его!
И служители ада, обернувшись ангелами, потащили праведника в рай.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Несколько коротких притч | SANDOOR интересное
Как уже было не раз замечено, что притчи это некоторая форма выражения мудрых мыслей, причем практически не всегда понятно кому они принадлежать. И поэтому есть склонность поверить тому, что автором притч является сам народ. Предавая их из уст в уста тем самым дополняя и совершенствуя заложенную в притче мысль. далее приводим несколько притч с авторскими комментариями к каждой из них.
Собака и мясо (Ассирийская притча)
Собака схватила в мясной лавке кусок говядины и бросилась бежать. Когда она добежала до реки, то увидела в воде своё отражение. Но ей показалось, что это другая собака с куском мяса в зубах. И этот кусок больше того, который она стащила.
Собака оставила мясо и бросилась в погоню за своим отражением. А тем временем прилетела ворона и унесла брошенный кусок говядины.
Поняв свою ошибку, собака вернулась к тому месту, где оставила мясо, но не нашла его. И подумала она: «Я погналась за большим куском, а упустила тот, который имела».
Как часто мы бежим за журавлем, не замечая, какая прекрасная синица у нас в руках. Все бы ничего, если еще удается поймать этого пресловутого журавля, но ведь и он вблизи может оказаться не столь прекрасным. И синица уже улетела. Поздно локти кусать.
Один или двое (Персидская притча)
Деревенский кузнец убил человека, и кадий приговорил его к смертной казни.
Жители деревни толпой пришли к кадию и заявили:
— Кузнец у нас один. Если ты его казнишь, кто же будет подковывать наших мулов и ослов? Пусть казнят вместо него бакалейщика, он нам не так нужен.
Кадий подумал и ответил:
— Зачем же убивать бакалейщика? Он тоже один. Давайте казним одного из служителей бани — ведь их там двое.
Или кого-нибудь из жителей деревни, их вообще сотни. Или посчитаемся, кто проиграет,
того и казним. Жалко еще русской рулетки не было.
Стадные, так называемые народные решения – страшны. Особенно, когда они принимаются кучкой недалеких и агрессивных людей.
Волк и олень (Буддийская притча)
Встретились как-то волк и олень. Олень начал упрекать волка за то, что тот губит живых существ, и потому ему уготована плохая карма.
Олень же, питаясь растительной пищей, считал себя очень добродетельным и рассчитывал на достижение вечного блаженства. Однако после смерти двух друзей всё вышло совсем не так, как предполагал олень: вместе с растительной пищей он уничтожал мириады живых существ, мелких насекомых и, поскольку ни в какой мере не раскаивался в содеянном, заслужил плохое перерождение.
А испытывавший постоянное раскаяние волк, образ жизни которого был вызван естественной необходимостью, как раз достиг желанного блаженства.
Не видя бревна в глазу своем, заметил соринку в чужом. Волк заслужил хорошую карму уже за одно то, что не съел оленя. Хотя мог бы. А потом раскаяться. Тут уж по Распутину: греши, чтобы было в чем каяться, тогда уготовано тебе царствие небесное.
По справедливости (Персидская притча)
Волк, лиса и лев решили охотиться сообща. Дела пошли у них хорошо — они поймали козу, оленя и зайца.
— Дели добычу, — обратился лев к волку. — Только по справедливости.
— Хорошо, — согласился волк. — Козу, я полагаю, надо отдать тебе, зайца — лисе, а себе я возьму оленя.
Услышав это, лев разгневался и растерзал волка.
— Теперь дели ты, — сказал он, обращаясь к лисе. — Только по справедливости.
— С удовольствием, — сказала лиса. — Пусть коза будет тебе на завтрак, заяц — на обед, а олень — на ужин.
— Вот это правильно, — сказал лев. — Кто научил тебя так хорошо делить?
— Лежащий возле тебя растерзанный волк, о мой повелитель! — ответила лиса.
Высшая справедливость восстановлена. В мудрости лисе, конечно, не откажешь, но вот дальновидности – ни на грош. Зачем она решила сообща охотиться со львом? Для нее хорошо, что еще и волк был. С таким ярким примером ошибиться в выборе правильного решения трудно. Хотя теперь протекция от царя ей обеспечена.
Охотник и куропатка (Ассирийская притча)
Охотник поймал куропатку. Он хотел убить её, но она умоляла отпустить её на волю.
— Если ты меня оставишь в живых, я заманю в твои сети много-много куропаток, — сказала она.
Охотник уже собрался было отпустить куропатку, но, услышав такие речи, разозлился и убил её. Отдаляй от себя всякого, кто готов, угождая тебе, причинить зло своему товарищу.
Если бы сильные мира сего имели хоть малую толику достоинства, и не приближали к себе таких людей, насколько здоровее было бы наше общество. Но ведь даже у маленького царька есть в окружении такие, с позволения сказать, личности. Которые в силу своих качеств и сами потом становятся мини-царьками.
sandoor это веселые анекдоты, забавное видео и юмористические картинкиПритча о жизненной справедливости «Дупло»
В этой истории найдётся местоТрём мужикам и старику.
Все знают, в этом мире тесно
Добру добрейшему и злейшему злу.
Однажды муж один, состарившись,
В печали будучи от прошлых дней,
Решил упасть и, не ударившись,
Спросить у Бога: «Что за зверь
Такой, что многих искушает
И заставляет преступать через себя?
И кто, вообще, вверху решает
Заполнить нижний мир трагедией сполна?»
Услышал Бог старого мужа,
Послал в мир ангела вместо себя,
Чтобы тот вывел мужика наружу
И показал, в чём есть мирская доброта.
Ангел велел старику ждать
В одном дупле и наблюдать,
Как мимо будут люди проходить,
Как станут они пить, курить,
Кутить и убивать в порыве ярости…
Но старый муж должен просто смотреть,
Не выдавать себя никак, что рядом кто-то ещё есть.
И вот один мужик пришёл
Сел близ дупла, до сна напился,
Заснул, проснулся и ушёл,
А спустя время воротился.
Вспомнил, что кошелёк свой тут забыл,
Вернулся — а на месте пусто!
Другой мужик рядом с дуплом уж был,
И был забит до смерти так, что старцу вмиг стало всё грустно.
Тот(второй) муж был очень беден в жизни, но кошелька, увы, не находил.
Он уж давно держит в секрете
Страшную вещь, что не простят даже родные дети!
И тот вернувшийся мужик его без сожаления в грехе убил.
Такой вот жуткий случай пред глазами старика происходил!
Кошель с деньгой себе присвоил третий
Мужик, который позже приходил.
Нашёл, унёс с собой, и был доволен фактом этим —
Рад был своей находке, что подарит любимым своим детям,
Очень-очень!
Но старый муж был озадачен, впрочем.
Явился снова ему ангел,
Стал объяснять, что здесь случилось.
Так, третий муж, нашедший кошелёк,
Когда-то был обижен первым
Мужиком, который здесь прилёг,
Затем похрапывая непомерно:
Его обокрал и позабыл
Когда-то близкий ему друг.
Один — кутил, другой — тужил.
Вернулся долг, замкнулся круг.
Ну а тот, кто был убит случайно
В порыве страсти, так отчаянно
Мужиком, упавшим в грешное состояние,
Наказан был за грех необычайный:
За то, что этот муж когда-то
Лишил вдруг жизни своего родного брата!
Покаявшись и осознав свой грех, просил себе скорейшей смерти,
И чтоб убили его в ужасе безжалостные адские черти!
Старик всё понял: всех мужей
Бог очень мудро рассудил,
И справедливостью своей
Каждого мужа одарил.