Проблема одиночества паустовский телеграмма – Равнодушие в рассказе телеграмма паустовского аргументы. Сочинение по рассказу телеграмма паустовского. из рассказа Паустовского «Телеграмма»

«Проблема одиночества в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Министерство образования и науки РБ

ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида

Урок чтения по теме:

«Проблема одиночества

в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»

8 класс

Составила:

Дайдаева Марина Викторовна

учитель русского языка и литературы

ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида

2014-15 уч.г.

Тема: Проблема одиночества в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Цель: формирование духовных ценностей у учащихся на примере героев рассказа «Телеграмма» К.Г. Паустовского.

Задачи:

Образовательная:

– закрепить умения учащихся давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое к ним отношение;

Коррекционно-развивающая:

– развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев и последствиями;

— корригировать мыслительную деятельность через выполнение операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

— развивать устную связную речь;

Воспитательная:

— воспитывать уважение сострадание, сочувствие и милосердие к окружающим людям.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изучаемого материала.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуально-дифференцированная.

Оборудование:

Ноутбук, телевизор, презентация, кластеры, индивидуальные карточки.

Ход урока:

  1. Организация учащихся на урок.

— Здравствуйте!

— Вы готовы к уроку?

— Посмотрите друг на друга.

— Улыбнитесь.

— Посмотрите на меня.

— Давайте улыбнемся друг другу.

— Настроились на работу?

— Садитесь, пожалуйста.

(слайд — картина «Одиночество»)

— Посмотрите внимательно на картину.

— Кто изображен на картине?

— Еще кто-то кроме мальчика есть на картине?

— Мальчик, какой?

— Сегодня мы с вами будем изучать проблему одиночества в рассказе «Телеграмма» К.Г. Паустовского.

— Тема урока: Проблема одиночества в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».

— На уроке

проверим домашнее задание;

составим характеристики героев для решения проблемного вопроса;

подведем итоги урока.

  1. Введение в тему урока.

(слайд портрет К.Г.Паустовского)

— Итак, мы продолжаем работать над произведением «Телеграмма».

— О ком еще говорится в рассказе?

— Назовите главных действующих лиц в рассказе?

— Где доживала свой век Катерина Петровна? («в старом доме, построенном ее отцом – известным художником»).

— Кто был ее единственным и родным человеком?

— Где жила Настя? (Настя жила далеко, в Ленинграде).

-Как называется это город в настоящее время? (Санкт-Петербург)

— Ребята, вы знаете историю написания рассказа?

— Рассказ “Телеграмма” К.Г. Паустовский написал после реального случая, который произошёл в небольшой деревне под Рязанью, где ему довелось жить. Главные герои – это люди, которые жили в этой деревне.

  1. Проверка домашнего задания.

— Что было задано на дом?

прочитать рассказ;

озаглавить части рассказа.

— Из скольких частей состоит рассказ «Телеграмма»?

— Как вы озаглавили I часть? (выбор нескольких вариантов ответов).

— Прочитайте, пожалуйста, письмо Катерины Петровны Насте (синяя закладка).

— Как бы вы откликнулись на это письмо?

— Как вы назвали II часть? (несколько ответов)

— Почему Настя не поехала к матери?

— Прочитайте отрывок о том, как Настя уезжала из Заборья и ответьте на вопрос: Почему Настя крадучись уехала из Заборья? (оранжевая закладка), (чтение в полголоса).

— Мы озаглавили части рассказа.

— Вы хорошо справились с домашним заданием.

4. Обобщение и систематизация знаний.

— Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на вопрос:

Проблемный вопрос: Почему Катерина Петровна прожила жизнь в одиночестве, хотя у нее была дочь?

Словарная работа: (слайды)

— Что означает слово «одиночество»?

1. Одиночество – состояние одинокого человека (это когда человек один).

— Чтобы не было одиноких, окружающие должны иметь такие качества, как:

2. Гуманность — любовь, внимание к человеку.

3. Совесть – ответственность за свое поведение перед людьми.

4. Милосердие – заботливое отношение к человеку.

— Причиной одиночества являются:

5. Эгоизм – себялюбие (человек, который любит только себя)

6. Равнодушие, черствость – безразличное отношение к человеку.

— Рассмотрим тему одиночества в рассказе «Телеграмма».

— Найдите в I части слова и выражения, которые подчеркивают одиночество Катерины Петровны?

Физминутка.

— А теперь немного отдохнем.

— Мы продолжаем нашу работу.

— Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне? (Тихон и Манюшка).

(Кластер. Учащимся предлагаются слова-характеристики каждого из героев (работа в парах).

— Ребята, подберите, пожалуйста, слова, которые характеризуют Тихона и Манюшку.

Тихон и Манюшка Тихон и Манюшка

Доброта Доброта

Забота Забота

Милосердие Милосердие

Жалость Жалость

Эгоизм

Равнодушие

Черствость

— Назовите душевные качества Тихона и Манюшки.

— Это ……

— Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

— Но родная дочь Катерины Петровны проявляла совершенно иные качества по отношению к матери.

— Предлагаю выбрать слова, которые характеризуют Настю (работа ученика у доски).

(Кластер. Учащимся предлагаются слова-характерстики описания Насти)

Настя Настя

Доброта Эгоизм

Забота Равнодушие

Совесть Черствость

Милосердие

Эгоизм

Равнодушие

Черствость

— Молодец, ты правильно подобрал слова, которые характеризуют Настю.

— На работе же Настю характеризуют по-другому. На странице 198 найдите отрывок и прочитайте выступление Першина (желтая закладка), (чтение по цепочке).

— Ребята, все-таки Настя о ком-то заботилась?

— О ком? (о художнике, которому организовала выставку)

— Назовите слово, которое характеризует ее с положительной стороны.

(Добавляем кластер Настя).

Настя

Равнодушие

Черствость

Бессердечность

Забота

— Когда Першин отметил заботливое отношение Насти к художнику, почему она «смутилась до слез»?

— Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем отрывок со слов ….. до слов …….. по ролям.

— В этом отрывке автор есть слова автора, слова Насти, слова старого художника (чтение по ролям).

— О чем говорится в отрывке? ( О том, что Насте стало стыдно перед старым художником за свое отношение к матери).

— Ребята, в душе Насти проявилось еще одно хорошее душевное качество.

— А какое, вы узнаете, прослушав отрывок из рассказа «Телеграмма».

— Закройте учебники.

— Послушайте меня внимательно и приготовьтесь ответить на вопрос: Почему заплакала Настя?

«Ненаглядная моя, — вспомнила Настя…….».

— Что она поняла?

«Она вскочила, быстро пошла»

— А почему?

— О чем она думала, когда торопилась?

— Что проявилось в Насте? (совесть).

Настя

Равнодушие

Черствость

Бессердечность

Забота

Совесть

— Почему Катерина Петровна прожила жизнь в одиночестве, хотя у нее была дочь?

— Потому что, Настя была эгоистичной, равнодушной, черствой по отношению к матери.

— Когда проявилась в душе Насти совесть? (Когда она поняла, что ее мать умирает).

Итог урока.

— Ребята, мы с вами ответили на основной вопрос урока.

— О чем нам помог задуматься рассказ «Телеграмма» К.Г. Паустовского?

Рефлексия (Звучит музыка)

— Рассказ «Телеграмма» помог задуматься… (слайд)

  • об одиночестве,

  • о доброте

  • о милосердии;

  • о моих родных;

  • о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм.

— Что нужно сделать, чтобы вокруг не было одиноких людей? (слайд)

  • нельзя быть бессердечным человеком;

  • нельзя быть равнодушным к своим близким;

  • нужно заботиться о своих родных;

  • нельзя совершать такие ошибки, которые исправить невозможно.

Мне очень хочется, чтобы вы чаще говорили своим родным о том, что вы их любите. Попробуйте сделать это уже сегодня. Загляните в их глаза, может, им сейчас так необходимо ваше понимание, забота, ваше тепло и участие. Возможно, в жизни мы кого-то обидели, давайте мысленно попросим у них прощение.

Я благодарю вас за урок. Вы усвоили тему урока, все без исключения активно и хорошо работали. Я вам всем ставлю положительные отметки.

Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма

«Неблагодарность самая гнусная, вместе с тем самая исконная и естественная, — неблагодарность детей к родителям» (Л. Вовенарг)

Дети и родители… Эта тема всегда очень важна для нас. Отношение к семье ярко характеризует человека, является своеобразным индикатором нравственных качеств личности. Как заметил Л. Вовенарг, «неблагодарность самая гнусная, вместе с тем самая исконная и естественная, — неблагодарность детей к родителям».

Эта тема раскрывается в рассказе К. Паустовского «Телеграмма». В этом произведении автор поднимает проблему одинокой старости, отчужденности и разрыва связей между поколениями.

Главная героиня рассказа Настя живет ярко и насыщенно. Она работает в Союзе художников в Ленинграде, старается помочь людям, восстановить справедливость — устраивает выставку одному из талантливых скульпторов. Ее хвалят, ей восхищаются окружающие, говорят о ее душевной щедрости, неравнодушии. Однако Паустовский показывает нам изнаночную сторону натуры героини. Настя остается равнодушной к судьбе собственной матери, живущей в далеком Заборье. Она не была у нее уже три года, письма пишет редко, иногда высылает деньги. Катерина Петровна очень одинока. Все ее посетители — это соседская девочка Манюшка, помогающая ей по хозяйству, да старик-сторож Тихон. Когда они уходят, Катерина Петровна остается в одиночестве в своем большом доме, ей становится грустно. Мотив одиночества развивается у Паустовского в характерном осеннем пейзаже, в образе керосинового ночника. «Он [Тихон] выходил, осторожно прикрыв дверь, а Катерина Петровна начинала тихонько плакать. Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, — без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра. Ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали поверх ваты когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья».

Катерина Петровна умна, интеллигентна, самоотверженна, лишена эгоизма, старческих капризов. Она беззаветно любит свою дочь. «Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать. Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана так тихо, что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух».

Писатель открывает нам последнее письмо героини. «Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». Однако письмо это не трогает Настю. Она думает о «переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней» и остается в Ленинграде. В этой героине Паустовский подчеркивает холодность, эгоизм. «Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». В результате Настя не успевает приехать даже на похороны собственной матери. В финале героиня Паустовского горько плачет, внезапно осознав, что она потеряла.

Поведение Насти и жестоко, и безнравственно. По мысли писателя, суета и мелкие заботы не должны поглощать человека. Вся показная доброта и забота ничего не стоят, если мы равнодушны к близким.

Одиночество — это состояние, повергающее человека в отчаяние, рождающее в душе его чувство тоски. И никому из нас не миновать его в определенные минуты жизни. Невольно здесь вспоминаются слова С. Моэма: «Каждый из нас одинок в этом мире».

Здесь искали:
  • написать сочинение по рассказу телеграмма
  • сочинение рассуждение по рассказу телеграмма

Одинокая старость (сочинение в формате части С ЕГЭ) Телеграмма Паустовский К.Г. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Паустовский К.Г. / Телеграмма / Одинокая старость (сочинение в формате части С ЕГЭ)

    Наверное, мало кто задумывался о своей будущей старости. Какая она? Старость в кругу близких и родных людей – детей, внуков, друзей? Или такая одинокая старость как в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма»?
     Главная героиня – Катерина Иванова, старая, одинокая женщина, живущая в деревне. В городе живет ее дочь Настя, которая уже четыре года не приезжает к ней. Автор показывает образ женщины с глубоким состраданием: она на старости лет осталась «одна на белом свете». Катерина Ивановна доживала свои последние дни в одиночестве.
     На мой взгляд, дочь Настя ошибалась, оставив свою мать в одиночестве. Человеку тяжело жить, когда он осознает, что он никому не нужен. Катерине Ивановне не нужно было многого. Она лишь хотела, чтобы дочка навестила ее.
     Чтобы показать отчаяние и тоску женщины автор использует повторы: «не дай вам бог, родной мой! Не дай вам бог!». С помощь фразеологизма «одна на белом свете» автор наиболее ярко показывает положение, в котором оказалась героиня.
     Каждый человек, рано или поздно, становится пожилым и старым. Ответственность за его спокойную старость ложится на плечи его детей. Они должны помочь ему. Помощь эта должна выражаться не только в денежном эквиваленте, но и в общении, внимании.
     Одинокая старость бывает по разным причинам. У Александра Сергеевича Пушкина в повести «Станционный смотритель» тоже показана страшная картина одиночества пожилого человека. Герой повести, Самсон Вырин, покинутый дочерью Дуней из-за её любимого, переживает расставание с дочерью так же, как и Катерина Ивановна. В романе Николая Васильевича Гоголя Плюшкин остался в одиночестве на старости лет по своей вине. Он из-за боязни, что дети его разорят, объедят, отстраняет их от себя и превращается в полное ничтожество. Потеря родственных чувств и связей приводит его к деградации.
     Каждый из нас когда-нибудь состарится и может оказаться на месте этих героев. Мы должны любить и помнить наших родителей и близких. Ведь своим появлением на свет мы обязаны родителям. Именно они заложили в нас такие качества характера и воспитали в нас такие чувства, которые позволили нам достойно жить в обществе.


Добавил: 777ks777

117581 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Паустовский К.Г. / Телеграмма / Одинокая старость (сочинение в формате части С ЕГЭ)


Смотрите также по произведению «Телеграмма»:


К. Г. Паустовский «Телеграмма»: анализ, герои, тема, проблемы

Искусство и развлечения 16 ноября 2017

Классик русской литературы К. Г. Паустовский пользуется известностью не только на Родине, но и во всем мире как замечательный мастер слова. Его проза поражает красочностью и точностью слов. В каждом произведении писателя проявляется любовь и внимание к красоте природы, к людям, чувствующим и понимающим музыку окружающего мира.

Избегая будничных впечатлений и слов, Паустовский замечает трогательное и необычное в окружающем пейзаже. И точно так же писатель, не касаясь биографии героев, обращается к жизни чувств, изображает диалектику их души, отбирая те мелочи, которые помогут читателю видеть человека, чувствовать и улавливать источник его переживаний.

Искусство видеть мир

Неутомимый романтик, тонко чувствующий окружающий мир, Паустовский, с восторженностью и поэтичностью пишет живописные картины природы – волнующей, роскошной, полной величественности и блеска. Человек, который слышит музыку дождя, шепот морского прибоя, чувствует ласковые всплески воды и дыхание цветущей земли, также чутко слышит малейшие колебания человеческой души.

Любовь, с которой Паустовский относился к окружающему миру и окружающим его людям, пронизывала его произведения. Тепло и красота писательского языка, глубина и образность повествования от сердца писателя шли к читательскому сердцу и задевали те струнки души, о существовании которых читатель и не догадывался до знакомства с Константином Георгиевичем Паустовским.

История одной фотографии

С «Телеграммой» Константина Паустовского связана реальная история, произошедшая в 1964 году. В Москву на гастроли приехала популярная певица и актриса Марлен Дитрих. Она писала, что в московском аэропорту у встречавших ее журналистов сразу же спросила о Паустовском. Когда Марлен подъезжала к отелю, она уже знала, что писатель лежит в больнице. Г. Арбузова, падчерица Константина Георгиевича, в одном из интервью рассказывала, что Паустовский хотел побывать на концерте Марлен Дитрих, но в то время был очень болен. И вот в сопровождении своего врача В. А. Коневского писатель отправился в Дом литераторов, где она выступала.

После концерта легенда кинематографа отвечала на вопросы. И когда у Марлен спросили, какой у нее любимый писатель, ответила, что любит Паустовского. К ней подошла переводчица Нора и сообщила, что писатель в зале. Марлен стояла и всматривалась в зал, ожидая, что он поднимется на сцену. Но, будучи очень застенчивым человеком, Константин Георгиевич не поднимался. И когда зал стал аплодировать, подбадривая его, Паустовский вышел на сцену. Марлен, не сказав ни слова, встала перед писателем на колени и прижала его руку к своему залитому слезами лицу.

Вечернее платье актрисы, расшитое камнями, было настолько узким, что стали лопаться нитки, и камни посыпались по сцене. Все на мгновение замерли. Недоступная богиня стоит на коленях и целует руки советского писателя. Потом огромный зал медленно и неуверенно поднялся, в тишине послышались робкие одинокие хлопки, а потом началась настоящая буря – шквал рукоплесканий. Когда Марлен помогли подняться с колен, она тихо сказала, что ее потряс рассказ Паустовского «Телеграмма». И с тех пор она считала своим долгом поцеловать руку писателя, написавшего это.

Персонажи рассказа «Телеграмма»

Константин Георгиевич вспоминал, что в лесном мещерском краю он создал много вещей, в том числе и рассказ «Телеграмма». Дату написания Паустовский не указал, но впервые рассказ был напечатан в восьмом номере журнала «Огонек» в 1946 году. Сюжет рассказа прост: не дождавшись приезда дочери, старая женщина умирает. Дочь, получившая телеграмму о болезни матери, добирается в далекую рязанскую деревеньку только на следующий после похорон день.

Действующие лица этой истории составляют две группы: жители села Заборья и окружение Насти. Катерина Петровна, дочка известного художника, живет после его смерти в селе Заборье в доме, им построенном. К первой группе относятся и ее односельчане: дочка соседа Манюшка, почтарь Василий, молодая учительница, сторож Тихон и старики, хоронившие Катерину Петровну.

Вторая группа лиц сосредоточена вокруг Насти, дочери Катерины Петровны, уехавшей много лет назад в Ленинград. К этой группе героев «Телеграммы» Паустовского можно отнести и скульптора Тимофеева, выставкой которого занимается Настя, и его более удачливого коллегу по цеху Першина, и старого мастера, встревоженного телеграммой, которую получила Настя.

Говоря о творчестве Паустовского, нужно иметь в виду, что художественные детали его произведений несут особую смысловую нагрузку. Также и действующие лица, которых писатель, казалось бы, упомянул мимоходом, на самом деле выполняют важную роль – раскрывают нравственные проблемы, которые волновали автора. Отчасти понять их поможет и краткое содержание рассказа Паустовского «Телеграмма» и анализ, представленные ниже. Параллельно рассмотрим и детали, подчеркивающие тему, и проблемы, затрагиваемые автором.

Катерина Петровна

Стояли синеватые пасмурные дни октября, в этом году он был на редкость дождливый. Катерине Петровне все труднее было вставать по утрам. Она доживала свои дни в старом мемориальном доме, построенном отцом. После его смерти дом охранялся областным музеем. На стенах висели картины, на которых ничего нельзя было разобрать: возможно, они потускнели от времени, а может быть ,глаза Катерины Петровны стали плохо видеть.

Рассказ «Телеграмма» Паустовского начинается с описания хмурой осенней погоды, и на фоне ее выделяется маленькая деталь – подсолнечник у забора. Осенний пейзаж как будто передает состояние Катерины Петровны, а подсолнух подчеркивает одинокую старость.

Последняя обитательница дома смотрела на «Вестник Европы», пылившийся на полках, и думала, что в Заборье не с кем поговорить о картинах, о Париже. Не с Манюшей же об этом беседовать, дочерью соседа. Она каждый день прибегала то воды принести, то полы подмести. Катерина Петровна дарила девочке страусовые перья, старые перчатки и шляпу, на что Манюша отвечала, что сдаст их в утиль.

Еще одна важная деталь, которой уделяет внимание К. Г. Паустовский в «Телеграмме» – памятные вещи, которые старушка дарила. Не отдавала за ненадобностью, а дарила дорогие для нее, ставшие частичкой жизни Катерины Петровны, вещи, которые, как оказалось, никому, кроме нее, не нужны.

И в одиночестве жестоком

Иногда заходил старый сторож, помнивший еще отца Катерины Петровны. Он убирал засохшие деревья в саду, пилил и колол дрова. И всегда спрашивал, пишет ли Настя. Не дождавшись ответа, он уходил, а Катерина Петровна начинала плакать. И лишь керосиновый ночник, казалось, был единственным живым существом в старом доме.

Эта маленькая деталь подчеркивает одиночество героини «Телеграммы». Проблему Паустовский усиливает, показывая безмерность ее одиночества, словами «без слабого огня». Старушка была настолько одинока, что даже огонек ночника помогал ей, иначе не знала Катерина Петровна как дожить до утра.

Писем от Насти мать не получала, но почтарь Василий приносил от дочери денежные переводы, которые извещали, что Настя очень занята, нет времени даже на письмо. Однажды ночью кто-то стучал в калитку, заколоченную несколько лет. Старушка вышла посмотреть, кто стучит, но там никого не оказалось.

И снова подчеркивает Паустовский в «Телеграмме» тему одиночества – не открывавшаяся несколько лет калитка.

Остановилась Катерина Петровна на обратном пути возле клена, который она посадила будучи молодой девушкой. Он стоял пожелтевший и озябший, и некуда было клену деться от бесприютной ветреной ночи. Пожалела она его и побрела домой.

Автор подчеркивает, что Катерина Петровна воспринимает дерево как живое и отождествляет с ним свое состояние беспомощности и одиночества.

В ту же ночь написала письмо ненаглядной дочери и просила ее приехать хоть на день. Сообщила, что очень больна, и хотела бы увидеться с ней перед смертью. Манюша письмо отнесла на почту и долго толкала его в ящик, словно заглядывала внутрь. Но там только жестяная пустота.

Кажется, чего необычного в том, что почтовый жестяной ящик пуст? Но К. Г. Паустовский в «Телеграмме» в каждую деталь вкладывает смысл: пустота – бездушие дочери.

Дочь Настя

Еще одна героиня рассказа Паустовского «Телеграмма» – Настя. Она много лет назад уехала из Заборья. Жила в Ленинграде и работала в Союзе художников. Занималась организацией конкурсов и выставок, которые отнимали много времени. Даже вот письмо от матери и то прочесть некогда. «Пишет, значит, жива», – подумала Настя. Спрятала письмо в сумочку не читая и отправилась в мастерскую скульптора Тимофеева.

Анализ «Телеграммы» Паустовского показывает, что автор поднимает серьезные нравственные проблемы: разобщенность близких людей, их отдаление и нежелание показать чувства. Три года Настя не видела маму, которая никогда не надоедала упреками и жалобами. И, получив весточку от самого родного и близкого человека, она спрятала письмо, не читая. Этими словами писатель подчеркнул равнодушие и черствость героини.

Промозглый осенний ветер забрался и в мастерскую Тимофеева, который рассказывал о том, как тепло в студии коллеги Першина. Тимофеев жаловался на холод, на ревматизм. Настя пообещала ему помочь и попросила художника показать ей Гоголя. Тимофеев подошел к скульптуре великого писателя и сдернул с нее ткань. Настя вздрогнула. На нее насмешливо смотрел сутулый человек, и она видела, как на его виске бьется склеротическая жилка.

Почему Паустовский выбрал именно скульптуру Гоголя? Как известно, великий сатирик обладал удивительной способностью угадывать человека. Что этим хотел сказать Паустовский? Анализ «Телеграммы» показывает, что в рассказе автор поднимает и тему воздействия искусства на человека. Насте показалось, что Гоголь смотрит на нее насмешливо, словно разглядел ее показную доброту и черствую душу. Настя тут же укоряет себя, что письмо-то в сумочке лежит нераспечатанное.

Телеграмма

Две недели Настя занималась устройством выставки. В день открытия пришли известные художники и скульпторы – обсуждали и хвалили работы Тимофеева. Вошла курьер Даша и вручила телеграмму, смысл которой дошел до Насти не сразу. Поначалу она подумала, что это не ей, но обратный адрес, где было написано слово «Заборье», развеял сомнения. Настя нахмурилась, скомкала телеграмму, и слушала выступление Першина, который рассыпался благодарностями в ее адрес, отмечая, что в лице Анастасии Семеновны забота о человеке стала реальностью.

В рассказе Паустовского «Телеграмма» равнодушие и отзывчивость Насти стоят рядом. Отзывчивая к посторонним людям, она равнодушно отнеслась к письму матери. И казалось бы, получив телеграмму, что самый близкий и родной человек умирает, она должна была бежать к маме со всех ног, чтобы успеть, чтобы увидеть, услышать и обнять ее еще хоть раз. Но Настя скомкала телеграмму. В двух словах, пока с кафедры неслось о заботе, автор выразил жестокость, лицемерие, равнодушие дочери.

Старый художник, озабоченный задумчивым видом Насти, подошел, тронул ее за руку и поинтересовался, не телеграмма ли ее так встревожила? Настя сказал, что телеграмма от знакомой, ничего ужасного не произошло, но весь вечер ощущала на себе пронзительный и тяжелый взгляд. Кто бы это мог быть? Настя подняла глаза: на нее, усмехаясь, смотрел Гоголь.

Произведение «Телеграмма» Паустовский продолжает словами из письма Катерины Петровны: «Ненаглядная моя» – обращалась к Насте мать. Настя села на скамейку и заплакала. Она поняла, что никто и никогда не любил ее так, как мама. Тем же вечером Настя уехала в Заборье.

Заборье

Тихон отправился на почту, пошептался о чем-то с Василием, осторожно нацарапал что-то на телеграфном бланке и поплелся к Катерине Петровне. Она не вставала уже десятый день. Манюша не отходила от нее шестые сутки и успокаивалась только тогда, когда Катерина Петровна шевелилась под одеялом. Вошел Тихон, сказал, что на улице похолодало, дорогу прибьет морозцем, и Насте теперь сподручнее будет доехать, и неуверенным голосом прочел телеграмму, которую сам же принес.

Катерина Петровна отвернулась к стенке. Тихон сидел и вздыхал в прихожей, пока Манюше не позвала его в комнату старушки. Она лежала бледная и маленькая. «Не дождалась», – вздохнул Тихон и вышел. На следующий день старики и ребята хоронили Катерину Петровну.

Здесь появляется в «Телеграмме» Паустовского героиня, молодая учительница, которой он уделил всего несколько строчек. В них совершенно незнакомый человек отдает дань уважения женщине-матери.

У молодой учительницы такая же старенькая седая мама осталась в уездном городе. Учительница вздохнула и медленно пошла за гробом, спрашивая у людей, одинока ли была умершая? На что ей ответили, что есть у Катерины Петровны дочка в Ленинграде. Но, видимо, так высоко взлетела, что на похороны к матери выбраться не смогла. Учительница подошла к гробу, поцеловала руку Катерины Петровны и долго слушала, как за ее спиной переговариваются старики.

Настя приехала в село после похорон и застала только могильный холмик. Осмотрела комнату матери, из которой жизнь, казалось, ушла давным-давно и, крадучись, чтобы никто ее не увидел, уехала из Заборья. И никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять невыносимой тяжести с ее души.

Между строк

В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» между строк можно прочитать многое о семье, живущей в старом доме. Катерина Петровна живет среди картин своего отца и его друзей. Сам Крамской был его другом, эскиз к его картине занимает в доме почетное место. Журнал «Вестник Европы» читали и Катерина Петровна, и ее отец. В нем печатались произведения русских писателей Соловьева, Островского, Тургенева, Гончарова. На этой классической литературе выросли обитатели дома.

Катерина Петровна летом 1885 года была с отцом в Париже, именно тогда умер Виктор Гюго, на похоронах которого она была. Похоронена она была не рядом с отцом. Никто из присутствующих не вспомнил, что она была дочерью известного художника. Не потому ли, что жители села, оказывавшие Катерине Петровне посильную помощь, не понимали значимости и ценности картин, висящих на стенах ее дома?

Так, мимолетно, показал Паустовский огромную духовную пропасть между интеллигенцией и крестьянством России. Очевидно, вклад художника в российское искусство был большим, так как дом был мемориальным. Почему в кавычках это слово написал Паустовский в «Телеграмме»? Равнодушие и отзывчивость и здесь стоят рядом. С одной стороны — равнодушие государства, под охраной которого находился дом, а значит и картины, потускневшие и забытые. С другой — отзывчивость простого сторожа. Из жалости Тихон помогал Катерине Петровне по хозяйству. И он единственный, кто помнил художника и, вероятно, не осознавал истинную ценность картин, но смотрел на них с почтением и вздыхал: «Работа натуральная!»

Зарубки на сердце

В «Золотой розе» автор написал историю создания рассказа «Телеграмма». Дату написания Паустовский не уточнил, но рассказал трогательную историю, на основе которой он создал свой шедевр. Глава «Зарубки на сердце» знакомит с прототипами этого рассказа. Одно время Паустовский жил под Рязанью, в усадьбе знаменитого когда-то гравера Пожалостина. Единственная дочь хозяйки дома забыла о матери, и высылала из Ленинграда только переводы.

По вечерам писатель ходил пить чай к Катерине Ивановне. Видела хозяйка усадьбы плохо, и по два-три раза на день к ней забегала соседская девочка Нюрка. Катерина Ивановна жила когда-то в Париже, знала Тургенева и присутствовала на похоронах Гюго. Она давала Паустовскому почитать связку желтых писем, оставшихся от отца.

Паустовский пишет, что телеграмму Насте отослал он, сообщая о смерти ее матери. Нюрка отдала писателю конверт, в котором Катерина Ивановна написала, в чем ее хоронить. Паустовский увидел хозяйку усадьбы уже прибранную – она лежала в золотистом бальном платье со шлейфом, в черных замшевых туфельках. Настя приехала через три дня после похорон.

В своей автобиографии Паустовский рассказывал о том, что на войне у него погибли два брата. У писателя осталась только полуслепая сестра. Не ее ли беспомощный облик лег в основу характеристики главной героини рассказа? Думается, не только образ дочери Пожалостина нашел отражение в героине романа. Но и другие, дорогие сердцу автора образы близких людей, которых он изобразил с такой любовью, тоской и искренним сожалением.

Пока не поздно

Каков жанр «Телеграммы» Паустовского? Это рассказ, на нескольких страницах которого автор поднимает важные проблемы: одиночество, материнскую любовь, проблему отцов и детей. Композиционно рассказ делится на три части, одна из которых рассказывает о матери, вторая о дочери, а в третьей происходит трагическая развязка.

Полуслепая старушка, живет среди своих воспоминаний. Только они остались с ней, даже собственной дочери Катерина Петровна не нужна.

Настя, молодая женщина, занята карьерой – она с упоением помогает молодым художникам, организует выставки. Ей некогда заниматься проблемами своей матери. Написала письмо? Значит, жива. Зачем куда-то ехать? Терять драгоценное время? Смотреть на картины, засиженные мухами? Слушать рассказы, слышанные не один раз? Скучно. Успеется. Потом.

Произведение Паустовского «Телеграмма» в жанре рассказа напоминает, что все нужно делать вовремя. Заботиться о близких и родных, говорить им слова любви, проводить с ними больше времени. Всегда ли мы знаем цену нашего покоя и счастья, оплаченного самозабвением матери? Старинное слово, практически вышедшее из обихода повседневной речи, как нельзя лучше характеризует истинную материнскую любовь. Самозабвение – забыть себя ради ребенка.

А всегда ли мы помним о маме? За суетой жизни, нехваткой времени, погоней за карьерой можно опоздать. Как это случилось с героиней рассказа Настей. Как показал анализ «Телеграммы» Паустовского, дочь Катерины Петровны не была совершенно бездушным человеком. Она заботилась о своих коллегах, но для единственного человека, самого родного и близкого, который ничего не требовал от нее, не высказывал недовольства, а просто хотел немного тепла и внимания, она не нашла времени.

Название рассказа

Почему так назван рассказ Паустовского «Телеграмма»? Отзывы читателей, до глубины души тронутых этим рассказом, сходятся в одном – это телеграмма нам, читателям, сообщающая о том, что жизнь быстротечна, и надо беречь и ценить своих близких.

В рассказе даны две телеграммы. Настоящая послана сторожем Насте в Ленинград. Другая телеграмма выдумана тем же Тихоном. Он придумал ее для того, чтобы поселить в сердце умирающей матери надежду. Катерина Петровна догадалась, но поблагодарила сторожа за ласку и добро.

Но ошибочно предполагать, что заголовок – это отражение двух телеграмм. Мастер слова Паустовский взвешивал каждое слово. И, в свете строительства социалистического государства, призывающего думать сначала о Родине, а потом о семье, писатель своей «Телеграммой» напоминает – не забывайте своих близких.

Источник: fb.ru

Одинокая старость (сочинение в формате части С ЕГЭ) Телеграмма Паустовский К.Г. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Паустовский К.Г. / Телеграмма / Одинокая старость (сочинение в формате части С ЕГЭ)

    Наверное, мало кто задумывался о своей будущей старости. Какая она? Старость в кругу близких и родных людей – детей, внуков, друзей? Или такая одинокая старость как в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма»?
     Главная героиня – Катерина Иванова, старая, одинокая женщина, живущая в деревне. В городе живет ее дочь Настя, которая уже четыре года не приезжает к ней. Автор показывает образ женщины с глубоким состраданием: она на старости лет осталась «одна на белом свете». Катерина Ивановна доживала свои последние дни в одиночестве.
     На мой взгляд, дочь Настя ошибалась, оставив свою мать в одиночестве. Человеку тяжело жить, когда он осознает, что он никому не нужен. Катерине Ивановне не нужно было многого. Она лишь хотела, чтобы дочка навестила ее.
     Чтобы показать отчаяние и тоску женщины автор использует повторы: «не дай вам бог, родной мой! Не дай вам бог!». С помощь фразеологизма «одна на белом свете» автор наиболее ярко показывает положение, в котором оказалась героиня.
     Каждый человек, рано или поздно, становится пожилым и старым. Ответственность за его спокойную старость ложится на плечи его детей. Они должны помочь ему. Помощь эта должна выражаться не только в денежном эквиваленте, но и в общении, внимании.
     Одинокая старость бывает по разным причинам. У Александра Сергеевича Пушкина в повести «Станционный смотритель» тоже показана страшная картина одиночества пожилого человека. Герой повести, Самсон Вырин, покинутый дочерью Дуней из-за её любимого, переживает расставание с дочерью так же, как и Катерина Ивановна. В романе Николая Васильевича Гоголя Плюшкин остался в одиночестве на старости лет по своей вине. Он из-за боязни, что дети его разорят, объедят, отстраняет их от себя и превращается в полное ничтожество. Потеря родственных чувств и связей приводит его к деградации.
     Каждый из нас когда-нибудь состарится и может оказаться на месте этих героев. Мы должны любить и помнить наших родителей и близких. Ведь своим появлением на свет мы обязаны родителям. Именно они заложили в нас такие качества характера и воспитали в нас такие чувства, которые позволили нам достойно жить в обществе.


Добавил: 777ks777

117581 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Паустовский К.Г. / Телеграмма / Одинокая старость (сочинение в формате части С ЕГЭ)


Смотрите также по произведению «Телеграмма»:


«Проблема одиночества в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Министерство образования и науки РБ

ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида

Урок чтения по теме:

«Проблема одиночества

в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»

8 класс

Составила:

Дайдаева Марина Викторовна

учитель русского языка и литературы

ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида

2014-15 уч.г.

Тема: Проблема одиночества в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Цель: формирование духовных ценностей у учащихся на примере героев рассказа «Телеграмма» К.Г. Паустовского.

Задачи:

Образовательная:

– закрепить умения учащихся давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое к ним отношение;

Коррекционно-развивающая:

– развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев и последствиями;

— корригировать мыслительную деятельность через выполнение операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

— развивать устную связную речь;

Воспитательная:

— воспитывать уважение сострадание, сочувствие и милосердие к окружающим людям.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изучаемого материала.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуально-дифференцированная.

Оборудование:

Ноутбук, телевизор, презентация, кластеры, индивидуальные карточки.

Ход урока:

  1. Организация учащихся на урок.

— Здравствуйте!

— Вы готовы к уроку?

— Посмотрите друг на друга.

— Улыбнитесь.

— Посмотрите на меня.

— Давайте улыбнемся друг другу.

— Настроились на работу?

— Садитесь, пожалуйста.

(слайд — картина «Одиночество»)

— Посмотрите внимательно на картину.

— Кто изображен на картине?

— Еще кто-то кроме мальчика есть на картине?

— Мальчик, какой?

— Сегодня мы с вами будем изучать проблему одиночества в рассказе «Телеграмма» К.Г. Паустовского.

— Тема урока: Проблема одиночества в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».

— На уроке

проверим домашнее задание;

составим характеристики героев для решения проблемного вопроса;

подведем итоги урока.

  1. Введение в тему урока.

(слайд портрет К.Г.Паустовского)

— Итак, мы продолжаем работать над произведением «Телеграмма».

— О ком еще говорится в рассказе?

— Назовите главных действующих лиц в рассказе?

— Где доживала свой век Катерина Петровна? («в старом доме, построенном ее отцом – известным художником»).

— Кто был ее единственным и родным человеком?

— Где жила Настя? (Настя жила далеко, в Ленинграде).

-Как называется это город в настоящее время? (Санкт-Петербург)

— Ребята, вы знаете историю написания рассказа?

— Рассказ “Телеграмма” К.Г. Паустовский написал после реального случая, который произошёл в небольшой деревне под Рязанью, где ему довелось жить. Главные герои – это люди, которые жили в этой деревне.

  1. Проверка домашнего задания.

— Что было задано на дом?

прочитать рассказ;

озаглавить части рассказа.

— Из скольких частей состоит рассказ «Телеграмма»?

— Как вы озаглавили I часть? (выбор нескольких вариантов ответов).

— Прочитайте, пожалуйста, письмо Катерины Петровны Насте (синяя закладка).

— Как бы вы откликнулись на это письмо?

— Как вы назвали II часть? (несколько ответов)

— Почему Настя не поехала к матери?

— Прочитайте отрывок о том, как Настя уезжала из Заборья и ответьте на вопрос: Почему Настя крадучись уехала из Заборья? (оранжевая закладка), (чтение в полголоса).

— Мы озаглавили части рассказа.

— Вы хорошо справились с домашним заданием.

4. Обобщение и систематизация знаний.

— Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на вопрос:

Проблемный вопрос: Почему Катерина Петровна прожила жизнь в одиночестве, хотя у нее была дочь?

Словарная работа: (слайды)

— Что означает слово «одиночество»?

1. Одиночество – состояние одинокого человека (это когда человек один).

— Чтобы не было одиноких, окружающие должны иметь такие качества, как:

2. Гуманность — любовь, внимание к человеку.

3. Совесть – ответственность за свое поведение перед людьми.

4. Милосердие – заботливое отношение к человеку.

— Причиной одиночества являются:

5. Эгоизм – себялюбие (человек, который любит только себя)

6. Равнодушие, черствость – безразличное отношение к человеку.

— Рассмотрим тему одиночества в рассказе «Телеграмма».

— Найдите в I части слова и выражения, которые подчеркивают одиночество Катерины Петровны?

Физминутка.

— А теперь немного отдохнем.

— Мы продолжаем нашу работу.

— Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне? (Тихон и Манюшка).

(Кластер. Учащимся предлагаются слова-характеристики каждого из героев (работа в парах).

— Ребята, подберите, пожалуйста, слова, которые характеризуют Тихона и Манюшку.

Тихон и Манюшка Тихон и Манюшка

Доброта Доброта

Забота Забота

Милосердие Милосердие

Жалость Жалость

Эгоизм

Равнодушие

Черствость

— Назовите душевные качества Тихона и Манюшки.

— Это ……

— Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

— Но родная дочь Катерины Петровны проявляла совершенно иные качества по отношению к матери.

— Предлагаю выбрать слова, которые характеризуют Настю (работа ученика у доски).

(Кластер. Учащимся предлагаются слова-характерстики описания Насти)

Настя Настя

Доброта Эгоизм

Забота Равнодушие

Совесть Черствость

Милосердие

Эгоизм

Равнодушие

Черствость

— Молодец, ты правильно подобрал слова, которые характеризуют Настю.

— На работе же Настю характеризуют по-другому. На странице 198 найдите отрывок и прочитайте выступление Першина (желтая закладка), (чтение по цепочке).

— Ребята, все-таки Настя о ком-то заботилась?

— О ком? (о художнике, которому организовала выставку)

— Назовите слово, которое характеризует ее с положительной стороны.

(Добавляем кластер Настя).

Настя

Равнодушие

Черствость

Бессердечность

Забота

— Когда Першин отметил заботливое отношение Насти к художнику, почему она «смутилась до слез»?

— Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем отрывок со слов ….. до слов …….. по ролям.

— В этом отрывке автор есть слова автора, слова Насти, слова старого художника (чтение по ролям).

— О чем говорится в отрывке? ( О том, что Насте стало стыдно перед старым художником за свое отношение к матери).

— Ребята, в душе Насти проявилось еще одно хорошее душевное качество.

— А какое, вы узнаете, прослушав отрывок из рассказа «Телеграмма».

— Закройте учебники.

— Послушайте меня внимательно и приготовьтесь ответить на вопрос: Почему заплакала Настя?

«Ненаглядная моя, — вспомнила Настя…….».

— Что она поняла?

«Она вскочила, быстро пошла»

— А почему?

— О чем она думала, когда торопилась?

— Что проявилось в Насте? (совесть).

Настя

Равнодушие

Черствость

Бессердечность

Забота

Совесть

— Почему Катерина Петровна прожила жизнь в одиночестве, хотя у нее была дочь?

— Потому что, Настя была эгоистичной, равнодушной, черствой по отношению к матери.

— Когда проявилась в душе Насти совесть? (Когда она поняла, что ее мать умирает).

Итог урока.

— Ребята, мы с вами ответили на основной вопрос урока.

— О чем нам помог задуматься рассказ «Телеграмма» К.Г. Паустовского?

Рефлексия (Звучит музыка)

— Рассказ «Телеграмма» помог задуматься… (слайд)

  • об одиночестве,

  • о доброте

  • о милосердии;

  • о моих родных;

  • о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм.

— Что нужно сделать, чтобы вокруг не было одиноких людей? (слайд)

  • нельзя быть бессердечным человеком;

  • нельзя быть равнодушным к своим близким;

  • нужно заботиться о своих родных;

  • нельзя совершать такие ошибки, которые исправить невозможно.

Мне очень хочется, чтобы вы чаще говорили своим родным о том, что вы их любите. Попробуйте сделать это уже сегодня. Загляните в их глаза, может, им сейчас так необходимо ваше понимание, забота, ваше тепло и участие. Возможно, в жизни мы кого-то обидели, давайте мысленно попросим у них прощение.

Я благодарю вас за урок. Вы усвоили тему урока, все без исключения активно и хорошо работали. Я вам всем ставлю положительные отметки.

Проблема истинной человечности в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Проблема истинной человечности в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»

«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, — это мать».

М.Горький

Цель: выяснить, какой смысл вкладывает автор в понятие «истинная человечность»,  проанализировав ключевые эпизоды рассказа.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы говорили о К.Г.Паустовском как о мастере художественной детали. Давайте вспомним, что такое художественная деталь? (Выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Помогает острее и глубже представить читателю время, место действия, обстановку, черты внешности, одежды, речи, поведения, авторскую позицию, прояснять замысел писателя.)

В рассказе «Телеграмма» детали «рассыпаны» по всему тексту. Дома вы их нашли, в течение урока мы определим смысл этих деталей.

3. Подготовка к усвоению нового материала

Музыка П.И.Чайковского «Октябрь».

Какое настроение передает мелодия?

Сегодня у нас непростой урок, немного грустный, назовем его уроком нравственности и доброты. Что такое нравственность? (Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.)

Запишите тему урока и эпиграф, к которому мы вернемся с вами немного позже.

Что такое человечность? (челове́чный, -ая, -ое; -чен, -чна. Достойный человека, отзывчивый, гуманный. Гуманность — гуманный, направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый)

Подберите синонимы к слову истинный. (Верный, правдивый, настоящий, подлинный, точный; бесспорный, неоспоримый, непреложный, непререкаемый, несомненный)

На уроке мы должны будем поразмышлять над вопросом, что такое «истинная человечность», выясним, какой смысл вкладывает автор в это понятие, проанализировав ключевые эпизоды рассказа.

4. Усвоение новой темы

Кого из героев Паустовский проводит через испытание на истинную человечность? (Настя, Тихон, Манюшка)

О ком из героев рассказа можно сказать, что он не проходит это испытание? О Насте.

Рассмотрим образ Насти, расскажите о ней, что это за девушка, где живет, чем занимается. Можно приводить цитаты из текста.

Какие элементы портрета героини вы отметили? Русые волосы, большие холодные глаза, художники звали ее Сольвейг (в перев. — солнечный путь), как героиню норвежского писателя.

Что мы можем сказать о Насте, зная о ее жизни в Ленинграде, об участии в судьбе скульптора Тимофеева? Как относится к своей работе? К окружающим?

Можно ли назвать Настю бесчеловечной, черствой? Какое впечатление оставляет образ Насти, исходя из вышесказанного?

Жизнь Насти в Ленинграде полна забот, Настя увлечена работой, отдает ей все свои силы, заботится о судьбе скульптора Тимофеева. В суете ленинградских дней Настя чувствует себя интересной и нужной людям.

А всегда ли Настя жила в городе? Что можно сказать о личной жизни нашей героини? Есть ли у нее семья?

Рассмотрим образ Катерины Петровны. Что предшествует в рассказе описанию ее жизни? Пейзаж. Определение пейзажа. Какие детали подчёркивает автор? Какие художественные средства использует? Почему трава спутанная? (высокая, некошеная, мокрая от дождя), тучи тащились, а не плыли, назойливо сыпался дождь, а не лил, мелкий, надоедливый. Одинокий подсолнух, озябший клён, позабытые звёзды — вот приметы этой холодной осени. Через какой приём они показаны? Зачем автор обращается к олицетворению? (Клён — это не просто осенняя картина, это память Катерины Петровны, видя его, она вспоминает себя.) Так какое же ощущение создаёт пейзаж? Что вбирает в себя холод осени? (Страшное одиночество, пустоту вокруг старой женщины.) Какова роль пейзажа? (понять внутренний мир)

За счёт каких ещё деталей автор усиливает ощущение абсолютного одиночества старой женщины? (интерьерные описания, отмечаем слепоту и почти полное отсутствие голоса.)

Но разве рядом со старушкой совсем никого нет? Рядом люди, заботящиеся о ней, — Тихон и Манюшка. Расскажите о них. Почему не спасает их помощь героиню? Понимают ли они её? (Тихон уважает её и память об её отце, а для девочки она просто бабка.) Можно ли им рассказать о том, что в душе? Она и не пытается, они только жалеют её, но близкими их назвать нельзя.

Когда тоска героини прорывается? Какой фрагмент рассказа не поддаётся пересказу? (Письмо Насте.) Зачем и здесь нужно упоминание о саде? (Ещё раз подчёркивается одиночество, только в нём её жизнь, только здесь она видит себя — и это никому не понятно.)

Так почему дочери нет рядом? Почему не откликается она на письмо? (суета большого города, работа, занятость)

— Как реагирует Настя на письмо матери? (спрятала в сумочку, решила прочесть после работы)

О чем говорят эти художественные детали: письмо от матери в сумочке, ящик письменного стола? Настя не хочет слышать о поездке к матери, душа Насти глуха к переживаниям самого близкого человека.

— Почему Настя не едет к матери?

Какое чувство проявляется в этот момент? Эгоистическое.

В чем еще это проявляется? Эпизод с зеркалом, хлопоты о выставке Тимофеева.

Что говорят о Насте на выставке? Зачитайте.

В то время, когда Першин произносит эти слова, Настя получает телеграмму. Зачитайте.

Как она отреагировала на этот раз? (растерялась, нахмурилась, соврала, что это от старой знакомой)

— Почему Настя не открыла старому художнику правду?

( Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать.)

Прочитаем и проанализируем эпизод « Настя под « хмурым небом», с. 103

Какой вывод можно сделать из прочитанного?

Можно ли назвать этот момент кульминационным? Что такое кульминация? Назовите элементы композиции. Завязка – письмо Катерины Петровны, развязка – чувство непоправимой вины и невыносимой тяжести после смерти матери.

Этот внутренний монолог героини – кульминация центральной части рассказа. Вместе с просветлением души пришло и твердое понимание: « Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение « ненаглядная моя!» и по – детски милое « мама», впервые произнесенное ею за последние годы.

-Успела ли Настя приехать к живой Матери?

(Поняв, что дочь опять осталась глуха, мать перестает ждать и — умирает.)

Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний путь по – человечески.

Сопоставление Насти и молоденькой учительницы.

Есть в рассказе еще одна девушка – молоденькая учительница, недавно приехавшая в деревню.

-Как вы думаете, для чего нужно было Паустовскому вводить в рассказ этот образ? Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит для нее уроком: ведь в областном городе у нее осталась мать – « вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая». Недаром учительница провожает гроб с телом до могилы, кланяется и целует Катерину Петровну в руку…

С чем осталась Настя? (Холодная комната, чувство вины — её одинокая история ещё впереди.)

Как бы там ни было, гармонии между заботами о « дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери, и, которое поселится в ее душе навсегда.

5. Закрепление нового материала

Как же могло случиться, что заботящаяся о других, Настя проявляет невнимание к родной матери? В чем заключалось для Насти испытание на истинную человечность, которое ей не удалось выдержать? Одно дело – увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое вспомнить о своих близких, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками.

Соответствует ли рассказ современности? Актуальна ли сейчас проблема истинной человечности? В доказательство этому посмотрим эпизода из фильма «Мамы», снятого в 2012 году.

6. Рефлексия

Какова идея рассказа? Что же такое «истинная человечность»? Что же для человека в жизни самое главное? Его семья, родители. Вернемся к эпиграфу. О чем говорит М.Горький? О чем и о ком должен думать человек?

Человек ВСЕГДА должен приезжать к родителям. Нет ничего важнее благодарного чувства к отчему дому, близким, своей семье.

Существует грань в отношениях с близкими, которую нельзя переступать никогда и никому, независимо от мотивов, целей и прочего.

7. Итог урока, домашнее задание

Подумаем над смыслом названия рассказа. Сколько телеграмм отправлено в рассказе? Кем они отправлены? А выполнили они своё предназначение? (Одна — опоздала, другой — не поверили.) Так стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести? Так к кому обращена телеграмма? О чём она?

Поразмышляйте об этом дома, написав небольшую творческую работу на тему: «К.Г.Паустовский посылает нам телеграмму для того, чтобы…»

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо.

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же — минет час: ты старцем будешь сам,

Смотри ж, не нарушай священного уклада.

(из книги «В мире мудрых мыслей» Н.Хиероу.)

Стихотворение «Заболела мать»

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко,

И тогда, не замечая нас,

Все ходила и шептала:

«Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз».

Ваша мать согнулась, поседела,

Что поделать? Старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у нашего стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

В праздник песни пели до зари,

А теперь разъехались, уплыли

Вот попробуй всех вас собери!

Заболела мать! И той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!

Приезжайте – заболела мать»

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь ….

Почему же дали вы разлуке

Между вами так надолго встать?

Мать ждала вас в бури, снегопады

В тягостной бессоннице ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! Пока у вас есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!