сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» — это срочное, как телеграмма, предупреждение для читателей о том, что время быстротечно и надо заботиться о своих родных людях.
Главная проблема, которую поднимает в рассказе автор, — это проблема взаимоотношений родителей и детей. В центре событий – судьба пожилой женщины Катерины Петровны, которая живет одиноко в деревне Заборье, а ее дочь работает и живет в Ленинграде. Главная героиня очень скучает по дочери, потому что она давно не приезжала домой и редко пишет письма. Сама Катерина Петровна тоже редко пишет дочери, ведь не хочет ей быть в тягость.
Почему возникла такая проблема? Почему дочь не пишет матери и не приезжает? Сама Настя уверяет себя, что причина в том, что она поглощена работой, у нее нет времени на письма. Но с другой стороны, она находит время для чужих людей. Мы видим, как она спешит на помощь талантливому скульптору.
Когда Катерине Петровне стало совсем плохо, она послала Насте письмо с просьбой ее увидеть. Однако девушка не стала его читать сразу. Подсознательно она боялась материнских слез и укоров. Поэтому она поступила эгоистично – не стала огорчать себя и успокоила себя тем, что, если пишет, значит все нормально. И как покажет потом развитие сюжета, именно это ее решение повлияет на конец истории. Если бы девушка сразу прочитала письмо, почувствовала боль матери, то скорее всего успела бы увидеть мать и не чувствовала потом такого раскаяния. Но Настя не прочла письмо, а дальше занималась своими важными делами. В результате равнодушие дочери привело к тому, что мать провела свою старость в одиночестве, хотя и в окружении добрых соседей.
Кроме проблемы равнодушия детей к родителям, в рассказе есть и другая проблема – культурная разница между интеллигенцией и простым народом. Главная героиня была дочерью известного художника, однако никто в деревне не мог понять значения картин, находящихся в мемориальном доме. Да и говорить Катерине Петровне не было с кем на интересные темы. Ее окружали малограмотные люди, не было ни одной родственной души. Но с другой стороны, эти простые люди помогли ей больше, чем родная образованная дочь. Именно к таким людям у автора больше симпатии.
Константин Паустовский был великим художником слова, сила которого и сейчас влияет на читателей, призывает их к человечности. Его рассказ «Телеграмма» показывает проблему непростых взаимоотношений родителей и детей. Автор предупреждает читателей, чтобы они задумались об этой проблеме, заботились о родных и близких людях, а не думали только о своей работе.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Проблематика рассказа Паустовского «Телеграмма».
| Какой СмыслПроблематика рассказа Паустовского «Телеграмма» заключается в конфликте отношений детей и родителей. Если чаще всего в классической русской литературе встречается столкновение двух миров: родительского «устаревшего» мировоззрения и новых веяний потомков — то в рассказе Паустовского отношения детей и родителей открываются с новой стороны – стороны ответственности.
Не секрет, что все мы стареем, и наши родители в том числе. В какой-то момент детям приходится принимать решение и брать на себя ответственность за благополучие близких, поскольку сами они уже не могут позаботиться о себе. Именно об этой ответственности писал Паустовский в своём рассказе «Телеграмма».
Рассказ затрагивает несколько проблем:
- Тему ответственности;
- Вопрос приоритетов в добрых делах.
Главные герои рассказа далеко не злодеи, а обычные люди.
Катерина Петровна, которая до последнего дня ждала возвращения своей ненаглядной Настеньки, слыла хорошей, сердечной женщиной, которую односельчане очень уважали. Однако сводить с ней близкое знакомство они не торопились, поскольку Катерина Петровна была дочерью известного художника, в юности вращалась в высоких кругах, и общие темы для разговоров с простыми людьми у неё появлялись редко.
Настя – её дочь – жила в Ленинграде и работала секретарём в Союзе Художников. Девушка также отличалась добротой и ответственностью в работе. Она не забывала о матери и регулярно пересылала ей деньги, но приезжать не торопилась — это было хлопотно… и страшно. Ведь если бы Настя приезжала чаще, ей бы пришлось постоянно сталкиваться с тем фактом, что мама становится всё более старой и немощной, что ей нужны постоянный уход и внимание. А значит, Насте пришлось бы принимать какие-то решения в связи с этим, брать на себя ответственность. Девушке гораздо легче было взваливать на себя рабочие обязанности, ведь они — хоть и хлопотные — приносили моральное удовлетворение и похвалу окружающих. А забота о медленно угасающем родственнике – это труд, который не приносит ярких положительных эмоций, скорее наоборот.
И чем дольше Настя откладывала встречу с правдой о собственных страхах и безответственности, тем меньше времени у неё оставалось, чтобы просто застать в живых свою престарелую маму. К сожалению, Настя так и не успела встретиться с ней перед смертью, за что девушку потом терзал жгучий стыд и раскаяние.
Опять же, Настю нельзя назвать злодейкой или негативным персонажем рассказа. Девушка старалась поступать правильно, умела настаивать на своём и добиваться поставленных целей. Именно благодаря её усилиям в Ленинграде открылась выставка талантливого скульптора, который прозябал в неотапливаемой мастерской, всеми забытый. По иронии судьбы на открытии этой выставки Настя и получила телеграмму с простыми словами о том, что её мама находится при смерти. Словно высшие силы решили указать девушке, где именно действительно требовались её усилия больше всего. Скульптор мог подождать, но бороться за его интересы было проще на эмоциональном уровне. Организовывая выставку, Настя отчётливо видела то благо, которое она приносила в мир. А вот возвратившись в старенький дом своей матери ей пришлось бы сначала испытать стыд за то, что она так долго пренебрегала своим долгом. Этот подспудный стыд повлиял на расстановку приоритетов в голове девушки, что привело к непоправимому.
Казалось бы, доброе дело – есть доброе дело! Но нельзя пренебрегать своей ответственностью перед близкими, иначе любое хорошее дело можно запятнать своим бездействием там, где мы были нужны больше всего.
Паустовский: интересная жизнь
Реальная жизнь Паустовского была не менее интригующей, чем один из его рассказов…
Константин Паустовский: интересная жизнь
ПОЧТИ ТАМ | ВЫПУСК СЕМЬ
Паустовский в молодости.
Уважаемый коллега
Прочитал Ваш рассказ «Постоялый двор на Брагинке» и хочу рассказать о редком чувстве радости, которое он мне подарил. Если исключить последнюю фразу («последний занавес»), я бы причислил ее к самым лучшим рассказам русской литературы.
С уважением
Иван Бунин³
<< Назад
Введение
Как я упоминал в предыдущем посте, есть немало талантливых русских писателей советского периода, которые едва известны в советское время. Запада, и как следствие трудно найти их произведения в переводе. Я намерен внести свой скромный вклад в восстановление баланса, переведя рассказ Константина Паустовского «Снег».
Это также дает мне повод дать небольшую биографическую справку о человеке, который был в свое время одним из самых популярных писателей в СССР и чьи литературные достижения и человеческие качества делают его, на мой взгляд, кто-то, кто должен быть гораздо более известен, чем он.
Ранняя жизнь
Ранняя жизнь Паустовского представляла собой странную смесь комедии, трагедии, невероятных поворотов судьбы и, прежде всего, приключений.¹ Все началось достаточно условно. Родился 31 мая 189 г.2, Константин Георгиевич Паустовский был младшим из четырех детей из благополучного московского среднего класса. Оба его родителя были родом с Украины, и когда «Костик» был совсем маленьким, семья переехала в Киев.
Детство Паустовского было в общем-то счастливым и характеризовалось теми невинными надеждами, мечтами, разочарованиями и горько-сладкими болезнями роста, с которыми мы все можем себя отождествить. Однако это относительно беззаботное существование внезапно оборвалось, когда Паустовскому исполнилось шестнадцать. Ни с того ни с сего его отец ушел из дома к другой женщине, оставив семью с долгами и практически без средств к существованию. старший брат Паустовского Боря был к этому времени студентом Киевского политехнического института и уже уехал из дома; другой, Вадим, собирался поступать в институт в Москве. Было решено, что мать и сестра Паустовского Галя поедут с Вадимом в Москву, а Костика отправят к дяде и тете в Брянск (примерно в 200 милях к юго-западу от Москвы), пока он не закончит школу. Паустовский чувствовал себя желанным гостем у дяди, но не мог поселиться в Брянске. Он скучал по своей старой школе и через несколько месяцев написал своему бывшему классному руководителю, чтобы узнать, можно ли вернуться. Школа любезно согласилась отказаться от его гонораров и даже нашла ему подработку, тренируя ребенка богатой пары, чтобы он мог содержать себя.
На этом мучения Паустовского не закончились. В последний
год в школе он получил телеграмму из небольшого загородного поместья своего дяди Илько (куда уехал жить его отец), в которой сообщалось, что его отец умирает. Паустовский поспешил к постели отца и приехал как раз вовремя: вечером того же дня он умер. Несмотря на семейную трагедию, Паустовский успешно закончил школу и поступил в Киевский университет.
Следующие несколько лет жизни Паустовского почти не упоминаются в его мемуарах — нам даже не сообщается, чему он учился в университете, — а следующий том его автобиографии возобновляется в сентябре 1914 года, когда молодой студент едет в поезде в Москву. Его брат Вадим был призван воевать на недавно объявленную войну, и Паустовский хотел его проводить. Кажется, Паустовский хотел записаться сам, но его близорукость и тот факт, что он был младшим сыном в семье, сделали его непригодным для военной службы.
Во время своего пребывания в Москве Паустовский решил перевестись в университет, чтобы иметь возможность содержать мать и сестру. Однако он не возобновил учебу. Огромные последствия, которые, по его мнению, война имела для России, убедили его, что есть более важные вещи, чем учеба, и как начинающий писатель он считал, что ему нужно быть «среди людей». Он устроился кондуктором трамвая, но очень хотел принять более непосредственное участие в военных действиях (особенно после того, как узнал, что Борю тоже призвали), и поэтому 19 октября14 января вызвался работать санитаром в тыловом эшелоне, перевозившем раненых с фронта.
Летом 1915 года поезд Паустовского был отправлен в Одессу для срочного ремонта. В ожидании очередного задания ему выпал шанс осуществить одну из своих детских мечтаний – отправиться в море. Его перевели на госпитальное судно «Португалия», которое в то время стояло в доках Одессы. Но прежде чем он успел занять место на борту своего нового дома, Португалия неожиданно покинула порт, оставив будущего моряка позади. Это было горькое разочарование, но оказалось скрытым благословением. Через пару дней Паустовский узнал, что корабль был торпедирован немецкой подводной лодкой и ушел ко дну со всеми руками.
Летом того же года Паустовский получил еще один перевод, на этот раз в полевой госпиталь, что значительно приблизило его к линии фронта. Именно там он испытал все ужасы войны, особенно ее влияние на тысячи беженцев, оставшихся холодными, голодными и бездомными в результате боевых действий. Он также нашел любовь в лице Лёли, медсестры, которую он впервые встретил в санитарном поезде. Но его счастью суждено было быть недолгим. Когда пару отправили на помощь пострадавшим от оспы, Лёля сама заразилась. Вместо того, чтобы подвергнуть своего возлюбленного мучениям, наблюдая за его медленной, мучительной смертью, она решила покончить с собой.
В декабре 1915 г. Паустовский был ранен в ногу осколком снаряда и месяц пролежал в госпитале. Он часто получал посылки с едой от друзей и однажды, от нечего делать, начал читать газету, в которую заворачивали часть еды. погиб в бою в тот же день. Ему дали двухмесячный отпуск и он вернулся в Москву. Там он застал готовившихся к отъезду мать и сестру – они возвращались на Украину к родственникам. Оставшись один, Паустовский очень хотел вернуться в свою часть, но до истечения срока отпуска был вызван начальством и уволен. Выяснилось, что, пока он был в больнице, цензоры вскрыли его письмо к другу, в котором содержались пренебрежительные замечания о царе.
Так начались долгие годы скитаний Паустовского. Он устроился на оружейный завод и был командирован в разные места на юге России. Через несколько месяцев он оставил свой пост и некоторое время работал рыбаком на Азовском море. Он вернулся в Москву в 1917 году и начал работать журналистом. В годы, последовавшие за Октябрьской революцией, он вернулся на Украину, охваченный приливами и отливами гражданской войны, выживал, как мог, и писал при любой возможности. С окончанием гражданской войны и приходом к власти большевиков Паустовский снова нашел работу журналистом, сначала в Одессе, затем в ряде мест на Кавказе, прежде чем окончательно поселиться в Москве в 1919 г. 23. Его первый сборник рассказов «Морские зарисовки» был опубликован в 1925 году. Его неуверенная писательская карьера только начиналась.
Паустовский писатель
За более чем пятидесятилетнюю литературную деятельность Паустовский приложил руку практически ко всему: к романам, пьесам, киносценариям, детским рассказам, биографическим и топографическим зарисовкам; однако это был рассказ, в котором он действительно преуспел. Даже его шеститомная автобиография «История жизни», которую многие считают его лучшим произведением, содержит множество глав, которые читаются как самостоятельные короткие рассказы. Действительно, некоторые из них были опубликованы отдельно как таковые. В конце сороковых годов не кто иной, как Иван Бунин, лично не знавший Паустовского, наткнулся на одну из этих «рассказов» и был настолько впечатлен, что вынужден был написать ему и поздравить:
Если учесть, что Бунин был первым в России лауреатом Нобелевской премии по литературе и абсолютным приверженцем стиля письма, то это действительно высокая похвала.
Паустовский-человек
Хотя Паустовский во многом принадлежит к первому поколению советских писателей, впервые ставших известными в 1920-е годы, Паустовский пользовался наибольшей популярностью в последние годы своей жизни. Так, когда в начале шестидесятых «Комсомольская правда» (газета для молодежи) провела опрос своих читателей, чьи литературные произведения они возьмут с собой на Луну, имя Паустовского уступило только имени Пушкина. Такая популярность, без сомнения, была связана с его способностью создавать тонкие, вызывающие воспоминания и часто трогательные истории, которые нравились людям всех возрастов. Он также вызывал большое уважение среди своих сверстников как непоколебимый борец за свободу творчества в обществе, где такая позиция требовала большого мужества.
В 1956 году, во время второй так называемой литературной «оттепели», Паустовский был одним из немногих, кто выступил на заседании Союза советских писателей в защиту скандального романа Эренбурга «Не хлебом единым». В том же году он был вдохновителем издания «Литературной Москвы», двухтомной антологии, выпущенной без обычного официального разрешения. «Литературная Москва» была смелым шагом: впервые за многие годы были опубликованы работы писателей, которые не ладили со сталинским режимом, а также были представлены работы группы молодых писателей, которым было трудно увидеть, как их произведения появляются в печати. Антология также содержала пару рассказов, посвященных довольно спорной теме — коррумпированным и лицемерным бюрократам, которых было много в советской системе.
Неудивительно, что Литературная Москва была выделена Хрущевым для особой критики во время последовавшей «заморозки» — консервативной реакции, наступившей вскоре после «оттепели». Паустовского это явно не смутило, потому что в 1961 году он выпустил еще один «неофициальный» сборник «Страницы из Тарусы». А в 1966 году, когда борьба Леонида Брежнева со свободой слова приняла особенно зловещий оборот в связи с судом над писателями-диссидентами Синявским и Даниилом, Паустовский предложил выступить на суде в их защиту. Я не сомневаюсь, что такие подвиги стали причиной того, что он так и не получил Ленинской премии по литературе, высшей литературной награды Советского Союза. Константин Паустовский умер в 1968, и поэтому он не дожил до присуждения Ленинской премии другому литературному тяжеловесу, Леониду Брежневу. Жаль, потому что он, несомненно, оценил бы иронию.
Примечания
¹ Большая часть этой статьи взята из автобиографии Паустовского «История одной жизни». Он вышел в английском переводе в 1960-х годах, но давно не издается. Я заметил, что запись Паустовского в Википедии содержит ряд неточностей.
² «История жизни» во многих отношениях не является обычной автобиографией. Во-первых, он охватывает только молодость Паустовского.
³ Из предисловия к Константину Паустовскому, Избранные рассказы, под редакцией Питера Генри, стр. xxviii.
Рай далекого прошлого, приятные мифы, ( ) / .
Рай далекого прошлого, приятные мифы, суета настоящего и проекты будущего. Культурологический очерк по повести Константина Паустовского «Телеграмма».
Повесть Константина Паустовского «Телеграмма» продолжает жить. [ ]
Великая европейская актриса раскрасила эту историю сказочными красками. Она приехала в СССР и преклонила колени перед писателем…
Уже в биографии Александра Пушкина мы видим непростую проблему: проблему взаимоотношений отца и сына…
Как было в старину ? Хочется верить, что отношения между родителями и детьми были безоблачными.
Но пришли новые времена, пришли неконтролируемые потоки знаний, пришли новые формы жизни, и дети, став взрослыми, вдруг чувствуют свое бессилие. Они хотели бы выразить свою любовь и уважение к своим родителям, но как это сделать? Нет времени, нет сил, нет воли, не хватает денег и внимания. Возникает ощущение огромной ошибки – ошибки, разрушающей эмоциональную жизнь человека.
Примерно этой теме посвящен рассказ Константина Паустовского «Телеграмма».
В далеком прошлом были райские времена. Жил известный художник, он основал усадьбу, у него были редкие картины (например, упоминается эскиз Крамского).
Теперь здесь мемориальный дом. В усадьбе живет старушка — дочь художника.
В истории есть приятный миф — это тип «верный слуга». Это местный житель, знавший в прошлом самого художника (основателя усадьбы) и сохранивший уважение к дочери основателя.
В центре внимания дочь старухи. Видимо, ничто не мешает назвать эту женщину внучкой известного художника (основателя имения).
Эта женщина работает в сфере культуры в большом городе. Но она мало заботится о своей матери.
Момент все ближе и ближе. Скоро ее мать уйдет из жизни. Но женщина, специалист по вопросам культуры, погружена в суету большого города.
Она опаздывает в пустующее поместье. Она уходит тайно, с чувством непоправимой вины.
Хорошая история.
Однако писатель «забыл» рассказать о семейном воспитании, полученном внучкой известного художника.
Не раз (в разных формах) говорилось о притягательных культурных процессах большого города, о выдающихся людях, о необходимости получить образование, найти почетное место (положение) в культурной среде.
Что касается жизни в поместье, то это одиночество, первобытность, оторванность от цивилизации… Это отсталость и деградация.
Что оставалось внучке известного художника после такого семейного воспитания, кроме переезда в большой город, получения серьезного образования, прочного положения в культурной среде?
Потом внучке пришлось станцевать танцы под местную музыку, успевая.
Старушка в это время страдала от одиночества в музее-усадьбе.
Вся эта ситуация сочеталась с относительной безденежностью, присущей образу жизни «простой» интеллигенции в советское время.
Читатель прочитал рассказ. Он в замешательстве. Интуитивно он понимает, что отношения с родителями – важная тема. Внучка известного артиста совершила огромную ошибку!
В рассказе ничего не сказано о семейном воспитании, о современных условиях жизни.
В рассказе «освещена» часть пространства, читатель смотрит на эту освещенную часть. За пределами этого освещенного пространства находится культурная и экономическая реальность. Реальность, побуждающая детей уезжать из тех населенных пунктов, где живут их родители, побуждающая детей танцевать новые танцы под новую музыку.
Позже дети понимают, что совершили огромную ошибку — в отношениях с родителями.
И что делать?
Ответ на этот вопрос выходит за рамки истории Константина Паустовского.
Что делать?
Вернуться к «традиционным» формам жизни, для которых характерно проживание в сообществах, состоящих из родственников? Три (четыре) поколения под одной крышей?
Изменение семейного воспитания и взглядов на жизненный успех (образование, уважаемое положение?).
Для работы в коллективе, где каждый сотрудник может быть заменен другим, где каждый сотрудник получает огромные доходы, и где каждый может уйти в любое время и на любой период времени, и имеет возможность совершить быструю поездку на любое расстояние ?
Может быть, вспомнить отца жены известного испанского художника — этот отец остался в России и работал юристом. Все дети разъехались и хорошо устроились за границей. В силу обстоятельств он продолжал жить и работать в России. Этот мужчина усыновил мальчика из необеспеченной семьи и стал его фактическим приемным отцом. Этот мальчик вырос и понял, что его связывают какие-то родственные связи с очень известным испанским художником и его женой из России. Он начал публиковать воспоминания о приемном отце. Из воспоминаний видно, что этот мальчик с уважением и любовью относился к приемному отцу. «Добрая» крестьянская девушка из повести Паустовского могла стать приемной дочерью старухи.
А как себя чувствовали дети этого адвоката — те дети, которые благополучно жили за границей?
Примерно пятнадцать лет назад я прочитал интервью с путешественником из северной европейской страны. Он дал обет никогда не брать деньги в руки. Без денег путешествует по миру, у него много знакомых, готовых принять его у себя дома (и значительное количество подружек). Этот человек не уедет в большой город, не получит образования и не устроится там на работу, и его мысли не будут заняты служебной суетой.