Антонио Вивальди «Времена года»
Загрузка…
27 Февраля, 17:00
Сб
Филармонический камерный оркестр
Концертмейстер – Юлия Рубина
Лола Азимова, лектор–музыковед
180–300 р.
Купить билет
Филармонический камерный оркестр – после этих трёх слов так и хочется поставить восклицательный знак. Его известность давно перешагнула границы России. Гастрольные туры этого коллектива с огромным успехом проходили во Франции, в Германии, Испании, Нидерландах, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Италии. Музыканты с мировым именем охотно сотрудничают с Филармоническим камерным оркестром.
Все артисты коллектива являются музыкантами очень высокого уровня. Каждый из них способен выступать как солист. Кстати, у нас будет возможность убедиться в этом – в программе заявлен жанр концерта.
В ДК «Энергия» прозвучит самое известное произведение Антонио Вивальди «Времена года».
МУЗЫКА НА ВСЕ ВРЕМЕНА!
классическая музыка
12+
29 Ноября в 19:00
LRK Trio и Филармонический камерный оркестрФестиваль искусств «Белый фестиваль»Пушкинская карта
«МОЛИТВА» (Премьера в России)
Закрытие фестиваля искусств «Белый фестиваль»
Филармонический камерный оркестр
LRK Trio:
Евгений Лебедев, фортепиано
Антон Ревнюк, бас-гитара
Дирижёр – Душан Вилич (Сербия – Россия) Государственный концертный зал
имени А. М. Каца от 400 р. Купить билет
12+ 8 Декабря в 19:00 Душа К 30-летию Филармонического камерного оркестра
Пьяццолла, Спендиаров, Тояма, Молинелли, Крашенинников
Филармонический камерный оркестр
Вероника Кожухарова, саксофон (Москва)
Дирижёр – Артем Константинов
Государственный концертный зал
имени А.М. Каца
от 400 р.
Купить билет
16+ 10 Декабря в 21:00 Музыкальный дозор К 30-летию Филармонического камерного оркестра
Бах. Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор
Концерт № 3 для двух скрипок с оркестром ре минор
Вивальди. Времена года
Филармонический камерный оркестр
Павел Милюков, скрипка (Москва)
Юлия Рубина, скрипка
Анна Недоспасова, клавесин
Камерный зал филармонии
от 400 р.
Купить билет
12+ 20 Января в 19:00 Трубы, клавиши, струны и голоса В рамках циклаКлассика по пятницам
Пушкинская карта
Музыка Баха
Филармонический камерный оркестр
Ансамбль «Маркелловы голоса» Наталья Колкер, орган
Ведущие – Дарья Нехаева и
Владимир Калужский
Камерный зал филармонии
400 р. Купить билет
12+
10 Февраля в 19:00
Рубиновое небоАбонемент №5а (2022–23)Пушкинская карта
Авторская программа Юлии Рубиной и Филармонического камерного оркестра
12+
11 Февраля в 18:00
Рубиновое небоАбонемент №5 (2022–23)Пушкинская карта
Авторская программа Юлии Рубиной и Филармонического камерного оркестра
Филармонический камерный оркестр Камерный зал филармонии
400 – 700 р.
Купить билет
12+
19 Февраля в 16:00
Джованни Баттиста Перголези (1710–1736)Абонемент №16 (2022–23)Пушкинская карта Филармонический камерный оркестр
Ансамбль «Маркелловы голоса» Татьяна Костина, сопрано
Автор и ведущий – Владимир Калужский
Камерный зал филармонии 300 – 600 р. Купить билет
12+
9 Марта в 19:00
Филармонический камерный оркестрАбонемент №5а (2022–23)Пушкинская карта
Шенберг. «Просветленная ночь»
Барток. Дивертисмент для струнного оркестра
Амиров. «Низами», симфония для струнного оркестра
Филармонический камерный оркестр
Дирижёр – Эйюб Кулиев (Азербайджан)
Концертный зал Новосибирского Дома учёных
350 р.
Купить билет
12+
10 Марта в 19:00
Филармонический камерный оркестрАбонемент №5 (2022–23)Пушкинская карта
Шенберг. «Просветленная ночь»
Барток. Дивертисмент для струнного оркестра
Амиров. «Низами», симфония для струнного оркестра
Филармонический камерный оркестр
Дирижёр – Эйюб Кулиев (Азербайджан)
Камерный зал филармонии
400 – 700 р.
Купить билет
12+
21 Апреля в 19:00
Филармонический камерный оркестрАбонемент №5а (2022–23) Пушкинская карта
Элгар. Концерт для виолончели с оркестром
Серенада для струнного оркестра
Филармонический камерный оркестр
Александр Рамм, виолончель (Москва)
Концертный зал Новосибирского Дома учёных
350 р. Купить билет
12+
22 Апреля в 18:00
Филармонический камерный оркестрАбонемент №5 (2022–23)Пушкинская карта
Элгар. Концерт для виолончели с оркестром
Филармонический камерный оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва) Камерный зал филармонии 400 – 700 р. Купить билет
12+
24 Мая в 19:00
Филармонический камерный оркестрАбонемент №5а (2022–23)Пушкинская карта
Чимароза. Концерт для гобоя с оркестром до-мажор
Россини. Соната для струнных № 6
Альбинони. Адажио для гобоя с оркестром
Уорлок. Сюита «Каприоль»
Филармонический камерный оркестр
Солист и дирижёр – Алексей Уткин, гобой (Москва)
Концертный зал Новосибирского Дома учёных
350 р.
Купить билет
12+
25 Мая в 19:00
Филармонический камерный оркестрАбонемент №5 (2022–23)Пушкинская карта
Чимароза. Концерт для гобоя с оркестром до-мажор
Россини. Соната для струнных № 6
Альбинони. Адажио для гобоя с оркестром
Уорлок. Сюита «Каприоль»
Филармонический камерный оркестр
Солист и дирижёр – Алексей Уткин, гобой (Москва)
Камерный зал филармонии
400 – 700 р.
«Времена года» Антонио Вивальди в реинтерпретации британского композитора-минималиста Макса Рихтера
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Алина Р. Изергина
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова г. Уфа, Россия
https://orcid.org/0000-0003-2120-4144
Ирина В. Алексеева
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова г. Уфа, Россия
https://orcid.org/0000-0002-6344-1706
Аннотация
Со второй половины XX века интерес композиторов и исполнителей к музыке западноевропейского барокко приобретает характер знакового явления. Кроме реинтерпретации «чужих» шедевров, современные авторы широко применяют метод реконструкции барочных текстовых моделей. Особенно интересны сочинения, основой которых становятся общеизвестные тексты. В статье рассматривается оригинальная версия цикла Антонио Вивальди «Времена года», созданная британским композитором Максом Рихтером в 2012 году. Концепция произведения строится на стремлении адаптировать шедевр к новым условиям бытования, не прибегая к традиционному жанру транскрипции. В качестве корпуса для переосмысления выступает модель инструментального концерта барокко, объединяющего в себе принципы сoncerto grosso и сольного концерта. Отождествления с первоисточником Рихтер добивается также благодаря опоре на полифонические закономерности, сохранению основы инструментального состава, общей структуры цикла, образности. Скрепляющими реинтерпретацию и первоисточник факторами становятся сложившиеся в эпоху барокко текстовые структуры диалогов tutti
– solo и continuo – solo. В интертексте обновлённых «Времён года» модели прошлого объединяются с характерными признаками современной культуры: открытой формой, непредсказуемой драматургией, электронным саундом. Лексическое наполнение моделей инварианта Макс Рихтер подчиняет логике минимализма, доказывая близость принципов интонационного развёртывания барочного и минималистского текстов.
Ключевые слова: «Времена года» Вивальди, Макс Рихтер, текстовые модели, барокко, минимализм, реинтерпретация, инструментальный концерт, сoncerto grosso.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Как цитировать
Изергина, А. Р., & Алексеева, И. В. . (2020). «Времена года» Антонио Вивальди в реинтерпретации британского композитора-минималиста Макса Рихтера. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 40(3), 55–64. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1194
Раздел
Музыка в системе культуры
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Биографии авторов
Алина Р. Изергина, Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова г. Уфа, Россия
Аспирантка кафедры теории музыки
Alina R. Izergina, Post-graduate Student at the Music Theory Department, Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov
Ирина В. Алексеева, Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова г.
Уфа, РоссияДоктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории музыки
Irina V. Alexeyeva, Dr.Sci. (Arts), Professor, Head at the Music Theory Department, Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov
Антонио Вивальди | Биография, сочинения и факты
Антонио Вивальди
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- 4 марта 1678 г. Венеция Италия
- Умер:
- 28 июля 1741 г. (63 года) Вена Австрия
- Известные работы:
- «Концерт для четырех скрипок и виолончели си минор, соч. 3, № 10» «Концерт для двух труб до мажор» “Оттон на вилле” «Четыре сезона» «Концерт для скрипки си минор»
- Механизм/стиль:
- Музыка барокко
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Антонио Вивальди , полностью Антонио Лучио Вивальди , (родился 4 марта 1678, Венеция, Венецианская республика [Италия] — умер 28 июля 1741, Вена, Австрия), итальянский композитор и скрипач, оставивший решающую на форму концерта и стиль инструментальной музыки позднего барокко.
Главным учителем Вивальди, вероятно, был его отец, Джованни Баттиста, который в 1685 году был принят скрипачом в оркестр базилики Сан-Марко в Венеции. Антонио, старший ребенок, готовился к священству и был рукоположен в 1703 году. Его характерные рыжеватые волосы позже принесли ему прозвище Il Prete Rosso («Красный священник»). Он сделал свое первое известное публичное выступление, играя вместе со своим отцом в базилике в качестве «сверхштатного» скрипача в 1696 году. Он стал превосходным скрипачом, а в 1703 году он был назначен мастером скрипки в Ospedale della Pietà, приюте для подкидышей. Пьета специализировалась на музыкальном обучении своих женских подопечных, а те, у кого были музыкальные способности, были назначены в ее превосходный хор и оркестр, чьи высоко оцененные выступления помогли учреждению в поисках пожертвований и наследия. Вивальди имел дело с Пьетой на протяжении большей части своей карьеры: как скрипичный мастер (1703–09; 1711–15), руководитель инструментальной музыки (1716–17; 1735–38) и оплачиваемый внешний поставщик сочинений (1723–29; 1739–40).
Вскоре после рукоположения в священники Вивальди отказался от служения мессы из-за хронического заболевания, которым, как считается, была бронхиальная астма. Несмотря на это обстоятельство, он серьезно относился к своему статусу светского священника и даже заслужил репутацию религиозного фанатика.
Самые ранние музыкальные композиции Вивальди датируются его первыми годами в Пьете. Печатные сборники его трио-сонат и сонат для скрипки появились соответственно в 1705 и 1709 годах., а в 1711 году его первый и самый влиятельный набор концертов для скрипки и струнного оркестра (Opus 3, L’estro armonico ) был опубликован амстердамским нотно-издательским бюро Этьена Роже. Вплоть до 1719 года Роже опубликовал еще три сборника своих концертов (опусы 4, 6 и 7) и один сборник сонат (опус 5).
Викторина «Британника»
Викторина: Кто это написал?
Сопоставьте сонату, концерт или оперу с их композитором.
Вивальди дебютировал как сочинитель духовной вокальной музыки в 1713 году, когда хормейстер Пьеты оставил свой пост и учреждению пришлось обращаться к Вивальди и другим композиторам для новых сочинений. Он добился больших успехов со своей духовной вокальной музыкой, за которую позже получил заказы от других учреждений. Еще одно новое поле деятельности для него открылось в 1713 году, когда вышла его первая опера «9».0043 Ottone на вилле , произведено в Виченце. Вернувшись в Венецию, Вивальди сразу же погрузился в оперную деятельность в парных ролях композитора и импресарио. С 1718 по 1720 год он работал в Мантуе директором светской музыки у губернатора этого города принца Филиппа Гессен-Дармштадтского. Это был единственный постоянный пост, который когда-либо занимал Вивальди; он, кажется, предпочел жизнь композитора-фрилансера из-за гибкости и предпринимательских возможностей, которые она предлагала. Основными произведениями Вивальди в Мантуе были оперы, хотя он также сочинял кантаты и инструментальные произведения.
1720-е годы были зенитом творчества Вивальди. Снова обосновавшись в Венеции, но часто путешествуя по другим местам, он поставлял инструментальную музыку покровителям и клиентам по всей Европе. Между 1725 и 1729 годами он доверил пять новых сборников концертов (опусы 8–12) преемнику издателя Роже, Мишелю-Шарлю Ле Сену. После 1729 года Вивальди перестал публиковать свои произведения, посчитав более выгодным продавать их в рукописи отдельным покупателям. В течение этого десятилетия он также получил многочисленные заказы на оперы и возобновил свою деятельность в качестве импресарио в Венеции и других итальянских городах.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
В 1726 году контральто Анна Джиро впервые спела в опере Вивальди. Родившись в Мантуе около 1711 года, она уехала в Венецию, чтобы продолжить карьеру певицы. Голос у нее был не сильный, но она была привлекательна и хорошо играла. Она стала частью окружения Вивальди и незаменимой примадонной его последующих опер, породив слухи о том, что она была любовницей Вивальди. После смерти Вивальди она продолжала успешно выступать в опере, пока не покинула сцену в 1748 году, чтобы выйти замуж за дворянина.
В 1730-х годах карьера Вивальди постепенно пошла на спад. Французский путешественник Шарль де Бросс в 1739 году с сожалением сообщил, что его музыка больше не в моде. Импресарианские набеги Вивальди все чаще заканчивались неудачей. В 1740 году он отправился в Вену, но заболел и не дожил до постановки там своей оперы «Ораколо в Мессении » в 1742 году. Простота его похорон 28 июля 1741 года позволяет предположить, что он умер в значительной бедность.
После смерти Вивальди его огромная коллекция музыкальных рукописей, состоящая в основном из партитур с автографами его собственных произведений, была переплетена в 27 больших томов. Сначала их приобрел венецианский библиофил Якопо Соранцо, а затем граф Джакомо Дураццо, покровитель Кристофа Виллибальда Глюка. Вновь обнаружен в 1920-х годов эти рукописи сегодня являются частью коллекций Фоа и Джордано Национальной библиотеки в Турине.
О произведении ВИВАЛЬДИ «Времена года»
ноты Джеймса Киза
Концерт № 1 ми мажор, соч. 8, RV 269, «La primavera» (Весна)
I. Allegro
II. Ларго
III. Allegro Pastorale
Концерт № 2 соль минор, соч. 8, RV 315, «L’Estate» (Лето)
I. Allegro non molto
II. Адажио и фортепиано – Presto e forte
III. Престо
Концерт № 3 фа мажор, соч. 8, RV 293, «L’autunno» (Осень)
I. Allegro
II. Adagio molto
III. Allegro
Концерт № 4 фа минор, соч. 8, RV 297, «L’inverno» (Зима)
I. Allegro non molto
II. Ларго
III. Аллегро
Написано в 1723 году.
Впервые опубликовано: 1725.
Из многих композиторов, которые помогли довести стиль итальянского барокко до его апогея в начале 18 века, Антонио Вивальди выделяется как, пожалуй, самый творческий. Как и у Баха, его энергия была направлена в первую очередь на совершенствование существующих форм, а не на создание новых. В произведениях Вивальди мы видим совершенство итальянских концертных и оперных форм XVII века. Он и Скарлатти должны были быть последними важными итальянскими композиторами до Россини и Верди.
Интерес Вивальди к написанию концертов в значительной степени был вызван его работой «директором консерватории» в Ospedale della Piera, приюте для осиротевших и незаконнорожденных девочек, который специализировался на преподавании музыки. Кроме того, он заработал репутацию выдающегося скрипача, заменив своего отца в оркестре собора Святого Марка уже в десятилетнем возрасте.
Согласно сообщениям современных обозревателей, оркестр консерватории под руководством Вивальди поддерживал очень высокие стандарты. В еженедельных концертах выступали либо самые выдающиеся студенты, либо сам Вивальди, исполнявший концерты, написанные по этому случаю. За сорок лет своего пребывания в должности он написал более 450 концертов. Учитывая подготовку Вивальди, неудивительно, что подавляющее большинство сольных концертов (220) были написаны для скрипки.
Вивальди склонен использовать описательные названия. Редко заголовки предназначены для программ, и есть свидетельства того, что многие из них были не более чем шутками. В случае с четырьмя скрипичными концертами, известными под общим названием «Времена года», была предпринята сознательная попытка написать программные произведения. По сути, это одна из первых попыток сочинять музыку такого типа.
Концерты были опубликованы в 1725 году как первые четыре произведения Opus 8. До публикации они часто исполнялись при итальянском дворе графа Морзина, принца Гогенельбе, для которого они предположительно были написаны. Каждое произведение сопровождалось сонетом неизвестного автора (вероятно, Вивальди), служившим программой. Буквы, предшествующие строкам каждого сонета, можно найти в партитурах соответствующих отрывков вместе с соответствующей строкой текста и, часто, с дополнительными описательными подзаголовками. В качестве примера поэзии, вдохновившей Вивальди, следует вольный перевод «Димостративного сонета» для третьего концерта («Осень»):
Танцами и пением крестьяне празднуют
прекрасное наслаждение богатым урожаем
воспаленные зельем Бахуса;
то их радость заканчивается сном.