Просветление свыше 10: Просветление свыше, 10 (десять) букв

Далай-лама рассказал, как стать просветленным всего за одну жизнь

https://ria.ru/20211105/buddizm-1757801792.html

Далай-лама рассказал, как стать просветленным всего за одну жизнь

Далай-лама рассказал, как стать просветленным всего за одну жизнь — РИА Новости, 05.11.2021

Далай-лама рассказал, как стать просветленным всего за одну жизнь

Достичь «состояния Будды», просветления, в течение всего одной человеческой жизни очень трудно, но возможно – для этого надо усердно практиковать буддийское… РИА Новости, 05.11.2021

2021-11-05T14:53

2021-11-05T14:53

2021-11-05T14:53

религия

москва

далай-лама xiv (тэнзин гьяцо)

россия

религия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/06/1740040715_0:699:1995:1821_1920x0_80_0_0_a685979d2746816e8edf5bee3750314b.jpg

МОСКВА, 5 ноя — РИА Новости, Ольга Липич. Достичь «состояния Будды», просветления, в течение всего одной человеческой жизни очень трудно, но возможно – для этого надо усердно практиковать буддийское учение, причем не обязательно в монастыре или в уединении, сообщил Далай-лама XIV на онлайн-учениях для буддистов России. «В тантрических текстах говорится, что за одну жизнь, в одном теле мы можем достичь состояния Будды. За три года и три фазы луны… Это возможно. Но очень сложно, трудно», — сказал Далай-лама, отвечая в пятницу по видеосвязи на вопросы россиян.Он привел в пример известного тибетского йогина и поэта XI-XII веков Миларепу, который, как считается, сумел достичь полного просветления за одну жизнь. «Глубина его практики не охватывается мыслью… Если мы практикуем с таким же усердием, как Миларепа, то можем достичь такого состояния», — пояснил Далай-лама.На вопрос о практике в современных условиях, когда человеку бывает сложно «удалиться в ретрит» для уединенных медитаций, Далай-лама ответил, что уходить от мира вовсе не обязательно. И напомнил об учителе Миларепы – буддийском мудреце, переводчике Марпе. Марпа жил в своей большой семье, много путешествовал из Тибета в Индию, практиковал учение Будды и был широко известен как выдающийся лама-мирянин.Далай-лама XIV Тензин Гьяцо родился 6 июля 1935 года в деревушке Такцер на северо-востоке Тибета. В 1937 году он был признан реинкарнацией своего предшественника — Далай-ламы XIII, а в 1940 возведен на престол. После включения Тибета в состав Китая Далай-лама XIV в 1959 году был вынужден бежать в Индию. Его резиденция расположена в городе Дхарамсала в северном штате Химачал-Прадеш, в предгорьях Гималаев. За просветительскую деятельность и миротворческие усилия Далай-лама был удостоен в 1989 году Нобелевской премии мира. Он уделяет особое внимание развитию образования и взаимодействия буддизма с современной наукой на протяжении всей жизни, а в последние годы активно сотрудничает и с выдающимися российскими учеными.Учения Далай-ламы для российских буддистов проводятся ежегодно с 2009 года. До пандемии коронавируса они проходили в форме очного общения буддийского духовного лидера с тысячами людей – они собирались в храме его резиденции в Дхарамсале или в конференц-залах Дели или Риги, куда специально приезжал Далай-лама. В последние годы на эти учения в Индию прибывали около полутора тысяч россиян, а в более близкую территориально Латвию – свыше трех тысяч. Кроме того, тысячи последователей Далай-ламы следили за трансляцией в интернете. С 2020 года Далай-лама встречается с россиянами при помощи видеосвязи, находясь в своей резиденции в Дхарамсале.В 2021 году онлайн-учения Далай-ламы для буддистов России проходят 4-5 ноября и посвящены разъяснению трактата Будды Будущего Майтреи «Украшение махаянских сутр», а также ответам на актуальные вопросы россиян. Они транслируются с синхронным переводом на русский язык на платформе Фонда содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» (Москва, http://savetibet.ru). Фонд выступает организатором учений наряду с Буддийским центром «Ринпоче Багша» (Бурятия), Центральным хурулом «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (Калмыкия), Управлением Камбы-ламы Республики Тыва и также расположенным в столице Центром тибетской культуры и информации.

https://ria.ru/20211104/buddizm-1757708531.html

https://ria.ru/20211104/buddizm-1757701775.html

москва

россия

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/06/1740040715_0:502:1996:1998_1920x0_80_0_0_4d5a6cdefb6dca46b8fa59236355ceb5.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

москва, далай-лама xiv (тэнзин гьяцо), россия, религия

Религия, Москва, Далай-лама XIV (Тэнзин Гьяцо), Россия, Религия

МОСКВА, 5 ноя — РИА Новости, Ольга Липич. Достичь «состояния Будды», просветления, в течение всего одной человеческой жизни очень трудно, но возможно – для этого надо усердно практиковать буддийское учение, причем не обязательно в монастыре или в уединении, сообщил Далай-лама XIV на онлайн-учениях для буддистов России.

«В тантрических текстах говорится, что за одну жизнь, в одном теле мы можем достичь состояния Будды. За три года и три фазы луны… Это возможно. Но очень сложно, трудно», — сказал Далай-лама, отвечая в пятницу по видеосвязи на вопросы россиян.

4 ноября 2021, 15:24Религия

Далай-лама рассказал, как молящимся не уподобиться попугаям

Он привел в пример известного тибетского йогина и поэта XI-XII веков Миларепу, который, как считается, сумел достичь полного просветления за одну жизнь. «Глубина его практики не охватывается мыслью… Если мы практикуем с таким же усердием, как Миларепа, то можем достичь такого состояния», — пояснил Далай-лама.

На вопрос о практике в современных условиях, когда человеку бывает сложно «удалиться в ретрит» для уединенных медитаций, Далай-лама ответил, что уходить от мира вовсе не обязательно. И напомнил об учителе Миларепы – буддийском мудреце, переводчике Марпе. Марпа жил в своей большой семье, много путешествовал из Тибета в Индию, практиковал учение Будды и был широко известен как выдающийся лама-мирянин.

«Мы можем не удаляться от мира, пребывать со своей семьей, жить в своем доме… Главное – как мы думаем, какой подход используем, нет ли у нас привязанности к внешним вещам. Дхарма (учение Будды – ред.) – это практика тренировки и развития сознания. И для одних людей больше подходит путь монашества, а для других возможно тренировать свое сознание, продолжая работать в миру», — заключил Далай-лама.

Далай-лама XIV Тензин Гьяцо родился 6 июля 1935 года в деревушке Такцер на северо-востоке Тибета. В 1937 году он был признан реинкарнацией своего предшественника — Далай-ламы XIII, а в 1940 возведен на престол. После включения Тибета в состав Китая Далай-лама XIV в 1959 году был вынужден бежать в Индию. Его резиденция расположена в городе Дхарамсала в северном штате Химачал-Прадеш, в предгорьях Гималаев. За просветительскую деятельность и миротворческие усилия Далай-лама был удостоен в 1989 году Нобелевской премии мира. Он уделяет особое внимание развитию образования и взаимодействия буддизма с современной наукой на протяжении всей жизни, а в последние годы активно сотрудничает и с выдающимися российскими учеными.

Учения Далай-ламы для российских буддистов проводятся ежегодно с 2009 года. До пандемии коронавируса они проходили в форме очного общения буддийского духовного лидера с тысячами людей – они собирались в храме его резиденции в Дхарамсале или в конференц-залах Дели или Риги, куда специально приезжал Далай-лама. В последние годы на эти учения в Индию прибывали около полутора тысяч россиян, а в более близкую территориально Латвию – свыше трех тысяч. Кроме того, тысячи последователей Далай-ламы следили за трансляцией в интернете. С 2020 года Далай-лама встречается с россиянами при помощи видеосвязи, находясь в своей резиденции в Дхарамсале.

В 2021 году онлайн-учения Далай-ламы для буддистов России проходят 4-5 ноября и посвящены разъяснению трактата Будды Будущего Майтреи «Украшение махаянских сутр», а также ответам на актуальные вопросы россиян. Они транслируются с синхронным переводом на русский язык на платформе Фонда содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» (Москва, http://savetibet.ru). Фонд выступает организатором учений наряду с Буддийским центром «Ринпоче Багша» (Бурятия), Центральным хурулом «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (Калмыкия), Управлением Камбы-ламы Республики Тыва и также расположенным в столице Центром тибетской культуры и информации.

4 ноября 2021, 14:15Религия

Далай-лама рассказал россиянам, как улучшить карму

Просветление. Рынок подержанных автомобилей обеляется и уходит в онлайн

Некогда полностью серый рынок автомобилей с пробегом постепенно становится прозрачным. Этому способствуют крупные игроки, заинтересованные доходностью и высокой оборачиваемостью в этом сегменте

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, продажи автомобилей с пробегом увеличиваются из года в год. В 2016 году рынок б/у машин вырос на 6%, в 2017 году – на 2,1%, и уже за 5 месяцев 2018 года в России было реализовано более 2,061 млн легковых автомобилей с пробегом. Это на 1,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основная причина увеличения рынка заключается в том, что реальные доходы населения не поспевают за ростом цен на новые машины.  Только за первое полугодие 2018 года цены увеличились от 2% до 10%. Этому способствовала совокупность факторов: повышение утилизационного сбора, рост акцизов; кроме того, у многих производителей летом традиционно меняется модельный год, и в связи с этим повышаются цены. Компании также стремятся компенсировать накопившуюся курсовую разницу.

Закончили чтение тут

Покупатель приходит к выводу, что желаемый автомобиль стоит слишком дорого и принимает решение дальше эксплуатировать имеющийся. Средний возраст автомобиля в России – свыше 13 лет (по состоянию на 1 января 2018 года). Для сравнения: год назад этот показатель был равен 12,9 года. Парк легковых машин медленно, но верно стареет.

Рано или поздно покупатель встает перед выбором: или приобрести новый автомобиль в кредит, или купить авто с пробегом в рамках имеющегося бюджета.

Можно сделать вывод, что рост цен на новые авто благоволит продажам б/у транспорта, как следствие – увеличению объема машин с пробегом в общей структуре продаж. Очевидно, в обозримом эта тенденция будет сохраняться.

Рассвет над рынком

Для дилеров рынок б/у автомобилей является зоной роста, поскольку доходность тут выше, чем от продажи новых машин — около 10%. Меньше срок оборачиваемости на складе, в среднем от 20 до 30 дней; а также быстрый цикл продажи от звонка до выдачи. Это обеспечивает повышенное внимание со стороны крупных игроков, что постепенно трансформирует рынок. Еще недавно клиент покупал практически кота в мешке, а сегодня к его услугам диагностическая карта и проверка юридической чистоты автомобиля. С 2013 года доля официальных дилеров на вторичном рынке выросла с 3% до 13% — по итогам 2017 года. На развитых зарубежных рынках через «официалов» продается около 30% всех б/у машин, то есть в три раза больше.

Одной из главных тенденций вторичного рынка является повышение прозрачности. Во многом этому способствует интерес дилеров, которые развивают проекты, направленные на рост доступности достоверной информации об автомобиле с пробегом. В дальнейшем этот тренд будет определять структуру рынка в средне- и долгосрочной перспективе.

Еще одним шагом в сторону прозрачности стало введение электронного паспорта автомобиля. Единая электронная база поможет ведомствам отслеживать выпущенные в обращение транспортные средства, а потребителям — получать точные сведения о машинах. В программе заложена возможность создания полной истории транспортного средства, включая информацию об ограничениях и обременениях, о страховании и страховых случаях, о техническом осмотре, техническом обслуживании и ремонте. Это поможет обезопасить участников рынка от различных злоупотреблений при продаже или покупке.

Подобные изменения позитивно влияют на психологию потребителя и способствуют повышению доверия к рынку в целом.

Изменился пока еще негласный стандарт продажи автомобиля с пробегом. Теперь сами клиенты обращают внимание на наличие таких параметров, как полная техническая диагностика ТС, проверка юридической чистоты, наличие пакета дополнительных услуг, а следовательно, «серым» дилерам все сложнее реализовать машины. Необходимость предпродажной проверки скоро станет стандартом для всех игроков авторетейла.

Возможно, в дальнейшем стандарт продажи авто с пробегом будет закреплен на законодательном уровне и на рынке появится сертификат, в котором будут отражены все параметры машины. Скорее всего, такой документ смогут выдать только те, кто имеет возможность провести полную диагностику и подготовку авто, то есть официальные или сертифицированные дилеры.

Технологии в помощь

Развитие технологий и рост числа сделок, заключенных онлайн, – еще один ключевой фактор, который будет способствовать росту рынка подержанных автомобилей в ближайшие годы. Если оглянуться на несколько лет назад, то рынок таких машин в интернете представлял собой несколько электронных площадок с фотографиями и ценами.

Чтобы составить представление об автомобиле, клиенту приходилось куда-то ехать и разбираться уже на месте. Именно в этот период стали востребованы услуги независимых автоэкспертов. Сейчас люди также ищут подержанные автомобили на интернет-площадках, но подход к предоставлению информации вышел на совершенно иной уровень. Всю информацию об автомобиле можно получить, не выходя из дома.

«Авилон» был в числе первых, кто стал публиковать на сайте полную историю обслуживания автомобиля с проверкой его технического состояния более чем по 60 пунктам. Сегодня это уже сложившийся тренд: подробную информацию о машинах предоставляют как крупные дилеры, так и интернет-площадки.

Агрегаторы расширили направление своей деятельности. Теперь они осуществляют не только сбыт поддержанных автомобилей, но и проверяют их на предмет юридической чистоты, а также открывают площадки сервисной диагностики. Это позволяет частным лицам выйти на уровень дилерских предприятий, у которых для проверки машин есть собственные мощности: дорогостоящее оборудование, программное обеспечение и сертифицированные специалисты.

Сделки стали гораздо прозрачнее и популярнее среди клиентов, видя это, многие банки пересмотрели свои кредитные условия и понизили ставки, приблизив их к условиям на новые автомобили. Сейчас процент маркетинговой ставки стартует от 6,6%. На рынке есть и другие выгодные варианты: зарплатная программа кредитования, потребительский кредит и так далее.

Увеличивается доля сделок, заключающихся онлайн: появилось онлайн-бронирование, возможность оплаты картой, по QR-коду, по СМС-ссылке, которую клиент получает на телефон. Все виды безналичных электронных платежей сейчас доступны для клиента. Собственно, это и есть мотор движения рынка в онлайн.

Делайте ваши ставки

Основными приобретателями автомобилей с помощью безналичного платежа являются клиенты из регионов или профессиональные игроки рынка. Пока в силу привычки люди еще хотят увидеть автомобиль перед покупкой, но мы видим рост популярности услуги среди наших клиентов. Тем более что каналы связи постоянно совершенствуются: появляются новые модули для подбора машины по необходимым параметрам, простые фотографии дополняются обзором на 360°.

Новым механизмом для дилеров стал онлайн-аукцион. По опыту «Авилон-Трейд» можно сказать, что он решает такие задачи, как оперативная реализация машин и повышение оборачиваемости. При этом процесс остается таким же прозрачным и открытым.  Аукцион построен по классической схеме с игрой на повышение. Пользователю предлагается минимальная ставка, с которой стартуют торги. Каждый шаг фиксируется в системе, и участники аукциона в режиме реального времени получают уведомления по SMS или электронной почте о повышении ставок и о том, что скоро аукцион закончится.  В случае победы в аукционе провести оплату клиенты могут онлайн. В дальнейшем потребуется лишь подписать документы и забрать автомобиль.

Бизнес-модель онлайн-аукциона показала свои положительные результаты. Каждая четвертая продажа авто с пробегом осуществляется с помощью этого механизма. Доходность по сделке гораздо выше, чем при обычной продаже. И если сравнивать со стандартной продажей через автосалон при одинаковой маржинальности, мы экономим 3,5% на расходной части: работа сотрудника по подготовке автомобиля, маркетинговые активности, финансирование и амортизация. При таком подходе реклама никак не влияет на результат сделки.

За рубежом действуют как B2B, так и B2C онлайн-аукционы. Западные компании используют продвинутые IT-решения, которые позволяют определять и в максимально короткие сроки называть рыночную цену, размещать автомобили, выкупать их, тем самым повышая оборачиваемость на складе. В качестве примера наиболее развитых технологий по срокам вывода автомобиля в продажу, ценовым позиционированием и маркетингом можно назвать компанию AAA Auto, Чехия, Прага. За год AAA Auto реализовала более 70 000 автомобилей в год с оборотом €489 млн в год. Большая доля продаж происходит в онлайн: 60 человек работают в отделе маркетинга, из них 50 специализируются только на онлайн.

Проблемы рынка

Самая большая проблема рынка в том, что продажи автомобилей с пробегом регулируются законодательством РФ, которое не учитывают нюансы этого товара.  И новые, и подержанные автомобили регламентируются законом «О защите прав потребителей». В связи с этим дилер оказывается в незащищенном положении и несет большие риски из-за естественного износа деталей. По законодательству в случае неисправности продавец  обязан заменить товар, устранить дефект или предложить иные альтернативные варианты. В таком случае продавец никак не защищен, так как закон «О защите прав потребителей» полностью на стороне клиента. Пока законодательство необъективно отражает реальность, поскольку в расчет не идет то, что автомобиль был уже ранее в пользовании, не учитывается также и естественный износ деталей.

Вторая проблема, которая создает трудности, — юридические ограничения на регистрационные действия в отношении предыдущего владельца машины. Это препятствует законной продаже и переоформлению на другое лицо. Запрет на перерегистрацию автомобиля имеют право устанавливать разные службы, в том числе суды, судебные приставы, таможня; следственные органы; отделы розыска ГИБДД; органы соцзащиты. Часто мы сталкиваемся с тем, что ограничения появляются не сразу. При покупке автомобиль был без регистрационных ограничений, а по истечении 3 недель вдруг появляются ограничения.  И нам приходится самостоятельно решать данную проблему путем привлечения нашего юридического департамента.

Третья проблема — отсутствие уголовной ответственности за скручивание пробега и предоставление недостоверной информации. В России встречаются случаи, когда пробег искажается, и, по сути, это мошенничество и обман покупателя. При этом нет никаких баз, где бы фиксировалась история пробега. На Западе этот вопрос решен и уголовно наказуем. Этот опыт хотелось бы внедрить на российском вторичном рынке.

Также существует проблема начисления НДС при купле-продаже подержанного автомобиля. Если покупателем подержанного автомобиля будет физическое лицо, то налог высчитывается с разницы между ценой покупки и ценой продажи, но при продаже юридическому лицу НДС платится уже со всей стоимости автомобиля. Это тоже вопрос законодательный, решение которого позволило бы расширить пул клиентов (юридических лиц), увеличить рост продаж и рынка в целом.

На наш взгляд, в монопольном положении сегодня находятся классифайды. На рынке всего 3 крупных игрока: Авто.ру, Avito и Drom.ru. На этих онлайн-площадках публикуется львиная доля объявлений о продаже б/у машин. В связи с этим существуют такие риски, как необоснованный рост цен на услуги, продвижение размещений агрегатора, отсутствие верификации при размещении объявлений — бизнес или физическое лицо (сейчас профессиональные игроки рынка могут публиковать свои объявления по тарифам обычных физических лиц). Кроме того, агрегаторы не отслеживают недобросовестных продавцов и вообще не отвечают перед покупателем по закону «О защите прав потребителей». Возможным вариантом решения этой проблемы является регулирование их деятельности со стороны государства.

Также на данный момент отсутствует законодательное регулирование деятельности частных лиц, которые занимаются этим бизнесом. На наш взгляд, если кто-то продает больше 5 машин в год, то он должен выступать уже как профессиональный игрок. При этом в России доля сделок, совершаемых напрямую между частными лицами, превышает 80%.

Просветление | Определение, резюме, идеи, значение, история, философы и факты

Исаак Ньютон

Смотреть все СМИ

Дата:
в. 1601 — г. 1800
Местонахождение:
Европа
Ключевые люди:
Френсис Бэкон Иммануил Кант Джон Локк Фридрих Николай Жан-Жак Руссо

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Когда и где произошло Просветление?

Историки помещают Просвещение в Европе (с сильным акцентом на Францию) в конце 17-го и 18-м веках, или, более широко, между Славной революцией 1688 года и Французской революцией 1789 года. интеллектуальной истории Европы, а также программы реформ, вдохновленные верой в возможность лучшего мира, которые намечали конкретные объекты для критики и программы действий.

Что привело к Просвещению?

Корни Просвещения можно найти в гуманизме эпохи Возрождения с его упором на изучение классической литературы. Еще одним предшественником была протестантская Реформация с ее антипатией к принятым религиозным догмам. Возможно, наиболее важными источниками того, что стало Просвещением, были взаимодополняющие рациональные и эмпирические методы открытия истины, введенные научной революцией.

Ренессанс

Узнайте больше о Ренессансе.

Реформация

Узнайте больше о Реформации.

Кто были одними из главных деятелей Просвещения?

Одними из наиболее важных писателей эпохи Просвещения были французские философы, особенно Вольтер и политический философ Монтескье. Другими важными философами были составители Энциклопедии, в том числе Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и Кондорсе. За пределами Франции известными мыслителями эпохи Просвещения были шотландские философы и экономисты Дэвид Юм и Адам Смит, английский философ Джереми Бентам, Иммануил Кант из Германии и американский государственный деятель Томас Джефферсон.

Каковы были самые важные идеи эпохи Просвещения?

В эпоху Просвещения считалось, что человеческий разум может открывать истины о мире, религии и политике и может быть использован для улучшения жизни человечества. Скептицизм в отношении полученной мудрости был еще одной важной идеей; все должно было быть подвергнуто проверке и рациональному анализу. Религиозная терпимость и идея о том, что люди должны быть свободны от принуждения в своей личной жизни и совести, также были идеями Просвещения.

Каковы некоторые результаты Просвещения?

Французская революция и Американская революция были почти прямым результатом мышления Просвещения. Идея о том, что общество представляет собой общественный договор между правительством и управляемыми, также восходит к эпохе Просвещения. В результате также произошло широкое образование для детей и основание университетов и библиотек. Однако после эпохи Просвещения в конце 18 и середине 19 века возникло контрдвижение. ые века — романтизм.

Романтизм

Узнайте больше о романтизме, контрдвижении, последовавшем за эпохой Просвещения.

Просвещение , французский siècle des Lumières (буквально «века просвещенных») , немецкий Aufklärung , европейское интеллектуальное движение 17-го и 18-го веков, в котором были синтезированы идеи о Боге, разуме, природе и человечестве. в мировоззрение, которое получило широкое признание на Западе и спровоцировало революционные изменения в искусстве, философии и политике. Центральным элементом мысли Просвещения было использование и прославление разума, силы, с помощью которой люди понимают вселенную и улучшают свое собственное положение. Целями разумного человечества считались знание, свобода и счастье.

Далее следует краткое описание эпохи Просвещения. Для полной обработки см. Европа, история: Просвещение.

Силы и способы использования разума впервые были исследованы философами Древней Греции. Римляне переняли и сохранили большую часть греческой культуры, в том числе идеи рационального естественного порядка и естественного закона. Однако среди суматохи империи возникла новая забота о личном спасении, и был проложен путь к триумфу христианской религии. Христианские мыслители постепенно нашли применение своему греко-римскому наследию. Система мысли, известная как схоластика, достигшая высшей точки в работах Фомы Аквинского, воскресила разум как инструмент понимания. В представлении Фомы Аристотель представил метод получения той истины, которая может быть установлена ​​только разумом; поскольку христианское откровение содержало высшую истину, Фома поставил естественный закон, очевидный для разума, подчиненным, но не противоречащим вечному закону и божественному закону.

Интеллектуальное и политическое здание христианства, казавшееся неприступным в Средние века, рухнуло под ударами гуманизма, Ренессанса и протестантской Реформации. Гуманизм породил экспериментальную науку Фрэнсиса Бэкона, Николая Коперника и Галилея и математические исследования Рене Декарта, Готфрида Вильгельма Лейбница и Исаака Ньютона. Ренессанс заново открыл большую часть классической культуры и возродил представление о людях как о творческих существах, а Реформация более прямо, но в конечном счете не менее эффективно бросила вызов монолитному авторитету Римско-католической церкви. Для Мартина Лютера, как и для Бэкона или Декарта, путь к истине лежал в применении человеческого разума. И Ренессанс, и Реформация были не столько движениями за интеллектуальную свободу, сколько сменой власти, но, поскольку они апеллировали к разным авторитетам, они способствовали распаду общности мысли. Полученный авторитет, будь то Птолемея в науках или церкви в вопросах духа, должен был стать предметом исследования освобожденных умов.

Успешное применение разума к любому вопросу зависело от его правильного применения — от разработки методологии рассуждения, которая служила бы собственной гарантией достоверности. Такая методология была наиболее эффектно реализована в естественных науках и математике, где логика индукции и дедукции сделала возможным создание масштабной новой космологии. Формирующее влияние на Просвещение оказало не столько содержание, сколько метод. Великие гении XVII века подтвердили и расширили концепцию мира вычислимой регулярности, но, что более важно, они как бы доказали, что строгие математические рассуждения предлагают средства, независимые от Божьего откровения, для установления истины. В частности, успех Ньютона, сформулировавшего в нескольких математических уравнениях законы, управляющие движением планет, дал большой импульс растущей вере в человеческую способность достигать знаний. В то же время представление о Вселенной как о механизме, управляемом несколькими простыми — и поддающимися обнаружению — законами, оказало разрушительное воздействие на концепции личного Бога и индивидуального спасения, занимавшие центральное место в христианстве.

Почему Просвещение не было веком разума

Жан Юбер, Un dîner des philosophes (1772). Courtesy the Voltaire Foundation/Wikipedia

По обе стороны Атлантики группы общественных интеллектуалов призвали к оружию. Они говорят, что осажденная цитадель, которую нужно защищать, охраняет науку, факты и политику, основанную на фактах. Эти белые рыцари прогресса, такие как психолог Стивен Пинкер и нейробиолог Сэм Харрис, осуждают очевидное возрождение страстей, эмоций и суеверий в политике. Основой современности, говорят они нам, является человеческая способность хладнокровно сдерживать разрушительные силы. Нам нужна перезагрузка Enlightenment , теперь .

Поразительно, но эта радужная картина так называемого «века разума» до странного похожа на образ, выдвигаемый ее наивными хулителями. Уничижительный взгляд на Просвещение вытекает из философии Г. В. Ф. Гегеля вплоть до критической теории Франкфуртской школы середины 20-го века . Эти авторы определяют патологию западной мысли, которая отождествляет рациональность с позитивистской наукой, капиталистической эксплуатацией, господством над природой — даже, в случае Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно, с нацизмом и Холокостом.

Но, утверждая, что Просвещение было движением разума, противоположным страстям, апологеты и критики представляют собой две стороны одной медали. Именно их коллективная ошибка делает клише «века разума» таким мощным.

Страсти – воплощенные аффекты, желания, аппетиты – были предшественниками современного понимания эмоций. Со времен древних стоиков философия обычно рассматривала страсти как угрозу свободе: слабые — их рабы; сильные отстаивают свой разум и волю и поэтому остаются свободными. Вклад Просвещения заключался в том, что к этой картине разума добавилась наука, а к понятию страстного порабощения — религиозное суеверие.

Однако сказать, что Просвещение было движением рационализма против страсти, науки против суеверия, прогрессивной политики против консервативного трайбализма, было бы глубоко ошибкой. Эти утверждения не отражают богатую структуру самого Просвещения, которое придавало чрезвычайно большое значение роли чувствительности, чувства и желания.

Просвещение началось с научной революции в середине 17 века и завершилось Французской революцией в конце 18 века. Гегель в начале 1800-х годов одним из первых перешел в наступление. Он сказал, что рациональный субъект, задуманный Иммануилом Кантом – философом-просветителем по преимуществу — произвел граждан, которые были отчуждены, бесстрастны и отчуждены от природы, с кровавым рационализмом французского террора в качестве логического результата.

Однако Просвещение было многообразным явлением; большая часть его философии стояла далеко от кантианства, не говоря уже о гегелевской версии Канта. Правда в том, что Гегель и романтики 19-го века, верившие, что ими движет новый дух красоты и чувства, призвали «век разума» в качестве фона для своего собственного представления о себе. Их кантианский субъект был соломенным человеком, как и догматический рационализм их Просвещения.

Во Франции философов с удивительным энтузиазмом относились к страстям и глубоко подозрительно относились к абстракциям. Вместо того чтобы считать разум единственным средством борьбы с заблуждением и невежеством, французское Просвещение делало акцент на ощущении . Многие мыслители эпохи Просвещения выступали за многоголосую и игривую версию рациональности, которая неразрывно связана с особенностями ощущения, воображения и воплощения. Вопреки замкнутости спекулятивной философии — Рене Декарт и его последователи часто становились мишенью выбора — философов повернулись вовне и выдвинули на первый план тело как точку страстной связи с миром. Можно даже сказать, что французское Просвещение пыталось создать философию без всякой причины.

Для философа Этьена Бонно де Кондильяка, например, не имело смысла говорить о разуме как о «способности». Он сказал, что все аспекты человеческого мышления выросли из наших чувств, в частности, способность притягиваться к приятным ощущениям и отталкиваться от болезненных. Эти побуждения привели к страстям и желаниям, затем к развитию языков и далее к полному расцвету ума.

Чтобы не попасть в ловушку ложной артикуляции и максимально приблизиться к чувственному опыту, Кондильяк предпочитал «примитивные» языки тем, которые опирались на абстрактные идеи. Для Кондильяка правильная рациональность требовала от общества разработки более «естественных» способов общения. Это означало, что рациональность неизбежно была множественной: она менялась от места к месту, а не существовала как недифференцированная универсалия.

Другой тотемной фигурой французского Просвещения был Дени Дидро. Наиболее широко известен как редактор чрезвычайно амбициозного Encyclopédie (1751-72), Дидро сам написал многие подрывные и ироничные статьи — стратегия, разработанная отчасти для того, чтобы избежать французских цензоров. Дидро не записывал свою философию в виде отвлеченных трактатов: наряду с Вольтером, Жан-Жаком Руссо и маркизом де Садом Дидро был мастером философского романа (а также экспериментальной и порнографической фантастики, сатиры и искусствоведения). . За полтора века до того, как Рене Магритт написал культовую строчку «Это не трубка» под своей картиной 9.0077 Предательство образов (1928-9), Дидро написал рассказ под названием «Это не рассказ» ( Ceci n’est pas un conte ).

Дидро действительно верил в полезность разума в поисках истины, но у него был острый энтузиазм по отношению к страстям, особенно когда дело доходило до морали и эстетики. Вместе со многими ключевыми фигурами шотландского Просвещения, такими как Дэвид Юм, он считал, что мораль основывается на чувственном опыте. Он утверждал, что этические суждения тесно связаны с эстетическими суждениями, даже неотличимы от них. Мы судим о красоте картины, пейзажа или лица нашего возлюбленного так же, как мы судим о нравственности персонажа романа, пьесы или собственной жизни, то есть мы судим о добре и прекрасном непосредственно и без нужды причина. Таким образом, для Дидро устранение страстей могло породить только мерзость. Человек, не способный к аффекту либо по причине отсутствия страстей, либо по причине отсутствия чувств, был бы нравственно уродлив.

Однако то, что Просвещение прославляло чувствительность и чувство, не повлекло за собой отказа от науки. Как раз наоборот: наиболее чутким наблюдателем природы считался самый чуткий индивидуум – человек с наибольшей чувствительностью. Архетипическим примером здесь был врач, настроенный на телесные ритмы пациентов и их особые симптомы. Наоборот, противником научного прогресса был спекулятивный системостроитель — картезианский врач, рассматривавший тело как простую машину, или те, кто изучал медицину, читая Аристотеля, а не наблюдая за больными. Таким образом, философское подозрение к разуму не было отказом от рациональности 9.0077 как таковой ; это было только отвержение разума в изоляции от чувств и отчуждении от страстного тела. В этом философов были на самом деле более тесно связаны с романтиками, чем последние хотели верить.

Обобщать интеллектуальные движения всегда опасно. Просвещение имело ярко выраженные национальные особенности, и даже внутри одной нации оно не было монолитным. Некоторые мыслители и ссылались на строгую дихотомию разума и страстей и отдавали предпочтение априори над сенсацией – Кант, лихо. Но в этом отношении Кант был изолирован от многих, если не от большинства, главных тем своей эпохи.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *