Психологические типы
1.1. Психологические типы
Человек всегда стремился систематизировать свои опыт и переживания, полученные в результате общения с окружающими людьми. Он старался вывести законы, позволяющие улучшить межличностные отношения, что явилось предпосылкой для создания систем типологий людей. В основу таких типологий легло поведение людей, поэтому подобного рода типологии людей можно назвать поведенческими.
Первой из таких типологий явилось разделение людей по темпераментам. Врач и ученый древности Гиппократ дал описание четырех типов людей по чисто физиологическим признакам. В древности считалось, что в организме человека находятся четыре основные жидкости: кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melaina chole). Преобладание в организме одной из них и определяет темперамент человека.
Впоследствии было доказано, что эта теория с физиологической точки зрения несостоятельна. Однако термины, обозначающие типы людей в соответствии с их темпераментом, остались в обиходе — сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. В современной науке существует несколько подходов к классификации темпераментов, среди них наиболее известны: гуморальная (Гиппократ — Га-лен), конституциональная (Кречмер, Шелдон), физиологическая (Павлов), типологическая (Айзенк). Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки.
Подход, наиболее близкий к соционике — это подход американского психолога Г. Айзенка (тест EPI), в котором четыре темперамента описываются посредством двух шкал — 1) экстра/интроверсия и 2) нейротизм (эмоциональная устойчивость). График, построенный по тесту, изображен на рис. 1.
Из рисунка следует, что:
Флегматики — эмоционально устойчивые интроверты.
Сангвиники — эмоционально устойчивые экстраверты.
Меланхолики — эмоционально неустойчивые интроверты.
Холерики — эмоционально неустойчивые экстраверты.
Деление людей на четыре категории по темпераменту в XX веке перестало устраивать психологов, особенно с практической точки зрения. Они начали предлагать другие характеристики людей, которые можно было бы положить в основу новой классификации, а эту классификацию в свою очередь применить к практике профессионального отбора и профессиональной ориентации.
Появлению соционики предшествовало важное открытие, сделанное известным швейцарским психологом Карлом
Густавом Юнгом. Он, исследуя психические процессы, констатировал существенную разницу в восприятии действительности между людьми, неодинаковость проявления структуры психики, отражающую особенности, связанные с психологическим типом личности. Изучение этих особенностей позволило Юнгу построить свою типологию. По Юнгу, каждый человек не только индивидуальность, но и представитель определенного типа. Это нисколько не лишает индивида только ему присущих личностных черт и качеств, а лишь свидетельствует об объективных закономерностях взаимодействия представителей различных психологических типов с окружающей действительностью в соответствии с врожденной структурой психики.
Именно Юнгом введены термины «экстраверсия» и «интроверсия» , обозначающие особенности восприятия жизни, способы осознания мира, себя и своей связи с этим миром, т.е. установки человеческой психики. Юнг утверждал, что каждый из нас изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (экстраверсия), либо внутренних (интроверсия). Следует особо отметить, что в чистом виде эти психологические установки не существуют. «Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип».
Кроме того, К. Юнг выделил четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение. По его определению: а) мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях; б) чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо — плохо,) красиво — некрасиво; в) интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция — это своего рода инстинктивное схватывание, догадка, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными; г) осушение — та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов.
Именно наличие у индивида всех четырех психологических функций, проявляющихся в той или иной психологической установке, обеспечивает ему возможность целостного восприятия мира, адаптации к окружающей действительности. При этом, как правило, одна из функций является доминирующей, наиболее развитой, а значит, более предпочтительной в качестве инструмента адаптации. Кроме того, Юнг разделил четыре психологические функции на два класса: рациональные, основанные на размышлении, рефлексии; и иррациональные, целью которых является чистое восприятие.
Результатом многолетней работы, описывающей закономерности поведения этих групп, стала книга Юнга «Психологические типы».
Его последовательницами в США стали Катарина Бриге и ее дочь Изабель Бриге (в замужестве Майерс), задавшиеся целью «поставить представление об индивидуальных различиях на более объективные рельсы». Толчком к созданию их типологии послужила проблема трудоустройства демобилизованных из армии солдат, над которой Изабель Майерс задумалась в ходе Второй мировой войны. Размышления о том, как подобрать человеку работу, соответствующую его индивидуальным наклонностям, привели ее к более широкой проблеме понимания и выявления индивидуальных различий между людьми. Изабель Майерс интересовало создание рабочего инструмента, позволяющего достоверно выявлять индивидуальные сходства и различия и использовать полученные результаты на практике.
С другой стороны, мать Изабель, Катарина Бриге, активно интересовалась работами Юнга, посещала его лекции и переписывалась с ним. Синтез «практической ориентации» дочери с «теоретическим уклоном» матери и годы кропотливых более чем десятилетних исследований привели к созданию Индикатора типов Майерс-Бригс (MBTI -Myers-Briggs Type Indicator). Путь методики Майерс-Бригс от ее создания (1942) до опубликования (1959) был долгим и нелегким. Профессиональное психологическое сообщество, состоявшее тогда преимущественно из мужчин, весьма скептически отнеслось к типологии, созданной двумя женщинами, ни одна из которых не была профессиональным психологом. Широко популярной методика Майерс-Бригс стала уже в восьмидесятые годы, когда возросло понимание необходимости учета индивидуальных отличий и наклонностей в различных сферах жизни и возродился широкий интерес к идеям Юнга. Эта типология получила в США и странах Европы название «Теории типа личности» (Type Theory), или «Типоведение» (Type Watching).
Необходимо отметить, что, несмотря на сорокалетие использования MBTI на Западе, специалисты по типоведению не пошли далеко в теории и практике этого вопроса. Сегодняшнее типоведение по меткому, но справедливому замечанию С. Кашниикого, — «позавчерашний день» соционики. В типоведении отсутствуют модели сочетания соционических функций, не поставлен вопрос об интертипных отношениях, вследствие чего вместо конструктивных дуальных отношений рекомендуются менее продуктивные тождественные, не разработаны отношения в коллективе, не развита деловая часть — профориентация и профподбор. В целом типоведение, описанное в книгах О. Крегера и Аж. Тьюсон, представляет собой скорее сборник ярких описаний психологических типов и практических советов по этому поводу, чем стройную логическую систему, в которую превращается сейчас соционика.
В Советском Союзе интерес к идеям Юнга возник в шестидесятые годы, а наибольшие успехи были достигнуты в семидесятые-восьмидесятые годы. В конце 70-х литовский экономист Аушра Аугустинавичуте продолжила идею швейцарского психолога и логически усовершенствовала юнговскую типологию, рассмотрев ее в новом ракурсе: отношения между людьми определяются их типами. Кроме того, было установлено, что каждый из шестнадцати психологических типов самим устройством своей психики предназначен для идеального выполнения определенных жизненных задач и все шестнадцать типов в согласованной деятельности могут решить любые задачи, которые принципиально способно решать человечество. Такой «коллектив» из всех шестнадцати типов А. Аугустинавичуте назвала соционом, а свою типологию — соционикой. Она пришла к выводу, что тип является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой. Итак, на основе фундамента, который был заложен К.Г. Юнгом, стало возникать новое направление социологии.
Новизна соционики в сравнении с психологическими теориями, существовавшими до нее, заключается, прежде всего, в отходе от специальных психологических понятий. Идея Юнга применена к более широкому спектру характеристик, управляющих сознанием человека. Во внимание берутся не одни только психические реакции (как было у Юнга), но и все многообразие связанной с ними деятельности человека. Человек рассматривается как информационная система, имеющая конкретные каналы связи с характерными для них ограничениями. Человеческое общение, соответственно, понимается как обмен информацией, причем информационный характер носят и чувства, и даже предчувствия, и настроение собеседника, и эстетические впечатления.
Что представляет собой «информационное поле» нашего общения? Одинаково ли действуют у различных людей «информационные каналы» и чем они отличаются друг от друга? Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к основным понятиям, определяющим суть обмена информацией.
Наш физический мир, как мы знаем, сводится к категориям материи и энергии, которые, в свою очередь, существуют на базисе пространства-времени. Таким образом, мироздание полностью описывается этими четырьмя основными понятиями. Оказывается, можно связать эти, казалось бы, предельно абстрактные категории с нашими вполне конкретными ощущениями и действиями.
Материя
Человек живет в мире материальных объектов. Он ими пользуется в своих целях, совершает над ними действия и испытывает их действие на себе. Умение осознавать их качества, такие, как твердость, мягкость, вес, упругость и т.п., умение производить над этими объектами какие-то действия образует некоторое информационное поле. Это непосредственное восприятие объекта как такового и непосредственные действия над ним. Люди, у которых лучше всего работает этот канал связи, бывают хорошими практиками: инженерами, строителями, конструкторами, предпринимателями и т.п. Называется этот канал — логика деловая.
Информация о материи может иметь и другой характер. В этом случае существенными становятся не объекты сами по себе, а отношения между ними (больше — меньше, тверже — мягче, легче — тяжелее), иерархия этих объектов, логические связи, их соединяющие. Человек, хорошо чувствующий отношения материальных объектов, может быть неплохим теоретиком, аналитиком, конструктором. Информационное поле этого типа обозначается как логика отношений.
Энергия
Действия всевозможных энергий человек испытывает на себе постоянно. Некоторые виды (как, например, тепло) он воспринимает органами чувств. Другие энергетические потоки — например, радиоактивное излучение — он может вообще не ощущать. Но есть род энергии, которую человек не только непосредственно воспринимает, но и передает. Это психическая энергия, которая способна проявляться в виде эмоций. Радость и печаль, страдание и удовольствие — все это проявление эмоиий. Люди, хорошо улавливающие эмоцию, уверенно чувствуют себя в профессии актера, музыканта, воспитателя в дошкольном учреждении. Называется это этикой эмоиий.
Другим свойством восприятия может быть умение почувствовать отношения людей друг к другу, к себе, умение отличить истинные чувства от наигранных и т.п. Человек, хорошо чувствующий эмоциональную связь между людьми, может быть неплохим психотерапевтом, педагогом. Эта способность называется этика отношений.
Пространство
Мы способны воспринимать пространство через объекты, наполняющие его. У человека может быть склонность овладевать все новыми и новыми объектами, т. е. «завоевывать пространство». При этом он должен проявлять волю, настойчивость, твердость, уметь перемешаться в новом пространстве, ориентироваться в нем. Объект в данном случае совсем не обязательно должен быть материальным: овладеть можно и новыми знаниями, навыками; уровнями социальной иерархии. Человек с хорошо развитой подобной функцией может быть разведчиком, геологом, военачальником, лидером партии. Обозначается эта сфера как сенсорика волевая.
Другая сторона пространственного осушения — способность осознавать удобство и неудобство вещей, умение создать уют, комфорт, уловить гармонию и соразмерность форм. По сути, это означает способность организовать пространство в соответствии со своими запросами. Эти люди обычно хорошие кулинары, художники, дизайнеры. Это сенсорика ощущений.
Время
Время фиксируется в нашем сознании через ряд идущих друг за другом событий. Но есть и такие события, которые можно предугадать заранее. Соционика связывает эту способность с умением видеть статическую структуру объекта, угадывать те свойства, которые в нем уже имеются. Профессия исследователя, экспериментатора, организатора нового дела не может обойтись без этого свойства. Люди, которые особенно хорошо чувствуют потенциальные возможности объекта, момент, благоприятный для того или иного дела, обладают интуицией возможностей.
Другая сторона этой психической функции — умение соотносить временные отрезки, планировать, делать прогноз, улавливать динамику развития событий и с учетом этого формировать стратегию действий. Такая функция должна быть развита у людей, посвятивших себя экономике, планированию, коммерции. Это интуиция времени.
Так, специалисты по соционике обозначают восемь основных соционических функций, по которым сознание человека связано с окружающим его миром. Конечно, любому человеку не плохо бы владеть всеми указанными выше способностями. И в какой-то мере он ими действительно владеет. Но далеко не в равной степени. Например, экстраверт обращен непосредственно к объекту и поэтому акцентируется на деловой логике, этике эмоций, волевой сенсорике и интуиции возможностей; а интроверт ориентирован на отношения и соотношения и, следовательно, лучше осуществляет другие четыре функции: логику отношений, этику отношений, сенсорику ощущений и интуицию времени. Отсюда возникает определенное противопоставление: этика — логика, сенсорика — интуиция. Т.е, как правило, у человека преобладает одно из этих качеств! В дальнейшем разговор пойдет о сочетании и противопотавлении этих качеств.
Соционические функции представлены в таблице 1.
Для удобства построения логических схем специалисты по соционике ввели символические обозначения этих функций: логика деловая логика отношений этика эмоций этика отношений сенсорика волевая сенсорика ощущений интуиция возможностей — интуиция времени —
Все эти обозначения, естественно, условны. «Логика деловая» — область конструктивного, рационального действия, слабо связанная с логикой, как наукой. Зато «логика отношений» имеет прямое отношение к миру науки, научных теорий, абстракций и обобщений. «Этика» не обозначает здесь науку о морали и нравственности, а представляет собой способность улавливать (выражать) эмоции. «Сенсорика» — это не только сфера ощущений, но и психическая способность осуществлять экспансию во внешнем мире. И только понятие «интуиция» наиболее соответствует своему общеупотребительному смыслу.
Нередко в соционической терминологии используют цвет соответствующего символа и тогда говорят: «черная интуиция» , «белая логика» и т.д. Черный цвет функции означает обращенность личности наружу, на восприятие внешних сигналов, что соответствует понятию «экстраверсия». Белый цвет функции, напротив, — это обращенность личности внутрь, на восприятие внутренних сигналов, что соответствует понятию «интроверсия».
Из общей теории относительности известно, что время и пространство — части единого целого. Сознание человека определяет их неким однотипным механизмом, но ориентация у разных людей различна: одни лучше воспринимают пространство, другие — время. Соответственно одни лучше воспринимают объекты, другие — энергию.
Напрашивается вывод, что сознание человека можно поделить на две области восприятия: логико-эмоциональную и сенсорно-интуитивную (материя-энергия и пространство-время соответственно). К.Г. Юнг установил, что психика человека может быть преимущественно ориентирована на одну из областей. Стало быть, ярко выраженным может быть либо то, либо другое.
Не трудно понять, что сенсорики и интуиты руководствуются в своих поступках непосредственным контактом с внешним миром, в то время как логики несколько отстранены от этой непосредственности. В связи с этим Юнг назвал представителей одного типа рациональными, а другого — иррациональными.
Типы личности человека — классификация и примеры
Определением разных типов личностей занимаются такие науки, как психология, социология, соционика и даже информатика.
Содержание
- Типы личности по темпераменту
- Социальные типы личности
- Типы личности в соционике
- Типы личности по Холланду
- Типы личности в конфликтных ситуациях
У каждой из представленных наук существуют свои понятия и классификации по установлению того или иного типа личности.
Вообще следует понимать, что психологическая типология – это система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми.
Рассмотрим наиболее важные типы личности, которые будут интересны не только любителям психологии, но и всем, кто увлекается саморазвитием.
Типы личности человека
После проведения многочисленных экспериментов стало ясно, что четких разграничений между типами личности людей нет.
Чтобы сделать максимально точное заключение, требуется узнать, какие из характеристик типов личности преобладают в том или ином человеке, и затем на этом основании можно делать какие-то выводы.
Классификация людей по темпераменту
Мало кому известно, что основоположником определения типов личности является известный древнегреческий врач и философ Гиппократ. Будучи передовым врачом своего времени, он проводил множество интересных экспериментов.
Так как Гиппократ был сторонником материализма, он пытался найти связь между темпераментом и количеством содержания в организме одной из 4-х жидкостей: лимфы, крови, желтой и черной желчи.
Вследствие этого он представил 4 основных вида темперамента:
- холерик;
- флегматик;
- меланхолик;
- сангвиник.
По мнению Гиппократа в организме холериков преобладала желтая желчь, меланхоликов – черная желчь, флегматиков – лимфа, а у сангвиников – кровь.
По понятным причинам современная медицина не может всерьез относится к этим выводам знаменитого древнегреческого врача, который не оставил после себя никаких объяснений относительно того, как же ему удалось выявить такие закономерности.
Интересен факт, что Гиппократ сопоставлял характер человека с его физическим здоровьем. Он считал, что в нашем организме мысли, состояние органов и эмоции неразрывно связаны между собой.
В современной медицине и психологии существует такое направление, как психосоматика. Психосоматика («психея» — душа и «сома» — тело) изучает влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. Правильно подходя к решению этого вопроса, многим людям удалось избавиться от различных недугов, связанных с психосоматикой.
Типы темперамента
Давайте кратко рассмотрим каждый тип темперамента и дадим ему соответствующую характеристику.
Меланхолики
Из 4-х типов личности меланхолики являются самыми «слабыми». У них слабо выражены и тормозные, и возбудительные процессы, что делает их очень чувствительными.
Меланхоликов может привести в волнение даже что-то незначительное. Они нередко находятся в подавленном состоянии и более склонны к депрессиям. Среди них можно часто встретить неврастеников, тщательно скрывающих свои эмоции.
По этой причине у меланхоликов могут развиться психические и нервные нарушения, которые в свою очередь могут вызывать заболевания желудка, сердечно сосудистой системы, печени.
Холерики
Холерики по своей натуре являются полной противоположностью меланхоликов. Они отличаются неуравновешенным и твердым характером.
Интересен факт, что люди с таким типом личности чаще других страдают болезнями печени и желчного пузыря. Им сложно контролировать свои эмоции, в результате чего им присущи раздражительность, вспышки гнева и нередко ярость.
Как правило, холерики сложно уживаются с людьми. Они весьма импульсивны, суетливы и подвижны в разговорах с собеседником.
Сангвиники
Сангвиники – это самый «живой» тип личности. Они сильны, уравновешенны, активны и часто проявляют инициативу. Как правило, сангвиники склонны к работе, вследствие чего они боятся что-то не успеть или ошибиться.
Они требовательны не только к себе, но и к другим, что порою приводит их к стрессам или депрессиям.
Люди с таким типом личности чаще всего страдают заболеваниями сердечно сосудистой системы. Также они подвержены инсультам и инфарктам.
Флегматики
Флегматики относятся к «спокойному» типу личности. Они отличаются рассудительностью и уравновешенностью. Их очень трудно вывести из себя.
Такой тип личности нетрудно определить в толпе людей: в процессе каких-либо волнений или всеобщей паники, они сохраняют спокойствие и стараются держаться в стороне от происходящих событий.
Флегматики предпочитают не расстраиваться по пустякам, стараясь не принимать все близко к сердцу. Несмотря на это, именно они чаще других типов страдают от язв желудка.
Более подробно о типах темперамента читайте здесь.
Круг Айзенка
Социальные типы личности
В социологии типы личности находятся во взаимосвязи с историческими, экономическими, социальными и культурными событиями, которые оказывают на них прямое влияние.
Здесь, как и в психологии, можно встретить самые разные типы личности. По мнению Макса Вербера людей необходимо разделять по степени их рациональности.
Беря во внимание этот фактор, существует два типа личности:
- рационалисты;
- иррационалисты.
В свою очередь Эрих Фромм предлагает разделять людей на 3 типа:
- рецептивные (пассивные) – готовые подчиняться другим;
- эксплуататорские – те, кто пользуется чужим трудом;
- накопители – склонные к рыночным отношениям.
Социология разделяет людей на следующие типы личностей:
- традиционалисты;
- реалисты;
- идеалисты;
- гедонисты;
- фрустрированный тип.
Традиционалисты склонны к порядку и дисциплине. Они стараются жить по закону и не стремятся к самосовершенствованию.
В противоположность им реалисты наоборот пытаются реализоваться в жизни. Кроме этого они стараются держать под контролем свои эмоции и не впадать в истерику.
К идеалистам относят тех, кто стремится к независимости и борется с установленными правилами.
Гедонистов совершенно не интересует то, что творится в обществе. Более всего они желают получать удовлетворение от жизни, которое проявляется в материальных ценностях и чувственных удовольствиях.
Фрустрированному типу личности присуща низкая самооценка. Они чувствуют себя лишними в социуме, в результате чего такие люди часто становятся изгоями или бомжами.
Типы личности в соционике
В 1970-х годах на основе типологии Юнга и теории информационного метаболизма Кемпинского возникла соционика – новая концепция типов личности и взаимоотношений между ними.
В соционике типы личностей рассматриваются в зависимости от того, как в индивиде сочетаются следующие признаки:
- интроверсия и экстроверсия;
- логика и этика;
- рациональность и иррациональность;
- сенсорика и интуиция.
Кратко рассмотрим соционические типы личности.
ИНТРОВЕРТЫ – движущей силой является интерес к себе. Это закрытые личности с проблемами в сфере общения, полностью ориентирующиеся на свой внутренний мир. Характеризуются направленностью жизни внутрь.
ЭКСТРАВЕРТЫ – движущей силой являются внешние факторы. Экстраверты открытые и готовые к общению люди, не всегда способные к самостоятельности. Характеризуются направленностью жизни наружу. Подробнее про экстравертов и интровертов рассказано тут.
РАЦИОНАЛИСТЫ ставят на первое место разум с устоявшимися в социуме принципами и традициями.
ИРРАЦИОНАЛИСТЫ пытаются самосовершенствоваться и постоянно стремятся к новшествам. Им присуще нестандартное мышление и креативность.
Типы личности по теории Холланда
В 1970 году американский ученый, профессор психологии Джон Холланд разработал теорию о шести типах личности, которая до сих пор не утратила своей популярности. Рассмотрим их.
Типы личности в конфликтных ситуациях
Настоящую сущность человека можно наглядно увидеть только в конфликтной ситуации. В связи с этим существуют следующие типы личности:
- человек-демонстратор;
- ригидная личность;
- неуправляемая личность;
- сверхточная личность.
ДЕМОНСТРАТОРАМ жизнь представляется, как театр, в котором они являются актерами. Они пытаются разными способами привлечь к себе внимание людей. Интересен факт, что им совершенно безразлично, что думают или говорят о них окружающие, лишь бы обсуждали.
Человек такого типа нередко становится провокатором, экстремистом или зачинщиком какого-либо конфликта. Демонстраторы присутствуют на митингах и любят участвовать в каких-нибудь волнениях.
РИГИДНЫЕ ЛЮДИ весьма мнительны и подозрительны. Они нередко вступают в конфликт только потому, что могут кого-то в чем-то заподозрить. У них очень высокая самооценка, поэтому им нравится, когда их хвалят.
Стоит отметить, что ригидные люди благодарны тем, кто проявляет к ним дружеские отношения.
НЕУПРАВЛЯЕМЫМ ЛИЧНОСТЯМ очень трудно контролировать свои эмоции и поступки. Они склонны к открытой агрессии и враждебности. В случае конфликта они легко выходят из себя и могут нанести вред не только себе, но и другим людям.
СВЕРХТОЧНЫЕ ЛИЧНОСТИ отличаются внимательностью и осторожностью. У них прекрасные лидерские способности, поскольку они могут владеть не только собой, но и управлять массами. Однако такие люди очень сложно переживают какие-либо неудачи.
Интересен факт, что наряду с конфликтными типами существует и бесконфликтный тип. Однако это совсем не означает, что такие люди вообще не склонны к конфликтам.
Просто они отличаются особенной робостью, вследствие чего стремятся избегать любых неприятных ситуаций. Им сложно отстаивать свою точку зрения и права, в результате чего они предпочитают оставаться незамеченными.
Итак, мы рассмотрели наиболее популярные типы личности, хотя их существует намного больше. При этом следует помнить, что каждый человек неповторим и уникален, что касается, естественно, и его индивидуального типа личности.
Если вам понравилась статья про типы личности – поделитесь ею в социальных сетях. Если вам нравится психология и саморазвитие – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Теория психологических типов Юнга
Чтобы дать полное описание психологического типа человека, мы обращаемся как к типу установки, так и к типу функции. Например, человека можно отнести к типу Экстравертное Чувство или к типу Интровертное Интуитивное Мышление .
Когда описываются две функции, полезно указать, какая из них является доминирующей, а какая вспомогательной. Например, Экстравертное сенсорное чувство может быть выражено либо (1) доминантой ощущения и вспомогательным ощущением, либо (2) доминантой чувства и вспомогательным ощущением.
В следующих описаниях рассматриваются только восемь основных типов, в которых есть одна доминирующая функция. Смешанные типы (при наличии как доминирующей, так и вспомогательной функции) можно понимать как сочетание двух соответствующих основных типов. Таким образом, тип Интровертное Интуитивное Мышление можно рассматривать как комбинацию Интровертного Интуитивного Мышления и Интровертного Мышления . Если интуиция является доминирующей функцией, то интровертная интуиция будет преобладать над интровертным мышлением.
Экстравертный тип ощущений
Экстравертное ощущение стремится к интенсивности переживаний, получаемых от конкретных объектов и физических действий. Таким образом, сознание направлено вовне на те объекты и действия, которые, как можно ожидать, вызовут самые сильные ощущения.
Экстравертный чувственный тип — это реалист, стремящийся испытать как можно больше конкретных ощущений — желательно, но не обязательно приятных. Этот опыт рассматривается как самоцель и редко используется для каких-либо других целей. В норме такие личности — сластолюбцы или эстеты, которых привлекают физические характеристики предметов и людей. Они хорошо одеваются, едят и развлекаются и могут составить очень хорошую компанию. Совсем не рефлективные и не интроспективные, у них нет никаких идеалов, кроме чувственного наслаждения. Как правило, они не доверяют внутренним психологическим процессам и предпочитают объяснять такие вещи внешними событиями (например, они могут винить в своем настроении погоду). Если они экстремальны, они часто грубо чувственны и могут использовать ситуации или других, чтобы увеличить свое личное удовольствие. У невротиков подавленная интуиция может проецироваться на других людей, так что они могут стать иррационально подозрительными или ревнивыми. С другой стороны, у них может развиться ряд компульсивных суеверий.
Интровертный тип ощущения
Интровертное ощущение субъективно фильтруется. Восприятие не основывается непосредственно на объекте, а лишь им намекается. Вместо этого на образ накладываются слои субъективных впечатлений, так что становится невозможным определить, что будет воспринято, исходя из знания только об объекте. Таким образом, восприятие в решающей степени зависит от внутренних психологических процессов, которые будут отличаться от одного человека к другому. Самое положительное интровертное ощущение встречается у творческого художника. В крайних случаях он вызывает психотические галлюцинации и полное отчуждение от реальности.
Интровертный чувствующий тип субъективно реагирует на события способом, не связанным с объективными критериями. Часто это рассматривается как неуместная и неуместная чрезмерная реакция. Поскольку объекты, как правило, не могут напрямую проникнуть за завесу субъективных впечатлений, этот тип может казаться нейтральным или безразличным к объективной реальности. С другой стороны, человек может воспринимать мир как иллюзорный или забавный. В крайних (психотических) случаях это может привести к неспособности отличить иллюзию от реальности. Субъективный мир архаических образов может тогда полностью овладеть сознанием, так что человек живет в частной, мифологической области фантазии. Подавленная интуиция также может выражаться в смутно воображаемых угрозах или предчувствии зловещих возможностей.
Экстравертная интуиция
Экстравертная интуиция пытается предусмотреть все возможности, присущие объективной ситуации. Обычные события рассматриваются как обеспечивающие шифр или набор подсказок, по которым можно определить лежащие в их основе процессы и скрытые возможности. Однако как только эти возможности осознаны, объекты и события теряют свое значение и значимость. Поэтому существует постоянная потребность в новых ситуациях и опыте, чтобы обеспечить новый стимул для интуитивного процесса.
Экстравертный интуитивный тип — превосходный диагност и эксплуататор ситуаций. Такие люди видят захватывающие возможности в каждом новом начинании и прекрасно видят скрытые способности в других людях. Они увлекаются энтузиазмом своего видения и часто вдохновляют других смелостью своих убеждений. Таким образом, они преуспевают в профессиях, где эти качества ценятся, например, в инициировании новых проектов, в бизнесе, политике или на фондовом рынке. Однако они быстро утомляются и задыхаются от неизменных условий. В результате они часто растрачивают свою жизнь и таланты, перескакивая с одного занятия на другое в поисках новых возможностей, не в состоянии удержаться на каком-то одном проекте достаточно долго, чтобы воплотить его в жизнь. Кроме того, в своей приверженности собственному видению они часто проявляют мало внимания к нуждам, взглядам или убеждениям других. При невротике подавленные ощущения могут привести к тому, что этот тип навязчиво привязывается к людям, объектам или действиям, вызывающим в них примитивные ощущения, такие как удовольствие, боль или страх. Следствием этого могут быть фобии, ипохондрические убеждения и ряд других компульсий.
Интровертный тип интуиции
Интровертная интуиция направлена внутрь к содержимому бессознательного. Он пытается понять внутренние события, связывая их с универсальными психологическими процессами или с другими архетипическими образами. Следовательно, оно обычно имеет мифическое, символическое или пророческое качество.
Согласно Юнгу, интровертный тип интуиции может быть художником, провидцем или чудаком. У такого человека визионерский идеал, открывающий странные, загадочные вещи. Это загадочные, «неземные» люди, стоящие в стороне от обычного общества. Они мало заинтересованы в объяснении или рационализации своего личного видения, а довольствуются тем, что просто провозглашают его. Отчасти из-за этого их часто неправильно понимают. Хотя видение художника среди этого типа обычно остается на чисто перцептивном уровне, мистические мечтатели или чудаки могут увлечься своим. Тогда жизнь человека становится символической, приобретая характер Великого Делания, миссии или духовно-нравственного искания. У невротиков подавленные ощущения могут выражаться примитивными, инстинктивными способами, и, как и их экстравертные коллеги, интровертные интуитивы часто страдают ипохондрией и навязчивыми состояниями.
Экстравертный тип мышления
Экстравертное мышление управляется объективными свидетельствами чувств или объективными (коллективными) идеями, которые происходят из традиции или обучения. Его цель состоит в том, чтобы абстрагировать концептуальные отношения от объективного опыта, связывая идеи вместе рациональным и логическим способом. Кроме того, любые выводы, которые делаются, всегда направлены вовне, к какому-то объективному продукту или практическому результату. Мышление никогда не осуществляется само по себе, а просто как некое частное, субъективное предприятие.
Экстравертный мыслительный тип основывает все действия на интеллектуальном анализе объективных данных. Такие люди живут по общей интеллектуальной формуле или универсальному моральному кодексу, основанному на абстрактных представлениях об истине или справедливости. Они также ожидают, что другие люди признают и будут подчиняться этой формуле. Этот тип подавляет функцию чувств (например, сентиментальные привязанности, дружбу, религиозную преданность), а также может пренебрегать личными интересами, такими как собственное здоровье или финансовое благополучие. Если они крайние или невротические, они могут стать мелочными, фанатичными, тираническими или враждебными по отношению к тем, кто угрожает их формуле. С другой стороны, вытесненные тенденции могут вылиться в различные виды личной «аморальности» (например, своекорыстие, сексуальные проступки, мошенничество или обман).
Интровертный мыслительный тип
Интровертный тип мышления созерцателен и включает внутреннюю игру идей. Это мышление само по себе, и оно всегда направлено внутрь, к субъективным идеям и личным убеждениям, а не вовне, к практическим результатам. Основная задача такого мышления состоит в том, чтобы как можно полнее разработать все разветвления и следствия основополагающей идеи. Как следствие, интровертное мышление может быть сложным, напыщенным и чрезмерно щепетильным. В той мере, в какой он удаляется от объективной реальности, он может также стать полностью абстрактным, символическим или мистическим.
Интровертный мыслительный тип склонен к непрактичности и безразличию к объективным интересам. Эти люди обычно избегают внимания и могут казаться холодными, высокомерными и молчаливыми. С другой стороны, функция вытесненных чувств может проявляться в проявлениях детской наивности. Обычно люди этого типа кажутся захваченными своими собственными идеями, которые они стремятся обдумать как можно полнее и глубже. Если они экстремальны или невротичны, они могут стать ригидными, замкнутыми, угрюмыми или резкими. Они также могут путать свою субъективно воспринимаемую истину с собственной личностью, так что любая критика их идей рассматривается как личная атака. Это может привести к ожесточению или к злобным контратакам против их критиков.
Экстравертный чувствующий тип
Экстравертное чувство основано на принятых или традиционных социальных ценностях и мнениях. Он предполагает конформную, приспосабливающую реакцию на объективные обстоятельства, стремящуюся к гармоничным отношениям с миром. Поскольку оно в большей степени зависит от внешних раздражителей, чем от истинных субъективных предпочтений, такое чувство может иногда казаться холодным, «бесчувственным», искусственным или натянутым для эффекта.
Экстравертный чувствующий тип следует моде и стремится гармонизировать личные чувства с общими социальными ценностями. Мышление всегда подчинено чувству и игнорируется или подавляется, если интеллектуальные выводы не подтверждают убеждения сердца. Когда этот тип экстремальный или невротический, чувства могут стать бурными или экстравагантными и зависеть от сиюминутного энтузиазма, который может быстро измениться при изменении обстоятельств. Поэтому такой человек может казаться истеричным, непостоянным, капризным или даже страдающим множественной личностью. Подавленное мышление также может прорываться инфантильными, негативными, навязчивыми способами. Это может привести к приписыванию пугающих характеристик тем самым объектам или людям, которых больше всего любят и ценят.
Интровертный чувствующий тип
Интровертное чувство стремится к внутренней интенсивности, не связанной ни с каким внешним объектом. Он обесценивает объективную реальность и редко проявляется открыто. Когда же оно появляется на поверхности, оно обычно кажется отрицательным или безразличным. В центре внимания такого чувства находятся внутренние процессы и скрытые, первичные образы. В крайнем случае это может перерасти в мистический экстаз.
Интровертный чувствующий тип задумчив и недосягаем, хотя может и скрываться за детской маской. Такой человек стремится быть незаметным, мало пытается произвести впечатление и, как правило, не реагирует на чувства других. Внешний, поверхностный вид часто бывает нейтральным, холодным и пренебрежительным. Однако внутренне чувства глубоки, страстно сильны и могут сопровождать тайные религиозные или поэтические наклонности. Влияние всего этого на других людей может быть удушающим и угнетающим. В экстремальном или невротическом состоянии этот тип может стать властным и тщеславным. Негативное подавленное мышление также может быть спроецировано, так что эти люди могут вообразить, что они могут знать, что думают другие. Это может перерасти в паранойю и тайное интриганское соперничество.
Карл Юнг, часть 5: Психологические типы | Марк Вернон
Поразительно, как по-разному люди могут реагировать на одно и то же. Некоторые любят Marmite, а другие ненавидят его. А если серьезно, многие аргументы самовоспроизводятся независимо от того, есть ли доказательства или веская причина для решения вопроса, потому что противоборствующие стороны олицетворяют разные темпераменты. В зависимости от вашего мировоззрения, Уимблдон — это две недели поэзии в движении или две недели скуки с переключением каналов по телевизору. Интернет спасет цивилизацию, если верить гикам, и запутает ваши мозги, если верить луддитам. Небеса рассказывают о славе Божией в глазах святого и о тревожной бессмысленности пустого пространства, по крайней мере, для некоторых ученых.
Такие оппозиции поразили Юнга после его разрыва с Фрейдом. Как получилось, спросил он, что они могут так по-разному интерпретировать психологические проблемы? Он пришел к выводу, что он и Фрейд демонстрируют разные типы личности. Эта мысль привела его к систематическому размышлению о темпераменте, которое до сих пор широко используется.
Особенно отчетливо кажутся два типа: интроверт и экстраверт [так в оригинале]. Интроверт, каким был Юнг, больше убеждается голосом своего внутреннего «я». Экстраверт, каким он считал Фрейда, обнаруживает, что их интерес неумолимо тянется к внешним вещам. «Поскольку все мы склоняемся скорее в ту или иную сторону, мы, естественно, склонны понимать все с точки зрения нашего собственного типа», — объяснял он в «Психологических типах», опубликованных в 1919 г.21.
Очень весело описывать типы, особенно те, которые не принадлежат вам, хотя, как салонная игра, будьте осторожны: трудно точно определить тип других, потому что ваш взгляд будет затуманен вашим собственным. Тем не менее, считайте экстраверта.
Им, как правило, нужно присоединиться, быть с ними и показать себя. У них есть глубокая способность не просто выносить шум и суету, но и получать от этого удовольствие. У них будет широкий круг друзей и знакомых, «не слишком тщательно отобранных», замечает Юнг (интроверт). Их характер, скорее всего, будет оптимистичным и позитивным, и они будут считать интроспекцию нездоровой, с которой лучше всего бороться ясностью поддающихся проверке доказательств: «Все самосообщения вызывают у него мурашки по коже», объясняет Юнг.
Интроверт замкнут и нуждается в регулярном уединении от мира. Когда присутствует много людей, присутствует слишком много людей: толпы — это одинокие места. Характер интроверта вполне может показаться экстраверту оборонительным, резким, пессимистичным или мрачным. Он скрывает свои хорошие качества, и друзья могут подумать: «Чтобы узнать ее, нужно время». На работе интроверт процветает сам по себе. Когда дело доходит до личной этики, они ценят безопасность, доверие и близость; а народное мнение более опасно, чем убедительно.
Типы экстраверта и интроверта описывают стандартное отношение человека к миру. К ним Юнг добавил четыре функциональных типа: ощущение, чувство, мышление и интуицию. Они описывают, как человек может получать и обрабатывать информацию о мире. «Ощущение должно установить, что что-то существует, мышление говорит нам, что это значит, чувствуя, какова его ценность, а интуиция догадывается, откуда это приходит и куда уходит».
Опять же, люди склонны больше полагаться на одну функцию, чем на другую. Чувствующий тип будет сильным эмпириком, мыслящий тип будет хотеть понять, чувствующий человек будет естественным образом оценивать правильное и неправильное, а человек с мощной интуитивной функцией будет искать более широкую историю или более широкую картину.
Основные категории выдержали исследование, не в последнюю очередь после их включения в личностные тесты, такие как индикатор типа Майерс-Бриггс. Ежегодно несколько миллионов человек заполняют эти анкеты. «Доказательств справедливости теории MBTI достаточно, — объясняет профессор Роуэн Бейн. «Опросник также был широко изучен и показывает хорошие связи между, скажем, типом и формированием карьеры». Важно то, что результаты принимаются в качестве отправной точки, а не как показания фиксированного характера.
Более сложные, постъюнгианские разработки базовой теории труднее проверить, хотя они, очевидно, также говорят со многими. Например, в сфере духовности говорят, что в целом существует четыре духовных темперамента: игнатианский, августинский, францисканский и томистский. Грубо говоря, игнатианская духовность понравится кому-то с чувством долга; августинец отдает приоритет смыслу; францисканскому типу нужно чувствовать себя свободным; а томистская духовность ценит рациональный порядок и тонкость.
Сам Юнг также стремился подчеркнуть, что он имел в виду не типы людей, а типы сознания. И один и тот же человек может быть в сознании по-разному в разных ситуациях, в крайних случаях, как Джекил и Хайд. Иными словами, все люди обладают всеми функциями внутри себя, просто некоторые из них не используются, а погребены как тень.
Это может беспокоить, хотя и позволяет развиваться личности, становиться более целостным или индивидуализированным, как назвал это Юнг. Например, экстраверт, отправившийся на ретрит и сумевший выдержать курс, скорее всего, найдет этот опыт откровением. Новый источник энергии возникает по мере того, как им удается активировать свои теневые низшие функции. И наоборот, экстраверт, пренебрегающий внутренней жизнью, скорее всего, рано или поздно испытает кризис смысла, который часто называют кризисом среднего возраста.