Психология отношений между людьми: Взаимоотношения между людьми — принцип взаимозависимости

Взаимоотношения между людьми — принцип взаимозависимости

С рождения и до самой смерти взаимоотношения являются основой и сутью жизненного опыта человека. Социальные психологи пытаются выявить скрывающиеся за бесконечным разнообразием человеческих отношений общие принципы, которые были бы применимы ко всем взаимоотношениям. Главный признак любого взаимоотношения состоит в том, что двое людей влияют друг на друга или, говоря более техническим языком, они взаимозависимы. Специфические способы взаимовлияния отличаются широким разнообразием. Человек может оказывать нам помощь или мешать, делать нас счастливыми или грустными, сообщать нам свежие сплетни или критиковать наши взгляды, давать нам советы или отчитывать нас. Движение от мимолетного контакта с незнакомым человеком к близким взаимоотношениям, длящимся долгие годы, сопровождается увеличением степени взаимозависимости между двумя индивидами.

Для обозначения взаимоотношений, предполагающих высокую взаимозависимость, социальные психологи используют термин «близкие взаимоотношения». Это могут быть взаимоотношения с родителями, близким другом, учителем, супругом, коллегой по работе или даже принципиальным соперником или конкурентом. Все близкие взаимоотношения обладают тремя основными характеристиками. Во-первых, они предполагают частые взаимодействия в течение сравнительно длительных периодов времени. Во-вторых, близкие взаимоотношения включают участие в совместных делах или событиях. Например, друзья обсуждают друг с другом различные темы и обычно имеют множество общих дел и интересов. В-третьих, влияние, оказываемое находящимися в близких взаимоотношениях людьми, приобретает необычайную силу. Мы можем быстро забыть ехидное замечание продавца, но неделями мучиться по поводу реплики, брошенной лучшим другом.
В этой статье мы рассмотрим некоторые из наиболее важных свойств социальных взаимоотношений с позиций  теории взаимозависимости.

Теория взаимозависимости

Наиболее перспективный подход к анализу социальных взаимоотношений нам предлагают разнообразные варианты теории социального обмена (Molm, Cook). Наибольшее внимание исследователей в области социальной психологии привлекла к себе теория взаимозависимости (interdependence theory) (Berscheid, Reis; Kelley, Thibaut). Этот подход опирается на анализ паттернов взаимодействия между партнерами. Один из способов теоретического осмысления этих взаимодействий предполагает их описание в терминах последствий — вознаграждений и затрат, — с которыми сталкиваются партнеры. Обычно мы пытаемся организовать свои взаимодействия таким образом, чтобы они максимизировали наши вознаграждения и минимизировали наши затраты. Однако, чтобы получать вознаграждения, мы должны также вознаграждать других. Будучи детьми, мы знакомимся с универсальным правилом или нормой взаимности: мы стремимся вознаграждать тех, кто вознаграждает нас. Если люди помогают нам, мы чувствуем себя обязанными помочь им. Если мы приглашаем кого-то на обед, мы ожидаем, что этот человек впоследствии ответит нам таким же приглашением. Социальное взаимодействие предполагает обмен и координацию последствий между взаимозависимыми партнерами (Rusbult, Van Lange).

Вознаграждения и затраты

Вознаграждением является результат взаимодействия, будь то ощущение любви или финансовая поддержка. То, что дорого одному человеку, может представлять малую ценность для другого. Удачный анализ вознаграждений в социальных взаимодействиях предложили Фэу и Фэу (Foa, Foa, 1974). Они выделили шесть основных типов вознаграждений: любовь, деньги, статус, информация, блага и услуги. Их, в свою очередь, можно классифицировать по двум измерениям. Измерение специфичности касается степени, в которой ценность вознаграждения зависит от того, кто его предоставляет. Ценность любви или, более конкретно, ценность таких вещей, как объятия и нежные слова, в значительной мере зависит от того, от кого они исходят. Следовательно, любовь — вознаграждение специфическое. В отличие от этого, деньги сохраняют свою полезность независимо от того, от кого они исходят; деньги не специфическое, а универсальное вознаграждение. Когда мы говорим, что какие-то взаимоотношения имеют для нас особое значение, мы часто подразумеваем под этим, что они обеспечивают уникальные или специфические вознаграждения, которые мы не можем получить где-нибудь еще.

Второе измерение, конкретность, отражает различие между материальными, или осязаемыми, вознаграждениями — вещами, которые мы можем увидеть, почувствовать и потрогать — и неконкретными, или символическими вознаграждениями, такими как совет и социальное одобрение.

Затраты — негативные последствия наших взаимодействий или взаимоотношений. Взаимоотношения могут быть затратными, потому что требуют много времени и энергии, потому что вызывают серьезные конфликты или потому что другие люди не одобряют наши взаимоотношения и критикуют нас за них. Взаимоотношения также могут быть затратными, если они мешают нам осуществлять другое вознаграждаемое поведение. Если вы проведете выходные в компании друзей, у вас не будет времени на подготовку к экзамену или поездку к родителям.

В ходе одного исследования психологи просили студентов колледжа описать вознаграждения и затраты, связанные с их романтическими любовными взаимоотношениями (Sedikides, Oliver & Campbell, 1994). Перечень вознаграждений включал дружеское общение, ощущение, что тебя любят, счастье, душевную близость, понимание и сексуальное наслаждение.

Воспринимаемые затраты от романтических взаимоотношений включали переживания за судьбу взаимоотношений, недостаток свободы общаться или встречаться с другими людьми, количество уделяемого взаимоотношениям времени и усилий, ссоры и ощущение зависимости от партнера. Несмотря на то что мужчины и женщины в целом описывали сходные вознаграждения и затраты, обнаружились некоторые тендерные различия. Например, женщины выражали большую озабоченность своей зависимостью от партнера и растворением в нем; мужчины выражали большую озабоченность денежными расходами и затратами времени и энергии.

Оценка последствий

Теория взаимозависимости предполагает, что люди отслеживают вознаграждения и затраты конкретных взаимодействий или взаимоотношений. Мы обычно не ведем счет хороших и плохих сторон взаимоотношений; тем не менее мы осознаем связанные с ними затраты и вознаграждения. В частности, мы фокусируем свое внимание на общем результате взаимоотношений — то есть определяем, является ли баланс взаимоотношений для нас выгодным (вознаграждения перевешивают затраты) или мы несем большие потери (затраты перевешивают вознаграждения).

Когда люди говорят: «Эти отношения мне очень много дали» или «Не думаю, что наши отношения того стоят», они тем самым оценивают последствия своих взаимоотношений.

При оценке последствий взаимоотношений люди опираются на определенные стандарты. Рассмотрим это на примере. Находясь на дружеской вечеринке, вы избегаете разговоров с Джоном, довольно занудным парнем, которого вы в действительности недолюбливаете. Вместо этого вы тянетесь к Майку, довольно дружелюбному человеку, который умеет рассказывать веселые истории. Вы продолжаете общаться с Майком, пока не замечаете, что в компании появился ваш лучший друг Сет. Увидев его, вы извиняетесь и идете поговорить с Сетом. Наиболее простой стандарт для оценки взаимоотношения — это то, является ли оно для вас выгодным или затратным. В нашем примере общение с Джоном имело негативные последствия, а общение с Майком и Сетом — вознаграждающее.

Помимо оценки того, являются ли взаимоотношения выгодными, мы также формируем сравнительные суждения, оценивая эти взаимоотношения в сравнении с какими-либо другими. Наиболее важными являются два стандарта сравнения (Thibaut, Kelley, 1959). Первый из них — это уровень сравнения. Он касается качества последствий, которого, по мнению конкретного человека, он заслуживает.

Наш уровень сравнения формируется на основе прошлого опыта взаимоотношений. Например, вы можете оценить, уступают ли ваши нынешние любовные взаимоотношения прошлым. Или вы можете сравнить вашего нового босса с прежними начальниками. Вы также можете сравнить свои нынешние взаимоотношения с теми, которые вы видели в фильмах, о которых слышали от друзей или читали в популярных книгах по психологии. Уровень сравнения отражает наше личное представление в том, как должны выглядеть устраивающие нас взаимоотношения.

Второй важный стандарт — уровень сравнения для альтернатив, подразумевающий оценку того, насколько имеющиеся взаимоотношения сравнимы с другими взаимоотношениями, которые нам доступны в настоящее время. Лучше или хуже ваш любовный партнер других людей, с которыми вы могли бы встречаться, если бы того захотели? Лучше или хуже ваш нынешний босс других людей, с которыми вы могли бы успешно работать в настоящей сложившейся в вашей жизни ситуации? Если ваши взаимоотношения представляются наилучшими из тех, на которые вы могли бы рассчитывать, вы можете продолжать их развивать, даже если реальные выгоды от них не слишком велики.

С другой стороны, даже если взаимоотношения оказываются для вас выгодными в абсолютных терминах, вы можете их разорвать при возникновении более подходящей альтернативы.

Координация последствий

Проблема любых взаимоотношений состоит в такой координации совместной деятельности, которая бы позволяла максимизировать выгоды для обоих партнеров. Рассмотрим проблемы координации на примере двух незнакомых людей, которые находятся рядом в самолете, выполняющем длительный авиарейс. Карл приходит первым, занимает всю верхнюю полку своим ручным багажом и захватывает средний подлокотник. Довольно общительный Карл надеется провести путешествие в приятной беседе с человеком, который займет соседнее место. Его соседка Кэти, в свою очередь, прихватила с собой кое-какую работу и рассчитывает провести эту поездку, погрузившись в чтение. Обнаружив верхнюю полку для ручной клади полностью занятой, она испытывает досаду и не без труда находит другое место, куда можно втиснуть свои вещи. В ходе небольшого обмена любезностями Кэти дает понять, что не желает ввязываться в долгий разговор, и заскучавший Карл начинает рассеянно листать журнал. Спустя некоторое время Карл опускает оконный фильтр и пытается вздремнуть. Это снова вызывает досаду у Кэти, которая собиралась увидеть Большой Каньон. Со стороны заснувшего Карла начинает доноситься храп. Вконец расстроенная, Кэти встает с кресла в надежде найти себе другое свободное место. В этом примере несогласованные действия партнеров побуждают одного из них отказаться от продолжения каких-либо взаимодействий.
Когда друзья получают удовольствие от одних и тех же занятий, им просто координировать свои взаимодействия. Говоря техническим языком, они обладают согласующимися последствиями — то, что вознаграждает одного, служит вознаграждением и для другого
Насколько легко или трудно двум людям координировать последствия взаимоотношений — зависит от количества имеющихся у них общих интересов и целей. Когда партнеры ценят одни и те вещи и им нравится заниматься теми же самыми делами, у них возникает сравнительно мало проблем в координации (Surrа, Longstreth, 1990). В таких случаях говорят, что они имеют согласующиеся последствия, поскольку последствия их взаимодействий совпадают — то, что хорошо для одного, хорошо и для другого, и то, что плохо для одного, плохо и для другого (Thibaut, Kelley, 1959). В целом партнеры со сходным жизненным опытом и установками испытывают меньше проблем в координации и поэтому могут с большей легкостью устанавливать взаимовыгодные отношения. Когда партнеры имеют разные предпочтения и ценности, они имеют несогласующиеся последствия, в результате чего чаще переживают конфликты интересов и проблемы в координации.

Конечно, даже хорошо подобранные партнеры время от времени переживают конфликты интересов. Когда это случается, партнерам приходится искать компромисс. Рассмотрим в качестве иллюстрации молодую супружескую пару, решающую, как потратить возвращенную им часть суммы подоходного налога. Жена хочет купить новый диван; муж хочет купить новый телевизор. Однако эта пара располагает ограниченным количеством денег и не может позволить себе купить и диван, и телевизор; следовательно, супруги должны скоординировать использование средств и разрешить конфликтную ситуацию. Одно из наиболее простых решений состоит в том, чтобы выбрать альтернативу, приемлемую для обоих партнеров. Например, молодая пара могла бы согласиться потратить деньги на путешествие — поначалу никем не выбранное, однако привлекательное для обоих решение. Другая возможность заключается в установлении порядка очередности приобретений, например покупки дивана в этом году и телевизора в следующем.

Улаживание конфликтов интересов путем переговоров и поисков компромисса в лучшем случае отнимает массу времени, а в худшем случае превращается в источник споров и негативных эмоций. Поэтому со временем партнеры зачастую вырабатывают правила, или социальные нормы, позволяющие им координировать свое поведение. Вероятно, ни одному из супругов не нравится выносить мусор или оплачивать счета, однако они могут согласиться на том, что он будет делать одно, если она будет делать другое. Наличие общих норм снижает необходимость в продолжительных переговорах с целью достижения координированного поведения партнеров.

Социальные роли  это   набор правил, определяющих, как люди должны себя вести в определенном типе взаимодействий или взаимоотношений. Роли обеспечивают решения некоторых из проблем координации, с которыми могут сталкиваться люди. Во многих типах взаимоотношений культурные правила предписывают определенные координируемые способы поведения. Обычно работник довольно четко понимает, что ему надлежит делать на рабочем месте, наниматель прекрасно представляет себе свои обязанности, и оба осознают, как они должны между собой взаимодействовать. Адвокаты и их секретари не ведут переговоров о том, кто будет составлять юридические документы, а кто будет их печатать, или о том, кто будет отвечать на телефонные звонки, а кто посещать судебные заседания.

Когда индивиды действуют на основе существующих культурных правил, они вовлекаются в процесс выбора роли (Turner, 1962). По мере приобретения жизненного опыта мы знакомимся со множеством социальных ролей, которые управляют нашими взаимодействиями с другими людьми. Мы можем противопоставить этот процесс выбора роли, в котором люди научаются или подчиняются культурным ролям, процессу создания роли, в котором люди вырабатывают свои собственные коллективные нормы социального взаимодействия. Во многих социальных ситуациях люди импровизируют и создают свои собственные решения проблем взаимозависимости. Например, когда двое приятелей решают снять квартиру, им нужно договориться о том, кто, что, когда и как будет делать. На кого ляжет обязанность оплачивать счета? Кто будет контактировать и договариваться с хозяином квартиры? Каковы будут правила в отношении поздних гостей? Многие типы социальных взаимодействий представляют собой смесь из выбора роли и создания роли. Когда социальные ориентиры нечетко определены или находятся в процессе изменения, индивиды получают больше свободы для действий, однако они должны также прикладывать и больше усилий для успешной координации взаимодействий.

Справедливый обмен

Люди испытывают наибольшее удовлетворение, когда воспринимают свои социальные отношения как справедливые. Нам не нравится, когда нас эксплуатируют, обычно нам также не нравится эксплуатировать других. Мы используем различные правила для определения того, являются наши взаимоотношения справедливыми или нет (Clark, Chrisman, 1994).

Рассмотрим ситуацию двух мальчиков-подростков, пытающихся решить, как им поделить пиццу. Они могут согласиться «поделить поровну», используя правило равенства (equality rule), в соответствии с которым каждый должен получать равные последствия. Люди склонны чаще прибегать к принципу равенства, когда взаимодействуют с друзьями, чем при общении с незнакомыми людьми (Austin, 1980). Дети чаще, чем взрослые, используют принцип равенства, вероятно потому, что это наиболее простое правило. Мальчики могут также воспользоваться принципом «каждому по потребностям», в основе которого лежит идея о необходимости учета относительных потребностей (relative needs) каждого человека. Согласно этому правилу, один мальчик может получить больший кусок пиццы, если он больше голоден или если он давно не пробовал   пиццы. Этот принцип используют родители, когда решают потратить гораздо больше денег на ребенка, которому требуются ортодонтические скобки, чем на другого ребенка, у которого красивые и правильные зубы. Родители ставят медицинские и стоматологические расходы в зависимость от потребностей каждого ребенка.

 Научиться делиться с друзьями — это важный шаг в понимании принципов справедливости в социальных отношениях

Третьим правилом является справедливость (equity), или справедливое распределение. Оно опирается на представление о том, что доходы человека должны быть пропорциональны его вкладам (Deutsch, 1985; Hatfield, Traupmann, Spre- cher, Utne & Hay, 1985). Таким образом, мальчик, внесший большую часть денег при покупке пиццы или приложивший больше усилий в ее приготовлении, имеет право на большую порцию. С этой точки зрения справедливость существует тогда, когда два или более человека имеют равное соотношение последствий и вкладов.

Говоря профессиональным языком:

Теория справедливости

Теория справедливости, являющаяся ответвлением теории социального обмена, опирается на четыре основных допущения:

  1. Участвующие во взаимоотношениях люди пытаются максимизировать: свои выгоды.
  2. Пары и группы могут максимизировать свои коллективные вознаграждения, вырабатывая правила или нормы в отношении способов справедливого распределения вознаграждений среди всех заинтересованных участников.
  3. Когда индивиды замечают нарушения справедливости во взаимоотношениях, они испытывают напряжение. Чем больше воспринимаемая несправедливость, тем выше переживаемое напряжение.
  4. Индивиды, замечающие нарушения справедливости во взаимоотношениях, будут предпринимать шаги по восстановлению справедливости.

Исследования подтвердили ряд специфических прогнозов, вытекающих из теории справедливости (Hatfield et al.). В частности, было показано, что когда взаимоотношения оказывались несправедливыми, напряжение испытывали оба партнера. То, что лишенный заслуженного им вознаграждения (эксплуатируемый) человек испытывает напряжение, по-видимому, не противоречит здравому смыслу. Однако исследования показывают, что получивший незаслуженное вознаграждение человек также может испытывать напряжение, возможно, вследствие возникающего у него чувства вины или дискомфорта, вызванного нарушением баланса.

Существуют также свидетельства того (Hatfield et al.), что люди, замечая нарушения справедливости во взаимоотношениях, пытаются ее восстановить. Они могут добиваться этого двумя способами. Первый подход заключается в восстановлении реальной справедливости. Например, соседка по комнате могла бы признать, что она до сих пор не выполняла свою долю обязанностей по поддержанию в ней порядка, и в качестве компенсации приложить соответствующие дополнительные усилия. Второй подход предполагает использование когнитивных стратегий, которые изменяют восприятие нарушенного баланса, восстанавливая, таким образом, психологическую справедливость. Соседка по комнате могла бы исказить реальное положение вещей и прийти к выводу, что она в действительности выполняла равную долю обязанностей, уклоняясь, таким образом, от необходимости менять свое поведение. Будут ли люди обращаться к восстановлению реальной или психологической справедливости, зависит от соотношения выгод и затрат, которые они связывают с каждой конкретной стратегией.

Наконец, при невозможности восстановить справедливость каким-либо из этих двух способов человек может попытаться прекратить взаимоотношения.

Большая часть данных, касающихся исследования феномена справедливости, была получена в ходе проводившихся ранее лабораторных исследований незнакомых людей, которые взаимодействовали в течение непродолжительных периодов времени; более современные исследования сфокусировались на изучении справедливости в близких взаимоотношениях (Sprecher, Schwartz, 1994). Ощущение справедливости влияет на удовлетворенность любовными и супружескими отношениями; недостаточно вознаграждаемые партнеры в целом сообщают о более низкой удовлетворенности. Исследование женатых и совместно проживающих пар показало, что сообщавшие о меньшей справедливости индивиды чувствовали себя менее счастливыми в своих взаимоотношениях, а негативные последствия влияния несправедливости на удовлетворенность сохранялись по прошествии одного года (Van Yperen, Buunk, 1990). Вопросы справедливости могут играть наибольшую роль на начальной стадии взаимоотношений. В ходе лонгитюдного исследования было обнаружено, что справедливость оказывается фактором удовлетворенности в начале добрачных взаимоотношений, но не несколько месяцев спустя. С течением времени индивиды могут приобрести убеждение в добрых намерениях своего партнера и не уделять столь пристального внимания характеру обменов.

Существуют, по-видимому, также индивидуальные различия во влиянии справедливости на удовлетворенность взаимоотношениями. На индивидов, получающих высокие оценки при измерениях общей обеспокоенности справедливостью во взаимоотношениях, несправедливость может оказывать более негативное влияние, чем на других людей. Кроме того, женщины с феминистскими и нетрадиционными аттитюдами к половым ролям могут оказываться особенно чувствительными к проблемам справедливости и поэтому испытывать большую, в сравнении с другими женщинами или мужчинами, неудовлетворенность при наличии, по их мнению, несправедливых взаимоотношений.

Наконец, в исследованиях в целом обнаружилось, что справедливость оказывается менее важной для счастья в близких взаимоотношениях в сравнении с тем абсолютным уровнем вознаграждений, которые получает человек в процессе этих взаимоотношений. Удовлетворенность оказывается наиболее высокой, когда люди полагают, что получают много вознаграждений, независимо от того, воспринимают они распределение вознаграждений совершенно справедливым или нет (Surra, 1990). Если вы думаете, что получаете от взаимоотношений очень много, вы будете ощущать себя счастливым, даже если вам кажется, что вы получаете немного меньше, чем этого заслуживаете. Более того, в наших самых близких взаимоотношениях мы можем выходить за пределы существующих строгих принципов справедливости и социального обмена.

За пределами обмена

Принципы социального обмена помогают нам понять множество различных видов взаимоотношений. Большинство людей признают идею, что обмен влияет на случайные взаимоотношения, однако они могут не согласиться с тем, что факторы обмена определяют также наши самые интимные взаимоотношения. Абсолютно неромантично полагать, как это однажды сделал социолог Эрвин Гоффман (Goffman, 1952), что «предложение руки в нашем обществе все больше связано с размышлениями, в ходе которых мужчина взвешивает свои социальные достоинства и приходит к заключению, что достоинства противоположной стороны не настолько превосходят его собственные, чтобы послужить препятствием союзу или удачному партнерству» .

Социальный психолог Зик Рубин (Rubin, 1973) выразил распространенное отношение к теории обмена следующим образом.

Представления о том, что люди являются «предметами потребления», а социальные взаимоотношения — «сделками», несомненно, заставят содрогнуться многих читателей. Теория обмена постулирует, что человеческие отношения базируются изначально и прежде всего на своекорыстии. А раз так, кажется естественным рассматривать дружбу как мотивирующуюся лишь тем, что один человек может получить от другого, и трактовать любовь как изощренное «поигрывание мускулами»… Но, несмотря на то что нам хотелось бы полагать иное, мы не должны закрывать глаза на тот факт, что наше отношение к другим людям определяется по большей части нашими оценками тех вознаграждений, которыми они одаривают нас (р. 82).

Может оказаться полезным напомнить, что хотя теория обмена и заимствует терминологию из экономики, подразумеваемые вознаграждения и затраты зачастую являются личными и уникальными: очаровательная улыбка и дележ секретами есть в такой же мере часть теории обмена, как престижные автомобили и дорогие подарки.

Возможно, вы заметили, что вопросы обмена играют более важную роль в одних взаимоотношениях в сравнении с другими. К примеру, вы могли бы легко уступить просьбе вашего коллеги и поменяться рабочими сменами на эту неделю, но, как само собой разумеющееся, вы ожидаете, что он сделает то же самое для вас на следующей неделе. В отличие от этого, вы и ваш лучший друг можете оказать друг другу немало услуг и при необходимости прийти на помощь безо всякой мысли о какой-либо фиксации всего того, что вы отдали и получили взамен.

Дабы учесть эти соображения, Кларк и Миллз (Clark, Mills, 1979) проводят различие между двумя типами отношений: отношениями обмена и общинными отношениями. И в тех и в других функционируют процессы обмена, однако правила, регулирующие взаимное предоставление услуг, значительно различаются. В отношениях обмена (exchangerelationships) люди оказывают услуги, рассчитывая на предоставление в недалеком будущем сопоставимых ответных услуг. Отношения обмена чаще всего возникают с чужими людьми, случайными знакомыми и в деловых отношениях. В отношениях обмена люди не чувствуют какой-то особой ответственности за благополучие другого человека. В отличие от этого в общинных отношениях (communalrelationships) люди чувствуют личную ответственность за потребности другого. Общинные отношения обычно возникают между членами семьи, друзьями и любовными партнерами. В этих взаимоотношениях люди оказывают партнеру услуги, чтобы показать свою заботу о нем и отреагировать на его нужды, не рассчитывая на получение в ближайшем будущем аналогичных ответных услуг.

Кларк и Миллс (Clark, Mills, 1994) разработали программу исследований для выявления различий между этими двумя ориентациями во взаимоотношениях. Вот некоторые из полученных ими результатов: в общинных взаимоотношениях, в сравнении с взаимоотношениями обмена, люди уделяют больше внимания потребностям партнера (Clark, Mills & Powell, 1986). Находящиеся в общинных взаимоотношениях партнеры предпочитают общаться на эмоциональные темы, например делиться радостями и горестями; находящиеся во взаимоотношениях обмена партнеры предпочитают обсуждать неэмоциональные темы, вроде любимого ресторана или садоводства (Clark, Taraban, 1991). Человек воспринимается более альтруистическим, когда предлагает помощь знакомому (слабые общинные взаимоотношения, не предполагающие необходимости близкого участия), а не только близкому другу (сильные общинные взаимоотношения, как правило, предполагающие близкое участие). Сходным образом, человек воспринимается более эгоистичным, если не предлагает помощи близкому другу, а не только знакомому (Mills, Clark & Mehta, 1992).

Инструкция: Пожалуйста, обведите кружком изображение, которое лучше всего описывает ваши взаимоотношения.
Рис.3 Шкала включения другого в собственное «Я». Источник: Aron A., Aron Е. & Smollan D. [1992]. Inclusion of other in the self scale and the structure of interpersonal closeness. Journal of personality and social psychology, 63, p. 597. Copyright 1992 by the American Psychological Association.

Паттерны взаимности и правила обмена чрезвычайно усложняются в длительных взаимоотношениях. В наиболее интимных взаимоотношениях мы можем вырабатывать ощущение единства или чувства «мы», в результате чего начинаем воспринимать другого человека как часть самих себя. Айрон, Айрон и Смоллан (Aron, Aron & Smollan, 1992) изучали данную идею. Они показывали участникам исследования изображения, представленные на рис. 3, и просили указать, какая картинка лучше всего характеризует их взаимоотношения с любовным партнером, родителем или каким-то другим конкретным человеком. Люди не испытывали никаких затруднений при использовании этих изображений для характеристики своих взаимоотношений. Чем больше пересечение между «я» и «другим человеком», тем чаще люди сообщали об ощущении близости и взаимосвязанных действиях, таких как совместное времяпровождение. Это одна из иллюстраций того, как близкие взаимоотношения могут выходить за пределы простейших актов социального обмена.

Психология отношений между людьми ⭕

Этот текст пишу в рамках построения здорового и счастливого общества, участие в котором я принимаю как практикующий психолог, и влияния на становление психики здоровых или не здоровых отношений между людьми.

Взросление человека в физическом плане является процессом, на который сам человек не может влиять, только лишь наблюдать. Конечно же можно делать физическое взросление более комфортным, сопровождая его различными видами спорта, физическими активностями, полезным питанием, медитациями и т.д. А можно наоборот, делая процесс взросления максимально дискомфортным, “наполняя” его неподвижным образом жизни, отсутствием каких либо активностей, употребляя искусственную еду и т.д. Это про физическое состояние организма.

Как влияют отношения людей на взросление человека

Есть еще и ментальное взросление человека, которое формируется непосредственно уже самим человеком и на которое, к сожалению, многие не обращают внимания или проживают этот процесс по наитию, по традиции, по принятым нормам, ну или как получится. 

Одним из весомых факторов ментального взросления являются взаимоотношения между людьми. Человек существо социальное и люди не могут быть людьми, если они не связаны отношениями с другими людьми. Каждый человек не может быть человеком, не проживая свою жизнь в реальных или воображаемых отношениях. Даже самый замкнутый человек воображает себя в каких либо отношениях, где будут присутствовать люди.

Больше про отношения в паре читайте в нашей статье

Так вот, хочу отметить, что для здорового ментального взросления необходимым критерием являются здоровые отношения людей. Любые отношения человека строятся на межличностном контакте и здоровый контакт возможен только в случае, если человек в первую очередь находится в контакте с самим собой. Так что же такое быть в контакте с самим собой?

Контакт с собой человек начинает выстраивать с самого детства, опираясь изначально на отношения со своими парентальными фигурами. И если ребенка научили: 

  • не проявлять эмоции и чувства, 
  • быть сильным в любой ситуации, 
  • не быть уязвимым, 
  • не плакать, 
  • не просить о помощи, 
  • не проявлять инициативу, 
  • не отстаивать свои границы, 
  • не говорить о своих достижениях и много много еще подобных “не здоровых установок”, 

то сам ребенок начинает вытеснять природные потребности психики в естественном проживании чувств: 

  • страха, 
  • печали, 
  • радости,
  • гнева.  

И вот тогда теряется внутренний контакт с самим собой и этот паттерн поведения закладывается в подсознание.

Таким образом ребенок собирает в психике подобные паттерны поведения (фиксированные гештальты) для различных ситуаций, которые в последствии запускаются уже неосознанно и принимаются как единственно правильные. Такие паттерны формируют жизненный сценарий человека — неосознанный план жизни, состоящий из убеждений, фантазий, эмоций и воспоминаний, которые в свою очередь предсказывают и придают смысл отношениям (Р.Эрскин “За пределами эмпатии”).

Психология взаимоотношения людей

Наш мир не идеален и каждый человек стыкается с ситуациями, когда затрагиваются различные болезненные чувства и эмоции. Для переживания стрессовых ситуаций либо травм для человека особенно важны взаимоотношения, в которых проживание последних будет более естественным для природы психики и соответсвтенно менее болезненным для самого человека.

Про метафорический взгляд как работает психотерапия читайте в нашем обзоре

 И если ребенок рос без поддержки здоровых отношений, без возможности научится правильному и здоровому проживанию чувств и эмоций, в подобных ситуациях он будет закрываться, отчуждать свои неудобные чувства, тем самым теряя внутренний контакт с собой и как следствие выстраивая препятствия для отношений. Уже будучи физически взрослым, человек приносит в свою жизнь неосознанные фиксированные паттерны поведения, которые проявляются в повседневной семейной жизни, на работе, на улице, в политике и т.д., в виде: 

  • ссор, 
  • обид,
  • агрессии, 
  • ревности и т.д.

Говоря о становлении психики ребенка и фиксировании определенных паттернов поведения в не здоровых отношениях, больший урон для психики будет приносить не сам стресс или травма, а именно отсутствие заботливых и защищающих отношений, которые являлись бы исцеляющими сами по себе. Ребенок, который всегда может обратиться за помощью, защитой либо поддержкой к заботливому и понимающему взрослому, не подвергнется большому ущербу от возможной травмы или стресса, потому что ему не нужно будет закрываться, подавлять свои чувства и тем самым ограничивать контакт с самим собой.

Подводя итоги хочу сказать, что у меня самого была “переспектива” жить в депресивном состоянии, “концентрируясь” на неудачах и сожалеть о прожитых годах. Но. Уверенность в том, что может быть по другому; что есть достаточно много людей, которые живут жизнь, а не страдают ее; что можно свернуть на другую дорогу жизни привели меня в изучение йоги и в последствии психотерапии. После чего я смог построить гармоничные и здоровые человеческие отношения, научился чувствовать счастье от одного присутствия любимого человека рядом, засыпая и просыпаясь, отдыхая и работая.

Практикуя транзактный анализ, как метод психотерапии, я могу помочь найти ту дорогу в жизни, которая приведет к гармоничным и комфортным отношениям с людьми. Это можно делать как в парной терапии, если работать именно с парными отношениями, так и в индивидуальной работе. Обращайтесь — в подсознании еще много неизведанного )))

Пример здоровых человеческих отношений посмотрите из отрывка фильма «Call Me by Your Name» 2017:

запись на консультацию

Борис Пецух

Социально-психологический взгляд на связь между близкими отношениями и здоровьем

  • Список журналов
  • Рукописи авторов HHS
  • PMC5373007

Curr Dir Psychol Sci. Авторская рукопись; доступно в PMC 2018 1 февраля.

Опубликовано в окончательной редакции как:

Curr Dir Psychol Sci. 2017 февраль; 26(1): 16–21.

Опубликовано онлайн 2017 февраля 8. DOI: 10.1177/0963721416667444 40011

PMCID: PMC5373007

NIHMSID: NIHMS810525

PMID: 28367003

Авторская информация и лицензия. физическое здоровье в порядке. Но с психологической точки зрения как близкие отношения влияют на физическое здоровье? В этой статье обобщается недавняя работа, направленная на выявление процессов взаимоотношений, психологических посредников и модераторов связей между близкими отношениями и здоровьем, с акцентом на исследования супружеских и совместно проживающих пар. Мы начнем с краткого обзора недавнего метаанализа связей между качеством брака и здоровьем. Затем мы описываем нашу силу и модель брака и здоровья, сосредоточившись на одном процессе — отзывчивость партнера — и один модератор — взрослый стиль привязанности — чтобы проиллюстрировать, как фундаментальная наука об отношениях может помочь нам понять, как отношения влияют на физическое здоровье. Завершим кратким обсуждением перспективных направлений в изучении близких отношений и здоровья.

Ключевые слова: брак, здоровье, качество брака, отношения, кортизол

Существует давняя традиция исследований связи между социальными отношениями и здоровьем. Эта область исследований получила толчок в развитии благодаря статье Хауса, Лэндиса и Амберсона «Социальные отношения и здоровье», опубликованной в Science в 1988 году. В этой статье использовалось несколько эпидемиологических исследований, чтобы проиллюстрировать постоянную связь между более сильными социальными связями и большей продолжительностью жизни. Авторы пришли к выводу, что «социальные отношения или их относительное отсутствие представляют собой основной фактор риска для здоровья, соперничающий с воздействием хорошо известных факторов риска, таких как курение сигарет, кровяное давление, липиды крови, ожирение и физическая активность» (стр. 541). Это утверждение было окончательно подтверждено мета-анализом более 300 000 участников 148 исследований, указывающим на 50-процентное увеличение вероятности выживания для людей с более сильными социальными связями (Holt-Lunstad, Smith, & Layton, 2010). Таким образом, на вопрос о том, влияют ли социальные отношения на физическое здоровье, был дан решительный ответ «да». Но с психологической точки зрения как социальные отношения влияют на физическое здоровье?

Логичным местом, где исследователи искали ответы на этот вопрос «как», является социальная психология. За последние три десятилетия ученые, занимающиеся отношениями, совершили множество прорывов в выявлении факторов, которые приводят к близким, приносящим удовлетворение и преданным отношениям. В то же время была проведена значительная теоретическая и эмпирическая работа по изучению механизмов, связывающих социальные отношения со здоровьем (Cohen, 1988; Lewis & Rook, 19).99; Миллер, Чен и Коул, 2009 г .; Пьетромонако, Учино и Дункель Шеттер, 2013 г.; Учино, Качиоппо и Кикольт-Глейзер, 1996). Однако большая часть существующей теоретической работы основана в первую очередь на широких социальных сетях, включая семью, друзей и знакомых. Тем не менее, исследования в области социальной психологии предполагают, что наши самые близкие отношения — отношения с супругом или давним романтическим партнером — оказывают особенно сильное влияние на здоровье. Более того, растущий объем литературы о развитии близких отношений дает нам план для рассмотрения психологических процессов, посредством которых отношения связаны с физическим здоровьем.

Цель этой статьи — предоставить краткий обзор работы, которую мы (и другие) проделали для выявления процессов взаимоотношений, психологических посредников и модераторов связей между близкими отношениями и здоровьем, с особым акцентом на длительные отношения. -срочные романтические отношения. Мы начнем с краткого обзора недавнего метаанализа связей между качеством брака и здоровьем. Затем мы описываем нашу силу и модель брака и здоровья, сосредоточившись на одном процессе — отзывчивость партнера — и один потенциально важный модератор — взрослый стиль привязанности — чтобы проиллюстрировать, как фундаментальная наука об отношениях может помочь нам понять, как отношения влияют на физическое здоровье. Завершим кратким обсуждением перспективных направлений в изучении близких отношений и здоровья.

Недавний метаанализ показал прочную связь между качеством брака людей и их физическим здоровьем (Robles, Slatcher, Trombello, & McGinn, 2014), включая более низкий риск смертности. Несмотря на то, что сообщаемые размеры эффекта обычно считаются небольшими по общепринятым стандартам психологии ( r между 0,07 и 0,21, в зависимости от типа исхода для здоровья), они аналогичны величине эффекта типичных целей вмешательства в поведение (например, увеличение потребления фруктов и овощей, снижение малоподвижной активности) для улучшения здоровья.

Возможно, самым удивительным в нашем мета-анализе было то, как мало мы смогли узнать о конкретных аспектах брака, наиболее важных для физического здоровья, — позитивных аспектах (например, близость, понимание), негативных аспектах (например, конфликты, враждебность) или оба. Кроме того, почти ни в одном исследовании не изучались модераторы связи между качеством брака и здоровьем. Ниже мы описываем нашу теоретическую модель, которая обеспечивает отправную точку для исследования посредников и модераторов связей между браком и здоровьем.

Теоретическая модель, которой мы руководствуемся в своей работе (показана на ), иллюстрирует предполагаемое влияние качества брака на физическое здоровье (первоначально описанная в Slatcher, 2010, но уточненная здесь). В этой модели сильных сторон брака (положительные аспекты брака) и супружеских штаммов (отрицательные аспекты брака) оказывают основное влияние на здоровье, а также ослабляют связи между внешними стрессорами (например, рабочим стрессом) и здоровьем. . Наша модель имеет много общих элементов с более ранними моделями брака и здоровья (например, Burman & Margolin, 19).92; Kiecolt-Glaser & Newton, 2001), модели стресса и брака (например, Karney & Bradbury, 1995) и модели социальной поддержки и здоровья (Cohen & Wills, 1985; Uchino, et al., 1996), с ключевым Разница в том, что мы используем термин «сила», а не более широко используемый термин «поддержка». Термин «сила» предназначен для обозначения ряда позитивных процессов в отношениях (например, близость, капитализация, поддержка), которые все больше привлекают внимание исследователей отношений (Reis & Gable, 2003). Именно этот больший акцент на процессах позитивных отношений (помимо социальной поддержки в стрессовых ситуациях) в нашей модели отличает ее от большинства предшествующих моделей брака и здоровья. Хотя предполагается, что и семейное напряжение, и супружеская сила смягчают воздействие внешних стрессоров на здоровье, только супружеская сила должна смягчать или защищать от негативных последствий стресса для здоровья, тогда как супружеское напряжение должно усиливать или усугублять эти последствия. Эта модель также предполагает, что индивидуальные различия, включая пол, личностные черты и стиль привязанности, должны смягчать влияние качества брака на здоровье. Однако, как показал наш недавний метаанализ (Robles, et al., 2014), почти ни в одном исследовании не тестировались модераторы. Таким образом, область созрела для рассмотрения этих факторов. Ниже мы описываем процесс (отзывчивость партнера) и модератор (взрослый стиль привязанности) в качестве примеров ключевых частей модели силы и напряжения.

Открыть в отдельном окне

Теоретическая модель, иллюстрирующая, как качество брака влияет на физическое здоровье напрямую через психологические и биологические пути и косвенно через его сдерживающее влияние на воздействие внешних стрессоров (либо усиливающих стресс, либо амортизирующих стресс). В модель также включены факторы индивидуальных различий, которые могут смягчить последствия процессов взаимоотношений для здоровья или, наоборот, могут напрямую повлиять на процессы отношений (основные эффекты).

Отзывчивость партнера относится к степени, в которой люди заботятся, понимают и оценивают своих партнеров (Reis, 2013). Многочисленные влиятельные теории отношений (теория привязанности, теория взаимозависимости, теория социальной поддержки) приписывают центральную роль отзывчивости партнера в увязывании отношений со здоровьем и благополучием. Среди них теория привязанности, вероятно, наиболее ярко описывает отзывчивость как ключевой аспект близких отношений «от колыбели до могилы» (Bowlby, 19). 88). Восприятие партнеров — типичных фигур привязанности во взрослом возрасте (Hazan & Shaver, 1987) — как отзывчивых приносит устойчивое чувство безопасности, которое, в свою очередь, способствует укреплению здоровья и благополучия в долгосрочной перспективе. С другой стороны, неспособность воспринимать партнеров как отзывчивых приводит к двум типам ненадежности привязанности. Тревога привязанности (характеризующаяся опасениями быть отвергнутым и покинутым) связана с непостоянной реакцией партнера, когда партнер иногда реагирует, а иногда нет, или реагирует только на постоянные сигналы бедствия и чрезмерный поиск поддержки (Mikulincer & Shaver, 2007). Избегание привязанности (характеризующееся дискомфортом от зависимости от партнеров по отношениям) связано с постоянной недоступностью и безразличием партнера (Mikulincer & Shaver, 2007). Считается, что обе ненадежности привязанности увеличивают вероятность возникновения проблем с физическим здоровьем в будущем.

Недавняя работа по изучению влияния привязанности на здоровье с использованием различных методологий (например, экспериментов, лонгитюдных наблюдений, планов ежедневного опыта) показала, что различия в реакции партнера, вероятно, влияют на более позднее состояние здоровья посредством регуляции физиологических реакций на стресс, способствуя здоровое поведение, уменьшение боли и снижение эффективности социальной поддержки.

Изменение систем регуляции стресса

Предыдущие исследования показали, что материнская реактивность приводит к изменениям в функционировании гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы (ГГН), основной системы регуляции стресса в организме, и ее гормонального продукта, кортизола, в детстве ( Гуннар и Кеведо, 2007). Возможна ли такая длительная тонкая настройка системы HPA во взрослом возрасте? Если романтические партнеры способны вызвать такие долгосрочные изменения, то это, вероятно, будет одним из наиболее важных путей, посредством которых близкие отношения влияют на здоровье в будущем. Наша исследовательская группа исследовала этот вопрос на большой выборке состоящих в браке и совместно проживающих взрослых в ходе 10-летнего лонгитюдного исследования. Мы обнаружили, что отзывчивость партнера предсказывала «более здоровый» дневной профиль кортизола (на что указывает более резкое снижение дневного кортизола) десятилетие спустя (Slatcher, Selcuk, & Ong, 2015). Эта долговременная связь между реактивностью и суточным уровнем кортизола была частично опосредована психологическим механизмом, а именно негативным аффектом, как предполагалось в . Насколько нам известно, это пока единственное свидетельство у людей, предполагающее захватывающую возможность того, что романтические отношения взрослых могут привести к долгосрочным изменениям в оси HPA, потенциально приводящим к полезным изменениям в выработке кортизола и, следовательно, к физическому здоровью.

Функционирование иммунитета

Наши результаты показывают, что отношения с невосприимчивыми партнерами могут быть связаны с нарушением регуляции профилей кортизола. Это особенно верно для тревожно привязанных людей, чьи хронические опасения по поводу того, что их покинут, и интенсивные сигналы бедствия для получения поддержки партнера приводят к увеличению выработки кортизола в повседневной жизни (Jaremka et al., 2013). Перепроизводство кортизола, в свою очередь, связано с изменениями в иммунной системе. Недавняя работа связала тревогу привязанности с показателями более слабого функционирования иммунной системы, включая более низкое количество Т-клеток (участвующих в активации иммунных клеток и реагировании на инфекции) (Jaremka et al. , 2013), более высокие уровни реактивации латентного герпесвируса (Fagundes, et al., 2013). al., 2014) и обострение воспалительной реакции на операцию на сердце (Kidd et al., 2014), предполагая, что неспособность воспринимать партнера как отзывчивого может привести к нарушениям в иммунной системе.

Health Behaviors

Взаимосвязь между отзывчивостью партнера и поведением в отношении здоровья широко не изучалась, но теория привязанности может направить будущие исследования влияния отношений на поведение в отношении здоровья. Отличным примером является исследование сна взрослых (Troxel, 2010). Качественный сон требует подавления возбуждения и беспокойства, а именно этому способствует отзывчивость партнера. Недавние данные нашей группы показывают, что отзывчивость партнера косвенно предсказывает повышение субъективного качества сна и объективную (по оценке актиграфа) эффективность сна за счет снижения тревожного возбуждения (Selcuk, Stanton, Slatcher, & Ong, 2016). Подтверждая эти выводы, оба типа ненадежных стилей привязанности также связаны с плохим сном (Adams, Stoops, & Skomro, 2014).

Регуляция боли

Ответное взаимодействие с партнерами приводит к высвобождению эндогенных опиоидов, которые не только вселяют чувство безопасности и удовлетворения, но и уменьшают чувство боли (Machin & Dunbar, 2011). Действительно, одно из первых исследований последствий для здоровья реакции партнера показало, что более высокая отзывчивость партнера предсказывает меньшую боль в колене через три месяца после операции по замене коленного сустава (Khan, et al., 2009). И наоборот, неспособность оценить поведение партнера как отзывчивое, как в случае тех, кто тревожен или избегающе привязан, повышает уязвимость к развитию хронической боли (Meredith, Ownsworth, & Strong, 2008).

Умеренность полученной поддержки

Противоречивый вывод исследования состоит в том, что получение поддержки от близких иногда связано с ухудшением самочувствия (Bolger, Zuckerman, & Kessler, 2000) и последствий для физического здоровья, включая раннюю смертность (Uchino, 2009) . В ходе недавнего исследования отзывчивости партнера при сдерживании связи между поддержкой партнера и физическим здоровьем мы обнаружили, что полученная поддержка партнера предсказывала более высокий риск смертности от всех причин десятилетие спустя для людей, которые воспринимали своего партнера как невосприимчивого (Selcuk & Ong, 2013). ). Однако эта парадоксальная ассоциация исчезала у лиц, воспринимавших своего партнера как отзывчивого.

Таким образом, накопленные данные начали раскрывать сеть процессов, связывающих отзывчивость партнера со здоровьем. Важно отметить, что исследования также показали, что отзывчивость партнера играет решающую роль в прогнозировании биологии, связанной со здоровьем, поскольку эффекты отзывчивости сохраняются даже после частичного устранения потенциальных помех, включая другие положительные или отрицательные аспекты отношений (Slatcher, et al., 2015). психологические симптомы (Selcuk & Ong, 2013; Slatcher, et al., 2015), черты личности и показатели физического здоровья (например, хронические симптомы; Selcuk & Ong, 2013).

Мы должны отметить, что большая часть рассмотренной здесь работы была сосредоточена на людях среднего и старшего возраста с установившимися долгосрочными отношениями, когда реализуется большая часть защитных преимуществ для здоровья. Ранние романтические отношения, которые чаще изучаются в юношеском возрасте, не всегда демонстрируют типичные характеристики полномасштабных уз привязанности (например, партнеры являются надежной базой друг для друга; Zeifman & Hazan, 2008). Мы предполагаем, что, хотя восприятие отзывчивости на ранней стадии отношений будет способствовать развитию привязанности и близости, влияние на здоровье, вероятно, будет оказываться в течение гораздо более длительного периода времени. Конечно, только будущая эмпирическая работа покажет, меняется ли и как влияние романтических отношений на здоровье с возрастом и развитием отношений.

Хотя многие исследователи отношений (включая нас самих) находились под влиянием теории развития привязанности, работа над детской и романтической привязанностью развивалась относительно отдельно друг от друга. Интеграция этих полей поможет нам лучше понять влияние отношений на здоровье в течение всей жизни. Стресс в раннем возрасте, особенно отсутствие реакции на уход, связан с ненадежной привязанностью (Ainsworth, Blehar, Waters, & Wall, 1978), что, в свою очередь, влияет на развитие стрессовой нейробиологии и здоровья (Loman & Gunnar, 2010). Растущее количество данных показывает, что эти ранние эффекты распространяются и на взрослую жизнь (например, Taylor, Karlamangla, Friedman, & Seeman, 2011). Ранняя среда ухода не только формирует более позднее здоровье, но и более поздние романтические переживания привязанности (Fraley, Roisman, Booth-LaForce, Owen, & Holland, 2013). Таким образом, возникает вопрос, повлияют ли, в свою очередь, переживания романтической привязанности на заботу о детях и их здоровье, возможность, которая еще мало изучена. Чтобы восполнить этот пробел, мы начали изучать влияние реакции партнера на здоровье потомства. Например, мы обнаружили, что избегающая привязанность матерей к своему партнеру отрицательно связана с материнской реакцией на своих малышей (Selcuk, et al., 2010), а в другом исследовании — с реакцией на своих детей-подростков (Stanton, et al., 2016). ). Примечательно, что материнская отзывчивость, в свою очередь, предсказывала большую («более здоровую») экспрессию гена глюкокортикоидного рецептора у молодых людей с астмой (Stanton et al., 2016), показывая, как отзывчивость партнера может влиять не только на собственную биологию, связанную со здоровьем, но и на своего потомства.

Еще одним будущим шагом для социальных и клинических психологов является объединение их опыта в основных процессах взаимоотношений и науке о вмешательстве, соответственно, в рандомизированных испытаниях, изучающих влияние супружеских вмешательств на здоровье. Вмешательства, направленные на повышение безопасности привязанности путем устранения барьеров, препятствующих ответному поведению партнеров по отношению друг к другу, уже доказали свою эффективность в облегчении семейного дистресса с течением времени (Johnson et al., 2013), и такие вмешательства, направленные на преодоление напряженности и сильных сторон в браке может привести к полезным психологическим и физиологическим изменениям, способствующим более здоровой и долгой жизни.

Исследования в области близких отношений и здоровья находятся на ранней стадии развития, и объективные показатели здоровья и биомаркеры болезненных процессов все еще ограничены. Однако предварительные данные свидетельствуют о том, что близкие отношения играют важную роль в нашем физическом здоровье и что литература по социальной психологии может дать ответы на вопросы о том, какими могут быть психологические посредники и модераторы связей между отношениями и здоровьем.

Это исследование было поддержано грантом NIH R01 HL114097, присужден Ричарду Б. Слэтчеру.

Ричард Б. Слэтчер, Государственный университет Уэйна.

Эмре Сельчук, Ближневосточный технический университет.

  • Adams GC, Stoops Ma, Skomro RP. Крепко спите: изучение взаимосвязи между сном и стилем привязанности на протяжении всей жизни. Обзоры медицины сна. 2014; 18: 495–507. doi: 10.1016/j.smrv.2014.03.002. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Ainsworth MDS, Blehar MC, Waters E, Wall S. Типы привязанности: оценивались в незнакомой ситуации и дома. Эрльбаум; Хиллсдейл, Нью-Джерси: 1978. [Google Scholar]
  • Bolger N, Zuckerman A, Kessler RC. Невидимая поддержка и приспособление к стрессу. Журнал личности и социальной психологии. 2000;79:953. [PubMed] [Google Scholar]
  • Боулби Дж. Надежная база: клиническое применение теории привязанности. Лондон: Рутледж; 1988. [Google Scholar]
  • Берман Б., Марголин Г. Анализ связи между супружескими отношениями и проблемами со здоровьем: точка зрения взаимодействия. Психологический вестник. 1992;112:39–63. [PubMed] [Google Scholar]
  • Коэн С. Психосоциальные модели роли социальной поддержки в этиологии соматического заболевания. Психология здоровья. 1988; 7: 269–297. [PubMed] [Google Scholar]
  • Коэн С., Уиллс Т.А. Стресс, социальная поддержка и гипотеза буферизации. Психологический вестник. 1985; 98: 310–357. [PubMed] [Google Scholar]
  • Fagundes CP, Jaremka LM, Glaser R, Alfano CM, Povoski SP, Lipari AM, et al. Тревога привязанности связана с латентностью вируса Эпштейна-Барр. Мозг, поведение и иммунитет. 2014;41:232–238. doi: 10.1016/j.bbi.2014.04.002. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Fraley RC, Roisman GI, Booth-LaForce C, Owen MT, Holland AS. Межличностные и генетические истоки стилей привязанности взрослых: лонгитюдное исследование от младенчества до раннего взросления. Журнал личности и социальной психологии. 2013; 104: 817–838. doi: 10.1037/a0031435. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Gunnar M, Quevedo K. Нейробиология стресса и развития. Ежегодный обзор психологии. 2007; 58: 145–173. doi: 10.1146/annurev.psych.58.110405.085605. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
  • Хазан С., Шейвер П. Романтическая любовь, концептуализированная как процесс привязанности. Журнал личности и социальной психологии. 1987; 52:511. [PubMed] [Google Scholar]
  • Холт-Лунстад Дж., Смит Т.Б., Лейтон Дж.Б. Социальные отношения и риск смертности: метааналитический обзор. ПЛОС Медицина. 2010;7:e1000316. doi: 10.1371/journal.pmed.1000316. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • House JS, Landis KR, Umberson D. Социальные отношения и здоровье. Наука. 1988; 241: 540–545. [PubMed] [Академия Google]
  • Яремка Л.М., Глейзер Р., Ловинг Т.Дж., Маларки В.Б., Стоуэлл Дж.Р., Киколт-Глейзер Дж.К. Тревога привязанности связана с изменениями в выработке кортизола и клеточном иммунитете. Психологическая наука. 2013; 24: 272–279. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
  • Johnson SM, Moser MB, Beckes L, Smith A, Dalgleish T, Halchuk R, et al. Успокоение мозга, находящегося под угрозой: использование контактного комфорта с эмоционально сфокусированной терапией. ПЛОС ОДИН. 2013;8:e79314–e79314. doi: 10.1371/journal.pone.0079314. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Karney BR, Bradbury TN. Продольный курс качества и стабильности брака. Обзор теории, методов и исследований. Психологический вестник. 1995; 118:3–34. [PubMed] [Google Scholar]
  • Khan CM, Iida M, Stephens MAP, Fekete EM, Druley JA, Greene KA. Супружеская поддержка после операции на колене: роль самоэффективности и воспринимаемой эмоциональной отзывчивости. Реабилитационная психология. 2009; 54:28–32. [PubMed] [Академия Google]
  • Kidd T, Poole L, Leigh E, Ronaldson A, Jahangiri M, Steptoe A. Тревога привязанности предсказывает IL-6 и продолжительность пребывания в больнице у пациентов с коронарным шунтированием (АКШ). Журнал психосоматических исследований. 2014;77:155–157. doi: 10.1016/j.jpsychores.2014.06.002. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Kiecolt-Glaser JK, Newton TL. Брак и здоровье: его и ее. Психологический вестник. 2001; 127: 472–503. [PubMed] [Google Scholar]
  • Льюис М.А., Рук К.С. Социальный контроль в личных отношениях: влияние на поведение в отношении здоровья и психологический стресс. Психология здоровья. 1999;18:63. [PubMed] [Google Scholar]
  • Ломан М.М., Гуннар М.Р. Ранний опыт и развитие стрессовой реактивности и регуляции у детей. Нейронаука и биоповеденческие обзоры. 2010; 34: 867–876. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
  • Machin AJ, Dunbar RIM. Мозговая опиоидная теория социальной привязанности: обзор доказательств. Поведение. 2011; 148:985–1025. [Google Scholar]
  • Мередит П., Оунсворт Т., Стронг Дж. Обзор доказательств, связывающих теорию привязанности взрослых и хроническую боль: представление концептуальной модели. Обзор клинической психологии. 2008; 28: 407–429.. doi: 10.1016/j.cpr.2007.07.009. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Mikulincer M, Shaver PR. Привязанность во взрослом возрасте: структура, динамика и изменения. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 2007. [Google Scholar]
  • Миллер Г., Чен Э., Коул С.В. Психология здоровья: разработка биологически правдоподобных моделей, связывающих социальный мир и физическое здоровье. Ежегодный обзор психологии. 2009; 60: 501–524. [PubMed] [Google Scholar]
  • Pietromonaco PR, Uchino B, Dunkel Schetter C. Процессы близких отношений и здоровье: последствия теории привязанности для здоровья и болезней. Психология здоровья. 2013;32:499–513. doi: 10.1037/a0029349. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Reis HT. В: Благополучие отношений: центральная роль воспринимаемой отзывчивости партнера. Хазан С., Кампа М.И., редакторы. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 2013. С. 283–307. [Google Scholar]
  • Рейс Х.Т., Гейбл С.Л. К позитивной психологии отношений. В: Keyes CLM, Haidt J, редакторы. Процветание: Позитивная психология и успешная жизнь. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация; 2003. стр. 129.–159. [Google Scholar]
  • Robles TF, Slatcher RB, Trombello JM, McGinn MM. Качество брака и здоровье: метааналитический обзор. Психологический вестник. 2014; 140:140–187. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
  • Selcuk E, Günaydin G, Sumer N, Harma M, Salman S, Hazan C, et al. Самооценка романтического стиля привязанности предсказывает повседневное материнское поведение по уходу дома. Журнал исследований личности. 2010; 44: 544–549. doi: 10.1016/j.jrp.2010.05.007. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
  • Сельчук Э., Онг А.Д. Воспринимаемая отзывчивость партнера смягчает связь между полученной эмоциональной поддержкой и смертностью от всех причин. Психология здоровья. 2013; 32: 231–235. [PubMed] [Google Scholar]
  • Selcuk E, Stanton SC, Slatcher RB, Ong AD. Воспринимаемая отзывчивость партнера предсказывает улучшение качества сна за счет снижения беспокойства. 2016 г. Рукопись передана в печать. [Google Scholar]
  • Слэтчер РБ. Семейное функционирование и физическое здоровье: последствия для социальной и психологии личности. Компас социальной и психологии личности. 2010; 4: 455–469.. doi: 10.1111/j.1751-9004.2010.00273.x. [CrossRef] [Google Scholar]
  • Slatcher RB, Selcuk E, Ong AD. Воспринимаемая отзывчивость партнера предсказывает суточные профили кортизола через 10 лет. Психологическая наука. 2015; 26: 972–982. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
  • Stanton SCE, Zilioli S, Briskin JL, Imami L, Tobin ET, Wildman DE, et al. Привязанность матерей связана с экспрессией противовоспалительных генов их детей через материнское тепло. 2016 г. Рукопись передана в печать. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
  • Тейлор С.Е., Карламангла А.С., Фридман Э.М., Симан Т.Э. Ранняя среда влияет на нейроэндокринную регуляцию во взрослом возрасте. Социальная когнитивная и аффективная неврология. 2011;6:244–251. doi: 10.1093/scan/nsq037. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Troxel WM. Это больше, чем секс: изучение двойной природы сна и его последствий для здоровья. Психосоматическая медицина. 2010; 72: 578–586. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
  • Учино Б.Н. Понимание связи между социальной поддержкой и физическим здоровьем: взгляд на всю жизнь с акцентом на разделении воспринимаемой и полученной поддержки. Перспективы психологической науки. 2009 г.;4:236–255. doi: 10.1111/j.1745-6924.2009.01122.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Uchino BN, Cacioppo JT, Kiecolt-Glaser JK. Взаимосвязь между социальной поддержкой и физиологическими процессами: обзор с акцентом на основные механизмы и последствия для здоровья. Психологический вестник. 1996; 119: 488–531. [PubMed] [Google Scholar]
  • Zeifman D, Hazan C. Парные связи как вложения: переоценка доказательств. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 2008. стр. 436–455. [Академия Google]
  • Хаус Дж. С., Лэндис К. Р., Умберсон Д. Основополагающая статья о связях между социальными отношениями и здоровьем. 1988. См. Ссылки. [Google Scholar]
  • Миллер Г. , Чен Э., Коул С.В. Отличный обзор биологических процессов, лежащих в основе связей между психосоциальными факторами и здоровьем. 2009. См. Ссылки. [Google Scholar]
  • Robles TF, Slatcher RB, Trombello JM, McGinn MM. Всесторонний обзор и метаанализ последних 50 лет исследований связи между качеством брака и физическим здоровьем. 2014. См. Ссылки. [Академия Google]
  • Слэтчер РБ. Обзорная статья, в которой представлена ​​модель прочности и деформации. 2010. См. Ссылки. [Академия Google]

Социальная психология: Романтические отношения | Разум-общество: от мозга к социальным наукам и профессиям

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mind-Society: From Brains to Social Sciences and ProfessionsCognitive PsychologyBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mind-Society: From Brains to Social Sciences and ProfessionsCognitive PsychologyBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Тагард, Пол, «Социальная психология: романтические отношения», стр. 9.0013 Mind-Society: From Brains to Social Sciences and Professions (

New York

, 2019; онлайн-издание, Oxford Academic, 21 марта 2019 г.), https://doi.org/10.1093/oso/9780190678722.003.0004, доступ 25 февраля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mind-Society: From Brains to Social Sciences and ProfessionsCognitive PsychologyBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mind-Society: From Brains to Social Sciences and ProfessionsCognitive PsychologyBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Теория романтических отношений должна объяснять, почему и как они развиваются, почему они успешны и почему терпят неудачу. Психические механизмы индивидуального мышления и социальные механизмы вербальной и невербальной коммуникации дают начало ответам на эти вопросы. Теория семантических указателей эмоций объясняет центральные эмоции, такие как любовь, доверие и приверженность. Он предлагает способ понимания взаимодействия между людьми как передачи и выявления эмоций посредством вербального и невербального общения. Формирование межличностных взаимодействий с помощью бессознательных правил хорошо согласуется с аккомодацией семантических указателей полимодальных правил, использующих невербальные восприятия и эмоции. Многие из правил, которые помогают создавать и поддерживать отношения, касаются доверия, нейронного процесса, который связывает представления о себе, других и ситуации с положительным эмоциональным результатом оценки и физиологии.

Ключевые слова: обязательство, общение, любовь, невербальное общение, отношения, романтика, правила, доверие

Предмет

Когнитивная психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Вы вошли как

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *