Психология виды общения: 📖 32. Виды общения. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 32. Читать онлайн

Виды общения в психологии — курсы в школе Спиркиной

Человек – существо социальное. Мы общаемся постоянно. В семье, в магазине, на спорте, на учебе, на отдыхе и, конечно, на работе. У одних это получается успешно: они блестяще проходят собеседования, виртуозно ведут презентации, а за умение вести искренние разговоры их называют душой компании. Другие испытывают проблемы в процессе общения. Что же делать тем, у кого общение в социуме протекает не так гладко? Кто робеет перед начальством. Кого не всегда понимают даже самые близкие. Перестать коммуницировать – просто невозможно, да и зачем? А вот научиться искусству общения – это правильное решение! В Школе телевидения Ольги Спиркиной «Останкино ТВ» целый штат квалифицированных педагогов, которые точно знают, как вам помочь.

Виды общения по количеству участников и средствам

Первое, с чего начинается изучение процесса общения – это его классификация. В психологии коммуникация делится на виды. По количеству участников выделяют межличностное общение, то есть общение тет-а-тет. Групповое общение, то есть коммуникация преподавателя с небольшой аудиторией. Массовое общение, которым является, например, выступление на радио или ТВ для миллионной аудитории.

Особенностью образовательного процесса нашей Школы является то, что мы отрабатываем все варианты общения в процессе тренингов. Так, общение тет-а-тет есть не что иное, как интервью. Групповое общение – это классическая пресс-конференция, где одному спикеру задают множество вопросов. А массовое общение – это, например, речь на живом выступлении или видеообращение для канала Youtube.

По средствам коммуникации выделяются такие виды, как вербальное и невербальное общение. Вербальное – это наша речь, слова и звуки. Невербальное – мимика, жесты, поза. С первым мы работаем на специализированной дисциплине, которая называется техникой речи. Здесь каждый слушатель узнает все о том, что и как нужно говорить. Мы не только пополняем словарный запас, но и учимся правильно произносить отдельные звуки, дышать, ставить корректные ударения в словах, четко и внятно формулировать мысли. Отдельная сложнейшая тема – речевая импровизация. Ведь каждому из нас хочется говорить, чтобы было, как в сказке: речь как реченька журчит. Очень важно, что в процессе группового общения слушатели не только понимают и исправляют собственные ошибки, но и учатся на чужих. Это во много раз ускоряет прогресс.

Техники невербального общения в нашей Школе изучаются на таких дисциплинах, как Мастерство работы в кадре и Актерское мастерство. Дело в том, что как бы красиво вы не говорили, свою речь еще нужно уметь правильно подать. Позитивное впечатление в этом случае как раз и производят ваша осанка, поза, жестикуляция и, конечно, мимика лица. Зрителя не проведешь. Он сразу распознает неуверенность в закрытых позах, неподвижности или, напротив, излишне резких и частых движениях. На Актерском мастерстве мы учимся управлять своими эмоциями и телом, а на Мастерстве работы в кадре – придавать своей речи убедительности и нужной эмоциональности.

Виды общения по задачам и форме передачи

По задачам в общении выделяют такие виды, как биологическое общение и социальное. С биологическим все понятно. Это именно то, что заставляет нас просить помощи или совета у других, — острая необходимость ради самосохранения. Например, мы болеем и обращается к врачу ради выздоровления. То есть вступаем в контакт по необходимости, продиктованной биологией. А вот социальное общение – как раз то, с чем бывают проблемы. К нему относятся дружеские связи, рабочие контакты, общение в семье и других неформальных группах. Его цель – укрепить наше положение в социуме как его неотъемлемую часть. Это нас развивает, обогащает интеллектуально и духовно.

Как раз вопросами социального общения мы занимаемся на уроках Психологии. Учимся устанавливать первый контакт. Рассказывать о себе как о специалисте и эксперте в какой-то профессиональной области. Вести диалог на отвлеченные темы, поддерживать беседу легко и непринужденно. Дискутировать и отстаивать свою точку зрения, не обостряя отношения. Выходить из сложных коммуникационных ситуаций победителем. Видеть новые возможности в процессе общения.

Виды общения по средствам связи – непосредственное (вживую) и опосредованное (посредством какой-то техники, канала, мессенджера и т.д.). Это очень актуальная тема сегодня. Начнем со второго.

Буквально каждый хочет быть видеоблогером. Зарабатывать деньги на смешных вайнах или бьюти-советах. А это невозможно без умения работать на камеру. Именно этому мы учим студентов на Мастерстве работы (общения) в кадре – очаровывать с первого взгляда и удерживать внимание зрителя на протяжении всего видео. Как показывает наша практика, умение профессионально работать в кадре помогает покорить популярные мессенджеры и соцсети: Инстаграм, Youtube, Телеграм и т.д.

Что же касается старого доброго живого или непосредственного общения, то не спешите списывать его со счетов. Мы живем во времена экспертов. Они повсюду. Эксперты по финансам, налогообложению, управлению активами и репутации. Профессиональные коучи, юристы, пластические хирурги, психологи и т.д. И всем им необходимо регулярно доказывать свою экспертность. Делается это при помощи целого комплекса мероприятий, среди которых одним их ключевых являются живые выступления на профессиональных мероприятиях. Форумах, выставках, конгрессах. И здесь, разумеется, наш курс Ораторского искусства просто незаменим.

Виды общения по содержанию и иные виды общения

В психологии процессы общения классифицируют также в зависимости от предмета передачи. Так, обмен чем-то физически ощутимым (конкретными продуктами и предметами деятельности) называется материальным. А обмен знаниями или информацией, обогащающей интеллект, — когнитивным. Если в процессе общения мы обмениваемся психическими состояниями и эмоциями (радостью, горем, печалью и т.д.), то это кондиционное общение. Если мы учим кого-то и передаем свой опыт, это деятельностное общение. Вид общения, направленный на побуждение к действию, призыв, вдохновение, называется мотивационным.

Перечисленные в этом абзаце виды общения, не являются предметом непосредственного изучения в нашей Школе. Мы затрагиваем их косвенно, как и иные виды общения. Такие, как воспитательное общение, т.е. наставничество. Диагностическое общение с целью постановки диагноза или назначения лечения. Интимно-личностное общение, т.е. направленное на установление глубоких длительных отношений, как правило, в паре. Пожалуй, лишь деловое общение красной нитью проходит сквозь весь процесс обучения в нашей Школе. Именно оно позволяет добиться запланированного результата. А это и есть наша цель!

Итак, планируете использовать разные виды общения для продвижения по карьерной лестнице или в личной жизни? Давайте для начала изучим основные и узнаем, как ими пользоваться.

Психология общения. Виды и функции общения.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. В общении объектом являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели, задачи и прочее. Существует межличностное общение, сознательное и групповое общение. Последнее характерно для небольшого коллектива, который объединен общей деятельностью. Существует материальное общение, когда нет специальных средств общения и для этого служат трудовые действия. Общаться можно с помощью жестов, мимики. Общение помогает нам выразить наше отношение к людям.

В структуре общения выделяются компоненты : мотивационный. Предполагает анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения. Когнитивный — говорит о необходимости знаний , о том, как строить общение, решать проблемы.Поведенческий компонент включает восприятие людьми друг друга, осоенности их взаимодействия.

Выделяют следующие виды общения: «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.   

Функции общения — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Стиль общения — Вовлечение психологии

То, как мы общаемся, оказывает огромное влияние на то, насколько хорошо мы способны формировать и поддерживать отношения, получать то, что хотим или в чем нуждаемся, избегать конфликтов и решать проблемы. Умение распознавать и понимать различные стили общения является ключом к развитию навыков эффективного общения.

Существует четыре основных стиля общения: напористый, агрессивный, пассивный и пассивно-агрессивный. Часто люди переключаются между стилями общения в зависимости от контекста их взаимодействия, человека или людей, с которыми они взаимодействуют, или других внутренних или внешних факторов, таких как настроение или отвлекающие факторы. Тем не менее, у людей, как правило, есть стиль общения «по умолчанию», к которому они возвращаются, когда чувствуют себя некомфортно или не готовы.

Напористое общение

Напористый стиль общения широко признан как наиболее эффективный стиль общения, поскольку он фокусируется на потребностях как человека, с которым он общается, так и человека, с которым он общается. Напористые коммуникаторы ценят себя, свое время, свои права и потребности, а также права и потребности других. Мотивация напористого коммуникатора состоит в том, чтобы выразить свои собственные потребности или желания, а также уважать потребности и желания другого человека.

Когда люди общаются уверенно, они прямо выражают свое мнение и отстаивают свои права, не ставя под угрозу чьи-либо права. Вы можете распознать напористого коммуникатора как человека, который констатирует факты (без ярлыков или суждений), выражает свои мысли прямо и честно, проверяет понимание и интерпретации других, а также уверен, спокоен, тверд, справедлив, последователен и внимателен. Напористые коммуникаторы также открыты для критики, переговоров или торга.

Люди, принимающие напористый стиль общения, чувствуют, что они могут доверять напористому коммуникатору на слово, что они знают, на чем они стоят, что их слушают, считают и уважают.

Агрессивный стиль общения

Агрессивный стиль общения ориентирован на потребности человека, с которым он общается, и часто игнорирует потребности человека, с которым он общается. Этот тип общения часто основан на таких убеждениях, как «я прав, а ты нет», «я получу то, что хочу, несмотря ни на что» и «мои потребности важнее ваших».

Этот стиль общения часто воспринимается как угрожающий, властный или снисходительный. Вы можете распознать агрессивного коммуникатора как человека, который кажется недалеким, не умеет слушать, перебивает других или говорит за других, унижает других или использует угрозы или атаки, чтобы получить то, что они хотят.

Люди, принимающие агрессивное общение, часто чувствуют себя защищенными, униженными, обиженными, испуганными, неуважаемыми и могут прибегнуть к сопротивлению или неповиновению, отчуждению агрессора или становятся уступчивыми, но обиженными.

Пассивное общение

Пассивное общение ориентировано на потребности другого, а не на потребности собеседника. Этот тип общения может быть основан на таких убеждениях, как «Ты важнее меня», «Я не должен говорить то, что я действительно думаю или чувствую» или «Я должен просто сохранять спокойствие». Этот стиль общения обусловлен желанием угодить другим и избежать конфликтов.

 Пассивный коммуникатор часто действует равнодушно или подчиняется желаниям других, вместо того, чтобы выражать свои мысли и чувства. Вы можете узнать пассивного коммуникатора как человека, который изо всех сил пытается взять на себя ответственность за решения, соглашается или делает то, что хотят другие, без вопросов, избегает конфронтации, говорит тихо или извиняющимся тоном, не выражает своих чувств, говорит косвенно или молчит.

Люди, получающие пассивную коммуникацию, часто чувствуют себя разочарованными, сбитыми с толку тем, чего хочет коммуникатор, или тем, что они могут воспользоваться преимуществами пассивного коммуникатора.

Пассивно-агрессивный стиль общения

Пассивно-агрессивный стиль общения на первый взгляд кажется пассивным, но также характеризуется тем, что коммуникатор косвенно удовлетворяет свои потребности. Этот тип общения основан на таких убеждениях, как «Я не могу сказать, что я на самом деле думаю, но я могу показать вам» или «Я доставлю вам удовольствие, но я вам отвечу».

Пассивно-агрессивные коммуникаторы с трудом признают и выражают свой гнев, что приводит к тому, что они чувствуют себя застрявшими, обиженными и неспособными напрямую обратиться к своим потребностям или противостоять конфликту. Используя «закулисные» способы справиться с чувством бессилия, пассивно-агрессивные коммуникаторы часто саботируют себя, когда запутывают других своими неясными намерениями. Вы можете распознать пассивно-агрессивного коммуникатора как человека, чье выражение лица не соответствует его эмоциям (например, улыбается, когда он злится), косвенно агрессивного, саркастичного, ненадежного, покровительственного, «двуличного», распространяющего слухи, «молчаливое обращение» или бормочет себе под нос, вместо того чтобы противостоять другому человеку.

Люди, принимающие пассивно-агрессивную коммуникацию, часто остаются смущенными, злыми, обиженными или обиженными.

 

Хорошее понимание этих четырех основных стилей общения поможет вам развить как самосознание, так и понимание стилей общения других людей. Как только вы поймете свой стиль общения, вам будет намного легче определить области для улучшения, которые могут помочь укрепить отношения, уменьшить стресс от конфликта и удовлетворить ваши потребности.

Если вы обнаружите, что вам сложно эффективно общаться, или считаете, что вам может понадобиться помощь, чтобы выработать более напористый стиль общения, наши специалисты из Involve Psychology могут помочь. Если вы хотите записаться на прием или просто хотите получить некоторую информацию или задать вопросы, позвоните нам по телефону (07) 3482 3466 или отправьте запрос по адресу www.involvepsychology.com

. 2 мая 2019 #коммуникабельность, #коммуникация, #самосовершенствование

4 основных принципа общения

Источник: CC0 Public Domain

Эффективное общение — это связь между людьми, которая позволяет обмениваться мыслями, чувствами и идеями и ведет к взаимопониманию.

Этот обмен подтверждается, когда говорящий отправляет сообщение, на которое слушатель отвечает. Кажется просто, но это не так.

Люди склонны воспринимать общение как нечто само собой разумеющееся. Обычно мы полагаем, что общение между двумя или более людьми не имеет большого значения. Это просто работает. Однако реальность совсем другая — процесс общения на самом деле впечатляюще сложен.

Существует множество факторов, которые в конечном итоге определяют, будет ли тот или иной опыт общения успешным или нет. Существуют внутренние факторы, влияющие на каждого человека, участвующего в процессе коммуникации в отдельности, факторы взаимодействия, влияющие на то, как информация отправляется и принимается между двумя или более людьми, и внешние факторы, влияющие на степень, в которой физическая среда способствует эффективному общению.

Существуют также определенные принципы, присущие процессу общения, а также навыки, которым люди могут учиться и практиковать. Когда люди осознают эти принципы и применяют эту информацию, они значительно снижают вероятность непонимания и конфликтов и увеличивают шансы на успешное и умелое общение.

Существует четыре основных принципа связи:

1. Отправленное сообщение не обязательно является полученным сообщением.

Мы часто предполагаем, что только потому, что мы что-то сказали (или подумали или намеревались что-то сделать), когда другой человек не понимает, что мы имеем в виду, это его вина. В конце концов, человек, отправляющий сообщение, точно знает, что он имел в виду. Однако то, что человек, принимающий сообщение, слышит и понимает, может быть совсем другим. В отличие от чьей-либо «вины», это просто один из способов, с помощью которых процесс общения может пойти не по плану.

Отправленное сообщение может не совпадать с полученным, потому что оно должно пройти через систему фильтрации мыслей и чувств как для отправителя, так и для получателя. В результате, когда взрослый приходит домой расстроенный или рассерженный из-за своего рабочего дня, он или она может выразить гнев или нетерпение своему партнеру или детям, даже если это не является его или ее намерением. Сообщение также должно пройти через собственный фильтр мыслей и чувств слушателя. Если партнер или ребенок ожидает, что отправитель сообщения будет сердитым или нетерпеливым, он или она могут услышать нейтральные или даже положительные утверждения как резкие или злые.

Между тем, что говорящий хочет сказать, тем, что он на самом деле говорит, и тем, что слышит слушатель, существует значительная вероятность непонимания. Чем меньше сознательного внимания уделяют говорящий и/или слушатель (чем больше они отвлекаются) при отправке сообщения и чем более эмоционально заряжен субъект, тем больше вероятность того, что будет несоответствие между намерениями говорящего. сказать, что он или она на самом деле говорит, и что слушатель слышит.

Единственный способ убедиться, что сообщение, которое вы отправляете, является тем же самым, которое получает другой человек, — это процесс обратной связи. Это более важно, когда то, что вы сообщаете, имеет особое значение или вы чувствуете по реакции другого человека — вербальной или невербальной — что он или она неясны.

Чтобы проверить правильность вашего сообщения, нужно буквально спросить, что другой человек услышал от вас. Если то, что он или она сообщает о том, что он услышал, не совпадает с тем, что вы хотели сказать, вы можете уточнить свое сообщение, поделившись, в частности, тем, что вы хотели сказать. Затем вы можете снова попросить оставить отзыв, проверив, что он или она услышали на этот раз.

Этот процесс может показаться громоздким, но он обеспечивает более четкое и точное общение. Иногда этот процесс может проходить в два или три раунда, чтобы говорящий и слушатель были на одной волне. Чем более прозаичным будет этот процесс, тем успешнее он будет.

2. Не общаться невозможно.

Все действия — как преднамеренные, так и непреднамеренные — передают определенные сообщения. Например, преднамеренное игнорирование кого-либо не является «отказом от общения». Наоборот (как вы знаете, если вы были на принимающей стороне), это действие посылает сильный сигнал.

Более того, вербальная коммуникация (используемые слова) — это только часть более крупного коммуникативного процесса, включающего язык тела, выражение лица, тон и громкость голоса.

3. Каждое сообщение имеет как содержание, так и смысл.

Каждое сообщение состоит из содержания и чувств. Содержание — это то, о чем сообщение, исходя из используемых слов. Чувство, связанное с содержанием, выражается с помощью невербальных сигналов — языка тела, жестов, выражения лица, тона голоса, интонации и громкости голоса.

Всякий раз, когда есть несоответствие между содержанием сообщения и ощущением, у слушателя возникает путаница, особенно если содержание и ощущение противоречат друг другу. Классический пример этого — когда один человек говорит другому «Я не злюсь на тебя» (содержание) громким сердитым голосом (чувство). Такое общение не может не привести к определенной степени путаницы.

Электронное общение — по электронной почте, текстовым сообщениям и другим формам обмена мгновенными сообщениями — может быть настолько сложным и легко истолкованным именно потому, что используемые слова изолированы от любых и всех невербальных сигналов, которые предоставляют важную информацию и разъяснения.

4. Невербальные сигналы более правдоподобны, чем вербальные.

Всякий раз, когда возникает несоответствие между содержанием (вербальным) и ощущением (невербальным) сообщения, человек на принимающей стороне почти всегда придает большее значение чувству. Другими словами, если слова, которые использует говорящий, не соответствуют тону его голоса, выражению лица, языку тела и другим невербальным сигналам, слушатель будет уделять больше внимания невербальному поведению и верить ему.

Подумайте, как вы реагируете, когда кто-то делает вам что-то похожее на комплимент: «Вы прекрасно выглядите», но с тоном, который вы воспринимаете как саркастический. Вы больше верите вербальным (используемые слова/содержание) или невербальным (тон голоса/чувства)?

Эти четыре качества коммуникативного процесса универсальны, независимо от того, идет ли речь о политической экономии после выборов, планировании Дня святого Валентина или простом обмене событиями своего дня с другими.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *