Типы строя психики | МедиаМера
Есть поговорка «Все люди, да не все Человеки!» О чем она? И кого искал Диоген с фонарем в руке ходя по многолюдному Синопу со словами «Ищу человека»?В отличие от прочих биологических видов, психика людей не запрограммирована однозначно, а формируется под воздействием внешней среды и личного разума. Психика определяет поведение человека и состоит из следующих компонентов:
− Врожденные инстинкты и безусловные рефлексы. (стрелки мж)
− Стереотипы, привычки, традиции культуры.
− Собственный разум, ограниченный чувствами и памятью.
− Интуиция вообще – во-первых, информация, приходящая из собственных бессознательных уровней психики, во-вторых, приходящая из коллективной психики, в-третьих, порождение из вне и одержимость.
− Божье* водительство в русле Промысла — осуществляется на основе всего предыдущего, за исключением наваждений и одержимости.
Эти компоненты есть у любого индивида, но будучи по разному упорядочены, порождают разные типы психики. Поэтому представитель вида «Человек разумный» может иметь один из четырех основных типов строя психики.
Животный тип строя психики — Всё, что делает такой индивид, направлено на удовлетворение инстинктов и получение удовольствий: секс, еда, потребление товаров без меры. Зачастую это агрессивный, паразитический, антисоциальный тип, ему все и всё должны, но он сам никому и ничем не обязан и ничего не должен, поэтому за ним остаётся полоса разрухи.
Строй психики биоробота «зомби» — в основе его поведения лежат сложившиеся «сами собой» или навязанные культурой и обществом автоматизмы, они же привычки. Такой индивид рассуждает по авторитету вождя, писания, традиции или просто принимает мнение большинства. В случае дилеммы “инстинкты — привычки” побеждают привычки. «Зомби» отказываются от волевых решений в пользу старых привычек и культурных норм.
Демонический строй психики.
Его носители способны силой воли переступить и через инстинкты и через привычки, вырабатывая новые способы поведения. Обретая власть в обществе, демонизм требует безоговорочного служения себе, порождая самые изощрённые формы подавления окружающих. Демоны могут быть как единоличниками, предпочитающими обособленные действия, так и корпоративниками, предпочитающими соучастие в какой либо организации.
Человечный строй психики.
Характеризуется осознанием человека своей миссии — быть наместником Божьим на Земле. На Руси издревле говорили: «Живи по совести!» Человек, живущий по совести, искренне верит Богу и действует как его наместник в интересах всего общества, а индикатором этих взаимоотношений являются обстоятельства, в которые человек попадает в соответствии со смыслом своих желаний и намерений. Иными словами, человек верит Богу, а Бог говорит с людьми языком жизненных обстоятельств.
Еще один тип строя психики люди породили сами.
Опущенный в противоестественность строй психики формируется когда индивид употребляет алкоголь, табак и другие наркотики. Это ведёт к серьёзным нарушениям: начиная от работы органов и кончая интеллектом и волепроявлением. При этом количество выпитого или иным образом употреблённого не играет значимой роли, ведь для человека разумного подавлять свою собственную волю и интеллект неприемлемо в принципе на уровне мировоззрения.
Тип строя психики индивида может меняться во времени. Все знания и навыки, которые несёт личность, являются “при-данным” к типу строя психики и сами по себе его не характеризуют, т.е. индивид может быть выдающимся профессионалом, иметь богатство и статус в обществе, но при этом не быть состоявшимся Человеком
На наш взгляд — для человечного строя психики — нормально, если врожденные рефлексы и инстинкты являются основой, на которой строится разумное поведение; нормально, когда интуиция предоставляет информацию, которую возможно понять посредством интеллектуальной деятельности. То есть для человечного строя психики нормально, когда в его иерархии интуиция выше разума, разум выше инстинктов, а все вместе они обеспечивают пребывание человека в ладу с биосферой Земли, Космосом и Богом.
Нормой должно стать достижение индивидом человечного типа строя психики к началу юности. Но обычно этого не происходит из-за порочной культуры общества и ошибок родительского воспитания. Однако повзрослев и осознав пороки своей нравственности, человек способен перейти от любого типа строя психики к человечному.
Нечеловечный тип строя психики людей является первопричиной большинства общественных проблем, поэтому и разрешение их возможно лишь при личностно-волевом переходе большинства людей на путь человечности.
* Бог — Иерархически Наивысшее Всеобъемлющее Управление.
Строй психики — Вики-КОБ (Концепция общественной безопасности)
Типы строя психикиРолик о типах строя психики
Многим известна легенда о греческом философе Диогене (около 400 — 325 гг. до н.э.), который, как повествует легенда, жил в бочке, днём ходил по городу с фонарём, а на вопрос «зачем ему днём фонарь?» отвечал просто: «Ищу человека…».
Эта легенда веками кочует из одного учебника в другой, но и по сию пору Диогена, многие о нём наслышанные, воспринимают в качестве «городского сумасшедшего» древнего Синопа, подобно тому, как в начале этого века в качестве «городского сумасшедшего» уткнувшиеся каждый в свой огород обыватели города Калуги воспринимали К.Э.Циолковского. Диоген же вышел на действительно важный вопрос в жизни общества.
Его суть состоит в том, что поведение особи биологического вида, называемого ныне Человек Разумный, подчас безо всяких к тому оснований в поведении большинства представителей этого вида, строится на основе взаимодействия:
- врождённых инстинктов и безусловных рефлексов,
- бездумной автоматической отработки привычек и освоенных навыков поведения в ситуациях-раздражителях,
- разумной выработки своего поведения на основе памятной и вновь поступающей информации,
- интуиции, выходящей за границы инстинктивного и разумного, рекомендации которой впоследствии могут быть поняты разумом.
Ясно, что инстинкты и разум, интуиция — явления разного иерархического порядка в организации поведения человека на основе и в процессе его психической деятельности.
Типы строя психики
В контексте достаточно общей теории управления строй психики — определённый термин.
На наш взгляд — для человечного строя психики — нормально, если врожденные рефлексы и инстинкты являются основой, на которой строится разумное поведение; нормально, когда интуиция предоставляет информацию, которую возможно понять посредством интеллектуальной деятельности. То есть для человечного строя психики нормально, когда в его иерархии интуиция всегда выше разума, разум выше инстинктов, а все вместе они обеспечивают пребывание человека в ладу с биосферой Земли, Космосом и Богом.
Тем не менее, достаточно часто приходится видеть, как разум становится невольником и обслуживает животные инстинкты человека; как рассудочная деятельность превозносится над собой и пытается отрицать интуитивные оценки и даже полностью вытесняет интуицию из психики; как все они вместе, пытаются отвергать Высший промысел, вследствие чего становятся жертвами непреодолимой ими самими ограниченности и одержимости, что находит своё выражение в нечеловеческом строе психики, который в зависимости от организации компонент психики индивида может быть нескольких видов:
Если разум отвергает интуицию или служит — как невольник — инстинктам, то это — не человеческий, а животный строй психики. При этом следует иметь в виду, что и при животном строе психики интеллект может быть высокоразвитым, а его носитель может быть выдающимся профессионалом в той или иной области деятельности цивилизации [1] (включая и магию), по существу не будучи человеком.
Также и строй психики биоробота (зомби) отличается от человеческого тем, что в поведении утрачивается свобода в обращении с информацией, вследствие чего индивид автономно отрабатывает внедренную в его психику программу[2] поведения (автономный робот-автомат) или же не в состоянии воспрепятствовать активизации свойственных навыков и качеств извне, т.е. другими по их произволу (дистанционно управляемый робот). Кроме того, зомбирующие программы могут быть иерархически более значимыми в поведении индивида, чем врожденные инстинкты, вследствие чего, с одной стороны, в каких-то ситуациях зомби не проявляет инстинктивно-животных реакций на раздражители и выглядит человеком, в отличие от носителей животного строя психики, которые и не пытаются сдержать животное начало; с другой стороны возможен конфликт в психике зомби между поведенческими программами инстинктов и зомбирующими программами поведения, а также между различными зомбирующими программами.
Демонические личности, обладая осознанными или бессознательными завышенными самооценками, и будучи носителями животного строя психики, строя психики зомби, либо пребывая в своеволии индивидуализма, освободившегося из неволи инстинктов и зомбирующих программ, порождают агрессивно-паразитический индивидуализм с претензиями на сверхчеловеческое достоинство в человечестве. То есть в основе демонического типа психики лежит нечеловеческий строй психики тех, кому Свыше дано быть людьми.
Индивидам, образующим общество и его подмножества, свойственно порождать коллективную психическую деятельность, и эта коллективная психическая деятельность может быть в общем-то всего двух видов:
- в одном случае к ошибкам, совершённым одним индивидом, добавляются ошибки, совершаемые другими. Ком множества их ошибок растёт и угнетает общество до тех пор, пока оно не сгинет под их гнётом, либо же пока оно не начнёт порождать коллективную психическую деятельность второго вида.
- во втором случае ошибки, совершённые одним индивидом, устраняются и компенсируются другими, но при этом каждый заботится о том, чтобы самому совершать меньшее количество ошибок, чтобы не обременять других необходимостью устранения их последствий.
Но кроме того, индивиды могут различаться и по взаимоотношениям их индивидуальной психики с порождаемой ими коллективной. При этом индивид:
- либо подневолен коллективной психической деятельности и тогда это — стадность;
- либо он свободный соучастник коллективной психической деятельности, но при этом по отношению к одной стадности он, возможно, выступает в качестве пастуха, будучи не свободным в каком-то ином качестве. Также следует иметь в виду, что и «стадность», и «коллективная свобода», в зависимости от характера информационных процессов в них, могут порождать как «лавину бедствий и ошибок», так и некоторое безошибочное функционирование коллектива в целом.
Образование и строй психики
Также следует понимать, что образование (как и всё в жизни людей) носит нравственно обусловленный характер, но во всяком варианте нравственности и этической ориентации человека, образование без взращивания чувства меры бессмысленно, поскольку не позволяет соотнести с текущей действительностью даже известное знание и освоенные навыки, что делает невозможным управление даже в стандартно разрешимых без ущерба ситуациях. Образование — как освоенные знания и навыки — всего лишь «приданое» к строю психики, вследствие чего при господстве животных инстинктов над прочими компонентами психики (разумом, интуицией и др.) образованный человек по организации его поведения неотличим от выдрессированного животного. Иными словами, человеческое достоинство выражается не в образовании, знаниях и навыках, а в определённом строе психики.
Кроме того, хотя многие индивиды на протяжении всей своей жизни пребывают при одном каком-то строе их психики, но многие другие на протяжении жизни изменяют строй своей психики необратимо и неоднократно; также многочисленны и те, чей строй психики неоднократно, но обратимо изменяется даже на протяжении одного дня, а не то чтобы в течение их жизни.
Если различать в жизни строй психики индивида в ранее оговорённом смысле этого термина, в каждом из множества рассмотренных ранее вариантов, то под давлением выявляющихся обстоятельств придётся отказаться от мнения о том, что все особи вида Человек разумный уже фактом принадлежности к этому биологическому виду состоялись в качестве людей.
Объективно лидерствующий тип психики
Непреклонная ориентация поведения на хронологически удалённые в будущее цели — выражение объективно лидерствующего типа психики. Среди мужчин он встречается статистически чаще, чем среди женщин, поскольку он невозможен без ориентации поведения на отдалённое будущее, хотя встречаются и женщины, которым свойственен этот тип психики.
Здесь и далее под объективно лидерствующим типом психики (для краткости лидерствующим типом) понимается не способность навязать окружающим свою волю и предписать стиль поведения, — это деспотизм, который может исходить как из сиюминутности, так и из дальновидности, а также и из времён каменного века; также понимается и не первенство человека над другими людьми по каким-то показателям, признанным обществом в качестве рекордных достижений; также понимается и не способность быть “заводилой”, формальным или неформальным лидером в неком коллективе.
Под объективно лидерствующим типом психики понимается устойчивая ориентация своего поведения на объективно возможное удалённое будущее (в его конкретно воображаемом виде) вне зависимости от того, последуют ли этой линии поведения окружающие или отвергнут её, останутся ли они безучастными зрителями или окажут ей противодействие, пытаясь её пресечь либо искоренить. Проще говоря, объективно лидерствующему типу психики во всех обстоятельствах свойственна верность определённой мечте и вера в её осуществимость в жизни.
Объективно лидерствующий тип психики может восприниматься окружающими как деспотизм, но безоглядный и близорукий деспотизм под лозунгом “Будет по-моему, а не по-вашему!” всегда останется деспотизмом, а объективно лидерствующий тип психики всегда останется объективно лидерствующим типом психики, как бы его не воспринимали те, кому свойственен какой-то иной тип психики.
- ↑ Иными словами, хотя человеческое достоинство и невозможно без профессионализма в том или ином виде общественно полезной деятельности, но не в профессионализме оно выражается. Достаточно часто высокий профессионал — не человек, а придаток к своему рабочему месту. Иной же, поучающий других о правах человека и гуманизме, ничего другого делать не умеет и не хочет, по какой причине также не является человеком.
- ↑ Возможно многовариантную; либо доставшиеся ему фрагменты программ, принадлежащих как целостности коллективному бессознательному.
Источники
О типах строя психики | MarianPopovych.com
Человек от всех прочих биологических видов в биосфере Земли отличается тем, что структура его психики генетически не запрограммирована однозначно, а представляет собой результат личностного развития, протекающего как под воздействием внешних обстоятельств, так и на основе его собственного осознанного разумения и не осознаваемой им внутренней устремлённости.
Если вспомнить общешкольный курс биологии, известный всем, и заглянуть в собственную психику, то можно утверждать, что включает в себя:
- врождённую компоненту — инстинкты и безусловные рефлексы;
- традиции культуры, стоящие над инстинктами;
- собственное ограниченное чувствами и памятью разумение;
- «интуицию вообще» — всё то, что непроизвольно «всплывает» на уровень сознания из бессознательных уровней психики индивида, приходит к нему из коллективной психики, является порождением наваждений извне и одержимости в инквизиторском понимании этого термина, а в момент появления не находит себе объяснения на основе осознаваемых индивидом причинно–следственных связей;
- водительство Божье в русле Промысла, осуществляемое на основе всего предыдущего, за исключением наваждений и одержимости как прямых вторжений извне в чужую психику вопреки желанию и осознанной воле её обладателя.
Названные выше компоненты могут быть по–разному иерархически упорядочены, порождая различные типы структуры личностной психики, вследствие чего всякая взрослая особь биологического вида «Человек разумный» может быть носителем одного из четырёх более или менее устойчивых в течение её жизни типов строя психики:
1. Животный тип строя психики — когда всё поведение особи подчинено инстинктам и удовлетворению инстинктивных потребностей, не взирая на обстоятельства.
В животном типе строя психики можно выделить одну социально значимую модификацию: скотский тип строя психики. Его специфичность можно понять из пословицы «волка ноги кормят» и из житейского наблюдения — «а скотину — хозяин».
Без хозяина, который обеспечивает уход за нею, скотина, будучи предоставлена сама себе и обстоятельствам, большей частью погибает; меньшей частью дичает и возвращается к адекватной для самостоятельной жизни в биоценозах организации психики, после чего её тоже начинают «кормить ноги». Но и при хозяине, поскольку в скотском типе всё подчинено инстинктам, индивид со скотским типом строя психики ориентирован на получение максимума физиологических и психоэмоциональных удовольствий при минимуме его собственной работы.
Поэтому, когда на скотский тип строя психики накладываются притязания на права человека, то получается весьма агрессивно–паразитический антисоциальный тип: ему все и всё должны, но он сам никому и ни чем не обязан и ничего не должен. Вследствие этого за ним остаётся полоса разрухи, а одно из удовольствий для него — напакостить окружающим, которые — по его мнению — не отдают ему должного, не ценят его «как личность». Однако если его предоставить самому себе и обстоятельствам на продолжительное время, то в них он являет свою полную недееспособность и либо погибает, либо (хотя бы на некоторое время — до нового изменения обстоятельств) перестаёт быть скотом.
2. Строй психики биоробота, «зомби» — когда в основе поведения лежат культурно обусловленные автоматизмы, а внутренний психологический конфликт «инстинкты — культурно обусловленные автоматизмы» в поведенческих ситуациях в большинстве случаев разрешается в пользу культурно обусловленных автоматизмов. Но если изменяющиеся общественно–исторические обстоятельства требуют отказаться от традиционных в той или иной культуре норм поведения и выработать новые, то «зомби» отдаёт предпочтение сложившейся традиции и отказывается от возможности творчества; если же возникают ситуации, в которых рецепты решения проблем, наличествующие в традиционной культуре, оказываются неработоспоосбными, то «зомби» терпит в такой ситуации ущерб — вплоть до гибели его самого и тех, кто оказался в зависимости от его деятельности либо бездеятельности.
3. Демонический строй психики характеризуется тем, что его носители способны волевым порядком переступить и через диктат инстинктов, и через исторически сложившиеся нормы культуры, вырабатывая новые способы поведения и разрешения проблем, возникающих в их личной жизни и в жизни обществ. Будет ли это добром или злом в житейском понимании этих явлений окружающими — зависит от их реальной нравственности. Обретая ту или иную власть в обществе, демонизм требует безоговорочного служения себе, порождая самые жестокие и изощрённые формы подавления окружающих. При этом демонизм может быть привержен добродетельности, но такая приверженность носит декларативно–показной характер либо покрывает некое скрытное зло, которое сам демон может и не осознавать.
Демонический тип строя психики включает в себя два подтипа:
- демоны–единоличники, предпочитающие обособление и единоличные действия,
- и демоны–корпоративники, предпочитающие соучастие в деятельности какой–либо корпорации на основе той или иной иерархически организованной корпоративной этики.
4. Человечный строй психики характеризуется тем, что каждый его носитель осознаёт миссию человека — быть наместником Божиим на Земле. Соответственно этому обстоятельству он выстраивает свои личностные взаимоотношения с Богом по Жизни осознанно, и волевым порядком осмысленно искренне способствует осуществлению Божиего Промысла так, как это чувствует и понимает. Обратные связи (в смысле указания на его ошибки) замыкаются Свыше тем, что человек оказывается в тех или иных обстоятельствах, соответствующих смыслу его молитв и намерений и подтверждающих его правоту или указывающих на его ошибки. Иными словами Бог говорит с людьми языком жизненных обстоятельств: с каждым из них персонально, с социальными группами, с народами и диаспорами, с человечеством в целом.
Для человечного типа строя психики нормально, когда в иерархии алгоритмики психики интуиция — подчинена совести и выше разума, разум выше инстинктов, а все вместе они обеспечивают пребывание человека в ладу с биосферой Земли, Космосом и Богом. Для человечного строя психики нормальна — неформальная, внедогматическая и внеритуальная вера Богу по жизни и действие в русле Промысла Божиего по своей доброй воле. Доказательства Своего бытия Бог даёт персонально — всем и каждому в диалоге с Ним тем, что отвечает молитве изменением жизненных обстоятельств в соответствии с её смыслом; либо так или иначе даёт понять, почему просимое не может быть исполнено. Т.е. для человека нормально язычество в Единобожии.
Бытие Бога — не вопрос веры в то, что Бог есть либо в то, что Бога нет: это вопрос нравственно обусловленного осмысления своей личной религиозной практики и знание, практически подтверждаемое в повседневности жизни в диалоге с Богом.
Соответственно у человечества может быть только одна единственная истинная религия: это — живая диктатура совести каждого человека, которая не может быть формализована в каких бы то ни было догмах и ритуалах.
С человечным типом строя психики связаны такие компоненты личностной психики, как стыд и совесть.
Если признать соответствующими действительности слова «Сунны»: «всякий человек рождается мусульманином (т.е. пребывает в ладу с Богом в момент рождения) и только родители делают его иудеем, христианином или многобожником (т.е. личность в процессе своего становления черпает из культуры те убеждения и верования, которые характеризуют индивида как атеиста или приверженца того или иного исторически сложившегося исповедания)», — то можно сделать вывод: Совесть — врождённое религиозное чувство (т.е. чувство взаимосвязи души индивида с Богом), замкнутое на бессознательные уровни психики личности.
Как итог:
- человечный тип строя психики — диктатура совести на основе веры Богу (а не веры в Бога), т.е. жизнь в диалоге с Богом при осознанном исполнении своей миссии в русле Божиего Промысла;
- человек состоявшийся — это осмысленная воля в русле личностного исповедания Промысла Божиего на основе врождённого религиозного чувства — совести.
И как следствие:
- Нет воли — нет человека: есть человекообразное животное или биоробот на основе организма биологического вида «Человек разумный».
- Есть воля, но нет совести (религиозности, стремления к праведности и осознанного избрания своей миссии в русле Промысла) — есть демон, но нет человека.
В психике личности голос совести отличим от всех прочих внутренних голосов: совесть — упреждающе по отношению к темпу течения событий в жизни — обязывает человека что–либо делать либо отказаться от каких–то определённых его намерений или предлагаемых ему другими действий.
При этом совесть затрагивает проблематику Добра и Зла и её мнение неизменно по одним и тем же вопросам в сложившихся обстоятельствах. Совесть не ссылается на представления индивида о пользе и выгоде каких–либо действий для него самого, его близких и т.п., и это отличает её от внутренних голосов, поскольку совесть апеллирует непосредственно к Правде–Истине как таковой.
Совесть действует упреждающе по отношению к течению событий, и в этом её отличие от стыда: стыдно становится после того, как человек оказался глух к голосу совести либо проигнорировал её мнение, вследствие чего совершил нечто, что совесть порицала, своею злою волей или в состоянии одержимости.
Если подавить совесть и стыд, — получается человекообразная нелюдь, не способная стать человеком до тех пор, пока стыд и совесть не пробудятся вновь (либо хотя бы что–то одно из двух — для начала личностного возрождения человека).
Ещё один тип строя психики люди породили сами.
5. Опущенный в противоестественность строй психики — когда субъект, принадлежащий к биологическому виду «Человек разумный», одурманивает себя разными психотропными веществами: алкоголем, табаком и более тяжёлыми наркотиками наших дней. Это ведёт к противоестественному искажению характера физиологии организма как в аспекте обмена веществ, так и в аспекте физиологии биопóля, что имеет следствием множественные и разнообразные нарушения психической деятельности во всех её аспектах (начиная от работы органов чувств и кончая интеллектом и волепроявлением), характерных для типов строя психики животного, зомби, демонического (носители человечного типа строя психики не одурманивают себя).
Так человекообразный субъект становится носителем организации психики, которой нет естественного места в биосфере, и по качеству своего не отвечающего складывающимся обстоятельствам поведения оказывается худшим из животных. И за это нарушение им самим Свыше предопределённого для него статуса в биосфере Земли он неотвратимо получает воздаяние по Жизни.
Тип строя психики может меняться в течение жизни в процессе личностного развития (а равно и деградации) и быть устойчивым на протяжении некоторого продолжительного периода времени. Но тип строя психики может быть и неустойчивым, т.е. меняться под воздействием обстоятельств даже по нескольку раз на день.
При этом все знания и навыки, которые несёт личность, являются своего рода «приданым» к типу строя психики в каждый момент времени: т.е. знания и навыки сами по себе тип строя психики, достоинство личности не определяют и не характеризуют, а одни и те же знания и навыки могут быть свойственны носителям разных типов строя психики.
Типы строя психики животный, зомби, демонический, проявляющиеся в поведении взрослых людей, представляют собой результат остановки их личностного развития на каком–то из ранних этапов, выражение незавершённости личностного становления. Иными словами: Тип строя психики взрослого человека изначально обусловлен воспитанием, т.е. недостижение личностью к началу юности необратимо человечного типа строя психики — результат порочности культуры общества и неправедного воспитания со стороны родителей, которые сами — отчасти жертвы той же порочной культуры, но в её более ранней версии.
Поэтому, будучи взрослым и осознавая этот факт, индивид способен перейти от любого типа строя психики к человечному — основе для дальнейшего личностного и общественного развития; индивид способен осознавать при каком типе строя психики он действовал в тех или иных обстоятельствах в прошлом, при каком типе строя психики пребывает в текущий момент времени; индивид способен предпринимать целенаправленные действия для того, чтобы перейти к необратимо человечному типу строя психики, и Бог поможет ему в такого рода усилиях.
——
Переход к необратимо человечному типу строя психики всех людей к началу юности (13-14 лет) — одна из необходимых предпосылок для разрешения всех существующих и предотвращения появления новых проблем глобального общества и построения Царствия Божьего (общества всеобщей справедливости / коммунизма) на Земле.
Материалы для изучения:
1. Основы социологии.
Типология Юнга — Википедия
Основные психические функции по ЮнгуТипология Юнга — система типологии личности, основанная на понятии психологической установки, которая может быть экстравертной либо интровертной и на преобладании одной из основных психических функций — мышления, чувства, ощущения или интуиции.
Эта типология была разработана швейцарским психиатром К. Г. Юнгом в его работе «Психологические типы[en]», опубликованной в 1921 году[1].
Целью психологической типологии, по Юнгу, не является простая классификация людей на категории. Типология, по его мнению, представляет собой, во-первых, инструмент исследователя для упорядочивания бесконечно разнообразного психологического опыта в некоем подобии координатного пространства («тригонометрической сетки» — пишет Юнг). Во-вторых, типология — инструмент практического психолога, позволяющий на основе классификации пациента и самого психолога выбирать наиболее действенные методы и избегать ошибок[2].
Для определения типа по Юнгу применяют типологическое обследование (тесты Грея — Уилрайта)[3] и опросник «Индекс юнговских типов» (англ. Jungian Type Index, JTI).
Типология Юнга была использована при построении типологии Майерс — Бриггс и соционики. При этом сам Юнг уже в 1934 году предупреждал, что его типология не является классификацией людей, но служит только для упорядочения эмпирических данных. [4].
Классификация по «психологической установке»[править | править код]
Юнг считал, что всякий человек стремится либо к восприятию объектов внешнего мира, либо стремится от них абстрагироваться. Это различие он назвал общим типом установки и поделил на экстравертную (направленную на восприятие внешнего мира) и интровертную (направленную преимущественно «внутрь себя»). Полагая, что не существует ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, он считал, что каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в её рамках. «Каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип», — пишет Юнг. Тем не менее, это различие в установках, по Юнгу, «бросается в глаза» и «очевидно даже для профана в психологических вопросах».
Понятие экстраверсии-интроверсии, введённое Юнгом, получило дальнейшее развитие в работах британского психолога Ганса Айзенка[5] и широко используется в современной психологии. В частности, оно находит применение в классификации «большая пятёрка».
Классификация по преобладающей функции[править | править код]
Понятие «психическая функция», введённое Юнгом, он подробно объяснил на одной из своих лекций в 1923 году[6]:
Сознательное психическое есть средство для адаптации и ориентации и состоит из ряда различных психических функций. Среди них можно выделить четыре основных: ощущение, мышление, чувство, интуиция.
В ощущение я включаю всё восприятие с помощью чувственных органов; под мышлением я имею в виду функцию интеллектуального познания и формирования логических заключений; чувство — функция субъективной оценки; интуицию я понимаю как восприятие с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний. Настолько, насколько позволяет мой опыт, эти четыре базовые функции кажутся мне достаточными, чтобы выразить и представить все многочисленные виды сознательной ориентации.
Психические функции, по Юнгу, «не сводимы друг к другу»: работа всех четырёх функций необходима для полноценной жизни индивида[6]. Однако он утверждает, что доминирование той или иной функции является нормальным явлением и даже необходимо для достижения социального успеха.
Мышление должно тщательно исключать чувство, если только оно желает быть настоящим, верным своему принципу мышлением. Это, конечно, не исключает существование индивидов, у которых мышление и чувство стоят на одинаковой высоте, причем и то и другое имеет одинаковую сознательную силу мотивации. Но в таком случае речь идёт не о дифференцированном типе, а о сравнительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций есть, следовательно, признак примитивного состояния духа.
Юнг следующим образом определял психические функции:
- Мышление — та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.
- Чувство — функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо — плохо, красиво — некрасиво.
- Ощущение — это восприятие, совершающееся посредством органов чувств.
- Интуиция — функция, которая передаёт субъекту восприятие бессознательным путём. Предметом такого восприятия может быть всё — и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.
Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось.
В соответствии с преобладающей функцией Юнг выделяет мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы личности. С учётом «типа установки» каждый из них может быть как экстравертным, так и интровертным, что в сумме даёт «восемь наглядных психологических типов»[2].
Основные и дополнительные функции[править | править код]
Для более точного описания человеческой психики Юнг ввёл понятие «вспомогательной» или «дополнительной» функции.
Все функции он разделил на два класса: «рациональные», то есть лежащие в сфере разума — мышление и чувство, — и «иррациональные», то есть лежащие «за пределами разума» — ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение — интуицию, и наоборот).
В дополнение к доминирующей функции может быть развита вспомогательная функция другого класса. Так, например, при доминировании рациональной чувственной функции дополнительно к ней может быть развита иррациональная функция ощущения либо интуиции, а при доминировании иррациональной интуиции может быть развита рациональная функция мышления либо чувства.
Основная функция | С учётом дополнительной функции |
---|---|
Мышление | Мышление + ощущение |
Мышление + интуиция | |
Чувство | Чувство + ощущение |
Чувство + интуиция | |
Ощущение | Ощущение + мышление |
Ощущение + чувство | |
Интуиция | Интуиция + мышление |
Интуиция + чувство |
Существенную трудность в определении типа создаёт то, что доминирующая установка оказывается скомпенсированной влиянием бессознательного.[7] То же относится и к преобладающей функции, подавляемая противоположность которой вытесняется в область бессознательного.
- ↑ Jung, C. G. Psychologische Typen. — Zurich : Rascher Verlag, 1921.
- ↑ 1 2 Jung, C. G. Psychologische Typologie // Süddeutsche Monatshefte. — 1936. — Vol. XXXIII, № 5. — S. 264—272.
- ↑ Брэдуэй, Кэтрин; Детлофф, Уэйн. Психологические типы: итоги 32-летних исследований (неопр.). Соционика: за и против. Дата обращения 22 августа 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
- ↑ Юнг, 2001, Предисловие к аргентинскому изданию, с. 45: «даже в медицинских кругах бытует мнение о том, что мой метод лечения заключается в подгонке пациентов под мою систему и выдаче им соответствующего «совета». Это, достойное сожаления, непонимание совершенно игнорирует тот факт, что подобный вид классификации является не чем иным, как салонной детской игрой, каждый элемент которой столь же пустячен, как деление человечества на брахи- и долихоцефалов. Моя типология перво-наперво представляет критический аппарат, служащий распределению и организации сумбура эмпирического материала, но ни в каком смысле не предназначена для навешивания на людей ярлыков, как это может показаться с первого взгляда.».
- ↑ Eysenck, H. J. Dimensions of Personality. — L., 1947.
- ↑ 1 2 Юнг, К. Г. Психологические типы = Psychologische Typen : 1923 / пер. В. Зеленского // Собрание сочинений / К. Г. Юнг. — Vol. 6. — P. 510—523. — Ориг. публ. в Zeitschrift für Menschenkunde, май 1925, S. 45—65.
- ↑ Шарп, 2008, Роль бессознательного.
7. Психологические типы людей
Отличительная черта холерика – это сильные эмоции и быстрая смена настроений. То есть за одну минуту может быть, как очень весёлым, потом сникнуть, а дальше начать злится. При этом он сам может не понимать, отчего только что смеялся, а теперь плачет. Движения резкие, голос громкий, речь быстрая. Начиная что-то, вкладывает туда всю свою энергию, быстро истощается и бросает это дело, потому что сил больше не остается. Например, может по нескольку раз переписывать статью и так и оставить недописанную. Холерикам нежелательно выбирать работу, требующую монотонности. Для них некоторое время это будет интересно, а потом наскучит. На первом месте у них стоят виды деятельности, подразумевающие общение с людьми. У холерика – сильная, неуравновешенная, подвижная нервная система.
О сангвинике можно сказать, что он жизнерадостный и энергичный, распространяет вокруг себя радость и теплоту. Как и у холерика эмоции сильные и подвижные, но уравновешенные. То есть он внешне очень активен, зато внутри царит спокойствие. Если случается неудача, то сангвиник за счет своих качеств быстро приходит в себя и продолжает жить, как не бывало. Сангвиник занимается тем, что хочет, и из-за этого не может долго находиться на одном месте. При этом у него огромная работоспособность. И если что-то делает, то делает это запоем, за один раз. У этого типа темперамента преобладает хорошее настроение, поэтому сангвиники легко сходятся с другими людьми. Движения быстрые, как у холериков. Преобладает торопливая речь и громкий голос. Нервная система сильная, подвижная, уравновешенная.
Меланхолик – это печальный человек, который ведет себя так, что вот-вот заплачет. Грусть распространяется вокруг него на много метров. Мысли в голове меланхолика о неизбежном и обязательно скорбном. Примечательно, что всё это происходит внутри и почти не видно снаружи. Если его обидеть, то на лице и теле мало чего отразится, зато в душе останется глубокая рана. Внешне меланхолики выглядят худыми, грустными и суетливыми. Они тянутся к людям и очень хорошо реагируют на то, что происходит вокруг. При этом быстро выпадают в эмоции и не могут их контролировать. В основном боятся или печалятся. Занимаются тем, чем скажут другие. Например, девушки-меланхолики читают советы в женских журналах и безукоризненно следуют им. В нашем обществе типичный пример меланхоликов – субкультура эмо-кидов. Лучше всего меланхоликам удаются виды деятельности не связанные с эмоциональной сферой – бухгалтерия, конструирование, программирование. Меланхолик – слабый, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы.
Про флегматика можно сказать, что он очень нетороплив. Его эмоции медленны и очень трудно сдвигаются из одного положения. Он мало смеётся и раздражается, практически всегда спокоен, и его трудно вывести из этого состояния. Когда о чём-то говорит, то безо всяких эмоций, монотонно, поэтому с ним трудно общаться. Флегматик копит в себе эмоции, и когда наступает переломный момент, он их выплёскивает. В каждом его движении чувствуется основательность и уверенность. Думает и принимает решения флегматик очень долго, зато, сделав выбор, он от него не отступится. Попав в новую обстановку, флегматик, скорее всего, будет одинок, так как ему нужно время, чтобы привыкнуть к ситуации. Он будет общаться с теми людьми, с которыми знаком и предпочтёт не замечать других, ведь они создают для него дискомфорт. Для флегматика лучше всего будет однообразная, постоянная работа, без смены вида деятельности. Тут он проявит себя лучше других, потому что очень работоспособен, когда входит в колею. Пример флегматика – это Терминатор. У флегматика – сильная, уравновешенная, инертная нервная система.
8. Любимый цвет и характер человека
Любимый цвет может рассказать о характере человека и его эмоциональном складе. Что может поведать цвет о характере человека?
Белый – это синтез всех цветов. Он является идеальным цветом, «цветом мечты». Белый имеет многогранный смысл, в нём мы видим и отблеск света, и холод снега. Белый цвет символизирует чистоту и невинность. Те, кто другим тонам предпочитает чистый белый, обычно отличаются аккуратностью во всем, они осторожны и проницательны, критичны и несколько суетливы. Нелюбовь к белому не значит, что вы – неорганизованный или неопрятный человек, но вряд ли вами всецело владеет страсть к порядку, тем более вас нельзя назвать слишком суетливым человеком. Слегка асимметричные вещи для вас гораздо интереснее идеальных пропорций, а несколько пылинок на книжной полке не вызывают у вас желания немедленно приступить к большой уборке. Вы раскованны, и в компании с вами приятно проводить время.
Если человеку нравится чёрный цвет, то это может свидетельствовать о мрачном восприятии действительности. Жизнь нередко воспринимается таким человеком в мрачных тонах. Недаром, чёрный цвет символизирует траурную символику. Если любил человек черные вещи и вдруг стал одеваться в яркие одежды, то возможно его мировоззрение изменилось, и он стал смотреть на мир более оптимистично.
Серый – нейтральный цвет. Его предпочитают те, кто не склонен слишком громко заявлять о себе. Любители серого, прежде чем принять решение, проверят и перепроверят все несколько раз, что иногда бывает и неплохо.
Отдельно стоит сказать о красном цвете и характере человека. Красный цвет повышает внутреннюю энергию, это цвет страсти. Красный, способствует активизации кроветворения, повышает либидо и сексуальность. Человек, любящий красный цвет, скорее всего волевой, смелый, активный и общительный. А вот людей, которых раздражат этот цвет, отличает склонность к уединению, нежелание конфликтов и, возможно, комплекс неполноценности.
Люди, которым нравится оранжевый цвет, – мечтатели, им нравится привлекать к себе внимание. Такие люди обладают интуицией, но им свойственны также лицемерие и притворство. Оранжевый цвет помогает победить усталость, хандру, депрессию. Вазочка с яркими апельсинами, красивые оранжевые занавески на кухне, оранжевый шарфик вернут хорошее настроение.
Коричневый – цвет земли. Любимый коричневый цвет говорит о характере человека, который твёрдо стоит на ногах. Эти люди ценят свой дом и свою семью, семейные традиции и ценности для них не пустой звук. И в то же время они скрытны и немного самолюбивы.
Жёлтый цвет обладает антидепрессивным действием. Этот цвет символизирует спокойствие, открытость в отношениях с людьми. Характер человека, любящего жёлтый цвет, общительный, смелый, он любит быть в центре внимания, ценит веселье и юмор. Тем, кому этот цвет неприятен, люди пессимистически настроенные, имеют трудности в общении с другими людьми.
Розовый – цвет добра и любви. Он нравится тонким, ранимым натурам. Это доброжелательные, часто слишком ранимые люди, быстро обижающиеся, но также быстро забывающие обиду. А вот рациональных, практичных людей розовый цвет раздражает.
Фиолетовый цвет символизирует высокую духовность, эмоциональность. Этот цвет отвечает за связь человека с космосом. Фиолетовый цвет любят гармонично развитые люди. Если фиолетовый вызывает раздражение, значит, что человек стремится жить только настоящим.
Синий – цвет неба, гармонии и спокойствия. Хорошо помогает при бессоннице, снимает напряжение, вызывая чувство спокойствия и комфорта. Если человеку нравится синий цвет, то возможно ему нужно чаще отдыхать, он быстро устаёт и нуждается в поддержке окружающих. Не любят синий цвет люди замкнутые, неуверенные в себе.
Зелёный – цвет листвы, цвет самой жизни. Любители зелёного ценят хорошее к себе отношение, но не любят жизненных трудностей. Ради любви способны на самопожертвование, но разочарование переносят крайне тяжело. Зелёный цвет нравится тем людям, которые не терпят чужого влияния и стремятся самоутвердиться в жизни.
9. Характер человека и его группа крови
Группа крови 1.
Плюсы характера. По мнению ученых, эта группа крови самая древняя. По разным данным составляет около 44 % всего населения. Люди, имеющие 1 группу крови, отличаются явно выраженными лидерскими качествами: уверены в себе, самодостаточны, склонны к смелым поступкам, сильные, ставят перед собой амбициозные цели и идут к ним до последнего. Склонны к независимости. Обычно это трудоголики, на них можно положиться в любой ситуации, поскольку очень развито чувство ответственности. Верят в свои силы и многого добиваются. В коллективе чаще неформальные лидеры. Их девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Люди редко их любят.
Минусы характера. Подозрительны, мало кому доверяют. Могут быть упрямы. Эти люди очень эмоциональны. Порой эмоции у них просто зашкаливают, справиться им с собой не удается, пока их 9 вал не отбушует. Самовлюбленные и высокомерные, не терпят кому-либо подчиняться, очень не любят критику, даже в виде безобидных шуток. С ними лучше не лезть на рожон и шутить очень корректно. Плохо приспосабливаются ко всему новому: месту, питанию, людям. Не умеют прощать, могут быть просто в ярости, если их предают или обманывают. Люди тянутся к ним, как к вожакам, доверяют им, но боятся их чрезмерной эмоциональности.
Группа крови 2.
Плюсы характера. Умеют здраво мыслить, к делу подходят хладнокровно, с головой. Добросовестны, отличаются исполнительностью, любят анализировать, прислушиваются к мнению других. Обращают внимание на детали. Эти качества помогают им в профессиональной деятельности идти вперед. На них можно положиться, они не любят разочаровывать своё окружение, и если им что-то поручено, то будут стараться изо всех сил выполнить на 5 баллов. Самые надёжные и верные друзья, которые спокойно могут выслушать вас, подбодрить, дать разумный совет. Любят гармонию, порядок и спокойствие. Во взаимоотношениях всячески стараются предотвратить конфликт, а если не получается, то просто отходят в сторону. Очень хорошо проявляют себя в коллективной работе, со всеми умеют находить общий язык. Видят людей насквозь, чувствуют их и могут к любому подобрать ключик. Всегда доброжелательны. В душе романтики.
Минусы характера. Упрямство и неспособность расслабляться. Некоторая медлительность, слабоволие. Пожалуй, это основные минусы этой группы крови. Люди со второй группой крови могут не отдыхать, не спать ночами, выполняя порученное. Всегда нацелены на то, чтобы закончить начатое. Именно это может подкосить их здоровье. Именно это делает их раздражительными в периоды наибольших нагрузок. Не приспособлены к лидерству, однако, при определённых условиях могут занимать руководящие места. Очень чувствительны. В моменты раздражительности могут быть резкими, что очень удивляет окружающих.
Группа крови 3.
Плюсы характера. Люди третьей группы крови творческие, находчивые, могут проявлять гибкость, могут ужиться в любом обществе, при этом целеустремлённы, честны и справедливы. У них высокая умственная активность, очень уравновешенны, умеют легко контактировать в любом коллективе, любят говорить, дадут дельный совет, при этом с удовольствием могут выслушать чью-то точку мнения, известны как эрудированные люди. Очень впечатлительные, но могут это скрывать, влюбляются с головой и навсегда. Проявляют недюжинные способности в любой сфере деятельности. Из них получаются хорошие руководители – высококвалифицированные профессионалы. Миролюбивы, при этом очень деловиты.
Минусы характера. Глубоко ранимы, не любят переживать неудачи на глазах у других людей, могут быть «взрывоопасными», когда это касается сердечных чувств, предъявляют высокие требования как к себе, так и к тем, кто рядом с ними. Их радость и удовольствия могут быть безудержными.
Группа крови 4.
Плюсы характера. Люди с этой группой крови своего рода хамелеоны, они многогранны. Легко адаптируются к новым условиям, более других групп способны к сочувствию, бескорыстны в дружбе, ничего не требуют взамен за свою любовь, реалисты, хорошие советчики, их девиз – «Всё, что не делается, делается к лучшему». Ими восхищаются, их любят, они популярны, к ним прислушиваются. Любят приносить людям радость. Разбираются во многих вопросах, особенно в экономических. Если знают, что могут огорчить, то считают, что лучше сладкая ложь, чем горькая правда. Наиболее обаятельные и привлекательные личности.
Минусы характера. Неразборчивость в деталях. Имеющие четвертую группу крови – личности, действия которых не подвергаются никакой логике. Иногда кажется, что они играют, но они так живут!
10. Типы характера человека
«Сколько людей – столько и характеров», – часто повторяем мы. И это действительно так, двух одинаковых людей нет и даже близнецы, столь неотличимые на первый взгляд, на второй оказываются совершенно разными людьми. Люди имеют различные системы ценностей, увлечения, принципы и мировоззрения, по-разному реагируют на внешние раздражители. Характер человека обуславливает его поступки, из которых и складывается жизнь.
В современной психологии нет общей классификации типов характера человека. Да и как можно классифицировать характеры при том богатстве сочетаемости их черт у разных людей? Тем не менее, такие попытки предпринимались учеными с давних времен. Так, например, есть разделение характеров по их доминирующим волевым и эмоциональным качествам. В результате выделяют волевой тип характера (действенный, с доминирующей волей), эмоциональный (руководствующийся эмоциональным фоном) и рассудочный (трезвомыслящий, опирающийся на доводы разума).
В свое время немецкий врач-психиатр Э. Кречмер классифицировал людей по их сложению и высказал гипотезу, что людям определенной конституции присущи определенные черты характера. Ученый выделил три основных типа телосложения человека и соответствующие им типы характеров.
Пикники (от греч. «толстый, плотный») – склонные к ожирению или полноватые люди среднего роста с большой головой, короткой шеей и широким лицом с весьма мелкими чертами. Пикники – эмоциональные, контактные, общительные люди, легко приспосабливаются к разным новым условиям.
Атлетики (от греч. «свойственный борцам») – широкоплечие, высокие люди, с развитой мускулатурой, крепким скелетом и мощной грудной клеткой. Атлетики – властные, практичные, невпечатлительные, спокойные люди, сдержанные в мимике и жестах; не любят никаких перемен и очень плохо приспосабливаются к ним.
Астеники (от греч. «слабый») – это худые люди, со слабой мускулатурой, плоской грудной клеткой, длинными ногами и руками, а также удлинённым лицом. Астеники –упрямые, серьёзные, замкнутые люди, которые трудно приспосабливаются к разным новым условиям.
Швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг разработал свою типологию характеров, в основе которой лежат доминирующие психические функции (ощущения, интуиция, чувство и мышление). Он классифицировал всех людей по преобладанию внутреннего или внешнего мира (интровертивный и экстравертивный типы).
Интроверт – замкнутый, внутренне сосредоточенный мыслитель, обращённый в себя, человек отгороженный от всего окружающего мира, тщательным образом анализирующий все события, при этом всех подозревая в противоречивых действиях. У него очень мало друзей, поскольку ему очень сложно даются новые контакты, ему ближе одиночество, он не меняет собственные привычки. Интроверт – весьма мнительный человек с завышенной степенью тревожности, он прислушивается к ощущениям в себе и дорожит своим здоровьем.
Экстраверт – прямой, открытый человек, чрезвычайно общительный, активный и всем понятный, он имеет много знакомых и друзей, он не переносит одиночества, мало интересуется собственным здоровьем, любит путешествовать, старается взять от жизни по-максимуму. Он становится душой компании, является инициатором разных встреч и вечеринок, любит рассказывать анекдоты, в повседневной жизни ориентируется не на субъективное мнение, а на обстоятельства.
Типы характера человека в психологии
Приветствую вас, дорогие читатели! Говорят, что характер человека определяет его судьбу. И не найдется на свете двух абсолютно одинаковых по характеру людей. Даже близнецы, похожие как две капли воды, ведут себя по-разному. Несмотря на это, психологи придумали различные классификации, помогающие определить типы характера. Изучив их, вы станете лучше понимать психологические особенности личности, правильно оценивать положительные и отрицательные стороны. Это наладит общение с людьми и поможет управлять как собой, так и другими.
Что такое “характер”
В психологии под характером подразумевают совокупность личностных качеств человека, которые формируются по мере взросления и наиболее ярко проявляются в личной и общественной жизни. В результате формируется конкретный стиль поведения в разных жизненных ситуациях.
Психологи разделяют черты характера на 4 группы. В основе этого деления лежит отношение человека к различным сторонам жизни.
- К другим людям – замкнутость или общительность, лживость или правдивость, уважение или высокомерие и др.
- К самому себе – скромность или тщеславие, заносчивость или самокритичность, гордость или смирение и др.
- К труду – трудолюбие или лень, добросовестность или безалаберность и др.
- К вещам – аккуратность или неряшливость, бережливость или расточительность, аккуратность или халатность и др.
Поскольку основные черты личности формируются в общественной жизни, то главной стороной для познания характера человека являются его отношения с другими людьми. О характере человека судят и по его темпераменту. Но важно различать эти понятия.
Как связан темперамент с характером человека
Характер человека – это сочетание его личностных качеств, которые могут меняться и зависят от социальной среды, в которой живет и развивается индивид. Темперамент же – это врожденные реакции на внешние раздражители. Он не меняется и остается постоянным в течение всей жизни человека.
Зная тип темперамента, можно лучше познать характер человека. Однако ярко выраженный темперамент встречается крайне редко. Чаще всего люди обладают смешанным темпераментом, в котором обязательно будет доминирующий.
Принято выделять следующие 4 типа темперамента, у нас на сайте есть подробные статьи, посвященные каждому из них.
- Холерик. Для него характерны резкая смена настроения, эмоциональные вспышки, порывистость, страстность, неуравновешенность. Нервная система холериков отличается нестабильной работой. Когда холерик чем-то сильно увлекается, то он очень быстро расходует собственную энергию и истощается.
- Сангвиник. Это самый общительный и живой из всех типов темперамента. Он нуждается в новых впечатлениях, быстро реагирует на события, происходящие вокруг, легко относится к собственным неудачам и прочим неприятностям. Когда сангвиник заинтересован в работе, то трудится очень продуктивно и с большим энтузиазмом. В обратной ситуации ему становится откровенно скучно и абсолютно безразличен результат.
- Флегматик. Он отличается невозмутимостью и медлительностью. Флегматик крайне скупо проявляет чувства. Он постоянен в своих предпочтениях и привычках и не переносит никаких перемен. Флегматик предпочитает монотонную работу, которую выполняет прилежно и никуда не торопясь.
- Меланхолик. Это самый чувствительный и ранимый тип темперамента. Меланхолик остро реагирует на различные события, склонен к сильным эмоциональным переживаниям. При благоприятном воспитании из меланхоликов получаются выдающиеся деятели искусств и науки.
Если темперамент уже не удастся изменить, то над характером можно поработать. Для начала стоит определить свой тип характера и ключевые черты.
Классификация типов характера
Ученые и психологи выделили большое количество критериев для определения типа характера. Я вам расскажу об основных.
Типология по Кречмеру
Немецкий психолог Эрнст Кречмер классифицировал типы характера в зависимости от телосложения человека и выделил 3 основных.
- Пикники. Люди данного вида телосложения склонны к полноте и даже ожирению, редко бывают выше среднего роста. У них небольшая голова с короткой шеей, широкое лицо с мелкими чертами. Им соответствует тип характера, который называется циклотомики. Это люди, отличающиеся эмоциональностью, общительностью, которые легко идут на контакт и быстро приспосабливаются к меняющимся условиям. Из психических заболеваний чаще всего страдают маниакально-депрессивным психозом.
- Астеники. К ним относятся люди худощавого телосложения, у которых слабая мускулатура, длинные руки и ноги, а также удлиненное лицо. Тип характера астеников – шизотимики. Им свойственны упрямство, серьезность и замкнутость. При психических нарушениях склонны к шизофрении.
- Атлетики. Это люди высокого роста, широкоплечие, мускулистые с крепким скелетом. Тип характера атлетиков – иксотимики. Им свойственна сдержанность в мимике, жестах, спокойствие и выдержка, властность и практичность. Они не любят перемен, так как плохо приспосабливаются к ним. Наиболее частое расстройство психики атлетиков – эпилепсия.
Интересно, что люди одной расы обладают схожими чертами характера. Так, шведский профессор Андерс Рециус ввел понятие нордического характера, которым обладали представители германской расы. Это высокие и стройные люди с голубыми или серыми глазами, со светло-пепельными волосами. Они стойкие, хладнокровные, сдержанные, рассудительные и очень наблюдательные. Умеют сохранять спокойствие в любых ситуациях.
Типология по Юнгу
Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр, который разработал типологию характера, в основе которой – преобладание у человека внутреннего или внешнего мира. Он выделил 2 типа людей.
- Интроверты. Это замкнутые люди, обращенные в свой внутренний мир. Такие люди являются сосредоточенными мыслителями. Они отгораживаются от внешнего мира, тщательно все анализируют, предпочитают одиночество. У них мало друзей, им тяжело заводить новые знакомства и менять свои привычки. Для них характерны мнительность и повышенная тревожность.
- Экстраверты. Это общительные, коммуникабельные, открытые люди. У них очень много друзей и знакомых, они не переносят одиночества, любят путешествовать и жить на “полную катушку”. Всегда становятся душой компании, инициируют встречи и вечеринки.
Типология по Лоуэну
Американский психоаналитик Александр Лоуэн составил свою типологию характеров, основываясь на защитных моделях поведения людей. Всего он выделил 5 типов.
- Оральный. Представители данного типа характера зависят от чужого мнения, боятся быть брошенными и отвергнутыми. Они характеризуются сильной зависимостью от других людей, постоянно нуждаются в любви, заботе и поддержке, но сами при этом не готовы ничего предпринимать.
- Мазохистский. Люди с таким типом характера склонны жаловаться, заниматься самобичеванием, любят страдать сами и мучить других людей. Все, что доставляет окружающим неудовольствие, приносит мазохисту наслаждение. Он никому не доверяет, часто ненавидит всех и таит злобу.
- Истерический. Этот тип характера характеризуется безрассудными вспышками эмоций, театрализованным поведением. Женщины истерического типа выделяются неприкрытым кокетством, которое выражается в походке, речи и взгляде. Отсутствие разрядки в результате переизбытка энергии приводит к тревожности. Однако и находиться долго в состоянии баланса такие люди не могут. Спокойствие они воспринимают как скучную и серую жизнь и всячески пытаются вновь зарядиться, специально попадая в разные неоднозначные ситуации.
- Нарциссический. Данный тип характера свойственен преимущественно мужчинам. Его представители энергичны, амбициозны, самоуверенны и зачастую высокомерны. Они достигают успеха в профессиональной деятельности, упорно добиваются поставленных целей, сексуально привлекательны для противоположного пола. Отличительными их чертами также являются напор, агрессивность и борьба.
- Шизоидный. Люди данного типа характера оторваны от реальности, не могут адекватно проявлять свои эмоции. Они умеют любить, но это чувство будет длиться недолго, поскольку попытки поддерживать контакт вызывают у шизоидного человека сильное внутреннее напряжение, которое становится причиной разрыва.
Люди, на 100 % соответствующие описанию того или иного типа характера, встречаются довольно редко. Чаще всего черты характера переплетаются и ни одна не выделяется чересчур ярко.
Что такое акцентуация
Когда отдельные черты характера чрезмерно усилены – это называется акцентуацией характера. С психологической точки зрения такое состояние является крайним вариантом нормы, а не психическим заболеванием. Однако при этом некоторые черты характера заострены и выражены так сильно, что приводят к дисгармонии личности.
Эта особенность накладывает отпечаток на поведение и поступки человека, что отражается на всех сферах отношений: к себе, к другим людям, к труду, к вещам. Акцентуация характера наиболее распространена среди подростков. Так, среди обследованных представителей молодежи 95 % оказались с акцентуацией разной степени выраженности. А вот среди людей старшего поколения доля акцентуированных снизилась до 60 %. Поскольку с возрастом удается сгладить нежелательные черты характера.
Типы характера при акцентуации
Много ученых и психологов изучали акцентуацию и пытались классифицировать тип характера в зависимости от этого явления. Самую большую популярность получили типологии А. Е. Личко и К. Леонгарда.
Классификация по Леонгарду
Карл Леонгард в своей работе “Акцентуированные личности” выделил 10 основных типов и несколько промежуточных.
- Гипертимный – общительный, оптимистичный, энергичный, инициативный тип акцентуации. Гипертимные люди ориентированы на удачу. Им свойственна развитая мимика, желание активной деятельности и новых впечатлений. Зачастую люди данного типа бывают раздражительными и легкомысленными.
- Дистимный – замкнутый, пессимистично настроенный человек с обостренным чувством несправедливости. Дистимный человек чувствует дискомфорт в шумных компаниях. У него мало друзей, но он их очень высоко ценит. Ему свойственна заторможенность и невысокая скорость в принятии решений.
- Возбудимый – это конфликтный и очень тяжелый в общении человек. Ему тяжело ужиться в коллективе, а в семье он ведет себя властно.
- Застревающий – подозрительный, несговорчивый и обидчивый человек. Такие люди любят поучать других и часто становятся инициаторами конфликтов. Для них свойственно предъявлять высокие требования как к себе, так и к окружающим.
- Демонстративный – самоуверенный, тщеславный, хвастливый и лицемерный человек. Такие люди обожают плести интриги, могут легко приспособиться к любой ситуации. Они характеризуются артистичностью, обходительностью, нестандартным мышлением и эгоцентризмом.
- Тревожный – робкий, покорный, неуверенный в себе человек. Ему свойственны самокритичность и дружелюбие. Однако недостаток внутренней силы и воли часто делает таких людей предметом насмешек и шуток. По этой же причине они стараются избегать конфликтов. А если все-таки пришлось вступить в спор, то будут искать поддержку у окружающих.
- Эмотивный – эмоциональный и мягкосердечный тип людей. Им свойственны сострадание и глубина чувств. Они остро реагируют на все происходящее, но не выражают свои чувства, а копят их в себе.
- Педантичный – нерешительный тип людей, которые боятся лидировать, очень много внимания уделяют мелочам и ни за что не упустят возможность поворчать. Им свойственен страх несоответствия собственным придуманным идеалам.
- Экзальтированный – искренний, альтруистичный и впечатлительный человек. Такие люди бурно реагируют на происходящие события. От радостных событий легко приходят в восторженное состояние, а от грустных – в печальное и даже впадают в отчаяние. При этом они ярко выражают свои эмоции.
- Аффективно-лабильный – это тип акцентуации, при котором человеку свойственна частая смена настроения. Поэтому во время общения с людьми образ поведения лабильного человека может кардинально различаться. То он гиперобщительный, а то наоборот, замкнут настолько, что слова из него не вытянешь.
Классификация по Личко
Андрей Евгеньевич Личко выделил следующие типы акцентуаций.
- Гипертимный – энергичный и коммуникабельный человек, который постоянно находится в повышенном настроении. Он не переносит одиночество, однообразную обстановку, монотонную работу, безделье. Для него характерна тяга к риску, частая смена увлечений, в результате которой он не доводит начатое дело до конца.
- Циклоидный – это тип акцентуации, характеризующийся циклическими изменениями настроения. Например, повышенное настроение сменяется подавленностью. Такие перемены не происходят резко и длятся примерно до 2 недель. Люди данного типа довольно общительные и жизнерадостные. Однако в период спада настроения им свойственно забрасывать дела.
- Лабильный – общительный, добродушный и искренний человек, основной чертой которого является резкая и быстрая смена настроения. Лабильный человек испытывает сильную душевную боль при утрате или разлуке с близкими людьми. Он нуждается в поддержке и любви. Ему нравится быть в роли опекаемого.
- Эпилептоидный – скрупулезный, дотошный, чрезмерно педантичный человек. Для него характерна авторитарность. Тяжело переживает материальные потери и неподчинение своей личности. Порой он впадает в периоды злобного и раздраженного напряжения, во время которых ищет объект, чтобы сорвать злость. В состоянии алкогольного опьянения становится гневным и агрессивным. Чаще всего встречается у парней.
- Истероидный – эгоцентричный, коммуникативный и инициативный тип характера. Люди данного типа жаждут быть в центре внимания. Они довольно артистичны, легко вживаются в любую придуманную ими же роль, способны к самообману. Чаще всего такой тип характера проявляется у девушек.
- Психастенический – самокритичный, склонный к самоанализу, но при этом надежный человек. Ему тяжело дается принятие решений и ответственности за себя и других. Для него характерны рассудительность и ровное настроение.
- Шизоидный – замкнутый и немногословный человек. Таким людям тяжело устанавливать эмоциональные контакты. Их внутренний мир закрыт для окружающих. Алкоголь помогает шизоидам легче идти на контакт с другими людьми, делает их более уверенными.
- Ипохондрический – серьезный, упрямый, замкнутый человек. Имеет склонность к повышенной утомляемости и раздражительности. У данного типа людей наблюдаются внезапные вспышки ярости по ничтожным поводам.
- Сензитивный – робкий, застенчивый, стеснительный тип людей. Они склонны к проявлению доброты и взаимопомощи. В сложных ситуациях замыкаются в себе, становятся осторожными и подозрительными.
- Неустойчивый – общительный, открытый, услужливый, ленивый человек. Любит развлечения и праздное времяпрепровождение. Стремятся избавиться от чьего-либо контроля. Имеют склонность к употреблению алкоголя, наркотиков.
- Конформный – дружелюбный, неконфликтный, дисциплинированный тип человека. Стремятся быть “как все”. Тяжело переживают перемены в жизни и смену привычного окружения.
Когда акцентуация становится патологией
С одной стороны, акцентуированная черта характера может сделать человека успешным, а с другой – является его уязвимым местом. Так, люди истероидного типа могут стать талантливыми актерами. Однако они очень сильно боятся насмешек и при негативной ситуации склонны к демонстративному суициду.
Поэтому всегда высок риск того, что в сложных ситуациях акцентуация перерастет в невроз или психопатию, станет причиной алкоголизма, наркомании, преступления. Причинами проявления акцентуации характера могут стать как наследственные факторы, так и особенности воспитания ребенка.
Заключение
Теперь вы знаете, какие бывают типы характера и особенности поведения у людей. Я советую вам применять эти знания на практике, чтобы легче находить общий язык с окружающими. Конечно, поначалу будет нелегко определить тип характера или акцентуации человека, так как информации очень много. Для начала начните с себя. А чтобы лучше себя понять, советую вам посмотреть видео с интересным психологическим тестом.
Обязательно напишите в комментариях, какой у вас тип характера.
Классификация психотипов — Психологос
Классификации, которыми пользуются деловые люди для решения практических задач, насчитывают, по наблюдениям, не более четырёх-пяти типажей. Спроси даже любителей знаков Зодиака, какие конкретные знаки (типы людей) есть в данном коллективе – четыре-пять типажей назовут бойко, а затем начинают запинаться. Забывают… Классификации в более чем 4-5 персонажей обычно используются лишь их фанатами и больше не для практики, а для теорий и рассуждений.
Учтите: большинство типологий и классификаций, которыми вы пользуетесь — не про вас и не про ваше окружение. Почему? Дело в том, что самые популярные современные типологии были созданы на основе обобщения наблюдений за поведением людей не самыми нормальными, а то и с психическими отклонениями. Холерики и флегматики, шизоиды и параноики… И, как правило, уровень личностного развития этих людей был не самым высоким, т.е. в их поведении доминировали шаблонные, они же типологические, особенности. А чем выше уровень личностного развития, тем более сложным становится рисунок личности, тем труднее он вписывается в прокрустово ложе типологий. Тем не менее польза от типологий есть, хотя бы в том, что они помогают составить первое впечатление о человеке, прогнозировать, какое поведение для него будет наиболее комфортным, а какое может быть потенциально конфликтным.
В связи с тем, что психологических школ достаточно много, существуют разные классификации психологических типов (психотипов). В Университете практической психологии мы разбираем эту тему достаточно глубоко, а если говорить кратко, то факты таковы.
Классификации, разработанные до 20 века
Классификации, разработанные в первой половине 20 века
- Типы характера по Э. Кречмеру: астеник, атлетик, пикник. Смотри Теория характера Кречмера
- Типы темперамента по У.Г. Шелдону: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный тип. Смотри Типы темперамента по Шелдону
- Личностные типы по Карлу Юнгу: экстраверт — интроверт. Смотри Личностные типы по Юнгу. Развитием этой классификации стала типология Майерс-Бриггс (MBTI).
- Тип акцентуированной личности по К.Леонгарду: лабильный, демонстративный и др. Смотри Типы акцентуаций по К. Леонгарду
- Психотип по П.Б. Ганнушкину. В книге «Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика» Ганнушкиным была предложена следующая классификация: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные, конституционально-глупые. Также были описаны дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоционально-лабильные, неврастеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патологические лгуны. Элементы его типологии в дальнейшем были использованы в работах А.Е. Личко
Классификации, разработанные во второй половине 20 века
Классификации, созданные в 21 веке
Для самых конкретных практических задач психологи разрабатывают самые разные классификации психотипов.
- Психологический тест Н.И.Козлова «Что вы за птица?» делит людей на типы Ястреб, Голубь, Страус. Этим трем типам соответствуют три основных стиля влияния: Силовик, Душка, Тактик. В Университете практической психологии каждый студент учится использовать любой из этих стилей в нужный момент. Аналог этого теста в деловой сфере — тест «Красный — синий — зеленый» (автор Вальтер Штайн).
- Типология по Аристотелевским категориям: Персоналист, Вещист, Временщик, Наместник, Процессор, Философ. См.→
- Есть люди, по своему характеру склонные переживать, а есть — по своему характеру склонные действовать.
- Классификация Четыре стихии
- Эннеаграмма личности (Энтузиаст, Конфронтатор, Достигатель, Миротворец, Индивидуалист, Наблюдатель, Помощник, Скептик, Реформатор).
- Типы руководителей по И. Адизесу.