Психотерапия депрессивной личности: подходы, методы лечения, советы психотерапевта – Психотерапия депрессии — психодинамическая, когнитивная, экзистенциальная

Общие принципы психотерапии депрессии

Депрессию невозможно лечить без психотерапии, тем более, что больные, страдающие этой патологией сами стремятся к данной форме медицинской и психологической помощи, причем большинство пациентов негативно относится к фармакологической терапии.

В силу чувства беспомощности, постоянных сомнений, выраженного самовнушения больные депрессией, читая аннотации на те или иные лекарственные средства, легко обнаруживают у себя побочные эффекты уже в первые дни лечения. За счет нарушения вегетативной нервной системы они часто имеют функциональные расстройства внутренних органов и в силу этого действительно чувствительны к побочным эффектам препаратов. Многие больные испытывают ложную тревогу в отношении постоянной зависимости от антидепрессантов. Все вышеперечисленное определяет повышенный интерес таких пациентов к психотерапии.

Как показали результаты многих исследований, нормализация эндокринных показателей в процессе терапии депрессии достигается не только в процессе лечения антидепрессантами, но и с помощью психотерапии. Причем влияние психотерапии на эндокринные показатели наблюдается как в случае ее сочетания с психофармакологической терапии, так и в случае использования ее как единственного метода лечения (Dinan T., 1994).

Начало депрессии после острой психической травмы или затяжного состояния стресса приводят к настойчивым поискам психологических причин ее возникновения. Это обстоятельство, усиливает стремление больных к психологической помощи. Однако, излишняя переоценка ее возможностей, может привести к полному отказу от психотропных средств, формированию резистентных и затяжных вариантов течения депрессии, возникновению ее ранних обострений.

С точки зрения традиционной психиатрии в процессе лечения депрессии психотерапия в первую очередь должна быть направлена на устранение симптомов отдельных симптомов страдания. Одни из симптомов депрессии оказываются более чувствительными к психотерапии, другие сравнительно трудно поддаются ее воздействию. Общеизвестно, что при тяжелых депрессиях возможности психотерапии более ограниченны, чем в легких случаях течения болезни.

В качестве мишеней психотерапевтического воздействия при депрессии можно выделить расстройства настроения, мышления, поведения, мотивационные и физиологические симптомы.

Среди аффективных симптомов — печаль, чувство вины и особенно тревога особенно чувствительны к психотерапевтическому воздействию, поскольку именно эти чувства чаще всего обусловлены особенностями личности больного.

Тактика психотерапевта на различных этапах лечения депрессии может меняться. В ряде случаев, при тяжелых депрессиях для того, чтобы временно избавить больного от невыносимого чувства тоски психотерапевту бывает необходимо вызвать слезы у пациента, пробудить жалость к самому себе.

Если пациент, искренне рассказывая о своих чувствах, встречает ответное сопереживание, то происходит «эмоциональное очищение», разрядка, частичное освобождение от тягостных эмоций. Это хотя бы временно, но облегчает состояние больного.

Проявления эмоциональной разрядки особенно заметны и важны на начальных этапах психотерапевтической работы, поскольку именно в этот период больной стремится разделить свои чувства, встретить созвучные переживания. Ему импонирует все то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Так, в частности, он с удовольствием слушает грустную музыку, однако по мере выздоровления та же музыка, которая раньше облегчала состояние, может вызывать раздражение.

Больные депрессией крайне неохотно остаются в одиночестве, ищут людей, склонных к таким же состояниям, постоянно сравнивают себя с ними. Первое время, общаясь с другими больными, они временно испытывают облегчения, чувствуют себя лучше. Однако, частые жалобы других пациентов, вскоре начинают вызывать раздражение.

Больные депрессией рассказывая близким людям о тех чувствах, которые они испытывают, особенно часто акцентируют внимание последних на ощущениях, пытаются описать их детально, найти причину их появления и способы устранить тягостные переживания. Жалобы на свое здоровье временно облегчают состояние больного, однако, продолжительные разговоры о негативных чувствах и неприятных ощущений, в конце концов, ослабляют страдающего человека, вызывают чувство беспомощности, раздражение и усталости у близких людей. Другое дело психотерапевт, который может «дозировать разговор» с пациентом, страдающим депрессией. Кроме того, если психотерапевт рассказывает о больных с аналогичными переживаниями, историей развития депрессии и выздоровлении от этого страдания то, он может добиться уменьшение выраженности депрессии у своего пациента. Информация о благополучном выходе других людей из депрессии, укрепляет веру больного в собственное выздоровление. На более поздних этапах лечения ролевые игры, в которых психотерапевт играет роль больного депрессией, также способствуют улучшению состояния пациента. Рассказ психотерапевта о своих переживаниях в прошлом облегчает состояние больного, способствует установлению хорошего контакта с врачом, формированию теплых и доверительных отношений. С точки зрения некоторых психотерапевтов, чувство печали можно ослабить, вызвав гнев и раздражение больного, однако, это не всегда бывает полезно, поскольку пациент и так достаточно истощен своим затяжным эмоциональным состоянием.

Человек, страдающий депрессией для того, чтобы справиться с приступом тоски и тревоги обычно старается переключить свое внимание на что угодно. Он может считать шаги, рассматривать предметы, пытаться отвлечь себя разговором, смотреть телевизор, однако, уходя таким образом от этих симптомов депрессии, он через какое-то время вновь попадает в ее сети.

По мнению A. Beck с соавторами (1979), психотерапевт может воспользоваться этим опытом пациента, развив и усовершенствовав приемы отвлечения внимания, Для этой цели больного можно обучить навыкам последовательного включение разных анализаторов (зрение, слух, тактильные ощущения, вкус, запах), например, при детальном описании какого-либо предмета или события. Кроме этого, пациент может сформировать в своем воображении подробный позитивный образ прошлого, настоящего или будущего (следует быть осторожным в плане индукции по контрасту негативных образов), образы сложных геометрических фигур, вспомнить картины мастеров живописи. В ряде случаев следует попросить больного последовательно перевести негативные образы и события в нейтральные, затем позитивные, утрированно шаржировать отрицательный образ, добиваясь ослабления отрицательных переживаний за счет юмора. Не случайно многие известные писатели — сатирики, сами страдающие депрессией, боролись с ней с помощью иронии.

Учитывая тот факт, что чаще всего чувство тоски или тревоги возникает приступообразно, пациенту можно привить навыки, купировать эти проявления депрессии отвлечением внимания на другую деятельность (творчество, игра, прогулка, чтение, разговор по телефону, письмо и др.).

Уверенность пациента в том, что он всегда будет находиться в подавленном состоянии должна быть поколеблена, с помощью логичных опровержений. Здесь уместны различные образные сравнения, например, состояния больного, сравнивается с состоянием человека, попавшего под дождь. Дождь не может продолжаться бесконечно и с его окончанием прекратиться и депрессия. Обычно больные депрессией чувствительны к образным сравнениям и метафорам, у них сохранено чувство юмора, с помощью которого как указывалось выше можно также временно улучшить состояние пациента.

Общение с пациентом, страдающим депрессией лучше строить не в контексте двухсторонних отношениях, а в присутствии другого человека. Несмотря на то, что больной депрессией стремиться уйти от этого, в конечно счете, он окажется в выигрыше. Кроме того, меньше пострадает находящийся рядом с больным человек, который эмоционально вовлекается в негативные переживания пациента. Важно привлекать к сотрудничеству других специалистов (психолог, социальный работник), людей, желательно другого возраста, профессии и пола. В этом случае больной с большей вероятностью раскроет свои переживания, а главное, встретившись с разными точками зрения, начнет осознавать неоднозначность любого негативного выбора.

Многолетняя работа с пациентами, страдающими депрессией, приводит к мысли, что вывести больного из этого состояния можно в том случае, если врач вооружен большим терпением, и в состоянии обеспечить пациенту своего рода надлежащий позитивный «психиатрический уход», разумно помогая страдающего человека. Здесь можно привести пример Как известно, человек, страдающий депрессией не получает удовольствия от того, что он делает и , что приносило ему радость в прошлом. Для того, чтобы справиться с этим симптомов, необходимо вместе с пациентом составить список того, что доставляло ему удовольствие в прошлом, добавив в этот список все те обычные удовольствия, которые ценят большинство людей в мире.

Традиционный список удовольствий:

  1. Делать пусть небольшие, но новые для себя открытия
  2. Овладеть новым навыком
  3. Чашка чая или кофе
  4. Кондитерские изделия, особенно шоколад, фрукты
  5. Посещение магазина, полезные покупки для дома, покупка одежды, украшения или сувениров
  6. Встреча с близкими друзьями
  7. Занятия физической активностью, спортом
  8. Посещение ресторана
  9. Попробовать новое блюдо
  10. Занятие любовью
  11. Игры с детьми или домашними животными
  12. Чтение интересной книги, желательно с иллюстрациями
  13. Рисование
  14. Фотография
  15. Танцы
  16. Теплая ванна или душ
  17. Прогулка по берегу моря
  18. Совместное времяпровождение с семьей
  19. Экскурсия, музей, небольшое путешествие (желательно около воды)
  20. Посещение спортивного соревнования
  21. Массаж
  22. Посещение театра, концерта, кинотеатра
  23. Новое хобби или старое
  24. Настольные игры, игра в бильярд и теннис
  25. Бассейн и сауна
  26. Длительные пешие прогулки в лесу или около естественного водоема, катание на лошади
  27. Костер в лесу или огонь в камине
  28. Подарок любимому человеку
  29. Поездка на машине по новым местам
  30. Посещение зоопарка

Говоря об общих принципах психотерапии депрессии важно отметить значимость контроля врача за собственными чувствами по отношению к пациенту. У психотерапевта, который работает с пациентом, страдающим депрессией часто возникает чувство пустоты, раздражения, усталости. Чтобы избежать этого психотерапевт должен не только сочувствовать больному, но и внимательно наблюдать за ним, сохраняя определенную дистанцию. В процессе терапии необходимо строго регламентировать время общения с больным, поддерживать структуру поступательного движения к выздоровлению. Активная постановка целенаправленных вопросов, уверенность в диагнозе, предоставление реальной надежды — относятся к основным правилам лечения депрессии. Многочисленные исследования показали, что полученная от врача надежда ретроспективно оценивается пациентами, как важная помощь в процессе преодоления депрессии.

Особенностью работы психотерапевта с больным депрессией является не столько сопереживание, сколько понимание состояния и, в частности, возможности возникновения тяжелых эпизодов негативных изменений настроения. Часто пациент стремится «парализовать» психотерапевта своим бесконечным ожиданием помощи, а последний допускает ошибку, пускаясь в теоретические объяснения, бесконечные поиски соматических и психологических причин депрессии. На самом деле психотерапевт должен стремиться к тому, чтобы пациент обратил внимание на самого себя, свой характер и искал пути адекватного восприятия своей ситуации. Нежелателен разговор с пациентом о симптомах его состояния, гораздо важнее подчеркнуть зависимость их выраженности от различных ситуаций, вести разговор об особенностях характера и взаимоотношений с окружающими людьми. Сострадание психотерапевта обычно усиливает у пациента ожидание помощи, попытка ослабить выраженность симптомов ведет к их усилению, утешение — к безутешности. Важно привести пациента к необходимости самопомощи, а не утешать его.

Когда больному депрессией сложно сформулировать свою мысль психотерапевт может помочь ему простым утверждением или требованием: «Расскажите об этом подробнее». В ряде случаев психотерапевт повторяет или отражает сказанное пациентом, демонстрация понимания чувств больного и тем самым предоставляет больному возможность стать более откровенным с врачом. В процессе беседы следует отказаться от медицинской и психологической терминологии. Не следует торопиться с преждевременным разубеждением пациента в отношении его взглядов на тяжесть своего состояния, говоря ему фразы типа: «Вы обязательно поправитесь», «Все будет хорошо» или «В вашем состоянии нет ничего серьезного». Непродуманное утешение больного часто усиливает тревогу пациента, так как у последнего создается впечатление о непродуманности высказываний врача, его нежелании понять состояние страдающего человека. Важно постоянно уточнять. Что сам больной думает о своем состоянии, чем отделываться краткой утешительной фразой. Желательно избегать вопросов, начинающихся со слова «почему», поскольку пациент в силу депрессивного состояния чаще всего будет считать свои ответы неправильными, усилятся его сомнения, проявятся негативные мысли по отношению к своим умственным возможностям.

Во многом психотерапия депрессии строится на выявленных ресурсах пациента. Такими ресурсами могут стать те навыки больного, с помощью которых он успешно справлялся со своими трудностями в прошлом, его достижения, опыт положительной самооценки, профессиональные успехи и поддержка друзей или родных, увлечения. Полезен вопрос о том, какими качествами своего характера пациент гордится, что ему импонирует в себе.

При первой встрече с больным депрессией не следует уклоняться от темы суицида. Общеизвестно, что, спрашивая об этом, врач не усиливает суицидальные намерения. Рекомендуется следующая последовательность вопросов: «Предполагали ли вы нанести себе повреждения?», «Были ли у вас мысли о смерти?», «Хотите ли вы умереть?», «Думали ли вы о том, чтобы убить себя?», «Пытались ли вы это сделать и каким образом?», «Что способствовало этим попыткам? «Что остановило от самоубийства?». В итоге беседы с суицидальным пациентом следует заключить с ним соглашению об отказе от суицидальных намерений. Врач должен тщательно проанализировать ответы на вопросы, выделить факторы, способствующие суицидальным мыслям, оценить степень риска имевших место суицидальных попыток в прошлом.

В процессе психотерапии депрессии акцент в выборе точек ее воздействия («мишень психотерапии») может смещаться в зависимости от этапа лечения, состояния пациента, используемого метода или особенности стиля работы психотерапевта. Представляется оправданным дискретный подход к выбору мишени психотерапевтического воздействия и последовательное ее смещение в зависимости от состояния пациента. Для того, чтобы повысить уровень контроля за динамикой терапевтических изменений (как со стороны психотерапевта, так и со стороны пациента) важно сохранять прозрачность и открыто обсуждать с пациентом, то, что на данном этапе терапии депрессии попадает в ее фокус.

Логично построенная схема последовательного психотерапевтического воздействия обычно импонирует пациенту. Если психотерапевт объясняет то, что было раннее непонятно, то тем самым он формирует доверие к себе.

Для психотерапевта важно, чтобы пациент надежно фиксировал в памяти то, что происходило во время сеанса терапии. В ряде случаев для этого необходима запись сеанса на диктофон, запись пациентом основных моментов психотерапевтической беседы или письменный отчет о своих переживаниях, составленный после окончания сеанса. Мы полагаем, что полезно просить пациента носить с собой какое-то время диктофон (возможен «суточный мониторинг» с помощью диктофона) и в момент ухудшения своего состояния использовать его для записи. К основным приемам, облегчающим усвоение информации, полученной на сеансе терапии, следует отнести сосредоточение внимания пациента на планировании сеанса, кратком подведение итогов после его окончания.

Акцент на изменении эмоционального состояния пациента представляется основной тактикой психотерапевта. Релаксация, позволяющая снять внутреннее напряжение, катарсис — облегчающий процессы эмоциональной разрядки, вызванный смех — возможные рычаги управления эмоциональным состоянием. В процессе работы с эмоциональным состоянием пациента, желательно различать такие понятия, как чувство, эмоция и настроение. Кроме того, важно выделить то основное чувство, которое испытывает пациент в текущий момент времени. Как правило, сложно выделить одно чувство, которое владеет человеком, чаще всего — это гамма переживаний. Однако, в смешанном эмоциональном состоянии можно выделить ядро и те переживания, которые существуют на его периферии вокруг центрального чувства (в процессе терапии иногда бывает полезно составлять диаграмму испытываемых пациентом чувств). Можно определить не только полюс эмоций, но и оценить их выраженность. Полезна субъективная дифференцированная оценка пациентом выраженности своих чувств, например, в % или в баллах, контроль колебания амплитуды и длительность негативных эмоций. Для оценки эмоционального состояния существенное значение имеет наблюдения за невербальными знаками пациента (мимика, жесты, поза и т.д.), эмоциональным сопровождением его высказываний, а также использование различных тестов, широко применяющихся в клинической психологии (например, таких как тест Люшера).

То или иное эмоциональное состояние пациента индуцирует появление ощущений, чаще всего обусловленных изменением активности вегетативной системы, ядра которой находятся вблизи структур мозга, связанных с эмоциями. Важным аспектом работы психотерапевта является тщательное исследование ощущений пациента, обычно проявляющихся в его жалобах или измеряемых с помощью современной психофизиологической аппаратуры (частота сердечных сокращений, частота дыхания, кожно-гальваническая реакция и т.д.). Психотерапевт должен определить последовательность изменений ощущений своего пациента, выявить их связь с его эмоциональным состоянием, особенностью восприятия, высказываниями и поведением.

Для психотерапевта имеет значение, что пациент думает о своем эмоциональном состоянии, о тех, ощущениях, которые он испытывает. Как он интерпретирует и оценивает происходящие изменения симптомов депрессии. Оценки, которыми пользуется пациент, влияют на то, как он определяет окружающую его реальность. В процессе психотерапии депрессии создается впечатление, что они возникают почти автоматически и фиксируются заранее в памяти пациента. По мнению психотерапевтов, работающих в русле когнитивной терапии депрессии, существует, по крайней мере, три варианта паттернов мышления, которые расположены между чувством и действием человека — это оценки, внутренняя речь и скрытые базисные знания.

При лечении депрессии сравнительно часто психотерапевту приходится сталкиваться с ослаблением воли пациента. В данном случае психотерапевт придает особое значение тому, чтобы пациент правильно определил цель своих действий, укреплял волю постоянными упражнениями, преодолевая ее слабость, контролировал направление своих влечений и фокусировал свое внимание на тех мотивациях, которые являются источником определенных действий. В процессе психотерапии депрессии особый интерес представляет работа с формами деятельности пациента. Изменяя характер деятельности можно влиять на многие симптомы депрессии одновременно.

В процессе психотерапии депрессии можно встретиться с различными достаточно сложными терапевтическими феноменами. Можно сознательно стремиться к достижению этих феноменов, но иногда психотерапевт сталкивается с ними неожиданно и, удивляясь улучшению состояния пациента, вспоминает о них уже после сеанса психотерапии.

Психотерапевтические феномены — составная часть сложного психотерапевтического процесса, который отражает динамику изменений, происходящих в психической сфере пациента. Нечеткие границы феноменов психотерапевтического процесса, их многообразие и стремление исследователей той или иной школы обозначать одни и те же явления различными терминами затрудняет описание этих состояний. Но постоянное и несбыточное стремление психотерапевтов найти самый эффективный метод психотерапии депрессии, вновь и вновь заставляет возвращаться к тем универсальным эффектам психотерапии, которые по своей сути известны с глубокой древности.

Вероятно наиболее известными феноменами процесса психотерапии являются: катарсис (эмоциональная разрядка, отреагирование), инсайт (озарение, понимание событий и явлений), вера в выздоровление и копинг (навыки, умение владеть собой). Однако, следует отметить, что на практике эти феномены нередко проникают друг в друга, комбинируясь в процессе психотерапии. На рис. 1 изображены основные феномены психотерапевтического процесса и схематично показано их взаимовлияние друг на друга.

Рис. 1. Основные феномены процесса психотерапии в процессе лечении депрессии.

Основные феномены процесса психотерапии в процессе лечении депрессииОсновные феномены процесса психотерапии в процессе лечении депрессии

В той или иной мере каждый из феноменов процесса психотерапии несет в себе элемент спонтанности и можно предположить, что и без профессионального психотерапевтического вмешательства пациент самостоятельно или с помощью обычного человека способен в рудиментарной форме достигнуть этих состояний. Когда человек, страдающий депрессией делиться переживаниями с кем-то из близких людей, когда разговаривает сам с собой, пытаясь осмыслить происходящее, когда надеется на благополучный исход болезни и, наконец, когда пытается справиться со своими чувствами, разбираясь в них или отвлекаясь — тогда и вспыхивают зарницы этих сложных феноменов. Важно оценить проявления феноменов процесса психотерапии, определить как они влияют на результат лечения? Насколько универсальны эти состояния и те способы, которыми можно их достичь? Необходимость получения ответов на эти вопросы очевидна, иначе терапевтический процесс окажется закрытым, а действия будут определяться интуицией психотерапевта и могут привести к неожиданным и непредсказуемым результатам. Каким-то загадочным образом, терапевтические феномены связаны с механизмами лечебного действия психотерапии и, можно сказать, что они как маяки указывают направление движения к поставленной цели.

Рис. 2. Динамика основных феноменов процесса психотерапии депрессии.

Динамика основных феноменов процесса психотерапии депрессии

На рис. 2. изображены основные феномены психотерапевтического процесса в ходе лечения депрессии. Обращает на себя внимание «критическая точка» процесса терапии, представляющая из себя тот момент психотерапии, когда пациент может прекратить лечение.

Вернуться к Содержанию

 

Психотерапия при депрессии : сеансы

Психотерапия при депрессии

Насколько чаще сейчас можно услышать диагноз депрессия в повседневной жизни? Еще лет 15 назад мало кто относился серьезно к людям, страдающим этим недугом. Мало того, что страдающие депрессивными синдромами люди надолго выпадали из жизни общества, так их еще и зачастую игнорировали самые близкие и родные люди.

Попадая в состояние депрессии, человек на первых порах развития этого состояния еще не осознает всей опасности своего положения. Нарушаются связи в социуме, начинаются проблемы со здоровьем, могут возникать психосоматические заболевания.

Депрессия


Состояние психики, при котором можно диагностировать расстройство нервной системы, качественно снижающее настроение и вызывающее длительную апатию, принято считать депрессивным.

В переводе с латыни депрессия означает подавление.

Депрессивным состояниям подвержены люди разных этнических групп, полов, возрастных категорий. Наиболее склонны к депрессиям женщины. Они страдают от этого недуга в три раза чаще, чем лица мужского пола.

Однажды поддавшись этому состоянию, пустив в свою душу печаль и уныние, избавиться от этого недуга будет непросто. Депрессия будет возвращаться и протекать, возможно, с новой силой.

В самом начале зарождается чувство безысходности от невозможности изменить ситуацию, переходящее в гнетущее состояние, запускающее иной раз механизмы аутоиммунных и психосоматических заболеваний.
В возникновении проблемы принято винить психотравмирующую ситуацию. Иной раз удар по психике бывает настолько сильным, что человек способен на суицид.

Депрессивные состояния могут возникать на фоне некоторых старых фобий, детских страхов, неправильного отношения к детям родителей. В большинстве случаев без помощи специалиста просто не обойтись.

Симптомы и причины депрессий

Первые симптомы зарождающейся проблемы не всегда приметны, зато, потом, когда недуг «расширяет» свой масштаб, появляется ряд симптомов, свидетельствующий о серьезном состоянии психики, видимый даже посторонними людьми.

Перечислим симптомы депрессии:

  • быстрая утомляемость;
  • повышенная раздражительность;
  • чувство вины;
  • глубокая обида на окружающий мир;
  • повышенная усталость;
  • рассеянность внимания;
  • гипермнезия;
  • слезливость;
  • отсутствие интереса к жизни;
  • подавленное состояние;
  • недоверие к окружающим;
  • нежелание принимать участие в жизни общества;
  • снижение аппетита;
  • нарушения сна;
  • повышенная мнительность;
  • перепады настроений;
  • снижение самооценки.

Причинами, спровоцировавшими депрессивные состояния, могут быть любые внешние раздражители. Наиболее распространенные причины застревания на событиях, вызывающих последующую рефлексию, перечислим здесь:

  • смерть близкого человека;
  • тяжелая болезнь;
  • финансовые трудности;
  • невозможность самореализации;
  • потеря трудоспособности;
  • инвалидность;
  • развод;
  • выкидыш;
  • нежелательная беременность;
  • увольнение с работы.

Типы депрессивных состояний

В психиатрии выделено несколько типов депрессивных состояний человека. Все они разнятся лишь степенью своей силы поражения психики.

  1. Основная депрессия. Явление классическое, характеризующееся тяжелой формой состояния, нередкими порывами покончить жизнь самоубийством. Имеет довольно длительный период течения.
  2. Дистимия. Наиболее мягкое депрессивное расстройство. Она не настолько изнурительна, как другие типы. Характеризуется низким уровнем депрессивного состояния.
  3. Маниакально-депрессивный психоз. Заболевание проявляется циклично, с периодами иной раз длительной ремиссии. В период фазы депрессии больной испытывает те же симптомы, что и при обычной депрессии. А в период фазы маниакальности происходит сильное перевозбуждение психики, расстройства соматики, что говорит о себе в появлении нервных тиков, слишком подвижных скачков мыслей, поступков и реакций на окружающую среду. Обычно такие люди в фазе маниакальности могут внезапно истерически засмеяться или расплакаться. Это говорит о подвижности психики и невозможности контролировать свои психосоматические реакции.
  4. Послеродовая депрессия. Довольно распространенный синдром в современном мире. После родов резко меняющийся гормональный баланс способен довести психику женщины до некоторых крайних состояний, вплоть до суицида. Виной этому обычно невнимательное отношение к беременной, нехватка питательных веществ, в которых особенно остро нуждается организм в этот период.
  5. Сезонное аффективное расстройство. Этим типом недуга страдает наибольшее количество людей. Нехватка солнечного света, холодные погодные условия, магнитные бури, укороченность светового дня могут вызывать этот тип заболевания.
  6. Психотическая депрессия. Опасный тип депрессивного состояния. Сопровождается сильными психозами, галлюцинациями, бредовыми состояниями. Иной раз такие больные страдают на фоне этих состояний расстройствами личности, чем становятся опасны для общества.

Сеансы психотерапии при депрессивных состояниях

Не каждому больному требуется госпитализация и медикаментозное лечение. Весьма эффективно себя зарекомендовала психотерапия при борьбе с депрессивными состояниями. В цивилизованном мире психиатры, а также психологи на правительственном уровне создают психологические консультационные центры, оказывающие своевременную помощь для преодоления различных психических недугов, проводят сеансы психотерапии при депрессиях.

Поскольку депрессивные состояния являются на сегодняшний день одними из самых распространенных расстройств личности, психологами разрабатываются специальные адаптированные к различным социальным группам с учетом гендерных особенностей всевозможные методики и проективные тесты.

Весьма эффективны групповые виды психотерапии для пациентов, страдающих однотипными психическими расстройствами. Некоторые люди в группе раскрываются, перестают ощущать себя наедине со своим недугом, не боятся обсуждать своё состояние в деталях, которые помогают психиатру определить причины, спровоцировавшие недуг.

Однако, есть и такие пациенты, которым необходим одиночный индивидуальный подход и консультация «при закрытых дверях». Они стесняются признавать свои состояния, уходя от ответа или выдумывая несоответствующие признаки. В таких случаях врач должен помочь разобраться и указать путь своему пациенту. Хотя, в этих случаях наилучший исход будет достигнут только тогда, когда пациент сам проявит желание преодолевать свой недуг любыми способами, лишь бы избавиться от него.

Психотерапия при депрессии ставит своей первой целью помочь больному справляться с возникающими состояниями самостоятельно, не допуская в дальнейшем их рецидивов.

психотерапия при депрессии

Виды психотерапии при депрессиях

Выбор способа преодоления недуга полностью зависит от причины, вызвавшей это состояние.
Итак, различают когнитивно-поведенческую, межличностную и психодинамическую психотерапию для борьбы с депрессиями.

  1. Когнитивно-поведенческая психотерапия ставит своими задачами: устранить симптомы депрессии; устранить трудности с социализацией насколько это возможно; скорректировать поведение, попытаться устранить ошибки, которые совершает пациент незаметно для себя, усугубляя свое состояние, иной раз это касается неадекватных религиозных убеждений и консервативных суждений; минимизирование рецидивов после прохождения сеансов психотерапии.
  2. Межличностная психотерапия устанавливает симптомы депрессии, ход её течения и избавление от признаков проблемы.
  3. Психодинамическая психотерапия выявляет несоответствие, лежащее в основе конфликта; подбирает баланс, позволяющий решить противоречие.

Жизнь в депрессии

Мир вокруг нас многополярен, что-то радует и умиляет, что-то, наоборот, раздражает и вызывает чувство брезгливости. У каждого человека есть свои пороги чувствительности к мировому пространству, своя семантика, свое субъективное мнение об объективном мире. Для кого-то такая проблема не представляет значения, а для кого-то это решение её – вопрос жизни и смерти.

Большинство людей, так и не научившись ценить каждое мгновение жизни, проводят лучшие годы в состоянии апатии, отметая напрочь личностное развитие, интересные хобби, даже не пытаясь что-либо изменить в своем личностном пространстве. Положительный фактор депрессивных состояний в том, что в большинстве случаев больной осознает свой недуг, не отвергая диагноза.

Любая информация, поступающая к нам, должна восприниматься нейтрально, только тогда мы сможем сохранить своё здоровье и научиться радоваться жизни!

Депрессия и депрессивные черты характера

Как отличить депрессию от депрессивной акцентуации личности, от депрессивности? Депрессивная акцентуация личности и депрессия — это разные вещи. Депрессия – это болезнь, в то время как депрессивность – черта личности. Депрессия — это стойкое, продолжительностью не менее 2-х недель снижение настроения, депрессия полностью поглощает человека, он становится менее активным, пропадает желание что-либо делать. Для того, чтобы определить, есть ли у Вас депрессия и если есть, то в какой степени, Вы можете пройти клинические тесты на депрессию.

Депрессивность же выявляется с помощью личностных опросников. Если Вы не изучали психологию, достаточно трудно разобраться в специальных терминах и понятиях. Чаще всего возникает вопрос: «Что такое личность?». Что такое личность — читайте здесь.


 

Если, судя по тесту Леонгарда, в Вашем характере заметны депрессивные черты, это вовсе не означает, что Вы больны и депрессия отныне Ваш удел. Для того, чтобы узнать, насколько выражена депрессивность в Вашем характере, Вы можете пройти тест Леонгарда. Если по шкале дистимии у Вас будет 18- 24 балла, а по шкале гипертимии менее 12 баллов, то для Вас характерна депрессивность (депрессивная акцентуация личности). Существует достаточно много людей с депрессивными чертами в характере, но им при этом не требуется лечение. Люди с депрессивной акцентуацией умеют искренне любить, переносить тяготы и жизненные трудности. Психотерапия этим людям показана только в случаях развития болезненных состояний, нарушающих спокойную и гармоничую жизнь. Примером неблагополучия может служить следующая ситуация:

На приеме симпатичная женщина 38 лет с заплаканными глазами сообщает о том, что ее муж регулярно развлекается с молоденькой любовницей, причем последний совершенно не стесняется описывать свои похождения во всех подробностях. Пациентка каждый раз выслушивает это с пониманием, боится выразить супругу свое недовольство, подавляет гнев. Она боится остаться одной, поэтому каждый раз проявляет все большее и большее понимание проблем супруга, в то же время подавляя чувство ревности и гнева…


 

При подобных расстройствах у депрессивных личностей в любовных взаимоотношениях преобладает страх одиночества и может произойти развитие следующих, уже болезненных, состояний:

1) скромность и робость – как торможение способности к самоутверждению
2) склонность к комфорту, пассивному ожиданию, нетребовательность к жизни
3) безнадежность
4) депрессия
5) меланхолия
6) апатия, праздность, злоупотребление наркотическими веществами.

В этих случаях показан курс психотерапии. В чем же причина развития подобных болезненных состояний у людей с депрессивной акцентуацией личности? Почему одни из них живут вполне гармоничной и счастливой жизнью, в то время как другие начинают испытывать сильный дискомфорт? Причина может быть в так называемом глубинном страхе депрессивной личности.

Для депрессивных личностей близость – это защищенность, поэтому они более других склонны к зависимости от партнера/партнерши. Любая дистанция, отдаление или разлука с партнером причиняет таким людям страдание. Можно сказать, что депрессивные личности стремятся убежать от себя и своего существования в другого человека, стремятся полностью раствориться в партнере. Депрессивная личность делает другого человека своим спутником или сама становится тихим, безропотным спутником своего партнера. При любом типе зависимых взаимоотношений, они требуют обещания — пусть лживого — никогда не оставлять их: «Ты мне нужен, потому что я тебя люблю» и «я люблю тебя, потому что ты мне нужен».

Депрессивные личности идеализируют человека с которым стремятся сблизиться, игнорируя темные стороны характера любимого человека, склонны к всепрощению. Они избегают споров, конфликтов, поступают так, « как хочет любимый /любимая», и в целом думают о других лучше, чем последние есть на самом деле.
Люди с депрессивностью подчиняют свою жизнь требованиям окружающих людей, при этом отказываясь от собственных желаний из страха перед утратой отношений и последующим одиночеством. Депрессивная личность склонна занимать выжидательную позицию и, как следствие, испытывает разочарование в отношении других людей, так как их надежды, что окружающие будут исполнять их желания и потребности, зачастую не оправдываются.


 

Люди с депрессивностью, из-за желания почувствовать себя в безопасности, всегда стремятся уменьшить психологическую дистанцию, отделяющую их от партнера. Они стремятся к психологическому слиянию с партнером. В таких взаимоотношениях принцип «Главное – то, что хочешь ты» возведен в абсолют.

Для достижения безмятежного счастья депрессивные личности придерживаются идеалов самоотречения, самоотверженности, скромности. Но глубоко в душе они не верят в возможность того, что их потребность любить и быть любимыми будет когда-либо реализована. Они испытывают трудности в том, чтобы определить свои требования к сложившейся ситуации, защитить свои интересы и отстоять свою позицию.

Что же делать, какой выход из этого состояния?

Всё просто и сложно одновременно: преодоление страха потери партнёра состоит в развитии такой степени самостоятельности, чтобы стать внутренне независимым от партнера.

Для этого желательно:

1) Научиться самостоятельно решать свои собственные проблемы, отстаивать свое мнение и позицию в общении с партнёром.

Депрессивная личность слишком много отдает в надежде, что партнёр будет также внимателен, предупредителен и услужлив. Не стоит надеяться на то, что другие люди обязательно выполнят все Ваши желания и непременно придут на помощь. Вы можете многое сделать самостоятельно для себя самих. Показная беспомощность еще никого никогда не удерживала. Лучше жить сообразно своим внутренним принципам, не поступаться своим достоинством во имя «сохранения взаимоотношений».


 

2) Развивать свою собственную индивидуальность, обратиться внутрь себя.

Отказ от собственной индивидуальности не может дать никаких гарантий безопасности и защитить от расставания с партнером. Напротив, чем упорнее человек отказывается от своей внутренней сущности, тем вероятнее, что этот разрыв произойдет. Любовь и истинные партнерские взаимоотношения возможны только между двумя самостоятельными индивидуумами. Ничтожное внимание к своей личности только увеличивает вероятность того, что Ваш партнер также потеряет интерес к Вам и начнет искать его на стороне.

3) Научиться понимать свои желания и самостоятельно удовлетворять собственные потребности.

Если человек сделает, в первую очередь, счастливым самого себя, то общаться с другими ему станет несравненно легче. Не нужно будет втайне ожидать заботы со стороны других людей и, как следствие, испытывать разочарование. Помните, что общаться с самодостаточным и радостным человеком всегда приятно.

4) Прекратить бояться осуждения со стороны других людей.

Невозможно нравиться абсолютно всем. Можно и нужно действовать в жизни без разрешения окружающих. Можно наслаждаться и быть счастливым так же, как и все остальные. Главное — решиться изменить то, что Вам не нравится. Вы тоже имеете право на счастье, как и все другие.

5) Прекратить жалеть себя и не ожидать, что собственные желания будут исполнены другими людьми.

Что произойдет, если постоянно играть роль «хорошего», «идеального», «правильного» и скромного человека, довольствоваться малым и жить интересами других людей, забывая о себе и своих потребностях? Не произойдет ровным счетом ничего — это будет серая безрадостная жизнь безропотной прислуги. Можно упиваться жалостью к себе, обвинять весь мир в своем невезении.… Но разумнее научиться выживать самостоятельно, находить опору в своих собственных ресурсах, определиться со своими желаниями, требованиями и начать действовать.


 

6) Научиться любить в первую очередь себя, а потом других.

Одна из христианских заповедей гласит «возлюби ближнего, как самого себя». Если человек не любит себя, то, что же он отдает партнеру? Жертвенность и повышенная заботливость маскируют под собой подавленную агрессивность, враждебность в сочетании с чувством вины.

7) Научиться использовать позитивно свою агрессию, тем самым, вызывая к себе уважение окружающих.

Здоровая и правильно использованная агрессивность является важнейшей составляющей чувства собственного достоинства. Если человек не осознает ценность своей личности, ему трудно решиться на какие-либо действия по изменению жизненной ситуации. Таким образом, он престает верить даже в то, чего ему по силам добиться, заранее отбрасывает от себя саму возможность что-то изменить. Задача состоит в том, чтобы отбросить чувство вины за проявление здоровой агрессии и не переоценивать негативные последствия здоровой агрессии для окружающих.


 

Депрессивная агрессивность принимает форму причитаний, жалоб и сетований. «Люди так злы и беспощадны», «На мою долю выпало так много страданий», «Мне никогда не везет», «Мне так плохо, а ты…» Если вначале партнер принимает участие, то потом эти изнуряющие сетования могут показаться чрезмерными. И партнер, поняв ситуацию, освобождается от чувства вины, которое возлагает на него депрессивная личность. Вместо того, чтобы прямо выразить упреки и гнев партнеру, депрессивная личность вначале испытывает к себе жалость, а потом начинает себя ненавидеть. Ненависть, направленная на себя, может начать проявляться в подсознательном самонаказании, а в развитии дойти до вполне сознательных деструктивных действий…


 

Наверняка многие пункты вышеприведённого перечня покажутся знакомыми, прописными истинами. Часто возникает вопрос, а как это всё реализовать, как эти пункты воплотить в жизнь, когда нет энергии, «я ведь в депрессии»… Хочу ответить на это следующее: развитие высших психических функций в человеке имеет эволюционную историю. На заре человечества правили бал инстинкты, которые затем подавлялись через ряд последовательных механизмов: авторитет и сила вождя, тотем и язычество, религия, мораль и этика, формирующие в совокупности развитие, запреты и ограничения современного супер-Эго, как более высокой психической функции по сравнению с Эго. Однако, существуют более высокие психические функции человека, такие как воля, вера и творчество. Когда нет энергии, когда «я ведь в депрессии» наступает замечательный момент для проявления Ваших волевых качеств. Именно эти высшие качества психической организации человека открывают дорогу к дальнейшей Эволюции и развитию духовной жизни. Очень многое зависит от простых конкретных действий, для которых если нет энергии, есть воля! Даже для того, чтобы помочь себе и сделать первый шаг — обратиться к психотерапевту, часто нужно приложить усилие. А вот для шага в пустоту с крыши многоэтажного здания усилие не требуется, так как это бегство от Жизни, от себя. Бегство в никуда, в ничто…
Именно воля помогает преодолеть безысходность, подавленность, душевную боль. Разработать план и следовать этому плану, несмотря на плохое самочувствие и отсутствие энергии. Потребуется совсем немного времени, чтобы рядом с волей зародилась вера. Вера как эмоциональная поддержка момента «здесь-и-сейчас». Вера как ощущение смысла окружающего Вас взаимодействия. Вера как способ познания Жизни во всех её проявлениях и творческой самореализации.

Если сейчас Вы в депрессии и не знаете, что делать — соберите всю свою волю в кулак и обратитесь к врачу-психотерапевту. Вам обязательно помогут!

Депрессивная личность. Психологические механизмы депрессивных черт характера

З.Фрейд выделял в качестве основной черты при данном типе организации личности перенаправление большей части своего негативного аффекта не на другого, а на самого себя.

Нэнси Мак-Вильямс

Автор не разделяет специально депрессию и депрессивное расстройство личности, по крайней мере, в отношении рекомендаций по психотерапии.

При горе мир переживается как уменьшившийся каким-либо значимым образом. При депрессивном состоянии то, что переживается как потерянное и разрушенное является частью самого себя. 

Модель направленной вовнутрь агрессии как механизм возникновения депресиивных состояний. Согласно некоторым наблюдениям депрессивные личности редко спонтанно и бесконфликтно переживают чувство гнева. Вместо него они ощущают вину. Мучительно переживают свои грехи, легко забывая свои благородные поступки. Склонны разрешать все сомнения в пользу других и стремятся сохранять отношения любой ценой.

Инкорпоративные процессы при депрессии. У таких пациентов наблюдается множество критикующих интернализованных родительских посланий. (Я эгоист. — Откуда ты знаешь? — впервые моя мама говорила мне об этом.)

Психологический механизм — бессознательная интернализация наиболее ненавистных качеств прежних объектов любви (начиная с родителей и заканчивая любовными партнерами). Их позитивные черты вспоминаются с благодарностью, а негативные  переживаются как часть самого себя (М.Klein,1940).

О возможном генезе и выбранном способе защиты

Ребенок выходит из переживаний травматической или преждевременной потери, идеализируя потерянный объект, и вбирая все негативные аффекты в ощущение собственного Я. В основе сильное желание испытывать только позитивные чувства по отношению к тому, кого любишь.

Такая реакция позволяет сохранять исключительно положительные чувства к объекту любви и при этом дает ощущения контроля над ситуацией (непринятие сепарантности, отдельности и принципиальной неконтролируемости Другого; человек, особенно ребенок, готов пойти на многое, чтобы не столкнуться с собственной беспомощностью), потому что раз плохое качество во мне — значит я могу все исправить, став лучше.

В дальнейшем такие люди могут состоять в отношениях с поистине враждебными по отношению к ним людьми, с ощущением, что если они смогут преодолеть свои недостатки, нападки прекратятся. Появляется интерес справиться с собственными недостатками, индикатором успеха при этом служит благосклонность другого. Принято считать, что именно гнев и критицизм можно быть брошенным — следовательно, безопаснее их направлять на себя.

Предиспозиция (факторы риска)

1) Переживание ранней потери или сложности возникающие в связи с сепарацией от родителя или воспитывающего взрослого (потеря может быть и символической, например, преждевременный отказ от зависимого поведения).

Эрна Фурман

  • «Мать должна быть рядом, чтобы ее можно было оставить»;
  • «Стремление к независимости является таким же первичным и мощным как потребность в зависимости».

Маргарет Малер

  • «Ребенок уверенно решает задачу сепарации, если он уверен в доступности «оставляемого» родителя».

Согласно Фурман, развитие по депрессивному типу имеет место тогда, когда мать чрезмерно ярко и демонстративно переживает боль в момент сепарации, заставляя испытывать чувство вины (тогда нормальное стремление к агрессивности и независимости начинает ассоциироваться с виной). Или мать контрфобически отталкивает ребенка от себя, боясь собственных переживаний по поводу того, чтобы быть оставленной — «почему ты не можешь делать то и то самостоятельно? — иди от меня и сделай все самостоятельно» (независимость начинает вызывать негативные реакции в силу фрустрированной потребности в зависимости, затем ребенок уже и сам начинает подавлять свои собственные тенденции к независимости). Результат в обоих случаях общий — часть своей личности (которая хочет сепарации и независимости) начинает восприниматься как плохая.

2) Семейная атмосфера, где есть негативное отношение к плачу, трауру. При этом моделируется отрицание горя. Переживание горя становится скрытым, и появляется убеждение, что в моменты горевания со мной происходит что-то неправильное. Могут быть также семейные мифы о том, что открытое переживание горя и другие формы самоподдержки и заботы о себе являются «эгоистическими», «потакающими своим слабостям» или выражением «жалости к самому себе» — к ним относятся как к заслуживающим презрения. Ребенок начинает скрывать любые уязвленные аспекты Я из-за идентификации с критикующим родителем. Происходит отвержение этих аспектов собственной личности (непринятие своей слабости).

3) Депрессия у родителей в ранние годы развития ребенка. Дети в этом случае довольно быстро приходят к убеждению, что их потребности изнуряют и истощают других.

Депрессивное собственное Я

Такие пациенты убеждены, что в своей глубине они плохи, не заслуживают любви и уважения и даже могут быть опасны для других, если не будут укрощать свои темные стороны. Они сокрушаются по поводу своих «плохих» черт и верят, что заслуживают всего плохого, что имеет место в их жизни. Они очень боятся, что их плохость разоблачат, и тогда они будут отвергнуты. «Никто не заслуживает, чтобы его оскорбляли, даже если, то в чем его обвиняют справедливо» — это формула в которую такие пацинты едва ли могут принять на эмоциональном уровне. Они часто находят облегчение от преследующего их чувства вины в том, чтобы помогать другим. Это также позволяет сохранить стабильное ощущение самоуважения и избежать депрессивных эпизодов.

Они также часто испытывают беспокойство по поводу собственной деструктивности. Значимые Другие кажутся чрезмерно ранимыми и беззащитными. («Мой голод может разрушить других»; «мое неповиновение и садизм опасны»; «мои потребности в конкуренции и достижении любви являются злом»).

Ожидания по отношению к Другому: неприятие, осуждение, мстительность за любые проявления несогласия, сочетающиеся с беззащитностью другого.

Ощущение себя: недостаточно хороший, незаслуживающий любви и уважения, опасный для окружающих при отсутствии контроля своих импульсов.

Контрперенос (о чувствах психотерапевта)

У терапевта может формироваться как нежная привязанность, так и всемогущие фантазии о спасении.

Комплементарный контрперенос на бессознательное убеждение пациента, что исцеляющей силой является безусловная любовь и полное понимание. Фантазии терапевта о себе как о Боге, хорошей матери или сензитивном принимающем родителе, которого пациент был лишен в своей жизни.

Конкордантный (согласующийся, дублирующий) контрперенос. Терапевт ощущает свою «недостаточную хорошесть», чтобы помочь пациенту.

О психотерапии

Терапевту важно создать атмосферу принятия, уважения, понимания, специально следить за тем, чтобы быть эмоционально постоянным и не осуждающим. Анализ интроектов пациента о неизбежном отвержении, о важности «стать» для этого хорошим, имеет важное место в терапии таких пациентов. Наиболее адаптивные из таких пациентов, могут «скрывать» свою депрессивную динамику, совершая постоянное сканирование Другого (на предмет неодобрения и отвержения) и являются очень чуткими в этом плане — «хроническая бдительность»; такой мониторинг приводит к снижению уровня тревоги. У нарушенных пациентов такая подозрительность в отношении осуждения является эго-синтонной, поэтому необходимо постоянное подтверждение недействительности своих наихудших страхов.

Важно исследовать и интерпретировать их реакцию на сепарацию. Короткое молчание со стороны пациента есть пример сепарации от терапевта. Длительное молчание может вызвать у пациента ощущение своей неинтересности, малоценности, безнадежности.

Важно, чтобы пациент учился выражению негативных переживаний в контакте. Не стоит поощрять рассуждения из серии «как я могу на вас злиться, вы ведь…». Гнев не приводит к расставанию (базовый интроект). Свобода, подразумевающая допуск негативных чувств увеличивает интимность, в то время как состояние фальши и отсутствие контакта с данными чувствами приводят к изоляции.

Хвалить таких пациентов бывает довольно опасно. Пациент может трансформировать позитивную обратную связь в атаки на свой адрес: «Я плохой, потому что одурачил такого приятного человека, а значит любой поддержке с его стороны нельзя доверять, раз его так легко ввести в заблуждение». Эффективнее в таких случаях бывает не поддерживать эго, а критиковать суперэго, критический интроект («Давайте обсудим и что же такого ужасного в вашем поступке?»).

До тех пор пока терапевт в глазах клиента остается идеализированным объектом, его образ самого себя также остается искаженным (недооценка своих хороших качеств).

Сеттинг

Много внимания следует уделить процессу завершения психотерапии. По этой причине часто нежелательным может быть выбор краткосрочных курсов для таких пациентов, особенно с заранее предопределенным количеством сессий.

Не стоит входить в невроз, и оберегать пациентов от эпизодов расставаний. Это является крайне важным особенно для этих пациентов опытом, что за исчезновением объекта в случае, если не происходит завершения отношений, наступает возвращение объекта.

Лучше всего, когда возможность выбрать время окончания терапии предоставляется самому пациенту. А также сказать пациенту о том, что двери остаются открытыми, если он захочет вернуться.

Читать далее: Маниакальная и гипоманиакальная личность

О депрессии и разных подтипах депрессивной личности (по следам семинара Н. Мак-Вильямс, часть 4)

Сегодня речь пойдет об одном из типов личности — депрессивном.

Согласно различным наблюдениям и исследованиям именно этот тип является самым распространенным среди людей, выбирающих профессию психотерапевта. Следующий по распространенности тип — шизоидный. И это не удивительно, если иметь в виду особый уровень чувствительности этих людей.

В своей книги Нэнси Мак-Вильямс довольно подробно описала особенности депрессивных личностей, поэтому в статье я в основном уделю внимание тем вещам, которые в книге нашли наименьшее отражение.

Первое, что важно отметить, — что есть принципиальная разница между депрессией как расстройством (состоянием) и депрессивным типом личности как организованным особым образом психическим укладом. Иногда их называют меланхолией (истинной депрессией) и горем соответственно. Немного об этом я писала здесь. Люди, как в депрессии, так и в горе, обладают сходным настроением, но между ними существуют и серьезные различия. Во-первых, депрессия характеризуется болезненным ощущением пустоты: человеку кажется, что он потерял часть себя; при горе же пустым кажется мир вокруг. Во-вторых, при горе (переживании какой-либо утраты), при его проработке, скорбь постепенно уходит. При депрессии такого не происходит, она, как правило, хроническая. Третьим критерием является выделение наиболее явной симптоматики. Если на первый план выступают нарушения вегетативного характера (расстройства сна, аппетита и пр.) и интенсивный депрессивный аффект, то речь скорее всего о депрессии. Если же мы наблюдаем у пациента определенные повторяющиеся паттерны в жизни и поведении, если есть триггеры для возникновения его переживаний, то вероятно перед нами человек с депрессивным типом личности. При этом важно понимать, что человек с депрессивным типом личности может не испытывать депрессию как расстройство.

 

Второй момент, на который Нэнси в своей лекции обращала особое внимание, — что существует два подтипа среди депрессивных личностей: «виноватый» и «опустошенный». В книге Нэнси описывала в основном первый тип. Давайте рассмотрим их оба подробнее в этой статье.

1. Общая характеристика

— «Виноватый» подтип. Современные психоаналитики его еще называют интроективной депрессивной организацией.

Психоаналитический подход говорит о том, что в детстве у такого человека было много потерь, и ребенок создал теорию, согласно которой «это я — плохой, раз такое случилось». Это ведет к тому, что чтобы не происходило неприятного в его жизни, он будет винить себя и действительно испытывать чувство вины.

— «Опустошенный» подтип. Или анаклитическая депрессивная организация.

Основное переживание таких людей — «я пуст, я голоден, мне нужно что-то». При этом собственное Я ощущается не столько как виноватое, сколько как пустое, стыдящееся. «Мама ушла не потому, что я был плохим, а потому что я был недостаточно интересен».

У большинства людей с депрессивным типом есть обе из этих тенденцией. Но важно понимать, какая именно является доминантой в Вашем пациенте.

2. Тактика и успешность психотерапии

Нэнси приводит в пример исследование, в котором пациентам с анаклитической и интроективной организацией был предложен курс психотерапии около 30 сессий. Результаты были следующими.

— Анаклитический подтип. Сразу после окончания курса психотерапии, были отмечены значительные успехи по сравнению со второй группой. При этом практически не имело значения, что именно им говорили психотерапевты. Этот факт объясняется тем, что люди с анаклитической организацией просто нуждаются в отношениях, и психотерапия им эти отношения предоставляет. Но лонгитюдное исследование также показало, что после окончания курса психотерапии эти пациенты достаточно быстро теряли то, что наработали. Они снова становились депрессивными.

— У интроективных депрессивных пациентов результаты были иные. Им требовалось больше времени для того, чтобы показать хотя бы первые незначительные успехи. Их реакция была напрямую связана с тем, что говорил терапевт. Им важно знать, что то, что происходит с ними, не связано с тем, что они плохие. И после окончания психотерапии они сохраняли свои успехи.

В этом исследовании было сделано еще одно наблюдение. Интроективные и анаклитические пациенты по-разному реагировали на само исследование. Анаклитическим пациентам очень нравился тот факт, что они являются частью исследования. Это давало им ощущение, что о них заботятся. Им нравилось, что их прикрепляют к конкретному психотерапевту, и они любили заполнить анкеты и оценочные листы. Интроективным же пациентам исследование не очень нравилось. Поскольку по своей натуре они склонны к перфекционизму, им не нравилось,  что их прикрепляют к конкретному психотерапевту, лишая их возможности самостоятельно его выбрать.  Им также не нравилось заполнять анкеты и оценочные листы, т.к. они боялись что их успехи не так велики, как хотелось бы терапевту.

3. Защитные механизмы

— Интроективный подтип чаще использует, как это следует из названия, итроекцию.

— Анаклитическому подтипу свойственна регрессия.

Оба подтипа часто могут реагировать телесно, демонстрируя те или иные соматические симптомы. Поскольку травма отвержения в их опыте происходит достаточно рано, они застревают на довербальном уровне и используют телесные реакции вместо слов.

4. Особенности психотерапевтической техники

Анаклитический подтип, характеризующийся чувством опустошенности, нуждается в огромной поддержке и эмпатии. В разговоре с ними важно подчеркивать те позитивные моменты, которые у них есть, или которые появляются в процессе психотерапии. Их важно укреплять в чувстве самоценности, «наполнять» их изнутри.

Но этого ни в коем случае нельзя делать с пациентами интроективного подтипа. Любую похвалу и поддержку (например, слова вроде: «Я знаю, что Вы в депрессии. Но хочу отметить, что при этом Вам удается справляться с семьей, заботиться о ребенке и т.п.») они могут воспринять как критику, что только усугубит их депрессивное состояние. Или они могут чувствовать себя недопонятыми терапевтом («Если бы он знал, какой я на самом деле плохой, он бы не стал так говорить»). На поддерживающие фразы такие пациенты также могут реагировать внутренним ощущением, что они обманули терапевта. Или что терапевт очень хороший, поэтому терапевт хочет видеть их хорошими. В любом случае это подтверждает ощущение их собственной плохости.

В терминах Эго-психологии при работе с пациентами интроективного подтипа следует не поддерживать Эго, а атаковать Супер-Эго. Например, вместо того, чтобы транслировать послание «Вы достаточно хороший человек» (поддержка Эго), лучше говорить что-то вроде: «А почему Вы думаете, что Вы настолько уникально плохи? Как Вы пришли к мысли, что Вы хуже всех остальных?» (атака Супер-Эго).

Психотерапия при депрессии — способы преодолеть негативное отношение к жизни без лекарств, когнитивно-поведенческая терапия

Состояние депрессии сопровождает человека, перенесшего неблагоприятные события в жизни. Нарушение психического самочувствия может вызывать негативные, неконтролируемые эмоции, безволие, нежелание жить. Решить проблему помогает психотерапия. Часто она бывает более эффективной, чем прием медикаментозных препаратов.

Статьи по теме

Психологическая помощь при депрессии

Девушка на приеме у психотерапевтаДевушка на приеме у психотерапевта

Человеку не всегда по силам справиться с неприятными обстоятельствами, которые происходят в жизни. Потеря работы, смерть близкого человека, возникновение конфликтов в коллективе – все может спровоцировать депрессию. Выйти из этого состояния самостоятельно сложно. Решит проблему помощь психотерапевта. Врач через беседу меняет эмоциональный фон пациента. Психотерапия при депрессии снимает симптомы заболевания:

  • апатию;
  • тревожность;
  • безволие;
  • тоскливое настроение;
  • бессонницу;
  • хроническую усталость.

Депрессивные состояния знакомы всем возрастам. Встречается болезнь как у взрослого, так и у ребенка. Психотерапия при депрессии направлена на персональный подход к каждому пациенту. Главная задача – улучшить качество жизни человека. Для ее решения есть огромное количество методов психологической помощи. Хорош и персональный подход к пациенту, и групповые занятия. Методики лечения результативны, не имеют побочных эффектов, что отличает их от лекарств.

Прием психотерапевта

Самое важное при использовании методов психотерапии при депрессии – желание человека. Тогда возможно изменение его состояния. Индивидуальная работа специалиста подразумевает:

  • избавление пациента от страданий;
  • обучение самостоятельному решению проблем;
  • помощь в формировании более здорового взгляда на действительность;
  • подготовка к жизни в стрессовых условиях.
Индивидуальные сеансы психотерапии при депрессииИндивидуальные сеансы психотерапии при депрессии

Плюсы индивидуальной психотерапии при депрессии в том, что внимание уделяется конкретному человеку. Особенности подхода подразумевают:

  • доверительную, интимную обстановку;
  • глубокую проработку проблемы;
  • безопасное общение;
  • создание атмосферы сотрудничества;
  • учет особенностей личности;
  • лучшее решение индивидуальных задач;
  • преодоление утраты, возрастных кризисов;
  • изучение конкретных особенностей жизни пациента;
  • оценку психологических возможностей.

К недостаткам персонального метода можно отнести трудность моделирования поведения человека в коллективе, когда депрессии вызвана межличностными отношениями. Диагностика заболевания ведется на основании субъективной информации, которую пациент предоставляет психотерапевту. Она не всегда точно отражает реальные события и причины. Болезнь может маскироваться под психосоматические проявления. Индивидуальная психотерапия депрессии порой имеет меньшее лечебное воздействие, поскольку эффект может зависеть от авторитета психотерапевта.

Групповой сеанс психотерапии

Занятия в группах эффективны, когда решают проблемы межличностных отношений в коллективе. Психотерапевт ставит задачу быть искренними, говорить о своих проблемах, возникающих чувствах. От пациента ситуация требует большей смелости. При таком направлении:

  • происходит взаимообучение, есть больше ролевых вариаций;
  • отношения в группе являются моделью реальной жизни;
  • человеку легче преодолеть свои проблемы;
  • происходит обмен жизненным опытом, знаниями;
  • есть возможность смоделировать новый образ поведения;
  • появляются навыки жизни коллектива;
  • врачу удобно наблюдать за пациентами.
Групповая психотерапия при лечении депрессииГрупповая психотерапия при лечении депрессии

Как способ групповая психотерапия при депрессии может оказать существенную помощь, победить заболевание. Метод экономичный, требуется меньше материальных затрат на лечение. Однако он не подходит, когда требуется срочное решение проблем расстройства психики – необходимо время, чтобы собрать группу, сформировать доверие, запустить динамику. Использование подобного способа:

  • требует дисциплины от ее членов;
  • задействует много внимания, времени для получения результата;
  • позволяет эффективнее преодолевать высокую сопротивляемость пациентов к методикам.

Лечение депрессии без лекарств

Методы психотерапии можно применять в комбинации с медикаментозным лечением. Как самостоятельный процесс они также показывают высокую эффективность. Существует множество механизмов воздействия на депрессию. Это методы, оказывающие влияние на причины, которые лежат в основе эмоциональных срывов. Они помогают:

  • делать жизнь пациентов позитивнее;
  • решать невротические конфликты;
  • обучать адаптации к действительности;
  • уменьшать остроту восприятия депрессии;
  • принять себя, не отказываться от части своей жизни и не отрицать ее;
  • справляться с симптомами болезни;
  • решать проблемы страха.

Виды психотерапии

При лечении депрессии можно использовать разные виды психотерапии. Их основа – понимание причины, вызвавшей нервозное состояние, и дальнейшее воздействие на нее. Различают разновидности психотерапии:

  • межличностная – решает проблемы, вызванные неправильными личностными отношениями с окружающими;
  • психодинамическая – ищет понимание несоответствия в конфликте, чтобы его устранить, создать баланс;
  • когнитивно-поведенческая – ставит задачу разубедить человека, считающего себя виноватым в проблемах.
Девушка на приеме у врача-психотерапевтаДевушка на приеме у врача-психотерапевта
Межличностная

Психотерапию при депрессии, вызванной неправильным развитием взаимоотношений с окружающими, называют межличностной. Пациенту характерны поиск виноватых в ситуации, разочарования в ожиданиях. Цели краткосрочного вида психотерапии:

  • корректировка межличностных отношений;
  • развитие способностей решать конфликты;
  • обучение выстраиванию отношений;
  • улучшение умения преодолевать разногласия.
Когнитивно-поведенческая психотерапия

В основе этого вида психотерапии лежит идея, что депрессия возникает из-за ложных убеждений человека. Для пациента характерно наличие повышенной самокритики. Он считает себя виновником всех проблем. Поведенческая терапия уместна, если необходим:

  • анализ негативных мыслей;
  • поиск неправильных рассуждений;
  • сбор информации о причинах, вызвавших завышенную самокритику;
  • создание правильных установок;
  • разрушение ошибочных умозаключений;
  • убеждение пациента в ошибочности его рассуждений.
Психотерапевтический сеансПсихотерапевтический сеанс
Психодинамическая

Задача, которую решает психодинамическая психотерапия во время депрессии, – найти конфликты. Они часто идут из детства и повторяются во взрослом возрасте. Особенности:

  1. Задача – разрешить ситуации, когда прошлый опыт оказывает воздействие на поведение человека уже вне детско-родительских отношений.
  2. Депрессия представляет бессознательный конфликт между разными желаниями. Кто-либо может хотеть одновременно поддержки окружающих и быть независимым.
  3. Цель психодинамического вида психотерапии – осознание конфликта между сознательными и подсознательными желаниями, мыслями.
  4. Решение таких задач требует длительного времени.

Методы психотерапии

Существует огромное количество технологий психотерапии, которые помогают справиться с депрессией. Помогают даже аутогенные тренировки. Эффективный метод для самостоятельной психотерапии поможет научиться самовнушению, расслаблению мышц, переходу к позитивному настроению. Тренинги в игровой форме способствуют решению межличностных проблем. Сюда относятся:

  • сказкотерапия – лечение созданием своих и разыгрыванием готовых сказок;
  • воздействие музыкой, когда с ее звучанием ассоциируются события жизни;
  • игротерапия, при которой члены группы играют определенные роли.
ЗоотерапияЗоотерапия

Популярностью пользуются методы избавления от депрессии:

  • арт-терапия – структура занятий включает написание картин, фотографирование, ручные поделки;
  • отвлечение от ситуации при помощи специально подобранных книг;
  • зоотерапия – лечение с помощью животных;
  • нейролингвистическое программирование – выявление приоритетов в коммуникации и воздействие на них;
  • гештальт-терапия – включение человека в процесс изучения себя здесь и сейчас вместо переживаний про «там и тогда»;
  • холотропное дыхание – помогает прорабатывать психологические травмы в состоянии измененного сознания.

Лечение депрессии гипнозом

Применение гипноза в психотерапии открывает данные о психических травмах. Такие события вызывают депрессию. Специальными техниками психотерапевт вводит пациента в состояние транса и помогает найти выход из ситуации – это авторитарный метод воздействия. Существует способ гипнотического лечения, когда врач является проводником, а пациент активно участвует в процессе – эриксоновский гипноз. Человек погружается в прошлое, фокусируется на себе, у него проходит отстраненное восприятие ситуации. Пациент видит проекцию успешного будущего.

Видео: помощь психолога при депрессии

titleДепрессии и психотерапия. Д.Ковпак, Л.Третьяк.

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! Рассказать друзьям:

Любовь и ненависть у депрессивных личностей

Любовь и ненависть у депрессивных личностей

Быть депрессивно акцентуированной личностью — значит быть в глубинном переживании утраты безопасности, связанной с потерей целостности и единства своей личности. Страстное желание любить и быть любимым вместе с неразлучным пессимизмом относительно финала близких отношений с другими людьми порождают небывалое напряжение внутри личности, толкая ее с одной стороны на покорность, а, с другой стороны, противопоставляя скрытую ненависть на объект своего вожделения.

Отношение  депрессивных людей к любви

Отношение к любви у депрессивно акцентуированных личностей (далее у депрессивных людей) продиктовано их глубинной неудовлетворенностью от связи со своим обожаемым объектом номер один в жизни сразу после рождения, со своей мамой.

Наше отношение к себе обусловлено тем, как мы воспринимаем образ своей матери, и каким в нашем представлении является наш опыт общения с ней. У депрессивных личностей была враждебно настроенная мать, которая постоянно отказывала ребенку в удовлетворении его потребностей или наоборот была гиперопекающей и чрезмерно требовательной.

И в том, и в другом проявлении матери кроется одна общая черта — отсутствие любви с своему ребенку. Неизбежная ненависть к такой матери сопровождается столь непереносимым чувством вины, что депрессивной личности проще направить эту вина на себя. Эта связь ненависти, чувства вины и негативного отношения к себе составляет основу депрессии. Склонность к самоубийству у депрессивных личностей является переносом на самого себя стремления к убийству этой плохой матери и одновременно наказанием себя за эту ненависть к матери.

Итог.

Выйдя из детства с таким багажом несформировавшейся личности, неготовый к социальному взаимодействию, с чрезвычайно заниженной самооценкой и с детской верой в справедливость, эта депрессивная личность начинает искать эрзац, заменитель, той самой материнской любви, которую он не получил. Как следствие, эти личности склонны к жертвенным отношениям, к отношениям, в которых главное быть, к отношениям, в которых «я люблю потому, что он рядом». Партнер идеализируется и ему прощается все, потому что страх быть лишенным любви (в данном случае речь идет скорее о привязанности со стороны партнера депрессивной личности) гораздо сильнее страха быть униженным в отношениях. Быть хорошим для всех, быть таким, каким они меня хотят видеть — вот главная цель, с которой депрессивная личность живет в отношениях. И это то, что порождает раскол в сознании личности, потому что естество требует наказания за непроявление любви, за то, что ее заставили страдать тогда, в детстве, и во всем этом виноваты они, все те, с кем сейчас депрессивная личность. Естественно, эта ненависть и эта агрессия не имеют своего естественного выхода, т.к. образ «хорошего человека» будет безвозвратно утерян. Такое уклонение от индивидуальности дорого обходится. Депрессивные личности не могут решиться на все то, что составляет их суть жизни — на желания, побуждения, аффекты и инстинкты.

Депрессивный цикл состоит из сдерживания, за которым следует разочарование и затем — депрессия.

Но вернемся к любви.

Любовь — это главное стремление в жизни депрессивных личностей. В этом стремлении они доходят до стирания границы между Я и ТЫ, и все существо депрессивной личности стремится к объекту своей любви, полностью лишая себя своего Я и своих собственных желаний и стремлений. Это выражается в большом и искреннем желании любить, в готовности к самоотдаче и жертвенности. То есть личность сливается с другой личностью. Брак является всего лишь подсознательным отражением детского желания быть в связи с родителями.

К чему приводит такой отказ от своей сущности в полном слиянии с другой личностью? Это приводит к тому, от чего пытается убежать депрессивная личность, к ней самой. Эта встреча становится непереносимой, и как следствие развивается депрессия. Это случается в момент разрыва с партнером, в момент любого другого отвержения или обесценивания депрессивной личности.

От любви до ненависти один шаг.

Пожалуй, это изречение во многом подходит депрессивным личностям и во многом противоречит им. Ненависть является базовой для депрессивных личностей, а любовь является тем, в чем они хотят утопить свою ненависть. Но той любви, которую они получают (если получают вообще по причине своей ненависти) крайне недостаточно, чтобы осушить океан ненависти.

Что спасает депрессивных личностей от проявления агрессии? Чаще всего в роли сублимации проявления ненависти выступает уход в нескончаемую работу и приверженность к религиозному течению, в котором поощряется сдержанность, терпимость, скромность и самопожертвование. Это хоть как-то может оправдать в социальном плане их страдания.

Выход?

Страдания рано или поздно приводят депрессивную личность к ее истокам, к лишению ее в детстве того самого ценного, что она так рьяно пытается заслужить всю жизнь. И это лишение любви порождает массу побочных проблем в виде психосоматики, неприятностей в социуме, проблемы с партнером и т.д, то есть благодаря проблемам «второго плана» эти личности и обращаются за помощью.

Жить без любви больно. Жить без части себя невыносимо.

За себя и за свою жизнь можно и нужно бороться.