Поведение типа А — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Поведение типа А (англ. type A behavior) — ряд личностных особенностей, наличие которых повышает вероятность возникновения у индивида заболеваний сердечно-сосудистой системы. Впервые описано американскими кардиологами Мейером Фридманом и Реем Розенманом в 1959 году[1].
Данный тип поведения связан с такими личностными особенностями как напряжённая борьба за достижение успеха, соперничество, легко провоцируемая раздражительность, сверхобязательность в профессии, повышенная ответственность, агрессивность, а также чувство постоянной нехватки времени[2].
Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
- Блок: Обращение в учреждения здравоохранения в связи с другими обстоятельствами
- Код: Z73.1
- Название: Акцентуированные личности черты
- MeSH: D144340
В ходе врачебной практики Мейером Фридманом были замечены различия в поведении людей с сердечной недостаточностью и без неё. В ходе последующего опроса руководителей и коллег Фридман обнаружил, что большинство из них связывают высокую вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний с длительным пребыванием в стрессогенной ситуации, напряжённой работой, соревновательностью человека и экономическими трудностями, с которыми он сталкивается.
Для проверки гипотезы Мейер Фридман и его коллега Рей Розенман провели исследование, общая продолжительность которого составила восемь с половиной лет. В исследовании приняли участие 164 человека в возрасте от 35 до 59 лет. В результате исследования была описана модель поведения или же набор характеристик, связанных с увеличением вероятности возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Эта модель получила название «поведение типа А». Следует сказать, что авторами также была предпринята попытка описать противоположную ей модель, поведение типа B, характеризующаяся отсутствием напряжения, амбиций, чувства нехватки времени, стремления к достижениям и соревновательности.
Результаты Фридмана и Розенмана также подтвердились в других исследованиях[3], 1974[4], 1976[5] и 1980 годов.[6]
Поведение типа А является следствием накопления эффектов длительного переживания негативных функциональных состояний, постоянной эмоциональной напряженности при отсутствии осознанной саморегуляции. Выделяют 3 компонента, обладающих наибольшей патогенностью: конкурентность, нехватка времени, враждебность[7]. Следует заметить, что зачастую тип А поведения поощряется самой спецификой вида труда. Как правило, подобного рода профессиональная деформация характерна для представителей руководящих должностей, менеджеров среднего и высшего звена, работа которых связана с высокими нагрузками и ответственностью за достижение результата. Нередко от последствий поведения типа А страдают представители спортивных профессий, в деятельности которых поощряется конкурентность и целеустремленность
Поведение типа А — прижизненно формируемый конструкт, не являющийся врождённой формой поведения личности.
Фридман и Розенман заключили, что поведенческая модель типа А является главной причиной коронарной недостаточности и обусловленных этим нарушений кровотока. Вероятность инфарктов и развития тяжелых форм гипертонии у лиц, находящихся в группе риска в 4,5-6 раз выше, чем у людей со сбалансированным типом поведения[9]. У людей с поведением типа А увеличение кровяного давления, частоты сердцебиений и выделения стрессовых гормонов в ответ на стрессогенные факторы гораздо выше, чем у остальных. Их симпатическая нервная система оказывается сверхчувствительна по отношению к стрессорам[10]. Поведение типа А может также сопровождаться завышенной оценкой конкурентов и недооценкой своих собственных сил, что приводит к неуверенности в себе, гиперактивности и, как следствие, к снижению эффективности работы [11].
- ↑ Friedman М. & Rosenman R. Н. (1959). Association of specific overt behavior pattern with blood and cardiovascular findings. Journal of the American Medical Association.
- ↑ Организационная психология: Учебник / Под общ. ред. А. Б. Леоновой. М.:ИНФРА-М, 2013. — с. 429.
- ↑ Rosenman R, Friedman M, Straus R et al. Coronary heart disease in the Western Collaborative Group Study: a follow-up experience of 4.5 years. J Chronic Dis. 1970 — с.173-190
- ↑ Jenkins CDRR, Zyzanski SJ. Predictions of clinical coronary heart disease by a test for the coronary prone behavior pattern. N Engl J Med. 1974; 1274—1275
- ↑ Rosenman R, Brand R, Sholtz R et al. Multivariate prediction of coronary heart disease during 8.5 year follow-up in the Western Collaborative Group Study. Am J Cardiol. 1976 — с. 903—910
- ↑ Haynes S, Feinleib M, Kannel W. The relationship of psychosocial factors to coronary heart disease in the Framingham Study, III: eight-year incidence of coronary heart disease. Am J Epidemiol. 1980 — с.37-58
- ↑ Николаева В. В. Психосоматическая проблема: психологический аспект, 1993
- ↑ Барабанщикова В. В., Климова О. А. Профессиональные деформации в спорте высших достижений. Национальный психологический журнал. — 2015. — № 2(18)
- ↑ Организационная психология: Учебник / Под общ. ред. А. Б. Леоновой. М.:ИНФРА-М, 2013. — 429 с. ISBN 978 −5- 16 — 006052
- ↑ Р. Л. Аткинсон, Р. С. Аткинсон, Э. Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В. П. Зинченко. Введение в психологию. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007
- ↑ Барабанщикова В. В., Климова О. А. Профессиональные деформации в спорте высших достижений. Национальный психологический журнал. — 2015. — № 2(18). — С. 3-12.
Психософия — Википедия
Слово психософия имеет этимологические корни в греческих слова ψυχή (psychē) и σοφίᾱ ( sophiā), которые часто интерпретируются как «душа» и «мудрость» соответственно. Слово использовалось в самых разных контекстах с 1743 по 1920-е годы, а затем снова стало применяться в конце 20 века несколькими исследователями в разных значениях.
Существует несколько различных контекстов, в которых это слово использовалось, в том числе:
- Философия
- Теософия и нео-теософия и антропософия
- Современная школа психологии, основанная американским психологом Скоттом Гамильтоном
- В русскоязычной среде известна типология Афанасьева, для которой был использовано название «психософия»
Раннее использование термина и ссылки[править | править код]
- Антонио Дженовези (1713-1769) — итальянский писатель, философ и экономист. Его первыми работами были Elementa Melaphysicae (1743) и Lógica (1745). Первая разделена на четыре части: Онтософия, Космософия, теософия и Психософия, и дополнена трактатом по этике и диссертацией о первопричинах.
- В 1913 году термин «психософия» был использован американским философом и психологом развития Джеймсом Марком Болдуином в его книге «История психологии: очерк и интерпретация» (Том I, Глава II). Болдуин ссылался на использование слова «психософия» в XVII-XVIII веках в качестве «общего» термина для ранних донаучных подходов к исследованию психики (то есть магических и мифических подходов, предшествовавших возникновению западной психологии как формальной научной дисциплины). Этот термин также упоминался во многих последующих психологических текстах (например, в «основах психологии» Джареда Спаркса Мура) в 10-х и начале 20-х годов XX века. Предположительно, термин «психософия» использовался в сходном с Болдуином смысле.
- «История психологии», Отто клемм, Эмиль Карл Вильм, Рудольф Пинтнер, перевод Эмиля Карла Вильма, Рудольфа Пинтнера, издан сыновьями К. Скрибнера, 1914 год, Оригинал из Мичиганского университета, оцифрован 3 октября 2006 года, 380 страниц, ссылка на Психософию на стр. 147:
Слово «психология» не встречается до XVI века. Меланхтон использовал этот термин как название академических лекций. Р. Гокель использовал его в 1590 году как собирательное название для произведений различных авторов. Термин стал широко известен благодаря Христиану Вольфу (1679-1754), который много сделал для создания философской терминологии. До Вольфа термин «психософия», по-видимому, введенный дж.дж. Беккером, по-видимому, был в ходу. Термин пневматология встречается также в трудах Лейбница.
По словам философа Хулио Озана Лавуазье, Психософия: «это знание первопричин, которое направлено на полноту человеческих существ и их интеграцию в мир через объединение ума». Основной принцип этой дисциплины состоит в том, что «психическое равновесие и моральное равновесие следуют друг за другом». Тем не менее, она не имеет дела с личными или субъективными проблемами, так как она может расцвести только в зрелом духе. Поэтому «психософия начинается там, где кончается психология». Психософия исходит из сущностной перспективы (для которой автор разработал теорию перспективы в рамках своей теории познания), не из того, что было открыто, а из того, что раскрывается». (
В 2004 году Озан Лавуазье опубликовал книгу «Психософия. Психолого-философское исследование природы человека», в которой он подробно разрабатывает свой метод познания. Он ясно дал понять, что его дисциплина заключается не в поиске новостей, а в «вечных истинах, найденных в древних традициях». Это по существу «философия, которая использует трансцендентальную психологию для обоснования метафизики, этики, эстетики, теории познания и философии истории, то есть философской системы». Эта система была разработана в следующих трактатах:
- Возвращение к истокам (ред. Руэда, Мадрид 1993)
- Психософия. Психолого-философские исследования о человеческой природе (Данкен, Буэнос Айрес. 2004)
- Происхождение и Судьба человека (Данкен, Буэнос Айрес. 2008)
- Эволюция духа (Данкен, Буэнос Айрес. 2009)
- Эволюция духа. Из Греции на Запад, из Индии на Восток. (Издательство «Хар-Ананд», Дели, 2017)
- Дух в истории (Данкен, Буэнос Айрес.)
- Дух в морали. Следующая книга автора.
- Дух в искусстве. Следующая книга автора.
Следовательно, понятие Психософии, согласно Озану Лавуазье, должно интерпретироваться в контексте этой системы, независимо от других взглядов или школ, которые приняли это понятие.
Слово психософия было использовано в нескольких статьях, опубликованных в Теософическом журнале The Theosophist:
- Философия Духа — Иерософия, Теософия и Психософия (1), William Oxley, an index to The Theosophist, сентябрь 1882, т.3, ст. 298
- Философия Духа — Иерософия, Теософия и Психософия (2), T Subba Row, an index to The Theosophist, октябрь, 1882 т.4, ст. 18
Этот термин также был использован Уильямом Уилберфорсом Ювеналом Колвиллом в публикации 1914 года под названием «Новая Психософия». На следующий год, в 1915 году, [./Https://en.wikipedia.org/wiki/Cora%20L.%20V.%20Scott Кора Л. В. (Скотт) Ричмонд] использовала это слово в качестве названия своей 436-страничной книги, исследующей различные метафизические темы. Эти две работы являются примерами подхода, который в широком смысле можно считать Нео-теософским.
Этот термин был использован австрийским философом и ученым Рудольфом Штайнером в трех частях серии из двенадцати лекций, прочитанных в Берлине в 1910 году, за два года до того, как он покинул Теософское общество, но, по-видимому, больше не использовался в обширных опубликованных работах Штайнера. Лекции пролежали почти 90 лет до их публикации в конце 20 века. В четырех лекциях по психософии обсуждается точка зрения Штайнера на первичные аспекты человеческой души, деятельность и взаимодействие различных душевных сил, динамику любви и ненависти, а также процесс суждения. Штайнер различал психософию от антропософии (мудрости человеческого существа) и пневматософии (мудрости духа).
Штайнер утверждает: «Психософия должна быть размышлением о человеческой душе, начиная с переживаний души здесь, в физическом мире. Затем она поднимается в высшие сферы, чтобы показать, что все, с чем мы сталкиваемся в физическом как проявленная душевная жизнь, ведет к перспективе, где свет теософии приходит нам навстречу». он продолжает: «каждый аспект души — это либо вынесение суждений, либо жизнь в любви или ненависти. В сущности, это единственные понятия, которые относятся к душе; все остальные относятся к проводнику для чего-то, приходящего в душу, либо извне через тело, либо (в силу причин, которые мы узнаем позже) от духа внутри. Таким образом, с одной стороны, у нас есть суждение, а с другой-любовь и ненависть … Моя характеристика касается не логики, а психософической природы – строго с точки зрения внутренней активности, или душевных процессов – суждения. Все, что вы можете узнать о суждении с помощью логики, исключается. Я говорю не о «суждении», а о суждении, о деятельности суждения, используя слово как глагол.» (R. Steiner, A Psychology of Body, Soul, & Spirit: Anthroposophy, Psychosophy & Pneumatosophy, Steiner Books, 1999).
Американский педагог Скотт Гамильтон создал торговую марку в США для своей современной школы психологии, предлагающей коучинг, консалтинг и образование и синтезирующей психологию, философию, духовность, технологию роста и творческую актуализацию. Синтез объединяет общие элементы прошлых школ психологии с новой методологией исследования и моделями человеческой природы, развития, взаимоотношений, творчества, коучинга, консультирования и образования. Помещая их в причинную последовательность, психософию можно рассматривать как:
- Новый метод исследования внутреннего мира.
- Экспериментально проверенная модель внутренней природы человека, которая приводит к
- Новому пониманию человеческого развития,
- Новому пониманию человеческих взаимоотношений, и
- Новому пониманию человеческого творчества, все из которых интегрированы в
- Новые системы коучинга, консалтинга и образования
Гамильтон начал разрабатывать и распространять основные принципы и методы, лежащие в основе психософии, в 1987 году. В 1994 году он объединил первую часть психологии со второй частью философии, чтобы создать термин психософия. Только годы спустя он обнаружил, что этот термин использовался в различных других контекстах в начале 20-го и предшествующих столетий. В 1999 году Гамильтон начал официально предлагать услуги Психософского коучинга и консалтинга. Он обучал первую группу психософских тренеров и консультантов с 2005 по 2010 год, все из которых начали частные практики. В 2008 году Николас Хедлунд провел рецензируемое исследование одной из основополагающих практик психософии-удержания пространства любви-и опубликовал его в журнале интегральной теории и практики Кена Уилбера и Шона Эсбьерна-Харгенса. В 2010 году психософская модель человеческого сознания, система координат сознания, была представлена на конференции по интегральной теории в Университете Джона Ф. Кеннеди в Северной Калифорнии.
Психософия Афанасьева (типология Афанасьева, психейога) — это типология личности, созданная в СССР А.Ю.Афанасьевым, и описывающая врождённую расстановку четырёх сфер (аспектов) жизнедеятельности человека по четырём энергетическим приоритетам (функциям)[1]. Это статическая типология, то есть личность не может поменять свой тип в течение жизни.
Идеи психософии Афанасьева были изложены в книге А. Ю. Афанасьева «Синтаксис любви» (1980). В то время он снимал комнату в общежитии с девушкой, которая увлекалась соционикой и много рассказывала о ней. Афанасьев неплохо разбирался в психологии и на основе соционики создал свою типологию личности. Соционика и психософия основываются на типологии Юнга, поэтому они во многом похожи. Тем не менее, в то время, как в соционике стала развиваться и углубляться именно типология Юнга, аспекты в психософии со временем обозначились как самостоятельные и не относящиеся к дихотомиям, выведенным Юнгом.
Долгое время велись споры по поводу того, являются ли психософия и соционика взаимоисключающими типологиями. Но в 2000 году психолог Татьяна Прокофьева впервые предложила рассматривать их как взаимодополняющие. Таким образом, если типировать людей по обеим системам, можно выделить 384 комбинации.
Психософия и соционика[править | править код]
Не смотря на то, что психософия во многом схожа с соционикой[2], между ними существует ряд серьёзных отличий [3]:
- Ресурсом человека в рамках соционики является информация, в рамках психософии — энергия;
- Для обозначения соционического типа используют перечисление полюсов дихотомий (порядок перечисления носит формальный характер), обозначение же психософского типа напрямую зависит от порядка перечисления аспектов, а дихотомии (пары взаимоисключающих аспектов) отсутствуют.
Аспекты[править | править код]
Существует 4 аспекта: Воля, Эмоция, Логика и Физика.
Воля (В) – личностная и социальная сфера. Аспект, отвечающий за способность слышать свой «внутренний голос», быть уверенным в своих желаниях и стремлениях, реализовывать задуманное, принимать решения и придерживаться их, достигать поставленных целей. Также этот аспект определяет способность и желание согласовывать свои решения с другими людьми, организовывать людей/процессы, продавливать свою точку зрения, брать на себя ответственность. Важно отметить, что «Воля» не определяет то, насколько человек дисциплинирован или успешен (хотя определяет отношение человека к успеху).
Физика (Ф) – материальная сфера. Аспект, определяющий то, как личность удовлетворяет природные потребности. Эта функция регулирует его взаимоотношения с окружающим миром. «Физикой» обуславливается выбор образа жизни и вкусовых предпочтений. Также она определяет интерес к сексу, спорту, отношение к питанию, гигиене и здоровью. От положения физики зависит щедрость и отношение к деньгам.
Логика (Л) – интеллектуальная сфера. Аспект, который регулирует процессы формирования и обмена мнениями. Ее положение влияет на нашу способность вести дискуссии, отстаивать собственное мнение, самостоятельно вырабатывать точку зрения, уметь понимать позицию собеседника, менять собственное мнение со временем.
Эмоция (Э) – сфера образов и чувств. Аспект, влияющий на эмоциональность человека. Он регулирует обмен эмоциями, способность подстроиться или проигнорировать чужие чувства. «Эмоция» определяет умение рассказывать о своих переживаниях, естественность самовыражения, зависимость от собственных чувств, способность к эмпатии. Также она влияет на актёрское мастерство, любовь к стихам, искусству, умение чувствовать аудиторию.
Функции[править | править код]
Аспекты по-разному раскрываются в зависимости от их положения[1].
Психософия выделяет в психике человека 4 функции, которые именуются порядковыми номерами в зависимости от приоритетности аспекта.
Все функции в психософии можно разделить тремя параметрами на:
1) Высокие (сильные) и низкие (слабые) функции
Данная дихотомия разделяет функции по принципу энергии. Высокие функции обладают большим запасом энергии, и как следствие, уверены в себе. Низкие наоборот обладают малым запасом энергии, поэтому не уверены в себе, своих оценках и выводах[4].
В деятельность по своим сильным аспектам человек включается быстро, может долго и интенсивно работать, не уставая, ему легко сохранять сосредоточенность, а зачастую эта деятельность даже будет давать ему ещё больше сил, заряжая и вдохновляя его. В деятельность же по своим слабым аспектам человек будет включаться очень неохотно, будет медленно разгоняться, даже для решения простых (по мнению другого человека, но у которого эти аспекты являются сильными) проблем, ему придётся напрягаться, человек будет тратить слишком много энергии, как следствие, он не сможет долго и интенсивно работать, будет быстро уставать, терять сосредоточенность, ухудшится концентрация внимания в рамках этого процесса.
2) Принципиальные (доминирующие) и непринципиальные (подстраивающиеся).
Данный признак делит функции по инициативе внутри сферы (аспекта). Принципиальным функциям очень важно их мнение, они склонны игнорировать и недооценивать интересы, потребности и мнения окружающих по своему аспекту. Непринципиальные функции склонны подстраиваться под интересы, потребности окружающих людей. Их мнение по данному аспекту не принципиально, они готовы уступить[4].
Как правило, человек склонен серьёзно относиться к деятельности по своим принципиальным функциям. Кроме того ему трудно отступить, если что-то не получается, трудно не обращать внимания на проблемы по этим аспектам. Причём, при проблемах по сильной и принципиальной функции человек склонен устремлять все усилия на интенсивный процесс поиска решений для скорейшего результата, при попытке помешать этому поиску может появиться раздражительность (много энергии как на решение проблемы, так и на ответные реакции на раздражитель), а при проблемах по слабой и принципиальной функции человек имеет большую склонность впадать в растерянность и/или угнетённое, подавленное состояние (проблемы важны, но нет сил, чтобы искать решение). Именно по принципиальным аспектам человеку важнее всего самореализоваться, и по ним же он получает наибольшее удовлетворение от достижений.
3) Результативные и процессионные функции
Эта дихотомия разделяет функции по способу согласования своего мнения в сфере (аспекте) с обществом. По результативным функциям человек не согласует свое мнение с обществом, формируя и корректируя его наедине с собой. Существует стереотип, что человек по результативным функциям не хочет общаться на тему аспекта. Это далеко не так. Человек по результативной функции не будет менять свое мнение / решение в ходе общения, поэтому суть общения в сфере результативной функции сводится к информированию других и получению информации самому. По процессионным функциям человек согласует свое мнение с обществом, т.е. формирует и корректирует свою точку зрения в рамках аспекта в процессе обсуждения и диалога с другими людьми. Как следствие, для процессионной функции общение – это возможность достичь истины, лучше понять свою точку зрения[4].
Таким образом, по процессионным функциям человек стремится к детальной и всесторонней проработке объекта; важно учесть все нюансы, не забыв ни про одну сторону процесса; переделать что-то, изменить, дополнить, улучшить — доставляет удовольствие.
Первая функция — функция с избыточным энергетическим приоритетом (высокая), присутствием «эго» (принципиальная) и с отсутствием стремления к проработке (результативная).
Афанасьев образно назвал эту функцию «Молот», благодаря её огромной пробивной силе.
Вторая функция — функция с нормальным энергетическим приоритетом (высокая), отсутствием «эго» (непринципиальная) и стремлением к проработке (процессионная).
Этой функции автор типологии дал название «Река» из-за её гибкости и естественности.
Третья функция — функция с недостаточным энергетическим приоритетом (низкая), присутствием «эго» (принципиальная) и стремлением к проработке (процессионная).
Данная функция называется «Язва». Человека легко задеть по этой функции и, как правило, в ней находится существенная часть его комплексов и внутренних конфликтов.
Четвертая функция — функция с минимальным энергетическим приоритетом (низкая), отсутствием «эго» (непринципиальная) и стремления к проработке (результативная).
«Прозвище» этой функции — «Пустячок». На эту функцию человек обращает меньше всего внимания, считая проблемы по данной функции несущественными (независимо от реального положения дел).
Интертипные (межфункциональные) отношения[править | править код]
Есть 3 вида интертипных отношений[5], иногда они комбинируются.
Агапэ — совместимость
Это наиболее гармоничные отношения, в которых обе личности больше всего раскрываются. В таких отношениях сильные функции не давят на слабые. Это происходит, когда совпадают первая функция одного человека и четвёртая другого и наоборот, а также совпадают вторая функция одного человека и третья другого. Например, ЛВЭФ и ФЭВЛ являются агапэ.
Филия — тождество
В данных отношениях люди чувствуют себя комфортно за счёт того, что они похожи. Благодаря одинаковому положению определённых функций, люди. хорошо понимают друг друга.
Эрос — несовместимость
Люди, чьи функции не совпадают, не могут найти общий язык. Они не понимают друг друга, сильные функции ущемляют слабые, а те в свою очередь раздражают первые и вторые функции. Эрос происходит, когда встречаются люди, чьи первые и третьи или вторые и четвёртые функции совпадают. Например, абсолютно несовместимыми являются ЛВЭФ и ЭФЛВ.
Типы отношений могут сочетаться. Например, ЛВЭФ и ЛЭВФ совместимы по Эмоции и Воле (агапэ) и тождественны по Логике и Физике (филия).
Практическое применение[править | править код]
Типирование личности позволяет найти подход к человеку, не давя на болевые точки и раскрывая способности. Например, с психософией иногда знакомятся педагоги, которые стремятся лучше донести материал (за восприятие новых знаний отвечает аспект Логики)[6]. Также ею пользуются HR-менеджеры и рекрутеры, которые хотят найти наиболее подходящую кандидатуру на вакансию. По этой же системе проходит профориентирование[7].
Статус[править | править код]
Психософия официально не признана как отдельная наука или ответвление психологии. Сам автор не признавал психософию как часть психологии[1].
Психософия Афанасьева в массовой культуре[править | править код]
Интернет-пользователи стали создавать мемы,в которых высмеивают различные черты характера, связывая это с типом по психософии[8].
- Афанасьев А. Синтаксис Любви. Типология личности и прогноз парных отношений — Черная белка, 2007
- Курпатов А., Алехин А. Психософия. Методология, развитие личности — Речь, 2002
- ↑ 1 2 3 Афанасьев А. Синтаксис Любви. Типология личности и прогноз парных отношений.
- ↑ Возможная корреляция типологий: соционика и психе-йога (психософия) А. Афанасьева // Соционика, ментология и психология личности.
- ↑ Соционика или психософия? В чём разница? Что изучают? (рус.) (неопр.) ?. Дата обращения 26 января 2020.
- ↑ 1 2 3 Р. К. Коваленко; Н. А. Звонарёва. Функции в психософии (неопр.). Научно-исследовательский центр Соционического анализа.
- ↑ Уровень комфортности отношений в психософии (неопр.). socionics.ru. Дата обращения 7 ноября 2019.
- ↑ Психософия в школе или кому на 1 парте жить хорошо? (неопр.). socionics.ru. Дата обращения 7 ноября 2019.
- ↑ Прокофьева Т. Психологические типы и способности к профессии. // Абитуриент. — 2011. — № 11.
- ↑ Психософия с Йумором (неопр.). m.vk.com. Дата обращения 7 ноября 2019.
Эннеаграмма (психология) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Эннеаграмма.Эннеаграмма личности, или просто Эннеаграмма (с греч. ennea — девять и grammos — фигура) — концепция типов личности и взаимоотношений между ними. Она описывает девять «глубинных подсознательных „драйвов“» и их влияние на мировоззрение, мыслительные, эмоциональные и поведенческие стратегии девяти типов людей (т. н. эннеатипов). Эта модель была разработана в 1970-х годах и в основном базируется на работах Оскара Ичазо[en] и Клаудио Наранхо. Некоторое влияние на развитие модели оказали также идеи Георгия Гурджиева.
Эннеаграмма описывает девять типов личности, расположенных на окружности на равном расстоянии друг от друга. Такое изображение символизирует равноценный вклад каждого типа личности в создание целостного мира. Типы соединены между собой не только окружностью, но и также так называемыми «стрелками» — сложной внутренней фигурой, вписанной в окружность. Стрелки символизируют изменения в поведении людей в ситуации стресса и в ситуации психологического комфорта[источник не указан 2342 дня].
Несмотря на исследования приверженцев концепции Эннеаграммы[1][2][3] и некоторые данные по применению Эннеаграммы в психотерапевтической практике[4], на сегодняшний день Эннеаграмма не является моделью, признаваемой в академических психологических кругах в связи с отсутствием валидных тестов по определению типов Эннеаграммы[5] и отсутствием унификации содержания каждого из эннеатипов со стороны различных школ эннеаграммы[6] Эннеаграмму преподают как метод самопознания и развития. Модель Эннеаграммы иногда критикуют за допущение субъективных интерпретаций, что осложняет её научную проверку и валидацию.
Фигура Эннеаграммы представляет собой круг, в который вписан треугольник (соединяющий 3-6-9) и так называемая шестиконечная «звезда» (соединяющая 1-4-2-8-5-7).
Истоки и история развития Эннеаграммы как типологии личности до сих пор вызывают обсуждения. Уилтсе и Палмер[7] утверждают, что схожие с Эннеаграммой идеи можно обнаружить в трудах Евагрия Понтийского, Христианского мистика, жившего в IV веке в Александрии. Евагрий описал восемь помыслов (logismoi), которые позднее легли в основу учения о семи смертных грехах. К восьми помыслам он добавлял также девятый, основополагающий, который называл «любовь к себе». Евагрий писал: «Первым из всех помыслов является помысел себялюбия (philautia), а за ним — [остальные] восемь»[8]. Выделив восемь смертельных помыслов, Евагрий описал также восемь способов противостоять им.
Предполагается, что первым познакомил западный мир с фигурой Эннеаграммы Георгий Гурджиев. Однако не Гурджиев разработал описание девяти типов личности, связанных с Эннеаграммой. Отцом-разработчиком современной Эннеаграммы личности считается уроженец Боливии Оскар Ичазо. Его «Эннеагон Эго-Фиксаций» вместе с некоторыми другими аспектами личности, расположенными на фигуре Эннеаграммы, послужили основой для дальнейшего развития Эннеаграммы личности. Ичазо начал преподавать собственную программу по личностному развитию в 1950-е годы. Его подход, названный «Протоанализ», сочетает использование Эннеаграммы с другими символами и идеями. Оскар Ичазо основал Институт Арика, который сначала работал в Чили, а затем переехал в США. Именно Ичазо является автором термина «Эннеаграмма личности».[источник не указан 2342 дня]
Клаудио НаранхоКлаудио Наранхо, психиатр родом из Чили, познакомился с Эннеаграммой личности на курсе Оскара Ичазо в Арике. Он продолжил развивать учение Эннеаграммы, и с начала 1970-х годов начал преподавать в США своё понимание Эннеаграммы Личности. Идеи Наранхо оказали значительное влияние на дальнейшее развитие Эннеаграммы. Некоторое время знание, преподаваемое Наранхо, оставалось закрытым, однако в дальнейшем оно просочилось широкой публике. Несколько учеников Наранхо нарушили контракт, запрещавший им преподавать Эннеаграмму, и начали проводить свои обучающие группы и семинары по Эннеаграмме.
Одной из первых открытые семинары по Эннеаграмме стала проводить Хелен Палмер, которая впоследствии написала ряд книг, посвященных применению Эннеаграммы для самоанализа, личностного развития и выстраивания функциональных семейных и рабочих отношений. Также Эннеаграмму начали преподавать некоторые иезуитские священники, рассматривая это учение через призму Христианской духовности, но впоследствии это учение было признано официальным Ватиканом как неподходящее для духовного развития и рассматривалось в контексте Нью Эйдж.[9] Так учение Эннеаграммы начало быстро распространяться сначала в психотерапевтических и духовных кругах, а затем проникая и в другие области применения.[источник не указан 2342 дня]
На сегодняшний день не существует единого унифицированного понимания Эннеаграммы и возможностей применения этого знания. Ичазо не признает разработки Наранхо, Палмер и иезуитов, называя их неверными интерпретациями Эннеаграммы[10]. Понимание Эннеаграммы учениками и последователями Наранхо так же может разниться в некоторых деталях. Сегодня большое количество авторов продолжают проводить практические и научные исследования Эннеаграммы и областей её применения. Среди известных авторов стоит перечислить следующие имена: Клаудио Наранхо, Дон Ричард Рисо и Расс Хадсон, А. Х. Алмаас, Ричард Рор, Элизабет Вэйгл, Джинджер Лапид-Богда, Хелена Макани.
Фигура ЭннеаграммыФигура Эннеаграммы состоит из 3 частей: круга, внутреннего треугольника (соединяющего 3-6-9) и так называемой шестиконечной «звезды» (соединяющей 1-4-2-8-5-7). Согласно эзотерическим духовным традициям круг символизирует целостность, внутренний треугольник символизирует «закон трех», а шестиконечная фигура символизирует «закон семи» (последовательность 1-4-2-8-5-7-1 представляет собой периодическую десятичную дробь, которая возникает при делении единицы на семь).
В таблице ниже приведены краткие описания типов:
Все названия из таблицы являются метафорическими и могут отличаться у различных авторов Эннеаграммы и в различных вариантах перевода. Данная таблица составлена на основе названий, используемых Д. Рисо, Р. Хадсоном и Х. Макани.
Тип | Характерная роль | Страсть | Фиксация Эго | Базовое желание | Базовый страх | Соблазн | Добродетель | Стресс | Безопасность |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Перфекционист | Гнев | Осуждение | Быть хорошим, порядочным, сбалансированным | Быть плохим, непорядочным, иметь изъяны | Лицемерие, чрезмерная критичность | Спокойствие | 4 | 7 |
2 | Помощник | Гордыня | Поиск благодарности | Быть любимым | Быть нелюбимым и нежеланным | Отрицание собственных потребностей, соблазнение | Скромность | 8 | 4 |
3 | Достигатель | Самообман | Тщеславие | Чувствовать себя ценным | Не иметь ценности | Стремление всегда быть «лучшим» | Аутентичность | 9 | 6 |
4 | Индивидуалист | Зависть | Тоска (Нехватка) | Быть настоящим, собой | Не иметь идентичности | Злоупотребление воображением из желания найти себя | Уравновешенность (Эмоциональный баланс) | 2 | 1 |
5 | Наблюдатель | Скупость | Отстранение | Быть компетентным, готовым к действию | Быть беспомощным, некомпетентным, не в состоянии справиться | Замещение прямого проживания умственными концепциями | Щедрость (Непривязанность) | 7 | 8 |
6 | Скептик / Преданный | Страх | Сомнения | Иметь поддержку и руководство | Остаться без поддержки и руководства | Нерешительность, сомнения, поиски поддержки | Смелость | 3 | 9 |
7 | Энтузиаст | Обжорство | Планирование, хитрость | Быть удовлетворенным и счастливым | Испытывать боль и нужду | Ощущение, что счастье и удовлетворение находятся не здесь | Трезвость | 1 | 5 |
8 | Босс | Вожделение | Справедливость (Борьба) | Быть защищенным и независимым | Оказаться под чьим-то контролем, быть жертвой | Считать себя полностью самодостаточными | Невинность | 5 | 2 |
9 | Миротворец | Лень | Самозабвение | Быть целостным, в состоянии умиротворения | Отделенности, потери связи | Избегание конфликтов, избегание заявлять о себе | Энергия (Собранность) | 6 | 3 |
Крылья[править | править код]
Большинство специалистов, обучающих Эннеаграмме Личности, утверждают, что у людей одного и того же Эннеатипа черты характера могут несколько отличаться, в зависимости от того, какое влияние оказывают на них 2 соседних типа. Эти два типа часто называют «крыльями». Так, человек 3-го типа может иметь «крылья» во 2-й и 4-й типы. То, что типы Эннеаграммы расположены на окружности, может указывать на их скорее континуальную, а не дискретную природу взаимодействия. Таким образом, в Эннеаграмме считается, что у человека есть базовый тип и может быть одно или два крыла, которые оказывают влияние на некоторые черты его характера, однако не меняют его базового типа и соответственно его глубинной мотивации.[11]
Переходы в стрессе и безопасности[править | править код]
Стрелки, которыми связаны типы внутри окружности, дают более полное понимание динамики характера каждого типа. Некоторые авторы их называют «переходами в стрессе и безопасности», некоторые — «направлениями интеграции и дезинтеграции». В самом общем смысле, эти стрелки описывают, как изменяются наши реакции и стратегии поведения, когда мы оказываемся в комфортной, безопасной обстановке, или наоборот — в ситуации давления и стресса. Таким образом, как минимум 4 типа оказывает значительное влияние на базовый тип и мотивацию человека: два «крыла» и две «стрелки».[11]
Инстинктивные подтипы[править | править код]
У каждого типа личности выделяется три подтипа, или инстинктивных варианта. Считается, что подтип человека зависит от того, какой инстинктивный драйв доминирует в жизненных стратегиях человека. В Эннеаграмме выделяют три основные инстинктивные энергии: инстинкт самосохранения, сексуальный (его также называют «близостью» или «1:1») и социальный. В зависимости от доминирующего инстинкта, жизненный фокус человека направлен на удовлетворение:
- потребностей, связанных с безопасностью, здоровьем и материальным благополучием (самосохранение),
- потребностей, связанных с близкими отношениями со значимыми людьми (сексуальный),
- потребностей, связанных с признанием, статусом, положением в обществе и принадлежностью к группам (социальный).
Принимая во внимание теорию доминирующего инстинкта, в Эннеаграмме выделяется 27 подтипов, поскольку представители одного и того же типа с разными доминирующими инстинктами будут значительно отличаться друг от друга, у них будут разные корневые ценности и жизненные стратегии. Согласно этой теории, доминирующий инстинкт — эта та жизненная область, в которой наиболее ярко проявляется глубинная мотивация типа. Например, если глубинная мотивация 3-го типа связана со стремлением к успеху и восхищению, то 3-ка с инстинктом самосохранения будет реализовывать эту потребность за счет блестящих материальных достижений и хорошего дохода, 3-ка с сексуальным инстинктом будет искать восхищения партнера, стремясь соответствовать его/ее ожиданиям, а 3-ка с социальным инстинктом будет стремиться получить признание в обществе (звания, титулы, почетное положение в компании или профессиональном сообществе).
Считается, что у каждого человека есть все три инстинктивных драйва, однако один из них, как правило, доминирует. Некоторые специалисты в области Эннеаграммы считают, что второй инстинкт также может быть хорошо развит, однако третий инстинкт часто является значительно менее развитым или мало проявленным в жизни человека[12].
Уровни развития[править | править код]
Одним из значительных отличий учения Эннеаграммы от других типологий личности является концепция Уровней Развития. Считается, что характер и жизненные стратегии человека того или иного типа не являются чем-то статическим. Более того, уровень психологического, социального и межличностного функционирования человека не зависит от его типа личности. Будучи представителем одного и того же типа, человек может быть жить счастливой сбалансированной жизнью, или может находиться на довольно низком уровне психологического и социального здоровья. У всех типов Эннеаграммы выделяются так называемые «Уровни Развития»[13], описывающие уровень внутриличностного и межличностного функционирования человека. Всего выделяется 9 уровней развития, которые объединяются в 3 большие группы: здоровые, средние и нездоровые уровни развития. Разработчиками этой концепции являются Д. Р. Рисо и Р. Хадсон. В своих работах они описывают основные жизненные стратегии каждого типа на каждом из девяти уровней, выделяют факторы, влияющие на переход вниз или вверх по уровням.
Здоровые уровни — это уровни высокого функционирования личности. На них человек обладает высокой степенью осознанности, баланса и свободы в выборе жизненных стратегий. На здоровых уровнях человек становится более свободным от паттернов своего типа. У человека есть большой доступ к его Сущностному состоянию и он успешно реализует свои особые таланты и качества в своей жизни и деятельности. Важные жизненные потребности удовлетворяются с легкостью.
На средних уровнях, по утверждению авторов этой концепции, находится подавляющее большинство людей. На этих уровнях в центре жизненного фокуса человека — удовлетворение важных для него потребностей (в признании, безопасности, уважении и т. д.). На средних уровнях людям удается реализовывать их потребности, однако чаще всего это получается через социальные роли, борьбу, конфликты, неосознанное манипулирование. На средних уровнях люди могут осознавать подсознательные мотивы и отслеживать паттерны своего типа, однако им сложно противостоять. Сначала возникает реакция, а затем осознание.
На нездоровых уровнях находится мало людей. Это область клинических личностных расстройств, психических заболеваний. На этом уровне у человека практически полностью отсутствует то, что в психоанализе называют «осознающим эго». Человек не способен осознавать, а следовательно, и контролировать свои реакции. Стратегии типа, направленные на удовлетворение его базовых глубинных потребностей, обретают гротескные, гипертрофированные формы. Поведение становится дезадаптивным и часто опасным для самого человека и социума.[14]
Многие авторы Эннеаграммы считают эту часть учения особенно ценной, так как она позволяет определить текущий уровень функционирования человека, зону ближайшего развития и дестабилизирующие факторы.
- ↑ D.Riso, R.Hudson: Understanding the Enneagram, p.384
- ↑ Sara Ann Scott, Ph.D.: An analysis of the validity of the Enneagram
- ↑ Naranjo Claudio: Character and Neurosis
- ↑ Naranjo Claudio: Enneatypes and Psychotherapy
- ↑ Kaluzniacky, Eugene. Managing psychological factors in information systems work: an orientation to emotional intelligence (англ.). — Idea Group Inc (IGI), 2004. — ISBN 978-1-59140-198-8.
- ↑ Ellis, Albert; Abrams, Mike; Dengelegi Abrams, Lidia (2008). Personality theories: critical perspectives. SAGE. ISBN 978-1-4129-7062-4. «Ichazo has disowned Naranjo, Palmer and the other Jesuit writers on the Enneagram on the grounds that his descriptions of the nine types represent ego fixations that develop in early childhood in response to trauma.»https://books.google.com.mt/books?id=4_FOIKi2_tYC&pg=PA569&lpg=PA569&dq=%22New+age+theories+of+personality:+The+Enneagram%22&hl=ru#v=onepage&q=%22New%20age%20theories%20of%20personality%3A%20The%20Enneagram%22&f=false»
- ↑ Wiltse, V.; Palmer, H. (July 2011). «Hidden in plain sight: Observations on the origin of the Enneagram». The Enneagram Journal 4 (1): 4-37.
- ↑ Евагрий Понтийский. Мысли
- ↑ Pontifical Council for Culture, Pontifical Council for Interreligious Dialogue. Jesus Christ, the Bearer of the Water of Life. A Christian Reflection on the ‘New Age’ (неопр.). Vatican Website. — «enneagram, the nine-type tool for character analysis, which when used as a means of spiritual growth introduces an ambiguity in the doctrine and the life of the Christian faith».
- ↑ Letter to the Transpersonal Community (недоступная ссылка)
- ↑ 1 2 Эннеаграмма » Структура Эннеаграммы
- ↑ Хелена К. Макани: Эннеаграмма. Ваш путь личностного развития, с.27-30
- ↑ Дон Рисо, Расс Хадсон: Мудрость Эннеаграммы, с.106-122
- ↑ D.Riso, R.Hudson: Understanding the Enneagram
- Макани, Х. К. Эннеаграмма: Ваш путь личностного развития (рус.). — Ганга, 2012. — ISBN 978-5-98882-176-2.
- Рисо, Дон; и Хадсон, Расс. Мудрость Эннеаграммы (неопр.). — Открытый Мир, 2010. — ISBN 978-5-97430-166-7.
- Рисо, Дон; и Хадсон, Расс. Определение вашего типа личности. Важное введение в теорию Эннеаграммы, пересмотренное и расширенное (рус.). — Ганга, 2012. — ISBN 978-5-98882-147-2.
- Almaas, A. H. (англ.)русск.. Facets of Unity: The Enneagram of Holy Ideas (англ.). — Shambhala, 2000. — ISBN 0-936713-14-3.
- Bartlett, Carolyn. The Enneagram Field Guide: Notes on Using the Enneagram in Counseling, Therapy and Personal Growth (англ.). — 2008. — ISBN 978-0979012549.
- Beesing, Maira. The Enneagram: A Journey of Self-Discovery (англ.). — Dimension Books, O’Leary, Patrick; and Nogosek, Robert J.. — ISBN 978-0871932143.
- Daniels, David; and Price, Virginia. The Essential Enneagram: Test and Self-Discovery Guide (англ.). — HarperOne (англ.)русск., Updated and Revised 2009. — ISBN 0-06-251676-0.
- Goldberg, Michael J. 9 Ways of Working (неопр.). — Marlowe & Company (англ.)русск., 1999. — ISBN 1-56924-688-2.
- Hurley, Kathleen V. My Best Self: Using the Enneagram to Free the Soul (англ.). — HarperOne (англ.)русск., 1993. — ISBN 85-7272-066-9.
- Ichazo, Oscar. Interviews with Oscar Ichazo (неопр.). — Arica Press, 1982. — ISBN 0916554023.
- Maitri, Sandra. The Spiritual Dimension of the Enneagram: Nine Faces of the Soul (англ.). — Tarcher (англ.)русск., 2001. — ISBN 1-58542-081-6.
- Maitri, Sandra. The Enneagram of Passions and Virtues: Finding the Way Home (англ.). — Tarcher (англ.)русск., 2005. — ISBN 1-58542-406-4.
- Naranjo, Claudio (англ.)русск.. Character and Neurosis (неопр.). — Gateway Books & Tapes, 1990. — ISBN 0-89556-066-6.
- Naranjo, Claudio (англ.)русск.. Ennea-type Structures: Self-Analysis for the Seeker (англ.). — Gateway Books & Tapes, 1990. — ISBN 978-0895560636.
- Naranjo, Claudio (англ.)русск.. Enneatypes and Psychotherapy (неопр.). — Gateway Books & Tapes, 1995. — ISBN 0934252475.
- Naranjo, Claudio (англ.)русск.. Transformation Through Insight: Enneatypes in Life (англ.). — Hohm Press, 1997. — ISBN 0934252734.
- Palmer, Helen. The Enneagram: Understanding Yourself and the Others in Your Life (англ.). — Harper & Row (англ.)русск., 1988. — ISBN 0062506730.
- Palmer, Helen. The Enneagram in Love and Work: Understanding your Intimate and Business Relationships (англ.). — HarperOne (англ.)русск., 1996. — ISBN 0-06-250721-4.
- Rohr, Richard. The Enneagram: A Christian Perspective (неопр.). — Crossroad, 2001. — ISBN 0-8245-1950-7.
- Wagele, Elizabeth (англ.)русск.; and Baron, Renee. The Enneagram Made Easy (неопр.). — HarperOne (англ.)русск., 1994. — ISBN 0-06-251026-6.
- Wagele, Elizabeth (англ.)русск.; and Baron, Renee. Are You My Type, Am I Yours? : Relationships Made Easy Through The Enneagram (англ.). — HarperOne (англ.)русск., 1995. — ISBN 006251248X.
- Wagele, Elizabeth (англ.)русск.. The Enneagram of Parenting: The 9 Types of Children and How to Raise Them Successfully (англ.). — HarperOne (англ.)русск., 1997. — ISBN 0062514555.
- Wagele, Elizabeth (англ.)русск.. Finding the Birthday Cake; Helping Children Raise Their Self-Esteem (An Enneagram book for children) (англ.). — New Horizon Press, 2007. — ISBN 978-0-88282-277-8.
- Wagele, Elizabeth (англ.)русск.; and Ingrid Stabb. The Career Within You (неопр.). — HarperOne (англ.)русск., 2010. — ISBN 978-0-06-171861-8.
- Riso, Don Richard; Hudson, Russ. Understanding the Enneagram; the practical guide to personality types (англ.). — Houghton Mifflin Company (англ.)русск., 2000. — ISBN 0-61800415-7.
Характерология — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Характероло́гия (от др.-греч. и «область науки») — учение, изучающее характер и процессы его самоформирования[1]. Термин является калькой с немецкого термина Charakterkunde. Термин введён в конце XIX — начале XX века, однако изучению характеров уделялось внимание и в более раннее время.
«Характерология — это учение о психофизической предрасположенности в целом, включая ориентацию на определённые ценности».
— Макс Симонайт. Военная психология. Общие проблемы и практические выводы. Ферлаг Бернард унд Грефе. Берлин, 1943 г.[2]
Основателем характерологии считается древнегреческий учёный и писатель Теофраст, автор труда «Характеры». Трактат Теофраста содержал описание 31 типа, каждый из которых определялся на основе доминирования той или иной черты. С XIX в. начинаются систематичные попытки подвести научную базу под различия человеческих характеров, появляются различные классификации характеров и психологических типов — Л. Клагеса, К. Г. Юнга, Э. Кречмера, А. Ф. Лазурского и др. Большинство этих (и более ранних) классификаций строились по различным основаниям.
В СССР в 1920—1930-е годы учение о характерах развивалось в основном в рамках педологии. В конце 1930-х годов все эти исследования были свёрнуты. В советской психологии получило распространение вульгарное толкование тезиса Выготского о раскрытии индивидуальных особенностей через взаимодействие с обществом: было принято считать, что характер есть результат воздействия общества, тогда как врождёнными можно считать только различия на уровне темперамента. В неоднократно переиздававшемся учебнике Ковалёва и Мясищева характерология объявляется «буржуазной лженаукой».
В 1960-е годы, по мере возрождения интереса к индивидуальным особенностям человека, в том числе конституциональным, смещается и акцент в их исследовании. Речь уже идёт не о «характерологии», а о дифференциальной психологии, в которой проводится различие между психическими свойствами, состояниями и процессами (в западной психологии эти понятия обозначаются как психологические факторы, в нейронауке — как психические функции).
Современные классификации характеров[править | править код]
Современная классификация характеров, созданная М. Е. Бурно:
- Сангвинический или синтонный (циклоид)
- Напряжённо-авторитарный характер (эпилептоид)
- Тревожно-сомневающийся характер (психастеник)
- Застенчиво-раздражительный характер (астеник)
- Педантичный характер (ананкаст)
- Демонстративный характер (истерик)
- Замкнуто-углублённый характер (аутист, шизоид)
- Неустойчивый характер
Смешанные (мозаичные) характеры:
- органический характер
- эндокринный характер
- полифонический характер
Идеи характерологии лежат в основе психологического тестирования. Полезной характерология оказывается в конфликтологии и в управлении персоналом.
- ↑ Характерология / В. П. Руднёв // Словарь культуры XX века.
- ↑ Пономаренко, В. В. Технологии скрытого управления людьми. — М.: АСТ; Олимп, 2008. — 506, [6] с.
- Кречмер Э. Строение тела и характер = Körperbau und Charakter. Untersuchungen zum Konstitutionsproblem und zur Lehre von den Temperamenten / Под ред. Ганнушкина П. Б., перевод со 2 нем. изд. Тартаковского Г. Я. — Москва — Петроград: Государственное издательство, 1924. — 283 с. — 5000 экз. (рус.)
- Блюмина Т. А. Вековые натуры в семье, школе и обществе. Ч. 1—2. — М., 1996.
- Бодалев А. А. Продолжаем обсуждение проблемы «личность и характер» // Вестник МГУ. Серия Психология. — 1986. — № 1. — С. 36—50.
- Бурно М. Е. О характерах людей (2005, 2006, 2008)
- Волков П. В. Разнообразие человеческих миров (Руководство по профилактике душевных расстройств). — М.: Аграф, 2000. — 528 с.
- Гинецинский В. И. Пропедевтический курс общей психологии. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997.
- Егидес А. П., Сугробова Н. Ш. Как научиться разбираться в людях. — Алма-Ата: «Казахстан» АО «Караван», 1991.
- Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 1. Характер. — Л.: ЛГУ, 1957.
- Пономаренко В. В. Практическая характерология. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2006.
- Руднев В. П. Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология. — М.: Независимая фирма «Класс’, 2002. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии. вып. 102).
Словари и энциклопедии |
---|
Авторитарная личность — Википедия
- В этой статье описываются психологические черты авторитаризма. По форме правления, который носит то же имя, см. Авторитаризм
Теория авторитарной личности разработана психологами Калифорнийского университета в Беркли Эльзой Френкель-Брюнсвик (англ.)русск., Даниэлем Левинсоном и Р. Невитт Сэнфордом (англ.)русск., а также немецким социологом и философом Франкфуртской школы Теодором Адорно[1]. Свои взгляды на феномен авторитарной личности они изложили в книге 1950 года с одноимённым названием (англ.)русск.. Тип личности определяется девятью признаками, которые, как полагают авторы, связаны в общий пучок черт личности, образующихся в результате психодинамического детского опыта. Это следующие признаки: конвенционализм, авторитарные представления, авторитарная агрессия, антиинтроцепция, суеверия и стереотипы, власть и «твердость», разрушительность и цинизм, проекция и преувеличенная сексуальная озабоченность (сексуальные репрессии). Короче говоря, авторитарный — значит предрасположенный следовать диктату сильных лидеров и традиций, общепринятых ценностей.
Авторы теории авторитарной личности, эмигрировавшие из Европы во время Второй мировой войны, заинтересовались изучением антисемитизма. Они набирали волонтеров для анкетирования. Среди волонтеров отобрали людей с наиболее и наименее выраженными антисемитскими взглядами, результаты тех, кто был в середине, отбрасывали. Затем они противопоставили эти две группы, создав F-шкалу (F означает «фашизм»), которая определяла основные черты авторитарной личности.
В последнее время Джон Дин использовал теорию (а также исследования Роберта Альтемайера (англ.)русск.) для анализа современной политической обстановки, в своей книге «Консерваторы без совести».
Адорно и его коллеги считали теорию авторитарной личности фундаментальной с точки зрения теории психоанализа Фрейда, опираясь на опыт раннего детства в качестве движущей силы развития личности. Психоаналитическая теория предполагает, что маленькие дети усваивают ценности своих родителей бессознательно, в результате травматических конфликтов. В результате развивается Сверх-Я. Борясь с недопущением отклонений, авторитаризм родителей приводит к развитию очень сильного Супер-Эго. Таким образом, начиная с самого раннего детства и далее, бессознательные желания и потребности подавляются и остаются неудовлетворенными.
Бессознательные конфликты проявляются, когда человек проецирует свои «запреты» потребностей и агрессии своего Супер-Эго на других людей. Как правило, из числа этнических, политических или религиозных меньшинств, выбранных в качестве образа для этих психологических проекцией, поскольку это субъективно менее опасно с точки зрения последствий. Сторонники авторитаризма часто ссылаются на социально приемлемые предрассудки.
Альфред Адлер рассматривает, с другой стороны, соединение «волю к власти над другими», как центральную невротическую черту, которая проявляется как агрессивное поведение, компенсирующее боязнь неполноценности и ничтожества. Согласно этому мнению, авторитарная личность нуждается в сохранении контроля и доказательстве превосходства над другими, это основа в мировоззрении населения врагами, и простого равноправия, сочувствия и взаимной выгоды.
Вскоре после публикации «Авторитарной личности» теория стала предметом многочисленных критических замечаний. Критике подверглись теоретические проблемы, связаные с психоаналитической интерпретацией личности, и методологические проблемы, связанные с недостатками F-шкалы. Другое критическое замечание заключалось в том, что теория психологов из Беркли подразумевает, что авторитаризм существует только в правой части политического спектра. В результате, некоторые утверждали, что эта теория определяется негативной политической предвзятостью её авторов. Кремль выявил, что анти-авторитарная личность имела те же личностные характеристики, как и авторитарная личность.
Милтон Рокич в 1960 году предложил модель догматической личности в противовес классической модели авторитаризма. Догматизм (или закрытость мышления), как полагал Рокич, является центральным конструктом авторитарной личности. Догматизм, по Рокичу, это относительно закрытая когнитивная организация убеждений и представлений о реальности, организованная вокруг центрального убеждения об абсолютной авторитарности, которая в свою очередь формирует жесткую структуру нетерпимости и избирательной терпимости к другим. Такая личность не восприимчива к новым идеям, нетерпима к двусмысленностям и реагирует оборонительно, когда ситуация становится угрожающей[2].
Ганс Айзенк 1954 году построил двухфакторную модель, описывающую личность как взаимосвязь идеологии и когнитивного стиля. Первый фактор модели Айзенка — идеологический уровень составляет континуум от радикализма к консерватизму с промежуточным положением либерализма (R-фактор). Во втором факторе он выделяет два стиля мышления: жесткоустановочное и мягкоустановочное (T-фактор). Жесткое мышление характеризуется следующими признаками: эмпиричность (следование фактам), чувственность, материалистичность, пессимистичность, безразличие к религии, фаталистичность, плюралистичность, скептичность и соответствует экстравертивной ориентации личности. Мягкое мышление отличают: рационалистичность (следование принципам), интеллектуальность, идеалистичность, оптимистичность, религиозность, своевольность, монистичность, догматичность и характеризует интраверсию. Жесткоустановочными идеологиями по Айзенку являются фашизм, относящийся к консервативному полюсу и коммунизм, относящийся к радикальному. Мягкоустановочной идеологией является либерализм, занимающий промежуточное место между консерватизмом и радикализмом[3].
Джон Р. Паттерсон и Гленн Уилсон (англ.)русск. в 1973 году предложили шкалу консерватизма. По мнению авторов, консерватизм является ключевым фактором, определяющим все социальные установки личности. Данное понятие консерватизма авторы близко ассоциируют с понятиями «фашизм», «авторитаризм», «ригидность» и «догматизм». Шкала консерватизма (C-Scale) была сконструирована с целью выявить 9 следующих характеристик: религиозный фундаментализм, ориентацию на правое крыло политического спектра, убеждение в необходимости применять жесткие правила и наказания, нетерпимость к меньшинствам, тенденцию отдавать предпочтение общераспространённому дизайну в одежде и принадлежность к мейнстриму в искусстве, антигедонистическую точку зрения, милитаризм, веру в сверхъестественное и неприятие научного прогресса[4].
Роберт (Боб) Альтемайер (англ.)русск. в 1981 году предложил свою концепцию правого авторитаризма[5], где показал, что только три из оригинальных девяти предполагаемых компонентов модели, коррелированных вместе: авторитарное смирение, авторитарная агрессия и конвенционализм[6].
Несмотря на методологические недостатки, теория «Авторитарной личности» оказала большое влияние на исследования в политической, личностной и социальной психологии. В Германии, авторитаризм изучался Клауссом Рогменном, Детлефом Оэстэричем и Кристэльем Опфем. Одним из наиболее активных исследователей в этой области сегодня является голландский психолог Джи. Д. Мелоэн. Один из самых активных критиков теории был австралийский психолог Джон Рей.
- ↑ Adorno Th. W., Frenkel-Brunswik E. (англ.)русск., Levinson D. J., Sanford R. N. (англ.)русск. (1950). The Authoritarian Personality (англ.)русск.. Norton: NY.
- ↑ Rokeach M. The open and closed mind, N.-Y., 1960
- ↑ Eysenck H. The psychology of politics, L., 1954
- ↑ Patterson J., Wilson G. (англ.)русск. Anonymity, occupation and conservatism. // The Journal of Social Psychology (англ.)русск., 1969, vol. 78
- ↑ Altemeyer B. (англ.)русск. (1998). The other «authoritarian personality». Advances in Experimental Social Psychology, 30, 47-91.
- ↑ Altemeyer B. (англ.)русск. Right-Wing Authoritarianism, Winnipeg, 1981
- на русском языке
- на других языках
- Adorno Th. W., Frenkel-Brunswik E. (англ.)русск., Levinson D. J., Sanford R. N. (англ.)русск. (1950). The Authoritarian Personality (англ.)русск.. Norton: NY.
- Altemeyer B. (англ.)русск. Right-Wing Authoritarianism, Winnipeg, 1981.
- Eysenck H. The psychology of politics, L., 1954;
- Eysenck H. Primary social attitudes: A comparison of attitude patterns in England, Germany and Sweden. // Journal of Abnormal Psychology (англ.)русск., 1953, vol. 48, pp. 563—568.
- Maslow A. The authoritarian character structure // The Journal of Social Psychology (англ.)русск., S.P.S.S.I. Bulletin, 1943, No 18, pp. 401—411.
- Patterson J., Wilson G. (англ.)русск. Anonymity, occupation and conservatism. // The Journal of Social Psychology (англ.)русск., 1969, vol. 78.
- Rokeach M. The open and closed mind, N.-Y., 1960.
Акцентуация — Википедия
Акцентуированные личностные черты | |
---|---|
МКБ-10 | Z73.173.1 |
Акцентуа́ция, акцентуа́ция хара́ктера, акцентуа́ция ли́чности, акцентуи́рованная ли́чностная черта́ (от лат. accentus — ударение) — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи[1].
Термин «акцентуация» в 1968 году ввёл немецкий психиатр Карл Леонгард, который употреблял его в словосочетаниях «акцентуированная личность» и «акцентуированная черта личности». Он описывает акцентуации как чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние в неблагоприятных условиях. Леонгард характеризует акцентуации как «отклонение от нормы», но замечает, что, по его мнению, «население Берлина — это на 50 % акцентуированные личности и на 50 % — стандартный тип людей». Он разработал также свою классификацию акцентуаций, в которой можно видеть значительное влияние психоаналитических представлений о типологии психических расстройств.[2]
В 1977 году Андрей Евгеньевич Личко на основе работ Леонгарда и классификации психопатий Петра Борисовича Ганнушкина развил концепцию и начал использовать словосочетание «акцентуация характера», считая личность слишком комплексным понятием для акцентуаций. Разработанная им типология имеет явную привязку к классификации психопатий Ганнушкина и, кроме того, предназначена только для подросткового возраста.[1]
На данный момент, с переходом российской психиатрии на МКБ-10, классификация психопатий Ганнушкина морально устарела, и акцентуации, для удобства работы, часто классифицируются исходя из международной типологии расстройств личности либо из психоаналитических типологий личностных расстройств, хотя и такой подход не является строгим или признанным научным сообществом.
Акцентуация в МКБ-10 классифицируется как одна из проблем, связанных с трудностями поддержания нормального образа жизни (Z7373.). В данной классификации к диагнозу «акцентуация личностных черт» (Z73.173.1) относится поведенческий паттерн, характеризующийся необузданными амбициями, стремлением к высоким достижениям, а также нетерпеливостью с ощущением неотложности.
Нормальное состояние психики может плавно перетекать в акцентуацию, которая, в свою очередь, постепенно переходит в психопатию или расстройство личности. Это звенья одной цепи, объединённые общими процессами с разной степенью выраженности. На данный момент классификация акцентуации и психопатии имеет чисто описательный (феноменологический) характер и не отражает сути формирующего их психического процесса. Поэтому за основу классификации нужно брать не внешние поведенческие проявления акцентуаций и психопатий, а основные элементы психики и модели мира (как части психики), которые напрямую участвуют в образовании всех акцентуаций и психопатий.
Понятие «акцентуация» близко к понятию «расстройство личности». Основным отличием является то, что три основные характеристики расстройства личности (влияние на все сферы жизни человека, стабильность во времени, социальная дезадаптация) никогда не присутствуют в акцентуации одновременно:
- Акцентуированный человек может специфически реагировать на специфические психогенные воздействия, но только на них, в то время как человек с расстройством личности на любые психогенные воздействия реагирует в соответствии с особенностями своего расстройства (влияние на все сферы жизни).
- Акцентуации могут наиболее ярко проявляться только в течение определённого периода жизни человека (например, подросткового периода) и обычно сглаживаются со временем, в то время как для расстройств личности характерно появление на ранних периодах жизни и стабильность или усиление проявлений в течение жизни (стабильность во времени).
- Акцентуации могут не приводить к социальной дезадаптации вообще или приводить к ней лишь на непродолжительное время, в то же время расстройства личности мешают такой адаптации постоянно.
Хотя специально это обычно не подчёркивается, можно видеть, что понятие «акцентуация» определяется через понятие «расстройство личности» («психопатия») и вторично по отношению к нему. Из утверждений Личко об отличиях акцентуаций от расстройств личности можно сделать вывод, что во всём остальном они схожи.[1]
А. Е. Личко разрабатывал свою концепцию и диагностические методы исключительно для работы с подростками, из-за чего иногда можно встретить утверждения других авторов, что понятие акцентуации применимо только к подростковому возрасту. Однако сам он нигде не ограничивает область применения этого понятия и говорит только об области применения своих теоретических и практических разработок. В дальнейшем он применил свои разработки и развил концепцию в отношении взрослых[3].
А. Е. Личко выделяет две степени выраженности акцентуаций:
- Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Акцентуированные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни. Компенсации не происходит даже при отсутствии психических травм.
- Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Акцентуированые черты характера проявляются в основном при психических травмах, но не приводят к хронической дезадаптации.[1]
Связь с расстройствами личности и отличия[править | править код]
В отличие от расстройства личности (устар. «конституциональной психопатии»), акцентуация характера приводит к дезадаптации только в некоторых ситуациях[4]. Расстройство личности же — это тяжёлое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций, почти всегда сопровождающееся дезадаптацией.
При акцентуации особенности проявляются не везде и не всегда, в противовес расстройствам личности[1]. Дезадаптивные черты проявляются лишь иногда в определённых условиях, при тяжёлых жизненных ситуациях или психических травмах[1]. При расстройстве личности же патологические черты характера тотальны и относительно стабильны[1].
Сравнительная таблица типов акцентуации личности и характера:[5]
Акцентуации личности (К. Леонгард, 1964) | Акцентуации характера (А. Е. Личко, 1977) |
---|---|
Аффективно-лабильный | — |
Аффективно-экзальтированный | — |
Возбудимый | Эпилептоидный |
Гипертимический | Гипертимный |
Демонстративный | Истероидный |
Дистимический | Циклоидный |
Застревающий | — |
Интровертированный | Шизоидный |
Педантичный | Психастенический |
Тревожный (боязливый) | — |
Экстравертированный | Конформный |
Эмотивный | — |
— | Астено-невротический |
— | Неустойчивый |
— | Сенситивный |
За время существования понятия «акцентуация» было разработано несколько типологий акцентуированных личностей. Первая из них (1968 год) принадлежит автору концепции, Карлу Леонгарду. Следующая, получившая более широкую известность классификация от 1977 года, была разработана Андреем Евгеньевичем Личко.
- Бурно М. Е. О характерах людей (2005, 2006, 2008)
- Волков П. Разнообразие человеческих миров. Аграф, 2000.
- Кречмер Э. Строение тела и характер. Государственное издательство, 1930.
- Руднев В. П. Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология. — М.: Независимая фирма «Класс’, 2002. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии. вып. 102).