Рациональное (научное) сознание — Илья Латыпов — LiveJournal
За последнюю неделю я столько раз сталкивался с удивительной иррациональностью, с отказом от разума, что в голове уже второй день вертится «сон разума рождает чудовищ» (один из примеров — в предыдущем посте). Так что в конце концов собрался написать о третьей разновидности общественного сознания (после мифологического и религиозного), которую справедливее было бы назвать видом индивидуального сознания.
Рациональное сознание — самое молодое и слабо распространенное в современном мире (но в прошлом его было еще меньше), поэтому оно еще даже не стало общественным, оставаясь уделом относительно немногочисленных групп или вовсе одиночек. Слово «рациональное» здесь не очень точно, т.к. «рацио» обычно противопоставляется «эмоцио», тогда как в этом типе сознания такого противостояния нет. Хорошо подходит слово «разум», понимаемое мною как сочетание рациональных (интеллектуальных, когнитивных) и эмоциональных процессов, обеспечивающих познание мира и взаимодействие с ним. Можно было бы говорить о «разумном сознании», но уж больно коряво и странно звучит, на мой взгляд. Так что остановлюсь на рациональном, тем более, что интеллект в рациональном сознании играет значительно большую роль, чем в мифологическом или религиозном (в которых на первых ролях неизменно — эмоции). Синонимом выступает «научное сознание».
Рациональное сознание сильно отличается от родственных друг другу мифологии и религии. Науку — производное из рационального способа осознания мира и себя в этом мире — невозможно без вреда для нее соединить с религией (в этом я совершенно уверен), слишком уж отличаются способы миропознания. Итак, какова картина мира сквозь призму рационализма?
1. Неполнота и фрагментарность картины мира.
Существует понимание ограниченности своих знаний о мире и о себе. Если человек мифологического сознания всегда может придумать объяснение любым событиям и явлениям этого мира, если религиозный человек то, что он не понимает, может объяснить через волю Бога или чудо, то носителям рационального сознания приходится мириться с тревогой неопределенности. Незнание напрягает, пугает, заставляет искать какие-нибудь объяснения тому, что происходит в этом мире. Пусть даже эти объяснения будут причудливы, ни на чем не обоснованы — зато они будут, и экзистенциальная тревога снижается. Человеку рационального сознания приходится набираться мужества и говорить: «я не знаю». Причем это говорить не только самому себе, но и тому, кто заявляет, что у него есть все ответы, и их можно прочитать в какой-нибудь священной книге, или услышать у какого-то гуру… Говорить «я не знаю», даже с учетом того, что после этих слов от тебя могут отвернуться те, кто жаждет услышать ответы (и чаще всего — отворачиваются).
Оборотной стороной является то, что «я знаю» подкрепляется фактами реальности. В науке разработаны различные способы проверки достоверности — как раз для того, чтобы это «я знаю» контактировало с реальностью, а не с фантазией или желанием верить. Из этого не следует, что рациональное сознание избегает веры во что-либо (то есть принятия без достаточных оснований). Но она не играет такой фундаментальной роли, как в других типах сознания.
2. Отсутствие идеи доступности истины.
Истина существует, и суть рационального сознания — ее поиск. Другое дело, что мы не можем быть на 100% уверены, что то, что мы знаем, всецело и полностью отражает реальное положение дел. Сомнение — еще одна характеристика рационализма, отягощающая жизнь своим носителям. «Я мыслю — следовательно, существую» — эта непонятная многим идея Декарта вытекает из другой его идеи — все следует подвергать сомнению, даже собственное существование (вдруг мы снимся кому-нибудь, и то, что нас окружает — лишь сон?) Невозможно все время быть в сомнениях, поэтому на помощь приходит все та же вера плюс идея о приближении к реальности. Да, мы не можем знать что-либо на 100%, но можем приблизиться к истине настолько близко, что оставшимися несколькими процентами незнания можно временно пренебречь. Земля имеет форму шара — утверждение не истинное (по нынешнему состоянию дел), но близкое к этому.
Человек рационального сознания отказывается от идеи адекватности своего восприятия мира. Наши органы чувств несовершенны, их можно обмануть. Поэтому не стоит слишком верить себе — имеет смысл периодически «тестировать реальность» — проверять, насколько мои представления о том, что происходит, подтверждаются. Если речь идет о внешнем мире — то ищем факты, проверяем их и так далее. Физик ставит эксперимент. Историк ищет первоисточник (первоисточник, а не перепев!) той или иной информации, проверяет ее, прибегая к помощи археологии, вспомогательных исторических дисциплин (их множество) и к другим наукам, которые могут приблизить его к пониманию того, что было. Психолог… С психологом сложнее, так как он имеет дело не с объективным миром (пусть и не до конца доступным нам), а с субъективным — своим собственным и с миром другого человека. Тем не менее, и здесь работает тот же принцип — проверяй свои фантазии и предположения относительно другого человека, и интерпретируя его поступки, не забывай о собственных ограничениях (предрассудках, искажениях восприятия и так далее). Еще лучше — когда есть еще кто-то (например, супервизор или члены терапевтической группы), и тогда можно сопоставить собственное видение с видением других.
Идея о том, что нет истины, а есть точки зрения — не является рациональной, она относится к мифологическому миру. Рациональность подсказывает: из нескольких взаимоисключающих точек зрения верной будет, скорее всего, одна. Ключевое слово здесь — «скорее всего». Дискуссии возможны и нужны. Различные точки зрения — это НОРМАЛЬНО для рационального сознания, разногласия, например, у ученых — это скорее норма, чем отклонение. Данное обстоятельство совершенно не могут принять люди с мифологическим или религиозным мировоззрением. Для религиозного человека, воспитанного в парадигме «все ответы уже есть и они записаны… сказаны… там-то и там-то» разногласия рационалистов — признак их слабости. Для мифологического человека непонятным будет настойчивое стремление ученых определить, какая же из точек зрения ближе к истине (так как свойство мифологии — невозмутимо смешивать в сознании взаимоисключающие вещи). И уж точно скандальным выглядит то, что рациональные люди могут менять свою точку зрения (а в науке те или иные теории, казавшиеся незыблемыми, опровергаются или уточняются). Это происходит тяжело и зачастую требует немалого человеческого мужества — все мы люди — но это возможно. И даже должно.
3. Относительность морально-этических понятий.
Здесь рациональное сознание удивительным образом близко к мифологическому. Абсолютной морали нет, каждой эпохе соответствует свое представление о том, что можно, а что нельзя. Свойство рационального сознания сомневаться и подвергать догмы пересмотру распространяется и на мораль с нравственностью. Главным критерием здесь становится не «предки завещали» (мифология) и не «так велел Господь» (религия), а соображения разума. Конкретные доводы «за» или «против», интеллектуальные эксперименты и т.п. (подробнее о морали с позиции рационализма — здесь, здесь и здесь).
4. Историчность.
Историчность — способность видеть явления и факты в их развитии, устанавливать причинно-следственные связи. Мир, окружающий нас, не возник внезапно, он имеет свою историю. Человек, с которым я общаюсь — тоже имеет свою историю личных трагедий и побед, наложивших отпечаток на то, какой он есть сейчас. Мифология внеисторична полностью, для нее характерна идея вечно повторяющегося цикла «созидание-разрушение». Религия неисторична, потому что ее история — уже написана, она имеет начало и нам уже известен конец (чем все это закончится). Радикальные креационисты (сторонники теории сотворения Земли) и вовсе утверждают .что мир был создан 6000 лет назад — причем сразу со всеми ископаемыми костями и следами древней истории планеты Земля… Рациональное восприятие мира — это восприятие мира изменяющегося, но эти перемены происходят по своим законам. Ничто не берется «из ниоткуда» или «внезапно», у всего есть причина, и то, что происходит — последствие взаимовлияния множества факторов. «Так получилось» или «такова Его воля» в мире разумного осознания не существуют. «Что», «как», «почему» и «зачем» — главные вопросы, которые задает человек ищущий этому миру, другим людям и самому себе…
Наш мир дышит историей. Наши тела — от генов до костей — это история миллионов лет эволюции, со всеми ее несуразицами, гениальными находками и смертельно опасными ошибками. Окружающий ландшафт формировался миллиарды лет, и этот процесс вечен, он не закончится, пока существует Земля. Отсутствие вечного, неизменного, незыблемого; текучесть и изменчивость мироздания — еще одна тревожная новость от рационального осознания мира.
Вспоминаю дискуссию с одной верующей девушкой. На вопрос о том, почему животный мир построен на бесконечных убийствах (пищевая цепочка) и причинениях страданий (паразиты, вирусы, бактерии…), девушка ответила: «После грехопадения Адама и Евы все животные изменились, неся на себе последствия греха». В таком мировоззрении нет истории, нет попытки увидеть мир в развитии. Есть только чудо — и в одно мгновение травоядный лев становится хищником… А из лягушки рождается мышь…
В общем, человек с доминирующим рациональным сознанием живет в мире неопределенности, в котором нет места абсолютной, категорической уверенности; в мире, которой мчится куда-то в неизвестность, который развивается, оставляя следы прошлого, подтверждающих то, что «ничто не вечно под луной». Чтобы осознавать мир через эту призму, требуется мужество, и немалое. Но именно она, эта призма, приближает нас к пониманию того, «как есть на самом деле», давая возможность реально брать судьбу в свои руки — пусть и с пониманием всех ограниченностей собственного существования. Рациональное сознание — тонкая пленка над океаном бушующего мифолого-религиозного мира, который скрыт в каждом из нас, поэтому в чистом оно не существует. Но как же мне хочется, чтобы разум иногда все-таки пробуждался, и чудовищ в этом мире становилось немного меньше.
Рациональное (научное) сознание: redjit — LiveJournal
За последнюю неделю я столько раз сталкивался с удивительной иррациональностью, с отказом от разума, что в голове уже второй день вертится «сон разума рождает чудовищ» (один из примеров — в предыдущем посте). Так что в конце концов собрался написать о третьей разновидности общественного сознания (после мифологического и религиозного), которую справедливее было бы назвать видом индивидуального сознания.
Рациональное сознание — самое молодое и слабо распространенное в современном мире (но в прошлом его было еще меньше), поэтому оно еще даже не стало общественным, оставаясь уделом относительно немногочисленных групп или вовсе одиночек. Слово «рациональное» здесь не очень точно, т.к. «рацио» обычно противопоставляется «эмоцио», тогда как в этом типе сознания такого противостояния нет. Хорошо подходит слово «разум», понимаемое мною как сочетание рациональных (интеллектуальных, когнитивных) и эмоциональных процессов, обеспечивающих познание мира и взаимодействие с ним. Можно было бы говорить о «разумном сознании», но уж больно коряво и странно звучит, на мой взгляд. Так что остановлюсь на рациональном, тем более, что интеллект в рациональном сознании играет значительно большую роль, чем в мифологическом или религиозном (в которых на первых ролях неизменно — эмоции). Синонимом выступает «научное сознание».
Рациональное сознание сильно отличается от родственных друг другу мифологии и религии. Науку — производное из рационального способа осознания мира и себя в этом мире — невозможно без вреда для нее соединить с религией (в этом я совершенно уверен), слишком уж отличаются способы миропознания. Итак, какова картина мира сквозь призму рационализма?
1. Неполнота и фрагментарность картины мира.
Существует понимание ограниченности своих знаний о мире и о себе. Если человек мифологического сознания всегда может придумать объяснение любым событиям и явлениям этого мира, если религиозный человек то, что он не понимает, может объяснить через волю Бога или чудо, то носителям рационального сознания приходится мириться с тревогой неопределенности. Незнание напрягает, пугает, заставляет искать какие-нибудь объяснения тому, что происходит в этом мире. Пусть даже эти объяснения будут причудливы, ни на чем не обоснованы — зато они будут, и экзистенциальная тревога снижается. Человеку рационального сознания приходится набираться мужества и говорить: «я не знаю». Причем это говорить не только самому себе, но и тому, кто заявляет, что у него есть все ответы, и их можно прочитать в какой-нибудь священной книге, или услышать у какого-то гуру… Говорить «я не знаю», даже с учетом того, что после этих слов от тебя могут отвернуться те, кто жаждет услышать ответы (и чаще всего — отворачиваются).
Оборотной стороной является то, что «я знаю» подкрепляется фактами реальности. В науке разработаны различные способы проверки достоверности — как раз для того, чтобы это «я знаю» контактировало с реальностью, а не с фантазией или желанием верить. Из этого не следует, что рациональное сознание избегает веры во что-либо (то есть принятия без достаточных оснований). Но она не играет такой фундаментальной роли, как в других типах сознания.
2. Отсутствие идеи доступности истины.
Истина существует, и суть рационального сознания — ее поиск. Другое дело, что мы не можем быть на 100% уверены, что то, что мы знаем, всецело и полностью отражает реальное положение дел. Сомнение — еще одна характеристика рационализма, отягощающая жизнь своим носителям. «Я мыслю — следовательно, существую» — эта непонятная многим идея Декарта вытекает из другой его идеи — все следует подвергать сомнению, даже собственное существование (вдруг мы снимся кому-нибудь, и то, что нас окружает — лишь сон?) Невозможно все время быть в сомнениях, поэтому на помощь приходит все та же вера плюс идея о приближении к реальности. Да, мы не можем знать что-либо на 100%, но можем приблизиться к истине настолько близко, что оставшимися несколькими процентами незнания можно временно пренебречь. Земля имеет форму шара — утверждение не истинное (по нынешнему состоянию дел), но близкое к этому.
Человек рационального сознания отказывается от идеи адекватности своего восприятия мира. Наши органы чувств несовершенны, их можно обмануть. Поэтому не стоит слишком верить себе — имеет смысл периодически «тестировать реальность» — проверять, насколько мои представления о том, что происходит, подтверждаются. Если речь идет о внешнем мире — то ищем факты, проверяем их и так далее. Физик ставит эксперимент. Историк ищет первоисточник (первоисточник, а не перепев!) той или иной информации, проверяет ее, прибегая к помощи археологии, вспомогательных исторических дисциплин (их множество) и к другим наукам, которые могут приблизить его к пониманию того, что было. Психолог… С психологом сложнее, так как он имеет дело не с объективным миром (пусть и не до конца доступным нам), а с субъективным — своим собственным и с миром другого человека. Тем не менее, и здесь работает тот же принцип — проверяй свои фантазии и предположения относительно другого человека, и интерпретируя его поступки, не забывай о собственных ограничениях (предрассудках, искажениях восприятия и так далее). Еще лучше — когда есть еще кто-то (например, супервизор или члены терапевтической группы), и тогда можно сопоставить собственное видение с видением других.
Идея о том, что нет истины, а есть точки зрения — не является рациональной, она относится к мифологическому миру. Рациональность подсказывает: из нескольких взаимоисключающих точек зрения верной будет, скорее всего, одна. Ключевое слово здесь — «скорее всего». Дискуссии возможны и нужны. Различные точки зрения — это НОРМАЛЬНО для рационального сознания, разногласия, например, у ученых — это скорее норма, чем отклонение. Данное обстоятельство совершенно не могут принять люди с мифологическим или религиозным мировоззрением. Для религиозного человека, воспитанного в парадигме «все ответы уже есть и они записаны… сказаны… там-то и там-то» разногласия рационалистов — признак их слабости. Для мифологического человека непонятным будет настойчивое стремление ученых определить, какая же из точек зрения ближе к истине (так как свойство мифологии — невозмутимо смешивать в сознании взаимоисключающие вещи). И уж точно скандальным выглядит то, что рациональные люди могут менять свою точку зрения (а в науке те или иные теории, казавшиеся незыблемыми, опровергаются или уточняются). Это происходит тяжело и зачастую требует немалого человеческого мужества — все мы люди — но это возможно. И даже должно.
3. Относительность морально-этических понятий.
Здесь рациональное сознание удивительным образом близко к мифологическому. Абсолютной морали нет, каждой эпохе соответствует свое представление о том, что можно, а что нельзя. Свойство рационального сознания сомневаться и подвергать догмы пересмотру распространяется и на мораль с нравственностью. Главным критерием здесь становится не «предки завещали» (мифология) и не «так велел Господь» (религия), а соображения разума. Конкретные доводы «за» или «против», интеллектуальные эксперименты и т.п. (подробнее о морали с позиции рационализма — здесь, здесь и здесь).
4. Историчность.
Историчность — способность видеть явления и факты в их развитии, устанавливать причинно-следственные связи. Мир, окружающий нас, не возник внезапно, он имеет свою историю. Человек, с которым я общаюсь — тоже имеет свою историю личных трагедий и побед, наложивших отпечаток на то, какой он есть сейчас. Мифология внеисторична полностью, для нее характерна идея вечно повторяющегося цикла «созидание-разрушение». Религия неисторична, потому что ее история — уже написана, она имеет начало и нам уже известен конец (чем все это закончится). Радикальные креационисты (сторонники теории сотворения Земли) и вовсе утверждают .что мир был создан 6000 лет назад — причем сразу со всеми ископаемыми костями и следами древней истории планеты Земля… Рациональное восприятие мира — это восприятие мира изменяющегося, но эти перемены происходят по своим законам. Ничто не берется «из ниоткуда» или «внезапно», у всего есть причина, и то, что происходит — последствие взаимовлияния множества факторов. «Так получилось» или «такова Его воля» в мире разумного осознания не существуют. «Что», «как», «почему» и «зачем» — главные вопросы, которые задает человек ищущий этому миру, другим людям и самому себе…
Наш мир дышит историей. Наши тела — от генов до костей — это история миллионов лет эволюции, со всеми ее несуразицами, гениальными находками и смертельно опасными ошибками. Окружающий ландшафт формировался миллиарды лет, и этот процесс вечен, он не закончится, пока существует Земля. Отсутствие вечного, неизменного, незыблемого; текучесть и изменчивость мироздания — еще одна тревожная новость от рационального осознания мира.
Вспоминаю дискуссию с одной верующей девушкой. На вопрос о том, почему животный мир построен на бесконечных убийствах (пищевая цепочка) и причинениях страданий (паразиты, вирусы, бактерии…), девушка ответила: «После грехопадения Адама и Евы все животные изменились, неся на себе последствия греха». В таком мировоззрении нет истории, нет попытки увидеть мир в развитии. Есть только чудо — и в одно мгновение травоядный лев становится хищником… А из лягушки рождается мышь…
В общем, человек с доминирующим рациональным сознанием живет в мире неопределенности, в котором нет места абсолютной, категорической уверенности; в мире, которой мчится куда-то в неизвестность, который развивается, оставляя следы прошлого, подтверждающих то, что «ничто не вечно под луной». Чтобы осознавать мир через эту призму, требуется мужество, и немалое. Но именно она, эта призма, приближает нас к пониманию того, «как есть на самом деле», давая возможность реально брать судьбу в свои руки — пусть и с пониманием всех ограниченностей собственного существования. Рациональное сознание — тонкая пленка над океаном бушующего мифолого-религиозного мира, который скрыт в каждом из нас, поэтому в чистом оно не существует. Но как же мне хочется, чтобы разум иногда все-таки пробуждался, и чудовищ в этом мире становилось немного меньше.
Рациональное сознание | Успех в Жизни
Для наиболее продуктивной работы сознания потребуется гармонично объединить усилия нашей интуиции и рационального сознания для того, чтобы исключить пересечение их функций. И рационализм, и интуиция необходимы нам как две половинки единого целого, подобно
Инь и Ян. Рациональное сознание работает с фактами и реальной ситуацией, с причинами и следствием, помогает нам принимать решение и производить необходимые действия, основываясь на наших желаниях. При этом мы отказываемся задействовать интуицию, которая кажется нам не слишком нужной в реалиях окружающего мира.
Заметьте, однако, что отказ от интуиции для принятия рациональных решений является путем единственно верным, поскольку интуитивные решения, хотя и оказываются верными, тем не менее, частенько могут казаться абсурдными. У каждого из нас присутствуют как интуитивные, так и рациональные свойства сознания, однако у людей современных гораздо сильней развиты именно логическая и рациональная части сознания. Впрочем, мы все прилагаем усилия для того, чтобы столь же широко использовать свои интуитивные способности, и это вполне возможно, да и достаточно легко сделать, если прибегать к услугам интуиции как можно чаще.
Итак, интуицию мы пускаем в ход тогда, когда пасует логика и рациональное решение проблемы так и не находится, несмотря на все усилия. Здесь можно вспомнить слова Ральфа Валдо Трайна, который говорил, что в тот момент, когда мы теряемся, и понятия не имеем, каким путем следовать, то причина этого в нас самих. И если причина только в нас, то и исправить возникшую неестественную ситуацию можем именно мы.
Надо сказать, что не только отдельно взятые личности, но и целые компании и производства начинают вспоминать неоспоримый факт, что новые идеи способствуют продвижению вперед. Идеи необходимы всем, точно так же, как необходимы планы, являющиеся центральной частью компании или же стальным стержнем отдельной личности. Однако зачастую руководители компаний оказываются закостенелыми или же глухими к новшествам, не имея по этой причине возможностей правильной оценки ситуации, хотя, конечно, частенько в подобной ситуации оказывается виноватой политика фирмы.
У компаний то и дело возникают проблемы, требующие решений путем внедрения новых идей и концепций. Тем не менее, они не в состоянии бороться за место под солнцем, поскольку их интуитивный порог близок к нулю, а сознание закрыто на замок разумными доводами. В конечном итоге абсолютно ничего не меняется, а время оказывается потраченным попусту.
Предложения со словосочетанием РАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
Но ещё более странной оказалась вторая мысль, гуляющая на задворках моего вполне рационального сознания. Дальнейшая деградация рационального сознания — всеобщая угроза. Общий регресс навыков рационального сознания стал фактором, углубившим системный кризис. Чувство меры — важная составляющая рационального сознания, необходимый инструмент методологического оснащения разума. Мы принимаем решения не только разумом: под рациональным сознанием простирается территория чувств, которые побуждают нас мыслить и действовать.Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: восполняться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ПоложительноеОтрицательное
Наш мозг способен сохранять рациональное сознание при частотах альфа и тета. Рубедо — мир солнечного рационального сознания, активного и оценивающего, возбуждённого и обращённого вовне. Так сказать, преодолеваю частотный диапазон нашего рационального сознания. Подсознательное возмущение показалось яркой вспышкой, озарившей и то, что кажетсяРациональное подсознание — Психология Дома Солнца
Этот образ по-прежнему широко распространен, даже несмотря на то, что Фрейд в значительной степени был дискредитирован с научной точки зрения.То «подсознание», которое на самом деле привело к величайшим научным и техническим достижениям, могло бы быть названо рациональным подсознанием Тьюринга (Алан Тьюринг — математик, логик, криптограф, специалист по информатике, разработавший тест на «человечность» искусственного интеллекта. — Esquire). Если бы образ «подсознания», показываемый в таких фильмах, как «Начало», был бы точным с научной точки зрения, он был бы полон отрядами чудаков с логарифмическими линейками, а не женщин в неглиже, размахивающих револьверами на фоне пейзажей в стиле Дали. Пусть это не увеличило бы количество проданных билетов, зато помогло бы зрителям сформировать более полезное представление о психической деятельности.
Ранние мыслители, такие, как Локк и Юм, предвидели многие из открытий психологии, но считали, что базовыми структурными элементами разума являются сознательные «идеи». Алан Тьюринг, отец современного компьютера, начал с рассмотрения высоко сознательных и обдуманных пошаговых вычислений, выполняемых человеческими «компьютерами», наподобие женщин, что расшифровывали немецкие шифры в Блетчли-Парк (в этой усадьбе во время Второй мировой располагалась Правительственная школа кодов и шифров. — Esquire). Его первой блестящей догадкой было то, что такие же процессы могли бы осуществляться в совершенно бессознательной машине с тем же самым результатом. Машина могла бы рационально расшифровывать немецкие шифры, используя те же шаги, что проходили сознательные «компьютеры». При этом бессознательные компьютеры из реле и электронно-лучевой трубки могли бы получать правильные ответы тем же образом, что и их аналоги из плоти и крови.
Второй блестящей догадкой Тьюринга стало то, что человеческий разум и мозг также вполне можно рассматривать как бессознательный компьютер. Женщины из Блетчли-Парк блестяще проводили сознательные вычисления на своей работе, но столь же мощные и точные вычисления они бессознательно выполняли всякий раз, когда произносили слово или окидывали взглядом комнату. Обнаружение скрытой информации о трехмерных объектах в беспорядочной массе изображений на сетчатке столь же сложно и важно, как и обнаружение скрытой информации о подводных лодках в непонятных телеграммах нацистов, при этом разум, оказывается, обе загадки решает схожим образом.
Совсем недавно когнитивные психологи добавили к этому набору идею вероятности, так что теперь мы можем описать бессознательный разум и спроектировать компьютер, способный искусно выполнять индуктивную и дедуктивную интерференцию. Используя такой тип вероятностной логики, система может постепенным и вероятностным образом с высокой точностью познавать мир, повышая вероятность одних гипотез, снижая вероятность других и внося в них изменения в свете новых данных. Такой подход основан на своего рода обратном конструировании. Сначала выяснить, каким образом любая рациональная система могла бы прийти к правильному выводу на основе имеющихся данных. Достаточно часто может оказаться, что бессознательный человеческий разум действует точно так же.
Результатом этой стратегии являются некоторые из величайших достижений когнитивной психологии. Однако они в значительной степени незаметны в массовой культуре, которая понятным образом поглощена сексом и насилием эволюционной психологии (как и с Фрейдом, с ней кино получается лучше). Наука о зрении изучает то, каким образом мы способны преобразовывать хаотические возбуждения сетчатки в связное и точное восприятие окружающего мира. Это, пожалуй, наиболее успешное в научном плане ответвление одновременно когнитивной психологии и неврологии. Она отталкивается от идеи, что наша зрительная система совершенно бессознательно, на основе информации, полученной сетчаткой, делает разумные заключения, чтобы понять, как выглядят предметы. Ученые начали с выяснения наилучшего пути решения проблемы зрения, а затем уже просто установили со всеми подробностями то, как мозг эти вычисления совершает.
Понятие рационального подсознания также изменило наше научное представление о созданиях, которым традиционно было отказано в рациональности, например о маленьких детях и животных. Во фрейдистском представлении младенцы отождествляются с фантазирующим и иррациональным подсознанием, и даже в классическом представлении Пиаже (швейцарский психолог и философ, автор теории когнитивного развития. — Esquire) маленькие дети глубоко нелогичны. Однако современные исследования демонстрируют огромный разрыв между тем, что маленькие дети говорят и (предположительно) испытывают, и их поразительно точными, пусть и бессознательными, навыками к обучению, индуктивному мышлению и логическому рассуждению. Идея разумного подсознания позволяет нам понять, как малыши могут так многому научиться, когда кажется, что они понимают осознанно так мало.
Представление о рациональном бессознательном также могло бы действовать в качестве моста между сознательным опытом и несколькими фунтами серой массы в черепе. Расхождение между переживаемым опытом и мозгом столь велико, что люди мечутся от изумления к недоверию по поводу каждого исследования, показывающего, что любовь или доброта находятся «на самом деле в мозге» (впрочем, где же им еще быть?). Интуитивно нам кажется, что мы знаем наш собственный разум, что наши сознательные переживания являются прямым отражением того, что в нем происходит. Однако значительная часть наиболее интересных работ в социальной и когнитивной психологии демонстрируют пропасть между нашим рационально бессознательным разумом и сознательным опытом. Наше сознательное понимание вероятности, например, на самом деле ужасно, несмотря на то, что бессознательно мы постоянно делаем проницательные вероятностные выводы. Научное изучение сознания вынуждает нас признать, насколько сложным, непредсказуемым и изощренным является отношение между нашим разумом и нашим жизненным опытом.
В то же время, чтобы на самом деле что-то прояснить, неврология должна выйти за рамки новой френологии, простой локализации психологических функций в определенных областях мозга. Концепция рационального подсознания позволяет нам получить ответы на вопросы, как и почему работает мозг, а не просто где в нем находятся те или иные центры человеческой жизнедеятельности. И здесь снова наука о зрении делает первый шаг со своими изящными эмпирическими исследованиями, которые демонстрируют, каким именно образом определенные нейронные сети могут действовать, подобно компьютерам, рационально решая проблему зрения.
Разумеется, рациональное подсознание имеет свои ограничения. И зрительные иллюзии свидетельствуют о том, что наша безупречно точная система зрения иногда ошибается. Сознательное рассуждение в ряде случаев может быть обманчиво, тем не менее оно может и обеспечить когнитивные протезы, умственный аналог очков с коррекционными линзами, помогая компенсировать ограниченность рационального подсознания. Учреждения науки, собственно, этим и занимаются.
Самой большой пользой от представления о рациональном подсознании было бы обнаружение того, что рациональное открытие не является специализированной, малопонятной привилегией тех немногих, кого мы называем учеными, а является вместо этого эволюционным и неотъемлемым правом каждого из нас. В действительности доступ к внутреннему зрению и внутреннему ребенку не обязательно сделает нас более счастливыми или более приспособленными, но он может заставить нас ценить то, насколько мы на самом деле разумны.
Воронка иррационального бытия — ДД
Рациональное сознание –это трехмерная сфера с бесчисленным множеством элементов и связей, которые постоянно взаимодействуют друг с другом по определенных правилах и алгоритмах. Иррациональное сознание – это как стеллаж на складе, где на полочках выставлен весь ассортимент убеждений. Трогать , передвигать, менять убеждения крайне нежелательно. Посылается запрос на склад, поступает ответ со склада – вот и вся палитра взаимодействия другого субъекта с носителем иррационального сознания. Можно еще попробовать поиграть в «пинг-понг» с этим стелажем, но удовольствия от этого получится не много. Главное, что даже если на этот стеллаж выставить все правильные, истинные убеждения, они все равно не будут эффективно работать, из-за сильно ограниченных возможностей «складской логистики». Типа, для получения ответа от иррационала, надо сделать точный запрос, с четким указанием адресата. Иррациональный стеллаж не умеет сам у себя искать соответствующие убеждения, сопоставлять соответствие между ними, устанавливать логическую связь между различными «варениями» на его полках. Иррациональное сознание –это такой себе внутриличностный иконостас неприкасаемых, освященных убеждений личности. Этот тип сознания может удовлетворительно обслуживать лишь рутинный, примитивный тип жизнедеятельности, в условиях современной цивилизованной жизни он неизбежно приводит своего носителя к аутсайдерному положению в обществе.
Процитирую из Википедии:
«Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.
Существует мнение, что переход к критическому уровню мышления в том или ином сообществе — необходимая предпосылка для начала цивилизационного развития данного сообщества».
К сожалению, наша просвещенная публика до сих пор не освоила основы критического мышления вообще, и в отрасли общественных наук в часности. Если кто-то не согласен с этим утверждением- милости просим любой абзац рассуждений на общественные темы любого нашего современного вчёного – и я покажу вам «рожки» иррационализма в его мыслеполаганиях.
Еще цитата из Википедии: «Состав критического мышления.
Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления.»
Сколько иррационального волка модерными знаниями не корми, а он все в сторону своего примитивного, хуторянского логова смотрит. Бесполезно лить молодое вино в стары
Предложения со словосочетанием РАЦИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ СОЗНАНИЯ
Неточные совпадения
Однако не будем забывать, что всё это лежит только и исключительно в сфере сознания — рационального и обозримого. Оказалось, однако, что при известных обстоятельствах рациональное в своих истоках сознание не гарантировано от порождения своих собственных идолов и чудовищ. Преодолевая посредством рефлексии над «краевыми условиями» проблемной ситуации стихийную включенность в неё субъекта, каковая, собственно, и предопределяет отмеченный выше автоматизм внешней детерминации ментальности субъекта, делая предметом рассуждения идеальный план деятельности в контексте реальности проблемной ситуации, рациональное сознание необходимым образом оказывается связанным с альтернативностью выбора линии поведения, различных стратегем действия, позволяет наметить контуры пространства возможной вариабельности поведения. Рациональные и мифологические формы массового сознания всегда будут сосуществовать. Свойственная рациональному сознанию установка на фиксацию в этих идеальных конструкциях действительности в её сущностном бытии («сущность», «закон», «объективная необходимость» и т.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова ребятишки (существительное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить