Человек, которого боится власть. Фельетон о преследовании художника
26 августа 2017
РИА Новости
Игорь Романович, автор блога Green Tea
Фото: РИА НовостиРИА Новости
Слесарь-сантехник четвертого разряда Берендеев удачно обмыл с коллегами аванс и уже двигался домой осторожным противоторпедным зигзагом, как вдруг остро ощутил потребность в продолжении банкета.
Видео дня
rightРазбив витрину небольшого торгового павильона, он сноровисто распихал по карманам две бутылки водки, найденным у кассы маркером игриво написал на стене неприличное слово из трех букв, добавил к нему изображение и полез обратно на улицу, где и был радушно принят нарядом полиции, прибывшим из-за сработавшей сигнализации. После чего был доставлен в отделение милиции и помещен в обезьянник до утра.
Примерно в час ночи сонный дежурный по отделению лейтенант Петров вышел на улицу покурить и был внезапно ослеплен вспышками камер и взят в кольцо какими-то людьми.
— Это правда, что Берендеев арестован? Что ему инкриминируют? Можно его увидеть?— стрекотала девушка в строгом брючном костюме, пытливо тыкая в лицо Петрова огромным микрофоном с надписью «телеканал Дрожь».
rightТот выронил сигарету и вытаращил глаза. Сон как рукой сняло.
— Скажите, правда, что при задержании Берендеев был жестоко избит, хотя не оказывал никакого сопротивления?— допытывался какой-то кудрявый молодой человек с другой стороны, выставив вперед длинную палку с прикрепленным к ней сотовым телефоном.
— Чего?! Вы кто?! — оторопело спросил лейтенант, пятясь к спасительным дверям.
— Не важно, кто я, важно — кто вы и те, кто дал вам право издеваться над человеком! — решительно ответил молодой человек, умело манипулируя палкой, чтобы попадать в фокус вместе с дежурным.
Участники акции в поддержку руководителя театра «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова у здания Басманного судаУчастники акции в поддержку руководителя театра «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова у здания Басманного суда
rightК отделению уже подъезжали микроавтобусы с логотипами различных каналов, из них деловито выносили софиты, тянули провода, а симпатичные девушки поправляли прически и мурлыкали в микрофоны: «Раз, раз! Нормально? Я в кадре?»
Дежурный оттолкнул микрофоны, стремительно кинулся в помещение и закрыл за собой дверь, приказав сержанту с автоматом стоять до конца до прибытия подкрепления.
После чего открыл решетку и долго тряс спящего на лавке Берендеева, вопрошая: «Ты кто?!» Берендеев приоткрыл мутный глаз и ответил: «Дед Пихто» и перевернулся на другой бок, окатив лейтенанта ароматной волной перегара.
Петров как раз лихорадочно пробивал по базе международного террориста по кличке Пихто, когда зазвонил служебный телефон.
Генерал тревожным голосом потребовал срочно доставить Берендеева в Главное управление под усиленной охраной.
rightНедовольно мычащего Берендеева подняли и под руки потащили на улицу к машине. Немедленно засверкали вспышки и заработали видеокамеры.
— Мы видим, что Берендеев уже не стоит на ногах! — восторженно заверещала в камеру с логотипом «Эхо» растрепанная пожилая девушка с немного опухшим лицом. — Мало что изменилось в методах охранки с тридцать седьмого года!
…………..
Уже совсем рассвело. Перед воротами ГУ МВД на Петровке стояло множество каких-то людей.
Заезжая в ворота, Петров с изумлением заметил среди них знакомые по телевизору лица. Известные режиссеры, артисты, популярные ведущие и прочие медийные персоны при виде полицейского УАЗика сразу оживились, заволновались и стали выкрикивать «Позор!», «Свободу Берендееву!» и «Нет репрессиям!».
Актер Артур Смольянинов во время акции в поддержку руководителя театра «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова у здания Басманного суда. 23 августа 2017Актер Артур Смольянинов во время акции в поддержку руководителя театра «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова у здания Басманного суда. 23 августа 2017
Одна хрупкая женщина с до боли знакомым лейтенанту по какому-то фильму лицом подняла плакат «Прости нас, Берендеев!» и плюнула на лобовое стекло УАЗика так, что оно треснуло, нешуточно напугав водителя.
rightА другая незнакомая лейтенанту женщина с полными губами вцепилась в антенну на капоте, яростно ее оторвала и упала на тротуар с воплем: «Снимайте меня! Я буженина!» или что-то в этом роде, лейтенант толком не расслышал из-за шумного мотора.
Он обернулся на Берендеева, который уже протрезвел и с отвисшей челюстью смотрел в окно, и назидательно сказал:
— Видишь, Берендеев? А еще говорят, что нашей творческой элите на простых людей наплевать. А они вот как за тебя, алкаша, переживают. Ты им всем что, смесители с унитазами бесплатно менял?
…………
Лейтенант сдал Берендеева под расписку и поспешил на доклад к генералу.
Тот сидел за массивным столом, мрачно глядя в монитор.
— На, полюбуйся, что ты натворил, — он повернул монитор к Петрову. — Это все по запросу «Арест Берендеева».
Петров осторожно склонился над монитором и стал читать заголовки:
«Человек, которого боится Путин».
«Борец с цензурой и жертва репрессий».
«Художник брошен в подвалы Лубянки».
rightУ лейтенанта закружилась голова, ему стало трудно дышать, он расстегнул воротник и налил себе воды из графина.
— Мне тоже налей, — мрачно попросил генерал.
Петров налил, присел и продолжил читать.
Дальше пошли совсем непонятные слова: «постмодернизм», «личностное высказывание», «синтез», «развернутая метафора протеста», «инсталляция», «арт-хаус», «трагикомедия, граничащая с эксцентрическим фарсом» и «Берендеев — протагонист современного перформанса».
Режиссер Кирилл Серебренников, обвиняемый в организации крупного мошенничества, доставлен на заседание Басманного суда в Москве. 23 августа 2017Режиссер Кирилл Серебренников, обвиняемый в организации крупного мошенничества, доставлен на заседание Басманного суда в Москве. 23 августа 2017
— Уже все иностранные газеты пишут, что мы прессуем великого художника, — с тоской сказал генерал. — Что он там нарисовал-то хоть?
Петров вытащил протокол и несколько фотографий из ограбленного павильона.
Несколько минут они с генералом молча всматривались в три криво написанные на стене буквы и выполненный размашистыми мазками поясняющий рисунок к ним.right
— А ведь что-то в этом есть, — задумчиво произнес генерал. — Как считаешь, лейтенант?
Тот поперхнулся и неуверенно ответил:
— Да, эти смелые парящие линии, эта экспрессия, несущая в себе метафору протеста, этот, как его…
— Перформанс на грани синтеза, — хмуро подсказал генерал. — Петров, а давай по коньячку?
Не успели они опрокинуть по второй, как в кабинет вбежал заместитель генерала.
— Товарищ генерал, пронесло! — выпалил он. — Появился настоящий Берендеев, театральный режиссер какой-то, он как раз только что с Сейшел вернулся, где отдыхал после получения бюджета на новую постановку. Он собирает пресс-конференцию, чтобы заявить, что наш Берендеев — самозванец, который ничего не смыслит в настоящем искусстве. Протестующая внизу элита уже умчалась на пресс-конференцию, напоследок сурово потребовав дать нашему Берендееву пожизненное за воровство, ибо преступность в стране совсем распоясалась. Хозяин павильона забрал заявление, так как уже продал свой павильон с инсталляцией за тридцать миллионов долларов на Сотбис, так что к нам никаких претензий!right
— Господи, — истово перекрестился генерал. — Майор, лейтенант, сегодня объявляю выходной и приглашаю вас в ресторан! Задержанного отвезти домой на моей машине и передать ему от меня три бутылки конька.
……….
Уже выходя из кабинета, он задержался, взял со стола фотографию, посмотрел и задумчиво сказал:
— Самозванец не самозванец, а рисует уж точно не хуже.
Кирилл Серебренников,Артур Смольянинов,МВД,
Деликатесы Берендеева царства — Рамблер/субботний
5 сентября 2016
Lenta.ru
Гастрономический туризм в России еще только зарождается. Однако он уже стал главной темой крупного международного форума. Да и количество проданных тематических путевок стабильно растет. Для этого есть солидная основа в виде бесконечного разнообразия региональных гастрономических традиций, широкой палитры национальных блюд и локальных продуктов. Проблема в другом: пока мало кому удается превратить все это богатство в полноценный туристический продукт. Редким исключением на этом фоне выглядит Переславль-Залесский, в окрестностях которого действует сразу несколько разноформатных проектов. «Лента.ру», как всегда, испытала все на себе.
Фото: Lenta.ruLenta.ru
До Переславля от Москвы рукой подать. Всего пару часов на машине — и вы попадаете в совершенно другой мир с остатками старинных крепостных валов, купеческими усадьбами, дивными церквями и древним язычеством, которое на берегах Плещеева озера, кажется, никогда не переводилось.
Видео дня
До недавних пор в Переславль только за этим и приезжали — подышать русской стариной, напитаться благодатью да покачаться на волнах, где некогда пускал свои потешные кораблики будущий грозный царь. Собственно, это все. Даже ряпушки — дивной рыбки из Плещеева озера, которая есть даже на городском гербе, — толком поесть было негде. Однако сегодня путешественника здесь ожидает досуг куда более разнообразный.
На окраине города, той, что ближе к Москве, действует историко-культурный и музейно-развлекательный комплекс «Русский парк». На десяти гектарах собрана очень неплохая этнографическая экспозиция: разные типы колодцев, расписные крестьянские избы (вещь, уникальная не только для центральной России). На аллеях выставлены образцы старинных русских шрифтов и резных оконных наличников, заботливо собранные по различным губерниям.
А еще здесь есть музей женского костюма XIX века, музей Петрушки, пословиц и поговорок, Поляна сказок, предсказуемо вызывающая бурный восторг у детей, и совершенно удивительный музей, где собрано все, что русские изобрели первыми в мире.
Есть ли другой такой в стране, так сразу и не скажешь.Впрочем, сюда приезжают не только посмотреть. Для посетителей предусмотрены различные интерактивные программы. Можно и лошадь подковать, и на русских народных инструментах поиграть, и хороводы поводить, и казацкий вар пройти — отличный способ социализации для жителей современного мегаполиса с их атомизированным сознанием. Здесь есть конюшня, которую держат казаки. Несколько раз в неделю они устраивают шоу, демонстрируя гостям навыки верховой езды и искусство владения разными видами холодного оружия.
А те, кому оружие не близко, могут приобщиться к вещам куда более приятным, заглянув музеи чая и кваса, расположенные друг напротив друга. В экскурсионную программу помимо осмотра экспозиции входит дегустация традиционных русских деликатесов вроде гурьевской каши и широкой палитры квасов — хлебных, овощных, ягодных, фруктовых и пряных. Те, что сделаны из свеклы, хрена и зеленых яблок, особенно хороши.
Здесь же в трактире можно изрядно отобедать царским борщом на семи видах мяса да дивной ряпушкой — настоящей гастрономической гордостью Переславля. И запить пряной медовухой и чаем с душистыми травами.
«Русский парк» по своей интерактивной музейной концепции уникален. Однако в Переславле есть еще по крайней мере два интересных проекта, действующих в формате событийного и гастрономического туризма. Один из них расположен в юго-западной части Плещеева озера, примерно в шести километрах от музея, приютившего ботик Петра I. Зовется он «Попов луг». Гостей здесь привечают русской баней, верховой ездой, охотой, рыбалкой, полетами на воздушном шаре, лабазом фермерских продуктов и отличным трактиром, где активно используют продукты с собственной экофермы.
В меню, или, как раньше говорили, «росписи блюдам» найдутся и томленые в печи кислые щи с жирной фермерской сметанкой, и ароматное жаркое из оленины, и нежные домашние голубцы, и пшенная каша по-переславски (с тыквой, молоком и медом), и, разумеется, гурьевская каша на нежных молочных пенках, с орехами да ягодами.
В «Попов луг» можно приехать на несколько дней. Здесь есть кемпинг, просторный гостевой дом и уютный охотничий домик.
Если проехать еще несколько километров вдоль юго-западного берега озера, а потом свернуть налево, к деревне Новоселье, дорога приведет на небольшую частную сыроварню Марии Коваль. Это хозяйство — на сто процентов ремесленное производство с использованием традиционных европейских технологий и авторских рецептур.
Место для сыроварни было выбрано не случайно, поскольку именно Ярославская губерния исторически считается родиной русского сыра. До революции она была самым сырным регионом империи. Здесь вывели даже специальную породу коров для сыроделия — ярославскую. Именно ее молоко, богатое белком и жирами, сегодня используется на сыроварне.
Здесь производят около двух десятков видов сыров: мягкие и твердые, молодые и выдержанные, коровьи, овечьи и козьи, со специями, семенами и травами, с белой и голубой плесенью. Левардены по голландским технологиям, качиотту, моцареллу и скаморцу по итальянским, реблошон и шеврон по французским. А еще отличные традиционные русские сыры — свежий малосоленый и выдержанный с кунжутом, укропом, сушеными томатами.
Разумеется, здесь делают не только сыры, но и сметану, творог, масло, кефир, йогурты. Все изготовлено исключительно вручную. Все можно попробовать на месте и купить в магазинчике при сыроварне.
С января в хозяйстве принимают туристов — индивидуально и группами. Во время экскурсии гостей знакомят с историей сыроварения и рассказывают о технологии производства, а в завершении приглашают на дегустацию. Для небольших групп организуются мастер-классы по варке сыра. Под руководством опытного мастера гости самостоятельно проходят все этапы от замешивания сырного сгустка до формирования сырной головки. А в качестве награды получают сыр, сделанный своими руками. Излишне говорить, что такой продукт ешь с особым чувством.
Частная сыроварня Марии Коваль — не единственная в окрестностях Переславля. Небольшую сырную ферму организовал шведский подданный с русскими корнями Алекс Ятсон. Сегодня он производит несколько видов коровьих и козьих сыров по итальянским и французским технологиям.
Хозяйство Ятсона состоит в ассоциации «Переславль-Вкусный». Помимо русско-шведской сыроварни в нее входят крафтовая пивоварня «Пинка Залесская», улиточная ферма Дьячковых, небольшая рыбная коптильня и этнокультурный проект «Дом Берендея». Последний представляет собой оригинальный центр сохранения и развития народных традиций (в том числе гастрономических) и художественных промыслов и ремесел. Неудивительно, что вокруг него возникла еще одна важная точка маршрута гастрономического туризма на переславской земле.
«Дом Берендея» расположился на северной окраине города и представляет собой палаты с трапезной и небольшим подворьем. Здесь проводят интерактивные фольклорные представления с участием самого «царя» — танцуют, поют, пляшут, рисуют, играют и, конечно, трапезничают. Одних блинов гостям предлагают до тридцати видов — пресные и дрожжевые, большие и маленькие, с рыбой, мясом, грибами, вареньем, медом и много чем другим.
На подворье развернут небольшой рыночек, где можно отведать все, что варят, жарят, пекут, коптят и солят члены вкусной ассоциации. Например, изумительную копченую ряпушку с темным нажористым крафтом. А некоторые вещи — например, эскарго по-переславски — способны удивить даже искушенного гурмана. И дело даже не в том, что фермерские улитки — продукт для центральной России исключительно редкий, а в том, что их выращивают без антибиотиков, пестицидов и комбикорма, а готовят без предварительной заморозки. Блюда из экологически чистых парных улиток даже во Франции отыскать непросто, да и стоят они немалых денег. В Переславле ценник куда как гуманнее.
Агроферма «Улитка» расположена неподалеку от Никитского монастыря на юго-восточном берегу озера. Туристам здесь рады. Алексей и Галина Дьячковы — настоящие энтузиасты своего дела — проводят экскурсию, погружая гостей в особенности непростого улиточного быта, устраивают улиточные бега и гадание на улитках, организуют мастер-классы по их приготовлению, но самое главное — угощают свежим, вкусным и полезным деликатесом.