Расовая гигиена — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Расовая гигие́на (нем. Rassenhygiene) — подавление или уничтожение людей под предлогом их расовой неполноценности. Подобные мероприятия проводились нацистами в Германии и в оккупированных странах.
Термин «расовая гигиена» был введён швейцарско-немецким психиатром[1]Альфредом Плётцем (нем.)русск., который использовал это понятие в своей теории, согласно которой строгие правила воспроизводства потомства должны были привести к улучшению расовой чистоты германцев. Его концепция расовой гигиены означала необходимость разделять людей на представителей высшей расы и низших элементов и необходимость соответствующего отбора. Первых следовало искусственно поддерживать, тогда как воспроизводство вторых требовалось предотвращать. Позднее нацистский режим выразил признательность Плётцу за помощь в разработке «биологического обоснования» для построения нацистского государства.
В начале XX века эта теория становится более распространённой и радикальной. Начало понятию было положено в 1921 году с появлением в Германии первого учебника по генетике человека, авторами которого являлись Эрвин Бауэр, Ойген Фишер и Фриц Ленц (нем.)русск.
Причем «европейская и американская раса» должна рухнуть под напором быстро размножающихся «худших» представителей. Противостоять этому, по мнению авторов, можно было, только введя законодательство, подобное введённому в США.[3] Как эффективное средство сторонники евгеники рассматривали стерилизацию.
Один из ведущих расовых теоретиков Германии Гюнтер писал:
Расовая гигиена — неудачное название, поскольку эта наука не связана непосредственно с расовыми исследованиями. Эта наука исследует процессы отбора, процессы, которые происходят внутри каждого народа и могут вести к биологическому прогрессу или вырождению |
Из европейских стран только в Германии нацистами развивались идеи евгеники, принявшие там форму «расовой гигиены» и обосновывавшие политику геноцида.
Проникновение идей в немецкое общество[править | править код]
В 1911 году в Дрездене прошла конференция, посвящённая расовой гигиене. В 1921 году появилось «Международное объединение по расовой гигиене», в 1928 году была основана в Мюнхене кафедра этого профиля.[4]
В 1927 г. в Берлине основан специальный институт антропологии, генетики человека и евгеники им. кайзера Вильгельма для поиска научно обоснованных идей, подобных расовой гигиене. С этим институтом был связан Йозеф Менгеле, защитивший ранее докторскую диссертацию по теме «Расовые различия структуры нижней челюсти» — врач, который впоследствии во время своей службы в Освенциме будет прозван «ангелом смерти».
В дальнейшем с евгеникой познакомился Гитлер, вот как это произошло:
Учебник быстро распродавался. Его издатель, Юлиус Леманн, достаточно преуспевающий человек, выпускал медицинские, политические, националистические и антисемитские книги. В 1923 г. вышло второе издание учебника. В том же году Гитлер предпринял неудачную попытку путча, во время которого несколько часов скрывался в доме своего друга Леманна. После провала путча Гитлера арестовали и посадили на девять месяцев в тюрьму. Леманн посылал ему туда (разумеется, бесплатно) свои новые издания, среди них и упомянутый учебник. Тот, кто читал «Майн кампф», написанную Гитлером во время пребывания в тюрьме, должен был обнаружить большой раздел, где автор рассуждает о том, что можно назвать генетикой человека, или евгеникой [3] |
Один из авторов учебника, Фишер, стал пропагандировать идеи о введении таких расовых законов по отношению к евреям, как и в США к неграм. Он ещё в 1913 году в бывших африканских колониях Германии исследовал негров и белых женщин и пришёл к выводу об умственной отсталости всех негров
В дальнейшем учёные, разделяющие взгляды расовой гигиены, были связаны с политикой. (См далее: Нацистская расовая политика)
Стерилизовать, нельзя помиловать. Расовая гигиена по-шведски
Модная евгеника
Настоящим мейнстримом начала XX века в просвещенных европейских странах, в том числе и в России, стали идеология неминуемой деградации человечества. Спасать положение должно было новое научное направление – евгеника. Основываясь на эволюционном учении Дарвина и только что зародившейся генетики, адепты нового научного течения предлагали создать особые условия для размножения элиты общества. К таким относили государственных деятелей, ученых, творческую интеллигенцию, военную элиту, а иногда просто здоровых и сильных людей. Основателем евгеники считается британец Френсис Гальтон, идеи которого относительно улучшения человеческой расы до сих пор считаются научным фундаментом фашизма и нацизма. Многих ученых и мыслителей раздражала идеология евгеники, которая, собственно, предлагала перенести методы селекции домашних животных и культурных растений на человека. Возникали два закономерных вопроса: кто будет выявлять «полноценных» для общественного генофонда людей и что делать с теми, кого выбраковывали? Но, несмотря на это, евгенические общества в начале прошлого века росли по всей Европе как грибы. К примеру, в Англии появилось сразу три общества, исследующие проблемы евгеники: «Менделевская школа», «Биометрическая школа» при Лондонском университете и «Общество евгеников-практиков». Со временем появились и практические наработки, получившие общее название расовой гигиены. Сейчас такое словосочетание вызывает отвращение и ассоциации с гитлеровской Германией, а в начале прошлого века это был пик научного прогресса.
Френсис Гальтон
Справедливости ради стоить отметить, что и в России, а позже в СССР, существовала собственная школа евгеники. Лидером был талантливый биолог Николай Кольцов, под руководством которого выпускался «Русский евгенический журнал». Но заметного влияния на общественную жизнь отечественные евгеники не оказали, и в 1929 году «Русское евгеническое общество» распалось.
А вот в Европе деятельность селекционеров человеческой породы набирали обороты. Одними из первых «рекомендации» по расовой гигиене предложили англичане. В соответствии с ними предлагалось «неполноценных» или дефективных устранять от размножения либо отделением мужчин от женщин в гетто, либо путем стерилизации. Также предлагалось ограничить размер семьи у категории менее пригодных к размножению, то есть тех, кто самостоятельно, без помощи государства, не сможет содержать детей. И наоборот, все ценные для нации люди должны как можно скорее создавать союзы и плодиться. Цитирую:
«Первой обязанностью всякой здоровой супружеской пары является дать потомство, достаточно многочисленное для того, чтобы противодействовать ухудшению расы».
Были в программе английских евгеников и призывы к контролю зачатий, а также абортам для тех, кто по разным причинам не должен слишком быстро размножаться. Предлагали проводить со школьной скамьи пропаганду выбора в будущем здорового и интеллигентного супруга. На каждого жителя также планировалось введение спецпаспорта, в котором прописывалась родословная и наследственные заболевания. В тем времена еще с наследованием признаков до конца не разобрались, а уже задумывались о паспортизации населения.
Евгеника, соединяющая в себе массу естественных наук
Как адепты расовой гигиены планировались оценивать результативность таких инноваций? Для этого предполагалось вводить регулярные антропометрические обследования населения, показывающие, куда катится генофонд британцев. Но общественное мнение англичан было настроено скорее негативно к таким вещам, очевидно, не доросли еще. Больше всего протестов вызывали положения об отстранении отдельных категорий граждан от участия в размножении. Аналогичным образом против практической реализации идей евгеники выступала общественность Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии и Франции. А вот в Скандинавии расовая гигиена пришлась очень ко двору. Причем не только в Швеции, но и в Дании, Норвегии и Финляндии.
Государственный институт расовой гигиены
Первое общество расовой гигиены в Швеции появилось в 1909 году и располагалось оно в Стокгольме. Оно прославилось, в частности, путешествиями по стране с очень занимательной экспозицией «Типы людей». Влияние евгеников в стране постепенно расширялось, и уже к началу 20-х годов университеты в Упсале и Лунде создали мощный научно-исследовательский аппарат по улучшению коренной нации. Этнически самыми ценными для Швеции были объявлены нордические свеи – высокие, белокурые и голубоглазые арийцы. А вот финны и лаппы совсем не подходили под это описание – они в большинстве своем были низкорослы и черноволосы. Учитывая достаточно благосклонное отношение общества к радикальным национально-социалистическим идеям, в правительстве решили, что пора действовать. 13 мая 1921 года парламент-риксдаг Швеции и социально-демократический премьер-министр Карл Яльмар Брантинг одобрили открытие первого в мире государственного института расовой биологии в городе Упсала, просуществовавшего до 1975 года. Дату основания учреждения, пожалуй, можно назвать одном из самых неблаговидных моментов истории современной Швеции. Конечно, не забывая про взаимовыгодное сотрудничество «нейтральной» Швеции с нацистским режимом в годы Второй мировой войны. Первым директором нового института стал Херман Бернхард Лундборг, типичный антисемит, врач-психиатр и антрополог.
Херман Бернхард Лундборг
Одной из главных его «фишек» была патологическая боязнь межрасовых браков, которые наносили непоправимый ущерб шведскому генофонду. Первый исследовательский заказ от государства Институт расовой гигиены получил в 1922 года от инспектора по призрению душевнобольных доктора Альфреда Перрена. Требовалось выработать условия, по которым разрешалось бы стерилизовать слабоумных, душевнобольных и эпилептиков. Контора Лундборга с тщательностью изучила вопрос и представила итоги в виде «докладной записки». Оказалось, что в Швеции рост числа неполноценных граждан принимает угрожающие масштабы, а усугубляет всю ситуацию еще высокая плодовитость этой прослойки населения. Типичный пример того, как государственная структура всеми способами пытается оправдать своё существование и выбить дополнительное финансирование. В отчете команды Лундборга можно было встретить такое:
«Мы считаем себя вправе ограничить свободу неполноценных запрещением браков. Но самым легким и самым верным способом предотвращения размножения таких особей является оперативная стерилизация, мера, которая во многих случаях может быть признана менее противоречащей личным интересам соответствующих особей, чем запрещение браков и многолетнее заключение».
Шведы в этом документе ссылались на положительные результаты, которых достигли коллеги из Соединенных Штатов. Американцы тоже успели замарать себя принудительной стерилизацией: с 1907 по 1920 года в пятнадцати штатах были нормативные положения, позволяющие стерилизовать нежелательные элементы общества. В историю такие законы вошли как «Индианские» — по имени штата, который впервые его принял. В общей сложности в США принудительно лишили возможности иметь детей 3233 преступника и душевнобольного.
Институт расовой биологии в Упсале
Но шведы были гуманнее – они отказывались применять стерилизацию как меру наказания. В Швеции были сделаны первые шаги на пути введения стерилизации, которые послужили отличным примером южному соседу Германии. Немецкие врачи в будущем пройдут отличную практику в университетах Упсале и Лунде. Они войдут в историю со своими бесчеловечными программами принудительной стерилизации и эвтаназии неугодных режиму элементов общества. Надо отдать должное риксдагу – парламентарии дважды отклоняли принятие закона о стерилизации — в 1922 и в 1933 годах. Но в 1934 году под действием «неопровержимых» доказательств и молчаливого участия общества все-таки одобрили добровольное лишение способности граждан страны к продолжению рода.
Типичные антропологические исследования в Швеции начала 20-х годов
Что значит добровольная стерилизация по-шведски? Это значит, что без такой процедуры невозможна выписка из больницы, поступление в учебное заведение или, к примеру, вступление в брак. Если ребенок, по мнению врачей, своими способностями (только на основании тестов) мог испортить генофонд свеев, то его изолировали в спецучреждении. Естественно, возврат родителям ребенка мог быть только в стерилизованном виде. В общей сложности с 1934 по 1975 годы в Швеции было подвергнуто добровольно-принудительной стерилизации около 62 тысяч человек. А в 30-х годах шведы были готовы пойти дальше и принять закон об обязательной стерилизации проституток, бродяг и всех тех, кто, по мнению правящей элиты, был предрасположен к антисоциальному поведению. Стерилизация стала частью программы всеобщего благоденствия в Швеции, когда государство напрямую вмешивалось в семейную жизнь граждан. Главные идеологии шведской демографической модели, супруги Альва и Гуннар Мюрдаль, вполне поощряли стерилизацию неугодных членов общества. К слову, Альва Мюрдаль в 1982 году получила Нобелевскую премию мира, а Гуннар в 1974 году — аналогичную награду по экономике. Гуннару Мюрдалю приписывают тезис о том, что стерилизация является важным и необходимым элементом «великого социального процесса приспособления» человека к современному городскому и индустриальному обществу. Последним вздохом шведского пагубного пристрастия стала отмена в 2012 году закона об обязательной стерилизации при смене пола. Его признали неконституционным по иску неустановленного лица.
Вся эта история могла бы стать лишь бездоказательной легендой, если бы не одна из многочисленных жертв стерилизации Мария Нордин, обратившаяся в 1997 году к правительству с требованием материальной компенсации. В ответ местные бюрократы объяснили Нордин, что процедура была проведена в полном соответствии с законами того времени. И тогда несчастная пошла в газету «Dagens Nyheter»…
Расовая гигиена — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Расовая гигие́на (нем. Rassenhygiene) — подавление или уничтожение людей под предлогом их расовой неполноценности.
Термин «расовая гигиена» был введён швейцарско-немецким психиатром[1]Альфредом Плётцем (нем.)русск., который использовал это понятие в своей теории, согласно которой строгие правила воспроизводства потомства должны были привести к улучшению расовой чистоты германцев. Его концепция расовой гигиены означала необходимость разделять людей на представителей высшей расы и низших элементов и необходимость соответствующего отбора. Первых следовало искусственно поддерживать, тогда как воспроизводство вторых требовалось предотвращать. Позднее нацистский режим выразил признательность Плётцу за помощь в разработке «биологического обоснования» для построения нацистского государства.
Основы и зарождение
В начале XX века эта теория становится более распространённой и радикальной. Начало понятию было положено в 1921 году с появлением в Германии первого учебника по генетике человека, авторами которого являлись Эрвин Бауэр, Ойген Фишер и Фриц Ленц (нем.)русск.[2]. Учебник содержал исчерпывающий материал, всё, что было известно о генетике человека на тот момент времени. Большой его раздел был посвящён евгенике. Авторы придерживались той точки зрения, что основные физические характеристики и особенности поведения человека наследуются генетически, а воспитание играет менее важную роль. Уже здесь была высказана идея, которая впоследствии войдет в учебные пособия для СС (Рейхсфюрер СС. Эсэсовец и вопрос крови. Биологические закономерности и их практическое использование для сохранения и приумножения нордической крови. Эльснердрук, Берлин, 1940) — что существуют «худшие» («низшие») люди с низким уровнем умственного развития, которые размножаются намного быстрее «лучших», или «высших» представителей человечества.
Причем «европейская и американская раса» должна рухнуть под напором быстро размножающихся «худших» представителей. Противостоять этому, по мнению авторов, можно было, только введя законодательство, подобное введённому в США.[3] Как эффективное средство сторонники евгеники рассматривали стерилизацию.
Один из ведущих расовых теоретиков Германии Гюнтер писал:
Расовая гигиена — неудачное название, поскольку эта наука не связана непосредственно с расовыми исследованиями. Эта наука исследует процессы отбора, процессы, которые происходят внутри каждого народа и могут вести к биологическому прогрессу или вырождению |
Из европейских стран только в Германии нацистами развивались идеи евгеники, принявшие там форму «расовой гигиены» и обосновывавшие политику геноцида.
Проникновение идей в немецкое общество
В 1911 году в Дрездене прошла конференция, посвящённая расовой гигиене. В 1921 году появилось «Международное объединение по расовой гигиене», в 1928 году была основана в Мюнхене кафедра этого профиля.[4]
В 1927 г. в Берлине основан специальный институт антропологии, генетики человека и евгеники им. кайзера Вильгельма для поиска научно обоснованных идей, подобных расовой гигиене. С этим институтом был связан Йозеф Менгеле, защитивший ранее докторскую диссертацию по теме «Расовые различия структуры нижней челюсти» — врач, который впоследствии во время своей службы в Освенциме будет прозван «ангелом смерти».
В дальнейшем с евгеникой познакомился Гитлер, вот как это произошло:
Учебник быстро распродавался. Его издатель, Юлиус Леманн, достаточно преуспевающий человек, выпускал медицинские, политические, националистические и антисемитские книги. В 1923 г. вышло второе издание учебника. В том же году Гитлер предпринял неудачную попытку путча, во время которого несколько часов скрывался в доме своего друга Леманна. После провала путча Гитлера арестовали и посадили на девять месяцев в тюрьму. Леманн посылал ему туда (разумеется, бесплатно) свои новые издания, среди них и упомянутый учебник. Тот, кто читал «Майн кампф», написанную Гитлером во время пребывания в тюрьме, должен был обнаружить большой раздел, где автор рассуждает о том, что можно назвать генетикой человека, или евгеникой[3] |
Один из авторов учебника, Фишер, стал пропагандировать идеи о введении таких расовых законов по отношению к евреям, как и в США к неграм. Он ещё в 1913 году в бывших африканских колониях Германии исследовал негров и белых женщин и пришёл к выводу об умственной отсталости всех негров[3]. Фишер оправдывал политику геноцида, проводимую Германией в колониях.
В дальнейшем учёные, разделяющие взгляды расовой гигиены, были связаны с политикой. (См далее: Нацистская расовая политика)
См. также
Примечания
Литература
Расовая гигиена — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Расовая гигие́на (нем. Rassenhygiene) — подавление или уничтожение людей под предлогом их расовой неполноценности. Подобные мероприятия проводились нацистами в Германии и в оккупированных странах.
Термин «расовая гигиена» был введён швейцарско-немецким психиатром[1]Альфредом Плётцем (нем.)русск., который использовал это понятие в своей теории, согласно которой строгие правила воспроизводства потомства должны были привести к улучшению расовой чистоты германцев. Его концепция расовой гигиены означала необходимость разделять людей на представителей высшей расы и низших элементов и необходимость соответствующего отбора. Первых следовало искусственно поддерживать, тогда как воспроизводство вторых требовалось предотвращать. Позднее нацистский режим выразил признательность Плётцу за помощь в разработке «биологического обоснования» для построения нацистского государства.
Основы и зарождение
В начале XX века эта теория становится более распространённой и радикальной. Начало понятию было положено в 1921 году с появлением в Германии первого учебника по генетике человека, авторами которого являлись Эрвин Бауэр, Юджин Фишер (нем.)русск. и Фриц Ленц (нем.)русск.[2]. Учебник содержал исчерпывающий материал, всё, что было известно о генетике человека на тот момент времени. Большой его раздел был посвящён евгенике. Авторы придерживались той точки зрения, что основные физические характеристики и особенности поведения человека наследуются генетически, а воспитание играет менее важную роль. Уже здесь была высказана идея, которая впоследствии войдет в учебные пособия для СС (Рейхсфюрер СС. Эсэсовец и вопрос крови. Биологические закономерности и их практическое использование для сохранения и приумножения нордической крови. Эльснердрук, Берлин, 1940) — что существуют «худшие» («низшие») люди с низким уровнем умственного развития, которые размножаются намного быстрее «лучших», или «высших» представителей человечества.
Причем «европейская и американская раса» должна рухнуть под напором быстро размножающихся «худших» представителей. Противостоять этому, по мнению авторов, можно было, только введя законодательство, подобное введённому в США.[3] Как эффективное средство сторонники евгеники рассматривали стерилизацию.
Один из ведущих расовых теоретиков Германии Гюнтер писал:
Расовая гигиена — неудачное название, поскольку эта наука не связана непосредственно с расовыми исследованиями. Эта наука исследует процессы отбора, процессы, которые происходят внутри каждого народа и могут вести к биологическому прогрессу или вырождению |
Из европейских стран только в Германии нацистами развивались идеи евгеники, принявшие там форму «расовой гигиены» и обосновывавшие политику геноцида.
Проникновение идей в немецкое общество
В 1911 году в Дрездене прошла конференция, посвящённая расовой гигиене. В 1921 году появилось «Международное объединение по расовой гигиене», в 1928 году была основана в Мюнхене кафедра этого профиля.[4]
В 1927 г. в Берлине основан специальный институт антропологии, генетики человека и евгеники им. кайзера Вильгельма для поиска научно обоснованных идей, подобных расовой гигиене. С этим институтом был связан Йозеф Менгеле, защитивший ранее докторскую диссертацию по теме «Расовые различия структуры нижней челюсти» — врач, который впоследствии во время своей службы в Освенциме будет прозван «ангелом смерти».
В дальнейшем с евгеникой познакомился Гитлер, вот как это произошло:
Учебник быстро распродавался. Его издатель, Юлиус Леманн, достаточно преуспевающий человек, выпускал медицинские, политические, националистические и антисемитские книги. В 1923 г. вышло второе издание учебника. В том же году Гитлер предпринял неудачную попытку путча, во время которого несколько часов скрывался в доме своего друга Леманна. После провала путча Гитлера арестовали и посадили на девять месяцев в тюрьму. Леманн посылал ему туда (разумеется, бесплатно) свои новые издания, среди них и упомянутый учебник. Тот, кто читал «Майн кампф», написанную Гитлером во время пребывания в тюрьме, должен был обнаружить большой раздел, где автор рассуждает о том, что можно назвать генетикой человека, или евгеникой[3] |
Один из авторов учебника, Фишер, стал пропагандировать идеи о введении таких расовых законов по отношению к евреям, как и в США к неграм. Он ещё в 1913 году в бывших африканских колониях Германии исследовал негров и белых женщин и пришёл к выводу об умственной отсталости всех негров[3]. Фишер оправдывал политику геноцида, проводимую Германией в колониях.
В дальнейшем учёные, разделяющие взгляды расовой гигиены, были связаны с политикой. (См далее: Нацистская расовая политика)
См. также
Примечания
Литература
Расовая гигиена. Арийский миф III рейха
Расовая гигиена
Одним из первых, кто перенес принципы, разработанные Чарльзом Дарвином, на историческое развитие человеческого общества и вообще на все общественные отношения, был немецкий зоолог Эрнст Хекель (1834–1919). Именно он сформулировал основные идеи социал-дарвинизма, которые получили значительный резонанс в биологических кругах. Не в последнюю очередь благодаря этому Хекеля посмертно провозгласили научным предшественником национал-социализма.
Важные идеи нового течения, социал-дарвинизма, заключались в том, что интересы общества, равно как и любой общности, стояли выше интересов индивидуума. Появление новых естественно-научных разработок приводило к появлению сведений о том, что надо беречь наследственный материал и посредством этого заботиться о процветании общества. Причем само процветание рассматривалось как вполне четкий биологический процесс, которого можно было достигнуть на практике.
Мировоззрение Хекеля нашло свое отражение в так называемом «монизме», причем все развитие событий (как в природе, так и в человеческой культуре) он описывал на основе моноказуального поступательного развития, Хекелевский монизм свидетельствовал о том, что все сущее надо было описывать единой причиной бытия, а значит, не было онтологического различия между бытием и сознанием, разумом и материей, жизнью и смертью, природой и культурой. Все в мире должно было подчиняться одним и тем же законам. В 1906 году Хекель создал в Йене «Монистический союз», который пытался ограничить влияние церкви на школьное обучение и резко выступал против христианской социальной доктрины. Основные идеи Хекеля были изложены в его работах «Естественная история творения» (1868) и «Всемирная загадка» (1899).
Дальнейший толчок для своего развития социал-дарвинизм получил в 1883 году, когда двоюродный брат Чарльза Дарвина, англичанин Френсис Галтон, создал науку, которую назвал евгеникой, что в переводе с греческого означало «улучшение» (в данной ситуации — улучшение рода человеческого). Похожие процессы стали происходить в Германии в последнее десятилетие XIX века. Начало им было положено Альфредом Плёцем (1860–1940) и Вильгельмом Шалльмайером (1857–1919). Вильгельм Шалльмайер в 1891 году написал письмо «Об угрожающей физической дегенерации качеств культурного человека», в котором указывал на факт существования «обратной, негативной евгеники». Он полагал, что надо было бы предотвратить появление на свет слабого потомства. Шалльмайер писал, что прогресс противостоял естественному отбору, способствуя увеличению в обществе доли физически слабых и сокращению физически сильных индивидуумов. Он еще не выдвинул термин «расовая гигиена», но уделял просто гигиене как разделу медицины огромное внимание. В той же самой связи Шалльмайер пропагандирует совершенствование гигиены как раздела медицины, так как это зависело бы, по его представлению, только от исходного пункта, из которого воспользовались бы медициной.
Доктор Плёц выдвинул в 1895 году в своей работе «Способности нашей расы и защита слабых» термин «расовая гигиена», которая за десятилетие превратилась в самостоятельную расовую дисциплину. С 1909 по 1945 год расовая гигиена преподавалась почти во всех немецких университетах. Более того, начавшийся в 1910 году демографический упадок привел к тому, что расовой гигиеной заинтересовались на самом верху немецкого общества, в том числе в правительстве. Само понятие «расовая гигиена», согласно Плёцу, относилось не к отдельному человеку, а к процессу размножения всего человечества. Под расой он понимал «живущую на протяжении поколений совокупность людей, обладающих определенными физическими и умственными качествами». Плёц значительно расширял чисто антропологическое понятие расы, понимая под ней некую «жизненную расу». И хотя немецкая расовая гигиена развивалась во многом независимо от евгеники, порожденной англичанином Галтоном, у обеих наук был одинаковый понятийный аппарат. В своей работе он указывал на то, что увеличение доли «слабых» ставило под угрозу существование самой расы. В качестве расы, к которой принадлежали немцы, Плёц назвал «западных арийцев», не уточняя, что он подразумевал под этим термином.
Плёц выступил в качестве не только создателя расовой гигиены, но и ее главного пропагандиста. Пытаясь донести свои идеи до общества и правительства, в 1910 году он создал в Мюнхене так называемое «тайное „Северное кольцо“» (в данной организации состоял не только создатель формулы «кровь и почва» Вальтер Дарре, но и главный расовед Третьего рейха Ганс Понтер). К 1920-м годам эта организация уже проводила множество выставок, лекций, народных курсов, выпускала радиопередачи и даже снимала кинофильмы. Но главным орудием пропаганды в Веймарской республике оставались книги и журналы.
Расовая гигиена, или евгеника, которая поначалу поддерживалась только отдельными лицами (как правило, врачами или психиатрами), имела двойные целевые установки. С одной стороны, речь шла о контролируемом процессе зачатия будущих поколений, с другой — о предполагаемом улучшении расы. В данной ситуации под расой понимались либо отдельные народы, либо человеческие типы вообще. В большинстве случаев поборники расовой гигиены придерживались конструкции, предложенной еще Артуром Гобино. На самом верху социальной и расовой лестницы находилась «нордическая» раса, в самом низу — «еврейская» и «черная» расы. Расовые антропологи и расовые гигиенисты дополняли друг друга, как бы являясь двумя сторонами одной медали.
Сама же расовая гигиена базировалась на следующих основополагающих принципах:
психиатрическом учении о дегенерации, или вырождении;
дарвиновской теории отбора, перенесенной на человеческое общество, которое рассматривалось с точки зрения «борьбы за существование»; на основании медицинских фактов «доказывалось», что человеческая эволюция больше не в состоянии поддерживать «естественный отбор», то есть выбывание из жизненных и социальных процессов слабых, его место занял обратный отбор, то есть размножение «худших»;
представлениях о том, что существуют «неполноценные личности»; данная оценка выносилась на основании оценки физических, умственных и сексуальных аспектов данного человека;
вытекающей отсюда идее о наследовании качеств, которые определяли «качество» расы;
политическом применении полученных сведений на практике, на что расовая гигиена ориентировалась с самого момента своего появления.
Расовые гигиенисты требовали от государства контроля над рождаемостью. В 1920 году это требование было выражено медиком Шалльмайером в его книге «Наследование и селекция в биографии народов». В этой книге он обозначил появление расовой гигиены как величайшее событие в истории Германии. Расовая гигиена пыталась превратить семейную жизнь в политический инструмент.
Данная деприватизация семей ной жизни нашла свое выражение в формулировке националистического тезиса о «народном организме», интересы которого были выше интересов любого из индивидуумов. Расовая гигиена вела к девальвации отдельной человеческой жизни; расовый антииндивидуализм ставил под сомнение любые права человека. Расовая гигиена предполагала финансовое и прочее содействие в деле отбора «здоровых элементов народного организма». Все это должно было дополняться обратными средствами для «нездоровых элементов»: запреты на вступление в брак, изоляция, стерилизация. Эти требования развил расовый гигиенист Эрнст Рюдин (1874–1952), который в 1905 году вместе с Плёцем создал расово-гигиеническую организацию. Речь идет о возникновении Берлинского общества расовой гигиены. Данное общество, кроме всего прочего, требовало запретить вступление в брак гомосексуалистов и производство ими на свет детей.
В 1918 году вопросы стерилизации, которая применялась в немецкой психиатрии с 1870 года, были вынесены в плоскость расовой гигиены. Итоги Первой мировой войны оказались столь негативными для немецкого общества, что расовые гигиенисты стали настаивать на легализации расово-гигиеннческой стерилизации, которая должна была применяться для того, чтобы:
а) устранять преступные или патологические инстинкты, в частности снизить половой инстинкт;
б) предотвратить появление на свет дегенеративного или душевнобольного потомства.
Стерилизация должна была распространяться на все слои населения. На этом, в частности, настаивал знаменитый немецкий расовый гигиенист Фриц Ленц (1887–1976), который первым в Германии возглавил университетскую кафедру расовой гигиены. Он полагал, что надо было стерилизовать около 30 % немецкого населения. Он рассматривал стерилизацию «как более дешевое и гуманное средство», нежели изоляция или запрет на вступление в брак. Весной 1931 года НСДАП взяла на вооружение расовую гигиену, сделав ее едва ли не центральной частью расовой программы нацистов, которая предполагала проведение массовой стерилизации всех «неполноценных элементов».
Учение о вырождении впервые было достаточно четко сформулировано в 1860 году французским психиатром Морелем. Почти сразу же его наработки были включены в состав расовой гигиены. Поначалу «дегенерацию» относили только к процессам разрушения и восстановления клеток и тканей. Однако с подачи Мореля это слово стало относиться к человеку в целом, прежде всего к человеческой психике. Сама дегенерация, по Морелю, подразумевала «патологическое отклонение от изначального типа». То есть получается, что психиатры и медики сами взяли на себя роль регуляторов социального поведения, осмеливаясь утверждать, что является нормальным, а что — патологическим и больным в поведении отдельного человека. Понятие вырождения, или дегенерации, стало одним из основных инструментов в расовой гигиене. Для выявления «ненормальности», которая могла быть наследственной или навязанной окружающей средой, использовались различные аспекты жизни человека (см. выше описание основополагающих принципов расовой гигиены, п. 3). Эти аспекты во многих случаях приравнивались к болезненным симптомам.
В Германии первым, кто занялся проблемой вырождения, был Пауль Неке (1851–1913), который связал воедино представленную Плёцем расовую программу «гигиены размножения» и «психиатрическое учение о дегенерации». При этом сам Неке уделял особую роль профилактике «социального вырождения» именно психиатрами. По сути, он стал одним из первых пропагандистов идеи принудительной стерилизации, которую он требовал применить ко всем «вырожденцам». Неке стали вторить другие психиатры, например Пауль Юлий Мебиус, который в своих работах «Секс и вырождение» (1903), а также «О физическом слабоумии женщины» (1900) тесно увязывал дегенерацию с половой жизнью. Несколько позже эти идеи были подхвачены Отто Вайнингером, который в книге «Половая жизнь и характер» (1920) подверг острой критике женщин, гомосексуалистов и евреев. Опираясь на идеи итальянского психиатра Чезаро Ломброзо (1836–1909), он пытался установить тесные связи между женской эмансипацией, проституцией, гомосексуализмом и криминальными наклонностями.
Другой медик, Юлий Кох (1841–1908), ввел в 1890 году в оборот понятие «психопатическая неполноценность», в котором он увязывал воедино психопатию и социальные процессы. В итоге психопатия стала синонимом слова «асоциальность». В последующие десятилетия «асоциальный» и «психопатический» приравнивались к «дегенеративному», а стало быть, подлежащему искоренению.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Расовая гигиена — это… Что такое Расовая гигиена?
Расовая гигие́на (нем. Rassenhygiene) — подавление или уничтожение людей под предлогом их расовой неполноценности. Подобные мероприятия проводились в нацистской Германии и ряде других стран.
Термин «расовая гигиена» был введён швейцарско-немецким психиатром[1] Альфредом Плётцем, который использовал это понятие в своей теории, согласно которой строгие правила воспроизводства потомства должны были привести к улучшению расовой чистоты германцев. Его концепция расовой гигиены означала необходимость разделять людей на представителей высшей расы и низших элементов и необходимость соответствующего отбора. Первых следовало искусственно поддерживать, тогда как воспроизводство вторых требовалось предотвращать. Позднее нацистский режим выразил признательность Плётцу за помощь в разработке «биологического обоснования» для построения нацистского государства.
Основы и зарождение
В начале XX века эта теория становится более распространённой и радикальной. Начало понятию было положено в 1921 году с появлением в Германии первого учебника по генетике человека, авторами которого являлись Эрвин Бауэр, Эуген Фишер и Фриц Ленц[2]. Учебник содержал исчерпывающий материал, всё, что было известно о генетике человека на тот момент времени. Большой его раздел был посвящен евгенике. Авторы придерживались той точки зрения, что основные физические характеристики и особенности поведения человека наследуются генетически, а воспитание играет менее важную роль. Уже здесь была высказана идея, которая впоследствии войдет в учебные пособия для СС (Рейхсфюрер СС. Эсэсовец и вопрос крови. Биологические закономерности и их практическое использование для сохранения и приумножения нордической крови. Эльснердрук, Берлин, 1940) — что существуют «худшие» («низшие») люди с низким уровнем умственного развития, которые размножаются намного быстрее «лучших», или «высших» представителей человечества.
Причем «европейская и американская раса» должна рухнуть под напором быстро размножающихся «худших» представителей. Противостоять этому, по мнению авторов, можно было, только введя законодательство, подобное введённому в США.[3] Как эффективное средство сторонники евгеники рассматривали стерилизацию.
Один из ведущих расовых теоретиков Германии Гюнтер писал:
Расовая гигиена — неудачное название, поскольку эта наука не связана непосредственно с расовыми исследованиями. Эта наука исследует процессы отбора, процессы, которые происходят внутри каждого народа и могут вести к биологическому прогрессу или вырождению |
Из европейских стран только в Германии нацистами развивались идеи евгеники, принявшие там форму «расовой гигиены» и обосновывавшие политику геноцида.
Проникновение идей в немецкое общество
В 1923 г. в Мюнхенском университете была создана кафедра расовой гигиены.[источник не указан 1302 дня] В данном случае расовая гигиена представляла из себя науку, а не комплекс политических и социальных устремлений и мер.
В 1927 г. в Берлине основан специальный институт антропологии, генетики человека и евгеники им. кайзера Вильгельма для поиска научно обоснованных идей, подобных расовой гигиене. С этим институтом был связан Йозеф Менгеле, защитивший ранее докторскую диссертацию по теме «Расовые различия структуры нижней челюсти» — врач, который впоследствии во время своей службы в Освенциме будет прозван «ангелом смерти».
В дальнейшем с евгеникой познакомился Гитлер, вот как это произошло:
Учебник быстро распродавался. Его издатель, Юлиус Леманн, достаточно преуспевающий человек, выпускал медицинские, политические, националистические и антисемитские книги. В 1923 г. вышло второе издание учебника. В том же году Гитлер предпринял неудачную попытку путча, во время которого несколько часов скрывался в доме своего друга Леманна. После провала путча Гитлера арестовали и посадили на девять месяцев в тюрьму. Леманн посылал ему туда (разумеется, бесплатно) свои новые издания, среди них и упомянутый учебник. Тот, кто читал «Майн кампф», написанную Гитлером во время пребывания в тюрьме, должен был обнаружить большой раздел, где автор рассуждает о том, что можно назвать генетикой человека, или евгеникой [3] |
Один из авторов учебника, Фишер, стал пропагандировать идеи о введении таких расовых законов по отношению к евреям, как и в США к неграм. Он ещё в 1913 году в бывших африканских колониях Германии исследовал негров и белых женщин и пришёл к выводу об умственной отсталости всех негров[3]. Фишер оправдывал политику геноцида, проводимую Германией в колониях.
В дальнейшем учёные, разделяющие взгляды расовой гигиены, были связаны с политикой. (См далее: Нацистская расовая политика)
Примечания
См. также
Ссылки
Нацистская расовая политика — Википедия
Наци́стская ра́совая поли́тика — политика расовой дискриминации и ксенофобии в нацистской Германии, основанной на концепции расовой гигиены.
Во многих европейских и американских странах расизм в XIX веке и в начале XX века не находился под запретом, а с приходом к власти нацистов в Германии получил государственную поддержку.
Концепция расовой гигиены подразумевала необходимость разделять людей на представителей высшей расы и низших элементов и необходимость соответствующего отбора. По этой концепции, первых следовало искусственно поддерживать, тогда как воспроизводство вторых требовалось предотвращать; смешение же рас даёт нежелательные последствия. Эта концепция также требовала проводить стерилизацию или уничтожение алкоголиков, эпилептиков, лиц с различными наследственными болезнями, слабоумных. Стремление к поддержанию «расовой гигиены» проявилось в государственных программах принудительного истребления различных категорий граждан (см. «Программа умерщвления Т-4»).
В соответствии с принципами «расовой гигиены» главным объектом преследования стали евреи, которые были лишены прав гражданства, возможности работать на государственной службе, иметь частную практику и собственный бизнес, вступать в брак с немцами (немками) и получать образование в государственных учебных заведениях. Их собственность и предприятия регистрировались и подвергались конфискации. Постоянно совершались акты насилия, и официальная пропаганда разжигала (либо подогревала) среди этнических немцев чувства предубеждения и ненависти к евреям. Позже евреи были подвергнуты планомерному уничтожению. Аналогичные действия совершались по отношению к цыганам, душевнобольным, инвалидам, гомосексуалам и ряду других категорий людей, считавшихся «неполноценными».
В ходе Второй мировой войны репрессии, проводимые из данных соображений, стали осуществляться не только в нацистской Германии, но и на оккупированных ею землях, где разделение на высшую и низшие расы затрагивало гражданское население и военнопленных.
Хотя термин «евгеника» был введён лишь в 1883 году Фрэнсисом Гальтоном, идея отбора людей по наследственным признакам восходит к древности, и обсуждается, например, в «Государстве» Платона, а также впоследствии в «Утопии» Томаса Мора и «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы[1].
«Опыт о неравенстве человеческих рас» Жозефа де Гобино впервые совместил идею евгеники с общими наблюдениями внешних различий людей разных народов, положив начало теориям расизма (как биологического, так и духовного), имевшим успех в Европе вплоть до окончания Второй мировой войны.
Гердер (1744—1803), Фихте (1762—1814) и другие немецкие романтики полагали, что каждый народ обладает своим собственным специфическим гением (духом), запечатленным в глубоком прошлом, который должен выразить себя в национальном духе (нем. Volksgeist). Национальный дух, согласно их философии, является сверхсилой и обладает собственной духовной вселенной, чья внешняя форма проявилась в национальной культуре. Подобные иррационалистические учения стали соотноситься с учением о происхождении. Определённое влияние в распространении такого рода расизма оказал немецкий композитор Рихард Вагнер (1813—1883), который полагал, что героический германский дух был занесён вместе с нордической кровью. Впоследствии юношеское увлечение Гитлера музыкой Вагнера переросло в почитание его идей[2].
Кризис после первой мировой войны и идеология НСДАП[править | править код]
В начале XX века в Германии очень широко были распространены статьи и брошюры с изложением расовой теории, которые превозносили германскую и всячески унижали семитскую расу — евреев. Евреев относили к низшей, «неполноценной» расе. Итоги первой мировой войны усилили расистские настроения. Писатели-расисты, разочарованные поражением, воспевали благородного немецкого солдата с чистой кровью. Евреи изображались виновниками всех постигших Германию бед. Так были сформированы стереотипы положительного немецкого героя-«арийца» и отрицательного еврея. Эта теория превосходства «расы господ» и была принята нацистами.
Хотя доминантой идеологии национал-социалистов был антисемитизм, врагами считались и другие народы, которые объявлялись неполноценными: французы (как «негроиды»), славяне (как «неспособные к творчеству») и т. п.[3]
Антисемитские идеи, популярные ещё в XIX веке среди немецких националистов, были поддержаны некоторыми генетиками (См. Расовая гигиена), которые также занялись активной их пропагандой, что служило опорой для власти, проводящей расовую политику. Ключевой книгой, повлиявшей на формирование расового антисемитизма немецких национал-социалистов, стала «» Х. С. Чемберлена[4] где он развивал две основные темы: «арийцев» — как творцов и носителей цивилизации, и евреев — как негативной расовой силы, разрушительного и вырождающегося фактора истории.
В программе НСДАП «25 пунктов» заявлялось, что «ни один еврей не может быть отнесён к немецкой нации, а также являться гражданином Германии», и то, что партия борется с «еврейско-материалистическим духом». Евреи рассматривались как полный антипод немцев, им приписывалось потребительски-паразитическое существование. В силу того, что евреи объявлялись опасностью не только для немцев, но и для всего человечества, нацисты брали на себя роль «спасения человеческого рода». Созданными «мировым еврейством» или порожденными «еврейским духом» объявлялись демократические институты, свободные профсоюзы, индивидуальные свободы и права личности[3].
Опасность расового антисемитизма нацистов до их прихода власти в 1933 г., и даже в первое время после него, была очевидна не для всех евреев. Так, газета «Юдише рундшау» уже в августе 1933 года заявляла о надежде на то, что нацисты будут уважать права этнических меньшинств[4].
Евреи последовательно исключались из политической и экономической жизни Третьего Рейха, а также из сфер науки и искусства. «Расово чуждыми» назывались марксизм и другие рационалистические направления философии как «порождённые Талмудом». По таким же критериям оценивались и точные науки, использовалось понятие «арийской физики», противопоставляемой «еврейской» (в частности теории относительности). Заявлялось о еврейских корнях у ряда новых направлений изобразительного искусства (сюрреализм, дадаизм, экспрессионизм), которые объединялись под названием «дегенеративное искусство»[3].
К открытому физическому преследованию евреев переходят в 1938 году во время так называемой «Хрустальной ночи», которой предшествовало объявление просроченных иностранных паспортов недействительными и депортация евреев — польских граждан. После нападения на Польшу в сентябре 1939 года глава Главного управления безопасности рейха (РСХА) Р. Гейдрих отдал приказ о концентрации польских евреев в гетто. В последующие месяцы все евреи Польши в возрасте 14-60 лет направлялись на принудительные работы, а еврейские банковские счета были заморожены[5]
По мере захвата Германией других стран евреи подвергались в них преследованиям в зависимости от местных инициатив и оказываемого немецкого давления. План полного уничтожения евреев, видимо, оформился к началу войны с Советским Союзом. Евреи Советского Союза при этом подлежали истреблению, в первую очередь, как «носители большевизма». Для массового уничтожения евреев (и других «расово нежелательных» элементов, а также участников сопротивления) были созданы специальные подразделения — айнзацгруппы, которым помогали солдаты вермахта и местные коллаборационисты. В результате большинство советских евреев, остававшихся на оккупированной территории, были уничтожены. В 1942 году было уничтожено большинство евреев Восточной и Центральной Европы, а также и значительная часть евреев Западной Европы. В 1943—1944 году нехватка рабочих рук привела к временному пересмотру «окончательного решения еврейского вопроса». Гиммлер отдал приказ об использовании труда оставшихся евреев в интересах военной экономики и даже предлагал освободить часть евреев в обмен на политические уступки (например, сепаратный мир с Западом) или за колоссальный выкуп. Ближе к концу войны некоторые нацистские руководители пытались использовать евреев для установления связи с союзниками, но другие (в частности, Гитлер) продолжали требовать тотального уничтожения выживших. На фоне наступления советских войск эсэсовцы ликвидировали последние гетто и рабочие лагеря и уничтожали следы совершённых преступлений[5].
Кроме расстрелов, использовались такие методы убийств, как отравления выхлопными газами в специальных автомашинах («душегубках»), «газовые камеры». Условия жизни в гетто и концентрационных лагерях также были рассчитаны на смерть от истощения и болезней.
Оценки числа жертв среди евреев составляли от 4,2 млн до 8 млн человек. Число «шесть миллионов человек» закреплено в приговорах Нюрнбергского процесса[5].
Цыгане тоже воспринимались с точки зрения нацистской расовой теории как угроза расовой чистоте немцев. Так как официальная пропаганда провозглашала немцев представителями чистой «арийской расы», пришедших с севера и захвативших Индию, известная сложность для теоретиков нацизма состояла в том, что цыгане, вообще говоря, являются куда как более непосредственными выходцами из Индии; они близки её нынешнему населению с объективной расовой точки зрения и говорят на языке индоарийской группы — следовательно цыгане, по крайней мере, никак не меньшие «арийцы», чем сами немцы. Выход был найден в решении, согласно которому цыгане, живущие в Европе, представляют собой плод смешения «арийского» племени с самыми низшими расами всего мира — это как бы объясняет их бродяжничество и асоциальность. Об этом писал и нацистский расовый теоретик Ганс Гюнтер.[6] Специальная комиссия рекомендовала отделение «цыганства» (нем. Zigeunertum) от немецкого народа. «Неполноценность» цыган обосновывали немецкие психологи Роберт Риттер и его помощница Эва Юстин
В период с 1935 по 1938 год полиция и ведомства социального обеспечения начинают помещать цыган в лагеря принудительного содержания, в частности в лагерь Марцан
С марта 1936 на цыган распространяются положения так называемых «Нюрнбергских законов» (нем. Nürnberger Gesetze) о гражданстве и расе, которые запрещают им вступать в браки с немцами и участвовать в выборах, цыгане лишаются гражданства Третьего рейха.
16 мая 1938 года по приказу рейхсфюрера СС Гиммлера в берлинское управление уголовного розыска было включено управление по борьбе с «цыганской угрозой». Первым законом, прямо и непосредственно направленным против цыган, был циркуляр Гиммлера от 8 декабря 1938 года «О борьбе с цыганской угрозой». В нём говорилось об «урегулировании цыганского вопроса исходя из расовых принципов».
Во второй половине 1930-х годов начинается принудительная стерилизация цыган, в частности таким методом как укол в матку грязной иглой, что нередко приводило к смерти от заражения крови.
27 апреля 1940 года по приказу Гиммлера начались первые депортации синти и рома на территорию Польши — в трудовые и концентрационные лагеря, а также в еврейские гетто. Польских цыган также размещают в гетто, а имущество изымают. Позже цыган, как и евреев, отправляли из гетто в лагеря смерти.
С осени 1941 года на оккупированных территориях СССР наряду с массовыми убийствами евреев начались массовые убийства цыган. Айнзацгруппы уничтожали встреченные на пути таборы. В Германии аресты цыган начались в 1943 году, арестованных отправляли в Освенцим. Уничтожением цыган наряду с евреями и сербами также занимался режим усташей в Хорватии.
Оценки числа убитых цыган варьируются от 200 000 до 1 500 000 человек.
Идеи «второсортности» и «расовой неполноценности» славян зафиксированы ещё в работах Гобино. Основной идеей ряда расовых теоретиков было то, что праславяне принадлежали к нордической расе, однако к настоящему времени славяне полностью утеряли этот компонент[7].
«Моя борьба» Гитлера уже содержит идею расового превосходства германских элементов над славянскими в России[7][8].
В 1940 году в Нью-Йорке была опубликована книга Германа Раушнинга «Голос разрушения»[9], где приводится цитата Гитлера о том, что «предотвращение развития славянских рас» одна из основных задач германского государства[10].
Известны планы Гиммлера, изложенные в секретном меморандуме «Некоторые мысли об обращении с инородцами на Востоке», в частности о разделении населения Восточной Европы на мелкие группы и последующем уничтожении этих групп. После истребления евреев планировалось уничтожение кашубов, гуралей, лемков, и т. д. Также в меморандуме содержалось предложение ограничить образование «инородцев» «счетом до 500», написанием своего имени и знанием «закона божьего». Навык чтения назывался лишним[11][12].
По мнению американского историка Джона Коннелли, в ранних работах Гитлера и других нацистов можно найти не слишком много выпадов против славянских народов. Также он считает, что изначально нацистские идеологи почти не делали разницы между разными группами славянского населения; на практике, однако, отношение к разным народам было различным, будучи продиктованным, как правило, оппортунистическими соображениями[8].
По мнению Коннелли, до начала Второй мировой войны нацисты, скорее всего, не имели последовательных планов осуществления расовой политики относительно славян, хотя считали их низшей группой народов. После же уничтожения Польши поляки и славяне в целом постепенно в глазах нацистов переходят в разряд «неевропейских народов»[8].
Известная речь Гиммлера в Познани 4 октября 1943 отражает восприятие славян как рабов, есть в ней и расовые мотивы. Высказывания Гитлера содержат следующие выражения: «низкокачественный человеческий материал», «смешанный народ на основе низшей расы с каплями нашей крови, не способный к поддержанию порядка и к самоуправлению»[7][13].
Только польские, русские и украинские остарбайтеры подлежали смертной казни за половые контакты с немецким населением. Рейхскомиссар Украины Эрих Кох называл украинцев «расово низшими», считая их мало отличными от животных и устраивал охоту на них в специальных резервациях[14] (несмотря на то, что в дистрикте Галиция в 1939 году было допущено образование Украинского центрального комитета и украинцы находились в привилегированном по отношению к полякам положении)[8].
Изменения в отношении также происходили на основе наблюдения цвета волос, глаз и антропометрических показателей местных жителей[8].
Коннелли отмечает, что словаки, хорваты и болгары имели собственные марионеточные государства и вступили в войну на стороне Оси, (при этом хорваты одновременно преследовали других южных славян — сербов), а режим в Протекторате Богемия и Моравия был заметно мягче установленного в Генерал-губернаторстве и на оккупированной территории СССР[8].
В качестве причины такой непоследовательной политики по отношению к славянам, по мнению Коннелли, можно назвать то, что Юго-Восточная Европа не входила в планы Гитлера по занятию «жизненного пространства» и до 1943 года входила преимущественно в сферу итальянского влияния. Относительно мягкий режим по отношению к словакам и чехам был продиктован интересами военной экономики и сговорчивостью этих народов. При этом города Советского Союза как территории «жизненного пространства» напротив должны были быть разрушены, а территория опустошена и затем заселена сельскими немецкими жителями[8].
Среди славян одними из наиболее пострадавших были поляки. С 1939 по 1945 год не менее 1,5 миллионов польских граждан были депортированы в Германию на принудительные работы. Ещё сотни тысяч были заключены в нацистские концлагеря. По некоторым оценкам, во время Второй мировой войны гитлеровцы убили не менее 1,9 миллиона поляков нееврейского происхождения. Следует отметить, что в 1943 году, после тяжёлых поражений на Восточном фронте, нацисты официально разрешили представителям всех славянских народов, кроме поляков, служить в Ваффен-СС (к тому времени части, укомплектованные этническими украинцами, уже находились в составе вермахта — например, батальоны «Нахтигаль» и «Роланд»).
Д. Б. Левин отмечал, что для каждого народа у нацистов были бранные клички. Так, англичан они называли «выродившимся племенем плутократов», французов — «негроидами», итальянцев — «людьми испорченной крови и отравленной души», румын, венгров и турок — «обезьянами»[15].
По свидетельству бывшего заключённого в тюрьмах полностью соблюдался принцип расовой сегрегации. Заключённые делились на четыре категории (по наличию «нордической примеси»): первая — немцы (высшая раса, уберменши), вторая — голландцы, датчане, норвежцы (хотя и чистая нордическая раса, но не уберменши), третья — французы, бельгийцы, итальянцы (полунордическая раса), четвёртая — русские, поляки, чехи (лишь следы нордической крови, в массе — унтерменши)»[7].
В июле 1941 года рейхсфюрер Гиммлер выступал перед эсэсовцами из отправлявшейся на Восточный фронт боевой группы «Норд» с речью, где напутствовал их на войну и заявлял, что «на другой стороне стоит 180-миллионный народ, смесь рас и народов, чьи имена непроизносимы и чья физическая сущность такова, что единственное, что с ними можно сделать — это расстреливать без всякой жалости и милосердия». Также он перечислял в качестве «недочеловеков» гуннов, венгров, татар, монголов и русских:
Когда вы, друзья мои, сражаетесь на Востоке, вы продолжаете ту же борьбу против того же недочеловечества, против тех же низших рас, которые когда-то выступали под именем гуннов, позднее — 1000 лет назад во времена королей Генриха и Оттона I, — под именем венгров, а впоследствии под именем татар; затем они явились снова под именем Чингисхана и монголов. Сегодня они называются русскими под политическим знаменем большевизма.
— Выступление рейхсфюрера Генриха Гиммлера в Штеттине 13 июля 1941 года[13][16]
Среди советских военнопленных особенно часто убивали и подвергали издевательствам как азиатов выходцев из Средней Азии, так и белых кавказцев из Закавказья[17].
Потомки чернокожих солдат Антанты и немецких женщин, которых называли «рейнландскими бастардами», подвергались принудительной стерилизации начиная с 1937 года.
Однако расовая теория перестраивалась в угоду текущей внешней политики. В частности если изначально итальянцев относили к «малоценной средиземноморской расе», а японцев награждали презрительными кличками, по мере сближения с Италией и Японией эти народы стали относить соответственно к потомкам римлян и «избранной расе»[18].
Сами немцы также не избежали преследования на основе идей о «расовой полноценности». В рамках расовой гигиены подлежали стерилизации и уничтожению люди с психическими расстройствами и наследственными болезнями, позже также инвалиды и болеющие более 5 лет. Одним из последних евгенических декретов фюрера в 1945 году был об уничтожении немцев, страдающих лёгочными заболеваниями[19].
Принципы расистской идеологии нацистов[править | править код]
1. Вера в превосходство одной, реже нескольких рас — над другими. Эта вера обычно сочетается с иерархической классификацией расовых групп. Так, негры и арабы были отнесены нацистами к низшей расе, а евреи вообще исключались из иерархической лестницы и были поставлены в положение «вне закона» (Нюрнбергские законы, Холокост)[20].
2. Идея, что превосходство одних и неполноценность других имеют биологическую или биоантропологическую природу. Этот вывод вытекает из веры в то, что превосходство и неполноценность неискоренимы и не могут быть изменены, например, под влиянием социальной среды или воспитания.
3. Идея, что коллективное биологическое неравенство отражается в общественном строе и в культуре и что биологическое превосходство выражается в создании «высшей цивилизации», которая сама по себе указывает на биологическое превосходство. Эта «высшая цивилизация» была названа нацистскими идеологами «тысячелетний рейх» или «Третий рейх». Эта идея устанавливает прямую зависимость между биологией и социальными условиями (появилась в евгенике)[21][22].
4. Вера в законность господства высших рас над низшими[21].
5. Вера в то, что есть «чистые» расы, и смешение неизбежно оказывает на них отрицательное влияние (упадок, вырождение и т. д.). «Смертельный же удар наносит смешение с инородной кровью» (Гиммлер)[21].
7 апреля 1933 года был принят «Закон о восстановлении профессионального чиновничества» (англ.), в соответствии с которым было предписано уволить всех «неарийских» чиновников, за редким исключением. «Неарийцем» считался каждый, кто имел хотя бы одного пра-родителя еврея[23].
29 июня 1933 года Рихард Дарре, как глава Управления аграрной политики, издаёт закон о наследовании, по которому земельные участки от 7,5 до 125 гектар могут пожизненно закрепляться за их владельцами и передаваться в наследство, только если владельцы могут доказать чистоту своей крови до 1800 года. Под действие этого закона попадает более 60 % всей сельскохозяйственной территории Германии.
В 1933 г. антрополог Ойген Фишер заявил, что с научной точки зрения браки и половые отношения между живущими в Германии евреями и неевреями нежелательны, и потребовал принятия соответствующего закона[24] (уже позже в 1941 г. Фишер будет одобрять план поголовной принудительной стерилизации тех немцев, чьи дед или бабка были евреями, но этот план так и не был осуществлен).
15 октября 1934 года партийный лидер Рудольф Гесс создал ведомство для изучения родства при национал-социалистической партии. Позже оно получило название «Имперское ведомство по изучению родства». Работой ведомства руководило СС и министерство юстиции.
В «Нюрнбергских законах» 1935 года, вводились правила, по которым определяется принадлежность к немецкой или еврейской расе: «чистокровными» немцами являлись немцы в четырёх поколениях. Евреями считались потомки трех-четырёх поколений евреев, а между ними находились «полукровки» первой или второй степени. Если предки были иудеями, то потомки тоже являлись евреями[25].
Сперва была введена дискриминация против метисов от браков между немцами и евреями. 26 ноября 1935 года в категорию «расово неполноценных» циркулярами министерства внутренних дел были официально включены также «цыгане, чернокожие и их бастарды»[26] (закономерным итогом этого стала стерилизация после присоединения в 1936 году Рейнской области рождённых там от браков африканских солдат французской армии и немок метисов, известных как рейнландские бастарды). Цыгане подвергались дискриминации и соответственно признавались расово неполноценными. Также в категорию «расово неполноценных» включались все, кто не соответствовал идеалу (который культивировался национал-социалистами), даже несмотря на расовый тип, например: представители сексуальных меньшинств, наркоманы, алкоголики, проститутки, душевнобольные, умственно отсталые, нетрудоспособные лица, инвалиды, а также болеющие больше 5 лет. Таких людей идеологи евгенической политики считали регрессивными и нежелательными элементами, носителями генетического груза, подверженными вырождению и дегенерации, которые загрязняют «арийскую» кровь своей больной наследственностью.
С марта 1936 года и на цыган были распространены положения «нюрнбергских законов», которые прежде распространялись только на евреев: им также было воспрещено вступать в браки с немцами и участвовать в выборах, а также с цыган было снято гражданство Третьего рейха. При этом «расово чистые цыгане» (выбираемые из числа цыган-синти по признаку сочетания внешности и поведения, признанного положительным) имели те же права, что и немцы, за исключением права вступать в брак с немцами, а «цыгане-полукровки» (все цыгане-рома и большинство цыган-синти) приравнивались к евреям как «разрушители культуры».
Главное управление СС по вопросам расы и поселения разработало методику расового отбора в СС, а также Брачный кодекс СС, который запрещал эсэсовцам жениться на не чистокровных «арийках». В 1936 году Рихард Дарре публикует книгу «Кровь и почва, главная идея национал-социализма», где пропагандирует единство немецкой расы и её жизненного пространства (см. также План «Ост»).
15 ноября 1938 года еврейским детям запрещается посещать немецкие школы[27].
Наличие евреев в родословной было компрометирующим материалом. Все эти факты входили в досье Гиммлера[28].
Группа авторов по заданию Генри Форда составила и опубликовала под его именем книгу «Международное еврейство», затем использованную нацистской пропагандой. Так постепенно создавался образ враждебного мирового еврейства (нем. Weltfeind мирового врага), растиражированный впоследствии[29].
В расовую теорию нацистов входил раздел генетики — евгеника (принявшая в Германии название расовая гигиена), согласно которой строгие правила воспроизводства должны были привести к улучшению германской расы и остановить рост низших представителей, которые размножались гораздо быстрее, согласно сторонникам евгеники.
В практику Главного управления имперской безопасности (РСХА) вошло любую немку, обвиненную в сексуальных связях с евреем, отправлять в концлагерь, чтобы предотвратить «опасность того, что она вновь предастся осквернению расы, уже с другим мужчиной»[30].
Продолжением развития евгенических понятий явилась реализация немецкими нацистами в 1940 году программы T-4 по стерилизации и физическому уничтожению «неполноценных элементов» — в основном, пациентов психиатрических лечебниц, в том числе и детей, страдающих психическими заболеваниями, а также лиц, страдающих от врождённых дефектов, в том числе детей-калек. В рамках этой программы в одной только Германии было уничтожено 275 тыс. человек[31].
Затем была построена сеть лагерей смерти для уничтожения целых народов, не удовлетворяющих расовой теории. В первую очередь нацисты уничтожали евреев, цыган. Нацисты проводили массовые расстрелы по национальному признаку, также отправляли людей в лагеря смерти для физического уничтожения. Там были замучены с особой жестокостью или убиты в газовых камерах, сожжены живыми[32] миллионы человек.
Поляки как таковые не считались расово неполноценными и наличие польской крови не было компрометирующим фактом для немцев, однако нацисты отрицали польскую национальную идентичность. Русская национальная идентичность также отрицалась, вместо термина «русские» нацистская пропаганда последовательно использовала более широкий термин «восточные народы» вплоть до конца войны.
Политическое завещание Гитлера, написанное им 29 апреля 1945 года за пару дней до смерти, содержит такие слова:
Превыше всего я требую от руководителей и народа неукоснительно соблюдать расовые законы и безжалостно бороться с вездесущим отравителем всех народов — мировым еврейством[33] |
Программы, обусловленные немецкой евгеникой, выразившиеся в нацистской расовой политике и проводившиеся в рамках предотвращения «вырождения» немецкого народа («нордической расы»):
- ↑ Хен Ю. В. Цели и средства евгеники (этический и естественнонаучный статус дисциплины) // Философия науки. — М.: Институт философии РАН, 2005. — Вып. 11. Этос науки на рубеже веков. — С. 245-249. — ISSN 2225-9783.
- ↑ Joachim Kohler. Wagner’s Hitler: The Prophet and His Disciple. — Wiley, 2001. — P. 286. — 384 p. — ISBN 9780745627106.
- ↑ 1 2 3 Национал-социализм — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ 1 2 Расизм — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ 1 2 3 КАТАСТРОФА. Нацистская политика уничтожения еврейского народа и этапы Катастрофы — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ англ.: «The Gypsies have indeed retained some elements from their Nordic home, but they are descended from the lowest classes of the population in that region. In the course of their migration, they absorbed the blood of the surrounding peoples, thus becoming an Oriental, West-Asiatic racial mixture with an addition of Indian, mid-Asiatic, and European strains». Ганс Гюнтер. http://www.indopedia.org/Holocaust.html Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine
- ↑ 1 2 3 4 Владимир Родионов. Идеологические истоки расовой дискриминации славян в Третьем рейхе
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 John Connelly. Nazis and Slavs: From Racial Theory to Racist Practice // Central European History. — Vol. 32 (1999). — No. 1. — PP. 1—33.
- ↑ НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ТОМ I// Государственное издательство юридической литературы, МОСКВА•1954
- ↑ НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ТОМ I Архивная копия от 6 декабря 2007 на Wayback Machine// Государственное издательство юридической литературы, МОСКВА•1954
- ↑ Л. Безыменский. Генеральный план «Ост»: замысел, цели, результаты // Вопросы истории. 1978. № 5. С.82.
- ↑ Ахтамзян И. А. Нацистский Генеральный план «Ост» / И. А. Ахтамзян // Великая Отечественная война: происхождение, основные события, исход: документальные очерки / сост. А. А. Ахтамзян. Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России
- ↑ 1 2 Идеологические истоки расовой дискриминации славян в Третьем рейхе, Владимир Родионов, журнал «Актуальная история»
- ↑ John Connelly. Nazis and Slavs: From Racial Theory to Racist Practice // Central European History. — Vol. 32 (1999). — No. 1. — PP. 7.
- ↑ Д. Б. Левин. Кто такие национал-социалисты.1942. с. 59
- ↑ Der Reichsführer SS zu den Ersatzmannschaften für die Kampfgruppe «Nord» am Sonntag dem 13. Juli 1941, in Stettin. Цит. по: Stein H. George. The Waffen SS: Hitler’s Elite Guard at War, 1939–1945. Ithaca (N. Y.): Cornell University Press, 1984. — P. 126–127.
- ↑ Арон Шнеер. Плен
- ↑ Андрей Антонович Гречко, Дмитрий Федорович Устинов. История второй мировой войны 1939—1945 гг. Том 1. Зарождение войны. Борьба прогрессивных сил за сохранение мира — М.: Воениздат, 1973, с. 146
- ↑ Ъ-Власть — Белая гвардия
- ↑ Бланк А. С. Из истории раннего фашизма в Германии. — М.: Мысль, 1978. — С. 126. — 208 с. — ISBN 9785458276054.
- ↑ 1 2 3 Рейхсфюрер СС. Эсэсовец и вопрос крови. Биологические закономерности и их практическое использование для сохранения и приумножения нордической крови Архивная копия от 13 июня 2015 на Wayback Machine, Эльснердрук, Берлин,1940.
- ↑ Baur E., Fischer E., Lenz J. Grundriss der menschlichen Erblichkeitslehre und Rassenhygiene. Munchen: J.F. Lehmann Verlag. 1921.
- ↑ Михман Д. Катастрофа европейского еврейства. — 1. — Тель-Авив: Открытый университет Израиля, 2001. — Т. 2. — С. 185-188. — ISBN 965-06-0233-X.
- ↑ Fischer E. Arztliche Eingriffe aus Gruden der Eugenik. Archiv fur Gynakologie, 1933
- ↑ NAZISM AND THE HOLOCAUST: images pg.49
- ↑ Burleigh, Michael. The Racial State: Germany 1933–1945. — Cambridge: Cambridge University Press, 1991. — P. 49-50. — 386 p. — ISBN 0-521-39114-8.
- ↑ Передайте об этом детям вашим
- ↑ Кранц Г.-У., фон. Аненербе. «Наследие предков», Вектор, СПб, 2006, c. 72
- ↑ Антисемитизм в нацистской Германии. Демонизация евреев (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 13 ноября 2012. Архивирова