Рассказ о человеке: Рассказ о человеке, в буквальном смысле слова, приручившем время

Рассказ о человеке, в буквальном смысле слова, приручившем время

23 апр. 2019 г., 8:00

Знакомство с коломенцем Виктором ЗОЛОТУХИНЫМ произошло под перестук и перезвон ходиков. Часы различных размеров и конструкций — его давняя страсть.

ХОДИКИ «С ИСТОРИЕЙ»

Инженер-элетромеханик по специальности, Виктор Никитович практически всю свою долгую и полную событиями жизнь посвятил механизмам, которые не только отсчитывают время, но и олицетворяют его. Ведь часы (настенные, карманные или наручные) в разные эпохи и выглядят как-то по-особому, передавая неповторимый «аромат» давно минувших дней. Конечно, моему новому знакомому довелось держать в руках хронометры «с историей», но основная их часть — те, что производились в течение всего XX века.  Однако мало сказать «довелось держать», поскольку механизмы были им со знанием дела восстановлены, а корпуса и циферблаты — приведены в порядок.

— Сам-то я родом из Орла, — рассказывает он, — работал на ОЧЗ*, который тогда выпускал будильники. В принципе, ремонтировать эти самые будильники я мог, ещё учась в школе. Кто-то мне приносил сломанные, и я свободно их разбирал, менял детали. С тех пор всё и началось, но потом, по прошествии лет, это занятие стало одним из моих увлечений. (Кроме всего прочего, Виктор Золотухин ещё и неплохой ювелир. — Прим. авт.) Как-то, примерно в 90-м году, сын принёс «вдрызг» разбитые «мозеровские»** настенные часы-ходики, которые он нашёл в старом доме. Фурнитура и съёмные детали отсутствовали, пришлось восстанавливать корпус, тщательно перебирать, прочищать и промывать механизм, изготавливать маятник, гири, цепи. Это была ручная работа, но она не потребовала чего-то такого сверхсложного и недостижимого…

«СВОЯ КОЛЕЯ»

Позвольте не согласиться с моим собеседником, хотя его скромность вполне достойна уважения. Я, человек по природе впечатлительный, всегда с неким пиететом отношусь к людям, которые «легко» делают то, что мне заведомо не по плечу. И потому для меня, честно говоря, уму непостижимо, как человек оказался способным из груды хлама воссоздать практически первозданную красоту (а все часы — априори красивы) старинного хронометра и при этом считать свой труд чем-то обыденным, а его результаты — само собой разумеющимися. Поверьте, здесь есть повод задуматься о высоких материях и обратиться к примерам из истории (см., например, книги о жизни и деятельности Ивана Кулибина).

— После ходиков, а восстановлено их было немало, я занялся наручными часами, — продолжает мастер. — Получилось это достаточно случайно: ко мне обратилась женщина с просьбой починить простенькие часы, что-то вроде «Полёта». Я бы и не взялся, но когда узнал, что они дороги ей как память о муже, — отказать не смог. Разобрал и обнаружил, что в часах уже кто-то «покопался», причём непрофессионально, к тому же замяв спираль.  

Запчастей у меня тогда практически не было, но механизм каким-то образом удалось починить.

Ну а дальше, как говорится, слухами земля полнится: сломанные часы и будильники стали приносить друзья, знакомые и коллеги по работе (Виктор Золотухин долгое время работал на КБМ). То были «лихие девяностые», и профессио­нальных часовых мастеров осталось немного (как, впрочем, и сейчас, считает мой собеседник). Вот и нашёл он тогда «свою колею».

НЕ КОРЫСТИ РАДИ

— Наверное, для вас это стало ещё одним источником дохода, и, надо полагать, неплохим?

— Что вы, о деньгах речь никогда и не шла! Было как-то неудобно их брать, поэтому я просил моих клиентов приносить в качестве оплаты совсем уж старые и ненужные часы, которые затем тоже восстанавливал или пускал «в дело», разбирал на запчасти. Сейчас, к сожалению, нет большого спроса на механические часы, и меня печалит тот факт, что люди перестали беречь их как память, например, о деде или отце.
Это время, увы, ушло: люди, бывало, отдавали мне часы с выгравированными дарственными надписями, и они для них ничего не значили.

— Что касается марок и моделей, какие из них в прошлые годы были особенно популярны?

— Надо сказать, что через мои руки прошли абсолютно все известные советские марки и их разновидности. Скажем, есть просто «Полёт», есть с одним или двумя календарями, есть с автоподзаводом и так далее. Все они пользовались спросом, как и многие другие модели.

 — Иностранные часы вам приносили ремонтировать?

— Как ни странно — нет. Может быть, потому что их было мало или они реже ломались. Вообще, первые зарубежные экземпляры, которые стали поставлять в Советский Союз, были электромеханическими.

Простые механические часы состоят приблизительно

ИЗ 130 ДЕТАЛЕЙ

РАЗВЕНЧИВАЯ МИФЫ

Ремесло часового мастера — дело тонкое и кропотливое, в нём нужны особый подход, острый глаз, железные нервы и, конечно, специальный набор инструментов. Разумеется, я спросил мастера о его профессиональной «кухне».

— Начну с того, что зрение у меня «минусовое», поэтому лупой пользуюсь очень и очень редко. Чаще — «плюсовыми» очками с толстыми стёклами или вообще обхожусь без них. То, что часовщик должен обязательно иметь лупу, это не более чем легенда или миф. Ничего подобного! Но это что касается оптики. Инструменты же я, как правило, делаю себе сам. Это четыре-пять видов отвёрток под разные шлицы, съёмники для стрелок, установочные трубочки. Я сам знаю, что понадобится, и всё у меня под рукой, а не так, как было, к примеру, у одного моего знакомого часовщика-любителя, который подцеплял стрелку ножичком, и она улетала неизвестно куда. Для   каждой «операции» должен быть свой инструмент. И главное, конечно, твёрдая рука: любителям горячительных напитков при работе приходится ох как непросто…

* * *

С Виктором Золотухиным мы беседовали ещё долго. И я никак не мог отделаться от мысли, что он несколько стесняется своих незаурядных талантов, при том что легко согласился на интервью и так же непринуждённо и доброжелательно поведал мне о себе и премудростях своего ремесла. Что ж, скромность и вместе с тем открытость — это, несомненно, признаки сильной личности, светлой души и умелых рук. А они у него — «золотые».

* ОЧЗ — Орловский часовой завод.

** «мозеровские» — часы российско-швейцарской фирмы, основанной Иоганном Генри Мозером.

Николай Романов

Источник: http://in-kolomna.ru/novosti/obschestvo/rasskaz-o-cheloveke-v-bukvalnom-smysle-slova-priruchivshem-vremya

Рассказ о человеке, совершившем невозможное

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу